Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году - часть 19

 

  Главная      Книги - Разные     Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..

 

 

 

Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году - часть 19

 

 

 
 

289 

 

законной деятельности, связанной с обращением с отходами лесопиления. 

В 2020 г. нами продолжается плановая работа по приостановке деятельности пунк-

тов  отгрузки  древесины,  не  стоящих  на  учете  как  объекты  негативного  воздействия  
и не утилизирующих собственные отходы лесопиления. 

В 2020 г. продолжается практика изъятия автотранспорта как орудия администра-

тивного правонарушения. За 2020 г. было проведено 14 изъятий. 

Изъятие  автотранспорта  практикуется  при  осуществлении  перевозки  отходов  

с  нарушением  требований  законодательства  об  отходах  в  отсутствии  документов,  под-
тверждающих пункт отгрузки отходов, их объем и конечный объект размещения. 

А также направлено 50 исковых заявлений в суд о демонтаже незаконных источни-

ков выбросов.

 

В области охраны и использования объектов животного мира и среды их оби-

тания. 

В 2020 г. Министерством  с целью выявления и предотвращения фактов наруше-

ний  в  области  охраны  и  использования  объектов  животного  мира  организовано 
и проведено 4 056 рейдовых мероприятий, из них совместно с ГУ МВД России по Красно-
ярскому краю и Сибирским ЛУ МВД России – 1 436, с Росгвардией - 177, различными ор-
ганизациями  охотпользователей  -  624,  с  КГБУ «Дирекция по особо  охраняемым  природ-
ным территориям Красноярского края» - 331, с Енисейским территориальным управлени-
ем Росрыболовства - 404. Выявлено 1 390 нарушений в области охраны и использования 
объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания, в том чис-
ле административных – 1 289, с признаками состава уголовных преступлений  – 101 При 
этом выявлена незаконная добыча 36 особей пернатой дичи, 100 особей пушных видов, 83 
копытных животных, 2 медведей. 

К  административной  ответственности  привлечено  1 262  нарушителя,  в  том  числе 

юридических  лиц  –  10,  должностных  лиц  –  43.  Предъявлено  штрафов  на  сумму 
2 902 тыс. руб., взыскано – 1 104,9 тыс. руб., предъявлено для возмещения ущерба, причи-
ненного охотничьим ресурсам – 1 906,7 тыс. руб., взыскано 198,6 тыс. руб. 

В ГУ МВД России по Красноярскому краю направлены материалы по 101 фактам  

с  признаками  состава  уголовных  преступлений,  предусмотренных:  ст.  258  УК  РФ  -  46, 
ст. 222 УК РФ – 13, ст. 256 УК РФ – 22, ст. 223 УК РФ - 2, ст. 260 УК РФ – 18. По запро-
сам  УВД  в  рамках  уголовного  расследования  министерством  рассчитан  ущерб,  нанесен-
ный  незаконной  добычей  охотничьих  ресурсов  на  сумму  11 040 тыс. руб.,  взыскано 
1 620 тыс. руб. 

Проведено  8  проверок  соблюдения  юридическими  лицами  и  индивидуальными 

предпринимателями  условий  пользования  объектами  животного  мира  (6  плановых  
и 2 внеплановые). По результатам проверок вынесено 4 предписания. 

Совместно  с  Козульской,  Шушенской  и  Саянской  прокуратурами  проведено  

25 проверок в отношении лесопользователей. 

За  период  2020 г.  министерством  проведены  совместные  рейдовые  мероприятия  

с Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству. 

По  результатам  данных  мероприятий  составлено  390  сообщения  о  наличии  адми-

нистративного правонарушения (в том числе совместных протоколов) по ч.2 ст. 8.37 Ко-
АП  РФ  за  нарушение  Правил  рыболовства.  Установлен  незаконный  вылов:  30  щук,  
9 плотвы, 49 ельцов, 22 карася, 2 язя, 5 налимов, 157 хариусов, 14 сорог, 12 окуней, 4 ли-
ня, 4 ленков, 4 тайменей, 3 лещей, 20 тугунов.  

В  соответствии  с  приказом  Минсельхоза  России  от  21.02.2014  № 51  Министер-

ством ежегодно проводятся рыбохозяйственные мероприятия по очистке береговой поло-
сы  водного  объекта  рыбохозяйственного  значения  от  мусора  и  очистке  водного  объекта  
от  брошенных  орудий  добычи  (вылова).  Согласно  установленным  показателям,  данные 
мероприятия проведены на протяженности береговой полосы 186,2 км на площади аква-
тории 112,12 км

2

. В результате очистки снято 238 брошенных орудий лова. 

В рамках надзора за использованием капканов и ловушек выявлено использование 

 
 

290 

 

775 самоловов с нарушением Правил охоты. Государственными инспекторами министер-
ства изъято 420 петель. Капканы в количестве 355 шт. и самоловы на копытных животных 
в количестве 3 шт. приведены в ненастороженное состояние. К административной ответ-
ственности  по  ч.1  ст.  8.37  КоАП  РФ  привлечено  11  охотников,  занимающихся  самолов-
ным  промыслом.  Нарушителям  предъявлено  штрафов  на  сумму  18,5 тыс. руб.,  ущерб  
в размере 1,8 тыс. руб. 

В 2020 г. проведена работа по введению ограничений и запретов на использование 

объектов 

животного 

мира 

на 

территории 

Красноярского 

края,  

в результате которой приняты нормативные документы: 

постановление Правительства Красноярского края от 14.04.2020 № 236-п «О введе-

нии  запрета  на  любительскую  и  спортивную  охоту  на  водоплавающую  и  боровую  дичь  
на  территории  Красноярского  края  (за  исключением  Северо-Енисейского,  Туруханского, 
Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов)  в период ве-
сенней охоты 2020 года»; 

постановление Правительства Красноярского края от 11.08.2020 № 558-п «О введе-

нии на территории Красноярского края в летне-осенний период 2020 г. и осенне-зимний 
период 2020–2021 гг. ограничений и запретов на использование объектов животного ми-
ра». 

Взаимодействие с «экологической полицией».

 

В  2020 г.  совместно  с  Главным  управление  МВД  по  краю  продолжает  работать 

«экологическая полиция». Соответствующее соглашение о сотрудничестве было подписа-
но в конце декабря 2017 г., по которому: 

- министерство проводит мониторинг качества окружающей среды, по результатам 

проведённых  контрольно-надзорных  мероприятий  информирует  Управление  о  фактах 
нарушения природопользователями природоохранного законодательства;  

- на основании полученных данных ГУВД по краю разрабатывает план совместных 

проверок с целью дальнейшего пресечения нарушений и привлечения нарушителей к уго-
ловной ответственности. Министерству направляется требование об участии в совместном 
контрольном  мероприятии.  И  уже  мы  привлекаем  аналитическую  лабораторию  для  кон-
троля качества окружающей среды. 

Дополнительно в управлении сформировано специализированное подразделение  – 

следственно-оперативная группа по экологическим преступлениям. 

Благодаря  такому  сотрудничеству  у  Министерства  появляется  возможность  

не  только  привлекать  нарушителей  к  административному  штрафу  или  приостанавливать 
их  деятельность,  но  и  практиковать  привлечение  недобросовестных  природопользовате-
лей к уголовной ответственности.  

В  рамках  соглашения  о  сотрудничестве  между  министерством  экологии  и  рацио-

нального природопользования Красноярского края и Главным управлением МВД России 
по Красноярскому краю следственно-оперативной группой по экологическим преступле-
ниям совместно с должностными лицами отдела государственного экологического надзо-
ра  Министерства  в  2020 г.  проведено  8  контрольно-надзорных  мероприятия  по  фактам 
нарушений  природоохранного  законодательства  в  отношении  ООО «Красноярский  ко-
тельный  завод»,  ООО «Литейно  –  прессовый  завод  «Сегал»,  ОАО «КЖБМК», 
ООО «Красноярск  Золото»,  ООО Сибирские  Сельские  Машины»,  ООО  «Енисейлесоза-
вод», ООО «Красноярскавиасервис», а также  по факту слива ЖБО по ул. Светлогорская, 
47. Также принято участие в проверке Красноярской природоохранной прокуратуры в от-
ношении АО «РУСАЛ Красноярск». 

В результате контрольно-надзорных мероприятий 5 юридических лиц привлечены 

к административной ответственности в виде штрафа на общую сумму 82 000 руб., в отно-
шении 2 юридических лиц нарушений не выявлено, в отношении 1 предприятия составлен 
протокол по ст. 19.4.1 КоАП РФ. 

 
 

291 

 

В настоящее время возбуждено 3 уголовных дела по факту загрязнения атмосфер-

ного воздуха, а также водного объекта. 

Работа круглосуточной оперативной группы. 

В 2020 г. в министерстве в качестве обособленного подразделения продолжает ра-

ботать оперативная группа, которая осуществляет  реагирование в круглосуточном режи-
ме. 

Данное подразделение: 
– взаимодействует с гражданами, которые обратились с жалобой на телефон «горя-

чей линии» (21-21-706). В 2020 г. количество звонков, поступивших на телефон «горячей 
линии» - 3 263, проведены мероприятия: 

- 1 338 выездных обследований, направленных на выявление нарушений; 
- 1 310  отборов  проб  атмосферного  воздуха  и  промышленных  выбросов  по  41 265 

элементоопределениям,  из  них зафиксировано  483  случая  превышений допустимых кон-
центраций. 

Аналитическое обеспечение осуществляет круглосуточная мобильная передвижная 

экологическая лаборатория подведомственного учреждения. 

Показатели работы за 2020 г.: 
- выявлено 106 несанкционированных источников выбросов; 
- проведено 56 проверок; 
- направлено 50 исковых заявлений в суд о демонтаже незаконных источников вы-

бросов; 

- привлечено  к  административной  ответственности  по  статьям  8.1,  8.21,  8.23,  8.2 

КоАП РФ 161 лицо, на сумму более 3 млн руб. (3 276 500 руб.); 

- обследовано 65 единиц общественного транспорта 
- принято 64 участия в проверках органов прокуратуры и МВД РФ. 

Дислокацией в г. Норильске за 2020 г. проведено: 

для контроля экологической обстановки в зоне аварии Красноярским краем в лице 

министерства  экологии  и  рационального  природопользования  Красноярского  края  был 
организован  мониторинг  загрязнения  территории  в  части  контроля качества  поверхност-
ных вод водных объектов ручья Безымянный, рек Амбарная, Далдыкан, Пясина, оз. Пяси-
но, почвы, грунтов водных объектов, в том числе с помощью метода биотестирования. 

Результаты  наблюдений  размещены  на  сайте  Краевого  центра  мониторинга 

(http://krasecology.ru/About/NorilskAndTaimyr). 

Общественный контроль в области охраны окружающей среды. 

Основы  осуществления  общественного  контроля  в  области  охраны  окружающей 

среды  установлены  статьей  68  Федерального  закона  от  10.01.2002  № 7-ФЗ  «Об  охране 
окружающей среды». 

Приказом Минприроды России от 12.07.2017 № 403 утвержден порядок организа-

ции деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды. 

Приказом министерства экологии и рационального природопользования Краснояр-

ского края от  23.04.2018 № 1/847-од утверждена комиссия по организации деятельности 
общественных инспекторов по охране окружающей среды. 

Для  осуществления  государственного  регионального  экологического  надзора  ми-

нистерство  формирует  институт  общественных  экологических  инспекторов  по  охране 
окружающей среды. 

Сформирован  Общественный  совет  при  министерстве,  который  призван  рассмат-

ривать наиболее значимые и актуальные проблемы природопользования и экологии, при-
влекая к ним внимание общественности и научного сообщества, в целях принятия мини-
стерством необходимых решений. 

Проводятся  публичные  мероприятия  с  подконтрольными  субъектами,  совещания, 

встречи. 

 
 

292 

 

Кроме этого, министерством осуществляется работа по развитию гражданского ин-

ститута общественных инспекторов по охране окружающей среды.  

Министерством  присвоен  статус  общественного  инспектора  по  охране  окружаю-

щей среды в количестве 64 человека. 

Функции общественных инспекторов: 
- составление актов по направлениям деятельности (совместные рейды с министер-

ством, самостоятельные проверки) охрана атмосферного воздуха, обращение с отходами, 
использование и охрана водных объектов; 

- информирование министерства о фактах нарушения требований природоохранно-

го законодательства. 

Для улучшения показателей их деятельности нами совместно с Енисейским межре-

гиональным  управлением  Росприроднадзора  прорабатывается  возможность  предоставле-
ния  общественным  инспекторам  соответствующего  оборудования  и  технических 
устройств, предоставление социальных гарантий и стимулирование их деятельности. 

 

18.3 Надзор, осуществляемый Управлением Россельхознадзора по  

Красноярскому краю 

 

Земельный надзор.

  Деятельность Управления в области государственного надзора 

за  использованием  и  охраной  земель  сельскохозяйственного  назначения  и  сельскохозяй-
ственного использования в составе земель населенных пунктов направлена на выявление 
и  пресечение  случаев:  самовольного  снятия,  перемещения,  а  также  уничтожения  плодо-
родного  слоя  почвы;  неиспользования  сельскохозяйственных  земель,  зарастания  сорной, 
древесно-кустарниковой  растительностью,  включая  размещение  на  них  промышленных  
и бытовых отходов; снижение плодородия сельскохозяйственных угодий, загрязнения зе-
мельных участков опасными веществами.  

В 2020 г. государственными инспекторами Управления проведено 954 контрольно-

надзорных мероприятий по соблюдению земельного законодательства на землях сельско-
хозяйственного  назначения,  оборот  которых  регулируется  Федеральным  законом  
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Общая обследованная площадь – 
98,5 тыс. га.  

В  рамках  государственного  земельного  надзора  выявлено  1128  нарушений  обяза-

тельных требований законодательства на площади 74,5 тыс. га. 

В  2020 г.  в  связи  с  реформой  контрольно-надзорной  деятельности  и  внедрением 

риск-ориентированного подхода, а также в связи с ограничениями по проведению прове-
рок, введенными постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 438 в связи со слож-
ной санитарно-эпидемиологической обстановкой, в структуре контрольно-надзорных ме-
роприятий существенно уменьшилась доля плановых проверок (в 2020 г. составила 0,9 %) 
и  увеличилась  доля  мероприятий  без  взаимодействия  (административные  обследования, 
рейдовые осмотры) –78 %.  

По итогам проведения государственного земельного надзора выдано 821 предосте-

режений  о  недопустимости  нарушения  обязательных  требований,  составлено  198  прото-
колов  об  административных  правонарушениях,  из  них  в  отношении  юридических  лиц  – 
33, должностных лиц – 3, индивидуальных предпринимателей – 18, граждан – 144. 

В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства государ-

ственными  инспекторами  в  2020 г.  выдано  157  предписаний  по  устранению  нарушений 
земельного  законодательства  с  установлением  конкретных  сроков  устранения  допущен-
ных  нарушений.  Требования  22  предписаний  исполнены,  что  составило  40 %  из  числа 
проверенных  предписаний.  Нарушения  земельного  законодательства  устранены  на  пло-
щади  5,5 тыс. га,  в  том  числе  в  сельскохозяйственный  оборот  вовлечено  10,79 тыс. га  
ранее неиспользуемых земель. 

В рамках осуществления государственного земельного надзора составлено и пере-

 
 

293 

 

дано  на  рассмотрение  мировым  судьям  47  протоколов  об  административных  правонару-
шениях против порядка управления и общественного порядка, в том числе:  

- за невыполнение в установленный срок законного предписания – 19;  
- за воспрепятствование законной деятельности должностного лица – 2; 
- за непредставление сведений (информации) – 2; 
- за неуплату административного штрафа в срок – 24.  
По  выявленным  нарушениям  вынесено  263  постановления  по  делам  об  админи-

стративных правонарушениях, в том числе судебными органами – 81. 

В 2020 г. в результате проведенных мероприятий по государственному земельному 

надзору  на  нарушителей  наложено  административных  штрафов  на  общую  сумму 
5 766,5 тыс. руб.  На  конец  2020 г.  уплачено  правонарушителями  добровольно  в  установ-
ленные законодательством сроки и взыскано с них в принудительном порядке штрафов на 
общую сумму 5 506,7 тыс. руб. Процент взыскания составил 95 %. 

В  Федеральную  службу  судебных  приставов  для  принудительного  взыскания  ад-

министративных штрафов направлено 84 постановлений о назначении административного 
наказания на сумму 2 905,5 тыс. руб.  

В  2020 г.  одним  должностным  лицом,  наделенным  правом  проведения  государ-

ственного земельного надзора, в среднем проведено 45 контрольно-надзорных мероприя-
тий, выявлено 54 нарушения законодательства,  составлено 9 протоколов об администра-
тивных правонарушениях, выдано 8 предписаний об устранении нарушений, объявлено 39 
предостережений  о  недопустимости  нарушения  обязательных  требований,  наложено  ад-
министративных штрафов на сумму 275 тыс. руб. 

 

18.4 Надзор, осуществляемый Енисейским территориальным 

управлением Росрыболовства 

 

Надзор в области охраны, воспроизводства и использования водных биологиче-

ских ресурсов и среды их обитания

. В 2020 г. полномочия в сфере государственного кон-

троля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания на террито-
рии  Красноярского  края,  Республики  Тыва  и  Хакасия)  выполняло  91  должностное  лицо 
Енисейского территориального управления. 

В  2020 г.  государственными  инспекторами  проведено  2 453 рейда,  направленных 

на выявление нарушений законодательства РФ в области рыболовства, и 8 проверок юри-
дических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  в  части  сохранения  среды  обитания 
водных биоресурсов. 

В ходе мероприятий выявлено 5 077 правонарушений.

  

Из общего числа выявленных нарушений: 
- 3 839  -  относится  к  нарушениям  правил  рыболовства,  предусмотренных  

ч.2 ст. 8.37 КоАП Российской Федерации;  

- 277 – к нарушениям правил охраны среды обитания водных биологических ресур-

сов, предусмотренных ст. 8.33 КоАП; 

- 1 – к нарушениям специального режима хозяйственной и иной деятельности в во-

доохранной зоне, по ст. 8.38 КоАП; 

- 874  –  к  нарушениям  специального  режима  хозяйственной  и  иной  деятельности  

в водоохранной зоне, по ст. 8.42 КоАП; 

- 86  –  к  нарушениям  специального  режима  хозяйственной  и  иной  деятельности  

в водоохранной зоне, по ст. 8.48 КоАП.

 

По результатам проверок и рейдов к ответственности привлечено 88 должностных 

лиц  и  35  юридических  лиц.  Выдано  15  предостережений  о  недопустимости  нарушения 
обязательных требований. 

В рамках применения к нарушителям мер административного воздействия в 2020 г. 

 
 

294 

 

в  процессе  надзора  за  охраной,  использованием,  воспроизводством  водных  биоресурсов  
и  средой  их  обитания  наложено  административных  штрафов  на  сумму  6 824 тыс. руб., 
из них взыскано 3 658 тыс. рублей.  

Взыскано ущерба (вред причиненный деятельностью без согласования с Управле-

нием в отношении АС «Тыва») – 648 тыс. руб. 

В  результате  аварии  29.05.2020 г.  на  объекте,  принадлежащем  АО «Норильско-

Таймырская  энергетическая  компания»  (утечка  дизельного  топлива,  г. Норильск)  Управ-
лением  помимо  привлечения  к  административной  ответственности,  подготовлен  и 
направлен в Федеральное агентство по рыболовству проект претензии для взыскания вре-
да, причинённого водным биоресурсам и среде их обитания. 

В 

результате 

аварийной 

ситуации 

12.07.2020 г. 

на 

складе 

ГСМ  

АО «Норильсктрансгаз»  в  п. Тухард,  кроме  привлечения  Управлением  к  административ-
ной ответственности, подготовлены и переданы в прокуратуру Таймырского района мате-
риалы для предъявления иска о возмещении вреда водным биоресурсам. 

Суммы  предъявленного  и  взысканного  ущерба,  причиненного  в  результате  неза-

конного  вылова  (добычи)  водных  биоресурсов,  составили  12 835,1 тыс. руб.  
и 6249,3 тыс. руб., соответственно. 

Всего в 2020 г. в ходе проведения надзора за охраной, использованием, воспроиз-

водством водных биологических ресурсов изъято: 5 078 орудий лова; 18,6 т. рыбы. Задер-
жано 550 транспортных средств, 229 лодочных мотора. 

В  отношении  120  граждан,  допустивших  наиболее  грубые  нарушения  законода-

тельства  об  охране  водных  биоресурсов  (лов  рыбы  с  применением  электротока,  других 
орудий массового истребления, рыболовство на местах нереста и/или  в запретные сроки, 
причинение крупного ущерба), материалы дел направлялись в следственные органы.  

По  решениям  суда  к  уголовной  ответственности,  за  преступления,  предусмотрен-

ные ст. 256 и 258.1 УК РФ (лишения свободы, в т.ч. условно; судебный штраф, исправи-
тельные работы), привлечено 25 человек.

 

В 2020 г. рассмотрено 730 пакетов документации на осуществление различной дея-

тельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы. 

 

18.5 Надзор, осуществляемый Енисейским управлением 

Ростехнадзора 

 

Главными  направлениями  в  работе  являлись  надзор  за  реализацией  требований  

Федеральных законов в области промышленной и энергетической безопасности, безопас-
ности гидротехнических сооружений, государственного строительного надзора, приведе-
ние  производств  в  соответствие  с  требованиями  законодательства,  действующих  правил  
и норм безопасности. Работа строилась с учетом поддержания и повышения уровня энер-
гетической  и  промышленной  безопасности,  безопасности  гидротехнических  сооружений 
на  подконтрольных  предприятиях  и  была  направлена  на  профилактику  аварийности  
и  травматизма.  Указанная  работа  организовывалась  и  осуществлялась  в  ходе  плановых  
и внеплановых обследований поднадзорных предприятий и объектов. 

Под  надзором  Управления  на  территории  Красноярского  края  по  состоянию  

на 31.12.2020 г. находится:  

- 1 217 организаций, эксплуатирующих 2858 опасных производственных объектов; 
- 4 861 организация осуществляла деятельность в области энергетического надзора; 
- 749 объектов строительного надзора;  
- 316 гидротехнических сооружений, включая 34 бесхозяйственных.  
Енисейским управлением Ростехнадзора  в отношении юридических лиц и индиви-

дуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Красно-
ярского края, за 12 месяцев 2020 г. проведено: 548 проверок соблюдения требований про-

 
 

295 

 

мышленной безопасности, 1 088 проверок энергетической безопасности, 51 проверка без-
опасности гидротехнических сооружений, а также 291 проверка в части соблюдения тре-
бований  Градостроительного  кодекса.  В  целом  выявлено  23 321  нарушений,  назначено 
административных  наказаний:  в  виде  штрафов  986,  в  виде  административного  приоста-
новления деятельности – 31, в виде предупреждения – 34. 

В 2020 г. Енисейским управлением Ростехнадзора (Красноярский край) оформлено 

50 лицензий. 

Из них 12 лицензии - вновь выданные, 38 лицензий переоформлено.  
По видам деятельности лицензии распределились следующим образом: 
- эксплуатация  взрывопожароопасных  и  химически  опасных  производственных 

объектов I, II, III классов опасности – 19; 

- производство маркшейдерских работ – 31; 
- деятельность,  связанная  с  обращением  взрывчатых  материалов  промышленного 

назначения – 0. 

За отчетный период отказано 12 лицензиатам в предоставлении лицензии. 
Приостановление действия лицензии в течение отчетного периода не осуществля-

лось. 

За 2020 г. произошло 2 техногенные аварии, имеющие экологические последствия, 

пострадавших и погибших нет. 

29.05.2020 г.  на  территории  топливного  хозяйства  ТЭЦ-3  АО «НТЭК»  произошла 

авария  –  разгерметизация  бака  аварийного  дизельного  топлива  № 5  с  разливом  топлива  
в количестве 21 136 т.  

12.07.2020 г. на территории склада ГСМ АО «Норильсктрансгаз» произошла авария 

– разгерметизация трубопровода, приведшая к разливу 44 т топлива. 

 

 

18.6 Надзор, осуществляемый Управлением Роспотребнадзора по  

Красноярскому краю 

 

Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю (далее – Управление) осуществ-

ляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе ор-
ганизует  и  проводит  проверки  выполнения  органами  государственной  власти,  органами 
местного  самоуправления,  а  также  юридическими  лицами,  их  руководителями  и  иными 
должностными  лицами,  индивидуальными  предпринимателями,  их  уполномоченными 
представителями  и  гражданами  требований  санитарного  законодательства,  санитарно-
противоэпидемических  (профилактических)  мероприятий,  предписаний  должностных 
лиц,  осуществляющих  федеральный  государственный  санитарно-эпидемиологический 
надзор (Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 
от 30.03.1999 № 52-ФЗ  от 03.07.2020). 

В  сфере  государственного  экологического  надзора  Управление  осуществляет 

надзорную деятельность по улучшению атмосферного воздуха, по обеспечению качества 
питьевой воды и воды водных объектов, по обеспечению безопасности почвы населенных 
мест,  по  обеспечению  радиационной  и  физической  безопасности

 

с  целью  установления  

и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека. 

Надзорная деятельность по улучшению состояния атмосферного воздуха. 

 

В 2020 г. за выявленные нарушения санитарного законодательства в сфере охраны 

атмосферного воздуха вынесено 28 постановлений о назначении административного нака-
зания, наложено административных штрафов на сумму 241,5 тыс. руб.  

С  целью  снижения  негативного  воздействия  загрязняющих  веществ  на  атмосфер-

ный  воздух  населенных  мест  от  стационарных  источников  продолжается  работа  по  рас-
смотрению  и  согласованию  нормативов  допустимых  выбросов  (далее  –  НДВ)  предприя-

 
 

296 

 

тий. В 2020 г. рассмотрено 240 проектов нормативов НДВ, из них согласовано 213 проек-
тов.  При  проведении  надзорных  мероприятий  осуществляется  оценка  реализации  меро-
приятий, запланированных согласованными планами, представляемыми в проектах НДВ.  

В  рамках  программы  «Охрана  атмосферного  воздуха,  мониторинг  окружающей 

среды» в 2020 г.: для предотвращения высокого уровня загрязнения воздуха в городе Ле-
сосибирске в периоды неблагоприятных метеоусловий (НМУ) разработана схема прогноза 
НМУ и методические рекомендации по составлению прогноза;  система информирования 
населения в гг. Минусинск, Назарово, Ачинск. 

В  2020 г.  продолжена  работа  по  установлению  границ  санитарно-защитных  зон 

(СЗЗ) для объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха. Управ-
лением  Роспотребнадзора  по  Красноярскому  краю  рассмотрен  171  проект  по  установле-
нию санитарно-защитных зон промышленных предприятий, из них согласовано 158 про-
ектов. 

 

В целях контроля качества атмосферного воздуха на территории жилой застройки  

в 11 территориях Красноярского края (городские округа – Ачинск, Канск, Красноярск, Ле-
сосибирск, Минусинск, Назарово, Норильск, Шарыпово, Енисейск, районы – Таймырский 
Долгано-Ненецкий, Шушенский) в рамках ведения социально-гигиенического мониторин-
га в 2020 г. Управлением выполнено 17 320 исследований по санитарно-химическим пока-
зателям безопасности. Удельный вес населения Красноярского края, охваченного контро-
лем в системе СГМ по влиянию качества атмосферного воздуха, составил в 2020 г. 60,9 %.  

Деятельность  по  обеспечению  качества  питьевой  воды  и  воды  водных  

объектов. 

 

Количество уведомлений о выявленных фактах подачи питьевой воды, не соответ-

ствующих  санитарно-эпидемиологическим  требованиям,  выданных  в  2020 г.,  составило 
90; количество разработанных организациями, осуществляющими водоснабжение населе-
ния, планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с уста-
новленными требованиями – 13, количество программ производственного контроля каче-
ства питьевой воды, поступивших на рассмотрение в территориальные органы Роспотреб-
надзора – 130, из них согласовано – 82. 

В результате принимаемых мер и проводимых мероприятий в крае решены вопро-

сы очистки сточных вод с применением овицидных препаратов на 48 очистных сооруже-
ниях канализации из 70 функционирующих (68,6 %). На остальных 22 очистных сооруже-
ниях канализации  для дезинвазии  сточных  вод  и  их  осадков  от  возбудителей паразитар-
ных заболеваний применяются методы хлорирования, ультрафиолетовое облучение, кото-
рые эффективны только в отношении бактерий и вирусов, и не гарантируют уничтожение 
возбудителей паразитарных заболеваний. 

В целях контроля качества питьевой воды, потребляемой населением Красноярско-

го  края,  Управлением  в  рамках  ведения  социально-гигиенического  мониторинга  (СГМ)  
в  2020 г.  выполнено  58 881  исследование  по  санитарно-химическим  и  микробиологиче-
ским  показателям  безопасности  в  55  территориях  Красноярского  края.  Удельный  вес 
населения Красноярского края, охваченного контролем в системе СГМ по влиянию каче-
ства  питьевой  воды  систем  централизованного  хозяйственно-питьевого  водоснабжения, 
составил в 2020 г. 82,8 %. 

В  2020 г.  подано  36 исков  в  защиту  неопределенного  круга  лиц  по вопросам  неис-

полнения  обязательств  хозяйствующими  субъектами  по  обеспечению  населения  водой, 
отвечающей  требованиям  безопасности,  в  том  числе  по  установлению  зон  санитарной 
охраны для источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения на основа-
нии  имеющихся  материалов  рассмотрения  заявлений  о  выдаче  санитарно-
эпидемиологических  заключений  на  проекты  зон  санитарной  охраны  водоисточников.  
По 32 искам судами приняты решения об удовлетворении исковых заявлений Управления. 

Деятельность  по  обеспечению  безопасности  почв  населенных  мест.

  С  целью 

улучшения состояния почв Управлением в 2020 г. проводились проверки хозяйствующих 

 
 

297 

 

субъектов,  осуществляющих  организацию  и  проведение  сбора  отходов  производства  
и потребления от населения и муниципальных учреждений на территориях Красноярского 
края.  В  течение  2020 г.  Управлением  проведены  17  плановых  и  4  внеплановые  выездные 
проверки,  в  результате  которых  составлено  40  протоколов  в  отношении  субъектов, 
образующих  отходы  и  осуществляющих  сбор  и  временное  размещение  их  на  своих 
территориях  по  цеховому  принципу,  и  деятельность  которых  связана  со  сбором  
и  размещением  твердых  бытовых  отходов  (ТБО)  и  отходов  производства  и  потребления.  
В ходе проверок выявлены нарушения санитарного законодательства в части организации  
и  проведения  мероприятий  по  санитарной  очистке  как  на  территориях  населенных  мест  
и  промышленных  предприятий,  так  и  организации  складирования  и  утилизации  
на  полигонах  ТБО,  усовершенствованных  свалках,  юридическим  лицам  выданы 
предписания  об  устранении  выявленных  нарушений.  В  отношении  юридических  
и  должностных  лиц,  ответственных  за  соблюдение  требований  санитарного 
законодательства,  приняты  меры  административного  воздействия.  По  каждому  событию 
нарушения  санитарного  законодательства  выданы  предписания  об  их  устранении.  Общая 
сумма наложенных административных штрафов составила 508 тыс. руб. 

В  2020 г.  Управлением  Роспотребнадзора  по  Красноярскому  краю  выдано  24 

предложения  по  улучшению  санитарно-эпидемиологической  обстановки  и  выполнению 
требований  санитарного  законодательства,  125  предостережений  органа  государственного 
контроля (надзора) о недопустимости нарушения обязательных требований. 

В целях контроля качества почвы населенных мест Красноярского края Управлением 

в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в 2020 г. выполнено 4 852 
исследований  по  санитарно-химическим,  микробиологическим  и  паразитологическим 
показателям безопасности в 52 территориях (85 населенных пунктах) Красноярского края. 
Удельный  вес  населения,  охваченного  контролем  в  системе  СГМ  по  влиянию  санитарно-
эпидемиологической безопасности почвы населенных мест, составил 70,2 %.

 

В  2020 г.  в  рамках  подпрограммы  «Обращение  с  отходами»  программы  «Охрана 

окружающей  среды,  воспроизводство  природных  ресурсов»  продолжились  мероприятия  
по ликвидации накопленного экологического ущерба в части разработки проектно-сметной 
документации:  на  рекультивацию  мест  размещения  отходов  в  гг.  Енисейск  и  Минусинск;  
на объекты «Полигон твердых коммунальных отходов» в гг. Шарыпово, пгт Курагино Ку-
рагинского района и с. Ермаковское Ермаковского района. 

С  целью  улучшения  санитарно-эпидемиологической  обстановки  Управлением  

по  итогам  надзорной  деятельности,  результатам  социально-гигиенического  мониторинга  
в  целях  информирования  и  межведомственного  взаимодействия  Главам  администраций 
городских  округов  и  муниципальных  районов  Красноярского  края  направлялась  инфор-
мация о санитарно-эпидемиологической обстановке, в том числе в части обращения с от-
ходами  производства  и  потребления,  качества  почв,  и  выявленных нарушениях  санитар-
ного законодательства по данному направлению санитарного надзора. 

Надзорная деятельность по обеспечению радиационной и физической безопас-

ности. 

В  2020 г.  Управлением  Роспотребнадзора  по  Красноярскому  краю  проведено  

8 мероприятий в отношении юридических лиц, эксплуатирующих источники ионизирую-
щего излучения. При проведении 4 плановых мероприятий по надзору к проведению ла-
бораторно-инструментальных 

методов 

исследований 

привлечены 

специалисты 

ФБУЗ «Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  Красноярском  крае».  Превышений  мощности 
дозы рентгеновского излучения на рабочих местах персонала в 2020 г. не выявлено. 

В 2020 г. в рамках ведения социально-гигиенического мониторинга учреждениями 

Роспотребнадзора  по  Красноярскому  краю  в  зоне  наблюдения  Федерального  государ-
ственного  унитарного  предприятия  «Горно-химический  комбинат»  (ФГУП «ГХК») 
г. Железногорска продолжались исследования/измерения радиационных факторов в шести 
населенных  пунктах  Красноярского  края:  20-км  зоны  –  с. Атаманово,  с. Большой  Балчуг 
Сухобузимского района и 1000-км зоны – с. Казачинское, с. Момотово Казачинского рай-

 
 

298 

 

она, г. Енисейск Енисейского района, г. Лесосибирск. В числе контролируемых показате-
лей радиационной безопасности: мощность дозы (МД) внешнего гамма-излучения внутри 
жилых помещений, на территории населенных пунктов, на береговой полосе населенных 
пунктов,  расположенных  на  берегах  р.  Енисей,  эквивалентная  равновесная  объёмная  ак-
тивность  радона  в  воздухе  жилых  помещений,  удельная  активность природных  и  техно-
генных радионуклидов в почво-грунтах, продуктах питания и воде. Результаты проведен-
ных  исследований  факторов  окружающей  среды  зоны  наблюдения  ФГУП «ГХК» 
г. Железногорска позволяют оценить радиационную обстановку как удовлетворительную. 
Полученные  среднегодовые  дозы  облучения  населения,  проживающего  в  населенных 
пунктах  зоны  наблюдения,  практически  не  превышают  индивидуальную  среднегодовую 
дозу облучения жителей Красноярского края, составляющую 3,9 мЗв по данным «Радиа-
ционно-гигиенического паспорта Красноярского края» 2019 г.

 

 

18.7 Надзор, осуществляемый Управлением Росреестра по 

Красноярскому краю 

 

Государственный  земельный  надзор  осуществляется  Управлением  в  целях  преду-

преждения, выявления и пресечение нарушений органами государственной власти, орга-
нами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринима-
телями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посред-
ством  организации  и  проведения  проверок  указанных  лиц,  принятия  предусмотренных 
законодательством  Российской  Федерации  мер  по  пресечению  и  (или)  устранению  по-
следствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения, анализа и про-
гнозирования состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами 
государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, ин-
дивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. 

В  2020 г.  уполномоченными  должностными  лицами  Управления  в  рамках  осу-

ществления государственного земельного надзора проведены на территории Красноярско-
го  края  4 702  проверки  (на  34,3 %  меньше  по  сравнению  с  аналогичным  показателем 
2019 г. – 7 161 ед.).  

По  материалам  всех  контролирующих  органов  выявлено  2 822  нарушения  

(на 31,9  % меньше в сравнении с 2019 г. – 4 144 ед.), привлечено к административной от-
ветственности 893 нарушителя (на 16,2 % меньше в сравнении с 2019 г. – 1 066 ед.), нало-
жено  административных  штрафов  на  общую  сумму  7 229,8 тыс. руб.  (на  36,6 %  меньше  
в сравнении с 2019 г. – 11 397,90 тыс. руб.), взыскано 5 041,8 тыс. руб. (на 46,6 % меньше  
в сравнении с 2019 г. – 9 439,3 тыс. руб.). 

В 

2020 г. 

устранено 

1 409 

нарушения 

земельного 

законодательства  

(на 22,1 % меньше в сравнении с 2019 г. – 1 809 ед.). 

 

18.8 Надзор, осуществляемый министерством лесного хозяйства  

Красноярского края 

 

Одним  из  направлений  деятельности  министерства  лесного  хозяйства  Краснояр-

ского края является осуществление регионального государственного экологического кон-
троля и надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в сфере лесных 
отношений.  Ниже  приведены  результаты  деятельности  министерства  лесного  хозяйства 
Красноярского края при осуществлении регионального государственного экологического 
надзора. 

В  2020 г.  численность  контролирующих  лиц  в  лесном  хозяйстве  Красноярского 

края  составляет  292 единицы  (263  инспектора  КГКУ «Лесная  охрана»,  29  -  инспекторы 
министерства),  что  не  позволяет  в  полной  мере  обеспечить  контроль  соблюдения  обяза-

 
 

299 

 

тельных требований лесного законодательства, особенно на территориях северных райо-
нов края. Нагрузка площади патрулирования лесов на инспектора остается значительной, 
в  2,5 раза  превышает  установленный  норматив,  на  одного  инспектора  приходится  около 
550 тысяч  гектаров  лесов.  Дефицит  численности  инспекторского  состава,  относительно 
установленного  норматива,  составляет  363 шт. ед.  В  этой  связи,  дальнейшее  повышение 
численности лесных инспекторов выступает основной задачей на 2021 г. 

В сфере государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах 

ежегодно в ве-

сенне-летний  период  проводятся  мероприятия  по  контролю  (патрулированию)  в  лесах, 
осматриваются лесные участки, граничащие с землями сельскохозяйственного назначения 
и иных категорий. В ходе натурных осмотров выявляются факты невыполнения очистки 
от  сухой  травянистой  растительности,  мусора  и  других  горючих  материалов  на  полосе 
шириной не менее 10 м от леса, или отсутствия противопожарной минерализованной по-
лосы шириной не менее 0,5 м на территории, прилегающей к лесным насаждениям.

 

В  2020 г.  по  итогам  данных  мероприятий  вынесено  330  постановлений 

о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ «Нарушение 
правил  пожарной  безопасности  в  лесах»  в  виде  штрафа  на  общую  сумму  9,8 млн руб.,  
в том числе 95 постановлений на сумму 5,9 млн руб. в отношении 30 муниципальных об-
разований края. 

В 2020 г. за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, повлекшее возник-

новение лесного пожара по части 4 статьи 8.32 КоАП РФ к ответственности привлечено  
4 лица, сумма наложенных штрафов 1,05 млн руб. 

Всего 

за 

нарушения 

правил 

пожарной 

безопасности 

в 

лесах  

в  2020 г.  к административной  ответственности  привлечено  2 029  лиц,  сумма  штрафных 
санкций 66,7 млн руб. (АППГ – 629 лиц на 18,7 млн руб.). 

По 

679 

лесным 

пожарам 

с 

ущербом 

материалы 

дел 

переданы  

в  территориальные  ОНД ГУ МЧС  по  Красноярскому  краю  для  принятия  решения  о  воз-
буждении уголовных дел по статье 261 Уголовного кодекса РФ, возбуждено 36 уголовных 
дел, к уголовной ответственности привлечено 3 лица. 

В сфере противодействия незаконным рубкам лесных насаждений

.

 

В 2020 г. в ходе проведенных министерством с целью профилактики, выявления и 

пресечения  нарушений  лесного  законодательства  контрольно-надзорных  мероприятий 
выявлено 5 663 нарушения, включая незаконную рубку лесных насаждений. По результа-
там рассмотрения министерством дел о нарушениях лесного законодательства, влекущих 
административную  ответственность,  вынесено  3 596  постановлений  о  назначении  адми-
нистративного  наказания  (АППГ  –  2 843),  общая  сумма  штрафных  санкций  – 
142,8 млн руб. 

В  2020 г.  нарушителям  лесного  законодательства  внесено  2 442  представления  

об  устранении  причин и  условий,  способствующих  совершению  административных  пра-
вонарушений. 

Статистические данные, характеризующие ситуацию с незаконной заготовкой дре-

весины в Красноярском крае в 2020 г., в сравнении с 2019 г., показывают следующее: 

- количество нарушений - 699 случаев (2019 г. - 606 случаев);  
- объем незаконно заготовленной древесины – 242 тыс. м

3

 (2019 г. - 114,8 тыс. м

3

); 

- ущерб, нанесенный лесному фонду - 957,1 млн руб. (2019 г. - 716,6 млн руб.). 

В сфере надзора за деятельностью пунктов приема и отгрузки древесины

  по состоя-

нию на 30.12.2020 г. на территории края деятельность осуществлялась 1 096 пунктов при-
ема, переработки и отгрузки древесины. В 2020 г. проверено 453 пункта, в деятельности 
223 пунктов выявлены нарушения порядка приема и учета принятой и отгруженной дре-
весины,  установленного  Законом  края,  а  также  выявлено  86  пунктов,  осуществляющих 
деятельность без обязательной постановки на учет.

 

За нарушения требований Закона края в отношении виновных лиц вынесено 1 155 

постановлений  о  назначении  административного  наказания  в  виде  штрафа  на  сумму 

 
 

300 

 

17,1 млн руб.,  из  них  взыскано  4,7 млн руб.  Нарушителям  внесено  97  представлений  
об устранении причин и условий, способствующих совершению административного пра-
вонарушения. 

С целью пресечения и выявления нарушений, связанных с незаконной транспорти-

ровкой  древесины,  в  крае  на  постоянной  основе  организована  работа  стационарных  по-
стов по контролю за законностью происхождения и транспортировкой древесины в горо-
дах Канск, Лесосибирск и Эвенкийском муниципальном районе. Совместно с территори-
альными  подразделениями  ГУ МВД России  по  краю  проводятся  рейдовые  мероприятия  
в  государственном  лесном  фонде,  а  также  на  автомобильных  дорогах  с  целью  проверки 
транспортных средств, перевозящих лесопродукцию. 

В  2020 г.  проведено  1 107  проверочных  мероприятий  на  предмет  наличия  и  пра-

вильности  оформления  сопроводительного  документа  на  транспортируемую  древесину. 
Проверено 14,8 тысяч сопроводительных документов, составлено 80 протоколов об адми-
нистративном правонарушении по части 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ «Транспортировка дре-
весины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопрово-
дительного документа», материалы направлены на рассмотрение в судебные органы. Су-
дами рассмотрено 37 дел, сумма назначенных штрафных санкций составила 5,7 млн руб., 
взыскано 1,6 млн руб., ведется работа по взысканию задолженности. 

В  2020 г.  Учитывая  высокую  эффективность  работы  постов,  введены 

в эксплуатацию  стационарные  посты  на  территории  Богучанского  и  Нижнеингашского 
районов края. 

Министерством проводится предупредительно-профилактическая работа по освеще-

нию в средствах массовой информации о принятых мерах по борьбе с нарушениями лес-
ного  законодательства,  а  также  требований  лесного  законодательства  и  ответственности  
за их нарушение. Сведения публикуются на сайте министерства и официальном портале 
Красноярского края (krskstate.ru), в сети интернет - информационными агентствами. 

Также размещаются телевизионные сюжеты в эфире телеканалов о недопустимости 

нарушений лесного законодательства и проводимой в данном направлении работе мини-
стерства.

 

 

 
 

301 

 

19 Государственная экологическая экспертиза

 

 

Раздел  подготовлен  по  материалам:  Енисейского  межрегионального  управления  

Росприроднадзора 

(24.rpn.gov.ru); 

министерства 

экологии 

и 

рационального  

природопользования Красноярского края (И. В. Лахонина). 

 

Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня в 2020 г. 

осуществлялась  Енисейским  межрегиональным  управлением  Росприроднадзора,  экспер-
тиза  объектов  регионального  уровня  осуществлялась  министерством  экологии  и  рацио-
нального природопользования Красноярского края. 

Государственная экологическая экспертиза объектов федерального уровня.  

В  2020 г.  в  Енисейское  межрегиональное  управление  Росприроднадзора  поступило 

17  комплектов  материалов  на  проведение  государственной  экологической  экспертизы  
(далее — ГЭЭ), из них: по 16 комплектам в 2020 г. проведена ГЭЭ проектной документа-
ции, по 1 комплекту проведение ГЭЭ перенесено на 2021 г. 

Из 16 рассмотренных комплектов документов 3 получили отрицательное заключе-

ние, в том числе: 

«Очистные  сооружения  г. Норильска,  расположенные  по  адресу:  Красноярский 

край, район г. Норильска, ул. Вокзальная, 9А»; 

«Строительство  разреза  по  добыче  каменного  угля  в  границах  лицензионного 

участка Бейский-Западный. Пусковой комплекс, геологический участок Аршановский-2»; 

«Строительство участка открытых горных работ на Глушинском каменноугольном 

месторождении Кузбасса». 

13 рассмотренных комплектов получили положительные заключения: 

 «Рекультивация  нарушенных  земель  в  квартале  46,  выделы  12,  14  Горяченского 

лесничества  Байкальского  лесничества  Прибайкальского  района  Республики  Бурятия  
в  центральной  экологической  зоне  Байкальской  природной  территории»  — 
ООО «Экопроект»; 

 Строительство объектов промплощадки Восточных фланговых наклонных стволов 

для шахты «Костромовская» ООО «ММК-УГОЛЬ» — ООО «ММК-УГОЛЬ»; 

 «Групповой рабочий проект на строительство скважин газоконденсатных эксплуа-

тационных № СК3, СК9, № СК10 Южно-Киринского месторождения» — ООО «Газпром 
инвест»; 

 «Групповой рабочий проект на строительство скважин газоконденсатных эксплуа-

тационных № СК8, СК19, № СК20 Южно-Киринского месторождения» — ООО «Газпром 
инвест»; 

 «План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при стро-

ительстве  скважин  газоконденсатных  эксплуатационных  № СК3,  СК9,  № СК10  Южно-
Киринского месторождения» — ООО «Газпром инвест»; 

 «План предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при строи-

тельстве  скважин  газоконденсатных  эксплуатационных  № СК8,  СК19,  № СК20  Южно-
Киринского месторождения» — ООО «Газпром инвест»; 

 «ДОЛ  «Огоньки»,  строительство  моста  через  р. «Малая  Олха»  Восточно-

Сибирской  железной  дороги»  —  Дирекция  сетей  связи  Восточно-Сибирской  дирекции  
по капитальному строительству - филиал ОАО «РЖД»; 

 «Строительство магазина по продаже автозапчастей по адресу: Иркутская область, 

г. Усолье-Сибирское,  в  районе  ул.  Береговая,  50,  кадастровый  номер  38:31:000037:1191» 
— ИП Парамонов Н.С.; 

 «Реконструкция моста 2 пути на 5 310 км пк 8 участка Иркутск  – Петровский за-

вод» — Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объек-

 
 

302 

 

тов железнодорожного транспорта Иркутская группа заказчика по строительству объектов 
железнодорожного транспорта (ОАО «РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»); 

 «Отвалы горных пород месторождения Тардан» — ООО «Тардан Голд»; 
 «Реконструкция 

канализационных  очистных  сооружений  правого  берега 

г. Иркутска» (Трубопроводы сброса очищенной сточной воды диаметром 1200 мм от  ка-
нализационных 

очистных 

сооружений 

правого 

берега 

г. 

Иркутска) 

— 

ООО «Энергострой»; 

 «Техническая  рекультивация  отходов  комбината  «Тувакобальт»  —  Министерство 

природных ресурсов и экологии Республики Тыва; 

 «Проект  освоения  Кызыл-Таштыгского  месторождения  полиметаллических  руд  

в Республике Тыва. Корректировка. II этап. Отработка запасов месторождения ниже гори-
зонта – 100 м» — ООО «Лунсин». 

Государственная экологическая экспертиза на региональном уровне. 

Предостав-

ление государственной услуги по организации и проведению государственной экологиче-
ской  экспертизы  регионального  уровня  осуществляется  в  соответствии  с  федеральным  
законодательством, а также: 

Законом  Красноярского  края  от  20.09.2013  № 5-1597  «Об  экологической 

безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае»; 

постановлением  Правительства  Красноярского  края  от  28.11.2017  № 715-п  

«Об 

утверждении 

Положения 

о 

министерстве 

экологии 

и 

рационального 

природопользования Красноярского края»; 

административным  регламентом  предоставления  министерством  экологии  

и  рационального  природопользования  Красноярского  края  государственной  услуги  
по  организации  и  проведению  государственной  экологической  экспертизы  объектов 
регионального уровня, утвержденным приказом министерства экологии и рационального 
природопользования Красноярского края от 12.09.2018 № 1/1950-од. 

В  2020 г.  министерством  экологии  и  рационального  природопользования 

Красноярского  края  организованно  проведение  4  государственных  экологических 
экспертиз, из них: 

2 - завершены и получили положительное заключение; 
2 - возвращены  заказчику  экспертизы,  в  связи  с  тем,  что  не  являются  объектом 

экспертизы. 

В  отношении  одного  комплекта  материалов  государственная  экологическая 

экспертиза начата в 2019 г. и получила положительное заключение в 2020 г. 

Положительные заключения получили: 
проектная 

документация 

«Дополнительные 

производственные 

здания. 

Откормочная  ферма  Свинокомплекс  «Красноярский»,  на  земельном  участке  по  адресу: 
Красноярский край, Большемуртинский район, Госплемзавод «Сибирь»; 

 проект  нормативно-технического  документа  –  проект  Указа  Губернатора 

Красноярского края «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории 
Красноярского края в сезоне охоты 2020-2021 годов»; 

 проектная  документация  «Реконструкция  здания  Визит-центра  природного  парка 

«Ергаки»,  расположенного  по  адресу:  Красноярский  край,  Ермаковский  район,  614 км. 
автодороги М-54 «Енисей» Красноярск-Кызыл государственная граница, ул. Визит-Центр 
природного парка «Ергаки», 1». 

 

 
 

303 

 

20 Лицензирование деятельности в области охраны  

окружающей среды и природопользования

 

 

Раздел  подготовлен  по  материалам:  Енисейского  межрегионального  управления  

Росприроднадзора  (24.rpn.gov.ru);  Департамента  недропользования  по  Центрально-
Сибирскому округу (А. Н. Хохлов); министерства экологии и рационального природополь-
зования Красноярского края (Т. Б. Кузик). 

 

 
Лицензирование деятельности по обезвреживанию и размещению отходов

Согласно Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдель-

ных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности: сбор, 
транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов. 

В  2020 г.  Енисейским  межрегиональным  управлением  Росприроднадзора  выдано  

и переоформлено 54 лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортирова-
нию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов  I-IV классов опас-
ности. Все лицензии выданы на условии бессрочного пользования либо до отмены в слу-
чае, установленном законодательством РФ. 

Лицензирование пользования недрами.

  По  данным  Департамента  недропользова-

ния  по  Центрально-Сибирскому  округу  в  границах  Красноярского  края  по  состоянию  
на  01.01.2021 г.  хозяйствующим  субъектам  предоставлено  и  действует  1 400  различных 
лицензий. Из общего количества действующих лицензий предоставлено: 163 – на углево-
дородное сырье, 450  – на благородные металлы, 91  – на уголь, 101  – на  другие твердые 
полезные ископаемые, 202 – на подземные воды, 12 – на минеральные воды и лечебные 
грязи, 346 – на общераспространенные полезные ископаемые, 2 – на использование отхо-
дов, 2 – на захоронение отходов, 29 – прочие лицензии, 2 – другие лицензии.

 

В 2020 г. выдано 215 лицензий, в том числе: без конкурса на геологическое изуче-

ние – 162, по госконтракту – 3, по результатам аукционов – 12, по результатам конкурса – 
0,  по  факту  открытия  –  2,  прочие  основания  –  9,  по  разным  причинам  переоформлено 
27 лицензии. Кроме того, на общераспространенные полезные ископаемые выдана 81 ли-
цензия. 

 

Лицензирование участков недр местного значения. 

В 2020 г. министерством эко-

логии  и  рационального  природопользования  Красноярского  края  выдана  81  лицензия  на 
право пользования участками недр, из них: 13 лицензий на общераспространенные полез-
ные ископаемые по результатам проведения аукционов, 49 лицензий на подземные воды 
без проведения аукционов, 19 лицензии в порядке переоформления. Составлено 66 допол-
нений к действующим лицензиям, из них 10 на продление срока лицензий. 

 

 
 

304 

 

21 Экономическое регулирование в области охраны  

окружающей среды

 

 

Раздел подготовлен по материалам: 21.1 – министерства экологии и рационального 

природопользования Красноярского края (Н. С. Иванова, Е. В. Ташевская, М. Г. Левакова, 
В.  П.  Атурова,  В.  В.  Горская,  Т.  А.  Климова);  Территориального  органа  Федеральной 
службы  государственной  статистики  по  Красноярскому  краю  и  Енисейского  
бассейнового водного управления. 

 

21.1 Мероприятия в области охраны окружающей среды  

и рационального природопользования 

 

21.1.1 Деятельность органов исполнительной власти края по выполнению 

мероприятий по охране окружающей среды и обеспечению 

экологической безопасности 

 

В 2020 г. в Красноярском крае реализовывалась государственная программа Крас-

ноярского  края  «Охрана  окружающей  среды,  воспроизводство  природных  ресурсов», 
утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 512-п.  

Цель программы – обеспечение охраны окружающей среды, экологической и ради-

ационной  безопасности  населения  Красноярского  края,  безопасности  гидротехнических 
сооружений  и  сохранение  биологического  разнообразия  на  территории  Красноярского 
края.  

Министерством  экологии  и  рационального  природопользования  Красноярского 

края (далее – Министерство) в рамках программы освоено 1 233 883,46 тыс. руб. В составе 
программы в 2020 г. осуществлялась реализация подпрограмм, указанных в таблице 21.1 

 

Таблица 21.1 

Фактическое использование бюджетных ассигнований краевого бюджета 

и иных средств на реализацию программы в 2020 г., тыс. руб. 

Статус 

Наименование государственной 

программы Красноярского края, подпрограммы 

Источники финансиро-

вания 

2020 г. 

Государственная 
программа 

«Охрана окружающей среды, воспроизводство 
природных ресурсов» 

Всего, в т.ч. 

1 233 883,46 

федеральный бюджет 

272 883,58 

краевой бюджет 

948 100,18 

внебюджетные  источ-
ники 

12 611,0 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

288,70 

Подпрограмма 1 

«Обращение с отходами» 

Всего, в т.ч. 

188 491,15 

федеральный бюджет 

153 574,62 

краевой бюджет 

22 305,53 

внебюджетные  источ-
ники 

12 611,0 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

Подпрограмма 2 

«Обеспечение радиационной безопасности 
населения края и улучшение социально-
экономических условий его проживания» 

Всего, в т.ч. 

58 669,17 

федеральный бюджет 

краевой бюджет 

58 561,17 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

108,0 

Подпрограмма 3 

«Охрана природных комплексов и объектов» 

Всего, в т.ч. 

300 075,28 

федеральный бюджет 

краевой бюджет 

300 075,28 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     17      18      19      20     ..