ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 8

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 8

 

 

 

130 

В  Кущевском  и  Тимашевском  районах  смертность,  обусловленная  алкоголем  в  2017 

году  нулевая,  а  болезненность  алкоголизмом  и  смертность  от  всех  причин  выше  средне 
краевой (рис. 49-51). 

0

10

20

30

40

50

60

70

80

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

н

а 

10

ты

с.

Кущевский
Тимашевский
Край

 

Рис. №49 Смертность, обусловленная алкоголем в Кущевском и Тимашевском районах 

400

500

600

700

800

900

1000

1100

1200

1300

1400

1500

1600

1700

1800

1900

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

н

а 

10

ты

с.

Кущевский
Тимашевский
Край

 

Рис. №50 Болезненность алкоголизмом в Кущевском и Тимашевском районах 

y = -13,423x + 1577,9

R

2

 = 0,3543

y = -6,3057x + 1465,6

R

2

 = 0,239

y = -13,38x + 1378,7

R

2

 = 0,8317

1200

1250

1300

1350

1400

1450

1500

1550

1600

1650

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

н

а 

10

ты

с.

Кущевский

Тимашевский

Край

Линейный
(Кущевский)
Линейный
(Тимашевский)
Линейный (Край)

 

Рис. №51 Смертность от всех причин в Кущевском и Тимашевском районах 

 

Смертность от всех причин в Кущевском и Тимашевском районах имеет тенденцию к 

снижению,  но  остается  выше  краевой.  Нулевая  смертность,  обусловленная  алкоголем,  в 
данных районах вызывает обоснованное сомнение. 

Болезненность  алкоголизмом  снижается  по  данным  Министерства  здравоохранения 

Краснодарского края (см. Приложение, табл. 4).  

 

131 

Болезненность  алкоголизмом  остается  основным  маркером  алкогольной  проблемы. 

Связь общей смертности с болезненностью алкоголизмом показана на рис. 52. 

0

0,05

0,1

0,15

0,2

0,25

0,3

0,35

0,4

0,45

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Коэффициент
корреляции

 

Рис. №52 Коэффициенты корреляции между смертностью от всех причин и болезненностью 

алкоголизмом в Краснодарском крае в 2009-2017 гг. 

 

Болезненность алкоголизмом с 2009 года начала резко снижаться (рис. 53). 

400

500

600

700

800

900

1000

1100

1200

1300

1400

1500

1600

1700

20

05

20

07

20

09

20

11

20

13

20

15

20

17

н

а 

10

ты

с.

Болезненность
алкоголизмом,
статистика
ВСЕГО УМЕРШИХ 

Болезненность
алкоголизмом, по модели
2005-2008 гг.
Болезненность
алкоголизмом, по модели
2009-2013-2016 гг.

 

Рис. №53 Динамика болезненности алкоголизмом и общей смертности в Краснодарском крае 

в 2005-2017 годах 

 

Такое  прямолинейное  снижение  болезненности  алкоголизмом  вызывает  сомнение  в 

реальности  данных  официальной  статистики  и  больше  похоже  на  отчет  о  выполнении 
целевой  программы,  чем  на  реальные  показатели.  По  моделям  связи  смертности  и 
болезненности  алкоголизмом  последняя  должна  быть  значительно  выше,  примерно  в  два 
раза. 

В отдельных районах реальная болезненность алкоголизмом может быть значительно 

выше уровня, приводимого в официальной статистике (рис. 54). 

 

132 

Болезненность алкоголизмом в Краснодарском крае в 

2017 году по статистике и реальная

0

200

400

600

800

1000

1200

1400

Ленинградский

Тбилисский

Кореновский

Отрадненский

Белоглинский

Староминский

Усть-Лабинский

Выселковский

Ейский

Лабинский

Геленджик

Белореченский

Кавказский

Курганинский

Абинский

Брюховецкий

Успенский

Тихорецкий

Приморско-Ахтарский

Тимашевский

Щербиновский

Северский

Славянский

Павловский

Гулькевичский

Кущевский

Новороссийск

Крымский

Красноармейский

Новопокровский

Новокубанский

Динской

Край

на 100 тыс.

болезненность алкоголизмом, реальная
болезненность алкоголизмом, официальная статистика

 

Рис. №54 Болезненность алкоголизмом в Краснодарском крае в 2017 году по статистике и 

реальная 

 

 

133 

Для  снижения  общей  смертности  необходимо  реальное  снижение  болезненности 

алкоголизмом и смертности, обусловленной алкоголем.  

В  отдельных  районах  в  последние  годы  отмечается  тенденция  к  росту  смертности, 

обусловленной алкоголем, (рис. 55). 

0

10

20

30

40

50

60

70

80

2013

2014

2015

2016

2017

н

а

 1

0

0

 т

ы

с

.

Павловский
Туапсинский
Крыловский

 

Рис. №55 Смертность, обусловленная алкоголем, в отдельных районах Краснодарского края 

 
Смертность  от  хронического  алкоголизма  и  психических  расстройств  в  крае  также  растет  

(рис. 56). 

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2013

2014

2015

2016

2017

н

а

 1

0

0

 т

ы

с

.

Хронический
алкоголизм
Психические
расстройства

 

Рис. №56 Смертность от хронического алкоголизма и психических расстройств в 

Краснодарском крае 

 

134 

Так  что,  алкогольная    проблема  в  крае  далека  от  своего  решения.  Снижение 

заболеваемости  и  болезненности  алкоголизмом,  смертности,  обусловленной  алкоголем,  в 
отдельных районах происходит только на бумаге. Только реальные меры по профилактике 
пьянства и алкоголизма приведут к реальному уменьшению негативного влияния алкоголя 
на здоровье. 

Прогноз  снижения  смертности,  обусловленной  алкоголем,  по  официальным  цифрам 

статистики благоприятный (рис. № 57). 

0

20

40

60

80

100

120

140

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

н

а 

10

ты

с.

Минимальная

Средняя

Максимальная

Линейный (Максимальная)

Линейный (Средняя)

Линейный (Минимальная)

 

Рис. №57  Прогноз смертности, обусловленной алкоголем, по показателям в 2008-2017 гг. в 

Краснодарском крае 

 

Если сохранится динамика последних восьми лет, в 2021 году средняя и минимальная 

смертность будут  близки к нулю, а максимальная будет  порядка 5 на 100 тыс. населения. 
Наибольшего  снижения  требует  максимальная  смертность,  обусловленная  алкоголем.  Но 
только снижение смертности от всех причин будет свидетельствовать о реальном снижении 
смертности, обусловленной алкоголем. 

Причины смерти, связанные с наркотиками имеют тенденцию к увеличению. Уровень 

смертности от наркотиков не высокий – порядка 1 случая на 100 тыс. населения в год (рис. 
№  58). 

 

135 

0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,6

0,7

0,8

0,9

1

1,1

1,2

1,3

20

08

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

н

а 

10

ты

с.

Причины смерти,
связанные с
наркотиками 

Тенденция

 

Рис. №58  Смертность, связанная с наркотиками, в Краснодарском крае в 2008-2017 гг. 

 

Смертность, обусловленная алкоголем, приносит ущерб более 3,7 млрд. рублей в год, 

связанная с наркотиками 0,65 млрд. рублей, поэтому необходимо продолжение проведения 
антиалкогольных и антинаркотических мероприятий в крае. 

 

Профилактика заболеваний органов дыхания 

 

В  государственных  докладах  «О  состоянии  санитарно-эпидемиологического 

благополучия  населения  в  Краснодарском  крае»  и  информационных  бюллетенях  «Оценка 
влияния 

факторов 

окружающей 

среды 

на 

здоровье  

населения» Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и его территориальные 
отделы  предлагают  Администрации  края  и  органам  местного  самоуправления  проведение 
мероприятий по снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха.  

Достигнуты  определенные  результаты.  В  результате  проводимых  мероприятий  доля 

проб, не отвечающих гигиеническим нормативам, в городах края снизилась с 3,3% в 2006 
году до 0,1 % в 2017 году (рис. № 59).  

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

3,5

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

%

 п

р

о

б

, н

е

 со

о

тв

е

тст

в

ую

щ

их 

гиг

ие

н

ич

е

ским

 

н

о

р

мат

ив

а

м

Атмосферный
воздух городские
поселения

Атмосферный
воздух сельские
поселения

 

Рис. №59  Уровень загрязнения атмосферного воздуха в Краснодарском крае в  2006-2017 гг. 

 

 

136 

Снижение  уровня  загрязнения  атмосферного  воздуха    приводило  к  снижению 

заболеваемости детей болезнями органов дыхания, в частности бронхиальной астмой (рис. 
№ 60). 

0

50

100

150

200

250

300

2008200920102011201220132014201520162017

н

а

 1

0

0

 т

ы

с

.

Дети до 14 лет

Подростки 15-17 лет

Взрослые 18 лет и
старше

 

Рис. №60 Заболеваемость бронхиальной астмой в Краснодарском крае в 2008-2017 гг. 

 

Отмечалось значительное уменьшение заболеваемости бронхиальной астмой у детей и 

подростков в 2008-2010 годах. Однако в 2011-2013 годах отмечалось увеличение удельного 
веса  проб,  не  отвечающих  гигиеническим  нормативам,  при  этом  в  2011-2013  годах 
снижение  заболеваемости  приостановилось.  В  2014-2015  годах  загрязнение  атмосферного 
воздуха в крае значительно уменьшилось, что оказало благоприятное действие на здоровье 
детского  населения.  Однако  у  подростков  заболеваемость  в  2015-2017  гг.  значительно 
увеличилась.  Повышение  заболеваемости  у  подростков  и  взрослых  в  2015-2017  годах 
может быть связано с сохраняющимся повышенным загрязнением атмосферного воздуха в 
крупных городах и с другими факторами (питание, пыльца растений, домашняя пыль и пр.). 
Это  говорит  о  необходимости  продолжения  проведения  мероприятий  по  снижению 
загрязнения  атмосферного  воздуха,  в  том  числе  пыльцой  амброзии,  и  воздуха  закрытых 
помещений в крае. 

Повышенная заболеваемость астмой может быть связана с повышенным загрязнением 

атмосферного  воздуха,  что  видно  на  примере  города  Краснодара.  В  городе  отмечается 
повышенная  заболеваемость  астмой,  астматическим  статусом  детей,  подростков  и  
взрослых (рис. №. 61).  

0

1

2

3

4

5

6

7

Дети

Подростки Взрослые

н

а 

тыс

я

ч

у

Краснодар
Край

 

Рис. №61  Первичная заболеваемость астмой, астматическим статусом в г. Краснодаре  

в 2017 году 

 

 

137 

Загрязнение атмосферного воздуха снижалось до 2014 года, в 2015-2017 годах стало 

расти (рис. №62). 

0

5

10

15

20

25

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

HI

Хроническое
ингаляционное
воздействие HI
Острое
ингаляционное
воздействие HI

 

Рис №62  Риск ингаляционного воздействия в г. Краснодаре, рассчитанный по данным 

Краснодарского филиала ФГБУ «Северо-Кавказский УГМС». 

 

Отмечалось  снижение  индекса  опасности  (HI)  ингаляционного  воздействия  в                         

г. Краснодаре, в особенности острого воздействия до 2014 года. Однако в 2015-2017 годах 
индекс опасности хронического и острого воздействия стал увеличиваться по сравнению с 
2014 годом. 

Снижение  уровня  загрязнения  атмосферного  воздуха  привело  к  снижению  риска 

здоровью и заболеваемости астмой у детей (рис. № 63). 

y = 0,2225x + 2,5765

y = -0,1165x + 1,8569

0

1

2

3

4

5

6

7

2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

н

а 

ты

ся

ч

у

дети
подростки
взрослые
Линейный (подростки)
Линейный (дети)

 

Рис №63  Первичная заболеваемость астмой, астматическим статусом в г. Краснодаре 

 

Заболеваемость  бронхиальной  астмой  у  детей  г.  Краснодара  имеет  тенденцию  к 

уменьшению.  Однако  в  2015-2017  годах  заболеваемость  подростков  значительно 
увеличилась,  превысив  показатель  2009  года.  Существующий  уровень  загрязнения 
атмосферного  воздуха  в  городе  Краснодаре  не  позволяет  добиться  стабильного  снижения 
заболеваемости  астмой.  Увеличение  загрязнения  воздуха  в  2015-2017  годах  привело  к 
увеличению заболеваемости астмой у подростков. 

Для  снижения  заболеваемости  астмой  в  г.  Краснодаре  необходимо  дальнейшее 

улучшение  качества  атмосферного  воздуха,  снижение  индекса  опасности  острого  и 
хронического  ингаляционного  воздействия  (HI)  до  1.  Для  этого  необходимы 
дополнительные меры по охране атмосферного воздуха от загрязнения. 

 

138 

2.3. Основные меры по профилактике инфекционной и паразитарной 

заболеваемости населения Краснодарского края 

В  целях  обеспечения  благополучной  санитарно-эпидемиологической  обстановки  в 

Краснодарском  крае  разработан  «Комплексный  план  санитарно-противоэпидемических 
(профилактических)  мероприятий  по  профилактике  инфекционных  и  паразитарных 
заболеваний  на  территории  Краснодарского  края»  утвержденных  постановлением  СПЭК 
администрации  Краснодарского  края  «О  мерах  по  обеспечению  санитарно-
эпидемиологической  ситуации  и  стабилизации  инфекционной  и  паразитарной 
заболеваемости на территории Краснодарского края. 

Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную 

границу Российской Федерации Краснодарского края  

На  территории  Краснодарского  края  функционируют 

1

1

4

4

 

 

п

п

у

у

н

н

к

к

т

т

о

о

в

в

 

 

п

п

р

р

о

о

п

п

у

у

с

с

к

к

а

а

 

 

ч

ч

е

е

р

р

е

е

з

з

 

 

г

г

о

о

с

с

у

у

д

д

а

а

р

р

с

с

т

т

в

в

е

е

н

н

н

н

у

у

ю

ю

 

 

г

г

р

р

а

а

н

н

и

и

ц

ц

у

у

 

 

Р

Р

Ф

Ф

 

 

(

(

в

в

о

о

з

з

д

д

у

у

ш

ш

н

н

ы

ы

е

е

 

 

-

-

 

 

3

3

,

,

 

 

м

м

о

о

р

р

с

с

к

к

и

и

е

е

 

 

-

-

 

 

1

1

0

0

,

,

 

 

а

а

в

в

т

т

о

о

м

м

о

о

б

б

и

и

л

л

ь

ь

н

н

ы

ы

е

е

 

 

-

-

1

1

)

)

.

.

 

 

В

В

о

о

 

 

в

в

с

с

е

е

х

х

 

 

п

п

у

у

н

н

к

к

т

т

а

а

х

х

 

 

п

п

р

р

о

о

п

п

у

у

с

с

к

к

а

а

 

 

ч

ч

е

е

р

р

е

е

з

з

 

 

г

г

о

о

с

с

у

у

д

д

а

а

р

р

с

с

т

т

в

в

е

е

н

н

н

н

у

у

ю

ю

 

 

г

г

р

р

а

а

н

н

и

и

ц

ц

у

у

 

 

Р

Р

Ф

Ф

 

 

У

У

п

п

р

р

а

а

в

в

л

л

е

е

н

н

и

и

е

е

м

м

 

 

Р

Р

о

о

с

с

п

п

о

о

т

т

р

р

е

е

б

б

н

н

а

а

д

д

з

з

о

о

р

р

а

а

 

 

п

п

о

о

 

 

К

К

р

р

а

а

с

с

н

н

о

о

д

д

а

а

р

р

с

с

к

к

о

о

м

м

у

у

 

 

к

к

р

р

а

а

ю

ю

 

 

о

о

с

с

у

у

щ

щ

е

е

с

с

т

т

в

в

л

л

я

я

е

е

т

т

с

с

я

я

 

 

с

с

а

а

н

н

и

и

т

т

а

а

р

р

н

н

о

о

-

-

к

к

а

а

р

р

а

а

н

н

т

т

и

и

н

н

н

н

ы

ы

й

й

 

 

к

к

о

о

н

н

т

т

р

р

о

о

л

л

ь

ь

 

 

в

в

 

 

о

о

т

т

н

н

о

о

ш

ш

е

е

н

н

и

и

и

и

 

 

л

л

и

и

ц

ц

,

,

 

 

т

т

р

р

а

а

н

н

с

с

п

п

о

о

р

р

т

т

н

н

ы

ы

х

х

 

 

с

с

р

р

е

е

д

д

с

с

т

т

в

в

 

 

и

и

 

 

г

г

р

р

у

у

з

з

о

о

в

в

.

.

 

 

 

 

Все  санитарно-карантинные  пункты  обеспечены  необходимыми  помещениями, 

укомплектованы  противоэпидемическим  имуществом,  средствами  контроля  для 
качественного  проведения  всего  комплекса  профилактических  (противоэпидемических) 
мероприятий. 

В  связи  с  ежегодным  увеличением  интенсивности  транспортных  связей  с 

различными  зарубежными  странами:  так  в  2018  году  на  территорию  края  прибывали 
транспортные  средства  из  121  страны  мира,  из  них  84  страны    эндемичные  по  опасным 
инфекционным  заболеваниям,  таким  как  чума,  холера,  лихорадки  Денге,  Зика,  желтая 
лихорадка,  высокопатогенный  грипп  и  др.,  существует  реальная  угроза  заноса  опасной 
инфекционной  болезни  на  территорию  Краснодарского  края  из  эпидемиологически 
неблагополучных стран (в 2017 году из 110 стран мира, из них 79 эндемичные по опасным 
инфекционным заболеваниям). 

В 2018 году в 14 пунктах пропуска осуществлен санитарно-карантинный контроль 

в  отношении  73394  единиц  транспортных  средств,  10575  из  которых  прибыло  из  стран 
неблагополучных по особо опасным инфекционным заболеваниям, удельный вес составил 
14,4%.      По  прибытии  транспортных  средств  из  районов,  эпиднеблагополучных  по 
Болезням, санитарно-карантинный контроль проводился в 100% случаях табл. №39. 

Таблица № 39 

Санитарно-карантинный контроль через государственную границу РФ Краснодарского края  

(за период с 2016 по 2018 гг.) 

Санитарно-карантинному контролю 

подверглось 

2016 

2017 

2018 

Транспортных средств 

 68982 

71710 

73394 

из  них  из  стран  неблагополучных  по 
ООИ 
% от транспортных средств 

4371 
6,3 

12289 
17 

10575 
14,4 

Лиц (пассажиров) 

 11101.067 

10158.249 

11493.125 

Партий грузов  

 67889 

89049 

748 

 

Для  повышения  активности  выявления  больных  в  пунктах  пропуска 

Краснодарского края, Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю  проведены 
следующие мероприятия: 

-  семинар-совещания  с  медицинскими  работниками  медицинских  пунктов, 

специалистами  государственных  контрольных  органов,  а  также  со  специалистами  СКП  с 
привлечением  специалистов  ФКУЗ  «Причерноморская  противочумная  станция» 

 

139 

Роспотребнадзора (обучено 1350 представителей государственных контрольных органов и 
порядка 4000 медицинских работников); 

-  координационные  советы  по  вопросам  выявления  больных  пассажиров  и 

процедурам  их  оформления  по  открытию  границы  с  внесением  соответствующих 
корректировок в Технологические схемы пунктов пропуска и Оперативные планы; 

-  тренировочные  командно-штабные  и  тактико-специальные  учения  с  вводом 

условного  больного  с  отработкой  межведомственного    взаимодействия  и  полного 
комплекса  профилактических  и  противоэпидемических  мероприятий  (в  2018  году 
проведено 11 учений); 

-  усилен  санитарно-карантинный  контроль  за  прибывающими  и  убывающими 

транспортными  средствами  и  лицами  с  проведением  дистанционной  термометрии  всех 
пассажиров  и  членов  экипажа,  а  также  за  экстренными  посадками  воздушных  судов:  в 
отчетном  периоде  в  аэропортах  края  было  11  экстренных  посадок  воздушных  судов 
(Краснодар - 4, Сочи - 7). 
 

В  течение  2018  года  при  проведении    санитарно-карантинного  контроля  в  пунктах 

пропуска  через  государственную  границу  РФ  в  Краснодарском  крае  специалистами 
Управления  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  досмотрено  11493125  лиц, 
прибывших на территорию Краснодарского края. Выявлено 146 человек с подозрением на 
инфекционные  заболевания  (табл.  №40),  лабораторно  подтверждено  2  случая  (лихорадка 
Денге, Тропическая малярия).  

Таблица №40 

Лица, выявленные с признаками инфекционного заболевания в ПП 

2018 

Возд. 

Морские 

Авто 

Всего 

Досмотрено лиц 

930650 

 178338 

10384137 

5956662 

Выявлено с признаками инф. заб. 

87 

14 

44 

146 

воздушно-капельными инф-ми 

24 

28 

острыми кишечными инфекциями 

10 

10 

трансмиссивными 

прочими 

54 

10 

42 

106 

Госпитализировано  

35 

44 

84 

 
На  всех  транспортных  средствах,  где  выявлены  лица  с  подозрением  на 

инфекционные  заболевания,  проведены  первичные  противоэпидемические  мероприятия, 
контактные  лица  опрошены,  проведена  термометрия,  среди  контактных  больных  не 
выявлено.    

Санитарно-карантинный контроль за грузами, прошедшими через государственную 

границу Российской Федерации Краснодарского края. 

   В  2018  году  продолжены  мероприятия  по  недопущению  завоза  и  оборота  на 

территорию  Краснодарского  края  потенциально-опасных  товаров  и  грузов.  Специалисты 
Управления  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  осуществляют  санитарно-
карантинный  контроль  за  транспортными  средствами,  лицами  и  грузами  II  и  III  единого 
перечня товаров в соответствии с: 

-  Решением  Комиссии  Таможенного  союза  от  28.05.2010  №  299  «О  применении 

санитарных мер в Таможенном союзе»,  

- Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 «Об утверждении правил 

осуществления 

санитарно-карантинного 

контроля 

в 

пунктах 

пропуска 

через 

государственную границу РФ». 

За  2018  год  в  пункты  пропуска  через  государственную  границу  прибыло  100062 

партий  груза,  досмотрено  при  осуществлении  санитарно-карантинного  контроля  748 
партий груза или 451,826 тонн (Краснодар), из них на вывоз запрещена/приостановлена 1 
партия  груза  или  1,5  тонн  груза  (Новороссийск)  с  повышенным  уровнем  ионизирующего 
излучения (в 2017 году в пункты пропуска через государственную границу прибыло 89049 

 

140 

партий груза

 

(товара), из них таможенными органами отправлено на досмотр специалистам 

СКП - 628 партий груза.  
 

С  целью  предотвращения  заноса  опасных  инфекционных  заболеваний 

осуществлялись следующие мероприятия: 

Мониторинг по Лихорадке Зика 

За  истекший  период  28.08.2018  по  09.01.2019  года  досмотрены  морские 

транспортные средства:  

Из  стран  Южной  и  Центральной  Америки  и  Карибского  бассейна,  в  том  числе 

Бразилия  прибыло  26  морских  судов  и  досмотрено  лиц  на  наличие  признаков 
инфекционного заболевания 530 членов экипажа.

 

Из стран Юго-Восточной Азии и Океании 

прибыло  106  морских  судов,  с  досмотренным  количеством  2290  члена  экипажа. 
Воздушным  транспортом  прибыло  4  транспортных  средства  и  15  пассажиров,  из  них  5 
членов экипажа. 

Из  стран  Африки  прибыло  662  судов  и  досмотрено  13038  членов  экипажа. 

Воздушное  транспортное средство – 1 и 36 пассажиров, из них 6 членов экипажа. 

Лиц,  с  признаками  инфекционного  заболевания  в  ходе  мониторинга  по  лихорадке 

Зика не выявлено. 

При проведении мониторинга специалистами СКП на судне, прибывшем из страны, 

имеющей  сообщения  со  странами  эндемичными  по  лихорадке  Зика  проводилась: 
термометрия  пассажиров  и  членов  экипажа  с  помощью  переносных  и  стационарных 
тепловизоров,  визуальный  осмотр  транспортного  средства,  опрос  членов  экипажа,  осмотр 
документов и наличие сертификатов о проведенных дезинсекционных мероприятиях. 

В рамках подготовки к Хаджу 2018

 

в Краснодарском крае проведены следующие 

мероприятия: 

-  обеспечено  взаимодействие  с  органами  государственной  власти  Краснодарского 

края,  с  Духовным  управлением  мусульман  Республики  Адыгея  и  Краснодарского  края, 
министерство  курортов,  туризма  и  олимпийского  наследия  Краснодарского  края, 
министерство здравоохранения Краснодарского края; 

-  направлены  письма    в  адрес  транспортных  организаций,  министерство 

здравоохранения Краснодарского края, начальникам территориальных отделов Управления 
Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  «О  проведении  Хаджа  в  2018  году  и 
представлении информации»; 

-  проведено  обучение  медицинских  работников,  информированы  туристические 

организации,  организован  инструктаж  с  экипажами,  бортпроводниками  авиатранспорта  и 
морских судов, а также работниками служб, осуществляющими контрольные мероприятия;  

-  организована  реализация  государственной  программы  Краснодарского  края 

«Развитие  здравоохранения»,  утвержденной  Постановлением  главы  администрации 
Краснодарского края от 11.10.2013 № 1172 по выделению средств для поддержания резерва 
лекарственных  препаратов,  изделий  медицинского  назначения,  в  который  входит  вакцина 
против менингококковой инфекции (Менцевакс); 

-  в  ежедневном  режиме  с  25  августа  2018  года  до  окончания  возвращения 

паломников  осуществлялся  санитарно-карантинный  контроль  за  наличием  у  выезжающих 
паломников  действительных  международных  сертификатов  о  вакцинации  против 
менингококковой  инфекции,  состоянием  здоровья  паломников,  дистанционное  измерение 
температуры тела. 

За  период  с  25  августа  по  27  сентября  2018  года,  государственную  границу 

Российской  Федерации  в  Краснодарском  крае  через    пункт  пропуска  Международный 
аэропорт «Краснодар» пересекло 252 паломника, в том числе из Республики Крым, Адыгеи, 
Карачаево-Черкесской  и  Чеченской  Республик,  Омской  области.  Лиц  с  признаками 
инфекционных заболеваний и подозрением на них не выявлено.  
           Ежегодно  проводится  мониторинг  отбора  проб  воды  поверхностных  водоемов  на 
наличие 

холерного  вибриона.

  В  2018  году  эта  работа  проводилась  в  соответствии  с 

Приказом от 24.04.2018 № 144/312«Об эпидемиологическом надзоре за холерой».  

 

141 

           Всего  в  крае  в  2018  году  было  паспортизировано  267  точек

 

(207  точек 

территориальных  отделов  и  60  точек  ППЧС)  для  отбора  проб  воды  из  поверхностных 
водоемов на холеру, запланировано для лабораторного исследования на наличие холерных 
вибрионов  4980  проб  воды  поверхностных  водоемов  (3900  филиалы  и  ФБУЗ  «Центр 
гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» и 1080 ППЧС). 
            В рамках мониторинга было отобрано 4897 проб воды поверхностных водоемов, из 
них  3911  проб  было  исследовано  в  лабораториях  филиалов  и  ФБУЗ  «Центр  гигиены  и 
эпидемиологии  в  Краснодарском  крае».  Всего  выявлено  94  нетоксигенных  штамма 
холерных вибрионов Non O1/O139 серогруппы, из них 51 в лабораториях филиалов и ФБУЗ 
«Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» (41 проба в г. Краснодаре, 6 в г. 
Сочи, 4 в Туапсинском районе).  
           При  выделении  V.  Cholerae  Non  O1/O139  было  организовано  проведение 
профилактических  и  противоэпидемических  мероприятий  с  увеличением  количества 
отбора проб воды до отрицательных результатов лабораторных исследований.  
          В  2018  году  проводилась  работа  с  туристическими  фирмами,  туроператорами  и 
организациями,  осуществляющими  пассажирские  перевозки  (авиакомпании,  морские 
пароходства, агентирующие компании). Были организованы совещания с представителями 
туристического 

бизнеса 

Краснодарского 

края, 

авиаперевозчиками, 

направлены 

информационные  письма  о  ситуации  по  опасным  инфекционным  болезням  о  клинике, 
диагностике  и  мерах  профилактики.  Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому 
краю разработаны и направлены в туристические фирмы и авиаперевозчикам памятки: для 
туристов,  собирающихся  посещать  экзотические  азиатские  страны;  и  экипажей 
осуществляющих рейсы в эндемичные по трансмиссивным лихорадкам страны. 
          На  сайте    Управления  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  размещалась 
информация для граждан об опасных инфекционных болезнях, в том числе и по лихорадке 
Зика, а именно: 
- памятки для туристов,  
- информационные бюллетени, 

 

 

-

-

 

 

п

п

е

е

р

р

е

е

ч

ч

е

е

н

н

ь

ь

 

 

с

с

т

т

р

р

а

а

н

н

 

 

э

э

н

н

д

д

е

е

м

м

и

и

ч

ч

н

н

ы

ы

х

х

 

 

п

п

о

о

 

 

р

р

а

а

з

з

л

л

и

и

ч

ч

н

н

ы

ы

м

м

 

 

н

н

о

о

з

з

о

о

л

л

о

о

г

г

и

и

я

я

м

м

.

.

 

 

На  территории  Краснодарского  края,  а  именно  г.-к.  Сочи  проводится  большое 

количество  массовых  мероприятий,  таких  как:  Формула-1,  Саммит  «Россия-АСЕАН», 
Общероссийский форум-конгресс сирийского национального диалога, Всемирные хоровые 
игры,  различные  спортивные  соревнования,  форумы  и  массовые  гуляния  в  праздничные 
дни  на  которые  прибывает  большое  количество  граждан  из  различных  субъектов 
Российской  Федерации,  но  и  из  различных  стран  мира,  в  том  числе  эндемичных  по 
опасным  инфекционным  заболеваниям.

 

В  2018  году  на  территории  г/к  Сочи  проводился 

Чемпионат  мира  по  футболу  2018,  для  размещения  команд  и  гостей  Чемпионата  были 
задействованы  и  другие  города  Краснодарского  края,  а  именно:  Краснодар,  Анапа, 
Геленджик.

  

В  рамках  проведения  Чемпионата  Мира  по  футболу  FIFA  2018  Управлением 

Роспотребнадзора по Краснодарскому краю был усилен санитарно-карантинный контроль в 
воздушных  пунктах  пропуска  г.  Сочи,  г.  Краснодара,  г/к  Анапа,  г.  Геленджика  через 
государственную  границу  Российской  Федерации  за  прибывающими  и  убывающими 
транспортными  средствами,  пассажирами,  членами  экипажей  и  грузами  на  период 
чемпионата.  В  рамках  подготовки  к  проведению  массового  мероприятия    были  оценены 
риски  завоза  на  территорию  Краснодарского  края  опасных  инфекционных  Болезней 
участниками, гостями и клиентскими группами из 160 стран мира на данное мероприятие. 

При  пересечении  границы  пассажиры  досматривались  с  использованием 

бесконтактной  термометрии  с  помощью  переносного  и  стационарного  тепловизионного 
оборудования.  Такой  способ  досмотра  не  занимает  дополнительного  времени  и  является 
эффективной  мерой  для  предотвращения  завоза  инфекционных  заболеваний.  Санитарно-
карантинный  контроль  осуществлялся  как  на  международных,  так  и  на  внутренних 
авиасообщениях, в связи с тем, что большое количество гостей, болельщиков и клиентских 

 

142 

групп  пересекало  границу  Российской  Федерации  в  разных  узловых  воздушных  пунктах 
пропуска  нашей  страны  (Москва,  Санкт-Петербург,  Калининград,  Казань,  Новосибирск  и 
другие). 

С 20.05.2018 на территорию Краснодарского края прибыло более 24,7 тысяч рейсов, 

досмотрено свыше 2,4 млн. пассажиров. Наибольшее число гостей нашей страны прибыло 
через  воздушные  пункты  пропуска  на  территории  Сочи,  Краснодара,  Анапы  и  составило 
свыше 12 тысяч рейсов, порядка 73 тысяч членов экипажа и свыше 1,5 млн. пассажиров. В 
Международный  аэропорт  Сочи  прибыло  более  5000  транспортных  средств,  порядка  32 
тысяч  членов  экипажей  и  свыше  710  тысяч  пассажиров,  в  том  числе  болельщиков, 
прибывающих на Чемпионат мира по футболу 2018. 

В  ходе  проведения  санитарно-карантинного  контроля  на  внутренних  и 

международных авиалиниях за медицинской помощью обратилось 279 человек, на каждого 
была  заведена  анкета  больного,  проведен  осмотр  и  оказана  помощь  медицинским 
работником,  также  был  выявлен  один  прибывший  гражданин  США  с  признаками 
инфекционного заболевания, а именно с повышенной температурой тела и недомоганием. 
По выявлению данного пассажира был проведен полный комплекс противоэпидемических 
(профилактических) 

мероприятий 

в 

соответствии 

с 

«Оперативным 

планом 

противоэпидемических  мероприятий  по  санитарной  охране  территории  пункта  пропуска 
через  государственную  границу  Российской  Федерации».  Лабораторно  диагноз  опасного 
инфекционного заболевания не подтверждено.  

 За  весь  период  прибытия  на  Чемпионат  мира  по  футболу  среди  клиентских  групп 

зарегистрировано  14  иностранных  граждан  с  зарегистрированными  случаями 
инфекционных  заболеваний,  которые  были  госпитализированы  в  специализированное 
медицинское  учреждение для   обследования на все опасные инфекционные заболевания с 
целью  исключения  завоза  инфекции  на  территорию  Краснодарского  края  и  получили 
специализированное лечение. 

 Подводя  итог  можно  смело  сказать,  что  все  разработанные  усиления  и 

профилактические мероприятия, направленные на защиту границы Российской Федерации 
оправдывают  свое  значение  и  необходимость,  так  как  санитарно-карантинный  контроль 
является первым видом государственного контроля, с которым встречаются иностранные и 
российские  граждане,  гости,  туристы  и  участники  мероприятий  по  прибытию  на 
территорию  Российской  Федерации,  а  всё  это  проводится  с  целью  недопущения  завоза  и 
распространения опасных инфекционных Болезней на территории нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

Е

ж

ж

е

е

г

г

о

о

д

д

н

н

о

о

 

 

в

в

о

о

 

 

в

в

с

с

е

е

х

х

 

 

п

п

у

у

н

н

к

к

т

т

а

а

х

х

 

 

п

п

р

р

о

о

п

п

у

у

с

с

к

к

а

а

 

 

К

К

р

р

а

а

с

с

н

н

о

о

д

д

а

а

р

р

с

с

к

к

о

о

г

г

о

о

 

 

к

к

р

р

а

а

я

я

 

 

п

п

р

р

о

о

в

в

о

о

д

д

и

и

л

л

и

и

с

с

ь

ь

 

 

к

к

о

о

м

м

а

а

н

н

д

д

н

н

о

о

-

-

ш

ш

т

т

а

а

б

б

н

н

ы

ы

е

е

 

 

у

у

ч

ч

е

е

н

н

и

и

я

я

 

 

с

с

 

 

в

в

в

в

о

о

д

д

о

о

м

м

 

 

у

у

с

с

л

л

о

о

в

в

н

н

о

о

г

г

о

о

 

 

б

б

о

о

л

л

ь

ь

н

н

о

о

г

г

о

о

.

.

 

 Всего в течение 2018 года в пунктах пропуска 

через государственную границу Российской Федерации Краснодарского края было проведено 
11  межведомственных  тренировочных  учений  с  полной  отработкой  противоэпидемических 
мероприятий по санитарной охране территории. 

Целью учений являлось: 
1)  Практическая  отработка  межведомственного  взаимодействия  Управления 

Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  с  соответствующими  ведомствами, 
осуществляющими государственные виды контролей в пунктах пропуска, министерствами 
и  агентствами  Правительства,  органами  исполнительной  власти,  ФГКУ  «Росгранстрой», 
ФБУЗ  «Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  Краснодарском  крае»  и  другими 
заинтересованными структурами, организациями и юридическими лицами.  

2)  Совершенствование  готовности  сил  и  средств  территориальных  отделов  и 

Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю,  здравоохранения Краснодарского 
края  к  организации  и  проведению  противоэпидемических  мероприятий  при  выявлении 
больного подозрительного на опасную инфекционную Болезнь. 

3)  Проверка  реальности  исполнения  Комплексного  плана  по  санитарной  охране 

территории  Краснодарского  края  и  Оперативных  планов  противоэпидемических 
мероприятий,  проводимых  при  выявлении  подозрительного  больного,  требующего 

 

143 

проведения  мероприятий  по  санитарной  охране  территории  Российской  Федерации  в 
пунктах пропуска через государственную границу РФ Краснодарского края. 

4)  Отработка  схем  действий  должностных  лиц,  осуществляющих  санитарно-

карантинный  контроль  в  отношении  транспортных  средств,  следующих  из  стран 
эндемичных по опасным инфекционным Болезням. 

5) Отработка порядка госпитализации, оказания помощи и проведения диагностики 

и лечения больного, подозрительного на опасную инфекционную Болезнь. 

По  итогам  всех  тренировочных  учений  организованы  и  проведены  заседания  с 

участием всех задействованных служб и ведомств, на которых были рассмотрены вопросы, 
выявленные в ходе проведения учений. 

В  результате  проведения  санитарно-карантинного  контроля  специалистами 

Управления  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  в  пунктах  пропуска  через 
государственную  границу  Российской  Федерации  в  Краснодарском  крае  в  течение  2018 
года  предотвращен  занос  и  распространение  опасных  инфекционных  заболеваний, 
сохранено эпидблагополучие население Краснодарского края.  

В  рамках  реализации  приказа  Роспотребнадзора  от  04.08.2016  года  №842  «Об 

организации  опорных  баз  по  мониторингу  за  вирусом  гриппа  с  пандемическим 
потенциалом» Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, как опорная база по 
мониторингу  за  циркуляцией  вирусов  гриппа,  определила  руководителя  и  ответственных 
лиц опорной базы, организовала и скоординировала взаимодействие с заинтересованными 
службами    по  отбору  проб  биоматериала  для  лабораторного  исследования  и  отправки    в 
ФБУН  ГНЦ  ВБ  «ВЕКТОР».  Определены    ответственные  лица  на  подведомственных  14 
территориях (Республики Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Крым, Серная Осетия-
Алания,  Кабардино-Балкарская,  Карачаево-Черкесская  и  Чеченская,  Краснодарский  и 
Ставропольский  края,  Астраханская,  Волгоградская  и  Ростовская  области),    для  работы 
опорной базы по мониторингу за вирусом гриппа с пандемическим потенциалом.  

Задачи на 2019 год: 

1.  Совершенствование  межведомственного  взаимодействия  по  вопросам 

обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  в  период  подготовки  и 
проведения  массовых  мероприятий  путем  проведения  семинаров,  круглых  столов, 
совещаний  и  тактико-специальных  учений  в  пунктах  пропуска  через  государственную 
границу РФ.  

2.  Продолжить  практику  проведения  усиления  санитарно-карантинного  контроля, 

на  период  проведения массовых  мероприятий,  на  внутренних,  международных  и  деловых 
авиалиниях  в  аэропортах  Краснодарского  края  за  лицами,  транспортными  средствами, 
грузами,  товарами  и  животными,  уделив  особое  внимание  оформлению  международных 
рейсов (особенно прибывающих из эпид. неблагополучных стран) в пунктах пропуска края 
в  связи  с  ухудшением  эпидемиологической  обстановки  по  опасным  инфекционным 
Болезням. 

3. Продолжить проведение тренировочных учений с целью отработки навыков при 

выявлении  подозрительных  на  болезнь  лиц  в  пунктах  пропуска  через  государственную 
границу  Российской  Федерации  Краснодарского  края  и        практической  готовности 
лечебно-профилактических учреждений Краснодарского края к приему и оказанию помощи 
пострадавшим, в результате террористических актов с применением химического оружия, 
биологических средств и радиоактивного веществ. 

4. Продолжать проведение мониторинга за вирусом гриппа птиц с пандемическим 

потенциалом. 

4.  Решить  вопросы  кадровой  политики,  т.е.  увеличения  количества  специалистов 

осуществляющих  санитарно-карантинный  контроль  в  пунктах  пропуска  через 
государственную  границу  РФ  Краснодарского  края,  а  именно  в  морских  портах  Кавказ, 
Темрюк, Тамань, Анапа. 

 

144 

Раздел 3. Достигнутые результаты улучшения санитарно-

эпидемиологической обстановки  в Краснодарском крае, имеющиеся 

проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического 

благополучия и намечаемые меры по их решению 

 

 

 

 

3.1. Сводный анализ и оценка эффективности достижения 

индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-

эпидемиологического благополучия населения Краснодарского края 

 

   В  соответствии  с  Планом  мероприятий  Управления  Роспотребнадзора  по 

Краснодарскому  краю  по  реализации  документов  стратегического  планирования 
Роспотребнадзора  на  период  2016-2021  годы,  утвержденном  приказом  руководителя 
Управления  «Об  утверждении  плана  мероприятий  Управления  Роспотребнадзора  по 
Краснодарскому  краю  по  реализации  документов  стратегического  планирования 
Роспотребнадзора  на  2016-2021  годы»  №  202  от  08.09.2016  сформированы  основные 
целевые  показатели  для  Краснодарского  края  по  основным  направлениям  деятельности: 
снижение  удельного  веса  объектов  3-й  группы  санитарно-эпидемиологического 
благополучия;  недопущение несанкционированных заездов организованных групп детей в 
неподготовленные  здравницы;  увеличение  удельного  веса  детей  с  наличием  выраженного 
оздоровительного  эффекта  в  здравницах  (%),  в  лагерях  с  дневным  пребыванием  (%);  
увеличение 

охвата 

вакцинацией 

декретированного 

контингента 

санаторно-

оздоровительного комплекса края против дизентерии Зоне (%), гепатита А (%); увеличение 
удельного  веса  источников  питьевого  водоснабжения,  по  которым  разработаны  проекты 
зон санитарной охраны (%) и др.  

В  течение  года  деятельность  службы  была  направлена  на  проведение  мероприятий 

по  улучшению  санитарно-эпидемиологической  обстановки  в  Краснодарском  крае  и  
достижение указанных показателей. Оценка эффективности достижения основных целевых 
показателей представлена в табл.  №41. 

Таблица № 41 

Оценка эффективности достижения основных целевых показателей по 

Краснодарскому краю за 2018 г. 

 

Показатель, характеризующий планируемый 
уровень достижения 

Единица 
измерения 

Целевые 
значения 

Фактические 
значения 

Обеспечить законность при проведении 
контрольно-надзорных мероприятий, 
включение в структуру плановых мероприятий 
по контролю гигиенически и 
эпидемиологически значимых объектов 

процент 

100,0 

 

Обеспечить при выявлении нарушений 
санитарного законодательства и 
законодательства в сфере защиты прав 
потребителей принятие предусмотренных 
законодательством Российской Федерации мер 
по пресечению и устранению последствий 
выявленных нарушений 

процент 

100,0 

 

Актуализация реестра субъектов и объектов 
надзора с учетом риск-ориентированного 
подхода контрольно-надзорной деятельности 

процент 

100,0 

 

Удельный вес выполненных проверок от числа 
запланированных в ежегодном плане 
проведения плановых проверок 

процент 

99,4 

98,2 

 

145 

Показатель, характеризующий планируемый 
уровень достижения 

Единица 
измерения 

Целевые 
значения 

Фактические 
значения 

Удельный вес проверок, результаты которых 
были признаны недействительными 

процент 

0,02 

Удельный вес плановых выездных проверок 
осуществленных с применением лабораторных 
исследований 

процент 

100,0 

100 

Удельный вес информационно-аналитических 
материалов, подготовленных по результатам 
ведения СГМ и оценки риска от числа 
регламентированных 

процент 

100,0 

100 

Удельный вес мониторируемых показателей от 
общего числа показателей Федерального 
информационного фонда социально-
гигиенического мониторинга 

процент 

100,0 

100 

Количество принятых управленческих 
решений по результатам ведения социально-
гигиенического мониторинга 

Ед. 

30 

32 

Удельный вес населения, охваченного 
контролем в системе социально-
гигиенического мониторинга 

процент 

87,0 

 

Заболеваемость  дифтерией   

на 100. тыс. 

населения 

0,02 

Заболеваемость  острым вирусным гепатитом 
В 

на 100. тыс. 

населения 

0,8 

0,4 

Заболеваемость  корью   

на 100. тыс. 

населения 

0,1 

1,2 

Заболеваемость вирусным гепатитом А 

на 100. тыс. 

населения 

2,6 

1,3 

 
 

Заболеваемость краснухой 

на 100. тыс. 

населения 

0,1 

Охват прививками населения против 
инфекций, управляемых средствами 
специфической профилактики 

процент 

98,0 

98 

Достижение уровня охвата прививками против 
гриппа населения в группах риска 

процент 

95,0 

95 

Снижение темпов прироста новых случаев 
ВИЧ-инфецированных до уровня не выше 15% 
в год 

на 100. тыс. 

населения 

45,0 

51,5 

Число ВИЧ-инфицированных беременных 
женщин, получивших курс 
химиопрофилактики 

процент 

95,9 

98,4 

Охват ВИЧ-инфицированных диспансерным 
наблюдением 

процент 

99,6 

99,9 

Снижение заболеваемости ИСМП у детей в 
учреждениях родовспоможения, детских 
отделениях больниц 

на 1000 

родившихся 

1,5 

0,3 

Пораженность населения аскаридозом 

процент 

не более 0,8 

0,08 

Уровень противоэпидемической готовности 
учреждений государственного санитарно-
эпидемиологического надзора и лечебно-
профилактической сети 

баллы 

не ниже 80 

не ниже 90 

Проведение санитарно-карантинного контроля 
лиц, совершающих паломничество и 
возвращающихся из Королевства Саудовской 
Аравии через пункты пропуска 

процент 

100,0 

100 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..