ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 18

 

  Главная      Учебники - Разные     ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..

 

 

ДНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ НАУКИ. Сборник научных трудов Международной студенческой конференции - часть 18

 

 

274 

 

4.  Кодекс  Республики  Беларусь  об  административных  правонарушениях 

[Электронный ресурс] : от 21.04.2003 (ред. от 10.01.2015). // URL: http://kodeksy.by/koap 

5.  Кодекс  Республики  Казахстан  об  административных  правонарушениях 

[Электронный  ресурс]  :  от  05.07.2014  №  235-  v  (ред.  от  15.06.2017).  URL: 
http://pravila.kz/koap-rk-2015/ 

6.  Кодекс  Кыргызской  республики  об  административной  ответственности 

[Электронный  ресурс]  :  от  04.08.1998  №114  (ред.  от  24.05.2017)  .URL: 
http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/6 

7.  Кодекс  Российской  Федерации  об  административных  правонарушениях 

[Электронный ресурс] : от 30.12.2001 N 195- ФЗ (ред. от 07.06.2017) (с изм. и доп., вступ. в 
силу с 01.07.2017) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультатПлюс» 

8.  Гречкина  О.В.,  Ческидова  С.А.  «Таможенное  регулирование»  и  «таможенное 

дело»:  проблемы обусловленности и разграничения [Электронный ресурс] :  Таможенное 
дело.2016. № 1. С. 173-191. 

9.  Трунина  Е.В.,  Федасова  Ю.В.  К  вопросу  об  унификации  административно-

деликтного  законодательства  государств-участников  Таможенного  союза  ЕврАзЭС 
[Электронный ресурс] :  Административное право и процесс. 2017. №8. С. 70-74. 
 

ПРЕДМЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 

 

Салахова А.Д., 

студент КФ ФГБОУ ВО Российского государственного университета правосудия, 

г.Казань 

 

Аннотация:  В  статье  предпринята  попытка  определения  необходимых  пределов 

государственного  регулирования  экономики  с  целью  повышения  его  эффективности  и 
экономического роста. 

Ключевые  слова:  Регулирование  экономики,  ВВП,  рыночные  отношения, 

налогообложение, функции государства. 

Меры  и  способности  государственного  регулирования  экономики  сегодня 

достаточно  обширны.  Основной  для  регулирования  выступает  экономика  станы, 
показатели  ее  ВВП,  который  перераспределяется  через  государственный  бюджет  и 
внебюджетные фонды. Основной целью государственного экономического регулирование 
выступает  необходимость  повышения  эффективности  рыночных  отношений.  При  этом 
отмечается тот факт, что любое государственного вмешательство имеет свои пределы. 

Например, данные пределы могут быть установлены для государственных доходов, 

источником  которых  служат  налоговые  сборы  в  стране  в  то  числе.  Для  них 
устанавливаются следующие границы [3]:  

 

границы в налогообложении слоев населения; 

 

границы в приросте показателя ВВП. 

Ограничена  может  быть  и  государственная  собственность,  поскольку 

государственный  сектор  не  должен  расти,  расширяя  и  удерживая  все  новые  позиции  в 
ключевых  отраслях  экономики  -  это  служит  противоречием  для  интересов  частной 
собственности. 

Объективная 

необходимость 

государственного 

регулирования 

рыночных 

отношений  проистекает  из  ограниченности  возможностей  рынка,  а  также  из  наличия 
негативных последствий функционирования рыночной экономики, что в большей степени 
интересует административистов [6;с.115 ]. 

Выделяют,  как  правило,  верхние  и  нижние  границы  государственного 

регулирования.  Учитывающие  минимальные  необходимые  и  максимальные  допустимые 
пределы для такого регулирования. Нижние границы вызваны неспособностью рыночных 
механизмов  к  саморегулированию  экономических  отношений  с  целью  решения  многих 

275 

 

важных  для  развития  экономических  систем  проблем.  Без  некоторого  государственного 
вмешательства  никакие  экономические  системы,  а  значит  подсистемы  рыночного 
саморегулирования, существовать не могут. 

Сложнее  является  проблема  установления  относительных  верхних  пределов  в 

государственном  регулировании  экономики.  С  одной  стороны,  здесь  стоит  вопрос 
возможно  полного  вытеснения  рыночного  рычага  регулирования  и  формирования 
централизованных  систем  управления  экономикой,  что  приводит  к  тому,  что  возникает 
административно-командная или государственная экономика. С другой стороны, верхняя 
граница  связана  с  потребностями  и  интересами  предпринимательства  в  его 
сотрудничестве с государственным сектором. В частности, прибыль в длительном периоде 
может  быть  стабильной  и  выше  такого  сотрудничества  (или  наличия  государственного 
регулирования) и ниже в случае недостаточного вмешательства государства в экономику. 
Частичный 

верхний 

предел 

государственного 

регулирования 

определен 

общенациональными интересами.  

В  широком  смысле  основой  для  рационального  государственного  регулирования 

экономики является процесс огосударствления определенной доли экономических систем 
(например,  производительных  сил,  экономических  отношений,  хозяйственных 
механизмов). В узком смысле такой основой выступает огосударствление собственности в 
стране  (средств  производства,  финансово-кредитных  институтов,  доли  национального 
дохода  и  др.).  Поскольку  данное  огосударствление  на  90%  осуществляется  с  помощью 
механизмов  налогообложения,  то  предел  государственного  регулирования  зависит  от 
социально-экономической  границы  в  изъятии  налогов  у  физических  лиц,  прибыли  -  у 
предприятий. 

Наибольшую роль в процессах огосударствления национального дохода в развитых 

странах мира играют налоговые сборы с лиц наемного труда (личные подоходные налоги 
и налоги на социальное страхование). Например, личный подоходный налог в Германии, 
Дании, Финляндии и других странах достигает примерно 48%, а во Франции и Греции  - 
13% [2]. Следовательно, граница государственного регулирования экономики зависит от 
модели экономической системы. 

В  процессе  налогообложения  учитываются  не  столько  экономические  пределы, 

сколько социальные, т.е. установление максимальной ставки налогов и сборов, которая не 
приводит  к  социальной  нестабильности  в  стране,  потере  стимулирования  в 
производственном 

процессе. 

Если  государство  сосредоточивает  от  20  до  60%  национального  дохода,  подобная 
экономическая система будет являться смешанной, т.е. будет совмещать государственные 
и негосударственные формы собственности. 

Процессы  государственного  регулирования  можно  осуществлять  до  тех  пор,  пока 

результат от него будет выше, чем показатель расходов на содержание государственного 
аппарата. 

Необходимость  глобального  вмешательства  государства  в  экономику  возникает 

обычно  на  высокой  стадии  развития  капиталистической  системы,  появления 
монополистической  собственности  (в  том  числе  собственности  коллективных 
монополий),  что  обуславливает  процессы  огосударствления  экономических  систем, 
действие законов огосударствления экономики. 

Конкретными  причинами  роста  значения  государства  в  экономике  является 

неспособность  механизмов  рыночного  саморегулирования  преодолевать  и  ослаблять 
экологический  и  экономический  кризис  в  стране,  обеспечивать  равномерное  развитие 
регионов,  справедливое  распределение  национального  дохода,  способствовать 
планомерному  и  пропорциональному  развитию  экономики,  развитию  инфраструктуры, 
производству специфических общественных товаров, устранению или ослаблению уровня 
безработицы и других недостатков [1]. 

276 

 

Главной  экономической  функцией  государства  является  решение  противоречий 

между  потребностью  развития  производительных  сил  и  существующей  формой 
собственности,  защитой  окружающей  среды  и  прав  потребителей,  проведением 
региональной  и  антимонопольной  политики,  между  частичным  перераспределением 
национального  дохода  в  пользу  беднейших  слоев  населения  и  обеспечением 
планомерного развития экономики. Все это касается вопросов разработки антикризисной 
политики,  разработки  и  принятия  решений  о  борьбе  с  безработицей,  с  инфляцией,  с 
регулированием внешнеэкономических отношений. 

Отметим,  что  государственное  регулирование  экономики  представляет  собой 

комплекс  форм  и  инструментов  централизованного  влияния  на  развитие  экономической 
системы  для  стабилизации  экономики  и  обеспечения  ее  приспособления  к  меняющимся 
условиям, к потребностям развития производительных сил. 

 

Рисунок 1 – Формы и методы государственного регулирования экономики [5] 

Как  показано  на  рисунке  1,  к  применяемым  развитыми  странами  формам 

государственного 

регулирования 

экономики 

относятся 

прямое 

регулирование 

(расширение государственной собственности) и косвенное регулирование (планирование, 
прогнозирование, бюджетная, налоговая, денежно-кредитная политика и т.д.).  

Основными  методами  государственного  регулирования  экономики  выступает 

налоговая  политика,  политика  в  области  научно-технической,  амортизационной, 
кредитно-денежной сфер [4].  

Таким  образом,  сделаем  общий  вывод,  что  минимальные  границы  регулирования 

экономики 

обусловлены 

неспособностью 

рыночных 

механизмов 

обеспечить 

саморегулирование  экономики;  максимально  допустимые  границы  –  потребностью  и 
интересами  капиталистов  (что  касается  высоких  прибылей),  частичное  регулирование  – 
общенациональными интересами. 

Список литературы: 

1.  Гукасьян  Г.  М.,  Маховикова  Г.  А.,  Амосова  В.  В..  Экономическая  теория.  — 

СПб.: Питер,2013. — 480 с. 

2.  Дрогобыцкий  И.Н. Системный  анализ  в  экономике.  –  М.:  Юнити-Дана,  2012.  – 

423 с. 

3.  Камаев  В.Д.  Экономическая  теория.  Электронная  библиотека  http://uchebnik-

online.com 

277 

 

4. Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под 

ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2012. - 874 с. 

5. 

Государственное 

регулирование 

рыночной 

экономики. 

URL: 

http://promstroiresurs.ru/feed/topic/41662 

6.  Мифтахов  Р.Л.  Административная  ответственность  юридических  лиц  как 

инструмент предупреждения отрицательных явлений рынка // Ученые записки. Том XIII. 
Сборник  статей  преподавателей  Казанского  филиала  ФГБОУВО  «РГУП».  –  Казань: 
Отечество, 2017. – Т. XIII. С. 115-122. 

 

ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ ЦЕН В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ 

ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ 

 

Хлебников Д.И., 

студент Казанского кооперативного института (филиала) Российского 

университета кооперации 

 

научный руководитель-Хуснуллова А.Р., к.э.н., доцент  

Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета 

кооперации 

 
Таможенная  стоимость  является  одним  из  инструментов  таможенно-тарифного 

регулирования  и  определяется  для  расчета  таможенных  пошлин,  базой  для  исчисления 
которых она является. Как было показано, под таможенной стоимостью понимается цена 
какого-либо  товара,  которую  участник  внешнеэкономической  деятельности  предъявляет 
таможенному органу при пересечении товаром таможенной границы и указывает в графе 
45 
таможенной декларации на товары. 

Таможенная стоимость определяется как в отношении товаров, ввозимых в РФ, так 

и  вывозимых  из  РФ.  При  этом  порядок  определения  таможенной  стоимости  товаров, 
вывозимых из РФ, имеют свои особенности.  

Так,  таможенная  стоимость  товаров,  вывозимых  из  РФ,  определяется  только  в 

отношении товаров, по которым установлены ставки вывозных таможенных пошлин. 

В  настоящее  время  Постановлением  Правительства  РФ  от  30.08.2013  N  754  "Об 

утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской 
Федерации  за  пределы  государств  -  участников  соглашений  о  Таможенном  союзе,  и  о 
признании  утратившими  силу  некоторых  актов  Правительства  Российской  Федерации" 
утверждены ставки вывозимых таможенных пошлин на следующие виды товаров [1]: 

- злаки, масличные семена и плоды; 
- рыба и ракообразные; 
- магнезия, руды, топливо, нефть и нефтепродукты; 
- необработанные шкуры и выделанная кожа; 
- жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные и недрагоценные 

металлы; 

- части железнодорожных локомотивов; 
- древесина, лесоматериалы и изделия из них. 
Таможенная  стоимость  вывозимых  из  РФ  товаров  определяется  экспортером 

самостоятельно,  поэтому  стоит  уделять  особое  внимание  порядку  и  особенностям 
определения таможенной стоимости вывозимых товаров. 

Основные 

принципы 

правового 

регулирования 

таможенной 

стоимости 

зафиксированы  в  статье  VII  ГАТТ  1947  года  [2],  содержание  которой  раскрывается  в 
Соглашении  по  применению  статьи  VII  ГАТТ  1994  года  [3].  Данное  Соглашение 
закрепляет  методологию  определения  таможенной  стоимости  и  принципы  правового 
регулирования  таможенной  стоимости.  Рассмотрим  основные  принципы  определения 

278 

 

таможенной  стоимости  товаров  с  учетом  особенностей  оценки  вывозимых  товаров  [4, 
c.254]: 

-  основа определения таможенной стоимости вывозимых товаров  -  в максимально 

возможной степени стоимость сделки с этими товарами; 

-  последовательное  применение  методов  определения  таможенной  стоимости 

вывозимых товаров при невозможности применения предыдущего; 

общая  применимость  процедуры  определения  таможенной  стоимости 

оцениваемых товаров; 

-  в основе  сведений, относящихся к определению таможенной стоимости товаров, 

должна быть достоверная, количественно определяемая и документально подтвержденная 
информация. 

В  соответствии  со  статьей  112  Федерального  закона  от  27.11.2010  N  311-ФЗ  "О 

таможенном  регулировании  в  Российской  Федерации"  [5]  правила  определения 
таможенной  стоимости  товаров,  вывозимых  из  РФ,  устанавливаются  в  соответствии  с 
национальным  законодательством  государств  -  членов  ТС,  а  именно  Постановлением 
Правительства  РФ  от  06.03.2012  №  191  "Об  утверждении  Правил  определения 
таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации" (далее - Правила). 
Правила  также  основаны  на  общих  принципах  определения  таможенной  стоимости 
товаров,  указанных  в  Кодексе  о  таможенной  стоимости  ГАТТ.  Данные  Правила 
регламентируют  порядок  определения  таможенной  стоимости  товаров,  в  том  числе 
последовательность  и  особенности  применения  методов  определения  таможенной 
стоимости вывозимых товаров. 

Кроме  указанных  документов  принципы  и  методы  определения  таможенной 

стоимости раскрыты в статьях 39-45 ТК ЕАЭС. 

В соответствии с общими принципами определения таможенной стоимости методы 

определения  таможенной  стоимости  применяются  последовательно  при  невозможности 
применения  предыдущего.  Если  есть  какие-либо  ограничения  применения  метода  по 
стоимости  сделки  с  вывозимыми  товарами,  используются  оценочные  методы.  Далее 
применяется  расчетный  метод,  метод  сложения.  Если  вышеперечисленные  методы 
применить нельзя, используется резервный метод. 

На  основании  п.  8  Правил  проведем  анализ  применяемого  в  данный  момент 

порядка  определения  таможенной  стоимости  экспортируемых  товаров,  каждый  метод 
применяется  последовательно.  Все  существующие  методы  определения  таможенной 
стоимости ввозимых и вывозимых товаров обобщены в таблице 1. 

Таблица 1 - Методы определения таможенной стоимости товаров 

Метод определения 

таможенной стоимости 

Порядок применения методов определения таможенной стоимости 

вывозимых товаров 

По цене сделки с 

вывозимыми товарами      

(1 метод) 

Таможенная стоимость - это цена, фактически уплаченная или 

подлежащая уплате непосредственно продавцу или другому лицу в 

пользу продавца. К цене также возможно начислять: 

- стоимость материалов и инженерных услуг, услуг по 

проектированию и художественному оформлению, прямо или 

косвенно предоставленных покупателем бесплатно или по 

сниженной цене для использования в связи с производством; 

- расходы на выплату вознаграждения посреднику, за исключением 

расходов, связанных с покупкой товаров, на тару и упаковку; 

- часть дохода, полученного покупателем в результате последующей 

продажи, которая прямо или косвенно причитается продавцу; 

- лицензионные и иные подобные платежи за использование 

объектов интеллектуальной собственности 

По цене сделки с 

Таможенная стоимость, определяемая по цене сделки с 

279 

 

идентичными товарами    

(2 метод) 

идентичными товарами, равна продажной цене идентичных товаров, 

экспортируемых в той же стране в тот же отчетный период 

По цене сделки с 

однородными товарами    

(3 метод) 

Таможенная стоимость, определяемая по стоимости сделки с 

однородными товарами, равна продажной цене однородных 

экспортируемых товаров в ту же страну при тех же временных 

условиях 

Метод вычитания (4 метод) 

Применяется только для 

ввозимых в РФ товаров 

В качестве основы для определения таможенной стоимости 

ввозимых товаров принимается цена единицы товара, по которой 

наибольшее совокупное количество оцениваемых товаров либо 

идентичных оцениваемым или однородных с оцениваемыми товаров 

продается лицам, не являющимся взаимосвязанными с лицами, 

осуществляющими такую продажу на таможенной территории 

Союза, в тот же или в соответствующий ему период времени, в 

который оцениваемые товары ввезены на таможенную территорию 

Союза, при условии вычета следующих сумм: 

-  вознаграждение посреднику (агенту), обычно выплачиваемое или 

подлежащее выплате, либо надбавка к цене, обычно производимая 

для получения прибыли и покрытия общих расходов (коммерческих 

и управленческих расходов) в размерах, обычно имеющих место в 

связи с продажей на таможенной территории Союза товаров того же 

класса или вида; 

- обычные расходы на осуществленные на таможенной территории 

Союза перевозку (транспортировку), страхование и иные связанные 

с такими операциями расходы; 

- таможенные пошлины, налоги, сборы и применяемые в 

соответствии с законодательством государств-членов иные налоги, 

подлежащие уплате в связи с ввозом и (или) продажей товаров на 

территориях государств-членов, включая налоги и сборы субъектов 

государств-членов и местные налоги и сборы. 

Метод сложения стоимости 

(5 метод) 

Таможенная стоимость товаров равна сумме расходов на 

изготовление, приобретение, производство материалов, сумме 

прибыли и коммерческих и управленческих расходов, 

эквивалентной той величине, которая обычно учитывается при 

продаже товаров того же класса или вида, что и вывозимые товары 

Метод определения 

таможенной стоимости 

Порядок применения методов определения таможенной стоимости 

вывозимых товаров 

Резервный метод (6 метод) 

Определение таможенной стоимости осуществляется путем гибкого 

применения всех методов. Допускаются следующие отклонения от 

правил: 

- идентичные или однородные товары должны быть вывезены в тот 

же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые 

(вывозимые) товары; 

- при определении таможенной стоимости оцениваемых 

(вывозимых) товаров за основу может быть принята таможенная 

стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по 

методу цены с идентичными или однородными товарами 

 
Как видно из таблицы 1, при определении таможенной стоимости с помощью 1-го 

метода  таможенной  стоимостью  является  цена,  фактически  уплаченная  или  подлежащая 
уплате  при  осуществлении  (в  зависимости  от  условий  поставки  по  Инкотермс-2010) 
дополнительных  начислений.  При  использовании  2-го  и  3-го  методов  таможенной 

280 

 

стоимостью  является  также  цена,  но  уже  цена  сделки  с  идентичными  или  однородными 
товарами.  При  определении  таможенной  стоимости  с  помощью  метода  5  таможенной 
стоимостью  является  не  цена  как  в  первых  трех  методах,  а  сумма  расходов  на 
осуществление определенных операций. 

В  ходе  анализа  применения  методов  определения  таможенной  стоимости  было 

выявлено,  что  перечни  методов  определения  таможенной  стоимости  для  ввоза  и  вывоза 
товаров  с  территории  РФ  практически  не  отличаются,  за  исключением  одного,  метода 
вычитания,  при  определении  таможенной  стоимости  товаров,  вывозимых  с  территории 
РФ, данный метод не применяется. 

Список литературы: 

1. 

Постановление Правительства РФ от  30.08.2013 № 754 (ред. от  20.03.2018) 

"Об  утверждении  ставок  вывозных  таможенных  пошлин  на  товары,  вывозимые  из 
Российской  Федерации  за  пределы  государств  -  участников  соглашений  о  Таможенном 
союзе,  и  о  признании  утратившими  силу  некоторых  актов  Правительства  Российской 
Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2013. - № 36. - Ст. 4582. 

2. 

Генеральное  соглашение  по  тарифам  и  торговле  (ГАТТ  1947)  (заключено 

30.10.1947)  //  Соглашение  на  русском  языке  опубликовано  в  издании:  Собрание 
законодательства  РФ.  10  сентября  2012  г.  N  37  (приложение,  ч.  VI).  С.  2916  -  2991. 
Соглашение  на  английском  языке  опубликовано  в  издании:  Собрание  законодательства 
РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. V). С. 2442 - 2511. 

3. 

Соглашение  по  применению  статьи  VII  Генерального  соглашения  по 

тарифам  и  торговле  1994  года  //  Официальный  сайт  "Россия  и  ВТО":  World  Wide  Web. 
URL

http://www.wto.ru

. 

4. 

Маховикова  Г.А.,  Павлова  Е.Е.  Ценообразование  во  внешнеторговой 

деятельности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. – 356 с. 

5. 

Федеральный  закон  от  27.11.2010  №  311-ФЗ  (ред.  от  29.12.2017)  "О 

таможенном регулировании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 
2010. - № 48. - Ст. 6252. 

6. 

Хуснуллова  А.Р.  Четвертая  промышленная  революция  и  ее  социально-

экономические последствия / Хуснуллова А.Р., Валеева Ю.С., Абсалямова С.Г. // Научное 
обозрение. – 2016. - № 13. – С. 157-163. 

 
 
  
 
 
 
 
 
 

 

 

281 

 

СЕКЦИЯ 6АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА 

В РОССИИ  

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЕ КЛАСТЕРЫ РОССИИ.  

 

Алексеева Ю.П.  

Казанский Федеральный Университет, г. Казань 

 
Аннотация: в статье рассматривается понятие и значение кластерного подхода, его 

эффективность и реализация в России. Приведен анализ основных показателей. 

Ключевые 

слова: 

кластерный 

подход, 

агропромышленный 

комплекс, 

кластеры России.                          
Развивающийся процесс глобализации мировой экономики предлагает каждый раз новые 
и  эффективные  запросы  к  повышению  конкурентоспособности  территорий.  Одним  из 
важных  факторов  конкурентоспособности  является  увеличение  производительности 
труда,  которая  предопределяет  важность  для  внедрения  оперативных  решений,  которые 
будут  обеспечивать  повышение,  на  основе  внедрения  инновационных  стратегий  на  всех 
уровнях управления. 

Актуальность  выбранной  темы  обуславливается  качественными  имениями  в 

мировой  экономике.  Данные  изменения  вызваны  с  глобализацией,  неправомерностью 
развития  и  обострившейся  конкуренции  даже  среди  регионов  одной  страны.  Именно 
агропромышленный комплекс может выступать как конкурентное преимущество региона. 
Благодаря  созданию  таких  кластеров  можно  помочь  предприятиям  «одиночкам»  в 
решении определенных проблем, которые есть у страны в данном секторе.  

Обобщая  опыт  других  стран,  можно  сделать  вывод,  что  исследование  и 

осуществление  данных  решений  возможно  путем  создания  региональных  кластеров. 
Территории,  на  которых  планируется  создание  кластеров,  становятся  лидерами 
национальных  экономик  и  их  внешнеэкономических  связей.  Это  в  первую  очередь 
связанно  с  тем,  что  государство  выступая    как  собственник    считается  экономически 
неэффективным. Влияние его на экономику, должно быть в большей степени косвенным, 
регулирующим  и  обеспечивающим  результативное  распределение  ресурсов.  Кластерный 
подход,  использование  которого  возможно  только  при  тесном  взаимовыгодном 
сотрудничестве региональных и бизнес-структур позволяет в полной мере реализовать это 
косвенное  воздействие.  Кроме  этого  кластерные  объединения  привлекают  в  регион 
дополнительных  иностранных  инвестиций,  так  как  в  данное  время  международные 
компании,  предпочитают  инвестировать  в  те  регионы  и  страны,  где  уже  существуют 
кластеры в необходимых отраслях, или хотя бы есть предпосылки для их формирования. 
[1]  

Под  кластером  принято  понимать  сосредоточенную  на  определенной  территории 

группу  организаций,  которые  взаимосвязаны  между  собой.  Их  объединение  призвано 
усиливать  конкурентные  преимущества  отдельных  компаний  и  целого  кластера.  К 
свойствам  кластера  относят  взаимную  конкуренцию  и  создание  исключительных 
компетенций 

региона. 

Так 

же 

кластеры 

служат 

гарантией 

продвижения 

взаимодополняемости между видами деятельности участников кластера. Данный фактор в 
совокупности  с  другими  обеспечивает  эффект  синергии  в  разнообразных  отраслях 
деятельности организации.[2]  

Можно выделить сущностные признаки кластеров: 

 

присутствие  фирм-лидеров,  которые  имеют  существенную  долю  на 

внутреннем и внешнем рынках; 

 

сосредоточение  членов  кластера  на  определенной  территории,  которая 

предоставляет им особые преимущества;  

282 

 

 

сотрудничество  участников  кластера  между  собой  с  целью  выпуска 

продукции, которая будет конкурентоспособна на внешнем рынке; 

 

конкуренция между участниками кластера;  

 

быстрая  передача  информации  и  инноваций  в  данной  сфере  за  счет 

развитой системы информации.[3]  

Основываясь  на  вышеперечисленных  признаках  можно  определить  кластер  как 

группу технологически и географически взаимосвязанных конкурирующих предприятий, 
которые  способны  занять  определенную  нишу  на  внутреннем  и  внешнем  рынках, 
объединившихся  с  целью  выпуска  и  реализации  продукции  основанные  на  мировых 
стандартах  при  постоянном  исследовании  и  внедрении  инноваций  в  процесс 
производства.  

Подробнее  хотелось  бы  рассмотреть  агропромышленные  кластеры  России.  В 

сложившейся  ситуации,  российская  экономика  переживает  сложный  период,  когда 
санкции  практически  полностью  переключили  страну  на  внутреннее  производство. 
Импортозамещение  требует  от  производителей  создавать  товары,  которые  ранее 
производились только в других странах. Именно агропромышленный комплекс потерпел 
большие изменения, отечественным производителям пришлось наращивать темпы своего 
производства  в  совершенно  короткие  сроки,  при  этом  возник  вопрос  разработки  новых 
продуктов  или  же  аналогов  зарубежных.  Поэтому  возникла  необходимость  создания 
кластеров  в  данной  сфере.  Так  же  в  условиях  кризиса  на  сферу  легла  большая 
ответственность в виде создания именно качественной продукции, которая отвечала бы не 
только российским стандартам, но и международным. 

 

Рисунок 1- Доля агропромышленных кластеров 

При  формировании  данных  кластеров  появляются  определенные  подходы  и 

направления  в  этих  объединениях.  В  частности,  к  этому  относится  определение 
масштабов деятельности и уровень специализации организаций.                 Немаловажным 
фактором  будет  являться  состав  участников  и  организационная  форма  данных 
объединений,  установление  рациональных  связей  и  подготовка  экономического 
механизма совместной деятельности.  

В данной сфере можно выделить такие виды кластеров:  
-  региональные,  которые  существуют  внутри  одного  или  близкого  сектора 

промышленности; 

-  вертикальные  производственные  цепочки,  в  которых  происходят  смежные 

этапы производственного процесса; 

-  объединения  большого  масштаба,  которые  определены  относительно  какой-

либо отрасли.  

Опираясь  на  опыт  ведущих  стран,  можно  на  практике  убедиться,  что  управление 

кластерами 

по 

вертикальным 

производственным 

цепочкам 

куда 

эффективнее, чем по горизонтали.  

Страна

Всего 

кластеров

АПК

АПК %

Болгария 

48

22

45,83

Великобритания 

182

7

3,85

Германия 

314

14

4,46

Греция 

80

36

45,00

Испания 

151

35

23,18

Италия 

234

13

5,56

Нидерланды

83

12

14,46

Польша 

161

19

11,80

Россия 

120

16

13,33

Румыния

92

16

17,39

Франция

165

20

12,12

283 

 

В России же агропромышленные кластеры можно определить, как территориальное 

сочетание организаций. Однако все больше и больше под определенный кластер создают 
«на пустыре» комплекс, который  будет отвечать всем критериям и позволить проводить 
инновационную деятельность относительно выбранной отрасли. [7] 

Помимо  этого,  можно  отметить  то,  что  у  России  есть  большой  потенциал  в 

развитии  кластерного  подхода.  Учитывая,  что  на  сегодняшний  день  создается  около  6 
кластеров  в  агропромышленной  сфере,  некоторые  регионы  все  так  же  остаются 
проблемными. В качестве основных проблем можно выделить такие как:  

 

отсутствие финансирования; 

 

недостаточное количество информации; 

 

отсутствие корреляции между подразделениями; 

 

поддержка государства представленная в минимальном количестве; 

 

устаревшая инфраструктура, которая не соответствует мировым стандартам; 

 

износ производственных фондов; 

 

большая бюрократия. 

Из  приведенной  диаграммы  можно  сделать  вывод,  что  сельское  хозяйство  и  пищевые 
продукты  продолжают  показывать  положительные  тенденции  роста.  Данная  тенденция 
наблюдается  уже  не  первый  год,  что  позволяет  сделать  вывод  о  том,  что  данные  сферы 
деятельности являются привлекательными для инвестирования.  

Для полноценного функционирования и развития агропромышленных кластеров в 

России,  необходимо  наладить  связь  сельского  хозяйского  хозяйства  и  отраслей 
промышленности, которые производят для него оборудование.[6] 
 

 

                  Рисунок 2 - Основные показатели России в 2017 году 

Для  российской  же  экономики,  кластерный  подход  позволит  повысить  степень 

адаптивности  к  ситуации,  которая  складывается  на  рынке.  Так  же  привлечь 
дополнительные  инвестиции  в  регионы,  где  расположен  кластер.  Помимо 
вышеперечисленных факторов, кластерный подход, позволит организациям справляться с 
экономической  со  сложившейся  экономической  ситуацией  в  поддержке  других 
организаций.  Кластерное  объединение  так  же  является  в  своем  роде  гарантией 
дальнейшего  развития.  Поэтому  все  больше  организаций  задумываются  о  вступлении  в 
кластеры своего региона.  

284 

 

 

 

                         Рисунок 3 - Прибыль кластеров за 2017 год 
Исходя  их  диаграммы  можно  сделать  вывод,  что  объем  прибыли  кластеров 

достаточно велик и может увеличиваться за счет дальнейшего их развития.           Таким 
образом,  эффективность  кластерного  подхода  в  агропромышленном  секторе  высокая, 
применение  данного  подхода  рационально  в  связи  с  сложившейся  экономической 
ситуацией в стране, так же стоит учитывать глобальные изменения в сельском хозяйстве. 
Все  развитые  страны  применяют  кластерный  подход  первым  делом  именно  в 
агропромышленном  комплексе,  что  позволяет  им  не  только  обеспечивать  собственное 
население,  но  и  производить  экспорт,  что  привлекает  в  страну  новые  инвестиции  и 
желание реализовывать инновационные проекты в сельском хозяйстве. 

Список литературы: 

1.  Бушуева  Марина  Александровна  Синергия  в  кластере  //  Интернет-журнал 

Науковедение. 2012. №4 (13). С.11 

2.  Васильев  К.А.  Этапы  формирования  кластера  в  региональном  АПК  // 

Инновационная наука. 2015. №6-1. С.51-54 

3.  Грядов  Станислав  Иванович,  Ковалева  Ирина  Валериевна  Агропромышленный 

кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник АГАУ. 2009. №4. С.74-79  

4.  Шамаева  Нелли  Павловна  Взаимосвязь  инноваций  и  знаний  стратегическое 

условие 

создания 

эффективного 

кластера 

// 

Вестник 

ЮУрГУ. 

Серия: 

Экономика и менеджмент. 2015. №1. С.67-73 

5.  Ямилов  Рамиль  Могатович  Понятие  кластера  как  субъекта  рыночных 

отношений 

// 

Вестник 

Удмуртского 

университета. 

Серия 

«Экономика 

и 

право». 2015. №1. С.110-118 

6.  Ernst  S.A.  Razvitie  integratsionnykh  protsessov  v  regional’noi  sfere  proizvodstva 

prodovol’stviya na osnove klasternogo podkhoda // EPOS. 2008. ¹ 4 (36). S. 52–55. 

7.  Khukhrin  A.S.,  Primak  A.A.,  Pekhutova  E.A.  Agropromyshlennye  klastery: 

rossiiskaya 

model’ 

// 

Ekonomika 

sel’skokhozyaistvennykh 

pererabatyvayushchikh predpriyatii. 2008. ¹ 7. S. 30–34. 
 
 

 

 

123,2 

270 

118,6 

217,3 

200,8 

180,6 

0

50

100

150

200

250

300

Кластер пищевой 
промышленности 

Ленинградской 

области  

"Донские молочные 

продукты"  

Молочный кластер 

Вологодской области  

Агропромышленный 

кластер 

Новгородсокой 

области 

Агропромышленный 

кластер Кемеровской 

области 

Промышленный 

пищевой кластер 

Республики 

Татарстан  

Прибыль кластеров за 2017 год 

285 

 

НЕЙРОМАРКЕТИНГ В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 

 

Андержанова Л.Х, Арль Е.В., 

студентки департамента менеджмента 

 

Научный руководитель - Козлова Н.П.,к. э. н., доцент Финансового университета 

при Правительстве Российской Федерации, г.Москва 

 
Аннотация. Рассматривается концепция нейромаркетинга, ее сущность, технология 

применения,  преимущества  и  недостатки.  Анализируются  особенности  применения 
нейромаркетинга в цифровой среде. 

Ключевые 

слова

нейромаркетинг, 

цифровая 

среда, 

информация, 

электромиограмма, когнитивный диссонанс. 

Теория  нейромаркетинга  зародилась  в  60-80-е  годы  XXстолетия  с  переходом 

экономически  развитых  стран  от  индустриального  к  постиндустриальному  периоду. 
Первопроходцем  в  данной  сфере  можно  назвать  американского  психолога  Г.  Кругмана. 
[1]В  1971  году  он  провел  сравнительное  исследование,  регистрируя  ЭЭГ  у  человека, 
который смотрит телевизор и у человека, который читает книгу, для того, чтобы понять, 
какие имеются отличия в электрической активности мозга при этих действиях, и как он на 
них  реагирует.  Сама  концепция  нейромаркетинга  разрабатывалась  психологами 
Гарвардского  университета в 1990-х годах и уже сегодня развилась до самостоятельного 
направления маркетинга. [2] 

Концепция 

нейромаркетинга 

предполагает, 

что 

человек 

воспринимает 

раздражители  окружающей  среды  прежде  всего  на  уровне  нейросигналов,  получая 
информацию  посредством  слуха,  зрения,  осязания,  обоняния.  Задача  нейромаркетинга 
заключается  не  только  в  исследовании  мозговых  сигналов  покупателя  во  время  выбора 
того  или  иного  товара,  но  прежде  всего  в  воздействии  на  подсознание  человека, 
«подталкивая» и побуждая у него желание купить товар.  

Обычно  опыты  в  области  нейромаркетинговых  исследований  проходят  так:  к 

человеку  подключают  специальное  устройство  для  проведения  магнитно-резонансной 
томографии мозга. На экране эксперт может наблюдать изменения цвета и делать выводы, 
какая часть мозга активизируется. Во время эксперимента человеку показывают образцы 
рекламы, сайты, включают музыку и т. д. 

Плюс  таких  исследований:  применение  электромиограммы  позволит  получать 

более точные данные о реакции человека. При проведении маркетинговых исследований, 
можно,  конечно,  полагаться  на  визуальное  наблюдение  за  реакцией  клиента  или  же 
пытаться  «прочитать»  его  мысли  по  движению  лицевых  мышц,  но  электромиограмма 
покажет и те эмоциональные состояния человека, которые могут быть и не выражены его 
мимикой. В некоторых экспериментах, когда волонтеров просили избегать любых эмоций, 
прибор все равно фиксировал подсознательные изменения состояния мозга. 

Несомненно,  использование  результатов  нейромаркетинговых  исследований  дает 

большое  преимущество.  Но  у  этого  направления  маркетинга  находятся  и  противники, 
которые  приводят  свои  контраргументы  в  части  проведения  таких  исследований.  Они 
утверждают, во-первых, что иногда приборы могут сбивать человека с толку и мешать ему 
сосредоточиться, человек не может спокойно отвечать на вопросы, в связи с этим реакция 
изменится  и  результаты  прибора  будут  не  точны.  Во-вторых,  при  нейромаркетинговых 
исследованиях исследователи отмечают реакцию только двух групп лицевых мышц, а вся 
система  кодирования  лицевых  действий  содержит  43  группы  лицевых  мышц.  Поэтому 
эксперт  по  расшифровке  выражений  лиц  Дэн  Хилл  (DanHill)  отмечает,  что  подобная 
фокусировка  лишь  на  двух  группах  не  может  быть  столь  же  эффективной,  как  при 
комплексном  подходе.  Именно  по  этим  причина  мнейромаркетинговые  исследования 
обладают невысоким уровнем репрезентативности. [3] 

286 

 

На  данный  момент,  проведено  множество  исследований  по  нейромаркетингу. 

Результаты  этих  исследований  показали,  что довольно  большое  влияние  на  подсознание 
покупателей  оказывает  атмосфера  магазина,  бренд,  ароматы,  персонал,  а  также,  музыка, 
которая  играет  в  нем  на  протяжении  всего  пребывания  в  нем  посетителей.  К  примеру, 
негромкая  музыка  приводит  к  более  доверительному,  открытому  общению  с 
покупателями, классическая музыка нередко придает магазину имидж фешенебельного и 
дорогого,  создает  его  статус.  Спокойная,  небыстрая  музыка  способствует  тому,  что 
покупатели  в  среднем  проводят  на  17%  больше  времени  в  магазинах  и  чек  их  покупок 
увеличивается  на  38%.  Компанией  ActivityGroup  во втором  полугодии  2013  года  было 
проведено  нейромаркетинговое  исследование  в четырех  торговых  центрах  Москвы. 
Участие в нем приняло свыше трех тысяч человек. Суть исследования заключалась в том, 
чтобы  проверить,  как  покупатели  магазина  будут  реагировать  на  ароматы  в  нем. 
Результат,  показал,  что  людям  гораздо  комфортнее  находиться  в  магазине  с  приятным 
ароматом,  восприятие  такой  торговой  точки  становится  на  90%позитивней.  Время 
пребывания  покупателей  в ароматизированных  магазинах  увеличивается  почти  на 18%, 
готовность  посетителей  покупать  что-либо  усиливается  на 15,8%,  а рост  импульсивных 
покупок увеличивается на 8%. [4] 

Цифровая  экономика  предоставляет  множество  способов  повлиять  на  решение 

покупателя совершить покупку. Для продвижения информации о товаре либо рекламы в 
digital-среде  есть  возможность  комбинировать  графику,  видео,  аудиодорожки  и  прочие 
средства  для  эффективного  общения  с  потребителями.  Вместе  с  тем  в  онлайн-среде 
невозможно  управлять  выбором  человеком  посредством  передачи  запаха,  вкуса  либо 
атмосферы.  Казалось  бы,  влияние  нейромаркетинга  на  выбор  потребителя  сводится  к 
нулю, его инструменты становятся неэффективными. Однако это не так, Нейромаркетинг 
располагает целым рядом инструментов и методик, с помощью которых и осуществляет 
свое воздействие в онлайн-среде. Вот некоторые из них. 

1.  Воздействие на психику посредством когнитивного диссонанса. 
Когнитивный  диссонанс  –  это  в  некотором  роде  психологический  конфликт, 

возникающий  в  результате  одновременного  существования  нескольких  несовместимых 
мыслей и идей. Как использовать его в пользу производителя? Предположим, что человек, 
знающий  о  вреде  неправильного  питания,  испытывает  при  этом  тягу  к  фастфуду. 
Информация  на  продающем  сайте  может  убедить  потребителя  в  том,  что  с  вкусным 
бургером он будет чувствовать себя лучше, чем без нее, при этом используются грамотно 
подобранные баннеры, картинки либо видео. 

2.  Эффект «социального доказательства». 
По статистике PowerReviews, 70% потребителей прежде чем купить тот или иной 

товар тщательно его изучают, а 63% ориентируются в основном по отзывам, рейтингам и 
обзорам.  Многочисленные  положительные  отзывы  на  странице  товара  в  сети 
поспособствуют его приобретению. Рецензии особенно актуальны для продаж онлайн, где 
товар нельзя пощупать прямо сейчас. 

3.  Воздействие посредством «эмоциональных» изображений 
На  основании  множеств  экспериментов  можно  с  уверенностью  утверждать,  что 

размещение эмоциональных визуальных раздражителей оказывает значительное влияние 
на  поведение  покупателей  не  только  на  точках  розничной  торговли,  но  и  в  цифровой 
среде.  Залог  успеха  –  ясность  передаваемых  эмоций,  размещение  изображений, 
передаваемых позитивные эмоции, демонстрирующих счастливую семью, детей.  

4.  F-образная карта 
Мозг  экономит  время  на  считывание  информации.  Это  подтверждается 

соответствующими  приборами:  окулография  и  тепловизоры  показывают,  что  самая 
активная  зона  просмотра  на  любом  сайте  –  верхняя  левая.  Так  называемая  f-образная 
карта  просмотров  характерна  для  человека,  ибо  он  просматривает  текст  с  привычной 
«красной строки», расширяя просмотровую зону и решая  – вчитываться дальше или нет. 

287 

 

Это  значит,  что  весь  значимый  контент надо  помещать  именно  сюда.  А  еще,  по  разным 
данным, обработка изображения происходит в 40 – 60 тысяч раз быстрее, чем текста. [5] 

На  сегодняшний  день  можно  говорить  о  том,  что  способы  влияния 

нейромаркетинга на восприятие покупателя и на его спрос в цифровой среде достаточно 
разнообразны.  Несмотря  на  то,  что  в  онлайн-среде  невозможно  применить  инструменты 
нейромаркетинга, применимые в розничных продажах, однако воздействие на визуальное 
восприятие покупателей достаточно эффективно в продажах в сетях. 

Список литературы: 

1.  Krugman H. E. Brain wave measures of media involvement //Journal of Advertising 

Research. — 1971. — URL: http://psycnet.apa.org/record/1971-30323-001 

2.  А. Б. Красильников // «Становление концепции нейромаркетинга». – 2015. – № 

01. – URL:https://cyberleninka.ru/article/v/stanovlenie-kontseptsii-neyromarketinga 

3.  Roger  Dooley//  «Facial  EMG:  Muscles  Don’t  Lie?»/  -2015.  –  URL: 

https://www.neurosciencemarketing.com/blog/articles/facial-emg.htm 

4.  Е.А.  Керзина,  Е.Н.  Покатилова  //  «Воздействие  музыки  на  поведение 

потребителей»  -  2017.  –  URL:https://cyberleninka.ru/article/v/vozdeystvie-muzyki-na-
povedenie-potrebiteley 

5.  Бацылева В. М., Никонец О. Е. Нейромаркетинг в современном мире // Научно-

методический  электронный  журнал  «Концепт».  –  2017.  –  Т.  39.    –  URL:  http://e-
koncept.ru/2017/970339.htm. 

 

ПРОБЛЕМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ МАССОВЫХ КАДАСТРОВЫХ 

РАБОТ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 

 

Арзина А.В., Ибрагимов Л.Г., 

КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», 

г. Казань 

 

Аннотация: В настоящее время больше половины земельных участков, которые не 

прошли государственный кадастровый учет, не имеют точного описания границ. Всё это 
порождает  бытовые  споры  между  соседями  и  долгие  судебные  разбирательства, 
осложнения при покупке и продаже участков и прочие проблемы, связанные с развитием 
рынка недвижимости и ее налогообложения.   

Ключевые слова: комплексные кадастровые работы, государственный кадастровый 

учет, финансирование кадастровых работ, Рореестр. 

На  карте  городов  и  поселений  до  сих  пор  остаётся  множество  «белых  пятен»  – 

участков, собственники которых неизвестны, границы не определены либо пересекаются, 
накладываются  друг  на  друга  и  на  земли  общего  пользования.  В  том  числе  отсутствие 
сведений о границах земельных участков не позволяет Российской Федерации, субъектам 
Российской  Федерации,  муниципальным  образованиям  осуществлять  рациональное  и 
качественное управление и распоряжение земельными ресурсами.  

Таким  образом,  имеется  общая  заинтересованность  и  властей,  и  собственников 

участков в упорядочении границ. 

Следует отметить, что   с 01.01.2018 года в Российской Федерации вводится запрет 

на  распоряжение  с  земельными  участками,  в  отношении  которых  в  государственном 
кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  13.07.2015  №218-ФЗ  «О 

государственной  регистрации  недвижимости»  в  Единый  государственный  реестр 
недвижимости  (ЕГРН)  вносятся  сведения  о  земельных  участках,  в  том  числе  площадь 
участка и описание местоположения его границ. 

288 

 

Наиболее  рациональным  способом  достижения  поставленной  цели  является 

проведение 

комплексных 

кадастровых 

работ, 

порядок 

проведения 

которых 

регламентируется законодательством. 

При  выполнении  комплексных  кадастровых  работ  охватывается  максимальное 

число  земельных  участков  (с  неурегулированными  границами)  в  пределах  квартала,  а 
также  других  объектов  недвижимости.  Предполагается,  что  такой  подход  позволит 
значительно  снизить  затраты  на  проведение  кадастровых  работ,  и  сведет  к  минимуму 
вероятность кадастровых ошибок. 

Финансирование  выполнения  комплексных  кадастровых  работ  осуществляется  за 

счет  средств  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  (или)  бюджетов 
муниципальных районов, городских округов, в том числе за счет средств, направляемых в 
бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. 

Объемы  финансирования  за  счет  средств  федерального  бюджета  и 

консолидированных  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  на  проведение 
комплексных  кадастровых  работ  определены  в  Приложении  №1  федеральной  целевой 
программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового 
учета недвижимости (2014-2020 годы)». 

В  2017  году  в  рамках  пилотного  проекта  данной  программы  комплексные 

кадастровые  работы  проводились  в  трех  регионах:  Астраханской  и  Белгородской 
областях, а также в Республике Тыва. На эти цели было выделено около 84 млн.рублей, в 
том числе около 75 млн. рублей в виде субсидий из федерального бюджета. В 2018 году к 
проекту присоединятся еще 13 регионов. 

Проблем  при  проведении  комплексных  кадастровых  работ  достаточно  много. 

Рассмотрим лишь несколько из них. 

Проведение  комплексных  кадастровых  работ выгодно  администрациям  районов  и 

областей, но для этого нужны деньги и немалые. А их в таком количестве просто нет ни в 
федеральном бюджете, ни в бюджете субъектов федерации. 22 региона подали заявки на 
субсидирование комплексных кадастровых работ в 2018 г.  в общей сложности на 2 млрд 
руб.  Но  в  федеральной  целевой  программе  «Развитие  единой  государственной  системы 
регистрации прав  и  кадастрового  учета  недвижимости  (2014–2020 гг.)»  заложено  только 
100  млн  руб.  на  2018  г.  В  итоге  Росреестр  заключил  Соглашение  о  предоставлении 
субсидий  из  федерального бюджета  лишь  с  13  субъектами  Российской  Федерации.  При 
таком  объеме  финансирования  учитывая  количество  участков,  в  части  которых 
необходимо провести комплексные кадастровые работы возникают сомнения, что работы 
будут  выполнены  в  срок.    Поэтому  Росреестр  предлагает  не  только  в  5  раз  увеличить 
сумму затрат на них, но и продлить ФЦП еще на год, до 2021 г. Но даже этих денег хватит 
только на уточнение местоположения 1,1 млн земельных участков в 21 регионе. Тогда как 
всего в ЕГРН есть сведения о 59,7 млн земельных участков, из которых только половина 
(29,3  млн)  имеет  границы,  установленные  в  соответствии  с  требованиями 
законодательства (данные на начало 2017 г.). 

Местные  власти  сами  решают,  на  какой  территории  проводить  комплексные 

кадастровые  работы.  Как  показали  результаты  пилотного  проекта  для  проведения 
комплексных  кадастровых  работ  субъекты  отбирают  мало  застроенные  территории,  с 
большим количеством участков, не стоящих на кадастровом учете. Это дает наибольший 
эффект  от  дополнительных  налогов,  но  не  отвечает  главному  интересу  большинства 
собственников  –  исправлению  миллионов  ошибок,  ранее  допущенных  при  межеваниях, 
которые  не  позволяют  описать  границы  участков  иным  собственникам  с  приемлемыми 
затратами, исключающими дорогостоящие судебные процессы. 

С  учетом  того,  что  до  сих  пор  межевание  имеет  заявительный  характер-  то  есть 

можно  делать,  можно  и  не  делать  (по  дачной  амнистии)  –  огромное  количество 
владельцев земельных участков просто не прибегают к этой процедуре по причине весьма 
большой  стоимости  работ.  Существуют  большое  количество  участков,  на  которые 

289 

 

имеются только первичные документы, многие остались еще с Советских времен. Иногда 
встречаются, помимо старых свидетельств, садовые книжки, справки о выплаченном пае, 
госакты  о  передаче  земли  в  бессрочное  пользование  или  пожизненно  наследуемое 
владение. И никто, кроме собственников не знает о наличии документов на землю, и то, 
где  эта  земля  располагается.  Поэтому  при  проведении  комплексных  кадастровых  работ 
большое  количество  частных  участков  будет  учтено,  как  земли  неразграниченной 
муниципальной собственности. Доказывать обратное придется через суд. На это дается 15 
лет.  Если  этого  времени  будет  недостаточно–  границы  установят,  как  и  было  на  карте-
плане территории при проведении межевания при проведении комплексных кадастровых 
работ. 

Существует  еще  одна  проблема–  когда  нет  четких  границ  между  субъектами.  

Когда  на  кадастровой  карте  мы  видите  границы  муниципальных  образований,  а  границ 
между субъектами нет. Например, на границе предполагаемой, не отмежеванной границы 
между Республикой Татарстан и Ульяновской областью встречаются территории, которые 
неизвестно кому принадлежат.  Вести хозяйственную деятельность, когда не  понимаешь, 
где заканчиваются границы одной территории и начинаются другой, не всегда возможно.  

У собственников участков в таком случае могут возникнуть земельные споры, при 

этом  владельцы,  как  показывает  практика,  зачастую  не  могут  понять,  к  властям  какого 
региона им обратиться за решением своего вопроса. А самое главное – если участок был 
приобретен  у  одного  региона,  а  затем  перешел  к  другому,  сделка  может  быть  признана 
недействительной.  

Решить  данную  проблему  может  только  масштабная  работа  по  всей  стране,  а  не 

выборочное уточнение границ на миллионе участков. 

В  заключении  хочется  отметить,  что  массовые  кадастровые  работы  необходимы, 

поскольку  это  приведет  к  повышению  гарантий  прав  правообладателей  объектов 
недвижимости,  повышению  эффективности  управления  территорией,  к  расширению 
налоговой  базы,  к  вовлечению  объектов  недвижимости  в  гражданский  оборот. 
Необходимым условием реализации богатства страны является наличие информационной 
структуры рынка земли и недвижимости [1]. Для того, чтобы кадастр недвижимости стал 
полноценным 

информационным 

ресурсом, 

необходимо 

иметь 

качественную 

картографическую основу.  

Данная  работа  должна  вестись  регулярно,  срок  обновления  планово-

картографического  материала  должен  соответствовать  изменениям, происходящим  в  той 
или иной местности [2]. 

Список литературы: 

1.  Ибрагимов  Л.Г.  Эффективность  использования  земельных  ресурсов 

промышленных предприятий: дисс. канд. эконом. наук: 08.00.05. Казань, 2004.  

2.  Ибрагимов  Л.Г.  Некоторые  вопросы  создания  кадастра  недвижимости  //  Вестник 

экономики, права и социологии, 2008. - №4. – С.21-23 

 

СЫРЬЕВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 

 

Аришева А. В., Леонтьева О.Л.,  

КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», 

г. Казань 

 
Аннотация.  В  статье  раскрывается  проблема  сырьевой  зависимости  российской 

экономики, предлагаются методы решения данной проблемы. 

Ключевые слова: сырьевая зависимость, экономика, нефть, газ, экспорт. 
Почему  страна,  обладающая  самой  большой  территорией  в  мире,  не  может 

похвастаться самой крупной экономикой? Этим вопросом задавался практически каждый 
житель России.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  16  17  18  19   ..