Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации (ТЭП70А.00 РЭ, РЭ1, РЭ2)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Тепловоз ТЭП70 БС. Руководство по эксплуатации - часть 6

 

 

 

83 

 

 

Р

ис

ун

ок

 33 

– 

Б

лок

 э

ле

кт

ри

че

ск

ого т

орм

оз

а (

На

 2

-х ли

ст

ах. Ли

ст

 1)

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

84 

84 

 

Р

ис

ун

ок

 33 

– 

Б

лок

 э

ле

кт

ри

че

ск

ого т

орм

оз

а (

Ли

ст

 2)

 

 

85 

 

-каналы нагнетательные 3; 

-жалюзи 4. 

Для удобства монтажа в крышевой секции выполнены съемными: верхние люки 5, 

продольные балки 6 и нижние люки 7. 

4.9.1.Блок тормозных резисторов. 

Блок тормозных резисторов (рис.34) состоит из сопротивлений 1 и 2, установленных 

в каркасе 3. Сопротивления - ленточные, фехралевые, высокоомные, жаропрочные. 

Каркас 3 блока тормозных резисторов представляет собой сварную конструкцию из 

стальных уголков. 

Крепление тормозных резисторов в каркасе осуществляется направляющими       

шпильками 4, приваренными на внутренних поверхностях боковых стенок каркаса. 

Блоки тормозных резисторов в крышевой секции устанавливаются на алюминиевые 

платики, приваренные к полу крыши и снабженные стальными резьбовыми втулками. 

Дополнительно блоки тормозных резисторов крепятся в средней части по высоте 

каркаса к балкам, установленным со стороны жалюзи. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

86 

86 

 

 

Рисунок 34 – Блок тормозных резисторов 

 

 

87 

 

4.9.2.Мотор-вентилятор. 

Мотор-вентилятор предназначен для охлаждения лент блока тормозных резисторов. 

Конструкция мотор - вентилятора показана на рис.35. 

Электродвигатель 1 устанавливается на опору 2 и накрывается сверху пластмассовым 

корпусом 3. К фланцу электродвигателя крепится корпус вентилятора 4, состоящий из двух 

частей, в разъеме которых устанавливаются лопатки направляющего аппарата 7 для 

регулирования расхода и напора воздуха. Поворот лопаток направляющего аппарата 5, 

снабженным фиксатором и указателем угла поворота лопаток. Рычаг механизма поворота 

устанавливается в положение “О” и пломбируется. 

Рабочее колесо вентилятора 6, состоящее из диска, ступицы и лопаток, насаживается 

на  конический вал электродвигателя с натягом. 

Стеклопластиковые лопатки рабочего колеса крепятся в диске замками типа 

“ласточкин хвост” посредством клеевого соединения и стопорными пластинами. 

Мотор-вентилятор устанавливается в крышевой секции на резино - металллических 

амортизаторах 8 типа АКСС-300М. 

4.9.3.Канал нагнетательный. 

Нагнетательный канал ( рис.36 ) выполнен сварным и состоит из спрямляющего      

аппарата 1 и канала распределения воздуха 2. Канал распределения воздуха служит для   

изменения формы сечения потока воздуха с кольцевого, после вентилятора, на два  

прямоугольных, перед блоком тормозных резисторов и обеспечения равномерного поля   

скоростей воздуха. Канал распределения воздуха состоит из наружного корпуса 3 и 

внутреннего корпуса 4, между которыми ввариваются разделители 5. 

Спрямляющий аппарат 1 представляет собой сварную конструкцию и состоит из 

лопаток спрямляющего аппарата 6 и ободов: наружного 7 и внутреннего 8. 

Все детали нагнетательного канала выполнены из алюминиевых сплавов. На 

выходной стороне нагнетательного канала устанавливается уплотнение 11, которое является   

компенсатором при сборке блока электрического тормоза. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

88 

88 

 

 
 
 
 
 
 

Рисунок 35- Мотор-вентилятор 

 

 

 

 

 

89 

 

Р

ис

ун

ок

 36 

– 

К

ла

па

н н

агн

ет

ат

ель

ный

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

90 

90 

          

 

4.9.4.Жалюзи блока электрического тормоза. 

В блоке крыши электрического тормоза с обеих сторон на наклонных поверхностях 

установлены жалюзи ( рис.37 ) с поворотными створками. Входные 6 и выходные 3 жалюзи 

выполнены одинаковыми. Крепление жалюзи к крышевой секции производится снизу на      

петлях 7, а сверху - болтами 4. В открытом положении жалюзи фиксируются 

ограничителями 5. Жалюзи состоят из рамки 12, набора стальных створок 13 и механизма 

привода 14. Каждая створка соединена с трубчатым стержнем 11 посредством сварки. Под 

оси 9 створок в рамках 12 просверлены отверстия, в которые запрессованы втулки 10. Оси 9 

соединяются с трубчатым стержнем 11 посредством заклепок и сварки. 

К оси нижней створки жалюзи приварена направляющая 15 с регулировочным 

винтом 16 и стопорной гайкой 17. По углам средней арки блока крыши электрического 

тормоза установлены воздушные цилиндры 1 с системой рычагов привода жалюзи 2, 

соединенных шарнирно с механизмом привода 14. Воздух к воздушным цилиндрам 

подается из воздушной магистрали тепловоза. 

По углам крайних арок блока крыши установлены 4 конечных выключателя 8. При 

полностью открытых створках жалюзи направляющая 15 головкой регулировочного винта 

16 отжимает ролик конечного выключателя 8, включая в работу электрический тормоз. 

 

 
 

Рисунок 37 - Жалюзи блока электрического тормоза 

 

91 

 

4.10.Средства пожаротушения. 

 

4.10.1 Первичные средства пожаротушения. 
 

Первичные средства пожаротушения установлены на тепловозе по чертежу 

ТЭП70А.55.81.000 и предназначены для локализации и тушения пожара на начальной стадии 

его развития при возгорании оборудования на тепловозе. В качестве первичных средств 

пожаротушения на тепловозе предусмотрена установка: 

1.

 

Двух транспортных углекислотных огнетушителя ОУ-3 – ВСЕ – (ТР) -  

ТУ 4854-212-21352393-99 (объѐмом 5л.) по одному в каждой кабине на задней стенке, над 

креслом помощника машиниста; 

2.

 

Транспортного порошкового огнетушителя ОП-8(з) – АВСЕ – (ТР) -  

ТУ 4854-157-21352393-96 (объѐмом 10л.) на стенке шахты холодильника; 

3.

 

Двух вѐдер для песка (песок должен быть всегда сухим) за высоковольтной камерой. 

 

 

 

 

4.10.2 Система обнаружения и тушения пожара. 

 

Система обнаружения и тушения пожара (СОТП) применѐнная на тепловозе является 

отечественной автоматической системой газового пожаротушения, установлена по чертежу 

ТЭП70А.55.10.000 и предназначена для работы в ручном или автоматическом режиме пуска  

газового огнетушащего состава (ГОС). СОТП в автоматическом режиме пуска должна работать 

только во время отстоя тепловоза при отсутствии машиниста. 

 

Состав и устройство СОТП. 

Система обнаружения и тушения пожара состоит из: 

-

 

Трубной разводки для доставки ГОС в нужный отсек пожаротушения («Кузов», 

«ВВК», «БТР», «Тяговые двигатели ходовых тележек»); 

-

 

Комплекса технических средств универсальной системы пожаротушения для 

тягового подвижного состава железнодорожного транспорта 

 

КТС-УСПТ «Гамма-01 ПС» - 08 - ТУ 4372-040-40168287-06; 

-

 

Кабельной сети с разъѐмами для подключения пожарных извещателей и другого 

оборудования комплекса в соответствии с электрической схемой ПАС 

560.00.000-01 Э3 и ТЭП70А.70.10.001 Э3. 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

92 

92 

-

 

 

Трубная разводка ГОС на тепловозе. 

Трубная разводка ГОС на тепловозе обеспечивает подачу ГОС по четырѐм 

направлениям и представляет собой сеть труб, соединѐнных гибкими рукавами высокого 

давления с выпускными патрубками ЗПУ двух модулей (МПГ1, МПГ2) состоит из: 

1.

 

Трубопровода системы газового пожаротушения от нижнего модуля (МПГ1), 

состоящего из двух коллекторов: 

- первый коллектор для доставки ГОС (при срабатывании пиропатрона ПП1) (черт 

2ТЭ70.55.14.000) в тамбур №2, в кузов (в зону шахты холодильника) и в кузов с 

левой стороны дизеля; 

-

 

второй коллектор для доставки ГОС (при срабатывании пиропатрона ПП2) (черт 

2ТЭ70.55.15.001) в тяговые электродвигатели. 

2.

 

Трубопровода системы газового пожаротушения от верхнего модуля МПГ2 

   (черт 2ТЭ70.55.12.000), состоящего из двух коллекторов вдоль правой стенки кузова: 

- верхний коллектор для доставки ГОС (при срабатывании пиропатрона ПП3) в ВВК, 

тамбур №1 и кузов (в зону дизеля с правой стороны); 

- нижний коллектор для доставки ГОС (при срабатывании пиропатрона ПП4) в блок 

тормозных резисторов (БТР). 

 

 

Техническая характеристика  и состав комплекса КТС-УСПТ

 

Комплекс КТС-УСПТ «Гамма-01 ПС»-08–ТУ 4372-040-40168287-06, установленный на 

тепловозе при включении обеспечивает автоматический выход в дежурный режим. Для 

включения системы необходимо снять крышку на блоке питания и управления (БПУ) СОТП 

и последовательно включить выключатели «Акк» (собственное питание) и затем «Сеть» 

(110 В) при включенных автоматических выключателях «Пожарная сигнализация» и 

«Питание БУ-МСУ и датчиков» в тамбуре №1.  

При этом на экранах БКИ1 и БКИ2 должна высвечиваться информация: 

НОРМА:                       Дата       Время 

Каб.1 глв                Пуск=ручн 

 

При работе СОТП в дежурном режиме обеспечивается: 

1.

 

Автоматическое обнаружение пожара: 

- в кабинах машиниста и высоковольтной камере (ВВК) при задымлении превышающем 

порог срабатывания, установленных в них дымовых пожарных извещателей (0,2 дБ/м); 

- в кузове, при достижении температуры 100 С. 

 

93 

 

- в БТР при достижении температуры 110  С. 

2.

 

Оповещение о пожаре (звуковое и световое)  

3.

 

Выпуск ГОС в зону пожара (при необходимости) путѐм двукратного нажатия кнопки 

«ПУСК» на КС-А в любой кабине (время задержки пуска газа 30 сек.). 

4.

 

Выпуск ГОС в зону пожара при работе СОТП в автоматическом («Авт пуск») режиме 

пуска средств пожаротушения. 

5.

 

Передачу посредством штатной радиостанции тепловоза в УКВ диапазоне сообщения 

«Локомотив № 0ХХХ - ПОЖАР» (внедрено с тепловоза ТЭП70БС 

№ 0090) при работе СОТП в автоматическом режиме пуска средств пожаротушения 

(«Авт пуск»). 

6.

 

Выпуск ГОС из модуля МПГ1 для тушения тяговых двигателей с помощью УРП-7 в 

случае визуального обнаружения пожара, при работе СОТП в любом режиме. 

7.

 

Выпуск ГОС путѐм двукратного нажатия на кнопку «ПУСК» кнопочной станции (КС-А) 

из любой кабины (с задержкой 30 сек.) одновременно по трѐм направлениям (Кузов, 

ВВК, БТР) в случае визуального обнаружения пожара (если ещѐ не сработали пожарные 

извещатели) при работе СОТП в ручном или автоматическом режиме пуска средств 

пожаротушения.  

8.

 

Останов дизеля при нажатии на кнопку «ПУСК» КС-А в любой кабине. 

9.

 

Хранение в энергонезависимой памяти СОТП информации связанной с 

неисправностями и пусками системы. 

Более подробно работа СОТП описана в руководствах по эксплуатации ПАС560.00.000 РЭ 

ПАС560.00.000 РЭ1, которые передаются в депо с каждым тепловозом.

  

 

Комплекс КТС-УСПТ  « Гамма - 01 ПС» - 08 – ТУ 4372-040-40168287-06 для тепловоза 

ТЭП70БС разработан НПО «Пожарная автоматика сервис» (г. Москва) по специальному 

заказу в соответствии с согласованным с ОАО «РЖД» техническим заданием и состоит из: 

- двух газовых модулей (МПГ1, МПГ2), горизонтального исполнения, заправленных 

ГОС (Хладон 125) и оборудованных каждый двумя запорно-пусковыми 

устройствами (ЗПУ) с пусковыми устройствами (ПУО-2); 

- двух блоков клавиатуры и индикации БКИ (БКИ1, БКИ2); 

- двух кнопочных станций КС-А (КС-А-1, КС-А-2); 

- монтажного блока БМ2 с модулем МИ-А и реле R4; 

- блока питания и управления БПУ; 

- устройства сопряжения и управления УСУ; 

- двух дымовых адресных пожарных извещателей ИП-212-«Фрегат»; 

- четырѐх дымовых адресных пожарных извещателей ИП-212-«Фрегат-М»; 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

94 

94 

 

- девяти тепловых адресных пожарных извещателей ИП-101-«Корвет-М»; 

- устройства ручного пуска (УРП-7); 

- и др. оборудования, установленного по чертежу ТЭП70А.55.10.000. 

 

Кабельная сеть, структурная схема, схема шлейфа пожарных извещателей и схема 

подключения пиропатронов (ПУО-2). 

 

Кабельная сеть выполнена экранированными пожаробезопасными проводами в 

соответствии со схемами ТЭП70А.70.10.001 Э3, ПАС560.00.000-01 Э3. 

Шлейф пожарных извещателей, структурная схема и подключение пиропатронов показаны на 

схемах электрической принципиальной и структурно-функциональной, которые представлены 

в прилагаемом руководстве по эксплуатации ПАС 560.00.000 РЭ. 

Внимание: 

1.

 

Перед проведением на тепловозе ремонтных работ необходимо отсоединить разъѐмы от 

пиропатронов (ПУО-2) ПП1 …ПП4 на модулях МПГ1 и МПГ2, а при проведении 

сварочных работ вблизи модулей газового пожаротушения пиропатроны необходимо 

вывернуть и хранить в сухом недоступном для посторонних месте; 

2.

 

После завершения ремонтных работ, перед подключением пиропатронов необходимо 

убедиться, что система СОТП тепловоза исправна путѐм проверки еѐ на 

функционирование с подключением к разъѐмам имитаторов пиропатронов по методике 

НПО «ПАС»; 

3.

 

При работе тепловоза в штатном режиме (при наличии локомотивной бригады) СОТП 

должна всегда находиться в ручном режиме пуска средств пожаротушения. 

 

Работа СОТП в ручном режиме пуска ГОС. 

Для включения системы необходимо снять крышку на блоке питания и управления 

(БПУ) СОТП и последовательно включить выключатели «Акк» (собственное питание) и 

затем «Сеть» (110 В) при включенных автоматических выключателях «Пожарная 

сигнализация» и «Питание БУ-МСУ и датчиков» на панели БАУ в тамбуре №1.  

 

При этом на экранах БКИ1 и БКИ2 должна высвечиваться информация: 

НОРМА:                       Дата       Время 

Каб.1  глв                Пуск=ручн

 

 

 

 

95 

 

Внимание!

 При включении СОТП крайне нежелательно нарушать последовательность 

включения аварийного и сетевого питания. 

 

После включения СОТП необходимо убедиться, что: 

-

 

система работает в ручном режиме «Пуска»; 

-

 

на кнопочных станциях КС-А 1 и  КС-А 2 включились зелѐные светодиоды; 

-

 

на БКИ-1 и БКИ-2 включился индикатор «Питание»; 

-

 

светодиод «Авт. пуск» отключен. 

Если фактически кабина №1 не является головной необходимо из кабины №2 с 

помощью клавиатуры БКИ-2 назначить еѐ головной. Для этого неоднократным нажатием 

кнопки «Функция» добиться появления на экране БКИ сообщения: 

«Назначение головной кабины» После этого нужно нажать кнопку «   » (вправо). 

На экране БКИ появится сообщение: 

   «Назначение головной кабины» « нажмите кн. ПАМЯТЬ» 

Теперь нажимаем на кнопку «ПАМЯТЬ» и в нижней строке БКИ (в обеих кабинах) появится 

сообщение:    «Каб.2  глв.»       «Пуск = ручн». 

 

В случае если в верхней строке экрана появится вместо слова «НОРМА» другой режим 

работы системы: 

 

-  «НЕИСПРАВНОСТЬ» - при наличии неисправности; 

-  «ВНИМАНИЕ» - при срабатывании одного пожарного извещателя в отсеке 

пожаротушения (Кузов, ВВК, БТР); 

-  «ПОЖАР» - когда сработали два извещателя в любом отсеке пожаротушения 

или один извещатель в любой кабине, 

необходимо действовать в соответствии с действующими инструкциями и руководствами по 

эксплуатации ПАС 560.00.000 РЭ и ПАС 560.00.000 РЭ1. 

 

При пожаре, когда сработают два извещателя в каком либо отсеке пожаротушения или 

при срабатывании одного дымового пожарного извещателя в кабине произойдѐт следующее: 

-

 

на светодиодных табло БКИ1 и БКИ2 включатся светодиоды «ПОЖАР»; 

-

 

на экране БКИ появится сообщение «ПОЖАР» и выведется наименование 

отсека, в котором обнаружено срабатывание извещателей; 

-

 

пьезодинамики БКИ-1 и БКИ-2 выдадут двухтональный непрерывный сигнал и 

включатся оповещатели ООПЗ-24; 

-

 

на экране машиниста появится сообщение о пожаре. 

При этом система пожаротушения в ручном режиме пуска сработает и ГОС поступит в 

зону возгорания только в том случае, если будет сорвана пломба на кнопке «ПУСК» и дважды  

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

96 

96 

 

нажата кнопка «ПУСК» на КС-А-1 или КС-А-2 с интервалом между нажатиями не более 

12 секунд. 

 

При любом режиме работы системы («НОРМА», «НЕИСПРАВНОСТЬ», 

«ВНИМАНИЕ», «ПОЖАР») при визуальном обнаружении пожара (если пожарные извещатели 

не сработали) в случае двукратного нажатия на кнопку «ПУСК» КС-А-1 или КС-А-2 начнѐтся 

отсчѐт 30-сек. задержки, включатся оповещатели ООПЗ-24 в обеих кабинах и после отсчѐта 30-

сек. задержки произойдѐт подрыв трѐх пиропатронов и ГОС поступит из двух модулей по трѐм 

направлениям (ВВК, Кузов, БТР). Если по обстановке требуется задержка выпуска ГОС 

необходимо нажать кнопку «ОТМЕНА» на КС-А головной кабины. Для продолжения 

процедуры «ПУСКА» (перед тем как покинуть тепловоз) необходимо повторно нажать на 

кнопку «ПУСК» и отсчѐт времени продолжится с момента отмены. 

 

Работа СОТП в автоматическом режиме пуска ГОС. 

СОТП в автоматическом режиме «ПУСКА» должна находиться только во время отстоя 

тепловоза, когда на тепловозе никого нет. Перевод СОТП в автоматический режим «ПУСКА» 

производится наложением электронного ключа «РЕЖИМ» на контактное устройство 

кнопочной станции  КС-А головной кабины. В этот момент на 15 сек. включится звуковой 

оповещатель ООПЗ-24 в головной кабине и загорится светодиод «Авт. пуск» на БКИ в обеих  

кабинах. При этом тепловозная радиостанция должна быть отключена, но автоматический 

выключатель «Радиостанция» на панели БАУ должен быть включѐн. 

В случае пожара на тепловозе, при срабатывании двух пожарных извещателей в одном 

отсеке пожаротушения или одного извещателя в кабине на блоках БКИ в обеих кабинах 

формируется сигнал «ПОЖАР» и включается индикатор «ПОЖАР», пьезодинамики БКИ 

начнут выдавать двухтональный непрерывный сигнал, включатся оповещатели ООПЗ-24 в 

обеих кабинах и формируется состояние системы «ПУСК». Одновременно включается реле Р1 

с тремя нормально разомкнутыми контактами, обеспечивающими включение радиостанции и 

передачу в эфир сообщения о пожаре на локомотиве от УСУ и блока выдачи речевого 

сообщения.  

После отсчѐта 30-сек. задержки (с момента формирования состояния «ПУСК») 

произойдѐт подрыв соответствующего пиропатрона модуля МПГ1 или МПГ2 и ГОС поступит 

в отсек в котором сработало два извещателя, а радиостанция трижды передаст тревожное 

сообщение в эфир в УКВ диапазоне о пожаре на данном локомотиве «Локомотив № 0ХХХ - 

ПОЖАР». 

 

 

 

97 

 

При этом: 

-в случае срабатывания пожарного извещателя только в кабине подрыв пиропатронов не 

произойдѐт, но тревожное сообщение о пожаре в эфир будет передано; 

-при срабатывании двух извещателей в кузове тепловоза произойдѐт подрыв двух 

пиропатронов ПП1 и ПП3 и газ поступит из модулей МПГ1 и МПГ2 одновременно в Кузов и 

ВВК после 30-секундной задержки; 

-при нажатии в головной кабине на кнопку КС-А «ОТМЕНА», формируется состояние 

системы «ОТМЕНА» и отсчѐт времени задержки остановится. Для продолжения процедуры 

пуска необходимо нажать кнопку «ПУСК» на КС-А головной кабины и отсчѐт времени 

задержки продолжится. 

 

Тушение тяговых двигателей. 

В случае обнаружения пожара в тяговых двигателях тепловоза необходимо остановить поезд в 

соответствии с действующими инструкциями и привести в действие устройство ручного пуска 

УРП-7, установленное на модуле МПГ1. 

 

Для приведения в действие УРП-7 и подачи импульса на подрыв пиропатрона ПП2 

модуля МПГ1 необходимо: 

-  сорвать пломбу с УРП-7; 

-  отвернуть колпачѐк на головке УРП-7; 

-  извлечь шнур с кольцом; 

-  потянуть за кольцо шнура (рывком) с усилием не более 10 кгс. до срабатывания 

устройства. 

После срабатывания УРП-7 

ПРОИЗОЙДЁТ ПОДРЫВ ПИРОПАТРОНА

 ПП2 и выброс ГОС из МПГ1 

по трубопроводам в каналы для заполнения всех шести тяговых двигателей. 

ВНИМАНИЕ!   

Во время тушения тяговых двигателей, для обеспечения безопасности,  

в машинном отделении тепловоза никто не должен находиться. 

Сброс системы. 

Сброс СОТП производится только из головной кабины либо с помощью клавиатуры БКИ, либо 

наложением электронного ключа «СБРОС» на контактное устройство кнопочной станции КС-

А. 

 

Для сброса системы с БКИ головной кабины необходимо неоднократным нажатием 

кнопки «ФУНКЦИЯ» добиться появления на индикаторе БКИ сообщения: 

 

 

 

 

СБРОС системы 

 

 

 Нажмите кнопку СБРОС 

После этого для сброса системы нажмите на кнопку «СБРОС». 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ 

98 

98 

 

В результате сброса состояние системы приводится к исходному, производится сброс шлейфа 

пожарных извещателей, выключаются реле «ПОЖАР», «ВНИМАНИЕ», «НЕИСПРАВНОСТЬ» 

и оповещатели ООПЗ-24, если они были включены. 

Через 10-12 секунд после сброса система вновь накапливает информацию о своѐм состоянии. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..