Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году - часть 18

 

  Главная      Книги - Разные     Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..

 

 

 

Государственный доклад О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2020 году - часть 18

 

 

 
 

273 

 

В 2020 г. на территории Красноярского края зимний маршрутный учет был прове-

ден  в  период  с  1  января  по  28  февраля,  учетами  охвачена  площадь  около  141,5 млн га,  
в  43  муниципальных  районах.  В  целом  по  Красноярскому  краю  собрано  и  обработано 
3300 карточек (ведомостей зимнего маршрутного учета). Общая протяженность учетных 
маршрутов составила 32,5 тыс. км. 

Учет бурого медведя в крае проводился в соответствии с методикой Пажетнова В., 

Пажетнова С. 

Мониторинг состояния водных биологических ресурсов. 

Государственный мони-

торинг водных биологических ресурсов регулируется постановлением Правительства РФ 
от 24.12.2008 № 994 «Об утверждении Положения «Об осуществлении государственного 
мониторинга  водных  биологических  ресурсов  и  применении  его  данных»  (в  ред.  
от 25.08.2016 № 841). Мониторинг является частью государственного мониторинга окру-
жающей среды. 

На территории края мониторинг осуществляет Енисейское территориальное управ-

ление Федерального агентства по рыболовству,  включая наблюдение за распределением, 
численностью,  качеством,  воспроизводством  водных  биологических  ресурсов,  за  средой 
их  обитания,  за  рыболовством  и  сохранением  водных  биологических  ресурсов,  а  также 
обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга. 

Результаты мониторинга используются для утверждения общего допустимого уло-

ва  рыбных  ресурсов  конкретного  вида  в  определенных  районах,  масштабы  и  динамику 
воспроизводства в водных объектах, виды и объемы рыбохозяйственной мелиорации. 

 

 

17.4 Мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды  

и радиационной обстановки 

 

Мониторинг  радиоактивного  загрязнения

  окружающей  среды  на  территории 

края в 2020 г. проводили следующие организации:  

- ФГБУ «Среднесибирское УГМС»; 
- Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю; 
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Красноярском крае»; 
- радиоэкологический центр ФГУП «Горно-химический комбинат». 
ФГБУ  «Среднесибирское  УГМС».  Мониторинг  радиоактивного  загрязнения  

на территории Красноярского края осуществляется в соответствии со «Списком станций 
радиационного мониторинга Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу 
окружающей среды» и «Программой работ ФГБУ «Среднесибирское УГМС» по радиаци-
онному контролю в районе ФГУП «Горно-химический комбинат». 

Кроме  этого,  ФГБУ «Среднесибирское  УГМС»  ежегодно  проводит  экспедицион-

ные обследования в зоне воздействия ФГУП «ГХК» (табл. 17.1). 

Мониторинг  включает  определение  объемной  активности  радионуклидов  в  при-

земном слое атмосферы (5 станций); определение радиоактивности атмосферных выпаде-
ний  (17  станций);  определение  мощности  экспозиционной  дозы  гамма-излучения  
(50  станций);  определение  содержания  в  пресной  воде  трития  (2 станции),  в  пробах  
осадков стронция-90 (1 станция). 

За  2020 г.  радиометрической  лабораторией  территориального  Центра  по  монито-

рингу загрязнения окружающей среды ФГБУ «Среднесибирское УГМС» проведены изме-
рения  объемной  ∑ß  активности:  1 795  проб  воздуха  приземной  атмосферы;  6 222  проб 
суммарной бета-активности (∑ß) выпадений; проведено 47 176 измерений мощности экс-
позиционной дозы МЭД гамма-излучения на местности.

 

 
 
 

 
 

274 

 

Таблица 17.1 

Распределение станций и постов радиационного мониторинга окружающей природной 

среды ФГБУ «Среднесибирское УГМС» по видам наблюдений 

№ 

п/п 

Вид наблюдений 

Кол-во 

пунктов 

наблюдения 

Кол-во пунктов 

наблюдения в 100 

км зоне ФГУП 

«ГХК» 

Отбор проб аэрозолей 

Отбор проб атмосферных выпадений 

17 

Отбор проб осадков для определения трития 

Отбор проб пресной воды для определения стронция-90 

Отбор проб поверхностных вод для определения трития 

Отбор проб пресной воды для определения техногенных 
радионуклидов 

Измерение мощности экспозиционной дозы (МЭД) гамма-
излучения 

50 

13 

 

Радиационно-гигиенический мониторинг окружающей среды 

осуществляет Управ-

ление Роспотребнадзора по Красноярскому краю. В 2020 г. продолжалось ведение радиа-
ционно-гигиенического  мониторинга  и  выполнялись  надзорные  мероприятия  с  оценкой 
состояния радиационной безопасности окружающей среды, объектов производства и по-
требления, среды обитания, в том числе питьевой воды и воды водных объектов, наблю-
дательных скважин. 

В 2020 г. исследовано 140 проб почвы и почво-грунтов (на содержание цезий-137, 

стронций-90),  48  проб  пищевых  продуктов  (на  содержание  цезий-137,  стронций-90),  
418  проб  воды  (по  показателю  суммарной  альфа-,  бета-  активности)  из  источников  цен-
трализованного питьевого водоснабжения, 3 пробы (по показателю суммарной альфа-, бе-
та- активности) из источников нецентрализованного питьевого водоснабжения. Результа-
ты исследований приведены в разделе 2.1. 

Производственный  контроль  радиационной  обстановки  в  санитарно-защитной 

зоне  (СЗЗ)  и  зоне наблюдения  (ЗН) ФГУП  «ГХК» 

осуществляет  лаборатория  радиоэколо-

гического мониторинга экологического управления (ЛРЭМ ЭУ) предприятия. 

В задачи радиоэкологического мониторинга входит  контроль сбросов и выбросов 

производств,  действующих  в  составе  ФГУП  «ГХК»,  а  также  контроль  и  анализ  воздей-
ствия сбросов и выбросов на объекты окружающей среды на промплощадке предприятия,  
в СЗЗ и ЗН. 

Для выполнения указанных задач экологическим управлением в 2020 г. контроли-

ровалось: 

- содержание радионуклидов в газоаэрозольных выбросах предприятия на всех ор-

ганизованных  источниках  путем  непрерывного  отбора  проб  аэрозолей  радионуклидов  
и последующего анализа их в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание радионуклидов в сточных водах на выпусках путем ежедневного от-

бора разовых проб и последующего анализа их в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание вредных химических веществ в сточных водах на выпусках путем си-

стематического отбора проб и последующего анализа их в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание радионуклидов в аэрозолях приземного слоя атмосферы на 9 стацио-

нарных постах контроля путем отбора недельных проб (при непрерывном их улавливании 
на фильтры ФПП) и последующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание радионуклидов в атмосферных выпадениях на 9 стационарных постах 

контроля и последующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание  радионуклидов  в  снежном  покрове  в  15  точках  контроля  вокруг  ос-

новного  источника  выбросов  путем  отбора  разовых  проб  весной,  перед  снеготаянием,  
и последующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание  радионуклидов  в  верхнем  почвенном  слое  в  15  точках  контроля  во-

 
 

275 

 

круг основного источника выбросов путем отбора разовых проб в летний период и после-
дующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание радионуклидов в траве в 15 точках контроля вокруг основного источ-

ника выбросов путем отбора разовых проб в летний период и последующего анализа проб 
в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание  радионуклидов  в  пищевых  продуктах,  производимых  в  20-км  зоне 

контроля вокруг основного источника выбросов (6 населенных пунктов) путем отбора ра-
зовых проб в весенний и осенний периоды и последующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание  радионуклидов  и  вредных  химических  веществ  в  воде  р. Енисей  

(в двух створах), речках и ручьях в зоне возможного влияния предприятия путем отбора 
разовых проб с периодичностью от одного раза в месяц до двух раз в год (в зависимости  
от точки контроля и условий отбора проб) и последующего анализа в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание  радионуклидов  и  вредных  химических  веществ  в  подземных  водах 

путем периодического отбора проб и последующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- содержание радионуклидов в донных и аллювиальных отложениях, траве, пище-

вых продуктах и др. объектах природной среды при экспедиционном обследовании пой-
мы Енисея до 570 км ниже выпуска сточных вод путем отбора разовых проб в летний пе-
риод и последующего анализа проб в ЛРЭМ ЭУ; 

- мощность дозы гамма-излучения на территории СЗЗ и в ЗН ФГУП «ГХК». 
Фоновое  содержание  цезия-137  и  стронция-90  в  воде  р. Енисей  определяется  

в 17 км выше места сброса в районе п. Додоново. Пробы отбираются ежемесячно в тече-
ние  всего  года.  Для  повышения  чувствительности  и  надёжности  результатов  осадки  ме-
сячных проб объединяются и анализируются за квартал. 

Мониторинг радиационной обстановки 

в автоматическом режиме на территории 

края в 2020 г. проводили следующие организации:  

- КГБУ «ЦРМПиООС», подведомственное министерству  экологии и рационально-

го природопользования Красноярского края (системой КрасАСКРО); 

- ФГУП «Горно-химический комбинат» (системой АСКРО ГХК). 
КрасАСКРО. В Красноярском крае функционирует территориальная автоматизиро-

ванная система контроля радиационной обстановки (КрасАСКРО), включающая 33 авто-
матизированных поста радиационного контроля (далее  – АПРК), расположенных в 6 го-
родах  (Красноярск,  Железногорск,  Зеленогорск,  Сосновоборск,  Лесосибирск,  Уяр)  
и 7 районах (Сухобузимский, Емельяновский, Берёзовский, Манский, Дзержинский, Кан-
ский,  Уярский)  Красноярского  края.  На  33  АПРК  проводятся  измерения  в  непрерывном 
режиме МАЭД. 

Наблюдения  за  радиационной  обстановкой  проводились  с  использованием  

КрасАСКРО, структура приведена в разделе 2. 

Данные  наблюдений  с  АПРК  предоставлялись  основным  потребителям  информа-

ции  (министерство  экологии  и  рационального  природопользования  Красноярского  края,  
ГУ МЧС  России  по  Красноярскому  краю,  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и  эпидемиологии  
в  Красноярском 

крае», 

ФГУП  «ГХК», 

ФГБУ 

«Среднесибирское 

УГМС», 

АО «ПО «Электрохимический  завод»)  и  населению,  в  том  числе  посредством  сайта 
КГБУ «ЦРМПиООС» (www.krasecology.ru), цифровых табло «бегущая строка» и в эфире 
телеканала «Енисей». 

АСКРО ГХК. С 1996 года на Горно-химическом комбинате действует автоматизи-

рованная система контроля радиационной обстановки (АСКРО). АСКРО ГХК предназна-
чена для получения информации о радиационной обстановке и динамике ее изменения: 

- в режиме штатной эксплуатации предприятия; 
- в  режиме  выхода  из  штатной  эксплуатации (аварии)  -  для  оценки масштаба  ава-

рии,  ввода  в  действие  плана  противоаварийных  мероприятий,  принятия  мер  по  защите 
персонала и населения, а также для ведения работ по ликвидации последствий аварии. 

АСКРО ГХК входит в состав Единой государственной автоматизированной систе-

 
 

276 

 

мы контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО). Система включает в себя 12 стацио-
нарных  постов  мониторинга  гамма-излучения,  предназначенных  для  измерения  МЭД,  
и два информационно-управляющих центра (ИУЦ). 

Посты контроля (ПК) размещены на местности на расстоянии от 4 до 28 км от ос-

новного источника выбросов с учетом расположения населенных пунктов. 

Основные параметры, контролируемые АСКРО: 
- мощность эквивалентной дозы гамма-излучения (МЭД); 
- скорость и направление ветра. 
Система  обеспечивает:  автоматическое  измерение  МЭД,  метеоданных  и  их  обра-

ботку  в  реальном  времени;  подачу  тревожной  сигнализации  при  обнаружении  в  ПК  от-
клонений от установок; оперативное представление средствами ПО на дисплее компьюте-
ра мониторинговой информации; подготовку данных для выходных документов и отчетов  
за установленные

 

промежутки времени. 

 

17.5 Мониторинг состояния недр 

 

Результаты  мониторинга  состояния  недр  на  территории  Красноярского  края  

в 2020 г. представлены в разделе 6 настоящего Доклада на основании информации, полу-
ченной от ООО «ТЦ «Эвенкиягеомониторинг» (подземные воды и экзогенные процессы). 

Мониторинг эндогенных геологических процессов.

 

В рамках подсистемы монито-

ринга  опасных  эндогенных  геологических  процессов  КГБУ «ЦРМПиООС»  проводились 
наблюдения за сейсмической обстановкой посредством обеспечения непрерывной автома-
тической  регистрации  сейсмических  волн  на  8  сейсмостанциях:  «Красноярск»,  «Орье», 
«Тиберкуль», «Большая Речка», «Шира», «Табат», «Хову-Аксы», «Абакан». 

Информация  о  зарегистрированных  сейсмических  событиях  предоставлялась  ос-

новным  потребителям  информации  (Геофизическая  служба  Российской  академии  наук  - 
г. Обнинск,  ГУ МЧС России  по  Красноярскому  краю,  Сибирский  региональный  центр  
по  делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий 
стихийных бедствий, ФКУ «Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по 
Красноярскому  краю»,  министерство  экологии  и  рационального  природопользования 
Красноярского края, министерство строительства Красноярского края) и населению, в том 
числе посредством сайта КГБУ «ЦРМПиООС» (www.krasecology.ru). 

Мониторинг подземных вод. 

В настоящее время государственная опорная наблю-

дательная  сеть  (ГОНС),  в  том  числе  существовавшая  ранее,  сформирована  в  основном  
за  счет  приемки  и  дооборудования  поисковых  и  картировочных  скважин,  пробуренных  
на  воду  в  процессе  поисково-разведочных  и  других  видов  геологоразведочных  работ 
включая гидрогеологическую съемку. Скважины ГОНС защищены от несанкционирован-
ного  доступа  и  имеют  инструментальную  привязку.  Устья  их  оборудованы  оголовками, 
что исключает поступление дождевых и талых вод через устье, а конструкция и диаметры 
обсадных труб позволяют применять при опробовании насос «Малыш». 

Объектами мониторинга подземных вод в настоящее время являются месторожде-

ния подземных вод, гидрогеологические структуры II порядка и входящие в них водонос-
ные  горизонты  (комплексы  и  зоны): Тунгусский  АБ,  Тазовско-Пурский  АБ,  Иртыш-
Обский  АБ,  Ангаро-Ленский  АБ,  Енисейская  ГСО,  Саяно-Тувинская  ГСО,  Восточно-
Саянская ГСО.  

Государственная опорная сеть наблюдения за состоянием подземных вод в 2020 г. 

включала 64 наблюдательные скважины (42 режимных поста). Из них в естественном ре-
жиме – 23 скважины, в нарушенном и слабонарушенном – 41 скважина. 

Также  на  исследуемой  территории  функционирует  более  500  пунктов  объектной 

наблюдательной сети, но большая часть недропользователей не отчитывается. 

 
 

277 

 

В  2020 г.  наблюдения  велись  по  25  одиночным  пунктам,  на  30  участках,  под 

наблюдением находилась 37 скважин, на 1 створе – 2 скважины. Плотность наблюдатель-
ной сети на территории края ~ 1 пост на 11 тыс. км

2

Состояние подземных вод оценивалось по следующим параметрам: уровни, хими-

ческий состав (опробование 7 скважин на участках с вновь  выявленным и подтвержден-
ным загрязнением подземных вод). Режимные наблюдения на территории Красноярского 
края проводились 1 раз в месяц. 

На территории края функционирует более 500 наблюдательных объектов локально-

го уровня, сосредоточенных преимущественно на участках с нарушенным типом режима 
подземных  вод.  По  материалам  ранее  проведенных  обследований  техногенных  объектов 
наблюдательные  сети  имеются  на  разрабатываемых  угольных  (Березовский,  Абанский, 
Переяславский), золоторудных, железорудных месторождениях, объектах теплоэнергети-
ческого  комплекса  (ТЭЦ-1, 2, 3,  Минусинская  ТЭЦ),  полигонах  ТБО  и  других  промыш-
ленных предприятиях. Практически не обеспечены систематическими наблюдениями объ-
екты  
в районах добычи нерудных строительных материалов и агропромышленных комплексов. 
Отсутствие стационарных наблюдений за процессами подтопления городских территорий 
приводит к серьезным негативным последствиям: потерям  несущей способности грунтов  
в  основании  зданий,  затопление  подвальных  помещений  и  коммуникаций,  коррозии  ме-
таллических конструкций, загрязнению ПВ, активизации негативных ЭГП и т.д. 

В пределах урбанизированных территорий наблюдательные посты ГОСН имеются 

только в Красноярске, Минусинске, Канск и Шарыпово (Центральный, Коркинский, Ми-
нусинский, м/с Канск, м/с КАТЭК). 

Мониторинг экзогенных геологических процессов (ЭГП)

. Работы по ведению гос-

ударственного  мониторинга  состояния  недр  (геологической  среды)  в  2020 г.  на  террито-
рии Красноярского края выполнялись ООО «ТЦ «Эвенкиягеомониторинг». 

Изученность,  как  и  освоенность  территории  крайне  неравномерна.  Мониторинго-

выми  работами  охвачены  лишь  самые  хозяйственно  освоенные  площади:  центральные  
и  южные  районы  Красноярского  края,  отдельные  площадки  формирующихся  нефтегазо-
промыслов  и  поселков  Эвенкии.  На  территории  Норильского  промышленного  района  
и Таймыра мониторинг ЭГП практически не ведется.  

По программе работ на территории Красноярского края в 2020 г. наблюдения про-

водились на 25 участках мониторинга ЭГП (12 участков детальных наблюдений с приме-
нением полуинструментальных методов и 13 участков дежурных обследований с приме-
нением методов дистанционного зондирования и визуального обследования). Кроме того,  
на  3-х  участках  проведены  плановые  инженерно-геологические  обследования  участков 
активного развития ЭГП. В целом на территории края наблюдения велись за эрозионными 
(овражная эрозия) и оползневыми процессами, процессами подтопления и гравитационно-
эрозионного комплекса. 

Оползневые процессы

 в 2020 г. детально изучались на восьми участках проявления 

процесса,  расположенных  в  разных  инженерно-геологических  регионах.  На  3-х  участках 
«Стеклозавод» (Емельяновский р-н, п. Памяти 13 Борцов), «Малосырский» (Балахтинский 
р-н, долина р. Чулым) и Балайский Косогор (Уярский р-н, уч. Транссибирской ж/д маги-
страли)  проводились  топогеодезические  работы.  На  участках  Ижуль  (Балахтинский  р-н, 
левобережье Красноярского вдхр.) и Центральный (правый борт р. Чулым, в Большеулуй-
ском  р-не)  проведены  визуальное  обследование.  Кроме  того,  были  обследованы  три 
участка  активизации  техногенных  оползневых  процессов  в  черте  г. Красноярск  
(ул. 2-я Огородная, ул. Дачная) и его пригорода (33 км а/дороги Р-257 «Енисей»).

 

Обследованные  участки  отражают  особенности  развития  оползней  различных  

по генезису и по факторам (как природным, так и техногенным), влияющим на их актив-
ность.  Проведенные  работы  показали,  что  активность  процесса  на  оползневых  участках  
в  районах  с  незначительным  техногенным  воздействием  (или  полным  его  отсутствием), 

 
 

278 

 

как правило, была на низком уровне и только на 2-х участках (уч. Малосырский в Балах-
тинском районе и уч. Стеклозавод в Емельяновском районе) по данным нивелировки до-
стигала средних значений. 

Основная  часть  участков  расположена  в  речных  долинах,  где  на  активность  про-

цесса основное влияние имеет паводковый режим реки. В силу того, что паводковая ситу-
ация на большинстве рек не была критичной, значительных оползневых подвижек не за-
фиксировано. 

Для  оползневых  участков,  находящихся  в  зоне  Красноярского  водохранилища 

(уч. Ижуль,  Балахтинский  р-н)  основным  фактором  активизации  является  уровенный  ре-
жим  водохранилища.  По  данным  Среднесибирского  управления  по  гидрометеорологии  
и мониторингу окружающей среды по Красноярскому водохранилищу уровень воды в ап-
реле-октябре  был  выше  уровней  2019 г.,  достигая  в  сентябре  -  октябре  НПУ  (241 м  БС).  
Активность  оползневых  процессов  на  участке  Ижуль  при  визуальном  обследовании  
не зафиксирована. 

Процессы подтопления

  и  зачастую  связанное  с  ними  заболачивание имеют  доста-

точно  большое  распространение  во  многих  районах  практически  всех  инженерно-
геологических регионов Красноярского края. В отчетный период обследования проведены 
в трех населенных пунктах, подверженных процессам подтопления: гг. Минусинск, Бого-
тол, р.п. Балахта. Активность процесса по данным наблюдений на участках ЭГП в 2020 г. 
изменялась  от  средней  до  высокой.  Основную  роль  в  повышении  активности  процессов 
относительно  2019 г.,  в  западных  и  центральных  и  южных  районах  края  (Боготольский, 
Балахтинский  и  Минусинский  районы)  сыграли  значительные  запасы  снега,  обильные 
осадки марта и первых летних месяцев. 

В  г. Минусинске  подтоплению  подвержена  правобережная  (старая)  часть  города. 

Активизация процесса началась в 2018 г. и первоначально захватывала территорию вокруг 
«Цыганского» болота (около 1-1,5 км

2

). В августе 2019 г. был введен режим «Повышенной 

готовности»,  а  в  октябре  (09.10.2019 г.)  введен  режим  «Чрезвычайная  ситуация».  Для 
снижения УГВ в ноябре 2019 г. построен коллектор для откачки вод из Цыганского боло-
та. С июня 2020 г. откачку воды начали и из водоема по ул. Сотниченко, расположенного  
в 700 м южнее «Цыганского болота». Несмотря на проводимые работы на территории ста-
рой  части  города  процессы  подтопления  приобрели  угрожающие  масштабы.  К  августу 
2020 г. площадь подтопления выросла до 12-14 км

2

. Около 70 домов признаны непригод-

ными для проживания. В начале июня был снят режим «Чрезвычайная ситуация» и введен 
режим «Повышенной готовности». Сезонное снижение УГВ в IV квартале привело к сни-
жению активности подтопления и к концу декабря подтопленными оставались около 150 
подворий и жилых домов частного сектора. 

В пгт Балахта процессы подтопления развиваются в центральной части населенно-

го  пункта  и  территориально  приурочены  к  мкр. Центральный,  Молодежный,  Кулички.  
Не  смотря  на  проведенные  в  2012 г.  работы  по  строительству  дренажных  сооружений, 
опрос  местных  жителей  показал,  что  активизация  процесса  началась  в  апреле  2020 г.  
и  продолжалась  весь  летний  период.  В  подпольях  у  многих  жителей  ул. Ленина 
(мкр Центральный) появилась вода. Это подтверждается и замерами УГВ в наблюдатель-
ных скважинах – максимум был достигнут в июле 2020 г. (УГВ-2,85 м, что выше прошло-
го  года  на  2,3 м).  Наиболее  уязвимыми  являются  старые  дома  с  уже  просевшим  фунда-
ментом,  где  грунтовые  воды  поднимаются  выше  уровня  пола.  К  осеннему  сезону  УГВ  
в наблюдательных скважинах снизились до 3,65 м, но тем не менее остаются выше анало-
гичного  периода  2019 г.  на  0,86 м.  Таким  образом  активность  процессов  подтопления  
в р.п. Балахта высокая, выше значений 2019 г., но остается на уровне среднемноголетних 
значений. 

Территория  г. Боготол  практически  полностью  подвержена  негативному  влиянию 

подтопления. Процессы подтопления в городе вызваны природными высокими уровнями 
грунтовых  вод,  но  интенсивность  подтопления  также  связана  с  количеством  осадков  

 
 

279 

 

и распределением их в процессоопасные сезоны – весна-лето. Наблюдательная сеть в го-
роде отсутствует. Со слов местных жителей в отчетном году активность подтопления вы-
ше значений прошлого года, но связано это с интенсивными осадками конца мая - начала 
июня.  Подтопление  погребов  и  подвалов  зафиксировано  по  ул. 9  Мая,  Октябрьская, 
Школьная, Пролетарская, Кузнецова, Транспортная. Многие дренажные канавы заполне-
ны водой. Уровни грунтовых вод в подвалах и подпольях жителей составляют от 0,7-0,5 м 
от  поверхности  земли (ул. Школьная,  Транспортная,  Октябрьская), до  0,1-0 м  от  поверх-
ности земли (ул. Кузнецова, 9 Мая). Таким образом, активность подтопления в отчетном 
году  средняя,  выше  значений  прошлого  года  и  на  уровне  среднемноголетних  значений. 
Площадь подтопления в 2020 г составляет около 3-х км

2

Процессы  овражной  эрозии 

в  2019 г.  изучались  на  участках  мониторинга  ЭГП  

и при проведении 2-х плановых инженерно-геологических обследований в Новоселовском 
районе. В основном участки сосредоточены около населенных пунктов и на сельскохозяй-
ственных угодьях центральных и южных районов края. Активность процессов овражной 
эрозии  в  2020 г.  на  большей  территории  края  была  низкой.  Ранний  и  достаточно  равно-
мерный сход снега в большинстве случаев не привел к активизации процессов овражной 
эрозии  в  центральных  (Сухобузимский,  Емельяновский  районы),  восточных  (Канский 
район)  и  части  южных  районов  (Балахтинский  и  Новоселовский  районы).  Для  участков 
развития овражной эрозии в этих районах скорости развития колебалась от 0,1 м до 1,0 м. 

На  участках  развития  оврагов  в  Краснотуранском  и  Минусинском  районах  края 

(Южно-Минусинский  регион)  активность  процесса  изменялась  от  низкой  до  высокой 
(уч. Пригородный), но в большинстве случаев была низкой и средней. 

При 

проведении 

плановых 

инженерно-геологических 

обследований  

в Новоселовском районе выявлены 2 участка развития активных процессов овражной эро-
зии. Первый участок обнаружен вдоль северной и восточной окраин п. Аешка, где зафик-
сировано образование 5 оврагов с различной степенью активности. Три оврага развивают-
ся в непосредственной близости от дороги Аешка - Новоселово и 2 оврага – на восточной  
и северо-восточной окраинах поселка. Наиболее опасным является овраг, развивающийся 
на восточной окраине поселка. Вершина его подходит непосредственно к дороге на фер-
му, по левому борту происходит разрушение частного приусадебного участка и построек. 

Второй участок развития оврагов приурочен к частным с/х угодьям к западу и се-

веро-западу от с. Новоселово. Значительной активности на этом участке не зафиксирова-
но.  Непосредственно  на  вспаханных  площадях  русла  оврагов  слабо  выражены,  т.к.  еже-
годно перепахиваются. 

Анализируя развитие процессов овражной эрозии на всех обследованных участках 

в 2020 г., надо отметить, что на 11 участках активность процессов оврагообразования за-
фиксирована на низком уровне, на 5 участках - на среднем и только для 1 участке отмече-
на высокая активность процесса. 

Стоит отметить, что для активности процессов овражной эрозии в разных регионах 

определяющим  фактором  явились  климатические  условия,  но  при  наличии  техногенных 
факторов, при всех прочих равных условиях именно они являются катализатором актив-
ности процесса. 

 
 

280 

 

18 Государственный экологический надзор

 

 

Раздел  подготовлен  по  материалам:  18.1  –  Енисейского  межрегионального  

управления  Росприроднадзора  (Е.  Б.  Мороз);  18.2  –  министерства  экологии  
и  рационального  природопользования  Красноярского  края  (Е.  Ю.  Горелова.);  
18.3  -  Управления  Россельхознадзора  по  Красноярскому  краю  (Доклад  «О  деятельности 
Управления  Россельхознадзора  по  Красноярскому  краю  в  2020  году»,  www.ukrsn.ru);  
18.4  –  Енисейского  ТУ  Росрыболовства  (А.  Н.  Сергачев);  18.5  –  Енисейского  управления 
Ростехнадзора  (М.  М.  Абуда);  18.6 – Управления  Роспотребнадзора  по  Красноярскому 
краю  (Государственный  доклад  «О  состоянии  санитарно-эпидемиологического  
благополучия  населения  в  Красноярском  крае  в  2020  году» 

www.24.rospotrebnadzor.ru

),  

(И.  В.  Тихонова);  18.7  –  Управления  Росреестра  по  Красноярскому  краю  
(«Доклад  о  состоянии  и  использовании  земель  Красноярского  края  за  2020 год».);  
18.8 – министерства лесного хозяйства Красноярского края (И. С. Максименко).

 

 

Государственный  экологический  надзор  осуществляется  согласно  постановлению 

Правительства  РФ  от  27.01.2009  № 53  «Об  осуществлении  государственного  контроля  
в  области  охраны  окружающей  среды  (государственного  экологического  контроля)».  
Он проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Феде-
рации,  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации,  органами 
местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодатель-
ства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. 

 

18.1 Надзор, осуществляемый Енисейским межрегиональным 

управлением Росприроднадзора 

 

Перечень конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории 

Красноярского края, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и под-
лежащих  федеральному  государственному  экологическому  контролю,  был  определен  
в соответствии с постановлением Правительства РФ от  28.08.2015 № 903 «Об утвержде-
нии критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному эко-
логическому надзору»

 

и

 

включает 1 476 объектов. 

Енисейское  межрегиональное  управление  Росприроднадзора  (далее  –  Управле-

ние) в 2020 г. осуществляло контрольно-надзорную деятельность по направлениям: 

- охрана атмосферного воздуха и обращение с отходами (за исключением радиоак-

тивных отходов); 

- надзор за водными ресурсами; 
- земельный контроль в сфере компетенции Межрегионального управления; 
- геологический надзор и охрана недр; 
- на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения: 
- охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира, находящихся 

на  особо  охраняемых  природных  территориях  федерального  значения  (ООПТ),  а  также 
среды их обитания; 

- организация  и  функционирование  особо  охраняемых  природных  территорий  фе-

дерального значения; 

- лесной контроль и надзор; 
- государственный  пожарный  надзор  в  лесах,  расположенных  на  землях  особо 

охраняемых природных территорий федерального значения. 

Кроме  того,  Управлением  осуществлялся  контроль  соблюдения  соискателями  ли-

цензий и лицензиатами требований и условий по осуществлению деятельности по сбору, 

 
 

281 

 

транспортированию,  обработке,  утилизации,  обезвреживании,  размещении  отходов  I-IV 
класса опасности. 

В 2020 г. надзорная деятельность Управления по соблюдению требований законо-

дательства  Российской  Федерации  в  сфере  природопользования  и  охраны  окружающей 
среды  проводилась  в  соответствии  с  планом,  утвержденным  приказом  Управления  от 
30.10.2019  № 842  «Об  утверждении  плана  проведения  плановых  проверок  юридических 
лиц  и  индивидуальных  предпринимателей  Енисейского  межрегионального  управления 
Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на 2020 год». 

Выполнено  28  плановых  проверок.  Кроме  того,  проведено  132  внеплановые  про-

верки, 213 рейдовых мероприятий. С учетом всех направлений надзора общее количество 
проверок составило 373. 

Внеплановые  проверки  проводились  по  запросу  прокуратуры  (2),  обращениям 

граждан (4), по запросам организаций (17), по приказам, распоряжениям ЦА Росприрод-
надзора и Аппарата Правительства (33), по проверке исполнения предписаний (76). 

Дополнительно  к  этому  принято  участие  в  107  проверках,  проводимых  иными 

надзорными органами (Прокуратурой, ГСУ Следственного комитета РФ и пр.), проведено 
115 проверок лицензионного и предлицензионного контроля в сфере обращения с отхода-
ми, а также рассмотрено 150 административных дел, переданных по подведомственности. 

Выявлено  430  нарушений  обязательных  требований  природоохранного  законода-

тельства. Для их устранения было выдано 99 предписаний.  

При выявлении фактов невыполнения предписаний Межрегиональным управлени-

ем составлено 40 протоколов по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ; материалы направлены в мировой 
суд. 

Управлением  возбуждено  750  административных  дел,  в  том  числе  174 

поступивших по подведомственности. 

По  привлечению  к  административной  ответственности  в  виде  штрафа  вынесено 

485  постановлений:  в  отношении  юридических  лиц  -  263,  должностных  лиц  –  175, 
физических лиц - 45 и 2 - ИП.  

В целом за 2020 г. начислено штрафов на сумму 26,018 млн руб.  
По  факту  несвоевременной  оплаты  штрафов  возбуждено  72  дела  по  ч.1  ст. 20.25 

КоАП РФ. 

В  сфере  надзора  за  охраной  атмосферного  воздуха  и  размещением  отходов  

в  2020 г.  проведена  71  проверка  по  охране  атмосферного  воздуха  и  75  по  обращению  
с отходами, а также 48 рейдовых мероприятий (16 - по охране атмосферного воздуха, 32 - 
по вопросам размещения отходов). 

В  рамках  проверок  выявлено  221  нарушение,  из  них  по  охране  атмосферного 

воздуха – 87 и по обращению с отходами - 134.  

По  данным  направлениям  надзора  в  результате  выявленных  нарушений 

инспекторами  Управления  возбуждено  428  дел  по  привлечению  к  административной 
ответственности. 

В  области  охраны  атмосферного  воздуха  рассмотрено  164  дела  и  по  обращению  

с  отходами  –  184  дела.  По  результатам  рассмотрения  этих  дел  вынесено  348 
постановлений о привлечении к административной ответственности.  

Общая сумма наложенных штрафов составила 11 929,0 тыс. руб. За этот же период 

взыскано с нарушителей законодательства 8 386,0 тыс. руб.  

Наибольшее  число  возбужденных  инспекторами  дел  связаны  с  несоблюдением 

экологических  требований,  нарушением  правил  охраны  атмосферного  воздуха,  в  том 
числе  нарушением  правил  эксплуатации  установок  очистки  газа,  зафиксированы  факты 
выброса  вредных  веществ  в  атмосферный  воздух  без  специального  разрешения, 
превышения установленных нормативов ПДВ. 

 
 

282 

 

В  сфере  обращения  с  отходами  нарушения  связаны  с  несоблюдением 

экологических требований при обращении с отходами, зафиксированы факты отсутствия 
лимитов на образование и размещение отходов, отсутствия паспортов на опасные отходы. 

К  основным  нарушителям  в  сфере  охраны  атмосферного  воздуха  можно  отнести: 

АО «РУСАЛ  Крсноярск»,  ООО «Свинокомплекс  «Красноярский»,  АО «Красноярская 
ТЭЦ-1»,  ЗАО  «Новоенисейский  ЛХК»,  МП  ЭМР  «Байкитэнерго»,  ООО  «Ирбейский 
разрез»,  ООО  «ЕКК»,  ООО  «Техногрупп-Ресурсы»,  ООО  «Уголь  Инвест», 
ООО «Ужурское ЖКХ».  

К  основным  нарушителям  в  сфере  обращения  с  отходами  можно  отнести 

следующие  предприятия:  АО  «Норильскгазпром»,  АО «Норильсктрансгаз»,  АО «ТТК», 
ЗАО «Новоенисейский ЛХК», ОАО «Птицефабрика Бархатовская», ООО «Байкал – 2000», 
ООО «РостТех», ООО «Эко-транспорт». 

Нарушители  неоднократно  не  выполняли  ранее  выданные  предписания.  

За  допущенные  нарушения  возбуждено  20  дел  об  административных  правонарушениях  
по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.  

Проведены  плановые  проверки  по  исполнению  лицензионных  условий  в  сфере 

обращения  с  отходами  (АО  «Красноярская  ТЭЦ-1»,  ООО  «РН-Ванкор»,  АО  «Восточно-
Сибирская  нефтегазовая  компания»,  ООО  «Красноярский  жилищно-коммунальный 
комплекс», ООО «Соврудник».

 

Нарушений лицензионных требований не установлено.  

В  сфере  надзора  за  водными  ресурсами 

в  2020 г.  Управлением  проведено  69 

проверок, из них плановых – 25, внеплановых – 44. Кроме того, по данному направлению 
надзора проведено 101 рейдовое мероприятие. 

В результате проведенных надзорных мероприятий выявлено 150 нарушений. Для 

устранения  выявленных  нарушений  хозяйствующим  субъектам  было  выдано  40 
предписаний. 

Кроме того, инспекторами Управления возбуждено 188 административных дел; 41 

дело  поступило  по  подведомственности  из  других  надзорных  органов.  Для  привлечения  
к  административной  ответственности  в  виде  штрафов  вынесено  164  постановления:  
в отношении юридических лиц – 102, должностных – 53, ИП – 1, физических – 8. В целом  
за 2020 г. по направлению водного надзора начислено штрафов на сумму 8 973,0 тыс. руб., 
взыскано 6 187,0 тыс. руб.  

В  2020 г.  Управлением  хозяйствующим  субъектам,  нанесшим  вред  водным 

объектам  в  результате  несоблюдения  природоохранного  законодательства,  предъявлено  
к  возмещению  14  ущербов  на  сумму  147 052 864,98 тыс. руб.,  из  них:  АО «НТЭК»  – 
147 046 011 тыс. руб.;  АО  «Разрез  Канский»  –  1257,16 тыс. руб.;  МУП «УККР»  – 
9 34,27 тыс. руб. 

Взыскана  сумма  вреда,  причиненного  водным  объектам,  в  размере 

247,997 тыс. руб.  

Наиболее  характерными  нарушениями  являются  превышение  установленных 

нормативов  допустимых  сбросов  (НДС),  отсутствие  разрешительной  документации  на 
пользование водными объектами, невыполнение ранее выданных предписаний. 

Предприятия,  используют  водные  объекты,  не  оформив  необходимую 

разрешительную  документацию  на  пользование  водными  объектами  или  допустившие 
пользование  им  с  нарушением  установленных  условий:  ЗАО «Новоенисейский  ЛХК», 
АО «Санаторий 

Красноярское 

Загорье», 

ООО «Краснокаменские 

Энергосети», 

ООО «Искра», ЗАО ЗК «Северная», ООО АС «Прииск Дражный», АО «СЛХЗ» и др. 

В  сфере  геологического  надзора  и  охраны  недр

  в  2020 г.  проведена  51  проверка 

(плановых – 26, внеплановых - 25), 108 рейдовых мероприятий. 

В  рамках  проверок  выявлено  27  нарушений  требований  земельного 

законодательства: загрязнение земельных участков нефтепродуктами, сброс неочищенных 
сточных  вод  на  земельные  участки,  порча  земель,  нарушение  режима  использования 

 
 

283 

 

водоохранных  зон,  выразившиеся  в  загрязнении,  засорении,  размещении  свалок  ТКО. 
Выдано 7 предписаний. 

Инспекторами  Управления  возбуждено  62  административных  дела;  12  дел 

поступили по подведомственности из других надзорных органов. 

Привлечено к административной ответственности в виде штрафов 33 лица, из них: 

18  –  юридических  лиц,  8  –  должностных  лиц,  7  –  физических  лиц.  Сумма 
административных  штрафов,  наложенных  госинспекторами  составила  816 тыс. руб., 
взыскано 335 тыс. руб. 

В  2020 г.  предъявлен  для  возмещения  вред,  нанесенный  почвам  на  общую  сумму 

753 797,57 тыс. руб., 

в  том  числе:  ООО НПФ «Политехника»  -  588 тыс. руб.; 

ПАО «ГМК «Норильский  никель»  –  12 549,6  тыс.  руб.;  ЗАО ПСК «Союз»  – 
175,5 тыс. руб.;  АО «НТЭК»  –  738 616,5 тыс. руб.;  ФКУ  ИК-17  ГУФСИН  России  
по Красноярскому краю – 1 633,0 тыс. руб. 

Взыскана сумма вреда, причиненного почвам, в размере 799,8 тыс. руб. 

В  сфере  геологического  надзора  и  охраны  недр 

в  2020 г.  проведено  55  проверок 

(плановых – 18, внеплановых - 37), 11 рейдовых мероприятий. 

Выявлено  32  нарушения  природоохранного  законодательства  в  области 

использования и охраны недр.  

Для  устранения  выявленных  нарушений  хозяйствующим  субъектам  выдано 

26 предписаний. 

По  фактам  невыполнения  предписаний,  возбуждено  4  дела  об  административных 

нарушениях по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ. 

По  данному  направлению  надзора  было  возбуждено  66  административных  дел;  

54 дела поступило по подведомственности из других органов.  

Для  привлечения  к  административной  ответственности  в  виде  штрафов  вынесено 

70  постановлений:  в  отношении  юридических  лиц  -  16,  должностных  лиц  –  24, 
физических  лиц  -  30.  В  целом  за  2020 г.  по  направлению  геологического  надзора 
начислено штрафов на сумму 4 300,0 тыс. руб., взыскано 4064,0 тыс. руб.  

Для активизации работы по взысканию штрафов возбуждено 29 дел по ч.1 ст.20.25 

КоАП РФ.

 

В  области  организации  функционирования  особо  охраняемых  природных 

территорий  федерального  значения

  в  2020 г.  на  основании  поручений  центрального 

аппарата  Росприроднадзора  (об  усилении  надзора  и  недопущению  заноса  
и распространения высокопатогенного гриппа птиц, об усилении надзора и продолжении 
работы  по  предупреждению  распространения  особо  опасных  болезней  животных,  
о  принятии  мер  по  недопущению  распространения  и  ликвидации  африканской  чумы 
свиней  среди  диких  кабанов,  о  проведении  совместных  с  дирекциями  ООПТ  плановых 
рейдовых  осмотров),  а  также  в  рамках  лесного  и  пожарного  надзора  на  ООПТ 
федерального  значения  Красноярского  края  Управлением  проведено  10  рейдовых 
мероприятий.  

В  области  охраны,  воспроизводства  и  использования  объектов  животного  мира,  

а также в рамках лесного и пожарного надзора нарушения не выявлены. 

Лесной  и  пожарный  надзор  в  лесах  ООПТ  федерального  значения

.  В  2020 г.  

в  рамках  надзорной  деятельности  по  соблюдению  требований  пожарной  безопасности  
в  лесах  ООПТ  федерального  значения  в  Красноярском  крае  отделом  геологического 
надзора и охраны недр, надзора за особо охраняемыми природными территориями, в сфе-
ре охоты и разрешительной деятельности проведены 6 внеплановых проверок, во испол-
нение  поручения  Заместителя  Председателя  Правительства  РФ  А. В. Гордеева  и  поруче-
ния  Росприроднадзора  в  рамках  проверки  готовности  дирекций  особо  охраняемых  при-
родных территорий федерального значения к пожароопасному периоду 2020 г.:  

- ФГБУ «Государственный заповедник «Центральносибирский»; 
- ФГБУ «Государственный заповедник «Тунгусский»;  

 
 

284 

 

- ФГБУ «Национальный парк «Красноярские Столбы»; 
- ФГБУ Национальный парк «Шушенский бор»; 
- ФГБУ «Объединенная дирекция заповедников Таймыра»»; 
- ФГБУ «Государственный заповедник «Саяно-Шушенский». 
В  результате  проверок  установлено,  что  подготовка  к  пожароопасному  периоду 

2020 г.  проходила  в  плановом  режиме,  нарушений  не  выявлено.  В  ходе  проверок 
ФГБУ ГПЗ  «Тунгусский»,  ФГБУ НП «Красноярские  Столбы»  выявлены  нарушения,  
не  квалифицируемые  по  статьям  КоАП РФ  как  административные  правонарушения:  ди-
рекции  ООПТ  осуществляли  свою  деятельность  в  отсутствие  лесохозяйственного  регла-
мента и проекта освоения лесов. Указанным дирекциям выданы предписания. 

В пожароопасный период 2020 г. на территории Красноярского края зарегистриро-

вано  всего  5  природных  пожаров  на  общей  площади  1 064 га  (1 045 га  –  лесная  и  19 га  
нелесная), из них 4 пожара - на территории ФГБУ «Государственный природный заповед-
ник  «Тунгусский»  (1 044 га,  лесная),  1 пожар  –  на  территории  ФГБУ «Государственный 
природный биосферный заповедник «Саяно-Шушенский» (на площади 20 га, в том числе 
1 га – лесная). Причины возникновения всех лесных пожаров – грозовые разряды. 

В  сфере  охраны  водных  биологических  ресурсов,  занесенных  в  Красную  

книгу РФ 

(за  исключением  находящихся  на  территории  ООПТ)  в  2020 г.  Управлением 

проведено 31 мероприятие по охране, контролю за отловом и выпуском водных биологи-
ческих ресурсов (в том числе 12 рейдовых мероприятий проведено совместно с сотрудни-
ками  Енисейского  территориального  управления  Федерального  агентства  по  рыболов-
ству), из них: 

- 2  мероприятия  по  контролю  за  отловом  в  р. Енисей  осетра  сибирского  Енисей-

ской  популяции  по  Разрешениям  центрального  аппарата  Росприроднадзора,  выданным 
ООО  «Малтат»  от  11.06.2020  № 75  и  Енисейскому  филиалу  ФГБУ «Главрыбвод»  
от 16.06.2020 № 74; 

- 1 мероприятие по контролю за отловом в р. Чулым осетра сибирского Обской по-

пуляции  по  Разрешению  центрального  аппарата  Росприроднадзора,  выданном 
ООО «Малтат» от 15.10.2020 № 117; 

- 16 мероприятий по контролю за выпуском молоди осетра сибирского по Разреше-

ниям  (распорядительным  лицензиям),  выданным  центральным  аппаратом  Росприроднад-
зора Енисейскому филиалу ФГБУ «Главрыбвод», ООО «Малтат» и другим организациям; 

- 12 рейдовых мероприятий (в Ачинском, Назаровском, Балахтинском, Новоселов-

ском, Туруханском, Сухобузимском, Енисейском, Таймырском Долгано-Ненецком муни-
ципальных районах Красноярского края). 

Незаконного  вылова  водных  биологических  ресурсов,  занесенных  в  Красную  

книгу РФ и иных нарушений, в ходе рейдовых мероприятий не установлено.

 

Участие  Управления  в  разрешительной  деятельности  в  сфере  сохранения 

биоразнообразия.

  В  соответствии  с  Административным  регламентом  Федеральной 

службы  по  надзору  в  сфере  природопользования,  утвержденным  приказом  Минприроды 
России  18.02.2013  № 60,  Управлением  в  2020 г.  рассмотрено  17  заявочных  материалов, 
подготовлено 

17 

мотивированных 

заключений 

для 

центрального 

аппарата 

Росприроднадзора  о  возможности  выдачи  разрешений  на  добычу  объектов  животного  
и  растительного  мира  (включая  водные  биологические  ресурсы),  занесенных  в  Красную 
книгу РФ, в том числе: 

- заявление  ФГБУ  «Арктический  и  антарктический  научно-исследовательский  ин-

ститут  (ФГБУ «ААНИИ»)  на  отлов  без  изъятия  из  среды  обитания  до  150  особей  белой 
чайки  (

Pagophila  eburnea

)  -  вида,  занесенного  в  Красную  книгу  Российской  Федерации. 

Управлением подготовлено положительное заключение; 

-  заявление  ФГБУ  «Арктический  и  антарктический  научно-исследовательский  ин-

ститут (ФГБУ «ААНИИ») от 10.02.2020 № 01/17-230 (вх. № 2314 от 19.02.2020) на выдачу 
разрешения на добывание (использование) до 30 яиц белой чайки (

Pagophila eburnea

) объ-

 
 

285 

 

екта животного мира, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. Управлением 
подготовлено положительное заключение; 

- заявление  ФКУЗ  «Тувинская  противочумная  станция  Роспотребнадзора»  на  до-

бывание (отлов капканами и отстрел) 50 особей монгольского сурка (тарбагана) 

Marmota 

sibirica 

- вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. Управлением подго-

товлено отрицательное заключение; 

- заявление  ООО  «Малтат»  на  добывание  (вылов,  с  последующим  выпуском  

в  природную  среду,  после  получения  половых  продуктов  для  искусственного  воспроиз-
водства)  130  половозрелых  особей  осетра  сибирского  (енисейской  популяции) 

Acipenser 

baerii

 –  вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. Управлением подго-

товлено отрицательное заключение; 

- заявление  Енисейского  филиала  ФГБУ  «Главрыбвод»  на  добывание  (вылов)  350 

особей  осетра  сибирского  (енисейской  популяции) 

Acipenser  baerii

  –  вида,  занесенного  

в  Красную  книгу  Российской  Федерации.  Управлением  подготовлено  отрицательное  за-
ключение; 

- заявление  ООО  «Малтат»  на  добывание  (вылов)  18  особей  осетра  сибирского 

(енисейской популяции) 

Acipenser baerii

 – вида, занесенного в Красную книгу Российской 

Федерации. Управлением подготовлено положительное заключение. 

- заявление  Енисейского  филиала  ФГБУ «Главрыбвод»  от  11.06.2020  № 948/1  

на  добывание  (вылов)  404  особей  осетра  сибирского  (енисейской  популяции) 

Acipenser 

baerii

 –  вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. Управлением подго-

товлено отрицательное заключение; 

- рассмотрено  заявление  ООО «Малтат»  о  направлении  пакетов  документов  для 

получения  разрешения  на  право  добычи  (вылова)  16  производителей  сибирского  осетра 
(Обской популяции) 

Acipenser  baerii

 

baerii

  -  вида,  занесенного  в  Красную  книгу Россий-

ской Федерации. Управлением подготовлено положительное заключение; 

- рассмотрено  заявление  ООО «Приморье»  на  добывание  (отлов)  в  р. Енисей  

в 2021 г. на территории Красноярского края 20 половозрелых особей (10 самцов и 10 са-
мок)  осетра  сибирского  Енисейской  популяции 

Acipenser  baerii

  –  вида,  занесенного  

в Красную книгу Российской Федерации. Подготовлено письмо о возврате заявочных ма-
териалов. 

- заявление ООО «Малтат» на добывание (отлов) в 2021 г. в р. Енисей на террито-

рии Красноярского края 86 половозрелых особей (43 самца и 43 самки) осетра сибирского 
Енисейской популяции 

Acipenser baerii

 – вида, занесенного в Красную книгу Российской 

Федерации.  Управлением  подготовлено  отрицательное  заключение  от  23.11.2020 № Ж-
14/2020. 

- заявление ООО «Малтат» на добывание (отлов) в 2021 г. в р. Енисей на террито-

рии Красноярского края 310 половозрелых особей (155 самцов и 155 самок) осетра сибир-
ского  Енисейской популяции 

Acipenser  baerii

  –  вида,  занесенного  в  Красную  книгу  Рос-

сийской Федерации. Управлением подготовлено отрицательное заключение. 

- заявление  Енисейского  филиала  ФГБУ «Главрыбвод»  на  добывание  (отлов)  

в  р. Енисей  в  2021 г.  на  территории  Красноярского  края  466  половозрелых  особей 
(233 самца, общей массой 1 865 кг и 233 самки, общей массой 2 798 кг) осетра сибирского 
Енисейской популяции 

Acipenser baerii

 – вида, занесенного в Красную книгу Российской 

Федерации. Управлением подготовлено отрицательное заключение.  

Следует  отметить,  что  основной целью  отлова  производителей  сибирского  осетра 

(енисейской и обской популяций) является получение половых продуктов осетровых ви-
дов рыб для проведения комплекса мероприятий по выращиванию и выпуску подрощен-
ной  молоди  осетра  в  естественную  среду  обитания,  а  также  пополнение  ремонтно-
маточного стада;

 

- рассмотрено  заявление  ФКУЗ «Тувинская  противочумная  станция  Роспотребна-

дзора» на добывание (отлов капканами и отстрел) 50 особей монгольского сурка (тарбага-

 
 

286 

 

на) 

Marmota sibirica 

- вида, занесенного в Красную книгу Российской Федерации. В соот-

ветствии с заявлением, целью добывания 50 особей монгольского сурка (тарбагана) явля-
ется:  бактериологическое  и  серологическое  исследование  на  наличие  возбудителя  чумы, 
выявление эпизоотий чумы в популяциях носителей и переносчиков возбудителя, опреде-
ление качественных характеристик и (или) составления прогноза эпизоотического состоя-
ния очага. Управлением подготовлено положительное заключение. 

- заявление  ФГБУН  «Институт проблем  экологии  и  эволюции  им.  А.Н.  Северцова 

Российской академии наук» на использование (мечение) 30 взрослых особей Атлантиче-
ского моржа (

Odobenus  rosmarus  rosmarus) 

-  вида, занесенного в Красную книгу  Россий-

ской Федерации. Управлением подготовлено положительное заключение. 

- рассмотрено  3  заявления  ООО «Разрез  Аршановский»  на  добывание  (пересадку) 

100  особей  Ковыля  перистого  (

Stipa  pennata

)  –  вида,  занесенного  в  Красную  книгу  Рос-

сийской  Федерации.  Управлением  подготовлено  2  отрицательных  заключения  и  1  поло-
жительное. 

В  соответствии  с  Административным  регламентом  Федеральной  службы  

по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 
23.04.2015  № 191  по  предоставлению  государственной  услуги  по  выдаче  разрешений 
(распорядительных  лицензий)  на  оборот  диких  животных,  принадлежащих  к  видам, 
занесенным  в  Красную  книгу  Российской  Федерации,  Управлением  в  2020 г.  всего 
подготовлено 

20 

мотивированных 

заключений 

для 

центрального 

аппарата 

Росприроднадзора, из них: 

- 1  заключение  (положительное)  по  выпуску  на  территории  Государственного 

природного  биосферного  заповедника  «Убсунурская  котловина»  10  птенцов  сокола 
балобана  (

Falco  cherrug

),  рожденных  в  ООО  «Питомник  редких  видов  птиц 

ВИТАСФЕРА»; 

- 19  по  водным  биологическим  ресурсам,  в  том  числе  18  заключений  

о  возможности  осуществления  выпуска  в  природу  молоди  осетра  сибирского 

Acipenser 

baerii

, 1 – отрицательное. 

 

18.2 Надзор, осуществляемый министерством экологии и рационального 

природопользования Красноярского края 

 

Одним из направлений деятельности министерства экологии и рационального при-

родопользования  Красноярского  края  является  осуществление  регионального  государ-
ственного  экологического  надзора  при  осуществлении  хозяйственной  и  (или)  иной  дея-
тельности  с  использованием  объектов,  подлежащих  государственному  экологическому 
надзору, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному эколо-
гическому надзору, в областях охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами, ис-
пользования и охраны водных объектов, в сфере регулирования отношений недропользо-
вания, охраны и использования ООПТ краевого значения.  

Для  регулирования  деятельности  в  области  охраны  окружающей  среды  в  Россий-

ской 

Федерации 

принят 

и 

действует 

Федеральный 

закон 

от 

10.01.2002  

№ 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Настоящий Федеральный закон определяет пра-
вовые  основы  государственной  политики  в  области  охраны  окружающей  среды,  обеспе-
чивающие  сбалансированное  решение  социально-экономических  задач,  сохранение  бла-
гоприятной  окружающей  среды,  биологического  разнообразия  и  природных  ресурсов  
в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления пра-
вопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасно-
сти. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и при-
роды,  возникающие  при  осуществлении  хозяйственной  и  иной  деятельности,  связанной  
с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, 
являющуюся  основой  жизни  на  Земле,  в  пределах  территории  Российской  Федерации,  

 
 

287 

 

а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской 
Федерации. 

Государственный  экологический  надзор  осуществляется  уполномоченными  феде-

ральным  органом  исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов 
Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в по-
рядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим 
исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. 

Согласно постановлению Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п 

«Об утверждении Положения о министерстве экологии и рационального природопользо-
вания Красноярского края» региональный государственный экологический надзор на тер-
ритории  Красноярского  края  осуществляется  министерством  экологии  и  рационального 
природопользования  Красноярского  края.  Он  проводится  в  целях  обеспечения  органами 
государственной  власти  Российской  Федерации,  органами  государственной  власти  субъ-
ектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физи-
ческими  лицами  исполнения  законодательства  в  области  охраны  окружающей  среды  
и обеспечения экологической безопасности. 

В 2020 г. изменилась

 

структура государственного экологического надзора. Допол-

нительно к структурным подразделениям отдела добавились: 

- Богучанский (Кежемский) район; 
- г. Норильск (Таймырский Долгано-Ненецкий автономный округ). 
На сегодняшний день структура отдела выглядит следующим образом: 
- дислокация в г. Красноярске (в том числе круглосуточная служба) – 19 человек; 
- г. Ачинск – 2 человека; 
- г. Лесосибирск – 2 человека; 
- г. Минусинск – 2 человека; 
- г. Канск – 4 человека; 
- Богучанский район – 2 человека; 
- г. Норильск – 3 человека. 
В  2020 г.  в  части  контрольно-надзорной  деятельности  Министерства,  учитывая  

изменения в законодательстве, связанные с ограничениями, из ежегодного плана проверок 
на 2020 г. исключено 49 проверок в области государственного регионального экологиче-
ского  надзора,  включаю  охрану  атмосферного  воздуха  (планом  было  предусмотрено 
72 проверки).  

По этой причине основные акценты были направлены на проведение внеплановых 

проверок по согласованию с краевой прокуратурой, а также участие специалистов Мини-
стерства в проверках прокуратуры, органов МВД и ФСБ. 

В  2020 г.  Министерством  проведены  контрольно-надзорные  мероприятия  в  отно-

шении 318 хозяйствующих субъектов (13 % от стоящих на учете охвачено проверочными 
мероприятиями). 

Учёт объектов негативного воздействия в Красноярском крае. 

Всего на учете в  региональном реестре объектов негативного воздействия на тер-

ритории Красноярского края состоит 3 676 объектов. 

За  период  2019-2020 гг.  количество  объектов,  поставленных  на  учет  в  региональ-

ный реестр, значительно увеличилось. В 2020 г. на учет в региональный реестр поставле-
но 499 объектов. 

Категории риска для регионального государственного экологического надзора: 
- ЧВ (чрезвычайно высокий); 
- В (высокий риск); 
- З (значительный риск); 
- С (средний риск); 
- У (умеренный риск); 
- Н (низкий риск). 

 
 

288 

 

Большинству объектов присвоена III категория негативного воздействия, из них ав-

томатически присвоена низкая категория риска (плановые проверки не проводятся). Для 
обеспечения  проведения  плановых  проверок,  ведомством  до  формирования  соответству-
ющего плана и направления его в органы прокуратуры проводится работа по повышению 
категории риска объекта. 

Внеплановые проверки ведомство проводит вне зависимости от присвоенной кате-

гории риска на основании поступивших жалоб. 

Контрольно-надзорная деятельность Министерства. 

При  анализе  контрольно-надзорной  деятельности  Министерства  в  2020 г.  можно 

констатировать тенденцию стабильного роста проведенных контрольно-надзорных меро-
приятий  (внеплановые  проверки,  рейдовые  мероприятия,  административные  расследова-
ния, участие в проверках прокуратуры, постановления о назначении наказания, предписа-
ния, представления, предостережения) на фоне роста жалоб граждан на нарушения зако-
нодательства в области охраны окружающей среды. Росту количества контрольных меро-
приятий, в том числе способствовали проведенные изменения в структуре регионального 
государственного  экологического  надзора  (создание  территориальных  подразделений  
в городах края (Канск, Минусинск, Ачинск, Лесосибирск, Норильск, Богучанский район) 
и круглосуточной службы в г. Красноярске). 

Также  наблюдается  тенденция  увеличения  штрафных  санкций  в  части  надзора  

за обращением с отходами более чем в 3 раза по сравнению с 2019 г. 

Результаты контрольно-надзорной деятельности приведены в табл. 18.1. 

 

Таблица 18.1 

Результаты контрольно-надзорной деятельности в 2019-2020 гг. 

Наименование кон-
трольно-надзорного  
мероприятия  

2019 г. 

2020 г. 

Воздух 

Отходы 

Вода 

Недра 

Воздух  Отходы 

Вода 

Недра 

Плановые, внеплано-
вые проверки 

60 

33 

12 

81 

58 

Рейдовые мероприя-
тия 

730 

294 

36 

27 

1338 

258 

17 

Административные 
расследования 

69 

90 

54 

66 

Участие в проверках 
прокуратуры 

41 

39 

10 

64 

63 

12 

25 

Постановления о 
назначении наказания 

307 

279 

14 

38 

316 

618 

33 

46 

Предписания 

42 

27 

37 

49 

Представления 

11 

12 

Предостережения 

612 

466 

133 

72 

644 

799 

20 

36 

Протокол по ст. 19.5 
КоАП РФ 

15 

10 

--- 

--- 

--- 

--- 

--- 

Протокол по ст. 19.7 
КоАП РФ 

45 

--- 

--- 

--- 

171 

--- 

--- 

--- 

Протокол по ст. 20.25 
КоАП РФ 

--- 

--- 

--- 

--- 

--- 

--- 

Приняты меры по 
приостановке деятель-
ности/изъятие 

11 

--- 

--- 

6/4 

27/14 

--- 

--- 

Всего: 

1936 

983 

224 

157 

2184 

1969 

100 

119 

 
Обеспечительные меры в рамках административного производства. 

В 2020 г. направленно 37 материалов на приостановку деятельности предприятий.  
Административная  приостановка  практикуется  при  работе  источников  выбросов  

в отсутствии разрешительных документов и газоочистного оборудования, а также при не-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     16      17      18      19     ..