Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года - часть 13

 

 

193 

 

Наблюдаемая  в  последнее  время  тенденция  роста  импорта  со  значитель-

ным преобладанием в структуре машин, оборудования и транспортных средств 

свидетельствует  об активном  перевооружении  предприятий  Самарской  области 

(табл. 10). 

 

Таблица 10 

Динамика структуры импорта Самарской области, в % к итогу 

Наименование товарных групп 

2011 г.  2012 г.  2013 г.  2014 г. 

Машины, оборудование и транспортные 
средства 

54,76 

59,14 

59,20 

63,77 

Продукция химической промышленности   21,10  21,02  21,10 

17,68 

Металлы, драгоценные камни и изделия 
из них 

10,12 

8,20 

7,88 

8,46 

Продовольственные товары и сельскохо-
зяйственное сырье 

7,64 

5,28 

4,63 

4,04 

Прочие товары 

3,76 

3,51 

3,84 

3,67 

Древесина и изделия из нее 

0,92 

1,09 

1,23 

0,90 

Текстиль, текстильные изделия и обувь 

0,81 

0,76 

1,23 

0,81 

Минеральные продукты 

0,84 

0,93 

0,80 

0,58 

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из 
них 

0,05 

0,07 

0,09 

0,09 

Итого 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

 

Нарастание негативных тенденций на внешних рынках, в первую очередь 

политические разногласия, и неуверенность в дальнейшем стабильном положе-

нии национальной валюты создает все большие барьеры для нормального раз-

вития внешних связей. Углубление интеграционных процессов на пространстве 

Содружества  Независимых  Государств,  активизация  сотрудничества  с  азиат-

скими  странами  и странами  Латинской  Америки,  нарастание  кризиса, пробле-

мы в контактах с партнерами в силу негативного отношения к России в странах 

Запада влекут за собой серьезные и важные последствия для экспортеров реги-

194 

 

она,  затрудняя  составление  планов  дальнейшего  развития  внешнеэкономиче-

ской деятельности. 

Осложняют ситуацию и внутренние проблемы. Так, например, более 96% 

объемов  экспорта  приходится  на  четыре  экспортно-ориентированные  отрасли 

при  значительном  преобладании  поставок  минерального  сырья,  что  влечет  за 

собой значительный набор негативных факторов, связанных с отсутствием ди-

версификации  и  монополией  крупных  ресурсодобывающих  и  перерабатываю-

щих предприятий (табл. 11). 

 

Таблица 11 

Динамика структуры экспорта Самарской области, в % к итогу 

Наименование товарных групп 

2011 г.  2012 г.  2013 г.  2014 г. 

Минеральные продукты 

55,49 

49,45 

57,80 

65,21 

Продукция химической промышленности  

28,46 

32,07 

28,17 

24,15 

Машины, оборудование и транспортные 
средства 

8,55 

9,96 

8,19 

4,07 

Металлы, драгоценные камни и изделия из 
них 

5,23 

4,83 

3,56 

3,58 

Продовольственные товары и сельскохо-
зяйственное сырье 

1,41 

2,82 

1,68 

2,37 

Прочие товары 

0,61 

0,62 

0,39 

0,45 

Текстиль, текстильные изделия и обувь 

0,23 

0,23 

0,18 

0,15 

Древесина и изделия из нее 

0,02 

0,02 

0,03 

0,02 

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из 
них 

0,0 

0,0 

0,0 

0,0 

Итого 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

 

Необходимо  отметить,  что  относительно  общероссийских  показателей, 

экспорт  Самарской  области  в  последние  годы  растет  значительно  меньшими 

темпами. Доля экспорта Самарской области в экспорте Российской Федерации 

за последние 5 лет сократилась с 1,9% до 1,4%, доля экспорта машин, оборудо-

195 

 

вания  и  транспортных  средств  снизилась  еще  сильнее:  с  5,4%  в  2007  году  до 

2,2% в 2014 году. 

В  то  же  время,  многие  региональные  товаропроизводители,  особенно 

предприятия малого и среднего бизнеса, не обладают необходимыми финансо-

выми  ресурсами  и  компетенциями  для  выхода  на  новые  внешние  рынки.  Ис-

следование  зарубежных  рынков,  поиск  партнеров,  дорогостоящий  переговор-

ный процесс, необходимость понимания международных стандартов и практи-

ки подготовки сделок создают серьезные проблемы для местных производите-

лей. Соответственно, это сдерживает появление в области новых экспортеров и 

экспортных товарных позиций. 

Таким образом, к наиболее значимым барьерам в развитии внешнеэконо-

мической деятельности Самарской области относятся: 

- слабая диверсификация экспортных поставок, в которых доминирующее 

положение занимают минеральные продукты; 

- низкая активность организаций по повышению технического и техноло-

гического уровня производства для соответствия международным стандартам; 

-  нехватка  информации,  в  том  числе  данных  о  конъюнктуре  мирового 

рынка, потребностях иностранных потребителей и т.п.; 

- сложности с поиском партнеров, отсутствие отработанных каналов сбы-

та;  

-  недостаточно  развитая  инфраструктура  содействия  развитию  внешне-

экономической  деятельности  (инвестиционные,  консультационные  и  другие 

услуги), а также сопутствующих услуг (транспортных, складских, коммуника-

ционных и др.); 

- дефицит квалифицированных кадров. 

Кроме этого, на развитие внешней торговли и создание условий для по-

вышения  конкурентоспособности  отечественных  предприятий  на  мировых 

рынках товаров и услуг в долгосрочной перспективе будет оказывать влияние 

вступление России во Всемирную Торговую Организацию. 

 

196 

 

Межрегиональная  торговля  играет  не  менее  важную  роль  в  экономике 

Самарской  области,  чем  международная  торговля.  Объем  межрегиональной 

торговли растет, при этом преобладает вывоз продукции из Самарской области 

(рис. 89). Темп роста объема межрегиональной торговли за период 2010 – 2014 

годов составил 125,6%. В 2014 году практически в равных долях присутствова-

ли товары народного потребления и продукция производственно-технического 

назначения. 

 

 

 

Рис. 89. Динамика межрегиональной торговли в 2002 – 2014 годах 

 

 
Структура  межрегиональной  торговли  Самарской  области  с  регионами-

партнерами  Российской  Федерации  сбалансирована.  Регионы-партнеры  в  зна-

чительной  степени  диверсифицированы  с  незначительным  преобладанием 

г. Москвы (рис. 90). 

 

 

197 

 

 

Рис. 90. Регионы-партнеры Самарской области в 2014 году 

 

В структуре ввоза продукции основную долю занимают автомобили легко-

вые  (в  2014  году  на  них  приходилось  21,1%  в  совокупном  ввозе  продукции),  

прокат черных металлов (16,3%), трубы (5,7%) (рис. 91).  

 

198 

 

 

Рис. 91. Структура ввоза продукции в Самарскую область в 2014 году 

 

Структура  вывоза  продукции  несущественно  отличается  от  структуры 

ввоза.  В  структуре  вывоза  продукции  наибольшую  долю  занимают  легковые 

автомобили  (43,5%),  топливо  дизельное  (19,3%),  бензин  (17%),  пиво  (8,4%) 

(рис. 92).  

 

 

Рис. 92. Структура вывоза продукции из Самарской области в 2014 году 

199 

 

 

Помимо межрегиональной торговли Самарская область активно развива-

ет  и  другие  направления  межрегионального  взаимодействия.  Так,  Самарская 

область является активным участником межрегиональной интеграции с други-

ми субъектами Российской Федерации. 

В  настоящее  время  действуют  49  соглашений  о  сотрудничестве  Самар-

ской области с субъектами Российской Федерации в целях обеспечения эконо-

мического  единства  и  интеграции  на  территории  Российской  Федерации.  За-

ключены соглашения практически со всеми основными регионами-партнерами 

Самарской области,  включая  большинство  регионов  ПФО.  На  территории  Са-

марской  области  регулярно  проходят  межрегиональные  форумы,  конгрессы, 

выставочные и ярмарочные мероприятия, основная цель которых обмен опыта, 

укрепление  торговых  связей,  создание  условий  для  создания  и  поддержания 

благоприятного  инвестиционного  климата,  формирование  общей  стратегии 

межрегионального экономического развития.

 

 

1.10. Диагностика регионального бюджета 
 

За период 2008 – 2014 годов доходы консолидированного бюджета Самар-

ской  области  увеличились  на  45,7%  (в  целом  по  Российской  Федерации  –  на 

43,7%), в том числе налоговые и неналоговые доходы – на 42,4%, безвозмездные 

поступления – на 69,5%. Расходы возросли на 55,6%, дефицит бюджета – в 5,8 

раза. Объем доходов консолидированного бюджета на душу населения в Самар-

ской  области  складывается  ниже,  чем  в  среднем  по  Российской  Федерации  (в 

2008 году – на 21,5%, в 2014 году – на 18,2%). Доля доходов консолидированно-

го  бюджета  Самарской  области  в  общем  объеме  доходов  консолидированных 

бюджетов  Российской  Федерации  увеличилась  с  1,77%  в  2008  году  до  1,8%  в 

2014 году. 

В  2014  году  доходы  консолидированного  бюджета  Самарской  области 

увеличились по сравнению с 2013 годом на 3,7% и составили 160,1 млрд. руб-

лей, налоговые и неналоговые доходы – на 3,4% (138,3 млрд. рублей). Расходы 

200 

 

возросли на 5,3% и составили 175,1 млрд. рублей. Дефицит бюджета увеличил-

ся по сравнению с 2013 годом в 1,3 раза и составил 15,1 млрд. рублей. 

Замедление темпов роста налоговых доходов бюджета региона в 2014 году 

обусловлено, главным образом, снижением на 9,8% по сравнению с 2013 годом 

поступлений  налога  на  прибыль  организаций.  Основным  фактором,  оказавшим 

влияние  на  снижение  поступлений  по  налогу  на  прибыль  организаций,  стало 

снижение поступлений налога от организаций, входящих в консолидированные 

группы  налогоплательщиков,  и  организаций,  являющихся  обособленными  под-

разделениями или филиалами инорегиональных кампаний (табл. 12). 

 

Таблица 12 

Основные параметры консолидированного бюджета Самарской области  

в 2008 – 2014 годах 

 

 

2008 г.  2009 г.  2010 г.  2011 г.  2012 г.  2013 г.  2014 г.  2014 г. к 

2008 г.,% 

Доходы консолиди-
рованного бюджета 
– всего  

 

 

 

 

 

 

 

 

 млрд. рублей 

109,9 

100,9 

119,4 

131,5 

147,5 

154,3 

160,1 

 

 в % к предыдущему 
году 

145,2 

91,8 

118,3 

110,1 

112,2 

104,6 

103,7 

145,7 

В том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые и ненало-
говые доходы  

 

 

 

 

 

 

 

 

 млрд. рублей 

97,1 

81,1 

94,8 

113,3 

129,3 

133,8 

138,3 

 

 в % к предыдущему 
году 

140,5 

83,5 

116,9 

119,5 

114,1 

103,5 

103,4 

142,4 

Безвозмездные по-
ступления 

 

 

 

 

 

 

 

 

 млрд. рублей 

12,8 

19,7 

24,6 

18,2 

18,2 

20,5 

21,7 

 

 в % к предыдущему 
году 

в 2 

раза 

169,8 

124,8 

74 

100 

112,6 

105,9 

169,5 

Расходы консолиди-
рованного бюджета 

 

 

 

 

 

 

 

 

 млрд. рублей 

112,5 

110,2 

121,1 

142,7 

148,1 

166,2 

175,1 

 

 в % к предыдущему 
году 

112,4 

97,9 

109,9 

117,8 

103,8 

112,2 

105,3 

155,6 

Дефицит консолиди-
рованного бюджета 

 

 

 

 

 

 

 

 

 млрд. рублей 

-2,6 

- 9,3 

- 1,7 

-11,2 

- 0,6 

- 11,9 

- 15,1 

 

 в % к предыдущему 
году 

55,3 

в 3,6 

раза 

18,3 

в 6,6 

раза 

5,3 

в 19,8 

раза 

в 1,3 

раза 

 в 5,8 

раза 

201 

 

 

Основными  источниками  формирования  доходной  части  консолидиро-

ванного бюджета Самарской области являются налог на прибыль организаций и 

налог на доходы физических лиц. Доля данных налогов в общем объеме нало-

говых  и  неналоговых  доходов  консолидированного  бюджета  Самарской  обла-

сти составляла в 2008 – 2014 годах более 60% (табл. 13). 

 

Таблица 13 

Структура доходов консолидированного бюджета Самарской области 

в 2008 – 2014 годах, % 

 

2008 г.  2009 г.  2010 г.  2011 г.  2012 г.  2013 г.  2014 г. 

Доходы бюджета – итого  

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

Налоговые  и  неналоговые 
доходы, из них: 

88,4 

80,4 

79,3 

86,2 

87,7 

86,7 

86,4 

 налог  на  прибыль  органи-
заций 

35,2 

24,1 

27,5 

31,9 

35,0 

29,5 

25,7 

 налог  на  доходы  физиче-
ских лиц 

34,7 

38,3 

34,4 

33,3 

31,4 

33,9 

36,6 

 акцизы  по  подакцизным 
товарам  (продукции),  про-
изводимым  на  территории 
Российской Федерации 

3,9 

6,3 

10,2 

9,0 

9,7 

12,4 

12,8 

 единый  налог  на  вменен-
ный  доход  для  отдельных 
видов деятельности 

1,3 

1,5 

1,4 

1,3 

1,2 

1,1 

 налог  на  имущество  орга-
низаций 

7,2 

11,3 

10,8 

9,5 

9,1 

9,4 

8,4 

 транспортный налог 

1,3 

2,0 

1,8 

1,6 

1,7 

1,9 

2,1 

 земельный налог 

2,6 

4,0 

4,3 

3,7 

3,7 

3,8 

3,7 

 доходы  от  использования 
имущества,  находящегося 
в  государственной  и  му-
ниципальной  собственно-
сти 

4,6 

4,7 

3,8 

3,2 

2,8 

3,0 

3,5 

 прочие доходы 

9,2 

7,8 

5,8 

6,5 

5,4 

5,0 

6,2 

Безвозмездные  поступле-
ния 

11,6 

19,6 

20,7 

13,8 

12,3 

13,3 

13,6 

202 

 

 

В  структуре  расходов  консолидированного  бюджета  Самарской  области 

наблюдалась тенденция увеличения доли расходов, направляемых на финанси-

рование  социально-культурных  мероприятий  (образование,  культура,  средства 

массовой  информации,  здравоохранение,  физическая  культура  и  спорт,  соци-

альная  политика)  –  с  50,7%  в  2008  году  до  62,1%  в  2014  году  (в  2012  году  – 

64,3%, в 2013 году – 62,9%). С 2009 по 2014 годы неуклонно увеличивался так-

же удельный вес расходов по разделу «Национальная экономика» (табл. 14). 

 

Таблица 14 

Структура расходов консолидированного бюджета Самарской области 

в 2008 – 2014 годах, % 

 

 

2008 г.  2009 г.  2010 г.  2011 г.  2012 г.  2013 г.  2014 г. 

Расходы консолидиро-
ванного бюджета – все-
го  

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

100,0 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

Общегосударственные 
вопросы 

9,9 

12,1 

10,2 

10,2 

9,0 

7,7 

7,2 

Национальная безопас-
ность и правоохрани-
тельная деятельность  

4,1 

3,9 

4,1 

3,4 

1,3 

1,1 

1,1 

Национальная эконо-
мика 

16,8 

12,3 

12,8 

13,9 

15,7 

18,8 

18,9 

Жилищно-
коммунальное хозяй-
ство 

13,3 

11,4 

11,0 

9,9 

7,9 

7,3 

7,8 

Охрана окружающей 
среды  

1,3 

0,6 

0,5 

0,5 

0,2 

0,3 

0,3 

Образование 

19,7 

20,2 

19,4 

20,3 

23,7 

25,0 

24,5 

Культура, кинемато-
графия, средства мас-
совой информации  

2,9 

2,7 

3,0 

2,8 

2,9 

3,1 

2,9 

Здравоохранение, фи-
зическая культура и 
спорт 

12,9 

10,0 

9,2 

17,7 

18,9 

16,1 

15 

Социальная политика  

15,2 

21,8 

24,3 

20,0 

18,8 

18,7 

19,7 

Прочие 

3,9 

5,5 

1,3 

1,6 

1,9 

2,6 

203 

 

 

Правительством  Самарской  области  проводится  работа  по  сохранению 

объема государственного долга на экономически безопасном уровне, достиже-

нию  равномерного  распределения  во  времени  платежей  по  погашению  и  об-

служиванию  государственного  долга  и  сокращению  стоимости  обслуживания 

государственного долга.  

По  состоянию  на  01.01.2015  объем  государственного  долга  Самарской 

области составил 53,3 млрд. рублей. По итогам 2014 года отношение госдолга к 

собственным (налоговым и неналоговым) доходам областного бюджета  соста-

вило 49,2%, что ниже установленного Законом Самарской области «Об област-

ном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» допустимого 

уровня (50%).  

В  целях  увеличения  бюджетного  потенциала  региона  государственными 

органами Самарской области активизирована работа по привлечению на терри-

торию  области  федеральных  средств.  В  2014  году  на  территорию  Самарской 

области поступило 22,6 млрд. рублей федеральных ресурсов  (на 2,3% больше, 

чем  в  2013  году)  в  рамках 18  государственных  программ Российской  Федера-

ции,  4  федеральных  целевых  программ,  не  вошедших  в  государственные  про-

граммы Российской Федерации, комплексной программы «Создание в Россий-

ской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», программы подго-

товки к проведению в 2018 году в Российской Федерации  чемпионата мира по 

футболу,  средств  Пенсионного  фонда  Российской  Федерации,  Федерального 

Фонда  обязательного  медицинского  страхования,  Фонда  содействия  реформи-

рованию ЖКХ, а также федеральных ресурсов, получаемых из непрограммных 

источников.  Кроме  того,  напрямую  предприятиям  Самарской  области  за  2014 

год направлено более 16 млрд. рублей. 

 

 

 

204 

 

1.11. Диагностика ресурсного и туристско-рекреационного потенциала 

 
Территория  Самарской  области  весьма  разнообразна  по  природно-

ресурсным  условиям  (значительные  лесные  и  водные  ресурсы,  разнообразная 

минерально-сырьевая база, богатый животный и растительный мир). 

Минерально-сырьевая база Самарской области представлена запасами уг-

леводородного  и  минерального  сырья  (минерально-строительное,  горно-

техническое, горно-химическое), минеральных вод и гидроминерального сырья. 

Самарская область вносит значительный вклад в общероссийский объем 

нефтедобычи (порядка 2,9%) и занимает по объему добычи нефти, включая га-

зовый  конденсат,  4  место  среди  регионов  ПФО.  В  области  насчитывается  по-

рядка 400 месторождений нефти (наиболее крупные – Мухановское, Дмитриев-

ское, Кулешовское), большая часть нефти высокого качества (комплексный по-

казатель качества нефти < 1). Извлекаемые запасы нефти составляют около 500 

млн. тонн, которых, по оценкам специалистов, должно хватить более, чем на 30 

лет. Основные запасы нефти и газа расположены на территории Бузулукской и 

Мелекесской впадин, Южно-Татарского свода и Сокской седловины. Только в 

двух из 27 муниципальных районов области не открыты месторождения нефти: 

Приволжском и Хворостянском (рис. 93).  

 

205 

 

 

 

Рис. 93. Обзорная схема месторождений нефти и газа, горючих сланцев 

на территории Самарской области 

 
Растут объемы добычи нефти в Самарской области. Среднегодовой темп 

прироста объемов добычи нефти с 2008 года по 2014 год составил 5% (рис. 94). 

В 2014 году добыто 15,65 млн. тонн нефти, включая газовый конденсат (102,6% 

к 2013 году). 

 

 

 

 

Рис. 94. Объемы добычи нефти в Самарской области в 2008 – 2014 годах,  

млн. тонн 

 

206 

 

Среднее  значение  коэффициента  восполнения  запасов  нефти  за  2008  –

2014  годы  составляет  более  2,  что  говорит о  двукратном  превышении  ежегод-

ного уровня прироста запасов над объемами извлеченной нефти (рис. 95). 

 

 

 

Рис. 95. Коэффициент восполнения запасов нефти в Самарской области 

в 2008 – 2014 годах 

 

Однако  прирост  запасов  нефти  в  основном  происходит  благодаря  пере-

счету запасов  нефти на разрабатываемых месторождениях, а не за счет новых 

открытий (рис. 96). 

 

 

 

 

 

Рис. 96. Прирост запасов нефти в Самарской области в 2004 – 2014 годах 

207 

 

 
В области имеются значительные запасы природных битумов, которые, как 

и тяжелые нефти, являются многоцелевым сырьем (может быть использовано для 

получения  углеводородов,  специальных  смазочных  масел,  компонентов  дорож-

ных покрытий и т.д.). В них могут содержаться редкие цветные металлы (ванадий, 

никель, рений), сульфокислоты, простые и сложные эфиры, нафтеновые кислоты. 

Скопления битумов сосредоточены в западной (в пределах Самарской Луки) и се-

веро-восточной части области (на территории Клявлинского, Шенталинского, Ис-

аклинского, Сергиевского муниципальных районов). 

Запасы  минерально-строительного  сырья  распространены  почти  по  всей 

территории  области,  особенно  в  ее  центральной  зоне  (рис.  97).  Строительный 

камень  представлен  карбонатными  породами,  расположенными  в  отложениях 

верхнекаменноугольного (район Самарской Луки) и пермского возраста (на се-

веро-востоке области), имеются небольшие запасы крепких песчаников и глин 

для производства искусственного камня. Широко распространены запасы кир-

пично-черепичного  сырья,  представленные  глинами  и  суглинками.  Самарская 

область  богата  месторождениями  строительных  песков,  но  они  расположены 

неравномерно (большая часть на надпойменных террасах реки Волга и ее круп-

ных притоков). Месторождения карбонатных пород на строительную известь и 

цементного  сырья  расположены  в  районе  Самарской  Луки  в  верхнекаменно-

угольных  отложениях.  Месторождения  керамзитового  сырья  находятся  в  ос-

новном  в  центральной  части  области,  представлены  монтмориллонитовыми 

глинами и используются для производства керамзитового гравия. Месторожде-

ния гипса и ангидрита открыты в Безенчукском, Камышлинском, Клявлинском, 

Сергиевском  районах.  Кроме  того,  имеются  месторождения  тугоплавких  глин 

(в  районе  г.о.Чапаевск),  стекольных  песков  (м.р.Сызранский  и  к  югу  от 

г.о.Чапаевск), песчано-гравийных материалов. Однако область далеко не в пол-

ной  мере  обеспечена  минерально-строительным  сырьем,  в  том  числе  строи-

тельным камнем высоких марок, качественными месторождениями гипса и ан-

гидрида, стекольного сырья. 

208 

 

 

 

 

Рис. 97. Обзорная схема основных месторождений минерально-строительного и 

горно-технического сырья 

 

Запасы  горно-технического  сырья  представлены  месторождениями  фор-

мовочных  песков  и  расположены  в  районе  п.г.т.  Балашейка  муниципального 

района Сызранский. Кроме того, широко распространены месторождения бен-

тонитовых глин (представлены в основном монтмориллонитовыми глинами), в 

муниципальных  районах  Сызранский  и  Шигонский  выделены  перспективные 

участки карбонатно-кремнистых цеолитсодержащих пород. 

Запасы горно-химического сырья получили не большое распространение на 

территории области и расположены крайне неравномерно. Горно-химическое сы-

рье, в первую очередь, представлено запасами горючих сланцев, фосфоритов, ка-

менной  соли,  самородной  серы,  торфа,  битумов  и  асфальтитов.  На  территории 

Самарской  области  имеются  Кашпирское  и  Дергуновское  месторождения  горю-

чих  сланцев,  Дергуновское  месторождение  каменной  соли  (запасы  залегают  на 

глубинах  500  м  и  более  и  оцениваются  в  285,7  млн.  т),  Водинское  и  Сырейско-

Каменнодольское месторождения самородной серы, Ерликинское месторождение 

битумных песков (запасы оцениваются в 34,8 млн. т). Пластовые воды из-за нали-

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..