Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам - часть 78

 

  Главная      Учебники - Разные     Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     76      77      78      79     ..

 

 

Аскон КОМПАС-3D. Руководство по библиотекам - часть 78

 

 

70

Глава 8.

Приемы создания объектов

Основная задача, решаемая при помощи любой САПР — создание и выпуск различной
документации. Скорость решения этой задачи, а значит, и эффективность работы с сис!
темой, в основном определяется тем, насколько удобные средства ввода и редактирова!
ния объектов она предоставляет пользователю.

Разрабатывая документы и модели с помощью КОМПАС!3D, вы можете применять раз!
личные приемы создания и изменения объектов.

8.1.

Параметры объектов

После вызова большинства команд создания объектов необходимо задать различные
параметры этих объектов.

Например, после вызова команды построения окружности требуется задание положения
ее центра и радиуса, а после вызова команды построения тела выдавливания — направ!
ление, глубину выдавливания и величину уклона.

Создать объект — значит определить все его параметры. При разработке моделей и чер!
тежей с помощью КОМПАС!3D все параметры создаваемых объектов отображаются на
Панели свойств (см. раздел 1.2 на с. 33). Каждому параметру соответствует один эле!
мент Панели (рис. 8.1).

Параметры можно разделить на числовые (координаты точки, длина, угол, количество
вершин и т.п.) и нечисловые (стиль линии, наличие осей симметрии и т.п.)

Рядом с названием большинства числовых параметров на Панели свойств находится пе!
реключатель, на котором отображается значок, соответствующий состоянию параметра
(табл. 8.1). 

Рис. 8.1.  Параметры окружности

Числовые параметры

Нечисловые параметры

Зафиксированный параметр Активный параметр Вспомогательный параметр

Табл. 8.1.  Значки состояния параметров

Название

Описание

Зафиксированный

На переключателе зафиксированного параметра отображается 
перекрестие. Значение этого параметра принято системой. Оно 
остается постоянным при изменении остальных параметров и 
отображается на фантоме объекта. Зафиксированными могут 
быть любые числовые параметры.

71

Глава 8. Приемы создания объектов

Если нечисловые параметры объекта можно задать только одним способом — выбрав
нужный вариант на Панели свойств, то для задания числовых параметров доступно не!
сколько способов.

Первый, наиболее простой и наглядный способ задания параметров — указание нужных
точек в окне документа (см. раздел 8.1.1 на с. 72). Этот способ может применяться в ос!
новном для графических объектов, так как среди трехмерных объектов очень мало та!
ких, чьи параметры можно было бы задать, указав лишь точки.

Второй способ — ввод параметров в предопределенном порядке — позволяет более
гибко управлять параметрами объектов (см. раздел 8.1.2 на с. 72). Этот способ доступен
при создании большинства объектов — как графических, так и трехмерных. 

Третий способ — задание значений параметров на Панели свойств — менее нагляден,
но универсален и может применяться при создании объектов всех типов (см.
раздел 8.1.3 на с. 74).

Все эти способы задания параметров объектов можно комбинировать. 

После того, как все параметры объекта будут заданы, необходимо подтвердить его со!
здание. Это можно сделать одним из следующих способов:

нажать кнопку 

Создать объект

 на Панели специального управления,

вызвать команду 

Создать объект

 из меню 

Редактор

 или из контекстного меню,

нажать комбинацию клавиш 

<Ctrl> + <Enter>

.

В большинстве команд построения графических объектов имеется возможность автома!
тического создания (см. раздел 8.1.10 на с. 82). По умолчанию автосоздание включено.

В дальнейшем при описании команд построения объектов под словом «указание» будет
подразумеваться указание некоторого элемента курсором в рабочем поле (т.е. установка
курсора на этом объекте и щелчок левой кнопкой мыши), а под словом «задание» — за!
дание параметров любым способом.

Активный

На переключателе активного параметра отображается 
«галочка». Система ожидает, что значение этого параметра 
будет введено путем указания точки мышью в окне документа. 
Активными могут быть только параметры, представляющие 
собой координаты точек.

Вспомогательный

Переключатель вспомогательного параметра пустой. Значение 
этого параметра либо не еще задано, либо зависит от значений 
других параметров (в этом случае оно фиксируется 
автоматически после фиксации параметра, от которого 
зависит). Вспомогательный параметр можно в любой момент 
задать и зафиксировать. До фиксации значение 
вспомогательного параметра удерживается в поле. 
Вспомогательными параметрами могут быть любые числовые 
параметры.

Табл. 8.1.  Значки состояния параметров

Название

Описание

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

72

8.1.1.

Указание точек в окне документа

Указать точку в окне документа — значит установить в нее курсор мыши и зафиксиро!
вать.

Для точной установки курсора можно использовать привязки (см. раздел 8.2 на с. 84)
или поля координат курсора на панели 

Текущее состояние

 (рис. 8.2).

Фиксация точки, в которой находится курсор, необходима для того, чтобы координаты
этой точки были переданы в поля Панели свойств (т.е. стали параметрами объекта). Точ!
ку можно зафиксировать двумя способами:

щелкнув левой кнопкой мыши (этот способ фиксации удобен, если точка указана
мышью — «на глаз» либо с применением глобальной или локальной привязки),

нажать клавишу 

<Пробел>

 или 

<Enter>

 (этот способ удобен, если точка указана с помо!

щью клавиатуры — путем ввода координат курсора или с применением клавиатурной
привязки).

Например, для создания отрезка достаточно указать и зафиксировать две точки: началь!
ную и конечную. Обратите внимание на то, что при этом в поля Панели свойств будут за!
несены не только координаты концов отрезка, но также его длина и угол (они рассчиты!
ваются автоматически).

Вы можете изменить умолчательную очередность указания точек, т.е. задавать парамет!
ры в последовательности, отличной от предлагаемой системой (см. раздел 8.1.6 на
с. 78).

8.1.2.

Ввод параметров в предопределенном порядке

Этот способ задания параметров объектов состоит в следующем.

Порядок ввода параметров, не являющихся координатами точек (длина, угол, расстоя!
ние, наименование и т.п.), для различных объектов определен заранее и хранится в сис!
теме. Поэтому значение (число или текст), введенное с клавиатуры во время создания
или редактирования объекта, сразу воспринимается системой как значение предопреде!

В разделах, посвященных созданию объектов, описаны наиболее простые и часто ис!
пользуемые пути. Это касается как способа, так и порядка задания свойств объектов. На!
пример, чтобы построить отрезок, необходимо каким!либо образом указать его длину,
направление и положение. При этом можно действовать, например, так: ввести коорди!
наты первой точки, затем — угол наклона к оси абсцисс текущей системы координат, и,
наконец, указать мышью конечную точку отрезка. Естественно, этот способ такой же
правильный, как и все остальные; более того, в некоторых случаях он может оказаться
единственно возможным. Однако в описании построения отрезка приведены лишь два
основных способа построения: по двум точкам и по точке, длине и углу, так как именно
они являются самыми простыми и наиболее употребительным.

Рис. 8.2.  Поля координат курсора

73

Глава 8. Приемы создания объектов

ленного параметра и заносится в предопределенное поле. Чтобы отказаться от введен!
ного значения, необходимо нажать клавишу 

<Esc>

, а чтобы зафиксировать и перейти к

следующему предопределенному полю — 

<Enter>

. При указании точки или объекта в ок!

не документа фиксация введенного значения и переход к следующему параметру проис!
ходят автоматически.

Параметры для предопределенного ввода можно задавать в произвольном порядке. Для
перемещения между предопределенными полями в прямом направлении служит клави!
ша 

<Tab>

, в обратном — комбинация клавиш 

<Shift>+<Tab>

. После фиксации значения

в выбранном поле производится автоматический переход к следующему полю для пре!
допределенного ввода.

Если текущим предопределенным полем является поле 

Текст

 (например, в процессе

простановки обозначения шероховатости), то при вводе первых символов надписи на эк!
ране появляется соответствующий диалог.

Рассмотрим способ ввода параметров в предопределенном порядке подробнее на при!
мере построения отрезка, для которого известны начальная точка, длина и угол наклона.
Очевидно, что строить его указанием начальной и конечной точек по меньшей мере не!
рационально.

Предопределенную последовательность ввода параметров отрезка составляют поля

Длина

 и 

Угол

. После вызова команды 

Отрезок

 на Панели свойств выделено поле

Длина

— оно обведено рамкой и имеет отличающийся фон (см. рис. 8.3). Наберите зна!

чение длины отрезка. Вы увидите, что это значение попало в поле 

Длина

. Обратите вни!

мание на то, что выделение поля исчезло. Это произошло потому, что при вводе значе!
ния активизировалась Панель свойств, а режим предопределенного ввода параметров
действует только тогда, когда активно окно документа (подробнее о переключении меж!
ду Панелью свойств и окном документа — см. следующий раздел). Укажите начальную
точку отрезка мышью в окне. Вы увидите, что в окне документа появился фантом отрез!
ка указанной длины с зафиксированной первой точкой. Поскольку при указании точки
активизировалось окно документа, вновь включился режим предопределенного ввода:
на Панели свойств выделилось следующее поле последовательности — 

Угол

. Наберите

значение угла. Оно будет занесено в поле 

Угол

. Нажмите клавишу 

<Enter>

. Значение угла

и сам отрезок будут зафиксированы.

Если по каким!либо причинам необходимо ввести сначала угол наклона отрезка, а затем
его длину, нужно действовать следующим образом.

1. Вызвать команду 

Отрезок

. Не выходя из режима предопределенного ввода — т.е. не

вводя значение длины, нажать клавишу 

<Tab>

.

Выделение переместится с поля 

Длина

 на следующее предопределенное поле — 

Угол

.

Рис. 8.3.  Панель свойств при построении отрезка

Начальную точку отрезка не обязательно указывать после ввода длины. Это можно сде!
лать как до задания длины, так и после задания угла.

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

74

2. Ввести значение угла и нажать клавишу 

<Enter>

.

Угол будет зафиксирован, выделение автоматически перейдет на поле 

Длина

.

3. Ввести значение длины и нажать клавишу 

<Enter>

.

Отрезок будет зафиксирован.

Переключение между Панелью свойств и окном документа

Сразу после вызова команды создания графического или трехмерного объекта актив!
ным является окно документа, т.е. система ожидает задания параметров объекта путем
указания точек или базовых объектов в окне.

В момент перехода к заданию параметров объекта с помощью Панели свойств становит!
ся активной Панель свойств. Это происходит при:

вводе значений в предопределенные поля (см. предыдущий раздел),

активизации элемента управления Панели свойств с помощью мыши или клавиши!аксе!
лератора,

щелчке мышью на свободном месте вкладки,

переключении между вкладками с помощью области выбора вкладки.

Обратите внимание на то, что Панель свойств не активизируется при щелчке по ее заго!
ловку, использовании ее контекстного меню, нажатии какой!либо кнопки Панели специ!
ального управления, а также при использовании геометрического калькулятора. 

Во время, когда активна Панель свойств, переключение на окно документа происходит
при:

нажатии клавиши 

<Enter>

 или 

<Esc>

,

щелчке мышью в окне,

переходе в окно другого приложения Windows.

8.1.3.

Ввод значений в поля Панели свойств

Чтобы явно задать значение параметра в поле Панели свойств, щелкните в этом поле ле!
вой кнопкой мыши. Оно станет доступно для редактирования. Введите нужное число.

Другим способом доступа к полю параметра является нажатие клавиши 

<Alt>

 и клавиши

с подчеркнутым в названии параметра символом (например, 

<Alt>+<У>

 для ввода угла

наклона отрезка).

Значения числовых параметров графических объектов можно «снимать» с уже сущест!
вующих объектов с помощью геометрического калькулятора (см.раздел 8.3 на с. 92).
Обратите внимание на то, что вызов геометрического калькулятора для поля параметра
возможен, если это поле 

не активизировано

.

В поля Панели свойств возможен ввод не только числовых значений параметров, но и
выражений для их вычисления (см. следующий раздел).

Поскольку при вводе значения предопределенного параметра активизируется Панель
свойств, нажатие в это время клавиши 

<Tab>

 или комбинации 

<Shift>+<Tab>

 приводит к

активизации следующего или предыдущего элемента управления Панели свойств.

75

Глава 8. Приемы создания объектов

Описанные приемы можно использовать для параметров, находящихся в различных со!
стояниях: зафиксированных, активных, вспомогательных (см. рис. 8.1 и табл. 8.1 на
с. 70).

При переходе к следующему параметру значение текущего параметра автоматически
фиксируется.

Числовые значения в полях Панели свойств отображаются с точностью, установленной
в диалоге настройки представления чисел (см. раздел 2.4 на с. 48). Эта точность не вли!
яет на значение параметра, хранящееся внутри системы — оно всегда равно числу, за!
данному пользователем.

Ввод выражений

При вводе выражений можно применять операции и функции, перечисленные в
таблице 8.2.

Установка курсора в поле с уже заданным параметром и нажатие клавиши 

<Enter>

 озна!

чает повторный ввод значения этого параметра. При этом внутри системы сохраняется
то значение, которое отображалось в поле в момент нажатия клавиши 

<Enter>

, т.е. число

записывается с точностью, установленной для отображения.

Табл. 8.2.  Операции и функции

Операция/
Функция

Описание

Арифметические операции:

()

скобки операторные

*

умножить

/

разделить

%

разделить целочисленно

+

сложить, или унарный плюс

вычесть, или унарный минус

=

равно

Логические операции:

==

тождественно

!=

не тождественно

>

больше

<

меньше

>

больше или равно

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

76

<

меньше или равно

!

логическое отрицание

&&

логическое И

||

логическое ИЛИ

?:

логическое выражение вида a ? b : c (если a — истина (не равно 0), 
то b, иначе c, где a, b и c могут быть выражениями)

Функции:

sin

синус с аргументом в радианах;

cos

косинус с аргументом в радианах

tan

тангенс с аргументом в радианах

atan

арктангенс с результатом в радианах

acos

арккосинус с результатом в радианах

asin

арксинус с результатом в радианах

sind

синус с аргументом в градусах

cosd

косинус с аргументом в градусах

tand

тангенс с аргументом в градусах

atand

арктангенс с результатом в градусах

acosd

арккосинус с результатом в градусах

asind

арксинус с результатом в градусах

deg

перевод из радиан в градусы

rad

перевод из градусов в радианы

sqrt

корень квадратный

exp

экспонента

ln

натуральный логарифм

abs

абсолютное значение

ceil

округление до большего целого числа

floor

округление до меньшего целого числа

Табл. 8.2.  Операции и функции

Операция/
Функция

Описание

77

Глава 8. Приемы создания объектов

После ввода выражения нажмите клавишу 

<Enter>

 для его вычисления.

Вы можете создать неограниченное количество переменных с буквенно!цифровыми
именами и оперировать ими в выражениях. Имя переменной может состоять из букв ла!
тинского алфавита (заглавные и прописные буквы различаются), цифр и символа под!
черкивания; оно должно начинаться с буквы или символа подчеркивания. Чтобы создать
переменную и присвоить ей значение, в поле ввода любого параметра наберите выраже!
ние вида имя переменной = значение (например, «а=25») или имя переменной = выра!
жение (например, «b=а!8») и нажмите клавишу 

<Enter>

Выражение с использованием операций и функций, а также с вычисленными ранее пе!
ременными, можно набирать при любом запросе числа (рис. 8.4). Переменная, которой
ранее не присваивалось значение, дает значение 0.

8.1.4.

Фиксация параметров

Любой из параметров создаваемого объекта можно зафиксировать. При этом значение
данного параметра будет постоянным, а другие параметры останутся доступны для из!
менения. Признаком того, что параметр зафиксирован, является отображение перекрес!
тия на переключателе рядом с полем параметра (см. рис. 8.1 и табл. 8.1 на с. 70).

Фиксацию параметра можно рассматривать как ограничение возможных конфигураций
создаваемого объекта.

Пусть нужно вычертить отрезок, длина которого должна точно равняться 60 миллимет!
рам. Задайте начальную точку отрезка, затем введите значение 60 в поле длины отрезка
и нажмите клавишу 

<Enter>

. Теперь при всех перемещениях курсора будет изменяться

только угол наклона отрезка, а длина останется равной 60.

Отметим, что при указании точки в рабочем поле, а также при снятии параметра сущес!
твующего объекта (см. раздел 8.3 на с. 92) фиксация этого параметра выполняется ав!
томатически.

Если, перемещая курсор, вы достигли нужного значения какого!либо параметра и хотите
его зафиксировать, то не сдвигая мышь, активизируйте поле параметра с помощью со!
ответствующей комбинации клавиш (например, 

<Аlt>+<У>

 для угла наклона отрезка) и

затем нажмите клавишу 

<Enter>

.

round

округление до ближайшего целого числа

Табл. 8.2.  Операции и функции

Операция/
Функция

Описание

Рис. 8.4.  Ввод выражения в поле параметра 

Радиус

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

78

8.1.5.

Освобождение параметров

Чтобы отменить фиксацию значения параметра, щелкните левой кнопкой мыши на пе!
реключателе рядом с названием этого параметра. Признаком того, что фиксация снята,
является отсутствие перекрестия на соответствующем переключателе (см. рис. 8.1 и
табл. 8.1 на с. 70).

Пусть при вычерчивании отрезка была задана первая точка, а затем введено и зафикси!
ровано значение длины, равное 60 миллиметрам. В дальнейшем при всех перемещениях
курсора изменялся только угол наклона отрезка. Если теперь освободить длину отрезка,
то можно будет вновь изменять как угол наклона, так и длину.

В процессе построения объекта вы можете многократно фиксировать и освобождать его
параметры.

8.1.6.

Активизация параметров

Значения некоторых числовых параметров могут быть введены только с клавиатуры (то
есть заданы явно) или сняты с уже существующих объектов с помощью геометрического
калькулятора (к таким параметрам относятся, например, длина фаски, угол штриховки).

Значения других числовых параметров могут задаваться также путем фиксации курсора
в определенной точке поля документа (например, координаты точки, начальный и конеч!
ный углы дуги).

Во время задания параметра, относящегося к последней группе, на переключателе, со!
ответствующем параметру, отображается «галочка», означающая, что параметр актив!
ный (см. рис. 8.1 и табл. 8.1 на с. 70), т.е. система ожидает задания именно его значения.
После задания значения параметр фиксируется и активным становится следующий па!
раметр.

При создании объектов их параметры активизируются в порядке, установленном в сис!
теме по умолчанию. Однако при необходимости пользователь может изменить его.

Чтобы активизировать параметр объекта, щелкните левой кнопкой мыши на его назва!
нии (не на переключателе, соответствующем параметру, и не в поле ввода!). Параметр
станет активным, и вы сможете задать его значение.

Пусть необходимо построить отрезок заданной длины, параллельный данному и оканчи!
вающийся в заданной точке. Вызовите команду построения параллельного отрезка, ука!
жите данный отрезок, введите значение длины отрезка и зафиксируйте его. По умолча!
нию точка, которую вы укажете в поле документа, будет восприниматься как начальная
точка отрезка, поэтому сейчас «галочкой» отмечен параметр 

т1

. Чтобы можно было ука!

зать эту же точку в качестве конечной точки отрезка, активизируйте параметр 

т2

, щелк!

нув по его названию мышью. «Галочка» на переключателе параметра 

т1

 исчезнет, а на

переключателе параметра 

т2

 появится; фантом вводимого отрезка «повернется» на

180°. Теперь укажите положение конца отрезка — например, выполнив привязку к нуж!
ной точке.

Вы можете активизировать как вспомогательные, так и уже зафиксированные парамет!
ры (например, при редактировании объектов). В этом случае активизация параметра
равносильна расфиксации его значения.

79

Глава 8. Приемы создания объектов

8.1.7.

Запоминание параметров

Часто требуется начертить несколько объектов, имеющих ряд одинаковых параметров.
Типичный пример — концентрические окружности (их совпадающими параметрами яв!
ляются координаты точки центра).

КОМПАС!3D предоставляет возможность сохранить значение параметров и использо!
вать их 

до завершения текущей команды

 при построении следующих объектов.

Для использования одинаковых параметров при создании объектов выполните следую!
щие действия.

1. Задайте параметры, которые должны быть запомнены.

2. Нажмите кнопку 

Запомнить состояние

. Кнопка останется в нажатом состоянии, что

свидетельствует о запоминании параметров.

3. Выполняйте построения до тех пор, пока нужны запомненные параметры.

4. Отожмите кнопку 

Запомнить состояние

.

Если введенные параметры однозначно определяют объект (например, уже зафиксиро!
ваны точка центра и радиус окружности), кнопка 

Запомнить состояние

 будет недо!

ступна.

Запоминать параметры можно при построении различных объектов. Ниже приведено не!
сколько примеров использования этой возможности. Ознакомившись с ними, попробуй!
те самостоятельно построить следующие группы объектов:

концентрические дуги с одинаковым углом раствора,

отрезки одинаковой длины с одной и той же начальной точкой,

отрезки одинаковой длины, параллельные одному и тому же объекту,

а также выполнить следующие действия:

сделать одинаковыми радиусы нескольких окружностей и дуг,

измерить длины нескольких участков кривой, начинающихся в одной и той же точке.

Концентрические окружности

1. Вызовите команду 

Инструменты — Геометрия — Окружности  — Окружность

.

2. Задайте точку центра окружности.

3. Нажмите кнопку 

Запомнить состояние

.

4. Последовательно указывайте точки, лежащие на окружностях.

Если расфиксировать координаты центра, а затем указать другую центральную точку,
можно построить новое семейство концентрических окружностей.

Если кнопка 

Автоматическое создание объекта

 на Панели специального управления

нажата, то окружности будут строиться автоматически. В противном случае создание
каждой окружности необходимо подтверждать нажатием кнопки 

Создать объект

.

Подробнее об автоматическом и ручном создании объектов — см. раздел 8.1.10 на с. 82.

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

80

Расположение нескольких точек на одной вертикали 

1. Вызовите команду 

Инструменты — Параметризация — Точки  — Выровнять точки

по вертикали

.

2. Укажите первую точку для выравнивания.

3. Нажмите кнопку 

Запомнить состояние

.

4. Последовательно указывайте остальные точки для выравнивания.

Измерение расстояния от одной точки до нескольких других

1. Вызовите команду 

Сервис — Измерить — Расстояние между 2 точками

.

2. Задайте точку, от которой требуется измерять расстояние.

3. Нажмите кнопку 

Запомнить состояние

.

4. Последовательно указывайте точки, расстояние до которых нужно определить.

В Информационном окне будут появляться значения измеренных расстояний.

8.1.8.

Отображение параметров объектов рядом с курсором

При создании и редактировании геометрических объектов их параметры могут отобра!
жаться не только в полях Панели свойств, но и рядом с курсором (рис. 8.5). Это облег!
чает контроль правильности построений.

Управление показом параметров осуществляется опцией 

Отображать параметры ко

манд

 (рис. 8.6) в диалоге настройки параметров курсора.

а)

б)

Рис. 8.5.  Отображение параметров объектов рядом с курсором:

а) при построении дуги по трем точкам, б) при построении отрезка, параллельного данному

81

Глава 8. Приемы создания объектов

8.1.9.

Округление значений параметров

При работе с КОМПАС!документами вы можете включить округление линейных величин.
Эта возможность используется во время выполнения различных команд построения и
редактирования графических и трехмерных объектов.

Включение и выключение режима округления в окне (окнах) текущего документа произ!
водится кнопкой 

Округление

 на панели 

Текущее состояние

 или клавишей 

<F7>

.

Умолчательная настройка режима округления (включен или выключен) для окон новых
документов производится в диалоге настройки курсора (см. рис. 8.6).

При включенном режиме значения параметров округляются до ближайшего значения,
кратного текущему шагу курсора. Величина округляется в меньшую сторону, если раз!
ница между ней и ближайшим кратным значением меньше половины шага курсора, и в
большую сторону в противном случае.

Рассмотрим работу в режиме округления подробнее на примере построения прямо!
угольника. Для этого выполните следующие действия.

1. Убедитесь в том, что режим округления отключен.

2. Установите текущее значение шага курсора 5 мм.

3. Вызовите команду 

Прямоугольник

.

4. Укажите положение первой вершины прямоугольника.

5. Перемещайте курсор и наблюдайте за значениями в полях 

Высота

 и 

Ширина

 на Панели

свойств.

6. Вы увидите, что в этих полях отображаются дробные значения с точностью до 0,0001. 

7. Нажмите кнопку 

Округление

.

Рис. 8.6.  Диалог настройки курсора

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

82

8. Убедитесь, что в полях 

Высота

 и 

Ширина

 теперь отображаются целые значения, крат!

ные 5, т.е. размеры прямоугольника изменяются дискретно с шагом, равным шагу кур!
сора.

9. Смените значение шага курсора с 5 на 2.

10. Убедитесь, что размеры сторон прямоугольника стали кратны 2.

Округление значений при работе с трехмерными объектами проявляется во время «пе!
ретаскивания» их характерных точек. Обратите внимание на то, что в деталях и сборках
возможно округление не только линейных, но и угловых величин.

Кроме того, при «перетаскивании» характерной точки трехмерного объекта название и
значение соответствующего параметра отображается на экране вне зависимости от со!
стояния опции 

Отображать параметры команд

 в диалоге настройки курсора.

8.1.10.

Автоматическое и ручное создание объектов

Когда вы изменяете параметры объекта при его построении, зачастую бывает не нужно
создавать объект сразу после задания всех определяющих его параметров. Удобнее сна!
чала оценить, правильно ли заданы значения параметров, а уже затем подтвердить со!
здание объекта.

После вызова большинства команд ввода объектов на Панели специального управления
(см. рис. 1.2 на с. 33) отображаются две кнопки.

Одна из них, 

Автоматическое создание объекта

, по умолчанию нажата. Пока она на!

ходится в этом состоянии, все объекты создаются (фиксируются) немедленно после
ввода параметров, достаточных для построения.

Если же не требуется, чтобы объекты создавались автоматически, отожмите эту кнопку.
Теперь, чтобы подтвердить создание каждого очередного объекта, нужно будет допол!
нительно нажать кнопку 

Создать объект

. До тех пор, пока эта кнопка не нажата, объект

не считается зафиксированным, поэтому вы можете изменить любой его параметр
(см. раздел 8.1.6 на с. 78) любое количество раз. Каждое изменение будет немедленно
отражаться на фантоме объекта в окне документа, что позволит контролировать пра!
вильность ввода значений.

Команда 

Создать объект

 доступна также в меню 

Сервис

.

Обратите внимание на то, что в момент срабатывания привязки режим округления вре!
менно отключается. Например, если при построении отрезка его конечную точку указать
с помощью какой!либо привязки, скажем, 

Ближайшая точка

, длина отрезка не округ!

лится. Она будет точно равняться расстоянию от первой точки до точки, к которой осу!
ществлялась привязка.
Кроме того, не производится округление значений зафиксированных параметров. На!
пример, при построении отрезка, параллельного данному, вы можете ввести в поле 

Рас

стояние

 на Панели свойств любое значение и зафиксировать его. При указании началь!

ной и конечной точек отрезка его длина будет округляться, а расстояние от базового —
нет.

83

Глава 8. Приемы создания объектов

8.1.11.

Повторное указание объектов

При выполнении многих команд требуется указывать объект, служащий базовым для
построения.

После того, как объект указан, можно создать несколько базирующихся на нем объектов.

Чтобы выбрать другой объект в качестве базового и создать новую группу объектов, сле!
дует нажать кнопку 

Указать заново

. Построенные объекты будут зафиксированы, а

система вновь будет ожидать указания базового объекта.

Этой кнопкой можно воспользоваться для построения нескольких групп отрезков, па!
раллельных или перпендикулярных указанному объекту, нескольких групп угловых раз!
меров от общей базы и т.п.

Второе назначение кнопки 

Указать заново

— «перевыбор» базового объекта без пов!

торного вызова команды.

Например, если для построения дуги, касательной к кривой, случайно была указана не
та кривая, которая нужна, нажмите кнопку 

Указать заново

. Выделение с выбранной

кривой будет снято, а система вновь будет ожидать указания базового объекта. 

8.1.12.

Перебор объектов

Иногда объект, который требуется указать, расположен близко к другим объектам или
наложен на другие объекты. При этом трудно (а иногда и вовсе невозможно) точно ука!
зать его курсором.

Для выбора любого из близко расположенных (в том числе наложенных друг на друга)
объектов служит режим перебора объектов. Перебор возможен, когда система ожидает

выделения

 или 

указания

 объекта, а в ловушку курсора попадает сразу несколько объек!

тов.

Выделение объектов

 часто требуется перед выполнением какой!либо команды. Напри!

мер, для получения копии объекта необходимо выделить исходный объект.

Указание объектов

 требуется во время выполнения некоторых команд. Например, для

построения параллельного отрезка необходимо указать его базовый объект.

Автосоздание невозможно при построении некоторых графических объектов (например,
эквидистанты) и практически всех трехмерных объектов. Их необходимо фиксировать
вручную. 

Для фиксации графического объекта можно просто щелкнуть на нем мышью.

При описании команд построения геометрических объектов предполагается, что автома!
тическое создание включено. 

Часть II.

Как работать в КОМПАС3D

84

Перебор при выделении графических объектов

1. Наведите курсор на группу объектов, содержащую нужный, и выделите любой из них.

2. Вызовите из контекстного меню команду 

Перебор объектов

 или нажмите комбинацию

клавиш 

<Ctrl>+<t>

3. Перебирайте объекты, нажимая клавишу 

<Пробел>

 или вызывая команду 

Следующий

объект

 из контекстного меню. Объекты, попавшие в ловушку курсора в момент выделе!

ния первого объекта, будут поочередно подсвечиваться.

4. После подсвечивания нужного объекта вызовите команду 

Закончить перебор объек

тов

. Можно также нажать клавишу 

<Enter>

 или 

<Esc>

 либо щелкнуть мышью на выде!

ленном объекте. Перебор закончится на текущем объекте. 

Перебор при указании графических объектов

1. Наведите курсор на группу объектов, содержащую нужный объект.

2. Не указывая ни один из них, вызовите из контекстного меню команду 

Перебор объек

тов

. Можно также нажать комбинацию клавиш 

<Ctrl>+<t>

3. Перебирайте объекты, нажимая клавишу 

<Пробел>

 или вызывая команду 

Следующий

объект

 из контекстного меню. Объекты, на которые указывал курсор в момент вызова

команды перебора, будут поочередно подсвечиваться.

4. После подсвечивания нужного объекта выйдите из режима перебора с подтверждением

выбора. Для этого вызовите команду 

Выбрать подсвеченный объект

 из контекстного

меню или нажмите клавишу 

<Enter>

. Можно также щелкнуть мышью на подсвеченном

объекте или в любом свободном месте окна документа.

5. Для выхода из режима перебора без указания объекта вызовите из контекстного меню

команду 

Отказ от перебора

. Можно также нажать клавишу 

<Esc>

.

Система вернется в режим выполнения команды, для которой указывался объект.

8.1.13.

Прерывание команды

Чтобы завершить текущую команду, выполните одно из следующих действий:

Нажмите клавишу 

<Esc>

.

Отожмите кнопку команды.

Вызовите из контекстного меню команду 

Прервать команду

.

Вызовите любую другую команду.

Нажмите кнопку 

Прервать команду

 на Панели специального управления.

8.2.

Привязка

В процессе работы с графическим документом постоянно возникает необходимость точ!
но установить курсор в некоторую точку (начало координат, центр окружности, конец от!

Заканчивать перебор не обязательно. Вы можете вызвать команду, для выполнения ко!
торой выделяется объект, сразу после того, как он подсветится.

85

Глава 8. Приемы создания объектов

резка и т.п.), иными словами, выполнить привязку к уже существующим точкам или объ!
ектам. Без такой привязки невозможно создать точный чертеж.

КОМПАС!3D предоставляет возможности привязок к 

характерным точкам

 (пересечение,

граничные точки, центр и т.д.) и

 объектам

 (по нормали, по направлениям осей коорди!

нат). Все варианты привязок объединены в меню, которое можно вызвать при создании,
редактировании или выделении объектов нажатием правой кнопки мыши.

Предусмотрены две разновидности привязки — 

глобальная

 (действующая по умолча!

нию) и 

локальная

 (однократная).

Глобальная привязка (если она установлена) постоянно действует при вводе и редакти!
ровании объектов. Например, если включена глобальная привязка к пересечениям, то
при вводе каждой точки система автоматически будет выполнять поиск ближайшего пе!
ресечения в пределах ловушки курсора.

Локальную привязку требуется всякий раз вызывать заново. После того, как был исполь!
зован один из вариантов привязки, система не «запоминает», какой именно это был ва!
риант. Поэтому, когда потребуется выполнить к другой точке такую же привязку, ее при!
дется вызвать снова. Это неудобно в том случае, если требуется выполнить несколько
однотипных привязок подряд.

8.2.1.

Глобальная привязка

Для управления глобальными привязками служит панель 

Глобальные привязки

. Что!

бы включить нужную привязку в текущем окне, нажмите соответствующую кнопку. Пока
кнопка находится в нажатом состоянии, привязка будет действовать. Для выключения
привязки отожмите кнопку.

Можно включать несколько различных глобальных привязок к объектам, и все они будут
работать одновременно. При этом расчет точки выполняется «на лету», а на экране отоб!
ражается фантом, соответствующий этой точке.

Если при текущем положении курсора возможно выполнение сразу нескольких привя!
зок, то срабатывает более приоритетная из них. Список приоритетов совпадает с поряд!
ком перечисления привязок в диалоге их настройки (рис. 8.8).

Допустим, включены привязки 

Ближайшая точка

 и 

Пересечение

, расположенные в

списке друг за другом. Если при текущем положении курсора (например, при указании
точки для выравнивания) его «ловушка» захватывает характерную точку объекта и точку
пересечения объектов, то сработает более приоритетная привязка 

Ближайшая точка

.

Привязки 

Ортогональность

Выравнивание

 и 

Точка на кривой

 (если они включены)

могут срабатывать попарно. Например, совместное использование привязок 

Выравни

вание

 и 

Точка на кривой

 позволяет зафиксировать точку на кривой, имеющую ту же

абсциссу или ординату, что и характерная точка какого!либо объекта.

Локальная привязка является более приоритетной, чем глобальная, то есть при вызове
какой!либо команды локальной привязки она подавляет установленные глобальные на
время своего действия (до ввода точки или отказа).

Рис. 8.7.  Панель глобальных привязок

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     76      77      78      79     ..