ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 7

 

  Главная      Книги - Разные     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД О СОСТОЯНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ В 2018 ГОДУ - часть 7

 

 

 

114 

загородные 

оздоровительны

е учреждения

168931

учреждения 

санаторного 

типа; 122327

учреждения с 

дневным 

пребыванием; 

93618

лагеря труда и 

отдыха, в т.ч. с 

дневным 

пребыванием; 

8267

палаточные 

лагеря; 38137

детские 

санатории; 

15183

многодневные 

походы ; 180465

 

 

Рис №   40    Количество детей и подростков, отдохнувших в оздоровительных 

организациях разных типов в летнем сезоне 2018 года 

 

           По  сравнению  с  прошлым  годом  отмечается  незначительная  динамика  уменьшения 
организаций  отдыха и оздоровления  в  следующих  типах  организаций:  на  3  стационарных 
загородных  организаций,  на  10  организаций  с  дневным  пребыванием  детей,  на  9  лагерей 
труда и отдыха, на 41 палаточный лагерь.  
           В связи с изменениемдействующегозаконодательства, ч.2 ст. 12 Федезального закона 
№  124  «Об  основных  гарантиях  прав  ребенка  в  Российской  Федерации»  обязывает 
руководителей  организаций  отдыха  и  оздоровления  детей  осуществлять  деятельность  в 
сфере детского отдыха только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о 
соответствии требованиям санитарного законодательства. 

К  летнему  сезону  выдано  1470  санитарно-эпидемиологических  заключений,  о 

соответствии  1455  заключений  выдано  требованиям  санитарного  законодательства,  15  -  о 
несоответствии. После устранения нарушений требований санитарного законодательства 13 
организаций  получили  санитарно-эпидемиологические  заключения  о  соответствии  и  2 
загороднымоздоровительным    лагерям  (в  г-к  Геленджик  и  Темрюкском  районе)  вы  даны 
заключения  о  несоответствии.  Функционирующие  12  детских  санаториев  осуществляли 
свою  деятельность  при  наличии  санитарно-эпидемиологического  заключения  о 
соответствии медицинской деятельности. 

В связи с несвоевременностью проведения подготовительных ремонтных работ позже 

намеченного  срока  в  2018  году  начали  работу  2  организации:  ООО  КГДОЛСТ  «Кубань» 
Туапсинский район, ДОЛ «Олимпиец» Белореченский район. 
          В  целях  контроля  за  организациями  отдыха  и  оздоровления  проведено  1766 
обследований  в  отношении  организаций  отдыха  детей  и  их  оздоровления,  в  т.ч.  в  рамках 
плановых проверок 130 обследований, в рамках внеплановых проверок 1636 обследований. 
С лабораторно-инструментальными методами исследований охвачено 78,4% обследований, 

 

115 

из  них  100%  лабораторным  контролемохваченыорганизации  отдыха  и  оздоровления  с 
круглосуточным пребыванием детей. 

  В  целях  контроля  качества  внешней  среды  в  детских  лагерях  проведено  28518 

лабораторно-инструментальных исследований (28126 – в 2017 году, 31104 – в 2016 году), в 
том  числе  воды  питьевой,  проб  воды  из  местах  купания,  воды  бассейнов,  почвы  и  песка, 
смывов на пищеблоках, пищевых продуктов и продовольственного сырья и готовых блюд.  

  На  объектах  питания  детей  проведено  20682  исследования  (22222  –  в  2017  году, 

23156 – в 2016 году). Не соответствовали требованиям гигиенических значений 0,5% проб, 
что не превышает средних многолетних показателей.   

Всего  нарушения  требований  санитарного  законодательства  установлены  в  634 

организациях (в 60,6 % от числа проверенных), в которых выявлено 3705 нарушений, в т.ч. 
622  нарушения  по  размещению  детей,  1514  по  организации  питания,  в  т.ч.2  по 
несоответствию  норм  питания,  733  по  содержанию  территории  и  помещений,  25  по 
организации водоснабжения.  

  Основными нарушениями в организациях отдыха детей и их оздоровления  являются: 

не  регулярная,  не  качественная    уборка  помещений  и  территории,  не  своевременное 
обеспечение  туалетным  мылом,  бумагой,  отсутствие  москитных  сеток  на  окнах  спальных 
помещений,  нарушение  гигиенического  режима  на  пищеблоке,  правил  мытья  столовой  и 
кухонной  посуды,  нарушение  требований  товарного  соседства  продукции,  нарушения 
требований Технических регламентов Таможенного союза в части требований к маркировке 
пищевой продукции. 

Самостоятельно  осуществляли  организацию  питания  детей  670  лагерей,  из  них 

проверено 508 лагерей (75,8%). Нарушения в организации питания выявлены в 290 лагерях 
(57,1%). 

Сторонние организации обеспечивали питание в 797 лагерях, из них проверено 538 

лагерей (67,5%). Нарушения в организации питания выявлены в 253 лагерях (47,0%).  

Необоснованная  замена  блюд  была  выявлена  в  ДОЛ  «Моряк»  ПАО  «Новошип»  г. 

Новороссийск:  фактический  рацион  питания  не  соответствовал  примерному  14-дневному 
меню,  имеется  повторение  одних  и  тех  же  блюд  в  течение  одного  и  двух  последующих 
дней (бутерброды с колбасой на ужин и на завтрак, окорочка и курица отварная на обед). В 
меню  имеются  запрещенные  блюда:  маринованные  кабачки,  сырокопченая  колбаса, 
картофель-фри.  

 Занижение веса порций установлено в двух лагерях с дневным пребыванием детей на 

базе  общеобразовательных  школ  Тбилисского  района:  вес    первого      блюда    занижен    на  
36%, вес  второго блюда  занижен на  12 %. 

  Невыполнение норм питания выявлено по рыбе – 0,9%, по молоку – 0,8%, по творогу 

–  0,5%,  по  овощам  –  0,4%  при  проверках  2-х  организаций  отдыха  и  оздоровления 
(Санаторий «Вита», ДОЛ «Полярные Зори» г-к Анапа). 

Всего  в  ходе  подготовки  и  в  период  функционирования  лагерей  за  выявленные 

нарушения  возбуждено  1616  дел  об  административном  правонарушении,  вынесено  1572 
постановления о назначении административного наказания на сумму 11603,0 тыс.рублей. 

На рассмотрение в суд направлено 26 дел об административном правонарушении, по 

12 делам судами принято решение о назначении административного наказания, из них по 4 
делам принято решение об административном приостановлении деятельности.   

По  результатам  проверок  502  организациям  выданы  предписания  об  устранении 

выявленных  нарушений,  выполнено  в  установленный  срок  475  предписаний.  За 
невыполнение  законных  требований  в  установленный  срок  в  отношении  12  учреждений 
составлены  протоколы  об  административном  правонарушении,  материалы  направлены  в 
суд. 

  Временно отстраненно от  работы по постановлению  уполномоченных должностных 

лиц  555  человека.  По  причине  несоблюдению  требований  к  прохождению  сотрудниками 
медицинских осмотров, в том числе обследований на кишечные и вирусные инфекции.  

 

116 

По  данным  министерства  здравоохранения  Краснодарского  края  величина 

выраженного оздоровительного эффекта среди отдохнувших детей Краснодарского края в 
сезон ЛОК 2018 года увеличилась по сравнению с итогами 2016-2017 гг. и составила 97,1%, 
слабого – 2,8%, отсутствие оздоровительного эффекта отмечено у 0,1 % детей, табл. № 28 

Таблица  № 28 

 

Показатели эффективности оздоровления детей в летних оздоровительных 

организациях 

 

Показатели 

 

Доля, оздоровленных детей, % 

 

2016  

2017 

2018 

Выраженный оздоровительный эффект 

96,9 

96,4 

97,1 

Слабый оздоровительный эффект 

2,8 

3,4 

2,8 

Отсутствие оздоровительного эффекта 

0,3 

0,2 

0,1 

 

Деятельность  по  организации  поставок  пищевых  продуктов  в  детские  организации 

отдыха  детей  и  их  оздоровления  в  сезон  ЛОК  2018  осуществляли  283  хозяйствующих 
субъектов  (100  юридических  лиц  и  183  индивидуальных  предпринимателя),  из  них    73 
поставщика являлись производителями пищевой продукции.  
           В  ходе  проведения  летней  оздоровительной  кампании  проверен  181  поставщик, 
нарушения  выявлены  при  проверке  157  поставщиков.  За  выявленные  нарушения 
возбуждено  291  дело  об  административных правонарушениях  в  соответствии  с  составами 
статей 14.43, 19.33, 10.8, 6.3, 6.4, 6.6, ст. 19.5, 6.7, 14.45 КоАП РФ на сумму штрафов 1 920,1 
тыс.  рублей.  Составлено  4  протокола  о  временном  запрете  деятельности,  материалы 
направлены  в  суды.  Составлено  6  административных  материалов  в  соответствии  с  ч.2 
ст.14.43  КоАП  РФ  с  конфискацией  арестованной  продукции.  Всего  конфисковано  42 
партии продукции общим весом 597,28кг.  
           По  физико-химическим  показателям  исследовано  907  проб  пищевых  продуктов 
(продовольственного сырья), из которых 45 проб (5,1%) не соответствовали требованиям по 
показателям  характеризующим  фальсификацию(масло  сливочное,  молоко  питьевое,  сыр, 
кефир, сметана, творог). 

 

 

  В  течение  всей  летней  оздоровительной  кампании  в  Управлении  работал  телефон 

«горячей  линии»,  на  которую  поступило    305  обращений  граждан  по  вопросам  летнего 
отдыха  и  оздоровления.  Наибольшее  количество  вопросов    родителями  (законными 
представителями)  были  заданы  перед  отправкой  ребенка  на  отдых  и  оздоровление. 
Вопросы  касались  следующих  тем:перечень    необходимых    медицинских  документов,об 
условиях пребывания и готовности организации к приему детей. 
          Проведено  обследований  работников  пищеблоков  оздоровительных  учреждений  на 
вирусные  кишечные  инфекции  в  соответствии  с  требованиями  санитарных  правил  –  4021 
человек работников пищеблоков - 100% от подлежащих. По результатам  обследования  22  
человека были отстранены от работы и направлены на лечение.  
          В  оздоровительный  сезон  2018  года  при  медицинском  осмотре  в  оздоровительных 
учреждениях выявлено 49 фактов завоза инфекционных заболеваний (в 2017 – 60, в 2016  – 
34, с количеством заболевших 161 ребенок (в 2017 – 196 детей, в 2016 - 100 детей), в том 
числе ветряная оспа – 21 случай (в 2017 – 39, в 2016  – 40), педикулез – 88 случаев (в 2017 - 
125, в 2016 – 49), ОРВИ – 8 случаев (в 2017 – 4, в 2016 – 5), ОКИ – 33 случая (в 2017 - 17, в 
2016    –  2  случая),  в  том  числе  ротавирусной  инфекцией  –  2  случая  (в  2017  -  3  случая), 
норовирусной инфекцией– 25 (в 2017 – 2); ЭВИ – 9 случаев (в 2017 – 9, в 2016 – 4), чесотка 
– 2 случая ( в 2017 – 2).Случаи завоза инфекционных заболеваний зарегистрированы из 20 
субъектов  Российской  Федерации  (Москва,  Псковская  область,  Орловская  область,  г. 
Ростов, г. Челябинск, г. Саратов, Республика Татарстан, Р. Чувашия, г. Воронеж и др.). 

 

117 

Экономический  ущерб  от  случаев  заболевания  в  2018  году  составил 

1млн.462тыс.800 рублей (в 2017 – 1145200 рублей, в 2016 - 682600 рублей). Предотвращено 
2592  случая  (в  2017  –  2331  случай,  2016  -  1022  случая)  инфекционных  заболеваний  на 
сумму  34млн.309  тысяч  200  рублей  (2017  -  17млн.685тыс.200,  2016  –  8млн.  57тыс.200 
рублей). 

 

Работа по разделу контроля  за условиями труда по санитарно-защитным зонам 

 в 2018 году 

 

В части осуществления контроля за разработкой проектов санитарно-защитных зон и 

установления  санитарно-защитных  зон  хозяйствующими  субъектами  было  проведено  205 
проверок.  За  выявленные  нарушения  санитарного  законодательства  в  части  отсутствия  у 
хозяйствующих  субъектов  установленных  санитарно-защитных  зон  было  возбуждено  200 
дел об административных правонарушениях, выданы предписания должностных лиц.    
 

В  2018  году  было  рассмотрено  268  проектов  санитарно-защитных  зон,  на  которые 

были  выданы  санитарно-эпидемиологические  заключения.  На  конец  года  в  общей 
сложности  5060  объектов  коммунального  и  промышленного  назначения  имели  проекты 
санитарно-защитных  зон.  В  2018  для  объектов  65  хозяйствующих  субъектов    были 
установлены  санитарно-защитные  зоны.  За  счет  установления  санитарно-защитных  зон 
выведено проживание 1825 человек из санитарно-защитных зон. 

  В  части  реализации  Постановления  Правительства  от  03.03.2018  №222  "Об 

утверждении  Правил  установления  санитарно-защитных  зон  и  использования  земельных 
участков,  расположенных  в  границах  санитарно-защитных  зон",  были  направлены  письма  
вице-губернатору Краснодарского края, в департаменты архитектуры и градостроительства, 
промышленной политики администрации Краснодарского края, более 600 хозяйствующим 
субъектов, проведены совещания с руководителями предприятий, выступления на местном 
телевидении.   

 

Меры обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности питания населения 

 
На  контроле  отдела  надзора  за  питанием  населения  находится 

21485

  пищевых 

объектов против 19693 в 2017 году,  22785 в 2016г., 25284 в 2015г., 42513 в 2014 году, , в т.ч. 
предприятий  пищевой  промышленности  - 

1389

,  общественного  питания  —

7358

,  

предприятий торговли — 

12743

 (таблица № 36).  

Одним    из  приоритетных  направлений  в  работе  службы  являлось  осуществление 

контроля  за  санитарно-эпидемиологическим  благополучием  на  пищевых  объектах  и 
доведения  их  до  соответствия  гигиеническим  требованиям.  Так,  благодаря 
целенаправленной  и  систематической  работе  специалистов  Управления  Роспотребнадзора 
по  Краснодарскому  краю  и  его  территориальных  отделов  за  последние  5  лет    по  уровню 
санитарно-эпидемиологического    благополучия  (СЭБ)  ситуация  находится  примерно  на 
одном  уровне.  В  2018  году  количество  объектов  относящихся  к  1  группе  составило  53% 
против  54  %  в  2017г.,  56  %  в  2016г.  ,  58  %  в  2015г.    В  2018  году  отмечается  отсутствие 
объектов  3-й группы СЭБ.  Имеющиеся ранее на контроле объекты 3 группы приостановли 
свою деятельность, переведены в объекты 2 группы.

 

 

Таблица № 36 

 

Распределение объектов надзора по группам санитарно-эпидемиологического благополучия 

Вид деятельности 

Год 

Всего 

Из них

 

1-й группы 

2-й группы 

3-й 

группы 

%

 

Пищевые объекты, в т.ч. 

2018 

21485 

11250 

53 

10235 

47 

2017 

19693 

10646 

54 

9047 

46 

 

118 

2016 

22785 

12839 

56 

9946 

44 

2015 

25284 

14755 

58 

10526 

42 

0,01

 

2014 

42513 

26789 

63 

15719 

37 

0,01

 

Предприятия пищевой 

промышленности 

2018 

1389 

783 

56 

606 

44 

2017 

1287 

777 

60 

510 

40 

0

 

  2016 

1536 

1028 

67 

508 

33 

2015 

1848 

1222 

66 

626 

64 

2014 

2759 

1871 

68 

887 

32 

0,03

 

Предприятия общепита 

2018 

7358 

3752 

51 

3601 

49 

2017 

5506 

2954 

54 

2552 

46 

2016 

6149 

3050 

50 

3099 

50 

2015 

6092 

3551 

58 

2541 

42 

2014 

10535 

8019 

76 

2514 

23 

0,01

 

Предприятия  

торговли 

2018 

12743 

6715 

53 

6028 

47 

2017 

12900 

6915 

54 

5985 

46 

2016 

15100 

8761 

58 

6339 

42 

2015 

17344 

9982 

57 

7359 

43 

0,01

 

2014 

29219 

16899 

58 

12318 

42 

0

 

  

    

 

            В 2018 году  в целях обеспечения пищевой безопасности населения Краснодарского 
края  и  гостей  Кубани  проводился  комплекс  мероприятий,  включая  организационные 
работы, надзорные мероприятия, комплекс мер, направленный на предотвращение оборота 
фальсифицированной продукции, мониторинг ситуации качества и безопасности пищевых 
продуктов на потребительском рынке Краснодарского края. 

В    2018  году  Управлением  обеспечивался  контроль  за  исполнением  8  Приказов 

Роспотребнадзора и поручений Правительства Российской Федерации: 

-  Указ  Президента  Российской  Федерации  от  06.08.2014  №  560  «О  применении  отдельных 

специальных экономических мер обеспечения безопасности Российской Федерации»; 

- Приказ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей 
и  благополучия  человека    от    30.01.2017  №  43    «О  проведении  внеплановых  проверок 
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по 
розничной торговле алкогольной и  спиртосодержащей продукции». 

-      Приказ  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и 
благополучия человека от 18.08.2017 № 672 «О проведении проверок организаций торговли 
и общественного питания»; 
-  Приказ   №  1053  от  07.11.2017  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав 
потребителей  и  благополучия  человека    «О  проведении  внеплановых  проверок 
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по 
производству  и  обороту  биологически  активных  добавок  к  пище  и  специализированной 
пищевой продукции для питания спортсменов в соответствии с поручением Правительства 
Российской Федерации от 27.10.2015 г. № ВМ-П12-7200»;   

-  Указание  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и 
благополучия  человека  «О  надзоре  за  оборотом  рыбы  ценных  и  особо  ценных  пород», 
изданного  в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 16.06.2017 
№ Пр-1120;  

-  Приказ  Федеральной  службы  по  надзору    сфере  защиты  прав  потребителей  и 
благополучия человека № 479 «О проведении внеплановых проверок соответствия пищевой 
продукции  из  водных  биоресурсов»,  изданного  в  соответствии  с  Поручением 
Правительства Российской Федерации от 02.06.2014 № АД-П12-4024 с 11.06.2014; 

 

119 

-  Указание  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей  и 
благополучия  человека  №  01/14750-14-27  от  12.12.2014  «О  контроле  за  белорусской  и 
казахской  продукцией»  и  №  01/5525-2018-27  от  28.04.2018  «Об  усилении  контроля  за 
продукцией сыроподобного типа»; 
 -  Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  13.03.2017  №  281  по 
осуществлению  мониторинга  воздействия  на  человека  и  окружающую  среду  генно-
инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких 
организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких организмов в 
окружающую  среду,  приказ  Роспотребнадзора  от  19.06.2017  №  451  «О  реализации 
постановления Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 281» 

Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  во  исполнение 

Приказа 

руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и 
благополучия  человека    от    30.01.2017  №  43  «О  проведении  внеплановых  проверок 
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих 
деятельность по розничной торговле алкогольной и  спиртосодержащей продукции»

изданного  в  соответствии  с  поручением  Правительства  Российской  Федерации  от 
24.01.2017 №  АХ-П11-343 проведены  внеплановые выездные проверки в отношении 1652 
объектов, занятых  оборотом алкогольной продукции. В ходе проведения  мероприятий по 
контролю нарушения санитарного законодательства, законодательства в сфере защиты прав 
потребителей и  законодательства  в  области  технического  регулирования  выявлены  в  86% 
организаций.  

В  2018  году  исследовано  3285  проб  алкогольной  и  спиртосодержащей  продукции 

для проведения лабораторных испытаний на показатели безопасности: токсичные элементы 
(свинец, мышьяк, кадмий, ртуть, метиловый спирт), на токсичные примеси в алкогольных 
напитках: гексанол, бензальдегид, фенилалкоголь, 2-бутанон, ацетон, 1-бутанол, изоамилол 
(изоамимловый  спирт),  изобутанол,  метанол,  метилацетат,  ацетальдегид,  фенилэтанол,  1-
пропанол (2 пропанол, изопропиловый спирт), 1-пропанола бензальдегида, бензалкоголя, а 
также  на  показатели  идентификации.  Было  выявлено  3    пробы  (0,1%)  алкогольной 
продукции,  не  отвечающих  требований  действующего  законодательства  по  физико-
химическим показателям. Кроме того, проведена оценка 563 проб алкогольной продукции 
на соответствие маркировки  требованиям

 

ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее 

маркировки", из них 4 пробы алкогольной продукции (0,7 %) не отвечали требованиям. 

В отношении юридических лиц, допустивших продажу  алкогольной продукции, не 

соответствующей 

требованиям 

действующего 

законодательства 

приняты 

административного воздействия. 

По  результатам  проверок  в  организациях,  реализующих  алкогольную  продукцию, 

составлено  2588  протоколов  об  административных  правонарушениях,  вынесены 
постановления о наложении штрафов на общую сумму более 15 млн  рублей. 

В  суды  для  решения  вопроса  о  конфискации  алкогольной  продукции  был 

направлено  168  материалов,  приняты  решения  о    конфискации    2105  дкл    алкогольной 
продукции. 

По фактам выявления грубых нарушений санитарного законодательства в суды для 

решения  вопроса  об  административном  приостановлении  деятельности  направлено  20 
материалов.  По  всем  материалам  принято  решение  о  приостановлении  деятельности  на 
срок от 5 до 90 суток.  

Кроме  того,  была  проанализирована  динамика  отравлений  алкогольной  и 

спиртосодержащей  продукцией  среди  населения  Краснодарского  края.  По  данным  ФБУЗ 
«Центр  гигиены  и  эпидемиологии  в  Краснодарском  крае»  в  Краснодарском  крае  в  2018г. 
зарегистрировано  90  случаев  отравления  алкогольной  и  спиртосодержащей  продукцией 
(208 случаев- в 2017 г., 128 случаев — 2016 г., 121 случай – 2015 г., 85 случая – 2014 г., 42 
случая – 2013 г., 371 случай – 2012 г.), в т.ч. с летальным исходом 1 случая в 2018 году (4 
случая - в 2018 г., 7 случаев - 2014 г., 9 случаев – 2013 г., 28 случаев - 2012 г.,) см. таблицу 
№39.

 

 

120 

Таблица №39

 

Динамика отравлений населения края спиртосодержащей продукцией 

  

Годы 

Всего отравлений 

Детское население 

(0-14 лет) 

Подростковое 

население (15-17лет) 

Взрослое население (от 18 

лет)

 

Всего 

Из них с 

летальным 

исходом 

Всего 

Из них с 

летальным 

исходом 

Всего 

Из них с 

летальным 

исходом 

Всего 

Из них с 

летальным 

исходом

 

2018

 

105 

95 

1

 

2017 

208 

191 

4

 

2016 

128 

12 

21 

95 

2015 

38 

10 

21 

2014 

85 

18 

22 

45 

7

 

2013 

42 

28 

9

 

2012 

371 

28 

38 

60 

273 

28

 

 

 

В  2018  г.  по  требованию  Управления  Министерства  внутренних  дел  Российской 

Федерации  по  Краснодарскому  краю    по  результатам  исследований    экспертно-
криминалистического центра  Управления МВД России по Краснодарскому краю, СК по 
Краснодарскому  краю,  УФСБ  по  Краснодарскому  краю  было  подготовлено  341 
заключение с выводами специалистов о наличии угрозы жизни и здоровья алкогольных  и 
спиртосодержащих жидкостях, для решения вопроса о возбуждении уголовных дел. Всего 
данные  экспертизы  включали  в  себя  информацию  о  1364  пробах  алкогольной  и 
спиртосодержащей продукции, из них 1325 проб не отвечали требованиям действующего 
законодательства по показателям безопасности. 
           По  информации  Департамента  потребительской  сферы  и  регулирования  рынка 
алкоголя  Краснодарского  края  на  территории  Краснодарского  края  в  последние  годы 
несколько  увеличился  объём  продаж  алкогольной  продукции.  Так  в  2017  году  была 
отмечена продажа  28 896 901 дал алкогольной продукции, а в 2016 году – 26 987 498 дал. 
В том числе в 2017 году было продано  1 755 332 дал водки, в 2016 году – 1530967 дал; в 
2017  году  2 006 056  дал  вина  натурального,  в  2016  году    -  1 875 762  дал;  в  2017  году  - 
140 936  дал  ликероводочных  изделий  с  содержанием  этилового  спирта  до  25  %  и  свыше 
25 %, в 2016 году – 128 365 дал; в 2017 году  – 398 516 дал коньяков  арманьяков, в 2016 
году – 366 485 дал; в 2017 году – 133 348 дал виски, в 2016 году – 91 003 дал; в 2017 году – 
20 433 368  дал  пива  с    содержанием  объёмной  доли  этилового  спирта  свыше  0,5  %  и  до 
8,6%    включительно,  в  2016  году  –  19 061 351  дал;  в  2017  году    2  192    дал  пива  с  
содержанием объёмной доли этилового спирта свыше 8,6 %, в 2016 году – 916 дал. 

 

           Таким  образом  необходимо  решить  вопрос  о  снижении  уровня  потребления 
алкогольной  продукции  и  повышении  эффективности  системы  профилактики 
злоупотребления  употребления  алкогольной  продукции,  изложенных  в  Концепции 
реализации  государственной  политики  по  снижению  масштабов  злоупотребления 
алкогольной  продукцией  и  профилактике  алкоголизма  среди  населения  Российской 
Федерации на период до 2010 года (потребления  План мероприятий по реализации Основ 
государственной  политики  Российской  Федерации    поручения  стратегия  правительства  
основные направления деятельности (распоряжение правительства Российской Федерации 
от 30.12.2019  № 2128-р) 
         

Приказ

 

Федеральной  службы

 

от

 

18.08.2017 

№ 

672

 

«О

 

проведении

 

проверок

 

организаций

 

торговли

 

и

 

общественного

 

питания»

, изданного в целях реализации пункта 

6  перечня  поручений  поручения  Президента  Российской  Федерации  от  15.08.2017  №  Пр-
1603. 
        В 

отношении 

юридических 

лиц 

и 

индивидуальных 

предпринимателей, 

осуществляющих деятельность по производству и реализации мяса свиней и продуктов его 

 

121 

переработки проведено 1360 (45%) внеплановых мероприятий. На  281 (21%) предприятии 
выявлены  факты  реализации  мясной  продукции  без  документов,  подтверждающих  ее 
происхождение,  качество  и  безопасность.  Забраковано  427  партий  мясной  продукции 
общим весом 2 321,8  кг. При принятии мер административного воздействия в отношении 
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по 
производству  и  реализации  мяса  свиней  и  продуктов  его  переработки  наложено  1457 
штрафов на общую сумму 9 275 919 рублей. 

Приказ  № 1053 от 07.11.2017 Федеральной службы по надзору в сфере защиты 

прав  потребителей  и  благополучия  человека  «О  проведении  внеплановых  проверок 
юридических  лиц  и  индивидуальных  предпринимателей,  осуществляющих 
деятельность  по  производству  и  обороту  биологически  активных  добавок  к  пище  и 
специализированной пищевой продукции для питания спортсменов в соответствии с 
поручением Правительства Российской Федерации от 27.10.2015 г. № ВМ-П12-7200.   

 

С  момента  вступления  в  силу  поручения  Правительства  Российской  Федерации  и 

до  момента  окончания  действия  поручения  (30.04.2018)  Управлением  была   проведена 
проверка 245  предприятий,  реализующих  биологически  активные  добавки  к  пище. 
Нарушения действующего законодательства выявлены в 113 организациях  (46 %). Кроме 
того,  была  проведена  проверка  4  предприятий,  вырабатывающих  биологически  активные 
добавки к пище (г. Анапа, п. Афипский Северского района, ст. Ленинградская,  г. Горячий 
Ключ).  Нарушения  действующего  законодательства  были  выявлены  во  всех  проверенных 
предприятиях-производителях БАД  (нарушение  в  части  разработки,  внедрения  и 
поддержания процедур, основанных на принципах ХАССП, нарушения в части санитарно-
технического  состояния  предприятий,  нарушения  в  части  прохождения  медицинских 
обследований  декретированных  сотрудников  предприятий).    По  фактам  выявленных 
нарушения  составлено  169  протоколов  об  АПН.  Изъято  из  оборота  17   единиц  БАД 
(нарушение условий хранения, нарушение к оформлению этикетки).  Исследовано 386 проб 
БАД. Все пробы отвечали требованиям нормативной документации. 

Проведена проверка 58 предприятий, осуществляющих производство и реализацию 

специализированного 

питания 

для 

спортсменов. Нарушения 

действующего 

законодательства выявлены в 37 организациях (64 %). По фактам выявленных нарушения 
составлено  52   протокола  об  АПН.  Изъято  из  оборота  95  единиц  специализированного 
питания  для  спортсменов  (нарушение  условий  хранения,  нарушение  к  оформлению 
этикетки, информации для потребителя).   

Исследовано  103 пробы  спортивного  питания.  Не  отвечали  требованиям 

нормативной  документации  2  образца  специализированного  питания  для  спортсменов  по 
микробиологическим показателям: Диетическое профилактическое питание – амилопектин 
ООО  «Генетиклаб»  (г.  Санкт-Петербург)  выявлены  плесени,  БГКП  (колиформы);  Гейнер 
углеводно-белковая  смесь  ООО  «Био  Техно  ФУД»  (г.  Санкт-Петербург)  выявлены  БГКП 
(колиформы).  По  данному  факту  в  отношении   продавца  возбуждено  дело  об  АПН  по  ст. 
14.43 ч.1. 

           В  рамках  выполнения  Поручения  Президента  Российской  Федерации  от 
16.06.2017 № Пр-1120  «О надзоре за оборотом рыбы ценных и особо ценных пород» 

с

 

момента действия данного поручения проведена проверка 286 предприятий, на которых в 
151  объекте  в  обороте  выявлялись  ценные  и  особо  ценные  породы  рыб.  На  172  объектах 
были выявлены нарушения действующего законодательства.  

           По выявленным нарушениям действующего законодательства  возбуждено 302  дела  
об административном правонарушении на сумму 3042,8 тыс. рублей.  Снято с реализации 
221,6 кг рыбы ценных пород. 

           Приказ  Федеральной  службы  по  надзору    сфере  защиты  прав  потребителей  и 
благополучия  человека  от  11.06.2014  №  479  «О  проведении  внеплановых  проверок 
соответствия пищевой продукции из водных биоресурсов», изданного в соответствии с 
Поручением  Правительства  Российской  Федерации  от  02.06.2014  №  АД-П12-4024  с 
11.06.2014.

 

 

122 

            С  начала  мероприятий  по  контролю  по  данному  направлению  деятельности  (июль 
2014  года)  по  настоящее  время    проведена  проверка  1605  предприятий,  осуществляющих 
производство  и  оборот  продукции  из  водных  биоресурсов,  в  том  числе  12  предприятий 
пищевой  промышленности,  939  предприятий    продовольственной  торговли  и  661  
предприятие  общественного  питания.  Нарушения  действующего  законодательства  были 
выявлены на 860 предприятиях (53,6 %).    
            В  рамках  контроля  за  содержанием  глазури  и  фосфатов  исследовано  911  проб  
продукции на содержание фосфатов  и  1053  пробы  продукции отобраны для проведения 
исследований  на  содержание  глазури.  Не  соответствовали  требованиям  Технического 
регламента  таможенного  союза  ТР  ТС  029/2012  «Требования  безопасности  пищевых   
добавок,  ароматизаторов  и  технологических  вспомогательных  средств»    по  содержанию 
фосфатов  8  проб  продукции    (0,8  %),  по  содержанию  глазури  121  проба  пищевой 
продукции (11,5 %).  
             Всего  по  результатам  проведенных  проверок  по  выявленным  нарушениям 
действующего  законодательства  за  отчётный  период  составлено  1574    протокола  об 
административном  правонарушении.  По  147  составленным  протоколам    материалы 
направлены на рассмотрение в суды (ст. 6.3., ст. 6.4., ст. 6.6., ч.1 ст. 14.43, ч.2 ст. 14.43, ст. 
14.45.).  В  отношении  должностных  лиц  наложено    893  административных  штрафа,  в 
отношении  юридических  лиц  -  458.  Сумма  наложенных  штрафов  по  протоколам  об 
административном  правонарушении  составляет  12589,5  тыс.  рублей,  в  том  числе  4128,5 
тыс. руб. на должностные лица и 8461 тыс. руб. на юридические лица.   Изъято из оборота 
323  партии  рыбы  и  рыбопродукции  общим  весом  2220,4  кг  (обезличенная  рыбная 
продукция,  продукция  реализовавшаяся  с  нарушением  температурного  режима  хранения, 
продукция  не  отвечающая  требованиям  нормативной  документации  по  содержанию 
массовой доли глазури и фосфатов, продукция с не установленными сроками годности).      

           Указ  Президента  Российской  Федерации  от  06.08.2014  №  560,  от  24.06.2015                 
№  320,  от  29.06.2016  №  305,  от  28.11.2015  №  583,  от  30.06.2017  №  293,  от  12.07.2018                  
№ 420 о применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения 
безопасности Российской Федерации.

 

С  момента  введения  санкций,  по  настоящее  время  Управлением  проведено  2  685 

проверок.  

 

 

Прекращена реализация 3196 партий пищевой продукции общим весом 103 801 кг 

потенциально  опасных  продовольственного  сырья  и  пищевых  продуктов  (в  2018  году- 
1038,2 кг), в отношении которых был введен запрет на ввоз: Германия  -  сыр  «Дор-блю»; 
Дания  -  креветки  в  панцире  замороженные,    креветки  Regina  C  Niisa  Trawl  Aps,  сыр 
«Беловежский  трюфель  с  базиликом»;  Польша  -  сыр  твердый  «Пармезан»,  «Овощи  для 
жарки  замороженные»;  Канада  -  сыр  «Беловежский  трюфель  с  базиликом»,  сыр  с  чили  и 
паприкой  Gruntaler,  сыр  с  черемшой  Gruntaler,  сыр  Australer  с  зеленым  луком;  Франция  -  
сыр  «La Vache de Paris»   French combi white, сыр твердый «Пармезан джюгас»; Литва - сыр 
«Джюгас»;  Италия  -  сыр  твердый  «Пармезан»,  сыр  «Дор-блю»;  США  -  сыр  с  чили  и 
паприкой Gruntaler, сыр с черемшой Gruntaler, сыр Australer с зеленым луком. 
            Всего  с  момента  действия  постановления  составлено  175  протоколов  об 
административных  правонарушениях  ответственных  лиц  по  статье  14.2  КоАП  РФ. 
Наложено штрафов на общую сумму 8 839 000 рублей. 
 

После  вступления  в  силу  Указа  Президента  Российской  Федерации  №391  от 

29.07.2015  «Об  отдельных  специальных  экономических  мерах,  применяемых  в  целях 
обеспечения  безопасности  Российской  Федерации»,  последующие  факты  выявления  в 
реализации,  хранении  пищевой  продукции,  запрещенной  к  ввозу  после  06.08.2015 
сопровождались её уничтожением (всего 25 фактов уничтожения, из них 6 в 2018 г.). 

           Указание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и 
благополучия человека № 01/14750-14-27 от 12.12.2014г «О контроле за белорусской и 
казахской  продукцией»  и  №  01/5525-2018-27  от  28.04.2018  «Об  усилении  контроля  за 
продукцией сыроподобного типа». 

 

123 

            С  момента  действия  данного  указания  в  рамках  федерального  государственного 
санитарно-эпидемиологического  надзора  и  федерального  государственного  надзора  в 
области  защиты  прав  потребителей  проверено  1590  торговли,  реализующих  пищевую 
продукцию Республики Беларусь (свыше 50  объектов в 2018 году), исследовано 169 проб 
белорусской  пищевой  продукции  –  масло  сливочное,  сыр,  рыбные  консервы,  колбасная 
гастрономия (45 в 2018 году), из них:   
- по микробиологическим показателям исследовано проб 67 (11 в 2018 году); 
- по санитарно-химическим показателям – 60 проб (23 пробы в 2018 году); 
- по показателям идентификации исследовано 93 пробы, из них 9 проб не соответствовали 
требованиям    -  масло  сливочное,  сыр  по  содержанию  растительных  стеринов  (11  проб 
отобрано  в  2018  году,  из  них  не  соответствовало  –  2  пробы  сыра  по  содержанию 
растительных стеринов  (4,4%). 

            В  ходе  проведения  контрольно-надзорных  мероприятий  по  причине  истекших 
сроков  годности,  нарушения  температурного  режима  хранения,  срезанных  маркировок 
производителя,  нарушений  требований  к  маркировке,  несоответствия  требованиям  по 
органолептическим  показателям  с  реализации  снято  47  партий  77,9  кг.  Из  них  27  партий 
40,1  кг  мясной  продукции,  13  партий  30,1  кг  молочной  продукции  (сыр),  1  партия  2л 
пивного напитка, 2 партии 5,75 кг рыбных консервов.    

             Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  13.03.2017  №  281  по 
осуществлению  мониторинга  воздействия  на  человека  и  окружающую  среду  генно-
инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением 
таких организмов или содержащей такие организмы, и контроля за выпуском таких 
организмов  в  окружающую  среду,  приказ  Роспотребнадзора  от  19.06.2017  №  451  «О 
реализации  постановления  Правительства  Российской  Федерации  от  13.03.2017  № 
281». 

В    2018  году  всего  на  территории  Краснодарского  края  исследовано  1743  проб 

пищевых  продуктов  на  наличие  ГМО,  в  том  числе  129  пробы  в  рамках  государственного 
надзора. Продукция, содержащая ГМО не обнаружена.  
              Управлением Роспотребнадзора по Краснодарскому краю осуществляется контроль 
за исполнением требований Федерального закона от 23.02.2013 № 15 «Об охране здоровья 
граждан  от  воздействия  окружающего  табачного  дыма  и  последствий  потребления 
табака»,  так  за  истекший  период  2018  года  Управлением    проведены  контрольно-
надзорные  мероприятия    в  отношении    183  объектов,  занимающихся    оборотом  табачной  
продукции.  
 

За несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению 

специальных  мест  для  курения  табака  либо  неисполнение  обязанностей  по  контролю  за 
соблюдением  норм  законодательства  в  сфере  охраны  здоровья  граждан  от  воздействия 
окружающего  табачного  дыма  и  последствий  потребления  табака  к  административной 
ответственности привлечено 89 лиц (ст. 6.25 КоАП РФ). 
 

В  целях  сокращения  спроса  на  табак  и  табачные  изделия  ст.  16  Федерального 

закона  от  23.02.2013  №  15  «Об  охране  здоровья  граждан  от  воздействия  окружающего 
табачного дыма и последствий потребления табака» запрещена реклама и стимулирование 
продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, однако на территории 
Краснодарского  края  зафиксированы  факты  проведения  акций,  направленных  на 
стимулирование  реализации  табачной  продукции,  виновные  лица  привлечены  к 
ответственности - составлено 4 протокола об АПН в соответствии со ст. 14.3.1 КоАП РФ. 
 

За  2018  год  за несоблюдение  ограничений  и  нарушение  запретов  в  сфере  торговли 

табачной  продукцией  и  табачными  изделиями  к  административной  ответственности 
привлечено  42  лица,  в  том  числе  по  3  фактам  нарушения    запрета  реализации  табачных 
изделий на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и 
естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной 
для  оказания  образовательных  услуг.  Возбуждено  42  дела  об  административных 
правонарушениях в соответствии с ч.1 ст. 14.53 КоАП РФ.  

 

124 

 

За  2018  г.  для  решения  вопроса  о  конфискации  табачной  продукции  в  судебные 

органы  было  направлено  2  материала,  по    которым  были  приняты  решения  о  
конфискации  195 пачек  табачной продукции. 

  Также, Управлением по материалам УВД привлечено к ответственности  38 лиц за 

реализацию табачных изделий несовершеннолетним (ч.3 ст.14.53 КоАП РФ). 

 

                 

  

Деятельность  Управления  в  2018  году  была  ориентирована  на  обучение 

хозяйствующих субъектов в соответствии с п. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-
ФЗ  с осуществлением мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований 
в соответствии с ежегодно утверждаемыми программами профилактики нарушений. 
 

В  2018  г.  в  целях  обеспечения  пищевой  безопасности  населения  Краснодарского 

края  и  гостей  Кубани  проводился  комплекс  мероприятий,  включая  организационные 
работы, надзорные мероприятия, комплекс мер, направленный на предотвращение оборота 
фальсифицированной продукции, мониторинг ситуации качества и безопасности пищевых 
продуктов на потребительском рынке Краснодарского края. 
           Во  исполнение  приказа  Федеральной  службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав 
потребителей  и  благополучия  человека  №  629  от  17.07.2018  «Об  информировании  и 
организации обучающих мероприятий для субъектов предпринимательской деятельности» 
Управлением  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  были  проведены  обучающие 
мероприятия  (в  форме  семинаров  и  лекций)  с  1664  субъектами  предпринимательской 
деятельности 

(9% 

составил 

охвата 

хозяйствующих 

субъектов 

обучающими 

мероприятиями).  Вместе  с  тем,  информирование  субъектов  предпринимательской 
деятельности о применении риск-ориентированного подхода при организации и проведения 
контрольно-надзорных  мероприятий  проводилось  в  форме  выступлений  и  размещения 
информационных материалов через СМИ (по радио - 101 выступление, по телевидению - 85 
выступлений,  в  сети  интернет  -  289  информаций).  Проведено  226  онлайн-консультаций, 
издано 241 печатное издание.  

 

Профилактика алкоголизма и наркоманий 

   Алкоголизм  и  наркомания  являются  массовыми  неинфекционными  заболеваниями, 

приносящими большой экономический и социальный ущерб. 

   В  информационных  бюллетенях  «Анализ  динамики  наркоманий,  хронического 

алкоголизма и алкогольных психозов в Краснодарском крае», «Анализ динамики бытовых 
отравлений,  в  том  числе  алкоголем  со  смертельным  исходом    в  Краснодарском  крае» 
Управление  Роспотребнадзора  по  Краснодарскому  краю  предлагает  Администрации  края 
проведение  оздоровительных  мероприятий  по  уменьшению  вредного  влияния  алкоголя  и 
наркотиков  на  здоровье  населения.  Это  приводит  к  положительным  результатам.  По 
данным  ГБУЗ  МИАЦ  заболеваемость  наркоманиями,  хроническим  алкоголизмом  и 
алкогольными психозами снижается (рис. №  41). 

0

10

20

30

40

50

60

70

80

90

100

20

08

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

н

а 

10

ты

с.

Алкогольные психозы

Хронический
алкоголизм

Наркомании и
токсикомании

 

Рис. №41  Заболеваемость наркоманиями, хроническим алкоголизмом и алкогольными 

психозами в Краснодарском крае в 2008-2017 гг. 

 

125 

 

Это приводит к уменьшению смертности, обусловленной алкоголем (рис. № 42). 

 

0

10

20

30

40

50

60

20

08

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

н

а 

10

ты

с.

Причины смерти,
обусловленные алкоголем
в т. ч.

алкогольная
кардиомиопатия

алкогольная болезнь
печени 

 случайные отравления
алкоголем 

 

Рис. №42  Смертность, обусловленная алкоголем, в Краснодарском крае в 2008-2017

 гг. 

 
По  данным  Краснодарстата  смертность,  обусловленная  алкоголем,  снижается  в 

большинстве  районов  края,  однако  на  отдельных  территориях  остается  высокой  (см. 
приложение табл. 3).  

В  2015  году    произошло  резкое  снижение  смертности,  обусловленной  алкоголем.  В 

отдельных  районах  смертность  снизилась  во  много  раз,  в  Белоглинском  в  26  раз,  в 
Ленинградском  в  10  раз,  Кущевском  в  9  раз,  Брюховецком  в  7  раз  Новопокровском, 
Кореновском  в  6  раз  и  т.д.  (рис.  43).  Такое  резкое  снижение  смертности  может  быть 
объяснено только изменением кодирования причин смерти.  

0

20

40

60

80

100

120

140

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

н

а

 1

0

0

 т

ы

с

.

Белоглинский
Новопокровский
Приморско-Ахтарский
Брюховецкий
Кореновский
Кущевский
Ленинградский
Отрадненский
Тимашевский
Тихорецкий
Край

 

Рис. №43 Смертность, обусловленная алкоголем, в отдельных районах Краснодарского края 

 

Смертность,  обусловленная  алкоголем,  в  данных  районах  стала  меньше  средне 

краевой, однако смертность от всех причин выше средне краевой, а в Тихорецком районе в 
последние годы увеличивается (рис. 44). 

 

126 

1200

1300

1400

1500

1600

1700

1800

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

н

а 

10

ты

с.

Белоглинский
Новопокровский
Приморско-Ахтарский
Брюховецкий
Кореновский
Кущевский
Ленинградский
Отрадненский
Тимашевский
Тихорецкий
Край

 

Рис

. №44

  

Смертность от всех причин в отдельных районах Краснодарского края 

 

Только  реальное  снижение  смертности,  обусловленной  алкоголем,  приводит  к 

снижению смертности от всех причин. 

В  Новопокровском  районе  в  2016-2017  годах  смертность,  обусловленная  алкоголем, 

значительно ниже средней по краю, но болезненность алкоголизмом и смертность от всех 
причин выше средне краевого уровня (рис. 45). 

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

н

орм

и

ров

ан

н

ы

е к

 ср

ед

н

е к

ра

ев

ом

у у

ров

н

ю

 

п

ока

зат

ел

и

Болезненность
алкоголизмом

Смертность,
обусловленная
алкоголем

Смертность от
всех причин

 

Рис. №45  Болезненность алкоголизмом, смертность, обусловленная алкоголем, смертность от 

всех причин в Новопокровском районе 

 

В  2008-2014  годы  наблюдалась  достоверная  положительная  корреляция  между 

смертностью от всех причин и смертностью, обусловленной алкоголем (рис. 46). 

 

127 

Коэффициент корреляции между смертностью от 

всех причин и смертносью, обусловленной 

алкоголем

-0,2

0

0,2

0,4

0,6

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Коэффициент
корреляции

 

Рис. №46  Корреляция между смертностью от всех причин и смертностью, обусловленной 

алкоголем 

 

В  2015-2017  годах  коэффициент  корреляции  резко  снизился  по  причине  резкого 

снижения  смертности,  обусловленной  алкоголем,  в  отдельных  районах.  В  последние  три 
года  смертность,  обусловленная  алкоголем,  не  является  достоверным  маркером 
алкогольной  проблемы.  Можно  предположить,  что  реальная  смертность,  обусловленная 
алкоголем, значительно выше (рис. 47). 

0

20

40

60

80

100

120

20

05

20

06

20

07

20

08

20

09

20

10

20

11

20

12

20

13

20

14

20

15

20

16

20

17

20

05

 г

=1

00

%

ВСЕГО УМЕРШИХ 

Причины смерти,
обусловленные алкоголем 

Причины смерти,
обусловленные алкоголем
по динамике 2005-2014гг. 

Причины смерти,
обусловленные алкоголем
по динамике общей
смертности 2005-2014гг. 

 

Рис. №47  Динамика общей смертности и смертности, обусловленной алкоголем 

 

По  динамике  2005-2014  годов  в  2017  году  смертность,  обусловленная  алкоголем  в 

крае должна быть 28 на 100 тыс., а по динамике обшей смертности 44 на 100 тыс. 

Общая  смертность  и  смертность,  обусловленная  алкоголем,  тесно  связаны.  В  2005-

2014 годах на один случай снижения общей смертности приходился 0,13 случай снижения 
смертности,  обусловленной  алкоголем.  В  2015-2016  годах  смертность,  обусловленная 
алкоголем,  резко  снизилась  без  снижения  общей  смертности.  По  модели  2005-2014  годов 
смертность, обусловленная алкоголем, должна быть в 2 раза выше (рис. 104). 

До 2014 года почти полное совпадение статистических данных и модели, в последние 

два года резкое расхождение.  

Также  при  поперечных  исследованиях  связи  общей  и  обусловленной  алкоголем 

смертности  видно,  что  до  2014  года  наблюдалась  достоверная  связь  между  данными 
показателями, а в 2015-2016 годах достоверная связь отсутствует. Это видно из табл. № 38. 

 

 

128 

Таблица №38 

Регрессия между общей смертностью и смертностью, 

обусловленной алкоголем, в 2008-2017 гг. 

Период 

Коэффициент 
регрессии 

P-

Значение 

Нижние 

95% 

Верхние 

95% 

2008-2014 
гг. 

2,75  1,17E-19 

2,19 

3,31 

2015-2017 
гг. 

-0,14 

0,88 

-2,06 

1,78 

 

В период 2008-2014 гг. положительная достоверная связь, с 2015 года отрицательная 

недостоверная  связь.  Даже  доверительные  интервалы  коэффициентов  регрессии  не 
пересекаются.  Это  произошло  из-за  резкого  снижения  смертности,  обусловленной 
алкоголем, именно в районах, где она была на высоком уровне. Математическая статистика 
позволяет нам утверждать, что резкое уменьшение смертности, обусловленной алкоголем, 
во многих районах не соответствует действительности.  Нами рассчитана по модели 2008-
2014  годов  реальная  смертность,  обусловленная  алкоголем,  превышающая  более,  чем  в  2  
раза в целом по краю, а в отдельных районах в 30 раз, показатели статистики (рис. 48). 

 

129 

Смертность, обусловленная алкоголем, в 

Краснодарском крае в 2017 году по статистике и 

реальная

0

10

20

30

40

50

60

70

Белоглинский

Тихорецкий

Брюховецкий

Ленинградский

Щербиновский

Тимашевский

Кущевский

Ейский

Приморско-Ахтарский

Усть-Лабинский

Курганинский

Абинский

Новопокровский

Красноармейский

Староминский

Кореновский

Мостовский

Калининский

Белореченский

Отрадненский

Успенский

Северский

Крымский

Тбилисский

Славянский

Гулькевичский

Край

на 100 тыс.

смертность, обусловленная алкоголем, реальная
смертность, обусловленная алкоголем, официальная статистика

 

Рис.№  48 Смертность, обусловленная алкоголем, в Краснодарском крае в 2017 году по 

статистике и реальная 

 

Данные официальной статистики за 2015-2017 годы не отражают  реальной ситуации 

по  смертности,  обусловленной  алкоголем.  Необходимо  прекращение  сокрытия  случаев 
смерти,  обусловленных  алкоголем.  Только  реальные  меры  профилактики  вредного 
воздействия  алкоголя  на  здоровье  приведут  к  реальному  снижению  смертности, 
обусловленной алкоголем, и, вследствие этого, к снижению  общей смертности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..