ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 14

 

 

210 

 

В заключении, подчеркнем, что спорт, различные физические упражнения должны 

прочно  войти  в  повседневный  быт  каждого,  кто  хочет  сохранить  работоспособность, 
здоровье, полноценную и радостную жизнь. 

Список литературы: 

1.  История  физической  культуры  и  спорта:  учебно-методический  комплекс  для 

студентов  /  общая  редакция  В.Ю.  Дятлова  –  М.:  Новополоцк,  2005.  -  244  с.  /    Режим 
доступа: http://elib.psu.by/bitstream/123456789/18936/1/умк_Дятлов_1.pdf 

2.  Педагогическое моделирование социально-нравственного развития студентов в 

вузе: Дисс. / канд. пед. наук Ягафарова Г.А. - Н.-Новгород, 2005. – 191 с. 

3.  Газета 

«События», 

2016. 

Режим 

доступа: 

http://kremlin.ru/events/president/news/53070/2016. 

4.  Казань 

2018. 

Стадионы 

и 

дворцы 

спорта 

Режим 

доступа: 

http://welcome2018.com/cities/kazan/kazan-stadiums-and-sports-complexes/ 

5.  Гилев  Г.А.,  Плешаков  А.А.    Физическая  культура    и  спорт  в  повседневной 

жизни  каждого  студента  /  Конференция:  «Физическое  воспитание  и  студенческий  спорт 
глазами  студентов»  Казань,  24-27  ноября  2016  г.  –  85  с.  /  Режим  доступа: 
https://elibrary.ru/item.asp?id=28347813 

 

 

 

211 

 

СЕКЦИЯ 4СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРИМЕНЕНИЯ 

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ И ЭКОНОМИКЕ 

 

МОЛОДЕЖНЫЙ ТУРИЗМ В РОСИИ: ПОЛЬЗА И СОВРЕМЕННЫЕ 

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ 

 

Акбашев В.Ф., Гайнутдинов 

Студент Казанского кооперативного института (филиал) Российского 

университета кооперации 

 

Научный руководитель - Радаев А.В.,к. т. н., доцент Казанского кооперативного 

института (филиал) Российского университета кооперации 

 
Аннотация. В статье освящены вопросы оздоровления молодежи  в России. Одним 

из  способов  выздоровления  –  это  туризм.  Выявлено,  что  определенные  виды  туризма 
способствуют проявлению различных специфических навыков 

Спорт  в  жизни  каждого  человека  занимает  особое  место.  Для  кого-то  это  просто 

развлечение в виде просмотра спортивных передач и поддержки своей любимой команды, 
а  для  кого-то  это  карьера  и  способ  самореализации.  Человек  может  интересоваться 
спортом из совершенно разных побуждений, однако при правильном подходе, независимо 
от цели он получит значительный жизненный опыт и пользу для здоровья. 

Еще  с  детского  возраста  человека  стараются  привлечь  к  активной  спортивной 

жизни. Здесь особую роль играют школа, воспитание и посещение различных спортивных 
секций.  Это  помогает  в  раннем  возрасте  определить,  есть  ли  у  определенного  человека 
заинтересованность  в  спортивном  развитии  и  укрепить  его  здоровье.  Однако  даже  в 
подростковом  возрасте  интерес  к  занятию  спортом  может  резко  снизиться,  в  виду 
занятости на учебе или работе. Это может негативно сказаться на физическом состоянии 
человека. Поэтому необходимо поддерживать интерес к тем или иным видам спортивных 
занятий на протяжении всего периода взросления. К одному из подобных занятий можно 
отнести студенческий туризм. 

Сегодня на сферу туризма государство уделяет большое внимание, однако область 

студенческого  туризма  остается  обделенной.  В  итоге  без  государственной  поддержки 
молодежи  становится  трудно  реализовать  свои  стремления,  познавать  свою  страну, 
испытывать себя.  

Государству необходимо поспособствовать развитию сферы молодежного туризма. 

А  в  частности  популяризовать  среди  молодого  поколения  идеи  по  саморазвитию, 
стремления к познанию своей Родины и самого себя. 

К  ряду  факторов,  которые  способствуют  понижению  уровня  заинтересованности 

молодежи  в  активных  видах  отдыха  можно  отнести:  отсутствие  пропаганды  здорового 
образа  жизни  в  средствах  массовой  информации,  в  том  числе  на  телевидении  и 
неэффективные экономические способы поощрения занятий спортивным туризмом. 

На сегодняшний день развита тенденция, где социальные и самодеятельные основы 

активного туризма смещены на задний план, а основную позицию занимают в основном 
коммерческие  организации,  воспользоваться  услугами  которых  может  позволить  себе 
далеко не каждый потенциальный турист. 

Важно отметить, что у молодого поколения есть желание исследовать свой регион 

и страну. Среди людей в возрасте от 14 до 30 лет был проведен опрос. В результате опроса 
получились  следующие  результаты:  38%  опрошенной  молодежи  путешествуют  только 
один раз в год, 24% - чаще двух раз в год, 16% - реже одного раза в год, либо вообще не 
путешествуют.  

212 

 

 
Данный  опрос  позволяет  определить,  что  преимущественное  большинство 

молодежи  хотели  бы  путешествовать  гораздо  чаще.  Как  оказалось,  среди  факторов, 
препятствующих совершать поездки, наиболее весомым оказался «низкий доход», а также 
«нехватка  времени».  При  должной  поддержке  со  стороны  государства,  такие  проблемы 
уже не будут столь значительными, и популяризировать туризм  станет гораздо проще.  

Рисунок 1 - Результаты опроса "Как часто вы путешествуете?" 

Для этого необходимо грамотно подойти к вопросу о его пользе и преимуществах.  
Для  нынешнего  поколения  молодых  людей  свойственно  вести  нездоровый  образ 

жизни,  в  частности  употребления  алкоголя,  курение,  применение  наркотиков, 
неправильное питание. Как отмечают специалисты, в нашей стране еще не сформирована 
потребность  в  поддержании  своего  здоровья,  а  так  же  нет  фактора  ответственности  за 
личное  здоровье.  Как  это  сделать?  Это  возможно  при  наличии  свободных  средств. 
Например, во многих странах распространена практика доплаты некурящим. А в Канаде 
некоторые фирмы выплачивают своим сотрудникам премии за положительную динамику 
в функциональных возможностях организма. В нашей стране такого вида стимулирования 
здорового  образа  жизни  нет.  Эту  роль,  как  раз  и  может  занять  туризм,  как  один  из 
наиболее доступных видов оздоровления молодежи. 

Туризм  является  один  из  наиболее  доступных  форм  оздоровления.  Исследования 

показывают,  что  правильно  организованное  путешествие  укрепляет  здоровье  человека, 
повышает  выносливость,  закаляет,  развивает  силу,  волю,  мужество,  инициативу, 
настойчивость,  самостоятельность,  дисциплинированность,  ответственность,  повышает 
трудовую активность. 

У  молодого  поколения  туризм  вырабатывает  навыки  работы  в  коллективе, 

межличностного общения, умения решать конфликты и идти на компромисс. 

Определённые  виды  туризма  способствуют  формированию  специфических 

навыков. Так, пеший и велосипедный туризм развивают силу ног, у лыжников к тому же и 
силу рук, учит правильному дыханию. Учёные подсчитали, что в ногах сосредоточено 72 
тысячи  нервных  окончаний,  которые  связаны  с  различными  частями  тела.  «Сидячий» 
образ жизни не позволяет задействовать их в полной мере, а вот активная ходьба во время 
похода обеспечивает давление на эти точки, а они стимулируют деятельность внутренних 
органов. 

213 

 

Туристские 

походы 

учат 

ориентироваться 

на 

местности, 

развивают 

сообразительность,  наблюдательность,  а  также  такие  важные  качества  личности  как 
смелость и решительность. 

Молодежный туризм на современном этапе своего развития требует к себе особого 

внимания.  На  территории  России  осталось  значительное  количество  туристических  баз, 
которые  на  сегодняшний  день  испытывают  затруднения  по  заполняемости  вследствие 
морального  и  физического  износа  основных  средств  и  низкого  качества  предлагаемых 
услуг. Весь фонд требует модернизации и реконструкции. 

Учитывая  все  вышесказаноое,  можно  сделать  вывод,  что  молодежи  крайне 

интересна  сфера  туризма  и  активное  времяпровождение.  Многие  молодые  люди 
проявляют интерес к исследованию своей Родины. Необходимо развивать взаимодействие 
структур,  которые  занимаются  развитием  молодежного  туризма  в  регионе,  уделить 
внимание  популяризации  и  повышению  качества  проведения  молодежных  спортивно-
туристических  мероприятий,  пропаганде  здорового  образа  жизни,  а  также  созданию 
оптимальных условий для путешествий как внутри регионов, так и за их пределами 

 

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БАЛЛЬНО-

РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ 

 

Алексеев Д.О. 

Студент Казанского кооперативного института (филиал) Российского 

университета кооперации 

Хрущева Л.Б. 

Старший преподаватель Казанский кооперативный институт (филиал) 

Российского университета кооперации 

 

На сегодняшний день во многих вузах страны осуществляется активное внедрение 

балльно-рейтинговой системы, призванной максимально упростить и сделать прозрачной 
оценивание знаний, активности и посещаемости студентов. 

Внедрение  балльно-рейтинговой  системы  связано  с  тем,  что  применяемая  ранее 

система  контроля  утратила  свою  актуальность  ввиду  современных  тенденций  и 
требований  к  подготовке  квалифицированных  специалистов.  Объем  информации  с 
каждым  годом  увеличивается  и  преподавателям  становится  невозможно  оценивать 
студента  в  традиционной  форме  экзамена,  который,  как  правило,  включает  в  себя  пару 
вопросов.  Таким  образом  происходит,  так  называемое,  усреднение  студентов, 
занимающихся регулярно и тех, кто появляется на занятиях от случая к случаю или только 
в  период  сессии.  Поэтому  стало  очевидным,  что  традиционная  форма  оценивания 
студента зачастую не несет требуемых результатов. Чтобы исправить ситуацию, в рамках 
Болонского  соглашения  было  принято  решение  о  внедрении  балльно-рейтинговой 
системы оценивания знаний студента.[1] 

Главные  аспекты  балльно-рейтинговой  системы  изложены  в  методических 

рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Они включают в себя: 

 

Совершенствование  возможностей  контроля  качества  процесса  обучения,  а 

также их прозрачность и упорядочение; 

 

улучшение процедуры оценивания; 

 

осуществление персонального подхода в образовательном процессе; 

 

развитие мотивации у студентов к аудиторной и самостоятельной работе; 

 

объективная  оценка  результатов  студента,  что  дает  стимул  к  освоению 

образовательных программ; 

 

рейтингование студентов по уровню развития компетенций, содержащих как 

учебные результаты, так и личностные свойства; 

214 

 

 

непредвзятую  базу  для  отбора  студентов  для  продолжение  обучения  в 

магистратуре  или  аспирантуре,  а  также  освоения  семестрового  обучения  за  рубежом  и 
трудоустройства выпускников; 

 

корректирование 

преподавателями 

образовательного 

процесса 

и 

осуществления воспитательного влияния на студента. [1] 

С  недавних  пор  балльно-рейтинговая  система  была  внедрена  и  в  Казанском 

кооперативном институте Российского Университета Кооперации. 

Нашими преподавателями  в качестве форм оценивания и контроля используются: 

компьютерное  тестирование,  контрольные  работы,  выполнения  домашних  заданий, 
практических и лабораторных работ, рефератов, выполнения курсовых работ, различные 
тренинги, дискуссии, и круглые столы, работы с электронными комплексами дисциплин и 
многое другое. 

Формами  аттестации  до  дисциплинам  являются:  экзамен,  защиты  работ, 

тестирование, зачет, диф. зачет, прием домашних заданий, рефератов и научных статей. 

По итогам семестра студент может набрать максимальное количества баллов – 60, 

если  итоговая  аттестация  в  форме  экзамена,  или  80  если  в  форме  зачета.  На  итоговый 
контроль  отводится  40  баллов

 

если  экзамен  или  20,  если  в  форме  зачета.    Допуск  к 

экзаменационной  сессии  гарантирует  набор  не  менее  30  баллов.    Посещаемость  занятий 
учитывается  поправочным  коэффициентом,  равным  отношению  количества  часов 
посещенных занятий к плановым. 

Само  распределение  баллов  по  видам  учебных  работ  разрабатывается  кафедрой 

при участии преподавателя, реализующего ту или иную дисциплину. 

В качестве преимуществ балльно-рейтинговой системы можно отметить: 

 

обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов; 

 

повышение степени дисциплины; 

 

улучшение процесса аттестации; 

 

увеличение непредвзятости оценивания работы студентов; [2] 

 

К недостаткам  балльно-рейтинговой системы можно отнести: 

 

существенное увеличение объема работы преподавателей; 

 

несовершенность  системы  в  плане  взаимодействия  с  работающими 

студентами, которые часто пропускают занятия, но хорошо владеют предметом; 

 

неясность в работе с неуспевающими студентами; [2] 

 

Для внедрения балльно-рейтинговой системы в рамках одного университета 

требуется: 

 

электронную обеспечении представителей создать   методику  использования  которая по семестра балльно -рейтинговой  системы  и 

ввести контрольных числа электронную   систему  бы работ периодическими контроля ,  которая  могла  скорректировать накапливать блокам бы   копить  и  делать  рабочие подготовки скорректировать общедоступной  
информацию о студенте; 

 

преподавателей преподавателей часы скорректировать   методику  расчета  предусмотреть подготовки рейтинговой учебной   нагрузки  преподавателей, 

преподавателей студентов дисциплин предусмотривая   часы  рефератов литературой проведение на   проверку  тестов,  контрольных  и  самостоятельных  работ, 
докладов и т.д; 

 

ввести  в  рабочие  периодическими кафедр инициативных учебные   программы  блокам создать элементы контрольные   задания  общего 

стандарта,  а  также  темы  числа числа учебного рефератов ,  тесты  по  дополнительные проверку применения отдельным   блокам  дисциплин  студентов наиболее заданий для  
проведения тестирования в предусмотривая на дополнительного течение  учебного процесса; 

 

усовершенствовать  методическое  обеспечение  рейтинговой балльно усовершенствовать современной   литературой  и 

периодическими тесты могла кафедр изданиями  по дисциплинам проведения студентов методику рабочего  учебного плана; 

 

организовать  методическое  обеспечение  элементами  тестирования  и 

вопросами самостоятельной подготовки студентов; 

 

сформировать  систему  организаторов  внедрения  балльно-рейтинговой 

системы из числа преподавателей или представителей кафедр; 

 

внедрить систему поощрения для более активных студентов;  

215 

 

 

Эти  требования  дадут  возможность  эффективного  применения  балльно-

рейтинговой  системы,  а  с  ее  помощью  увеличить  степень  эффективности  деятельности 
вуза,  его  отдельных  подразделений,  за  счет  совершенствования  качества  подготовки 
студентов и оценивания их знаний. 

Список литературы: 

1. 

Левченко  Т.А.  Проблемы и перспективы  использования  балльно  - 

рейтинговой  системы для  аттестации  учебной  работы  студентов  высших  учебных 
заведений  // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 9. – С. 55-56; 

2. 

http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=10569 

(дата 

обращения: 

09.04.2018). 

3.  Пермяков  О.Е.,  Жадан  В.А.,  Менькова  С.В.  Влияние  организации  балльно-

рейтинговой  системы  на  мотивацию  учебно-познавательной  деятельности  студентов  и 
профессиональной  деятельности  препо¬  давателей:  журнал  /  «Известия  Томского 
политехнического университета». 2006, том 309, №6  

4.  Латыпова  Х.Ш.  Балльно-рейтинговая  система  как  фактор  повышения 

конкурентоспособности  образовательных  услуг:  журнал  /  «Известия  Российского 
государственного педагогического университета им. А.И.Герцена». 2007, №43-1. 

 

ОПИСАНИЕ ДИНАМИКИ ИЗМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ДОХОДА НА 

ЯЗЫКЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ 

 

Аликина А.И., Поташев А.В., Поташева Е.В. 
Казанский кооперативный институт (филиал) 

Российского университета кооперации, г. Казань 

 
Аннотация:  В  настоящей  работе  показан  процесс  построения  математических 

моделей динамики изменения национального дохода с течением времени при различных 
предположениях о поведении функции потребления. 

Ключевые  слова:  национальный  доход,  потребление,  дифференциальные 

уравнения. 

Процессы,  протекающие  в  экономике  и  в  социальной  сфере,  требуют  их 

математического  описания,  позволяющего  прогнозировать  последствия  изменения 
различных  параметров  на  результат  этих  процессов.  Определяющую  роль  при 
моделировании этом имеет тот факт, что скорость изменения тех или и иных параметров 
описывается  на  языке  дифференциалов  и  производных.  Поэтому  уравнения,  дающие 
взаимосвязь 

различных 

величин 

и 

их 

скоростей 

изменения, 

являются 

дифференциальными (см., напр., [1-4]).  

Пусть 

  –  национальный  доход.  Обычно  он  разделяется  на  две  части: 

  – 

накопление  основных  производственных  фондов; 

  –  остальная  часть  национального 

дохода, кратко – «потребление», то есть 

 

(1) 

Дифференциальное  уравнение  модели  воспроизводства  национального  дохода 

получается  в  предположении,  что  накопление  основных  фондов 

  пропорционально 

скорости изменения национального дохода 

 

 

Здесь величина 

 выражает капиталоемкость национального дохода. 

С учетом равенства (1), придем к дифференциальному уравнению 
 

(2) 

y

u

c

( )

( )

( )

y t

u t

c t

( )

u t

( )

y t

( )

( )

u t

By t

B

( )

By

y

c t

   

216 

 

которое  представляет  собой  линейное  дифференциальное  уравнение  первого 

порядка относительно национального дохода 

В работе были построены решения уравнения  (2) при различных предположениях 

(моделях) о поведении функции потребления. 

Первая  модель: 

,  то  есть  весь  национальный  доход  используется  для 

расширения  производства,  а  потребление  отсутствует.  Уравнение  (2)  является 
дифференциальным уравнением с разделяющимися переменными. Его решение имеет вид 

 

,  

(3) 

где 

 – начальная величина национального дохода. 

Вторая модель: 

, то есть потребление сохраняется на постоянном 

уровне.  При  таком  условии  уравнение  (2)  становится  линейным  неоднородном 
дифференциальным 

уравнением 

с 

постоянной 

правой 

частью  

(

). Его решение имеет вид 

 

,  

(4) 

где 

 

– 

общее 

решение 

соответствующего 

однородного 

дифференциального  уравнения  (см.  (3)), 

  –  частное  решение  неоднородного 

дифференциального уравнения (2). 

После  подстановки  полученных  решений  в  (4)  и  учета  начального  условия 

, получим 

 

(5) 

Анализ  полученного  решения  показывает,  что 

  при  любых 

,  если 

,  то  есть  при  условии,  что  в  начальный  момент  времени  не  весь  национальный 

доход  направляется  на  потребление.  В  этом  случае  национальный  доход  возрастает 
экспоненциально. 

Третья модель: 

  то есть потребление растет по экспоненте с течением 

времени.  Общее  решение  уравнения  также  ищется  в  виде  (4),  где,  как  и  прежде, 

  –  некоторое  частное  решение  собственно  дифференциального 

уравнения (2) с правой частью 

Согласно теории решения такого уравнения имеем 

 

 и 

Приняв  во  внимание  начальное  значение 

,  найдем  произвольную  постоянную 

. Таким образом, решение при 

 запишется в форме 

( )

y t

( )

0

c t

0

( )

t

B

y t

y e

0

y

0

( )

const

c t

c

0

/

c

B

°

( )

( )

( )

y t

Y t

y t

( )

t

B

Y t

Ce

°

0

( )

y t

c

0

(0)

y

y

0

0

0

0

0

0

0

( )

1

t

t

B

B

c

y t

y

c e

c

y

e

c

y

( )

0

y t

0

t

0

0

y

c

0

( )

rt

c t

c e

( )

t

B

Y t

Ce

°( )

y t

0

rt

c

e

B

°

0

( )

1

rt

c

y t

e

Br

0

( )

1

t

rt

B

c

y t

e

Ce

Br

0

y

0

0

1

c

C

y

Br

1 /

r

B

217 

 

 

(6) 

В  решении  (6)  будем  считать  управляющим  параметром  величину    и  как  и  в 

предыдущем случае примем 

Если же 

, то получаем решение вида 

 

Четвертая  модель: 

,  то  есть  потребление  составляет  фиксированную 

часть 

  национального  дохода.  В  этом  случае  уравнение  (2),  как  и  в  первом 

случае, является однородным. Его решение имеет вид 

 

  

(7) 

Результаты расчетов по четвертой модели приведены на рисунках 1 и 2. При 

 

(потребление отсутствует) решение (7) совпадает с решением по первой модели (3). Этот 
случай  не  является  реалистичным,  но  показывает  максимально  возможный  темп  роста 
национального дохода. При 

 (весь доход идет на потребление) получаем сохранение 

постоянного  значения  национального  дохода.  В  случае,  когда 

  вместо  роста 

национального  дохода  наблюдаем  его  снижение;  объем  потребления  при  этом  тоже 
падает. 

Рисунок 2 – Потребление 

 

Рисунок 3 – Национальный доход 

 

 
Заключение.  Проведенные  исследования  динамики  изменения  общественного 

продукта  и  национального  дохода  показали,  что  получаемый  результат  существенно 
зависит  от  предположений,  закладываемых  в  математическую  модель  процесса  и 
величины параметров этих моделей.  

Список литературы: 

1.  Гранберг  А.Г.  Динамические  модели  народного  хозяйства.  Учебное  пособие 

для студентов вузов, обучающихся по спец. «Экон. кибернетика». – М.: Экономика, 1985. 
– 240 с. 

2.  Иванова 

А.А., 

Поташев 

А.В., 

Поташева 

Е.В. 

Использование 

дифференциальных уравнений в задачах математической экологии // Научное обозрение. 

0

0

0

( )

1

1

t

rt

B

c

c

y t

e

y

e

Br

Br

r

0

0

y

c

1 /

r

B

0

0

( )

t

B

c

y t

y

t e

B

( )

c t

ay

[0,1]

a

1

0

a

t

B

y

y e

0

a

1

a

1

a

( )

c t

( )

y t

218 

 

– 2016. – №.12. – С. 251-256. 

3.  Иванова  А.А.,  Поташев  А.В.,  Поташева  Е.В.  Математическое  моделирование 

динамики развития эпидемий // Научное обозрение. – 2016. – №.24. – С. 269-272. 

4.  Платонова О.А., Поташев А.В., Поташева Е.В. Математическое моделирование 

динамики  развития  малого  предприятия //  Научное  обозрение.  –  2016.  –  №.12.  –  С.  230-
235. 

 

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ГОСТИНИЧНЫХ 

УСЛУГ В ГОРОДЕ КАЗАНЬ. 

 

Бусыгина Р.Э., Храмова Н.А. 

Доцент, К. п. н. ОЧУ ВО «Российская международная академия туризма 

(Казанский Филиал)» 

 
Данная статья посвящена проблемам, связанным с размещением на неполные сутки 

в гостиницах в городе Казань и на территории Российской Федерации. 

Ключевые слова: половина суток, размещение, неполные сутки. 
В  связи  с  динамично  развивающимися  современным  миром  и  растущими 

запросами  населения,  выявилось,  что  европейский  стандарт  бронирования  не  совсем 
подходит  гостиницам  и  постояльцам  на  территории  РФ.  Отдых  прекрасен,  но  не 
бюджетен. Согласно постановлению Правительства РФ, опубликованному в «Российской 
газете», с 21 октября 2015 года в российских гостиницах можно размещаться и оплачивать 
половину суток. В данной статье будет рассмотрено, как это постановление отразится на 
гостиницах и как извлечь из этого выгоду, ведь актуальной всегда является тема развития 
индустрии гостеприимства, в частности в Российской Федерации. 

Согласно  нововведениям:  «При  размещении  потребителя  с  0  часов  00  минут  до 

установленного  расчетного  часа  плата  за  проживание  взимается  в  размере,  не 
превышающем  плату  за  половину  суток»  [1].  Гостиницы,  в  которых  менее  50  номеров, 
могут самостоятельно определять свое рабочее время. Также возможна почасовая оплата 
за  пребывание  в  отеле.  Крупные  же  отели  теперь  должны  обслуживать  своих  клиентов 
круглосуточно.  

Существенным  недостатком  закона,  действовавшего  до  21  октября,  было 

положение о том, что плата за проживание при размещении до расчетного часа (с 0 до 12 
часов)  не  взималась.  Такая  услуга  потребителям  должна  была  предоставляться  при  их 
раннем  заезде  в  гостиницу,  когда  они  размещались  среди  ночи,  а  оплачиваемый  период 
начинался  с  расчетного  часа  -  12  часов.  На  практике  правило,  гласившее,  что  плата  за 
проживание  не  взималась  при  размещении  до  12  часов,  отельерами  толковалась  как 
приятное  дополнение  для  гостей  при  условии,  если  гость  изначально  намеревался 
проживать  последующее  время  после  расчетного  часа.  Но  исходя  из  буквального 
толкования многие постояльцы делали вывод, что данное положение давало им право на 
бесплатное проживание до расчетного часа, и оно не обязывало потребителя проживать в 
гостинице и после него, что создавало возможность бесплатного проживания в период с 
полуночи  до  полудня,  так  как  гостиница  была  лишена  права  отказать  в  заключении 
публичного договора на размещение [2], исключая случаи, когда она могла доказать, что 
номер был забронирован на период до полуночи, что давало ей право получить плату за 
полные сутки. 

Данный  закон  поможет  гостиничному  бизнесу,  так  как  решит  некоторые  из  его 

старых проблем. Теперь отель сам может: 

- определять время заезда и выезда, а также расчетный час; 
- брать плату за ранний заезд (не более половины суток к цене номера); 
- сам выбирать, сколько брать с клиента за поздний выезд. 

219 

 

Небольшим  отелям  разрешили  работать  не  круглосуточно  (касается  стойки 

размещения), в данном законе четко описана процедура бронирования номера, и теперь, в 
случае отсутствия свободных номеров, отель может отказать в бронировании. 

Раньше  всех  этих  возможностей  у  отелей  не  было,  и  отель  не  мог  подстраивать 

условия по бронированию и оплате под себя. Дополнительная гибкость в возможностях, 
которую  предоставляет  отелям  данный  закон,  должна  хорошо  сказаться  на  отельном 
бизнесе, особенно небольших частных отелях. 

Чем  данный  закон  выгоден  потребителям?  Люди  хотят  получить  больше  эмоций, 

поэтому многие всё чаще ставят себе цель посетить как можно больше мест без огромных 
трат  и  уложиться  при  этом  в  короткий  промежуток  времени.  Тариф,  предоставляющий 
услуги  размещения  на  половину  суток  –  это  как  раз  то,  что  позволит  достигнуть  этих 
целей.  

Небольшие отели Казани сейчас находятся на стадии тестирования данной услуги. 

По условиям этих отелей, гость может заехать в отель в 10:00 и должен освободить номер 
в  22:00.  Стоимость  данной  услуги  составляет  70%  от  цены  номера  за  сутки.  Но 
предприятия не включают данные этой услуги в прайс отеля и не рекламируют. Почему? 
Потому  что  при  «пониженном  тарифе  на  ранний  заезд»  или  по-другому  «тарифе  на 
полсуток» гости чаще смогут бронировать такую услугу в отеле, что позволит увеличить 
оборот,  но  это  выгодно,  в  первую  очередь,  в  низкий  сезон,  так  как  в  высокий  загрузка 
отеля итак высока, и в  «горячие даты»  отели станут зарабатывать меньше, потому что с 
увеличением  числа  посетителей  увеличиваются  и  издержки.  Смена  постельного  белья, 
уборка  номера  и  т.д.  должны  проводиться  в  2  раза  чаще.  Поэтому  в  целях  сокращения 
издержек данную услугу было решено сделать сезонной и/или распространять её не на все 
номера, а на один или несколько. 

В целом, все новые правки в законе логичны и способствуют развитию индустрии 

гостеприимства, а также улучшению качества предоставляемых услуг размещения. 

Список литературы: 

1. 

Постановление правительства РФ "Об  утверждении правил предоставления 

гостиничных услуг в Российской Федерации " от 9 октября 2015 г. № 1085 // Российская 
газета.  2015  г.    №  6806  (235).    с  изм.  и  допол.  в  ред.  от  19  октября  2015  г.  Правила 
проживания в гостинице: что нужно знать отельерам и их клиентам //Экономика и жизнь. 
2017. 13 марта URL: https://www.eg-online.ru/article/339122. 

 

СИСТЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАТЕРИАЛЬНО 

ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИЦА 

 

Волков А. К. 

Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова в 

г. Ижевск 

 
Аннотация:  Работа  посвящена  актуальной  теме  поддержки  материально 

ответственных лиц с применением современных информационных технологий. 

Ключевые слова: информационные технологии; автоматизация; база данных.  
В  нынешних    условиях  создания  информационного  общества  залогом  успеха 

работы  любого  предприятия  является  быстрое  обеспечение  лиц,  принимающих  решения 
данными о его ресурсах и воздействии факторов внешней среды. Системы бухгалтерского 
учета,  используемые  уже  практически  на  всех  предприятиях,  дают  руководству  только 
учетную  информацию,  не  располагая  возможностями  для  ее  анализа  и  подготовки 
принятия решений по управлению предприятием.  

Реализация этих задач для каждого предприятия индивидуальна, поскольку связана 

непосредственно  со  спецификой  его  хозяйственной  деятельности.  Например,  можно 
выделить  работу  [1]  коллектива  преподавателей  и  сотрудников  кафедры,  где  проходит 

220 

 

обучение  автор  статьи.  Откликом  этой  специфики  явилось  создание  информационных 
систем  экономического  анализа,  обеспечивающих  добавление  данных    управленческого 
учета, результатов экономической деятельности, анализ состояния финансов предприятия, 
а также анализ эффективности работы подразделений по различным критериям.  

Информационные  системы  экономического  анализа  –  это  общее  название  группы 

программных  средств,  автоматизирующих  различные  задачи  анализа  экономической 
деятельности  предприятия.    Поскольку  функция  анализа  связана  неразрывно  с  другими 
функциями  управления,  то  информационные  системы  экономического  анализа  также 
взаимодействуют  с  другими  информационными  системами  автоматизации  управления 
предприятием, например, в рамках корпоративной информационной системы. [2] 

В  связи  с  отсутствием  необходимых  программ  автоматизации  деятельности 

материально ответственного лица, была создана программа для решения этой проблемы. 
Также эта проблема затронута в работах [3-5]. Программа предназначена к применению в 
подразделениях  группы  компаний,  участвующих  в  бизнес-процессах,  связанных  с 
технологическим  оборудованием  (служба  инвентаризации,  технологический  отдел, 
производственные  цеха  предприятия  и  др.).  Программа  позволит  создать  единое 
информационное  пространство  и  осуществлять  поддержку  процессов,  связанных  с 
обслуживанием технологического оборудования. 

Решаемые задачи системой Maria DataBase (MDB): 
1) 

поддержка  принятия  решений  при  подготовке,  планировании,  ремонта 

оборудования и выполнении технического обслуживания; 

2) 

формирование графиков, планов, сводных отчетов для принятия решений. 

3) 

ведение полной истории оборудования для последующего анализа; 

4) 

информационная поддержка специалистов и руководителей, участвующих в 

учетных процессах, диспетчеризации и обслуживания технологического оборудования;  

Цели внедрения системы в масштабе предприятия: 
1) 

автоматизация получения аналитических отчетов и распечаток по принятым 

формам;  

2) 

разделение  труда:  однократный  ввод  определенной  части  информации 

наиболее информированными пользователями и многократное использование ее другими 
пользователями, исключение дублирования ввода. 

3) 

хранение истории в единой электронной базе данных; 

4) 

автоматизация  расчетов  (составление  сводных  отчетов  о  простоях 

оборудования);  

 

Рисунок 1 – Окно программы. 

В программе имеется панель  технических сведений об оборудовании с указанием 

статуса состояния, технических характеристик, результата инвентаризации. 

221 

 

Панель  поиска  способствует  более  удобной  работе  со  списком.  Функция  поиска 

перемещает курсор на нужную позицию в списке. Поиск осуществляется по инвентарному 
номеру.  В программе  предусмотрена возможность просмотра фотографии оборудования. 
Воспользовавшись  закладкой  «План»,  можно  просмотреть  общий  план  расположения 
оборудования по аудиториям и корпусам.  

В  программе  есть  функция  хранения  и  создания  истории  перемещения  и 

информации  о  ремонтах  оборудования.  В  истории  перемещения  можно  отображать 
следующие сведения:  

1) 

откуда перемещено;  

2) 

куда перемещено оборудование; 

3) 

дата перемещения;  

4) 

подразделение;  

5) 

причина;  

6) 

примечание.  

Программа  позволяет  создавать  отчеты  по  оборудованию,  по  всем  или 

определенным аудиториям. 

Плюсы данной программы (MDB) перед конкурентами в этой отрасли следующие: 
1) 

масштабируемость  (возможность  настройки  программы  под  любое 

предприятие, независимо от его размеров);  

2) 

историчность (в программе хранится весь жизненный цикл оборудования);  

3) 

надежность (бесперебойная работа программы); 

4) 

наглядность 

(удобство 

просмотра 

информации 

необходимого 

оборудования). 

В  результате  работы  была  получена  информационная  система,  облегчающая 

ответственному лицу поиск оборудования и составление инвентаризационных отчетов.  

Список литературы: 

1. 

Бас  А.А.,  Благодатский  Г.А.,  Чухланцев  Е.С.  Разработка  информационной 

модели  автоматизированной  системы  управления  складскими  помещениями  для  расчета 
индекса сезонности // Вестник ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, № 2. – 2016. – с. 91-94. 

2. 

Голкина  Г.Е.  Информационные  системы  экономического  анализа  учебное 

пособие  /  Г.Е.  Голкина,  Д.В.  Денисов.  —  Электрон.  текстовые  данные.  —  М.  : 
Евразийский открытый институт, 2009. — 132 c. 

3. 

Хусаинова 

Г.Я., Хусаинов 

И.Г.. Автоматизация 

инвентаризации 

программных продуктов на предприятии. // Материалы конференции, № 4-1. – 2014. – с. 
340-342. 

4. 

Злобина М.И..  Автоматизация  процессов  инвентаризации.  //  Труды 

конференции– 2016. – с. 99-100. 

5. 

Гладышев  Виталий  Валентинович.  Современные  способы  автоматизации 

процесса инвентаризации // Научная статья, № 30-1. – 2011. – с. 210-213. 

 

ОБЛАЧНЫЕ ВЫЧИСЛЕНИЯ 

 

Деляев М.А., Хрущева Л.Б. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, Казань 

 
Сегодня  жизнь  многих  людей  связана  с  интернет  пространством  и  тем,  что 

позволяет  с  ним  контактировать  -  смартфоны,  компьютеры,  планшеты,  и    помимо 
развлечения, интернет способен иногда "упростить" работу. 

ОВ- облачное вычисление; ИТ- информационные технологии. 

222 

 

ОВ,  как  теория,  возникли  еще  в  середине  XX  века,  но  в  то  время  не  было 

технических  возможностей  это  осуществить.  Самый  простой,  если  не  примитивный, 
представитель  ОВ  -  это  электронная  почта.  Сами  о  себе  ОВ  -  модель  обеспечения 
удобного сетевого доступа по требованию к некоторому общему фонду конфигурируемых 
вычислительных  ресурсов  (средствам  и  серверам  хранения,  передачи  данных, 
приложениям  и  сервисам).  Все  знают  об  электронной  почте,  как  средстве  передачи 
сообщений и файлов, в свободном доступе и многими используются облачные хранилища 
данных как удобный  доступ к личной информации с любого устройства с подключенным 
интернетом (причем свои облачные хранилища имеют все популярные почтовые сервисы 
- Yandex, Google, Mail.ru - что также упрощает обмен файлами без доступа к компьютеру. 
Сейчас  в  подобных  хранилищах  есть  возможность  проводить  простейшую  работу  с 
документами - создание\редактирование текстовых файлов, презентаций, таблиц. Но этим 
возможность  и  польза  ОВ  не  ограничивается  -  развитие  интернет  технологий  и 
обработки\хранения данных позволяет проводить более сложные вычисления.  

Существует несколько три модели обслуживания[1]: 
SaaS  (Программное  обеспечение  как  услуга)  -  данная  модель  самая  простая  и 

доступная  для  обывателя,  так  как  потребителю  предлагается  определенное  прикладное 
программное  обеспечение  в  облачной  инфраструктуре  и  доступно  с  любого  устройства, 
имеющего  выход  в  интернет.  Это  само  хранение  данных  в  "облаке",  обмен  посредством 
электронной  почты,  различные  сервисы  управления  проектами  типа  Wrike.  В  бизнесе,  и 
просто  в  обиходе,  подобные  сервисы  используются  давно  и  уже  стали  обыденностью  за 
свою удобность, а за счет активного расширения зоны покрытия интернета и доступности 
облачных  хранилищ  возможен  постепенный  отказ  от  хранения  данных  на  личном 
компьютере или флэш-накопителях для экономии памяти устройства или потери данных в 
случае  повреждения  носителя.  К  примеру,  эта  статья  написана  в  облачном  хранилище 
Mail.ru. 

PaaS (Платформа как услуга) - в данной моделе поставщик дает доступ к площадке 

и прикладному программному обеспечению для разработки и тестирования своих систем 
и приложений. Для индивидуального предпринимателя полезными сервисами платформы 
PaaS  могут  стать  платформы  для  создания  сайта  от  Google  –  Google  App  Engine,  на 
которой  можно  бесплатно  создать  информационный  сайт  или  Wix  -  условно-бесплатная 
платформа  для  создания  интерактивных  интернет-магазинов,  блогов  и  информационных 
сайтов. 

IaaS  (Инфраструктура  как  услуга)  -  в  отличии  от  предыдущих  вариантов,  в  этом 

поставщик  предоставляет  исключительно  сервера  с  заданной  вычислительной 
мощностью, операционной системой и доступом к сети. Каких-либо приложений в данной 
платформе,  как  правило,  не  предусмотрено  и  потребитель  платит  исключительно  за 
серверное время, умноженное на количество задействованных виртуальных процессоров и 
виртуальных  объёмов  памяти.  Насколько  мне  известно,  эта  модель  менее  всего 
распространена,  по  причине  того,  что  для  работы  чаще  всего  необходимы  решения, 
которые  уже кто-то предлагает и вкладывать  дополнительные силы финансы и время не 
выгодно. Но, как и прочие модели, данная имеет свое развитие и своих клиентов.  

Основное  преимущество  модели  IaaS  -  это  запуск  практически  любого 

программного  обеспечения  и  возможность  использования  ПО  на  слабом  для  этого  ПО 
компьютере. Что мне точно известно, существуют игровые сервисы, которые предлагают 
возможность играть в современные игры даже на слабом ПК, но с условием стабильного 
подключения интернета и достаточной пропускаемостью.  

Лично  я  в  этом  вижу  хорошую  возможность  для  разработчиков  различного 

программного  обеспечения,  малого  бизнеса,  не  имеющего  возможность  приобрести 
подходящее  оборудование,  быстро  развивающимся  компаниям  за  счет  переноса 
вычислительных  мощностей  с  портативных  компьютеров  на  облачные  сервисы.  Как  я 
заметил  вначале  -  ведется  активное  расширение  интернет  покрытия  4G  несколько  фирм 

223 

 

параллельно  ведут  работу  над  внедрением  5G,  что  так  же  ускорит  и  стабилизирует 
передачу данных.  

Многим людям профессий, связанных с творчеством - цифровые изображения, 3D 

моделирование,  разработки  ПО,  профессий  экономических,  будь  то  даже  бухгалтер,  по 
долгу работы необходимо часто перемещаться, в таких условиях  возможно пользоваться 
только ноутбуком, но ноутбуки с современными мощными процессорами приобрести не 
каждому  под  силу  и  все  равно  по  работоспособности  ноутбук  не  сможет  сравниться  с 
подобным ему портативным компьютером. Именно в таких условиях может спасти ОВ в 
связке с 4G интернетом.  

ОВ[2]  используют  многие  компании,  ведущие  свою  деятельность  в  интернете  - 

UBEr,  КарОператор,  Netflix,  Snapchat.  Но,  по  понятным  причинам,  обывателю  доступны 
только  публичные  облака  модели  SaaS.  Я  не  смог  найти  предложений  типа  IaaS  для 
частного использования, все что удавалось обнаружить - малому и среднему бизнесу и это 
очень печально. Естественно, IaaS модель предназначена именно в основном именно для 
бизнеса  частично  или  полностью  связанных  с  интернет-деятельностью,  но  не  имеющих 
возможность иметь свои физические сервера, или не считающие это целесообразным. Но 
многих  фрилансеров  в  разных  сферах  деятельности  останавливают  именно  большие 
начальные  финансовые  вложения  в  работу,  которая  далеко  не  сразу  начинает  приносить 
прибыль.  

Учитывая  развитие  облачных  технологий,  повсеместного  свободного  доступа  к 

SaaS  системам,  посредством  платных\бесплатных  облачных  хранилищ  с  "простейшим" 
ПО,  увеличения  популярности  фрилансинга  в  различных  сферах  деятельности  и  иногда 
влияния  "свободных  художников"  на  свою  сферу,  я  считаю,  что  постепенно  отдельные 
облачные  сервисы  будут  давать  ограниченный  доступ  именно  к  вычислительным 
мощностям,  со  временем  увеличивая  объем  доступной  памяти,  тот  же  Mail.ru,  который 
один из первых в Росси начал предоставлять бесплатное облачное хранилище. Но это при 
условии,  что  ОВ  будут  популяризироваться  в  обществе  и  интернет  по  России  увеличит 
стабильность вне зависимости от географического расположения. 

Список литературы: 

1. 

https://ru.wikipedia.org/wiki/Облачные_вычисления 

2. 

https://cyberleninka.ru/article/n/oblachnye-tehnologii-osnovnye-modeli-

prilozheniya-kontseptsii-i-tendentsii-razvitiya-1 

 

РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ  

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 

 

Д.А. Депресов, О.А. Любягина 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского унивеверситета 

кооперации, г.Казань 

 

Аннотация.  В  статье  представлено  обоснование  необходимости  развития 

кооперации  с  использованием  информационных  технологий.  Показан  и  раскрыт 
механизм процесса управления экономическими явлениями в кооперации. 

Ключевые слова: кооперация, управление, информационные технологии. 
На  сегодняшний  день  большое  значение  приобретает  развитие  кооперации. 

Проблема  развития  кооперации  исследуется  в  работах  К.И. Вахитова  [1], 
Н.А. Кузнецовой [3], О.А. Любягиной [4]. В работах акцентрируется внимание на том, 
что  успешное  развитие  кооперации  зависит  от  систематизации  и  структурирования 
информационных потоков. 

Большинство  людей,  создавая  кооперацию,  сталкиваются  с  проблемами 

информационного  характера  [2].  Большой  объем  информации  и  данных, 
задействованных в кооперации, усложняют работу организаций кооперации. Поэтому 

224 

 

при  развитии  кооперации  возникает  необходимость  разбора  и  хранения  всей 
доступной информации. 

В  связи  с  этим,  цель  исследования  –  развитие  кооперации  с  помощью 

информационных технологий. 

Объект исследования – способы развития кооперации. 
Предмет исследования  – применение информационных технологий к развитию 

кооперации. 

Кооперативный 

сектор 

экономики 

представлен 

различными 

сельскохозяйственными,  производственными  и  потребительскими  кооперативами  [5]. 
Все  звенья  кооперативного  сектора  взаимодействуют  между  собой,  осуществляют 
разностороннюю  хозяйственную  деятельность,  что  требует  в  процессе  управления 
переработки больших объемов информации. 

Таким  образом,  возникает  потребность  в  появлении  дополнительных 

управленческих  процессов,  которыми  могут  стать  информационные  системы 
(технологии).  Под  информационными  системами  в  кооперации  будем  понимать 
совокупность  информационных  потоков,  методов  их  обработки  и  использование  при 
принятии управленческих решений. Примеры информационных систем в кооперации - 
сетевые сервера, базы данных и т.д. 

Масштабы 

информационных 

потоков 

определяются 

количеством 

подведомственных  организаций  кооперации,  взаимодействиями  с  населением, 
органами власти, предприятиями взаимосвязанных отраслей. 

Вся информация должна быть представлена за прошедший период, в настоящее 

время,  в  виде  прогноза  будущего.  С  помощью  этой  информации  можно  будет 
проанализировать  управленческую  деятельность  кооперации.  Полнота  анализа 
информации,  а  также  ее  состав  определяются  конкретными  целями  управленческой 
деятельности кооперации. 

Среди  важнейших  управленческих  задач  кооперации,  которые  должны  иметь 

надежное информационное обеспечение, можно выделить следующие:  

 

выбор целей;  

 

анализ состояния системы;  

 

прогнозирование  внешних  условий  функционирования  кооперативного 

сектора;  

 

ожидаемые результаты деятельности;  

 

принятие решений;  

 

выбор конкретных вариантов действий;  

 

планирование на различных уровнях системы и на различные периоды;  

 

учет результатов деятельности;  

 

передача отчетных данных. 

Процесс  управления  экономическими  явлениями  в  кооперации  является 

непрерывным. Представим схему данного процесса на рисунке 1. 

 
 
 
 
 
 

 

Рисунок 1- Процесс управления экономическими явлениями в кооперации 

Процесс  управления  экономическими  явлениями  в  кооперации  состоит  из 

следующих процессов управления: «целеполагание - анализ - прогноз - корректировка 
целей  -  принятие  управленческих  решений  -  реализация».  На  этапах  прогноза  и 

Целеполагание 

 

Анализ 

Прогноз 

Корректировка целей 

Принятие управленческих решений 

Реализация 

 

225 

 

реализации  необходимо  вновь  вернуться  к  этапу  целеполагания  для  уточнения  целей 
процесса управления экономическими явлениями в кооперации. 

Для  решения  управленческих  задач,  способствующих  развитию  кооперации, 

необходимы  информационные  технологии  как  средства  обработки  информации. 
Можно  выделить  следующие  методы,  лежащие  в  основе  информационных 
технологий, которые будут способствовать развитию кооперации. 

Методы  многомерной  классификации  (таксономия,  кластерный  анализ), 

позволяющие провести анализ «схожих» объектов. 

Машинные 

методы 

обнаружения 

закономерностей, 

основанные 

на 

модифицированных идеях многомерной классификации. Данные методы необходимы 
при  управлении  потребительской  кооперацией  (прогнозирование,  распределение, 
оценка). 

Методы, предназначенные для обработки информации, представленной базами 

знаний. Данный метод поможет создать базы знаний в виде концептуальных моделей, 
которые  будут  способствовать  структурированию  информации,  нахождению 
противоречий, принятию правильных решений. 

Методы  создания  информационных  систем,  способных  обеспечить  принятие 

решений во всех областях деятельности организаций кооперации. 

Информационные  системы  должны  быть  представлены  следующими  блоками: 

автоматизированные  системы  учета  организаций  кооперации;  прогнозирование 
условий  внешней  среды  (конъюнктуры  рынка,  доходов  населения,  покупательского 
спроса,  уровня  цен,  тарифов);  внутреннее  планирование  деятельности  организаций 
кооперации;  анализ  результатов  деятельности  организаций  кооперации;  системы 
передачи и свода данных; системы электронной рекламы и торговли. 

Развитие  кооперации  зависит  от  множества  факторов,  в  том  числе  и  от 

применения 

современных 

информационных 

технологий. 

Применение 

вышеперечисленных  информационных  технологий  может  лечь  в  основу  эффективного 
функционирования организаций кооперации. 

Список литературы: 

1.  Вахитов К.И.  Кооперация.  Теория,  история,  практика:  Избранные  изречения, 

факты, материалы, комментарии /  К.И. Вахитов.  – М.: Издательско-торговая корпорация 
«Дашков и Ко», 2004. – 557 с. 

2.  Концепция  развития  потребительской  кооперации  в  Республике  Татарстан  на 

2016-2020 

годы 

[Электронный 

ресурс]. 

Режим 

доступа: 

http://docs.cntd.ru/document/432556708http://www.rg.ru/2012/12/12/poslanie-site.html, 
свободный. 

3.  Кузнецова Н.А.  Развитие  системы  сельскохозяйственных  потребительских 

кооперативов / Н.А. Кузнецова. – Саратов: СГСЭУ, 2006.  

4.  Любягина О.А.  Концептуальная  модель  развития  сервиса  на  предприятиях 

потребительской  кооперации  /  О.А.  Любягина  //  Кооперация  и  предпринимательство: 
состояние,  проблемы  и  перспективы:  сборник  научных  трудов  международной 
конференции  молодых  ученых,  аспирантов,  студентов  и  учащихся.  –  Казань,  2017.  – 
С.192-195. 

5.  Чаянов А.В.  Краткий  курс  кооперации  /  А.В.  Чаянов.  -  М.:  Московский 

рабочий, 2013. - 910 c 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В 

ОБРОЗОВАТЛЬНЫХ УЧЕРЕЖДЕНИЯХ 

 

Евграфов А.Д, Хрущева Л. Б. 

Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета 

кооперации, г. Казань 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  12  13  14  15   ..