Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 16

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 16

 

 

 

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

УСТРОЙСТВО СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ


Система охлаждения предназначена для отвода тепла от деталей, соприкасающихся во время работы двигателя с горячими газами. Температурный режим работы двигателя существенно влияет как на эффективные показатели двигателя, так и на износостойкость деталей цилиндро-поршневой группы.

Двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 имеют жидкостное охлаждение с замкнутой схемой циркуляции жидкости. Система рассчитана на работу в пределах температур охлаждающей жидкости 75—98° С. Циркуляция охлаждающей жидкости в системе осуществляется насосом центробежного типа. Отвод тепла от охлаждающей жидкости производится в специальном теплообменнике — радиаторе.

В подавляющем большинстве случаев для отбора тепла применяется поток воздуха, просасываемого через радиатор вентилятором.

 

 

 

 

 

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, охлаждающая жидкость через отверстия в верхней привалочной плоскости блока поступает в полость головки цилиндров. Для охлаждения наиболее нагретых частей головки (выпускного канала и стакана форсунки) охлаждающая жидкость подается непосредственно из распределительного канала блока направленным потоком.

Нагретая жидкость отводится из двигателя через верхние трубы, установленные на головках со стороны развала. На передних концах труб установлены термостаты, имеющие два клапана. Во время прогрева двигателя при температуре охлаждающей жидкости до 70 град С центральный клапан термостата плотно закрывает отверстие, сообщающее рубашку двигателя с радиатором. Охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубу, соединяющую полость коробки термостата со всасывающим патрубком насоса. В этом случае жидкость быстро нагревается. Когда ее температура будет выше 70°С, центробежный клапан начнет открываться, и часть жидкости пройдет через радиатор. При дальнейшем повышении температуры охлаждающей жидкости увеличивается открытие центрального клапана, и при температуре около 85 град С клапан полностью открывается. В то же время кольцевой клапан полностью закрывает отверстия в корпусе термостата, через которые жидкость поступала в перепускную трубу. С этого момента вся жидкость циркулирует через радиатор.

 

 

ВОДЯНОЙ НАСОС



Конструкция. Центробежный насос (рис. 76) системы охлаждения установлен на правой боковой стенке крышки шестерен распределения и крепится к ней четырьмя шпильками с гайками. Стык между крышкой и корпусом насоса уплотняется паронитовой прокладкой.

Насос приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Для регулировки натяжения ремня ведомый шкив, насаженный на передний конец валика насоса, выполнен разъемным. Задняя боковина шкива выполнена как одно целое со ступицей 23, передняя 24 — штампованная из листовой стали. Обе боковины скрепляются тремя шпильками через регулировочные прокладки 25. Количество прокладок равно 8, толщина каждой прокладки 1 мм. При регулировке натяжения ремня часть прокладок переставляется на наружную сторону передней боковины шкива. Выбрасывать прокладки нельзя, так как они вновь используются при установке нового ремня.

Чугунный литой корпус 2 насоса в задней части выполнен по спирали для направления потока воды, сходящего с лопастей крыльчатки насоса.

В расточки передней части на шарикоподшипниках 15 и 16 устанавливается валик 11 насоса. От осевого перемещения валик

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЕНТИЛЯТОР И ЕГО ПРИВОД
Вентилятор осевого типа с шестилопастной штампованной крыльчаткой вместе с приводом крепится к переднему торцу крышки шестерен распределения и приводится во вращение специальной шестерней, входящей в зацепление с шестерней распределительного вала. Передаточное отношение от коленчатого вала к приводу вентилятора равно 1,31. Крепление привода вентилятора производится четырьмя шпильками с гайками, стопорящимися пружинными шайбами. Между корпусом привода и крышкой шестерен распределения проложена паронитовая прокладка. При установке привода следует обращать внимание на то, чтобы сливное отверстие на корпусе было направлено вниз. В противном случае корпус переполнится маслом, что приведет к течи масла через передний сальник привода.

 

Правильность зацепления шестерни привода вентилятора обеспечивается точно выдержанной координатой отверстия на крышке шестерен распределения, по которому центрируется привод цилиндрическим выступом на корпусе со стороны фланца.

Корпус привода вентилятора отлит "из алюминиевого сплава и имеет две цилиндрические расточки, в которых на радиальных шарикоподшипниках устанавливается вал привода. Подшипники в корпусе установлены по посадке скольжения.

Задний подшипник упирается в бурт корпуса и фиксируется в осевом направлении штампованным упорным фланцем, прикрепленным к корпусу тремя болтами. Передний подшипник в осевом направлении не фиксируется.

Внутренние кольца подшипников напрессованы на вал до упора в специально выполненные на нем бурты.

На задний шлицевой конец вала до упора в подшипник устанавливается шестерня привода, которая вместе с подшипником крепится на валу гайкой со специальной стопорной шайбой.

На передний конец вала за подшипником последовательно устанавливаются втулка сальника, шкив привода генератора и компрессора и упругая муфта привода вентилятора. Втулка сальника напрессовывается на вал с натягом 0,002—0,040 мм. Шкив устанавливается также с натягом 0,008—0,047 мм и дополнительно фиксируется от проворачивания сегментной шпонкой. Упругая муфта с валиком соединена треугольными шлицами. Все эти детали стягиваются по торцам гайкой, навернутой на резьбовой конец вала и застопоренной специальной замковой шайбой. Гайки и шайбы переднего и заднего концов вала взаимозаменяемы.

В расточку корпуса привода запрессован резино-армированный сальник.

Шкив привода генератора и компрессора имеет два ручья для клиновых ремней с сечением 17x10 мм.

Упругая муфта предохраняет привод от действия ударных нагрузок при пуске и резком изменении скоростного режима работы двигателя. Состояние муфты в процессе эксплуатации необходимо периодически проверять.

Работа с неисправной муфтой может вызвать поломку привода и привести к серьезной аварии двигателя.

Муфта состоит из двух стальных дисков, связанных между собой слоем резины, привулканизированным к обоим дискам. Передний диск жестко посажен на вал привода, а задний установлен на нем с зазором 0,032—0,150 мм.

К заднему диску припаяны латунью четыре упора с внутренней резьбой. В собранном состоянии эти упоры выступают за плоскость переднего диска на величину 0,2 мм. К упорам с помощью четырех болтов крепится крыльчатка вентилятора. Диаметры отверстий в

ведущем переднем диске, через которые проходят упоры, обеспечивают возможность углового перемещения дисков муфты при работе.

Крыльчатка вентилятора состоит из двух штампованных крестовин и шести лопастей, скрепленных заклепками. В середине между крестовинами установлен проставочный диск. Центральное отверстие в крестовинах обрабатывается и служит центровочным при посадке крыльчатки на упругую муфту привода. Крестовины крыльчаток двигателей ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 унифицированы, лопасти же крыльчатки двигателя ЯМЗ-236 имеют меньший размер подлине, в результате чего крыльчатка вентилятора в сборе для двигателей ЯМЗ-236 имеет диаметр 520 мм, а для двигателя ЯМЗ-238—560 мм. Крыльчатка в сборе балансируется с точностью до 20 Гсм.

 

 

 ТЕРМОСТАТ

Термостаты устанавливаются на передних концах верхних водосборных трубопроводов, через которые нагретая в двигателе вода отводится к радиатору системы охлаждения.

На двигателях ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 устанавливаются термостаты (по одному на каждый ряд цилиндров) типа ТС-6А.

Термостат состоит из гофрированного закрытого герметически баллона, заполненного на 1/2 объема легко испаряющейся жидкостью. К днищу баллона припаяна скоба, с помощью которой баллон закрепляется на корпусе термостата. С противоположного торца баллон закрыт крышкой с трубкой. Крышка баллона жестко соединена с кольцевым клапаном. На свободный резьбовой конец трубки навернут центральный клапан. Отверстие в трубке после заполнения баллона закрывается запрессованным в нее шариком и запаивается.

В корпусе термостата имеются два боковых окна, которые закрываются при полном открытии центрального клапана кольцевым клапаном.

При сборке термостат регулируется таким образом, чтобы центральный клапан начинал открываться при температуре охлаждающей жидкости 70° С.

Термостат устанавливается в разъеме между верхней водяной трубкой и специальной литой коробкой; между корпусом термостата и перегородкой коробки установлена уплотнительная резиновая прокладка. Таким образом образуются две полости коробки, одна из которых соединена через перепускную трубку с всасывающим патрубком водяного насоса, другая—с верхним бачком радиатора.

При прогревании двигателя, когда температура охлаждающей жидкости в рубашке двигателя ниже 70° С, центральный клапан термостата закрыт и вся жидкость, прокачиваемая насосом, проходит через открытый кольцевой клапан и перепускную трубку во всасывающий патрубок насоса, минуя радиатор.

С повышением температуры жидкости давление паров в баллоне термостата возрастает, и центральный клапан термостата начинает открываться, пропуская часть воды через радиатор.

При температуре жидкости 85° С центральный клапан открывается полностью; одновременно кольцевой клапан перекрывает боковые отверстия корпуса термостата. Циркуляция жидкости через перепускные трубки полностью прекращается, и вся жидкость направляется через центральный клапан термостата в радиатор.

 

 

ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

При эксплуатации двигателя следует очень внимательно относиться к работе системы охлаждения. От исправности работы системы охлаждения в значительной мере зависят экономичность, надежность, срок службы и другие показатели двигателя.

Для обеспечения нормальной работы системы охлаждения необходимо:

1. Заполнять систему охлаждения чистой мягкой водой, лучше всего дождевой.

2. Во время эксплуатации постоянно поддерживать необходимый уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

3. Следить за температурой охлаждающей жидкости, поддерживая ее в пределах 75—95° С.

4. При работе в условиях жаркого климата, при высоких температурах окружающего воздуха, если двигатель перегревается, можно снять с двигателя термостаты, заглушив пробкой перепускную трубку, соединяющую коробки термостатов с водяным насосом.

5. При пуске холодного двигателя в зимнее время необходимо особенно внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя. Если двигатель холодный, термостаты будут препятствовать циркуляции охлаждающей жидкости через радиатор до ее нагрева; в этот период существует опасность замерзания жидкости в радиаторе. Однако удалять, термостаты нельзя, так как время прогрева двигателя в этом случае значительно возрастает.

6. Во избежание появления деформаций и трещин головок и рубашек блока цилиндров нельзя быстро заливать холодную жидкость в горячий двигатель. Воду в систему охлаждения прогретого двигателя следует доливать постепенно и обязательно при работающем двигателе.

7. Систематически следить за состоянием всех шлангов и уплотнений, не допуская течи жидкости.

8. Регулярно промывать систему охлаждения двигателя чистой водой с помощью специального промывочного пистолета, а при отсутствии его — сильной струей чистой воды, желательно пульсирующей.

9. Менять воду возможно реже для предупреждения преждевременного загрязнения системы охлаждения накипью и осадками.

 

 

 

 

При промывке соблюдать меры предосторожности, так как соляная кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.

По окончании промывки термостаты установить на двигатель, предварительно проверив их исправность указанным ниже способом.

10. Регулярно, при каждом ТО-1 пополнять смазкой полость подшипников водяного насоса механическим или ручным солидоло-нагнетателем через пресс-масленку на корпусе насоса до появления свежей смазки из верхнего контрольного отверстия (см. рис. 77).

Смазки типа солидола, имеющие низкую температуру каплепа-дения, применять не следует, так как они при работе насоса плавятся и вытекают.

11. Следить за исправностью сальникового уплотнения крыльчатки водяного насоса, имея в виду, что вода, просочившаяся в подшипники водяного насоса, выводит их из строя. О неисправности сальникового уплотнения свидетельствует течь воды из дренажного отверстия на корпусе водяного насоса (см. рис. 78). Насос с неисправным сальником подлежит ремонту.

12. Периодически проверять состояние термостатов и их прокладок. Внешним признаком неисправности термостатов служит нарушение температурного режима двигателя.

Проверку состояния термостатов нужно производить в следующей последовательности:

1) отвернуть болты крепления коробок термостатов и снять коробки;

2) вынуть термостаты из коробок и наружным осмотром проверить их состояние, обратив внимание на прочность установки гофрированных баллонов и плотность прилегания клапанов к их седлам;

3) очистить термостаты от накипи;

4) опустить термостаты в воду, нагретую до 90—100° С;

5) постепенно охлаждая воду, проследить за температурой начала и конца закрытия клапанов термостатов; если термостат исправен, центральный клапан должен начать закрываться при температуре 81—85° С;

6) установить исправные термостаты на двигатель, проверив состояние прокладок. Неисправные термостаты и прокладки заменить новыми.

13. При эксплуатации двигателя следить за состоянием упругой муфты привода вентилятора и не допускать работы двигателя с муфтой, имеющей разрушенный резиновый элемент.

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..