ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год) - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год) - часть 3

 

 

33

 

чем за 2016 год. Уровень (процент) достижения в 2017 году по сравнению с базовым 
показателем  составил  214,7  %.  Наблюдается  положительная  динамика  (+  4,27  %) 
изменения  уровня  (процента)  достижения  данного  индикатора  по  отношению  
к 2016 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  5.5  «Доля  судоходных  гидротехнических 

сооружений,  подлежащих  декларированию  безопасности,  имеющих  опасный  или 
неудовлетворительный  уровень  безопасности,  %»  за  2017  год  составило  8,7  %,  
что  на  0,4  %  меньше,  чем  за  2016  год.  Уровень  (процент)  достижения  в  2017  году  
по  сравнению  с  базовым  показателем  составил  145,63  %.  Наблюдается 
незначительная  отрицательная  динамика  (-0,53  %)  изменения  уровня  (процента) 
достижения данного индикатора по отношению к 2016 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  5.6  «Снижение  количества  происшествий  

на воздушном транспорте (количество происшествий на один полет) по отношению  
к  уровню  2010  года,  %»  за  2017  год  составило  75,5  %,  что  на  27,6  %  меньше,  
чем  за  2016  год.  Уровень  достижения  индикатора  в  2017  году  по  сравнению  
с  базовым  показателем  составил  119,85  %.  Наблюдается  положительная  динамика  
(+  27,7  %)  изменения  уровня  достижения  данного  индикатора  по  отношению  
к 2016 году. 

Повышение  безопасности  воздушного  движения  и  пополнение  парка 

воздушных  судов,  новыми  и  более  энергоэффективными  судами,  что  напрямую 
связано  со  снижением  факторов  риска  и  снижением  количества  происшествий  на 
воздушном транспорте. 

Фактическое значение Индикатора 5.7 «Повышение уровня аэронавигационного 

обслуживания  (рост  средней  величины  налета  воздушных  судов  на  1  инцидент  
по  причинам,  связанным  с  аэронавигационным  обслуживанием)  с  2009  года,  
тыс.  часов»  за  2017  год  составило  183  тыс.  часов.  Уровень  достижения  индикатора  
в 2017 году по сравнению с базовым показателем составил 190,23 %.  

По  Индикатору  5.8  «Уровень  охвата  территории  Российской  Федерации 

поисково-спасательным  обеспечением  полетов,  %»  фактическое  значение  осталось  
на  уровне  2016  года  и  составило  78  %.  Охват  территории  Российской  Федерации 
поисково-спасательным  обеспечением  полетов  нуждается  в  более  полном 
обеспечении  финансирования  данных  программ,  в  особенности  для  отдаленных 
территорий Российской Федерации и труднодоступных районов страны. 

 

2.1.1.6 

Оценки уровня и динамики достижения целевых индикаторов  

за 2017 год по Цели 6 «Снижение негативного воздействия транспортной 

системы на окружающую среду» 

Оценки  уровня  динамики  достижения  целевых  индикаторов  по  Цели  6 

представлены в виде лепестковой диаграммы на Рис. 2.12.  

34

 

 

Рис. 2.12. Диаграмма интегральной оценки фактического уровня достижения 

индикаторов стратегии по Цели 6 «Снижение негативного воздействия транспортной 

системы на окружающую среду» в процентах  

от запланированных в 2017 году. 

Ниже 

в 

Таблице 

2.11 

изложены 

наименования 

индикаторов  

и  их  шифры,  а  также  значения  за  2017  год  в  процентном  соотношении  
по базовому варианту развития отрасли. 

Таблица 2.11 

Уровень достижения индикаторов по Цели 6 за 2017 год. 

Шифр 

Индикатор 

2017 год 

6.1.1 

Объем выбросов CO2 на один приведенный т-км по видам транспорта 
(по отношению к уровню 2011 года): 
Автомобильный 

 97,96 % 

6.1.2 

Объем выбросов CO2 на один приведенный т-км по видам транспорта 
(по отношению к уровню 2011 года): 
Железнодорожный 

 75,13 % 

6.2.1 

Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Автомобильный транспорт 

 91,27 % 

6.2.2 

Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Железнодорожный транспорт 

 118,95 % 

6.5.1 

Средний удельный расход топлива/электроэнергии на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Автомобильный 

 118,2 % 

6.5.2 

Средний удельный расход топлива/электроэнергии на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Железнодорожный 

 103,97 % 

6.7.2 

Доля организаций транспорта, внедривших в свою деятельность системы 
экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и 
обеспечения экологической безопасности на транспорте в общем количестве 

 180,59 % 

35

 

организаций транспорта 
Железнодорожный транспорт 

Общий процент достижения по 7 индикаторам - Цель 6 (за 2017 год)

 

112,3 %

 

Оценка  динамики  изменения  достижения  заданных  плановых  значений 

индикаторов  Транспортной  стратегии  за  2017  год  по  отношению  к  2016  году 
представлена ниже на Рис. 2.13. в виде линейчатой диаграммы. 

 

 

Рис. 2.13. Оценка динамики достижения целевых индикаторов по Цели 6 за 2017 год  

по отношению к прошлому году. 

 

Таблица 2.12  

Оценка динамики достижения целевых индикаторов по Цели 6  

за 2017 год по отношению к 2016 году

*

 

Шифр 

Индикатор 

2017 год 

6.1.1 

Объем выбросов CO2 на один приведенный т-км по видам транспорта 
(по отношению к уровню 2011 года): 
Автомобильный 

 2,11 % 

6.1.2 

Объем выбросов CO2 на один приведенный т-км по видам транспорта 
(по отношению к уровню 2011 года): 
Железнодорожный 

 -17,86 % 

6.2.1 

Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Автомобильный транспорт 

 0,42 % 

6.2.2 

Объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Железнодорожный транспорт 

 7,36 % 

6.5.1 

Средний удельный расход топлива/электроэнергии на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Автомобильный 

 0,65 % 

6.5.2 

Средний удельный расход топлива/электроэнергии на один приведенный т-км по 
видам транспорта (по отношению к уровню 2011 года): 
Железнодорожный 

 0,65 % 

36

 

6.7.2 

Доля организаций транспорта, внедривших в свою деятельность системы 
экологического менеджмента управления качеством окружающей среды и 
обеспечения экологической безопасности на транспорте в общем количестве 
организаций транспорта 
Железнодорожный транспорт 

 63,29 % 

Общая оценка динамики уровня достижения по 7 индикаторам - Цель 6 (за 2017 год)

 

8,09 %

 

* Измеряется разностью уровня (процента) достижения значения индикатора в текущем и предыдущем году, что 
описывает динамику достижения заданных значений индикаторов

 

По  Цели  6  «Снижение  негативного  воздействия  на  окружающую  среду»  

за 2017 год представлена отчетная информация по 7 индикаторам, предусмотренным 
Транспортной стратегией по данной цели.  

Интегрированный 

показатель 

(общий 

процент 

достижения 

цели)  

составил 112,3 %. 

По  отдельным  индикаторам  Цели  6  в  2017  году  ситуация  сложилась 

следующим образом. 

Фактическое  значение  Индикатора  6.1.1  «Объемы  выбросов  СО

2

  на  один 

приведенный т-км на автомобильном транспорте, %» за 2017 год составило 94,9 %,  
что  на  3  %  меньше,  чем  за  2016  год.  Уровень  (процент)  достижения  в  2017  году  
по сравнению с базовым показателем составил 97,96 %. Наблюдается положительная 
динамика  (+  2,11  %)  изменения  уровня  (процента)  достижения  данного  индикатора  
по отношению к 2016 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  6.1.2  «Объемы  выбросов  СО

2

  на  один 

приведенный  т-км  на  железнодорожном  транспорте,  %»  за  2017  год  составило  
86%, что на 1 % меньше, чем за 2016 год.  

Фактическое  значение  Индикатора  6.2.1  «Объемы  выбросов  загрязняющих 

атмосферу  веществ  на  один  приведенный  т-км  на  автомобильном  транспорте,  %»  
за  2017  год  составило  94,7  %,  что  на  3  %  меньше,  чем  за  2016  год.  Наблюдается 
положительная  динамика  (+  0,42  %)  изменения  уровня  (процента)  достижения 
данного индикатора по отношению к 2016 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  6.2.2  «Объемы  выбросов  загрязняющих 

атмосферу веществ на один приведенный т-км на железнодорожном транспорте, %» 
за 2017 год составило 68,0 %, что на 9 % меньше, чем за 2016 год. Уровень (процент) 
достижения  в  2017  году  по  сравнению  с  базовым  показателем  составил  118,95  %. 
Наблюдается  положительная  динамика  (+  7,36  %)  изменения  уровня  (процента) 
достижения данного индикатора по отношению к 2016 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  6.5.1  «Средний  удельный  расход 

топлива/электроэнергии  на  один  приведенный  т-км  на  автомобильном  транспорте, 
%»  за  2017  год  составило  78,2  %,  что  на  1,2  %  меньше,  чем  за  2016  год.  Уровень 
(процент)  достижения  в  2017  году  по  сравнению  с  базовым  показателем  составил 
118,2  %.  Наблюдается  положительная  динамика  (+  0,65  %)  изменения  уровня 
(процента) достижения данного индикатора по отношению к 2016 году. 

Фактическое  значение  Индикатора  6.5.2  «Средний  удельный  расход 

топлива/электроэнергии на один приведенный т-км на железнодорожном транспорте, 
%»  за  2017  год  составило  87,9  %,  что  на  4,4  %  меньше,  чем  за  2016  год.  Уровень 
(процент)  достижения  в  2017  году  по  сравнению  с  базовым  показателем  составил 
103,97  %.  Наблюдается  положительная  динамика  (+  0,65  %)  изменения  уровня 
(процента) достижения данного индикатора по отношению к 2016 году. 

Фактическое значение Индикатора 6.7.2 «Доля организаций железнодорожного 

транспорта, внедривших в свою деятельность системы экологического менеджмента 
управления  качеством  окружающей  среды  и  обеспечения  экологической 
безопасности  на  транспорте  в  общем  количестве  организаций  транспорта,  %»  
за  2017  год  составило  67,0  %,  что  на  25  %  больше,  чем  за  2016  год.  Уровень 

37

 

(процент)  достижения  в  2017  году  по  сравнению  с  базовым  показателем  составил 
180,59  %.  Наблюдается  положительная  динамика  (+  63,29  %)  изменения  уровня 
(процента) достижения данного индикатора по отношению к 2016 году. 

 

2.2  

Оценка эффективности действующих мер государственного регулирования 

в сфере транспорта 

Комплекс  мер  государственного  регулирования  направлен  на  создание 

условий  для  эффективной  реализации  приоритетных  задач  Транспортной 
стратегии  и  достижение  ее  целей  и  включает  правовые,  финансово-
экономические  и   административно-управленческие меры. 

В  2017  году  проводилась  работа  по  нормативному  правовому  обеспечению 

решения задач государственного регулирования в сфере транспортного комплекса. 

Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 

2017  г.  №  МС-12-р  утвержден  План  законопроектной  деятельности  Министерства 
транспорта  Российской  Федерации  на  2017  год.  Распоряжением    Министерства 
транспорта  Российской  Федерации  от  31  июля  2017  г.  №  МС-142-р  в  План 
законопроектной  деятельности  Министерства  транспорта  Российской  Федерации  
на 2017 год внесены дополнения и изменения. 

В  План  законопроектной  деятельности  Министерства  транспорта  Российской 

Федерации включены 111 законопроектов.  

В  2017  году  принято  16  федеральных  законов,  подготовленных  Минтрансом 

России. 

1. Федеральный закон от  7 февраля 2017 г. № 10-ФЗ  «О внесении изменения 

в статью  5 Кодекса  торгового  мореплавания  Российской  Федерации»,    направлен 
на определение  порядка  оплаты  услуг  по ледокольной  проводке  и  ледовой 
лоцманской  проводке  в акватории  Северного  морского  пути  военных  кораблей, 
военно-вспомогательных  судов  и  других  судов,  находящихся  в собственности 
Российской  Федерации,  собственности  субъектов  Российской  Федерации  или 
эксплуатируемых 

ими 

и 

используемых 

только 

для 

правительственной 

некоммерческой службы. 

Согласно  Федеральному  закону  размер  и  порядок  применения  тарифов  

на 

указанные 

услуги 

устанавливаются 

в 

соответствии 

с 

правилами, 

предусмотренными  пунктом  5  статьи  51  Кодекса  торгового  мореплавания 
Российской  Федерации,  определяющими  размер  платы  за  ледокольную  проводку 
судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути. 

2.  Федеральный  закон  от  3  апреля  2017  г.  №  52-ФЗ  «О  присоединении 

Российской  Федерации  к  Конвенции  для  унификации  некоторых  правил 
международных  воздушных  перевозок»  унифицирует  некоторые  правила 
международных  воздушных  перевозок,  которые  позволят  привести  российское 
законодательство  в сфере  воздушных  перевозок  в соответствие  с международными 
правовыми  нормами,  что  обеспечит  дальнейшую  интеграцию  национальной 
транспортной системы в международную транспортно-логистическую систему. 

3.  Федеральный  закон  от      июля  2017  г.  №  135-ФЗ  «О внесении  изменений 

в отдельные 

законодательные 

акты 

Российской 

Федерации 

в 

части 

совершенствования  порядка  установления  и  использования  приаэродромной 
территории  и санитарно-защитной  зоны»  направлен  на совершенствование  порядка 
установления и использования приаэродромной территории. 

4.  Федеральный  закон  от  18  июля  2017  г.  №  177-ФЗ  «О  внесении  изменений  

в  Федеральный  закон  «О  морских  портах  в  Российской  Федерации  и  о  внесении 
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации»  регулирует  отношения,  связанные 

38

 

с созданием,  развитием  морских  портов  и осуществлением  в них  деятельности,   
уточняющий  вопросы,  касающиеся  территории  морского  порта,  установления 
и изменения её границ. 

5.  Федеральный  закон  26  июля  2017  г.  №  208-ФЗ  «О  внесении  изменений  

в  Водный  кодекс  Российской  Федерации»  направлен  на совершенствование 
правового  регулирования  отношений,  возникающих  в связи  с пользованием 
поверхностными водными объектами или их частями. 

6. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 215-ФЗ «О ратификации Протокола 

о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации  
и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования 
деятельности  предприятий,  учреждений  и  организаций  железнодорожного 
транспорта от 18 октября 1996 года» позволит обеспечить повышение эффективности 
работы  железнодорожного  транспорта  на территории  Российской  Федерации 
и на территории  Республики  Казахстан,  в том  числе  в рамках  функционирования 
Евразийского экономического союза. 

7.  Федеральный  закон  от  29  июля  2017  г.  №  228-ФЗ  «О  внесении  изменений  

в  Воздушный  кодекс  Российской  Федерации  в  части  провоза  багажа»  направлен 
на оптимизацию 

стоимости 

авиаперевозок 

на внутренних 

линиях 

путём 

предоставления  возможности  заключать  договор  воздушной  перевозки  пассажира, 
предусматривающий  условие  о возврате  провозной  платы  при  его  расторжении 
и норму бесплатного провоза багажа, либо договор воздушной перевозки пассажира, 
предусматривающий  условие  о невозврате  провозной  платы  при  его  расторжении 
и не предусматривающий норму бесплатного провоза багажа. 

8. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г.  № 330-ФЗ «О заявлении Российской 

Федерации  в связи  с Конвенцией  о международных  железнодорожных  перевозках 
(КОТИФ)», устанавливает, что Российская Федерация будет применять к перевозкам, 
осуществляемым на части железнодорожной инфраструктуры от причала паромного 
комплекса  Кавказ  до припортовой  железнодорожной  станции  Кавказ,  Единые 
правовые  предписания  к договору  о международной  железнодорожной  перевозке 
грузов (ЦИМ). 

9. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г.  № 338-ФЗ «О внесении изменений  

в  Воздушный  кодекс  Российской  Федерации в  связи  с  присоединением Российской 
Федерации  к  Конвенции  для  унификации  некоторых  правил  международных 
воздушных перевозок от 28 мая 1999 г.» направлен на приведение законодательства 
Российской 

Федерации 

в сфере 

воздушных 

перевозок 

в соответствие 

с международными  правовыми  нормами,  что  обеспечит  дальнейшую  интеграцию 
национальной транспортной системы в международную транспортно-логистическую 
систему. 

10. Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений  

в  статью  22  Федерального  закона  «Об  автомобильных  дорогах  и  о  дорожной 
деятельности  в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в  отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации»  направлен  на исключение 
образования  автомобильных  заторов  в местах  присоединения  к автомобильным 
дорогам стационарных торговых объектов. 

11. Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. № 398-ФЗ «О внесении изменений 

в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части  установления 
дополнительных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при 
перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным 
электрическим  транспортом»,  устанавливает  основные  требования  по обеспечению 
безопасности  дорожного  движения,  предъявляемые  к юридическим  лицам, 
индивидуальным  предпринимателям,  физическим  лицам  при  эксплуатации 
транспортных средств. 

39

 

12. Федеральный закон от 20 декабря 2017 г.  № 400-ФЗ «О внесении изменений 

в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в  части,  касающейся 
регулирования  трудовых  отношений  на  морском  и  внутреннем  водном  транспорте,  
и  признании  утратившими  силу  отдельных  положений  законодательных  актов 
Российской  Федерации»  направлен  на совершенствование  регулирования  трудовых 
отношений на морском и внутреннем водном транспорте. 

13.  Федеральный  закон  от  29  декабря  2017  г.  №  442-ФЗ  «О внеуличном 

транспорте  и о внесении  изменений  в отдельные  законодательные  акты  Российской 
Федерации»  устанавливает  правовые  условия  функционирования  внеуличного 
транспорта (метрополитена, монорельсового транспорта, подвесной канатной дороги 
и фуникулёра), а также основы организации транспортного обслуживания населения 
внеуличным транспортом в Российской Федерации. 

14.  Федеральный  закон  от  29  декабря  2017  г.  №  443-ФЗ  «Об  организации 

дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации» направлен  на урегулирование 
общественных  отношений,  возникающих  в процессе  организации  дорожного 
движения, а также при организации и осуществлении парковочной деятельности. 

15. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г.  № 460-ФЗ «О внесении изменений 

в  Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и  признании утратившими 
силу  отдельных  положений  законодательных  актов  Российской  Федерации»  вносит 
изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации,  расширяющие 
понятие «каботаж». 

16. Федеральный закон от 29 декабря 2017 г.  № 453-ФЗ «О внесении изменений 

в статью  20  Федерального  закона  «Об автомобильных  дорогах  и о дорожной 
деятельности  в Российской  Федерации  и о внесении  изменений  в отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации»  и статью  32  Федерального  закона 
«О подготовке  и проведении  в Российской  Федерации  чемпионата  мира  по футболу 
FIFA  2018 года,  Кубка  конфедераций  FIFA  2017 года  и внесении  изменений 
в отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  вносит  изменения 
в статью  20  Федерального  закона  «Об автомобильных  дорогах  и о дорожной 
деятельности  в Российской  Федерации  и о внесении  изменений  в отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации»,  в соответствии  с положениями 
которой  строительство  и реконструкция  сооружений  пересечения  автомобильной 
дороги  с другими  автомобильными  дорогами  и примыкания  автомобильной  дороги 
к другой  автомобильной  дороге  допускаются  при  наличии  согласия  в письменной 
форме владельцев автомобильных дорог. 

По  итогам  2017  г.  в  Правительстве  Российской  Федерации  находилось  

на рассмотрении 38 законопроектов. 

На рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской 

Федерации  находилось  14  законопроектов,  внесенных  Правительством  Российской 
Федерации. 

По  результатам  публичного  обсуждения  и  экспертного  сопровождения 

Министром  транспорта  Российской  Федерации  принята  «Публичная  декларация 
ключевых  целей  и  приоритетных  задач  Министерства  транспорта  Российской 
Федерации  на  2017  год»,  одобренная  Общественным  советом  при  Министерстве 
транспорта Российской Федерации 3 апреля 2017 г. 

В  2017  году  в  соответствии  с  Правилами  разработки,  реализации  и  оценки 

эффективности  отдельных  государственных  программ,  которые  переводятся  
на 

механизмы 

проектного 

управления 

(утверждены 

постановлением 

Правительством  от  12  октября  2017  года  №  1242)  подготовлена  новая  редакция 
государственной  программы  «Развитие  транспортной  системы»,  утвержденная 
постановлением  Правительства  российской  Федерации  от  20  декабря  2017  г.  

40

 

№ 1596).  

Новой  редакцией  Программы  предусмотрена  реализация  на  принципах 

проектного  управления  комплекса  мероприятий,  направленных  на  достижение  
целей  государственной  политики,  определенных  документами  стратегического 
планирования в сфере транспорта и дорожного хозяйства. 

В  2017  году  Минтранс  России  подготовил  15  проектов  изменений  в  схему 

территориального  планирования  Российской  Федерации  в  области  федерального 
транспорта  (железнодорожного,  воздушного,  морского,  внутреннего  водного 
транспорта)  и  автомобильных  дорог  федерального  значения,  из  которых  приняты  
10 распоряжений Правительства Российской Федерации. 

В  сфере  структурного  реформирования  и  управления  федеральной 

собственностью  в  2017  году  продолжена  работа  по  исполнению  поручения 
Президента  Российской  Федерации  от  24  июля  2013  г.  по  развитию  аэропортов 
Московского  авиационного  узла.    В  частности,  завершены  мероприятия  
по  консолидации  активов  в  аэропорту  Внуково  и  в  аэропорту  Шереметьево. 
Сформированы  основные  условия  концессионных  соглашений  и  подготовлены 
проекты  актов  Правительства  Российской  Федерации  о  заключении  концессионных 
соглашений  с  операторами  аэропортов  Внуково,  Домодедово  и  Шереметьево. 
Подписание концессионных соглашений планируется в 2018 году. 

В 2017 году обеспечивалось бесперебойное функционирование первой очереди 

информационно-аналитической 

системы 

государственного 

регулирования  

на транспорте (АСУ ТК), введенной в эксплуатацию   30 декабря 2016 г. 

Во  исполнение  пункта  2.1  поручения  Президента  Российской  Федерации  

от  1  июля  2016 г.  № Пр-1277  и    в  целях  реализации  пункта  63  Плана  мероприятий  
по реализации Транспортной стратегии на среднесрочный период (2014 – 2018 годы),  
распоряжением 

Министерства 

транспорта 

Российской 

Федерации  

от  31 января  2017  г.  №  НА-19-р  утвержден  социальный  стандарт  транспортного 
обслуживания  населения  при  осуществлении  перевозок  пассажиров  и  багажа 
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. 

Социальный  стандарт  транспортного  обслуживания  апробирован  населением 

при  осуществлении  перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным  транспортом  
и  городским  наземным  электрическим  транспортом  в  г.  Калининграде  в  рамках 
реализации  Программы  ООН  /  Глобального  экологического  фонда  /  Министерства 
транспорта  Российской  Федерации  «Сокращение  выбросов  парниковых  газов  
от автомобильного транспорта в городах России». 

В  2017  году  в  установленном  порядке  реализовывалась  Программа 

Федерального  дорожного  агентства  по  внедрению  композиционных  материалов 
(композитов),  конструкций  и  изделий  из  них  на  2015  –  2020  годы,  направленная  
на  создание  условий  наибольшего  благоприятствования  для  широкого  применения 
современных и эффективных композитов, конструкций и изделий из них в дорожном 
хозяйстве Российской Федерации. 

Разработана  общественно  доступная  информационно-аналитическая  система 

контроля  за  формированием  и  эффективностью  использования  средств  дорожных 
фондов.  Система  позволяет  получать  информацию  об  объемах  дорожных  фондов, 
направлениях их использования, в том числе с отображением на карте конкретных 
участков  дорог  в  отношении  которых  планируются,  ведутся  или  завершены 
дорожные  работы.  Система  наполнена  данными  по  агломерациям,  участвующим  
в приоритетном проекте «Безопасные и качественные дороги».  

 

Финансово-экономические 

меры 

государственного 

регулирования

 

предусматривают  установление  льгот  и  преимуществ  на  услуги  пассажирского 
транспорта общего пользования. 

41

 

Меры  государственного  регулирования,  в  сфере  железнодорожного 

транспорта

:

 

1.  Установление  льготной  ставки  налога  на  добавленную  стоимость  

в размере 0 % на услуги пригородного железнодорожного сообщения. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  30  ноября  2016  г.  №  401-ФЗ  

«О  внесении  изменений  в  части  первую  и  вторую  Налогового  кодекса  Российской 
Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  льготы  
по  налогу  на  добавленную  стоимость  в  размере  0  %  продлены  в  части  услуг  
по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении 
до 1 января 2030 года включительно. 

В 2017 году выпадающие доходы федерального бюджета, по предварительной 

оценке,  составили  10,1  млрд.  рублей.  Реализация  данного  предложения  позволила 
пригородным  компаниям  не  включать  в  расходы  по  пригородным  перевозкам,  
а  предъявлять  к  вычету  суммы  НДС,  предъявленные  владельцем  инфраструктуры, 
арендодателями  подвижного  состава,  исполнителями  работ  по  техническому 
обслуживанию  и  ремонту  подвижного  состава,  другими  поставщиками  
и  подрядчиками,  что  способствовало  стабилизации  цен  на  пригородные  перевозки  
для населения. 

Данных подход стал одной из причин увеличения объема перевозок пассажиров 

в пригородном сообщении на 8,5 % к уровню 2016 года. 

2.  Сохранение  льготной  ставки  налога  на  имущество  организации  

в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, 
являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. 

Поэтапная  отмена  льготы  по  налогу  на  имущество  организаций  в  отношении 

объектов  железнодорожной  инфраструктуры  привела  к  существенному  увеличению 
налоговых  отчислений,  и,  соответственно,  ухудшению  финансового  состояния 
организаций  железнодорожного  транспорта  и  сокращению  инвестиционной 
программы  ОАО  «РЖД».  Рост  платежей  по  налогу  на  имущество  составил  
в  2013  году  –  7,9  млрд.  рублей,  в  2014  году  –  14,2  млрд.  рублей,  в  2015  году 
оценивался на уровне 20,8 млрд. рублей в 2016 г. – 27,4 млрд. рублей. 

При  этом,  являясь  субъектами  тарифного  регулирования  со  стороны 

государства,  компании,  осуществляющие  железнодорожные  перевозки,  не  имеют 
возможности увеличивать тарифы адекватно росту материальных затрат. 

Восстановление  существующей  до  2013  года  льготы  по  налогу  на  имущество 

организаций  в  отношении  объектов  инфраструктуры  железнодорожного  транспорта 
общего пользования, уменьшит отчисления в консолидированный бюджет субъектов 
Российской  Федерации.  Это  позволит  направить  высвободившиеся  средства  
на  финансирование  проектов  по  развитию  инфраструктуры  железнодорожного 
транспорта  общего  пользования,  текущее  обслуживание  инфраструктуры  
и  подвижного  состава,  позволит  повысить  качество  оказываемых  услуг  
при сохранении доступности тарифов. 

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 464-ФЗ «О внесении изменений  

в  главу  30  части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации»  установлены 
ставки в 2017 году - 1,0 %, в 2018 г. -1,3 %, в 2019 г. – 1,3 %, в 2020 г. 1,6 %. В случае 
возвращения  к  льготному  налогообложению  выпадающие  доходы  федерального 
бюджета оцениваются в 2018 г.– 30,0 млрд. рублей, 2019 – 32 млрд. рублей. 

3.  Установление  ставки  налога  на  добавленную  стоимость  в  размере  0  %  

на  услуги  по  перевозке  пассажиров  и  багажа  железнодорожным  транспортом 
общего  пользования  во  внутригосударственном  сообщении  в  поездах  дальнего 
следования. 

В  соответствии  с  планом  и  в  целях  обеспечения  конституционного  принципа 

равенства  налогообложения  и  условий  равнодоступности  на  рынке  транспортных 

42

 

услуг, льготная ставка НДС 0 % распространяется на перевозки пассажиров и багажа 
железнодорожным  транспортом  общего  пользования  в  дальнем  следовании 
(Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ. «О внесении изменений в части 
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). 

Установление  ставки  НДС  в  размере  0  %  по перевозкам  пассажиров  и  багажа 

железнодорожным  транспортом  во  внутригосударственном  сообщении  приведет  
к  уменьшению  доходной  базы  федерального  бюджета.  При  этом  снижение  ставки 
НДС  до  0  %  с  одновременной  индексацией  тарифов  на  услуги  по  перевозке 
пассажиров и багажа на 10 % при сохранении конечной цены для пассажира позволит 
перевозчику получить дополнительные доходы, которые будут направлены: 

 

на  снижение  потребности  в  субсидиях  на  перевозки  пассажиров  
в плацкартных и общих вагонах; 

 

на увеличение закупки подвижного состава. 

Недополученные в результате снижения налога доходы федерального бюджета 

будут компенсированы в полном объеме за счет: 

 

увеличения поступлений по налогу на прибыль в результате повышения 
объемов перевозок и выручки компаний; 

 

экономии средств бюджета, направляемых на субсидирование перевозок 
пассажиров в плацкартных и общих вагонах; 

 

увеличения  поступлений  по  НДС  от  юридических  лиц  –  пользователей 
услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом; 

 

увеличение  налоговых  выплат  и  страховых  взносов  во  внебюджетные 
фонды  от  производственных  организаций,  обеспечивающих  работу 
железнодорожного транспорта. 

Реализация  указанного  предложения  позволит  дополнительно  увеличить 

транспортную  мобильность  населения,  улучшить  качество  перевозок,  используя 
инновационные вагоны отечественного производства. 

Меры государственного регулирования в сфере дорожного хозяйства:

  

1. Сохранение льготы по налогу на имущество организаций - в отношении 

федеральных  автомобильных  дорог  общего  пользования  и  сооружений, 
являющихся их неотъемлемой технологической частью. 

В  соответствии  с  планом  наличие  налоговых  льгот  оказывает  положительное 

влияние  на  финансирование  дорожной  деятельности  и  влияет  на  достижение 
индикаторов  Транспортной  стратегии,  таких  как:  «Строительство  и  реконструкция 
автомобильных  дорог  федерального  значения»,  «Протяженность  автомобильных 
дорог  общего  пользования  федерального  значения,  соответствующих  нормативным 
требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям. 

В  настоящее  время  указанное  финансирование  в  отношении  автомобильных 

дорог  федерального,  регионального,  межмуниципального  и  местного  значения 
осуществляется  за  счет  средств  Федерального  дорожного  фонда,  региональных  
и муниципальных дорожных фондов соответственно. 

Автомобильные  дороги общего  пользования федерального  значения отражены 

на  балансовых  счетах  бюджетного  учета  федеральных  казенных  учреждений, 
подведомственных  Росоавтодору,  и  в  настоящее  время  освобождены  от  уплаты 
указанных выше налогов. 

Отмена указанных льгот может привести к фактическому сокращению расходов 

бюджетов 

бюджетной 

системы 

Российской 

Федерации 

непосредственно  

на  дорожную  деятельность,  что  отразится  на  выполнении  целевых  индикаторов 
Транспортной  стратегии.  Фактически  вышеуказанная  налоговая  льгота  позволила  
не  допустить  отвлечение  средств,  определенных  Бюджетным  кодексом  Российской 
Федерации  источниками  формирования  дорожных  фондов,  на  цели,  не  связанные  
с  дорожной  деятельностью,  и  способствовала  повышению  доли  протяженности 

43

 

федеральных  дорог,  соответствующих  нормативным  требованиям,  до  77,8  %  
в  2017  году,  а  также  обеспечению  выполнения  программ  строительства  
и реконструкции автомобильных дорог. 

2.  Сохранение  льготы  по  земельному  налогу  организаций  -  в  отношении 

земельных  участков,  занятых  государственными  автомобильными  дорогами 
общего пользования. 

Наличие  налоговых  льгот  по  земельному  налогу  оказывает  положительное 

влияние  на  финансирование  дорожной  деятельности  и  влияет  на  достижение 
индикаторов Транспортной стратегии. 

Объем  выпадающих  доходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  

по  земельному  налогу  в  2013  году  составил  3,  млрд.  рублей,  в  2014  году  –  
4,7 млрд. рублей. В 2016 году объем выпадающих доходов составил 5,8 млрд. рублей. 

 

Меры  государственного  регулирования,  в  сфере  гражданской  авиации  

и аэронавигационного обслуживания:

  

1.  Установление  льготной  ставки  налога  на  добавленную  стоимость  

в  размере  10  %  на  услуги  по  перевозке  пассажиров  на  внутренних  воздушных 
линиях. 

Фактически  выпадающие  доходы  федерального  бюджета  в  2017  году  

по  предварительной  оценке  составили  28,1  млрд.  рублей.  Рост  перевозок  
на внутренних авиалиниях составил 110,9 % к уровню 2016 года. 

При 

этом 

данная 

мера 

позволила 

увеличить 

объем 

перевозок 

на внутренних авиалиниях на 10,9 %, пассажирооборот – на 10 процентов. 

2. Освобождение от налогообложения НДС реализации (а также передачи 

выполнения,  оказание  для  собственных  нужд)  на  территории  Российской 
Федерации  услуг,  оказываемых  непосредственно  в  аэропортах  Российской 
Федерации и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию 
воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. 

В  соответствии  с  планом  установление  налоговой  льготы  направлено  

на снижение ставок сборов и тарифов на аэропортовое обслуживание. Вместе с тем, 
освобождение  от  НДС  данных  услуг  приводит  к  увеличению  их  себестоимости  
в  связи  с включением  входящего  НДС  в  состав  затрат,  что  приводит  к  увеличению 
сборов и тарифов на аэропортовые услуги и влияет на инвестиционные возможности 
аэропортов.  

Себестоимость при этом  снижается  в среднем на 6-7 %. Предлагаемая мера 

имеет  высокую  бюджетную  эффективность.  В  2016  году  сумма  перечисленных 
налогов  в  федеральный  бюджет  составила  почти  23,0  млрд.  рублей.  В  2017  году 
оценивается на уровне 25,0 млрд. рублей, в 2018 году - 29,0 млрд. рублей, в 2019 году 
–  30,0  млрд.  рублей,  в  2020  году  –  32,0  млрд.  рублей.  В  2018  году  издано 
Постановление  Правительства  Российской  Федерации  от  23.05.2018  №  588  
«Об  утверждении  перечня  услуг,  оказываемых  непосредственно  в  аэропортах 
Российской 

Федерации 

по 

обслуживанию 

воздушных 

судов, 

включая 

аэронавигационное  обслуживание,  реализация  которых  не  подлежит  обложению 
(освобождается от обложения) налогом на добавленную стоимость». 

Меры  государственного  регулирования,  в  сфере  морского  и  внутреннего 

водного транспорта:

 

1. Освобождение от налогообложения НДС реализации (а также передачи, 

выполнения,  оказания  для  собственных  нужд)  на  территории  Российской 
Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских 
судов,  судов  внутреннего  плавания  и  судов  смешанного  (река-море)  плавания  
в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги портового флота), 
по 

лоцманской 

проводке, 

а 

также 

услуг 

по 

классификации  

44

 

и освидетельствованию судов. 

В  соответствии  с  планом  освобождение  от  налогообложения  НДС 

в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской 
Федерации  операций  по  обслуживанию  судов  в  морских  портах  Российской 
Федерации  (в  т.ч.  портовых  сборов  и  услуг  портового  флота)  направлено  
на 

стимулирование 

развития 

портовой 

деятельности 

и 

повышение 

конкурентоспособности морских портов Российской Федерации, поскольку: 

уменьшение  тарифов  портовых  сборов  (на  сумму  НДС)  повышает 

привлекательность 

морских 

портов 

Российской 

Федерации 

для  судовладельцев  в  сравнении  с  зарубежными  портами,  что,  в  конечном  счете, 
способствует  повышению  конкурентоспособности  портов  Российской  Федерации 
(увеличивается количество судозаходов и растет грузооборот). 

Фактически  выпадающие  доходы  федерального  бюджета  в  2017  году 

предварительно  оцениваются  в  размере  8,8  млрд.  рублей.  Оценка  эффективности 
рассматриваемой льготы была проведена с использованием следующих показателей: 

прироста 

выручки 

от 

осуществления 

портовой 

деятельности, 

 не подлежащей налогообложению НДС; 

динамики  количества  судозаходов  в  морские  порты  Российской  Федерации  

в течение анализируемого периода. 

Результаты  расчетов  отражают  устойчивую  тенденцию  роста  показателей 

эффективности 

данной 

меры, 

что 

может 

свидетельствовать 

о положительном влиянии на их изменение рассматриваемой льготы. 

Данная  налоговая  льгота  способствует  положительной  динамике  индикатора 

Транспортной  стратегии  «Объем  перевалки  грузов  в  российских  морских  портах». 
Рост  объема  перевалки  грузов  в  2016  году  составил  106,7  %  к  уровню  2015  года,  
в 2017 году – 108,9 % к уровню 2016 года 

2.  Сохранение  льготы по  налогу на  имущество  организаций  в  отношении 

ледоколов,  судов  с  ядерными  энергетическими  установками  и  судов  атомно-
технологического обслуживания. 

В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  29  ноября  2012  г.  №  202-ФЗ  

с 1 января 2013 года данное имущество не признается объектом налогообложения. 

Данная  льгота  по  налогу  на  имущество  в  отношении  ледоколов  направлена  

на  поддержку  судовладельцев  ледокольного  флота  за  счет  сокращения  затрат  
на  содержание  ледоколов,  и,  в  конечном  счете  –  на  повышение  эффективности 
эксплуатации  ледокольного  флота  и  стимулирование  развития  деятельности  
по  ледокольному  обеспечению  судов  в  морских  портах  Российской  Федерации  
и за их пределами. 

Данная  налоговая  льгота  способствует  повышению  конкурентоспособности 

Северного  морского  пути  и  оказывает  влияние  на  показатели:  «Экспорт 
транспортных  услуг»,  «Объем  перевозок  грузов  по  Северному  морскому  пути», 
«Уровень технической оснащенности Северного морского пути».

 

2.3 
 

Итоги реализации мероприятий,  

предусмотренных Транспортной стратегией в отчетном году 

В  2017  году  реализация  Транспортной  стратегии  осуществлялась  

в  соответствии  с  Посланием  и  Указами  Президента  Российской  Федерации, 
Основными  направлениями  деятельности  Правительства  Российской  Федерации  
на период до 2018 года, Планом деятельности Министерства транспорта Российской 
Федерации на 2017 – 2020 годы и Публичной декларацией Министерства транспорта 
Российской  Федерации  на  2017  год.  При  этом  основным  инструментом  реализации 
Транспортной  стратегии  являлась  Государственная  программа  Российской 
Федерации  «Развитие  транспортной  системы»,  утвержденная  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от  31  марта  2017  года  №  398  (далее  – 

45

 

Программа).  

В  2017  году  транспортный  комплекс  работал  стабильно  и  удовлетворял 

потребности в транспортных услугах.  

В  2017  году  введены  в  эксплуатацию  после  строительства  и  реконструкции  

347,4 км автомобильных дорог федерального значения

Построено  и  реконструировано  230,7  км  автомобильных  дорог  федерального 

значения, находящихся в управлении Федерального дорожного агентства: 

-

 

на  территории  Московского  транспортного  узла  общей  протяженностью  

6,8 км с искусственными сооружениями общей длиной 1 475 пог. м, включая участки 
Московского  большого  кольца,  М-8  «Холмогоры»,  в  том  числе  участки  обхода 
пос. Тарасовка, и других; 

-

 

на 

территории 

Санкт-Петербургского 

транспортного 

узла 

общей 

протяженностью  39,9  км  с  искусственными  сооружениями  общей  длиной  
69,7 пог. м., включая первый этап строительства обхода г. Гатчина протяженностью 
12,4  км  на  федеральной  автомобильной  дороге  Р-23  Санкт-  Петербург  -  Псков  - 
Пустошка - Невель до границы с Республикой Беларусь, первый этап строительства 
участка Сосново - Варшко протяженностью 15,9 км на федеральной автомобильной 
дороге А-121 «Сортавала»; 

-

 

 на 

территории 

Дальневосточного 

федерального 

округа 

общей 

протяженностью 85,5 км с искусственными сооружениями общей длиной 744  пог. м, 
включая  участки  федеральных  автомобильных  дорог  «Лена»,  «Колыма»,  «Уссури»  
и других; 

В  2017  году  построено  и  реконструировано  116,7  км  автомобильных  дорог 

федерального  значения,  находящихся  в  ведении  Государственной  компании 
«Автодор». 

Введен  в  эксплуатацию  после  реконструкции  участок  км  1091  -  км  1119,5 

автомобильной дороги М-4 «Дон», протяженностью 28,7 км. 

В  результате  комплексного  обустройства  участка  автомобильной  дороги  М-4 

«Дон»  от  Москвы  через  Воронеж,  Ростов-на-Дону,  Краснодар  до  Новороссийска 
введены  в  эксплуатацию  после  реконструкции  участки  с  обходом  Геленджика 
протяженностью 18,5 км с доведением технической категории до 1-Б с 4-я полосами 
движения и расчетной скоростью - 120 км/ч. 

Завершена  реконструкция  участка  федеральной  автомобильной  дороги  М-3 

«Украина»  -  от  Москвы  через  Калугу,  Брянск  до  границы  с  Украиной  (на  Киев)  
км  174  -  км  194,  Калужская  область  общей  протяженностью  21,6  км.  На  текущий 
момент на всем участке начата платная эксплуатация. 

Завершено  строительство  и  начата  платная  эксплуатация  участка  скоростной 

автомобильной  дороги  Москва-Санкт-Петербург  на  участке  км  58  -  км  684,  4  этап  
км 208 - км 258, Тверская область, общей протяженностью 48 км. 

В  2017  году  обеспечен  ввод  в  эксплуатацию  автомобильных  дорог 

федерального  значения  на  условиях  государственно-частного  партнерства  в объеме 
69,5 км. 

Продолжается работа по строительству Центральной кольцевой автомобильной 

дороги  (ЦКАД)  в  Московской  области.  В  рамках  долгосрочного  инвестиционного 
соглашения  по  проекту  строительства  пускового  комплекса  №5  ЦКАД  в  ноябре 
 2017  года  (досрочно)  было  открыто  движение  на  участке  в  обход  Звенигорода 
протяженностью 3,6 км 

В целом по итогам 2017 года в платном режиме функционируют 16 участков, 

общая протяженность которых составляет 815,7 км,

 

в

 том числе: автомобильная 

дорога М-1 «Беларусь» - 1 участок, автомобильная дорога М-4 «Дон» - 11 участков, 
автомобильная дорога М-3 «Украина» - 1 участок, скоростная автомобильная дорога 
«Москва - Санкт-Петербург» - 3 участка. 

46

 

В  2017  году  протяженность  автомобильных  дорог  общего  пользования 

федерального 

значения, 

соответствующих 

нормативным 

требованиям  

к  транспортно-эксплуатационным  показателям,  обеспечена  в  объеме  41  246,2  км,  
и составила 77,8 % от их общей протяженности. 

В  2017  году  на  дорогах  Росавтодора  после  капитального  ремонта  и  ремонта 

введены в эксплуатацию участки общей протяженностью 8 855,9 км.  

Государственной  компанией  «Автодор»  в  2017  году  введены  в  эксплуатацию 

после капитального ремонта 46,3 км, после ремонта 270,3 км автомобильных дорог 
федерального значения. 

На  автомобильных  дорогах  регионального  и  местного  значения  в  2017  году  

в  рамках  региональных  программ  в  сфере  дорожного  хозяйства,  в  том  числе  
с  софинансированием  за  счет  средств  федерального  бюджета,  завершены 
строительство  и  реконструкция  участков  общей  протяженностью  1816  км, 
отремонтировано - 8330 км. 

На  территории  Дальнего  Востока  и  Байкальского  региона  завершены 

строительство  и  реконструкция  участков  региональных  и  местных  автомобильных 
дорог общей протяженностью 261,4 км (на 116 % к уровню 2016 года). 

С  софинансированием  за  счет  иных  межбюджетных  трансфертов, 

предоставленных  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  из  федерального 
бюджета  завершены  первый  этап  строительства  обхода  г.  Велижа  в  Смоленской 
области, мост через р. Волгу на автомобильной дороге Нижний Новгород - Шахунья 
-  Киров  длиной  1451  пог.  м,  транспортно-пешеходный  мостовой  переход  через  
р.  Сатис  с  общей  длиной  искусственных  сооружений  808  пог.  м.  в  г.  Сарове 
Нижегородской области и другие. 

За  счет  трансфертов, выделенных  на  финансирование  дорожной  деятельности  

в  Московской  области,  осуществлено  строительство  и  реконструкция  участков 
автомобильных дорог общей протяженностью 27 км, включая три путепровода через 
железнодорожные пути и две транспортные развязки в разных уровнях. 

С  софинансированием  из  федерального  бюджета  в  47  субъектах  Российской 

Федерации  построены  и  реконструированы  подъезды  с  твердым  покрытием  общей 
протяженностью  685  км  к  199  сельским  населенным  пунктам  и  к  39  объектам 
сельскохозяйственного производства. 

За  счет  средств,  выделенных  из  федерального  бюджета  в  рамках 

прогнозируемых доходов от взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого 
федеральным  автомобильным  дорогам  транспортными  средствами,  имеющими 
разрешенную  максимальную  массу  свыше  12  тонн  (система  «Платон»),  
в  18  субъектах  Российской  Федерации  осуществлялись  строительные  и  ремонтные 
работы на 28 мостах, находящихся в аварийном или предаварийном состоянии.  

По состоянию на 1 января 2018 г. в системе «Платон» зарегистрированы более 

351  тыс.  владельцев  транспортных  средств  с  общим  автопарком  более  942  тыс. 
грузовых  автомобилей,  в  систему  перечислены  средства  в  общем  объеме  более  
37 млрд. рублей. 

В  рамках  приоритетного  проекта  «Безопасные  и  качественные  дороги»  

в  38  городских  агломерациях,  расположенных  в  36  субъектах  Российской 
Федерации,  реализуются  программы  комплексного  развития  транспортной 
инфраструктуры, направленные на обеспечение необходимого  уровня безопасности 
дорожного движения на дорожной сети городских агломераций, приведение данной 
сети  городских  агломераций  в  нормативное  транспортно-эксплуатационное 
состояние и обеспечение ее достаточной пропускной способности. 

По  итогам  реализации  проекта  в  2017  году  дорожную  сеть  городских 

агломераций характеризуют следующие показатели:  

–  общая  протяженность  дорожной  сети  агломераций  составляет  49836  км,  

47

 

из них на 31 декабря 2017 г. с учетом проведенных дорожных работ в нормативном 
состоянии находится 26165 км или 52,5 % от общей протяженности дорожной сети; 

– проведены мероприятия по ликвидации 1465 мест концентрации ДТП.  

Развитие  железнодорожной  инфраструктуры

  направлено  на  решение  задач, 

установленных  Указом  Президента  Российской  Федерации от  7  мая  2012  г.  №  596,  
в  области  модернизации  и  инновационного  развития  экономики,  в  том  числе  
на  ускорение  социально-экономического  развития  Сибири  и  Дальнего  Востока  
в части обеспечения транспортных связей труднодоступных территорий. 

На  железнодорожном  транспорте в  2017  году  обеспечен  ввод  в  эксплуатацию 

248,7 км дополнительных главных путей и новых железнодорожных линий. 

Вводы 

по 

проектам 

составили: 

«Модернизация 

железнодорожной 

инфраструктуры 

Байкало-Амурской 

и 

Транссибирской 

железнодорожных 

магистралей  с  развитием  пропускных  и  провозных  способностей»  (30,9  км), 
«Развитие участка Тобольск-Сургут» (7,9 км), «Комплексная реконструкция участка 
им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского 
железнодорожного узла» (37,6 км), «Комплексная реконструкция линий Таманского 
полуострова»  (30,1  км),  Комплексный  проект  развития  железнодорожной 
инфраструктуры  Московского  транспортного  узла  (4,7  км),  Строительство 
железнодорожной  линии  Прохоровка  -  Журавка  -  Чертково  -  Батайск  (1  этап 
«Строительство  двухпутной  электрифицированной  железной  дороги  на  участке 
Журавка - Миллерово) (137,5 км). 

Строительство 

обходов 

Краснодарского 

железнодорожного 

узла  

и  Украины  на  участке  Журавка-Миллерово  способствует  обеспечению  доставки 
грузов  в  порты  Азово-Черноморского  транспортного  узла  (Новороссийск,  Туапсе, 
Кавказ, Темрюк и Грушевая) в планируемых на расчетные годы объемах (до 154 пар 
поездов  в  сутки)  и  оптимизации  работы  Краснодарского  узла  с  переключением 
грузового движения в обход на участок Тимашевская – Крымская. 

В  2017  году  завершено  выполнение  инженерных  изысканий  для  разработки 

проектной  документации  участка  Москва  –  Казань  ВСМ  2,  разработана  проектная 
документация  для  строительства  участка  Москва  –  Нижний  Новгород.  Завершается 
разработка проектной документации по участку Нижний Новгород – Казань. 

В  качестве  опытного  участка  строительства  ВСМ  Москва  –  Казань  определен 

участок  Москва  –  Владимир  с  соединением  с  действующей  инфраструктурой  и 
организацией эксплуатации высокоскоростных поездов от г. Москвы до г. Нижнего 
Новгорода. 

Обновление  парка  локомотивов  составило  459  единиц,  (в  том  числе  

220 электровозов и 239 тепловозов), грузовых вагонов - 56,9 тыс. единиц.  

На  морском  транспорте

  в  2017  году  реализовывался  ряд  инвестиционных 

проектов,  в  результате  которых  были  увеличены  производственные  мощности 
российских морских портов на 22 млн. тонн. В 2017 году продолжились работы по 
строительству  объектов  морского  порта  Сабетта  –  завершено  строительство 
корневой  части  Юго-Восточного  ледозащитного  сооружения  длиной  2800  м  
и  береговых  объектов.  В  декабре  с  терминала  ОАО  «Ямал  СПГ»  в  порту  Сабетта 
произведена  первая  отгрузка  сжиженного  газа  и  газового  конденсата  в  танкер-
газовоз  «Кристоф  де  Маржери».  Объем  перевозок  грузов  в  акватории  Северного 
морского пути составил 9 932 тыс. тонн (+32,8 % к уровню 2016 года), в том числе 
транзитных – 194,4 тыс. тонн. Начались работы по разработке рабочей документации  
и  строительству  международного  морского  терминала  для  приема  круизных  
и  грузопассажирских  судов  в  г.  Пионерский.  Завершены  работы  по  разработке 
проектной  документации  на  строительство  комплекса  береговой  и  морской 
инфраструктуры в морском порту Геленджик. В рамках мероприятий, направленных 
на решение задачи по обновлению обеспечивающего флота, приняты в эксплуатацию 

48

 

2 катера-бонопостановщика «Спасатель Алексюк» и «Капитан Мишин».  

В навигацию 2017 года протяженность 

внутренних водных путей

 Российской 

Федерации  в  2017  году  составила  101,5  тыс.  км,  в  том  числе  с  гарантированными 
габаритами  судовых  ходов  49,97  тыс.  км  (2016  год  –  49,07  тыс.  км).  Обеспечение 
стабильной  и  эффективной  работы  организаций  внутреннего  водного  транспорта  
по  перевозкам  грузов,  включая  в  районы  Крайнего  Севера  (отправлено  
17,4 млн. тонн грузов), и пассажиров в навигацию 2017 года стало возможным при 
значительном  улучшении  параметров  внутренних  водных  путей  и  технического 
состояния  судоходных  гидротехнических  сооружений  вследствие  увеличения 
выделения  средств  федерального  бюджета  по  сравнению  с  2016  годом  
на 4,5 млрд. рублей. На 1,5 тыс. км улучшены категории содержания судовых ходов 
за  счет  увеличения  объемов  дноуглубительных  работ  в  полтора  раза.  В  2017  году 
продолжились  работы  по  реализации  комплексных  проектов  реконструкции 
судоходных  гидротехнических  сооружений  в  Московском,  Волжском,  Волго-
Донском,  Волго-Балтийском,  Камском,  Енисейском  бассейнах  внутренних  водных 
путей  Российской  Федерации.  Завершена  разработка  проектной  документации  
по  1  этапу  (подготовительному  периоду)  строительства  Багаевского  гидроузла. 
Проведение 

капитального 

ремонта 

и 

реконструкции 

на 

судоходных 

гидротехнических  сооружениях  повысили  уровень  их  безопасности.  В  2017  году 
доля  судоходных  гидротехнических  сооружений,  подлежащих  декларированию 
безопасности  и  имеющих  неудовлетворительный  и  опасный  уровень  безопасности, 
составила  8,7  %.  Доля  эксплуатируемых  внутренних  водных  путей  с  освещаемой  
и  светоотражательной  обстановкой  от  общей  протяженности  внутренних  водных 
путей составила 37,7 % 

В  сфере  воздушного  транспорта

  в  2017  году  осуществлялась  работа  

по  строительству  и  реконструкции  аэропортовой  и  аэродромной  инфраструктуры  
и реализация мер по обеспечению повышения доступности транспортных услуг для 
населения.  В  2017  году  осуществлялась  реконструкция  и  строительство  
26  аэропортовых  комплексов  Российской  Федерации,  введены  в  эксплуатацию  
6  взлетно-посадочных  полос  в  аэропортах  Краснодара  (Пашковский),  Саранска, 
Екатеринбурга, 

Чокурдаха 

и 

Кызыла. 

Реализован 

масштабный 

проект  

по  строительству  аэропортовой  инфраструктуры,  не  имеющий  аналогов  
в  современной  истории  России,  –  аэропорт  «Платов»  в  Ростове-на-Дону,  который 
является  крупнейшим  аэропортом  на  территории  Южного  федерального  округа. 
Пропускная способность аэропорта – порядка 5 млн. пассажиров в год. В 2017 году 
полностью  завершена  реконструкция  объектов  аэродромной  инфраструктуры 
аэропорта г. Волгограда и взлетно-посадочной полосы в аэропорту г. Калининграда.  

Завершены  работы  по  подготовке  аэродромной  инфраструктуры  аэропортов  

и  основных  объектов  (взлетно-посадочные  полосы,  рулежные  дорожки,  перроны)  
в аэропортах Стригино (г. Нижний Новгород), Курумоч (г. Самара). 

Начата  реконструкция  аэропортов  Якутск  (третий  этап  –  ИВПП-  2),  Тикси,  

г. Норильска (второй этап – перроны). Помимо мероприятий Программы подготовки 
к  проведению  в  2018  году  в  Российской  Федерации  чемпионата  мира  по  футболу  
в  2017  году  активно  велась  реализация  проектов  по  реконструкции  аэродромной 
инфраструктуры  в  городах  Норильске  (первый  этап  –  ВПП),  Хабаровске, 
Нижнекамске, Зее, Кызыле и Ульяновске 

В  2017  году  была  продолжена  работа  по  развитию  международных 

транспортных коридоров. 

Проект  создания  высокоскоростного  железнодорожного  коридора  «Евразия» 

Пекин  -  Москва  -  страны  Европейского  Союза  (далее  -  Проект  и  ВСМ  «Евразия») 
предполагает  строительство  высокоскоростной  железнодорожной  магистрали  для 
организации  грузовых  и  пассажирских  перевозок  по  маршруту  Берлин  -  Минск  - 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..