ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 17

 

 

258 

 

минимуму  контакта  субъекта  ВЭД  и  инспектора,  ускорение  процедуры  уплаты 
таможенных  платежей,  и  снижение  финансовых  затрат,  связанных  с  таможенным 
декларированием. 

Но  существуют  так  же  проблемы,  из-за  которых  развитие  электронной  формы 

декларирования  затрудняется.  Одной  из  таких  проблем  является  человеческий  фактор. 
Инспектор,  который принимает  решение  о  выпуске  товара,  не  всегда  может  переложить 
свою ответственность на некий обезличенный электронный процесс. Ему психологически 
трудно выполнять свою работу, не имея у себя в руках документы на бумажном носителе. 

Существуют  так  же  и  технологические  проблемы  электронной  формы 

декларирования.  Концепция  таможенного  контроля  после  выпуска  товаров  находится  в 
стадии  разработки.  Без  этой  важной  составляющей  таможенного  контроля  представить 
электронное  декларирование  невозможно.  Без  последующего  контроля,  иными  словами, 
без таможенного аудита у таможенных органов нет возможности убедиться в лояльности 
участников ВЭД по закону. 

Так  же  не  редки  претензии  участников  ВЭД  к  ФТС  России  в  связи  с  большой 

деятельностью и непрозрачностью процедуры получения электронной подписи. 

К проблемам электронной формы декларирования можно так же отнести: 
1) «потерю» электронной ДТ в транспортной системе; 
2)  «потерю»  или  доставку  с  существенной  задержкой  декларанту  требования 

таможенного органа, а также другие сбои в канале связи и на серверах поддержки. 

Таким  образом,  можно  сделать  вывод,  что  применение  электронного 

декларирования  за  счет  использования  принципов  обмена  информацией  между 
декларантами  и  таможенными  инспекторами  исключительно  в  электронном    виде 
позволяет  ускорить  процедуру  таможенного  декларирования  товаров  и  транспортных 
средств. Кроме того, увеличить товарооборот, снизить трудоемкость работы должностных 
лиц  таможенных  органов,  ускорить  поступление  таможенных  платежей  в 
государственный  бюджет,  уменьшить  влияние  субъективных  факторов  на  процедуру 
таможенного декларирования и таможенного контроля. 

Список литературы: 

1. 

Захарова Л.В., Антонова М.А. Международная экономическая интеграция // 

Актуальные  задачи  управления  качеством  и  конкурентоспособностью  продукции  в 
современных  условиях:  материалы  международной  конференции.    Казанский 
кооперативный  институт  (филиал)  АНО  ОВО  ЦС  РФ  «Российский  университет 
кооперации»;  Европейский  университет  Молдовы    /  под  редакцией  профессора 
Насретдинова И.Т., 2016. – с. 22- 23.  

2. 

Иванова  А.А.,  Антонова  М.А.  Внедрение  информационных  технологий  в 

таможенном  деле  //  Проблемы  и  перспективы  развития  отрасли  торговли  в  реализации 
непрямого  государственного  управления: материалы  электронной  научно-практической 
конференции / под редакцией профессора Насретдинова И.Т. – М.: Изд-во КНОРУС, 2016. 
– с. 107-108. 

3. 

Мухаметвалиева  Л.Р.,  Антонова  М.А.  Таможенный  союз  и  его  роль  в 

экономической  интеграции  государств  //  Актуальные  задачи  управления  качеством  и 
конкурентоспособностью продукции в современных условиях: материалы международной 
научно-практической  конференции  /  Казанский  кооперативный  институт  (филиал)  АНО 
ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», Европейский университет Молдовы, 
2016. – с. 260-261. 

4. 

http://www.tks.ru/ - сайт «Все о таможне». 

 

ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ 

 

Ершова Т.С., 

259 

 

студент Казанского кооперативного института (филиала) Российского 

университета кооперации 

 

Научный руководитель - Антонова М.А.,к. э. н. Казанского кооперативного 

института (филиала) Российского университета кооперации 

 
Аннотация: Статья посвящена понятию таможенного тарифа, который выступает в 

качестве 

инструмента 

государственного 

регулирования 

внешнеэкономической 

деятельности. В рамках данной работы особое внимание уделяется основным принципам 
таможенного  тарифа.  Характеризуются  основные  признаки  таможенного  тарифа. 
Выявлены  основные  виды  и  функции  тарифа,  а  также  проанализировано  влияние 
таможенного тарифа на ВЭД. 

Ключевые  слова:  таможенный  тариф,  признаки  таможенного  тарифа,  таможенная 

политика,  развитие  и  совершенствование  таможенного  тарифа,  роль  и  значение 
таможенного тарифа. 

Таможенный  тариф  в  настоящий  момент,  с  учетом  экономической  ситуации  в 

стране, приобретает особый интерес. Тарифное регулирование является частью механизма 
финансовой  стабилизации,  развития  внешней  торговли  и  укрепления  стабильности 
национальной  валюты.  Таможенно-  тарифное  регулирование  служит  основным 
механизмом  экономического  влияния  на  экспортно-импортные  товарные  потоки  в 
процессе  пересечения  ими  национальных  таможенных  границ.  Через  его  инструменты 
осуществляются 

принципы 

внешнеэкономической 

политики 

государств, 

протекционистской, либеральной, преференционной.  

Благодаря  таможенной  политике,  государство  может  стимулировать  рост 

отечественного  производства,  особенно  в  секторе  производства  экспортной  продукции, 
ввоз  импортных  товаров,  призывая  тем  самым  отечественных  производителей  к 
конкурентной борьбе. Основная задача государства в области международной торговли – 
помочь  экспортерам  вывезти  как  можно  больше  своей  продукции,  сделав  их  товары 
наиболее  конкурентными  на  мировом  рынке  и  ограничить  импорт,  сделав  иностранные 
товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. 

Построение  импортного  таможенного  тарифа  основывается  на  двух  основных 

принципах: 

1) 

принцип  эскалации  тарифа  –  повышение  ставок  таможенных  пошлин  по 

мере  роста  степени  обработки  продукции.  Сырье  может  ввозиться  беспошлинно  или  по 
низким ставкам, полуфабрикаты – по средним, а готовая продукция облагается высокими 
ставками  таможенных  пошлин.  Этот  принцип  способствует  развитию  национальной 
промышленности и защите отечественных производителей; 

2) 

принцип  эффективного  тарифа  –  установление  низких  ставок  таможенных 

пошлин  на  товары,  необходимые  для  развития  высокотехнологичного  производства  с 
высокой долей добавленной стоимости;  

Обычно  таможенный  тариф  применяется  на  национальном  уровне,  но  в  тех 

случаях, когда ряд стран объединяются в торгово-экономическую группировку и создают 
свой  таможенный  союз,  таможенный  тариф  становится  общим  инструментом 
внешнеторгового  регулирования,  единым  для  всех  стран  –  участниц  в  их  торговых 
отношениях  с  третьими  странами.  Примером  таможенного  союза,  объединившего  все 
участвующие страны в единую таможенную территорию с единым таможенным тарифом, 
является Европейское экономическое общество. 

Функции таможенного тарифа: 
1) фискальная – обеспечивает необходимое пополнение доходной части бюджета; 
2) защитная – предохраняет отечественное производство (отдельные национальные 

отрасли  экономики)  от  чрезмерного  уровня  иностранной  конкуренции,  которым  может 
быть нанесен существенный ущерб; 

260 

 

3)  регулирующая  –  оказывает  определенное  влияние  на  формирование  структуры 

производства,  на  механизм  ценообразования,  поощряет  развитие  одних  отраслей  и 
сдерживает развитие других; 

4)  торгово-политическая  (рассматривается  также  как  элемент  регулирующей 

функции)  является  инструментом  косвенного  воздействия  на  экономическую  политику 
других  государств,  играет  определенную  роль  в  достижении  баланса  экономических 
интересов между странами. 

Таким  образом,  таможенный  тариф  является  основным  инструментом  торговой 

политики и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.  

По виду таможенный тариф может быть: 
1) 

простой  –  устанавливает,  что  к  товарам  независимо  от  страны  их 

происхождения применяются единые ставки таможенных пошлин. 

2) 

сложный  –  предполагает  установление  двух  и  более  ставок  таможенных 

пошлин  по  каждой  позиции  товарной  номенклатуры  в  зависимости  от  страны 
происхождения товара.  

Таможенный тариф имеет следующие признаки: 
1) 

комплексный  инструмент  государственного  регулирования  внешней 

торговли; 

2) 

инструмент 

экономического 

регулирования 

или 

экономического 

воздействия на параметры внешней торговли; 

3) 

базируется на специальных классификациях товаров как объектов внешней 

торговли, как объектов тарифного регулирования; 

4) 

содержит коды товаров в соответствии с их местом в ТН ВЭД.  

Таким  образом,  можно  сделать  вывод  о  том,  что  таможенный  тариф  должен 

служить  средством  поддержки  и  защиты  отечественного  производителя,  и  ни  в  коем 
случае  не  тормозить  развитие  национального  производства.  Поэтому  при  построении 
таможенного  тарифа  следует  учитывать,  прежде  всего,  влияние  таможенного  тарифа  на 
развитие и поддержку отечественного производителя. В интересах защиты отечественной 
промышленности  должны  корректно  использоваться  принципы  построения  тарифов, 
такие  как  принцип  эффективного  тарифа  и  принцип  эскалации  ставок  таможенных 
пошлин.  Современная  экономическая  ситуация  в  стране  далека  от  оптимальной,  так  же 
как и основной инструмент защиты российской экономики – таможенный тариф  – далек 
от  эффективного  и  идеального.  Поэтому  необходимо  устранять  недоработки  в  его 
построении.  

Список литературы: 

1. 

Федеральный закон от 21.05.1993 № 5003-1-ФЗ  «О таможенном тарифе» (в 

ред. от 05.04.16) // СПС «Консультант плюс.  

2. 

Иванова  А.А.,  Антонова  М.А.  Внедрение  информационных  технологий  в 

таможенном  деле  //  Проблемы  и  перспективы  развития  отрасли  торговли  в  реализации 
непрямого  государственного  управления: материалы  электронной  научно-практической 
конференции / под редакцией профессора Насретдинова И.Т. – М.: Изд-во КНОРУС, 2016. 
– с. 107-108. 

3. 

Маякова  М.С.,  Антонова  М.А.  Таможенная  пошлина  как  основной  вид 

таможенных 

платежей 

// 

Актуальные 

задачи 

управления 

качеством 

и 

конкурентоспособностью продукции в современных условиях: материалы международной 
научно-практической  конференции  /  Казанский  кооперативный  институт  (филиал)  АНО 
ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», Европейский университет Молдовы, 
2016. – с. 258-260. 

4. 

Мухаметвалиева  Л.Р.,  Антонова  М.А.  Таможенный  союз  и  его  роль  в 

экономической  интеграции  государств  //  Актуальные  задачи  управления  качеством  и 
конкурентоспособностью продукции в современных условиях: материалы международной 
научно-практической  конференции  /  Казанский  кооперативный  институт  (филиал)  АНО 

261 

 

ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», Европейский университет Молдовы, 
2016. – с. 260-261.  
 

ПРАВОВЫЕ НОВАЦИИ ИНСТИТУТА УПОЛНОМОЧЕННОГО 

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОПЕРАТОРА В ЕАЭС 

 

Сабирова В.Р., 

Казанский кооперативный институт(филиал) АНОО ВО ЦС РФ «Российский 

университет кооперации», г. Казань, студентка 5 курса «Таможенное дело» 

 

Научный руководитель - Исмагилова Л.Р.,к. с. н., преподователь Казанского 

кооперативного института (филиала)  АНОО  ВО  ЦС  РФ  Российского университета 

кооперации 

 
Аннотация:  В  статье  проанализирована  работа,  проводимая  в  ЕАЭС  по 

совершенствованию  института  уполномоченного  экономического  оператора,  а  также 
охарактеризованы  направления  развития  экономического  оператора  в  рамках  нового 
Таможенного Кодекса ЕАЭС, вступившего в силу с 1.01.2018 г. 

Ключевые  слова:  Уполномоченный  экономический  оператор,  специальные 

упрощения, Евразийский экономический союз 

Введение  в  таможенную  практику  института  уполномоченного  экономического 

оператора  (УЭО)  государствами  -участниками  Евразийского  экономического  союза 
(далее-ЕАЭС)  явилось  необходимым  шагом  к  развитию  системы  взаимодействия 
таможенной  службы  с  членами  ВЭД.  Анализируемый  институт  опирается  на  модели 
предоставления  таможней  специальных  упрощений  (превосходств)  в  обмен  на 
выполнение  экономическим  оператором  особых  требований  и  условий,  установленных 
правом  ЕАЭС.  Равно  как  установлено,  институт  УЭО  был  внесен  в  таможенное 
законодательство  с  учетом  принятия  Рамочных  стандартοв  безопаснοсти  упрощения 
международной  торговли,  созданных  в  условиях  тесного  партнерства  государств-
участников  ЕАЭС  Всемирной  таможенной  организации.  Рамочные  стандарты  содержат 
концепцию  УЭО  и  устанавливают  ключевые  позиции  института,  представляясь 
техническим  руководством  по  посуществлению  программ  УЭО  между  государствами-
членами ВТО и трейдерским сообществом. 

Все  развитые  и  развивающиеся  страны  утверждают  о  введении  этого 

международного эталона (или его аналога), стремительно стимулируя и подбадривая его 
формирование.  По  этой  причине  можно  установить,  что  развитие  института 
уполномоченного  экономического  оператора  обусловливается  интенсивным  ростом 
товарооборота  и  денежных  отношений  и  потребностью  предоставление  исполнения  3 
функций  таможенных  органов:  поддержка  торговли,  обеспечение  защищенности  и 
денежной составляющей. 

Один  из  наиболее  волнующих  участников  ВЭД  вопросов,  это  вопрос  получения 

статуса  УЭО.  С  одной  стороны,  условия  не  должны  быть  достаточно  лояльными  и 
элементарными,  для  того,  чтобы  не  допустить  попадания  в  особенную  категорию 
«подозрительных»  фирм.  С  другой  стороны,  условия  обязаны  быть  беспристрастными, 
пропорциональными  получаемым  прерогативам  и  не  препятствовать  получению 
подобного статуса добропорядочными организациями. 

Но  возникли  ремарки  относительно  объема  операций  за  этот  промежуток 

(количество ДТ на товары, стоимость перемещенных и хранимых товаров).  И это никак 
не  спроста,  так  как  такие  условия  определяют  непрерывность  внешнеэкономической 
деятельности  лиц  и  потребность  получения  упрощений.  Для  таможенных  органов 
совершенная деятельность лица при неменяющемся характере совершаемых им действий 
имеет немаловажное значение. 

262 

 

Требование  отсутствия  невыполненной  обязанности  по  уплате  таможенных 

платежей, пошлин, и налогов не претерпело каких-либо перемен. 

Различие  только  лишь  в  том,  что  в  отношении  таможенных  платежей  пошлин, 

пеней, процентов, такое требование проверяется абсолютно во всех странах ЕАЭС, в том 
время как раньше это ограничивалось только той страной, в которой подавалось заявление 
о  включении  в  реестр  уполномоченного  экономического  оператора  и  где  реализовывает 
свою деятельность уполномоченный экономический оператор. 

Что касается условия отсутствия задолженностей по налоговому законодательству, 

то тут ничего не поменялось. 

Так  же  условием  получения  статуса  УЭО  считается  отсутствие  прецедентов 

привлечения  лица  к  административной  ответственности  в  течение  1  года  до  дня 
регистрации таможенным органом заявления.  

В  отличии  от  функционирующего  порядка,  применяющего  соразмерный  объем 

обеспечения  уплаты  таможенных  пошлин,  налогов  (для  всех  УЭО-1  млн  евро  в 
эквиваленте, а для лиц, осуществляющих производственную деятельность, – 150 тыс. евро 
в  эквиваленте).  Таможенным  кодексом  Евразийского  экономического  союза 
предусмотрена  регрессивная  шкала  с  целью  предоставления  обеспечения  обязанности 
уполномоченного  экономического  оператора.  В  результате  серьезный  и  ответственный 
уполномоченный  экономический  оператор  способен  со  временем  уменьшить  объем 
предоставляемого обеспечения деятельности до 150 тыс. евро. 

Законодатель  впервые  внедряет  три  типа  свидетельств  для  УЭО.  Свидетельство 

конкретного  типа  дает  возможность  УЭО  пользоваться  особенной  группой  специальных 
упрощений.  Тем  самым  развивается  разделение  участников  внешнеэкономической 
деятельности,  которая  приобретает  в  последние  годы  в  таможенном  процессе  особую 
значимость. 

В  первый  раз  в  кодексе  дано  определение  термина  "специальные  упрощения", 

предоставляемые  уполномоченному  экономическому  оператору.[1]  Список  упрощений 
существенно  увеличился  по  сравнению  с  тем,  который  присутствовал  в  прежнем 
Таможенном  кодексе  Таможенного  союза.  Так,  учтено  обеспечение  возможности 
обоюдного  почитания  статуса  уполномоченного  экономического  оператора,  т.е. 
обеспечение специальных упрощений на территории ЕАЭС. 

Внедрение  3  типов  свидетельств  характеризуется  важным  шагом  к  увеличению 

доступности  статуса  УЭО  при  разделении  требований  и  предоставления  упрощений  от 
возможностей  и  нуждаемости  соискателя  статуса.  Нельзя  не  обозначить  и  увеличение 
роли  условия  добросовестности  в  получении  статуса  УЭО,  определяемого  в  понижении 
суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов для добропорядочных УЭО [2] 

Ещё  одним  условием  для  наделения  юридического  лица  статусом  УЭО  с 

получением  свидетельства  1  или  3  типа  представляется  соответствие  лица  значениям, 
определяющим  его  финансовую  устойчивость.  Термин  «финансовая  устойчивость 
предприятия»  больше  свойственен  для  финансовой  оценки  работы  предприятий  и 
отображает  состояние  финансов,  при  котором  организация  совершенствуется,  сохраняя 
свою платежную состоятельность и финансовую безопасность.  

Для включения в реестр УЭО юридическому лицу нужно набрать более 50 баллов.   

Показатели  финансовой  устойчивости  анализируются  за  последние  3  года  на  основании 
сведений,  содержащихся  в  документах  бухгалтерской  отчетности.  Сведения  могут 
подтверждаться  аудиторской  организацией  на  предмет  точности  и  правильности  их 
подсчета и показателей, по которым они сосчитаны.  

Для  повышения  внимания  к  институту  уполномоченного  экономического 

оператора,  в  Таможенном  кодексе  ЕАЭС  увеличен  субъектный  состав  участников 
программы  уполномоченных  экономических  операторов,  определены  условия  для 
разрешения и вовлечения в нее всех членов цепи внешнеэкономической деятельности, от 

263 

 

продавца  до  конечного  покупателя,  охватывая,  склады  временного  хранения, 
перевозчиков, экспедиторов. 

Статус  уполномоченного  экономического  оператора  может  быть  получен  лицом, 

осуществляющим 

международную 

деятельность, 

а 

именно: 

таможенными 

представителем, декларантом, перевозчиком, владельцем СВХ. 

Таким  образом,  новелла  интеграции  Евразийского  экономического  союза  просит 

перехода  к  наднациональному  правовому  регулированию  и  большей  унификации 
законодательства  стран-членов  Евразийского  экономического  союза.  Осуществление 
объединённой  позиции  сторон  по  предстоящему  развитию  института  УЭО  должна 
положительно  повлиять  на  активность  участников  ВЭД,  должна  позволить  уменьшить 
издержки  времени  и  ресурсы  организаций  при  совершении  таможенных  операций, 
обеспечить  осуществление  упрощений  на  всей  территории  ЕАЭС,  а  также  расширить 
категории уполномоченного экономического оператора. 

Список литературы: 

1.Таможенный  кодекс  Евразийского  экономического  союза    (приложение  №1к 

Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). вступил в силу с 1 
января    2018  г.  /    [Электронный  ресурс]    /    Правовая  система:  ‹‹Консультант  плюс››  / 
Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_94890 

2.  «Три  типа  свидетельства  УЭО»  Журнал  «Компас  экспедитора  и  перевозчика» 

08.01.2018 http://www.baif.by/stati/tri-tipa-svidetelstva-ueo-1/ (дата обращения 19.04.2018) 
 

ТАМОЖЕННЫЕ ПЕРЕВОЗЧИКИ 

 

Кузьминова А.Ф., 

студент Казанского кооперативного института (филиала) Российского 

университета кооперации 

 

Научный руководитель - Антонова М.А.,к. э. н. Казанского кооперативного 

института (филиала) Российского университета кооперации 

 

Аннотация:  Статья  посвящена  деятельности  таможенных  перевозчиков, 

обобщению  уже  известных  фактов  о  деятельности  таможенных  перевозчиков. 
Таможенная  деятельность  является  одним  из  наиболее  сложных  разделов 
законодательства.  Импортерам  и  экспортерам  самостоятельно  не  просто  охватить  все 
тонкости  огромного  количества  правил,  предвидеть  все  нюансы,  которые  могут 
возникнуть при перевозке товаров. 

Ключевые  слова:  таможенный  перевозчик,  права  и  обязанности  таможенного 

перевозчика, деятельность таможенного перевозчика, товары и услуги. 

Таможенные органы играют важную роль в экономическом развитии  страны, они 

регулируют  правовые  отношения  в  процессе  транспортировки  товаров  и  транспортных 
средств    через  таможенную  границу  Российской  Федерации.  Государственное 
регулирование  внешнеэкономической  деятельности  таможенными  органами  невозможно 
без  участия  физических  и  юридических  лиц,  которые  оказывают  услуги  в  таможенной 
сфере. Деятельность таких лиц осуществляется статусом таможенных перевозчиков.  

В  статусе  таможенного  перевозчика  может  быть  юридическое  лицо,  которое 

включено  в  реестр  таможенных  перевозчиков.  Таможенный  перевозчик  имеет  право 
транспортировать  товары,  которые  находятся  под  таможенным  контролем  без 
сопровождения и без уплаты таможенных платежей.  

Если  юридическое  лицо  хочет  выступать  в  качестве  зонального  таможенного 

перевозчика,  то  для  получения  лицензии  оно  должно  обратиться  в  таможню.  Если 
юридическое  лицо хочет  выступать  в  качестве  регионального таможенного  перевозчика, 
то  –  в  региональное  таможенное  управление.  Кроме  того,  юридическое  лицо  может 

264 

 

обратиться  я  Федеральную  таможенную  службу,  если  хочет  выступать  в  качестве 
общероссийского таможенного перевозчика.  

Существует  три  вида  таможенных  перевозчиков.  Зональный  таможенный 

перевозчик,  осуществляет  свою  деятельность  только  в  регионе  деятельности  одной 
таможни.  Региональный  –осуществляет  деятельность  в  регионе  нескольких  таможен, 
находящихся под юрисдикцией одного таможенного поста. Общероссийский таможенный 
перевозчик  осуществляет  свою  деятельность  в  регионах  нескольких  региональных 
таможенных управлений или на всей территории Российской Федерации. 

Для  осуществления  деятельности  таможенного  перевозчика  и  получения 

сертификата юридическое лицо должно соблюдать ряд условий и подать заявление в ФТС 
России для включения в реестр таможенных перевозчиков. 

Необходима следующая информация для подачи документов: 
1) 

заявление  таможенного  органа  о  включении  в  реестр  таможенных 

перевозчиков; 

2) 

сведения о сроке деятельности заявителя по перевозке грузов; 

3) 

сведения об обеспечении уплаты таможенных пошлин и налогов; 

4) 

сведения  о  транспортных  средствах,  находящихся  во  владении  и 

пользовании  международными  перевозками,  которые  предполагается  использовать  в 
качестве  перевозки  грузов,  в  том  числе  об  транспортных  средствах  товаров,  пригодных 
для перевозки под таможенным контролем пломб и пломб и т. д 

5) 

сведения 

о 

наименовании, 

организационно-правовой 

форме, 

местонахождении  (почтовый  индекс,  почтовый  адрес  и  любые  другие  контактные 
данные).  

Перевозчик должен выполнять следующие обязанности: 
1) 

соблюдать  условия  и  требования,  установленные  таможенным  кодексом 

Российской Федерации при перевозке товаров под таможенным контролем; 

2) 

вести учет товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой 

таможенного транзита, и представлять в таможенные органы соответствующие отчеты о 
перевозке грузов; 

3) 

уплачивать таможенные пошлины и налоги; 

4) 

не  разглашать,  не  использовать  для  собственных  целей  и  не  передавать 

иным лицам полученную информацию; 

5) 

в  течение  пяти  рабочих  дней  проинформировать  таможенный  орган, 

включивший  юридическое  лицо  в  реестр  таможенных  перевозчиков,  об  изменении 
данных, заявленных в реестре.  

В случае нарушения таможенных правил, таможенный перевозчик вправе: 
1) 

узнать у таможенных органов о том, за какое правонарушение таможенный 

перевозчик привлекается к ответственности; 

2) 

пользоваться  родным  языком  или  другим  языком  которым  он  обладает,  а 

также услугами переводчика; 

3) 

обжаловать  решения  таможенных  органов  и  их  должностных  лиц  в 

установленном порядке; 

4) 

пользоваться услугами адвоката или юридической помощи; 

5) 

ознакомиться с материалом. 

Услуги  таможенного  перевозчика  требуются,  если  вес  таможенных  грузов 

превышает  гарантии  по  книжке  МДП  (  международных  дорожных  перевозок);  груз 
состоит  из  нескольких  частей,  адреса  доставки  которых  прибывают  в  разных  таможнях; 
если таможня требует гарантии оплаты платежей.  

Взаимоотношения  таможенного  перевозчика  с  отправителем  товаров  или  с 

экспедиторами  заключаются  на  основании  договора.  Отказ  от  заключения  договора 
таможенным  перевозчиком  не  допускается,  за  исключением  случаев,  когда  имеются 
основания полагать, что действия или бездействие отправителя или экспедитора являются 

265 

 

незаконными  и  имеют  шанс  повлечь  за  собой  уголовную  или  административную 
ответственность в сфере таможенного дела.  

Таким  образом,  осуществляя  свою  деятельность,  таможенный  перевозчик  несет 

ответственность  перед  таможенными  органами  до  момента  доставки  владельцу  склада 
временного хранения в месте доставки либо фактической передачи товаров лицу, которое 
обладает  возможностями  в  отношении  этих  товаров,  с  разрешения  таможенного  органа 
предназначения впоследствии доставки товаров в данный орган. 

Список литературы: 

1. 

Иванова  А.А.,  Антонова  М.А.  Внедрение  информационных  технологий  в 

таможенном  деле  //  Проблемы  и  перспективы  развития  отрасли  торговли  в  реализации 
непрямого  государственного  управления: материалы  электронной  научно-практической 
конференции / под редакцией профессора Насретдинова И.Т. – М.: Изд-во КНОРУС, 2016. 
– с. 107-108. 

2. 

Захарова Л.В., Антонова М.А. Международная экономическая интеграция // 

Актуальные  задачи  управления  качеством  и  конкурентоспособностью  продукции  в 
современных  условиях:  материалы  международной  конференции.    Казанский 
кооперативный  институт  (филиал)  АНО  ОВО  ЦС  РФ  «Российский  университет 
кооперации»;  Европейский  университет  Молдовы    /  под  редакцией  профессора 
Насретдинова И.Т., 2016. – с. 22- 23.  

3. 

Мухаметвалиева  Л.Р.,  Антонова  М.А.  Таможенный  союз  и  его  роль  в 

экономической  интеграции  государств  //  Актуальные  задачи  управления  качеством  и 
конкурентоспособностью продукции в современных условиях: материалы международной 
научно-практической  конференции  /  Казанский  кооперативный  институт  (филиал)  АНО 
ОВО ЦС РФ «Российский университет кооперации», Европейский университет Молдовы, 
2016. – с. 260-261.  
 

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РФ 

 

Митрофанов И.В., 

студент Казанского кооперативного института (филиала) Российского 

университета кооперации 

 

Аннотация:  В  наше  время  российская  таможенная  система  претерпевает  ряд 

проблем с точки зрения функционирования, которые замедляют время работы и снижают 
эффективность  проделанной  деятельности.  Автор  в  статье  предлагает  решение  данной 
проблемы  и  особое  внимание  уделяет  пяти  основным  проблемам,  которые  мешают 
таможенным органам. 

Ключевые  слова:  таможня,  таможенные  органы,  груз,  таможенные  процедуры, 

таможенные платежи, ФТС. 

Выбранная мною тема, на мой взгляд, очень интересная и требует некой дискуссии 

и анализа деятельности таможенных органов в РФ.  Прежде чем приступить к анализу, а 
именно  к  проблемам  функционирования  таможенных  органов,  для  начала  стоит  узнать, 
что такое таможня и чем она занимается.  

Таможня  –  государственный  орган,  обеспечивающий  порядок  перемещения  через 

таможенную  границу  товаров  и  транспортных  средств,  вещей  и  иных  предметов, 
применение  таможенных  процедур  и  взимание  таможенных  платежей.  [3,  с.  6]  Другими 
словами, таможня, это некое государственное учреждение, которое контролирует перевоз 
груза через границу и взимает различные сборы. Чем еще занимается таможенный орган? 
Таможенные  органы:  участвуют  в  разработке  таможенной  политики  и  реализуют  эту 
политику;  обеспечивают  соблюдение  законодательства,  осуществляют  контроль  за  ним; 
обеспечивают  экономическую  безопасность  в  рамках  своей  компетенции;  защищают 

266 

 

экономические  интересы  РФ;  применяют  средства  таможенного  регулирования  торгово-
экономических  отношений;  взимают  таможенные  пошлины,  налоги  и  иные  платежи; 
обеспечивают  соблюдение  порядка  перемещения  товаров  и  транспортных  средств  через 
таможенную  границу  РФ;  ведут  борьбу  с  контрабандой  и  нарушением  таможенных 
правил;  осуществляют  таможенный  контроль  и  таможенное  оформление;  ведут 
таможенную  статистику  внешней  торговли;  осуществляют  валютный  контроль; 
обеспечивают  Правительство  РФ  и  других  лиц  информацией  по  таможенным  вопросам. 
[1]  Можно  заметить,  что  есть  очень  много  сфер  в  которой  функционируют  таможенные 
органы, если брать в счет еще то, что это не все виды деятельности таможенных органов. 
Я бы сказал, совсем неудивительно, что в системе деятельности таможенных органов есть 
ряд дыр и проблем, которые нужно решать в кратчайшие сроки. Давайте рассмотрим эти 
самые проблемы.  

Во-первых, хотелось бы сказать о недостаточном информационном сопровождении 

при построении системы логистики. Из-за того, что таможенные органы лишь проверяют 
таможенные  декларации,  а  не  сопровождают  заказчика  при  заполнении  декларации  для 
правильного  оформления,  ему  приходится  перезаполнять  все  по  несколько  раз,  дабы  не 
попасть  под  административную,  а  может  даже  под  уголовную  ответственность  за 
умышленно  ложные  данные.  Зачастую  заказчики  прибегают  к  услугам  таможенного 
брокера, что ощутимо ударяет по карману. [4] 

Во-вторых, остается низким уровень взаимодействия государственных органов при 

осуществлении внешнеторговых операций. Например, заказчику нужно срочно перевезти 
через  границу  какой-либо  товар.  Чтобы  избежать  всех  формальностей  в  последний 
момент, он оплатил все госпошлины заранее, оплатил все налоги, но ФТС об этом не знал 
и  продлил  весь  процесс  на  некоторое  время.  Это  говорит  о  том,  что  вся  сетка 
государственных  органов  далеко  несовершенно,  раз  они  даже  не  могут  информировать 
друг друга в установленные сроки. 

В-третьих,  не  в  достаточной  степени  развита  система  подготовки,  а  именно 

переподготовки  кадров  для  таможенных  органов  РФ,  особенно  специалистов  в  области 
управления и контроля. В нашей стране лидирующим ВУЗом в области таможенного дела 
является РТА, где лишь малая доля выпускников действительно отправляется работать на 
таможне.  Дело  в  том,  что  они  изначально  идут  учиться  не  по  своему  призванию  и 
обучаются без какого-либо интереса. В прочем, это происходит не только в РТА, а во всех 
ВУЗах страны, это брешь в системе образования в целом. Также необходимо осуществить 
переход  от  эпизодического  к  систематическому  обучению  персонала,  то  есть  люди 
должны постоянно обмениваться информацией и опытом. [2] 

В-четвертых,  остается  высоким  уровень  коррупции  в  таможенных  органах  РФ. 

Решение  этой  проблемы  может  стать  укрепление  взаимодействия  с  отечественными, 
зарубежными  и  международными  органами  и  организациями  в  борьбе  с  терроризмом, 
контрабандой оружия, наркотиков и контрафактной продукцией, а также при обеспечении 
экономической, экологической и радиационной безопасности страны. [5] 

В качестве итога можно сказать, что проблем действительно много. Большая часть 

проблем исходит из многочисленных обязанностей таможенных органов нашей страны. Я 
считаю,  что  часть  ответственности  с  таможенных  органов  надо  снять  и  создать  новую 
структуру. Только так решится много проблем деятельности таможенных органов, и она 
станет более прозрачной. 

Список литературы: 

1. 

Федеральный  закон  ФЗ-«О  таможенном  регулировании  в  Российской 

Федерации» от 27.11.2010 № 311-ФЗ 

2. 

Постановление  Правительства  РФ  от  29.09.2012  №  994  «Об  утверждении 

Положения  о  системе  показателей  работы  таможенных  органов  Российской  Федерации, 
порядке и методике их мониторинга»; 

3. 

Булычев  М.  В.  Оценка  эффективности  и  результативности  управления 

267 

 

организациями  как  социальными  и  экономическими  системами:  критерии,  методы  и 
показатели  //  Инновационные  технологии  управления  социально-экономическими 
системами:  сборник  материалов  международной  научной  конференции.  —  Волгоград: 
Изд-во МЦНИП, 2013; 

4. 

Итоговый  доклад  о  результатах  и  основных  направлениях  деятельности 

ФТС 

России 

за 

2015 

год 

// 

[Электронный 

ресурс]. 

– 

Электр.дан.: 

http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=22889:-2015-
&catid=475:2015–03–12–09–57–15&Itemid=2588 ; 

Сведения  о  выполнении  основных  показателей  работы  таможенных  органов 

Российской 

Федерации 

// 

[Электронный 

ресурс]. 

– 

Электр.дан.:http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=13769&I
temid=2401 
 

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО 

ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 

 

Мустякимова Н.Р., 

студент Казанского Федерального университета, г.Казань 

 

Аннотация:  В  статье  рассмотрены  исторические  аспекты,  предпосылки  и  этапы 

формирования 

Европейского 

экономического 

союза. 

Автором 

анализируются 

предпосылки европейской интеграции и ее историческая периодизация. 

Ключевые слова: европейский экономический союз, Лиссабонский договор,ЕС. 
Под  становлением  и  развитием  Европейского  экономического  союза  понимается 

развитие  европейской  интеграции. Идея  единой  Европы  появилась  в  процессе 
длительного исторического развития. Периоды объединения европейских народов были в 
основном  связаны  с  эпохами  империй  или  авторитаризма  (Римская  империя,  империи 
Карла  Великого,  Карла  V  или  Наполеона).  Основной  целью  идеи  являлось  искоренение 
войн  в  Европе  и  политическое  объединение  её  народов  и  государств.  Большинство 
авторов  были  видными  представителями  европейской  общественной  мысли  и  культуры. 
[1, c.11]. 

Европейская интеграция в период античности. 
Географ  Милетский  (около  546–480  гг.  до  н.  э.)  стал  первым  античным  автором, 

который  выделил  Европу  как  самостоятельную  часть  света  в  своем  труде 
«Землеописание».  Начиная  с  VI–V  вв.  до  н.  э.  слово  «Европа»  стало  использоваться 
древними  греками  для  обозначения  обширного  региона,  превышавшего  по  размерам 
территорию античной Греции. 

По сравнению с греками, древние римляне обладали, более точными сведениями об 

истинных  размерах,  границах  и  составе  населения  Европейского  континента.  Однако 
римляне не рассматривали понятие Европы в политическом контексте, так как в основе их 
внешней политики находилась не «национальная», а «имперская» идея. Располагавшаяся 
сразу на трёх континентах (Европа, Азия, Африка) многонациональная Римская империя 
изначально  не  представляла  Европу  в  качестве  политического,  культурного  и 
религиозного  пространства.  Данное  восприятие  сформировалось  лишь  после  падения 
Западной Римской империи [2, с.17]. 

 В  период  средневековья  одним  из  первых  «объединителей»  Европы  считается 

король франков Карл Великий, коронованный в 800 году императором Римской империи. 
Его целью было восстановление позднеримского варианта империи с христианством как 
официальной  религией.  Однако  империя  Карла  Великого  распалась  после  его  смерти  на 
три  части,  которые  в  последующем  стали  прообразом  западноевропейских  государств,  – 
Франции,  Германии  и  Италии.  Схожими  идеалами  обладал  Германский  король  Оттон  I 
Великий. Идейной основой Священной Римской империи, просуществовавшей до 1806 г., 

268 

 

был  католический  универсализм,  а  её  целью  –  объединение  всех  католиков,  живущих  в 
Европе 

Чешский  король  Иржи  Подебрад  (1420–1471  гг.)  в  «Договоре  о  союзе  и 

конфедерации  между  Францией,  Чехией  и  Венецией  для  противодействия  Турции» 
предложил  свой  проект  светского  союза  европейских  государств.  Он  включал  в  себя: 
принцип  формирования  состава  союзных  институтов  –  союзного  собрания  и  союзного 
совета;  необходимость  ротации  мест  заседаний  союзного  собрания;  распределение 
голосов  в  совете  между  отдельными  государствами;  условия  формирования  союзного 
бюджета; коллективные гарантии безопасности. 

С началом эпохи Реформации и расколом христианской церкви в Европе претензии 

Рима  и  императоров  на  объединение  всех  европейцев  были  окончательно  подорваны. 
Европейская  идея  приобретает  исключительно  светский  характер.  По  мере  становления 
гражданского  общества  в  первых  буржуазных  государствах  Европы  получает 
распространение  идея  ограничения  монаршего  честолюбия  с  помощью  закона  и 
общественного контроля.  

Английский  квакер  Уильям  Пенн  (1644–1718  гг.)  в  своём  «Эссе  о  настоящем  и 

будущем  мире  в  Европе»  впервые  высказал  мысль  о  том,  что  объединённые  институты 
общеевропейского  союза  должны  обладать  определенными  правами  в  отношении 
отдельных  европейских  государств.  Для  обеспечения  мира  и  безопасности  он  предлагал 
создать  Европейскую  лигу  или  конфедерацию,  куда  должны  войти  все  европейские 
государства,  включая  Порту  и  Россию.  Высшим  органом  организации  должен  стать 
конгресс,  наделённый  правами  арбитража,  а  также  принуждения  к  миру  и  выполнению 
коллективных  решений.  Пенн  отмечал,  что  суверенитет  государств  можно  ограничить 
лишь в вопросах поддержания мира, в другие же функции государства  нельзя подвергать 
никаким ограничениям. 

Немецкий философ  Иммануил Кант (1724–1804 гг.) в трактате  «К вечному  миру» 

также считал, что, установить мир можно посредством подписания договора без права его 
денонсации  отдельными  государствами.  Для  гарантии  соблюдения  договора  во  всех 
странах  Европы  должно  быть  введено  республиканское  правление,  основанное  на 
принципах свободы и равенства всех граждан перед законом. 

Великая  Французская  революция  не  только  продемонстрировала  трудности 

реализации  просветительских  идей  на  практике,  но  и  открыла  длительную  эпоху 
европейских  войн  в  Европе,  в  ходе  которой  противоборствующие  стороны  по-своему 
интерпретировали  европейскую  идею.  В  частности,  Наполеон  Бонапарт  не  только 
объединил путём принуждения большую часть Европы, но и осуществил здесь широкую 
реструктуризацию и модернизацию. Он пытался реализовать проект создания под эгидой 
«великой  Франции»  европейской  конфедерации,  которая  должна  была  иметь  единый 
кодекс законов, высший кассационный суд, общую армию, единую денежную систему и 
единую  систему  мер  и  весов.  Наполеоновский  план  потерпел  поражение,  а  победители 
Франции предложили свой проект организации европейского политического пространства 
в  рамках  Венской  системы  международных  отношений,  базировавшейся  на  принципе 
легитимизма и поддержания «европейского концерта».  

В  середине  XIX  в.  одним  из  проектов  европейского  строительства  стала  идея 

создания  Соединенных  Штатов  Европы  (СШЕ),  которую  активно  поддерживали 
либеральная  европейская  буржуазия  и  революционно-демократические  объединения. 
Либеральные  и  революционно-демократические  проекты  СШЕ  озвучивались  на 
Конгрессах  мира.  Так,  на  III  Конгрессе,  который  состоялся  в  Париже  в  1849  г.,  его 
председатель Виктор Гюго предложил свой проект СШЕ. В 1867 г. в Женеве была создана 
Международная лига мира и свободы, также использовавшая лозунг СШЕ. Однако мечты 
о создании СШЕ были разбиты подъемом государств-наций и усилившимся между ними 
соперничеством. 

269 

 

Попытки перестройки политической карты мира и ее экономической составляющей 

привели  к  Первой  мировой  войне,  которая  велась  под  лозунгами  фанатичного 
национализма. 

В Новейшее время объединение государств в единый союз начало набирать новые 

обороты. 

В 1951 году ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, Италия подписали 

договор,  об  учреждении  Европейского  объединения  угля  и  стали,  целью  которого  стало 
объединение  европейских  ресурсов  по  производству  стали  и  угля,  вступивший  в  силу  с 
1952 года. Эти же государства  учредили Европейское экономическое сообщество в 1957 
году  и  Европейское  сообщество  по  атомной  энергии,  целью  которых  стало  углубление 
экономической интеграции. Безусловно, важнейшим по своим компетенциям из этих трех 
институтов являлось ЕЭС. 

Развитие и перестройка этих европейских сообществ в современный Европейский 

союз происходил путём: 

 

передачи  всё  большего  перечня  функций  управления  на  наднациональный 

уровень; 

 

расширения союза государств (с 6 до 27). 

В 1967 году эти три европейских сообщества объединились в одно единое. 
В 1972  году были проведены референдумы о вступлении в ЕС в Дании, Норвегии 

и  Ирландии.  Присоединение  к  ЕС  поддержали  в  Ирландии  и  Дании,  в  Норвегии  же  это 
предложение  не  было  поддержано  народом.    А  1  января  1973  г.  в  состав  ЕС  вступает 
Великобритания.  

В июне 1975 года заявка на вступление в Европейский союз была подана Грецией, 

и 1 января 1981 года Греция стала членом  Европейского сообщества. 

Первые  прямые  выборы  в  Европарламент  были  проведены  в  1979  году.  В  1985 

году, получив право внутреннего самоуправления, Гренландия вышла из состава ЕС.  

Заявки  на  вступление  в  члены  ЕС  были  поданы  Португалией    и  Испанией  в  1977 

году, которые стали членами Европейского сообщества  с 1 января 1986 года. 

Февраль  1986  года  ознаменовался  подписанием  в  Люксембурге  Единого 

европейского акта, который нацелил Европейское сообщество на создание общего рынка 
и выделил основные начала Европейского политического сотрудничества  .  

В  1992  году  государствами  Европейского  сообщества  был  подписан 

Маастрихтский договор, ознаменовавший создание Европейского союза. Он учредил три 
института: 

 

Экономический и валютный союз (ЭВС); 

 

Общую внешнюю политику и политику безопасности (ОВПБ); 

 

Общую политику в области внутренних дел и юстиции. 

Референдумы  о  вступлении  в  ЕС  провелись  в  1994  году  в  Австрии,  Норвегии, 

Финляндии  и  Швеции.  Большая  часть  жителей  Норвегии  вновь  проголосовала.  1  января 
1995 года членами ЕС стали Австрия, Финляндия (с Аландскими островами)  и Швеция. 

В  1997  году  был  подписан  Амстердамский  договор,  вступивший  в  силу  в  1999 

году.  Согласно его условиям основными изменениями затронули: 

 

общую внешнюю политику и политику безопасности ОВПБ; 

 

создание "пространства свободы, безопасности и правопорядка"; 

 

координацию  в  области  правосудия,  борьбы  с  терроризмом  и 

организованной преступностью; 

 

нормы  шенгенского  права  стали  частью  правовой  системы  Европейского 

союза. 

Современный этап европейской интеграции. 
В  преддверии  расширения  Европейского  союза  был  заключен  Ниццкий  договор, 

предусматривающий  реформы  институтов  Союза.  Европейский  союз  включал  15 

270 

 

государств-членов. 1 мая 2004 г. в Союз вступили 10 новых государств, 1 января 2007 г. 
добавились  еще  2  государства.  Основополагающее  значение  договора,  исходя  из 
преамбулы,  определяется  в  окончании  процесса  подготовки  институтов  Европейского 
союза  к  значительному  расширению  его  состава.  По  своему  содержанию  он  также 
представлял собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ 
и  Европейского  союза  и  был  призван  углубить  интеграцию  внутри  Союза  и 
усовершенствовать ее правовые основы [3, с.3]. 

Следующий  этап  начался  с  подготовки  и  подписания  Договора  о  введении 

Конституции для Европы 2004 г. Конституция представляла собой результат кодификации 
предыдущих  учредительных  договоров  и  их  интеграцию  в  свой  текст.  Подготовленный 
Конвентом  текст  был  одобрен  в  следующем  года  25  государствами  и  торжественно 
подписан в Риме 29 октября 2004 г. 

Заключение Лиссабонского договора об изменении Договора о Европейском союзе 

и  Договора  об  учреждении  Европейского  сообщества    представляло  собой  большую 
серию  поправок  к  имеющимся  учредительным  договорам.  Он  был  подписан 
руководителями государств - членов ЕС 13 декабря 2007 г. 

Идея  подписания  новый  договор  в    форме  изменений  к  существующим 

учредительным актам была высказана Н. Саркози. 

Принятие  Лиссабонского  договора  ознаменовало  собой  начало  новой  стадии  в 

реформе Европейского союза. 

Данный  договор  является  бессрочным  учредительным  договором,  который 

определил  основные  пути  европейской  интеграции  на  перспективный  период. 
Из достижений Лиссабонского договора следует отметить: 

 

предоставление Евросоюзу статуса юридического лица и международной 

 

правосубъектности; 

 

определение  типологии  компетенций  Евросоюза,  которые  распределяются 

на три сферы 

1. 

исключительная,  в  которой  только  ЕС  имеет  право  принимать 

законодательные акты; 

2. 

совместная,  в  которой  решения  принимаются  и  на  уровне  ЕС,  и  на 

национальном уровне; 

3. 

«поддерживающей, координирующей и дополняющей» компетенции. Здесь 

никакие решения ЕС не могут ограничить суверенные права участников Евросоюза. 

 

наделение  новыми  полномочиями  Европейского  совета  и  Европарламента. 

Введение  поста  постоянного  Председателя  Европейского  совета,  избираемого  его 
участниками сроком на 2,5 года [4, с.9]. 

С  момента  перехода  на  единую  европейскую  валюту  значительно  окрепли 

структуры и механизмы ЭВС. После вступления в силу Лиссабонского договора началось 
развитие общей внешней политики Евросоюза идёт в целом ряде направлений. 

Cписок литературы: 

1. 

Кольцов М.В./Европейская  интеграция:  история  и  современность  :  текст 

лекций; Яросл. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль: ЯрГУ, 2014. – 68 с. 

2. 

Васильева Н.Ю./Европейская идея от Античности до середины XIX века. М., 

2008.-321с. 

3. 

До  и  после  Лиссабонского  договора:  учебное  пособие  ,  под.  ред.    М.М. 

Бирюкова//  Рецензенты:  Черниченко  С.В.,  доктор  юридических  наук,  профессор, 
заслуженный  деятель  науки  РФ.  Шумилов  В.М.,  доктор  юридических  наук,  профессор. 
,2010.-123с. 

4. 

Глотов  С.  А.  Право  Европейского  Союза  в  редакции  Лиссабонского 

договора. М., 2010-234с. 

 

271 

 

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ 

ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ 

ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 

 

Саидова Д.И., 

КФ ФГБОУ ВО Российский Государственный Университет Правосудия 

 
Аннотация: В настоящей статье рассматриваются актуальные проблемы, связанные 

с привлечением к административной ответственности физических и юридических лиц за 
нарушение таможенного законодательства Таможенного союза.  

Ключевые слова: Евразийский экономический союз, таможенное регулирование. 
Таможенное  регулирование  в  соответствии  с  Конституцией  РФ  относится  к 

ведению  Российской  Федерации.  Исследуя  вопрос  о  таможенном  регулировании  в 
Российской Федерации, мы сталкиваемся с уникальным для российского права явлением, 
а именно с дуалистической системой. Конструкция правового регулирования таможенных 
правоотношений  в  Российской  Федерации  включает  в  себя  нормы  двух  уровней  – 
национальное законодательство и так называемое наднациональное [1, с. 58].  

Таможенный  кодекс  Евразийского  экономического  союза  нормативно  закрепил, 

что  таможенное  регулирование  в  рамках  Таможенного  союза  осуществляется  на  двух 
уровнях:  наднациональном  и  национальном.  Базовым  актом  национального 
законодательства  в  сфере  таможенного  дела  является  Федеральный  закон  от  27  ноября 
2010  г.  №  311-ФЗ  «О  таможенном  регулировании  в  Российской  Федерации»,  который 
призван выполнять задачи национального таможенного регулирования, выражающиеся в 
поддержании  эффективности  механизма  правового  регулирования  запретов  и 
ограничений,  установленных  в  международном  и  национальном  законодательстве  о 
таможенном  деле.  В  предмет  таможенного  регулирования  включены  общественные 
отношения,  направленные  на  организацию  основ  деятельности  таможенных  органов  и 
регулирование  властных  отношений  между  таможенными  органами  и  лицами, 
реализующими  право  пользования  и  распоряжения  товарами,  ввезенными  в  РФ  и 
вывозимыми из РФ [2, с. 26]. 

В  условиях  формирования  Евразийского  экономического  союза  расширились 

внешнеэкономические  связи  Российской  Федерации  с  иностранными  государствами  и 
государствами-членами  Таможенного  союза,  созданы  единая  таможенная  территория, 
открытость  экономики  и  единство  правового  регулирования.  Таможенный  союз  был 
создан  как  торгово-экономический  союз  государств,  предусматривающий  свободу 
движения товаров, услуг, рабочей силы, кооперацию, повышение конкурентоспособности. 
На этой таможенной территории установлены и применяются: унифицированный порядок 
таможенного  регулирования,  единые  правила  декларирования  товаров,  единые  правила 
уплаты таможенных пошлин и единые процедуры таможенного режима. На таможенной 
территории  Таможенного  союза  не  применяются  таможенные  пошлины  и  ограничения 
экономического  характера,  за  исключением  специальных защитных,  антидемпинговых и 
компенсационных мер. 

Государствами-участниками  Евразийского  экономического  союза  (ЕАЭС) 

являются  Армения,  Республика  Беларусь,  Казахстан,  Киргизия,  Россия.  В  январе  2018 
года Президент Молдавии выразил намерение вступить в ЕАЭС.  

Законы  государств-членов  Евразийского  экономического  союза  по-разному 

определяют  понятие  таможенного  дела.  По  мнению  О.В.  Гречкиной  и  С.А.  Ческидовой, 
спорным  представляется  определение  таможенного  дела  в  Законе  «О  таможенном 
регулировании»  Республики  Армения.  В  Кодексе  Республики  Казахстан  смешиваются 
понятия «таможенное дело» и «таможенное регулирование» [8, с. 174] 

Установление  и  регулирование  административной  ответственности  за  нарушения 

таможенных  правил  продолжает  оставаться  одной  из  актуальных  проблем  таможенной 

272 

 

сферы, поскольку вступившим в действие с 01.01.2017 года новым Таможенным кодексом 
(ТК  ЕАЭС  [1])  административная  ответственность  за  нарушение  установленных 
таможенных правил отнесена к ведению национального законодательства стран-участниц 
ЕАЭС. 

Содержание понятия «административное правонарушение»: 
Статья 9 КоАП Республики Армения [3]   «противоправное, виновное (умышленное 

или неосторожное) или такое действие или бездействие, посягающее на государственный 
или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, 
установленный  порядок  управления,  за  которое  законодательством  предусмотрена 
административная ответственность» 

Пункт  1  статьи  2.1  КоАП  Республики  Беларусь  [4]  «противоправное  виновное,  а 

также  характеризующееся  иными  признаками,  предусмотренными  настоящим  Кодексом, 
деяние  (действие  или  бездействие),  за  которое  установлена  административная 
ответственность» 

Пункт  1  статьи  25  КоАП  Республики  Казахстан  [5]  «противоправное,  виновное 

(умышленное  или  неосторожное)  действие  либо  бездействие  физического  лица  или 
противоправное  действие  либо  бездействие  юридического  лица,  за  которое  настоящим 
Кодексом предусмотрена административная ответственность» 

Статья  9  КоАП    Республики  Кыргызстан  [6]  «противоправное,  виновное 

(умышленное  или  неосторожное)  действие  или  бездействие  физического,  или 
юридического  лица,  за  которое  настоящим  Кодексом  или  законами  Кыргызской 
Республики установлена административная ответственность» 

Пункт 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации [7]  «противоправное,  виновное 

действие  (бездействие)  физического  или  юридического  лица,  за  которое  настоящим 
Кодексом  или  законами  субъектов  Российской  Федерации  об  административных 
правонарушениях установлена административная ответственность» 

Различия  в  национальном  законодательстве  стран  -  членов  ЕАЭС  заключаются  в 

следующем:  числе  административных  таможенных  правонарушений,  которое  в  КоАП 
Республики Казахстан на 2 больше, чем в КоАП Российской Федерации, и почти в 2 раза 
больше,  чем  в  КоАП  Республики  Беларусь;  субъектах  данных  правоотношений: 
физические  лица  и  индивидуальные  предприниматели  -  в  Республике  Беларусь  и 
Республике  Казахстан,  должностные  лица  –  в  Российской  Федерации  и  Республике 
Казахстан,  юридические  лица  -  во  всех  государствах  с  примечанием,  что  в  Республике 
Казахстан  данная  категория  подразделяется  на  субъектов  малого  и  среднего 
предпринимательства  и  субъектов  крупного  предпринимательства;  то,  что  в  КоАП 
Российской  Федерации  в  качестве  субъектов  указаны  только  граждане,  существенно 
сужает  перечень  лиц,  правомочных  участвовать  в  таможенных  правоотношениях; 
размерах  административных  взысканий,  которые  выражаются  в  национальной  валюте,  и 
их разном видовом составе, применяемых за одно и то же административное таможенное 
правонарушение. 

Данные  различия  можно  объяснить  следующим  образом.  В  кодексы  об 

административных  правонарушениях  Российской  Федерации  и  Республики  Казахстан 
вносились изменения, связанные со вступлением этих стран в Таможенный союз (теперь 
уже  ЕАЭС),  что  отразилось  на  названиях  статей,  которые  содержат  указание  на 
таможенную  территорию  Таможенного  союза,  а  не  конкретной  страны.  То,  что  в  КоАП 
Республики  Беларусь  с  учетом  внесенных  изменений  и  дополнений  не  было  закреплено 
положение  о  том,  что  таможенная  территория  Республики  Беларусь  является  единой  с 
таможенными  территориями  Российской  Федерации  и  Республики  Казахстан,  а  значит, 
нет указания на то, что она является членом Таможенного союза (ЕАЭС), можно считать 
одним  из  недостатков  действующего  административного  законодательства  Республики 
Беларусь. 

273 

 

Также  несложно  заметить,  что  одно  и  то  же  административное  таможенное 

правонарушение закреплено в разном количестве составов, а, следовательно, и частях или 
статьях  кодексов.  В  КоАП  Республики  Беларусь  существует  6  составов  незаконного 
перемещения товаров через таможенную границу, прописанных в 6 частях одной статьи. 
В  КоАП  Российской  Федерации  -  4  состава,  тоже  одной  статьи.  КоАП  Республики 
Казахстан закрепляет 4 состава, закрепленных в трех статьях. 

В КоАП Российской Федерации и КоАП Республики Казахстан существуют также 

различные  подходы  к  установлению  субъекта  административной  ответственности  за 
нарушения таможенных правил. По-разному  определяется ответственность юридических 
лиц,  а  именно  по  КоАП  РФ  субъектом  правонарушения  является  физическое  и 
юридическое  лицо,  а  по  Кодексу  Республики  Казахстан  -  юридическое  лицо,  которое 
подразделяется  на  три  вида:  индивидуальный  предприниматель,  юридическое  лицо, 
являющееся  субъектом  малого  и  среднего  предпринимательства,  и  юридическое  лицо  - 
субъект крупного предпринимательства (КоАП РК) [6]. 

Рассматривая  сроки  давности  привлечения  к  административной  ответственности, 

можно  отметить,  что  в  Республике  Казахстан  установлен  срок  -  два  месяца  со  дня 
совершения  правонарушения,  в  Республике  Беларусь  -  три  года  со  дня  совершения  и 
шесть  месяцев  со  дня  обнаружения  правонарушения,  а  согласно  ст.  4.5  КоАП  РФ  срок 
давности  за  нарушение  таможенного  законодательства  составляет  6  лет  со  дня 
совершения административного правонарушения таможенного законодательства ТС, либо 
со дня обнаружения таможенным органом при длящемся правонарушении. 

На  мой  взгляд,  установление  единых  норм  таможенного  законодательства  будет 

способствовать 

исключению 

сомнений 

в 

правоприменительной 

практике. 

Подтверждением  тому  служит  и  вывод  профессора  О.Ю.  Бакаевой,  прозвучавший  на  15 
конференции  по  внешнеэкономическому  праву,  которая  отмечает,  что  «для  участников 
ВЭД  и  для  таможенных  органов  одной  из  существенных  проблем  следует  признать 
отсутствие  единообразия  норм,  предусматривающих  уголовную  и  административную 
ответственность  за  правонарушения  в  таможенной  сфере...  Представляется,  что 
нормативная  основа,  устанавливающая  юридическую  ответственность  за  нарушения 
таможенных правил, должна быть единой» [8, с. 173-191]. 

Таким  образом,  в  действующем  национальном  законодательстве  стран  -членов 

ЕАЭС имеются существенные различия в регламентации административных таможенных 
правонарушений,  которые  выражаются  в  разнообразии  их  видов,  неодинаковом 
количестве  составов  и  субъектов  правоотношений,  а  также  различных  взысканиях, 
выраженных  как  в  видовом,  так  и  в  стоимостном  выражении  за  одни  и  те  же 
правонарушения [9 стр. 70-74].  

По  моему  мнению,  государствам-членам  Таможенного  союза  необходимо 

установить единые основания, сроки давности, санкции и единую процедуру привлечения 
к  административной  ответственности  за  нарушение  таможенных  правил.  Правильнее 
было  бы  взять  самое  лучшее,  что  есть  в  административных  кодексах  трех  стран  и 
разработать  Таможенный  кодекс  ЕАЭС  с  включением  в  него  главы  «Административные 
правонарушения в области таможенного права». 

Список литературы: 

1.  Мифтахов  Р.Л.  Таможенное  регулирование  в  Рссийской  Фдерации  // 

Современные  тенденции  таможенной  политики  евразийского  экономического  союза. 
Москва, 2016. С. 58-70 

2.  Договор  о  Таможенном  кодексе  Евразийского  экономического  союза 

[Электронный ресурс] : Подписан в г. Москве 11.04.2017. URL: http://www.eaeunion.org/ 

3.  Кодекс  об  административных  правонарушениях  Республики  Армения 

[Электронный 

ресурс] 

от 

06.12.1985 

(ред. 

от 

27.03.2017). 

URL: 

http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=77148. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  15  16  17  18   ..