Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 27

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 27

 

 

417 

 

Будет  продолжена работа  с  федеральным  центром  по  вопросу  использо-

вания в отношении г.о. Тольятти всего набора существующих на федеральном 

уровне  мер  поддержки  моногородов,  в  том  числе  создания  территории  опере-

жающего  социально-экономического  развития  в  рамках  Федерального  закона 

от  29.12.2014  №  473-ФЗ  «О  территориях  опережающего  социально-

экономического  развития  в  Российской  Федерации»  и  привлечения  средств 

НКО «Фонд развития моногородов».  

Второй  горизонт  –  2021-2025  годы.

  Достижение  достаточного  уровня 

развития основных ядер агломерации позволит приступить непосредственно к 

процессу  интеграции.  Основное  внимание  будет  сосредоточено  на  развитии 

инфраструктуры,  связывающей  воедино  все  элементы  агломерации.  Точками 

роста в этот период станут: 

-  развитие  современной  транспортной  инфраструктуры  и  строительство 

новых мостов; 

- развитие деловой и промышленной инфраструктуры в районе междуна-

родного аэропорта «Курумоч»;  

- развитие единого туристического кластера; 

- создание условий для развития инновационных производств. 

Основными направлениями развития в период 2021 – 2025 годов являются: 

- создание интегрированной системы транспорта в СТА; 

-  развитие  аэропорта  и  прилегающей  территории  в  соответствии  с  кон-

цепцией «аэротрополиса»; 

- строительство автомобильных мостов через реки Волга и Самара, авто-

мобильного обхода Самары и нового участка трассы М5 в обход Тольятти; 

- развитие инфраструктуры туризма; 

- развитие единой инновационной инфраструктуры; 

-  формирование  экологической  составляющей  в  деятельности  инжини-

ринговых центров и инновационных производств; 

-ликвидация накопленного экологического ущерба и рекультивация быв-

ших промышленных площадок. 

418 

 

Третий горизонт – 2026-2030 годы.

 После реализации первых этапов по 

интеграции двух основных агломерационных ядер станет возможным дальней-

ший  органический  рост  агломерации,  направленный  как  на  укрепление  внут-

ренних связей и развитие внутренней территории агломерации, так и на более 

активное вовлечение прочих прилегающих к СТА территорий области, прежде 

всего Сызранского подцентра, в состав агломерации. Предполагается формиро-

вание к 2030 году современной агломерации с развитыми внутренними  связя-

ми,  обеспечивающими  эффективное  взаимодействие  всех населенных  пунктов 

на основе единых подходов к планированию и развитию инфраструктуры, раз-

витию  общих  секторов  экономики  и  социальной  сферы,  а  также  эффективной 

системы  управления  и  координации  развитием  агломерации.  Точками  роста  в 

этот период станут: 

-  вовлечение  периферии  агломерации  в  процесс  активного  взаимодей-

ствия с ядрами; 

- развитие инновационных производств. 

Основные направления развития в период 2026 – 2030 годов: 

- формирование кольцеобразной транспортной инфраструктуры; 

- включение Сызрани в систему агломерационных связей; 

-  развитие  биотехнологий,  фармацевтики  и  других  инновационных  про-

изводств; 

- развитие медицинского и образовательного кластера; 

- активное развитие территорий периферии; 

- масштабное внедрение экологически эффективных инновационных тех-

нологий и обеспечение экологически ориентированного роста экономики; 

-  формирование  на  территории  СТА  современной  системы  водоснабже-

ния, водоочистки и водоотведения, полное обеспечение населения СТА чистой 

питьевой водой. 

При  развитии  Самарско-Тольяттинской  агломерации  ее  ядра  будут  кон-

центрировать  основные  управленческие,  образовательные  и  инновационные 

функции.  Территория  в  границах  агломерации  является  самой  инвестиционно 

419 

 

привлекательной,  здесь  сосредоточены  основные  объемы  инвестиций. 

Наибольший интерес представляют площадки, находящиеся в радиусе 40-50 км 

от  Самары  и  Тольятти  –  в  муниципальных  районах  Волжский,  Красноярский, 

Ставропольский и Кинельский. Данные площадки станут «точками экономиче-

ского роста» агломерации в целом.  

Активно  будет  развиваться  промышленность  и  сектор  услуг,  при  этом 

наиболее активное развитие сектора услуг будет наблюдаться в ядрах агломе-

рации, а развитие промышленности – в городах-спутниках и пригородных рай-

онах.  При  условии  динамичного  развития  и  улучшения  транспортной  инфра-

структуры  третьим  ядром  Самарско-Тольяттинской  агломерации,  оказываю-

щим влияние на развитие системы расселения в западной части Самарской об-

ласти, может стать город Сызрань. Для этого необходимо обеспечить формиро-

вание надежной и удобной автомобильной и железнодорожной связи города с 

другими  ядрами  агломерации,  а  также  аэропортом  «Курумоч»  за  счет  строи-

тельства  новых  мостовых  переходов  через  р.  Волга  и  развития  скоростного 

пригородного  железнодорожного  сообщения,  содействовать  развитию  про-

мышленности и сферы услуг. Значительное внимание будет уделено развитию 

городской среды, повышающей привлекательность города для населения. 

Развитие  городов-спутников  и  пригородных  районов  будет  происходить 

за  счет  дополнительного  размещения  здесь  промышленного  производства, 

строительства  жилья  и  развития  отдельных  отраслей  сферы  услуг,  включая 

транспортно-логистические услуги, образование и туризм. Периферийная зона 

агломерации будет сохранять преимущественно сельскохозяйственную специа-

лизацию,  здесь  будут  размещаться  отдельные  промышленные  производства, 

получит развитие экологическая и рекреационная функция этой территории. 

Согласно  схеме  территориального  планирования  Самарской  области,  в 

СТА выделено 4 крупных зоны для будущей застройки: к югу от реки Самара, к 

северу  от  города  Самара,  в  районе  аэропорта  «Курумоч»,  к  северу  от  города 

Тольятти.  Перспективные  для  застройки  территории  в  районе  аэропорта  «Ку-

румоч» будут иметь важное значение для формирования новых промышленных 

420 

 

и жилых зон между Самарой и Тольятти для усиления агломерационных связей 

между этими городами. Значительным потенциалом для застройки располагают 

центральные  части  крупных  городов,  включая  историческую  часть  Самары, 

Сызрани, Тольятти, а также находящиеся в депрессивном состоянии промыш-

ленные площадки в центре городов агломерации. 

Благоприятными  факторами,  способствующими  дальнейшему  развитию 

Самарско-Тольяттинской агломерации, является расположение в регионе с вы-

сокой  плотностью  населения  (60  чел./км.кв)  и  одним  из  наиболее  высоких  в 

стране  показателей  уровня  урбанизации  (80%).  В  условиях  исчерпания  демо-

графического  потенциала  для  роста  агломерации  необходимо  качественное  ее 

развитие, связанное с процессом субурбанизации, а в перспективе с процессами 

джентрификации,  выноса  промышленности  из  центральных  городов  в  города-

спутники и периферийные зоны агломерации.  

Для  обеспечения  устойчивого  пространственного  развития  СТА  необхо-

димо  ускорение  темпов  развития  территориальной  транспортной  системы,  со-

здания сухого порта и развития логистики. Важнейшим направлением является 

строительство  современных  пересадочных  узлов,  торгово-логистических  цен-

тров, мультимодальных логистических центров, а также дифференциация авто-

мобильных дорог по условиям проезда по ним и доступа на них транспортных 

средств. 

В этой связи основными направлениями развития транспортного каркаса 

станут: 

- развитие общей транспортно-логистической инфраструктуры;  

- введение единых стандартов планирования и управления транспортом; 

- развитие межмуниципального общественного транспорта; 

- разработка и реализация системы единого проездного билета в муници-

пальных образованиях, входящих в Самарско-Тольяттинскую агломерацию; 

-  модернизация дорожно-транспортной  сети  региона  с  целью  устранения 

диспропорций  и  создания  опорной  сети  без  разрывов  и  «узких  мест»,  в  том 

421 

 

числе создание единой современной дорожно-транспортной инфраструктуры в 

рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в 2018 году; 

-  строительство мостового перехода «Фрунзенский» через реку Самара в 

г.о. Самара, а также проектирование и строительство мостового перехода через 

реку Волгу с обходом Тольятти и выходом на автодорогу М-5«Урал» в районе 

с. Климовка и мостового перехода через реку Волгу в районе Октябрьска;  

-  проектирование  и  строительство  мультимодальных  транспортно-

пересадочных узлов в г.о. Самара и г.о. Тольятти, улучшающих транспортную 

доступность за счет стыковки различных видов транспорта; 

- дальнейшее развитие международного аэропорта «Курумоч»;  

- создание аэротрополиса на базе аэропорта «Курумоч»; 

-  организация  ускоренного  пассажирского  сообщения  на  направлениях 

Москва-Саранск-Самара, Самара-Пенза, Самара-Уфа; 

-  организация  ускоренного  железнодорожного  сообщения  Самара-

Курумоч-Тольятти; 

-  строительство  второй  и  третьей  очереди  вокзала  железнодорожной 

станции Самара; 

-  строительство  сети  региональных  и  межрегиональных  транспортно-

логистических комплексов; 

-  развитие  пригородных  речных  перевозок  (капитальный  ремонт  пасса-

жирского речного вокзала и объектов пассажирской причальной инфраструкту-

ры в г.о. Самара, приобретение в собственность Самарской области новых пла-

вучих платформ для посадки и высадки пассажиров, обновление речного флота, 

в том числе за счет приобретения в собственность Самарской области судов для 

перевозки пассажиров). 

Для снижения рисков дальнейшей перегрузки  транспортной системы  аг-

ломерации и возникновения системных проблем в этой сфере в регионе необ-

ходимо  сформировать  единую  сбалансированную  транспортную  политику, 

предусматривающую  развитие  автодорожной  сети  и  общественного  транспор-

422 

 

та.  Возможными  местами  размещения транспортно-логистических  комплексов 

являются: 

- участки, прилегающие к региональной автомобильной дороге «Самара-

Пугачев-Энгельс-Волгоград»; 

- участки в районе ж/д станции Кинель; 

- участки в районе г.о. Октябрьск; 

- участки в районе г.о. Тольятти; 

- участки в районе международного аэропорта «Курумоч»; 

участки в районе п. Николаевка муниципального района Волжский.  

Приоритеты развития транспортной сети агломерации будут корректиро-

ваться с учетом развития экономики агломерации. Так, могут меняться потреб-

ности в транспортной сети после определения мест размещения промышленной 

инфраструктуры региона (промышленных парков, агропарков и т.д.). В случае 

принятия  решений  о  строительстве  таких  парков  необходим  поиск  площадок, 

подходящих с точки зрения наличия подъездных путей, инженерной и энерге-

тической  инфраструктуры  и  т.п.  В  случае  необходимости  будут  пересматри-

ваться планы по строительству транспортно-логистической инфраструктуры.  

Для  укрепления  внутриагломерационных  связей,  создания  условий  для 

повышения  мобильности  населения  и  развития  межвидовой  конкуренции  на 

транспорте необходимо развивать скоростные междугородние маршруты внут-

ренним  водным  транспортом  между  крупнейшими  городами  «Самара-

Тольятти» (расстояние – 70 км, время в пути – 1 час), «Самара-Сызрань» (рас-

стояние – 125 км, время в пути – 2 часа), «Самара-Новокуйбышевск» (расстоя-

ние – 12 км, время в пути – 15 мин). Важно также восстановить речной марш-

рут  «Самара-Тольятти»  в  рамках  скоростной  линии  «Самара-Казань»,  а  также 

маршрут «Самара-Сызрань» в рамках скоростного межрегионального маршрута 

«Самара-Саратов». Данные маршруты будут иметь не только транспортное, но 

и туристическое значение. 

Основными направлениями развития промышленного каркаса СТА будут: 

- скоординированное развитие локализованных в агломерации кластеров;  

423 

 

- введение единого стандарта взаимодействия с инвесторами; 

-  совместная  разработка  единых  стратегий  для  развития  ключевых  кла-

стеров,  локализованных  в  СТА  (аэрокосмический,  нефтехимический,  автомо-

бильный, пищевой и др.); 

-  разработка  единых  направлений  политики  по  развитию  ключевых  под-

держивающих  элементов  кластеров  (профессиональное  образование  и  подго-

товка кадров, инновации, НИОКР); 

- совместные инициативы в сфере аутсорсинга и общих закупок; 

-  разработка  инициатив  по  привлечению  финансирования  в  ключевые 

кластеры агломерации (кредитные ресурсы, прямые инвестиции и т.п.); 

-  скоординированное  развитие  специализированной  производственной 

инфраструктуры;  

- создание инфраструктуры промышленных парков на территории СТА; 

-  разработка  предложений  по  выносу  промышленных  объектов  из  цен-

тральных частей городов и реновации промышленных площадок; 

-  создание  общей  вспомогательной  инфраструктуры  (выставочные  поме-

щения и т.п.); 

- разработка концепции развития промышленных зон агломерации с уче-

том экологических и градостроительных ограничений; 

- разработка планов развития энергосетевой инфраструктуры на террито-

рии СТА; 

- создание инновационной инфраструктуры на территории СТА. 

Формирование  экологического  каркаса  территории  СТА,  сохранение  и 

использование в рекреационных целях природного наследия – основа устойчи-

вого развития данной высокоурбанизированной и индустриально развитой тер-

ритории, испытывающей значительные антропогенные нагрузки. 

Основными направлениями станут: 

- реализация мероприятий по сохранению Жигулевского государственно-

го природного заповедника и  национального парка «Самарская Лука», восста-

новлению  лесов  в  муниципальных  образованиях  Самарско-Тольяттинской  аг-

424 

 

ломерации, развитию системы особо охраняемых природных территорий реги-

онального значения; 

-  ликвидация  в  границах  СТА  объектов  накопленного  экологического 

ущерба и рекультивация бывших промышленных площадок; 

-  использование  и  охрана  водных  ресурсов,  восстановление  водных  объ-

ектов  до  состояния,  обеспечивающего  экологически  благоприятные  условия 

жизни населения СТА; 

- мониторинг состояния окружающей среды. 

Богатый  природный,  рекреационный  и  историко-культурный  потенциал 

муниципальных образований СТА определяет благоприятные условия для раз-

вития туризма на территории СТА.  

Основными направлениями являются: 

-  развитие  единого  туристического  кластера  на  территории  Самарской 

области;  

-  разработка  единой  стратегии  развития  туризма  в  Самарско-

Тольяттинской агломерации; 

-  развитие туристской инфраструктуры на территории СТА; 

-  создание межмуниципальных туристических объектов; 

-  совместное продвижение туристического бренда агломерации; 

-  сохранение  объектов  культурно-исторического  наследия  и  ценной  ис-

торической застройки; 

-  рациональное вовлечение потенциала уникальных природных объектов 

Самарско-Тольяттинской  агломерации  для  развития  познавательного  и  эколо-

гического туризма; 

-  использование  традиционных  культурных  и  общественных  мероприя-

тий, проводимых на территории муниципальных образований СТА, как основы 

для развития событийного туризма; 

-  использование потенциала водного транспорта для организации новых 

туристических маршрутов. 

425 

 

Совершенствование  социальной  инфраструктуры  будет  являться  одним 

из  ключевых  направлений  развития  СТА,  повышения  привлекательности  ее 

территории для проживания. В сфере образования основной задачей представ-

ляется создание наукограда и осуществление межмуниципальной координации 

образовательных программ и деятельности ресурсных центров. В целях созда-

ния условий для повышения здоровья населения и развития навыков здорового 

образа жизни на территории агломерации будет реализовываться комплекс мер 

по строительству, реконструкции и модернизации крупных объектов, имеющих 

общеагломерационное значение. 

Базовой тенденцией развития Самарско-Тольяттинской агломерации ста-

нет усиление концентрации человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов 

и  их  эффективное  использование  на  данной  территории.  Развитие  СТА  будет 

способствовать  развитию  данной  территории  как  зоны  опережающего  эконо-

мического роста Российской Федерации. 

Развитие  агломерации  позволит  получить  высокий  социально-

экономический эффект для всего региона, существенно повысить уровень жиз-

ни населения муниципальных образований, на территории которых расположе-

на  агломерация,  обеспечить  равную  доступность  населения  СТА,  не  зависимо 

от места проживания, к рынкам труда и объектам социальной инфраструктуры.  

Реализация  мероприятий  по  созданию  современной  дорожной  и  транс-

портно-логистической инфраструктуры обеспечит повышение связанности тер-

риторий  внутри  агломерации  (повысит  мобильность  населения,  увеличит  ско-

рость товаропотоков, сократит логистические издержки и т.д.). 

Важнейшим эффектом развития агломерации станет вклад в прирост ва-

лового регионального продукта вследствие улучшения конкурентоспособности 

Самарской  области,  повышения  экономической  активности  и  роста  эффектив-

ности в отраслевых кластерах региона.  

В  2020  году  население  Самарско-Тольттинской  агломерации  может  уве-

личиться до 2,8 млн. человек.  

426 

 

Одним из результатов развития СТА должно стать создание правовых ос-

нов и эффективной системы управления Самарско-Тольяттинской агломераци-

ей. 

Положения 

схемы 

территориального 

планирования 

Самарско-

Тольяттинской  агломерации  (утверждена  постановлением  Правительства  Са-

марской  области  от  26.07.2016  №  407)  и    Концепции  развития  Самарско-

Тольяттинской  агломерации  будут  учтены  в  документах  стратегического  пла-

нирования  городских  округов  и  муниципальных  районов,  входящих  в  состав 

Самарско-Тольяттинской агломерации.   

К  концу  2016  года  планируется  определить  приоритетные  инвестицион-

ные проекты для дальнейшего развития СТА и проработать механизмы финан-

сового  обеспечения  мероприятий  по  развитию  Самарско-Тольяттинской  агло-

мерации  за  счет  средств  федерального,  областного,  местных  бюджетов,  вне-

бюджетных источников, развития государственно-частного партнерства. 

Активное вовлечение прилегающих к СТА территорий в процесс взаимо-

действия станет возможным после осуществления первых шагов по интеграции 

агломерационных ядер  и  укрепления  связей  внутри  агломерации  (2020  –  2035 

годы).  

В  целях  развития  Самарско-Тольяттинской  агломерации  может быть  со-

здан  исполнительный  орган  –  дирекция  (исполнительный  секретариат),  сфор-

мированная  на  принципах  единоначалия,  с  компактным  аппаратом,  работаю-

щим на постоянной основе для обеспечения реализации основных решений по 

развитию агломерации. Основными функциями исполнительного органа будут 

являться: 

-  разработка  (заказ  и  контроль  разработки)  документов  стратегического 

развития СТА; 

-  координация  реализации  стратегических  проектов  СТА,  в  том  числе 

проектов ГЧП; 

-  сопровождение  мероприятий  по продвижению продукции,  организаций 

и имиджа городской агломерации на межрегиональных и международных рын-

ках и др. 

427 

 

Реализация комплекса мероприятий по развитию СТА непосредственно по-

влияет на развитие  внеагломерационного пространства. Приоритетность СТА не 

подразумевает  отнесение  вопросов  по  стимулированию  экономической  активно-

сти в сельской местности на долгосрочную перспективу. Одновременно будут со-

здаваться  условия  для  комплексного  развития  полупериферийных  и  периферий-

ных территорий. 

Внеагломерационные  территории  области  будут  развиваться  на  основе 

дифференцированного подхода к формированию функциональных программ раз-

вития в зависимости от места и роли в сложившейся системе расселения. 

Центрами  активного  развития  промышленного  комплекса  и  обслуживания 

населения на периферии останутся городские округа Похвистнево и Отрадный, 

а также муниципальные районы с диверсифицированной экономикой – Серги-

евский и Нефтегорский. Эти территории способны принять значительные инве-

стиции  и  развиваться  ускоренными  темпами,  став  «полюсами  роста»  регио-

нального уровня. Значительно усилится их влияние на соседние территории.  

В сельских районах продолжится реализация инвестиционных проектов в 

агропромышленном комплексе, направленных на развитие молочного животно-

водства и птицеводства. 

Импульс  развитию  субрегионов  придаст  реализация  ряда  инвестицион-

ных проектов: 

-  для  Сергиевского  субрегиона  –  строительство  современного  комплекса 

по производству и переработке мяса птицы (бройлер) производительностью 50 

тыс.  тонн  в  год,  реконструкция  действующего  завода  по  переработке  ветери-

нарно-санитарных  отходов  ЗАО  «Ветсанутильзавод  «Сергиевский»  с  увеличе-

нием мощности до 150 тонн в сутки (муниципальный район Сергиевский); 

-  для  Отрадненского  субрегиона  –  строительство  завода  по  переработке 

молока мощностью 500 тонн в сутки, увеличение производственных мощностей 

по производству новых напольных покрытий ЗАО «Таркетт», техническое пе-

ревооружение  газоперерабатывающего  завода  (г.о.  Отрадный),  создание  жи-

вотноводческого комплекса на 2400 голов дойного стада (муниципальный рай-

428 

 

он Борский), реконструкция Тимашевской птицефабрики (муниципальный рай-

он Кинель-Черкасский); 

- для Нефтегорского субрегиона – создание животноводческого комплек-

са на 2400 годов дойного стада (муниципальный район Богатовский), техниче-

ское  перевооружение  газоперерабатывающего  завода  (муниципальный  район 

Богатовский); 

- для Похвистневского субрегиона – создание ООО «ПП «Промтехресур-

сы»  производства  по  выпуску  электрозащитных  средств  (г.о.  Похвистнево), 

строительство завода по выпуску керамических строительных материалов ООО 

«Похвистневский завод керамики». 

Основными направлениями развития субрегионов станут: 

- развитие дорожно-транспортной и телекоммуникационной инфраструк-

туры; 

- совершенствование социальной инфраструктуры; 

-  обеспечение  населения  чистой  питьевой  водой,  формирование  совре-

менной системы водоснабжения, водоочистки и водоотведения; 

- улучшение санитарного состояния территорий, развитие комплексной си-

стемы сбора, утилизации и переработки отходов производства и потребления; 

- развитие экологической и рекреационной функции территорий; 

- создание межмуниципальных туристических объектов и развитие собы-

тийного туризма. 

В рамках развития субрегионов будет продолжена региональная полити-

ка,  направленная  на  поддержание  устойчивости  расселения,  в  том  числе  и  на 

территориях с низкой бюджетной обеспеченностью, которые рассредоточены в 

основном  по  периферии  области.  Опорным  каркасом  части  из  них  (муници-

пальные  районы  Алексеевский,  Елховский,  Камышлинский,  Похвистневский, 

Челно-Вершинский,  Шенталинский)  выступают  предприятия  добывающей 

промышленности.  

В  ряде  районов,  где  отсутствует  производство  полезных  ископаемых,  в 

том  числе  в  приграничном  муниципальном  районе  Приволжский,  позитивная 

429 

 

динамика  будет  достигаться  увеличением  инвестиционной  активности  в  агро-

промышленном комплексе (например, поиском инвесторов для запуска проек-

тов по производству и переработке плодово-овощной продукции, производству 

строительных материалов и др.).  

Немаловажным  фактором  для  муниципальных  районов  Борский  и  Пох-

вистневский выступает развитие сельского туризма. В Похвистневском районе 

будет продолжено инвестирование в агротуризм с целью расширения сегмента 

потребителей  рекреационных  услуг.  Учитывая  расположение  на  территории 

Борского района значительной части национального парка «Бузулукский бор», 

в концепции развития приграничного района могут быть использованы управ-

ленческие  механизмы  и  меры,  обозначенные  в  стратегии  использования  при-

родного и рекреационного потенциала национального парка «Самарская Лука». 

Организация туристических маршрутов и маркетинговые коммуникации будут 

способствовать привлечению  дополнительных доходных  поступлений  в  муни-

ципальные образования.  

В целях сглаживания межрайонных различий в уровне и качестве жизни 

сельского населения стратегическими задачами станут: 

создание  благоприятной  среды  для  проживания  в  сельской  местности, 

привлечения и активизации предпринимательского сообщества; 

совершенствование  механизмов  по  обеспечению  миграционной  мобиль-

ности населения; 

повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, стимулирование 

импортозамещения; 

содействие трудоустройству трудоспособного населения; 

повышение эффективности деятельности сектора потребительской коопе-

рации. 

Благодаря  реализации  намеченных  задач  будет  обеспечен  качественный 

рост экономики территориального пространства региона, что позволит в долго-

срочном периоде сгладить межмуниципальные диспропорции.  

430 

 

В  основу  совершенствования  территориально-пространственного  разви-

тия  Самарской  области  будет  положена  Концепция  развития  инфраструктуры 

градостроительной деятельности, предполагающая: 

обеспечение устойчивого развития территории региона и создание благо-

приятного инвестиционного климата в сфере строительства на основе реализа-

ции  документов  территориального  планирования  Самарской  области  и  муни-

ципальных образований; 

создание интегрированной региональной государственной информацион-

ной системы территориального планирования (РГИС ТП) Самарской области и 

автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной 

деятельности (ИСОГД) муниципальных образований Самарской области; 

обеспечение  мониторинга  документов  территориального  планирования 

Самарской области, актуализации документов территориального планирования 

и  градостроительного  зонирования  муниципальных  образований  Самарской 

области; 

разработку  и  совершенствование  региональных  и  местных  нормативов 

градостроительного проектирования на территории Самарской области.        

 

5. Инвестиционная стратегия 

 
1. Общие положения 

Инвестиционная  стратегия  Самарской  области  (далее  –  Инвестиционная 

Стратегия)  является  частью  Стратегии  социально-экономического развития  Са-

марской области на период до 2030 года, определяющей цели, задачи и принци-

пы  реализации  инвестиционной  политики  в  Самарской  области,  дающей  пред-

ставление об экономических и отраслевых приоритетах развития региона, а так-

же об используемых инструментах поддержки инвестиционной деятельности. 

Главной  целью  Инвестиционной  стратегии  Самарской  области  является 

создание благоприятного инвестиционного климата в регионе для обеспечения 

экономического роста, повышения уровня жизни населения. 

431 

 

Достижение цели Инвестиционной стратегии будет обеспечиваться путем со-

вершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, механизма госу-

дарственной  поддержки  инвестиционной  деятельности,  обеспечения  эффективного 

использования имеющегося в Самарской области инвестиционного потенциала. 

Задачами Инвестиционной стратегии являются: 

устранение  административных  барьеров  и  инфраструктурных  ограниче-

ний для развития предпринимательской и инвестиционной деятельности; 

совершенствование финансовых механизмов государственной поддержки 

инвестиционной деятельности, направленных на обеспечение приоритетов Ин-

вестиционной стратегии; 

развитие человеческого потенциала и совершенствование системы подго-

товки специалистов, ориентированной на потребности высокотехнологичных и 

инновационных производств; 

улучшение качества среды проживания с закреплением квалифицирован-

ных кадров, расширение возможностей для самореализации. 

 
2. Факторы инвестиционной привлекательности Самарской области 

В настоящее время сдерживающими факторами инвестиционной привле-

кательности Самарской области являются:  

отсутствие четкого понимания целевой группы инвесторов; 

недостаточное позиционирование Самарской области для инвесторов, низ-

кая интенсивность продвижения Самарской области в России и за рубежом; 

недостаток  качественной  индустриальной  инфраструктуры,  трудности  и 

высокая стоимость при подключении к энергетической инфраструктуре; 

высокие административные барьеры. 

Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT – анализ) 

представлен в разделе «Стратегическая диагностика Самарской области». 

Ключевыми факторами инвестиционной привлекательности для достиже-

ния поставленной цели в настоящей Инвестиционной стратегии Самарской об-

ласти должны стать: 

432 

 

формирование  и  продвижение  имиджа  (бренда)  Самарской  области  как 

открытого  региона,  благоприятного  для  осуществления  инвестиционной  дея-

тельности; 

в сфере развития институциональной среды и повышения эффективности 

органов государственной власти: 

наличие  эффективной  системы  государственной  поддержки  инвестици-

онных проектов; 

в сфере развития инвестиционной инфраструктуры: 

наличие  доступной  инвестиционной  инфраструктуры  для  размещения 

производственных и иных объектов инвесторов (ОЭЗ, индустриальные парки и 

т.д.); 

в сфере снижения административных барьеров: 

снижение затрат инвесторов на подключение к объектам инженерной ин-

фраструктуры; 

сокращение  сроков  и  упрощение  процедур  предоставления  земельных 

участков  для  реализации  инвестиционных  проектов,  иных  согласительных  и 

разрешительных процедур по отношению к инвесторам. 

Факторы  конкурентоспособности  экономики  Самарской  области  приве-

дены  в  разделе  «Стратегическая  диагностика  Самарской  области»  настоящей 

Стратегии. 

Система  целей  Инвестиционной  стратегии  Самарской  области  и  показа-

тели их достижения приведены в приложении 4 к настоящей стратегии. 

 
3. Стратегические приоритеты 

Проведенный анализ и оценка состояния факторов конкурентоспособно-

сти  Самарской  области,  усиливающаяся  конкуренция  между  регионами  Рос-

сийской Федерации за инвестиции позволили определить наиболее приоритет-

ные направления для инвестирования в Самарской области. 

В  результате  приоритизации  кластеров  Самарской  области  к  первому 

приоритету относятся такие кластеры, как:  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     25      26      27      28     ..