Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 16

 

 

241 

 

Таблица 16 

SWOT-анализ социально-экономического развития Самарской области 

Сильные стороны 

Слабые стороны 

 

Диверсифицированная  экономика  и  бла-

гоприятный кластерный портфель. 

 

Высокий  уровень  урбанизации  населе-

ния,  привлекательность  региона  для  трудо-
вой миграции. 

 

Выгодное географическое положение. 

 

Наличие  полезных  ископаемых  (углево-

дородное и минеральное сырье). 

 

Относительно  благоприятные  природно-

климатические  условия  и  наличие  рекреа-
ционных ресурсов. 

 

Успехи  администрации  в  создании  бла-

гоприятного делового климата. 

 

 

Низкая  производительность  труда  и  ин-

вестиционная  активность  в  ключевых  кла-
стерах. 

 

Недостаточная  инновационная  актив-

ность. 

 

Недостаточный уровень развития и нали-

чие 

«узких 

мест» 

в 

транспортно-

логистической инфраструктуре. 

 

Наличие экологических ограничений. 

 

Недостаточный  уровень  развития  соци-

альной  инфраструктуры  и  наличие  высоко-
го  уровня  заболеваемости  ВИЧ-инфекцией, 
наркоманией. 

 

Чувствительность регионального бюдже-

та  к  состоянию  крупных  промышленных 
компаний. 
 

Возможности 

Угрозы 

 

Рост  объема  рынков  в  Приволжском  фе-

деральном округе и Республике Казахстан. 

 

Увеличение объема внешних инвестиций 

(включая  иностранные)  вследствие  реали-
зации  потенциала  высокой  конкурентоспо-
собности. 

 

Развитие  малого  и  среднего  бизнеса,  в 

том  числе  в  промышленности  и  секторе 
услуг. 

 

Развитие  Самарско-Тольяттинской  агло-

мерации  и  рост  миграционной  привлека-
тельности региона. 

 

Развитие 

транспортно-логистического 

кластера за счет реализации выгодного гео-
графического положения.  

 

Рост производства в секторах экономики 

за  счет  активной  федеральной  политики 
импортозамещения. 

 

 

Снижение  конкурентоспособности  про-

дукции  ключевых  кластеров  (автомобиле-
строение и аэрокосмический кластер). 

 

Усиливающаяся конкуренция со стороны 

регионов  России  за  привлечение  инвести-
ций. 

 

Снижение численности населения трудо-

способного возраста. 

 

Ухудшение  общей  институциональной 

среды в России.  

 

Реализация  рисков  техногенных  ката-

строф. 

 

Снижение  притока  инвестиций  и  срыв 

текущих  проектов  из-за  неблагоприятной 
обстановки на международном уровне. 

 

Кризисные  явления  в  российской  эконо-

мике. 

 

 

 

 

 

242 

 

2. Видение будущего, стратегические цели и задачи развития Самар-

ской области 

 

 
2.1. Сценарии развития региона 

 
Стратегия  социально-экономического  развития  Самарской  области  учи-

тывает  ключевые  возможные  внешние  факторы:  варианты  и  перспективы раз-

вития экономики России в целом. Для определения экономического и институ-

ционального  контекста,  в  рамках  которого  предстоит  развиваться  региону,  а 

также  для  определения  возможностей  и  ограничений  при  выборе  конкретной 

региональной политики разработаны пять сценариев развития региона. 

Для построения сценариев развития внешней среды, влияющих на Самар-

скую область, выбраны два ключевых фактора – конъюнктура мирового рынка 

энергоресурсов и качество институциональной среды (уровень развития поли-

тических и социальных институтов) в Российской Федерации.

 

Структурные изменения в мировом потреблении энергоресурсов опреде-

ляют  конъюнктуру  соответствующего  мирового  рынка  и  являются  одной  из 

ключевых  неопределенностей  для  будущего  российской  экономики.  Высокие 

цены  на  нефть  и  газ  обеспечивают  сильное  макроэкономическое  положение 

страны, низкий уровень цен способен вызвать относительную дестабилизацию 

экономики  Российской  Федерации.  На  уровне  Российской  Федерации  конъ-

юнктура  рынка  энергоресурсов  определяет  доходную  часть  бюджета  и  влияет 

на  реализацию  крупных  инвестиционных  проектов,  потребительский  спрос, 

объем  гособоронзаказа  и  прочее.  Как  следствие,  на  уровне  региона  стоимость 

энергоресурсов  влияет  на  объем  федеральных  поступлений  в  региональный 

бюджет, а также, учитывая отраслевую специфику региона, на доходную часть 

бюджета и себестоимость продукции, в первую очередь – выпускаемой нефте-

перерабатывающими и нефтехимическими предприятиями. 

Вторым  важнейшим  фактором  является  качество  институциональной 

среды, которое представляет собой объединение целого ряда факторов, влияю-

щих  на  конкурентоспособность  страны.  В  первую  очередь,  речь  идет  о  таких 

243 

 

факторах,  как  уровень  коррупции,  влияющий  на  эффективность  работы  вла-

стей, качество судебной системы и уровень доверия к судебной власти, от ко-

торых  зависит  эффективность  решения  хозяйственных  споров  и  готовность 

предпринимателей  решать  вопросы  в  судебном,  законном  порядке.  Не  менее 

важной  является  эффективность  финансового  рынка  и  уровень  доверия  к  фи-

нансовой  системе,  от  которых  зависит  напрямую  доступность  финансов  для 

развития  предприятий.  Важны  также  такие  институциональные  факторы,  как 

уровень  рыночной  конкуренции,  качество  работы  антимонопольной  службы, 

барьеры для ведения бизнеса, состояние федеральных и региональных институ-

тов развития и др. 

На  уровне  региона  изменение  качества  институциональной  среды,  в 

первую  очередь,  влияет  на  федеральную  политику  в  отношении  регионов,  на 

уровень автономности региона при реализации стратегических решений регио-

нального уровня и качество работы ключевых федеральных институтов в реги-

оне – судов, правоохранительной системы, контролирующих органов. При этом 

предполагается,  что  лидерских  позиций  смогут  добиться  те  регионы,  которые 

первыми  смогут  активизировать  работу  по  улучшению  институциональной 

среды на своей территории. 

Кроме того, на динамику развития Самарской области в среднесрочной и 

долгосрочной  перспективе  будут  оказывать  влияние  следующие  внутренние 

факторы: демографические процессы, состояние рынка труда и уровень занято-

сти, уровень и качество жизни населения, инвестиционный климат и эффектив-

ность  привлечения  инвестиционных  ресурсов,  предпринимательская  деятель-

ность  и  поддержка  конкурентной  среды,  развитие  производственной  и  транс-

портной  инфраструктуры,  состояние  основных  фондов,  эффективность  госу-

дарственных расходов и др.  

Различные  комбинации  факторов  определяют  пять  сценариев,  по  кото-

рым будет  развиваться  Самарская  область  и осуществляться региональная по-

литика (рис. 102).  

 

244 

 

 

 

Рис. 102. Сценарии развития Самарской области 

 

Сценарий «Борьба за выживание» 

Цены на энергоносители сохраняются на низком уровне, экономика Рос-

сийской  Федерации  находится  в  состоянии  кризиса.  Значительно  растет  влия-

ние государства на экономику. Развития институциональной среды не происхо-

дит. 

Приоритетом  при  данном  сценарии  должно  стать  сохранение  промыш-

ленного  потенциала  региона,  следовательно,  потребуется  адресная,  в  «ручном 

режиме»  поддержка  предприятий,  включая  сглаживание  последствий  от  веро-

ятных  негативных  действий  со  стороны  федеральных  ведомств  для  предприя-

тий и инвесторов в регионе. Помимо этого, важной задачей будет являться по-

иск новых точек роста в сложившейся ситуации. 

При существенном падении цен на энергоресурсы, сохранении текущего 

уровня или ухудшении институциональной среды Самарскую область ожидает 

245 

 

экономический кризис. Основной опорой останутся сегменты автомобилестро-

ения и нефтепереработки, умеренными темпами будет развиваться сельское хо-

зяйство и пищевая промышленность. 

По данному сценарию развития в 2030 году по сравнению с 2015 годом 

прогнозируется рост объема ВРП в 1,1 раза. Среднегодовой темп роста эконо-

мики в 2016 – 2030 годах сложится на уровне 100,5%. 

Вследствие  ограниченных  возможностей  наращивания  объемов  произ-

водства продукции с высокой добавленной стоимостью и развития экономики 

знаний  в  структуре  ВРП  доля  обрабатывающих  производств  сократится  до 

21,8%  в  2030  году  и  будет  обусловлено,  в  основном,  сокращением  вклада  от-

раслей машиностроения (табл. 17). В условиях сдерживающего развития высо-

ко- и среднетехнологичных секторов и энергосырьевой ориентации экономики 

доля нефтегазового сектора в 2030 году может составить 13,7%, что выше, чем 

в других сценариях развития. В результате невысокого потребительского спро-

са, обусловленного относительно низким уровнем жизни населения, в 2030 го-

ду в структуре ВРП доля сектора торговли сократится до 9,4%. Невысокая ди-

намика инвестиционного спроса скажется на относительно низкой доле сферы 

строительства  в  экономике  по  сравнению  с  другими  сценариями  развития  – 

8,8% от общего объема ВРП.  

Сценарий «Трансформация» 

Конъюнктура мировых рынков энергоносителей продолжает ухудшаться. 

Однако происходит эффективное развитие институциональной среды, структу-

ра экономики меняется в сторону «не сырьевых» отраслей.  

В  случае  реализации  сценария  на  первом  этапе  будет ощущаться  эконо-

мический  спад  вместе  с  падением  привлекательности  сырьевого  бизнеса;  уси-

лия Правительства Самарской области должны сфокусироваться на поддержке 

развития обрабатывающих отраслей, особенно в тех сегментах, в которых кон-

курентоспособность предприятий определяется уровнем их компетенций. Важ-

ными задачами будут являться поддержка секторов обрабатывающей промыш-

ленности и поддержка экспорта продукции, произведенной предприятиями ре-

246 

 

гиона. Ключевой задачей станет активное привлечение инвестиций и снижение 

административных барьеров для бизнеса. В долгосрочной перспективе не менее 

важным станет фактор предпринимательства: развитие малого и среднего биз-

неса и содействие формированию новых производственных компаний. 

В случае реализации сценария ожидается умеренный рост экономики Са-

марской области. В первую очередь, будут расти сельское хозяйство, пищевая 

промышленность,  и  нефтехимия,  в  структуре  выпуска  которых  значительно 

вырастет  доля  экспорта.  Также  будут  расти  такие  сегменты  как  автомобиле-

строение, приборостроение, информационные технологии и прочие высокотех-

нологичные производства. 

По данному сценарию развития за период 2016 – 2030 годов объем ВРП 

увеличится  в  сопоставимых ценах  в 1,2  раза.  Среднегодовой  темп  экономиче-

ского роста составит 101,3%. 

В 2030 году по сравнению с 2015 годом в отраслевой структуре ВРП воз-

растет  доля  следующих  видов  экономической  деятельности:  сельского  хозяй-

ства,  строительства,  сферы  транспорта  и  связи,  операций  с  недвижимым  иму-

ществом, гостинично-ресторанного бизнеса (табл. 17).  

Сценарий «Базовый» 

Улучшение  конъюнктуры  цен  на  нефть  обеспечит  умеренный  рост  эко-

номики  в  долгосрочном  периоде.  Однако  это  лишает  стимулов  к  улучшению 

федеральных  институтов  в  стране,  что  негативно  сказывается  в  долгосрочной 

перспективе.  Ядром  экономики  остаются  «сырьевые»  отрасли,  при  этом  идет 

обновление предприятий в нефтепереработке и нефтехимии. 

В случае реализации этого сценария необходимо сконцентрироваться на 

ряде  приоритетных  задач,  включая  развитие  производственной  инфраструкту-

ры для расширения существующих и создания новых производств. В частности, 

речь идет о реновации и конверсии старых производственных площадок, созда-

нии  специализированных  индустриальных  парков.  Важной  задачей  является 

сфокусированное привлечение внешнего финансирования. Немаловажной зада-

чей также является развитие эффективных региональных институтов. Одним из 

247 

 

ключевых направлений стимулирования экономического развития в Самарской 

области  является  поддержка  малого  и  среднего  бизнеса  –  развитие  ключевых 

кластеров в регионе потребует более активного вовлечения новых поставщиков 

комплектующих, поставщиков сервиса для производства, переработчиков про-

изводимой продукции. 

В результате, можно рассчитывать на умеренный рост экономики Самар-

ской  области  в  рамках  ключевых  кластеров:  автомобилестроения,  кластера 

нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии и химии, агропищевого. Ожида-

ется также развитие малого и среднего бизнеса, как в рамках ключевых класте-

ров, так и в сфере услуг. 

В 2030 году по данному сценарию развития в Самарской области прогно-

зируется  рост объема  ВРП  в  1,5 раза к  оценке  2015  года (в  сопоставимых це-

нах). Среднегодовой темп роста составит 102,6%. 

В отраслевой структуре ВРП в 2030 году по сравнению с 2015 годом вы-

растет вклад строительной отрасли, сферы транспорта и связи, операций с не-

движимым имуществом, здравоохранения на фоне некоторого снижения вклада 

промышленности, сельского хозяйства, торговой сферы, сектора государствен-

ного управления, образования (табл. 17). 

Целевой сценарий 

Целевой  сценарий  содержит  основные  элементы  сценария  «Базовый»  в 

сочетании с сокращением оттока капитала, более эффективным использовани-

ем ресурсов, наращиванием параметров человеческого капитала и повышением 

роли  инноваций.  Сценарий  исходит  из  предпосылок  высоких  цен  на  нефть  и 

перехода на качественное повышение институциональной среды.  

Предполагается 

проведение 

в 

регионе 

активной 

социально-

экономической политики. Одними из  ключевых направлений являются активи-

зация  инвестиционных  и  инновационно-технологических  факторов  развития 

Самарской области. Приоритетное внимание будет уделяться улучшению инве-

стиционного климата, созданию благоприятных условий для осуществления хо-

зяйственной  деятельности,  поддержке  традиционных  и  перспективных  видов 

248 

 

экономической  деятельности.  Притоку  инвестиций  будут  также  благоприят-

ствовать наличие подготовленных и создание новых производственных площа-

док и индустриальных парков, относительно высокая обеспеченность квалифи-

цированными трудовыми ресурсами. 

В экономике Самарской области предполагаются постепенные структур-

ные сдвиги в сторону увеличения доли обрабатывающих производств (до 24,6% 

в 2030 году) при сокращении вклада топливно-энергетического комплекса: до-

ля добывающего сектора в ВРП уменьшится с 16,1% по оценке в 2015 году до 

7%  в  2030  году,  энергетического  сектора  –  с  3,6%  до  2,5%  соответственно 

(табл.  17).  На  существенное  снижение  вклада  добычи  полезных  ископаемых 

окажет, с одной стороны, структурное влияние роста обрабатывающего сектора 

(за  период  2016  –  2030  годов  валовая  добавленная  стоимость  в  обрабатываю-

щих производствах увеличится в 2 раза в сопоставимых ценах), с другой сторо-

ны, постепенное снижение добычи углеводородного сырья (является основным 

полезным ископаемым в регионе), обусловленное ухудшением ресурсной базы 

углеводородов и высоким уровнем выработанности разрабатываемых крупных 

месторождений. Снижение вклада энергетики будет связано с внедрением энер-

госберегающих  и  энергоэффективных  технологий  и  материалов,  повышением 

эффективности использования топливно-энергетических ресурсов предприяти-

ями  промышленного  комплекса,  энергетики  и  жилищно-коммунального  ком-

плекса,  реализацией  механизмов  проведения  общегосударственной  энергосбе-

регающей политики. 

Основной потенциал роста в обрабатывающих производствах будет скон-

центрирован  в  таких  ведущих  отраслях,  как  автомобильная  и  авиационно-

космическая промышленность, химия, нефтехимия и металлургия. 

Позитивные  изменения  в  экономике  будут  сопровождаться  положитель-

ными  сдвигами  в  социальной  сфере  (повышение  качества  образования,  улуч-

шение  медицинского  обслуживания,  повышение  доступности  учреждений 

культуры, физической культуры и спорта и т.д.). 

249 

 

Доля  сектора  услуг  в  ВРП  увеличится  с  44%  по  оценке  в  2015  году  до 

50%  в  2030  году.  В  качестве  основных  видов  деятельности,  обеспечивающих 

большой вклад в формировании сектора услуг в ВРП, будут являться оптовая и 

розничная торговля, транспорт и связь, операции с недвижимым имуществом, 

здравоохранение. 

По данному сценарию развития в 2030 году по сравнению с 2015 годом 

прогнозируется рост объема ВРП в 1,8 раза (в сопоставимых ценах). Среднего-

довой темп роста составит 104,2%. Одним из ключевых факторов устойчивого 

экономического роста станет рост производительности труда – в 2,1 раза за пе-

риод 2016 – 2030 годов. 

 

Сценарий «Лидер промышленных инноваций» 

Улучшение конъюнктуры рынка энергоресурсов способствует активному 

росту экономики. В Российской Федерации проводятся структурные реформы, 

институциональная среда постепенно улучшается. Отношения Российской Фе-

дерации со странами Запада нормализуются, санкции в отношении России сни-

маются. Структура экономики Российской Федерации меняется в сторону уве-

личения  доли  производств  с  высокой  глубиной  переработки,  а  также  высоко-

технологичных производств. 

В случае реализации данного сценария появляются дополнительные воз-

можности для более эффективных действий по развитию и продвижению реги-

она. Благоприятная институциональная среда позволит более активно развивать 

инновационную  инфраструктуру,  малый  и  средний  бизнес,  привлекать  инве-

стиции, использовать инструменты федерального финансирования для реализа-

ции проектов развития. Важным направлением является развитие инновацион-

ной  активности  в  традиционных  отраслях.  Помимо  этого,  немаловажным 

направлением  будет  развитие  новых  отраслей  в  экономике  региона.  В  число 

приоритетных направлений войдет также активное продвижение области в Рос-

сии  и  в  мире для потенциальных инвесторов и  высокопрофессиональных  спе-

циалистов. 

250 

 

Реализация  сценария  в  совокупности  с  эффективной  работой региональ-

ных  властей  обеспечит  значительный  рост  экономики  Самарской  области:  в 

2030 году по сравнению с 2015 годом объем ВРП может увеличиться в сопоста-

вимых  ценах  в  2,1  раза.  Среднегодовой  темп  экономического  роста  составит 

105%. 

Активное  развитие  кластеров  и  новых  отраслевых  сегментов  позволит 

существенно укрепить диверсификацию экономики Самарской области и повы-

сить ее устойчивость. В структуре экономики региона возрастут доли видов де-

ятельности, связанных с промышленным производством, наукой и научным об-

служиванием. Ожидается, что к 2030 году доля обрабатывающих производств в 

структуре экономики региона вырастет до 26,1% (табл. 17). 

Одновременно с ростом значения сектора высоких технологий свою роль 

в экономике региона сохранят традиционные направления экономической дея-

тельности: добыча полезных ископаемых, производство электроэнергии, газа и 

воды, агропромышленный комплекс, производство готовых металлических из-

делий, строительных конструкций и материалов. Большой вклад в экономиче-

ское развитие региона будут по-прежнему вносить торговля, сфера строитель-

ства, транспорта и связи, операции с недвижимым имуществом.  

 

 

Таблица 17 

Динамика структуры ВРП, в % к итогу 

  

2014 год  2015 год 

(оценка) 

2030 год (прогноз) 

Сельское хозяйство, охота и 
лесное хозяйство 

4,9 

5,0 

5,2 

5,3 

4,8 

4,6 

5,6 

Добыча полезных ископаемых 

14,2 

16,1 

13,7 

12,8 

12,8 

7,0 

7,1 

Обрабатывающие производства 

24,7 

24,3 

21,8 

22,1 

22,2 

24,6 

26,1 

Производство и распределение 
электроэнергии, газа и воды 

3,8 

3,6 

2,8 

2,6 

2,4 

2,5 

2,5 

Строительство 

7,6 

6,5 

8,8 

9,1 

11,9 

12,5 

12,0 

251 

 

  

2014 год  2015 год 

(оценка) 

2030 год (прогноз) 

Оптовая и розничная торговля; 
ремонт автотранспортных 
средств, мотоциклов, бытовых 
изделий и предметов личного 
потребления 

11,7 

10,1 

9,4 

9,8 

9,4 

10,2 

9,6 

Гостиницы и рестораны 

1,2 

1,2 

1,3 

1,4 

1,3 

1,5 

1,4 

Транспорт и связь 

8,2 

8,5 

12,2 

12,4 

10,6 

9,4 

9,2 

Финансовая деятельность 

0,4 

0,4 

0,3 

0,3 

0,3 

0,2 

0,2 

Операции с недвижимым иму-
ществом, аренда и предостав-
ление услуг 

10,8 

11,8 

14,4 

14,8 

13,3 

15,8 

15,1 

Государственное управление и 
обеспечение военной безопас-
ности; обязательное и социаль-
ное обеспечение 

4,4 

4,7 

3,4 

3,2 

2,6 

2,4 

2,2 

Образование 

3,2 

3,1 

2,4 

2,2 

2,9 

3,2 

3,1 

Здравоохранение и предостав-
ление социальных услуг 

3,8 

3,6 

3,2 

3,0 

4,4 

5,0 

4,8 

Предоставление прочих комму-
нальных, социальных и персо-
нальных услуг 

1,1 

1,1 

1,1 

1,0 

1,1 

1,1 

1,1 

Итого 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0  100,0  100,0 

 

1 – Сценарий «Борьба за выживание» 
2 – Сценарий «Трансформация» 
3 – Сценарий «Базовый» 
4 – Целевой сценарий 
5 – Сценарий «Лидер промышленных инноваций» 

 

В 

качестве 

основных 

сценариев 

долгосрочного 

социально-

экономического  развития  Самарской  области,  в  соответствии  с  параметрами 

которых будут определены количественные значения  стратегических ориенти-

ров, закладываемых в Стратегию, приняты целевой сценарий, сценарии «Базо-

вый»  и  «Трансформация».  Данные  сценарии  развития  базируются  на  единых 

стратегических целях и задачах, но ожидаемая степень их достижения по целе-

вому  сценарию  является  более  высокой.  Предполагается,  что  социально-

экономическая  политика  Правительства  Самарской  области  будет  ориентиро-

вана на достижение значений показателей целевого сценария развития. 

252 

 

 

2.2. Перспективная роль и место Самарской области в России и мире 

 
В ходе проведенного анализа определена перспективная роль и место Са-

марской области в разрезе потребностей ключевых групп интересов: компаний, 

населения  региона  и  государства,  а  также  позиционирование  региона  в  миро-

вом масштабе (рис. 103). 

 

Рис. 103. Позиционирование Самарской области 

 
В  условиях  жесткой  конкурентной  борьбы  Самарская  область  должна 

стать  конкурентоспособным  регионом,  привлекательным  для  российских  и 

иностранных  компаний,  обеспечив  для  них  доступность  современной  произ-

водственной  инфраструктуры,  благоприятный  инвестиционный  климат,  разви-

тую инновационную среду и инфраструктуру поддержки. Также значительную 

роль будет играть усиление таких преимуществ региона, как развитые отрасле-

вые  кластеры,  прогрессивный  рынок  труда,  наличие  всех  ключевых  видов 

транспорта, доступ к рынкам Поволжья и Казахстана. 

253 

 

Для населения Самарская область станет территорией комфортного про-

живания  с  высоким  человеческим  потенциалом.  С  этой  целью  необходимо 

обеспечить  качественные  рабочие  места,  конкурентоспособную  систему  обра-

зования,  медицинское  обслуживание  на  высоком  уровне,  развитую  инфра-

структуру спорта и досуга, комфортную городскую среду и высокую социаль-

ную защищенность. 

Самарская область, обладая мощным потенциалом, может стать значимой 

точкой роста экономики в ПФО, опорным регионом России в развитии науки, 

образования  и  промышленности,  а  также  значимым  центром  компетенций  в 

аэрокосмическом  секторе  и  нефтехимии,  крупнейшим  транспортно-

логистическим узлом. 

В мировом масштабе Самарская область может принять на себя роль зна-

чимого  центра  космических  исследований,  ключевого  транспортного  узла,  со-

единяющего Европу с Азией и уникального центра рекреации и туризма. 

 

2.3. Видение будущего к 2030 году: «Три горизонта развития Самар-

ской области» 

 
На  основе  полученных  результатов  стратегической  диагностики  Самар-

ской области разработана модель «Три горизонта», которая иллюстрирует клю-

чевые  параметры  видения  развития  области  до  2030  года,  включая  основные 

вехи  на  пути  к  желаемому  уровню  развития,  на  трех  временных  горизонтах 

(рис. 104). 

 

254 

 

 

 

Рис. 104. Три горизонта развития Самарской области (целевой сценарий) 

 

Для каждого временного промежутка определены основные точки роста, 

развитие которых обеспечит наибольшую динамику развития экономики реги-

она  в  целом.  Кроме  того,  для  каждого  этапа  развития  обозначены  основные 

направления, которые необходимо реализовать для достижения стратегическо-

го видения. 

Модель разработана, прежде всего, для реализации целевого сценария. При 

реализации других сценариев точки развития могут замедляться или ускоряться, 

однако точки роста во всех сценариях будут в целом одинаковыми. 

Реструктуризация и создание условий развития (2016 – 2020 годы) 

255 

 

Ключевые  точки  роста  в  рамках  первого  этапа  развития  будут,  прежде 

всего, связаны с развитием основных промышленных кластеров Самарской об-

ласти – автомобилестроительного, аэрокосмического и нефтехимического, для 

которых будущие перспективы развития в значительной степени обусловлены 

технологическим  уровнем  предприятий  и  возможностями  для  его  модерниза-

ции. Модернизация промышленности Самарской области в последние два деся-

тилетия проводилась несколько медленнее, чем того требовала рыночная ситу-

ация. Чтобы ускорить развитие  этих кластеров и повысить конкурентоспособ-

ность  входящих  в  них  игроков  необходимо провести  их  технологическую  мо-

дернизацию и стимулировать изменение структуры кластеров в пользу наибо-

лее  перспективных  сегментов,  опирающихся  на  конкурентные  преимущества 

Самарской области. Кроме того, развитие кластеров будет дополнительно под-

держиваться за счет модернизации ключевых видов инфраструктур: транспорт-

но-логистической, промышленной, коммунальной и социальной. 

На данном этапе будет обеспечено внедрение положений Стандарта раз-

вития конкуренции в Самарской области, что позволит сформировать наиболее 

благоприятные  конкурентные  условия развития на  приоритетных и  социально 

значимых рынках региона. 

Одним  из  важных  направлений  развития  и  реструктуризации  кластеров 

станет привлечение в регион лидирующих внешних компаний, как зарубежных, 

так  и  российских,  которые  заполнят  недостающие  сегменты  в  структуре  кла-

стеров  и  принесут  области  передовые  технологии,  лучшие  управленческие 

практики.  

Большое  внимание  будет  уделяться  реструктуризации  аэрокосмического 

кластера:  кластер  необходимо  переориентировать  на  наиболее  перспективные 

сегменты производимых товаров и оказываемых услуг, в том числе готовые са-

молеты,  а  также  на  развитие  взаимодействия  с  другими  регионами  и  интегра-

цию в глобальные производственные цепочки. 

В  развитии  кластера  автомобилестроения  важным  направлением  станет 

развитие  системы  и  повышение  технологического  уровня  поставщиков  авто-

256 

 

компонентов, выход региональных производителей на рынки регионов России 

и международные рынки.  

В  развитии  нефтехимического  кластера  важное  значение  будет  иметь 

расширение  спектра  выпускаемой продукции,  включая  развитие  новых  произ-

водств средне-и малотоннажной химии. 

Для всех трех лидирующих промышленных кластеров акцент также будет 

сделан  на  развитие  поддерживающей  инфраструктуры  и  институтов.  Продол-

жится  развитие  ОЭЗ  «Тольятти».  Будет  осуществляться  активная  работа  по 

привлечению резидентов в индустриальный парк «Тольяттисинтез» и размеще-

нию  их  производств  на  его  территории.  До  конца  первого  этапа  реализации 

Стратегии  завершится  создание  инфраструктуры  государственных  индустри-

альных парков «Преображенка» и «Чапаевск».  

Общесистемными  мероприятиями  по  развитию  данных  кластеров  также 

являются  меры  по  поддержке  малого  и  среднего  бизнеса,  особенно  в  сферах, 

связанных  с  производством  продукции  с  высокой  добавленной  стоимостью  и 

небольшими объемами выпуска. 

В рамках проведения политики импортозамещения в Самарской области 

активное развитие получит агропромышленный кластер, обладающий высоким 

инвестиционным  потенциалом.  В  среднесрочной  перспективе  планируется  со-

средоточить  усилия  на  государственной  поддержке  развития  селекции,  созда-

нии агропромышленного парка, привлечении в регион крупных агрохолдингов, 

что в комплексе обеспечит достижение высоких объемных и качественных по-

казателей продукции кластера. 

Динамично будет развиваться кластер медицинских и фармацевтических 

технологий. Большое внимание будет уделяться развитию кластерной ассоциа-

ции, 

совершенствованию 

научно-исследовательской 

и 

материально-

технической базы, модернизации существующих производственных мощностей 

и техническому обновлению производства.  

Для  реализации  указанных  направлений  необходимо  развитие  человече-

ского потенциала. В связи с этим усиленное внимание будет  уделяться разви-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..