ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 15

 

 

226 

 

 

В  данной  статье  описывается  сайт  www.edu.tatar.ru,  как  пример  информационной 

системы. А так же его роль в образовательной отрасли. 

Ключевые слова: система, образование, процесс, ресурс, контроль. 
В  условия  современного  мира,  все  более  важным  и  перспективным  становиться 

умение  вводить  и  использовать  информационные  системы.  Человек  не  представляет 
жизнь  без  компьютера,  глобальной  сети,  социальных  сетей  и  т.д.  Основой  всех 
программных  продуктов,  которые  представлены  на  компьютере,  является  строгая 
упорядоченность  и  иерархичность.  Все  подчинено  принципу  системности.  Принцип 
системности в компьютере воплощен в виде информационной системы.  

Упорядоченность  и  иерархичность  информационных  сетей  являются  очень 

важным.  Легкий  поиск  нужной  информации  и  ее  центролизованость,  позволяют 
пользователю  не  тратить  много  времени  на  поиск  и  обработку  информации.  Это  дает 
возможность накапливать и делать доступным огромный пласт информации. 

Основополагающим  элементом  любой  информационной  системы  являются  базы 

данных  или  базы  знаний.  Под  базой  данных  мы  будем  понимать  совокупность 
структурированных  данных.  В  качестве  примера  базы  данных  может,  возьмем  Microsoft 
Excel.  В  последнее  время  наибольшее  распространение  получили  реляционные  базы 
данных. Реляционная база данных представляется пользователю как совокупность таблиц. 
Под  базой  знаний  мы  подразумеваем  форму  представления  информации  в  экспертных 
системах, относящихся к классу систем искусственного интеллекта. 

Информационные  системы  в  наше  время  используются  во  всех  сферах  жизни. 

Начиная  от  простого  учета  в  пределах  семьи,  личные  блоги  и  группы,  кулинария, 
заканчивая образованием и наукой и, конечно же, государством. 

Ярким  примером  информационной  сети  в  образовательной  сфере  является  

edu.tatar.ru.  Интернет  ресурс  www.edu.tatar.ru  создан  в  помощь  жителям  Татарстана  в 
самом современном ракурсе подачи информации. В первую очередь, удобный интерфейс 
сайта,  объемный  пласт  информации  и  удобный  поиск,  структурно  собрали  все  учебные 
заведения  страны.  На  страницах  www.edu.tatar.ru  можно  найти  полный  обзор 
интересующего вас учебного заведения, включая ознакомление с программой обучения и 
составом  педагогов.  Кроме  того,  сайт  предоставляет  возможность  подачи  заявления  на 
вступление в выбранное учреждение. 

Интернет  ресурс  выполняет  информационную  роль,  посредством  ознакомления  с 

мероприятиями  в  отрасли  образования, которые  будут  проведены  в  стране  в  ближайшее 
время. Это дает возможность участвовать каждому желающему, учувствовать в развитие 
образования на электронном уровне. 

С точки зрения обучения, сайт дает возможность не только повысить уровень своих 

знаний,  но  и  воспользоваться  возможностью  дистанционного  обучения.  Большой  выбор 
курсов  и  программ,  которые  составляют  профессионалы.  Так  же  на  сайте  присутствуют 
рекомендации для педагогов , для повышения профессиональных качеств. 

Особо хотелось бы выделить именно возможность данного сервиса предоставлять 

дистанционное  обучение.  Такая  возможность  как  никогда  актуальна  в  наше  время. 
Множество  людей  по  тем  или  иным  причинам  не  могут  посещать  учебные  заведения. 
Возможность  дистанционного  обучения,  дает  им  возможность  получить  необходимые 
знания в рамках жесткого тайм-менеджмента. Подобных сервисов в сети много, но радует 
тот  факт,  что  данная  программа  развивается  в  масштабах  государства  и  им 
поддерживается.  

Еще одной важной функцией edu tatar ru является наличие электронного журнала. 

В данный момент система образования находится на этапе поступательного развития. Во 
многих  общеобразовательных  учреждениях  Татарстана  ведется  подробная  отчетность  об 
учебном процессе в электронном формате. Это обеспечивает тесное взаимодействие всех 

227 

 

участников  образовательного  процесса,  существенно  повышает  его  эффективность  в 
целом.  

Сейчас уже нет проблемы в ознакомлении родителей учеников со всеми деталями 

образовательного процесса, актуальными событиями,  уровнем  успеваемости. Абсолютно 
все  можно  отслеживать  в  режиме  реального  времени  на  соответствующем  портале. 
Учитывая  что  у  многих  родителей  нет  возможности  периодически  лично  общаться  с 
педагогами, а также в полной мере контролировать образовательный процесс ребенка, по 
причинам занятости и т.д. Данный ресурс дает им такую возможность. 

Теперь  можно  взаимодействовать  с  учителями  удаленно,  отслеживать  полную 

картину  обучения  своих  детей.  Достаточно  осуществить  вход  в  личный  кабинет 
электронного  дневника  Татарстана,  чтобы  сразу  же  выяснить  всю  необходимую 
информацию. 

Итак,  безусловно,  мы  живем  в  эру  информационных  технологий,  и  отрицать  их 

влияние  на  нашу  жизнь  нельзя.  Мы  пользуемся  информационными  системами  каждый 
день, будь то поиск информации по тематическим сайтам или использование социальных 
сетей и мэсэджеров. Это экономит много времени, а учитывая современный темп жизни, 
то это является крайне ценным.  

В  данной  статье  как  пример  я  взял  образовательную  отрасль,  а  именно  сайт 

www.edu.tatar.ru.  Важно,  что  ресурс  не  просто  существует  как  база  данных,  а  пытается 
контактировать  с  пользователем,  не  просто  предоставляя  информацию,  а  улучшая 
качество  жизни.  Теперь,  родители  могут  уделять  максимальное  внимание  образованию 
детей,  вкладываясь  во  временные  рамки  .  Сами  ученики  могут  контролировать  себя  и 
свою успеваемости. А учитывая, что современное поколение большую часть информации 
потребляет  через  информационные  носители,  то  дынный  ресурс  так  же  является 
благоприятной средой для восприятия.  

Так  же  это  крайне  удобный  информационный  портал.  Большой  объем 

структурированной  информации.  Информации  легко  доступной  и  легко  обрабатываемой 
пользователем. 

Подытожив  можно  справедливо  утверждать,  что  появление  информационных 

система является важным достижением ,благодаря этому каждый из нас получил доступ к 
информации. А владение информации, это мера свободы человека. 

Список литературы: 

1.  ru.wikipedia.org›Информационная система 
2.  https://edutatarstan.ru/ 
 

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 

 

Евстюнин Ф.Н.,  Храмова Н.А 

Российский государственный университет правосудия (филиал) 

КФ ФГБОУ ВО  «Российский Государственный Университет Правосудия»  г. 

Казань 

 
Аннотация: В статье рассматриваются особенности климата республики Татарстан, 

исследуются изменения климата республики на основе учета метеорологических величин 
за  период  2010  по  2017гг.,  выявляется  ряд  экологических  и  хозяйственных  проблем  в 
аномальные годы связанные с изменением климата.   

Ключевые  слова:  Изменение  климата,  температура  воздуха,  атмосферные  осадки, 

аномальная жара. 

В настоящее время наблюдаются различные изменения климата. Климат изменялся 

на  протяжении  всего  существования  Земли,  но  в  последние  десятилетия  температура 
неуклонно растет. Данный процесс впервые был замечен в 1975 году. 

228 

 

Повышение  температуры  влияет  на  все  аспекты  жизни  обществ,  и,  что  самое 

главное на состояние геосфер. В Республике Татарстан, как и по всей территории России в 
последние время замечена тенденция роста зимних и летних температур. 

Республика  Татарстан  имеет  умеренно-континентальный  климат,  и  достаточно 

теплое лето, и  умеренно-холодную зиму. Средняя температура самого холодного месяца 
январь -10 °C, самого теплого месяца июль +24 °C.  Средние показатели осадков от 470 до 
510 мм в год. Выделяется солнечный период - с апреля по август. Суммарная солнечная 
радиация за год составляет около 3900 Мдж/кв.м [1, с 36]. 

Стоит  отметить,  что  в  среднем,  температура  повышается  на  1-2  градуса  уже  в 

течении десяти лет. Было выявлено, что на территории Татарстана произошло не менее 29 
метеорологических  явлений.  Аномальная  жара  и  аномальное  похолодание  оказывают 
существенное  влияние  на  экологическое  состояние  Республики  Татарстан.    Аномальная 
жара, как правило способствует большему распространению промышленных выбросов и 
выхлопных  газов  от  автотранспорта,  так  как  при  слабом  ветре  и  отсутствие  инверсий, 
высокие  температуры  в  низких  слоях  атмосферы  способствуют  накоплению  различных 
вредных  веществ  и  их  примесей.    Самый  сильный  удар  выпадает  на  низкие  объекты, 
расположенные до 20 метров от земли. 

Данная проблема набирает обороты и становится все более востребованной с точки 

ее  разрешения.  Дальнейшее  продолжение  данной  увеличения  летних  температур  сулит 
Татарстану потерей урожая и засухами. 

Изменения климата республики за период 2010 по 2017г.г. представлены в таблице 

1. 

Таблица  1-  Изменение  средних  температур  января  и  июля  за  период  2010  по 

2017г.г. 

год 

2010-2017 

2010 

2011 

2012 

2013 

2014 

2015 

2016 

2017 

месяц  Январь (°C)  -16,5 

-12,9 

-10,1 

-10 

-10,5 

-9,1 

-13,4 

-10,5 

Июль (°C) 

+24,8 

+23,2 

+20,5  +21 

+19,7 

+18,6  +21,4 

+18,7 

 

На  основе  учета  метеорологических  величин,  можно  заметить,  что  в  основном, 

температура  соответствует  годовым  нормам.  Но,  были  обнаружены  аномальные 
изменения в 2010 году. 

Данные  изменения  наблюдаются  в  последней  декаде  июня  до  первой  половины 

августа. Было выявлено, что аномальная жара послужила причиной большего количества 
лесных  пожаров,  тем  самым  привела  к  большому  экономическому  и  экологическому 
ущербу. 
 

 

Рисунок 1- Изменения среднего показателя температуры за 2010 год 

 

-16,8 

-13,5 

-4,5 

7,4 

17,4 

21,2 

25,9 

22,6 

13,3 

3,7 

0,9 

-9 

2010 г. 

229 

 

По  степени  распространенности  и  своей  продолжительности  2010  год  побил  все 

рекорды более чем вековой истории. 

По мнению главы Гидрометцентра России Романа Вильфанда, такой жары, скорее 

всего, не было 5000 лет. Причиной таких высоких температур воздуха, продолжавшихся 
длительный период, мог стать «блокирующий антициклон», данный антициклон тормозил 
проникновение  других  воздушные  масс.  Стоит  отметить,  что  данный  антициклон 
появился  уже  в  январе,  что  послужило  началу  года  с  крепких  и  длительных  морозов, 
особенно в Европейской части России. Весной, из-за малой облачности и недостаточного 
количества  осадков,  воздух  быстро  прогревался.  Результат  был  замечен  уже  в  мае, 
который превысил температурную норму, хотя и не стал рекордным. 

Антициклон закрепившийся во второй декаде июня на юге России, сначала вызвал 

в  данном  регионе  не  описываемую  жару,  а  к  началу  июля  продвинулся  к  средним 
широтам нашей страны. Все дальше и дальше продолжал прибывать раскаленный воздух 
из  пустынь  Туркмении.  К  длительному  сроку  существования  данного  циклона  относят 
преобладание юго-восточного ветра на Европейской части территории России. Который и 
раскалил воздух. 

2011 год был уже абсолютно несравним с «горячим» 2010 годом. Стоит отметить, 

что против 25% осадков в 2010 году, в 2011 году выпало 48%. Температура воздуха уже 
не достигала 40 градусов тепла, ее показатели дошли только до 33 градусов. С 5 августа, 
стала  наблюдаться  тенденция  снижения  температуры,  ее  показатели  колебались  от  32 
градусов  тепла  до  35.  Показатели  погоды  постепенно  приходили  в  норму,  погода 
приближалась  к  своим  привычным  показателям.  Появились  дожди,  грозы,  увеличился 
ветер, климат становился влажнее, а 9 августа, погода пришла в полную норму. [2, с 13]. 

Так, закончился аномальный год, к счастью или несчастью, остается только гадать, 

но  очевидно,  что  такие  явления  возможны.  На  протяжении  всей  жизни  климат  будет 
преподносить  нам  сюрпризы,  главное,  быть  готовым  к  ним,  тогда  климат  не  принесет 
угрозы жизни человечеству. 

Список литературы: 

1.  Наумова  Э.П.  Климатические  условия  и  ресурсы  Республики  Татарстан  /  Под 

ред. Ю.П. Переведенцева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2008. – 288 с. 

2.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2010. 

3.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2011. 

4.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2012. 

5.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2013. 

6.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2014. 

7.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2015. 

8.  http://eco.tatarstan.ru/ Государственный Доклад о состоянии природных ресурсов 

и об охране окружающей среды в РТ. Казань, 2016 
 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСКУРСИОННОЙ 

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРАГЕНСТВ 

 

Кацапова А.И, Храмова Н.А 

Российская международная академия туризма (Казанский филиал), г. Казань 

 

230 

 

Аннотация:  В  данной  статье  рассматривается  вопрос  организации  экскурсионной 

деятельности турагентств при помощи внедрения новой услуги под названием TFP. 

Ключевые слова: туризм, инновация, экскурсионная деятельность 
Туризм сегодня – это динамичная и активно развивающаяся индустрия, которая по 

масштабам  своей  деятельности  охватывает  все  мировое  сообщество.  Ежедневно 
миллиарды  людей  сталкиваются  с  этим  понятием,  однако  каждый  трактует  его  по-
разному.  Кто-то  связывает  туризм  с  привычными  для  нас  путешествиями  и  поездками, 
кто-то  рассматривает  его  как  вид  спорта,  кто-то  вовсе  никогда  не  задумывался  над 
значением  этого  понятия,  и  лишь  те,  кто  связывает  свою  карьеру  и  жизнь  с  туризмом, 
понимают,  насколько  это  обширное  и  многостороннее  явление,  состоящее  из  различных 
механизмов и оказывающее огромное влияние на все сферы жизни людей.  

Туризм  по  своей  сути  является  сложным  организмом,  который  постоянно 

подвергается  влиянию различных  факторов  извне.  Так,  если  говорить  о туризме  с  точки 
зрения бизнеса и всех его составляющих, развитие данной отрасли экономики напрямую 
зависит от изменений в политической и социальной жизни нашего общества [2, с. 167]. И 
для  тех  людей,  которые  принимают  непосредственное  участие  в  развитии  туристской 
индустрии, очень важно успешно функционировать с учетом различных рисков, которым 
может быть подвергнута данная сфера деятельности. В этом вопросе большую роль играет 
внедрение новых туристских продуктов, услуг, а также различные идеи по продвижению 
туристского  бизнеса  в  условиях  постоянно  изменяющейся  рыночной  экономики. 
Работники  туристских  предприятий,  особенно  высшие  уровни  структуры  управления, 
сейчас  все  чаще  пытаются  разработать  тот  или  иной  уникальный  продукт,  который 
позволит  их  предприятиям  занять  лидирующие  позиции  среди  конкурентов.  Теперь  все 
чаще  туристский  бизнес  сталкивается  с  таким  понятием  как  «инновация»,  все  чаще 
руководители туристских предприятий ставят перед собой главную задачу разработать и 
внедрить  в  свою  деятельность  проекты,  которые  могли  бы  отвечать  всем  критериям, 
связанным  с  этим  понятием.  Так  что  же  представляет  собой  понятие  «инновация»  в 
туристском бизнесе?  

Инновация  –  это  конечный  результат  творческой  деятельности,  получивший 

воплощение  в  виде  новой  или  усовершенствованной  продукции  либо  технологии, 
практически  применимых  и  способных  удовлетворить  определенные  потребности,  т.е. 
результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для 
удовлетворения  определенных  запросов  потребителей [1,  с.  103].  Таким  образом,  можно 
сказать,  что  инновационный  подход  к  туристскому  бизнесу  подразумевает  постоянное 
обновление  и  внедрение  туристских  продуктов,  которые  будут  полезны  и  интересны 
обществу  и  которые  помогут  предприятиям  обрести  финансовую  стабильность  в 
будущем.  

В настоящее время индустрия туризма может предложить потребителям огромное 

количество  уже  разработанных  и  успешно  применяемых  на  практике  инновационных 
решений.  Все  зависит  от  желаний,  потребностей  и  возможностей  туриста.  Достаточно 
зайти  в  глобальную  сеть  Интернет  и  с  легкостью  можно  найти  новый  вид  отдыха, 
уникальный тур, нестандартный отель или экстремальный маршрут.  

Такое  разнообразие  услуг  в  туристской  индустрии  несомненно  повышает  интерес 

людей  к  путешествиям  и  туризму  в  целом,  однако  это  же  является  разрушительным 
фактором  для  многих  туристских  предприятий,  так  как  данная  область  деятельности 
подразумевает  жесткую  конкурентную  борьбу,  которая  вытесняет  все  больше 
организаций  с  туристского  рынка.  В  этом  случае  хуже  всего  приходится  «новичкам»  и 
тем,  кто  не  может  предложить  потребителям  ничего  уникального.  Кроме  того,  даже 
разработав  новый  туристский  продукт  или  услугу,  не  все  предприятия  могут  позволить 
себе  внедрить  подобные  инновации  в  свой  бизнес.  Чаще  всего,  инновационная 
деятельность связана с большими финансовыми затратами, которые могут позволить себе 
только крупные предприятия, успешно зарекомендовавшие себя на туристском рынке. В 

231 

 

таком  случае  организации,  которые  не  располагают  финансовой  поддержкой,  попросту 
выходят из игры. Однако это не значит, что внедрение инноваций всегда будет связано с 
большими  затратами  руководителей  туристских  предприятий.  На  сегодняшний  день 
существуют  и  такие  инновации,  которые  не  просто  требуют  минимальных  вложений  со 
стороны руководства, но и вовсе могут не повлечь за собой никаких финансовых затрат. 
Примером  такого  инновационного  решения  является  внедрение  в  экскурсионную 
деятельность  турагентств  профессиональной  съёмки  TFP.  В  чем  заключается  суть  такой 
инновации? 

В первую очередь, нужно сказать, что собой представляет данная услуга. TFP - это 

распространенная аббревиатура такого понятия как «Time For Print» [3]. Суть заключается 
в том, что фотограф и модель сотрудничают без денежной оплаты. Такое сотрудничество 
на  данный  момент  осуществляется  лишь  между  фотографами,  которые  хотят  пополнить 
личное портфолио, не обращаясь в профессиональные модельные агентства, и моделями, 
в интересах которых получить качественные снимки, не оплачивая данную услугу. В этом 
случае  заключается  письменный  договор,  в  котором  оговорены  условия  проведения 
съёмки  и  дальнейшее  распространение  фотографий  при  желании  фотографа  и  модели. 
Данная услуга также может быть интересна и, более того, очень выгодна для туристских 
фирм, которые хотят внедрить инновацию в свою сферу деятельности. 

Главным преимуществом инновации в этом случае является отсутствие каких-либо 

вложений  со  стороны  руководства.  Организуя  тот  или  иной  экскурсионный  маршрут, 
турагентство может обратиться к фотографам, согласным на условия TFP, представить это 
как  уникальную  в  своем  роде  услугу  и  в  конечном  итоге  привлечь  большое  количество 
клиентов.  Во  время  развития  Интернет-технологий  и  возрастания  интереса  людей  к 
социальным  сетям,  многие  туристы  будут  рады  по  окончании  экскурсии  получить 
профессиональные  фотографии,  а  фотографы,  в  свою  очередь,  смогут  не  только 
пополнить  портфолио  динамичными  снимками  разных  людей,  но  также  отснять 
потрясающие  пейзажи,  ведь,  чаще  всего,  экскурсионные  туры  проводят  по  самым 
знаменательным и живописным местам того или иного региона. 

Такой инновационный подход не требует затрат и может помочь тому или иному 

турагентству  увеличить  поток  клиентов  и,  соответственно,  прибыль  предприятия. 
Единственное,  почему  данная  услуга  до  сих  пор  остается  без  внимания  со  стороны 
работников  туристских  предприятий  –  это  её  новизна,  а  вместе  с  тем  и  ограниченная 
сфера распространения. 

В  конечном  итоге,  можно  сказать,  что  съёмка  TFP  –  это  действительно  новое  и 

интересное  решение,  которое  можно  применить  в  рамках  организации  экскурсионной 
деятельности турагентств. Разработка подобных идей поможет не только вывести частные 
туристские  предприятия  на  новый  уровень,  но  и  поспособствует  положительному 
развитию туризма в целом.  

Список литературы: 

1. 

Инновационный  и  проектный  менеджмент:  учебное  пособие  /  И.С 

Богомолова [и др.]. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2014. 181 с. 

2. 

Информационное  обеспечение  туризма:  учебник  /  Н.С  Морозова  [и  др.]. 

Москва: Федеральное агентство по туризму, 2014. 288 с. 

3. 

Что  такое  TFP  [Электронный  ресурс].  URL:  http://photohandle.com/tfp/ 

(15.04.2018) 

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ 

 

Кусаев С.Н., Давлетбаева Р.М. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

232 

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена информационная  система  через призму 

былого и настоящего.  

Ключевые слова: система, история, библиотека, обработка , информация , знание. 
Информационная  система  —  взаимосвязанная  совокупность  средств,  методов  и 

персонала,  используемых  для  хранения,  обработки  и  выдачи  информации  в  интересах 
достижения поставленной цели. 

Чтобы  осознать  всю  важность  информационных  систем  в  нашем  мире,  и  их 

влияние,  важно  проследить  путь  становления  информационных  систем.  Ведь  зачатки 
возникли  задолго  до  того  момента  когда  учёные  дали  определение  «информационная 
система». Но прежде чем изучить данный вопрос, важно понять, что есть информационная 
система. 

Необходимо  понимать  разницу  между  компьютерами  и  информационными 

системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, 
являются  технической  базой  и  инструментом  для  информационных  систем. 
Информационная  система  немыслима  без  персонала,  взаимодействующего  с 
компьютерами и телекоммуникациями. 

Развитие информационных систем можно рассматривать: 
1.  С  позиций  развития  самой  техники,  появления  новой  технической  базы, 

порождающей новые информационные потребности. 

2. 

С 

точки 

зрения 

совершенствования 

самих 

автоматизированных 

информационных систем (АИС). 

Информационная  система  предназначена  для  обеспечения  определенных  людей 

нужной  или  важной  для  него  информацией,  то  есть  для  удовлетворения  конкретных 
информационных  потребностей  в  рамках  конкретной  предметной  области,  при  этом 
результатом  функционирования  информационных  систем  является  информационная 
продукция  —  документы,  информационные  массивы,  базы  данных  и  информационные 
услуги. 

Из определения видно, что информационная система это в первую очередь данные, 

их  обработка  и  их  получение.  А  как  нам  всем  известно,  приобретением,  и  обработкой 
данных человек занимается очень  давно. А попытки собрать и автоматизировать данные 
были  предприняты  еще  в  древности.  Самым  ярким  примером,  пожалуй,  могут  стать 
библиотеки, а именно Александрийская библиотека.  

Исторические  сведенья  весьма  скудны,  даже  на  данный  момент  ученым  сложно, 

что-либо  утверждать.  Но  главным  фактом  остается  то,  что  еще  в  такой  древности  была 
необходимость  сбора,  хранения  и  обработки  информации.  Именно  библиотеки  в 
историческом контексте дали основной толчок к развитию информационных систем, это 
первые  попытки  работы  с  информацией.  А  если  учитывать  объемы  и  отсутствие 
технологий,  то  содержание  и  обслуживание  библиотеки  было  сложной  продуманной 
системой.  

Можно  взять  и  более  древний    пример  информационной  системы,  например 

летопись.  Конкретные  люди  собирали  информацию,  и  записывали  ее.  Говорить  конечно 
же  о  достоверности,  объеме  информации  сложно  ,  ибо  летопись  была  скорее 
художественным произведением основанным непосредственно на реальных событиях. На 
самом  дела  сами  люди  есть  не  что  ионное  как  первая  и  самая  древняя  информационная 
система.  Знания,  которые  люди  собирали  и  обрабатывали  у  себя  в  голове,  поколениями 
копились и при взаимодействии с другими людьми объединялись в систему. 

Охарактеризуем поколения информационных систем. 
Первое поколение АИС (1960-1970 гг.) строилось на базе вычислительных центров 

по принципу «одно предприятие — один центр обработки». 

Второе  поколение  АИС  (1970-1980  гг.)  характеризуется  переходом  к 

децентрализации  ИС.  Информационные  технологии  проникают  в  отделы,  службы 

233 

 

предприятия.  Появились  пакеты  и  децентрализованные  базы  данных,  стали  внедряться 
двух, трехуровневые модели организации систем обработки данных. 

Третье  поколение  АИС  (1980-нач.1990  гг.):  характерен  массовый  переход  к 

распределенной  сетевой  обработке  на  базе  персональных  компьютеров  с  объединением 
разрозненных рабочих мест в единую ИС. 

Четвертое  поколение  АИС,    характеризуется  сочетанием  централизованной 

обработки  на  верхнем  уровне  с  распределенной  обработкой  на  нижнем.  Наблюдается 
тенденция к возврату на крупных и средних предприятиях к использованию в ИС мощных 
ЭВМ  в  качестве  центрального  узла  системы  и  дешевых  сетевых  терминалов  (рабочих 
станций). 

Современные  информационные  системы  на  предприятиях  создаются  на  основе 

локальных  и  распределенных  сетей  ЭВМ,  новых  технологий  принятия  управленческих 
решений, новых методов решения профессиональных задач конечных пользователей и т.д. 

Вернемся непосредственно к нашей теме, как же информационные системы влияли 

на развитие образования? Для этого нужно понять, что такое образование. 

Образование  -  это  целенаправленная  деятельность  людей  по  получению 

теоретических  и  практических  навыков  в  определенных  областях.  Различают  общее 
(универсальное)  и  специализированное  образование.  К  первому  относится  обучение  во 
всех  дошкольных  и  школьных  учреждениях  общеобразовательного  типа  (без 
определенного  уклона),  где  преподаются  такие  предметы,  как  родной  язык,  литература, 
математика, география, история, химия, физика и другие. 

Сражу  же  заметим,  что  получение  знаний  без  их  источника  невозможно,  а  на 

абсолютное  самопознание  может  уйти  очень  много  времени  ,  что  затормозит  прогресс 
индивиду,  так  и  мира  в  целом.  Именно  для  этого  нужны  информационные  системы  в 
образовании,  они  помогают  получить  информацию  быстро  и  что  немало  важно 
обработанную  информацию.  Это  помогает  узнать  уже  накопленное,  не  тратя  время  на 
самостоятельное изучение и двигаться дальше.  

Сами  образовательные  учреждения  являются  тоже  своего  рода  системой.  И  что 

самое  грандиозное,  не  смотря  на  обще  сформулированный  процесс  обучения,  каждое 
учреждение в информационной системе индивидуально, так как информацию дают люди, 
с  разным  опытом  и  восприятием.  И  с  каждым  поколение  преподаватели  все  лучше  и 
компактнее  доносят  информацию,  а  сторонние  информационные  системы,  такие  как 
вышеупомянутые библиотеки, все возможные информационные порталы позволят лучше 
сконцентрироваться на конкретной отрасли. 

Рассматривая информационные системы именно в историческом контексте можно 

сразу  же  заметить,  что  они  появились  ровно  тогда  когда    появился  человек.  И  это  без 
преувеличений.  Ведь  если  информационная  система,  это  сбор,  хранение  и  обработка 
информации, то выходит, что наш мозг и есть та самая система.  

Подытожив можно сказать, что информационные системы всегда присутствовали в 

жизни человека, не зависимо от исторического периода и уровня развития человека. Сама 
концепция изначально вложена в человеческую природу.  

Список литературы: 

1. 

Ревич,  Ю.В.  Информационные  технологии  в  СССР.  Создатели  советской 

вычислительной техники / Ю.В. Ревич. - СПб.: BHV, 2014. - 336 c. 

2. 

Информационные  системы  и  технологии  управления:  Учебник  /  Под  ред. 

Г.А. 

Титоренко. 

М.: 

ЮНИТИ, 

2013. 

591 

c. 

103.  

3. 

Информационные системы и технологии: Научное издание / Под ред. Ю.Ф. 

Тельнова. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 303 c. 

 

 
 

234 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КООПЕРАЦИИ 

 

Кручинина. А.А.,  

студентка 2 курса специальности товароведение и экспертиза качества 

потребительских товаров. 

 

Научный руководитель – Гайсина Л.А.., кандидат ветеринарных наук 

ККИ РУК (факультет среднего профессионального образования), Республика 

Татарстан, г. Казань. 

 

Аннотация.  Облачные  технологии  являются    новой    моделью    ведения  бизнеса, 

широко  применяемыя  как  в  крупных  компаниях,  так  и  в  малом  и  среднем  бизнесе  и 
кооперативах. 

Облака объединяют информационные ресурсы аппаратных средств и программных 

продуктов,  к  которым  пользователь  получает  удаленный  доступ  на  условиях  как  бы  
«аренды».  Поэтому  эти  виртуализованные  возможности    открывают  перед  компанией 
качественно  новые    технические  и  управленческие  возможности,  способные  ускорить 
развитие  бизнеса    и  повысить  его  эффективность  за  счет  перераспределения  денежных, 
кадровых и информационных ресурсов[1,3]. 

Интерес к облачным услугам стремительно растет во всем мире. Работа в «облаке» 

практически не имеет разницы с работой в приложении на локальном сервере.  

 Западные  компании  уверенно  внедряют  или,  по  крайней  мере,  переносят  часть 

своей  инфраструктуры  в  «облако»,  они  очень  быстро  поняли  эффективность  этих 
технологий в бизнесе.  

Российский  бизнес,  особенно    малый,  менее  охотно  внедряют  новые  технологии, 

чем  крупные  рыночные  игроки.  Данное  обстоятельство  объясняется  тем,  что  в  больших 
компаниях существует ИТ-отдел.  

Кроме  этого  существуют  объективные  причины  -это  отсутствие  безопасности,  

бизнесмены  считают,  что  надежнее  иметь  свой  сервер  в  офисе,  чем  хранить  данные  на 
удаленных  серверах,  то  есть  отдавать  их  в  «чужие  руки».  Законодательство  в  России 
только  начинает  развиваться  в  направлении  регулирования  взаимоотношений  между 
провайдерами облачных серверов и клиентами[5].      

 

 

Рисунок 1 - Структура системы, построенной с использованием облачных 

технологий 

На фоне американского рынка, объем которого в прошлом году составил 24 млрд 

долларов,  российские  компании  пока  еще  делают  скромные,  но  уже  более  осознанные 
шаги в сторону внедрения облачных решений[2]. 

Существуют  три  основные  модели  обслуживания  которые  дополняют  друг 

друга:IaaS    PaaS    SaaS.  Облачные  технологии  имеют  широкие  перспективы  для  их 
применения  в  кооперации.  На  сегодняшний день  ситуация  на  российском  рынке  такова, 
что подавляющее большинство (74 %) представителей малого и среднего бизнеса готовы 

235 

 

следовать по пути инноваций в сфере развития своих IT-технологий. И на то есть весомые 
аргументы,  четко  обоснованные  с  позиции  оптимизации  внутренних  и  внешних  бизнес-
процессов.  С  внедрением  облачных  решений    ускоряется  скорость  взаимодействия  и 
увеличивается количество взаимодействий между участниками рынка[4].  

Небольшие  кооперативы  или  фермерские  хозяйства,  как  правило,  не  располагают 

достаточными ресурсами. Например, руководство кооператива приняло решение вывести 
на рынок новые услуги и сервисы для клиентов,  это все можно сделать с минимальными 
затратами  очень  быстро.  В  пользу  облачных  инноваций  говорит  и  сокращение 
командировочных  расходов  за  счет  реализации  удаленной  системы  работы  в  режиме 
видеоконференции.  

Бухгалтерам фирма «1С» предлагает свое облако для ведения бухгалтерского учета 

«1С:Предприятие»,  благодаря  которому  работа  с  прикладными  решениями  может 
осуществляться на устройствах с малой вычислительной мощностью (включая мобильные 
устройства).  Это  становится  возможным  за  счет  того,  что  все  основные  вычисления 
производятся на платформе «1С: Предприятие», обеспечивающей взаимодействие между 
пользователями  и  системой  управления  базами  данных  (кластером  серверов).  В  рамках 
этого бухгалтерского решения возможны использование облачных технологий из разных 
мест, даже если на  компьютере не установлено «1С: Предприятие». Имеется возможность 
в торговой точке распечатать отчет или получить оперативную информацию. Кроме этого 
настройка,  обновление,  резервное  копирование  и  пр.  осуществляются  централизованно. 
Если  же  пользователи  информационной  базы  имеют  разные  программные  и  аппаратные 
средства  и  не  объединены  в  одну  локальную  сеть,  то  целесообразна  работа  по  модели 
«облако  для  клиентов»  через  веб-клиент  в  интернет-браузере.  Для  повышения 
эффективности  работы  персонала  существует  облачный  сервис  учета  рабочего  времени 
Yaware. Online.  

Таким образом,  стремительное развитие облачных технологий  сделало решающий 

шаг  к  распространению    проектного  менеджмента  в  сфере  малого  и  среднего  бизнеса  и 
кооперативах.  Размещение  хранилища  данных  и  средств  их  обработки  в  «Облаке» 
снижает  стоимость  создания  информационной  инфраструктуры.  А  программирование 
систем    управления  проекта  в  стандартном  web-интерфейсе    помогло  почти  исключить 
расходы  на  обучение  персонала,  так  как  в  наше  время  сложно  найти  человека,  не 
использующего в повседневной жизни доступ к интернету.  

Список литературы: 

1. Батаев А. В. Перспективы внедрения облачных технологий в банковском секторе 

России  //  Научно-технические  ведомости  СПбГПУ.  Экономические  науки.  2014.  №  2 
(192). С. 156–165.  

2.  Бубнов  Г.  Г.,  Ефименко  Г.  А.,  Никульчев  Е.  В.,  Плужник  Е.  В.  Опыт 

эффективного 

внедрения 

инновационных 

информационных 

технологий 

в 

образовательную деятельность //Международная конференция «Инжиниринг & Телеком- 
муникации  — En&T 2014». Тезисы докладов.  — М.–Долгопрудный:  МФТИ, 2014.  — С. 
272–275.  

3.  Грубин  А.  НР:  федеративное  хранение  для  облачных  сервисов  //StorageNews. 

2011. № 4 (48). С. 8–11.   

4.  Очков  В.  Ф.,  Чжо  Ко  Ко.  Облачные  функции  —  новый  этап  информационной 

поддержки науки и техники // Cloudof. Science. 2014. Т. 1. № 1. С. 5–16.  

5.  Плужник  Е.  В.,  Никульчев  Е.  В.  Функционирование  образовательных  систем  в 

облачной  инфраструктуре  //Известия  вузов.  Проблемыполиграфииииздатель-скогодела. 
2013.  №  3.  С.  096–105.  5.  Pluzhnik  E.,  Nikulchev  E.,  Payain  S.  Laboratory  test  bench  for 
research network and cloud computing // International Journal of Communications, Network and 
System Sciences. 2014. Vol. 7. No. 7. P. 243–247.   

 

 

236 

 

ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ В 

ЭКОНОМИКУ РОССИИ 

 

Лукин К.О. 

 

Научный руководитель – Мухаметшина Ф.А., к.э.н., доцент 

Казанский национальный исследовательский технический университет им. 

А.Н.Туполева, г. Казань 

 

Аннотация:  в  статье  проанализированы  экономические  аспекты  и  перспективы 

внедрения в экономику РФ.  Рассмотрен также и международный опыт. 

Ключевые 

слова: 

возобновляемые 

источники 

энергии, 

ВИЭ, 

Россия, 

альтернативная энергетика, энергетика России. 

Источники  энергии  играют колоссальную роль в  обеспечении функционирования 

всех  отраслей  экономики.  Развитые и  развивающиеся  страны  полностью  зависимы  от 
поставок  энергии.   Однако XXI  веке  становится  всё  более  очевидно,  что  текущий  уклад 
энергетических рынков не может длиться вечно. Будущее за возобновляемыми ресурсами. 
Так  или  иначе  все  страны вынуждены будут  осуществить  изменение  своей 
промышленности.  Долгое  время  считалось,  что  для  России  этот  переход  практически 
невозможен  в  ближайшей  перспективе.  Тем  не  менее,  даже  северные  индустриальные 
страны вполне успешно применяют зелёные технологии.   

Цель  данной  статьи  рассмотреть  экономические  аспекты  и  перспективы 

существенного увеличения доли возобновляемой энергии в экономке России.   

На  данный  момент,  с  учётом  гидростанций,  доля  возобновляемой  энергии  в 

экономике России составляет 17%

1

 (без учёта ГЭС - около 2%). Во многом, это связано с 

тем,  что  во  времена  СССР  энергетическая  стратегия  государства  не  принимала  во 
внимание альтернативные источники энергии. Часто говорят, что индустриальная страна 
не может положиться на данный вид энергии. В качестве примера стоит рассмотреть опыт 
Швеции.  В 

этой 

стране 

52,6% 

всего 

потребления 

энергии обеспечивают альтернативные источники  энергии.  В  соседних  скандинавских 
странах  этот  уровень  ещё  выше:  Исландия  –  77,1%,  Норвегия  –  69,2%. Основой  их 
энергетики стали ГЭС и ветряки.  

Шведская  экономика  является  развитой  и ориентированной на экспорт.  Основные 

отрасли:  машиностроение,  телекоммуникация,  фармацевтика. Довольно значимую часть 
составляют 

природные 

богатства 

страны. Россия 

имеет довольно сходную структуру хозяйства, поэтому  увеличение  доли  возобновляемой 
энергии (ВИЭ) теоретически возможно.   

Возможности  внедрения  возобновляемой  энергии  в  России. Согласно  отчёту 

Международного 

банка, 

Россия 

имеет 

большие нереализованные ресурсы 

возобновляемых  источников энергии.  Отмечается,  что  из-за  огромной  площади 
России единой 

стратегии внедрения ВИЭ 

нет. Эксперты Международного банка 

предлагают такие варианты использования ресурсов:  

1.  Развитие микрогенерации на основе ВИЭ. По оценкам специалистов, только 

энергия 

ветра 

способна 

полностью 

удовлетворить энергетические потребности некоторых регионов нашей страны.  

2.  Использование увеличение  доли  гидроэнергии  в  генерации.  По  различным 

оценкам, сейчас Россия использует только 20% данного ресурса.  

 В последние годы объём производства электроэнергии в России, а соответственно 

и  спрос,  не  был  устойчивым,  показав  падение  в  2015  году  на  0,5%  вслед  за  падением 

                                           

1

 Статистические данные по материалам сайтов wikipedia.ru и minenergo.gov.ru

 

237 

 

 

экономике в целом и рост на 1,3% в 2017. Россия занимает 4 место

2

 в мире с показателем в 

1  млн  ГВт*ч  (по  состоянию  на  2017 г.).  Российский  рынок  энергии  сильно  зависит  от 
динамики развития потребителей внутри страны, так как экспорт электроэнергии составил 
всего  1-2%  в  2016  г.  Это  означает  подчинение  этой  отрасли  состоянию  экономики 
государства  в  целом.  Вложения  в  ВИЭ,  как  правило,  являются  долгосрочными 
инвестициями, 

а 

экономическая 

конъюнктура 

делает 

данное 

вложение 

непривлекательным для инвесторов.  

Следующим экономическим фактором является цена на энергоресурсы.  Согласно 

исследованию 

аналитической 

компании 

«Lazard» 

цены 

электроэнергии 

от 

возобновляемых  источников  уже  практически  сравниваются  с  ценами  на  традиционную 
энергию (рис.1). В США и Китае использование энергии ветра стало выгоднее сжигания 
угля.  Тем  не  менее  самыми  дешёвыми  источниками  в  общемировом  масштабе  всё  ещё 
являются  газ  и  уголь.  На  данный  момент  больше  половины  (≈60%)  энергии  в  РФ 
вырабатывают ТЭС, работающие на ископаемом топливе. На фоне устойчиво низких цен 
на  нефть  и  газ  это  создаёт  одни  из  самых  низких  цен  на  электричество  среди  развитых 
стран (рис. 2).   Потому и нет существенного преимущества использования ВИЭ в РФ.  

С  точки  зрения  государства,  более  выгодными  инвестициями  будут  дотации  на 

развитие  ТЭС  и  атомной  энергетики,  как  наиболее  наукоёмких  и  масштабных  отраслей 
энергетической  экономики.  Во-первых,  для  разработки,  строительства  и  обслуживания 
станций данного типа будет создано много больше мест, чем в случае ВИЭ. Во-вторых, на 
сегодняшний  день  в  РФ  нет  компаний,  способных  в  промышленном  масштабе 
производить  оборудование  для  альтернативной  энергетики.  Закупать  данные  технологии 
из-за рубежа – значит инвестировать в чужую экономику.  

Несмотря  на  всё  вышесказанное, 

Правительство  уже  включило  ВИЭ  в 
стратегию 

долгосрочного 

развития 

экономики. 

Согласно отчёту 

министра энергетики  РФ  А.В. Новака, "в 
период 2014-2035  гг.  объем  инвестиций  в 
возобновляемую  электроэнергетику  вдвое 
превысит 

инвестиции 

в 

производство 

электроэнергии  на  основе  ископаемого 
топлива ($5,8 трлн против $2,7 трлн) ". 

Первый  крупный  проект  данной 

области 

– 

строительство 

ветроэлектростанций  в  Адыгее  мощностью 
150  МВт.  Значимость  данного  проекта  не 
только в масштабе, но и в том, что «Росатом» 
планирует 

получить 

70% 

технологий 

ветряков  по  договору  с  нидерландской 
компанией «Lagerway». 

 
 В качестве итога всего вышесказанного можно выделить следующие пункты: 

 

Успешное применение ВИЭ с учётом современных технологий возможно не 

во всех регионах РФ. 

 

С учётом низкой цены на электроэнергию и сравнительно небольшого роста 

экономики в целом, инвестиции в ВИЭ могут быть рискованными. 

 

Правительство  РФ  делает  активные  шаги,  направленные  на  поддержку 

развития использования альтернативных источников энергии. 

                                           

2

По материалам wikipedia.org «Список стран по производству энергии» . 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_производству_электроэнергии 

238 

 

В  течение  ближайших  5  лет  ВИЭ  вряд  ли  займут  значительную  долю  на 

российском энергетическом рынке. Тем не менее, уже сейчас Правительство искусственно 
поддерживает инициативы в данной области. Сложно говорить о полном переходе на ВИЭ 
ввиду успешного развития традиционной для России атомной энергетики.  

Список литературы: 

1. 

World Bank. Renewables Energy Potential In Selected Countries. [Электронный 

ресурс] / World Bank, Вашингтон, ДС. 2005 г. http://hdl.handle.net/10986/18073 

2. 

Новак,  А.  В.  Доклад  министра  энергетики  Российской  Федерации  А.В. 

Новака на первой встрече стран-участниц «Группы Двадцати»  [Стенограмма] / 2015 г. – 
Стамбул. 

3. 

Распоряжение  Правительства  РФ  от  13  ноября  2009  г.  №1715-р  / 

«Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» 

4. 

OVO  Energy.  Average  electricity  prices  around  the  world.  [Электронный 

ресурс] /  DECC Quarterly Energy Prices – 2015 г. https://www.ovoenergy.com/guides/energy-
guides/average-electricity-prices-kwh.html 

5. 

Аналитический  центр  при  Правительстве  РФ.  Энергетический  бюллетень 

№49 [текст] / Микрогенерация на основе ВИЭ / июнь 2017 г.  

6. 

Газета  «КоммерсантЪ».  «Росатом»  выбрал  для  ветра  «Росгидро» 

[Электронный  ресурс]  /  «Росатом»  выбрал  для  ветра  «РусГидро»  28.11.2017  г.  / 
https://www.kommersant.ru/doc/3480995  

7. 

Министерство  энергетики  РФ.  Электроэнергетика.  Основные  показатели. 

[Электронный ресурс] / https://minenergo.gov.ru/node 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫЕ УРАВНЕНИЯ – ИНСТРУМЕНТ 

МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 

 

Морева А.А., Поташев А.В., Поташева Е.В. 

Казанский кооперативный институт (филиал) 

Российского университета кооперации, г. Казань 

 
Математика, как научная система, дает возможность проводить описание явлений и 

процессов окружающей действительности. Для студентов экономических вузов наиболее 
актуальной  является  возможность  применения  математического  аппарата  для 
моделирования  экономических  процессов.  При  этом  следует  отметить  особую  роль 
теории 

дифференциальных 

уравнений,  методы 

которых 

являются 

наиболее 

плодотворными методами для решения задач, возникающих при изучении процессов,  

 

имеется конечный продукт (производственная функция) – 

 

производство 

определяется 

двумя 

факторами: 

 

– 

капиталом 

(производственные  фонды), 

  –  трудовыми  ресурсами,  учитывающими  количество 

работников и эффективность труда каждого из них; 

Q

K

L

При  изучении  динамики  экономического 

развития  общества  большое  значение  имеет 
модель экономического роста Солоу (см. [4, 5]). 
Роберт 

Мертон 

Солоу 

– 

американский 

экономист,  лауреат  Нобелевской  премии  по 
экономике «за фундаментальные исследования в 
области теории экономического роста». 

Модель  Солоу  строится  на  основе  ряда 

упрощений  происходящих  в  окружающем  нас 
мире (см., напр., [1-3]): 

 

Рисунок 1 – Роберт М. Солоу 

239 

 

 

нормы  сбережения 

  и  темп  роста  трудовых  ресурсов 

  постоянны  и 

определены внешними причинами. 

В  модели  Солоу  рассматривается  неоклассическая  производственная  функция: 

.  

При  этом  считается,  что  скорость  изменения  капитала  пропорциональна 

производственной функции 

 

(8) 

а трудовых ресурсов – их величине 

 

(9) 

Уравнение  (9)  является  уравнением  с  разделяющимися  переменными  и  его 

решение имеет вид  

 

(10) 

где 

 – величина трудовых ресурсов в начальный момент времени 

Для изучения динамики изменения капитала в качестве производственной функции 

рассмотрим функцию Кобба-Дугласа 

, где 

 – коэффициент эластичности 

по  труду, 

  –  коэффициент  эластичности  по  капиталу.  Остановимся  на  случае 

,  в  котором  функция  Кобба-Дугласа  демонстрирует  постоянную  отдачу  при 

изменении масштабов производства. 

Для дальнейшего решения обозначим  
 

(11) 

Тогда можно записать 

 

(12) 

Подставляя выражение (12) в уравнение (8), получим 

 

(13) 

Учитывая, что в силу (11) 

, придем к соотношению 

 

 

Отсюда, с учетом (9), найдем: 

 

(14) 

Сравнивая  равенства  (13)  и  (14),  получим  дифференциальное  уравнение  для 

функции 

 

 

(15) 

которое является дифференциальным уравнением Бернулли. 
Решая уравнение (15), получим 

 

(16) 

где 

s

( ,

)

Q

F K LA

dK

sQ

dt

dL

L

dt

 

0

t

L

L e

0

L

0

t

Q

K L

 

0

 

0

 

1

   

/

k

K L

Q

Lk

dK

sLk

dt

K

kL

dK

dk

dL

L

k

dt

dt

dt

dK

dk

L

k L

dt

dt

 

( )

k t

dk

k

sk

dt

  

1

(1

)

1

( )

t

k t

s

Ce

  



 

240 

 

 

Анализ  решения  (16)  показывает,  что  при 

  происходит  стабилизация 

отношения 

, которое стремится к постоянной величине 

 

Равновесное  значение  растет  с  ростом  доли    сбережений  в  доходе  и  убывает  с 

увеличением темпа роста рабочей силы  . 

Для построения зависимостей 

 и 

 воспользуемся равенствами (10) и (12): 

 

 

Для  иллюстрации  полученных  решений  были  проведены  числовые  расчеты.  В 

первом примере (рисунок 1) полагалось 

, а во 

втором (рисунок 2) 

 

Рисунок 2 – Пример 1 

 

Рисунок 3 – Пример 2 

 
Заключение. Отметим, что построенная математическая модель и ее аналитическое 

решение  еще  раз  продемонстрировали  важность  использования  в  экономических 
исследованиях математического аппарата дифференциальных  уравнений. Именно знание 
этого  аппарата  позволяет  исследователям  различных  экономических  и  социальных 
процессов получать качественные результаты и строить достоверные прогнозы 

Список литературы: 

1.  Иванова 

А.А., 

Поташев 

А.В., 

Поташева 

Е.В. 

Использование 

дифференциальных уравнений в задачах математической экологии // Научное обозрение. 
– 2016. – №.12. – С. 251-256. 

2.  Иванова  А.А.,  Поташев  А.В.,  Поташева  Е.В.  Математическое  моделирование 

динамики развития эпидемий // Научное обозрение. – 2016. – №.24. – С. 269-272. 

3.  Платонова О.А., Поташев А.В., Поташева Е.В. Математическое моделирование 

динамики  развития  малого  предприятия //  Научное  обозрение.  –  2016.  –  №.12.  –  С.  230-
235. 

4.  Solow  R.M.  A  Contribution  to  the  Theory  of  Economic  Growth  //  The  Quarterly 

Journal of Economics. – 1956. – February Vol.70, No.1. – P. 65-94. 

5.  Solow  R.M.  Technical  Change  and  the  Aggregate  Production  Function  //  The 

Review of Economics and Statistics. – 1957. – August Vol.39, No.3. – P. 312-320. 

 

1

0

0

C

K

L

s



 

t

 

K

k

L

 

1

1

(1

)

1

1

lim ( )

lim

t

t

t

k t

s

Ce

s

  









 

s

( )

K t

( )

Q t

1

(1

)

1

0

t

t

K

L e

s

Ce

  



 

(1

)

1

0

t

t

Q

L e

s

Ce

  



 

0.1

 

1

s

0,73

 

0

0

1000

L

K

0.1

 

0.05

s

0,73

 

0

0

1000

L

K

241 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

НА БАЗЕ SAP В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

Надеждина М. Е.,  

аспирант Казанский национальный исследовательский технологический 

университет, г. Казань 

 
Аннотация:  В  данной  статье  рассматривается  актуальность  применения 

академической  программы  Университетский  Альянс  SAP  в  образовании.  Спрос  на 
квалифицированных  специалистов  в  области  информационных  систем  растет  и 
существенно  превышает  предложение.  Осознание  экономическим  и  инженерным 
персоналом  важности    интеграции  деятельности  промышленного  предприятия  с 
глобальными  бизнес-процессами  и  понимание  роли  программного  обеспечения 
приобретает повседневное значение.  В статье рассмотрена возможность создания проекта 
по внедрению информационных технологий на базе SAP в образовательной деятельности. 

Ключевые  слова:  информационные  технологии,  Университетский  Альянс  SAP, 

студенты, преподаватели, образование, программное обеспечение. 

Активизация инновационной деятельности в промышленном секторе экономики и 

усиление  конкуренции  требуют  от  предприятий  оптимального  использования  не  только 
материальных или финансовых ресурсов, но также интеллектуальных и информационных. 
Несмотря  на  специфику  производственных  процессов  на  промышленных  предприятиях, 
для  большинства  из  них  характерна  следующая  последовательность  технологических  и 
экономических  процессов,  начиная  от  изучения  рыночного  спроса  и  потребностей 
потребителей,  планирования  производства,  материально-технического  снабжения, 
непосредственно  производства,  распределения  и  сбыта  продукции,  заканчивая 
управлением  послепродажным  обслуживанием  и  реинвестированием  части  прибыли  в 
новый  этап  производственного  процесса  [5].Основное  назначение  информационных 
технологий  состоит  в  интеграции  информа-  ционного  пространства,  обеспечивающего 
реализацию указанных бизнес- процессов на промышленном предприятии.  

На  настоящее  время  в  России,  как  и  во  всем  мире,  стремительно  развиваются 

информационные  технологии,  в  том  числе  в  сфере  образования.  В  связи  с  этим  в 
образовательные  программы  включаются  следующие  дисциплины:  информационная 
поддержка систем, управление информационными ресурсами и т.д.  

Дисциплины  формируют  у  бакалавров  и  магистров  набор  специальных  знаний  и 

компетенций, 

необходимых 

для 

выполнения 

организационно-управленческой, 

информационно-аналитической и предпринимательской деятельности. 

В  результате  освоения  дисциплин,  у  студентов  формируются  следующие 

компетенции в области информационных технологий: 

 

ОК-18 «Способность работать с информацией в глобальных компьютерных 

сетях и корпоративных информационных системах» 

 

ПК-34  «Владеть методами и программными средствами обработки деловой 

информации,  способностью  взаимодействовать  со  службами  информационных 
технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы». 

Для  достижения  продвинутого  и  превосходного  уровня  освоения  компетенций, 

необходимо применение реальных информационных технологий в области образования. В 
настоящее  время  компания  SAP,  один  из  мировых  лидеров  на  рынке  корпоративных 
приложений,  предлагает  использование  академической  программы  Университетский 
Альянс  SAP.  Программа  знакомит  студентов  и  преподавателей  с  новейшими 
технологиями  SAP  с  целью  развития  технических  и  управленческих  навыков  путем 
включения  решений  SAP  в  учебный  процесс  соответствующих  университетов  и 
колледжей  [3].  Совместно  с  другими  участниками  глобального  академического 
сообщества учебное заведение сможет принять участие в разработке учебных материалов 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  13  14  15  16   ..