Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 25

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 25

 

 

18

 

18 

 

При работе гидропривода уровень масла в бак - фильтре не должен превышать 

верхнюю отметку уровня масломерного стекла во избежание выброса масла через горло-

вину бака. 

3.1.1.5 Картер компрессора заправьте маслом согласно карте смазки. Температура 

масла перед пуском компрессора должна быть не ниже 15 

С. Уровень масла в картере 

компрессора должен быть до верхней риски маслоуказателя. Масло заправляйте через во-

ронку с сеткой (размер ячеек в свету не более 0,45 мм). Браковочные показатели масла, 

сроки отбора проб- согласно требований “Инструкции по применению смазочных мате-

риалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе” ЦТ/940. 

3.1.1.6 Заправьте бачки стеклоомывателей водой –летом и незамерзающей жидко-

стью (

типа H- Gear арт. 5654 или Turtle – Wax арт. Т4044

)-зимой. 

3.1.1.7 Заправьте песочные бункеры песком. 

 

  

3.2  Подготовка  электроаппаратуры  и  описание  операций  по 

проверке работы составных частей тепловоза 

Осмотрите аппаратуру микропроцессорной системы МСУ-ТЭ, устройств            

КЛУБ-У-09, ТСКБМ, блок СПН электропневматического тормоза, шкаф радиооборудо-

вания и пульты управления радиостанции, убедитесь в отсутствии повреждений блоков и 

подходящих проводов. 

Проверку аппаратуры КЛУБ-У-09, ТСКБМ, микропроцессорной системы МСУ-ТЭ 

и радиостанции выполните в соответствии с их инструкциями по эксплуатации и дейст-

вующими инструкциями по безопасности. 

Проверку остальной электроаппаратуры проведите с обоих пультов  управления в 

следующей последовательности. 

1)включите рубильник аккумуляторной батареи ВкБ (см. схему 

ТЭП70А.70.00.001Э3); 

2)автоматические выключатели АВ12 “Масляный насос”, АВ13 “Заряд батареи”, 

АВ14 “Стартер-генератор”, АВ15 “Компрессор”, расположенные в высоковольтной каме-

ре, должны быть включены; 

3)включите на передней стенке высоковольтной камеры автоматические выключа-

тели “Освещение ВВК”, “Питание БУ и датчиков”, “Питание пультовых дисплеев”, “Пи-

тание исполнительных устройств”, “Топливный насос”, “Вспомогательные цепи”, “По-

жарная сигнализация”, “Питание КЛУБ, ТСКБМ”, “ТСКБМ”. 

4)блокировочные ключи КБ1 и КБ2 поставьте в положение, соответствующее той 

кабине, из которой будет вестись управление тепловозом; 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

19

 

5)проверку работоспособности системы МСУ-ТЭ выполняйте в соответствии с 

“Руководством по эксплуатации” на систему МСУ-ТЭ (27.Т.156.00.00.000РЭ) 

6)установите на пульте машиниста тумблеры “Управление жалюзи воды” и 

“Управление жалюзи масла” в положение “Ручное”. Проверьте работу механизмов жалю-

зи 

При этом на пультовом дисплее появятся предупреждающие кадры: “Открой жа-

люзи по воде” и “Открой жалюзи по маслу”. 

7)включите СОТП. Для этого необходимо открыть крышку БПУ СОТП и вклю-

чить тумблер «АКК» и затем «Сеть», предварительно проверив, что автоматические вы-

ключатели «Питание БУ-МСУ и датчиков» и «Пожарная сигнализация» включенны; 

8)проконтролируйте срабатывание аппаратов цепей пуска непосредственно при 

пуске и прокрутке дизеля по сообщениям на пультовых дисплеях системы МСУ-ТЭ; 

 

9)включите на передней стенке высоковольтной камеры автоматические выключа-

тели: “Радиостанция”, “ЭПТ”. На щите управления включите автоматический выключа-

тель, “Питание ЭПТ”, тумблер “Питание ТСКБМ”, а на пульте управления – выключатель 

“ЭПТ”; 

10)проверьте работу радиостанции, включив выключатель Вк7 “Радиостанция” на 

пульте управления. Проверку производите в соответствии с “Инструкцией по эксплуата-

ции” на радиостанцию “Транспорт-РВ-1,1М” завода-изготовителя; 

11)проверьте работу телемеханической системы контроля бодрствования машини-

ста ТСКБМ. 

Включите тумблер на контроллере ТСКБМ-К. При этом на блоке ТСКБМ-П дол-

жен светиться линейный светодиодный индикатор уровня бодрствования машиниста 

желтого цвета.  

Проверку производите в соответствии с “Руководством по эксплуатации” на сис-

тему ТСКБМ предприятия-изготовителя. 

12)проверьте работу комплексного локомотивного устройства безопасности 

КЛУБ-У согласно разделу 5 “Руководства по эксплуатации” завода – изготовителя.; 

13)выполните предрейсовую проверку СПН ЭПТ М, которая производится во вре-

мя опробования и проверки электропневматических тормозов в соответствии с “Инструк-

цией по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог”                                 

ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. 

Включите СПН ЭПТ М осуществляется автоматическими выключателями: АВ24, 

“Питание ЭПТ”, который расположен на передней стенке высоковольтной камеры, АВ25  

 

20

 

20 

 

“ЭПТ” на щите управления и выключателем Вк6 “ЭПТ”, который находится на 

пульте управления. 

Критерием исправного состояния СПН ЭПТ М при включенном электропитании 

является горящая сигнальная лампа ЛС1 “Отпуск” при снятом с подвески одного из рука-

вов тормозной магистрали. 

 

3.3 Подготовка к пуску дизель -генератора 

Перед пуском дизель- генератора проверьте: 

-состояние и крепление дизель- генератора, тяговых двигателей, электрических 

вспомогательных машин, высоковольтной и выпрямительных камер и агрегатов вспомо-

гательного оборудования; 

-нулевое положение стрелок приборов, контролирующих давление охлаждающей 

жидкости, масла и топлива; 

-уровень масла в картере дизель- генератора; 

-уровень охлаждающей жидкости в расширительном баке; 

-уровень масла в бак- фильтре гидропривода; 

-количество топлива в баке; 

-уровень масла в вентиляторе ЦВС; 

-уровень масла в регуляторе числа оборотов; 

-уровень масла в компрессоре. 

Примечание. 

Уровни охлаждающей жидкости и масла в перечисленных узлах 

оговорены в п.3.1 

 

.-состояние рукавов подвода воздуха от воздухоочистителя к турбонаддувочному 

агрегату; 

-все ли вентили и краны масляной, топливной и водяной систем находятся в рабо-

чем положении; 

-давление топлива при включенном топливоподкачивающем насосе, которое 

должно быть не менее 1,5 кгс/см

2

-положение вилок перепускных клапанов, которые должны быть опущены; 

-рабочие поверхности втулок цилиндров, состояние контровки всех гаек в картере 

дизеля (через люки блока цилиндров); 

-поступление масла, при включенном маслопрокачивающем агрегате, к коренным 

и шатунным подшипникам, к верхним головкам шатунов, на охлаждение поршней, к кла 

 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

21

 

 

панно-рычажному механизму крышек цилиндров и подшипникам турбокомпрес-

сора, при этом давление масла в системе должно быть не менее 0,3 кгс/см

2

-легко ли перемещаются рейки топливных насосов и положение реек при рабочем 

и выключенном положении предельного регулятора. 

Кроме того: 

-проверните валоповоротным механизмом коленчатый вал на 2-3 оборота при 

включенном маслопрокачивающем агрегате. Затем с открытыми индикаторными кранами 

поверните коленчатый вал на 7-8 оборотов и убедитесь в отсутствии охлаждающей жид-

кости и масла в цилиндрах. Выведите червяк валоповоротного механизма из зацепления с 

ведущим диском муфты; 

-закройте индикаторные краны и приведите в рабочее положение предельный ре-

гулятор; 

-произведите отметку в формуляре тепловоза о подготовке дизель- генератора к 

пуску (только при подготовке к первому пуску); 

-предупредите обслуживающий персонал о пуске дизеля. 

 

3.4 Пуск дизель- генератора, прогрев его, правила настройки и 

регулирования составных частей тепловоза 

Дизель пускайте при температуре масла в дизеле не ниже +15 

С. 

При температуре окружающей среды ниже +8 

С рабочая жидкость системы охла-

ждения в дизеле должна быть подогрета до температуры 40-45 

С. 

Перед пуском холодного дизеля дополнительно до нажатия кнопки “Пуск дизеля” 

прокачайте масляную систему в течение не менее 60 с. Если после 2-3 попыток пуск ди-

зеля не произошел, следующий пуск производите только после выявления и устранения 

неисправности. 

Категорически запрещается пускать дизель с выключенной аварийной защитой и 

не подключенными приборами по контролю давления масла, а также температуры воды и 

масла. 

Сразу после пуска проверьте по приборам давление и температуру в системах об-

служивающих дизель и внимательно прислушайтесь к его работе. 

В случае появления ненормальных шумов или стуков немедленно остановите ди-

зель и не производите повторного пуска до выявления и устранения причин, вызывающих 

шум или стуки. 

Проверьте число оборотов дизеля, которое должно быть 350 

 15 об/мин при нуле-

вом положении контроллера. 

22

 

22 

 

Убедитесь в отсутствии течи топлива, масла и охлаждающей жидкости, пробоя 

выхлопных газов в дизельное помещение. 

При достижении температуры масла и охлаждающей жидкости +45 

С разрешает-

ся работать под нагрузкой выше 4 позиции контроллера. 

После работы на нулевой позиции увеличивайте нагрузку на дизель постепенно. 

При работе дизеля необходимо следить: 

-за давлением масла, поступающего в дизель, которое должно быть при 1000 

об/мин. коленчатого вала и температуре 80 

С не менее 5,5 кгс/см

2

, а при 350 об/мин. и 

температуре 80 

С не менее 1,3 кгс/см

2

-за перепадом давления масла до и после самоочищающегося фильтра масла на 

входе в дизель, которое должно быть не более 1,8 кгс/см

2

 . 

При резком изменении перепада давления масла немедленно остановите дизель, 

осмотрите фильтры и картер дизеля для обнаружения причин изменения перепада; 

-за давлением масла в системе смазки вентилятора ЦВС, которое должно                           

0,5 - 6 кгс/см

2

 ; 

-за давлением масла в компрессоре, которое должно быть в пределах                     

1,5 - 5 кгс/см

2

-за температурой масла на выходе из дизеля, которая должна быть в пределах 68-

80 

С, но не более 88 

С; 

-за температурой охлаждающей жидкости на выходе из дизеля, которая должна 

быть в пределах 70-85 

С, но не более 110 

С; 

-за давлением топлива перед топливными насосами, которое должно быть не менее       

1,5 кгс/см

2

 на полной мощности; 

-за величиной разрежения в картере дизеля. 

Разрежение должно быть в пределах 10-100 мм. вод. ст. на полной мощности и не 

ниже нуля мм. вод. ст. на минимальных оборотах; 

-за разностью температур по отдельным цилиндрам, которая должна быть не более       

100 

С и разностью давлений, которое должно быть не более 10 кгс/см

2

 ; 

-за уровнем воды в расширительном баке, уровнем масла в картере дизеля, регуля-

торе, вентиляторе ЦВС, компрессоре и бак- фильтре. Если уровень масла в картере дизеля 

не понизился после пуска дизеля, немедленно произведите анализ масла на вязкость, тем-

пературу вспышки и содержание охлаждающей жидкости; 

-за поступлением масла в редуктор гидронасосов. Работа редуктора без смазки не 

допускается. При нормальном поступлении масла подводящие трубки не должны быть 

холодными. 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

23

 

 

Проверьте регулирование системы охлаждения “горячего” и “холодного” конту-

ров. 

На холостом ходу дизеля при опущенных вилках перепускных клапанов система 

должна работать 10 мин. Убедившись в нормальной работе системы, дайте дизелю пол-

ные обороты и с помощью винтов вилки перепускных клапанов поднимите до упора. 

Система должна работать также 10 мин. Затем снимите обороты дизеля до холостых и 

опустите вилки перепускных клапанов. 

Открытие жалюзи охлаждающего устройства должно происходить при температу-

ре охлаждающей жидкости на входе в дизель: “горячего” контура –(65 

 1,5) 

С; “холод-

ного” контура -–(45 

 1,5) 

С. 

24

 

24 

 

 4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕПЛОВОЗА 

4

.1 Обеспечение работоспособного состояния тепловоза

 

4.1.1  К  работе  машинистами,  помощниками  машинистов  тепловоза  ТЭП70БС,  в  соот-

ветствии  с  Правилами  технической  эксплуатации  железных  дорог  Российской  Федерации, 

допускаются мужчины не моложе 18 лет, прошедшие в установленном порядке профессио-

нальный  отбор,  профессиональное  обучение,  обязательный  предварительный  (при  поступ-

лении на работу) медицинский осмотр, прошедшие специальную подготовку на  

право управления тепловозом,  а также  инструктаж по охране труда  и  пожарной безо-

пасности,  обучение  по  охране  труда  и  электробезопасности,  стажировку,  проверку  знаний 

по охране труда, электробезопасности в электроустановках выше 1000 В. 

4.1.2 Машинист, помощник машиниста должны знать:  

а) конструкцию тепловоза ТЭП70БС; 

б)  правила эксплуатации тепловоза; 

в) способы и безопасные приемы устранения неисправностей их оборудования; 

г) схемы электрических цепей тепловоза, электрических машин, приборов и аппаратов, 

которые находятся под напряжением; 

д) действие на человека опасных и вредных производственных факторов, которые могут 

возникнуть во время работы, и меры защиты от их воздействия; 

е)  требования  охраны  труда,  производственной  санитарии  при  эксплуатации  и  техниче-

ском  обслуживании  тепловоза,  а  также  требования  пожарной  безопасности  на  тепловозе 

ТЭП70БС. 

ж) обозначение символов , нанесенных на оборудовании тепловоза, и их функциональное 

назначение (см. Приложение А) 

4.1.3 Машинист и помощник машиниста во время работы должны иметь при себе слу-

жебное удостоверение, удостоверение по охране труда с отрывными талонами и удостове-

рение о присвоении группы по электробезопасности. 

4.1.4  Локомотивная  бригада  должна 

ВЫПОЛНЯТЬ

  требования  инструкции  ЦТ-

ЦУО/175,  действующих  в  депо  требований  пожарной  безопасности  и  руководств  по  экс-

плуатации  системы  обнаружения  и  тушения  пожара  (СОТП)  ПАС560.00.000  РЭ, 

ПАС560.00.000 РЭ 1, обращая при этом особое внимание на следующее: 

а) эксплуатировать тепловоз можно только при включѐнной СОТП, при этом после еѐ вклю-

чения необходимо убедиться, что система работает в ручном режиме «Пуска», а на жидко-

кристаллических  индикаторах  БКИ  в  обеих  кабинах  (БКИ-1  и  БКИ-2)  высвечивается  сле-

дующая информация: 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

25

 

 

 

в верхней строке -             «НОРМА»        «дата»  «время»  

в нижней строке              «Каб.1 -  глв.»     «Пуск = ручн» 

На кнопочных станциях КС-А 1 и  КС-А 2 включены зелѐные светодиоды «РУЧН», а свето-

диоды «АВТ ПУСК отключены»; 

б) уметь пользоваться СОТП и уметь контролировать исправность СОТП; 

в)  уметь  пользоваться  переносными  средствами  пожаротушения  (огнетушителями  ОУ-3  и 

ОП-8); 

г) периодически контролировать исправность СОТП; 

д) курить на тепловозе допускается только в кабинах машиниста при наличии в них закреп-

лѐнных пепельниц. При этом нужно обращать внимание, чтобы дым не попадал на пожар-

ные дымовые извещатели, установленные в кабинах тепловоза; 

е) не допускать использования открытого огня при техническом обслуживании оборудова-

ния и осмотре тепловоза; 

ж) хранить смазочные и обтирочные материалы в металлических ѐмкостях с крышками; 

з) не провозить на тепловозе посторонние предметы; 

и) перед проведением любых ремонтных работ на тепловозе для исключения возможности 

случайного  вскрытия  газового  модуля  СОТП  необходимо  отключить  пиропатроны,  отсо-

единив разъемы пусковых цепей. 

ВНИМАНИЕ

 

1.  ОГНЕГАСЯЩИЙ  СОСТАВ,  КОТОРЫМ  ПРОИЗВОДИТСЯ  ЗА-

РЯДКА МОДУЛЕЙ ГАЗОВОГО ПОЖАРО-ТУШЕНИЯ, ТОКСИЧЕН. ПРИ СЛУЧАЙ-

НОМ  ВСКРЫТИИ  МОДУЛЯ  МПГ  НЕМЕДЛЕННО  ПОКИНЬТЕ  ПОМЕЩЕНИЕ, 

ОСТАВИВ  ОТКРЫТЫМИ  ВХОДНЫЕ  ДВЕРИ  ДЛЯ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ПРОВЕТРИ-

ВАНИЯ ПОМЕЩЕНИЯ; 

2. В СЛУЧАЕ СРАБАТЫВАНИЯ НА ТЕПЛОВОЗЕ СИСТЕМЫ ПОЖАРОТУШЕНИЯ 

ЗАПРЕЩАЕТСЯ НАХОДИТЬСЯ В ТАМБУРАХ И МАШИННОМ ОТДЕЛЕНИИ. 

4.1.5 При приѐмке тепловоза локомотивная бригада должна выполнить следующее: 

- проверить исправность СОТП и перевести еѐ из автоматического режима работы (АВТ) в 

ручной (Ручн) путѐм наложения электронного ключа «Режим» СОТП из головной кабины на 

контактное устройство кнопочной станции. При этом убедиться, что на экранах БКИ в ка-

бинах высвечивается:  «НОРМА»  «ПУСК-Ручн», на кнопочных станциях включились зелѐ-

ные светодиоды «РУЧН», а светодиоды «АВТ Пуск отключены»; 

-проверить осмотром внешнее состояние  дизель-генератора , тяговых электродвигателей 

и вспомогательных машин ;  

26

 

26 

 

- проверить наличие пломб на пиропатронах и кнопках «ПУСК» кнопочных станций КС-А 1 

и  КС-А  2,  а  также  наличие  огнетушащего  состава  в  модулях  газового  пожаротушения  (по

 

давлению);

 

ВНИМАНИЕ! 

ПРИ  НАЛИЧИИ  НЕИСПРАВНОСТИ  СОТП  НА  БКИ1  И  БКИ2 

ЗАГОРИТСЯ ИНДИКАТОР ЖЕЛТОГО ЦВЕТА, ВКЛЮЧИТСЯ ЗВУКОВОЙ СИГ-

НАЛ  И  НА  ЭКРАНЕ  БКИ  ВЫСВЕТИТСЯ  «НЕИСПРАВНОСТЬ».  В  ЭТОМ  СЛУ-

ЧАЕ  НЕОБХОДИМО  ПОСЛЕДО-ВАТЕЛЬНЫМ  НАЖАТИЕМ  КНОПКИ  «ТЕСТ» 

НА  БКИ1  ИЛИ  БКИ2  ОПРЕДЕЛИТЬ  ТИП  НЕИСПРАВНОСТИ.    ЭКСПЛУАТА-

ЦИЯ СОТП И ПОСЛЕДУЮЩЕЕ ЕЕ ВКЛЮЧЕНИЕ НЕДОПУСТИМО ПРИ  

НЕИСПРАВНОСТЯХ  В  ЦЕПИ  ПУСКА  БЕЗ  ОТКЛЮЧЕНИЯ  РАЗЪЕМОВ  ОТ 

ПИРОПАТРОНОВ. 

-проверить уровень масла в картере дизель-генератора , отсутствие течи масла по трубо-

проводу системы смазки дизель-генератора ;  

-проверить отсутствие течи топлива , охлаждающей жидкости водяной системы охлажде-

ния , отсутствие утечек масла по системе гидропривода вентиляторов охлаждающего уст-

ройства ; 

-проверить  уровень  охлаждающей  жидкости  системы  охлаждения  дизель-генератора  в 

расширительном баке системы;   

-проверить уровень масла в бак-фильтре системы гидропривода вентиляторов; 

 

- проверить работу жалюзи охлаждающего устройства в ручном режиме I-ой и II-ой шахт 

охлаждающего устройства (ОУ); 

-осмотреть и убедиться в отсутствии повреждений воздухозаборных жалюзи и парусино-

вых патрубков системы вентиляции; 

-проверить наличие песка в бункерах песочниц и работу устройств пескоподачи ; 

-проверить наличие жидкости в бачке омывателя лобовых стекол; 

-проверить работу стеклоочистителей, включив сначала омыватель стекол, а затем привод 

щеток; 

-проверить работу прожекторов , буферных фонарей и звуковых сигналов; 

-убедиться в сборе электрической схемы тягового режима и режима электрического тор-

можения; 

-убедиться  в  правильности  показания  приборов  и  сигнальных  индикаторов  и  соответст-

вия их сообщениям, выводимым на экран блока индикации А9(А10); 

-установить FLASH накопитель МСУТ ; 

-проверить работу КЛУБ-У ,радиостанции , ТСКБМ;  

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

27

 

 

-проверить правильность установки кассет в кассетоприѐмнике.; 

-проверить  систему  САУТ  .  Проверку  системы  автоматического  управления  тормозом 

САУТ-ЦМ/485  произвести  в  соответствии  с  «Руководством  по  эксплуатации»  СА-УТ-

ЦМ/485 97Ц.06.00.00-01РЭ; 

-проверить  систему  КЛУБ-У.  Проверку  комплексного  локомотивного  устройства  безо-

пасности КЛУБ-У производить в соответствии с «Руководством по эксплуатации» систе-

мы КЛУБ-У 36991.00.РЭ ; 

-проверить систему ТСКБМ . Проверку, а также взаимодействие с системой КЛУБ-У , те-

лемеханической системы контроля бодрствования машиниста ТСКБМ , произвести в со-

ответствии с «Руководством по эксплуатации» НКРМ 424313.003РЭ. 

-проверить  работу  радиостанции  РВ-1М.  Проверку  радиостанции  РВ-1М  произве-

сти в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации » ИЖ1.101.043ИЭ . 

4.1.6 В зимнее время дополнительно проверить:

 

-наличие закрытий жалюзи кондиционеров; 

-наличие зачехления секций радиаторов при установившейся температуре наружнего воз-

духа ниже +5°С. 

-проверить в соответствии с картой вентилей ТЭП70.20.48.003Г7: 

а)открытие вентилей межконтурного перепуска системы охлаждения №№46,12; 

б)открытие вентиля №25 системы охлаждения для подогрева топлива в топливоподогре-

вателе ; 

в)открытие  вентилей  системы  охлаждения  с  №№20,24,47,48  для  подключения  водяного 

отопления кабин машиниста ; 

г)закрытие  вентиля  №56  и  открытие  вентиля  №52  топливной  системы  тепловоза  для 

обеспечения зимнего режима работы топливнозаборного устройства. 

4.1.7 При работающем дизеле проверьте: 

-давление и температуру в системах, обслуживающих дизель: 

а) давление масла, поступающего в дизель, которое должно быть при 1000 об/мин. 

коленчатого вала и температуре 80 

С не менее 5,5 кгс/см

2

, а при 350 об/мин. и темпера-

туре 80 

С не менее 1,3 кгс/см

2

б)  перепад давления масла до и после самоочищающегося фильтра масла на входе 

в дизель, которое должно быть не более 1,8 кгс/см

2

 ,при резком изменении перепада дав-

ления масла немедленно остановите дизель, осмотрите фильтры и картер дизеля для об-

наружения причин изменения перепада; 

в)  давление  масла  в  системе  смазки  вентилятора  ЦВС,  которое  должно                           

0,4 - 6 кгс/см

2

 ; 

28

 

28 

 

г) давление масла в компрессоре, которое должно быть в пределах                     1,5 - 

5 кгс/см

2

д) температуру масла на выходе из дизеля, которая должна быть в пределах 68-80 

С, но не более 88 

С; 

е) температуру охлаждающей жидкости на выходе из дизеля, которая должна быть 

в пределах 70-85 

С, но не более 110 

С; 

ж) давление топлива перед топливными насосами, которое должно быть не менее 

1,5 кгс/см

2

 на полной мощности; 

з) величину разрежения в картере дизеля, которое должно быть в пределах 10-100 

мм. вод. ст. на полной мощности и не ниже нуля мм. вод. ст. на минимальных оборотах; 

и)  разность температур  по  отдельным  цилиндрам,  которая  должна  быть  не  более 

100 

С и разность давлений,которое должно быть не более 10 кгс/см

2

к) уровень воды в расширительном баке, уровень масла в картере дизеля, регуля-

торе , компрессоре и бак- фильтре. Если уровень масла в картере дизеля не понизился по-

сле пуска дизеля, немедленно произведите анализ масла на вязкость, температуру вспыш-

ки и содержание охлаждающей жидкости; 

л)  поступление  масла  в  редуктор  гидронасосов.  Работа  редуктора  без  смазки  не 

допускается. При нормальном поступлении масла подводящие  

трубки не должны быть холодными. Если трубки холодные , то масло в редуктор 

не поступает . В этом случае выверните и прочистите сопла редуктора . 

-  включить  компрессор  ,  проверить  по  манометру  главных  резервуаров  моменты 

включения  и  отключения  компрессора  при  понижении  и  повышении  давления  сжатого 

воздуха ; 

4.1.8

  ВНИМАНИЕ! 

Включение  компрессора  должно  происходить  при  пони-

жении давления до 0,75 МПа±0,02 МПа (7,5 кгс/см

2

±0,2 кгс/см

2

), отключение при по-

вышении давления до 0,9 МПа ±0,02 МПа  

(9 кгс/см

2

±0,2 кгс/см

2

). 

-работу  тормозного  компрессора.  Время  повышения  давления  воздуха  в  главных 

резервуарах с 7,0 до 8 кгс/см

2

 должно быть не более 23 с. Давление масла по манометру 

должно быть не менее 1,5 кгс/см

2

 -звучание тифона, свистка, сигнала вызова; 

4.1.9 Проверить положение кранов тормозной системы и привести их в рабочее 

положение согласно схемы ТЭП70А.40.00.000ПЗ; 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

29

 

 

4.1.10  Проверьте  сопротивление  изоляции  с  помощью  “Прибора  для  определения 

сопротивления изоляции низковольтных цепей”, расположенного на передней стенке вы-

соковольтной камеры. 

При  сопротивлении  изоляции  низковольтных  цепей  (в  плюсовой  или  минусовой 

полярностях)  ниже  0,25  МОм  произведите  поиск  места  с  пониженным  сопротивлением 

изоляции. Запрещается эксплуатация тепловоза с пониженным сопротивлением изоляции 

в плюсовых цепях. 

При сопротивлении изоляции в плюсовых цепях равной нулю необходимо отклю-

чить рубильник аккумуляторной батареи и устранить неисправность. 

4.1.11

 ВНИМАНИЕ!

 

При запуске и останове дизеля выключайте радиостанцию. 

4.1.12 

ВНИМАНИЕ! 

При приемке тепловоза в депо обратить особое внимание на 

отсутствие  неисправностей  ,  с  которыми  запрещается  выпускать  локомотивы 

под состав ( см.инструкции ОАО “РЖД” ЦРБ-756 и ЦТ-329 ). 

4.1.13

  Проверить  тормоза  локомотива    в  соответствии  с  инструкцией  ОАО 

“РЖД” ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. 

4.1.14

 ВНИМАНИЕ

! Перед началом движения, давление воздуха в главных ре-

зервуарах и тормозной магистрали должно быть в пределах, указанных в инст-

рукции ОАО “РЖД” ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. 

4.1.15

  ВНИМАНИЕ! 

При  устранении  неисправностей  приборов,  утечек  воздуха    в 

соединениях аппаратов, резервуаров и устройств, находящихся под давлением, их сле-

дует  отключить  от  питательной  магистрали  и  выпустить  воздух.  При  выполнении 

этих работ локомотивная бригада должна пользоваться рукавицами и защитными оч-

ками. 

 

4.1.16 Помощники машиниста ,  принимающие участие в проверке состояния локомоти-

ва,  должны докладывать машинисту о всех выявленных недостатках и неисправностях, уг-

рожающих безопасной работе. 

4.1.17 С момента приѐмки тепловоза и до сдачи его другой бригаде или сдаче тепловоза в 

депо  локомотивная  бригада  должна  нести  полную  ответственность  за  исправное  техниче-

ское состояние тепловоза. 

4.1.18 При работе на линии локомотивной бригаде для поддержания тепловоза в рабо-

тоспособном состоянии, своевременного выявления возникающих неисправностей необ-

ходимо выполнять следующее: 

а) следить за показаниями контрольно-измерительных приборов и блоков индикации 

МСУ-Т, КЛУБ-У, САУТ-ЦМ/485; 

30

 

30 

 

б) контролировать работу тяговых электродвигателей вспомогательных машин и дру-

гого оборудования, электрических и пневматических цепей; 

в)  производить  систематический  осмотр  механической  части,  вспомогательных  ма-

шин и другого электрического оборудования. 

Неисправный тяговый электродвигатель и вспомогательную электромашину отключить ;  

г)  проверять  периодически,  во  время  стоянок  при  заторможенном  тепловозе  нагрев 

буксовых  узлов  прикосновением  ладони.  Температура  у  однородного  оборудования 

должна быть примерно одинаковой, и ладонь должна легко выдерживать прикосновение 

к нагретым частям.  

Резкое повышение температуры свидетельствует о ненормальной работе оборудова-

ния.  

ВНИМАНИЕ! 

Охлаждение букс водой или снегом не допускается.  

4.1.19  При  возникновении  во  время  работы  или  запуске  вспомогательных  машин  повы-

шенного  перегрева  обмоток  или  подшипников,  шума,  вибрации,  понижения  частоты 

вращения или внезапной остановки отключить неисправную машину.  

4.1.20 Следить за режимом подзаряда аккумуляторной батареи и напряжением на ней: 

а) не допускать разряда аккумуляторной батареи ниже 100 В. Если при разряде будет за-

мечено значительное падение ѐмкости батареи записать об этом в журнале технического 

состояния  тепловоза  для  выявления  неисправных  аккумуляторов  при  техническом  об-

служивании. 

4.1.21 Если срабатывает устройство защиты, выяснить и устранить причину срабаты-

вания. Повторно включать устройство защиты без выяснения причины и устранения не-

исправностей можно только в тех случаях, когда неясна неисправность или имеется по-

дозрения на ложное срабатывание.  

О всех случаях срабатывания сделать запись в журнале технического состояния теплово-

за. 

4.1.22 Торможение тепловоза и состава поезда может осуществляться 

пневматическим и электропневматическим тормозом в соответствии с инструкцией ЦТ-

ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277. 

4.1.23

 ВНИМАНИЕ!

 

В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТ-

СЯ ПРИМЕНЯТЬ КОНТРТОК ДЛЯ ТОРМОЖЕНИЯ ПОЕЗДА И ЛОКОМОТИВНОГО 

ТОРМОЗА ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ БОКСОВАНИЯ КОЛЕСНЫХ ПАР! 

4.1.24 Аварийную остановку тепловоза с одновременной остановкой дизеля произво-

дите  выключателем  “Аварийный  останов  тепловоза”,  который  находится  на  пульте 

управления и представляет собой специальный ключ. 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

31

 

 

4.1.25  Перед  остановкой  дизеля  необходимо  проработать  несколько  минут  на  холо-

стых оборотах, пока температура воды  I-го и  II-го контуров охлаждения   на выходе из 

секций радиатора не снизится до температуры 70

С и 50

С соответственно.  

4.1.26 ПОСЛЕ ПРИБЫТИЯ В ДЕПО ЛОКОМОТИВНАЯ БРИГАДА ДОЛЖНА: 

а) осмотреть тепловоз ; 

б) произвести запись в журнале технического состояния тепловоза о неисправностях 

или ненормальной работе оборудования тепловоза; 

в) разобрать аварийную схему, если такая схема применялась при работе тепловоза. 

4.1.27 ПЕРЕД УХОДОМ С ТЕПЛОВОЗА: 

а) остановить дизель, выключить в кабине все выключатели и тумблеры, кроме оп-

ломбированных; 

б) с помощью комбинированного крана выпустить воздух из тормозной магистрали, 

после чего ключ включения блокировки тормозов повернуть на 180 º вверх и снять; 

в) закрыть кран воздухораспределителя; 

г) затормозить тепловоз ручным тормозом; 

д) отключить аккумуляторную батарею; 

е) очистить тепловоз от пыли, грязи и снега; 

ж) отключить или перевести СОТП в автоматический режим пуска  

(АВТ пуск) с питанием от собственного источника, для чего: 

включить автоматические выключатели «Пожарная сигнализация», «Радиостанция» и 

«Питание БУ-МСУ и датчиков», наложить электронный ключ «РЕЖИМ» на контактное 

устройство кнопочной станции  КС-А головной кабины. При этом на 15 сек.  

включится звуковой оповещатель ООПЗ-24 в головной кабине и загорятся светодиоды 

«Авт. пуск» на БКИ и КС-А в обеих кабинах . 

ВНИМАНИЕ! 

Во время длительной стоянки тепловоза при работающем дизеле оставить 

включенным только СОТП и необходимое оборудование (например, ночью- освещение, зи-

мой- отопление кабины и т.п.). 

ВНИМАНИЕ! 

Во  время  холодного  отстоя  тепловоза  СОТП  в  автоматическом  режиме 

«ПУСКА» не должна работать от собств. аккумуляторов 

более суток

 . 

4.1.28 Уходя с тепловоза, закрыть все окна и запереть на ключ входные двери. 

4.1.29 

 

Ключи от входных дверей, реверсивно-режимную рукоятку, блокирующий ключ, ру-

коятку ключа включения блокировки тормозов сдать дежурному по депо. 

4.1.30 

ВНИМАНИЕ! 

При длительном отстое тепловоза ТЭП70БС при температуре ок-

ружающего воздуха ниже минус 35 ºС блоки индикации снять с тепловоза и сдать дежур-

ному по депо. 

32

 

32 

 

4.1.31  При  сдаче  тепловоза  локомотивная  бригада  обязана,  сделать  подробную  запись  в 

журнале формы ТУ-152 обо всех замеченных отклонениях от нормальной работы узлов, 

оборудования,  электрических  и  пневматических  схем,  о  работе  МСУ-ТЭ  ,  КЛУБ-У, 

ТСКБМ,  СОТП,  приборов  безопасности,  радиостанции,  о  расходе  дизельного  топлива. 

Сдающая локомотивная бригада должна поставить в известность принимающую бригаду 

о всех неисправностях и замеченных признаках ненормальной работы оборудования теп-

ловоза, а также о применении аварийных схем. 

4.1.32 Произвести, если необходимо, дополнительную проверку неисправных устройств с 

целью  уточнения  их  состояния  и  причин  повреждения,  в  случае  угрозы  безопасности 

движения, принять меры к постановке неисправного тепловоза в пункт технического об-

служивания основного (оборотного) депо. 

4.1.33  При  постановке  в  пункт  технического  обслуживания  депо  тепловоза,  на  котором 

применена аварийная схема, локомотивная бригада должна разобрать ее полностью или 

частично, если это согласовано со старшим мастером (мастером или бригадиром). 

 

При поступлении в ремонтное депо локомотива для непланового ремонта или после 

неисправности , повлекшей брак в поездной работе , мастерам или ответственным лицам 

произвести снятие показаний системы бортовой  

диагностики МСУ-ТЭ для дальнейшего расследования причин неисправности.  

4.1.34 

ВНИМАНИЕ! 

В зимний период во избежание снижения сопротивления изоляции тя-

говых двигателей и электродвигателей вспомогательных машин вводить тепловоз в отапли-

ваемое помещение депо только с теплыми электродвигателями. 

4.1.35  За  отсутствие  записи  обнаруженных  неисправностей  и  в  случае  сокрытия  их, 

сдающая бригада несет персональную ответственность.  

 

4.2 Порядок управления тепловозом 

  4.2.1 Трогание тепловоза с места и порядок работы в пути следования 

Перед началом движения тепловоза осуществите пуск дизеля, предварительно вы-

полнив следующие действия: 

1)в соответствии с Руководством по эксплуатации на МСУ-ТЭ установите Флеш – 

память в штепсельный соединитель, расположенный в пульте помощника машиниста; 

2)установите ключи блокировочные КБ1, КБ2 в положение “кабина №1”; 

3)включите выключатель аккумуляторной батареи ВкБ; 

ТЕПЛОВОЗ ТЭП70 БС.           РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 

 

 

33

 

 

4)включите на передней стенке высоковольтной камеры автоматические выключа-

тели АВ8 “Питание исполнительных устройств”, АВ11 “Топливный насос”, АВ6 “Пита-

ние  БУ  и  датчиков”,  АВ7  “Питание  пультовых  дисплеев”,  АВ16  “Пожарная  сигнализа-

ция”,  АВ5  “Вспомогательные  цепи”,  АВ26  “Питание  КЛУБ,  ТСКБМ”,  АВ28  “ТСКБМ”, 

АВ29 “Радиостанция”; 

5)на блоке БКР системы КЛУБ-У, расположенном в переднем тамбуре, включите 

тумблер “ПИТ.”. При этом на блоках БКР и БЭЛ системы КЛУБ-У включатся индикато-

ры “ПИТ.”.  

 

На устройстве обработки информации БУ системы МСУ-ТЭ, расположенном в пе-

реднем  тамбуре,  включатся  три  индикатора  наличия  питания  -  “БПА”,  “БПБ”,  “БПД”. 

При нормальной работе индикаторы светятся ровным светом. При неисправности – мер-

цающим. 

6)включите тумблер питания на контроллере ТСКБМ-К системы ТСКБМ; 

7)наденьте носимые части ТСКБМ-Н системы ТСКБМ; 

8)включите на пульте управления выключатели “Управление общее”, “Тормоз 

электрический”, “ЭПТ”; 

9)включите на пульте управления выключатель “Радиостанция”, выполните даль-

нейшие действия согласно “Инструкции по эксплуатации” А174.464424.007ИЭ на радио-

станцию; 

10)включите ЭПК (до упора влево). 

Отключатели тяговых электродвигателей ОМ1 - ОМ6 должны находиться во 

включенном положении. 

При наличии состава с энергоснабжением вагонов с помощью ключа энергоснаб-

жения произведите соединение межвагонного соединения между тепловозом и головным 

вагоном. Затем ключ устанавливается на пульте управления в гнездо выключателя энер-

госнабжения. 

После этого произведите автоматический пуск дизеля. Для этого : 

-установите задатчик позиций контроллера машиниста КМ в “0” положение; 

-установите рукоятку устройства УБТ в кабине в рабочее положение; 

-нажмите и, спустя небольшой промежуток времени, отпустите кнопку Кн3 “Пуск 

дизеля”. 

На экране пультового дисплея появляется “основной” кадр, содержащий всю ос-

новную информацию о работе локомотива в режиме пуска дизеля, в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     23      24      25      26     ..