Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 26

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 26

 

 

401 

 

Инициаторам инвестиционных проектов, разместившим производство на 

территории Самарской области и поставляющим продукцию за ее пределы, бу-

дет  оказываться  необходимая  поддержка  в  продвижении  их  продукции,  в  том 

числе с использованием механизмов государственной поддержки экспорта. 

В 2024 – 2027 годах  Агентство перейдет к III этапу развития. В данный 

период будет происходить реализация второго этапа программы адресной под-

держки  инвестиционных  проектов,  направленного  на  разработку  и  внедрение 

точечных мер поддержки инвесторов в разрезе перспективных отраслей эконо-

мики.  Применение  инструментов  инвестиционного  стимулирования  позволит 

обеспечить сбалансированное пространственное развитие региона. 

На данном этапе программа будет стимулировать локализацию не только 

производств  крупных  международных  компаний,  но  и  их  R&D  центров  через 

механизм  предоставления  дополнительных  мер  поддержки  инвесторам,  осу-

ществляющим  свои  научные  разработки  на  территории  региона.  В  целях  сти-

мулирования  вложений  в  научные  разработки  планируется  развитие  инфра-

структуры R&D центров и технопарков. 

На III этапе развития Агентство будет осуществлять адресное привлече-

ние в регион компаний на основе сосредоточенных в Самарской области ком-

петенций  в  перспективных  отраслях  экономики,  что  будет  способствовать 

обеспечению устойчивого сбалансированного инвестиционного развития реги-

она.  

На IV этапе (2028 – 2030 годы) главной задачей Агентства станет посте-

пенное сокращение участия специальных государственных институтов в инве-

стиционном  процессе  и  построение  «умной  экономики».  Реализации  данных 

целей  будет  способствовать  запуск  третьего  этапа  программы  адресной  под-

держки  инвестиционных  проектов,  в  ходе  которой  будут  разработаны  и  внед-

рены  адресные  меры  поддержки  инвесторов,  реализующих  инвестиционные 

проекты  в  высокотехнологичных  отраслях  (макрогенерирующих  отраслях  VI, 

VII  технологических  укладов),  что  обеспечит  развитие  инновационно-

инвестиционной системы в регионе. 

402 

 

Таким  образом,  стратегия  развития  Агентства  предусматривает  ком-

плексный подход к повышению инвестиционной привлекательности региона  – 

от формирования и продвижения инвестиционного бренда до увеличения при-

тока инвестиций в перспективные и высокотехнологичные секторы экономики 

с  планомерным  сокращением  потребности  в  активной  роли  государства  как 

участника инвестиционных процессов. 

Продолжится  активное  использование  механизма 

государственно-

частного партнерства 

при реализации проектов.  

В  настоящее  время  четко  выстроена  структура  взаимодействия  органов 

исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления 

в Самарской области, государственных учреждений и потенциальных частных 

партнеров при структурировании и реализации проектов ГЧП. 

По  каждому  проекту  ГЧП  разрабатывается  эксклюзивная  схема  его  реа-

лизации, дорожная карта, презентационный материал, предоставляется полный 

спектр инструментов поддержки на всех стадиях реализации проекта.  

На каждом этапе работы обеспечивается индивидуальный подход к про-

екту  в  рамках  работы  постоянно  действующей  межведомственной  рабочей 

группы  из  представителей  органов  региональной  и  муниципальной  власти  и 

иных  заинтересованных  ведомств.  Это  позволяет  своевременно  предоставлять 

административную,  информационную  и  консультационную  поддержку  част-

ным партнерам при реализации инвестиционной деятельности, оптимизируя их 

финансовые и временные затраты на прохождение административных процедур 

при подготовке исходно-разрешительной документации и процедур согласова-

ния технических условий с ресурсоснабжающими организациями. 

В  целях  консолидации  данных  по  всем  проектам  ГЧП,  реализуемым  и 

планируемым к реализации на территории Самарской области, а также органи-

зации  контроля  и  отчетности  проектной  работы  при  помощи  одного  инстру-

мента,  позволяющего  реализовать  оперативный  эффективный  мониторинг  за 

проектами  с  минимальными  временными  затратами  в  Самарской  области,  ис-

пользуется Информационная система сопровождения проектов «Портал ГЧП». 

403 

 

В  рамках  исполнения  рекомендаций  по  развитию  ГЧП,  подготовленных 

Министерством  экономического  развития  Российской  Федерации  совместно  с 

Центром развития ГЧП, в Самарской области на системной основе организовы-

вается подготовка кадров специалистов органов управления в сфере ГЧП.  

В  целях  эффективного  развития  ГЧП  в  регионе  будет  продолжено  со-

трудничество с Центром развития ГЧП, Институтом развития государственно-

частного  партнерства  по  проведению  образовательных  мероприятий  в  сфере 

ГЧП. 

Особое внимание будет уделяться оказанию организационной, информа-

ционной  и  методологической  поддержки  органам  исполнительной  власти  Са-

марской области, органам местного самоуправления в Самарской области, гос-

ударственным  учреждениям  и  потенциальным  частным  партнерам  при  подго-

товке и реализации проектов ГЧП. 

Для  создания  условий  по  развитию  и  модернизации  общественной  ин-

фраструктуры  на  территории  Самарской  области  с  применением  механизмов 

государственно-частного  партнерства  продолжится  работа  по  развитию  и  со-

вершенствованию  нормативно-правовой  и  методологической  базы  в  сфере 

ГЧП. 

В  целях  исполнения  норм  федерального  законодательства  в  Самарской 

области  утвержден  перечень  объектов,  в  отношении  которых  планируется  за-

ключение концессионных соглашений и перечень потенциальных объектов, ко-

торые могут быть использованы при реализации проектов ГЧП. 

При  реализации  масштабных  проектов  рассматривается  возможность 

привлечения средств Фонда национального благосостояния. Учитывая капита-

лоемкость проектов, в целях качественной разработки и формирования финан-

совых и технических документов будет рассматриваться целесообразность при-

влечения финансовых, юридических и технических консультантов. 

В  рамках  реализации  Стратегии  продолжатся  создание  и  улучшение 

функционирования организаций инфраструктуры поддержки 

малого и средне-

го  предпринимательства

,  повышение  эффективности  взаимодействия  между 

404 

 

ними  с  целью  обеспечения  поддержки  на  разных  стадиях  жизненного  цикла 

малого и среднего предприятия. 

Развитие  системы  государственной  поддержки  малого  и  среднего  пред-

принимательства  будет  формироваться  на  основе  четкой  координации  феде-

ральных и региональных институтов развития, повышении эффективности дей-

ствующих и формировании новых инструментов поддержки малого и среднего 

предпринимательства на уровне регионов.  

На федеральном уровне сформированы единые институты поддержки ма-

лого и среднего предпринимательства: АО «Федеральная корпорация по разви-

тию малого и среднего предпринимательства» (далее – Корпорация МСП), кото-

рая выступит системным интегратором мер поддержки малого и среднего пред-

принимательства, и АО «Российский экспортный центр» (далее – АО «РЭЦ») – 

единый институт поддержки экспорта. 

Корпорация  МСП  совместно  с  регионами  осуществляет  разработку  и 

внедрение  единых  стандартов  оказания  различных  форм  и  видов  поддержки 

субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства  на  федеральном,  регио-

нальном и муниципальном уровнях, в том числе в рамках деятельности органи-

заций,  образующих  инфраструктуру  поддержки  субъектов  малого  и  среднего 

предпринимательства. 

В  рамках  решения  задачи  по  увеличению  доли  закупок  товаров,  работ, 

услуг  отдельными  видами  юридических  лиц  у  субъектов  малого  и  среднего 

предпринимательства  Корпорация  МСП  совместно  с  отдельными  заказчиками 

и региональными органами исполнительной власти осуществляет оценку и мо-

ниторинг соответствия планов и годовых отчетов о закупках у субъектов мало-

го и среднего предпринимательства. 

На  базе  Корпорации  МСП  формируется  единый  центр  финансово-

кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства, развитие Наци-

ональной  гарантийной  системы  поддержки  малого  и  среднего  предпринима-

тельства;  организована  система  информационно-консультационной  и  марке-

тинговой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пред-

405 

 

полагающая  задействование  различных  инструментов,  позволяющих  удовле-

творить потребности бизнеса в информации на разных стадиях развития; орга-

низована  реализация  проектов  в  области  пропаганды  и  популяризации  пред-

принимательской деятельности. 

Национальная  гарантийная  система  поддержки  малого  и  среднего  пред-

принимательства объединит региональные гарантийные организации. В Самар-

ской области гарантии и поручительства предпринимателям предоставляет ак-

ционерное  общество  Микрокредитная  компания  «Гарантийный  фонд  Самар-

ской области» (далее – АО «ГФСО»). Предлагаемые Корпорацией МСП и реги-

ональными гарантийными организациями продукты будут дополнять друг дру-

га  (от  предоставления  прямых  поручительств  до  синдицированных  гарантий, 

согарантий, контргарантий). 

Большим  потенциалом  в  решении  проблем  доступа  субъектов  малого  и 

среднего предпринимательства к финансовым ресурсам является микрофинан-

сирование. Для расширения доступности микрофинансовых услуг необходимо 

обеспечить совершенствование деятельности таких организаций. 

Одним из способов решения данной задачи является формирование мик-

рофинансовой  системы  в  Самарской  области,  которая  обеспечит  доступ  пред-

принимателей к льготным финансовым ресурсам (микрозаймам). 

Во-первых, это создание на базе АО «ГФСО» микрофинансовой органи-

зации  первого  уровня,  предоставляющей  микрозаймы  субъектам  малого  и 

среднего предпринимательства. 

Во-вторых,  проведение  реструктуризации  части  муниципальных  микро-

финансовых  организаций.  Из  общего  массива  микрофинансовых  организаций 

будет произведен отбор в пользу микрофинансовых организаций, основной де-

ятельностью  которых  является  предоставление  займов  субъектам  малого  и 

среднего предпринимательства.  

По  итогам  реструктуризации  будет  осуществляться  работа  по  созданию 

условий для эффективного взаимодействия  муниципальных микрофинансовых 

406 

 

организаций с заемщиками, органами государственной власти, Банком России и 

соответствующими институтами поддержки предпринимательства. 

Формирование региональной микрофинансовой системы обеспечит стан-

дартизацию  деятельности  микрофинансовых  организаций,  разработку  единых 

стандартов  предоставления  финансовой  поддержки  микрофинансовыми  орга-

низациями,  развитие  практики  оценки  эффективности  деятельности  микрофи-

нансовых организаций. 

Задача выхода малых и средних предприятий на зарубежные рынки и со-

здание  с их  участием  конкурентоспособной на  мировом  рынке  продукции  по-

ставлена перед АО «РЭЦ» и региональными институтами поддержки экспорта. 

Эффективность работы АО «РЭЦ» направлена на расширение деятельно-

сти  профильных  институтов  поддержки  экспорта  на  региональном  уровне,  а 

также оптимизацию их дальнейшей совместной работы.  

В Самарской области действует Центр координации поддержки экспорт-

но  ориентированных  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  Са-

марской  области  (далее  –  Центр),  являющийся  структурным  подразделением 

фонда  «Региональный  центр  развития  предпринимательства  Самарской  обла-

сти». 

В  марте  2016  года  заключено  3-х  стороннее  соглашение  между  АО 

«РЭЦ»,  министерством  экономического  развития,  инвестиций  и  торговли  Са-

марской  области  и  фондом  «Региональный  центр  развития  предприниматель-

ства  Самарской  области»  о  взаимодействии  при  участии  в  образовательной 

программе АО «РЭЦ». В рамках данного Соглашения внедряется единая систе-

ма  обучения  ведения  внешнеэкономической  деятельности  по  стандартам  АО 

«РЭЦ».  

Задача  Центра  предоставлять  комплекс  услуг,  направленный  на  подго-

товку  к  выходу  на  зарубежные  рынки  (от  диагностики  и  оценки  экспортного 

потенциала  до  разработки  стратегии  выхода  на  международные  рынки,  от  со-

действия в продвижении продукции до помощи в привлечении финансовых ре-

сурсов).  

407 

 

Разработка и внедрение единых подходов, единых стандартов деятельно-

сти организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства направлены 

на эффективность в целом всей системы поддержки малого и среднего бизнеса. 

Повышение эффективности инфраструктуры поддержки 

инновационной 

деятельности

 Самарской области необходимо рассматривать в привязке к ста-

диям развития инновационного процесса.  

Инновационный процесс в данном контексте рассматривается как бизнес-

процесс и характеризуется степенью полноценности участников процесса, пол-

ноты решаемых ими задач и выполняемых функций.  

В  качестве  количественных  ориентиров  и  пропорций  между  стадиями 

инновационного цикла модель использует статистику Стивенса-Берли, которая 

прогнозирует, что из 3000 первоначальных идей только 300 получают свое под-

тверждение  и  проходят  апробацию,  из  них  стартовыми  проектами  предпосев-

ной стадии выходят только 125, из них в 9 создают прототипы или макеты ин-

новационного  продукта  и  начинают  проводить  маркетинговые  исследования, 

формируют  команды.  Далее  на  базе  таких  проектов  создаются  4  инновацион-

ных предприятия, из которых 1,7 выходят на рынок с коммерческой реализаци-

ей продукции, но еще не имеют прибыли, из которых только одно предприятие 

становится  успешным,  выходит на  «точку  безубыточности»  и  переходит к  се-

рийному производству инновационного продукта. 

Общая система институтов и участников, необходимых для обеспечения 

успешного  прохождения  инновационного  проекта  по  стадиям  развития,  пред-

ставлена на рисунке 133.  

 

 

 

408 

 

 

Рис. 133. Оптимальная система институтов развития и участников инновационного процесса  

Наиболее  сильно  в настоящее  время  в Самарской области  представлены 

участники 

блока «Генерация знаний»

 – это ведущие самарские университеты, 

научные  институты,  научно-исследовательские  подразделения  промышленных 

предприятий и компаний. Начато создание нового типа организаций, нацелен-

ных на развитие юношеского технического творчества – Центров молодежного 

инновационного  творчества,  как  при  государственной  поддержке,  так  и  част-

ных организаций. 

Стратегическими приоритетами в данном блоке являются: 

– продолжение процесса оптимизации и интенсификации инновационной 

деятельности самарских университетов, содействие приобретению ими статуса 

опорных  университетов,  поддержка  реализации  программ  развития  универси-

тетов и центров исследований по приоритетным направлениям. Так, на настоя-

щий  момент  статус  национального  исследовательского  университета  имеет 

один  вуз  региона  –  Самарский  национальный  исследовательский  университет 

имени  академика  С.П.Королёва,  статус  опорного  университета  –  Самарский 

государственный технический университет; 

–  создание  к  2022  году  научно-образовательного  и  технико-

внедренческого комплекса «Гагарин-центр» на площадке, прилегающей к ком-

плексу  спортивных  сооружений  для  Чемпионата  мира  по  футболу  2018  года. 

Стратегическая  цель  –  создание  национального  центра  компетенций  в  сфере 

космических технологий и других высокотехнологичных направлений; 

–  создание  и  обеспечение  деятельности  Центра  для  одаренных  детей  в 

Самарской области. В соответствии с Концепцией  создания Центра на первом 

этапе (2015 – 2016 годы) предполагается разработать нормативно-правовую ба-

зу, обеспечивающую деятельность Центра, механизм финансового обеспечения 

деятельности Центра, использовать ресурсы государственного бюджетного об-

разовательного  учреждения  общеобразовательной  школы-интерната  среднего 

(полного) общего образования с углубленным изучением отдельных предметов 

«Самарский областной лицей-интернат» с целью выявления, отбора одаренных 

детей,  организации  очно-заочных  школ,  учебно-тренировочных  сборов,  кани-

410 

 

кулярных профильных смен. Второй этап реализации Концепции (с 2017 года) 

предполагает практическое внедрение разработанных положений; 

– создание Регионального агентства наук и технологий Самарской обла-

сти (далее – РАНТ); 

– создание целостной и эффективной  системы научно-производственной 

и лабораторной базы для генерации новых технологий. 

Что касается более поздних

 

стадий реализации инновационных проектов 

–  участников 

блоков  «Начало  реализации  инновационного  процесса»  и 

«Инновационный продукт»

, то усилия Правительства Самарской области бу-

дут направлены на: 

–  развитие  системы  венчурного  инвестирования  –  содействие  созданию 

корпоративных и кластерных венчурных фондов. Концентрация значительных 

ресурсов откроет новые возможности для реализации проектов в приоритетных 

отраслях региона; 

–  развитие  компетенций  и  формирование  команд  инновационных  мене-

джеров. Будет продолжено проведение многочисленных образовательных и ак-

селерационных  программ,  менторских  проектов,  программы  «Бизнес-

катализатор»,  проводимых  организациями  инновационной  инфраструктуры 

Самаркой области;  

–  создание  и  развитие  сообщества  частных  инвесторов  (бизнес-ангелов) 

как  дополнительного  источника  венчурных  инвестиций  для  реализации  инно-

вационных проектов с высокой степенью коммерциализации; 

–  развитие  научно-производственной  и  инфраструктурной  базы  иннова-

ционной  деятельности  (бизнес-инкубаторов,  инжиниринговых  центров,  техно-

парков). Продолжится развитие технопарка в сфере высоких технологий «Жи-

гулевская  долина».  Развитию  инфраструктуры  будет  способствовать  развитие 

резервных площадей, прилегающих к технопарку – при поддержке Фонда раз-

вития моногородов будет создана инженерная инфраструктура для локализации 

производств резидентов технопарка; 

411 

 

– создание и развитие инструментов продвижения и рыночной коммерци-

ализации  инновационных  проектов

 

–  развитие  функций  «упаковочной  компа-

нии», зарождение и дальнейшее развитие института технологического брокер-

ства, создание и развитие биржи инновационных проектов и т.д. 

Построение  такой  системы  является  стратегической  целью  в  сфере  по-

вышения

 

эффективности  инфраструктуры  поддержки  инновационной  деятель-

ности Самарской области. Это позволит со временем заменить инновационную 

инфраструктуру,  финансируемую  государством,  на  бизнес-структуры,  работа-

ющие на рыночных условиях. 

С целью развития приоритетных отраслей экономики  и технологических 

направлений Самарской области на основе использования современных науко-

емких 

подходов 

необходима 

выработка 

необходимых 

научно-

исследовательских  компетенций

,  в  том  числе,  с  привлечением  передовых 

научных  компетенций  вузовской  и  академической  науки  из  других  регионов 

Российской  Федерации.  Ожидается,  что  основой  для  выбора  приоритетных 

направлений  научно-исследовательской  деятельности  станут  результаты  науч-

но-технологического  аудита  промышленности  Самарской  области  и  аудита 

научных  достижений  образовательных  и  научных  организаций  Самарской  об-

ласти.  Планируется,  что  данная  работа  будет  выполнена  в  сотрудничестве  с 

Российской академией наук в рамках действующего соглашения между Россий-

ской академией наук и Правительством Самарской области. 

В качестве приоритетных направлений для первоочередной выработки на 

территории  Самарской  области  научно-исследовательских  компетенций  в  ин-

тересах  развития  отраслей  экономики  (аэрокосмической,  нефтеперерабатыва-

ющей, АПК, здравоохранения) рассматриваются: 

разработка  нового  поколения  материалов  и  развитие  технологий  их  со-

здания,  в  том  числе,  оборудования  и  материалов  для  аддитивных  технологий 

(совместно с Всероссийским институтом авиационных материалов, Самарским 

национальным 

исследовательским 

университетом 

имени 

академика 

412 

 

С.П.Королева,  Санкт-Петербургским  государственным  политехническим  уни-

верситетом Петра Великого и др.); 

проектирование  и  унификация  электронной  компонентной  базы  для  ра-

кетно-космической техники (совместно с ОАО «НИИМЭ и Микрон», АО «Ра-

кетно-космический  центр  «Прогресс»,  Институтом  систем  обработки  изобра-

жений Российской академии наук и др.); 

развитие  технологий  нефтепереработки,  в  том  числе,  разработка  отече-

ственных промышленных  катализаторов  (совместно  с  ОАО  «Нефтяная  компа-

ния  «Роснефть»,  Институтом  катализа  Сибирского  отделения  Российской  ака-

демии наук, Самарским государственным техническим университетом и др.); 

развитие IT-медицины и биотехнологий, в том числе, разработка аппара-

туры  и  постановка  экспериментов  медико-биологической  направленности  в 

космосе (совместно с Институтом медико-биологических проблем Российской 

академией наук, АО «Ракетно-космический центр «Прогресс», Самарским гос-

ударственным  медицинским  университетом,  Самарским  национальным  иссле-

довательским  университетом  имени  академика  С.П.  Королева,  Самарским 

научно-исследовательским институтом сельского хозяйства им. Н.М.Тулайкова 

и др.). 

Для  решения  задачи  формирования,  развития  и  реализации  научной  и 

научно-технической  политики  с  позиций  имеющихся  научных  компетенций  в 

регионе  необходимо  создание  института  научного  развития  –  Регионального 

агентства наук и технологий Самарской области. Имеется значительный поло-

жительный опыт регионов, где деятельность подобных структур позволила су-

щественно  повысить  научный  потенциал  территорий,  развить  фундаменталь-

ные и прикладные научные исследования, имеющие инновационный потенци-

ал. 

Ожидается, что основой выбора приоритетов деятельности РАНТ станут: 

–  результаты  научно-технологического  аудита  промышленности  Самар-

ской области и аудита научных достижений образовательных и научных орга-

низаций Самарской области; 

413 

 

– направления НТИ, выбранные для Самарской области; 

–  приоритетные  направления  развития  науки,  технологий  и  техники  в 

Российской Федерации; 

– перечень критических технологий Российской Федерации; 

– направления фундаментальных научных исследований, закрепленных в 

программе  фундаментальных  научных  исследований  государственных  акаде-

мий наук на период 2013 – 2020 годов; 

–  проекты  актуальных  направлений  научно-технологического  развития 

России,  утвержденные  Научно-координационным  советом  Федерального 

агентства научных организаций России.  

Контроль  эффективности  и  поиск  возможностей  для  улучшения  работы 

институтов  развития  будут  проводиться  на  регулярной  основе,  поскольку  от 

нее в значительной степени зависит успех реализации Стратегии. Важной зада-

чей станет повышение прозрачности деятельности институтов развития. 

 

3.3.4.  Повышение  эффективности  взаимодействия  с  органами  мест-

ного самоуправления 

 
Для  реализации  стратегии  социально-экономического  развития  Самар-

ской области необходима слаженная и целенаправленная работа Правительства 

Самарской  области  и  администраций  муниципалитетов  по  стратегическим 

направлениям  развития.  Эта  работа  будет  основываться  на  принципе  разделе-

ния ответственности с учетом полномочий и специфики каждого уровня управ-

ления. Сферой ответственности региональных органов исполнительной власти 

станет  реализация  ключевых  стратегических  задач  и  координация  работы  му-

ниципалитетов. К сфере ответственности муниципалитетов относится создание 

на своих территориях благоприятных условий для их выполнения. 

Задачами муниципалитетов в ходе реализации стратегии являются: 

- улучшение бизнес-климата на своих территориях в пределах своих пол-

номочий  (в  первую  очередь  –  вопросы  доступности  земли  и  инфраструктуры, 

414 

 

снижение административных барьеров и недопущение административного про-

извола); 

-  целевое  привлечение  инвесторов  в  ключевые  сегменты  производства, 

инфраструктуры, социальных секторов; 

-  стимулирование  предпринимательской  активности,  в  том  числе  и  в  со-

циальных / инфраструктурных секторах (отдельные сегменты медицинской по-

мощи,  дошкольное  и  дополнительное  образование,  ЖКХ  и  благоустройство 

территории и т.д.). 

Муниципалитеты,  находящиеся  на  территории  Самарско-Тольяттинской 

агломерации, будут принимать непосредственное участие в крупных проектах, 

которые планируются к реализации в рамках развития СТА. Между Правитель-

ством Самарской области и главами администраций 8-ми городских округов и 

9-ти муниципальных районов области подписано соглашение о сотрудничестве 

и  взаимодействии  по  развитию  Самарско-Тольяттинской  агломерации.  Создан 

также  координационный  совет  по  развитию  Самарско-Тольяттинской  агломе-

рации. 

Совместная  работа  Правительства  Самарской  области  и  администраций 

муниципальных образований по данным  направлениям обеспечит  выполнение 

стратегии  социально-экономического  развития  Самарской  области,  позволит 

повысить  эффективность  государственного  управления,  доступность  государ-

ственных услуг для населения и бизнеса. 

 

4.  Совершенствование  территориально-пространственного  развития 

области 

 
Совершенствование  территориально-пространственного  развития  Самар-

ской области в долгосрочной перспективе будет идти в направлении развития 

Самарско-Тольяттинской агломерации и вовлечения периферийных территорий 

Самарской области в агломерационные процессы. 

 Развитие  СТА  подразумевает  три  горизонта  планирования,  охватываю-

щие период с 2016 по 2030 годы, что позволяет определить основные направле-

415 

 

ния приложения  усилий,  необходимые  для  достижения  долгосрочных целей и 

ключевые переходные фазы, в которых определяется, в правильном ли направ-

лении развивается территория.  

Первый горизонт – 2016-2020 годы

. На этом этапе усилия должны быть 

сфокусированы на развитии двух основных ядер агломерации  – городов Сама-

ры и Тольятти, а также усиления их связей с территориями, сконцентрирован-

ными вокруг каждого из ядер. Это необходимо для последующей успешной ин-

теграции агломерационных ядер. Точками роста, которые будут способствовать 

развитию агломерации, станут:  

- создание условий для формирования связывающей инфраструктуры; 

- развитие общей производственной инфраструктуры; 

- развитие общего сектора профессионального образования. 

Основными направлениями развития в течение 2016 – 2020 годов будут: 

- создание органов по координации и управлению агломерацией; 

-  разработка  документов  стратегического  планирования  развития  транс-

портной инфраструктуры на территории СТА; 

- создание высокоскоростной транспортной инфраструктуры;  

- развитие общественного транспорта в ядрах агломерации;  

- разработка стратегии развития ключевых кластеров как составной части 

Стратегии социально-экономического развития Самарской области; 

- создание системы промышленных парков; 

- разработка единой градостроительной политики; 

- разработка и внедрение единого стандарта взаимодействия с инвестора-

ми;  

- реализация единой экологической политики на территории СТА и реали-

зация мероприятий по сохранению Жигулевского государственного природного 

заповедника и национального парка «Самарская Лука», восстановлению лесов в 

муниципальных  образованиях  Самарско-Тольяттинской  агломерации,  развитию 

системы особо охраняемых природных территорий регионального значения; 

416 

 

-  восстановление  в  границах  СТА  нарушенных  естественных  экологиче-

ских систем; 

-  развитие  комплексной  системы  сбора,  утилизации  и  переработки  отхо-

дов производства и потребления на территории СТА;  

- создание и продвижение единого туристического бренда региона, разви-

тие инфраструктуры туристического кластера; 

- развитие сферы здравоохранения; 

- развитие инфраструктуры объектов спорта; 

- выработка мер оптимизации занятости населения агломерации; 

- реализация инициатив по оптимизации сети и развитию важных элемен-

тов системы профессионального образования в агломерации; 

- подготовка предложений по оптимизации механизма межмуниципальной 

координации программ профессионального образования на территории СТА; 

-  оптимизация  сети  учреждений  и  повышение  эффективности  функцио-

нирования системы ресурсных центров на территории СТА; 

- реализация концепции по созданию технополиса в районе строительства 

объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года; 

-  строительство  спортивных  комплексов  различной  направленности  на 

территории СТА; 

-  строительство  объектов  здравоохранения  и  образования  на  территории 

СТА. 

Учитывая, что в состав Самарско-Тольяттинской агломерации входят три 

из четырех моногородов Самарской области: крупнейший моногород России  – 

Тольятти, а также Чапаевск и Октябрьск, диверсификации их экономики, сни-

жению монозависимости и рисков дальнейшего развития будет способствовать 

реализация крупных инвестиционных проектов по развитию СТА. Приоритет-

ное развитие инфраструктурных проектов, прежде всего транспортных, позво-

лит выстроить и скоординировать межгородскую трудовую миграцию, что по-

влияет на стабилизацию ситуации в социально-трудовой сфере моногородов, а 

также создание комфортных условий для бизнеса и населения. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     24      25      26      27     ..