Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 26

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 26

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ПОДГОТОВКА К ПУСКУ НОВОГО ИЛИ КАПИТАЛЬНО ОТРЕМОНТИРОВАННОГО ДВИГАТЕЛЯ, А ТАКЖЕ ДВИГАТЕЛЯ, НЕ РАБОТАВШЕГО ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ.


Первичный пуск нового или отремонтированного двигателя следует производить по возможности в теплом помещении. Подготовку двигателя к пуску следует проводить в указанной ниже последовательности.

1. Удалить с двигателя консервирующую смазку и очистить его от пыли и грязи.

2. Произвести тщательный наружный осмотр двигателя и установленных на нем агрегатов; убедиться в отсутствии на двигателе посторонних предметов.

3. Если длительной стоянке двигателя предшествовал ремонт или осмотр, связанный с разборкой отдельных узлов и агрегатов,

необходимо дополнительно тщательно осмотреть и проверить ремонтировавшиеся или разбиравшиеся агрегаты и узлы. 

 

 4. Проверить состояние подвески двигателя, а также соединения в системах смазки, охлаждения и питания.

5. Проверить соединения и надежность крепления топливопроводов.

6. Проверить надежность соединения и легкость хода деталей механизма управления подачей топлива; под действием пружин рычаг управления подачей топлива должен возвращаться до упора в болт ограничения минимальных оборотов, а скоба регулятора — вверх, в положение включенной подачи после того, когда снято усилие с деталей привода.

7. Очистить от пыли и грязи заливную горловину топливного бака, открыть крышку заливной горловины, убедиться в чистоте топливного бака, залить в бак чистое топливо рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха и затем плотно закрыть заливную горловину крышкой.

8. Механическим или ручным солидолонагнетателем заполнить через пресс-масленки в соответствии с картой смазки (рис. 109) полости подшипников водяного насоса, шкива натяжного устройства привода компрессора, вала вилки и муфты выключения сцепления.

9. Очистить от пыли и грязи маслозаливную горловину, открыть крышку и залить в поддон двигателя до метки В указателя уровня масла чистое масло рекомендуемой марки в зависимости от температуры окружающего воздуха и сорта применяемого топлива; после заливки масла горловину плотно закрыть крышкой.

10. Проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регуляторе и, если необходимо, залить чистое масло, применяемое для смазки двигателя, до верхних меток масломерных щупов.

11. Проверить уровень масла в воздушном фильтре и, если необходимо, залить масло, применяемое для смазки двигателя, до метки на корпусе фильтра. В воздушный фильтр допускается заливать отработанное масло.

12. В соответствии с картой смазки (рис. 109) залить масло в картер коробки передач через отверстие в верхней крышке, предварительно очистив от пыли и грязи, затем отвернуть пробку; после заливки пробку туго завернуть. Уровень масла в картере коробки передач должен быть на 1,0—1,5 л выше уровня, соответствующего нижней кромке контрольного отверстия, расположенного на левой стенке картера коробки передач.

13. Заполнить топливом систему питания; для этого нужно вывертывать рукоятку ручного подкачивающего насоса в направлении против движения часовой стрелки и, двигая ее вверх-вниз, прокачать систему в течение 2—3 мин, после чего рукоятку ручной прокачки завернуть до упора.

14. Залить в систему охлаждения охлаждающую жидкость.

15. Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения; при необходимости подтянуть соединения.

16. Выключить подачу топлива, спустив скобу регулятора вниз, после чего в течение 10—15 сек проворачивать стартером коленчатый вал двигателя для заполнения маслом системы смазки. При появлении давления в системе смазки, определяемого по показаниям манометра, двигатель готов к пуску.

 

 ПОДГОТОВКА К ПУСКУ ПРИ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

1. Убедиться в наличии достаточного количества топлива в баке и масла в поддоне, топливном насосе, регуляторе числа оборотов в воздушном фильтре.

2. Залить в систему охлаждения охлаждающую жидкость.

3. Проверить надежность соединения и легкость хода деталей механизма управления подачей топлива.

4. Заполнить топливом систему питания, для чего отвернуть рукоятку ручного подкачивающего насоса и, двигая ее вверх — вниз, прокачать систему в течение 2—3 мин, после чего рукоятку насоса завернуть до упора.

5. Наружным осмотром убедиться в герметичности трубопроводов и агрегатов систем смазки, питания и охлаждения.

6. Выключить подачу топлива, повернув скобу регулятора вниз, после чего в течение 10—15 сек проворачивать стартером коленчатый вал двигателя для заполнения маслом системы смазки. При наличии давления в системе смазки, определяемого по показаниям манометра, двигатель готов к пуску.

 

 

ПУСК

Скобу регулятора установить в положение включенной подачи топлива, а рычаг управления регулятором — в положение, соответствующее минимальным числам оборотов. При пуска двигателя зимой рычаг управления регулятором рекомендуется установить в среднее положение.

Пуск двигателя производится нажатием на пусковую кнопку стартера. При этом педаль управления подачей топлива трогать не следует. Как только двигатель начнет устойчиво работать, кнопку нужно отпустить.

Продолжительность непрерывной работы стартера не должна превышать 20 сек. Если двигатель не начал работать, то следующий пуск возможен не ранее чем через 1—2 мин. Нельзя включать стартер более 3 раз. Если двигатель не начал работать после трех последовательных включений, следует найти и устранить неисправность. Несоблюдение этих указаний неизбежно приведет

к быстрому разряду и порче аккумуляторных батарей и выходу из строя стартера вследствие недопустимого перегрева.

Следует иметь в виду, что двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 имеют хорошие пусковые качества и обычно начинают работать немедленно после первого нажатия на пусковую кнопку стартера.

 

 

РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ

Для обеспечения бесперебойной работы двигателя, а также повышения срока его службы следует внимательно относиться к контролю за его работой как на слух, так и по показаниям контрольно-измерительных приборов. 

 

 

 

ОСТАНОВКА ДВИГАТЕЛЯ

Перед остановкой двигатель должен в течение 3—5 мин работать без нагрузки при средних числах оборотов коленчатого вала. Затем надо плавно уменьшить подачу топлива, переводя двигатель на режим работы с минимальным числом оборотов коленчатого вала, и вытянуть на себя кнопку «Стоп», связанную со скобой регулятора, в положение выключенной передачи. После остановки скоба регулятора под действием пружины должна вернуться в исходное положение.

Не допускается мгновенная остановка двигателя сразу после работы на больших числах оборотов коленчатого вала или с нагрузкой, так как это приведет к чрезмерным перегрузкам деталей двигателя. 

 

ОСОБЕННОСТИ ЗИМНЕЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Двигатель нужно переводить на условия зимней эксплуатации, когда среднесуточная температура окружающего воздуха понижается ниже 5° С.

При подготовке к зимней эксплуатации необходимо провести следующие работы:

1. Провести второе техническое обслуживание двигателя; целесообразнее это проводить при плановом втором техническом обслуживании.
 

 

 

2. Заменить летнее масло на зимнее.

3. Промыть топливный бак и заправить его зимним топливом. При заправке в топливный бак не должна попадать вода, так как это может привести к замерзанию топливопроводов и перебоям в работе двигателя.

Нельзя допускать разбавление дизельного топлива бензином; бензин, имеющий более низкую температуру испарения, может привести к образованию газовых пробок и перебоям в работе топливной аппаратуры.

4. Промыть систему охлаждения двигателя и убедиться в исправности термостатов. Для обеспечения бесперебойной работы двигателя в зимнее время года рекомендуется утеплять топливные баки, фильтр грубой очистки топлива, топливопроводы и аккумуляторные батареи.

В качестве охлаждающей жидкости зимой рекомендуется применять специальные смеси с низкой температурой замерзания, указанные выше в разделе «Охлаждающая жидкость».

Электропусковая система при исправных аккумуляторных батареях обеспечивает пуск двигателей при температуре до —5° С без подогрева.

Для уменьшения износов и повышения долговечности двигателя прогрев двигателя перед пуском рекомендуется производить уже при температуре ниже +5° С с помощью специальных подогревательных устройств.

 

 

При отсутствии подогревательных устройств двигатель можно прогреть горячей водой, имеющей температуру 70—80° С, проливая ее через систему охлаждения при открытом сливном кранике до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения не достигнет 30—40° С, а из открытого сливного крана не пойдет теплая вода. Воду в систему охлаждения рекомендуется заливать быстро, без перерывов. Этот метод нужно применять осторожно при температуре воздуха ниже —10, —12° С, так как вода может замерзнуть в радиаторе. Для предупреждения этого радиатор при зимней эксплуатации нужно утеплить.

Кроме подогрева воды, перед пуском двигателя в зимнее время года нужно подогревать масло в поддоне двигателя с помощью специальных подогревательных устройств или залипать в двигатель предварительно подогретое до 80—90° С масло.

Прогрев масла перед пуском двигателя является наиболее эффективным средством уменьшения повышенных износов трущихся поверхностей в первый период после пуска.

Категорически запрещается пуск установленного на автомобиль двигателя с помощью буксировки без предварительного разогрева; это неизбежно приведет к задирам трущихся поверхностей и поломкам деталей.

Совершенно недопустимо пускать двигатель без охлаждающей жидкости в системе охлаждения; в этом случае из-за неравномерного прогрева деталей, особенно головок цилиндров, неизбежны появление трещин и выход из строя двигателя.

На коротких остановках рекомендуется периодической работой на холостом ходу поддерживать температуру воды в системе охлаждения не ниже 40—45° С.

При длительных стоянках надо сливать воду и масло или подключать двигатель к специальным обогревательным устройствам. После слива воды сливной краник системы охлаждения (во избежание замораживания) оставить открытым.

Доливать воду в систему охлаждения можно только при работающем двигателе, чтобы в водяную рубашку блока цилиндров не попало большое количество холодной воды.

 

 

ОБКАТКА НОВОГО ДВИГАТЕЛЯ

После даже самой тщательной механической обработки деталей на их поверхностях остается много невидимых невооруженным глазом микронеровностей. Кроме того, несмотря на высокое качество современных станков, при обработке деталей возникают отклонения от заданной геометрической формы (овальность, конусность и пр.). Поэтому поверхности трения сопряженных деталей прилегают друг к другу не по всей расчетной площади, а частично, и удельные давления в новых деталях во много раз выше расчетных. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..