ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 9

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 9

 

 

 

146 

Показатель, характеризующий планируемый 
уровень достижения 

Единица 
измерения 

Целевые 
значения 

Фактические 
значения 

государственной границы РФ 
Санитарно-карантинный контроль 
транспортных средств, прибывающих из 
неблагополучных стран 

процент 

100,0 

100 

Отсутствие вторичных случаев инфекционных 
заболеваний, требующих проведения 
мероприятий по санитарной охране 
территории в случае из заноса на территорию 
края 

число случаев 

Недопущение случаев завоза и реализации 
товаров, химических, биологических веществ, 
радиоактивных материалов и других грузов, 
ввозимых из-за рубежа без разрешительных 
документов 

число случаев 

Проведение санитарно-карантинного контроля 
пассажирских транспортных средств в 
соответствии с Административным 
регламентом 

процент 

100,0 

100 

Обеспечение санитарно-карантинного 
контроля пассажирских и грузовых 
транспортных средств в период подготовки и 
проведения массовых мероприятий 

процент 

100,0 

100 

Удельный вес объектов, относящихся к III 
группе  санитарно-эпидемиологического 
благополучия 

процент 

0,03 

0,006 

                                      - коммунальные объекты 

0,06 

                                     - промышленных 
предприятий 

0,07 

                                      - детских и 
подростковых учреждений 

                                      - пищевых объектов 

0,0 

                                      - объекты транспортной 
инфраструктуры  

Удельный вес населения, обеспеченного 
доброкачественной питьевой водой 

процент 

96,5 

96,4 

Удельный вес пищевых продуктов, не 
соответствующих гигиеническим нормативам: 
- по физико-химическим показателям 
- по микробиологическим показателям 

процент 

 
 

2,2 
1,5 

 
 

1,6 
0,5 

Охват школьников горячим питанием 

процент 

98,9 

98,9 

Удельный вес детей, отдохнувших в детских 
стационарных загородных оздоровительных 
организациях и организациях санаторного 
типа, с наличием выраженного 
оздоровительного эффекта 

процент 

97,0 

97,1 

Обеспечение индивидуальной дозиметрией 
персонала группы А, работающих с 
источниками ионизирующего излучения 

процент 

98,0 

98 

Количество принятых в эксплуатацию 
объектов планируемых для использования на 
Чемпионате мира по футболу FIFA 2018, 
обеспеченных радиологическими 
обследованиями 

процент 

100,0 

100 

Количество объектов, используемых 

процент 

100,0 

100 

 

147 

Показатель, характеризующий планируемый 
уровень достижения 

Единица 
измерения 

Целевые 
значения 

Фактические 
значения 

источники ионизирующего излучения, 
обеспеченных радиационно-гигиенической 
паспортизацией 
Удельный вес работников, занятых во вредных 
условиях труда, которым проведены 
периодические медицинские осмотры, в том 
числе: 
- женщин 

процент 

97,9 

 
 
 

98,0 

 

Численности населения, проживающего в 
санитарно-защитной зоне предприятий, 
сооружений и иных объектов (ежегодное 
снижение не менее 10%) 

количество 

17100 человек 

 

Удельный вес удовлетворенных в досудебном 
порядке имущественных требований 
потребителей в ходе рассмотрения обращений, 
поступивших в Управление Роспотребнадзора 
по Краснодарскому краю в отчетном периоде 
и, содержащих таковые требования. 

процент 

65,0 

67 

Количество мероприятий с представителями 
органов исполнительной власти субъектов 
Российской Федерации, органов местного 
самоуправления, общественных объединений 
потребителей по актуальным вопросам защиты 
прав потребителей на территории 
Краснодарского края. 

количество 

390 

405 

Количество устных консультаций гражданам-
потребителям, обратившимся по телефонам 
«горячей линии» в Управление 
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю и 
Консультационный центр ФБУЗ «Центр 
гигиены и эпидемиологии в Краснодарском 
крае» 

на 100. тыс. 

населения 

377 

21450 

Количество заключений, данных в судах в 
целях защиты прав потребителей  

на 100 тыс. 

населения 

5,5 

3,4 

Количество исков, поданных в суд в защиту 
прав неопределенного круга потребителей  

на 100 тыс. 

населения 

4,4 

3,2 

Удельный вес удовлетворенных исков в 
защиту неопределенного круга потребителей 
от общего количества  исков,  рассмотрение по 
которым окончено в отчетном периоде. 

процент 

98,0 

94 

Прирост просветительской деятельности в 
области защиты прав потребителей (от 
показателей 2017 года) 

процент 

1,5 

Количество мероприятий направленных на 
информирование потребителей и повышение 
правовой грамотности населения: 
-  проведение «круглых столов»;   
- проведение семинаров по изучению новелл 
законодательства РФ в области защиты прав 
потребителей; 
- «горячих линий»; 
- проведение уроков «потребительской 
грамоты» в образовательных учреждениях; 
- выступления в СМИ, в том числе: по 
телевидению, по радио, публикаций; 

 
 
 

количество 

 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

20 
64 

 
 

80 

210 

 

800 

 

 
 
 

25 
68 

 
 

85 

215 

 

810 

 

 

148 

Показатель, характеризующий планируемый 
уровень достижения 

Единица 
измерения 

Целевые 
значения 

Фактические 
значения 

- печатные издания (памятки, листовки, 
буклеты и др.) с наглядной информацией для 
потребителей; 
- анкетирование потребителей. 

тыс. шт. 

50000 

 
 

20000 

 
 

Проведение публичных обсуждений 
результатов правоприменительной практики, 
руководств по соблюдению обязательных 
требований органа государственного контроля 
(надзора) 

количество 

Удельный вес проверок, по результатам 
которых приняты меры административного 
воздействия от количества проверок при 
которых выявлены правонарушения 

процент 

100,0 

 

100 

Отношение суммы взысканных 
административных штрафов к общей сумме 
наложенных административных штрафов 

процент 

97,0 

84,5 

Доля обжалованных постановлений по делам 
об административных правонарушениях 

процент 

не более 3,0 

 

Удельный вес рассмотренных заявлений об 
оказании государственной услуги, 
поступивших от юридических лиц и (или) 
индивидуальных предпринимателей через 
единый портал государственных и 
муниципальных услуг 

процент 

100,0 

100 

Удельный вес рассмотренных заявлений об 
оказании государственной услуги, 
поступивших от юридических лиц и (или) 
индивидуальных предпринимателей через 
единый портал государственных и 
муниципальных услуг в установленные 
законодательством сроки 

процент 

100,0 

100 

Размещение информации о результатах 
оказания государственных услуг на сайте 
Управления Роспотребнадзора по 
Краснодарскому краю 

количество 

(ежеквартально) 

 

Аттестация гражданских служащих отделов и 
территориальных отделов 

человек 

100 

 

Формирование кадрового резерва, по 
результатам проведения аттестаций 

человек 

40 

 

Количество федеральных государственных 
гражданских служащих Управления 
Роспотребнадзора по Краснодарскому краю 
прошедших обучение по повышению 
квалификации по дополнительным 
образовательным программам 

человек 

90 

 

Количество федеральных государственных 
гражданских служащих пришедших обучение 
по противодействию коррупции, в целях 
выполнения ведомственной программы по 
противодействию коррупции и иных 
правонарушений в службе 

человек 

450 

 

Количество заключенных договоров при 
поступлении на целевые места, за счет 
федерального бюджета: 
- о целевом обучении с гражданами, 

человек 

 
 
 

 

 

149 

Показатель, характеризующий планируемый 
уровень достижения 

Единица 
измерения 

Целевые 
значения 

Фактические 
значения 

поступающими на обучение по специальности 
32.05.01 медико-профилактическое дело; 
- о целевых приемах с ФГБОУ ВО КубГМУ и 
ФГБОУ ВО РостГМУ 

 
 

Количество трудоустроенных выпускников 
медико-профилактических факультетов 
ФГБОУ ВО КубГМУ и ФГБОУ ВО РостГМУ, 
обучавшихся на основании заключенных 
договоров о целевом обучении 

человек 

 

Внедрение в работу функционала системы 
ГИС ЗПП в части осуществления санитарно-
карантинного контроля в пунктах пропуска 
через государственную границу Российской 
Федерации на территории Краснодарского 
края 

количество 

14 

 

Внедрение в работу федеральной системы 
документооборота  

количество 

 

Проведение выездных личных приемов 
граждан, юридических лиц и индивидуальных 
предпринимателей 

количество 

 

Размещение информации о результатах 
рассмотрения обращений граждан в 
информационно-телекоммуникационной сети 
«Интернет» 

количество

 

 

Использование информационных технологий 
(ГИС ЗПП, ПО Электронный бюджет, СУФД) 
при осуществлении бюджетного 
планирования, бюджетных расходов, сдачи 
бюджетной отчетности 

процент 

100,0 

 

 

Осуществление деятельности по 
использованию информационно-
телекоммуникационных технологий в рамках 
утвержденного плана информатизации на 2018 
год 

процент 

100,0 

 

 

 

3.2. Проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического 

благополучия и намечаемые меры по их решению. 

3.2.1. Проблемы гигиены населенных мест. 

3.2.1.1. Решение проблем гигиены атмосферного воздуха.

 

           Одной  из  основных  причин,  существенно  влияющих  на  состояние  воздушного 
бассейна населенных пунктов Краснодарского края, является выброс в атмосферный воздух 
значительного количества загрязняющих веществ от автотранспортных средств - более 600 
тысяч  тонн  в  год.  Вклад  автотранспорта  в  суммарный  выброс  загрязняющих  веществ  от 
передвижных и стационарных источников по краю в целом составляет более 80 процентов. 
           При установившейся тенденции роста количества автомобильного транспорта уже в 
ближайшие  годы  автомобилизация  Краснодарского  края  превысит  критический  уровень  - 
300  автомобилей  на  одну  тысячу  жителей.  Возрастающий  статус  Кубани  как  курортно-
туристической зоны, проведение Чемпионата мира по футболу в 2018 году в городе Сочи 
привлекает дополнительно большое количество туристов, многие из которых приезжают на 
отдых на собственном транспорте. 

Высокий уровень загрязнения воздушного бассейна урбанизированных территорий 

Краснодарского  края,  определяемый  в  основном  выбросами  от  автотранспорта, 
подтверждают и данные результатов мониторинга атмосферного воздуха, осуществляемого 

 

150 

органами  Росгидромета  и  другими  организациями  в  городах  Краснодаре,  Новороссийске, 
Туапсе, Армавире, Белореченске, а также в городе-курорте Сочи. 
          Важной  проблемой  является  также  крайне  низкое  транспортно-эксплуатационное 
состояние  и  уровень  безопасности  дорожного  движения  местной  улично-дорожной  сети 
ввиду  недостатка  средств  бюджетов  муниципальных  образований.  Для  исправления  этой 
ситуации  в  Краснодарском  крае  реализуются  пять  краевых  целевых  программ

,

  которые 

предусматривают  не  только  капитальный  ремонт  и  реконструкцию  аварийно-опасных 
участков,  но  и  строительство  транспортных  развязок  (город  Краснодар),  создание 
автоматизированной  системы  управления  дорожным  движением,  строительство  парковок 
(город Сочи). 
          По  результатам  многолетних  наблюдений  города  Новороссийска  и  города 
Краснодара, где проживает более 30 процентов городского населения края, систематически 
включаются  в  приоритетный  список  городов  России  с  высоким  уровнем  загрязнения 
атмосферного  воздуха.  Транспорт,  в  первую  очередь  грузовой  автотранспорт,  является  и 
источником шумовых загрязнений крупных городов, особенно города Краснодара.  

В  2018  г.  исследования  атмосферного  воздуха  проводились  на  территории  

Краснодарского края  ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» как в 
рамках  осуществления  государственного  санитарного  надзора,  так  и  в  рамках 
осуществления  социально-гигиенического  мониторинга.  Перечень  загрязняющих  веществ, 
контроль за содержанием которых проводился в 2018 г., представлен в табл. № 42. 

Таблица № 42 

Загрязняющие вещества, контроль за 

концентрациями, которых проводился в 2014-2018 г.г. 

 

Ингредиенты 

2014г. 

2015г. 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

взвешенные вещества 

сера диоксид 

дигидросульфид 

углерод оксид 

сероуглерод 

 + 

азота диоксид 

 +               + 

азота оксид 

аммиак 

гидроксибензол и его производные 

формальдегид 

серная кислота 

бенз/а/пирен 

фтор  и его соединения 

 - 

хлор  и  его  соединения  (хлор, 

хлористый водород) 

углеводороды 

ароматические 

(бензол, толуол, ксилол), 

углеводороды 

алифатические 

предельные 

углеводороды 

алифатические 

непредельные 

синтетические жирные кислоты 

тяжелые  металлы  (ртуть,  свинец, 

марганец, прочие) 

амины 

акрилаты 

пестициды 

 - 

прочие 

 + 

 

 

151 

Основными  веществами  (по  количеству  исследований),  контролируемыми  на 

территории  Краснодарского  края  в  2014-2018г.г.  являлись:

 

взвешенные  вещества,  азота 

диоксид, углерод оксид, сера диоксид, углеводороды, формальдегид, дигидросульфид (см. 
табл. 43). 

Таблица № 43 

Удельный вес основных загрязняющих веществ от общего объема исследований 

атмосферного воздуха. 

 

Наименование  веществ 

2014г. (%) 

2015г. (%) 

2016г. (%) 

2017г. (%) 

         2018г (%) 

взвешенные вещества

 

17,7 

16,0 

15,19 

16,22 

16,72 

азота диоксид

 

17,8 

19,07 

19,07 

18,05 

17,79 

углерод оксид

 

17,9 

19,0 

18,76 

18,28 

17,4 

сера диоксид

 

16,0 

17,0 

16,87 

14,08 

14,52 

углеводороды

 

17,9 

13,0 

9,92 

14,87 

15,23 

формальдегид

 

2,9 

3,0 

3,7 

3,7 

3,10 

дигидросульфид 

4,2 

4,0 

5,56 

5,07 

4,96 

 

Всего в 2018 г. выполнено  66529 исследований атмосферного воздуха,  что на 14,9% 

больше в сравнении с предыдущим годом и  на 6,1%  больше чем в 2016году, но на 15,2%   
меньше  чем  в  2014  г.  (в  2014  г.  –  76617  исследований,  в  2016г  –  62458  исследований,  в 
2017г – 56556 исследований). 

В 2018 г. дельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам в сравнении с 

2017 остался прежним (0,09) в городских поселениях и  уменьшился в сельских поселениях 
(с  0,23  до  0,13).  На  автомагистралях  в  зоне  жилой  застройки  удельный  вес  проб,  не 
отвечающих гигиеническим  нормативам, увеличился (табл. № 44). 

Таблица № 44 

Удельный вес проб, не отвечающий гигиеническим показателям, % 

 

 

Городские поселения 

Сельские поселения 

2014г.  2015г.  2016г.  2017г.  2018г.   2014г.  2015г.  2016г.  2017г. 

2018г.  

Всего 
 

0,25 

0,09 

0,32 

0,09 

0,09  

0,03 

0,02 

0,12 

0,23 

0,13 

В зоне 

влияния 
промышленных 
предприятий 

0,21 

0,01 

0,32 

0,033 

0,044 

На автомаги-

стралях в жилой 
зоне   

0,03 

0,07 

0,36 

0,25 

0,30 

 

В  зоне  влияния  промышленных  предприятий  удельный  вес  проб  не  отвечающий 

гигиеническим нормативам  в 2018 г. составил – 0,044%, что больше чем в 2017 г. (0,033%), 
но меньше, чем  в 2014 г.( 0,21%). Проб, с превышением более 5 ПДК в 2018 г., 2017 г. – 
нет (в 2014 г. – 0,0068%).  

Доля проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов  (ПДК) в 

2018  г.  отмечалась  на  следующих  территориях:    г.Краснодар,  г.Сочи,  г.Апшеронск, 
г.Горячий  ключ,  Кореновский  район,  г.Новороссийск,  г.Анапа,  г.Тимашевск, 
Ленинградский район (табл. №45).  

 

Таблица № 45 

Доля проб  атмосферного воздуха,  превышающая  гигиенический норматив   

 

 

152 

 

         

В 2018 г. на автомагистралях в зоне жилой застройки проб с превышением 5 ПДК в 

Краснодарском крае не обнаружено.  

Загрязнение  атмосферного  воздуха  является  одним  из  главных  факторов,  негативно 

влияющих  на  здоровье  населения.  Проблема  загрязнения  атмосферного  воздуха  более 
характерна для городских поселений. С целью снижения загрязнения атмосферного воздуха 
по  предложениям  специалистов  Управления  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере 
защиты  прав  потребителей  и  благополучия  человека  по  Краснодарскому  краю  и  его 
территориальных отделов администрациями муниципальных образований края в 2018 году 
были приняты ряд управленческих решений. 

В городе Апшеронске по контракту между администрацией Апшеронского городского 

поселения  и  МП  «Апшеронск»  для  снижения  загрязнения  атмосферного  воздуха 
проводились  уборки  улиц  с  применением    поливомоечным  машин  -  на  улицах 
Апшеронского  городского  поселения  (ул.Ленина,  ул.Ворошилова,  ул.  Комарова,  мосты 
через  р.Туха,  ул.Рабочая),  так  же  проведены  озеленительные  мероприятия  (весенняя 
посадка  цветов,  кустарников  и  газонов),  финансируемые  из  бюджета  Апшеронского 
городского поселения Апшеронского района.  

Действует  муниципальная  программа  Апшеронского  городского  поселения 

Апшеронского  района  «Комплексное  и  устойчивое  развитие  в  сфере  строительства  и 
дорожного  хозяйства»  на  2017-2019  г.г.

 

предусматривающая

 

асфальтирование  гравийных 

дорог на территории Апшеронского городского поселения (ул.Лесная, ул.Щорса), в рамках 
краевой целевой программы «Строительство, реконсрукция, капитальный ремонт и ремонт 
автомобильных  дорог  общего  пользования  местного  значения  на  территории 
Краснодарского  края»

 

проведено  асфальтирование  гравийных  дорог  на  участке  улицы  9 

Января (от ул.Юдина до ул.Промысловая). 

Для  снижения  уровней  загрязнения  атмосферного  воздуха  по  распоряжению  главы 

МО  Белореченский  район  от  21.03.2018  №  101-р  «О  мерах  по  организации  ежедневного 
поддержания  санитарного  состояния  на  территории  поселений  Белореченского  района»

 

проведена санитарная уборка улиц, скверов, парков, ликвидация стихийных свалок.  

Постановлением  главы  администрации  Белореченского  городского  поселения  от 

05.06.2018  №  545

 

Санитарная  уборка  междворовых  территорий,  парков,  скверов,  детских 

игровых,  спортивных  площадок,  остановок  и  посадочных  площадок,  прибордюрное 
подметание улиц.  

Решением  Городской  думы  МО  г.  Новороссийск  Краснодарского  края  от  31.10.2017 

"Об утверждении бюджета МО г. Новороссийск на 2018 год» выделено 3500,00 тыс. руб. на 
создание  трех  парковых  территориий  местного  значения.  Проведена  высадка  более  1000 
деревьев.  

С  целью  улучшения  состояния  атмосферного  воздуха  постановлением  лавы 

администрации  МО  г.  Новороссийска  проведено  строительство  линейного  объекта 

 

Доля  проб    атмосферного  воздуха,    превышающая 

среднекраевой показатель ПДК, % 

Динамика 

 

2014г 

2015г. 

2016г. 

2017г. 

2018г 

за 5 лет   

Краснодарский край 

0,25 

0,09 

0,329 

0,09 

0,09 

  ↑↓   

Краснодар 

1,22 

0,4 

3,04 

0,35 

0,34 

  ↑↓    

г. Сочи 

0,30 

0,28 

0,128 

--- 

0,27 

↓ ↑       

г. Апшеронск 

0,99 

0,19 

0,28 

0,59 

0,09 

↑ ↓     

г. Горячий ключ 

--- 

--- 

0,48 

--- 

0,35 

↑ ↓     

Кореновский район 

28,5 

--- 

--- 

--- 

0,21 

↑ ↓     

г. Новороссийск 

---  

0,28 

0,64 

0,73 

↑ 

г. Анапа 

--- 

---- 

--- 

1,61 

↑ 

г. Тимашевск 

--- 

--- 

--- 

0,19 

0,20 

↑ 

Ленинградский район 

--- 

--- 

--- 

--- 

1,14 

↑ 

 

153 

транспортной  инфраструктыры  местного  значения  "Строительство  автомобильной  дороги 
"Южный обход" МО г. Новороссийска.  

Задачи на 2019 год. 

Для  решения  проблемы  загрязнения  атмосферного  воздуха  на  территории 

Краснодарского  края  необходимо  выполнение  следующих  мероприятий,  обеспечивающих 
нормальные условия жизнедеятельности населения:

 

 

снижение  загрязнения  атмосферного  воздуха  в  городах  Краснодар,  Новороссийск, 

Туапсе и других крупных городах. Развитие общественного электротранспорта. Снижение 
выбросов от автотранспорта: внедрение каталитических нейтрализаторов, сажеуловителей, 
внедрение  в  городах  стандарта  топлива  «Евро».  Контроль  и  регулирование  загрязнения, 
снижение пиков загрязнения атмосферного воздуха; 

 

 

исключение  поступления      низкокачественных  мазутов,  а  также  снижение 

использования мазута и твердого вида топлива в ТЭЦ и котельных;

 

 

обеспечение регулярной влажной уборки улично-дорожной сети города;

 

 

усиление контроля за реализуемым  на территории края  качеством  автомобильного 

топлива,  в  том  числе  этилированного  бензина,  а  также  техническим  состоянием 
иногороднего транспорта, использующего бензин с присадками свинца;

 

 

усиление  контроля,  обеспечение  рациональной  системы  дорожного  движения  в 

городах и строительство объездных дорог, усовершенствование автотранспортных средств 
в целях сокращения объема выбрасываемых ими вредных веществ;

 

 

организацию санитарно-защитных зон от предприятий всех форм собственности;

 

 

вывод транспортных организаций за пределы селитебных зон населенных пунктов; 

не  допускать  размещения  гаражей,  автостоянок  с  отступлениями  от  санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов;

 

 

органам  местного  самоуправления  отводить  участки  для  строительства 

многоярусных  паркингов  и  гаражей  с  учетом  требований  норм  санитарного 
законодательства;

 

 

разработку единых проектов СЗЗ для групп промышленных предприятий, отселение 

жителей;

 

 

устройство  лесозащитных  полос  вдоль  автомагистралей,  особенно  в  свете 

расширения  трассы  федерального  значения  М-4  «Дон»    и  ожидаемого  увеличения  потока 
автотранспорта;

 

 

активное  внедрение  средств  механизации  для  орошения  дорожного    полотна  и 

прилегающей  территории  в  теплое  время  года,  особенно  с  учетом  увеличения  потока 
автотранспорта на побережье Черного моря; 

 

 

организацию дорожного движения вне территории жилой застройки, строительство 

альтернативных автодорог;

 

 

устройство  паркингов  для  большегрузных  машин  или  перегрузочных  площадок  с 

целью  ограничения  движения  большегрузных  автомобилей  на  территории  жилой 
застройки;

 

 

ограничение движения по автодорогам некоторых видов транспорта в определенные 

часы;

 

 

улучшение  качества  топлива  (Евро-4,5)  на  топливозаправочных  комплексах  на 

территории районов.

 

 

3.2.1.2. Гигиенические проблемы  состояния водных объектов в местах 

водопользования населения

 

 

За  состоянием  качества  воды  открытых  водоемов  наблюдения  проводят  службы 

различных  ведомств  Краснодарского  края,  в  том  числе  органы  и  организации 
Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  в  рамках  осуществления  санитарно-
эпидемиологического надзора. 

 

154 

 В  состав  наблюдательной  сети  входят  утвержденные  постоянный  створы  в 

количестве 302-х точек отбора (в 2017г  количество створов составляло 308, в 2016г – 301, 
2015г – 297, 2014г – 298), в том числе  в водоемах I категории –43  (в 2017г. – 43, в 2016г. – 
43,  в 2015г – 44,  в 2014г – 44), II категории – 138 (в 2017г - 141, в 2016г – 136, в 2015г — 
120, в 2014г - 120), в морях – 121 (в 2017г - 124, в 2016г – 122, в 2015г — 120, в 2014г - 120).           

 В водоемах I категории количество створов в сравнении с 2017 годом  не изменилось 

и составило  – 43 створа.  

  В водоемах II категории количество створов в сравнении с 2017г уменьшилось на 3 и 

составило  –  138  створов  (уменьшение  количества  створов  произошло  за  счет  сокращения 
точек  отбора  на  территории  Кущевского  района  в  связи  с  корректировкой  плана  СГМ  на 
2018г в течении купального сезона). 

  В  морях  количество  створов  в  сравнении  с  2017  годом      уменьшилось    на  3  и 

составило – 121 створ (уменьшение количества створов произошло на территории Ейского 
района в связи с корректировкой плана СГМ на 2018г в течении купального сезона). 

  Количество  исследованных  проб  воды  в  водоемах  I  категории  на  санитарно-

химические  показатели  составило  278  пробы,  на  микробиологические  показатели 
количество исследованных проб составило 339 пробы. 

  В  2018  г.  в  водоемах,  используемых  для  хозяйственно-питьевого  водоснабжения  (I 

категория)  процент  проб  не  отвечающих  гигиеническим  нормативам  по  санитарно-
химическим  показателям    составил  1,07%  (в  2017  г.  -  3,0  %,  в  2016  г.  –  3,6%,  в  2015  г.  - 
2,7%, в 2014 г. - 5,9%), что указывает на улучшение качества воды водоемов по санитарно-
химическим показателям.   

   Загрязнение  водоемов  I-ой  категории  выше  среднекраевых  по  санитарно-

химическим показателям отмечалось в Темрюкском районе (4,6%).  

   В  водоемах,  используемых  для  хозяйственно-питьевого  водоснабжения  (I 

категория), процент проб не отвечающих по микробиологическим показателям, в 2018 году 
составил 12,9% (в 2017г- 29,0%, в 2016г – 8,27%, в 2015г — 19,5%, в 2014г — 32,5%),  что 
указывает  на  значительное  улучшение  качества  воды  водоемов  по  микробиологическим 
показателям.   

   Загрязнение водоемов  I-ой категории выше среднекраевых по микробиологическим 

показателям отмечалось:   

-в городе-курорте Сочи (20,7%), 
-в Темрюкском районе (34,9%). 
   Количество  исследованных  проб  воды  в  водоемах  II  категории  на  санитарно-

химические  показатели  составило  1312  проб,  на  микробиологические  показатели 
количество исследованных проб составило 2113 проб. 

   В  сравнении  с  2017  годом,  в  2018  году  качество  воды  водоемов  II  категории 

улучшилось по санитарно-химическим показателям и составило – 12,2% (в 2017 г. – 19,5%, 
в 2016 г. – 26%, в 2015 г. – 22,06%,  в 2014 г. – 34,4%).  

   Выше среднекраевых показателей по санитарно-химическому загрязнению водоемов 

II-й  категории  отмечалось:  городе-курорте  Сочи,  в  Тимашевском,  в  Брюховецком,  в 
Крыловском, в Ленинградском, в Павловском районах. 

   В сравнении с 2017 г., в 2018 г. качество воды водоемов II категории улучшилось по 

микробиологическим  показателям  и  составило  –  11,3  %  (в  2017  г.  –  12,8%,  в  2016  г.  – 
13,5%, в 2015 г. – 19,09%, в 2014 г. – 14,16%) табл. №46. 

   Микробиологические  показатели  качества  воды  в  зонах  рекреации,    превышающие 

среднекраевые  показатели  установлены  на  следующих  территориях:  г.  Краснодаре,  в  г.-к. 
Сочи, г.-к. Анапа, в Курганенском, в Мостовском районах. 

 
 
 
 
 

 

155 

Таблица №46 

 Удельный вес проб воды открытых водоемов, не соответствующих гигиеническим 

нормативам на территории Краснодарского края. 

 

№ п/п 

Удельный вес проб, не соответствующих гигиеническим нормативам, 

%

 

 

 

Показатели

 

2018г

 

2017г

 

2016г

 

2015г

 

2014г

 

Водоемы 1 категории

 

1.1  Сан. химические 

1,07 

3,0 

3,6 

2,7 

5,9 

1.2  Микробиологические 

12,9 

29,0 

8,27 

19,5 

32,5 

Водоемы 2 категории

 

2.1  Сан. химические 

12,2 

19,5 

26 

22,06 

34,4 

2.2  Микробиологические 

11,3  

12,8 

13,5 

19,09 

14,16 

     

 В 2018 г. исследовано  8769 проб морской воды на санитарно-химические показатели 

(в  2017  г.  –  7891,  в  2016  г.  -  8452,    в  2015  г.  -  8363,    в  2014  г.  -  7712  проб),  на 
микробиологические показатели  - 9160 проб (в 2017 г. - 8433, в 2016 г. – 8774,  в 2015 г. – 
9375,   в 2014 г. – 8074 пробы). 

  Удельный  вес  проб  морской  воды,  не  соответствующих  гигиеническим  нормативам   

по санитарно-химическим показателям снизился и составил 0,22% в 2018г,  0,79% в 2017г 
(в 2016 г. – 1,22%, 2015 г. – 0,2%, 2014 г. – 0,2%).  

     Удельный вес проб морской воды, не соответствующих гигиеническим нормативам   

по  микробиологическим  показателям  незначительно  возрос  и  составил  в  2,5%  в  2018  г.,  
2,33% в 2017 г. (в 2016 г. – 4,53%, в 2015 г. – 4,84%, в 2014 г. – 4,99%). 

Анализ  лабораторных  исследований  рекреационных  вод  Черного  моря  за  пять  лет 

выявил, что  удельный вес проб, не отвечающих нормативным требованиям по санитарно-
химическим показателям  возрос с 0,015% в 2017 г. до 0,13% в 2018 г. (в 2016 г. составил 
0,11%, в 2015 г. - 0,01%, в 2014 г. - 0,07%). 

    Удельный  вес  проб  рекреационных  вод  Черного  моря,  не  соответствующих 

гигиеническим нормам  по  микробиологическим  показателям  значительно  возрос  с  0,8% в 
2017 г. до 2,76% в 2018 г. (в 2016 г. составил 0,25%, в 2015 г. - 4,95%, в 2014 г. - 5,18%).  

   Превышение  краевых  значений  по    индексу  коли  -  фагов  в  2017  г.  в  акватории 

Черного моря не зарегистрировано, в 2018 г. этот показатель значительно возрос и составил 
1,36% (в 2016 г. составил 5,2 %, в 2015 г. - 1,88%, в 2014 г. - 1,61%) таб. №47. 
 

Качество рекреационных вод Черного моря характеризуется следующими 

показателями: 

Таблица №47 

Наименование 

показателей 

Годы 

Территории 

По морю в 

целом 

Анапа 

Туапсе 

Геленджик 

Новорос 

Сочи 

Удельный вес проб, 

не отвечающих гиг. 

нормативам по сан.хим. 

показателям в % 

2018 

0,66 

0,13 

2017 

0,36 

0,015 

2016 

2,6 

0,11 

 

156 

2015 

0,02 

0,01 

2014 

0,04 

0,07 

Удельный вес проб, 

не отвечающих гиг. 

нормативам по 

микробиологическим 

показателям, в т.ч. в % 

2018 

5,4 

0,14 

3,28 

1,85 

0,1 

2,76 

2017 

2,81 

0,1 

0,8 

2016 

0,09 

0,95 

0,3 

0,12 

0,25 

2015 

0,09 

0,61 

0,18 

1,34 

11,49 

4,95 

2014 

1,36 

1,39 

1,17 

13 

5,18 

по индексу коли-

фагов в % 

2018 

4,1 

1,36 

2017 

2016 

25 

5,2 

2015 

1,95 

1,88 

2014 

1,9 

1,61 

    

Исследования рекреационных вод Азовского моря за отчетный период показали, что 

удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим 
показателям в 2018 г. снизился  в сравнении с 2017 г. (5,27%) и составил 1,03% (в 2016 г. 
составил 10,6%, в 2015 г. - 2,74%, в 2014 г. - 1,46%). 

    Превышения краевых значений по санитарно-химическим показателям в 2018 году 

зарегистрировано  в Приморско-Ахтарском районе (7,37%).   

    Удельный 

вес  проб,  не  отвечающих  гигиеническим  нормативам  по 

микробиологическим  показателям  в  2018  году  снизился  в  сравнении  с  2017  г.  (11,1%)  и 
составил 0,7% (в 2016 г. % составил 16,4, в 2015 г. — 3,63%, в 2014 г. — 3,42%). 

    Микробиологическое  загрязнение  выше  краевых  значений  зарегистрировано  в 

Приморско-Ахтарском районе (4,4%). 

    Доля нестандартных проб по индексу коли - фагов осталось на прежнем уровне  0% 

в 2017 г.  и  0% в 2018 г. Превышение краевых значений по  индексу коли-фагов с 2018 г. по 
2014г  не зарегистрировано таб. №48 

 Таблица №48 

Качество рекреационных вод Азовского моря характеризуется следующими 

показателями. 

                                                          

Наименование 

показателей 

Годы 

Территории 

По морю в 

целом 

Темрюк 

Славянск-

на-Кубани 

Прим.-

Ахтарск 

Ейск 

Щербиновский 

район 

Удельный вес проб, 

не отвечающих гиг. 

нормативам по 

сан.хим. 

показателям в % 

2018 

7,37 

1,03 

2017 

1,6 

39 

5,27 

 

157 

2016 

17,9 

6,81 

10,6 

2015 

26 

2,74 

2014 

2,38 

1,46 

Удельный вес проб, 

не отвечающих гиг. 

нормативам по 

микробиологически

м показателям, в т.ч. 

в % 

2018 

4,4 

0,7 

2017 

23,7 

0,98 

11,1 

2016 

32,5 

8,16 

16,4 

2015 

5,17 

3,63 

3,63 

2014 

3,06 

7,7 

3,42 

по индексу коли-

фагов в % 

2018 

2017 

2016 

2015 

2014 

   
В  2018  г.  возбудители  глистных  инвазий  не  были  обнаружены  в  водоемах 

Краснодарского  края  (в  2017  г.  удельный  вес  проб,  не  отвечающих  гигиеническим 
требованиям составил 0,82%, в 2016 г. — 1,05%, в 2015 г. — 1,03%, в 2014 г. возбудители 
глистных инвазий не были обнаружены) таб. №49.   

  

Таблица № 49 

Результаты исследования проб сточных вод и их осадков на содержание цист простейших и 

яиц гельминтов за 2014 – 2018 гг. 

                                                                                                                                    

Годы 

Количество 

исследованных проб 

Количество проб, не 

отвечающих гигиеническим 

нормативам 

Удельный вес проб, не 

отвечающих гигиеническим 

требованиям,  в % 

2014 

348 

2015 

482 

1,03 

2016 

851 

1,05 

2017 

367 

0,82 

2018 

696 

     
   В  числе  основных  причин  продолжающегося  неудовлетворительного  положения  с 

загрязнением водных объектов является сброс неочищенных сточных вод в водные объекты 
и  их  объемы,  отсутствие  централизованной  и/или  ливневой  системы  водоотведения,  а 
зачастую отсутствие очистных сооружений в населенных пунктах. 

     Так в 2018 г. высокий уровень проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по 

санитарно-химическим  и  микробиологическим  показателям  в  городе-курорте  Геленджике 
связан  с  аварийной  ситуацией  на  главной  канализационной  насосной  станции 
расположенной  произошедшей  в  середине  купального  сезона  в  результате  чего  акватория 
Черного  моря  была  значительна  загрязнена.  В  связи  с  регистрацией  проб  не  отвечающих 

 

158 

требованиям 

санитарно-гигиенических 

норм 

по 

санитарно-химическим, 

микробиологическим на этой  территории  вводился запрет на  использование водоемов в 
рекреационных целях в летний сезон. Постановлением  главного государственного врача по 
городу-курорту  Геленджик    было  введено  ограничение  купания  на  9  пляжах 
Геленджикской бухты.  

В    отношении    хозяйствующего  субъекта  МУП  «ВКХ»    (г.  Геленджик)  проведено 

административное    расследование,  по    результатам  которого  за  выявленные    нарушения 
законодательства  в  области  обеспечения  санитарно–эпидемиологического  благополучия 
вынесены  постановления  об  административном  правонарушении    на  юридическое  лицо  и  
на должностное лицо  по ст. 6.3 КоАП РФ  на общую сумму 12700 рублей. В  городской суд 
г.  Геленджика  направлено    исковое  заявление  о  понуждении  к  устранению  выявленных 
нарушений  в  области  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  в 
отношении  МУП  «ВКХ»  и  администрации  муниципального  образования  как 
заинтересованного лица. В настоящее время иск удовлетворен судом.  

Также в городе-курорте Анапа регистрировались на пляжах с. Сукко пробы морской 

воды,  не  соответствующие  требованиям  гигиенических  нормативов  по  вирусологическим  
показателям.  Данная  ситуация  обусловлена    сбросом      сточных  вод    с  ОСК  и  КНС   
Министерства обороны РФ. 

Незамедлительно  были  приняты  меры  по  информированию  Администрации 

муниципального  образования  город-курорт  Анапа  по  организации  ограничения  доступа 
населения  в  Черное  море  в  районе  общественного  пляжа  с.Сукко,  информированию  и 
установлению предупреждающих знаков.    

Направлена  информация    в  42  ФГКУ  «1002  ЦГСЭН»  МО  РФ  для  принятия  мер    и 

военному  прокурору  Анапского  314  гарнизона  о  принятии  мер    прокурорского 
реагирования  в  отношении  ЖКС№5/4  «Анапская»  отдел  «Краснодарский»  филиала 
«Ростовский»  ФБГУ  «ЦЖКУ»  Министерства  Обороны  Российской  Федерации 
осуществляющем хозяйствующую деятельность на ОСК с.Сукко, и являющимся основным 
источником загрязнения реки Сукко, вода которой впадает в рекреационную зону Черного 
моря.   

Даны  предписания  главного  государственного  санитарного  врача  по  городу-курорту 

Анапа №26 - №29  от 24.07.2018, где предписано  руководителям УДОЛ «Энергетик», ДОЛ 
«Электрон»,  СКО  «Смена»,  ВДЦ  «Смена»,    об  ограничении  допуска  купания  детей  в 
водном объекте Черного моря. 

17.07.2018  проведено  внеочередное  заседание  санитарно-противоэпидемической 

комиссии  (СПЭК)  администрации  муниципального  образования  город-курорт  Анапа.  
Постановлением  СПЭК  от  17.07.2018  введены  ограничительные  мероприятия  по 
посещению  общественного  пляжа  с.Сукко  для  населения,  на  пляже  установлены 
запрещающие  аншлаги.  Оповещены  руководители  детских  здравниц,  расположенных  в 
с.Сукко  (УДОЛ  «Энергетик»,  ДОЛ  «Электрон»,  СКО  «Смена»,  ВДЦ  «Смена»). 
Водопользователям  рекомендовано  усилить  производственный  контроль  воды  в  Черном 
море. 

На  стадии  проектирования  очистных  сооружений  канализации  рекомендуется 

использовать  экологически  безопасные  проекты  с  новейшими  технологиями  очистки  и 
обезвреживания  сточных  вод,  глубокой  переработкой  органических  веществ  и 
минеральных  соединений,  содержащихся  в  стоках.  В  составе  очистных  сооружений 
необходимо всегда  предусматривать лабораторию производственного контроля.  

В  целях  обеспечения  санитарно-эпидемиологического  благополучия  населения 

Краснодарского  края  в  области  охраны  водоемов,  используемых  в  рекреационных  целях 
необходимо: 

органам  исполнительной  власти  муниципальных  образований,  руководителям  ЖКХ, 

водоканалов,  предприятий  разработать  мероприятия  по  совершенствованию  очистки 
сточных  вод;  в  том  числе,  решению  вопросов  обеззараживания  стоков  и  дехлорирования 
сточных вод (при обеззараживании хлором) перед сбросом их в водоемы; 

 

159 

ужесточить требования к сбросу неочищенных бытовых и производственных сточных 

вод  в  водоемы,  являющиеся  источниками  питьевого  водоснабжения  и  зонами 
рекреационного водопользования; 

обеспечить 

хозяйствующими 

субъектами 

выполнение 

в  полном 

объеме 

производственного контроля за составом сточных вод и качеством воды водных объектов 

Питьевое водоснабжение

 

Санитарно-эпидемическое  благополучие  на  территории  Краснодарского  края  в 

значительной мере зависит от качества питьевой воды, подаваемой населению. Повышение 
надёжности  и  качества  водоснабжения  населения  питьевой  водой  является  одной  из 
первоочередных социальных проблем. 

Контроль  за  качеством  и  безопасностью  водоснабжения  населения  является 

приоритетным направлением деятельности службы. 

Обеспечение  питьевой  водой  населения  Краснодарского  края  (5 603  420  чел.  по 

данным  на  2018  г.)  производится  приоритетно  через  централизованные  системы 
водоснабжения. 

В 2018 г. состояло на учёте 3414 источник централизованного водоснабжения, из них 

поверхностных 26 и 3388 подземных, 1447 водопроводов (из поверхностных источников 25 
и 1422 из подземных).  

Население  Краснодарского  края  обеспечивается  в  основном  водой  из  подземных 

источников водоснабжения. Удельный вес подземных источников водоснабжения в крае за 
2018 год составляет 99,2 % от общего числа источников. 

Санитарным  нормам  из-за  отсутствия  зон  санитарной  охраны  источников 

водоснабжения  не  соответствует  66,  что  составляет  1,9%;  из  них  подземных  65  и  1 
поверхностный.  

Из-за отсутствия обеззараживающих установок не соответствует 27 водопроводов и 3 

из-за необходимого комплекса очистных сооружений. 

В  основном  используются  для  водоподготовки  системы  хлорирования  и  УФ-

облучения. 

Количество  поверхностных  источников  водоснабжения  в  крае  в  процентном 

соотношении  составляет  0,8  %  от  общего  числа  источников.  Поверхностные  источники 
находятся на следующих территориях:  г. Сочи  (ручей Кепша), г. Темрюк (р. Кубань и р. 
Казачий Ерик), г. Армавир (р. Кубань), ст. Отрадненская (р. Уруп), г. Анапа (р. Кубань). 

В основном для обеззараживания воды используется хлорирование и УФ-облучение 

 

В 2018 г.,  удельный вес населения, обеспеченного доброкачественной питьевой водой  

увеличился  по  сравнению  с  2014  г.  (доброкачественной  и  условно  доброкачественной) 
составляет 95,9 % от численности населения Краснодарского края (в 2014г. – 71,61%). 

Наибольший  удельный  вес  населения,  обеспеченного  недоброкачественной  питьевой 

водой  в  2018  по-прежнему  зарегистрировано  на  территориях:    в  Каневском  районе;  в 
Приморско-Ахтарском районе,  в Крыловском районе,  в Ленинградском районе, в Ейском 
районе. 

Патогенных микроорганизмов, паразитологических и радиологических загрязнений в 

исследованных пробах воды питьевой в 2018 г. не  выявлено.      

Показатели 

качества 

воды 

из 

источников 

централизованного 

питьевого 

водоснабжения 2014-2018 гг. представлена в табл. № 50. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

160 

Таблица  № 50 

Сравнительная характеристика источников централизованного питьевого 

водоснабжения 2014-2018 гг. 

Показатели 

Подземные источники 

водоснабжения 

 
 

Поверхностные источники 

водоснабжения 

2018г.  2017г.  2016г.  2015г.  2014г.  2018г.  2017г.  2016г. 2015 г.  2014г. 

К-во исследований проб на  
санитарно-химические  
показатели 

6474  5976  7194  7204  7497 

172 

155 

196 

263 

176 

из них не отвечает 
гигиеническим 
нормативам / уд. вес 

621 

578 

494 

429 

575 

14 

33 

54 

9,6%  9,7%  6,9%  6,0%  7,7%  1,74%  1,3%  7,1%  14,44

30,68% 

К-во исследований проб на  
содержание фтора 

1227  1158  1666  1621  1461 

27 

68 

18 

из них не отвечает 
гигиеническим 
нормативам / уд. вес 

266 

109 

120 

102 

43 

21,6%  9,4%  7,2%  6,3%  2,94% 

К-во исследований проб на 
микробиологические  
показателям 

6235  5967  6722  7380  7978 

148 

146 

191 

216 

241 

из них не отвечает 
гигиеническим 
нормативам / уд. вес 

34 

22 

27 

27 

16 

10 

24 

37 

63 

0,55%  0,37% 

0,4 

0,37%  0,2%  0,67%  6,8%  12,6%  17,12

26,14% 

К-во исследований проб на 
паразитологические 
показатели 

118 

214 

124 

140 

267 

60 

76 

83 

109 

104 

из них не отвечает 
гигиеническим 
нормативам  

К-во радиологических 
исследований 

1642  1618  1605  1541  1503 

110  30 

41 

25 

из них не отвечает 
гигиеническим 
нормативам  

 
Анализ  показал,  что  качество  питьевой  воды  из  подземных  водоисточников  по 

санитарно-химическим  показателям  значительно  ухудшилось:  удельный  вес  проб,  не 
отвечающих гигиеническим нормативам в 2018 г. возрос в 1,2 раза в сравнении с 2014 г., в 
т.ч. по содержанию фтора – в 7,3 раза,  по микробиологическим показателям возрос в 2,75 
раза  в  сравнении  с  2014  г.,  проб  не  отвечающих  гигиеническим  нормативам  по 
паразитологическим показателям не регистрировалось.   

Подземные 

источники 

питьевой 

воды, 

не 

соответствующих 

санитарно-

эпидемиологическим  требованиям,  находятся  преимущественно  в  Ленинградском  районе, 
Крыловском  районе,  Щербиновском  районе,  Курганинском  районе,  город  Горячий  Ключ, 
город Белореченск. 

 Наибольший  процент  проб,  не  соответствующих  требованиям  по  санитарно-

химическим  показателям  в  источниках  водоснабжения,  в  2018  году  отмечался  в  районах:  
Ейском  -  65,7%,  Горячеключевском  -  64,8%,  Калининском  -  52,7%,  Каневском  -  38,6%, 
Тимашевском - 29,5%, Славянском - 26,3%. 

Подземные  источники  питьевой  воды  с  превышением  ПДК  по  содержанию  фтора 

находятся  преимущественно  в  Ейском,  Тимашевском,  Кореновском,  Динском,  г.Сочи, 

 

161 

Туапскинском,  Ленинградском,  Красноармейском,  Калининском  районах.  Повышенное 
содержание  фтора  в  питьевой  воде  может  приводить  к  заболеваниям  зубов  и  костной 
системы. 

Наибольший  удельный  вес  проб  в  подземных  источниках  водоснабжения,  не 

соответствующих  санитарно-эпидемиологическим  требованиям  по  микробиологическим 
показателям отмечался в: Туапсинского района – 12,42%, г.Анапа– 15,78% и г.Сочи – 5,0%.  

Значительно  улучшилось качество питьевой воды из поверхностных водоисточников 

по санитарно-химическим показателям: удельный вес проб, не отвечающих гигиеническим 
нормативам в 2018 г. снизился  в 17,6 раз в сравнении с 2014 г.,  по микробиологическим 
показателям  –  в  39  раз,  проб,  не  отвечающих  гигиеническим  нормативам  по 
паразитологическим показателям, и проб с превышением содержания фтора за последние 5 
лет  не регистрировалось.     

Показатели качества воды в распределительной водопроводной сети. 

Всего в Краснодарском крае 1447 водопроводов, из них из поверхностных источников 

- 26 и 1422 из подземных. Из-за отсутствия обеззараживающих установок не соответствует 
7 водопроводов и 2 из-за необходимого комплекса очистных сооружений. 

Показатели качества питьевой воды водопроводной сети являются основными, так как 

это конечный продукт потребления населением. 

Испытательными  лабораториями  края  из  разводящей  сети  в  ходе  мониторинга 

качества  питьевой  воды,  плановых  исследований,  по  поручениям  Роспотребнадзора,  в 
рамках  производственного  контроля  и  по  заявкам  в  водопроводной  сети  отобрано  и 
исследовано  в  2018г  35124  пробы  на  санитарно-химические  и  48163  пробы  на 
микробиологические  показатели,  155  проб  на  паразитологические  показатели  (в  2017  г. 
34044  проб  на  санитарно-гигиенические  показатели,  49010  проб  на  микробиологические 
показатели и 219 на паразитологические показатели).  

Качество  воды  по  санитарно-химическим  показателям      улучшилось    в  динамике  к 

2014 г. в 1.35 раз и ухудшилось по микробиологическим показателям  в динамике к 2014 г. 
в  1,5  раз.  Проб  воды  из  разводящей  сети,  не  отвечающих  гигиеническим  требованиям  по 
паразитологическим показателям в крае не регистрируются табл. №51. 

  

      Таблица № 51 

Удельный вес проб питьевой воды распределительной сети, не соответствующих 

гигиеническим нормативам на территории Краснодарского края. 

Показатели 

2018 г. 

2017 г. 

2016 г. 

 2015 г. 

2014 г. 

 

край  РФ 

край  РФ 

край  РФ  край  РФ  край  РФ 

Санитарно-химические 

2,87   

3,5   

3,2 

13,9 

4,4  14,31  3,9 

 

Микробиологические 

0,9 

 

0,53   

0,59 

3,4 

0,63  3,52  0,59 

 

Паразитологические 

 

 

0,11 

0,08 

 

       

Низкое санитарно-техническое состояние водопроводов и водопроводных сооружений 

закономерно  сказывается  на  качестве  воды,  подаваемой  населению.  По  многолетним 
данным  наблюдения  за  качеством  воды,  подаваемой  потребителям,  установлено,  что 
ежегодно  регистрируются  отклонения  от  гигиенических  нормативов,  как  по 
микробиологическим,  так  и  по  санитарно-химическим  показателям.  Данная  ситуация 
объясняется    низким  уровнем  технического  состояния  трубопроводов,  и  как  результат  – 
частыми  порывами,  аварийными  ситуациями  на  водопроводных  сетях  и  вторичным 
загрязнением воды в первые часы  возникновения ЧС (в том числе по микробиологическим 
показателям  –  в  единичных  пробах  обнаруживаются  ОКБ,  ТКБ,  превышение  ОМЧ). 
Несоответствие  воды  по  санитарно-химическим  показателям  (цветность  25-95  град; 
мутность 1,6 мг/л-2,2 мг/л; общая жёсткость 10,0-18,0мг/л;  сухой остаток -1100-1280 мг/л;  
хлориды -400-800 мг/л; сероводород 0,004-6,0  мг/л; аммиак 2,3-5,5 мг/л)    вызвано также 
природными  особенностями  воды  северных  районов  Краснодарского  края,  отсутствием 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     7      8      9      10     ..