Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 27

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 27

 

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ



Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 при точном выполнении всех требований завода-изготовителя безотказно работают длительный срок без ремонта с высокой экономичностью. В эксплуатации большинство неисправностей двигателей появляется оттого, что при работе на автомобилях и других машинах не соблюдаются элементарные правила эксплуатации и технического обслуживания.

 

Для обеспечения бесперебойной работы двигателя водитель, моторист, механик и все лица, связанные с его обслуживанием, должны внимательно изучать и точно выполнять правила и требования, изложенные в инструкции по уходу за двигателем, знать устройство двигателя, назначение его деталей, узлов и агрегатов и происходящие в нем процессы, содержать двигатель в чистоте, не производить без надобности разборку узлов и агрегатов.

Техническое обслуживание двигателя заключается в ежедневной и периодической проверке его состояния, очистке, смазке, подтяжке соединений и регулировке его узлов и агрегатов.

Техническое обслуживание двигателя производится по планово-предупредительной системе после того, как двигатель проработает установленное количество моточасов. Для двигателя, установленного на автомобиле, периодичность технического обслуживания зависит от пробега автомобиля в соответствии с действующим «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», исходя из характеристики условий эксплуатации и средних скоростей движения автомобиля.

Техническое обслуживание двигателя в зависимости от периодичности и объема выполняемых работ подразделяется на следующие виды:

ежедневное техническое обслуживание (ЕО);

первое техническое обслуживание (ТО-1);

второе техническое обслуживание (ТО-2).

Ежедневное обслуживание двигателя проводится один раз в сутки по окончании суточной работы.

Первое техническое обслуживание проводится через каждые 50 ч работы двигателя или через 1000—1800 км пробега автомобиля.

Второе техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 250 ч работы двигателя или через 5000—9000 км пробега автомобиля.

При работе автомобиля в особо тяжелых условиях эксплуатации (например, по горным или неисправным грунтовым дорогам, в карьерах, котлованах, лесоразработках и других условиях с повышенным маневрированием) периодичность обслуживания ТО-1 и ТО-2 по пробегу автомобиля следует уменьшать, исходя их фактического числа моточасов работы двигателя.

Ни в коем случае не допускается отменять очередное ТО, изменять его сроки, экономить на обслуживании или подменять техническое обслуживание ремонтами.

 

 

 

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При ежедневном техническом обслуживании необходимо провести следующие работы:

1) проверить работу двигателя;

2) заполнить топливный бак топливом, не ожидая охлаждения стенок топливного бака, чтобы исключить возможность конденсации паров воды, находящихся в свободном пространстве бака;

3) осмотреть двигатель и, если необходимо, очистить его от пыли и грязи;

4) слить из топливных фильтров грубой и тонкой очистки по 0,1 л топлива (это особенно важно в зимнее время года, так как будет обеспечено удаление конденсирующей воды); после слива топлива двигатель должен проработать 3—4 мин для удаления воздушных пробок;

5) через 4—5 мин после остановки двигателя проверить уровень масла в поддоне, топливном насосе и регуляторе и, если необходимо, долить масло до верхних меток указателей уровня масла;

6) в зимнее время года при безгаражном хранении и отсутствии постоянного подогрева слить воду из системы охлаждения (низко-замерзающие смеси из системы охлаждения сливать не следует);

7) при ежедневном обслуживании устранить все неисправности, отмеченные за время суточной работы.

 

 

ПЕРВОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При первом техническом обслуживании необходимо провести следующие работы:

1) выполнить все операции, предусмотренные ежедневными техническими обслуживаниями;

2) осмотреть состояние и проверить наружным осмотром герметичность трубопроводов, агрегатов и приборов систем смазки, питания и охлаждения; при необходимости устранить неисправности;

3) проверить работу приводов управления подачей топлива и механизма остановки двигателя; все шарнирные соединения приводов смазать дизельным маслом;

4) промыть фильтр центробежной очистки масла;

5) наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников водяного насоса до появления смазки из верхнего контрольного отверстия;

6) проверить надежность затяжки всех наружных резьбовых соединений, обратив особое внимаиие на крепление стартера, генератора, впускного и выпускного трубопроводов, подвески двигателя и агрегатов системы питания;

 

7) проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода водяного насоса генератора и компрессора;

8) проверить свободный ход муфты выключения сцепления; если он окажется меньше 1,2 мм, то сцепление следует отрегулировать;

9) смазать через пресс-масленку муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3—4 хода;

10) смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем два хода;

11) проверить уровень масла в картере коробки передач, отвернув контрольную пробку (см. рис. 109); уровень масла должен быть несколько выше нижней кромки отверстия под пробку.

Дополнительно через одно-два первых технических обслужива-ниях (каждые 100—150 ч работы двигателя) выполнить следующие работы:

12) заменить масло в системе смазки;

13) промыть фильтр грубой очистки масла;

' 14) промыть фильтрующий элемент и масляную ванну воздушного фильтра. В условиях повышенной запыленности воздуха промывку воздушного фильтра производить чаще, исходя из опыта эксплуатации в данных условиях.

 

 

 

ВТОРОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

При проведении второго технического обслуживания необходимо выполнить следующие работы:

1) выполнить все операции первого технического обслуживания;

2) снять и промыть корпусы фильтров грубой и тонкой очистки топлива и заменить их фильтрующие элементы;

3) наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников натяжного устройства привода компрессора;

4) проверить работу щеточного узла генератора и состояние рабочей поверхности коллектора;

5) слить масло из коробки передач, промыть ее картер, сетку и магнит заборника масляного насоса и залить масло в соответствии с картой смазки. При использовании масла ТС-14,5 с 5% присадки ЭФО смену масла производить через одно ТО-2 или 500 ч работы двигателя.

Дополнительно через одно ТО-2 (каждые 500 ч работы двигателя) необходимо выполнить следующие работы:

6) снять форсунки с двигателя и проверить их работу в специальной мастерской;

7) подтянуть гайки крепления головок цилиндров;

8) отрегулировать зазоры клапанного механизма;

9) проверить и отрегулировать угол опережения впрыска топлива;
10) проверить давление щеточных пружин генератора;

11) сменить масло в полости промежуточного рычага механизма дистанционного переключения коробки передач ЯМЗ-236. 

 

 

ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, НЕ ВКЛЮЧЕННЫЕ В ТО-1 И ТО-2

Выполнение перечисленных ниже операций рекомендуется проводить при очередном втором техническом обслуживании.

1. После каждых 2000 ч работы двигателя снимать для проверку топливный насос высокого давления и в случае необходимости подрегулировать. На новом двигателе, на который распространяется гарантия завода-изготовителя, первую проверку и подрегулировку насоса производить не ранее, чем по истечении гарантийного срока.

2. Через каждые 1000 ч работы двигателя снять стартер с двигателя и провести его техническое обслуживание со смазкой подшипников стартера.

3. Через каждые 1500 ч работы двигателя провести техническое обслуживание генератора с заменой смазки в его подшипниках.

4. Осенью и весной заливать масло и топливо, соответствующие сезону, снимать для промывки поддон блока цилиндров и сетку заборника масляного насоса и промывать топливный бак.

5. При переходе на зимнюю эксплуатацию промыть систему охлаждения, удалить накипь из водяной рубашки двигателя и проверить исправность термостатов.

 

НЕИСПРАВНОСТИ ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

В результате неправильной работы отдельных агрегатов и систем в процессе эксплуатации нормальная работа двигателя может быть нарушена. Ниже приведены основные неисправности, которые могут возникать в двигателе, и способы их устранения.

Двигатель не пускается. Прежде чем искать причины затрудненного пуска двигателя проверить, есть ли топливо в баке и открыт ли кран всасывающего топливопровода.

Возможны следующие причины затрудненного пуска двигателя:

1. Стартер не проворачивает коленчатый вал или вращает его очень медленно. Для устранения этой неисправности нужно:

1) проверить степень зарядки и исправность аккумуляторных батарей и, если необходимо, зарядить или заменить их;

2) проверить контакты в цепи питания стартера; при необходимости очистить и затянуть зажимы проводов;

3) проверить состояние контактов реле стартера; при подгорании зачистить контакты;

4) проверить контактные соединения па аккумуляторной батарее, если необходимо — зачистить;

- 5) проверить контакт щеток стартера с коллектором и отсутствие заедания щеток в щеткодержателях и, если необходимо, протереть 

 

и зачистить боковые грани щеток, заменить изношенные щетки новыми или заменить неисправные щеточные пружины;

6) при невозможности устранения дефектов заменить стартер новым.

2. Недостаточная подача топлива в цилиндры двигателя, которая может произойти по одной из следующих причин:

1) в систему питания попал воздух; неисправное место можно обнаружить по выделению пены или подтеканию топлива; для устранения подтекания подтянуть резьбовые соединения или заменить неисправные детали (трубки, прокладки и др.);

2) засорились фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки — их надо заменить новыми ; с фильтрующего элемента грубой очистки топлива при его засорении допускается снять наружный слой хлопчатобумажного шнура;

3) засорились топливопроводы или заборник в топливном баке; их следует промыть и продуть;

4) иеисправен топливоподкачивающий насос; для проверки работы насоса нужно отсоединить топливопровод, подводящий топливо к фильтру тонкой очистки топлива, и провернуть коленчатый вал двигателя стартером; при исправном насосе топливо будет струей вытекать из топливопровода. Наиболее возможные неисправности топливоподкачивающего насоса — поломка пружины или зависание поршня. Неисправный насос нужно снять с двигателя, разобрать и отремонтировать в мастерской, после чего проверить его работу на специальном стенде;

5) загустело топливо в трубопроводах при низкой температуре воздуха; топливо нужно заменить другим, соответствующим сезону, и прокачать систему с помощью топливоподкачивающего насоса;

6) замерзает вода в топливопроводах, фильтрах или на сетке заборника топливного бака; нужно осторожно прогреть топливопроводы, фильтры и топливный бак;

7) износились плунжерные пары или зависают нагнетательные клапаны топливного насоса высокого давления; нужно заменить неисправную плунжерную пару или нагревательный клапан.

3. Неправильная установка угла опережения впрыска топлива — отрегулировать угол опережения впрыска топлива по моментоскопу.

4. Затрудненное перемещение рейки топливного насоса высокого давления из-за загустевания смазки — осторожно прогреть топливный насос высокого давления с помощью ветоши, смоченной в горячей воде; пользоваться открытым пламенем для прогрева воспрещается.

5. Заедание рейки топливного насоса высокого давления; для устранения неисправности топливный насос нужно снять и отправить в мастерскую для ремонта.

Двигатель не развивает мощности. Причины этого следующие:

1. Загрязнение воздушного фильтра — промыть фильтрующие элементы воздушного фильтра в дизельном топливе, сняв предварительно фильтр двигателя, очистить корпус от пыли и грязи и залить свежее масло (можно использовать отработанное масло).

2. Наличие воздуха в топливной системе — прокачать систему питания топливом с помощью ручного топливоподкачивающего насоса; при необходимости устранить негерметичность топливопроводов и их соединений.

3. Засорение выпускного тракта — прочистить выпускной тракт.

4. Недостаточная подача топлива в цилиндры двигателя, которая может произойти по следующим причинам:

1) рычаг управления регулятором не доходит до болта максимальных оборотов — проверить и отрегулировать систему привода управления подачей топлива;

2) засорение форсунки — прочистить и промыть форсунки;

3) нарушение регулировки форсунки — снять форсунки с двигателя и на специальном стенде проверить и отрегулировать давление подъема иглы;

4) неисправность клапанов топливоподкачивающего насоса — промыть клапаны насоса и их гнезда на снятом с двигателя топливоподкачивающем насосе;

5) поломка пружины толкателя топливного насоса высокого давления — снять с двигателя топливный насос высокого давления, заменить неисправные пружины и отрегулировать насос на стенде;

6) поломка пружины нагнетательного клапана топливного насоса высокого давления — заменить новыми;

7) негерметичность нагнетательных клапанов топливного насоса высокого давления — заменить или притереть неисправные клапаны;

8) ослабление крепления зубчатого венца втулки плунжера топливного насоса высокого давления — затянуть винт зубчатого венца и отрегулировать насос на специальном стенде;

9) зависание плунжера топливного насоса высокого давления — заменить плунжерную пару и отрегулировать насос на стенде.

5. Неправильный угол опережения впрыска топлива — проверить с помощью моментоскопа правильность установки угла опережения впрыска топлива; при необходимости отрегулировать.

6. Неплотность клапанов газораспределения — отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме, как указано в разделе «Регулировка клапанного механизма».

Стуки при работе двигателя. Стуки обычно сопровождаются повышенным дымлением и могут происходить по следующим причинам:

1. Ранний впрыск топлива в цилиндры двигателя—отрегулировать угол опережения впрыска по моментоскопу.

2. Нарушена регулировка клапанного механизма — отрегулировать тепловые зазоры в клапанном механизме.

 

3. Перегрев двигателя, который может произойти по следующим причинам:

1) недостаточное количество жидкости в системе охлаждения — долить жидкость; проверить герметичность системы охлаждения, при необходимости устранить негерметичность;

2) при теплой погоде закрыты жалюзи радиатора — открыть жалюзи;

3) слабое натяжение ремня привода водяного насоса — отрегулировать натяжение ремня;

4) неисправность термостатов — заменить неисправный термостат;

5) неисправность водяного насоса — снять водяной насос с двигателя и направить в мастерскую для ремонта;

6) большое количество накипи в системе охлаждения — промыть систему охлаждения специальным раствором, способствующим удалению накипи.

4. Разжижение масла топливом — проверить герметичность топливопроводов и форсунок; при необходимости подтянуть соединения или заменить неисправные детали.

Двигатель работает неравномерно. Причины этого следующие:

1. Подсос воздуха .в систему питания — подтянуть соединения или заменить неисправные детали.

2. Нарушение равномерности подачи топлива секциями насоса высокого давления — снять насос с двигателя и отрегулировать в мастерской на специальном стенде.

3. Ослабление крепления или обрыв топливопровода высокого давления — подтянуть крепление топливопроводов к форсункам и секциям топливного насоса высокого давления; при необходимости заменить неисправный топливопровод.

4. Неисправность форсунок; неисправную форсунку отремонтировать и отрегулировать в мастерской.

5. Зависание нагнетательного клапана топливного насоса высокого давления — заменить неисправный нагнетательный клапан; для проверки работы нагнетательных клапанов нужно отсоединить трубопроводы высокого давления от насоса, включить подачу топлива скобой регулятора и прокачать топливо с помощью ручного топливоподкачивающего насоса; появление топлива в каком-либо штуцере топливного насоса высокого давления указывает на неисправность соответствующего нагнетательного клапана.

Двигатель идет «вразнос». Число оборотов коленчатого вала продолжает увеличиваться после прекращения подачи топлива; следует немедленно остановить двигатель, прекратив подачу воздуха в цилиндры двигателя; для этого надо быстро снять воздушный фильтр и плотно закрыть впускной трубопровод. Причинами неисправности могут быть:.

1. Заедание рейки топливного насоса высокого давления; рейка должна плавно, без заеданий, перемещаться во втулках корпуса;

 

 

если рейка перемещается рывками или с большим усилием, нужно снять с двигателя топливный насос высокого давления, отремонтировать в мастерской и отрегулировать насос на стенде. Возможными причинами неисправности могут быть погнутость рейки, а также наличие грязи и заусенцев на ее зубьях.

2. Неисправность регулятора числа оборотов — снять с двигателя топливный насос высокого давления в сборе с регулятором и отправить в мастерскую для ремонта; для устранения неисправности нужно проверить на специальном стенде и отрегулировать числа оборотов, при которых происходит начало и конец выбрасывания рейки.

3. Заедание плунжеря со втулке — заменить неисправную плунжерную пару.

Чрезмерная дымность выпуска отработавших газов. Причины этого следующие:

 

 

е) ослабление затяжки гаек крепления головок цилиндров — подтянуть гайки с помощью динамометрического ключа.

5. Загрязнение воздушного фильтра (черный цвет дыма) — промыть воздушный фильтр.

6. Перегрузка двигателя (черный дым) — разгрузить двигатель, перейти на низшую передачу.

7. Применение топлива с низким цетановым числом (черный цвет дыма) — заменить в баках топливо в соответствии с рекомендациями заводской инструкции и требованиями ГОСТа.

8. Сгорание масла в цилиндрах из-за износа цилиндро-поршне-вой группы (синий цвет дыма) — заменить изношенные кольца и гильзы.

9. Плохое качество распыливания топлива форсунками (синий цвет дыма) — снять форсунки с двигателя и проверить их работу в специальной мастерской; неисправные форсунки отремонтировать или заменить.

10. Низкая температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения (белый цвет дыма) — закрыть жалюзи радиатора.

11. Попадание воды в топливо (белый цвет дыма) — слить отстой из топливных баков и фильтров; при необходимости заменить топливо.

Двигатель внезапно останавливается. Причины неисправности:

1. Кончилось топливо в баке — заправить бак чистым топливом рекомендованной марки.

2. В топливную систему попал воздух — прокачать топливом систему питания и проверить ее на герметичность; при необходимости устранить негерметичность подтягиванием болтов или заменой неисправных деталей (трубопроводов, прокладок).

3. Засорились топливные фильтры — заменить фильтрующие элементы топливных фильтров.

4. Наличие воды в топливе — слить все топливо из баков, топливных фильтров и удалить топливо из системы питания прокачкой с помощью ручного насоса, после чего заправить баки чистым топливом рекомендуемой марки.

5. Засорился топливопровод — проверить топливопроводы и в случае необходимости прочистить.

6. Поломка топливопровода — отремонтировать или заменить топливопровод исправным.

7. Не работает топливоподкачивающий насос — проверить работу подкачивающего насоса; при неисправности снять насос с двигателя и отремонтировать в мастерской.

Пониженное давление масла в системе смазки. Понижение давления масла в системе смазки может произойти по одной из следующих причин (при наличии достаточного количества масла в системе смазки):

1. Неисправность манометра в системе смазки—для устранения заменить "манометр на исправный. 

 

2. Повышенная температура масла вследствие загрязнения масляного радиатора — очистить от пыли и грязи масляный радиатор.

3. Разжижение масла топливом из-за негерметичности трубопровода слива топлива из форсунок — подтянуть соединения или заменить неисправные детали.

4. Загрязнение фильтрующего элемента фильтра грубой очистки масла — промыть фильтрующий элемент масляного фильтра.

5. Засорение заборника масляного насоса — снять поддон двигателя и промыть заборник.

6. Заедание плунжеров редукционного или сливного клапанов масляного насоса — вывернуть и промыть клапаны, не разбирая; при неисправности заменить клапан в сборе.

7. Неправильная установка прокладки фланца фильтра центробежной очистки масла — снять фильтр центробежной очистки масла и перевернуть прокладку другой стороной.

8. Негерметичность соединений маслопроводов — проверить соединения в системе смазки, особенно состояние прокладок масляных фильтров, прокладок и прочность крепления отводящей и всасывающей трубок масляного насоса; при необходимости подтянуть соединения или заменить неисправные детали.

Попадание воды в систему смазки. Причина попадания воды:

1. Просачивание воды между привалочными плоскостями блока цилиндров и головок цилиндров из-за следующих неисправностей:

1) недостаточная затяжка гаек крепления головок цилиндров — подтянуть гайки крепления головок цилиндров с помощью динамометрического ключа, соблюдая установленную последовательность;

2) разрушение прокладок головок цилиндров — заменить неисправную прокладку.

2. Просачивание воды по посадочным поверхностям стакана форсунки — подтянуть гайку крепления стакана форсунки.

3. Подтекание воды через резиновые уплотнительные кольца гильз цилиндров — заменить поврежденные резиновые кольца.

4. Трещины в головке и блоке цилиндров — направить двигатель в ремонт.

Повышенная температура жидкости в системе охлаждения.Прежде чем искать причину неисправности, необходимо убедиться в наличии достаточного количества охлаждающей жидкости в системе охлаждения. Причины Повышения температуры (по показаниям дистанционного термометра) охлаждающей жидкости:

1. Неисправность термометра — проверить показания термометра по эталонному, при необходимости заменить.

2. Отсутствие циркуляции охлаждающей жидкости через систему охлаждения по следующим причинам:

1) недостаточное натяжение ремня привода водяного насоса — отрегулировать натяжение ремня;

2) обрыв ремня привода водяного насоса — заменить ремень; 

 

3) неисправность водяного насоса — снять насос с двигателя и отремонтировать или заменить исправным.

3. Загрязнение внешней поверхности сердцевины радиатора — очистить поверхность радиатора.

4. Утечка охлаждающей жидкости из системы охлаждения вследствие негерметичности соединений — устранить негерметичность и заполнить систему охлаждающей жидкостью. Негерметичность системы охлаждения может быть из-за:

1) повреждения радиатора — неисправный радиатор отремонтировать;

2) течи в соединениях резино-тканевых шлангов — подтянуть хомутики или сменить поврежденные шланги.

5. Большое количество накипи на стенках водяной рубашки и в радиаторе — удалить накипь, промыв систему охлаждения специальным раствором в соответствии с разделом «Обслуживание системы охлаждения».

Пониженная температура жидкости в системе охлаждения (которую показывает термометр системы охлаждения). Причины:

1. Неисправность термометра в системе охлаждения — проверить термометр по контрольному, при необходимости-заменить.

2. Переохлаждение радиатора из-за неисправности жалюзи или отсутствия теплого чехла — исправить и закрыть жалюзи, радиатор утеплить чехлом.

3. Заедание термостата в открытом положении; для устранения заменить неисправный термостат.

Стук автоматической муфты опережения впрыска топлива. Причины:

1. Отсутствие смазки в корпусе муфты — заполнить смазкой корпус муфты.

2. Выбрасывание смазки из муфты через сальники; устранение неисправности можно произвести только в мастерской; если неисправность произошла в пути, следует при движении на базу периодически добавлять смазку через отверстие на переднем торце корпуса муфты с помощью шприца.

3. Большой зазор между выступами автоматической муфты опережения впрыска топлива и муфты привода топливного насоса высокого давления и пазами текстолитовой шайбы; для устранения неисправности заменить текстолитовую шайбу.

Стартер вращается с большой скоростью, но не проворачивает коленчатый вал. Причины:

1. Поломка зубьев венца маховика — заменить венец маховика.

2. Разогнут рычаг включения стартера —снять рычаг со стартера и исправить рихтовкой.

3. Поломан палец рычага включения стартера — для устранения неисправности рычаг в сборе с пальцем заменить новым.

Реле стартера работает с перебоями (включает стартер и сейчас же выключает). Причина — обрыв удерживающей обмотки реле; 

для устранения неисправности нужно заменить реле стартера новым.

Шестерня стартера систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле.

Причины:

1. Сильно забиты торцы зубьев венца маховика — заменить венец маховика.

2. Нарушена регулировка реле стартера — отрегулировать в соответствии с разделом «Обслуживание электрооборудования».

3. Заедание шестерни стартера на валу; возможные причины — загрязнение шлицев или отсутствие смазки; для устранения заедания очистить от грязи шлицы вала якоря стартера и шестерни и смазать консистентной смазкой.

При работе двигателя амперметр не показывает зарядного тока. Причины:

1. Неисправность привода генератора:

1) пробуксовка ремня привода генератора из-за недостаточного его натяжения — отрегулировать натяжение ремня;

2) обрыв ремня привода генератора — заменить ремень и отрегулировать его натяжение.

2. Разрушение шарикоподшипников генератора—снять генератор с двигателя и направить в мастерскую для замены шарикоподшипников.

3. Неисправен амперметр — проверить показания амперметра по контрольному, обратив внимание на надежность присоединения проводов; при необходимости заменить амперметр.

4. Неисправность электропроводки в цепи генератор — реле-регулятор — батарея или в цепи массы — найти с помощью контрольной лампочки повреждение и устранить неисправность.

5. Замыкание выводов шунтовой или якорной обмотки генератора на массу клеммовой коробки или корпуса; наличие замыкания проверяется с помощью контрольной лампочки при отсоединенных концах выводов от щеток; устранение неисправности производится в специальной мастерской
6. Нет контакта между коллектором и щетками генератора, что может произойти по следующим причинам:

1) загрязнение или замасливание рабочей поверхности коллектора — протереть коллектор чистой тряпочкой, смоченной в бензине, или зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой;

2) наличие подгорания или износа рабочей поверхности коллектора — зачистить мелкой стеклянной шкуркой; в случае сильного подгорания коллектора следует снять генератор с двигателя, разобрать его и проточить коллектор на станке, как указано в разделе «Обслуживание электрооборудования»;

3) выступание изоляции между пластинами коллектора — проточить коллектор и подрезать изоляцию;

 

4) заедание щеток в своих направляющих — устранить заедание, очистив щеткодержатели; при необходимости заменить щетки и притереть их к коллектору;

5) износ щеток превышает допустимый предел — заменить щетки; новые щетки притереть к коллектору;

6) неисправность пружины щеткодержателя; пружина ослабла или деформировалась и не прижимает щетку к коллектору; неисправную пружину следует заменить.

7. Обрыв и короткое замыкание в обмотке якоря генератора; короткое замыкание между пластинами якоря—снять генератор с двигателя, разобрать в мастерской и проверить на специальном приборе. При наличии короткого замыкания прочистить изоляцию между ламелями; если и после этого замыкание не будет устранено — заменить якорь. При обрыве обмотки надо заменить якорь.

8. Обрыв или короткое замыкание катушек возбуждения; устранение неисправности производится в мастерской. Наличие обрыва или короткого замыкания можно установить проверкой сопротивления между клеммами Ш и массой с помощью омметра. При наличии обрыва или короткого замыкания катушки заменить.

9. Неисправность реле-регулятора; проверить реле-регулятор в мастерской на специальном приборе и отрегулировать; при необходимости — отдать в ремонт.

Изменение величины зарядного тока (сильные колебания стрелки щиткового амперметра при исправной аккумуляторной батарее). Причины:

1. Плохой контакт между щетками генератора и коллектором:

1) грязный или замасленный коллектор — протереть коллектор чистой тряпочкой, смоченной бензином, или зачистить стеклянной шкуркой;

2) подгорание или износ рабочей поверхности коллектора; выступание изоляции между пластинами — проточить коллектор на станке;

3) заедание щеток в своих направляющих — очистить щеткодержатели и устранить заедание;

4) износ щеток превышает допустимый предел — заменить щетки новыми и притереть к коллектору;

5) неисправность пружины щеткодержателя — заменить пружину.

2) Неисправность реле-регулятора — отрегулировать, а при необходимости заменить реле-регулятор.

Шум и стук подшипников генератора. Причины:

1. Чрезмерное натяжение ремня привода генератора — отрегулировать натяжение ремня.

2. Перекос ремня привода генератора — ослабив болты крепления кронштейна генератора и перемещая кронштейн вместе с генератором, установить совпадение плоскостей ручьев ведущего

и ведомого шкивов привода генератора с точностью ± 0,5мм

закрепить кронштейн генератора и отрегулировать натяжение приводного ремня.

3. Отсутствие смазки в шарикоподшипниках генератора — снять генератор с двигателя, разобрать, промыть шарикоподшипники в бензине и заложить свежую смазку в соответствии с «Картой смазки».

4. Разрушение шарикоподшипников генератора — снять генератор с двигателя и отправить в мастерскую для замены шарикоподшипников.

Стук щеток генератора. Причины:

1. Сильный износ щеток — заменить щетки новыми и притереть их к коллектору.

2. Биение коллектора — снять генератор с двигателя, разобрать и проточить, как указано в разделе «Обслуживание электрооборудования».

Повышенный осевой зазор вала якоря генератора. Причина неисправности —деформация фасонных шайб сальников шарикоподшипников; для устранения неисправности нужно заменить фасонные шайбы на разобранном генераторе.

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..