ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год) - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2017 год) - часть 4

 

 

49

 

Москва - Астана - Пекин. 

В Минтрансе России совместно с ОАО «РЖД» и представителями экспертного 

сообщества  в  целях  совместной  выработки  согласованной  позиции  о  реализации 
проектов ВСМ (Москва - Казань, «Евразия») и объединения усилий по практическим 
шагам инициативы «Один пояс, один путь» в области транспорта, прорабатываются 
вопросы, касающиеся реализации проектов ВСМ в Российской Федерации.   

В  2017  году  доля  российских  перевозчиков  в  объеме  международных 

автомобильных перевозок грузов составила 45 процентов

В мае 2017 года в г. Пекине состоялось организационное заседание Совместной 

комиссии в рамках реализации подписанного 12 сентября 2014 г. Соглашения между 
Правительствами  государств  -  членов  Шанхайской  организации  сотрудничества 
(ШОС)  о  создании  благоприятных  условий  для  международных  автомобильных 
перевозок Соглашения ШОС. 

В Российской Федерации в 2017 году функционировало 313 пунктов пропуска 

через государственную границу Российской Федерации.  

В  2017  году  открыты  после  завершения  строительства,  реконструкции  

и технического перевооружения 9 пунктов пропуска: 4 воздушных пунктов пропуска 
– Волгоград (Гумрак), Нижний Новгород (Стригино), Уфа, Ростов-на-Дону (Платов); 
3 морских пунктов пропуска – Темрюк, Астрахань, Мурманск; 1 пешеходный пункт 
пропуска – Ивангород; 1 смешанный пункт пропуска – Верхнеблаговещенский. 

В  рамках  мероприятий  Программы  (подпрограммы  «Развитие  экспорта 

транспортных  услуг»)  в  2017  году  продолжалась  реализация  инвестиционных 
проектов по развитию комплексных транспортных узлов. 

По проекту «Создание сухогрузного района морского порта Тамань» завершена 

корректировка  проектной  документации,  предусматривающая  выделение  этапа  1: 
«Объекты 

железнодорожной 

инфраструктуры 

федеральной 

собственности, 

обеспечивающие подход к транспортному переходу через Керченский пролив». 

Продолжено  строительство  железнодорожного  подхода  к  транспортному 

переходу  через  Керченский  пролив  в  составе  инвестиционного  проекта  «Создание 
сухогрузного района морского порта Тамань». 

В  части  проекта  «Комплексное  развитие  Мурманского  транспортного  узла» 

разработан  сценарий  завершения  реализации  проекта  в  установленный  срок  
(2020 

год), 

включающий 

как 

использование 

механизма 

концессии,  

так  и  продолжение  работ  в  рамках  заключенного  государственного  контракта  
с привлечением внебюджетных средств.  

Также продолжена реализация таких инвестиционных проектов, как «Развитие 

транспортного  узла  «Восточный  -  Находка»  (Приморский  край)»,  «Комплексное 
развитие 

Новороссийского 

транспортного 

узла 

(Краснодарский 

край), 

«Строительство  железнодорожных  парков  и  развитие  железнодорожной  станции 
Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги».   

В  сфере  международной  деятельности  Минтранса  России  был  задействован 

потенциал  международных,  региональных  организаций  и  форумов  (ЕАЭС,  СНГ, 
Союзное  государство,  ЕЭК  ООН,  ЭСКАТО,  ШОС,  АТЭС,  АСЕМ),  а  также  формат 
двустороннего 

сотрудничества 

(рабочие 

группы 

по 

транспорту  

и  межправительственные  комиссии  по  торгово-экономическому  сотрудничеству  
с зарубежными государствами) с целью закрепления за Российской Федерацией роли 
ключевого  транзитного  направления  по  обеспечению  евроазиатских  торгово-
экономических  связей  и  продвижения  национальных  технологических  решений  
в сфере транспорта на зарубежные рынки товаров и услуг.  

В  2017  году  состоялись  заседания  16-ти  Рабочих  групп  по  транспорту. 

Представители  Минтранса  России  приняли  участие  в  заседаниях  46-ти 
межправительственных  комиссий  по  экономическому  и  научно-техническому 

50

 

сотрудничеству.  В  2017  году  Минтранс  России  принял  участие  в  более  чем  70-ти 
крупных  двусторонних  и  многосторонних  международных  мероприятий.  В  течение 
2017  года  были  подписаны  16  международных  межправительственных  
и межведомственных соглашений, договоров и меморандумов.  

Особое  внимание  Минтранс  России  уделил  вопросам  взаимодействия  

с региональными комиссиями ООН и их рабочими органами.

 

Итоги  реализации  в  2017  году  мероприятий,  предусмотренных  в  Приложении  

№  6  «Крупные  инвестиционные  проекты»  к  Транспортной  стратегии,  подробно 
представлены в Приложении 1. 

2.3.1 

В  Приложении  2  представлена  карта-схема,  содержащая  сведения  

о  географическом  расположении  и  выполненным  работам  по  объектам  ключевых 
мероприятий 

крупных 

инвестиционных 

проектов 

развития 

транспортной 

инфраструктуры, а также их уровне готовности. 

На  карте-схеме  Российской  Федерации  для  обозначения  объектов  

по  ключевым  мероприятиям  развития  транспортной  инфраструктуры  использованы 
следующие условные знаки: 

 

Крупные комплексные инвестиционные проекты (точечные объекты  ); 

 

Дорожное хозяйство (точечные 

 и линейные объекты 

); 

 

Железнодорожный транспорт (линейные объекты 

); 

 

Воздушный транспорт (точечные объекты 

); 

 

Внутренний водный транспорт (точечные объекты 

); 

 

Морской транспорт (точечные объекты 

). 

Рядом  с  условным  знаком  каждого  объекта,  представленного  на  карте, 

располагаются  в  скобках  уникальный  идентификационный  номер  мероприятия  
и  оценка  уровня  готовности  объекта  по  состоянию  на  2017  год  в  процентах. 
Информация  о  наименовании  мероприятий  и  проектов  с  их  соответствующими 
идентификационными  номерами  представлена  в  таблице  в  нижней  части  
карты-схемы.

 

2.3.2 

Итоги  реализации  в  2017  году  мероприятий,  предусмотренных  в  Приложении 

№ 7 к Транспортной стратегии, подробно представлены в Приложении 3. 

 

51

 

 

3.

 

Анализ факторов, повлиявших на ход реализации  

Транспортной стратегии 

 

№ п/п 

Содержание раздела 

3.1 

Факторы, повлекшие полное или частичное неисполнение мероприятий 

и (или) недостижение целевых показателей Транспортной стратегии  

В 2017 году на реализацию мероприятий и достижение целевых индикаторов 

Транспортной  стратегии  продолжили  оказывать  влияние  общемировые 
макроэкономические и геополитические изменения, продолжающиеся с 2014 года.  

При  этом  на  фоне  указанного  влияния  внешних  факторов,  в  2017  году 

происходит  дальнейшая  адаптация  экономики  Российской  Федерации  к  новым 
макроэкономическим  условиям,  что  выразилось,  в  частности,  в  снижении 
инфляции  и  повышении  спроса  на  транспортные  услуги  со  стороны  населения  
и бизнеса.  

Объем ВВП России за 2017 г., по второй оценке, составил в текущих ценах 

92037,9  млрд.  рублей.    Индекс  физического  объема  ВВП  относительно  2016г. 
составил 101,5 %. Индекс-дефлятор ВВП за 2017г. по отношению к ценам 2016г. 
составил 105,2 %. 

Индекс  выпуска  товаров  и  услуг  по  базовым  видам  экономической 

деятельности составил 101,4 %. 

Индекс  промышленного  производства  в  2017г.  по  сравнению  с  2016г. 

составил 101,0 %. 

В 2017 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 

590,9 млрд. долларов США (124,8 % к 2016г.), в том числе экспорт – 353,1 млрд. 
долларов (125,3 %), импорт – 237,8 млрд. долларов (124,1 %). 

Внутренний  спрос  (как  потребительский,  так  и  инвестиционный)  в  ноябре-

декабре продолжил устойчиво расти по отношению к соответствующему периоду 
предыдущего  года.  При  этом  прекратилось  падение  внутреннего  и  внешнего 
спроса на транспортные услуги. 

 

Оборот розничной торговли составил 101,2 % к уровню 2016 года. 
Индикаторы  инвестиционной  активности  указывают  на  продолжение  роста 

инвестиций.  

Ситуация  на  рынке  труда  продолжает  формировать  благоприятные  условия 

для расширения потребительского спроса.

 

Темпы роста реальных заработных плат 

в  октябре  и,  по  предварительной  оценке,  в  ноябре  вновь  обновили  максимум  
с  начала  восстановительного  цикла  (5,4  %  в  октябре–ноябре  2017  года  
по отношению к аналогичному периоду прошлого года). 

Увеличение  производственной  активности  в  отчетном  периоде  2017  года 

наблюдалось  во  всех  основных  грузообразующих  отраслях  промышленности  
и в сельском хозяйстве.  

В  этих  условиях,  для  выполнения  поставленных  Транспортной  стратегией 

целей  и  достижения  установленных  уровней  целевых  индикаторов,  по

  Цели  1

 

основной  задачей  становится  максимальное  повышение  экономической  
и  социальной  эффективности  реализуемых  проектов,  в  том  числе  путем  
их  реализации  с  привлечением  внебюджетных  средств  со  стороны  частных 
инвесторов,  а  также  концентрация  финансовых  ресурсов  на  наиболее  важных  
для 

развития 

транспортной 

инфраструктуры 

проектах, 

обладающих 

непосредственным 

влиянием 

на 

основные 

показатели 

эффективности 

транспортной системы. 

Основными факторами, повлиявшими на достижение 

Цели 1

 Транспортной 

52

 

стратегии  в  отчетном  периоде,  являются,  с  одной  стороны,  существующие 
ограничения  финансирования  транспортного  комплекса,  а  с  другой  стороны, 
стабилизация  экономической  ситуации  в  стране,  которая  отразилась  на  росте 
привлечения  внебюджетных  средств  в  транспортный  комплекс  со  стороны 
частных инвесторов. 

Оживление инвестиционной активности в отчетный период сопровождалось 

бурным ростом инвестиционного импорта (вложений в реализацию транспортных 
проектов за рубежом), который в 2017 году увеличился более чем на 30 %.  

Объемы  затрат  на  реализацию  федеральной  целевой  программы  «Развитие 

транспортной системы России (2010-2021 годы)» (далее – ФЦП) в 2016-2017 годах 
составили  на  капитальные  вложения  1715,4  млрд.  рублей  (в  том  числе  за  счет 
средств  федерального  бюджета  658,8  млрд.  рублей,    38,4  %,  за  счет  бюджетов 
субъектов России  –14,7 млрд. рублей, или  0,9 %, за счет внебюджетных средств 
1042,0  млрд.  рублей,  или  60,7  %  от  общего  объема  капитальный  вложений), 
которые были выделены в размере 247,7 млрд. рублей на развитие автомобильных 
дорог, 432,93 млрд. рублей – железнодорожного транспорта,  539,1 млрд. рублей – 
воздушного  транспорта,  102,64  млрд.  рублей  –  морского  транспорта,  52,0  млрд. 
рублей  –  комплексных  проектов  развития  транспортной  системы,  25,82  млрд. 
рублей – внутреннего водного транспорта. 

При  этом необходимые капитальные вложения для обеспечения реализации 

транспортной стратегии на 2016-2018 годы составляют 5053 млрд. рублей, из чего 
следует,  что  обеспечение  ресурсами  за  2  года  выполнено  только  на  34,5  %  
(за  2016  и  2017  годы  –  на  60  %  и  43,6  %  соответственно),  в  том  числе  
из  федерального  бюджета  –  на  27,5  %,  из  регионального  бюджета  –  на  29,2  %,  
из внебюджетных средств – на 41,9 %. 

Наилучшим образом, в объеме 83,1 % (в том числе из средств федерального 

бюджета  –  на  34,5  %,  регионального  бюджета  -  на  59,7  %,  других  источников  –  
на  104,4  %)  был  обеспечен  ресурсами  воздушный  транспорт.  При  этом 
капитальные затраты по автомобильным дорогам составили 24,7 % от ожидаемых 
объемов, по внутреннему водному транспорту – 29,3 %, по морскому транспорту – 
33,4  %,  по  железнодорожному  транспорту  –  34,8  %.  Только  на  13,7  %  
от

 

запланированных 

расходов  обеспечены 

капитальными 

вложениями 

комплексные  проекты  по  развитию  транспортной  системы,  в  том  числе  
из федерального бюджета в объеме 27,0 % из внебюджетных средств – 6,8 %. 

Для  успешного  достижения  Цели  1  большое  значение  имеет  концентрация 

финансовых  ресурсов  на  наиболее  важных  для  развития  транспортной 
инфраструктуры  проектах,  обладающих  непосредственным  влиянием  на  такие 
показатели  как  надежность  и  безопасность  транспортных  услуг  для  населения,  
а  также  снижение  стоимости  перевозок  и  повышение  скорости  доставки  
для внутренних и внешних грузоотправителей. 

Основными  факторами,  повлиявшими  на  достижение  Цели  1  Транспортной 

стратегии  в  2017  году,  были  усилия,  предпринятые  Минтрансом  России  
по  решению  актуальных  задач  развития  и  обеспечения  эффективного 
функционирования 

инфраструктуры 

всех 

видов 

транспорта,  

в  том  числе  сети  автомобильных  дорог  федерального  значения,  скоростных 
автомобильных дорог, содействия развитию автомобильных дорог регионального 
или межмуниципального и местного значения, развития дополнительных главных 
путей и новых железнодорожных линий, развития аэропортовой сети (аэропортов-
хабов,  внутрироссийских  узловых  аэропортов,  региональных  аэропортов), 
увеличения  пропускной  способности  российских  морских  портов,  повышения 
качественных  характеристик  внутренних  водных  путей  и  судоходных 
гидротехнических сооружений. 

53

 

Интегрированный показатель (общий процент) достижения Цели 1 составил 

101,4 %. 

В  2017  году  продолжается  действие  факторов,  оказывающих  негативное 

влияние  на  финансирование  реализации  Транспортной  стратегии  Российской 
Федерации,  а  именно  санкционных  ограничений  доступа  к  зарубежным 
инвестиционным  ресурсам  и  ограниченного  финансирования  транспортного 
комплекса  из  федерального  бюджета  что  привело  к  сокращению  числа  вновь 
начинаемых крупных инвестиционных проектов. 

Основными  факторами,  оказавшими  отрицательное  влияние  на  реализацию 

мероприятий  и  достижение  плановых  значений  индикаторов  по 

Цели  1

 

Транспортной  стратегии  «Формирование  единого  транспортного  пространства 
России  на  базе  сбалансированного  опережающего  развития  эффективно 
транспортной инфраструктуры» являлись: 

 

оптимизация  государственного  финансирования  в  части  новых 

транспортных проектов; 

 

снижение инвестиционной активности частных компаний транспортной 

отрасли; 

 

санкционное  ограничение  доступа  российских  компаний  к  дешевым 

иностранным  кредитным  ресурсам,  что,  в  условиях  высокой  фондоемкости 
транспортных проектов и большим сроком окупаемости, отрицательно сказалось, 
прежде 

всего, 

на 

реализации 

проектов 

развития 

инфраструктуры 

железнодорожного транспорта и транспортно-логистических узлов. 

Так,  важным  фактором,  повлиявшим  на  ход  реализации  Транспортной 

стратегии  Российской  Федерации  и  повлекшим  неполное  достижение  целевых 
показателей  за  отчетный  период,  являлось  существенное  снижение  объемов 
ассигнований  из  федерального  бюджета,  предусмотренных  на  строительство  
и  реконструкцию  дорог  Росавтодора,  по  сравнению  с  ранее  утвержденными 
показателями подпрограммы «Автомобильные дороги». Так по сравнению с этой 
подпрограммой  в  редакции,  утвержденной  постановлением  Правительства 
Российской  Федерации  от  5  мая  2013  г.  №  401  (далее  –  Постановление  №  401), 
учитывающей  исполнение  поручения  Президента  Российской  Федерации, 
касающегося  задачи  удвоения  объемов  строительства  и  реконструкции 
автомобильных  дорог  за  период  2013  –  2022  годов  по  сравнению  
с  соответствующим  предшествующим  периодом,  объемы  финансирования 
строительства  и  реконструкции  автомобильных  дорог  Росавтодора  без  учета 
финансирования строительства транспортного перехода через Керченский пролив 
составляли: в 2014 году – 123,7 млрд. рублей (на 28 % меньше, чем предусмотрено 
Постановлением  №  401),  в  2015  году  –  93,3  млрд.  рублей  (на  43  %  меньше,  чем 
предусмотрено  Постановлением  №  401),  в  2016  году  –  98,4  млрд.  рублей  
(на  48,5  %  меньше,  чем  предусмотрено  Постановлением  №  401),  в  2017  году  – 
112,8  млрд.  рублей  (на  52,1  %  меньше,  чем  предусмотрено  Постановлением  
№ 401), в 2018 году - 113,2 млрд. рублей (на 60,9 % меньше, чем предусмотрено 
Постановлением 

№ 

401). 

Аналогичная 

тенденция 

предусмотрена  

и  на  2019-2020  годы.  Указанное  снижение  объемов  финансирования  с  учетом 
продолжительности 

строительства 

федеральных 

автомобильных 

дорог, 

определяемой  технологическими  особенностями  объектов  и  составляющей  
3 - 4 года, привело к исчерпанию всех ранее созданных технологических заделов  
и к снижению объемов ввода в эксплуатацию дорог Росавтодора. 

В части автомобильных дорог регионального и местного значения на объемы 

дорожных  фондов  субъектов  Российской  Федерации  и  соответственно  
на  индикаторы  реализации  Транспортной  стратегии  Российской  Федерации 
оказывают  влияние  принятые  Федеральным  законом  от  14  ноября  2017  г.  

54

 

№  315-ФЗ  поправки  к  Бюджетному  кодексу  Российской  Федерации, 
предусматривающие снижение доли зачисления в бюджеты субъектов Российской 
Федерации доходов от акцизов на нефтепродукты до 57,1 % на 2018 год, 58,1 %  
на  2019  год,  58,2  %  на  2020  год,  вместо  доли,  ранее  предусмотренной 
Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 283-ФЗ в размере 100 %. Вместе  
с  тем  на  достижение  установленных  величин  индикаторов  Транспортной 
стратегии  Российской  Федерации  существенное  позитивное  влияние  окажет 
принятие  актов,  направленных  на  исполнение  положений  Послания  Президента 
Российской  Федерации  Федеральному  Собранию  Российской  Федерации  
от  1  марта  2018  г.  в  части  увеличения  объемов  финансирования  дорожного 
хозяйства. 

Невыполнение 

индикатора 

по 

вводу 

в 

эксплуатацию 

новых 

железнодорожных  линий  в  2017  году  обусловлено  переносом  сроков  
по следующим проектам: 

1.  По  проекту  «Строительство  пускового  комплекса  Томмот  -  Якутск 

(Нижний  Бестях)  железнодорожной  линии  Беркакит  -  Томмот  -  Якутск  
в  Республике  Саха  (Якутия)»  не  введено  в  эксплуатацию  450  км  новых  линий  
в связи с нарушением Генеральным подрядчиком своих обязательств. Завершение 
строительных работ по проекту планируется в 2018 г. 

2.  По  проекту  «Строительство  железнодорожной  линии  «Лосево-

Каменогорск» не введено в эксплуатацию 64 км новых линий. На текущий момент 
строительно-монтажные работы выполнены на 80 %. Доведение проекта до норм 
постоянной  эксплуатации,  завершение  всех  работ  по оформлению  и  регистрации 
объектов государственной собственности планируется в 2019 году.  

Вместе с тем, в 2017 году дополнительно введено в эксплуатацию 137,5 км 

новых линий по проекту «Журавка-Миллерово». 

Невыполнение  индикатора  «Количество  введенных  в  эксплуатацию  после 

реконструкции взлетно-посадочных полос» обусловлено следующими факторами: 

Не  введено  в  эксплуатацию  3  взлетно-посадочных  полосы:  Храброво  

(г. Калининград), Стригино (г. Нижний Новгород), Курумоч (г. Самара). 

Перенос  сроков  ввода  объектов  в  эксплуатацию  на  2018  год  обусловлен 

корректировкой  проектной  документации  в  части  отдельных  вспомогательных 
объектов 

(патрульная 

дорога, 

оснащение 

периметрового 

ограждения 

техническими  средствами  охраны  и  т.д.)  и  проведением  конкурсных  процедур  
на заключение новых государственных контрактов. 

«Взлетно-посадочная  полоса  в  аэропорту  г.  Нижний  Новгород  не  введена  

в срок, так как не урегулирован вопрос выделения указанной взлетно-посадочной 
полосы в отдельный этап строительства.  

Всего в 2017 году введены в эксплуатацию после реконструкции 6 взлетно-

посадочных  полос  в  аэропортах  Платов  (г.  Ростов-на-Дону),  Саранск, 
Екатеринбург, Кызыл, Пашковский (г. Краснодар), Чокурдах. 

«Завершение  строительства  пускового  комплекса  Томмот-Якутск  (Нижний 

Бестях)  железнодорожной  линии  Беркакит-Томмот  -  Якутск  в  Республике  Саха 
(Якутия)»  не  было  выполнено  в  связи  с  нарушением  Генеральным  подрядчиком 
своих обязательств. 

На  снижение  спроса  на  пассажирские  перевозки  внутренним  водным 

транспортом прежде всего повлияли неблагоприятные погодные условия в течение 
всего периода навигации. 

Сокращение  объемов  перевалки  грузов  на  внутреннем  водном  транспорте 

вызвано,  прежде  всего,  снижением  перевалки  строительных  грузов  на  2,2  %  
до  106,2 млн.  т,  а  также  лесных  грузов  на  5,7  %  до  2,2  млн. т,  черных  металлов  
на 7,6 % до 5,7 млн. т. 

55

 

Несмотря  на  наличие  существенного  числа  факторов,  отрицательно 

повлиявших  на  реализацию  мероприятий  Транспортной  стратегии,  анализ 
фактических  значений  основных  индикаторов  по  ее  Первой  цели  в  целом 
позволяет  констатировать  положительную  динамику  развития  транспортного 
комплекса в части формирования единого транспортного пространства Российской 
Федерации. 

При  этом,  исходя  из  состава  задач  и  мероприятий,  наличие  положительной 

динамики  по  указанной  цели  оказывает  влияние  на  все  остальные  цели 
Транспортной  стратегии  Российской  Федерации,  ввиду  системообразующего 
характера  сбалансированного  развития  инфраструктуры  всех  видов  транспорта  
за анализируемый период. 

 
Цель  2 

Транспортной  стратегии  направлена  на  обеспечение  доступности  

и  качества  транспортно-логистических  услуг  в  области  грузовых  перевозок  
на уровне потребностей развития экономики страны. 

Несмотря на наличие сдерживающих факторов роста российской и мировой 

экономики,  а  также  конъюнктуры  глобальных  товарных  рынков  и  пока  еще 
ограниченный  рост  спроса  на  транспортную  работу,  по  7  представленным 
индикаторам  по  Цели  2  была  достигнута  положительная  динамика,  
что свидетельствует о позитивных тенденциях в области доступности и качества 
транспортно-логистических  услуг  в  области  грузовых  перевозок.  Интегральный 
показатель  (общий  процент)  достижения  Цели  2  Транспортной  стратегии  
в 2017 году составил 102,1 %. 

В 

2017 

году 

всеми 

предприятиями 

транспортного 

комплекса  

по хозяйственным видам экономической деятельности собственными силами было 
выполнено  работ  и  услуг  в  объеме  7394  млрд.  рублей,  что  на  8,8  %  больше,  
чем  в  2016  году  (7,9  %  от  общего  объема  отгруженных  товаров,  выполненных 
работ  и  услуг  по  всем  видам  экономической  деятельности  в  целом  по  стране  
в 2017 году).  

Из общего объема работ и услуг транспортного комплекса за 2017 год: 

 

объем  работ  и  услуг,  выполненный  организациями  железнодорожного 

транспорта  составил  2165  млрд.  рублей  (108,9  %  г/г,  29,3  %  от  всего  объема 
транспортных услуг), в том числе в разрезе грузовых перевозок 1845 млрд. рублей 
(85,2 % от всех железнодорожных перевозок); 

 

объем  работ  и  услуг,  выполненный  организациями  автомобильного 

транспорта  –  1132  млрд.  рублей  (107,7  %  г/г,  15,3  %  от  всего  объема 
транспортных услуг), в том числе в разрезе грузовых перевозок 634 млрд. рублей 
(56,0 % от всех перевозок автомобильным транспортом); 

 

деятельность  организаций  морского  транспорта  –  136  млрд.  рублей 

(108,9  %  г/г,  1,85  %  от  всего  объема  транспортных  услуг),  в  том  числе  по 
грузовым перевозкам 124 млрд. рублей или 1,68 %, что составляет 91,1 % от всех 
перевозок морским транспортом; 

 

деятельность  организаций  внутреннего  водного  транспорта  –  

92  млрд.  рублей  (99  %  г/г,  1,24  %  от  всего  объема  транспортных  услуг),  в  том 
числе  по  грузовым  перевозкам  76  млрд.  рублей  (82,3  %  от  всех  перевозок 
внутренним водным транспортом); 

 

деятельность организаций  воздушного  транспорта  –  1181  млрд.  рублей 

(110,3  %  г/г,  16  %  от  всего  объема  транспортных  услуг).  В  данном  виде 
деятельности  наибольшая  доля  объема  выполненных  услуг  (88,6  %)  приходится 
на перевозки пассажиров (1046 млрд. рублей);  

 

на вспомогательную транспортную деятельность, всего приходится 33 % 

объема выполненных работ и услуг (2436 млрд. рублей).  

56

 

Среди факторов, сдерживавщих динамику достижения цели 2 Транспортной 

стратегии, целесообразно отметить: 

 

 

сохранение  объема  перевозок  транзитных  грузов  из  Казахстана  через 

территорию Российской Федерации на уровне ниже прогнозных значений; 

 

санкционный  режим,  ограничивающий  доступ  крупных  российских 

транспортных  компаний  к  дешевым  кредитным  ресурсам,  что  не  позволяет 
наращивать  темпы  обновления  флота  морских  и  речных  судов  под  российским 
флагом,  а  также  парка  грузовых  автотранспортных  средств  и  автобусов.  Низкие 
темпы  обновления  подвижного  состава,  в  свою  очередь,  препятствуют  росту 
конкурентоспособности  отечественных  перевозчиков  на  международных  рынках 
транспортных услуг 

 

рост  себестоимости  транспортных  услуг  вследствие  увеличения 

коммунальных  тарифов  и  стоимости  топлива  выше  уровня  инфляции,  а  также 
упразднение  ранее  действовавших  налоговых  льгот  субъектами  Российской 
Федерации по уплате налога на отдельные категории имущества организаций. 

 

недостаточный  уровень  частных  инвестиций  в  формирование  сети 

терминально-логистических  центров  и  организацию  новых  видов  транспортных 
услуг  (регулярного  контрейлерного  сообщения).  Отсутствие  необходимых 
инвестиций  не  позволяет  внедрять  современные  эффективные  перевозочные  
и  логистические  технологии,  что  ведет  с  росту  себестоимости  и  снижению 
качества транспортно-логистических услуг; 

 

рост  конкуренции  на  рынке  трансконтинентальных  контейнерных 

перевозок,  вследствие  ввода  в  эксплуатацию  новых  регулярных  контейнерных 
маршрутов, проходящих по коридору ТРАСЕКА в обход России; 

 

снижение  скорости  доставки  контейнеров  в  транзитном  сообщении  

в  2017  году  (произошло  из-за  технических  причин  связанных  с  организацией 
проведения  ремонтных  и  строительных  работ,  а  также  значительное  увеличение 
объемов  работы  по  пропуску  1972  поездов  на  межгосударственном  стыковом 
пункте Илецк, расположенном на маршруте Илецк-Красное (одно из направлений 
коридора Запад-Восток).  

Положительными факторами, повлиявшими на реализацию Цели 2 стали: 

 

сохранение  устойчивого  высокого  спроса  на  российские  топливно-

энергетические  товары  на  внешних  рынках  рост  цен  в  2017  году  на  ключевые 
сырьевые  товары,  что  в  существенной  степени  содействовало  росту  экспортных 
перевозок  грузов,  в  частности  угля,  нефти,  внутренних  перевозок  сырья  
и промышленной продукции; 

 

рост  эффективности  работы  железнодорожной  отрасли,  несмотря  

на 

сокращение 

объемов 

финансирования 

крупных 

инфраструктурах 

железнодорожных  проектов,  что  выразилось  в  выполнении  в  2017  году  базовых 
индикаторов, предусмотренных Транспортной стратегией по Цели 2; 

 

оптимизация операционных издержек транспортными и логистическими 

компаниями; 

 

снижение  ставки  рефинансирования  Центральным  банком  Российской 

Федерации, что содействовало снижению стоимости кредитования юридическим 
лицам  в  2017  году,  что  частично  нивелировало  ограничение  на  доступ  
к 

международным 

финансовым 

ресурсам 

и 

позволило 

крупным 

автотранспортным  компаниям  частично  обновить  парк  транспортных  средств 
общего  пользования  и  вывести  из  эксплуатации  старогодные  грузовые 
автотранспортные средства; 

 

расширение  успешной  практики  ОАО  «РЖД»  по  развитию  регулярных 

ускоренных  контейнерных  сервисов  и  дальнейшее  совершенствование 
транспортно-логистического  обслуживания,  что  оказало  позитивное  влияние  

57

 

на  рост  скорости  доставки  контейнеров  железнодорожным  транспортом,  в  том 
числе в транзитном сообщении по Транссибирской магистрали; 

 

расширение  в  2017  году  полигона  движения  грузовых  поездов 

повышенной  длины  и  массы,  что  также  положительно  повлияло  на  повышение 
скорости маршрутных отправок; 

 

увеличение  объемов  предъявления  грузоотправителями  к  перевозке 

массовых  грузов  маршрутными  и  повагонными  отправками,  включая  каменный 
уголь,  химические  и  минеральные  удобрения,  лесные  и  зерновые  грузы,  грузы  
в  контейнерах  и  другой  продукции,  что  оказало  положительное  влияние  
на  динамику  роста  объемов  доставки  грузовых  отправок  в  нормативные  
или  договорные  сроки.  Доля  грузовых  отправок,  доставленных  в  нормативный 
(договорной)  срок  в  общем  объеме  отправок  на  железнодорожном  транспорте 
составила 96,7 %, с приростом на + 0,6 % к 2016 году; 

 

несмотря  на  неблагоприятные  условия  в  международных  торгово-

экономических отношениях с США и странами ЕС, в 2017 году наблюдался рост 
контейнерных перевозок в государства  АТР, главным образом, в Китай, а также 
объемов транзитных перевозок. 

 

в  целом  в  условиях  сложной  экономической  ситуации  объем  погрузки 

грузов на железнодорожном транспорте в 2017 году превысил уровень 2016 года  
и составил 1 млрд. 261 млн. тонн. Повысились объемы перевозки каменного угля. 
Достигнут  рекордный  объем  отгрузки  на  экспорт  –  почти  193  млн  тонн. 
Динамичный рост демонстрируют перевозки зерна. 

 

проводимая  ОАО  «РЖД»  работа  по  обновлению  парка  подвижного 

состава  и  выводу  из  эксплуатации  старогодных  вагонов,  пополнение  нового 
подвижного  состава  с  повышенными  тяговыми  характеристиками,  снижение 
ограничений  пропускной  и  провозной  способности  участков  и  направлений  
на железных дорогах, увеличение участковой и технической скоростей движения 
оказало позитивное влияние на динамику увеличения скорости доставки грузовых 
отправок железнодорожным транспортом;  

 

Утвержден 

план 

мероприятий 

по 

развитию 

конкуренции  

на  железнодорожном  транспорте  в  части  развития  конкуренции  в  перевозочной 
деятельности.  Проект  Целевой  модели  рынка  грузовых  железнодорожных 
перевозок  внесен  Минтрансом  России  в  Правительство  Российской  Федерации 
письмом от 16.03.2018 № МС -10/3537. 

Сальдированный  финансовый  результат  деятельности  по  полному  кругу 

транспортных  компаний  за  2017  год  вырос  на  15,5  млрд.  руб.  по  сравнению  
с  прошлым  годом  и  составил  614,5  млрд.руб.,  2044  транспортные  организации 
получили  прибыль  в  размере  678,5  млрд.руб.  (рост  по  сравнению  с  2016  годом 
составил  100,5  %),  а  1010  организаций  имели  убыток  на  сумму  64,0  млрд.  руб. 
Удельный  вес  прибыльных  организаций  в  2017  году  составил  66,9 % от общего 
числа  организаций.  Темп  роста  финансового  результата  за  указанный  период  
по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 102,9 %. 

Кредиторская  задолженность  организаций  транспорта  на  01.01.2018 

составила 1 768,7 млрд. руб. (в том числе просроченная – 90,6 млрд.руб. или 5,1 % 
в общем объеме задолженности). Дебиторская задолженность – 1398,4 млрд. руб. 
(в  том  числе  просроченная  –  79,5  млрд.руб.  или  5,7  %  в  общем  объеме 
задолженности). 

Превышение  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  составило  

26,5 %, что превышает допустимое значение (10 %). 

Задолженность  по  полученным  кредитам  и  займам  составила по  состоянию  

на  1  января  2018  г.  2  344,5  млрд.руб.,  в  том  числе  просроченная  составляет  
33,3 млрд. руб., или 1,3 % от общего объема задолженности. 

58

 

Уровень  рентабельности  проданных  товаров,  работ,  услуг  за  2017  год 

составил 8,4 % к затратам на производство проданных товаров, продукции, работ, 
услуг, 127,1 %  - к коммерческим и  управленческим расходам, 5,4 %  - к выручке  
от  продажи  товаров,  продукции,  работ,  услуг  (в  2016  году  -  3,0;  46,7  
и 2,8 соответственно).  

Сальдированный  финансовый  результат  деятельности 

организаций 

железнодорожного  транспорта 

по  полному  кругу  транспортных  организаций  

за  2017  год  вырос  на  28,9  млрд.руб.  по  сравнению  с  аналогичным  периодом 
прошлого  года  и  составил  119,3  млрд.руб.    109  организаций  получили  прибыль  
в  размере  121,3  млрд.руб.  (рост  по  сравнению  с  2016  года  составил  124  %),  
а  33  организации=  имели  убыток  на  сумму  2,0  млрд.руб.  Удельный  вес 
прибыльных  организаций  в    2017  году  составил  76,2  %  от  общего  числа 
организаций, 

в 

том 

числе 

73,2 

по 

грузовым 

перевозкам,  

81,6 % - по междугородним и международным перевозкам пассажиров и 87,5 % -  
по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении.   

Темп  роста  финансового  результата  за  2017  год  по  сравнению  с  прошлым 

годом  составил  132  %.  Наилучший  результат  в  размере  137,8  %  достигнут 
организациями,  занимающимися  перевозками  грузов;  по  междугородным  
и  международным  пассажирским  перевозкам  этот  показатель  составил  130,9  %;  
в  то  же  время  по  перевозкам  пассажиров  железнодорожным  транспортом  
в пригородном сообщении произошло падение показателя до 3,4 %. 

Кредиторская задолженность на 1 января 2018 г. составила 583,2 млрд. руб.  

(в  том  числе  просроченная  –  7,6  млрд.руб.  или  1,3  %  в  общем  объеме 
задолженности).  Дебиторская  задолженность  –  313,5  млрд.руб.  (в  том  числе 
просроченная – 3,1 млрд.руб. или 1,0 % в общем объеме задолженности). 

Превышение  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  составило  

86,1  %,  что  превышает  минимально  допустимое  значение  (10  %).  Такое 
соотношение  может  создать  угрозу  финансовой  устойчивости  транспортных 
предприятий.  Особенно  в  неблагополучном  состоянии  находятся  организации, 
занимающиеся  перевозкой  пассажиров  в  пригородном  сообщении,  где 
кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 3,5 раза. 

Задолженность 

по 

полученным 

кредитам 

и 

займам 

в 

целом  

по  железнодорожному  транспорту  составила  по  состоянию  на  1  января  2018  г. 
1194,88 млрд.руб., в том числе по междугородним и международным перевозкам 
пассажиров 1 128,6 млрд.руб., по перевозкам грузов 66,2 млрд.руб. Просроченная 
задолженности  по  кредитам  и  займам  составляет  0,2  млрд.руб.,  или  0,02  %  
от общего объема задолженности. 

Сальдированный 

финансовый 

результат 

работы 

организаций 

автомобильного  и  городского  пассажирского  транспорта

  за    2017  год  вырос  

на 2,8 млрд.руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 
3,3  млрд.руб.,  609  организации  получили  прибыль  в  размере  21,0  млрд.руб.  
(по  сравнению  с  2016  годом  осталась  на  прежнем  уровне),  а  468  организации 
имели  убыток  на  сумму  17,6  млрд.руб.  Удельный  вес  прибыльных  организаций  
в 2017 году составил только 76,7 % от общего числа организаций. Положительных 
результатов за этот период добились организации, занимающиеся нерегулярными 
перевозками  пассажиров  и  грузовыми  перевозками.  Все  другие  показали 
отрицательный результат. 

Кредиторская  задолженность на  1  января  2018  г.  составила  196,4  млрд.руб.  

в  том  числе  просроченная  –  13,7  млрд.руб.  или  7,0  %  в  общем  объеме 
задолженности).  Дебиторская  задолженность  –  131,5  млрд.руб.  (в  том  числе 
просроченная – 5,9 млрд.руб. или 4,5 % в общем объеме задолженности). 

Превышение  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  составило  

59

 

49,4  %,  что  превышает  минимально  допустимое  значение  (10  %).  Такое 
соотношение может создать угрозу финансовой устойчивости предприятия.  

Задолженность  по  полученным  кредитам  и  займам  составила по  состоянию 

на 1 декабря 67,3 млрд.руб., в том числе просроченная – 1,5 млрд.руб., или 2,3 %  
от общего объема задолженности. 

Сальдированный финансовый результат 

организаций морского транспорта 

по полному кругу организаций за 2017 год вырос на 8,1 млрд.руб. по сравнению  
с  прошлым  годом  и  составил  5,3  млрд.руб.  52  организации  получили  прибыль  
в  размере  11,6  млрд.руб.  (что  составляет  93,7  %  от  показателя  2016  года),  
а 18 организаций имели убыток на сумму 6,3 млрд.руб. Удельный вес прибыльных 
организаций    в  2017  году  составил  74,3  %  от  общего  числа  организаций,  в  том 
числе 71,9 % - по грузовым перевозкам, 100 % - по перевозкам пассажиров.   

Темп  роста  финансового  результата  за  указанный  период  по организациям, 

занимающимся  перевозками  пассажиров,  по  сравнению  с  прошлым  годом 
составил 736 %. 

Кредиторская  задолженность  составила  57,9  млрд.  руб.  (в  том  числе 

просроченная  –  0,4  млрд.руб.  или  0,7  %  в  общем  объеме  задолженности). 
Дебиторская  задолженность  –  65,7  млрд.руб.  (в  том  числе  просроченная  –  
0,9 млрд.руб. или 1,4 % в общем объеме задолженности). 

Отношение  кредиторской  задолженности  к  дебиторской  составило  88,2  %,  

в  том  числе  по  организациям,  занимающимся  перевозкой  пассажиров  –  93,4  %, 
перевозкой грузов 88,1 %, что говорит о стабильности предприятий. 

Задолженность  по  полученным  кредитам  и  займам  составила по  состоянию  

на  1  января  2018  г.  97,2  млрд.руб.,  в  том  числе  по  перевозкам  пассажиров  
19  млрд.руб., по перевозкам грузов – 95,3 млрд.руб. 

Сальдированный финансовый результат 

организаций внутреннего водного 

транспорта 

за 2017 год составил 7,1 млрд.руб., 64 организации получили прибыль 

в  размере  9,1  млрд.руб.,  что  составляет  107,7  %  от  показателя  того  же  периода 
2016 года, а 28 организаций имели убыток на сумму 2,1 млрд.руб. Удельный вес 
прибыльных  организаций  в  2017  году  составил  69,6  %  от  общего  числа 
организаций,  в  том  числе  75,3  %  -  по  грузовым  перевозкам,  40,0  %  -  
по  перевозкам пассажиров.   

Финансовый  результат  в  сфере  внутреннего  водного  транспорта  

за указанный период снизился на 1,2 % по сравнению с  прошлым годом.  

Кредиторская  задолженность  на  1  января  2018  г.  составила  34,7  млрд.  руб.  

(в  том  числе  просроченная  –  5,8  млрд.руб.  или  16,6  %  в  общем  объеме 
задолженности).  Дебиторская  задолженность  -  21,3  млрд.руб.,  в  том  числе 
просроченная – 1,7 млрд.руб. или 8,0 % в общем объеме задолженности. 

Превышение  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  составило  

62,7  %,  что  превышает  допустимое  значение  (10  %).  Такое  соотношение  может 
создать  угрозу  финансовой  устойчивости  предприятий  внутреннего  водного 
транспорта.  Особенно  в  неблагополучном  состоянии  находятся  организации, 
занимающиеся  перевозкой  пассажиров,  здесь  кредиторская  задолженность 
превышает дебиторскую в 2,4 раза. 

Задолженность по полученным кредитам и займам составила 48,3 млрд.руб.,  

в  том  числе  просроченная  –  4,7  млрд.руб.,  или  9,7  %  от  общего  объема 
задолженности. 

Сальдированный 

финансовый 

результат 

организаций 

воздушного 

транспорта 

за 2017 год уменьшился на 6,6 млрд.руб. по сравнению с аналогичным 

периодом  прошлого  года  и  составил  73,7  млрд.руб.  72  организации  получили 
прибыль  в  размере  85,8  млрд.руб.  (по  сравнению  с  соответствующим  периодом  
2016  года  –  91,9  %),  а  27  организаций  имела  убыток  на  сумму  12,1  млрд.руб. 

60

 

Удельный вес прибыльных организаций в  2017 году составил 72,7 % от общего 
числа организаций. 

В  целом  по  воздушному  транспорту  финансовый  результат  за  указанный 

период  по  сравнению  с  соответствующим  периодом  прошлого  года  снизился  
на 8,2 %. При этом предприятия грузового воздушного транспорта улучшили свой 
финансовый результат, который составил 230,2 %. 

Кредиторская задолженность на 1 января 2018 г. составила 251,9 млрд. руб.,  

в  том  числе  просроченная  –  15,8  млрд.руб.  или  6,3  %  в  общем  объеме 
задолженности.  Дебиторская  задолженность  –  264,1  млрд.руб.,  в  том  числе 
просроченная – 18,9 млрд.руб. или 7,2 % в общем объеме задолженности. 

Отношение кредиторской задолженности над дебиторской составило 95,4 %. 

что говорит о стабильности предприятий. 

Задолженность  по  полученным  кредитам  составила  по  состоянию  

на  1  января  2018  г.  260,7  млрд.руб.,  в  том  числе  просроченная  11,1  млрд.руб.  
Удельный вес просроченной задолженности составил 4,3 %. 

Достигнутые,  благодаря  действию  положительных  факторов,  результаты 

свидетельствуют о дальнейшем повышении доступности и качества транспортно-
логистических  услуг  в  области  грузовых  перевозок  не  смотря  на  сложные 
экономические 

условия, 

связанные 

с 

ограничениями 

инвестиций  

и  финансирования  транспортных  организаций,  а  также  со  сдвигами  
в международной торговли.  

В целом результаты индикаторов по Цели 2 имеют положительную оценку, 

направленную  на  дальнейшее  обеспечение  доступности  и  качества  транспортно-
логистических услуг в области грузовых перевозок.  

Достигнутые  в  2017  году  результаты,  свидетельствуют  о  корректности 

подходов  по  реализации  Транспортной  стратегии  в  существующих  условиях  
и  дальнейшем  повышении  доступности  и  качества  транспортно-логистических 
услуг в области грузовых перевозок. 

 

Цель  3 

Транспортной  стратегии  направлена  на  обеспечение  доступности  

и  качества  транспортных  услуг  для  населения  в  соответствии  с  социальными 
стандартами.  

Интегрированный показатель (общий процент) достижения Цели 3 составил 

97,6 %. 

В  2017  году  на  доступность  транспортных  услуг  в  Российской  Федерации 

продолжили  влиять  ситуация  в  экономике  и  социальной  сфере  страны,  а  также 
отдельные  внутренние  факторы,  зависящие  от  работы  транспортного  комплекса  
и состояния рынка транспортных услуг.  

Основными внешними факторами, оказавшими негативное влияние, стали: 

 

недостаточный уровень роста деловой активности российских компаний 

и,  как  следствие,  снижение  спроса  на  поездки  с  деловыми  целями  относительно 
ранее заложенных в прогноз; 

 

продолжение  процесса  сокращение  реальных  располагаемых  доходов 

населения  (1,7  %  за  2017  год  по  оценкам  МЭР),  что  существенно  сдерживало 
спрос на поездки с личными, туристическими и деловыми целями;  

 

значительные  региональные  диспропорции  по  уровню  доходов 

российских  граждан,  что  приводит  к  неравномерности  мобильности  граждан  
и доступности транспортных услуг между регионами; 

 

высокая  стоимость  кредитных  ресурсов  для  российских  перевозчиков  

(в  сравнении  с  со  стоимостью  кредитных  ресурсов  для  зарубежных  компаний) 
высокие  лизинговые  платежи,  рост  стоимости  зарубежного  подвижного  состава 
вследствие изменения валютного курса ранее в 2015-2016 годах. 

61

 

Среди негативных внутренних факторов можно выделить следующие: 

 

снижение  рентабельности  деятельности  для  перевозчиков,  в  первую 

очередь в городском и пригородном сообщениях; 

 

сохраняющийся  дефицит  доступных  инвестиционных  ресурсов  

для обновления подвижного состава, что зачастую приводит к сверхнормативному 
износу подвижного состава, рискам безопасности перевозок и снижению качества 
оказываемых  услуг.  Сохранение  низких  темпов  обновления  автобусного  парка  
в большинстве городов России (за исключением Москвы и Московской области), 
что привело к увеличению их среднего возраста в 2017г. на 3,6 %; 

 

низкоэффективные 

маршрутные 

сети 

перевозок 

пассажиров  

в большинстве российских городов, неразвитость интермодальных пассажирских 
перевозок и комплексной пассажирской мобильности; 

 

продолжающееся  в  2017  году  сокращение  пассажиропотоков  

на  традиционных  направлениях  железнодорожных  перевозок  дальнего 
следования, а также в пригородном сообщении в российских регионах.  

 

сохраняющийся  низкий  удельный  вес  скоростных  и  высокоскоростных 

сообщений  в  общем  объеме  пассажирских  перевозок  вследствие  отсутствия 
необходимой инфраструктуры;  

 

недостаточный  уровень  инвестиций  частного  сектора  в  развитие 

транспортной инфраструктуры, в т.ч. автодорог; 

 

проблемы  обеспечения  требуемого  качества  профессиональной 

подготовки и переподготовки кадров в сфере пассажирских перевозок; 

 

переключение  пассажиропотоков  на  личный  транспорт,  а  также  

в  теневой  сегмент  таксомоторных  перевозок  оказывает  влияние  на  снижение 
пассажирооборота  автобусного  и  городского  электрического  транспорта  общего 
пользования в большинстве российских регионов. 

Так, например, в результате действия факторов по итогам 2017 года уровень 

транспортной  мобильности  (подвижности)  населения  на  железнодорожном 
транспорте снизился на 1,5 %. 

Необходимо  отдельно  отметить  рост  в  2017  году  перераспределения 

пассажиропотоков между видами общественного транспорта вследствие активного 
продвижения  на  рынке  новых  продуктов  так  называемой  «долевой  экономики» 
(например,  услуги  краткосрочной  аренды  автомобиля  –  «каршеринга»),  а  также 
продолжающийся  рост  конкуренции  на  рынке  такси  в  крупных  городах.  Все  это 
привело  к  тому,  что  перевозка  двух  и  более  пассажиров  на  пригородных 
маршрутах  (например,  из  аэропорта  в  город  или  обратно)  при  использовании 
подобных сервисов в 2017 году была конкурентоспособной по цене по сравнению  
с существующими видами общественного транспорта. 

Основным положительным внешним фактором, повлиявшим на реализацию 

задач  и  достижение  целевых  индикаторов  по  Цели  3  Транспортной  стратегии, 
может быть названо достижение в 2017 году рекордно низкого уровня инфляции, 
что  повлияло  на  поведение  потребителей  и,  в  конечном  итоге,  оказало 
сдерживающее  влияние  на  рост  внутренних  цен  и  поддержало  объемы 
внутреннего туризма;  

Среди положительных внутренних факторов следует отметить следующие: 

 

продолжение  динамичного  развития  общественного  транспорта  

в крупных городах, в первую очередь в Московской агломерации, ввод в действие 
новых  линий  внеуличного  рельсового  пассажирского  расширение  сети  платных 
парковок  и  повышение  стоимости  парковки,  что  содействовало  переключениям 
пассажиропотоков с личного на общественный пассажирский транспорт; 

 

повышение  качества  услуг  общественного  транспорта  за  счёт 

приобретения нового подвижного состава; 

62

 

 

введение 

конкурентоспособных 

скоростных 

маршрутов  

в междугородном сообщении; 

 

рост пассажирооборота на направлениях скоростного железнодорожного 

сообщения  между  Москвой  и  Нижним  Новгородом,  Москвой  и  Санкт-
Петербургом,  Санкт-Петербургом  и  Хельсинки,  Москвой,  Берлином  и  Парижем,  
в том числе за счёт туристических потоков; 

 

динамичный  рост  пассажирооборота,  как  на  международных,  

так  и  на  внутренних  воздушных  линиях  за  счет  восстановления  объемов 
выездного туризма, открытия новых направлений полетов внутри страны;  

 

развитие  речного  прогулочного  судоходства  в  российских  городах,  

в  первую  очередь,  в  Москве  и  Санкт-Петербурге  как  следствие  повышения 
туристической привлекательности; 

 

дальнейшее развитие линий и открытие новых  станций на Московском 

метрополитене,  переключение  пассажиропотока  с  личного  и  наземного 
городского транспорта на новые участки метрополитена; 

 

сохранение  субсидирования  перевозок  пассажиров  на  социально 

значимых  авиационных  маршрутах  в  2017  году,  а  также  на  железнодорожном 
транспорте.  

 

активная политика крупнейших игроков рынка пассажирских перевозок, 

включая ОАО «РЖД» и его дочернюю компанию АО «Федеральная пассажирская 
компания»,  ПАО  «Аэрофлот»,  Московский  метрополитен  по  модернизации  
и  замене  подвижного  состава.  В  частности,  на  общем  фоне  старения 
железнодорожного  парка  в  2017  году  проводилась  закупка  новых  пассажирских 
вагонов,  нового  моторвагонного  подвижного  состава  и  локомотивов,  что 
позволило  поддержать  средний  возраст  пассажирских  вагонов  на  уровне 
прошлого  года  и  даже  несколько  снизить  возраст  моторвагонного  подвижного 
состава,  а  также  превысить  план  по  этому  показателю  для  локомотивов. 
Обновление  парка  пассажирских  вагонов  в  2017  году  способствовало 
привлечению  пассажиров  на  железнодорожный  транспорт  за  счет  повышения 
комфортности перевозок. 

 

продолжающееся  действие  мер,  принятых  Правительством  Российской 

Федерации  и  Минтрансом  России  в  целях  поддержки  пассажирских  перевозок 
железнодорожным транспортом:  

 

рост  доли  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского 

наземного  электрического  транспорта  общего  пользования,  оборудованного  
для перевозки маломобильных граждан; 

 

меры, предпринятые Минтрансом России по развитию инфраструктуры 

аэропортов  регионального  и  местного  значения,  в  первую  очередь  
в труднодоступных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 
Сибири,  Дальнего  Востока.  В  этих  целях  реализовывалась  программа 
субсидирования  федеральных  казенных  предприятий,  создаваемых  на  базе 
аэропортов регионального и местного значения, являющихся важными социально 
значимыми  объектами,  обеспечивающими  связность  территории  страны  
и присутствие государства в удаленных труднодоступных регионах, где авиация – 
безальтернативный  вид  транспорта.  В  составе  7  федеральных  казенных 
предприятий  («Аэропорты  Севера»,  «Аэропорты  Камчатки»,  «Аэропорты 
Чукотки», «Аэропорты Красноярья», «Аэропорт Амдерма», «Аэропорты Дальнего 
Востока»,  «Аэропорт  Кызыл»)  государство  обеспечивает  текущее  содержание  
и развитие 66 местных аэропортов и 15 посадочных площадок.  

 

прирост  количества  перспективных  сельских  населенных  пунктов, 

обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог 
общего  пользования  по  дорогам  с  твердым  покрытием  благодаря  ускорению 

63

 

темпов дорожного строительства; 

 

активная  работа  Минтранса  России  совместно  с  общественными 

организациями 

по 

вопросам 

продвижения 

устойчивой 

мобильности, 

совершенствования регулирования рынка автобусных и таксомоторных перевозок, 
повышения  требований  к  уровню  подготовки  и  квалификации  персонала 
транспортных компаний. 

 

Цель  4

  Транспортной  стратегии  направлена  на  интеграцию  в  мировое 

транспортное  пространство,  реализацию  транзитного  потенциала  страны, 
повышение  конкурентоспособности  транспортной  системы  на  мировом  рынке 
транспортных  услуг,  увеличение  пропускной  способности  российских  морских 
портов,  комплексное  развитие  крупных  транспортных  узлов,  повышение 
конкурентоспособности  международных  транспортных  коридоров,  развитие 
международного сотрудничества в данной сфере. 

Интегрированный показатель (общий процент) достижения Цели 1 составил 

78,9 %. 

Среди  негативных  факторов  и  тенденций,  отрицательно  сказавшихся  

на  реализации  экспортного  и  транзитного  потенциала  транспортной  отрасли 
России в 2017 году следует отметить: 

 

медленное восстановление инвестиционного и потребительского спроса 

на  транспортные  услуги,  несмотря  на  положительную  динамику  курса 
российского  рубля  и  конъюнктуры  мировых  энергетических  рынков,  что 
сдерживало 

потенциальный 

спрос 

на 

экспортные 

перевозки 

грузов, 

осуществляемые  отечественным  транспортом.  В  то  же  время  укрепление  курса 
российского  рубля  привело  к  росту  импорта  товаров,  обслуживаемого 
преимущественно иностранными транспортными операторами; 

 

дефицит  доступных  инвестиционных  средств,  связанных  с  наличием 

внешних экономических санкций;  

 

сохраняющееся отставание Российской Федерации в темпах обновления 

подвижного  состава  продолжило  серьезно  сдерживать  конкурентоспособность 
отечественных  перевозчиков  на  зарубежных  рынках  по  сравнению  с  соседними 
странами  (в  частности,  приобретение  российскими  перевозчиками  грузовых 
автотранспортных  средств  экологического  класса  ЕВРО-6  слишком  мало  
по сравнению со всеми странами, граничащими с Россией на Западе). Чрезмерно 
высокие ставки ввозных пошлин в совокупности  с утилизационным сбором стали 
настоящим барьером для импорта современных грузовиков класса ЕВРО-6.; 

 

ухудшение  имиджа  страны  на  международной  арене  оказывало  

в  2017  году  сдерживающее  влияние  на  международный  въездной  туризм  
в  Россию.  На  фоне  роста  числа  китайских  туристов,  количество  граждан  ЕС  
и стран Северной Америки, некоторых стран Азии росло более низкими темпами, 
что  сдерживало  объем  роста  экспорта  транспортных  услуг  в  авиатранспортной 
сфере. 

 

продолжение 

негативной 

тенденции 

сокращения 

реальных 

располагаемых доходов населения (1,7 % за 2017 г. по оценкам МЭР) сдерживало 
темпы  восстановления  международного  выездного  туризма  и  доходы 
отечественных транспортных компаний.  

 

рост  себестоимости  международных  перевозок,  особенно  в  сфере 

автомобильного  транспорта,  в  2017  году  вследствие  роста  стоимости  топлива, 
ставок  страхования  по  ОСАГО  и  «Зеленой  карте»,  увеличение  (индексация) 
утилизационного сбора и других факторов;  

 

сохраняющиеся  ограничения  на  транзит  целого  ряда  грузов  

в  сообщениях  между  Украиной  (и  Европой  через  Украину)  и  странами  Азии  

64

 

(в  первую  очередь,  Казахстаном)    по  территории  Российской  Федерации. 
Возросшая  конкуренция  за  транзит  со  стороны  сопредельных  государств  - 
благодаря  усилиям  ряда  стран-участниц  Межправительственной  комиссии 
ТРАСЕКА организовано курсирование контейнерных поездов из Китая в Европу 
через  порты  Курык,  Актау,  Алят  и  далее  по  транспортным  коммуникациям 
Турции, Украины и других стран Черноморского бассейна в направлении Европы 
(срок доставки грузов по альтернативным России маршрутам снижен до 15 дней). 
Введено  регулярное  паромное  сообщение  на  Каспии  между  Казахстаном  
и  Азербайджаном,  что  снизило  затраты  времени  на  осуществление  транзита. 
Стороны  также  договорились  о  проведении  согласованной  тарифной  политики,  
что  повысило  тарифную  привлекательность  коридора  ТРАСЕКА.  Успеху 
альтернативных  проектов  развития  евроазиатского  транзита,  минуя  территорию 
России, 

содействовала 

позиция 

Республики 

Казахстан, 

стремящейся 

диверсифицировать  маршруты  транзитных  перевозок,  в  т.ч.  в  качестве  реакции  
на  введенные  ограничения  по  транзиту  украинских  грузов  в  Казахстан  через 
территорию России;  

 

дефицит парка контейнеров и фитинговых платформ. 

В  то  же  время  среди  факторов,  положительно  повлиявших  на  работу 

российских  международных  перевозчиков  на  всех  видах  транспорта  и  экспорт 
транспортных услуг, можно выделить:  

 

рост  объемов  экспорта  отдельных  видов  продукции  российской 

промышленности  и  сельского  хозяйства,  что  поддержало  работу  российских 
экспортных компаний и помогло увеличить объемы экспортных перевозок грузов  
в 2017 году; 

 

стабилизацию  цен  на  мировых  сырьевых  рынках  и  рост  физических 

объемов  экспорта  топливно-энергетических  грузов,  что  позволило  получить 
существенный прирост экспортных перевозок грузов российскими транспортными 
компаниями и переработки грузов в отечественных портах; 

 

продолжающийся  рост  объемов  контейнерного  транзита  из  Китая  

в 

страны 

Европы 

специализированными 

блок-поездами 

вследствие 

конкурентоспособности маршрутов через Российскую Федерацию; 

 

меры по обновлению морского транспортного флота, флота воздушных 

судов, железнодорожного подвижного состава. 

Среди  структурных  сдвигов,  которые  повлияли  на  изменение  географии 

транспортно-экономических  связей  России,  а  также  динамику  транзитных 
перевозок  и  экспорта  транспортных  услуг  следует  назвать  рост  удельного  веса 
Китая в общем объеме международных автомобильных перевозок. 

Среди позитивных внутренних факторов необходимо отметить:  

 

основной  причиной  роста  экспорта  транспортных  услуг  в  2017  году 

стало  увеличение  объемов  перевозок  пассажиров  и  грузов  отечественными 
авиакомпаниями,  а  также  увеличение  объемов  выручки  российских  аэропортов, 
полученной  от  обслуживания  иностранных  пассажиров  и  воздушных  судов 
зарубежных  авиакомпаний.  Главным  фактором,  повлиявшим  на  рост  экспорта 
услуг  воздушного  транспорта,  стал  прирост  объемов  въездного  иностранного 
туризма  в  Россию,  а  также  рост  трансфера  пассажиров  третьих  стран  через 
аэропорты  Московского  авиационного  узла.  Другими  положительными 
факторами,  повлиявшими  на  рост  экспорта  транспортных  услуг,  стал  рост 
объемов  переработки  грузов  иностранных  владельцев  в  Российских  морских 
портах,  увеличение  числа  судозаходов под  иностранными  флагами в  российские 
порты  (и,  соответственно  объема  полученных  портовых  сборов),  почти 
двукратное  увеличение  в  2017  году  объема  транзитных  железнодорожных 
перевозок в контейнерах между Китаем и странами Европы.  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..