Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 41

 

  Главная      Учебники - Разные     Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     39      40      41      42     ..

 

 

Клинические и ситуационные задачи (2018-2019 год) - часть 41

 

 

СЗ_Лечебное дело (ч.3) – 2017 

331 

 

Ситуационная задача 267 [K003272] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной Ю. 28 лет. Заболел остро с подъѐма температуры тела до 38°С. Жалуется 

на  боль  в  правой  половине  грудной  клетки  при  глубоком  вдохе,  кашель  со 
скудноотделяемой  мокротой  слизисто-гнойного  характера,  слабость,  потливость.  В 
течение двух  месяцев  отмечает нарастание слабости, снижение аппетита, покашливание. 
При  обследовании  в  стационарных  условиях  кожные  покровы  обычной  окраски  и 
влажности.

 

Аускультативно:  везикулярное  дыхание,  в  нижних  отделах  правого  лѐгкого 

выслушиваются влажные хрипы.

 

Перкуторно: притупление лѐгочного звука в области нижней доли правого лѐгкого.

 

Рентгенологически  определяется  затемнение  в  нижней  доле  правого  лѐгкого  с 

нечѐткими  контурами,  негомогенное,  средней  интенсивности,  в  котором  отмечаются 
участки  просветления.  В  окружающей  лѐгочной  ткани  имеются  множественные  очаги 
бронхогенного обсеменения.

 

Туберкулиновая  проба:  реакция  Манту  с  2  ТЕ  –  папула  9  мм.  Методом 

люминесцентной микроскопии КУМ в мокроте не найдены.

 

Больному была произведена диагностическая фибробронхоскопия: слева  – бронхи 

в  норме,  справа  –  в  просвете  нижнедолевого  бронха  отделяемое  слизисто-гнойного 
характера  в  умеренном  количестве.  Слизистая  умеренно  гиперемирована.  В  промывных 
водах бронхов методом посева обнаружены МБТ.

 

Вопросы:

 

1. Наиболее вероятный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

 

4. Обоснуйте факт бактериовыделения в данном случае.

 

5. Какое лечение должно быть назначено в данном случае?

 

СЗ_Лечебное дело (ч.3) – 2017 

332 

 

Ситуационная задача 268 [K003273] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной  Ш.  33  лет  при  поступлении  в  стационар  жаловался  на  повышение 

температуры  тела  до  38,5°С,  резкую  слабость,  потливость  в  ночное  время,  отсутствие 
аппетита,  снижение  веса  на  10  кг,  кашель  с  мокротой  гнойного  характера,  одышку  при 
небольшой  физической  нагрузке.  Ранее  туберкулѐзом  не  болел.  Контакты  с 
туберкулѐзными  больными  имел  в  местах  лишения  свободы.  После  освобождения  в 
течение  года  отмечал  нарастание  слабости,  стал  терять  в  весе.  При  осмотре  состояние 
тяжѐлое, больной пониженного питания, кожные покровы бледные.

 

Перкуторно: притупление лѐгочного звука над правыми отделами грудной клетки.

 

Аускультативно:  справа  выслушивается  ослабленное  везикулярное  дыхание, 

разнокалиберные влажные хрипы.

 

Рентгено-томографически:  в  правом  лѐгком  определяется  субтотальная 

инфильтрация лѐгочной ткани средней и высокой интенсивности, крупные каверны в S6 и 
S2, множество средних и мелких каверн с инфильтрированной стенкой по всему правому 
легкому, очаги и фокусы отсева в S1+2 левого лѐгкого. В мокроте методом микроскопии 
обнаружены КУМ в большом количестве.

 

Вопросы:

 

1. Наиболее вероятный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. С каким заболеванием следует провести дифференциальный диагноз?

 

4. Какие рентгенологические изменения характерны для данного заболевания?

 

5. Какое лечение должно быть назначено в данном случае?

 

СЗ_Лечебное дело (ч.3) – 2017 

333 

 

Ситуационная задача 269 [K003274] 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной К. 34 лет. Заболел остро с подъѐма температуры тела до 37,5°С. Жалуется 

на  потливость,  кашель  с  мокротой  серозного  характера,  слабость,  недомогание,  похудел 
на 4 кг. Контакт с больными туберкулѐзом имел в местах лишения свободы. Освободился 
3  месяца  назад.  Перкуторно:  незначительное  притупление  лѐгочного  звука  в  верхних 
отделах.  Аускультативно:  в  верхних  отделах  –  дыхание  жѐсткое,  в  нижних  отделах  – 
ослабленное везикулярное. Микроскопически в мокроте - КУМ+++.

 

Рентгенологически: во всех лѐгочных полях определяются очаговые тени размером 

5-7 мм в диаметре с размытыми контурами, в верхних отделах очаги имеют тенденцию к 
слиянию и распаду. В крови обнаружены маркеры гепатита С.

 

Вопросы:

 

1. Наиболее вероятный диагноз.

 

2. Обоснуйте поставленный Вами диагноз.

 

3. Какое лечение должно быть назначено в данном случае?

 

4. С какими заболеваниями следует провести дифференциальный диагноз?

 

5. Сформулируйте прогноз.

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ (часть 1)  

для первичной аккредитации выпускников, завершающих в 2017 году подготовку по 

образовательной программе высшего медицинского образования в соответствии с 

федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 

«Медико-профилактическое дело» 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 001 [K001761]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной К. 40 лет поступил в клинику инфекционных болезней с предварительным 

диагнозом «клещевой вирусный энцефалит».

 

Считал  себя  больным  3  дня.  Начало  заболевания  острое:  внезапно  повысилась 

температура  тела  до  40°С,  отмечалась  интенсивная  головная  боль,  сопровождавшаяся 
рвотой, миалгией, парестезией.

 

Клиническая  картина:  температура  тела  -  39°С;  гиперемия  кожи  лица,  шеи  и 

слизистых  оболочек,  инъекция  сосудов  склер.  Отмечаются  менингеальные  симптомы  - 
ригидность мышц затылка, симптомы Кернига и Брудзинского – положительные.

 

Эпидемиологические данные: месяц назад выезжал на территорию, эндемичную по 

клещевому  энцефалиту,  и  употреблял  сырое  козье  молоко.  Прививочный  анамнез  - 
прошёл неполный курс прививок против клещевого энцефалита.

 

Вопросы:

 

1. Кто является основным переносчиком вируса клещевого энцефалита?

 

2. Выскажите гипотезу о пути передачи возбудителя клещевого энцефалита 
больному К.

 

3. Каковы меры профилактики клещевого энцефалита для лиц, выезжающих на 
территории, эндемичные по клещевому энцефалиту?

 

4. Какие средства используют для проведения экстренной профилактики клещевого 
энцефалита?

 

5. Предложите комплекс противоэпидемических мероприятий в отношении лиц, 
имеющих аналогичный с больным риск заражения клещевым энцефалитом.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 002 [K001762]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной С. 45 лет поступил в клинику инфекционных болезней с предварительным 

диагнозом «лептоспироз». Считает себя больным 5 суток.

 

Клинические  данные:  температура  тела  -  40°С,  сильные  головные  боли, 

головокружение,  слабость,  сильные  боли  в  икроножных  мышцах,  пальпация  мышц 
болезненна.  Отмечается  одутловатость  и  гиперемия  лица;  расширение  сосудов  склер  и 
конъюнктивы;  на  коже  туловища  и  конечностей  полиморфная  сыпь;  геморрагии  на 
склерах  и  конъюнктиве  в  подмышечных  и  паховых  областях,  в  локтевых  сгибах;  язык 
сухой,  покрыт  бурым  налётом;  печень  увеличена,  слегка  болезненна;  положительный 
симптом Пастернацкого; уменьшение мочеотделения.

 

Эпидемиологические данные: профессиональная деятельность по уходу за пушным 

зверем  клеточного  содержания  (звероферма)  на  территории,  неблагополучной  по 
лептоспирозу.

 

Вопросы:

 

1. Представляет ли эпидемиологическую опасность больной лептоспирозом человек?

 

2. Какой основной способ выделения возбудителей лептоспироза в окружающую 
среду?

 

3. Выскажите гипотезу о возможных путях передачи возбудителей лептоспироза в 
данной ситуации.

 

4. Какие профилактические мероприятия необходимо провести в очаге 
лептоспироза?

 

5. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в отношении 
лиц, подвергшихся риску заражения лептоспирозом?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 003 [K001763]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больная  25  лет  поступила  в  клинику  инфекционных  болезней  с  предварительным 

диагнозом «пищевая токсикоинфекция».

 

Клинические  данные:  температура  тела  –  39,5°С,  головная  боль,  озноб,  ломота  в 

теле, тошнота, многократная рвота, частый жидкий стул.

 

Эпидемиологические  данные:  за  день  до  заболевания  употребляла  пирожные  с 

кремом. В течение 2-х дней в районе было зарегистрировано ещё 4 аналогичных случая. 
При  эпидемиологическом  обследовании  кафе,  в  котором  заболевшие  употребляли 
пирожные, у кондитера был обнаружен на пальце руки панариций.

 

Вопросы:

 

1. Какие микроорганизмы могли в данной ситуации вызвать пищевую 
токсикоинфекцию?

 

2. Выскажите гипотезу о пути передачи возбудителей пищевой токсикоинфекции в 
данной ситуации.

 

3. Какие оптимальные условия для накопления в продуктах энтеротоксинов 
возбудителей пищевых токсикоинфекций?

 

4. В чём основные причины попадания в пищу возбудителей пищевой 
токсикоинфекции в данной ситуации?

 

5. Какие мероприятия по профилактике пищевых токсикоинфекций необходимо 
проводить в данной ситуации?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 004 [K001766]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Больной  28  лет  поступил  в  клинику  инфекционных  болезней  с  предварительным 

диагнозом «туляремия». Считает себя больным 7 дней.

 

Клиническая  картина:  температура  тела  -  40°С,  на  кожных  покровах  отмечается 

сыпь папулёзного характера, паховые лимфоузлы увеличены до величины грецкого ореха, 
подвижность  кожи  над  увеличенными  лимфатическими  узлами  ограничена, 
болезненность  выражена  слабо,  ярко  выраженный  региональный  лимфаденит.  Кожная 
аллергическая проба с тулярином положительная.

 

Эпидемиологические  данные:  профессиональная  деятельность  связана  с 

промыслом  пушного  зверя.  10  дней  назад  вернулся  с  территории  природного  очага 
туляремии.  В  период  нахождения  на  территории  природного  очага  туляремии 
неоднократно  подвергался  нападению  клещей.  Живёт  в  собственном  доме  в  селе  В., 
вблизи природного очага туляремии, женат, имеет троих детей.

 

Вопросы:

 

1. К какой группе инфекций относится туляремия?

 

2. Выскажите гипотезу о пути передачи возбудителей туляремии в данной ситуации.

 

3. Что используют для специфической профилактики туляремии?

 

4. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в эпидемическом 
очаге?

 

5. Какие неспецифические профилактические мероприятия должны проводить 
выезжающим в природный очаг туляремии?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 005 [K001767]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  посёлке  М.  в  апреле  месяце  в  результате  паводка  произошло  частичное 

затопление  населённого  пункта.  Через  несколько  дней  после  затопления  населённого 
пункта в районную больницу начали поступать больные (12 человек) из зоны затопления с 
жалобами  на  слабость,  умеренную  головную  боль,  повышение  температуры  до  39,4°С, 
схваткообразные боли в животе. Стул до 15 раз в день, в испражнениях слизь и кровь. Все 
больные  до  заболевания  употребляли  сырую  воду  из  местного  колодца.  Был  поставлен 
предварительный диагноз «острая кишечная инфекция».

 

Вопросы:

 

1. Какие лабораторные исследования надо провести для постановки окончательного 
диагноза?

 

2. Как можно оценить эпидемическую ситуацию по острым кишечным инфекциям 
(ОКИ) в населённом пункте?

 

3. Какими данными можно подтвердить гипотезу о типе вспышки?

 

4. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очагах?

 

5. В течение какого времени проводится наблюдение за очагом острой кишечной 
инфекции?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 006 [K001768]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

В  селе  К.  в  середине  июля  возникла  вспышка  лептоспироза.  В  течение  10  дней 

заболело  8  человек:  3  детей,  5  подростков.  При  эпидемиологическом  расследовании 
выявлено,  что  все  заболевшие  купались  в  пруду,  находящемся  вблизи  села.  Пруд 
используется  также  для  водопоя  скота,  его  берега  заросли  тростником  и  заселены 
множеством  диких  мышевидных  грызунов.  В  начале  июля  зарегистрировано  несколько 
случаев лептоспироза в соседнем селе у лиц, занимающихся убоем скота.

 

Вопросы:

 

1. Кто мог быть источником инфекции для заболевших?

 

2. Каков вероятный путь заражение в данном случае?

 

3. Какие препараты применяются для специфической профилактики лептоспироза?

 

4. Кто подлежит обязательной вакцинации против лептоспироза по эпидемическим 
показаниям?

 

5. Кем разрабатывается план мероприятий по оздоровлению выявленного очага 
лептоспироза?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 007 [K001769]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

У  ребёнка  6  лет,  не  посещающего  детское  учреждение,  8  сентября 

зарегистрирована  скарлатина  (заболел 7  сентября).  Боль  в  горле,  температура  39,5-40°С. 
Брат  заболевшего  2  лет  и  6  месяцев  скарлатиной  ранее  не  болел,  посещает  ясли.  Мать 
детей  работает  медицинской  сестрой  в  хирургическом  отделении,  отец  -  инженер 
промышленного предприятия. Семья занимает 2 смежные комнаты площадью 26 кв. м. в 
коммунальной  квартире.  При  эпидемиологическом  обследовании  очага  у  школьницы 
(ученицы  1  класса)  из  семьи  соседей  (проживающей  с  бабушкой  пенсионеркой) 
обнаружено шелушение на ладонях.

 

Вопросы:

 

1. Кто мог быть источником возбудителя инфекции для 6-летнего ребёнка?

 

2. В какие периоды болезни источник возбудителя инфекции опасен для 
окружающих?

 

3. Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в очаге?

 

4. Сколько времени проводится наблюдение за контактными в эпидемическом очаге?

 

5. Кто подлежит наблюдению в данном эпидемическом очаге?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 008 [K001771]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Ребёнок  С.  2  лет  посещает  дошкольное  образовательное  учреждение  (ДОУ), 

ясельную  группу.  19  октября  вечером  мать  обнаружила  повышение  температуры  до 
37,5°С  и  мелкоточечную  сыпь  на  теле  ребёнка.  При  обращении  к  врачу-педиатру 
участковому 20 октября врач поставил предварительный диагноз «корь».

 

Эпидемиологические  данные:  10  октября  ребёнок  с  родителями  посещал 

кинотеатр.  Мать  ребёнка  переболела  корью  в  детском  возрасте,  отец  не  болел  и  не  был 
привит. В ДОУ случаи кори за последние 2 месяца не регистрировались.

 

Вопросы:

 

1. Какие мероприятия в отношении контактных необходимо провести по месту 
жительства?

 

2. Какие мероприятия в отношении контактных необходимо провести в детском 
учреждении?

 

3. В какой период болезни больной ребёнок мог заразить детей в группе?

 

4. Каковы действия эпидемиолога при получении данных о регистрации кори на 
обслуживаемой территории?

 

5. Какой препарат для экстренной профилактики кори можно использовать лицам с 
аллергической реакцией на куриный белок?

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 009 [K001824]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

5  декабря  к  ребёнку  4  лет  был  вызван  на  дом  врач-педиатр  участковый  в  связи  с 

наличием  у  мальчика  насморка  и  повышения  температуры  тела  до  38°С.  При  осмотре 
выявлены  гиперемия  слизистой  ротоглотки,  пятна  Филатова,  конъюнктивит.  Был 
поставлен предварительный диагноз  «корь». Заболевший ребёнок против кори привит не 
был,  в  связи  с  чем  был  оформлен  отказ  от  профилактических  прививок.  Ребёнок 
проживает  в  отдельной  квартире,  на  последнем  этаже  9-этажного  дома.  Кроме  него  в 
квартире проживают ребёнок 6 лет, посещающий детский сад и привитый по календарю, и 
ребёнок  9  месяцев.  Мать  –  воспитатель  детского  сада,  корью  болела.  В  квартире  ещё 
проживает отец, преподаватель вуза, против кори не привит и не болел, а также бабушка 
54 лет, пенсионерка, сведений о вакцинации против кори или перенесённом заболевании 
нет.

 

При  проведении  расследования  врачом-эпидемиологом  было  установлено,  что  14 

ноября был зарегистрирован случай кори у ребёнка, проживающего на 2 этаже в этом же 
подъезде дома. Никаких мероприятий проведено не было.

 

Вопросы:

 

1. Оцените эпидемическую ситуацию и выскажете гипотезу о возможных причинах 
возникновения случая кори.

 

2. Определите территориальные границы эпидемического очага кори.

 

3. Обоснуйте Вашу гипотезу.

 

4. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге кори.

 

5. Составьте перечень документов, необходимых Вам для составления плана 
мероприятий.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

10 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 010 [K001825]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

26  марта  20…  г.  в  городе  Н.  корью  заболел  мужчина  30  лет,  вернувшийся  из 

деловой  поездки  в  Китай.  23  марта  больной  почувствовал  себя  плохо,  повысилась 
температура  тела  до  38,6°С,  наблюдалась  боль  в  горле  и  светобоязнь.  В  течение  23-25 
марта больной лечился самостоятельно: принимал жаропонижающие средства и полоскал 
горло  раствором  пищевой  соды  с  йодом.  26  марта  температура  поднялась  до  39,5°С,  на 
теле  появилась  мелкоточечная  сыпь.  Мужчина  вызвал  скорую  помощь.  Врач  скорой 
помощи поставил диагноз «фолликулярная ангина» и госпитализировал пациента в ЛОР-
отделение городской клинической больницы, где тот находился с 1 апреля по 8 апреля. С 
17  апреля  по  21  апреля  в  больнице  заболело  корью  4  сотрудника,  3  пациента  отделения 
терапии,  4  пациента  отделения  кардиологии  и  2  пациента  отделения  неврологии.  На 
территории  больницы  расположено  несколько  корпусов.  Терапевтический  корпус,  в 
который  первоначально  поступил  больной,  имеет  5  этажей.  Отделения  находятся  на 
разных  этажах  одного  больничного  корпуса.  В  приёмном  отделении,  расположенном  на 
первом этаже корпуса, заболевших корью среди пациентов и сотрудников не выявлено. У 
всех заболевших выделен генотип Н1, эндемичный для Китая.

 

Вопросы:

 

1. Оцените эпидемическую ситуацию и выскажете гипотезу о возможных причинах 
возникновения группового заболевания корью.

 

2. Определите территориальные границы эпидемического очага кори.

 

3. Обоснуйте Вашу гипотезу.

 

4. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге кори.

 

5. Составьте перечень документов, необходимых Вам для составления плана 
мероприятий.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

11 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 011 [K001826]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Врач-педиатр  участковый,  вызванный  5  апреля  к  больному  Серёже  К.  4  лет, 

диагностировал  скарлатину.  Мальчик  заболел  вечером  3  апреля.  После  возвращения  из 
детского  сада  ребёнок  почувствовал  себя  плохо,  жаловался  на  боль  в  горле,  головную 
боль.  Температура  тела  была  повышена  -  38,1°С.  На  следующий  день  появилась 
мелкоточечная  сыпь  на  теле,  яркая  гиперемия  зева,  увеличение  подчелюстных 
лимфоузлов.  В  группе,  которую  посещал  Серёжа,  по  списку  25  детей.  Из  них  5  ранее 
болели скарлатиной. Последние 1,5 месяца инфекционных заболеваний среди детей этой 
группы не зарегистрировано.

 

За  4  дня  до  заболевания  Серёжи  в  группу  возвратился  Дима  Л.,  который 

отсутствовал  5  дней  по  поводу  заболевания  ОРВИ,  мама  педиатра  не  вызывала,  лечила 
ребёнка самостоятельно народными средствами.

 

Старший брат Серёжи К., ученик 2-го класса, скарлатиной не болел. Родственники 

мальчика  работают:  мать  –  медицинская  сестра  в  роддоме,  отец  –  слесарь  на  заводе. 
Родители скарлатиной не болели. В настоящий момент здоровы. Проживают в отдельной 
благоустроенной трёхкомнатной квартире.

 

Вопросы:

 

1. Оцените эпидемическую ситуацию и выскажете гипотезу о возможных причинах 
заболевания скарлатиной.

 

2. Определите территориальные границы эпидемического очага скарлатины.

 

3. Обоснуйте Вашу гипотезу.

 

4. Составьте план противоэпидемических мероприятий в домашнем очаге 
скарлатины.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге скарлатины в 
дошкольном образовательном учреждении.

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

12 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 012 [K001827]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

Врач-педиатр участковый, вызванный 21 марта к Насте К. 5 лет диагностировал  у 

неё скарлатину. Девочка заболела 20 марта, в этот день к вечеру она была  переведена из 
группы  детского  сада  в  изолятор  в  связи  с  повышением  температуры  до  38,1°С  и 
однократной  рвотой.  Дома  у  ребёнка  температура  поднялась  до  38,5°С,  девочка 
жаловалась  на  головную  боль  и  боль  в  горле.  На  следующий  день  на  теле  появилась 
мелкоточечная сыпь, зев ярко гиперемирован. Врач-педиатр участковый подал экстренное 
извещение  в  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и  эпидемиологии»  и  организовал  проведение 
необходимых  противоэпидемических  мероприятий  в  домашнем  очаге  скарлатины.  22 
марта  было  проведено  эпидемиологическое  обследование  детского  сада,  который 
посещала Настя К. Эпидемиолог ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» установил, что 
на момент обследования по неизвестным причинам отсутствуют 5 детей. В марте месяце в 
группе, которую посещает Настя К., зарегистрировано 3 случая ОРВИ и 2 случая ангины. 
Установлено,  что  16  марта  в  группу  после  5-дневного  отсутствия  по  причине  ОРВИ 
вернулся Максим Д. В других группах детского сада случаев заболевания скарлатиной и 
ангинами не зарегистрировано.

 

Настя  К.  проживает  с  родителями  в  отдельной  2-х  комнатной  квартире.  Отец  – 

программист,  работает  в  частной  фирме,  мать  –  педагог  начальной  школы.  Родители 
скарлатиной не болели. Работники детского сада в феврале проходили диспансеризацию. 
Медицинские книжки у всех сотрудников в порядке.

 

Вопросы:

 

1. Оцените эпидемическую ситуацию и выскажете гипотезу о возможных причинах 
заболевания скарлатиной.

 

2. Определите территориальные границы эпидемического очага скарлатины.

 

3. Обоснуйте Вашу гипотезу.

 

4. Составьте план противоэпидемических мероприятий в домашнем очаге 
скарлатины.

 

5. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге скарлатины в 
дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

 

 

СЗ_Медико-профилактическое дело (часть 1) – 2017   

13 

 

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 013 [K001828]

 

Инструкция: ОЗНАКОМЬТЕСЬ С СИТУАЦИЕЙ И ДАЙТЕ РАЗВЕРНУТЫЕ 
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

 

Основная часть

 

К  врачу-педиатру  участковому  на  приём  20  декабря  обратилась  мама  мальчика  5 

лет  с  жалобами  на  не  купируемый  лекарствами  длительный  сухой  кашель  у  ребёнка. 
Ребёнок  кашляет  7  дней.  Температура  тела  нормальная.  Катаральных  явлений  не 
наблюдается.  После  осмотра  врач  поставил  диагноз  «трахеит»  и  назначил 
соответствующее диагнозу лечение. При повторном посещении поликлиники через 5 дней 
у ребёнка был отмечен приступообразный кашель с покраснением лица,  усиливающийся 
ночью  и  во  время  физической  нагрузки.  Врач  заподозрил  коклюш.  Ребёнок  посещает 
детский сад, последнее посещение 19 декабря. Мальчик вакцинирован АКДС-вакциной в 
3, 6, 9 месяцев и ревакцинирован в 2 года.

 

При  эпидемиологическом  обследовании  детского  сада  установлено,  что  в  группе, 

которую посещал ребёнок, в начале декабря был зарегистрирован случай коклюша у Пети 
В. 

 

Семья  больного  проживает  в  отдельной  3-х  комнатной  квартире.  Отец  – 

госслужащий,  мать  -  учитель  начальной  школы,  сестра  7  лет  –  ученица  1-го  класса,  на 
момент  обследования  здорова,  вакцинирована  в  3,  4,  5,  6  месяцев,  ревакцинирована  в  2 
года АКДС-вакциной.

 

Вопросы:

 

1. Оцените эпидемическую ситуацию и выскажете гипотезу о возможных причинах 
заболевания коклюшем.

 

2. Определите территориальные границы эпидемического очага коклюша.

 

3. Обоснуйте Вашу гипотезу.

 

4. Составьте план противоэпидемических мероприятий в очаге коклюша.

 

5. Составьте перечень документов, необходимых Вам для составления плана 
мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     39      40      41      42     ..