ScanEx Image Processor v.5.0. Руководство - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Программа обработки данных дистанционного зондирования Земли ScanEx Image Processor v.5.0. Руководство

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ScanEx Image Processor v.5.0. Руководство - часть 8

 

 

 

Работа с векторными слоями 

Программа позволяет импортировать и экспортировать векторные карты (слои), в  целом 

ряде  форматов  векторных  данных.  Основные  рабочие  форматы  векторных  данных  - 

MapInfo

 

(

MIF/MID

)  и 

ESRI  shape

-файлы.  Для  загрузки  векторных  слоев  используется  пункт  меню 

Вектор 

 

Управление векторными слоями

 или быстрая кнопка

При этом на экране появляется диалог 

Управление векторными слоями

 (Рис 55)

 

Рис 55.

 

Диалог 

Управление векторными слоями

 

В 

поле

 

Полный  путь  к  файлу  выбранного  слоя

  –  отображается  путь  и  имя  выделенного 

векторного слоя. 

В 

таблице

 – в виде списка отображаются загруженные в программу векторные слои. 

В 

колонке

 

Тип

 – отображается формат векторного слоя. 

В 

колонке

 

Файл

 – имя векторного слоя. 

В 

колонке

 

 – задается признак разрешения редактирования текущего слоя. 

В 

колонке

 

 – задается признак видимости текущего слоя. 

 

В 

колонке

 

 – задается признак «выделяемости» объектов текущего слоя. 

Кнопка

 

Открыть

  – открывает стандартный диалог Windows для загрузки векторных слоев. По 

умолчанию  для  загрузки  указан  векторный  формат  «

Файлы  экспорта  MapInfo 

(*.MIF)

», при загрузке векторных карт в других форматах необходимо выбрать нужный 

с помощью раскрывающегося списка над кнопкой открыть. В случае загрузки 

ESRI SHP

 

слоя  без  сопроводительного  файла  с  определением  системы  координат  (

PRJ

-файла), 

будет  выведен  диалог  определения  проекции 

Параметры  проекции

,  в  котором 

требуется  указать  систему  координат  данного  файла. 

В  случае  если  векторный  слой 

загружается  раньше  растрового  изображения,  система  координат  рабочего  проекта 

будет  установлена  в  соответствии  с  системой  координат  первого  загруженного 

векторного слоя. 

Кнопка 

Сохранить

 – сохраняет изменения в текущем редактируемом слое. При этом исходный 

файл будет перезаписан. 

Кнопка

 

Сохран.как

  –  позволяет  сохранить загруженный файл с другим именем или  в другом 

формате (*.mif, *.dbf), а также изменить его систему координат. 

Кнопка 

Импорт

 – позволяет импортировать данные из наиболее распространенных векторных 

форматов (dxf, shp, gpx, gml, kml, tab, e00, dgn, vrt и другие). 

Кнопка 

Экспорт

 – позволяет экспортировать данные в распространенные векторные форматы 

(dxf, shp, gpx, gml, kml, tab, e00, dgn и другие). 

Кнопка

 

Удалить

 – закрывает (выгружает) текущий векторный слой без сохранения изменений, 

внесенных в процессе работы. 

Кнопка

 

Новый

  –  вызывает  диалог 

Создание  нового  файла  MIF

,  отвечающий  за  создание 

нового векторного слоя в формате 

MapInfo MIF

Кнопка

 

Вверх

 – позволяет переместить текущий векторный слой на одну позицию вверх. 

Кнопка

 

Вниз

 – позволяет переместить текущий векторный слой на одну позицию вниз. 

Кнопка

 

Стили

 – вызывает диалог 

Стиль отображения векторных объектов

, отвечающий за 

параметры отображения векторного слоя. 

Кнопка

 

Очистить

 – очищает векторный слой от всех находящихся в нем объектов. 

Кнопка 

К  слою 

–  задает  масштаб  отображения,  при  котором  изображение  в  рабочем  окне 

приводится к экстенту выделенного вектора.  

Кнопка

 

Закрыть

 – закрывает диалог. 

 

 

 

Определение стиля отображения векторного слоя 

Для  удобства  работы  в  программе  предусмотрена  возможность  определения  стиля 

отображения векторных слоев. Можно использовать одну из четырех схем: 

 

Стиль по умолчанию

 

 

Единый стиль отображения

 

 

По уникальному значению поля атрибутивной таблицы

 

 

Градиентная палитра

 (аналогично отображению растрового слоя) 

Для  определения  стиля  отображения  векторных  объектов  используется  диалог 

Стиль 

отображения  векторных  объектов

,  вызываемый  нажатием  кнопки 

Стили

  в  диалоге 

Управление векторными слоями 

(Рис 56)

Помимо  общей  настройки  стиля  векторного  слоя  в  программе  реализована  возможность 

настраивать  стили  для  любого  выбранного  объекта  или  группы  объектов  с  помощью  меню 

Вектор->Стиль объектов

.  

Использования схемы «стиль по умолчанию» 

При  загрузке  векторных  слоев  используется  схема  «стиль  по  умолчанию».  В  формате 

MapInfo MIF

 хранится информация о стиле отображения объектов, которая и используется в 

схеме «стиль по умолчанию». Для файлов в формате ESRI SHP стилем по умолчанию являются 

следующие параметры: 

 

Полигон – отсутствие заливки и контур темно-синего цвета. 

 

Полилиния – темно-синий цвет, толщина линий составляет 1 пиксель. 

 

Рис 56.

 

Диалог  

Стиль отображения векторных объектов

 

 

Для перехода к этой схеме необходимо нажать кнопку 

По умолчанию

 в диалоге 

Стиль 

отображения векторных объектов 

(Рис 56)

Использование схемы «единый стиль отображения» 

При использовании данной схемы всем объектам векторного слоя присваивается единый 

стиль  отображения.  Для  использования  данной  схемы  необходимо  нажать  кнопку 

Единообразно

  в  диалоге 

Стиль  отображения  векторных  объектов

.  В  результате  будет 

открыт  диалог 

Параметры 

отображения 

вектора

отвечающий  за  определение 
стиля  отображения  объектов 

(Рис 57)

В 

группе

 

Стиль  региона

  – 

определяется 

стиль 

отображения 

полигонов. 

В 

группе

 

Закраска

  – 

определяется  стиль 
заливки полигонов. 

Выпадающий 

список 

Штриховка

  – 

задает 

тип 

штриховки: 

 

Сплошная

 

– 

сплошная 

заливка выбранным из выпадающего окна цветом; 

 

Прозрачная

 – без заливки; 

 

Горизонтальная

 – горизонтальная штриховка; 

 

Вертикальная

 – вертикальная штриховка; 

 

Пр.Диагональная

 – диагональная штриховка; 

 

Об.Диагональная

 – обратная диагональная штриховка; 

 

Перекрестная

 – сетчатая штриховка; 

 

Диаг.Перекрестная

 – наклонная сетчатая штриховка. 

Для изменения цвета заливки или штриховки необходимо кликнуть левой кнопкой мыши 

по  выпадающему  списку,  расположенному  справа  от  выпадающего  списка 

Штриховка

, и в открывшемся списке указать требуемый цвет. 

Флаг

 

Использовать фон

  –  при включении  позволяет  использовать  фон  совместно со 

штриховкой.  При  включении  флага  цветной  прямоугольник  справа  позволяет 

определить  цвет  фона.  Для  изменения  цвета  фона  требуется  кликнуть  левой 

 

Рис 57.

 

 Диалог  

Параметры отображения вектора

 

 

кнопкой  мыши  на  прямоугольнике  справа  от  флага  и  в  появившемся  диалоге 

указать требуемый цвет. 

Группа

 

Граница

 – определяет стиль отображения обводки полигона. 

Выпадающий список

 

Линия

 – задает тип обводки: 

 

Сплошная

 – сплошная обводка; 

 

Тире

 – пунктир; 

 

Точка

 – точечная; 

 

Точка-Тире

 – пунктир-точка; 

 

Тире-Точка-Точка

 – пунктир-точка-точка; 

 

Прозрачная

 – без обводки. 

 

Сплошная-внутренняя  – 

сплошная  обводка  по  внутренней  границе  (в 

соответствии с особенностями формата mif/mid и работы в пакете MapInfo). 

В 

поле

 

Ширина

 – задается толщина обводки. 

Для  изменения  цвета  обводки  необходимо  кликнуть  левой  кнопкой  мыши  по 

выпадающему списку и в появившемся диалоге указать требуемый цвет. 

В 

группе

 

Образец

 показывается, как будут выглядеть полигональные объекты. 

Группа

 

Стиль линии

 – отвечает за стиль отображения линейных и полилинейных объектов. 

Выпадающий список 

Линия

 – задает тип линии: 

 

Сплошная

 – сплошная; 

 

Тире

 – пунктир; 

 

Точка

 – точечная; 

 

Точка-Тире

 – пунктир-точка; 

 

Тире-Точка-Точка

 – пунктир-точка-точка; 

 

Прозрачная

 – не отображается. 

 

Сплошная-внутренняя  – 

сплошная  обводка    по  внутренней  границе  (в 

соответствии с особенностями формата mif/mid и работы в пакете MapInfo). 

В 

поле

 

Ширина

 – задается толщина линии. 

Для  изменения  цвета  линии  необходимо  кликнуть  левой  кнопкой  мыши  по  выпадающему 

списку и в появившемся диалоге указать требуемый цвет. 

Группа

 

Стиль точки

 – отвечает за стиль отображения точечных объектов. 

В 

выпадающем списке

 – задается требуемый символьный шрифт. 

В 

поле

 

Размер

 – задается размер символа. 

Для  выбора  символа  из  набора  шрифта  необходимо  кликнуть  левой  кнопкой  мыши  по 

выпадающему  списку  с  изображением  точки  и  в  появившемся  диалоге 

Символы

 

задать нужный символ в выбранном шрифте и нажать кнопку 

Выбрать

 (Рис 58). 

Для изменения цвета символа необходимо кликнуть левой кнопкой мыши по выпадающему 

списку с цветом и в появившемся диалоге указать требуемый цвет.  

Кнопка

 

Применить

 – закрывает диалог, подтверждая внесенные изменения. 

Кнопка

 

Отмена

 – закрывает диалог без сохранения изменений. 

 

 

Рис 58.

 

Диалог 

Символы 

для отображения точечных объектов 

Стиль по уникальному значению поля атрибутивной таблицы 

Для  использования  данного  стиля  отображения  необходимо  включить  переключатель 

Легенда

 диалога 

Стиль отображения векторных объектов 

(Рис 59)

В 

выпадающем 

списке 

Поле 

со 

значениями 

– 

задается 

требуемое 

поле 

атрибутивной 

таблицы. 

В  расположенной 

ниже 

таблице 

отображаются 

значения  выбранного 

поля 

(колонка 

Значение  поля

)  и 

цветовая 

схема 

(колонка 

Легенда

). 

 

Рис 59.

 

Диалог  

Стиль отображения векторных объектов

 

 

Существует три варианта определения цветовой схемы: 

 

Случайное распределение цветов; 

 

Градиент; 

 

Определение цветов вручную. 

1)

 

Для  использования  схемы  «Случайное  распределение  цветов»  необходимо  нажать 

кнопку 

Случайно цвет

 диалога 

Стиль отображения векторных объектов

2)

 

Для  использования  схемы  «Градиент»  необходимо  задать  начальные  и  конечные 

цвета, кликнув в прямоугольниках, расположенных под переключателем 

Легенда

, и 

нажать кнопку 

Градиент цвет

 диалога 

Стиль отображения векторных объектов

.  

Кнопка 

Стиль

  –  вызывает  диалоговое  окно 

Параметры  отображения  вектора

,  позволяет 

настроить параметры стиля отображения объектов для схем «случайное распределение 
цветов» и «градиент», кроме указания цвета. 

Флаг

 

Только  выбранных

  –  при  включении  позволяет  применить  настройки  отображения 

только для выделенных векторных объектов. 

3)

 

Для определения цветов вручную необходимо дважды кликнуть левой кнопкой мыши 

в требуемой ячейке колонки 

Легенда

 и определить особенности  стиль отображения 

при помощи появившегося диалога 

Параметры отображения вектора

, описанного 

выше. 

Кнопка

 

Применить 

- подтверждает внесенные изменения. 

Кнопка

 

Открыть

  позволяет  загрузить  файл  с  расширением 

*.mifleg

,

 

где  содержится

 

назначенная  пользователем  легенда  цветовой  схемы  конкретного  значения 

атрибутивной таблицы данного векторного слоя.  

Кнопка

 

Сохранить

  позволяет  сохранить назначенную  пользователем легенду  цветовой  схемы 

конкретного  значения  атрибутивной  таблицы  в  формате 

файла  легенды  вектора

  с 

расширением 

*.mifleg

 

Данная схема поддерживает не более 1024 уникальных значения, в случае, если выбранное 

поле  таблицы  атрибутов  содержит  большее  количество  уникальных  значений,  будут 

использованы только первые 1024 значений, при этом будет выведено сообщение (Рис 60)

 

Рис 60.

 

Сообщение об избыточном (более 1024) 

количестве уникальных записей в таблице атрибутов  

 

Использование градиентной палитры 

Для  использования  данного  стиля  отображения  необходимо  нажать  кнопку 

Палитра

 

диалога 

Стиль  отображения  векторных  объектов 

(Рис  59).  В  результате будет  загружено 

диалоговое окно 

Создание градиентной палитры

 (Рис 61)

 

 

Рис 61.

 

Диалог  

Создание градиентной палитры

 

Процедура  создания  цветовой  палитры  соответствует  аналогичной  процедуре 

выполняемой для растровых слоев, которая описана в разделе 

Отображение растров в режиме 

градиентной палитры

, но с рядом особенностей. 

В  данном  режиме  можно  задавать  градиентное  отображение  палитры  только  полям 

векторного слоя с числовыми значениями: как целочисленным, так и вещественным. 

Важно,  чтобы  был  включен  флаг 

Диапазон  данных, 

тогда  гистограмма  значений  при 

выборе нового поля для отображения пересчитывается и вектор раскрашивается в соответствии 

со значениями указанного поля. 

Диалоговое  окно 

Создание  градиентной  палитры

  содержит  несколько  специфичных 

для векторного слоя элементов управления (Рис 61)

Флаг

 

Только выделенные объекты 

– при включении позволяет применить палитру только к 

выделенным векторным объектам.

 

Флаг

 

Изменить стили объектов 

– при включении вызывает окно 

Параметры отображения 

вектора

,  работа  в  котором  описана  в  разделе 

Использование  схемы  «единый 

стиль  отображения»

,  и  позволяет  перезаписать  стили  отображения,  сохраненные  в 

векторном слое формата MapInfo (MIF, TAB). 

 

Флаг

 

Применять  к  границам 

–  при  включении  позволяет  применить  палитру  к  стилю 

отображения контура объекта. 

Флаг

 

Применять  к  закраске 

–  при  включении  позволяет  применить  палитру  к  стилю 

отображения заливки объекта. Предварительно, наличие заливки объектов необходимо 

настроить при включении флага 

Изменить стили объектов

Для  быстрого  доступа  к  настройке  стиля  при  помощи  градиентной  палитры  можно 

использовать команду 

Вектор 

 Стиль объектов 

 Цветовая палитра

Настройка стиля отдельных объектов и групп объектов 

В  программном  пакете  ScanEx  Image  Processor  реализована  возможность  настраивать 

стили  отдельных  выбранных  объектов  или  групп  объектов  с  помощью  инструментов, 

расположенных в меню 

Вектор->Стиль объектов

.  

Для настройки стиля отдельного объекта необходимо: 

1.

 

Активировать  пункт  меню 

Редактировать  стиль  объектов

,  расположенный  в 

главном  меню:

  Вектор->Стиль  объектов->Редактировать  стиль  объектов, 

в 

результате  чего,  возле  курсора  мыши  справа  снизу  добавиться  буква  «i»,  либо 

воспользоваться кнопкой быстрого доступа на панели векторный редактор - 

2.

 

Выбрать векторный объект, стиль которого необходимо отредактировать. 

3.

 

После  клика  на  выбранном  объекте  появится  диалог 

Параметры  отображения 

вектора, 

особенности  работы  с  которым  описаны 

в  подпункте

 

Использование 

схемы «единый стиль отображения»

. 

4.

 

Применить  настроенные  изменения,  нажав  соответствующую  кнопку  диалога 

Параметры отображения вектора.

 

Для настройки стиля группы выбранных объектов: 

1.

 

С  помощью  инструмента  выделить  объекты  - 

  -  необходимо  выделить 

необходимую группу объектов, при этом, добавлять или удалять векторные объекты 

к  уже  выбранным  можно  зажав  кнопку  Shift  и  кликнув  левой  клавишей  мыши  на 

нужном. 

2.

 

Для  настройки  стиля  выбранных  объектов  по  схеме  «единый  стиль  отображения», 

необходимо активировать пункт  меню 

Задать для выбранных

, расположенный в 

главном  меню:

  Вектор->Стиль  объектов->Задать  для  выбранных

,  в 

результате чего появится диалог 

Параметры отображения вектора, 

особенности 

работы  с  которым  описаны 

в  подпункте

 

Использование  схемы  «единый  стиль 

отображения»

. 

3.

 

Для настройки  стиля  выбранных объектов с использованием градиентной  палитры, 

необходимо  активировать  пункт  меню 

Цветовая  палитра

,  расположенный  в 

главном  меню:

  Вектор->Стиль  объектов->Цветовая  палитра

,  в  результате 

 

чего  появится  диалог 

Создание  градиентной  палитры, 

особенности  работы  с 

которым описаны 

в подпункте 

Использование градиентной палитры

.  

ВАЖНО!  Для  применения  настроенных  изменений  только  к  группе  выделенных 

объектов необходимо обязательно установить 

флаг

 

Только выделенные объекты

 

(Рис 61) 

4.

 

Применить  настроенные  изменения,  нажав  соответствующую  кнопку  диалога 

Параметры  отображения  вектора

,  либо  диалога

  Создание  градиентной 

палитры.

 

Создание нового векторного слоя 

В программе существует возможность создания нового (пустого) векторного слоя в формате 

MapInfo  MIF

.  Для  создания  нового  векторного  слоя  необходимо  нажать  кнопку 

Новый

  в 

диалоге 

Управление  векторными  слоями

.  В  результате  будет  загружен  диалог 

Создание 

нового файла

 

MIF

 (Рис 62)

 

Рис 62.

 

Диалог 

Создание нового файла MIF

 

В 

группе

 

Путь к файлу и название файла

 

MIF 

– задается имя создаваемого файла. 

В 

группе

 

Поля

  содержится  таблица  со  списком  полей  атрибутивной  таблицы  создаваемого 

векторного слоя. Таблица состоит из двух столбцов: 

 

Столбец 

Название поля

 – отображает имя поля. 

 

Столбец 

Тип поля

 – отображает тип поля. 

 

Кнопка

 

Вверх

 – позволяет переместить текущую строку таблицы на одну позицию вверх. 

Кнопка

 

Вниз

 – позволяет переместить текущую строку таблицы на одну позицию вниз.

 

Кнопка

 

Добавить 

– добавляет новое поле. 

Кнопка

 

Удалить

 – удаляет выделенное поле. 

В 

группе

 

Свойства поля

 – определяются свойства добавляемого поля атрибутивной таблицы 

(тип сохраняемой информации). 

В 

поле ввода

 

Название

 – задается имя поля. 

В 

выпадающем списке

 

Тип

 – задается тип поля: 

 

Char

 – текстовое; 

 

Integer

 – целочисленное в заданном диапазоне (4 байта); 

 

Short

 – короткое целое (2 байта); 

 

Float

 – вещественное; 

 

Decimal

 – вещественное с заданной точностью; 

 

Date

 – время и дата; 

 

Logical

 – логическое. 

Поле

 

Длина 

– задает максимальное количество символов, которое можно записать в поле. 

Используется для типов 

Char

 и 

Decimal

Поле

 

Десятичные  знаки

  –  задает  число  знаков  после  запятой.  Используется  для  типа 

Decimal

Группа

 

Проекция

  –  задает  систему  координат  создаваемого  слоя.  Для  определения  системы 

координат  необходимо  нажать  кнопку 

  и  определить  систему  координат  в 

появившемся диалоге 

Параметры проекции

. Описание диалога приведено в разделе 

«Установка и изменение проекции и пространственного разрешения рабочего проекта»

. 

Флаг

 Загрузить созданный MIF в проект

 –

 по умолчанию установлен. Указывает, загружать 

ли автоматически в проект MIF файл сразу после его создания.  

Кнопка

 

Создать

 – закрывает диалог и создает новый MIF файл, согласно настройкам. 

Кнопка

 

Отмена

 – закрывает диалог без сохранения изменений. 

Отображение подписей объектов векторных слоев 

В  программе  предусмотрена  возможность  отображения  подписей.  Для  ее  использования 

необходимо включить данный режим, выполнив команду 

Настройки 

 

Показывать подписи 

векторных  слоев

  главного  меню  программы.  По  умолчанию  для  создания  подписей  будет 

использовано  первое  текстовое  поле  атрибутивной  таблицы  векторного  слоя.  В  случае  если 

текстового поля не существует, будет использовано первое поле атрибутивной таблицы. 

Для изменения поля, по которому будут созданы подписи, необходимо выполнить команду 

Вектор 

 

Выбрать поле для отображения

 главного меню программы, в результате будет 

открыт диалог 

Выбор поля для отображения подписи 

(Рис 63).  

 

 

В 

выпадающем 

списке

 

Вектор

  –  задается 

векторный  слой,  для 

которого 

требуется 

изменить поле. 

В 

выпадающем  списке

 

Поле

 

–  задается  поле,  по 

которому 

будут 

созданы подписи. 

В 

зависимости 

от 

масштаба 

отображения 

количество 

отображаемых 

подписей  изменяется.  При  таком  отображении  можно  использовать  сортировку  значений. 

Например,  при  отображении  названий  городов  в  атрибутивной  таблице  «Name»  можно 

провести  сортировку  по  полю  численности  населения  «Population»,  при  этом  с  уменьшением 

масштаба  в  первую  очередь  будут  отображаться  названия  городов  с  высокой  численностью 
населения. 

Группа

 

Сортировать записи

 – отвечает за параметры сортировки подписей. 

Флаг

 

Убывающий порядок

 – включает сортировку в нисходящем порядке. 

Кнопка

 

Сортировать

 – выполняет сортировку. 

При  использовании  данного  алгоритма  сначала  необходимо  выполнить  сортировку,  а 

затем указать поле, по которому будут созданы подписи. 

Группа

 

Цвет

 – позволяет задать цвет подписей объектов. 

Кнопка

 

Применить

 – закрывает диалог, подтверждая внесенные изменения. 

 

Рис 63.

 

 Диалог 

Выбор поля для отображения 

подписи

 

 

Редактирование векторных слоев 

Все  операции  редактирования  векторных  слоев  производятся  в  режиме  «векторный 

редактор».  Для  включения  этого  режима  необходимо  выполнить  команду 

Вектор 

 

Векторный  редактор

  главного  меню  программы  или  нажать  быструю  кнопку 

  панели 

инструментов  (Рис  64).  В  результате  в  активном  рабочем  окне  появится  панель  инструментов 
векторного редактора. 

 

Рис 64.

 

Панель инструментов векторного редактора  

Подробно  панель  инструментов  описана  в  соответствующем  разделе 

«Панели 

инструментов программы»

. 

Большинство  инструментов  данной  панели  продублировано  в  пункте 

Вектор

  главного 

меню, а так же в выпадающем меню, вызываемом нажатием правой кнопки мыши.  

Для выбора редактируемого слоя в диалоге  Управление векторными слоями необходимо 

установить свойство «редактируемость» (Рис 65).

 

 

Рис 65.

 

Включение свойства «редактируемости» векторного слоя 

Для  выхода  из  режима  «векторный  редактор»  необходимо  нажать  кнопку 

Закрыть

 

панели инструментов векторного редактора. 

Создание векторных объектов 

Программа позволяет работать со следующими векторными примитивами: 

 

Точка

 

Линия

 – отрезок; 

 

Полилиния  - 

незамкнутая  последовательность  соединенных  между  собой 

отрезков; 

 

Регион

 – замкнутая область. 

 

Для  создания  объекта 

Точка

  –  необходимо  выбрать  инструмент 

Добавить  точку

 

 

панели инструментов и кликнуть кнопкой мыши в требуемом месте. В результате будет создан 

объект 

Точка

Для создания объекта 

Линия

 – необходимо выбрать инструмент 

Добавить линию

 

 

панели инструментов, кликнуть левой кнопкой мыши в начальной точке и, не отпуская кнопки, 
переместить указатель в конечную точку, после чего отпустить кнопку мыши. 

Для  создания  объекта 

Полилиния

  –  необходимо  выбрать  инструмент 

Добавить 

полилинию

 

  панели  инструментов  и  кликнуть  левой  кнопкой  мыши  в  начальной  точке, 

переместить указатель в требуемую точку поворота и повторно кликнуть левой кнопкой мыши 

для  установки  узла  полилинии,  подобным  образом  устанавливая  и  все  последующие  узловые 
точки.  Для  завершения  полилинии  необходимо  дважды  кликнуть  левой  кнопкой  мыши  в 

конечной  точке,  либо  нажать  правую  кнопку  мыши  и  в  выпадающем  меню  выбрать  команду 

Сохранить  новый  контур/Полигон

.  Для  отмены  создания  объекта  необходимо  нажать 

правую кнопку мыши, в выпадающем меню выбрать команду 

Отмена

Кроме того, существует 

возможность  создания  полилиний  в  режиме  «свободного  рисования»,  об  использовании 

которого будет рассказано ниже.

 

Для создания объекта 

Регион

 – необходимо выбрать инструмент 

Добавить регион

 

 

панели  инструментов  и  кликнуть  левой  кнопкой  мыши  в  начальной  точке,  переместить 

указатель в требуемую точку поворота и повторно кликнуть левой кнопкой мыши для установки 

узла  полигона,  подобным  образом  устанавливая  и  все  последующие  вершины  области.  Для 

замыкания области необходимо дважды кликнуть левой кнопкой мыши в конечной точке, либо 

нажать  правую  кнопку  мыши,  в  выпадающем  меню  выбрать  команду 

Сохранить  новый 

контур/Полигон

.  Для  отмены  создания  объекта  необходимо  нажать  правую  кнопку  мыши,  в 

выпадающем  меню  выбрать  команду 

Отмена

Кроме  того,  существует  возможность  создания 

областей  в  режиме  «свободного  рисования»,  об  использовании  данного  режима  будет 

рассказано ниже.

 

При  создании  объектов 

Полилиния

  и 

Регион

  можно  использовать  несколько 

дополнительных режимов:  

Режим

 примыкания вершин к вершинам другого объекта

 -  включается выбором 

флага у пункта 

Привязывать вершины к существующим

 в выпадающем списке 

Вектор 

главного меню.  

Режим 

Упрощать по малым углам

 - включается также флагом у соответствующего 

пункта в выпадающем списке 

Вектор 

главного меню

.

 При создании векторных объектов в этом 

режиме, если соседние 3 узла объекта оказываются лежащими практически на прямой линии, 

то средний узел удаляется, и два сегмента объекта становятся одним. Таким образом, 

автоматически удаляя подобные избыточные узлы из объектов, можно ускорить создание 

 

векторных объектов (т.к. меньше времени тратится на их отрисовку), но при этом форма 

объектов остается практически неизменной.  

В процессе создания объектов типов 

Полилиния

 или 

Регион

 можно удалять последние 

поставленные точки с помощью клавиши 

Backspace

.   

При создании объектов можно задавать стиль – тип заливки и границы, цвет и толщину в 

группе 

Стиль новых объектов 

панели инструментов векторного редактора (Рис 64)

Для изменения стиля уже созданного объекта необходимо выбрать инструмент 

Редактировать стиль объектов

 

 и кликнуть левой кнопкой мыши на выделенном 

объекте. В результате будет открыт диалог 

Параметры отображения вектора

, подробное 

описание которого приводится в разделе 

«Использование схемы «единый стиль отображения»

. 

При этом, в зависимости от типа объекта, будут доступны для редактирования только 

соответствующие данному типу настройки редактирования стиля. 

Создание объекта в режиме свободного рисования 

Для  создания  объектов  в  режиме  «свободного  рисования»  необходимо  удерживать  в 

нажатом  состоянии  клавишу 

Shift

  на  клавиатуре  и  левую  клавишу  мыши.  Данный  режим 

поддерживается при создании объектов типа 

Полилиния

 и 

Регион

. При свободном рисовании 

узлы  и  вершины  объектов  создаются  автоматически  при  перемещении  курсора  мыши.  В 

зависимости от масштаба отображения производится автоматическая генерализация. 

Создание группы полилиний и группы областей 

Группой  областей  или  группой  полилиний  являются  два  или  более  векторных  примитива, 

объеденные  в  один  объект.  Для  создания  группы  необходимо  выделить  векторный  объект, 

кликнув  на  нем  инструментом 

Выделить  объекты

 

  панели  инструментов,  и  создать 

стандартным образом еще один векторный объект. При этом будет выведено подтверждающее 

сообщение «Добавить созданный объект к выделенному?» (Рис 66)

 

Рис 66.

 

Сообщение о подтверждении операции 

При выборе 

Да

 – будет создана группа объектов. 

При выборе 

Нет

 – будут созданы отдельные векторные объекты. 

 

Создание объектов с прямыми углами 

Программа  позволяет  создавать  полигональные  и  линейные  векторные  объекты  с 

прямыми  углами  между  гранями.  Данная  возможность  может  быть  использована  как  в 

интерактивном, так и в глобальном режиме. 

Для  активации  интерактивного  режима  необходимо  в  режиме  создания  полигональных 

или линейных векторных объектов удерживать в нажатом состоянии клавишу «

Z

» клавиатуры. 

Для  глобального  переключения  режима  создания  объектов  необходимо  воспользоваться 

комбинацией клавиш «

Ctrl+R

» клавиатуры. 

Создание буферных зон 

Программа позволяет создавать буферные зоны вокруг имеющихся векторных объектов – 

точек, линий, полигонов. Для создания буферных зон необходимо выделить объекты 

(векторный слой должен быть редактируемым, т.к. буферные зоны создаются в этом же слое), 

затем выполнить команду главного меню программы 

Вектор 

 

Создать буфер

, в результате 

чего появится диалог 

Создать буфер для выделенных объектов

 (Рис 67). 

Строка

 

Количество выделенных объектов

 – показывает количество выделенных объектов, 

вокруг которых будут создаваться буферные зоны. 

Группа

 

Параметры

  –  отвечает  за 

установку 

параметров 

создания буферных зон: 

Поле  ввода

 

Дистанция  для 

создания 

буфера

 

– 

задается 

расстояние 

в 

единицах 

проекции 

от 

векторного 

объекта 

(сегментов 

векторного 

объекта) 

до 

сегментов 

создаваемой 

буферной 

зоны. 

Поле  ввода 

Сегментов  для 

аппроксимации  90  град. 

– 

задается  степень  сглаженности  кривой  буферного  полигона.  Чем  больше  сегментов 

используется  для  прорисовки  буферной  кривой,  тем  более  гладкая  будет  эта  кривая. 

Чем меньше сегментов, тем линия будет более зазубренной.  

Флаг 

Копировать  атрибуты  исходных  объектов 

–  при  включении  создаваемые 

буферные зоны будут иметь те же атрибутивные значения, что и исходные объекты. 

Флаг 

Создать  один  буфер  для  всех  выделенных  объектов 

–  при  включении  будет 

создана единая буферная зона для всех выбранных объектов. 

Кнопка

 

Создать

 – закрывает диалог и создает буферные зоны согласно настройкам в диалоге. 

 

Рис 67.

 

Диалог 

Создать буфер для 

выделенных объектов

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..