Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 15

 

 

225 

 

Лука») и особо охраняемых территорий регионального значения, которые в зна-

чительной мере ограничивают хозяйственное использование данной территории. 

Жигулевский заповедник и национальный парк «Самарская Лука», как уже 

отмечалось, имеют сертификат ЮНЕСКО об организации в России комплексно-

го Средне-Волжского биосферного резервата. Жигулевский заповедник является 

ядром  резервата,  национальный  парк  «Самарская  Лука»  –  буферной  зоной,  а 

прилегающая  территория,  расположенная  в  границах  нескольких  муниципаль-

ных образований, включая Рачейский и Муранский боры, Новодевичьи горы, зе-

леные насаждения Тольятти и ряд других, образуют переходную зону площадью 

около 400 тыс. га. Кроме того, на территории муниципальных образований СТА 

расположено около 100 особо охраняемых территорий регионального значения. 

Непосредственное  соседство природного  комплекса  с  высокоурбанизированны-

ми территориями, вхождение его частей в состав ряда муниципальных образова-

ний  определяют,  с  одной  стороны,  серьезные  вызовы  сохранению  рекреацион-

ных и биосферных ресурсов Самарской Луки, а с другой – создают возможности 

по развитию рекреационной и туристической деятельности. 

В Схеме территориального планирования Самарской области (утвержде-

на  постановлением  Правительства  Самарской  области  от  13.12.2007  №  261,  в 

редакции постановления Правительства Самарской области от 12.02.2015 № 59) 

разработана новая перспективная модель расселения на территории Самарской 

области, в которой Самарско-Тольяттинская агломерация является узлом опор-

ного каркаса страны, его ребрами – транспортные коммуникации федерального 

значения.  Центр  агломерации  образуют  городские  округа  Самара  и  Тольятти, 

как основные ядра групповых систем населенных мест, с прилегающими и вза-

имодействующими с ними населенными пунктами и территориями. Заключен-

ные  в  границах  каркаса  территории  являются  территориями  опережающего 

развития, на которых следует размещать основные «точки роста» региона, и ко-

торые нуждаются в особо организованном режиме управления.    

226 

 

В данной зоне агломерации концентрируется более половины населения 

Самарской области, основной экономический и научно-инновационный потен-

циал.  

Городской  округ  Сызрань,  третий  по  численности  населения  в  регионе, 

расположен на правом берегу р.Волги в западной части области. Сызрань зна-

чительно  уступает  Самаре  и  Тольятти  по  численности  населения,  масштабу 

экономической  деятельности,  а  главное  –  по  временной  доступности,  которая 

является важным условием их интеграции, и поэтому не является основным яд-

ром  агломерации.  Вместе  с  тем  город  является  важным  центром  для  группы 

муниципальных образований, расположенных на правом берегу р.Волги, имеет 

достаточно сильные экономические и культурные связи с Самарой и Тольятти, 

что  позволяет  выделить  его  в  качестве  ядра  групповой  системы  населенных 

мест, вокруг которого происходит развитие агломерационных связей. 

Города  СТА  используют  общую  транспортную  инфраструктуру,  в  том 

числе  транзитную  инфраструктуру  международных  транспортных  коридоров, 

проходящих  по  Самарской  области.  Основной  аэропорт  –  международный 

аэропорт «Курумоч» расположен между Самарой и Тольятти. Почти все города 

агломерации  связаны  регулярным  сообщением  пригородного  рельсового 

транспорта. 

Транспортное  сообщение  между  ядрами  агломерации  и  населенными 

пунктами, расположенными на правом берегу р. Волги, осложнено отсутствием 

мостовых переходов через р. Волгу. На сегодняшний день связь осуществляет-

ся  автомобильным  транспортом  по  гидротехническим  сооружениям  Жигулев-

ской  ГЭС  и  железнодорожным  транспортом  на  участке  Сызрань  –  Самара. 

Вследствие  этого  расстояние  и  время  в  пути  автомобильным  транспортом  от 

Сызрани до ядер агломерации сравнительно велико и составляет до Самары 3 

часа (около 170 км), до Тольятти – 1,5 часа (100 км). 

Самарско-Тольяттинская  агломерация  имеет  выгодное  экономико-

географическое положение. Через ее территорию проходит часть грузопотоков, 

идущих автомобильным, железнодорожным и водным транспортом по междуна-

227 

 

родным  транспортным  коридорам  «Запад-Восток»  и  «Север-Юг».  Преимуще-

ством является расположение СТА на р. Волга, впадающей в Каспийское море. 

Волга входит в Единую Глубоководную систему России и, в случае развития со-

ответствующей  нормативно-правовой  базы,  может  стать  транспортной  маги-

стралью для перевозок грузов из Каспийского региона в Европу.  

В населенных пунктах СТА расположены крупные пассажирские и грузо-

вые  транспортные  узлы.  На  территории  агломерации  действуют  все  основные 

виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный. 

Разветвленная  автодорожная  сеть,  включающая  несколько  дорог  феде-

рального  значения,  обеспечивает  как  внутренние  связи  населенных  пунктов 

СТА  между  собой,  так  и  внешние  связи  агломерации  с  другими  регионами 

страны.  Автомобильные  дороги  федерального  значения  напрямую  связывают 

СТА с крупнейшими городами России: Москвой, Волгоградом, Казанью, Уфой, 

Челябинском.  

По территории СТА проходит разветвленная сеть железных дорог, нахо-

дящихся в ведении Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «РЖД», а 

также участок Южно-Уральской железной дороги ОАО «РЖД».  

Города  Самарско-Тольяттинской  агломерации  являются  важными  про-

мышленными  центрами,  концентрируя  80%  промышленного  производства  ре-

гиона.  Развитые  в  СТА  автомобилестроение  и  нефтепереработка  имеют  боль-

шое  значение  в  масштабах  всей  страны.  На  долю  Тольятти  приходится  около 

трети произведенных в России легковых автомобилей, а три расположенных в 

агломерации нефтеперерабатывающих завода производят более 8% российско-

го бензина и дизельного топлива. В Самаре сосредоточены предприятия маши-

ностроения  (в  том  числе  авиакосмической  промышленности),  производства 

электрооборудования,  металлургические  производства,  нефтепереработка,  пи-

щевая промышленность, в Тольятти – автомобилестроительные предприятия и 

предприятия химической промышленности. Новокуйбышевск специализирует-

ся на переработке нефти и химической промышленности, Сызрань – на химиче-

ской промышленности, нефтепереработке и металлургии.  

228 

 

Самарско-Тольяттинская  агломерация  характеризуется  наличием  дивер-

сифицированного портфеля кластеров, среди которых наибольшее развитие по-

лучили: автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность, нефтеперера-

ботка, химическая промышленность и производство электрооборудования. Они 

сконцентрированы преимущественно в Самаре, Тольятти, Сызрани и Новокуй-

бышевске. 

Эффективное использование потенциала СТА рассматривается как «точка 

роста» Самарской области и ПФО, что нашло отражение в Стратегии социаль-

но-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 

2020 года. 

В  Схеме  территориального  планирования  Самарской  области  Самарско-

Тольяттинской агломерации отводится ключевая роль в обеспечении высокого 

уровня развития всей территории региона.  

Межмуниципальные  связи  в  регионе  носят  ярко  выраженный  агломера-

ционный характер. Вместе с тем развиты и субрегиональные межмуниципаль-

ные связи за пределами Тольяттинского и Самарского ядер СТА. 

В состав СТА не входят и, следовательно, не вовлечены в процесс актив-

ного взаимодействия с ядрами агломерации малые города Отрадный и Похвист-

нево, а также 18 сельских районов, в том числе муниципальные районы: 

- Сергиевского субрегиона – Сергиевский, Елховский, Кошкинский, Чел-

но-Вершинский, Шенталинский, Исаклинский; 

-  Похвистневского  субрегиона  –  Похвистневский,  Клявлинский,  Камыш-

линский; 

- Отрадненского субрегиона – Кинель-Черкасский, Борский; 

- Нефтегорского субрегиона – Нефтегорский, Богатовский, Алексеевский; 

-  Южного  субрегиона  –  Пестравский,  Большеглушицкий,  Большечерни-

говский; 

- Юго-Западного субрегиона – Хворостянский. 

229 

 

Входящие  в  состав  СТА  муниципальные  районы  Безенчукский  и  При-

волжский  образуют  вместе  с  муниципальным  районом  Хворостянский  Юго-

западный субрегион, ориентированный на г.о. Новокуйбышевск.  

На г.о. Отрадный в той или иной мере ориентированы все восточные тер-

ритории  области.  Специализация  Отрадного  претерпела  значительные  струк-

турные трансформации: на смену нефтедобывающей промышленности пришла 

новая отрасль – промышленность строительных материалов. В рейтинге город-

ских округов Отрадный стабильно занимает 1 место по объему промышленной 

продукции на одного жителя.  

Похвистнево – один из четырех монопрофильных городских округов Са-

марской  области  –  выполняет  важную  функцию  форпоста  на  северо-востоке 

Самарской  области.  Последние  15  лет  Похвистнево  активно  развивается  как 

социально-культурный  центр  северо-востока  области.  Периферийное  положе-

ние Похвистнево в сочетании с ориентацией на одну отрасль (нефтедобычу) не-

сколько затормозило промышленное развитие городского округа. 

Наиболее  комплексно  среди  сельских  районов  развиваются  Кинель-

Черкасский, Нефтегорский, Богатовский районы. Кинель-Черкасский район об-

ладает  значительным  природно-ресурсным  и  производственным  потенциалом 

для развития овощеводства, зернового производства, животноводства и птице-

водства. Нефтегорский и Богатовский районы ориентированы на город Нефте-

горск,  где  развиваются  нефтедобывающая  отрасль  и  производство  кабельной 

продукции. 

Наименьшему влиянию агломерационных эффектов подвержены пригра-

ничные  районы  северной  агроклиматической  зоны  области  (Сергиевского  и 

Похвистневского  субрегионов),  а  также  южной  зоны  (Южного  и  Юго-

Западного субрегионов). 

Северные  районы  обладают  благоприятными  почвенно-климатическими 

условиями для развития зернового производства и мясомолочного животновод-

ства. Перерабатывающая промышленность развита слабо, в основном из-за уз-

кой сырьевой базы, инфраструктурной необустроенности и низкой инвестици-

230 

 

онной  привлекательности  территорий.  Периферийные  районы  севера  области 

не имеют прямого железнодорожного сообщения с центром региона. 

Одной  из  главных  проблем  районов  южной  агроклиматической  зоны 

остается  узкий  хозяйственный  профиль.  Их  специфика  определяется  более 

жесткими  агроэкологическими  условиями.  Основная  специализация  –  произ-

водство зерна и подсолнечника. В этой связи здесь острее, чем в других райо-

нах, стоят проблемы занятости населения. Низкая плотность расселения не поз-

воляет окупать затраты на строительство транспортных коммуникаций.  

 

1.14. SWOT-анализ ситуации в регионе 

 

В  ходе  стратегической  диагностики  проведен  SWOT-анализ  социально-

экономического развития Самарской области, по результатам которого выявле-

ны сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, определяющие перспек-

тивы развития региона на период до 2030 года. Сильные и слабые стороны об-

ласти определены по сравнению с регионами-конкурентами и общероссийски-

ми тенденциями в целом. 

Сильными сторонами Самарской области являются: 

Диверсифицированная экономика и благоприятный кластерный портфель. 

Экономика Самарской области – одна из наиболее диверсифицированных 

региональных экономик в ПФО и в целом по Российской Федерации. В регионе 

представлены все основные отрасли и сферы деятельности. 

Особенностью Са-

марской  области  является  многоотраслевая  специализация  –  производство  ав-

томобилей и автокомпонентов, аэрокосмическое машиностроение, нефтедобы-

ча  и  нефтепереработка,  цветная  металлургия,  химия,  электроэнергетика,  сель-

ское хозяйство и другие. 

Самарская  область  характеризуется  высокой  степенью  кластеризации 

экономики  и  обладает  благоприятным  кластерным  портфелем  с  высоким  по-

тенциальным уровнем производительности труда. Ключевую роль в экономике 

области играют автомобилестроительный и нефтехимический кластеры, а так-

же  наиболее  высокотехнологичный  кластер  региональной  промышленности  – 

231 

 

аэрокосмический,  который формируется  предприятиями  трех основных  отрас-

лей:  ракетно-космическое  машиностроение,  авиастроение,  двигателестроение. 

Существуют  необходимые  предпосылки  для  формирования  в  регионе  агропи-

щевого  кластера  (включающего  сельское  хозяйство  и  пищевую  промышлен-

ность), транспортно-логического кластера, кластера строительства и производ-

ства строительных материалов. 

Высокий уровень урбанизации населения, привлекательность региона для 

трудовой миграции. 

Самарская  область  характеризуется  высоким  уровнем  урбанизации  по 

сравнению с другими регионами Российской Федерации. Это влияет на качество 

кадрового  потенциала  области,  что  подтверждается  высоким  уровнем  образо-

ванности и квалификации персонала, а также способствует концентрации потре-

бительского  спроса  в  ключевых  городах  Самарской  области,  что  делает  регио-

нальный потребительский рынок одним из наиболее привлекательных в России.  

Самарская  область  является  достаточно  привлекательной  для  трудовой 

миграции: на протяжении длительного времени в области отмечается стабиль-

ный миграционный приток. При этом в структуре миграционного притока пре-

обладает население трудоспособного возраста.  

Выгодное географическое положение. 

Самарская область имеет выгодное географическое положение, обеспечи-

вающее доступ к значительной части российского, казахстанского рынков. Ре-

гион расположен в стратегической близости от большинства крупнейших горо-

дов  России:  десять  российских  городов-миллионников,  включая  столицу,  уда-

лены от Самары не более, чем на 1000 километров. В радиусе 500 километров 

от Самары проживает около 25 млн. человек, в радиусе 1000 километров – око-

ло 80 млн. человек.  

Самарская  область  находится  на  пересечении  важнейших  транспортных 

коридоров, обеспечивающих движение товаров в направлениях Восток – Запад 

и Юг – Север. Транспортная инфраструктура связывает города области со все-

232 

 

ми макрорегионами страны. По территории Самарской области проходит круп-

нейшая водная артерия страны – река Волга.  

Наличие полезных ископаемых (углеводородное и минеральное сырье). 

Полезные  ископаемые  Самарской  области  представлены  запасами  угле-

водородного  и  минерального  сырья  (минерально-строительного,  горно-

технического, горно-химического). 

В  области  насчитывается  порядка  400  месторождений  нефти,  представ-

ленных в основном нефтяными запасами высокого качества. По объему добычи 

нефти, включая газовый конденсат, Самарская область занимает 7 место среди 

регионов Российской Федерации. Годовой уровень прироста запасов превыша-

ет  объемы  извлеченной  нефти  почти  в  2  раза,  что  говорит  о  высокой  обеспе-

ченности региона углеводородным сырьем.  

Запасы  минерально-строительного  и  горно-технического  сырья  распро-

странены почти по всей территории области, особенно в ее центральной и во-

сточной  частях.  Также  на  территории  Самарской  области  имеются  месторож-

дения горно-химического сырья: горючих сланцев, самородной серы, битумных 

песков и др.  

Относительно  благоприятные  природно-климатические  условия  и  нали-

чие рекреационных ресурсов. 

Самарская  область  обладает  относительно  благоприятными  природно-

климатическими ресурсами для развития сельского хозяйства, а также уникаль-

ными  природными  ландшафтами  и  водными  объектами  (р.  Волга  и  др.),  спо-

собствующими развитию внутреннего туризма.  

На территории области расположены особо охраняемые природные терри-

тории федерального значения: национальный парк «Самарская лука», Жигулев-

ский государственный природный заповедник им. И.И. Спрыгина и националь-

ный парк «Бузулукский Бор», а также более двухсот особо охраняемых природ-

ных территорий регионального значения. Жигулевский заповедник и националь-

ный парк «Самарская Лука» имеют сертификат ЮНЕСКО об организации в Рос-

сии комплексного Средне-Волжского биосферного резервата.  

233 

 

Успехи администрации в создании благоприятного делового климата

В  Самарской  области  созданы  благоприятные  условия  для  конструктив-

ного диалога с бизнесом и общественностью, налажены механизмы поддержки 

бизнеса, ведется работа по снижению административных барьеров. Проводится 

активная политика по развитию внешнеэкономической деятельности. 

Согласно оценке  эффективности  деятельности  руководителей  глав  субъ-

ектов  Российской  Федерации  по  созданию  благоприятных  условий  ведения 

предпринимательской  деятельности  в  2014  году  Самарская  область  вошла  в 

группу  лидеров  регионов  со  средним  социально-экономическим  развитием  и 

заняла 9 место среди 83 субъектов Российской Федерации. 

Слабыми сторонами Самарской области являются: 

Низкая производительность труда и инвестиционная активность в клю-

чевых кластерах. 

Одним  из  основных  сдерживающих  факторов  экономического  роста  в 

Самарской  области  является  низкая  производительность  труда  в  экономике 

(соотношение  объема  ВРП  и  численности  занятых  в  экономике).  Несмотря  на 

то,  что  доля  занятого  населения  примерно  соответствует  среднероссийскому 

показателю, по выработке на одного занятого область отстает почти на 12% от 

общероссийского  уровня.  Особенно  низкая  производительность  труда  отмеча-

ется  в  аэрокосмическом,  автомобилестроительном  кластерах.  В  значительной 

степени  низкая  производительность  труда  в  экономике  региона  обусловлена 

использованием  устаревших  и  недостаточно  эффективных  технологий  на  зна-

чительной  части  производств,  а  также  преобладающим  выпуском  продукции, 

уступающей внешним конкурентам по новизне, и как следствие, потребитель-

ской ценности.  

Недостаточная инновационная активность. 

Несмотря на то, что по количеству выданных патентов Самарская область 

превышает  большинство  субъектов  Российской  Федерации,  область  уступает 

более  инновационно  активным  российским  регионам  таким,  как  Московская 

область, Республика Татарстан, Свердловская область. При этом удельный вес 

234 

 

организаций,  осуществлявших  технологические  инновации,  в  общем  объеме 

организаций по Самарской области в 2014 году составил 5,3%, что значительно 

ниже, чем в большинстве регионов-конкурентов.  

Недостаточный уровень развития и наличие «узких мест» в транспорт-

но-логистической инфраструктуре. 

Состояние  и  уровень  развития  дорожно-транспортной  инфраструктуры 

Самарской области не соответствует потребностям развития экономики регио-

на.  Текущее  состояние  федеральной  трассы  М-5  «Урал»,  особенно  на  участке 

между городами Самара, Тольятти, Сызрань и на подъездах к ним, не обеспе-

чивает надлежащее прохождение грузо- и пассажиропотока. Самарская область 

– единственная в ПФО не имеет мостового перехода через реку Волга. Проезд 

автотранспорта  осуществляется  по  гидротехническим  сооружениям  Жигулев-

ской  ГЭС,  которая  не  в  состоянии  обеспечить  нормативную  пропускную  спо-

собность.  Практически  исчерпана  пропускная  способность  дорожно-уличной 

сети крупных городов области. Остро стоит проблема нехватки мостовых пере-

ходов для выезда из городского округа Самара на другие трассы. Имеющиеся 

терминально-логистические и складские комплексы не покрывают потребности 

региона.  Отсутствует  координация  и  взаимодействие  различных  видов  транс-

порта по обслуживанию грузо- и пассажиропотоков. 

Недостаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура явля-

ется одним из ключевых «узких мест», влияющих на все сектора экономики и 

препятствующих использованию конкурентных преимуществ  Самарской обла-

сти в целом и развитию Самарско-Тольяттинской агломерации. 

Наличие экологических ограничений. 

Самарская  область является  одним  их крупных промышленным  центров 

России, что оказывает большую техногенную нагрузку на окружающую среду 

региона. В области растет количество автомобилей, что негативно сказывается 

на состоянии атмосферного воздуха (больше половины выбросов в атмосферу 

приходятся  на  автомобильный  транспорт).  Несмотря  на  высокую  обеспечен-

ность  Самарской  области  водными  ресурсами,  почти  все  они  испытывают 

235 

 

большую  техногенную  нагрузку.  Негативное  влияние на  состояние  воды  Куй-

бышевского и Саратовского водохранилища оказывают организации жилищно-

коммунального  хозяйства,  энергетической  и  нефтехимической  промышленно-

сти, сельского хозяйства. 

Недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры и нали-

чие ряда острых социальных проблем. 

Несмотря на высокий уровень экономической активности населения, об-

разованности  и  квалифицированности  рабочей  силы,  Самарская  область  по 

охвату услугами культурных и спортивных организаций отстает от среднерос-

сийского уровня и большинства регионов-конкурентов.  

Существенной проблемой региона является высокий уровень распростра-

нения социально значимых заболеваний, в частности, ВИЧ-инфекции и нарко-

мании. Уровень наркотизации в Самарской области в 2014 году составил 494,7 

чел.  на  100  тыс.  человек  населения  (в  ПФО  –  243,8  чел.  на  100  тыс.  человек 

населения,  в  Российской  Федерации  –  227,2  чел.  на  100  тыс.  человек  населе-

ния). По итогам 2015 года распространенность наркомании среди подростков в 

регионе выросла с 18,5 до 26,7 случаев на 100 тыс. человек населения.  

Пораженность ВИЧ-инфекцией в 2015 году составляла 1373,5 случаев на 

100  тыс.  человек  населения  (в  Российской  Федерации  –  541,8  случаев  на  100 

тыс. человек населения). 

Чувствительность  регионального  бюджета  к  состоянию  крупных  про-

мышленных компаний. 

На территории Самарской области размещен ряд крупнейших предприя-

тий  российской  промышленности,  в  частности,  в  автомобилестроении,  аэро-

космической  отрасли,  а  также  химической,  нефтехимической  и  нефтегазовой 

отраслях. Некоторые предприятия исторически имеют системообразующий ха-

рактер.  От  их  деятельности  зависит  развитие  сопутствующих  производств  и 

крупных сетей поставщиков комплектующих и оборудования.  

236 

 

Таким  образом,  доходная  часть  регионального  бюджета  в  значительной 

степени  зависит  от  финансового  состояния  системообразующих  компаний,  а 

также от сети обслуживающих их предприятий-поставщиков. 

Наибольшее  влияние  на  состояние  регионального  бюджета  оказывает 

«АВТОВАЗ» и связанная с ним экосистема поставщиков. Значимым также яв-

ляется  влияние  предприятий  нефтедобывающей  и  нефтехимической  промыш-

ленности. 

Ключевыми возможностями для развития Самарской области явля-

ются: 

Рост  объема  рынков  в  Приволжском  федеральном  округе  и  Республике 

Казахстан. 

Выгодное  географическое  положение  Самарской  области  создает  значи-

тельный  потенциал  для  увеличения  рынка  сбыта  продукции,  производимой  в 

регионе.  Согласно  прогнозам,  в  2030  году  объем  потребительского  рынка  в 

ПФО вырастет более чем в 3 раза по отношению к уровню 2012 года (в сопо-

ставимых ценах), в Республике Казахстан – более чем в 2 раза. 

Увеличение  объема  внешних  инвестиций  (включая  иностранные)  вслед-

ствие реализации потенциала высокой конкурентоспособности. 

Благоприятные возможности для привлечения инвестиций региона связаны, 

в  первую  очередь,  с  реализацией  достаточно  высокого  потенциала  конкуренто-

способности  Самарской  области,  что  подтверждается  высокой  позицией  Самар-

ской области в рейтинге конкурентоспособности регионов России – 5 место. 

Поддержка  деятельности  по  привлечению  инвестиций  в  экономику  Са-

марской  области  и  стимулированию  предпринимательской  активности  позво-

лит достичь успеха в этих направлениях и обеспечить укрепление конкуренто-

способности области в долгосрочной перспективе.  

Кроме того, повышению инвестиционной привлекательности региона бу-

дут  способствовать  развитие  транспортно-логистической  и  производственной 

инфраструктуры, институциональной среды и поддержка кадрового потенциала 

региона. 

237 

 

Развитие  малого  и  среднего  предпринимательства,  в  том  числе  в  про-

мышленности и секторе услуг. 

Благоприятный  бизнес-климат  является  важнейшим  фактором  развития 

экономики  Самарской  области,  повышения  ее  конкурентноспобности  в  долго-

срочной перспективе. В настоящее время в области сформирована система под-

держки  развития  малого  и  среднего  предпринимательства.  Поэтому  в  дальней-

шем необходимо как внедрять новые инструменты, так и совершенствовать уже 

действующие. Малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал 

для создания новых рабочих мест, будет способствовать снижению уровня без-

работицы и социальной напряженности в регионе и создаст предпосылки для ро-

ста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. 

Развитие  Самарско-Тольяттинской  агломерации  и  рост  миграционной 

привлекательности региона. 

Развитие  Самарско-Тольяттинской  агломерации  даст  региону  возмож-

ность для сохранения и повышения конкурентоспособности региональной эко-

номики и дальнейшего развития внутреннего потребительского рынка. Самар-

ско-Тольяттинская  агломерация  будет  способствовать  повышению  привлека-

тельности региона за счет скопления большого числа трудовых ресурсов. Раз-

витие  агломерации  также  повысит  качество  жизни  населения,  что  приведет  к 

росту миграционной привлекательности региона.  

Развитие транспортно-логистического кластера за счет реализации вы-

годного географического положения.

  

Выгодное  транспортно-географическое  положение  и  близость  к  круп-

нейшим потребительским рынкам Российской Федерации и Республики Казах-

стан  создает  потенциал  для  формирования  и  развития  транспортно-

логистического  кластера  Самарской  области,  обеспечивающего  пересечение 

крупнейших товарных потоков в основных направлениях. Реализация потенци-

ала благоприятного транспортно-географического положения позволит Самар-

ской  области  значительно  повысить  уровень  использования  своих  транспорт-

ных  коридоров.  Однако,  осуществление  данной  возможности  напрямую  будет 

238 

 

зависеть  от  способности  своевременного  создания  качественной  авто-,  желез-

нодорожной, авиационной, терминальной и складской инфраструктуры на тер-

ритории области. 

Рост производства в секторах экономики за счет активной федеральной 

политики импортозамещения. 

Режим  санкций,  введенный  рядом  западных  стран  в  отношении  россий-

ской экономики в 2014 году, активизировал процесс импортозамещения в Рос-

сийской Федерации. Данный вопрос является  одним из приоритетных направ-

лений  государственной  промышленной  политики.  На  федеральном  уровне  за-

планирован  комплекс  мероприятий  по  содействию  импортозамещению,  кото-

рый  открывает  новые  возможности  для  развития  региональной  экономики. 

Расширение участия Самарской области в реализации предусмотренных меро-

приятий по импортозамещению будет способствовать наращиванию темпов ро-

ста  объемов  промышленного  производства  и  сельского  хозяйства  за  счет  уве-

личения внутреннего спроса на продукцию самарских предприятий и сельско-

хозяйственных товаропроизводителей. 

Ключевыми угрозами для развития Самарской области являются: 

Снижение конкурентоспособности продукции ключевых кластеров. 

Деятельность  ключевых  кластеров  –  автомобилестроительного  и  аэро-

космического – подвержена ряду отраслевых и системных рисков. 

Проведенный анализ показывает, что спрос на отечественные автомобили 

в последние годы демонстрирует устойчивое снижение: доля российских авто-

мобилей в структуре потребления легковых автомобилей на российском рынке 

сократилась с 21% в 2012 году до 18% в 2014 году. 

Кроме того, отсутствие фокуса на новых конкурентных продуктах и рын-

ках создает угрозы для как для автомобилестроительного, так и для аэрокосми-

ческого  кластеров  Самарской  области.  Например,  выпускаемые  в  настоящее 

время в Самарской области двигатели НК-25 и НК-33 разработаны в середине 

60-х  годов,  а  все  вновь  введенные  модели  являются  их  модификацией.  Отсут-

ствие  разработок  современных  двигателей  не  позволяет  создать  задел  для  по-

239 

 

вышения  конкурентоспособности  отрасли  в  долгосрочной  перспективе,  а  ори-

ентация  кластера  на  производство  неконкурентных  моделей  самолетов  сокра-

щает возможности доступа на перспективные рынки. 

Усиливающаяся конкуренция со стороны регионов России за привлечение 

инвестиций. 

Эта угроза особенно актуальна для развития автомобильной промышлен-

ности. Помимо конкуренции с иностранными марками автомобилей, Самарская 

область  испытывает  конкуренцию  со  стороны  других  российских  регионов  за 

привлечение прямых иностранных инвестиций, которые локализовали на своей 

территории  производства  автомобилей  зарубежных  марок.  Основными  конку-

рентами Самарской области станут Санкт-Петербург и Калужская область. 

Снижение численности населения трудоспособного возраста. 

В долгосрочной перспективе продолжится сокращение численности насе-

ления  трудоспособного  возраста,  связанное  со  вступлением  в  эту  возрастную 

группу  относительно  малочисленных  поколений,  родившихся  в  90-х  годах,  и 

выбытием  многочисленных  послевоенных  поколений.  В  2030  году  по  сравне-

нию  с  2014  годом  численность  граждан  трудоспособного  возраста  может 

уменьшиться  на  5%  и  привести  к  снижению  числа  экономически  активных 

граждан в регионе и повышению социальной нагрузки на занятых в основных 

отраслях экономики региона. 

Ухудшение общей институциональной среды в России.  

Ухудшение  общей  институциональной  среды  в  России  является  систем-

ным риском и может негативно сказаться на возможностях региона по привле-

чению инвесторов. 

В  рейтинге стран по  уровню  качества институциональной  среды  (Global 

Competitiveness Report 2014) Российская Федерация занимает 97 место, а по ос-

новным  факторам качества институциональной  среды  – находится ниже  сред-

немирового уровня. 

240 

 

Для нивелирования данной угрозы ключевой задачей является сохранение 

высокой  эффективности  и  открытости  в  отношении  бизнеса  и  создание  благо-

приятных экономических и правовых условий для привлечения инвестиций. 

Реализация рисков техногенных катастроф. 

Размещение  на  территории  области  большого  количества  химических  и 

нефтехимических предприятий, а также предприятий нефтегазовой, металлурги-

ческой и энергетической отраслей и отраслей тяжелого машиностроения создает 

риск возникновения техногенных катастроф, связанных с выбросом вредных ве-

ществ в атмосферу, сточные воды и почву и другими рисками. Износ оборудова-

ния  и  технологическое  несовершенство  производственных  процессов  в  значи-

тельной степени повышают вероятность реализации данного риска. 

Снижение притока инвестиций и срыв текущих проектов из-за неблаго-

приятной обстановки на международном уровне. Кризисные явления в россий-

ской экономике. 

Учитывая  большую  зависимость  экономики  Самарской  области  от  внеш-

них факторов (цена на нефть, курс рубля по отношению к другим национальным 

валютам,  внешний  спрос  на  продукцию  региональных  товаропроизводителей, 

устойчивость  российской  банковской  системы,  платежность  баланса  и  др.),  на 

ухудшение ситуации в регионе, в том числе снижение инвестиционной активно-

сти могут повлиять кризисные явления в мировой и российской экономике, дей-

ствие  экономических  санкций  Европейского  Союза  и  США  в  отношении  Рос-

сийской  Федерации,  закрытость  западных  рынков  капитала  для  большинства 

российских банков и компаний. 

Результаты  SWOT-анализ  социально-экономического  развития  Самар-

ской области представлены в таблице 16.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..