ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 15

 

 

225

сообщении, при этом потери в доходах ОАО «РЖД» от действия указанного

коэффициента компенсируются из федерального бюджета в полном объеме

(постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2016 г.  

№ 703). Это будет способствовать повышению эффективности пригородного

пассажирского железнодорожного комплекса и безубыточной деятельности

пригородных   пассажирских   компаний,   позволит   обеспечить   доступность  

для населения пригородных железнодорожных перевозок и снизить нагрузку

на региональные бюджеты;

3) на 2016 год установлена ставка НДС в размере 10% на услугу  

по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего

пользования   в   дальнем   следовании.   С   2017   года   в   соответствии  

с Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ данная ставка НДС

установлена в размере 0 процентов до 01.01.2030.

меры,   предпринятые   Минтрансом   России   по   развитию

инфраструктуры аэропортов регионального и местного значения, в первую

очередь   в   труднодоступных   районах   Крайнего   Севера   и   приравненных  

к ним местностях Сибири, Дальнего Востока. В этих целях реализовывалась

программа   субсидирования   федеральных   казенных   предприятий,

создаваемых   на   базе   аэропортов   регионального   и   местного   значения,

являющихся важными социально значимыми объектами, обеспечивающими

связность   территории   страны   и   присутствие   государства   в   удаленных

труднодоступных   регионах,   где   авиация   –   безальтернативный   вид

транспорта.   В   составе   7   федеральных   казенных   предприятий  

(«Аэропорты   Севера»,   «Аэропорты   Камчатки»,   «Аэропорты   Чукотки»,

«Аэропорты

 

Красноярья»,

 

«Аэропорт

 

Амдерма»,

 

«Аэропорты   Дальнего   Востока»,   «Аэропорт   Кызыл»)   государство

обеспечивает   текущее   содержание   и   развитие   66   местных   аэропортов  

и 15 посадочных площадок. В 2016 году в аэропортах, входящих в состав

федеральных   казенных   предприятий,   было   обеспечено

 

226

25,9 тыс. самолето-вылетов, обслужено 710 тыс. пассажиров, 9,7 тыс. тонн

груза и 2,1 тонны почты;

введение   обязательного   оборудования   автомобилей   системами

ГЛОНАСС с 2017 года;

активная работа Минтранса России совместно с общественными

организациями   по   вопросам   продвижения   устойчивой   мобильности,

совершенствования   регулирования   рынка   автобусных   и   таксомоторных

перевозок,   повышения   требований   к   уровню   подготовки   и   квалификации

персонала транспортных компаний;

Среди негативных внутренних факторов могут быть названы:

отрицательные финансовые результаты  работы  перевозчиков,  в

первую очередь в городском и пригородном сообщениях;

сохраняющийся   острый   дефицит   инвестиционных   ресурсов

многих   компаний-перевозчиков   всех   видов   транспорта   для   обновления

подвижного   состава,   что   зачастую   приводит   к   сверхнормативному   износу

подвижного состава, рискам безопасности перевозок и снижению качества

оказываемых услуг;

низкий   удельный   вес   скоростных   и   высокоскоростных

сообщений в общем объеме пассажирских перевозок; 

низкоэффективные   маршрутные   сети   перевозок   пассажиров,

неразвитость   интермодальных   пассажирских   перевозок   и   комплексной

пассажирской мобильности;

сохраняющиеся   проблемы   увязки   градостроительной

 

и транспортной политики в городах;

продолжающееся   переключение   части   пассажиропотока  

на   личный   автомобильный   транспорт,   особенно   в   российских   регионах,  

где прирост числа автомобилей в личном пользовании граждан продолжает

расти, несмотря на снижение реальных располагаемых расходов;

уменьшение   пассажирооборота   метрополитенов   и   городского

наземного   пассажирского   электрического   транспорта   вследствие   спада

227

деловой активности и оптимизации числа поездок со стороны населения,  

не  связанных   с   работой   из-за   снижения   реальных   располагаемых   доходов

населения;

недостаточный уровень инвестиций частного сектора в развитие

транспортной инфраструктуры, в т.ч. автодорог;

сохраняющуюся на высоком уровне аварийность на автодорогах,

в т.ч. с участием общественного пассажирского транспорта;

проблемы   обеспечения   требуемого   качества   профессиональной

подготовки и переподготовки кадров в сфере пассажирских перевозок.

Дополнительным   фактором,   влияющим   на   мобильность   граждан  

и   распределение   пассажиропотоков   между   видами   транспорта,   стало

активное продвижение на рынке новых продуктов так называемой «долевой

экономики»   (например,  UBER).  Влияние   данного   фактора   демонстрирует

ситуация, при которой перевозка 2 и более пассажиров из аэропорта в город 

при   использовании   сервиса   «UBER»   становится   конкурентоспособной  

по   цене   или   более   привлекательной   по   сравнению   с   покупкой   билетов  

на железнодорожный аэроэкспресс.

Ниже приводятся предложения по повышению уровня индикаторов по

Цели 3 и достижению ими плановых значений.

Для дальнейшего повышения  доступности и качества транспортных

услуг   для   населения   в   соответствии   с   социальными   стандартами  

и достижению индикаторов по Цели 3 плановых значений  представляется

целесообразным продолжить работу по следующим направлениям:

Для повышения транспортной мобильности населения в городском и

пригородном сообщениях (Индикаторы 3.1, 3.1.1, 3.1.1.1, 3.1.2, 3.1.4, 3.1.5):

обеспечить   выработку   сбалансированной   транспортной  

и градостроительной политики в городах, а также реализацию комплексного

подхода   к   транспортному   планированию   в   рамках   транспортных   разделов

стратегий   социально-экономического   развития   субъектов   Российской

Федерации и муниципальных образований;

228

обеспечивать методическую поддержку и содействие разработке

комплексных планов транспортного обслуживания и программ комплексного

развития транспортной инфраструктуры, которые позволят оптимизировать

транспортно-экономические   связи   и   повысить   эффективность   маршрутной

сети общественного транспорта, развивать мультимодальные пассажирские

перевозки, в т.ч. путем создания пересадочных узлов;

обеспечить   комплексное   развитие   мультимодальных

транспортных узлов путем внесения изменений в действующее федеральное

законодательство в части установления статуса железнодорожных вокзалов

как   начальных/конечных   пунктов   регионального,   межрегионального,

межмуниципального и муниципального автомобильного сообщения;

создать   интегрированную   систему   проездных   документов  

на   железнодорожные   и   автобусные   перевозки,   в   т.ч.   путем   унификации

формата проездных документов;

Для повышения транспортной мобильности населения на воздушном

транспорте   (Индикаторы   3.1.3),   авиационной   подвижности   населения

(Индикатор   3.3),   а   также   увеличения   доли   отправления   пассажиров  

из аэропортов Российской Федерации, не входящих в Московский авиаузел, 

в другие аэропорты, не входящие в Московский авиаузел, в общем объеме

отправления   пассажиров   из   аэропортов   Российской   Федерации  

(Индикатор 3.9) следует:

продолжить   реализацию   программ   субсидирования

региональных   авиасообщений,   перевозок   в   Приволжском   федеральном

округе,  между  Европейской частью  страны  и  Дальним  Востоком,  а также

Калининградом, перевозок в г. Симферополь;

обеспечить   развитие   низкобюджетных   авиаперевозок,   особенно

между аэропортами, не входящими в Московский авиационный узел;

обеспечить   развитие   региональных   авиаперевозок   путем

модернизации   инфраструктуры   аэродромов,   увеличить   число   аэродромов,

категорированных   по   метеоминимумам   ИКАО,   что   будет   содействовать

229

повышению   регулярности   вылетов   и   стимулировать   привлечение

низкобюджетных авиаперевозчиков;

продолжить   формирование   эффективной,   прозрачной

 

и   долгосрочной   системы   государственной   поддержки   пассажирских

авиаперевозок   и   развития   благоприятной   рыночной   среды   в   российском

авиатранспортном секторе;

минимизировать   дублирование   маршрутов   различных   видов

пассажирского   транспорта   на   дальних   расстояниях   и   развитие

мультимодальных   транспортных   технологий   с   участием   воздушного  

и   наземных   видов   транспорта,   формирующих   в   регионах   единое

«бесшовное» (включая стыковку расписаний) транспортное пространство. 

Для   содействия   приросту   пригородных   железнодорожных

пассажирских перевозок целесообразно:

повысить   регулярность   пригородного   сообщения   и   обеспечить

согласование расписаний движения; содействовать согласованию расписаний

движения   пригородных   электропоездов   и   расписаний   движения   поездов

дальнего следования, автобусов, полетов самолетов (для аэроэкспрессов);

обеспечить   развитие   парковок   для   личного   автотранспорта

вблизи   железнодорожных   станций   с   предоставлением   льгот   на   оплату

парковки в случае приобретения билета на пригородный электропоезд;

развивать пригородные и региональные ускоренные сообщения

повышенной комфортности. 

В   целях   обновления   подвижного   состава   и   флота   всех   видов

транспорта (Индикаторы 3.10.1, 3.10.2, 3.10.3, 3.10.4, 3.10.5, 3.10.6, 3.10.7)

мотивировать   приобретение   транспортными   операторами   всех   видов

собственности   транспортных   средств   повышенной   экологичности  

и   энергоэффективности,   в   т.ч.   работающих   на   газомоторном   топливе  

(для   автобусов),   расширять   использование   механизмов   лизинга  

для приобретения нового железнодорожного подвижного состава, автобусов

и подвижного состава городского электрического транспорта;

230

Для   дальнейшего   повышения   доли   парка   подвижного   состава

автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего

пользования,   оборудованного   для   перевозки   маломобильных   граждан,  

в   общей   численности   подвижного   состава   автомобильного   и   городского

наземного электрического транспорта общего пользования: 

продолжить   работу   на   федеральном   и   региональном   уровнях  

по   развитию  систем   общественного   транспорта   с   использованием

транспортных  средств,   приспособленных   для   перевозки   маломобильных

групп   населения,   включая   приобретение   транспортных   средств   с   низким

уровнем пола салона и специальным местом для маломобильных граждан  

(в т.ч. на условиях лизинга) и строительством (модернизацией) специальных

посадочных платформ;

в   целях   внедрения   в   Российской   Федерации   международных

стандартов   ООН   в   отношении   технических   средств,   приспособленных  

для маломобильных категорий граждан, разработать проект национального

стандарта,   расширяющего   положения   правил   ЕЭК   ООН   №107

«Единообразные   предписания,   касающиеся   официального   утверждения

транспортных   средств   категорий   М(2)   и   М(3)   в   отношении   их   общей

конструкции»   в   части   повышения   требований   доступности   транспортных

средств категорий М(2) и М(3), а также устанавливающего такие требования

доступности   подвижного   состава   городского   рельсового   транспорта  

для инвалидов по зрению;

проработать вопрос (в т.ч. на уровне Евразийской экономической

комиссии) об освобождении от уплаты пошлин на ввоз специализированных

транспортных   средств   категории   М(1),   оборудованных   средствами

управления   людьми   с   ограниченными   возможностями   и   (или)   перевозки

пассажиров   из   числа   инвалидов   на   кресле-коляске,   а   также   транспортных

средств   категории   М(2)   и   трамваев,   доступных   для   инвалидов   всех

категорий;

231

развивать   опорные   учебные   центры   специализированного

транспортного обслуживания инвалидов;

содействовать   созданию   новых   и   расширению   сети

существующих   маршрутов,   обеспечивающих   повышение   качества  

и   доступности   транспортного   обслуживания   инвалидов   и   других

маломобильных   групп   населения   на   социально   значимых   направлениях  

с учетом приемлемого для потребителей услуг режима работы транспорта.

Для   дальнейшего   увеличения   удельного   веса   парка   подвижного

состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта

общего   пользования,   оснащенного   современными   информационно-

коммуникационными   системами   и   глобальной   навигационной   системой

ГЛОНАСС следует рекомендовать региональным и муниципальным органам

исполнительной  власти ввести в качестве критерия допуска перевозчиков к

рынку   обязательное   оборудование   автобусов   и   подвижного   состава

городского   электрического   транспорта   современными  информационно-

коммуникационными системами и системой ГЛОНАСС.

Цель 4 Транспортной стратегии

 направлена на интеграцию в мировое

транспортное   пространство,   реализацию   транзитного   потенциала   страны,

повышение   конкурентоспособности   транспортной   системы   на   мировом

рынке транспортных услуг, увеличение пропускной способности российских

морских   портов,   комплексное   развитие   крупных   транспортных   узлов,

повышение   конкурентоспособности   международных   транспортных

коридоров, развитие международного сотрудничества в данной сфере.

Экспорт   транспортных   услуг   составил   14,86  млрд.   долларов   США,  

что на 0,2 % выше уровня 2015 года. Объем перевалки грузов в российских

морских портах составил 721,9 млн. тонн, что на 6,7 % выше уровня 2015

года.

В   2016   году   была   продолжена   работа   по   развитию   международных

транспортных коридоров. 

В   рамках   работ   по   международному   транспортному   коридору  

232

«Восток-Запад»   реализованы   проекты   по   доставке   контейнерных   грузов  

из Китая в Европу через пограничный переход Забайкальск или территорию

Монголии (с транзитным временем доставки в 14 суток).

В 2016 году внесен значительный вклад в развитие МТК «Север – Юг».

В октябре 2016 года были осуществлены в установленные сроки отправки

контейнеров по маршруту МТК «Север - Юг» из Индии в Россию через Иран

и   Азербайджан.   Организована   отправка   контейнерных   поездов   (включая

перевозки скоропортящихся грузов) отправлением с пограничного перехода

Ялама   -   Самур   (российско-азербайджанская   граница)   до   Москвы.

Отрабатывалась   технология   и   налаживалось   скоординированное

взаимодействие всех звеньев логистической цепочки в рамках развиваемого

мультимодального маршрута. Проводилась активная проработка источников

зарождения   грузопотоков   на   территории   Ирана   и   стран   Южной   Азии  

в   направлении   России,   стран   СНГ,   Северной   Европы   и   в   обратном

направлении с определением целевых клиентов. Велись работы по активному

продвижению   и   позиционирование   на   рынке   комплексного

мультимодального сервиса.

В   2016   году   продолжалась   реализация   мероприятий   Комплексного

проекта   развития   Северного   морского   пути   на   2015   –   2030   годы,

утвержденного   5   июня   2015   г.   Председателем   Правительства   Российской

Федерации.   Объем   перевозок   грузов   по   Северному   морскому   пути  

в 2016 году составил 7,5 млн. тонн (в 2015 году – 5,4 млн. тонн), в том числе

транзитных грузов – 214,5  тыс. тонн (в 2015 году – 39,6 тыс. тонн). 

В   рамках   комплексного   развития   транспортных   узлов   в   2016   году

реализовывались   следующие   проекты:   «Создание   сухогрузного   района

морского   порта   Тамань»;   «Комплексное   развитие   Мурманского

транспортного   узла»;   «Развитие   Новороссийского   транспортного   узла»

(«Строительство   железнодорожных   парков   и   развитие   железнодорожной

станции   Новороссийск   СевероКавказской   железной   дороги)»;

 

«Развитие транспортного узла «Восточный – Находка».

233

В   2016   году   в   условиях   сохраняющихся   ограничений   на   ввоз

продовольственной продукции отмечалось существенное падение импортных

перевозок   по   большинству   стран   ЕС,   в   том   числе   из   таких   стран,  

как   Финляндия,   Литва,   Польша.   Вместе   с   тем,   наращивались   объемы

перевозок из Китая, Сербии, Ирана и ряда других стран. Также необходимо

отметить автомобильных грузопотоков с рядом стран СНГ, в первую очередь

с Арменией, Азербайджаном и Узбекистаном. Значительно выросли также

перевозки в сообщении с Грузией.

В течение 2016 года осуществлялось бесперебойное функционирование

311   пунктов   пропуска   через   государственную   границу   Российской

Федерации.

В   2016   году   установлено   3   новых   пункта   пропуска   на   российско-

китайском   участке   государственной   границы:   автомобильный   пункт

пропуска   Большой   Уссурийский  –  Хэйсяцзыдао,   пешеходный   пункт

пропуска   Благовещенск-1  –  Хэйхэ   и   смешанный   пункт   пропуска

Верхнеблаговещенский. 

Руководителями   государств-членов   ЕАЭС   25   декабря   2016   года

подписано решение о принятии Основных направлений и этапов реализации

скоординированной   (согласованной)   транспортной   политики   Евразийского

экономического   союза,   в   рамках   которых   определены   условия   и   этапы

дальнейшего формирования и развития единого транспортного пространства

и общего рынка транспортных услуг на автомобильном, воздушном, водном,

железнодорожном транспорте с учетом различий международного правового

обеспечения и технологических особенностей видов транспорта и состояния

транспортной инфраструктуры.

По   Цели   4   Транспортной   стратегии,   направленной   на   интеграцию  

в мировое транспортное пространство и реализацию транзитного потенциала

страны,   интегрированный   показатель   выполнения   составил   70,9   %,  

что требует дополнительных мер анализа и поддержки. Следует отметить,

что данная цель, направленная на удовлетворение спроса на транспортные

234

перевозки   из/за   рубеж   и   транзит   иностранных   грузов,   наиболее   сильно

подвержена   влиянию   внешних   геополитических   и   макроэкономических

факторов,   которые   начались   в   2014   году   и   продолжили   оказывать

существенное влияние в 2016 году. 

Среди негативных факторов и тенденций следует отметить:

сложное   финансовое   состояние   многих   отечественных

транспортных   компаний,   участвующих   в   международных   перевозках

пассажиров   и   грузов,   ограниченность   доступа   к   дешевым   кредитным

ресурсам,   в   т.ч.   в   связи   с   санкциями,   наложенными   на   Российскую

Федерацию,   что   в   свою   очередь   препятствовало   обновлению   флота   судов

водного   транспорта   и   воздушных   судов,   парка   автомобильного  

и   железнодорожного   подвижного   состава,   обслуживанию   лизинговых

платежей.   Отставание   Российской   Федерации   в   темпах   обновления

подвижного   состава   серьезно   сдерживало   конкурентоспособность

отечественных   перевозчиков   на   зарубежных   рынках   по   сравнению  

с   соседними   странами   (в   частности,   приобретение   российскими

перевозчиками грузовых автотранспортных средств высоких экологических

классов   стремительно   сократилось   –   чрезмерно   высокие   ставки   ввозных

пошлин   в   совокупности   с   утилизационным   сбором   стали   настоящим

барьером для импорта современных грузовиков);

продолжительный спад в российской экономике, который привел

к   уменьшению   деловой   активности   и,   как   следствие,   снижению   спроса,  

как   на   потребительские,   так   и   на   инвестиционные   товары   (сокращение

инвестиций   в   основной   капитал   составило   в   2016   году   2,2   %),   особенно

импортные,   что   в   свою   очередь   негативно   сказалось   на   работе

международных   перевозчиков   всех   видов   транспорта,   за   исключением

транспортных компаний, обеспечивающих экспортные перевозки сырьевых

грузов;

235

продолжение   негативной   тенденции   сокращения   реальных

располагаемых   доходов   населения   (5,9   %   за   2016   г.   по   оценкам   МЭР)

3

сдерживало подвижность населения и международный туризм, что привело 

к   существенному   сокращению   перевозок   пассажиров   в   международном

сообщении отечественным транспортом;

продолжающийся   спад   внешней   торговли   –   по   данным  

ФТС   России,   внешнеторговый   оборот   России   за   2016   год   составил  

471,2   млрд   долларов,   что   на   11,2   %   меньше,   чем   в   2015   году.   Объемы

экспорта   и   импорта   в   стоимостном   выражении   упали   до   минимумов

последних пяти лет, что сказалось на работе транспорта, главным образом,

обслуживающего международные перевозки несырьевых товаров;

непрекращающийся   рост   себестоимости   международных

перевозок,   особенно   в   сфере   автомобильного   транспорта,

 

при одновременном уменьшении в реальном выражении фрахтовых ставок. 

К увеличению затрат автоперевозчиков в 2016 году привели рост стоимости

топлива,   ставок   страхования   по   ОСАГО   и   «Зеленой   карте»,   увеличение

(индексация)   утилизационного   сбора,   введение   платы   за   пользование

дорогами по системе «Платон» и др. При этом фрахтовые ставки на рынке

находятся   под   серьезным   давлением   возросшей   конкуренции,   что   уже

привело   к   серии   банкротств   транспортных   операторов,   их   слияний  

и поглощений, а также уходу ряда перевозчиков из сферы международных  

на рынок внутренних перевозок грузов – по данным АСМАП в 2016 году

число  ее  членов   сократилось  на  171  компанию,  а  количество  подвижного

состава,   используемого   для   международных   автомобильных   перевозок  

по сравнению с 2013 годом – на 4 тыс. единиц (11 %);

последствия   ограничений,   наложенных   ФТС   России

 

на   использование   книжек   МДП   в   России   (книжки   МДП   до   сих   пор  

не   принимаются   на   некоторых   наиболее   востребованных   автомобильных

пунктах   пропуска   через   государственную   границу,   ФТС   России   изъяло

3

 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Министерство

экономического развития Российской Федерации. М.: 2017 г. 

236

допуск к процедуре МДП у 90 транспортных компаний с автопарком около 

5 тыс. единиц). 

ограничения на транзит целого ряда грузов в сообщениях между

Украиной и странами Азии по территории Российской Федерации.

возросшая   конкуренция   за   транзит   со   стороны   сопредельных

государств - благодаря усилиям ряда стран-участниц Межправительственной

комиссии   ТРАСЕКА   организовано   курсирование   контейнерных   поездов  

из   Китая   в   Европу   через   порты   Актау,   Алят   и   далее   по   транспортным

коммуникациям Турции, Украины и других стран Черноморского бассейна 

в направлении Европы. Введено регулярное паромное сообщение

на   Каспии   между   Казахстаном   и   Азербайджаном,   что   снизило   затраты

времени   на   осуществление   транзита.   Стороны   также   договорились  

о проведении согласованной  тарифной политики, что  повысило тарифную

привлекательность   коридора   ТРАСЕКА.   Успеху   альтернативных   проектов

развития евроазиатского транзита, минуя территорию России, содействовала

позиция Республики Казахстан, стремящейся диверсифицировать маршруты

транзитных перевозок, в т.ч. в качестве реакции на введенные ограничения

по транзиту украинских грузов в Казахстан через территорию России.

В то же время среди тенденций, положительно повлиявших на работу

российского транспортного сектора и экспорт транспортных услуг, следует

назвать: 

рост   объемов   экспорта   отдельных   видов   российской

промышленности и сельского хозяйства, что поддержало работу российских

экспортных компаний и помогло увеличить объемы экспортных перевозок

грузов   в   2016   году   (В   частности,   увеличились   поставки   многих

продовольственных товаров в Китай, страны Азии и Европы, в т.ч. зерна,

мяса,   масла,   молока,   сыров   и   творога.   Кроме   того,   увеличились   поставки

продукции машиностроения, древесины и др.);

стабилизацию   цен   на   мировых   сырьевых   рынках   и   рост

физических   объемов   экспорта   топливно-энергетических   грузов,

 

237

что позволило получить существенный прирост экспортных перевозок грузов

российскими   транспортными   компаниями   и   переработки   грузов  

в отечественных портах, что, в свою очередь содействовало стабилизации  

и росту экспорта транспортных услуг;

увеличение объемов контейнерного транзита из Китая в страны

Европы   специализированными   блок-поездами   вследствие   роста

заинтересованности китайских экспортеров, экспедиторских и логистических

компаний в использовании наземных маршрутов доставки товаров в Европу,

чо   положительно   сказалось   на   динамике   экспортно-импортных   перевозок

между Россией и Китаем, а также транзитных перевозок через территорию

Российской Федерации;

меры, предпринятые  Минтрансом России и подведомственными

ему   агентствами   по   обновлению   морского   транспортного   флота,   флота

воздушных судов, железнодорожного подвижного состава.

Среди   структурных   изменений,   которые   повлияли   на   изменение

географии   транспортно-экономических   связей   России,   а   также   динамику

транзитных перевозок и экспорта транспортных услуг следует назвать:

удельный вес европейских направлений продолжил сокращаться,

существенно   уменьшилась   доля   Турции   и   Украины   при   одновременном

росте удельного веса Китая в общем объеме международных автомобильных

перевозок;

ограничения   в   области   торговли   между   Россией   и   Турцией,

проблемы   в   области   транзита   грузов   автомобильным   транспортом   через

территории Польши и Украины привели к сокращению объемов перевозок  

на этих направлениях.

Причинами   роста   экспорта   транспортных   услуг   (Индикатор   4.1)  

в   2016   году   стал   целый   ряд   как   структурных,   конъюнктурных  

и   политических   факторов,   среди   которых   прирост   объемов   валютной

выручки  крупнейших  российских  поставщиков   транспортных  услуг,  таких

как   ПАО   «Аэрофлот»,   ПАО   «Совкомфлот»   и   др.   Росту   экспорта

238

транспортных   услуг   способствовала   политика   по   переключению

грузопотоков  из  портов  стран  Балтии и  других  сопредельных  государств  

на   отечественную   транспортную   инфраструктуру,   рост   удельного   веса

российских перевозчиков в осуществлении международных автомобильных

перевозок   грузов,   российских   авиакомпаний   в   отправках   пассажиров  

из отечественных аэропортов на международных авиалиниях, рост объемов

транзита пассажиров третьих стран отечественными авиакомпаниями через

российские   аэропорты   (в   2016   году   зафиксирован   существенный   прирост

трансферта пассажиров через аэропорты-хабы), постепенное восстановление

въездного и выездного туризма, обсуживаемого отечественным транспортом

во второй половине 2016 года. 

Перевозки   транзитных   грузов   через   территорию   России

 

(Индикатор   4.2)   в   2016   году   сократились   по   сравнению   с   2015   годом

вследствие   ограничений   на   перевозку   продовольственных   грузов   из   стран

Европы и Турции в направлении Центральной Азии и Китая, значительное

сокращение   объемов   перевозок   украинских   транзитных   грузов,   а   также

сокращение   транзитного   грузопотока,   следующего   в   направлении

Республики   Казахстан.   В   количественном   выражении   снижение   объемов

транзитных перевозок было вызвано, прежде всего, сокращением транзита по

железным дорогам (Индикатор 4.2.1). 

Объем транзитных контейнерных перевозок грузов (Индикатор 4.2.1.1)

увеличился   по  причине   роста   заинтересованности   китайских   экспортеров  

и импортеров в развитии наземных маршрутов доставки товаров в/из Европы

с учетом скидок на железнодорожные перевозки, действующих в различных

провинциях   КНР,   а   также   благодаря   успешной   координации   работы

российских   и   зарубежных   транспортных   операторов   контейнерных

перевозок по маркетингу и привлечению грузопотоков на железнодорожный

транспорт   в   сообщениях   Европа   –   Азия).   В   немалой   степени   реализации

транзитного   потенциала   России   в   части   контейнерных   перевозок

содействовала   активная   позиция   Минтранса   России   и   ОАО   «РЖД»  

239

на международной арене, в т.ч. в международных организациях – ЕЭК ООН,

ЭСКАТО   ООН,   ОСЖД,   Совете   по   железнодорожному   транспорту

государств-участников СНГ, КСТП, МСЖД и др.

Перевозки   транзитных   грузов   через   территорию   Российской

Федерации   автомобильным   транспортом   (Индикатор   4.2.2)   в   2016   году

сократились   вследствие   ограничений   на   перевозки   ряда   турецких  

и украинских грузов по территории России, ограничением приема книжек

МДП в ряде ключевых автомобильных пунктов пропуска, снижение объемов

перевозок   внешнеторговых   грузов   в   ряде   соседних   с   Россией   государств,

традиционно следующих через территорию России.

Удельный   вес   российских   перевозчиков   в   общем   объеме

международных   автомобильных  перевозок  грузов  (Индикатор  4.6)  возрос  

до   максимального   за   последние   20   лет   значения,   чему   содействовало

увеличение объемов перевозок российских экспортных грузов, выполняемых

преимущественного   отечественными   автотранспортными   компаниями.

Вместе   с   тем,   паритетное   распределение   внешнеторговых   грузопотоков  

до   настоящего   времени   пока   не   было   достигнуто   вследствие   высокой

конкуренции со стороны транспортных компаний из Республики Беларусь,

стран   Балтии   и   Польши   на   фоне   неудовлетворительно   медленного

обновления   отечественного   подвижного   состава   автомобилями   высоких

экологических   классов   (ежегодная   потребность   в   обновлении   составляет  

по оценкам АСМАП 6-7 тыс. магистральных автотягачей), а также политики

логистических   компаний   (в   основном   зарубежных)   по   фрахтованию

преимущественно   иностранного   транспорта   при   заключении

внешнеторговых   сделок   российским   бизнесом   и   его   зарубежными

партнерами. 

Перевалка   транзитных   грузов   в   российских   морских   портах

(Индикатор   4.3)   возросла   в   2016   году,   в   первую   очередь,   за   счет

стабилизации   цен  на   сырьевые   товары,   в   т.ч.   уголь  на   мировых   рынках,  

что повлекло увеличение отгрузки казахстанских топливно-энергетических

240

грузов   через   российские   морские   торговые   порты,   в   т.ч.   через   порт

Новороссийск, где заканчивается трубопровод Каспийского трубопроводного

консорциума, а также порты Дальнего Востока, в которые с целью экспорта

поступает часть казахстанского угля. 

Удельный   вес   флота   под   российским   флагом   в   осуществлении

российских   экспортных   и   импортных   перевозок   грузов   (Индикатор   4.4)

возрос   в   2016   году   благодаря   пополнению   российского   флота   9   новыми

судами,   в   том   числе   тремя   танкерами   ПАО   «Совкомфлот»,

зарегистрированными в российском международном реестре судов. По этой

же   причине   возрос  суммарный   дедвейт   морского   транспортного   флота  

под российским флагом (Индикатор 4.7.1).

Объем   транзитных   перевозок   по   Транссибирской   магистрали

(Индикатор   4.5)   возрос   благодаря   увеличению   числа   блок-поездов  

в   сообщениях   между   Китаем   и   странами   Европы,   а   также   в   результате

успешной   координации   усилий   ОАО   «РЖД»,   Координационного   совета  

по   Транссибирским   перевозкам   (КСТП)   и   транспортных   операторов  

по привлечению транзитных грузопотоков на Транссиб. 

Суммарный дедвейт морского транспортного флота, контролируемого

Российской Федерацией (Индикатор 4.7), возрос впервые за последние годы

благодаря   пополнению   транспортного   флота,   используемого

 

в международном морском судоходстве. 

Ниже представлены предложения по повышению уровня индикаторов

по Цели 4 и достижению ими плановых значений.

Для   расширения   экспорта   транспортных   услуг   целесообразно

обеспечить более широкий доступ национальных транспортных компаний  

к   международным   рынкам.   При   этом   в   области   железнодорожного

транспорта расширение доступа на зарубежные рынки может осуществляться

в   рамках   реализации   Основных   направлений   скоординированной

(согласованной)   транспортной   политики   ЕАЭС   путем   расширения

российских   операторских   компаний   на   железнодорожную   сеть   других

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..