Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 83

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     81      82      83      84     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 83

 

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

211 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 173 [K003761] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратилась больная К. 35 лет с жалобами 

на  оголение  края  искусственной  коронки  11,  12  и  21,  22  зубов  кровоточивость  и 
болезненность при чистке зубов, необычный вид десны, и неприятный запах изо рта.

 

Анамнез  заболевания:  оголение  края  коронок  у  11,  12  и  21,  22  зубов. 

Кровоточивость и появились после протезирования зубов, два года назад.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Десневые сосочки в области фронтальных зубов 11, 12 и 21, 22  верхней челюсти, 

отѐчны,  цианотичны,  определяется  болезненность  и  кровоточивость  при  зондировании 
пришеечной области 11, 12 и 21, 22 зубов. Отмечается без уступная препаровка у всех 4 
зубов 12, 11, 21, 22, покрытых искусственными коронками из металлокерамики.

 

Коронки  изготовлены  единым  блоком  при  этом  отмечается  отсутствие  места  для 

десневых  сосочков.  Отмечается  оголение  краѐв  коронок  от  0,5-0,8  мм.  Гигиена  полости 
рта неудовлетворительная. Отмечается реакция на температурные раздражители. Рентген 
контроль 11, 12 и 21, 22 зубов выявил, что эндодонтического лечения ранее у этих зубов 
не проводилось.

 

Мостовидные  протезы  на  +25+27  и  45+47  в  удовлетворительном  состоянии 

отмечается  достаточное  промывное  пространство  для  эффективного  гигиенического 
ухода.  Соотношение  края  коронок  мостовидных  протезов  с  десневыми  краями  опорных 
зубов удовлетворительное.

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи ортопедического лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения.

 

4. Составьте план терапевтического лечения.

 

5. Перечислите клинические этапы лечения с помощью металлокерамических 
коронок для этого пациента.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

212 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 174 [K003762] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратился больной Ш. 35 лет с жалобами 

на разрушение коронок зубов 15 и 46.

 

Анамнез  заболевания:  месяц  назад  коронка  15  зуба  разрушилась,  корни  46  около 

трѐх лет.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Коронка  46  зуба  разрушена,  корень  на  уровне  десневого  края,  твѐрдые  ткани 

размягчены, при пробной препаровке по удалению размягчѐнных твѐрдых тканей уровень 
расположения корней снизился на  1-1,5 мм по отношению к десневому краю. Культя 15 
зуба  выступает  над  десной  на  высоту  3  мм.  Подвижности  корня  не  отмечается.  Каналы 
корней  запломбированы  до  верхушки.  47  под  пломбой,  каналы  запломбированы, 
подвижность  в  пределах  физиологической  нормы.  36  и  37  под  пломбами  лечены  по 
поводу глубокого кариеса.

 

Вопросы:

 

1. Поставьте и сформулируйте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи ортопедического лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения. Выберите оптимальный вариант.

 

4. Составьте план терапевтического лечения.

 

5. Составьте план хирургического лечения для подготовки полости рта к 
ортопедическому лечению.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

213 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 175 [K003763] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратился больной И. 54 лет.

 

Жалобы  на  плохое  жевание  в  связи  с  отсутствием  большого  количества  зубов  и 

плохую фиксацию протеза на нижней челюсти.

 

Анамнез  заболевания:  пациент  неоднократно  протезировался  съѐмными 

пластиночными  протезами  на  верхней  и  нижней  челюсти  с  гнутыми  кламмерами,  но  не 
пользовался протезами особенно на нижней челюсти, то из-за боли под базисом протеза, 
то из-за неудобства при жевании.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Открывание  рта  свободное.  14,  13,  21,  23,  24  зубы  покрыты  одиночными 

искусственными  штампованными  коронками  с  нитрид  титановым  напылением.  Зубы  - 
устойчивы,  атрофия  альвеолярного  отростка  на  нижней  челюсти  неравномерная,  резко 
выраженная  в  дистальном  отделе  слева.  45  и  44  зубы  покрыты  одиночными 
штампованными коронками. Рентген контроль – зубы под коронками не депульпированы: 
14, 13, 21, 23, 24, 45, 44.

 

Пластиночные  протезы  на  верхней  челюсти  фиксируются  удерживающими 

кламмерами  на  14  и  24  зубы.  Границы  базиса  протеза  не  соответствуют  переходной 
складке протезного ложа верхней челюсти.

 

Пластиночные протезы на нижней челюсти фиксируются гнутыми кламмерами на 

44  и  45  зубы.  Базис  в  области  зубов  плохо  прилегает  к  опорным  зубам,  границы  базиса 
укорочены.  Зубы    устойчивы.  Высота  нижнего  отдела  лица  в  состоянии  центральной 
окклюзии  на  искусственных  зубах  уменьшена  на  4-5  мм.  Гигиена  полости  рта 
неудовлетворительная.

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения.

 

4. Составьте план терапевтического лечения для предстоящего ортопедического 
лечения.

 

5. С помощью какого метода снятия слепка, будете добиваться оптимальных границ 
базиса съѐмного протеза на верхней и нижней челюсти?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

214 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 176 [K003764] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратилась больная В. 45 лет.

 

Жалобы  на  отсутствие  зубов  в  боковых  участках  на  нижней  челюсти  и 

затруднѐнное жевание.

 

Анамнез  заболевания:  к  врачу  стоматологу-ортопеду  не  обращалась  лет  восемь. 

Последнее удаление зубов было 4 года назад.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Оставшиеся  зубы  на  верхней  и  нижней  челюстях  имеют  1  степень  подвижности 

зубов.  Слизистая  оболочка  бледно-розового  цвета.  Отмечается  истирание  фронтальной 
группы  зубов  нижней  челюсти  на  1/3.  Высота  нижнего  отдела  лица  в  состоянии 
центральной  окклюзии  –  уменьшена  3-4  мм.  Отмечаются  симптомы  пародонтита  на 
верхней и нижней челюсти в области всех зубов.

 

Ортопантомограмма:

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи ортопедического лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения.

 

4. Составьте план терапевтического лечения для подготовки полости рта к 
ортопедическому лечению.

 

5. С помощью какого статического метода можно математически обосновать выбор 
количества опорных зубов при планировании мостовидного протеза?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

215 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 177 [K003765] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратилась больная В. 48 лет.

 

Жалобы  на  отсутствие  зубов  в  боковых  участках  на  нижней  челюсти  и 

затруднѐнное жевание.

 

Анамнез  заболевания:  к  врачу  стоматологу-ортопеду  не  обращалась  лет  восемь. 

Последнее удаление зубов 18 и 28 было 4 года назад.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Оставшиеся  зубы  на  верхней  и  нижней  челюстях  имеют  1  степень  подвижности 

зубов.  Слизистая  оболочка  бледно-розового  цвета.  Отмечается  истирание  фронтальной 
группы  зубов  нижней  челюсти  на  1/3.  Высота  нижнего  отдела  лица  в  состоянии 
центральной  окклюзии  –  уменьшена  3-4  мм.  Отмечаются  симптомы  пародонтита  на 
верхней и нижней челюсти в области всех зубов.

 

Ортопантомограмма:

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения.

 

4. Составьте план терапевтического лечения для подготовки полости рта к 
ортопедическому лечению

 

5. Составьте план хирургической подготовки полости рта к протезированию

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

216 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 178 [K003766] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В клинику ортопедической стоматологии обратилась больная В. 65 лет.

 

Жалобы  на  отсутствие  зубов  в  боковых  участках  на  нижней  челюсти  и 

затруднѐнное жевание.

 

Анамнез  заболевания:  к  врачу  стоматологу-ортопеду  не  обращалась  лет  восемь. 

Последнее удаление зубов было 3 года назад.

 

Объективно при осмотре:

 

 

 

 

Оставшиеся  зубы  на  верхней  челюсти  имеют  1-2  степень  подвижности  зубов. 

Слизистая  оболочка  бледно-розового  цвета.  Отмечается  истирание  фронтальной  группы 
зубов верхней и нижней челюсти на 1/3.  Отмечается подвижность 41, 42, 31, 32 зубов 3 
степени. Высота нижнего отдела лица в состоянии центральной окклюзии – уменьшена 6-
8  мм.  Отмечаются  симптомы  пародонтита на верхней и нижней  челюсти  в  области  всех 
зубов.

 

Ортопантомограмма:

 

 

 

 
 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

217 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз.

 

2. Сформулируйте задачи лечения.

 

3. Составьте план ортопедического лечения.

 

4. Составьте план хирургической подготовки полости рта к протезированию.

 

5. Биологические и клинические основы лечения мостовидными протезами. 
Обоснование выбора количества опорных зубов.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

218 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 179 [K003767] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители ребѐнка 8 лет обратились в клинику детской стоматологии с жалобами на 

прорезывание зуба 2.4, изменѐнного в цвете и форме. Из анамнеза выяснено, что зуб 6.4 
был лечен по поводу осложнѐнного кариеса, затем удален около года назад.

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Проведите дифференциальную диагностику.

 

2. Поставьте диагноз.

 

3. Предложите план лечения.

 

4. Назовите возможные причины заболевания.

 

5. Назовите стоматологические материалы, применяемые при лечении данного 
заболевания.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

219 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 180 [K003768] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители ребѐнка 11 лет обратились в клинику детской стоматологии с жалобами 

на косметический дефект зуба 2.1. Из анамнеза выяснено, неделю назад произошла травма 
в  результате  падения  с  велосипеда.  Во  время  еды  возникают  болевые  ощущения  при 
приѐме  горячей,  холодной,  твѐрдой  пищи.  При  зондировании  линии  перелома  зуба  2.1 
обнаружено сообщение с полостью зуба.

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Назовите методы дополнительного обследования, которые помогут уточнить 
диагноз.

 

4. Предложите методы лечения.

 

5. Каков прогноз заболевания?

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

220 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 181 [K003769] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители  ребѐнка  8  лет  обратились  в  клинику  детской  стоматологии  с  жалобами

что два месяца назад при падении произошѐл перелом коронок двух центральных резцов 
верхней  челюсти.  В  поликлинике  было  проведено  восстановление  формы  зубов  с 
помощью  штифтов  и  композитных  материалов,  в  течение  3  недель  после  реставрации 
зубов ребѐнок пожаловался на ноющие боли в зубах 1.1, 2.1, а 1 неделю назад родители 
отметили появление свища на десне у центрального резца.

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Оцените правильность выбранного ранее метода лечения.

 

4. Какие дополнительные методы исследования помогут уточнить диагноз?

 

5. Предложите метод лечения.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

221 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 182 [K003770] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители ребѐнка 6 лет обратились в клинику детской стоматологии с жалобами

 

на 

боли в зубе 7.5 при попадании пищи в кариозную полость. Мать отмечает, что год назад 
зуб беспокоил, но боли прошли самостоятельно, к врачу не обращались. Объективно: 7.5 
кариозная  полость,  на  контактной  дистальной  поверхности  заполненная  размягчѐнным 
пигментированным  дентином.  Цвет  слизистой  оболочки  не  изменен.  Зондирование  дна 
полости болезненно. Ребѐнок направлен на рентгенологическое обследование.

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Опишите рентгенограмму.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Поставьте диагноз.

 

4. Выберите метод лечения.

 

5. Выскажите прогноз.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

222 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 183 [K003771] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители мальчика 13 лет обратились в клинику с жалобами на боли во время еды, 

появление  эрозий  на  слизистой  оболочке  полости  рта,  повышение  температуры  тела  до 
38,5 °С. При осмотре выявлены крупные кровяные корки на красной кайме губ, гиперемия 
и отѐк слизистой оболочки полости рта, эрозии на нѐбе. На коже тыльной поверхности рук 
– папулы розового цвета (кокарды).

 

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте предполагаемый диагноз.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Укажите признаки, являющиеся решающими для установления окончательного 
диагноза.

 

4. Предложите план лечения.

 

5. Укажите на необходимость дополнительной консультации специалиста.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

223 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 184 [K003772] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители  ребѐнка  12  лет  обратились  в  клинику  на  этапе  лечения  зуба  4.6.  При 

осмотре  выявлено,  что  зуб  4.6  закрыт  временной  пломбой.  Проведѐн  дополнительный 
метод обследования.

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Назовите использованный метод обследования и укажите проекции каждого из 
рисунков.

 

2. Оцените состояние корней зуба 4.5.

 

3. Оцените состояние корней зуба 4.6.

 

4. Оцените состояние корней зуба 4.7.

 

5. Опишите состояния зуба 4.8.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

224 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 185 [K003773] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребѐнок  3  лет  направлен  на  консультацию  по  поводу  кровоточивости  дѐсен  и 

подвижности  зубов.  При  внешнем  осмотре  определяется  потливость  и  гиперкератоз 
ладоней и подошв. В полости рта выявлена подвижность зубов, наличие пародонтальных 
карманов глубиной более 5 мм.

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Составьте план комплексного лечения.

 

4. Консультации каких специалистов порекомендуете пациенту?

 

5. Укажите прогноз заболевания.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

225 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 186 [K003774] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Родители  ребѐнка  7 лет обратили внимание на то, что прорезавшиеся постоянные 

зубы  имеют  необычную  форму.  В  анамнезе  первого  года  жизни  ребѐнка  частые 
респираторно-вирусные  заболевания,  дисбактериоз  кишечника,  с  возраста  6  месяцев 
ребѐнку  поставлен  диагноз  атопический  дерматит.  Объективно  определяется  истончение 
эмали у режущего края 1.1, 2.1, 3.2, 3.1, 4.1, 4.2; обнажение дентина на буграх 1.6, 2.6, 3.6, 
4.6.

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

 

1. Поставьте предварительный диагноз.

 

2. Предложите дополнительные методы исследования.

 

3. Проведите дифференциальную диагностику.

 

4. Какие причины могли привести к возникновению данной патологии?

 

5. Составьте план лечения.

 

СЗ_Стоматология_ч.2 – 2017  

 

226 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 187 [K003781] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Пациент А. 65 лет обратился с жалобами на постоянную ноющую боль в области 

лунки удалѐнного зуба 4.7 с иррадиацией в ухо, запах изо рта.

 

Развитие настоящего заболевания: со слов пациента, 3 дня назад был удален зуб 4.7 

по поводу хронического периодонтита. Со вчерашнего вечера боль усилилась.

 

Перенесѐнные  и  сопутствующие  заболевания:  со  слов  пациента  гипертоническая 

болезнь, гастрит, ВИЧ, сифилис, гепатит отрицает.

 

Аллергоанамнез не отягощѐн.

 

Общее состояние удовлетворительное. Температура тела 36,9 °С.

 

Местный  статус:  конфигурация  лица  не  изменена.  Открывание  рта  свободное. 

Поднижнечелюстные  лимфатические  узлы  справа  увеличены,  слабо  болезненны  при 
пальпации, не спаяны с окружающими тканями.

 

В полости рта: края лунки удаленного зуба 4.7 покрыты фибринозным налетом. В 

альвеоле  удаленного  зуба  4.7  сгусток  отсутствует,  лунка  заполнена  остатками  пищи. 
Слизистая  оболочка  в  области  лунки  удаленного  зуба  4.7  гиперемирована,  отѐчна, 
болезненна при пальпации.

 

 

Зубная формула:

 

 

 
 

Вопросы:

 

1. Поставьте диагноз и укажите наиболее существенные для данного заболевания 
симптомы.

 

2. Проведите дифференциальную диагностику.

 

3. Составьте план комплексного лечения врачами-стоматологами различного 
профиля.

 

4. Обоснуйте последовательность хирургических этапов лечения.

 

5. Перечислите возможные местные и общие осложнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     81      82      83      84     ..