ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 16

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 16

 

 

241

государств-членов   ЕАЭС,   а   также   создания   различных   совместных

операторских компаний с преобладанием российского капитала. В области

воздушного   транспорта   расширение   экспорта   транспортных   услуг   может

достигаться   как   в   сфере   пассажирских   и   грузовых   авиаперевозок,  

так   и   в   сфере   оказания   инфраструктурных   услуг   аэропортов   и   служб

аэронавигации.  В области грузовых перевозок это может достигаться путем

расширения   географии   полетов   грузовых   авиакомпаний   (AirBridgeCargo 

и др.) между пунктами в Европе, Азии и Северной Америке с посадками  

в грузовом транзитном хабе аэропорта Шереметьево и других российских

аэропортах   или   без   посадок   через   воздушное   пространство   Российской

Федерации,   расширения   объемов   перевозок   грузов   в   грузовых   отсеках

пассажирских   воздушных   судов.   В   сфере   пассажирских   перевозок

необходимо   разработать   меры   по   увеличению   объемов   трансфера

пассажиров   из   зарубежных   стран,   следующих   в   третьи   страны   через

российские аэропорты-хабы. В настоящее время данная модель реализована 

в  большей   степени   авиакомпанией   Аэрофлот  в   международном  аэропорту

Шереметьево,   однако   существует   потенциал   развития   трансфертных

пассажирских   авиаперевозок   через   аэропорт   Пулково   на   Северо-Западе,  

а   также   в   ряде   региональных   аэропортов,   находящихся   на   пересечении

традиционных   маршрутов   авиаперевозок   пассажиров   в   международном

сообщении.   увеличению   объемов   морских   перевозок   грузов   российскими

судоходными   компаниями,   в   экспортно-импортном   сообщении,   а   также  

в   кросс-трейде,   в   т.ч.   судами   под   российским   флагом.   Эффективным

направлением   развития   экспорта   транспортных   услуг   станет   также

наращивание объемов переработки грузов зарубежных стран (в частности,

топливно-энергетических   грузов   из   Республики   Казахстан   и   др.)  

в российских морских портах. С целью дальнейшего развития транзитных

перевозок контейнеров через территорию России целесообразно обеспечить

создание новых контейнерных сервисов, в т.ч. с участием логистических  

242

и   транспортных   операторов   из   государств-членов   ЕАЭС,   Китая,   стран

Европы и др. 

Увеличение   объемов   экспорта   транспортных   услуг   и   повышение

конкурентоспособности российских перевозчиков должно быть обеспечено

за счет реализации Федерального закона № 362-ФЗ «О внесении изменений 

в   Федеральный   закон   «О   государственном   контроле   за   осуществлением

международных   автомобильных   перевозок   и   об   ответственности  

за   нарушение   порядка   их   выполнения»   в   области   международных

автомобильных   перевозок   за   счет   совершенствования   контроля  

за   осуществлением   перевозок   грузов   в/из   третьих   стран,   повышения

требований   к   профессиональной   компетенции   персонала,   участвующего  

в   осуществлении   международных   перевозок   пассажиров   и   грузов   и   др.,

обновления   их   флота   и   подвижного   состава,   расширения   их   участия  

в глобальных альянсах и пулах компаний, действующих на международных

рынках.

Важным   инструментом   экспорта   транспортных   услуг   является

привлечение   дополнительных   объемов   международного   туризма  

в   Российскую   Федерацию,   обслуживаемого   отечественным   транспортом  

во   внутреннем   и   в   международном   сообщении.   Для   этого,   прежде   всего,

необходимо активизировать усилия по повышению качества и безопасности

оказываемых   транспортных   услуг,   маркетингу   и   продаже   транспортных

услуг, предоставляемых российскими операторами всех видов транспорта.

Потенциал   дальнейшего   роста   Индикатора   4.2.2   заключается  

в   создании   благоприятных   условий   для   международных   автомобильных

перевозок, включая облегчение процедур пересечения границ, в т.ч. путем

внедрения   механизма   «единого   окна»,   электронных   инструментов,   таких  

как стандарт ИАТА e-freight в области авиаперевозок, электронная накладная

e-CMR  в   области   международных   автоперевозок   и,   в   перспективе,

электронная   унифицированная   накладная   ЦИМ/СМГС,   расширение   числа

пунктов   пересечения   границ,   на   которых   осуществляется   пропуск

243

автотранспортных   средств,   следующих   по   процедуре   МДП,   реализация

Межправительственного   соглашения   Шанхайской   организации

сотрудничества   (ШОС)   о   создании   благоприятных   условий   для   развития

международных   автомобильных   перевозок,   вступившего   в   силу  

в январе 2017 года после ратификации его Китаем, а также ратификация  

и начало реализации Межправительственного соглашения о международном

автомобильном   сообщении   вдоль   сети   Азиатских   шоссейных   дорог,

подписанного 7 декабря 2016 г. министрами транспорта России, Монголии  

и   Китая   в   рамках   Третьей   Конференции   министров   транспорта  

ЭСКАТО ООН (5-8 декабря 2016 г., г. Москва).  

Увеличению   объемов   транзита   будет   также   способствовать

формированию   общего   рынка   транспортных   услуг  в   рамках   Евразийского

экономического союза за счет ожидаемого в 2018 году начала реализации

нового Таможенного кодекса ЕАЭС, а также Основных направлении и этапов

реализации   скоординированной   (согласованной)   транспортной   политики

государств-членов   ЕАЭС,   утвержденных   Высшим   экономическим   советом

ЕАЭС на уровне президентов государств-членов ЕАЭС в декабре 2016 года.

Для повышения объемов транзита, в том числе контейнерного всеми

видами   транспорта   (Индикаторы   4.2  –  4.3,   4.5)   необходимо   реализовать

следующие меры:  

обеспечить   применение   процедур   «Единого   окна»   на   всех

пограничных  переходах   и   в   российских   морских   торговых   портах,

следствием   чего   должны   стать   снижение   временных,   административных  

и   финансовых   затрат   транзитных   перевозчиков   (реализация   данной   меры

автоматически   повысит   индекс   России   в   глобальном   рейтинге  

«Doing Business», рассчитываемом Всемирным банком);

обеспечить   в   полном   объеме   применение   механизмов

электронного   предекларирования   и   информирования   о   грузах

 

и транспортных средствах, пересекающих границу Российской Федерации  

и внешнюю границу ЕАЭС в т.ч. в российских морских портах;

244

обеспечить полное выполнение требований по свободе транзита,

зафиксированных   в   Статье   V   ГАТТ   и   Балийском   соглашении   ВТО,  

в международных соглашениях и конвенциях ООН, включая Таможенную

конвенцию МДП 1975 года;

реализовать   другие   меры,   предусмотренные   положениями

Транспортной   стратегии   Российской   Федерации,   включая   повышение

доступности   и   качества   транспортных   услуг,   прежде   всего   параметров,

определяющих конкурентоспособность российских транспортных маршрутов

и   перевозчиков   –   повышение   коммерческой   скорости,   снижение   времени

ожидания на пунктах пропуска через государственную границу, повышение

технологической   производительности   транспортных   систем   и   снижение

стоимости   услуг,   повышение   устойчивости   времени   доставки   грузов,

безопасности перевозок. 

совершенствовать   российскую   транспортную   инфраструктуру

международного   значения   (с   особым   вниманием   на   развитие

международного   транспортного   маршрута   Европа   –   Западный   Китай  

и маршрутов ШОС), включая реализацию мер, направленных на повышение

скоростей   движения   и   снижение   протяженности   узких   мест,   развитие

инфраструктуры пунктов пропуска, 

активизировать  развитие  транзитных  перевозок   контейнерными

маршрутными поездами по Транссибу с использованием унифицированной

накладной   ЦИМ/СМГС   с   учетом   начала   ее   использования   Китайской

Народной Республикой с 1 мая 2017 года;

совершенствовать нормативно-правовое регулирование в области

транзитных   перевозок,   привести   российскую   законодательную

 

и нормативную правовую базу в соответствие с требованиями Приложений 8

и 9 Международной Конвенции 1982 года об облегчении процедур контроля

грузов на границах;

совершенствовать   тарифную   политику   в   морских   торговых

портах и на российских железных дорогах, 

245

внедрить   современные   информационно-коммуникационные

технологии   обеспечения   транспортных   процессов   (в   том   числе,   систем

электронного   оформления   документов,   включая   электронную   накладную  

e-CMR,   электронных   очередей   и   других   информационных   услуг

перевозчикам),   а   также   интеллектуальных   транспортных   систем   на   всем

протяжении   международных   транспортных   коридоров,   проходящих   через

территорию Российской Федерации;

разработать   и   реализовать   меры   по   формированию   Единого

транспортного   пространства   и  Общего   рынка   транспортных   услуг  ЕАЭС  

и   выполнению   задач,   связанных   с   развитием   транзита,   которые

зафиксированы в Статье 86 Договора о ЕАЭС. 

реализовывать   меры   по   повышению   конкурентоспособности  

и развитию контейнерной инфраструктуры морских портов в Черноморском

и Балтийском бассейнах, в том числе порта Тамань.

Повышение значений Индикаторов 4.4 и 4.7 целесообразно обеспечить

за   счет   разработки   мер  мотивации   повышения   темпов   обновления   флота,

принадлежащего российским судовладельцам, в т.ч. путем  субсидирования

процентных   ставок   по   кредитам   и   лизинговым   платежам   для   российских

судовладельцев, освобождения от таможенных пошлин и НДС на ввозимое

импортное   комплектующее   оборудование   для   судостроительной  

и   судоремонтной   отрасли;   освобождения   от   НДС   строительства   судов

морского   торгового   флота   для   российских   судовладельцев   при   условии

последующей регистрации этих судов в Российском национальном реестре  

(с дальнейшим хождением под российским флагом).

Необходимость   эффективной   интеграции   российского   морского

транспорта   в   международную   транспортную   систему   требует   проведения

государством   целенаправленной   политики   по   обеспечению

конкурентоспособности   российского   морского   флота   и   портов,   а   также

поддержки организации и осуществления морских перевозок национальной

246

внешнеторговой   грузовой   базы   преимущественно   флотом   под   российским

флагом.

Повышение удельного веса российских перевозчиков (Индикатор 4.6) 

в   осуществлении   международных   автомобильных   перевозок   грузов

целесообразно обеспечить за счет следующих мер: 

повышение

 

конкурентоспособности

 

российских

автотранспортных   компаний,   включая   мотивацию   обновления   подвижного

состава   грузовыми   транспортными   средствами   экологического   класса  

ЕВРО-6;

совершенствование   регулирования   национальной   сферы

логистики   и   транспортного   экспедирования   с   целью   создания   условий  

для   преимущественного   фрахтования   российского   транспорта   при

заключении внешнеторговых сделок;

реализация мер по повышению качества услуг, предоставляемых

российскими автоперевозчиками, в том числе в области профессиональной

компетентности   и   навыков   водителей,   допущенных   к   осуществлению

международных автомобильных перевозок.

Цель  5  Транспортной  стратегии

  направлена   на  повышение  уровня

безопасности транспортной системы.

Высокие   показатели   достижения   Цели   5   Транспортной   стратегии

свидетельствуют   об   эффективности   реализации   мероприятий

 

по   безопасности   и   корректной   расстановке   приоритетов   в   сложных

макроэкономических   условиях   и   при   дефиците   финансовых   ресурсов.

Достигнутые позитивные изменения отражают эффективность принимаемых

Минтрансом   России,   а   также   контрольными   органами   и   транспортными

организациями   мер,   направленных   на   улучшение   безопасности  

на   транспорте,   повышение   эффективности   работы   аварийно-спасательных

служб, гражданской обороны, подразделений специальных служб, а также  

на   развитие   и   улучшение   состояния   транспортной   инфраструктуры   всех

видов транспорта.

247

По   состоянию   на   декабрь   2016   года   от   категорировано   более  

50 тыс. объектов транспортной инфраструктуры и 248,5 тыс. транспортных

средств,   утверждено   24,8   тыс.   оценок   уязвимости   объектов   транспортной

инфраструктуры   и   43,8   тыс.   оценок   уязвимости   транспортных   средств,

утверждено   более   7   тыс.   планов   обеспечения   транспортной   безопасности

объектов   транспортной   инфраструктуры   и   9,9   тыс.   планов   обеспечения

транспортной безопасности транспортных средств. 

В целях повышения безопасности дорожного движения осуществлено

строительство   310   км   линий   электроосвещения,   созданы   10   пешеходных

переходов в разных уровнях общей протяженностью 598,5 м, установлено

151,4   тыс.   погонных   метров   барьерных   ограждений,   установлены

шумозащитные экраны общей протяженностью 681,8 метров. 

На   автомобильных   дорогах   федерального   значения   для   обеспечения

безопасности пешеходов в рамках работ по обустройству установлено около

49   тыс.   м   осевого   барьерного   металлического   ограждения,   установлено  

145   светофорных   объектов,   обустроено   242   наземных   пешеходных

переходов, осуществлена диагностика состояния автодорог. 

Позитивные результаты обеспечения безопасности на автомобильных

дорогах   связаны   также   с   высоким   темпом   строительства   федеральной  

и   региональной   дорожной   сети,   новые   объекты   которой   строятся  

по   современным   нормам   безопасности   с   необходимым   освещением  

и разноуровневыми пешеходными переходами.

В   2016   году   доля   судоходных   гидротехнических   сооружений,

подлежащих   декларированию   безопасности,   имеющих   опасный

 

и неудовлетворительный уровень безопасности, обеспечена на уровне 9,1%,

доля   эксплуатируемых   внутренних   водных   путей   с   освещаемой  

и отражательной обстановкой в общей протяженности внутренних водных

путей – на уровне 36,7 процентов.

Поисково-спасательное   обеспечение   полетов   в   части   дежурства

поисково-спасательных   воздушных   судов   и   экипажей   в   2016   году

248

осуществлялось   с   привлечением   68   экипажей   поисково-спасательных

воздушных   судов.   Совместно   с   экипажами   поисково-спасательных

воздушных   судов   дежурство   осуществляли   65   спасательных   парашютно-

десантных   групп   от   61   региональной   поисково-спасательной   базы.

Указанный   состав   сил   и   средств   позволил   обеспечить   поисково-

спасательную   готовность   в   отношении   7   8%   территории   Российской

Федерации.

В   2016   году   в   Российской   Федерации   проведено   39   поисково-

спасательных операций. В ходе поисково-спасательных операций спасено  

18   членов   экипажа,   26   пассажиров   воздушных   судов,   2   человека  

при спасании на море и 1 человек при тушении лесных пожаров.

В   2016   году   уровень   технической   оснащенности   аварийно-

спасательных служб на водном транспорте составил 51 процент.

За 2016 год в воздушном пространстве Российской Федерации было

обслужено почти полтора миллиона полетов воздушных судов, в том числе

696,5 тыс. международных и 716,9 тыс. внутренних полетов. По отношению

к   2011   году   число   полетов,   обслуженных   аэронавигационной   системой,

составило 125,9 процента.

На море в 2016 году проведено 74 поисково-спасательные операции.

В числе нарушений, выявленных Ространснадзором в 2016 году, доля

устраненных   нарушений   составила   96,18   %   при   плане   83,58   %.   Уровень

оснащенности   надзорного   органа   техническими   средствами   составил  

75 процентов.

По результатам проведенной работы в сфере нормативного правового

обеспечения   в   области   транспортной   безопасности   в   2016   году

Правительством   Российской   Федерации   издано   7   постановлений,  

в соответствии с которыми:

утверждены   требования   по   обеспечению   транспортной

безопасности объектов транспортной  инфраструктуры по видам транспорта

на этапе их проектирования и строительства и требования по обеспечению

249

транспортной   безопасности   объектов   (зданий,   строений,   сооружений),  

не являющихся объектами транспортной инфраструктуры и расположенных

на   земельных   участках,   прилегающих   к   объектам   транспортной

инфраструктуры   и   отнесенных   в   соответствии   с   земельным

законодательством   Российской   Федерации   к   охранным   зонам   земель

транспорта,   и   о   внесении   изменений   в   Положение   о   составе   разделов

проектной документации и требованиях к их содержанию;

утверждены   требования   по   обеспечению   транспортной

безопасности   объектов   транспортной   инфраструктуры   и   транспортных

средств   морского,   речного,   автомобильного   и   городского   наземного

электрического транспорта, а также объектов транспортной инфраструктуры

дорожного хозяйства;

утверждены   требования   к   функциональным   свойствам

технических   средств   обеспечения   транспортной   безопасности   и   Правила

обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной

безопасности;

утвержден   Перечень   участков   автомобильных   дорог,

железнодорожных   и   внутренних   водных   путей,   вертодромов,   посадочных

площадок, а также иных обеспечивающих функционирование транспортного

комплекса   зданий,   сооружений,   устройств   и   оборудования,   являющихся

объектами транспортной инфраструктуры;

внесены   изменения   в   правила   аккредитации   юридических   лиц

для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры

и транспортных средств;

федеральные   агентства   по   видам   транспорта   наделы

полномочиями   по   утверждению   результатов   оценки   уязвимости

транспортных   средств,   проведенной   субъектами   транспортной

инфраструктуры самостоятельно.

Также,   Минюстом   России   Зарегистрировано   9   приказов   Минтранса

России в области обеспечения транспортной безопасности:

250

о   внесении   изменений   в   административные   регламенты

Федерального   дорожного   агентства   о   предоставлении   государственной

услуги   по   утверждению   результатов   оценки   уязвимости   объектов

транспортной   инфраструктуры   и   транспортных   средств,   а   также   планов

обеспечения   транспортной   безопасности   в   установленной   сфере

деятельности;

о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты

Министерства   транспорта   Российской   Федерации   (Административные

регламенты   по   предоставлению   государственных   услуг)   по   вопросам

социальной защиты инвалидов;

о внесении изменений в порядок проведения оценки уязвимости

объектов   транспортной   инфраструктуры   и   транспортных   средств,

утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации  

от 12 апреля 2010 г. № 87 (в части, касающейся особенностей проведения

оценки уязвимости акватории морского порта);

о внесении изменений в перечень документов, представляемых  

в   целях   аттестации   сил   обеспечения   транспортной   безопасности   в   орган

аттестации   субъектом   транспортной   инфраструктуры,   подразделением

транспортной   безопасности   или   организацией,   претендующей

 

на аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности;

о внесении изменений в форму свидетельства об аттестации сил

обеспечения   транспортной   безопасности,   утвержденную   приказом

Минтранса России от 14 октября 2015 г. № 307;

о   внесении   изменений   в   некоторые   акты   Министерства

транспорта Российской Федерации в части предоставления государственной

услуги   по   аккредитации   юридических   лиц   для   проведения   оценки

уязвимости   объектов   транспортной   инфраструктуры   и   транспортных

средств;

о внесении изменений в требования к знаниям, умениям, навыкам

сил   обеспечения   транспортной   безопасности,   личностным

251

(психофизиологическим)   качествам,   уровню   физической   подготовки

отдельных категорий сил обеспечения транспортной безопасности;

об   утверждении   перечня   документов,   представляемых   в   целях

проверки субъектом транспортной инфраструктуры сведений в отношении

лиц,  принимаемых  на работу,  непосредственно   связанную  с  обеспечением

транспортной безопасности, или выполняющих такую работу; 

об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями

федерального   государственного   унитарного   предприятия   «Управление

ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации». 

Основными причинами недостаточного высокого значения некоторых

индикаторов по Цели 5 являются недостаточные объемы финансирования  

на   реализацию   федеральных   и   региональных   программ,   связанных  

с   обеспечением   всех   уровней   транспортной   безопасности.   Необходимо

отметить, что Комплексная  программа обеспечения безопасности населения

на   транспорте,   утвержденная   распоряжением   Правительства   Российской

Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р, (далее – Комплексная программа)

была   сформирована   и   утверждена   в   рамках   исполнения   пункта   1   указа

Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании

комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте».

В   рамках   реализации   Комплексной   программы   предусматривалась

реализация взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса,

адекватных   угрозам   совершения   актов   незаконного   вмешательства,  

в   том   числе   террористической   направленности,   а   также   решение   задач  

по   предупреждению   и ликвидации   чрезвычайных   ситуаций   природного  

и техногенного характера на транспорте.

При   этом   необходимо   отметить,   что   в   2016   году   выделение

финансовых  средств   на реализацию  мероприятий  Комплексной  программы

не предусматривалось.

В   связи   с   этим,   в   целях   дальнейшего   эффективного   комплексного

обеспечения и развития безопасности транспортной системы целесообразно

252

рассмотреть   возможность   актуализации   Комплексной   программы

обеспечения   безопасности   населения   на   транспорте  с   обеспечением  

ее финансирования.

В этом направлении для качественного повышения уровня обеспечения

безопасности   транспортной   системы   необходимо   решение   ряда   задач,

стоящих в этой сфере, таких как:

сокращение количества аварий и других чрезвычайных ситуаций,

обусловленных высокой степенью износа и техническим несовершенством

этих систем, отсутствием технических решений, исключающих негативное

влияние человеческого фактора в процессе эксплуатации железных дорог;

снижение высокой степени риска диверсионно-террористической

деятельности   на   транспорте,   применения   со   стороны   структур

внутригосударственного   и   международного   терроризма,   особо   опасных

способов совершения террористических актов (использование террористов-

смертников и транспортных средств в качестве орудия теракта);

противодействие

 

активизации

 

национальных

 

и   транснациональных   форм   организованной   преступности,

специализирующихся   на   незаконных   внешнеэкономических   операциях,

контрабанде,   нелегальной   миграции   и   других   криминальных   действиях,

тесно сплетающихся с терроризмом;

предотвращение   различных   форм   и   способов   противоправного

вмешательства   в   функционирование   транспортной   системы   (блокирование

транспортных   путей,   хищение   и   разрушение   транспортных   средств,

разрушение систем управления движением и т.д.), что  приводит к авариям

 и дестабилизации ее работы.

По   Цели   6   Транспортной   стратегии

,   направленной   на   снижение

негативного   воздействия   транспортной   системы   на   окружающую   среду,  

на   основе   анализа   фактических   значений   по   целевым   индикаторам  

за   2016   год   можно   сделать   вывод   о   недостаточной   динамике   снижения

негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду.

253

Ниже   рассматриваются   основные   факторы,   препятствующие

достижению   заданных   значений   целевых   индикаторов   по   Цели   6

Транспортной стратегии.

Для   достижения   предусмотренного   Транспортной   стратегией

Индикатора   6.4   «Доля   парка   транспортных   средств   с   гибридными,

электрическими   двигателями   и   двигателями   на   альтернативных   видах

топлива в общей численности парка транспортных средств» целесообразно

утверждение   единого   программного   документа   перевода   транспортных

средств   на   альтернативные   виды   топлива,   в   том   числе   на   газомоторное,

предусматривающего:

развитие   парка   транспортных   средств   на   альтернативном

топливе,   мощностей   по   производству   таких   видов   топлива

 

и сервисной инфраструктуры;

формирование   механизмов   стимулирования   исследований,

разработки   и   производства   транспортных   средств,   использующих

альтернативные виды топлива;

создание современной нормативно-правовой базы использования

альтернативных видов топлива.

обеспечение   поэтапного   перехода   на   использование

альтернативных   видов   топлива   на   автомобильном,   железнодорожном,

морском, речном и авиационном видах транспорта.

Целесообразно   установление   экологического   налога   на   потребление

углеводородного   топлива.   При   этом   наряду   с   федеральными   налогами,

относящимися   к   выпуску   на   рынок   неэкологичных   автомобилей  

и их утилизации, субъектам федерации и муниципалитетам целесообразно

также   предоставить   право   вводить   свои   региональные   льготы.   Такая

практика широко применяется за рубежом (США, Канада, ЕС), и полностью

соответствует   реализации   Киотского   протокола   по   ограничению   выбросов

парниковых газов.

254

В   числе   факторов,   влияющих   на   снижение   негативного   воздействия

транспортной   системы   на   окружающую   среду   на   региональном  

и муниципальном уровне, целесообразно отметить следующие.

В рамках работ по регулированию снижения негативного воздействия

транспортной   системы   на   окружающую   среду   в   2016   году   разработан  

и   внесен   в   Правительство   Российской   Федерации   проект   изменений  

в   Правила   дорожного   движения,   направленный   на   совершенствование

законодательства   в   части   обеспечения   безопасности   дорожного   движения,

развития электромобильного транспорта и велосипедного движения, защиту

окружающей   среды   от   воздействия   выбросов   автомобильной   техникой

вредных (загрязняющих) веществ.

Проектом   постановления   предусмотрено   введение   новых   дорожных

знаков   особых   предписаний   «Зона   с   ограничением   экологического   класса

механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического

класса   грузовых   автомобилей»   и   знака   дополнительной   информации

(табличку) «Экологический класс транспортного средства». В целях развития

инфраструктуры,   необходимой   для   электромобилей,   проектом

предусматривается   введение   новых   нормативных   правовых   терминов

«электромобиль» и «гибридный автомобиль». Принятие изменений позволит

органам   государственной   власти   и   местного   самоуправления   реализовать

свои полномочия по обеспечению защиты качества воздуха в жилых районах

для   сохранения   благополучия   среды   обитания   путем   введения   запрета  

на   движение   по   территории   населенных   пунктов   транспортных   средств  

с высоким уровнем выбросов вредных веществ.

Кроме того, важное значение для снижения негативного воздействия

транспортной системы на окружающую среду имеет разработка Минтрансом

России   в   2016   году   нормативного   документа   по   автотранспортным

стандартам (Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации

от 31 января 2017 г. № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта

транспортного   обслуживания   населения   при   осуществлении   перевозок

255

пассажиров  и багажа  автомобильным транспортом  и городским  наземным

электрическим транспортом»). Этот документ, соответствующий установкам

Транспортной   стратегии   по   Цели   3,   в   числе   требований   к   транспортным

средствам, используемым для осуществления перевозок пассажиров и багажа

автомобильным   транспортом   по   маршрутам   регулярных   перевозок,

предусматривает   соответствие   этих   транспортных   средств   экологическому

классу ЕВРО-4 и выше. Однако этот документ не определяет мер мотивации

перехода   перевозчиков   на   эксплуатацию   транспортных   средств,

удовлетворяющих   этим   требованиям,   и   не   предусматривает   конкретных

санкций к их нарушителям.

В   настоящее   время   у   перевозчиков   и   муниципалитетов   отсутствуют

достаточные   средства   на   приобретение   современных   экологичных,

экономичных   и   комфортных   пассажирских   транспортных   средств   общего

пользования,   которые   могли   бы   быть   конкурентоспособными   на   рынке

пассажирских   перевозок.   Не   разработаны   меры   и   механизмы   мотивации

приобретения   подобных   транспортных   средств   коммерческими

перевозчиками.   Недостаточно   проработаны   рекомендации   по   расширению

применения транспортных средств с электрическим приводом и «нулевым»

выбросом. 

Целесообразно   проведение   оценки   различных   низкоуглеродных

автотранспортных технологий и их конкурентоспособности по сравнению  

с   новейшими   топливно-экономичными   автотранспортными   средствами,  

а   также   разработка   плана   мероприятий   стимулирования   производства  

и   эксплуатации   низкоуглеродных   автотранспортных   средств

(электромобилей, гибридов, газомоторных транспортных средств), развития

соответствующей обслуживающей инфраструктуры, а также разработка мер,

препятствующих проникновению на рынок низкоуглеродных транспортных

средств.

Недостаточно   проработаны   вопросы   создания   экологически

благоприятной   транспортной   среды   в   городах.   Необходимо   создание

256

муниципальных   систем   экологического   мониторинга   –   сбор   данных  

по   динамике   выбросов,   изменению   удельного   веса   общественного

транспорта   в   общем   объеме   пассажирских   перевозок,   сбор   данных  

о   динамике   пассажиропотоков   и   транспортных   потоков,   о   количестве

пассажиров,   изменивших   транспортные   предпочтения,   и   количестве

автомобилей на перехватывающих парковках.

Целесообразна   разработка   нормативных   актов,   способствующих

развитию в городах велосипедного транспорта, методических рекомендаций

развития пешеходных пространств, комфортных транспортно-пересадочных

узлов,   а   также   разработка   нормативных   актов,   способствующих   развитию

эффективной   парковочной   политики   в   городах   (платного   парковочного

пространства), внедрению систем «разделяемой мобильности» (совместного

использования автомобилей несколькими пользователями). 

Недостаточное   развитие   и   использование   интеллектуальных

транспортных   систем   (ИТС)   на   автомобильных   дорогах   городских

агломераций   и   улично-дорожной   сети   с   интенсивными   транспортными

потоками   приводит   к   высокому   уровню   вредных   выбросов   на   участках,

обслуживающих   движение   в   режиме   перегрузки.   При   этом   недостаточная

предсказуемость   работы   наземного   городского   транспорта   общего

пользования в условиях высокой загрузки улично-дорожной сети приводит 

к   недостаточной   привлекательности   транспорта   общего   пользования  

для населения. Это связано, с одной стороны, с отсутствием необходимых

городских   площадей   для   оборудования   выделенных   полос   движения  

для   транспорта   общего   пользования   и   отдельных   скоростных   автобусных

маршрутов   транспорта   общего   пользования,   а   с   другой   стороны,  

с   отсутствием   или   недостаточным   вниманием   к   этим   вопросам   в   планах

реализации градостроительной политики.

В связи с этим целесообразна подготовка предложений по внесению

изменений   и   дополнений   в   Градостроительный   Кодекс   Российской

Федерации в части внедрения в градостроительную практику обязательности

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     14      15      16      17     ..