Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 15

 

  Главная      Книги - Двигатели     Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (Г.Д. Чернышев) - 1968 год

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

 

Двигатели ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 (1968 год). Описание конструкции и работы - часть 15

 

 

 

 

ФОРСУНКА


Конструкция и работа форсунки


Назначение форсунки — ввести в цилиндры двигателя отмеренную секцией насоса дозу топлива в состоянии, подготовленном для хорошего перемешивания с воздухом и последующего полного сгорания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

не допускается. Величина хода иглы распылителя обусловливается величиной зазора между верхним торцом иглы и нижним торцом корпуса форсунки.

Корпус распылителя изготовлен из хромоникелеванадиевой стали и подвергнут специальной обработке. После обработки рабочие поверхности корпуса приобретают не только высокую твердость и износостойкость, но и стабильность размеров в эксплуатации.

На верхнем торце корпуса распылителя имеется кольцевая канавка, сообщающая три топливопроводящих канала корпуса распылителя с топливоподводящим каналом в корпусе форсунки. Четыре сопловых отверстия носика распылителя несимметричны относительно вертикальной оси и не равнорасположены по окружности. Их правильная ориентировка относительно корпуса форсунки обеспечивается фиксирующими штифтами.

Игла распылителя выполнена из инструментальной стали. Специальный режим термообработки обеспечивает высокую твердость и работоспособность ее рабочих поверхностей.

Распылитель форсунки прижат к торцу корпуса форсунки стальной гайкой 2, в которой он установлен с зазором 0,045—0,140 мм. Носик распылителя проходит через отверстие в гайке с зазором 0,30—0,76 мм.

Игла распылителя запорным конусом прижата к седлу корпуса распылителя пружиной 9 форсунки. Усилие от пружины к хвостовику иглы передается через штангу 7 форсунки с напрессованной на нее тарелкой 8 пружины и шарик, запрессованный в отверстие со стороны нижнего торца штанги.

Штанга форсунки, тарелка пружины и шарик выполнены из подшипниковой стали и подвергнуты при изготовлении термообработке.

Пружина форсунки расположена во внутренней полости гайки 11, ввернутой до упора в корпус форсунки. Необходимый натяг пружины устанавливается регулировочным винтом 10 пружины со шлицем под отвертку, который зафиксирован контргайкой 12.

В регулировочном винте, выполненном из хромистой стали, имеется осевое отверстие для выхода топлива из полости форсунки к сливному трубопроводу.

Сверху форсунка закрыта колпаком 13, который навернут на гайку пружины до упора в верхний торец корпуса через медную уплотняющую шайбу 14. В днище колпака выполнено резьбовое отверстие для крепления сливного трубопровода. На его наружной поверхности обработаны две лыски под гаечный ключ и кольцевой выступ, на верхний торец которого опираются лапы скобы крепления форсунки.

Топливо к форсунке подается через внутренний канал стального штуцера 15. Со стороны выступающего из головки цилиндров торца на штуцере выполнены наружная резьба и внутренний корпус для соединения с топливопроводом высокого давления. С противоположной

 

 

1 Форсунки выпуска 1967 г. на группы по пропускной способности не разбиваются.

Особенности разборки, сборки и регулировки форсунок

В процессе длительной эксплуатации в связи с рядом особенностей условий работы форсунки характеристики форсунки могут изменяться. Поэтому форсунки должны подвергаться периодической проверкеквалифицированнымперсоналом в специальной мастерской. При проверке форсунок контролируется давление подъема иглы распылителя, качество распыливания топлива и затяжка всех соединений.

После длительной работы форсунки допускается снижение давления подъема иглы до 135 кГ/см2. При проверке давление должно быть восстановлено до 150—155 кГ/см2. Регулировку рекомендуется проводить на специальном приборе типа КП-1609А. Перед регулировкой необходимо снять колпак форсунки и отвернуть контргайку регулировочного винта пружины. Давление подъема иглы распылителя устанавливается в необходимых пределах регулировочным винтом (рис. 68), при ввертывании которого давление повышается, при вывертывании — понижается. По окончании регулировки контргайка регулировочного винта должна быть затянута; момент затяжки должен быть равен 7—8 кГм.

 

 

При дальнейшей сборке необходимо затянуть штуцер форсунки (момент затяжки должен быть 8—10 кГм), гайку пружины (момент 

 

затяжки 10—12 кГм), затем отрегулировать давление подъема иглы, проверить качество распыливаНия топлива и затянуть колпак форсунки (момент затяжки 8—10 кГм).

 

 

ФИЛЬТР ГРУБОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Фильтр грубой очистки топлива (рис. 69), предназначенный для предварительной очистки топлива, поступающего в подкачивающую помпу, устанавливается на всасывающей магистрали системы питания вне двигателя.

Штампованный стальной корпус фильтра 7 соединяется с чугунной крышкой 5 с помощью четырех болтов 2 с пружинными шайбами 1 и чугунного фланца корпуса.

 

 

Уплотнение между крышкой и корпусом обеспечивается прокладкой 6 из масло-бензостойкой резины. На днище корпуса в

приваренной бобышке расположена сливная пробка 9, уплотненная прокладкой 10 из отожженной меди. Отворачивание крана-пробки на несколько оборотов обеспечивает слив отстоя из корпуса фильтра.

В центральное отверстие крышки ввернута уплотненная медной прокладкой 3 пробка 4, предназначенная для заполнения фильтра топливом после замены фильтрующего элемента.

Два огверстия на крышке фильтра служат для его крепления.

Фильтрующий элемент 8 состоит из сетчатого каркаса с навитым на него ворсистым хлопковым шнуром. Правильная установка элемента обеспечивается штампованной розеткой, приваренной к днищу корпуса, и коническим выступом на крышке фильтра.

Кольцевые ребра, выполненные в крышке и днище корпуса, вдавливаются при сборке фильтра в мягкие торцовые поверхности фильтрующего элемента. Эти уплотнения разобщают входную и выходную полости фильтра грубой очистки, и топливо проходит через всю толщину ворсистой навивки.

По мере работы фильтрующего элемента его пропускная способность уменьшается, и гидравлическое сопротивление увеличивается даже при тщательной периодической промывке элемента от накопленных отложений. Поэтому для обеспечения нормальной работы двигателя фильтрующий элемент подлежит периодической замене.

Смена фильтрующего элемента фильтра. Замена фильтрующего элемента фильтра грубой очистки топлива осуществляется в следующем порядке. Вывертываются (неполностью) пробка на крышке фильтра, затем сливная пробка, и топливо сливается из корпуса фильтра. Далее снимается корпус фильтра, удаляется старый фильтрующий элемент и тщательно промываются внутренние поверхности корпуса и крышки чистым бензином или дизельным топливом. Затем в корпус устанавливается новый элемент, новая прокладка между корпусом и крышкой и затягиваются болты крепления корпуса к крышке. Через отверстие в крышке в фильтр заливается чистое топливо; отверстие закрывается пробкой.
 

 

 ФИЛЬТР ТОНКОЙ ОЧИСТКИ ТОПЛИВА

Фильтр тонкой очистки топлива (рис. 70), предназначенный для отделения частиц размером более 4—5 мк, устанавливается перед насосом высокого давления в самой высокой точке системы питания и крепится к верхней крышке блока цилиндров двумя болтами с гайками и пружинными шайбами. Такая установка фильтра необходима для удаления воздуха, проникшего в систему питания. Воздух и часть подаваемого подкачивающим насосом топлива через специальный жиклер 13 диаметром 0,4—0,5мм отводятся в бак.

Часть топлива, прошедшая через фильтрующий элемент, по каналу в крышке фильтра направляется к насосу высокого давления.

Штампованный корпус фильтра 7 изготовлен из листовой стали. К нижней его части приварен стальной стержень 8, в который ввернута сливная пробка 1 на медной прокладке 2.

Корпус соединен с крышкой фильтра болтом 14, под головку которого установлена медная прокладка 15. Уплотнение между корпусом и крышкой обеспечивается паронитовой прокладкой 9.

В крышке фильтра 10, изготовленной из чугунной отливки, имеются подводящий и отводящие каналы и два отверстия для крепления фильтра на двигателе. В сливное отверстие, отводящее избыток топлива в бак, ввернут стальной жиклер 13 на медной шайбе

12. Отверстие, закрытое конической пробкой 11, служит для отбора топлива в систему питания подогревателя, если последний устанавливается на двигателе.

Фильтрующий элемент 6 состоит из перфорированного металлического каркаса, обмотанного ситцевой оберткой, на котором сформована фильтрующая масса из древесной муки. К нижнему торцу элемента на нитрошпаклевке приклеен стальной фланец каркаса. Пружиной 3 через оцинкованную стальную шайбу 4 фильтрующий элемент прижимается к крышке фильтра.

 

 

 

 

 

ТОПЛИВОПРОВОДЫ

Топливопроводы высокого давления, отводящие топливо от насоса высокого давления к форсункам, соединяют секции насоса и форсунки в определенном порядке (рис. 71), необходимом для правильного чередования подачи топлива по цилиндрам двигателя.

Топливопроводы высокого давления изготовлены из специальных стальных трубок с внутренним каналом диаметром 2 мм. Концы топливопроводов имеют форму конусов, которые прижаты накидными гайками через стальные шайбы к конусным гнездам ниппелей

насоса и штуцеров форсунок (рис. 72,а). Во избежание поломок от вибрации топливопроводы закреплены специальными скобами.

Топливопроводы низкого давления, по которым топливо подводится от подкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки, от фильтра — к топливному насосу высокого давления и отводится от насоса высокого давления, выполнены из масло-бензостойкой поливинилхлоридной трубки. Наконечники трубок изготовлены из стальных отливок и соединены с трубками специальными гайками, которые своей прямоугольной резьбой плотно прижимают стенки трубки к наружной конической поверхности наконечников (рис.72,б). Со стороны входа трубки в расточку гайки запрессованы стальные втулки с отбортованными закругленными краями, которые предохраняют трубки от изломов в месте заделки.

В местах установки наконечники трубок закреплены пустотелыми болтами с уплотнением контактных поверхностей отожженными медными шайбами.

Все топливопроводы низкого давления собраны в пучок и подвешены на кронштейне, закрепленном на фланце впускного трубопровода правой головки цилиндров. Топливопровод подкачивающего насоса дополнительно закреплен кляммером на переднем торце топливного насоса высокого давления.

 

 

 

 

Рис. 71. Схема соединения топливопроводов высокого давления

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..