Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 17

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 17

 

 

257 

 

тию высшего и среднего профессионального образования, системы социальной  

и  транспортной  инфраструктуры  региона,  а  также  качественному  улучшению 

условий  жизнедеятельности  населения  в  городской  среде.  Важной  составляю-

щей  будет  обеспечение  доступа  негосударственных  организаций  к  предостав-

лению услуг в социальной сфере, что позволит повысить их качество и прибли-

зить оказание услуг к населению. 

Ведущий «производственный хаб» России (2021 – 2025 годы) 

На втором горизонте реализации Стратегии акцент будет сделан на обес-

печении технологических возможностей и повышении технологического уров-

ня. Ускоренное развитие существующих в области кластеров позволит создать 

базу  для  развития  новых  направлений,  которые  повысят  диверсификацию  и 

устойчивость  экономики  Самарской  области  и  обеспечат  стабильное  развитие 

региона в долгосрочной перспективе. 

Благодаря  активному  развитию  производства базового сырья,  будет  сде-

лан  акцент  на  выпуске  новых  химических  продуктов  с  высокой  добавленной 

стоимостью, ранее не производившихся в Самарской области.  

Продолжится  развитие  автомобилестроительного  кластера,  в  частности 

будут  усилены действия по интеграции самарских производителей автокомпо-

нентов в глобальные производственные цепочки, а также предприняты шаги по 

расширению сектора автосборочных производств в регионе. 

В  развитии  аэрокосмического  кластера  ключевыми  точками  роста  будут 

являться  интеграция  в  глобальные  цепочки  производства  самолетов  и  ракет-

носителей,  развитие  рынка  аутсорсинга,  закрепление  на  рынке  производства 

спутников, спутниковой электроники. 

Разработка  и  запуск  программ  повышения  производительности  труда  и 

реновация  производственных  площадок  значительно  повысят  эффективность 

промышленности Самарской области в целом, а также приведут к созданию но-

вых логистических центров. 

258 

 

К 2025 году в регионе будут созданы все необходимые условия для нара-

щивания  объемов  экспорта  региональной  сельскохозяйственной  продукции,  в 

том числе на базе повышения глубины ее переработки. 

Для развития кластера медицинских и фармацевтических технологий ос-

новные  мероприятия  будут  направлены  на  повышение  конкурентоспособности 

отечественной  медицинской  и  фармацевтической  продукции,  развитие  взаимо-

действия с другими регионами, продвижение продукции кластера на глобальные 

(международные) рынки. 

Рост всех кластеров и секторов в целом будет поддерживаться также ка-

чественными  улучшениями  в  работе  транспортно-логистического  комплекса. 

Отдельное  внимание  будет  уделено  повышению  транспортной  доступности, 

пропускной  способности,  координации  и  взаимодействию  различных  видов 

транспорта, внедрению передовых транспортных технологий. 

Развитие  Самарско-Тольяттинской  агломерации  будет  стимулировать 

увеличение интереса к туризму в Самарской области, что, в свою очередь, при-

ведет к развитию и улучшению качества инфраструктуры для туризма. 

Дальнейшее развитие СТА потребует значительных инвестиций в связу-

ющую инфраструктуру между районами области. 

Центр промышленных инноваций (2026 – 2030 годы) 

В рамках третьего этапа будет сделан акцент на развитии промышленных 

инноваций, активизации предприятиями региона выпуска инновационной про-

дукции,  усилении  принимаемых  государственных  мер  по  развитию  инноваци-

онной инфраструктуры и поддержке развития инновационной деятельности.   

Наибольший вклад в выпуск инновационной продукции внесут нефтехи-

мический  кластер,  производители  автокомпонентов,  а  также  ряд  предприятий 

аэрокосмического  кластера  и  кластера  медицинских  и  фармацевтических  тех-

нологий. Предполагается развитие наукоемких секторов: «науки о жизни», «зе-

леная  химия»,  медицинские  технологии.  Кроме  того,  на  базе  более  традицион-

ных  кластеров  (например,  в  автомобилестроительном  кластере)  будет  происхо-

дить  развитие  сегментов  промышленной  электроники.  Потенциальной  точкой 

259 

 

роста  станет  производство  новых  моделей  автомобилей  (в  том  числе  новых 

классов автомобилей). 

Приоритетами  нефтехимического  кластера  будут  являться  развитие  про-

изводства  полимеров  и  поддержка  производства  мономеров  из  растительного 

сырья. 

В рамках развития аэрокосмического кластера будет проводиться работа 

по выходу на новые сегменты (конструирование, инжиниринг).  

В  развитии  кластера  медицинских  и  фармацевтических  технологий  ос-

новной акцент будет сделан на закреплении положительного имиджа кластера в 

соответствующих сегментах рынка. 

К  2030  году  планируется  выход  производителей  Самарской  области  на 

перспективные инновационные сегменты рынка пищевой продукции, в том чис-

ле функциональных продуктов питания, а также достижение лидирующих пози-

ций в масштабах Российской Федерации в современных селекционных и генно-

инженерных технологиях агропромышленного производства. 

Ключевыми  точками  роста  транспортно-логистического  кластера  станут 

развитие мультимодальных транспортно-логистических услуг, международного 

аэропорта «Курумоч», речного транспорта. В 2026 – 2030 годах предполагается 

реализовать основную часть проекта по созданию аэротрополиса – концентрация 

жилой застройки, туристических, бизнес- и спортивных объектов, а также обес-

печивающей  транспортно-логистической  инфраструктуры  в  непосредственной 

близости от аэропорта. 

Поддерживать  инновационное развитие  экономики региона  будет  совре-

менная система энергетики с использованием интеллектуальных сетей электро-

снабжения и высокой долей возобновляемых источников энергии. 

Несмотря  на  то,  что  ключевые  направления  представлены  в  рамках  от-

дельных  трех  горизонтов  развития  (рис.  104),  предполагается,  что  данные 

направления в том или иной мере будут выполняться на всех этапах реализации 

стратегии социально-экономического развития Самарской области. 

 

260 

 

2.4. Стратегические цели и задачи развития региона 

 
Стратегическими целями социально-экономического развития Самарской 

области на период до 2030 года являются: 

-  обеспечение  экономического  роста  и  повышение  конкурентоспособно-

сти экономики Самарской области; 

- улучшение качества жизни населения Самарской области; 

-  повышение  эффективности  деятельности  Правительства Самарской  об-

ласти. 

С целью обеспечения экономического роста и повышения конкурентоспо-

собности экономики Самарской области необходимо решить следующие задачи: 

- повышение производительности труда; 

- развитие малого и среднего предпринимательства; 

-  повышение инвестиционной  активности и  привлечение  новых  инвесто-

ров, в том числе иностранных; 

-  поддержка  экспортно-ориентированных  предприятий,  увеличение  доли 

высокотехнологичного экспорта региона; 

- поддержка инновационной активности и развитие новых перспективных 

секторов; 

- обеспечение доступа к профессиональным кадрам и финансовым ресур-

сам. 

С целью улучшения качества жизни населения Самарской области необ-

ходимо решить следующие задачи: 

-  создание  новых  высокопроизводительных  рабочих  мест,  улучшение 

условий труда работников и процессов управления профессиональными риска-

ми; 

- повышение уровня доходов населения; 

- развитие социальной инфраструктуры и  создание благоустроенной сре-

ды проживания; 

- улучшение экологической ситуации в регионе; 

- развитие Самарско-Тольяттинской агломерации. 

261 

 

С целью повышения эффективности деятельности Правительства Самар-

ской области необходимо решить следующие задачи: 

- увеличение доходной базы, сохранение  сбалансированности бюджета и 

повышение эффективности бюджетных расходов; 

-  снижение  административных  барьеров  и  повышение  качества  государ-

ственных услуг; 

- повышение эффективности институтов развития; 

-  обеспечение  эффективного  взаимодействия  с  органами  местного  само-

управления и межмуниципального взаимодействия. 

 

2.5. Показатели достижения стратегических целей 

 
Для оценки достижения поставленных стратегических целей определены 

основные  показатели  социально-экономического  развития  Самарской  области 

на долгосрочную перспективу по трем основным сценариям развития (табл. 18).  

 

Таблица 18 

Динамика значений показателей социально-экономического  

развития Самарской области на период до 2030 года 

 

№ 

Показатель 

2015 г.  2016 г.  2020 г.  2025 г.  2030 г. 

Цель 1 – Повышение конкурентоспособности экономики 

1  Индекс  физического  объема  валового  регио-

нального продукта к уровню 2015 г., % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

100,0 

100,4 

101,3 

108,9 

122,2 

сценарий «Базовый» 

100,0 

100,4 

109,1 

123,8 

147,8 

целевой сценарий 

100,0 

100,4 

116,8 

143,2 

184,4 

2  Индекс  промышленного  производства  к 

уровню 2015 г., % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

100,0 

99,3 

100,8 

103,2 

111,3 

сценарий «Базовый» 

100,0 

99,3 

108,0 

118,2 

138,1 

целевой сценарий 

100,0 

99,3 

116,9 

138,2 

174,5 

3  Индекс  производства  продукции  сельского 

хозяйства к уровню 2015 г., % 

 

 

 

 

 

262 

 

№ 

Показатель 

2015 г.  2016 г.  2020 г.  2025 г.  2030 г. 

сценарий «Трансформация» 

100,0 

110,1 

115,7 

123,1 

132,6 

сценарий «Базовый» 

100,0 

110,1 

121,2 

135,0 

154,4 

целевой сценарий 

100,0 

110,1 

127,6 

149,8 

183,6 

4  Индекс  производительности  труда  к  уровню 

2015 г., %  

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

100,0 

101,7 

108,1 

124,6 

147,3 

сценарий «Базовый» 

100,0 

101,7 

115,3 

138,4 

173,1 

целевой сценарий 

100,0 

101,7 

123,5 

158,8 

212,2 

5  Индекс  физического  объема  инвестиций  в 

основной капитал к уровню 2015 г., % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

100,0 

88,0 

85,7 

114,8 

157,7 

сценарий «Базовый» 

100,0 

88,0 

104,5 

143,5 

204,1 

целевой сценарий 

100,0 

88,0 

119,5 

168,6 

246,7 

6  Уровень  общей  безработицы по  методологии 

МОТ, % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

3,4 

4,6 

4,6 

4,1 

3,5 

сценарий «Базовый» 

3,4 

4,6 

4,4 

3,8 

3,2 

целевой сценарий 

3,4 

4,6 

4,3 

3,6 

3,0 

7  Оборот малых и средних предприятий (вклю-

чая микропредприятия), млрд. руб. 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

699 

715 

772 

853 

941 

сценарий «Базовый» 

699 

715 

798 

900 

991 

целевой сценарий 

699 

715 

899 

1099 

1300 

8  Объем инновационных товаров, работ, услуг, 

млрд. руб. 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

231,1 

246,6 

308,9 

430,2 

598,0 

сценарий «Базовый» 

231,1 

246,6 

346,9 

526,4 

806,5 

целевой сценарий 

231,1 

246,6 

389,6 

672,4  1103,5 

Цель 2 – Улучшение качества жизни населения 

9  Ожидаемая  продолжительность  жизни  при 

рождении, лет 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

70,4 

71,5 

73,7 

75,2 

77 

сценарий «Базовый» 

70,4 

71,5 

74,3 

76,7 

79 

целевой сценарий 

70,4 

71,5 

74,8 

77,3 

80 

263 

 

№ 

Показатель 

2015 г.  2016 г.  2020 г.  2025 г.  2030 г. 

10  Реальные  располагаемые  денежные  доходы 

населения, % к уровню 2015 г. 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

100,0 

96,4 

97,6 

111,3 

122,8 

сценарий «Базовый» 

100,0 

96,4 

102,1 

120,4 

138,0 

целевой сценарий 

100,0 

96,4 

105,7 

134,4 

162,9 

11  Доля трудоустроенных по специальности вы-

пускников в общем количестве выпускников, 
%

 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

65,0 

60,0 

68,0 

75,0 

80,0 

сценарий «Базовый» 

65,0 

64,0 

79,0 

83,0 

86,0 

целевой сценарий 

65,0 

65,0 

80,0 

84,0 

87,0 

12  Доля  граждан,  систематически  занимающих-

ся физической культурой и спортом, % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

30,5 

31,2 

33,6 

36,1 

38,6 

сценарий «Базовый» 

30,5 

32 

39,2 

48,2 

57,2 

целевой сценарий 

30,5 

32,5 

39,6 

49,1 

58,6 

13  Выбросы загрязняющих веществ в атмосфер-

ный воздух, тыс. тонн 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

552,1 

538,8 

556,8 

601,6 

690,0 

сценарий «Базовый» 

552,1 

546,5 

568,7 

618,1 

717,2 

целевой сценарий 

552,1 

552,1 

579,6 

633,7 

751,1 

14  Обеспеченность  населения  жильем,  кв.  м  на 

человека 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

25,0 

24,3 

26,5 

29,0 

31,5 

сценарий «Базовый» 

25,0 

25,0 

27,0 

29,5 

32,0 

целевой сценарий 

25,0 

26,0 

29,0 

31,5 

34,0 

15  Доля  населения  с  доходами  ниже  прожиточ-

ного минимума, % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

14,2 

15,0 

13,6 

10,1 

5,9 

сценарий «Базовый» 

14,2 

15,0 

13,3 

9,8 

5,6 

целевой сценарий 

14,2 

15,0 

13,0 

9,5 

5,3 

16  Число  зарегистрированных  преступлений, 

тыс. 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

49,4 

49,5 

48,7 

46,7 

44,7 

сценарий «Базовый» 

49,4 

49,4 

47,6 

45,4 

43,3 

264 

 

№ 

Показатель 

2015 г.  2016 г.  2020 г.  2025 г.  2030 г. 

целевой сценарий 

49,4 

49,4 

47,4 

44,9 

42,4 

Цель 3 – Повышение эффективности деятельности Правительства Самарской области 

17  Доля  расходов  на  органы  государственной 

власти Самарской области от  общего объема 
расходов консолидированного бюджета обла-
сти, % 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

2,1 

2,8 

2,6 

2,35 

2,1 

сценарий «Базовый» 

2,1 

2,2 

2,15 

2,1 

2,0 

целевой сценарий 

2,1 

2,2 

1,9 

1,67 

1,5 

18  Доля  населения,  положительно  оценивающе-

го деятельность органов исполнительной вла-
сти, % от числа опрошенных 

 

 

 

 

 

сценарий «Трансформация» 

45,7 

45,8 

47 

48,5 

50 

сценарий «Базовый» 

45,7 

46 

49 

52 

55 

целевой сценарий 

45,7 

46 

50 

55 

60 

 
 

3. Стратегические направления развития Самарской области 

 
Для достижения поставленных стратегических целей и задач определены 

ключевые направления социально-экономического развития Самарской области 

на период до 2030 года (рис. 105).  

265 

 

 

 

 

Рис. 105. Стратегические направления развития региона 

 
3.1. Рост конкурентоспособности экономики  

 

3.1.1. Развитие приоритетных кластеров, новых сегментов экономики 

и перспективных высокотехнологичных производств  

 
В  рамках  стратегической  диагностики  в  качестве  приоритетных  для  по-

вышения конкурентоспособности экономики  Самарской области были опреде-

лены следующие кластеры: 

- автомобилестроительный кластер; 

- нефтехимический кластер; 

- аэрокосмический кластер. 

266 

 

Развитие каждого из кластеров будет осуществляться с опорой на их уни-

кальные точки роста и конкурентные преимущества. 

Существуют  необходимые  предпосылки  также  для  формирования  и  раз-

вития  в  регионе  агропищевого  кластера  (включающего  сельское  хозяйство  и 

пищевую промышленность), транспортно-логического кластера, кластера стро-

ительства  и  производства  строительных  материалов,  кластера  медицинских  и 

фармацевтических технологий, новых отраслевых сегментов экономики и пер-

спективных высокотехнологичных производств.  

 

3.1.1.1. Автомобилестроительный кластер

 

 

Стратегическое  видение  развития  автомобилестроительного  кластера  на 

период до 2030 года представлено  на рисунке 106. Автомобилестроение в Са-

марской области должно перейти на производство современной технологичной 

продукции  за  счет  технологического  обновления  и  интеграции  в  глобальные 

производственные цепочки. 

 

 

 

Рис. 106. Стратегическое видение развития автомобилестроительного кластера 

Самарской области 

 

267 

 

Для кластера определены три горизонта развития до 2030 года, для каж-

дого из которых, в свою очередь, определены точки роста и ключевые направ-

ления развития. 

На первом горизонте (с 2016 года по 2020 год) для кластера определены 

следующие основные точки роста: 

-  развитие  современных  сборочных  производств  и  производств  автоком-

понентов; 

- выход региональных производителей автокомпонентов на рынки регио-

нов России и международные рынки; 

- развитие рециклинга автомобилей. 

Ключевыми направлениями развития станут: 

-  привлечение  ведущих  международных  производителей  и  локализация 

их производств; 

- развитие технологических процессов; 

- развитие современной производственной инфраструктуры; 

- развитие управленческих технологий; 

- создание и развитие кластерной ассоциации; 

- развитие инжинирингового центра; 

- поддержка региональных производителей автокомпонентов при выходе 

на внешние рынки; 

-  развитие  систем  перепрофилирования,  повышения  квалификации  и  ду-

ального образования; 

- развитие рециклинга автомобилей. 

На  втором  горизонте  (2021  –  2025  годы)  для  кластера  основной  точкой 

роста будет являться развитие производства технологичных автокомпонентов. 

Ключевыми направлениями развития на данном этапе станут: 

-  поддержка  НИОКР  и  внедрения  новых  технологий  на  предприятиях 

кластера; 

-  гармонизация  системы  среднего  профессионального  образования  с  по-

требностями в кластере; 

268 

 

-  модернизация  и  техническое перевооружение  производителей  автоком-

понентов; 

- консолидация производителей автокомпонентов. 

На третьем этапе развития (2026 – 2030 годы) потенциальной точкой ро-

ста  является  производство  новых  моделей  автомобилей  (в  том  числе  новых 

классов  автомобилей).  В  качестве  основных  направлений  развития  на  данном 

этапе будут являться субсидирование создания производств электронных ком-

понентов  и  компьютерного  оборудования,  развитие  инновационной  инфра-

структуры. 

В целях развития автомобилестроительного кластера определены приори-

тетные меры поддержки.  

Выбор  приоритетных  мероприятий  осуществлен  исходя  из  оценки  двух 

критериев (рис. 107): 

- привлекательности и актуальности мероприятия: созданные рабочие ме-

ста (высокопроизводительные места, мультипликативный эффект), вклад в ди-

намику роста отрасли и вклад в производительность; 

-  реализуемости  мероприятия:  объемы  финансирования,  наличие  компе-

тенций и полномочий, наличие условий для реализации, временные рамки. 

На основе проведенного матричного анализа мероприятия были разделе-

ны на две группы приоритетности. 

 

269 

 

 

 

Рис. 107. Матрица мер поддержки и развития автомобилестроительного 

кластера Самарской области 

 

Мерами поддержки первого приоритета являются: 

-  субсидирование  модернизации  и  технического  перевооружения  регио-

нальных производителей; 

- развитие центров подготовки кадров; 

- развитие промышленных площадок; 

- развитие инжинирингового центра; 

- внедрение бережливого производства; 

- реализация отраслевого плана по импортозамещению в отрасли автомо-

билестроения; 

- развитие кластерной организации. 

Мероприятиями второго приоритета будут являться следующие: 

-  поиск  и  привлечение  ведущих  мировых  производителей  и  локализация 

их производств; 

270 

 

- создание условий для развития сектора переработки автомобилей; 

- развитие технопарков; 

-  развитие  венчурного  финансирования  с  участием  региональных  пред-

приятий; 

- субсидирование НИОКР; 

- развитие малого и среднего бизнеса в сфере специализированных услуг; 

- повышение эффективности систем управления на предприятиях; 

- развитие систем перепрофилирования и повышения квалификации; 

- разработка и актуализация программ среднего профессионального обра-

зования; 

- маркетинговая деятельность. 

На период до 2020 года определены четыре ключевые меры поддержки и 

развития автомобилестроительного кластера: 

Стимулирование  инновационной  деятельности.

  Стратегическим  проек-

том, являющимся ключевым для реализации остальных мероприятий, является 

развитие инжинирингового центра. Будут осуществляться проектирование и за-

ключение  контрактов,  поиск  потенциальных  клиентов  и  участников,  заключе-

ние  предварительных  соглашений.  Также  будут  выявлены  потребности  и  «уз-

кие  места»  инновационной  инфраструктуры,  определены  «прорывные»  техно-

логии и  сформированы  технологические дорожные  карты.  В  дальнейшем пла-

нируется  начать  осуществление  ряда  дополнительных  мероприятий:  субсиди-

рование  НИОКР  на  предприятиях  кластера,  софинансирование  приобретения 

лицензий на «прорывные» технологии, привлечение новых участников кластера 

(в том числе зарубежных), а также развитие малого и среднего бизнеса в сфере 

специализированных услуг. 

Развитие  современных  производств. 

После  проработки  инвестиционных 

проектов и поиска потенциальных партнеров планируется активизировать субсиди-

рование модернизации и технического перевооружения производств. Параллельно 

с этим будут выполняться действия по развитию промышленных площадок, поиску 

потенциальных партнеров среди ведущих мировых производителей, выявлению их 

271 

 

потребностей  и  заключению  предварительных  соглашений  с  целью  дальнейшего 

создания  совместных  предприятий  и  локализации  производств  ведущих  мировых 

производителей. 

Повышение эффективности деятельности предприятий кластера. 

Важ-

нейшим пунктом данной инициативы станет развитие кластерной организации 

в информационном, маркетинговом и административном направлениях. Кроме 

того, будут реализованы пилотные проекты по внедрению бережливого произ-

водства и энергосберегающих технологий. 

Кадровое обеспечение кластера. 

Ключевым  мероприятием станет разви-

тие  центров  подготовки  кадров.  Планируется  наладить  их  тесное  взаимодей-

ствие  с  предприятиями  кластера,  образовательными  учреждениями,  а  также 

разработать и актуализировать учебные программы. 

 

Таблица 19 

 

Целевой индикатор развития автомобилестроительного кластера 

 

Наименование                    

показателя 

2015 г. 2016 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г. Среднегодовой 

темп роста за 

2016-2030 гг. 

Индекс производства авто-
мобилестроительного кла-
стера к уровню 2015 года, 
%* 

100,0  89,2  112,4  138,2  183,4 

104,1 

* Показатель представлен по кластерообразующему виду деятельности. 

 

 

3.1.1.2. Нефтехимический кластер

 

 

Стратегическое  видение  развития  нефтехимического  кластера  на  период 

до 2030 года представлено на рисунке 108. 

 

272 

 

 

Рис. 108. Стратегическое видение развития нефтехимического кластера 

Самарской области 

 
В 2016 – 2020 годах основными точками роста развития нефтехимическо-

го  кластера  будут  являться  формирование  современных  производственных 

площадок, развитие экосистемы поставщиков, обслуживание потребностей ав-

топромышленности, авиапромышленности и строительства. 

Ключевыми направлениями будут: 

- создание и развитие индустриальных парков; 

- привлечение международных химических компаний; 

- повышение производительности труда предприятий; 

- ориентация на производство конечной продукции, в том числе для про-

изводителей автокомпонентов; 

-  реализация  инвестиционных  проектов  с  потенциалом  импортозамеще-

ния. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     15      16      17      18     ..