Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году - часть 20

 

  Главная      Книги - Разные     Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..

 

 

 

Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году - часть 20

 

 

 
 

305 

 

Статус 

Наименование государственной 

программы Красноярского края, подпрограммы 

Источники финансиро-

вания 

2020 г. 

внебюджетные  источ-
ники 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

Подпрограмма 4 

«Использование и охрана водных ресурсов» 

Всего, в т.ч. 

180 721,27 

федеральный бюджет 

71 718,96 

краевой бюджет 

108 821,61 

внебюджетные  источ-
ники 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

180,7 

Подпрограмма 5 

«Охрана, государственный надзор и регулиро-
вание использования объектов животного мира 
и среды их обитания» 

Всего, в т.ч. 

166 336,65 

федеральный бюджет 

47 590,0 

краевой бюджет 

118 746,65 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

Подпрограмма 6 

«Обеспечение  реализации  государственной 
программы и прочие мероприятия» 

Всего, в т.ч. 

232 055,53 

федеральный бюджет 

краевой бюджет 

232 055,53 

внебюджетные  источ-
ники 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

Подпрограмма 7 

«Охрана,  атмосферного  воздуха,  мониторинг 
окружающей среды» 

Всего, в т.ч. 

71 797,80 

федеральный бюджет 

краевой бюджет 

71 797,80 

внебюджетные  источ-
ники 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

Подпрограмма 8 

«Экологическое образование и воспитание» 

Всего, в т.ч. 

38 000,90 

федеральный бюджет 

краевой бюджет 

38 000,90 

внебюджетные  источ-
ники 

бюджеты  муниципаль-
ных образований 

 

Мероприятия подпрограммы «Обращение с отходами»

В рамках подпрограммы проведены следующие мероприятия: 
1. предоставлены  субсидии  на  финансовое  обеспечение  части  затрат,  связанных  

с обеспечением непрерывной работы региональных операторов по обращению с твердыми 
коммунальными отходами за счет средств федерального бюджета, в том числе региональ-
ным  операторам:  АО «Автоспецбаза»,  МУП «УККР»,  ООО «Агропромкомплект», 
ООО «Красноярская  рециклинговая  компания»,  ООО «ПромТех»,  ООО «РостТех», 
ООО «Эко-Транспорт»; 

2. Начата  разработка  (проведены  инженерные  изыскания)  проектно-сметной  доку-

ментации  на  строительство  полигонов  твердых  коммунальных  отходов  в  г. Шарыпово 
Шарыповского района, с. Ермаковское Ермаковского района, в пгт Курагино Курагинско-
го района. Окончание работ запланировано в 2021 г. 

3. Разработана проектно-сметная документация на рекультивацию несанкциониро-

ванных  мест  размещения  отходов,  расположенных  в  границах  г. Минусинска  
и г. Енисейска. 

Мероприятия подпрограммы «Обеспечение радиационной безопасности насе-

ления  края  и  улучшение  социально-экономических  условий  его  проживания»

.

  

 
 

306 

 

В рамках подпрограммы проведены следующие мероприятия:

 

«Изучение  радиационной  обстановки  в  1000-километровой  зоне  наблюдения 

ФГУП «ГХК»»

.

 

Результат:

 

работы  по  мероприятию  завершены.

 

Подтверждено  загрязне-

ние техногенными радионуклидами поймы р. Енисей в границах 1000-километровой части 
зоны наблюдения ГХК (ЗН ГХК) вниз по течению р. Енисей от точки сброса. Радиацион-
ная обстановка в 1000-км ЗН ГХК оценена как удовлетворительная. По результатам ради-
ационного  обследования  установлено,  что  современное  состояние  радиационной  обста-
новки в ЗН ГХК не требует проведения реабилитационных мероприятий с целью ее нор-
мализации с учетом принципов нормирования, обоснования и оптимизации (НРБ-09/10). 
За  отчетный  период  выполнен  запланированный  объем  полевых,  лабораторных  и  каме-
ральных работ. 

«Изучение современной радиационной обстановки  в 20-километровой части зоны 

наблюдения  ФГУП «Горно-химический  комбинат».

 

Результат:

 

работы  по  мероприятию 

завершены.

 

Установлены фоновые уровни показателей радиационной обстановки в 20-км 

ЗН ГХК, что позволит в будущем контролировать степень влияния на население и окру-
жающую среду вновь вводимых в эксплуатацию производств ГХК таких как производство 
нового  вида  ядерного  топлива  (МОКС-топливо)  и  переработка  отработавшего  ядерного 
топлива. На территории 20-км ЗН ГХК современная радиационная обстановка оценена как 
благополучная  и  стабильная.  За  отчетный  период  выполнен запланированный  объем  по-
левых, лабораторных и камеральных работ.

 

«Ежегодная  разработка  радиационно-гигиенического  паспорта  территории 

Красноярского  края».

  Результат:  составлен  радиационно-гигиенический  паспорт  Красно-

ярского края по состоянию на 01.01.2020 г. (далее – РГП) и аналитическая справка о ре-
зультатах радиационно-гигиенической паспортизации территории края. Радиационная об-
становка на территории края оценивается благополучной, за исключением зоны наблюде-
ния Горно-химического комбината, в которой признана удовлетворительной. РГП разме-
щен в справочной правовой системе «Консультант Плюс»; в издании «Сегодняшняя газе-
та», выпуск от 09.09.2020 № 18 (общий номер с момента выхода первой газеты № 3108); 
на  официальном  сайте  Министерства  в  разделе  «Радиационная  безопасность».  
Также направлен в ФГУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребна-
дзора (г. Москва) для учета данных РГП при составлении радиационного-гигиенического 
паспорта Российской Федерации; 

«Обеспечение  деятельности  (оказание  услуг)  подведомственных  учреждений». 

Краевым  государственным  бюджетным  учреждением  «реализации  мероприятий  по  при-
родопользованию  и  охране  окружающей  среды  Красноярского  края»  (далее  – 
КГБУ ЦРМПиООС) проведены наблюдения за радиационной обстановкой в непрерывном 
режиме  на  33  пунктах  наблюдений,  в  которых  установлены  автоматизированные  посты 
радиационного контроля (далее – АПРК) краевой автоматизированной системы контроля 
радиационной  обстановки  (КрасАСКРО).  Информация  о  мощности  амбиентного  эквива-
лента  дозы  гамма-излучения  (далее  –  МД)  подготовлена  и  предоставлена  основным  по-
требителям  (1110 аналитические  справки).  КГБУ «ЦРМПиООС»  обеспечило  проведение 
работ  по  модернизации  6 АПРК,  по  техническому  обслуживанию  34 АПРК,  по  метроло-
гическому  обслуживанию  12 дозиметров  гамма-излучения.  В  2020 г.  на  двух  АПРК  за-
фиксированы  случаи  превышения  порогового  значения  МД  (0,30 мкЗв/час),  обусловлен-
ные повышением природного гамма-фона. В рамках мероприятия приобретено резервное 
оборудование в количестве 9 единиц. 

«Приобретение  оборудования  для  систем  контроля  радиационной  обстановки  

на территории Красноярского края».

 Результат: для ФГУП «ГХК» приобретены 2 едини-

цы оборудования для систем контроля радиационной обстановки, осуществляемого в са-
нитарно-защитной зоне и ЗН ГХК.

 

 

«Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на приоб-

ретение  и  монтаж  установок  по  очистке  и  обеззараживанию  воды  на  системах  водо-

 
 

307 

 

снабжения». 

Результат: проведена работа по приобретению и монтажу 5 единиц устано-

вок  по  очистке  и  обеззараживанию  воды  на  системах  водоснабжения  Сухобузимского 
района (с. Сухобузимское, с. Шила, с. Миндерла, п. Родниковый, д. Малое Нахвальское). 

«Оснащение  медицинским  оборудованием  медицинской  организации». 

Результат: 

проведена  работа  по  приобретению  одного  рентген-аппарата  на  3  рабочих  места  
для КГБУЗ «Енисейская районная больница».

 

Мероприятия  подпрограммы  «Охрана  природных  комплексов  и  объектов»

.  

В рамках подпрограммы проведены следующие мероприятия: 

Проведение работ по сохранению особо ценных видов рыб в бассейне р. Енисей»

Мероприятие реализуется в целях содействия воспроизводству осетровых рыб р. Енисей 
за  счет  выпуска  жизнестойкой  молоди  осетра  и  стерляди.  Результат:  в  летний  период 
2020 г. выпущено в бассейн р. Енисей 94,2 тыс. шт.  

Мероприятие  «Регулирование  численности  объектов  животного  мира». 

Резуль-

тат: из среды обитания изъято 289 лисиц, 116 волков.

 

«Количество  испытаний  (измерений),  проводимых  в  рамках  плановых  и  внеплано-

вых  проверок  регионального  государственного  экологического  надзора,  осуществляемых 
лабораториями (центрами), аккредитованными в требуемой области». 

Результат: прове-

дено 1 100 испытаний.

 

«Уточнение  местоположения  границ  особо  охраняемых  природных  территорий 

краевого значения и подготовка необходимой документации для внесения сведений о гра-
ницах

 

особо  охраняемых  природных  территорий  краевого  значения  в  Единый  государ-

ственный реестр недвижимости».

 

Результат:

 

на территории края созданы 4 особо охра-

няемые  природные  территории  (далее  –  ООПТ)  краевого  значения,  общей  площадью 
11,8 тыс. га  (памятники  природы  «Торгашинское  местонахождение  раннедевонской  фло-
ры» и «Базаихский разрез» в Красноярске, микрозаказник «Жаровский» и памятник при-
роды  «Кинзелюкский  водопад»  в Курагинском  районе).  В  2020 г.  утверждены  границы  
и определен режим особой охраны территории 4-х ранее созданных памятников природы 
краевого значения (на территории г. Норильск и Таймырского Долгано-Ненецкого муни-
ципального  района).  Принято  3  постановления  Правительства  края,  предусматривающие 
актуализацию  положений  об  ООПТ.  В  2020 г.  сведения  о  границах  35  ООПТ  краевого 
значения  внесены  в  Единый  государственный  реестр  недвижимости.  Общее  количество 
ООПТ, сведения о границах которых внесены в ЕГРН, составило 81. Разработаны матери-
алы  по  созданию  заказника  «Кавказский  бор»  и  памятника  природы  «Сосновый  бор  
в  квартале  № 1056  Енисейского  участкового  лесничества  Енисейского  лесничества»,  
по  актуализации  границ  и  режима  особой  охраны  заказника  «Краснотуранский  бор»,  
по созданию охранных зон 4 памятников природы.  

«Функционирование  питомника  диких  копытных  животных,  расположенного  

в  границах  государственного  биологического  заказника  краевого  значения  «Бюзинский». 

Результат:  в  2020 г.  В  питомнике  диких  копытных  животных,  родились  75  маралят.  
С участков питомника «Александровка» и «Огоньки» на территорию заказника выпущено 
в естественную среду обитания 52 марала.

 

«Оборудование  экологических  троп  в  природном  парке  «Ергаки»». 

Результат:  

в природном парке «Ергаки» в районе озера Радужное оборудована 1 туристическая стан-
ция, проведено обустройство 0,6 км экологических троп. На экотропе к Висячему камню 
завершено создание железной лестницы, позволяющей увидеть знаковый природный объ-
ект всем категориям посетителей природного парка. Количество туристов, зарегистриро-
ванных  в  летний  период  на  территории  парка  «Ергаки»,  увеличилось  в  1,5 раза.  Всего  
за год в парке зарегистрировали посещение 101,7 тыс. чел.

 

«Количество эколого-просветительских мероприятий, проводимых учреждениями, 

осуществляющими  управление  ООПТ». 

Результат:  в  2020 г.  проведено  794  эколого-

просветительских мероприятия.  

Организована  работа  по  сбору  информации  о  редких  и  находящихся  под  угрозой 

 
 

308 

 

исчезновения видах животных, растений и грибов, по результатам которой подготовлены 
проекты  перечней  видах  животных,  растений  и  грибов,  для  включения  Красную  книгу 
края. 

Мероприятия  подпрограммы  «Использование  и  охрана  водных  ресурсов»

.

  

В рамках подпрограммы проведены следующие мероприятия: 

«определение местоположения береговой линии (границы водного объекта), границ 

водоохранных зон и прибрежных защитных полос»: 

- бассейна  р. Тасеева  в  границах  Красноярского  края  (1  этап)»  Протяженность  – 

2 316,25 км. Кассовый расход 3 946,8 тыс. руб. 

- бассейна  р. Тасеева  в  границах  Красноярского  края  (2  этап)».  Протяженность  – 

2 826,3 км. Кассовый расход 7 955,0 тыс. руб. 

- р. Кан за границами населенных пунктов Красноярского края». Протяженность  – 

1599,3 км. Кассовый расход 2 800,0 тыс. руб. 

- рр. Енисей,  Кача,  Бугач,  Базаиха  в  границах  города  Красноярска  и  его  окрестно-

стях». Протяженность – 417,4 км. Кассовый расход 1 211,6 тыс. руб. 

- р. Мана за границами населенных пунктов Красноярского края». Протяженность – 

472,4 км. Кассовый расход 528,0 тыс. руб. 

«Закрепление  на  местности  границ  водоохранных  зон  и  прибрежных  защитных 

полос: 

- полос р. Енисей от г. Красноярск до устья р. Ангара без р. Кан». Протяженность – 

463,7 км. Кассовый расход 4 701,5 тыс. руб. 

- полос  р. Енисей  и  ее  притоков  от  г. Красноярска  до  устья  р. Ангара  без  р. Кан  

в черте населенных пунктов Красноярского края (1 этап)». На протяжении 670,8 км уста-
новлено 318 специальных информационных знаков. Кассовый расход 2 540,8 тыс. руб. 

- полос  р. Чулым  и  ее  притоков  в  черте  населенных  пунктов  Красноярского  края  

(2 этап)». На протяжении 1356,1 км установлено 367 специальных информационных зна-
ков. Кассовый расход 3 479,1 тыс. руб. 

- полос р. Мана

 

и ее притоков в границах населенных пунктов и участков антропо-

генного  воздействия  на  территории  Красноярского  края».  На  протяжении  385,6 км  уста-
новлено 82 специальных информационных знаков. Кассовый расход 979,9 тыс. руб. 

- в  черте  населенных  пунктов  Красноярского  края  (2  этап)».  На  протяжении 

774,2 км  установлено  408  специальных  информационных  знаков.  Кассовый  расход 
3 842,4 тыс. руб. 

Выполнение мероприятий по установлению и закреплению водоохранных зон поз-

воляет  обеспечить  информирование  граждан  и  юридических  лиц  о  специальном  режиме 
осуществления хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и при-
брежных  защитных  полос.  Результат:  предотвращение  загрязнения,  засорения  заиления 
рек и истощения вод, также сохранение среды обитания водных биологических ресурсов  
и других объектов животного и растительного мира. 

«Расчистка и руслорегулирующие работы» (проведены/будут продолжены):  

- р. Минусинка  в  г. Минусинске  Красноярского  края».  Проектируется  расчистка 

протяженностью  7,0 км,  планируемый  срок  реализации  2021-2023 гг.  Кассовый  расход 
2 604,8 тыс. руб. 

- русло р. Кан в г. Канске Красноярского края. Проектируется расчистка протяжен-

ностью  2,0 км,  планируемый  срок  реализации  2021-2022 гг.  Кассовый  расход 
2 666,9 тыс. руб. 

Результат: проведения работ по расчистке русел рр. Минусинка и Кан: численность 

населения,  проживающего  на  защищенной  в  результате  проведения  противопаводковых  
и берегозащитных мероприятий территории составит 6 115 человек. 

«Определение границ зон затопления, подтопления территорий». 

Результат: в от-

ношении 54 населенных пунктов края определены границы зон затопления, подтопления, 
в отношении 85 населенных пунктов заключены государственные контракты на разработ-

 
 

309 

 

ку  зон  затопления.  Утверждены  границы  зон  затопления,  подтопления  43  населенных 
пунктов,  в  том  числе  гг. Красноярск,  Канск,  Енисейск,  Назарово,  Лесосибирск.  
Из  которых,  сведения  о  границах  зон  затопления,  подтопления  14  населенных  пунктов,  
в  том  числе  гг.  Канск,  Енисейск,  Назарово,  Лесосибирск,  полностью  внесены  в  Единый 
государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), сведения о границах зон затопле-
ния,  подтопления  г. Красноярска  частично  внесены  в  ЕГРН.  Границы  зон  затопления, 
подтопления  28  населенных  пунктов  направлены  Енисейским  бассейновым  водным 
управлением Федерального агентства водных ресурсов для внесения в ЕГРН в Росреестр.

 

«Проведение капитального ремонта ГТС». 

Результат: завершены работы по капи-

тальному ремонту верхней плотины в г. Минусинске (2019-2020 гг.) стоимостью всего - 48 
093,72  тыс.  В  результате  реализации  мероприятия  от  негативного  воздействия  поверх-
ностных  вод  защищено  38 871 человек;  выполнена  полностью  разработка  проектно-
сметной документации на берегоукрепление р. Кан в г. Канске, получено положительное 
заключение государственной экспертизы в 2020 г. 

«Предотвращение аварийных ситуаций на бесхозяйных ГТС» 

Результат:  

- организовано  проведение  мониторинга  (в  период  половодья  ежедневного)  в  от-

ношении 12 бесхозяйных ГТС;  

- созданы  аварийные  запасы  грунта  для  3 ГТС  (2  ГТС  в  Ермаковском  районе  – 

245 м

3

, 1 ГТС в Минусинском районе – 220 м

3

); 

- проведены  работы  по  обеспечению  технически  исправного  состояния  –  3 ГТС 

(Ермаковском, Минусинском и Курагинском районах);

 

- обеспечено страхование  гражданской ответственности в отношении 12 бесхозяй-

ных  ГТС,  в  случае  аварии  которых  возможно  причинение  существенного  вреда  (свыше 
400,0 тыс. руб.) социально-экономическим объектам и населению края; 

- проведены расчеты вероятного вреда по вновь выявленным 5 ГТС; 
- установлены водомерные устройства на 4 ГТС. 
В 2020 г. выполнены отдельные полномочия в области водных отношений за счет 

средств краевого бюджета - проведены работы по очистке Абаканской протоки р. Енисей 
в  г.  Красноярске,  включавшие  в  себя  разбор  5  искусственных  насыпей  общим  объемом 
25 тыс. м

3

, которые вывезены 4 200 самосвалами, очистку русла от водорослей на площа-

ди  193,6 тыс. м

2

  с  вывозом  на  полигон  ТБО  420 тонн  подсушенных  водорослей,  уборку 

мусора по берегам протоки на площади 22 200 км

2

 в результате чего было собрано и ути-

лизировано более 100 мешков мусора. Реализация мероприятия позволила увеличить во-
дообмен в протоке и оказало положительное воздействие на ее экологическое состояние. 

С 2019 г. министерством реализуется региональный проект «Сохранение уникаль-

ных  водных  объектов»  в  рамках  федерального  проекта  «Сохраннее  уникальных  водных 
объектов» национального проекта «Экология» (ФП «СУВО»)

Цель программы: сохране-

ние уникальных водных объектов, расположенных на территории Российской Федерации 
и Красноярского края. Средства на выполнение мероприятия не предусмотрены. 

Региональная  программа  «СУВО»  включает  выполнение  мероприятий  по  очистке 

берегов водных объектов Красноярского края и прилегающих акваторий водных объектов 
от  мусора,  с  последующим  сбором  и  вывозом  мусора  с  погрузкой  и  транспортировкой  
на  специализированный  полигон.  В  мероприятиях  участвуют  сотрудники  Министерства, 
Енисейского  бассейнового  водного  управления,  краевой  дирекции  по  особо  охраняемым 
природным территориям, музея геологии Центральной Сибири, краевого центра монито-
ринга качества окружающей среды, АО «Автоспецбазы» и население города, которое при-
соединяется к мероприятиям.  

В 2020 г. в мероприятии приняли участия 45 муниципальных образований Красно-

ярского края. Результат: 

протяженность берегов и прилегающей акватории водных объектов, 

очищенная от мусора,  составила  – 561,3 км; 

объем  собранного  мусора  составил  –  987,8 м

3

 

(

протяженность берегов и прилегающей акватории водных объектов, очищенная от мусора – 

70,1 %); количество участников, посетивших мероприятие составило 7,6 тыс. человек.

 

 
 

310 

 

Реализа

ция  данного  мероприятия  позволит  обеспечить  надлежащее  экологическое  

и  санитарно-эпидемиологическое  состояние  водных  объектов,  улучшит  их  внешний  облик, 
повлияет  на  экологическое  воспитание  населения  и  сформирует  бережное  отношение  
к водным ресурсам в Красноярском крае.

 

Мероприятия  подпрограммы  «Охрана,  государственный  надзор  и  регулиро-

вание использования объектов животного мира и среды их обитания».

 

В рамках под-

программы проведены следующие мероприятия: 

«Выявление  и  предотвращение  фактов  нарушений  природоохранного  законода-

тельства

». В рамках выполнения мероприятия Министерством организовано и проведено

 

4 056 рейдовых  мероприятий,  из  них:  совместно  с  ГУ МВД России  по  Красноярскому 
краю и Сибирским ЛУ МВД России – 1 436, с Росгвардией – 177, различными организа-
циями охотпользователей – 624, КГБУ «Дирекция по особо охраняемым природным тер-
риториям  Красноярского  края»  -  331,  с  Енисейским  территориальным  управлением  Ро-
срыболовства – 404.

 

Выявлено 1390 нарушений

 

в области охраны и использования объек-

тов животного мира, отнесенных

 

к объектам охоты, и среды их обитания, в т. ч. админи-

стративных –

 

1289, с признаками состава уголовных преступлений – 101. При этом выяв-

лена незаконная добыча 36 особей пернатой дичи, 100 особей пушных видов, 83 особи ди-
ких копытных животных, медведей  – 2. Результат: к административной ответственности 
привлечено 1262 нарушителя, в том числе должностных лиц – 43, юридических лиц – 10.

 

Предъявлено штрафов на сумму 2 902 тыс. руб., взыскано – 1 104,9 тыс. руб., предъявлено 
для возмещения ущерба, причиненного охотничьим ресурсам, – 1 906,7 тыс. руб., взыска-
но 198,6 тыс. руб. В ГУ МВД России по Красноярскому краю направлены материалы по 
101  факту  с  признаками  состава  уголовных  преступлений,  предусмотренных: 
ст. 258 УК РФ - 46, ст. 222 УК РФ – 13, 223 УК РФ – 2, ст. 260 УК РФ – 18, ст. 256 УК РФ 
–  22.  По  запросам  УВД  в  рамках  уголовного  расследования  Министерством  рассчитан 
ущерб, нанесенный незаконной добычей охотничьих ресурсов на сумму 11 040 тыс. руб., 
по ним взыскано 1 620 тыс. руб. 

В  2020 г.  По  результатам  рейдовых  мероприятий  составлено  390  сообщения  

о  наличии  административного  правонарушения  (в  том  числе  совместных  протоколов)  
по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение Правил. По выявленным правонарушениям изъято 
12 сетей.

 

Выявлен незаконный лов 30 щук, 9 плотвы, 49 ельцов, 22 карася, 2 язя, 5 нали-

мов, 157 хариусов, 14 сорог, 12 окуней, 4 линя, 4 ленков, 4 тайменей, 3 лещей, 20 тугунов.

  

«Проведение проверок».

 Проведено 8 проверок соблюдения юридическими лицами 

и индивидуальными предпринимателями условий пользования объектами животного ми-
ра, в т. ч. внеплановых – 2.

 

Результат: вынесено 4 предписания.

 

Совместно с Козульской, 

Шушенской и Саянской прокуратурами проведено 25 проверок в отношении лесопользо-
вателей.

 

По  результатам  проверок  нарушители  привлечены  к  административной  ответ-

ственности по ст. 8.33 КоАП РФ.  

В рамках надзора за использованием капканов и ловушек выявлено использование 

775 самоловов с нарушением Правил охоты. Государственными инспекторами Министер-
ства изъято 420 петель. Капканы в количестве 355 шт. и самоловы на копытных животных 
в количестве 3 шт. приведены в ненастороженное состояние. К административной ответ-
ственности  по  ч.1  ст.  8.37 КоАП РФ  привлечено  11  охотников,  занимающихся  самолов-
ным  промыслом.  Нарушителям  предъявлено  штрафов  на  сумму  18,5 тыс. руб.,  ущерб  
в размере 1,8 тыс. руб.

 

«Государственный мониторинг охотничьих ресурсов». 

Результат:

 

в 2020 г. в янва-

ре-феврале организован и проведен зимний маршрутный учет (далее – ЗМУ), также про-
веден весенний учет бурого медведя и барсука, летне-осенний учет водоплавающих птиц 
и  околоводных  животных.  Результаты  учета  обработаны  и  направлены  в  Минприроды 
России.  

«Проведение рыбохозяйственных мероприятий по очистке береговой полосы вод-

ного  объекта  рыбохозяйственного  значения  от  мусора». 

Результат:  береговая  полоса 

 
 

311 

 

протяженностью 182,2 км очищена от мусора, выполнены мероприятия по очистке водно-
го объекта от брошенных орудий добычи (вылова) на площади акватории 11 212,5 га.

 

«Выдача  бланков  разрешений  на  добычу  охотничьих  ресурсов».

 

Рассмотрено 

455 заявок охотпользователей. Результат: выдано

 

84 тыс. шт. разрешений на добычу охот-

ничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях. 

«Проведение  конкурсов  и  аукционов».

  Рассмотрено  14  заявок  на  право  заключения 

договора  о  предоставлении  рыбопромыслового  участка  для  осуществления  промышлен-
ного рыболовства на водных объектах Красноярского края. Результат: по итогам конкур-
сов заключено 12 договоров о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществ-
ления промышленного рыболовства.

  

В  2020 г.  администрацией  Таймырского  Долгано-Ненецкого  района  проведено 

3 конкурса  на  право  заключения  договора  пользования  рыболовным  участком  для  осу-
ществления  промышленного  рыболовства,  администрацией  Эвенкийского  района  объяв-
лен один конкурс, итоги будут подведены в 2021 г.

 

Проведен 1 аукцион на право заключения охотхозяйственного соглашения по 5 ло-

там

Результат: заключено 5 охотхозяйственных соглашений, на площадь 190,123 тыс. га. 

Мероприятия подпрограммы «Обеспечение реализации государственной про-

граммы и прочие мероприятия». 

В рамках подпрограммы проведены следующие меро-

приятия: 

в результате исполнения государственного задания КГБУ «ЦРМПиООС» выполне-

но: 

в  результате  проведения  государственной  экспертизы  запасов  полезных  ископае-

мых,  геологической,  экономической  и  экологической  информации  о  предоставляемых  
в пользование участках недр выдано 29 заключений экспертной комиссии; 

обеспечено  функционирование  территориальной  сети  наблюдения  за  состоянием 

окружающей  среды  (7  постов  наблюдений  за  загрязнением  атмосферного  воздуха  
в  г. Красноярске;  20  пунктов  наблюдений  за  загрязнением  поверхностных  вод  суши; 
8 территорий, охваченных дистанционными наблюдениями в зоне воздействия предприя-
тий нефтегазовой отрасли;

 

33 поста наблюдения за радиационной обстановкой; 6 пунктов 

наблюдений за сейсмической обстановкой); 

в 2020 г. создан один автоматизированный пост наблюдения за загрязнением атмо-

сферного воздуха в г. Канске; 

в 2020 г. создано обособленное подразделение в г. Норильск,

 

к функциям которого 

относится  выявление,  фиксация,  оформление  и  направление  в  Министерство  сообщений  
о фактах нарушений требований природоохранного законодательства; 

подготовлены аналитические обзоры состояния загрязнения атмосферного воздуха; 

состояния  загрязнения  поверхностных  вод  суши;  состояния  окружающей  среды,  её  за-
грязнения на территориях в зоне воздействия предприятий нефтегазовой отрасли; 

ведется  наполнение  информацией  и  бесперебойно  функционирует  сайт 

КГБУ «ЦРМПиООС», размещенный по адресу http://www.krasecology.ru/; 

актуализированы информационные базы данных краевой ведомственной информа-

ционно-аналитической  системы  данных  о  состоянии  окружающей  среды  Красноярского 
края (далее – КВИАС): «Фонд данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении на 
территории Красноярского края», «Кадастр отходов производства и потребления Красно-
ярского края»; 

актуализированы  6  баз  данных,  цифровая  модель  и  50  электронных  карт  раздела 

«Минеральные  ресурсы»  информационно-аналитической  системы  природопользования 
«Природные ресурсы и экология Красноярского края»; 

размещен  в  КВИАС  картографический  материал,  подготовленный  по  результатам 

проведенных наблюдений за состоянием (загрязнением) окружающей среды дистанцион-
ным способом; 

 
 

312 

 

актуализированы  базы  данных  экологического  портала  природоохранных  служб 

Красноярского края; 

выполнена работа по развитию и актуализации баз данных экологических паспор-

тов

 

61 муниципального образования Красноярского края;

 

разработан  государственный  доклад  «О  состоянии  и  охране  окружающей  среды  

в Красноярском крае в 2019 году»; 

подготовлена и предоставлена информация о состоянии окружающей среды, её за-

грязнении основным потребителям информации и населению; 

обеспечено функционирование «горячей линии» по вопросам экологии; 
проведены сводные расчёты загрязнения атмосферного воздуха городов края с ис-

пользованием  программного  продукта  «Эколог-Город»,  включая  расчёты  максимальных 
приземных концентраций загрязняющих веществ, оценку эффективности и достаточности 
проводимых воздухоохранных мероприятий при неблагоприятных метеоусловиях; 

обеспечено аналитическое сопровождение регионального государственного эколо-

гического надзора при плановых и внеплановых проверках (проведены лабораторные ис-
следования, измерения и испытания в количестве 41 265. 

обеспечено функционирование «горячей линии» для сообщения о выявленных фак-

тах  загрязнения  атмосферного  воздуха  или  иных  нарушениях  экологического  законода-
тельства;

 

обеспечено  круглосуточное  дежурство  передвижной  лаборатории  по  обращениям 

граждан  в  соответствии  с  регламентом,  в  том  числе  в  выходные  и  праздничные  дни, 
включая отбор проб и проведение измерений (испытаний) в соответствии с областью ак-
кредитации аналитической лаборатории.

 

Мероприятия  подпрограммы  «Экологическое  образование  и  воспитание».  

В рамках подпрограммы проведены следующие мероприятия: 

«Количество  экспозиций». 

Результат:  выполнение  данного  показателя  составило 

14 шт. (план 12 шт.); 

«Количество  выступлений  в  средствах  массовой  информации» 

Результат:  выпол-

нение данного показателя составил 13 ед. (план 12 ед.); 

«Количество информационных материалов о мероприятиях в области обращения 

с  отходами,  размещенных  в  средствах  массовой  информации». 

Результат:  выполнение 

данного показателя составило 40 шт. (план не менее 30 шт.). 

«Количество социальных проектов в сфере экологии». 

Результат: выполнение дан-

ного показателя составило 7 шт. (план 4 шт.). 

«Количество олимпиад в сфере экологии». 

Результат: выполнение данного показа-

теля составило 2 шт. (план 2 шт.). 

«Количество  публикаций» 

Результат:  выполнение  данного  показателя  составило 

12 шт. (план 12 шт.).

 

В  2020 г.  в  Красноярском  крае  реализовывалась 

государственная  программа 

Красноярского края «Развитие лесного хозяйства»

, утвержденная постановлением Пра-

вительства Красноярского края от 30.09.2013 № 513-п.

  

В 2020 г. с целью реализации программы освоено 2 903 504,3 тыс. руб., в том числе 

по  источникам  финансирования:

 

2 064 454,1 тыс. руб.  –  средства  федерального  бюджета, 

839 050,2 тыс. руб. – средства краевого бюджета. 

Целью  программы  является  повышение  эффективности  использования,  охраны, 

защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных 
потребностей  в  ресурсах  и  полезных  свойствах  леса  при  гарантированном  сохранении 
экономического  и  экологического  потенциала,  а  также  глобальных  функций  лесов.  
Для  достижения  цели  и  планируемых  целевых  показателей  программой  предусмотрено 
решение следующих задач: 

создание  условий  для  повышения  эффективности  охраны,  защиты,  воспроизвод-

 
 

313 

 

ства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при 
сохранении их экологических функций и биологического разнообразия; 

повышение  эффективности  управления  лесами  как  основы  устойчивого  развития 

лесного сектора экономики. 

В  составе  программы  в  2020 г.  осуществлялась  реализация  следующих  подпро-

грамм: 

«Обеспечение использования, охраны защиты и воспроизводства лесов»; 
«Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия». 

Мероприятия  подпрограммы  «Обеспечение  использования,  охраны  защиты  

и воспроизводства лесов»

 выполнены на общую сумму

 

2 810 169 тыс. руб.,

 

в том числе: 

- таксация лесов; 
- проведение лесопатологических обследований на площади 103 700 га.  
- подготовка и утверждение Лесного плана Красноярского края; 
- выполнение  запланированных  мероприятий  по  охране,  защите,  воспроизводству 

лесов. 

Мероприятия  по  подпрограмме  «Обеспечение  реализации  государственной 

программы  и  прочие  мероприятия»

 

реализовано  выполнение  отдельных  полномочий  

в  области  лесных  отношений  на  общую  сумму  503 208,5 тыс. руб.,  в  том  числе  за  счет 
средств: 

федерального 

бюджета 

– 

329 887 тыс. руб.;

 

краевого 

бюджета 

– 

173 321,5 тыс. руб. 

 

21.1.2 Природоохранные мероприятия, реализованные предприятиями и  

территориальными органами федеральных служб 

 

Затраты предприятий на охрану окружающей среды. 

Инвестиции в основной ка-

питал,  направленные  на  охрану  окружающей  среды  и  рациональное  использование  при-
родных  ресурсов  в  2016-2020 гг.,  и  текущие  затраты  на  охрану  окружающей  среды  
в 2019 и 2020 гг. (по данным статистического учета) представлены в таблицах 21.2 и 21.3. 

 

Таблица 21.2 

Инвестиции в основной капитал, направленные предприятиями на охрану окружающей 

среды и рациональное использование природных ресурсов

1)

 за 2016-2020 гг., млн руб. 

Направление инвестиций 

2016 

2017 

2018 

2019 

2020 

Инвестиции в основной капитал, всего 

14149,3 

11606,9 

6925,9 

6382,0 

12201,8 

из них: 

 

 

 

 

 

на охрану атмосферного воздуха 

2949,6 

6899,0 

4652,1 

3816,8 

7359,6 

на охрану и рациональное использование водных 
ресурсов 

1536,2 

1584,2 

1372,1 

1523,8 

1759,6 

на охрану и рациональное использование земель 

1480,9 

561,9 

125,8 

115,2 

71,5 

1)

 – по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (www.fedstat.ru)

 

Таблица 21.3 

Текущие (эксплуатационные) затраты предприятий на охрану  

окружающей среды

1) 

в 2019 и 2020 гг., млн руб. 

Виды затрат 

2019 

2020 

на охрану атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата 

4780,3 

4522,7 

на сбор и очистку сточных вод 

7313,5 

6959,7 

на обращение с отходами 

16039,7 

14172,0 

на защиту и реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод 

896,1 

949,8 

на защиту окружающей среды от шумового, вибрационного и других видов физиче-
ского воздействия 

2,6 

3,8 

на сохранение биоразнообразия и охрану ООПТ 

17,4 

15,5 

на обеспечение радиационной безопасности окружающей среды 

751,6 

405,1 

на научно-исследовательскую деятельность и разработки по снижению негативных 

5,9 

7,0 

 
 

314 

 

Виды затрат 

2019 

2020 

антропогенных воздействий на окружающую среду 
другие направления деятельности в сфере охраны 

315,9 

324,1 

всего 

30123,0 

27359,8 

1)

 – по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (www.fedstat.ru). 

 

Выполнение предприятиями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняю-

щих веществ в атмосферу. 

 

На  территории  края  предприятиями  (юридическими  лицами)  в  2020 г.  было  начато  

и выполнено 62 мероприятия

1)

. Сведения о выполнении мероприятий по уменьшению за-

грязняющих веществ в атмосферу в 2020 г. представлены в таблице 21.4. 

 

Таблица 21.4 

Выполнение мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ  

в атмосферу в 2020 г. 

Наименование мероприятия 

Выполненные мероприятия 

Кол-во, 

единиц 

Уменьшение выбросов после про-

ведения мероприятий, тонн 

ожидаемое  

фактическое 

Всего 

начато и выполнено 

62 

-2980 

-2895 

не начато или не выполнено 

12 

-56 

-52 

Совершенствование  
технологических процессов 

начато и выполнено 

-984 

-985 

не начато или не выполнено 

-47 

-47 

Повышение эффективности 
существующих очистных 
установок 

начато и выполнено 

19 

-1783 

-1783 

не начато и не выполнено 

Строительство и ввод в дей-
ствие новых пылегазо-
очистных установок и  
сооружений 

начато и выполнено 

-6 

не начато и не выполнено 

прочие мероприятия 

начато и выполнено 

38 

-117 

-99 

не начато и не выполнено 

10 

-9 

-5 

 
Фактический  эффект  от  реализации природоохранных  мероприятий в  2020 г.  ока-

зался чуть выше ожидаемого по мероприятиям совершенствования технологических про-
цессов и прочим мероприятиям.  

 

1)

 

 

по материалам федеральной службы по надзору в сфере природопользования, www.rpn.gov.ru. 

 
 

315 

 

 

21.2 Плата за негативное воздействие на окружающую среду 

 

Размеры и структура платы природопользователей края за негативное воздей-

ствие  на  окружающую  среду.

  На  территории  Красноярского  края  функции  

по  администрированию  платежей  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  
в 2020 г. осуществляло Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора. 

По итогам фактической деятельности в 2020 г. сумма платы, начисленная природо-

пользователям Красноярского края, составила 2 240 805,1 тыс. руб. 

Бесспорным  «лидером»  по  сумме  начисленной  платы  является  Норильский 

промрайон (г. Норильск) – 529 969,1 тыс. руб. 

Размеры платы в 2020 г. природопользователями Красноярского края в разрезе му-

ниципальных  образований  по  видам  негативного  воздействия  представлены  
в таблице 21.5. 

 

Таблица 21.5 

Сумма начисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2020 г.  

в разрезе муниципальных образований, тыс. руб. 

Муниципальный 

район 

Всего, 

тыс. руб. 

В т. ч. 

сверх-
лимит 

По видам воздействия, тыс. руб. 

выбросы от 

стационарных 

источников 

выбросы 

от пе-

редв. 

источ-

ников 

сбросы 

размещение  

отходов 

ПНГ (попутный 

нефтяной газ) 

ПДВ и 

ВСВ 

сверх-
лимит 

ПДС и 

ВСС 

сверх-
лимит 

лимит 

сверх- 
лимит 

ПДВ и 

ВСВ 

сверх-
лимит 

Абанский 

289,1 

252,2 

27,7 

11,6 

0,0 

0,0 

0,0 

9,1 

240,7 

0,0 

0,0 

Ачинский 

9680,2 

4357,5 

144,0 

5,40 

0,0 

134,7 

142,9 

5043,9 

4209,3 

0,0 

0,0 

Балахтинский  

923,0 

556,3 

25,3 

25,2 

0,0 

3,9 

450,2 

337,5 

80,9 

0,0 

0,0 

Березовский  

32943,4 

1308,7 

37,7 

8,4 

0,0 

1862,9 

38,50 

30273,8 

1261,9 

0,0 

0,0 

Бирилюсский  

178,4 

147,0 

12,1 

30,3 

0,0 

0,0 

22,6 

19,3 

94,1 

0,0 

0,0 

Боготольский  

101,3 

65,4 

16,6 

24,8 

0,0 

0,0 

0,0 

19,4 

40,6 

0,0 

0,0 

Богучанский  

2706,8 

1550,3 

416,8 

1341,6 

0,0 

3,4 

50,4 

736,4 

158,2 

0,0 

0,0 

Большемуртин-
ский  

1034,1 

87,9 

295,1 

-9,6 

0,0 

1,4 

1,2 

649,7 

96,2 

0,0 

0,0 

Большеулуйский  

2384,5 

259,3 

537,6 

6,1 

0,0 

6,9 

12,2 

1580,6 

241,0 

0,0 

0,0 

Дзержинский  

147,6 

112,6 

5,9 

33,7 

0,0 

0,0 

0,0 

29,1 

78,8 

0,0 

0,0 

Емельяновский  

8429,1 

4299,5 

1281,2 

235,7 

0,0 

60,4 

3581,4 

2788,1 

482,3 

0,0 

0,0 

Енисейский  

2519,6 

1994,6 

193,2 

1076,0 

0,0 

1,2 

859,2 

330,5 

59,3 

0,0 

0,0 

Ермаковский  

205,6 

109,1 

33,1 

40,7 

0,0 

0,0 

13,8 

63,4 

54,6 

0,0 

0,0 

Идринский  

92,5 

64,4 

8,9 

10,8 

0,0 

0,0 

0,0 

19,1 

53,7 

0,0 

0,0 

Иланский  

745,7 

623,7 

61,2 

68,0 

0,0 

60,5 

495,4 

0,2 

60,5 

0,0 

0,0 

Ирбейский  

174,1 

59,4 

79,5 

33,6 

0,0 

15,9 

0,1 

19,2 

25,7 

0,0 

0,0 

Казачинский  

219,6 

212,4 

0,3 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

6,9 

212,4 

0,0 

0,0 

Канский  

1190,6 

642,9 

90,7 

97,3 

0,0 

13,0 

173,2 

444,0 

372,5 

0,0 

0,0 

Каратузский  

183,9 

166,8 

6,8 

78,8 

0,0 

0,0 

58,0 

10,4 

30,0 

0,0 

0,0 

Кежемский  

2861,1 

714,6 

75,2 

198,2 

0,0 

1,6 

78,0 

2069,6 

438,4 

0,0 

0,0 

Козульский  

1653,8 

1521,8 

32,8 

63,10 

0,0 

0,1 

0,0 

99,3 

1458,7 

0,0 

0,0 

Краснотуранский  

113,2 

35,3 

13,8 

13,7 

0,0 

0,0 

0,0 

64,1 

21,6 

0,0 

0,0 

Курагинский  

645,1 

475,9 

82,5 

26,9 

0,0 

0,7 

359,9 

86,1 

89,1 

0,0 

0,0 

Манский  

214,6 

158,7 

23,5 

47,1 

0,0 

0,0 

1,2 

32,3 

110,4 

0,0 

0,0 

Минусинский  

1219,8 

720,2 

287,1 

60,5 

0,1 

-0,1 

627,1 

212,5 

32,6 

0,0 

0,0 

Мотыгинский  

14287,60 

11528,7 

228,6 

448,3 

0,0 

346,1 

6714,7 

2184,3 

4365,6 

0,0 

0,0 

Назаровский  

2604,9 

2242,6 

111,2 

-522,0 

0,0 

39,6 

1746,6 

211,6 

1018,0 

0,0 

0,0 

Нижнеингашский  

422,9 

406,4 

12,7 

315,4 

0,0 

0,8 

6,9 

3,0 

84,0 

0,0 

0,0 

Новоселовский  

1341,8 

510,8 

32,4 

0,1 

0,0 

0,0 

382,2 

798,7 

128,5 

0,0 

0,0 

Партизанский  

130,8 

65,2 

19,0 

37,9 

0,0 

1,3 

83,7 

45,3 

-56,4 

0,0 

0,0 

Пировский  

100,7 

78,9 

0,2 

0,5 

0,0 

0,0 

0,0 

21,7 

78,4 

0,0 

0,0 

Рыбинский  

8091,5 

7076,7 

88,90 

111,5 

0,0 

38,1 

5593,7 

888,0 

1371,5 

0,0 

0,0 

Саянский  

171,0 

111,6 

27,8 

9,6 

0,0 

0,0 

0,0 

31,5 

102,0 

0,0 

0,0 

Северо-
Енисейский  

9261,9 

1020,5 

1804,0 

19,2 

0,0 

11,6 

660,2 

6425,8 

341,1 

0,0 

0,0 

Сухобузимский  

424,1 

345,6 

36,0 

115,3 

0,0 

0,7 

49,2 

41,7 

181,1 

0,0 

0,0 

Таймырский МР 

159771,0 

159181,3 

512,4 

1958,2 

0,0 

0,0 

0,0 

68,0 

126666,7 

9,4 

30556,4 

Тасеевский  

121,5 

97,7 

10,7 

7,6 

0,0 

1,9 

-1,3 

11,1 

91,4 

0,0 

0,0 

Туруханский  

759759,2 

740462,1 

342,7 

94743,2 

0,0 

3,50 

40975,8 

149,9 

586547,9 

0,0 

18195,2 

 
 

316 

 

Муниципальный 

район 

Всего, 

тыс. руб. 

В т. ч. 

сверх-
лимит 

По видам воздействия, тыс. руб. 

выбросы от 

стационарных 

источников 

выбросы 

от пе-

редв. 

источ-

ников 

сбросы 

размещение  

отходов 

ПНГ (попутный 

нефтяной газ) 

ПДВ и 

ВСВ 

сверх-
лимит 

ПДС и 

ВСС 

сверх-
лимит 

лимит 

сверх- 
лимит 

ПДВ и 

ВСВ 

сверх-
лимит 

Тюхтетский  

78,5 

68,9 

1,0 

22,5 

0,0 

0,0 

0,0 

8,6 

46,4 

0,0 

0,0 

Ужурский  

5539,7 

820,8 

147,7 

45,8 

0,0 

1,1 

441,0 

4570,0 

333,9 

0,0 

0,0 

Уярский  

355,0 

105,8 

129,4 

9,9 

0,0 

0,1 

53,0 

119,8 

42,9 

0,0 

0,0 

Шарыповский  

30574,4 

738,0 

1731,8 

171,5 

0,0 

119,2 

138,1 

27985,6 

428,5 

0,0 

0,0 

Шушенский  

259,5 

190,5 

12,2 

39,4 

0,0 

5,2 

21,3 

51,7 

129,8 

0,0 

0,0 

Эвенкийский МР 

1029,5 

571,0 

78,0 

562,1 

0,0 

0,0 

0,0 

37,9 

8,8 

342,7 

0,0 

г. Ачинск 

301559,2 

232851,5 

3559,4 

579,2 

0,0 

168,7 

310,3 

64979,5 

231962,2 

0,0 

0,0 

с. Байкит 

8306,9 

7999,7 

157,0 

5,70 

0,0 

0,0 

0,0 

150,1 

7993,9 

0,1 

0,0 

г. Боготол 

2180,4 

371,6 

62,1 

16,5 

0,0 

0,0 

110,6 

1746,9 

244,5 

0,0 

0,0 

г. Бородино 

128,5 

38,0 

89,2 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

1,3 

38,0 

0,0 

0,0 

с. Ванавара 

201,1 

173,3 

27,7 

6,5 

0,0 

0,0 

0,0 

0,1 

166,9 

0,0 

0,0 

г. Дивногорск 

1293,2 

905,3 

11,1 

3,0 

0,0 

28,3 

769,3 

348,6 

133,1 

0,0 

0,0 

г. Дудинка 

7694,0 

12118,4 

405,8 

318,5 

0,0 

-50,9 

12306,2 

-4849,2 

-436,2 

0,0 

0,0 

г. Енисейск 

931,0 

740,3 

184,8 

112,8 

0,0 

0,0 

520,3 

6,0 

107,2 

0,0 

0,0 

ЗАТО г. Железно-
горск 

7163,6 

5747,3 

273,8 

188,6 

0,0 

63,70 

5051,0 

1078,8 

507,6 

0,0 

0,0 

г. Заозерный 

624,2 

79,5 

36,3 

37,0 

0,0 

0,0 

2,1 

508,4 

40,3 

0,0 

0,0 

ЗАТО г. Зелено-
горск 

21131,9 

9560,2 

2566,5 

251,6 

0,0 

206,8 

1068,4 

8798,3 

8240,4 

0,0 

0,0 

г. Игарка 

1296,2 

1276,9 

0,6 

904,2 

0,0 

0,0 

0,0 

18,7 

372,5 

0,0 

0,0 

г. Канск 

2182,9 

320,7 

634,0 

19,8 

0,0 

91,7 

109,4 

1136,5 

191,6 

0,0 

0,0 

с. Караул 

312,1 

241,8 

42,0 

0,0 

0,0 

0,4 

0,0 

27,9 

241,8 

0,0 

0,0 

п. Кедровый  

897,7 

877,9 

19,8 

0,0 

0,0 

0,0 

877,9 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

г. Красноярск 

162220,4 

106993,8 

9241,8  81896,0 

0,0 

2670,8 

653,2 

43313,7 

24444,8 

0,0 

0,0 

г. Лесосибирск 

7968,0 

5111,6 

306,1 

483,8 

0,0 

13,1 

3259,4 

2557,2 

1368,4 

0,0 

0,0 

г. Минусинск 

823,8 

504,9 

18,2 

55,7 

0,0 

99,0 

340,6 

201,6 

108,7 

0,0 

0,0 

с. Мирюга 

110144,5 

105387,2 

89,2 

119,6 

0,0 

0,0 

242,6 

3560,1 

89994,1 

1108,0 

15030,8 

г. Назарово 

5208,9 

707,1 

3364,8 

17,8 

0,0 

122,6 

4,5 

1014,5 

684,7 

0,0 

0,0 

г. Норильск 

529969,1 

17918,2 

6192,0 

52,40 

0,0 

24596,4 

11267,0  481262,6 

6598,8 

0,0 

0,0 

г. Сосновоборск 

444,1 

39,5 

387,9 

16,0 

0,0 

0,0 

0,0 

16,7 

23,5 

0,0 

0,0 

п. Тура 

151,8 

146,3 

1,3 

123,1 

0,0 

0,0 

0,0 

4,2 

23,2 

0,0 

0,0 

г. Ужур 

18,3 

18,3 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

18,3 

0,0 

0,0 

с. Хатанга 

531,0 

506,5 

17,50 

278,1 

0,0 

0,0 

139,2 

6,90 

89,30 

0,0 

0,0 

г. Шарыпово 

1797,2 

289,1 

4,9 

52,3 

1375,3 

0,0 

68,2 

127,8 

168,5 

0,0 

0,0 

ЗАТО п.  
Солнечный 

416,2 

311,8 

35,1 

68,5 

0,0 

1,0 

243,3 

68,4 

0,0 

0,0 

0,0 

Итого по 
краю 

тыс. 
руб. 

2240805,1 

1457432,8  36844,4  187231,4 

1375,4 

30207,0  101173,9  694684,0  1105245,6  20261,1 

63782,4 

100,0 

65,0 

1,6 

8,4 

0,1 

1,3 

4,5 

31,0 

49,3 

0,9 

2,8 

 

Структура  фактических  платежей  за  2020 г.  по  видам  негативного  воздействия 

представлена на рисунке 21.1. 

 

 
 

317 

 

 

 

Рисунок 21.1 Распределение начисленных платежей в 2020 г. 

по видам негативного воздействия 

 

Удельные начисленные платежи за негативное воздействие на окружающую среду 

в муниципальных районах края в 2020 г. представлены на рисунке 21.2. 

Поступление  платы  за  негативное  воздействие  на  окружающую  среду  

в бюджеты всех уровней.

 

Всего  природопользователями  Красноярского  края  в  2020 г.  перечислено  

в  бюджетную  систему  1 356 146,3 тыс. руб.  (в  2019 г.  –  571 671,3)  платы  за  негативное 
воздействие на окружающую среду.  

Поступившие  платежи  в  2020 г.  распределились  следующим  образом:  

в  бюджет  Красноярского  края  –  542 458,5 тыс. руб.,  в  местные  бюджеты  – 
813 687,8 тыс. руб. В федеральный бюджет в 2020 г. платежей не поступало. 

Размер  поступающей  платы  по  большинству  районов  и  городов  напрямую  связан  

с усилением контроля со стороны Енисейского межрегионального управления Росприрод-
надзора за плательщиками в части своевременного внесения платы за негативное воздей-
ствие на окружающую среду. 

Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора в целях оказания мер 

воздействия на природопользователей за непредставление расчетов платы по фактической 
деятельности,  обеспечения  своевременного  и  в  полном  объеме  поступления  платы  
в  бюджеты  бюджетной  системы  Российской  Федерации  осуществляет  сотрудничество  
с  другими  природоохранными  службами  и  ведомствами,  органами  прокуратуры  в  виде 
обмена 

информацией 

для 

принятия 

мер 

административного 

реагирования  

к недобросовестным природопользователям края.

 

 
 

318 

 

 

Рисунок 21.2 Удельные начисленные платежи за негативное воздействие 

на окружающую среду в муниципальных районах и платежи в городских  

округах Красноярского края в 2020 году 

 
 

319 

 

22 Экологическое образование, воспитание и формирование 

экологической культуры

 

 

Раздел подготовлен по материалам: 22.1 – министерства экологии и рационального 

природопользования  Красноярского  края  (Е.  Ю.  Горелова,  И.  В.  Лахонина);  22.2  -  
КФ  АО  «НИиП  центр  «Природа»  (Н. С. Рудер);  ЦЛАТИ  по  Енисейскому  региону 
(Т. А. Берёзова);  КГАУ  ДПО  «Краевой  центр  подготовки  кадров  строительства,  ЖКХ  
и энергетики» (Г. М. Арутюнян). 

 

22.1 Деятельность министерства экологии и рационального  

природопользования Красноярского края  

в области экологического образования и просвещения 

 

В  2020 г.  министерством  экологии  и  рационального  природопользования  Красно-

ярского края в рамках Государственной программы Красноярского края «Охрана окружа-
ющей среды, воспроизводство природных ресурсов» от 30.09.2013 № 512-п были выпол-
нены мероприятия, направленные на информирование и образование населения Краснояр-
ского края. 

Государственный  доклад  «О  состоянии  и  охране  окружающей  среды  в  Краснояр-

ском крае за 2019 год» объёмом в 309 страниц

 

разработан и издан тиражом 300 экземпля-

ров в соответствии с мероприятием

 «Ежегодная разработка и публикация государствен-

ного  доклада

 

«О  состоянии  и  охране  окружающей  среды  в  Красноярском  крае»  

(далее  -  Доклад).  Доклад  подробно  характеризует  состояние  окружающей  среды  в  реги-
оне, дает объективную информацию о воздействии экономической деятельности на окру-
жающую среду, её состояние и здоровье населения, информирует о принимаемых органа-
ми государственного контроля и надзора мерах по охране и защите окружающей  среды. 
Благодаря доступному изложению и тематическому разнообразию Доклад вызывает инте-
рес у населения и является полезным для широкой аудитории. 

Распространение Доклада осуществляется согласно утверждённого списка руково-

дителям краевых и федеральных учреждений, образовательным структурам, администра-
циям  муниципальных  образований,  библиотекам  г. Красноярска,  общественным  органи-
зациям.  С  2007 г.  Доклад  размещается  на  официальном  портале  Красноярского  края 
(

www.mpr.krskstate.ru/envir

). 

Радиационно-гигиенический паспорт Красноярского края за 2019 год (далее – РГП 

края) составлен в рамках мероприятия «Проведение мероприятий по изучению радиаци-
онной обстановки и обеспечению радиационной безопасности населения» подпрограммы 
«Обеспечение  радиационной  безопасности  населения  края  и  улучшение  социально-
экономический  условий  его  проживания»  государственной  программы  Красноярского 
края «Охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов».

 

Ведение ради-

ационно-гигиенических паспортов направлено на охрану здоровья населения и снижение 
отрицательного воздействия ионизирующего излучения.  

Размещен  радиационно-гигиенический  паспорт  Красноярского  края  за  2019 г.  

в  справочной  правовой  системе  «Консультант  Плюс»,  в  издании  «Сегодняшняя  газета», 
выпуск  от  09.09.2020  № 18  (общий  номер  с  момента  выхода  первой  газеты  № 3108),  
на официальном сайте министерства в разделе «Направление деятельности/Радиационная 
безопасность». 

Представляется  информация  о  мощности  дозы  гамма-излучения,  подготовленная  

по  данным  автоматизированной  системы  контроля  КрасАСКРО,  которая  размещается  
в  бегущей  строке  на  телеканале  «Енисей»  (КГАУ  «Дирекция  краевых  телепрограмм»)  
и  на  информационных  табло,  установленных  в  4  населенных  пунктах  (г.  Красноярск, 

 
 

320 

 

г. Сосновоборск, г. Лесосибирск, с. Атаманово). Информация также представлена в крае-
вой  ведомственной  информационно-аналитической  системе  (КВИАС),  размещенной  
на  сайте  Краевого  государственного  бюджетного  учреждения  «Центр  реализации  меро-
приятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края». 

Реализованы мероприятия по информационному обеспечению населения в области 

обращения с отходами: 

- размещено  на  телеканале,  вещающем  на  территории  Красноярского  края  8  теле-

сюжетов; 

- размещено  на телеканале, вещающем на территории  г. Красноярск -  9 телесюже-

тов; 

- создано 6 радиороликов и размещено в эфире радио 480 раз; 
- размещено 20 статей в печатном издании.  

 

22.2 Дополнительное профессиональное образование  

в природоохранной сфере 

 

Дополнительное профессиональное образование является важным элементом всей 

системы экологического образования. 

Обязательное  экологическое  обучение  предусмотрено  ст. 73  Федерального  закона 

от  10.01.2002  № 7-ФЗ  «Об  охране  окружающей  среды»,

 

ст. 15  Федерального  закона  

от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также приказом Ми-
нистерства природных ресурсов Российской Федерации от 18.12.2002 № 868 «Об органи-
зации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами». 

В  2020 г.  Красноярским  филиалом 

АО «НИиП  центр  «Природа» 

совместно  

с

 

ФГАОУ  ВО  «Сибирский  федеральный  университет»

 

(лицензия  серия  90Л01 

№ 0009304, регистрационный № 2251 от 04 июля 2016 г.)

 

продолжалась работа по орга-

низации и проведению курсов повышения квалификации по программам: 

«Обеспечение  экологической  безопасности  при  работах  в  области  обращения  

с опасными отходами»

.

 

Всего повышение квалификации прошли 137 человек, в том числе 

в рамках федерального проекта «Новые возможности для каждого» национального проек-
та «Образование» - 67 человек и 

«Обеспечение экологической безопасности руководите-

лями и специалистами общехозяйственных систем управления»

. Всего повышение квали-

фикации прошли 3 человека. 

Повышение  квалификации  по  программе 

«Обеспечение  экологической  безопасно-

сти при работах в области обращения с опасными отходами» 

проводиться во исполне-

ние ст. 71-73 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 15 Феде-
рального  закона  «Об  отходах  производства  и  потребления  № 89-ФЗ  среди  специалистов 
субъектов  хозяйственной  и  иной  деятельности,  которая  оказывает  или  может  оказать 
негативное воздействие на окружающую среду с целью обновления теоретических и прак-
тических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходи-
мостью  освоения  современных  методов  решения  профессиональных  задач  по  обеспече-
нию экологической безопасности при обращении с опасными отходами. Основной задачей 
данной программы является совершенствование кадрового обеспечения государственных, 
муниципальных  и  производственных  нужд  для  подготовки  компетенций  специалистов  
в сфере обеспечения экологической безопасности при работе с опасными отходами, орга-
низации предупреждения угрозы вреда от хозяйственной и иной деятельности, способной 
оказать негативное воздействие на окружающую среду. 

Повышение  квалификации  по  программе 

«Обеспечение  экологической  безопасно-

сти  руководителями  и  специалистами  общехозяйственных  систем  управления» 

прово-

диться  во  исполнение  ст. 71-73  Федерального  закона  № 7-ФЗ  «Об  охране  окружающей 
среды»,  ст. 15  Федерального  закона  «Об  отходах  производства  и  потребления»  № 89-ФЗ 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     18      19      20      21     ..