Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 7

 

 

 

99 

 

 

4.11.Электрооборудование тепловоза. 

4.11.1.Общая часть. 

Электрооборудование установленное на тепловозе, включает в себя электрическую 

передачу переменно-постоянного тока с электрическим тормозом и вспомогательное 

оборудование. 

Электрическая передача тепловоза передает мощность от вала дизеля к тяговым 

электродвигателям, регулирует силу тяги, торможения, скорость движения и состоит из 

тягового агрегата, выпрямительной установки и шести тяговых электродвигателей. 

Тяговый агрегат состоит из двух генераторов: тягового и вспомогательного. 

Для использования полной мощности дизеля в широком диапазоне изменения ско-

рости движения тепловоза, диагностики работы его оборудования и систем применена сис-

тема автоматического регулирования напряжения генератора (САР) на базе унифицирован-

ной микропроцессорной системы управления, регулирования и диагностики МСУ-ТЭ, кото-

рая обеспечивает: 

-управление тепловозом посредством микропроцессорной системы управления; 

-управление и регулирование дизель- генераторной установки с целью обеспечения 

заданных характеристик и параметров; 

РР1

-ре

зе

рвуа

р; К

Н1

ра

н п

родувоч

ный

 (посто

ян

но з

ак

ры

тый

), КН2, 

К

Н6 

–к

ра

н п

ус

ковой

, К

Н3 кран

 п

родувоч

ный

 (

пос

тоян

но о

тк

рытый

); 

ГП1, 

ГП2

-ге

не

ра

тор вы

сок

ок

ра

тн

ой

 п

ен

ы с

 п

ус

ковы

м

 к

ра

ном

 К

Н4, КН5 с

оот

ве

тс

тве

нн

о; ДР

1-

дрос

се

ль

; В

Н1,ВН2

-ве

ти

ль

 (

кон

троль

ный

); ВН3

-

ве

нт

иль

 (

сли

вн

ой

); РУ

К

1, Р

УК

2-

рук

ав г

иб

ки

й; Щ

1-

щуп

 

 

Р

ис

ун

ок

 38 

– 

Установк

а п

ожа

рот

уше

ни

я воз

ду

хоп

ен

на

я. Сх

ем

а п

не

вм

оги

дра

вли

че

ск

ая п

ри

нц

ип

иа

ль

на

я 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

100 

100 

 

-регулирование тягового агрегата в режимах тяги, нагружения на тормозные резисто-

ры и электрического торможения; 

-регулирование вспомогательного генератора; 

-реализация наиболее экономичных режимов работы дизель- генератора и вспомога-

тельных нагрузок; 

-система самодиагностики и диагностики оборудования тепловоза; 

-связь с аппаратами пульта, включая дисплейный модуль с клавиатурой и энергоне-

зависимым запоминающим устройством; 

-управление ослаблением поля тяговых электродвигателей. 

Вспомогательное электрооборудование обеспечивает энергоснабжение состава, за-

щиту дизеля в аварийных режимах работы, работу топливоподкачивающего и маслопрока-

чивающего насосов, электродвигателя тормозного компрессора, освещения тепловоза, 

стеклоочистителей, омыв и обогрев лобовых стекол, управление калориферами, работу жа-

люзи охлаждающего устройства, кондиционеров кабин, заряд аккумуляторной батареи, кон-

троль тока и напряжения в электрических цепях, контроль температуры и давления масла, 

воды, топлива и т.д. 

Кроме того, тепловоз оборудован автоматической локомотивной сигнализацией, 

электропневматическим тормозом, пожарной сигнализацией, радиостанцией и аварийным 

остановом. 

Расположение электрооборудования на тепловозе представлено на рис.1, расположе-

ние оборудования  на пульте машиниста - на рис. 41; расположение оборудования на щитке 

управления – на рис. 42. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

101 

 

 
 
 
 

 

Р

ис

ун

ок

 41 

– 

Пул

ьт

 уп

ра

вле

ни

я (Н

а 

пят

и 

ли

ст

ах. Ли

ст

 1)

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

102 

102 

 

1.Блок индикации локомотивный помощника  БИЛ-ПОМ 

2.Переключатель ПСТ2 “Стеклоочиститель” 

3.Тумблер Тб21 “Освещение пульта помощника” 

4. Тумблер Тб22 “Освещение пульта помощника. Тускло - ярко” 

5.Светильник ЛМ-80У3 “Освещение пульта помощника” 

6. Тумблер Тб10 “Напряжение цепей управления и электропневматического тормоза” 

7.Вольтметр V2 “Напряжение цепей управления” 

8.Амперметр А2 “Ток линии ЭПТ”  

9.Тумблер Тб3 ”Аварийный останов дизеля'' 

10.Выключатель Вк3 “Отопление поезда 

11.Ключ ВкА “Аварийный останов тепловоза” 

12.Блок ТСКБМ-И 

13.Тумблер Тб16 “ТСКБМ – тускло-ярко” 

14.Модуль дисплейный 

15.Сигнал звуковой СБ 

16.Блок индикации локомотивный БИЛ 

17.Светодиодная линейка Л4 “Освещение расписания” 

18.Блок ввода локомотивный БВЛ  

19.Манометр двухстрелочный 

Желтая стрелка  “Давление в магистрали” 

Красная стрелка  “Давление в уравнительном резервуаре” 

20.Манометр двухстрелочный 

Желтая стрелка “Давление в главных резервуарах” 

Красная стрелка  “Давление в тормозных цилиндрах” 

21.Индикатор ЛС3 “Торможение” 

22.Индикатор ЛС2 “Перекрыша” 

23.Индикатор ЛС1 “Отпуск” 

24.Подножка машиниста 

25.Выключатель педальный Кн9 

26.Переключатель ПСТ1 “Стеклоочиститель” 

27.Кнопка Тб8 “Гребнесмазыватель” 

28.Кнопка Кн14 “Омыв стекол” 

29.Выключатель  Вк6 “Тормоз электропневматический” 

30.Выключатель Вк4 “Тормоз электрический” 

31.Выключатель Вк14 “Освещение манометров” 

Рисунок 41 - Пульт управления (На пяти лтистах. Лист2) 

 

103 

 

32.Выключатель Вк15 “Освещение расписания” 

33.Выключатель Вк8 “Прожектор тускло” 

34.Выключатель Вк9 “Прожектор ярко” 

35.Выключатель Вк16 “Освещение кабины” 

36. Выключатель Вк1 “Управление тепловозом” 

37.Выключатель Вк2 “Управление общее” 

38.Резистор Rc6 “Освещение манометров” 

39.Резистор Rc5 “Освещение расписания” 

40.Тумблер Тб5 “Управление жалюзи-масло. Ручное - автоматическое” 

41. Тумблер Тб4 “Управление жалюзи-вода. Ручное - автоматическое” 

42.Тумблер Тб17 “ТСКБМ” 

43. Кнопка Кн3 “Дизель пуск” 

44. Кнопка Кн2 “Дизель останов” 

45.Блок регистрации БР 

46.Блок ТСКБМ-К-50 

47.Кабель VSB накопителя 

48.Кнопка  Кн16 “Тревога” 

49.Подножка помощника машиниста 

50.Кнопка Кн7-1 “Свисток” 

51.Кнопка Кн6-1 “Тифон” 

52.Выключатель Вк7 “Радиостанция” 

53.Выключатель Вк10 “Буферные фонари.Левый.Красный. ” 

54.Выключатель Вк11 “Буферные фонари.Левый.Белый. ” 

55.Выключатель Вк12 “Буферные фонари.Правый.Белый. ” 

56.Выключатель Вк13 “Буферные фонари.Правый.Красный. ” 

57.Пульт управления радиостанции ПУ-ЛП  РВ-А5(РВ-А16). 

58.Миктротелефон радиостанции РВ-А7(РВ-А17). 

59.Контроллер машиниста КМ 

60.Кнопка Кн8 “Вызов помощника” 

61.Кнопка Кн13 “Отпуск тормоза” 

62.Рукоятка бдительности  РБ 

63.Кнопка  Кн15 “Тревога” 

64.Кнопка Кн6-2 “Тифон” 

65.Кнопка Кн7-2 “Свисток” 

66.Кнопка Кн10 “Песок” 

Рисунок 41 - Пульт управления (На пяти листах. Лист3) 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

104 

104 

 

 

1- Планка; 2-Фиксатор; 3-Ключ; 4-Колцо; 

5-Втулка; 6-Выключатель путевой ВкА 

Рисунок 41- Пульт управления «Аварийный останов тепловоза» 

 (Нак пяти листах. Лист4) 

 

 Проверьте правильность установки путевых выключателей ВкА в блоках 

«Ключ ВкА “Аварийный останов тепловоза”», расположенных на пультах 
управления: 

 

-  отверните 4 винта крепления панели и снимите блок с панелью; 
-замерьте перемещение ролика выключателя ВкА (размер А) от     

 свободного положения ролика при соприкосновении со штоком выключателя и 
положением ролика при установленном ключе 4.    Размер А должен быть 
8±0,5мм, ролик Б выключателя должен располагаться симметрично в выемке В 
ключа 4. При необходимости переустановите положение выключателя ВкА. 
После переустановки выключателя проверьте надежность замыкания его 
контактов. 

 

 

105 

 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

    

А – Гайки;  Б – Ригель замка. 

 

  Рисунок 41- Пульт управления. (На пяти листах .Лист 5) 

 

 

 

    Проверьте надежность крепления пластмассовых панелей пульта 

управления. При необходимости, плотность закрытия панелей отрегулировать 
положением ригеля Б замка с помощью гаек  А. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

106 

106 

 

 

 

Рисунок 42- Щиток управления (На двух листах. Лист 1) 

 

107 

 

 

Рисунок   42  - Щиток управления ( Лист 2) 

 

Принципиальная схема электрооборудования тепловоза см.ТЭП70А.70.00.001 ЭЗ вы-

полнена на 16 листах. На ней изображены источники электроэнергии (генераторы, аккуму-

ляторная батарея), потребители электроэнергии (электродвигатели, тормозные резисторы, 

нагревательные элементы), коммутирующая аппаратура (контакторы, реле, переключатели, 

контроллеры), аппараты системы автоматического регулирования, а также провода и    

клеммные соединения. 

Схема освещения, автоматической локомотивной сигнализации, электропневмати-

ческого тормоза и радиостанции выполнены отдельно. 

4.11.2.Электрические машины. 

4.11.2.1.Агрегат АСТМ 2800-1000У2( рис.43). 

Агрегат предназначен для питания через выпрямительную установку тяговых двига-

телей, питания систем возбуждения и энергопотребителей вспомогательных систем тепло-

воза, а также для питания цепей энергоснабжения вагонов пассажирских поездов. Агрегат 

состоит из тягового и вспомогательного синхронных генераторов,  скомпонованных в 

одном корпусе. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

108 

108 

 

 

 

  1-статор тягового генератора ; 2-статор вспомогательного генератора ; 

  3-ротор тягового генератора ; 4- ротор вспомогательного генератора ;  

5- щит подшипниковый ; 6- подшипник; 7- щеткодержатель ; 8- патрубок для входа 

охлаждающего воздуха; 9- патрубок для выхода охлаждающего воздуха. 

 

Рисунок 43- Агрегат синхронный тяговый модернизированный  

АСТМ 2800/600-1000 У2 

 

Ротор тягового и ротор вспомогательного генераторов расположены на одном 

валу. Агрегат состоит из статора тягового генератора 1, статора вспомогательного 

генератора 2, ротора тягового генератора 3, ротора вспомогательного генератора 4, щита 

подшипникового 5, подшипника 6, щеткодержателя 7, патрубка для входа охлаждающего 

воздуха 8, патрубка для выхода охлаждающего воздуха 9. 

Агрегат представляет собой две электрические синхронные машины переменного 

тока, явнополюсные, с независимым возбуждением, независимой вентиляцией. 

 

109 

 

Агрегат имеет 24 выводных конца, предназначенных для подключения агрегата к 

электрическим цепям тепловоза. 

Электрическая схема соединения обмоток агрегата изображена на рис. ( 44, 45 ). 

Подробное описание устройства и работы агрегата АСТМ 2800/600-1000У2                        

см. ИБЖК.651371.012 РЭ. 

Техническая характеристика агрегата приведена в таблице 2 

Таблица 2  

 

 

Наименование 

параметра 

 

 

 

 

Тяговый генератор 

 

 

Вспомогательный генератор 

 

Обмотка 

энергоснабжения 

 

Обмотка 

питания 

собственных 

нужд 

Номинальная мощность, 

кВт 

2750* 

600 

171 

Номинальное значение 

линейного напряжения, 

В 

 

580/405 

 

2 х 1200 

 

400 

Номинальное значение 

тока (фазного), А 

 

2 х 1475 / 2 х 2150 

 

163** 

 

405 

Номинальное значение 

кратковременного тока в 

течение 2 мин, А 

 

 

2 х 3200 

 

 

Номинальная частота 

вращения, с

-1

(об/мин) 

 

16,67(1000) 

 

16,67(1000) 

 

16,67(1000) 

Номинальная частота, 

Гц 

100 

100 

100 

КПД, % 

96,0 / 95,5 

91,0*** 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

110 

110 

 

 

Вид со стороны контактных колец  для ротора 

 

          1U,1V,1W,2V,2U,2W- выводы фаз обмоток статора ; 

 

        1N, 2N-выводы нулевых точек обмоток статора ; 

        F1,F2- начало и конец обмотки возбуждения ; 

        H, К-начало и конец полюсных катушек ротора . 

 
 

Рисунок 44- Схема электрическая соединений обмоток 

 тягового генератора агрегата АСТ(М) 2800/600-1000 У2 

 

111 

 

 

 
 

Рисунок 45- Схема электрическая соединений обмоток  

вспомогательного генератора агрегата АСТ(М) 2800/600-1000 У2 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

112 

112 

 

Продолжение таблицы 2 

 

 

Наименование 

параметра 

 

 

 

 

Тяговый генератор 

 

 

Вспомогательный генератор 

 

Обмотка 

энергоснабжения 

 

Обмотка 

питания 

собственных 

нужд 

Выпрямленное значение 

напряжения тягового 

генератора, В 

 

 

750 / 500 

 

 

Выпрямленное значение 

тока тягового 

генератора, А 

 

 

3600 / 5400 

 

 

Выпрямленное значение 

напряжения генератора 

энергоснабжения в 

диапазоне частоты 

вращения вала агрегата: 

-при (0,8…1,0) n

ном.

 

агрегата, В 

- при 0,7 n

ном.

 агрегата, В 

 

 

 

 

 

 

 

 

3000

-300

 

2600 

 

Коэффициент мощности 

 

 

0,61 

 

*При включении энергоснабжения мощность тягового генератора уменьшается на 

соответствующую величину. 

**Уточняется по результатам испытаний в зависимости от температуры наружного воздуха. 

***КПД вспомогательного генератора указан при совместной работе обеих обмоток. 

 

4.11.2.2.Двигатель тяговый ЭДУ-133РУХЛ1 (рис.46 ) 

Тяговый электродвигатель предназначен для привода колесных пар тепловоза через 

тяговый редуктор. Двигатель представляет собой электрическую машину постоянного тока, 

последовательного возбуждения, с независимой нагнетательной вентиляцией, защищенного 

исполнения. 

 

113 

 

  

Р

ис

ун

ок

 46 

-Дв

ига

те

ль

 п

ос

тоян

ного 

ток

а тягов

ый

 ун

иве

рс

аль

ный

 ЭД

У 133Р

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

114 

114 

 

Для наиболее полного использования тележечного пространства форма корпуса     

двигателя принята восьмигранной с одним конусным концом вала для насадки ведущей   

шестерни тягового редуктора. 

Двигатель состоит из следующих основных частей: 

-магнитной системы, состоящей из станины (корпуса) 1, главных 2 и добавочных 3 

полюсов; 

-якоря, состоящего из сердечника якоря 4, обмотки якоря 5, уравнительной обмотки 

6, коллектора 7; 

-подшипниковых щитов 8, с подшипниками качения 9,10; 

-щеткодержателей 11. 

Магнитная система : 

Главные полюса предназначены для создания основного магнитного потока в 

машине, который поступает через зазор в якорь, разветвляется в сердечнике якоря , 

подходит к соседним полюсам и замыкается на корпус.  

Корпус является одновременно магнитопроводом, выполняется литым из стали . 

Полюс представляет собой моноблок, пропитанный эпоксидным компаундом, 

состоящий из сердечника и катушки. Полюса крепятся к станине болтами. Сердечник 

полюса нашихтован из штампованных листов, стянутых заклепками. 

Катушка полюсная двухшайбная, намотанная из медной шины сечением 9 х 28 

плашмя. Добавочные полюса предназначены для устранения искрения при коммутации. 

Устанавливают   их между главными полюсами и крепят к станине болтами. 

Добавочный полюс представляет собой моноблок, пропитанный эпоксидным     

компаундом, состоящий из сердечника и катушки. Катушка намотана из шинной меди          

6 х 35 мм.  

Междувитковая изоляция из ткани стеклянной пропитанной. Крайние витки 

изолированы непропитанной стеклослюдинитовой лентой и стеклянной лентой. 

Корпус двигателя имеет четыре кронштейна, в которых установлены 

щеткодержатели, удерживающие щетки в специальных гнездах и обеспечивающие 

постоянный контакт щеток с поверхностью коллектора. Щеткодержатель отлит из латуни. 

Якорь двигателя предназначен для преобразования электрической энергии, 

поступающей из сети на его обмотку, в механическую, передаваемую через вал и редуктор 

колесной паре.  

Якорь состоит из вала, переходной втулки, на которую монтируются все детали 

якоря, сердечника, обмотки с уравнительными соединениями и коллектора. Обмотка якоря  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..