Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 8

 

 

 

115 

 

петлевая, уложенная в прямоугольные пазы сердечника и закреплена в них изоляционными 

клиньями. 

Уравнительная обмотка предназначена для равномерного распределения тока между 

параллельными ветвями и жесткого фиксирования напряжения между соседними           

коллекторными пластинами. Обмотка уложена на обмоткодержатель под лобовыми частями 

обмотки якоря, выводные концы - в коллекторные пластины. 

Коллектор предназначен для преобразования тока. Коллектор - арочного типа,     

изготовлен из медных профилей с присадками кадмия. Изоляционные прокладки - из 

слюдопласта. 

Система вентиляции двигателя устроена так, что благодаря щелевому уплотнению 

между обмоткодержателем задней нажимной шайбы и щитом, потоки охлаждающего 

воздуха через магнитную систему и якорь разделены. Вывод воздуха из якоря 

осуществляется через окна в  щите, а из магнитной системы через окна в корпусе. На 

выходных окнах корпуса установлены защитные решетки и козырьки. 

Схема электрическая соединения обмоток тягового двигателя ЭДУ-133РУХЛ1 

приведена на рис.47, технические данные см. раздел 2. 

Подробное описание устройства и работы двигателя см. ИБЖК.529123.001РЭ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

116 

116 

 

 

       

 

 

 

Р

ис

ун

ок

       

С

хе

м

а элект

ирч

ес

ка

я с

ое

ди

не

ни

й обмоток

 тягового ун

иф

иц

ирова

нн

ого дви

га

те

ля

 

  

 

 

 

пос

тоян

ного 

ток

а  ЭДУ

 133 Р

УХЛ1

 

Р

ис

ун

ок

 47 

С

хе

м

а элект

ри

че

ск

ая с

ое

ди

не

ни

й обмоток

 тягового ун

иф

иц

ирова

нн

ого дви

га

те

ля

 

  

 

 

 

пос

тоян

ного 

ток

а  ЭДУ

 133 Р

УХ

Л1

 

 

117 

 

4.11.2.3.Стартер-генератор типа 6СГ-УХЛ2 (рис.48) 

Стартер-генератор - электрическая машина постоянного тока, используемая на 

тепловозе в качестве электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения с 

питанием от аккумуляторной батареи при пуске дизеля и в качестве вспомогательного 

генератора с независимым возбуждением при работе дизеля. 

Исполнение стартер - генератора горизонтальное, защищенное, с самовентиляцией. 

Стартер-генератор состоит из следующих основных частей (см.рис.48): 

-магнитной системы, состоящей из станины 1, главных 2 и добавочных 3 полюсов; 

-якоря, состоящего из сердечника якоря 4, обмотки якоря 5, уравнительной обмотки 

6, коллектора 7; 

-подшипниковых щитов 8,9 с подшипниками качения 10, 11; 

-траверсы 12 с щеткодержателями 13. 

Направление вращения правое , если смотреть со стороны привода. 

Присоединение питающих проводов к стартер - генератору должно производиться в 

соответствии с маркировкой выводных болтов и схемой электрической соединений,    

приведенной на рис.49. 

Магнитная система 

Магнитная система состоит из станины и расположенных на ней главных и 

добавочных полюсов. 

Главные полюса предназначены для создания основного магнитного потока в маши-

не, который поступает через зазор в якорь, разветвляется в сердечнике якоря, подходит к 

соседним полюсам и замыкается через корпус. 

Корпус стартер - генератора, являющийся одновременно магнитопроводом, выполнен 

сварным из стали. 

Полюс состоит из сердечника и катушек последовательного и независимого возбуж-

дения. Полюса крепятся к станине болтами. 

Сердечник полюса нашихтован из штампованных листов, стянутых штифтами. 

Катушка последовательного возбуждения намотана из медной шины сечением            

1,81 х 35 плашмя. Междувитковая изоляция выполнена из бумаги асбестовой, пропитанной 

в лаке КО-916К. Корпусная изоляция выполнена из микаленты. Катушка пропитана в лаке           

КО-916К. 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

118 

118 

 

         

 

1

та

ни

на

, 2

-п

олю

с глав

ный

, 3

-п

олю

с добав

оч

ный

, 4

ерде

чн

ик

 як

оря

, 5

-обмотк

а як

оря

, 6

-обмотк

а ура

вн

ит

ель

на

я,

 

7

оллект

ор, 8

,9

-щи

ты 

подши

пн

ик

овы

е, 10,11

-п

одши

пн

ик

и 

ка

че

ни

я, 1

2-

тра

ве

рс

а, 13

ет

коде

ржа

те

ль

  

 

Ри

су

но

к 

48

 -

 Ста

рте

р 

– 

ге

не

рат

ор

 6

С

Г

 

 

119 

 

 

 

Ри

су

но

к 

49

 -

 С

хема 

эл

ектр

ичес

кая

 с

ое

ди

не

ни

й ста

рте

р 

–г

ен

ер

ат

ор

а 6С

Г

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

120 

120 

 

Катушка независимого возбуждения намотана из провода ПСДК-Л   2,24 мм. 

Корпусная изоляция выполнена из микаленты. Катушка пропитана в лаке КО-916К. 

Добавочные полюса предназначены для устранения искрения при коммутации. 

Устанавливают их между главными полюсами и крепят к станине болтами. 

Полюс добавочный состоит из сердечника и катушки. 

Катушка добавочного полюса намотана из медной ленты сечением 3,0 х 25 плашмя. 

Междувитковая изоляция выполнена из бумаги асбестовой, пропитанной в лаке КО-916К. 

Катушка пропитана в лаке КО-916К. 

Катушки добавочных полюсов соединяются последовательно между собой и с 

обмоткой якоря и питаются током якоря. 

В корпус двигателя установлены два подшипниковых щита с подшипниками качения, 

в которых вращается якорь. 

Подшипниковые щиты выполняют функцию звена, связывающего якорь с магнитной 

системой определяют положение оси двигателя. 

Сборка подшипникового щита со станиной осуществляется по принципу центрирую-

щего посадочного замка, а именно с помощью посадки центрирующего выступа внешнего 

кольца щита на посадочную поверхность корпуса магнитной системы. 

Соединение фиксируется крепежом. 

Якорь состоит из вала сердечника обмотки с уравнительными соединениями 

коллектора и вентилятора. 

Вал якоря стальной. Свободный конец вала для посадки фланца имеет конусность 

1:10. 

Сердечник якоря шихтованный из электротехнической стали, спрессован на валу 

нажимными шайбами из стального проката. 

Обмотка якоря петлевая уложена в прямоугольные пазы сердечника и закреплена в 

них изоляционными клиньями, лобовые части обмотки закреплены бандажами из 

стеклобандажной ленты класса “F“. 

Уравнительная обмотка предназначена для равномерного распределения тока между 

параллельными ветвями и жесткого фиксирования напряжения между соседними    

коллекторными пластинами. 

Уравнительная обмотка уложена на обмоткодержатель под лобовыми частями 

обмотки якоря выводные концы- в коллекторные пластины. 

Коллектор предназначен для преобразования тока. 

Коллектор стартер - генератора - арочного типа, изготовлен из медных профилей с 

присадкой кадмия. Изоляционные прокладки из слюдопласта. 

 

121 

 

Комплект коллекторных пластин через изоляционные манжеты стянут конусами 

фланца и корпуса коллекторного. Фланец поджат гайкой к корпусу коллекторному. 

Внутренняя поверхность коллектора герметична. 

Со стороны, противоположной коллектору, установлен центробежный вентилятор со 

съемным рабочим колесом, служащий для обеспечения самовентиляции стартер-генератора. 

Вход воздуха идет через окна в подшипниковом щите со стороны коллектора. 

Выход воздуха из якоря осуществляется через окна в заднем подшипниковом щите из 

магнитной системы через окна в корпусе. На выходных окнах корпуса установлены 

защитные сетки. 

Траверса состоит из кольца с бракетами с установленными на них щеткодержателя-

ми. Нажатие на щетки осуществляется пружинами, характеристики которых подобраны так, 

чтобы регулировка давления до полного износа щетки не требовалось. Для удобства смены 

щеток в щеткодержателях имеются устройства для фиксации пружины в поднятом 

положении. 

Режим работы. 

Режим работы стартером- кратковременный, при этом: 

время нормального пуска до 12 с; 

число повторных попыток пуска- 3; 

интервал между попытками -20-40 с; 

перерыв между первой и второй трехкратной попытками пусков в режиме 1-5 мин, в 

режиме 2-10 мин; 

перерыв между второй и третьей трехкратной попытками пуска в режиме 1-10 мин: в 

режиме 2-15 мин. 

Общее количество одноразовых попыток пуска не более 10. Режим работы генерато-

ром продолжительный. Технические данные- см. раздел 2. 

Подробное описание устройства и работы стартер - генератора 

см.ИБЖК.527612.018РЭ. 

4.11.2.4.Двигатель компрессора ДПТ-25УХЛ2 (рис.50) 

Двигатель представляет собой электрическую машину постоянного тока, 

последовательного возбуждения, с самовентиляцией, исполнение двигателя защищенное. 

Двигатель предназначен для привода компрессора тепловоза. Двигатель состоит из 

следующих основных частей: 

-магнитной системы, состоящей из станины 1, главных 2 и добавочных 3 полюсов; 

-якоря, состоящего из сердечника якоря 4, обмотки якоря 5, коллектора 6, 

вентилятора 7; 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

122 

122 

 

-подшипниковых щитов 8, 9 с подшипниками качения 10; 

-траверсы 11 с бракетами и щеткодержателями. 

Вентиляция, охлаждение двигателя осуществляется встроенным вентилятором. 

Охлаждающий воздух забирается через сетки, установленные на окнах станины со стороны 

свободного конца вала и проходит параллельными потоками между полюсами магнитной 

системы, в зазоре между полюсами и поверхностью якоря, через вентиляционные каналы 

сердечника якоря и внутреннею часть коллекторной втулки, и выбрасывается наружу через  

сетки, установленные на окнах станины со стороны коллектора. 

Магнитная система состоит из станины и расположенных на ней главных и 

добавочных полюсов. 

Главные полюса предназначены для создания основного магнитного потока в маши-

не, который поступает через зазор в якорь, разветвляется в сердечнике якоря, подходит к 

соседним полюсам и замыкается через корпус. 

Корпус двигателя, являющийся одновременно магнитопроводом, выполняется 

сварным из низкоуглеродистой низколегированной стали 09Г2С. 

Полюс состоит из сердечника и катушек, расклиненных распорками из стеклотексто-

лита. Полюса крепятся к станине болтами. Сердечник полюса нашихтован из штампованных 

листов, стянутых заклепками.  

Катушки параллельного возбуждения намотаны из круглого провода ПСДК-Л 1,7 мм 

с корпусной изоляцией из микаленты ЛФК-ТТ 0,13 мм, соединены последовательно между 

собой и параллельно с обмоткой якоря. 

Катушки последовательного возбуждения намотаны из проволоки ПММ 2,1 х 18 мм с 

витковой изоляцией из стекломиканита ГФК-ТТ 0,3 мм и корпусной изоляцией из микален-

ты ЛФК-ТТ 0,13 мм и ленты стеклянной ЛЭС 0,1 мм соединены последовательно между 

собой и с обмоткой якоря и питаются током якоря. 

Добавочные полюса предназначены для устранения искрения при коммутации. 

Устанавливают их между главными полюсами и крепят к станине болтами. Полюс добавоч- 

ный состоит из сердечника и катушки, расклиненной распорками из стеклотекстолита и 

прессматериала ДСВ-4-11. 

Катушка намотана из проволоки ПММ 2,1 х 18 мм на ребро с витковой изоляцией из 

стекломиканита ГФК-ТТ 0,3 и корпусной изоляцией трех крайних витков из микаленты ЛФК-

ТТ 0,13 мм и стеклянной ленты ЛЭС 0,1 мм. 

Соединения катушек добавочных полюсов и катушек последовательного возбуждения 

главных полюсов, а также выводы выполнены проводом РКГМ 35,0 мм

2

 или 50 мм

2

 , а сое-

динения катушек паральлельного возбуждения главных полюсов - проводом РКГМ 2,5 мм

2

 

123 

 

 

 

1

-

 

ст

ан

ин

а, 2

полю

с глав

ный

, 3

полю

с добав

оч

ный

, 4

се

рде

чн

ик

 як

ор

я,

 5

обмотк

а як

оря, 6

коллект

ор,

 

7

ве

нт

илят

ор, 8,9

-п

од

ши

пн

ик

овы

е щи

ты, 10

подши

пн

ик

и 

ка

че

ни

я, 1

1-

 т

ра

ве

рс

а 

 

 

Ри

су

но

к 

50

 -

 Дв

игат

ель

 по

ст

оя

нн

ог

о т

ок

а ДП

Т

 2

5(

37

) У

Х

Л2

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

124 

124 

 

С целью передачи напряжения на вращающийся якорь в двигателе установлена тра-

верса, которая состоит из кольца и четырех бракетов с установленными на них щеткодержа-

телями. Усилие на щетку передается посредством пружины через шток и фарфоровый изоля-

тор. Вторым концом пружина упирается на откидной упор, который позволяет поднять 

пружину. 

В корпус двигателя запрессованы два подшипниковых щита с роликовыми подшип-

никами качения, в которых вращается якорь. Подшипниковые щиты выполняют функцию 

звена, связывающего якорь с магнитной системой, определяют положение оси двигателя. 

Сборка подшипникового щита со станиной осуществляется по принципу центрирующего по-

садочного замка, а именно с помощью посадки центрирующего выступа внешнего кольца 

щита на посадочную поверхность корпуса магнитной системы. 

Соединение фиксируется крепежом. 

Подшипниковые щиты оборудованы камерами для сброса отработанной смазки, 

которые закрыты крышками. Смазка подшипников -ЖРО или ЖРО-М. 

Якорь двигателя предназначен для преобразования электрической энергии, поступаю-

щей из сети на его обмотку, в механическую энергию, передаваемую через вал компрессору 

тепловоза. Якорь состоит из вала, кольца упорного, сердечника, обмотки, коллектора, венти-

лятора. Вал якоря изготовлен из круга сталь 30ХМА. Свободный конец вала для соединения  

с компрессором посредством муфты имеет конусность 1:10. 

Сердечник якоря, шихтованный из электротехнической стали, спрессован сварными 

пакетами и фланцами из стальной отливки. Обмотка якоря волновая, уложена в прямоуголь-

ные пазы сердечника и закреплена стеклобандажной лентой в лобовой и пазовой части. 

Коллектор предназначен для преобразования тока, арочного типа изготовлен из 

медных профилей с присадкой кадмия. Изоляционные прокладки - из слюдопласта. 

Схема электрическая соединений обмоток двигателя приведена на рис. 51, 

технические данные - см. раздел 2. 

Подробное описание устройства и работы двигателя см.ИБЖК.527532.015РЭ. 

4.11.2.5.Электродвигатель типа 4ПНЖ-200МА УХЛ2 ( рис.52 ). 

Электродвигатель предназначен для привода вентилятора обдува тормозных 

резисторов на тепловозе. Двигатель состоит из следующих основных частей: 

 

 

125 

 

 

 

 

Ри

су

но

к 

51

 -

 С

хема 

эл

ектр

ичес

кая

 с

ое

ди

не

ни

й 

об

м

от

ок п

ос

лед

оват

ель

но

го

 в

оз

бу

жд

ен

ия д

ви

гат

еля

 ДП

Т

 2

5 У

Х

Л2

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

126 

126 

 

Ри

су

но

к 

52

 -

 Дв

игат

ель

 4 П

Н

Ж 

20

0 М

А

 УХ

Л

 

127 

 

-магнитной системы, состоящей из станины 1, главных 2 и добавочных 3 полюсов; 

-якоря, состоящего из сердечника якоря 4, обмотки якоря 5, коллектора 6; 

-подшипниковых щитов 7, 8 с подшипниками качения 9, 10; 

-траверсы 11 с щеткодержателями 12. 

Исполнение двигателя горизонтальное защищенное самовентиляцией. 

Габаритные, установочные и присоединительные размеры указаны на рисунке 53. 

Магнитная система. 

Магнитная система состоит из станины и расположенных на ней главных и добавоч-

ных полюсов. Главные полюса предназначены для создания основного магнитного потока в 

машине, который поступает через зазор в якорь, разветвляется в сердечнике якоря, подходит 

к соседним полюсам и замыкается через корпус. 

Корпус двигателя, являющийся одновременно магнитопроводом, выполнен сварным 

из стали. 

Полюс состоит из сердечника и катушек последовательного возбуждения. Полюса   

крепятся к станине болтами. Сердечник полюса нашихтован из штампованных листов,      

стянутых заклепками. 

Катушка последовательного возбуждения намотана из медной ленты сечением               

(1,56 х 25 ) мм

2

 плашмя.  

Добавочные полюса предназначены для устранения искрения при коммутации. Уста-

навливают их между главными полюсами и крепят к станине болтами. Полюс добавочный 

состоит из сердечника и катушки. Катушка добавочного полюса намотана из провода 

ПСДКТ Л сечением (4,5 х 7,1 ) мм

2

 плашмя. Катушки добавочных полюсов соединяются 

последовательно между собой и с обмоткой якоря и питаются током якоря. 

В корпус двигателя установлены два подшипниковых щита с подшипниками качения 

в которых вращается якорь. Подшипниковые щиты выполняют функцию звена, 

связывающего якорь с магнитной системой определяют положение оси двигателя. 

Якорь состоит из вала, сердечника, обмотки, коллектора и вентилятора. Вал якоря 

стальной. Свободный конец вала имеет конусность 1:10. Сердечник якоря шихтованный из 

электротехнической стали, спрессован на валу кольцом из стального проката. Обмотка 

якоря волновая, уложена в прямоугольные пазы сердечника и закреплена в них 

изоляционными клиньями, лобовые части обмотки закреплены бандажами из 

стеклобандажной ленты класса “F”. 

Коллектор предназначен для преобразования тока. Коллектор двигателя изготовлен 

из профилей из бронзы. Изоляционные прокладки из слюдопласта. Со стороны, 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

128 

128 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Р

ис

ун

ок

  53

Дв

игат

ель

 4 П

Н

Ж 

20

0 М

А

 У

Х

Л2. Г

аб

ар

итн

ы

е ,

 у

стан

ово

чн

ы

е и 

пр

ис

ое

ди

ни

тел

ьн

ы

е 

разм

ер

ы

  

 

 

129 

 

 

противоположной коллектору, установлен центробежный вентилятор, служащий для 

обеспечения самовентиляции двигателя. Вентилятор выполнен литым из алюминиевого 

сплава. 

Вход и выход воздуха осуществляется через окна в корпусе, на которых установлены 

защитные крышки. 

Траверса состоит из остова траверсы с бракетами с установленными на них 

щеткодержателями. Техническая характеристика приведена в таблице 3. 

Таблица 3 

Наименование 

Значение 

Номинальная мощность, кВт 

60 

Номинальное напряжение, В 

340 

Номинальный ток, А 

197 

Номинальная частота вращения, 

об/мин. 

3000 

Максимальная рабочая частота 

вращения, об/мин 

3500 

кпд (в номинальном режиме) 

0,894 

 

Схема электрическая соединений двигателя приведена на рис.54. 

Подробное описание устройства и работы двигателя см.ИБЖК.527422.004РЭ. 

4.11.2.6.Электродвигатели постоянного тока серии П типа П11М, П21М, П42М, 

П51М. 

Электродвигатель П21М на тепловозе применяется для привода топливоподкачи-

вающего насоса, П11М-для привода вентилятора электрокалорифера, П51М-для привода 

масляного насоса. 

Электродвигатели серии П морского исполнения брызгозащищенные, имеют нагрево-

стойкую изоляцию и конструкцию, предназначенную для работы в условиях корабельных 

вибраций и ударных сотрясений. 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

130 

130 

 

 

 

Рисунок 54 - Схема электрическая соединений  

                        двигателя 4ПНЖ 200 МА УХЛ2 

 

Конструкция электродвигателей П11М, П21М, П42М и П51М - аналогична. Электродвига-

тели П11М, П21М имеет два главных и один добавочный полюс, а электродвигатель П51М - 

четыре главных  и четыре добавочных полюса. 

Электрические машины ( рис. 55) состоят из якоря, цилиндрической стальной 

станины с главными и добавочными полюсами и двух подшипниковых щитов. На крышках 

коллекторных люков имеются жалюзи и решетки в месте выхода охлаждающего воздуха  в 

подшипниковом щите со стороны противоположной коллектору. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..