ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2016 год) - часть 14

 

 

209

В речных портах в 2016 году переработано 138,7 млн. тонн грузов  

(96,6 % к уровню 2015 года).

Фактические   значения   ряда   индикаторов   по   Цели   2   стратегии  

не   достигли   установленного   уровня   базового   варианта.   Основными

общеэкономическими   причинами   этого   являются   сокращение   оборота

торговли,   снижение   общей   деловой   активности   и   сокращение   спроса  

на перевозки в транспортном комплексе. 

В   то   же   время,   достигнутые   положительные   результаты

свидетельствуют   о   дальнейшем   повышении   доступности   и   качества

транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок не смотря на

сложные экономические условия, связанные с ограничением международной

торговли,   которые   создают   искусственные   барьеры   транспортным

организациям.   В   частности,   анализ   рынка   грузовых   перевозок

железнодорожным транспортом в целом показывает выполнение в 2016 году

базовых индикаторов, предусмотренных Транспортной стратегией по Цели 2

для железнодорожного транспорта. 

В 2016 году работа транспортного комплекса Российской Федерации 

в   части   обеспечения   доступности   и   качества   транспортно-логистических

услуг   в   области   грузовых   перевозок   на   уровне   потребностей   развития

экономики   страны   была   сопряжена   с   действием   конкретных   негативных  

и позитивных факторов и тенденций, повлиявших на  уровень достижения

индикаторов по Цели 2 Транспортной стратегии.

Среди   негативных   факторов   и   тенденций   следует   отметить

следующее:

ограниченность доступа национальных транспортных компаний 

к дешевым кредитным ресурсам, в т.ч. в связи с санкциями, наложенными  

на Российскую Федерацию, что в свою очередь препятствовало обновлению

флота   морских   судов   под   российским   флагом   и   парка   грузовых

автотранспортных   средств.   Снижение   темпов   обновления   подвижного

210

состава   серьезно   сдерживало   конкурентоспособность   отечественных

перевозчиков на рынках транспортных услуг;

предприятия   транспортного   машиностроения   не   обеспечивают

серийного производства магистральных грузовых электровозов постоянного

тока,   магистральных   грузовых   тепловозов,   двухсистемных   локомотивов  

и   локомотивов   с   бесколлекторным   тяговым   приводом,   что   затрудняет  

для российских железных дорог обновление грузовых локомотивов с заменой

их   на   эффективные   электровозы   с   асинхронным   тяговым   двигателем

(которыми   в   значительной   мере   оснащены   европейские   и   американские

железные дороги).

низкая   инвестиционная   активность   в   транспортной   сфере,

связанная   с   высокой   стоимостью   кредитных   ресурсов,   что   отрицательно

сказалось, прежде всего, на реализации проектов развития инфраструктуры

железнодорожного   транспорта,   в   том   числе   –   формирования   сети

терминально-логистических   центров,   организации   регулярного

контрейлерного сообщения.

 

Существующее состояние подавляющего числа

объектов   терминально-складского   комплекса,   обслуживающего

железнодорожные   перевозки   по   инфраструктуре   общего   пользования,  

не   позволяет   применять   современные   перевозочные   и   логистические

технологии   и   обеспечить   необходимое   рынку   качество   транспортно-

логистических   услуг.   Недостаточно   высокая   инвестиционная   активностью

ОАО   «РЖД»   в   части   выполнения   утвержденного   в   2012   году   плана

мероприятий   по   формированию   опорной   сети   терминально-логистических

центров   на   территории   Российской   Федерации   (а   также   концепции

организации   контрейлерного   сообщения   на   пространстве   «1520»),  

что   является   одной   из   причин   снижения   доли   контейнерных   перевозок  

в общем объеме перевозок грузов на железнодорожном транспорте.

снижение   ставок   фрахта   на   рынке   трансконтинентальных

контейнерных   перевозок,   что   отразилось   на   снижении

конкурентоспособности   транспортных   услуг   по   выполнению

211

железнодорожных   контейнерных   перевозок   по   территории   Российской

Федерации. 

отсутствие   сформированного   конкурентного   рынка

железнодорожных   перевозчиков.   В   2015   году   закончилось   действие

«Целевой модели рынка железнодорожных грузовых перевозок на период  

до 2015 года», одобренной Правительством Российской Федерации в январе

2011   года.   Документ   предусматривал   развитие   рынка   оперирования

грузовым   подвижным   составом   и   конкуренции   в   сфере   грузовых

железнодорожных   перевозок   путем   создания   института   локальных

перевозчиков с сохранением функции ОАО «РЖД» в качестве общесетевого

перевозчика   и   владельца   инфраструктуры.   Задача   «создания   условий  

для   реализации   пилотных   проектов   в   сфере   перевозочной   деятельности  

по   принципу   «за   маршрут»   и   «на   маршруте»   до   настоящего   времени  

не полностью решена, Распоряжение Правительства Российской Федерации

от   2   апреля   2014   г.   №   503-р   «Об   утверждении   плана   мероприятий  

по   развитию   конкуренции   на   железнодорожном   транспорте»   в   части

развития   конкуренции   в   перевозочной   деятельности   выполнено   частично,

целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2020 года  

не полностью отработана.

В то же время среди тенденций, положительно повлиявших на работу

российского транспортного сектора, следует выделить следующие факторы:

реализация   плана   мероприятий   («дорожной   карты»)

 

по   совершенствованию   таможенного   администрирования   в   соответствии  

с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г.

№ 1125-р (с изменениями и дополнениями от 6 сентября 2012 г., 26 марта, 

17  августа,   26  сентября   2013   г.,   2  июля   2014  г.,   15   августа,   28   октября,  

12   декабря   2015   г.),   что   позволило   существенно   снизить   объемы   и   сроки

подготовки   документов,   необходимых   для   таможенного   оформления,

снизить   продолжительность   проведения   таможенных   формальностей,

практически   исключить   из   процессов   доставки   импортных   грузов

212

технологические   операции,   связанные   с   временным   хранением   грузов  

на складах;

продолжение курса Центрального банка Российской Федерации,

направленного   на   снижение   ключевой   ставки,   что   привело   к   увеличению

объема   предоставленных   кредитов   юридическим   лицам   в   2016   году  

по сравнению с 2015 годом на 8 % (с 29 996 до 32 396 млрд. руб.), при этом 

в   отрасли   транспорта   и   связи   увеличение   составило   25,7   %   (с   1151   до  

1447   млрд.   руб.),   что   в   частности   повлияло   на   проведение

автотранспортными  компаниями  обновления  парков транспортных  средств

общего   пользования   и   вывод   из   эксплуатации   старогодных   грузовых

автотранспортных средств.

увеличение   объемов   финансирования   национального   дорожно-

строительного   комплекса,   в   том   числе   за   счет   введения   в   эксплуатацию

системы   «Платон»,   что   в   частности   позволило   увеличить   долю

протяженности   федеральных   автотрасс,   приведенных   в   нормативное

состояние, до 71 %;

расширение   практики   ОАО   «РЖД»   по   формированию

ускоренных   контейнерных   поездов   и   дальнейшее   развитие   транспортно-

логистических услуг в железнодорожном контейнерном сервисе, что оказало

позитивное   влияние   на   рост   скорости   доставки   контейнеров

железнодорожным   транспортом,   в   том   числе   в   транзитном   сообщении  

по Транссибирской магистрали. Повышение эффективности формирования

поездов   повышенной   длины   и   массы,   а   также   контейнерных   поездов  

на основных направлениях грузопотоков.

увеличение   объемов   предъявления   грузоотправителями  

к   перевозке   массовых   грузов   маршрутными   и   повагонными   отправками,

включая   каменный   уголь,   химические   и   минеральные   удобрения,   лесные  

и   зерновые   грузы,   грузы   в   контейнерах   и   другой   продукции,   что   оказало

положительное   влияние   на   динамику   роста   объемов   доставки   грузовых

отправок в нормативные или договорные сроки. 

213

проводимая   ОАО   «РЖД»   работа   по   обновлению   парка

подвижного   состава   и   выводу   из   эксплуатации   старогодных   вагонов,

пополнение   нового   подвижного   состава   с   повышенными   тяговыми

характеристиками,   снижение   ограничений   пропускной   и   провозной

способности   участков   и   направлений   на   железных   дорогах,   увеличение

участковой и технической скоростей движения оказало позитивное влияние

на   динамику   увеличения   скорости   доставки   грузовых   отправок

железнодорожным транспортом. 

в   части   развития   сети   транспортно-логистических   центров

следует  также отметить завершение  в 2016 году сделки  по приобретению

China Yingkou Port Group Corporation (порт Инкоу) 49 % доли в дочерней

структуре ОАО «РЖД» ООО «ТЛЦ «Белый Раст» – проектной компании,

созданной для реализации пилотного проекта создания сети корпоративных

терминально-логистических центров; 

в   развитии   интермодальных   перевозок   следует   отметить

проведение в период с 1 по 18 ноября 2016 года опытной контрейлерной

перевозки

 

автомобильного

 транспортного

 

средства

 

ООО   «Глобал   Лоджистик»   в   составе   контейнерного   поезда

 

ПАО   «ТрансКонтейнер»   по   маршруту   ст.   Москва   Товарная-Павелецкая

(МЖД)   –   ст.   Клещиха   (ЗСЖД),   осуществленной   на   вагонах-платформах

модели 13-9961 ОАО «ФГК».

Также   среди   ключевых   факторов,   которые   способны

 

уже в краткосрочной перспективе оказать существенное позитивное влияние

на   уровень   доступности   и   качества   услуг   перевозки   и   терминально-

логистической   инфраструктуры   (упрощение   пограничных   и   таможенных

процедур,   увеличение   пропускных   и   провозных   способностей,

пунктуальность   доставки   грузов   и   др.)   на   территории   Дальневосточного

федерального   округа,   следует   отметить   утверждение   в   декабре   2016   года

вице-премьерами Ю.П. Трутневым и А.В. Дворковичем концепции развития

международных транспортных коридоров Приморье-1 и Приморье-2.  

214

Ниже приводятся предложения по повышению уровня индикаторов по

Цели 2 и достижению ими плановых значений.

В   целях   повышения   объемов   перевозок   грузов   по   Северному

морскому   пути,   а   также   в   районы   Крайнего   Севера   и   приравненные  

к ним местности (Индикаторы 2.3, 2.7, 2.7.2, 2.7.3) необходимо разработать

концепцию   организации   регулярного   паромного   (в   том   числе

железнодорожного)   сообщения   в   акваториях   экономических   интересов

Российской   Федерации   (Балтийское   море,   Каспийское   море,

 

Азово-Черноморский   бассейн,   Дальний   Восток,   Северный   морской   путь),

включая   определение  грузовой   базы   и   маршрутной   сети   (в   том   числе  

в международном и каботажном сообщении), разработку современных судов

в   зависимости   от   региона   плавания   (грузовые,   грузо-пассажирские,  

на   газовом   топливе   и   др.),   формирование   технических   требований  

к грузовому обустройству и железнодорожной инфраструктуре (с подходами)

морских портов, терминалов,  соответствующие корректировки нормативно-

правового   обеспечения,   предполагая   принятие   правового   акта   о   порядке

формирования   и   эксплуатации   паромной   инфраструктуры,

устанавливающего,   по   существу,   для   транспортного   средства   (паром)

правовой режим объекта инфраструктуры общего пользования;

Целесообразно   разработать   меры   по   развитию   серийного

производства   магистральных   грузовых   электровозов   постоянного   тока,

магистральных   грузовых   тепловозов,   двухсистемных   локомотивов  

и   локомотивов   с   бесколлекторным   тяговым   приводом,   что   будет

способствовать   обновлению   грузовых   локомотивов   с   заменой  

их   на   современные   эффективные   электровозы   с   асинхронным   тяговым

двигателем.

Также  в  целях  увеличения  объемов   перевозок  грузов  и  повышения

доступности   и   качества   транспортных   услуг   на   территории

Дальневосточного федерального округа (Индикатор 2,7) с учетом развития

МТК   Приморье-1,   реализации   ФЦП   «Социально-экономическое   развитие

215

Дальнего Востока и Байкальского региона» и «Развитие рыбохозяйственного

комплекса»,  целесообразно   проведение   технико-экономической   оценки

развития   Транссиба   с   выходом   к   Тихоокеанскому   побережью  

и   формированием   современной   портовой   инфраструктуры   в   Приморском

крае. 

Учитывая   тенденции   глобализации   товарных   рынков,   развития

международной производственной интеграции и кооперации, а также в целях

удовлетворения связанного с этими явлениями запроса рынка логистических

услуг   на   увеличение   скорости   доставки   грузов   (Индикаторы   2.1.1,   2.6),

следует   оказывать   содействие   организации   регулярного   грузового

скоростного   железнодорожного   сообщения   (линейный   сервис),   в   первую

очередь, на маршрутах нового «Шелкового пути».

В целях повышения доли контейнерных и контрейлерных перевозок 

в   общем   объеме   перевозок   грузов   железнодорожным   транспортом

(Индикатор   2.4.1)   следует   оказывать   содействие   реализации   концепции

создания   ТЛЦ   на   территории   Российской   Федерации,   прежде   всего,  

в вопросах обеспечения необходимыми земельными ресурсами, примыкания

к улично-дорожной сети, присоединения к инженерным сетям, организации

операторской   деятельности,   реализации   мер   государственной   поддержки

приоритетных инвестиционных проектов по созданию ТЛЦ на территории

Российской Федерации. В целях увеличения доли контейнерных перевозок  

в   общем   объеме   перевозок   грузов   на   железнодорожном   транспорте

целесообразно   продолжить   и   ускорить   работу   по   формированию   опорной

сети   терминально-логистических   центров   на   сети   железных   дорог

Российской Федерации.

В целях повышения доли контрейлерных перевозок в общем объеме

перевозок грузов железнодорожным транспортом (Индикатор 2.4.1) следует

также   содействовать   реализации   концепции   организации   контрейлерного

сообщения на «пространстве 1520», включая

 

принятие федерального закона

«О   прямых   смешанных   (комбинированных)   перевозках»,   внесение

216

соответствующих   изменений   и   дополнений   в   положения   федеральных

законов  от 10  января  2003  г.  №  17-ФЗ  «О железнодорожном  транспорте  

в   Российской   Федерации»,   от   10   января   2003   г.   №   18-ФЗ   «Устав

железнодорожного транспорта Российской Федерации», от 8 ноября 2007 г.

№ 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического

транспорта»;   закрепление   за   контрейлерным   терминалом   статуса

стратегически   важного   объекта   и   инфраструктуры   общего   пользования,

введение   «контрейлерного»   габарита   погрузки,   что   позволит   вывести

контрейлерные   перевозки   из-под   действующих   нормативных   определений

статуса   «сверхнегабарит»   и   связанных   с   ним   ограничений   по   скорости

движения, по обязательному сопровождению контрейлерного поезда вагоном

с   контрольной   рамой,   сотрудниками   местных   дистанций   пути  

и т.п., утверждение Правил перевозки транспортных автомобильных средств

контрейлерными   поездами,   определение   порядка   пропуска   через

государственную   и   таможенную   границы   Российской   Федерации

контрейлерных поездов с учетом положений вступившего в силу в 2015 году

Межправительственного   соглашения   «О   сухих   портах»,   международному

сотрудничеству в данной сфере.

Цель   3   Транспортной   стратегии

  направлена   на   обеспечение

доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии  

с социальными стандартами. 

Пассажирооборот   транспорта   общего   пользования   составил  

в 2016 году 511,4 млрд. пасс.-км (98,1% к уровню 2015 года). Подвижность

населения на транспорте общего пользования снизилась в 2016 году на 2,2%

к   уровню   2015   года   и   составила   3,486,5   тыс.   пасс.-км   на   1   человека.

Положительные   тенденции   роста   пассажирооборота   к   уровню   2015   года

наблюдались на железнодорожном (103,3%), внутреннем водном (106,9%),

морском транспорте (123,1%), а также на внутренних перевозках воздушным

транспортом (104,9%).

217

Динамика пассажирооборота и транспортной подвижности населения

обусловлена   снижением   деловой   активности   и   реальных   располагаемых

доходов населения (96,6% к уровню 2015 года).

В   2016   году   в   структуре   пассажирооборота   транспорта   общего

пользования   увеличилась   доля   железнодорожного   транспорта

 

(на 1,3 процентных пункта к уровню 2015 года).

Объем   перевозок   пассажиров   железнодорожным   транспортом  

в 2016 году составил 1040,0 млн. человек (101,5 % к уровню 2015 года),  

в   том   числе   в   пригородном   сообщении   (включая   внутригородское

сообщение) – 938,5 млн. человек (101,3% к уровню 2015 года).

Пассажирооборот железнодорожного транспорта вырос в 2016 году  

на 3,3% к уровню 2015 года и составил 124,5 млрд. пасс.-км.

В 2016 году автобусным транспортом общего пользования перевезено

11072   млрд.   пассажиров   (98,1%   к   уровню   2015   года)   и   выполнен

пассажирооборот в размере 116,6 млрд. пасс.-км (99,0% к уровню 2015 года).

В   2016   году   внутренним   водным   транспортом   выполнен

пассажирооборот   в   размере   0,525   млрд.   пасс.-км   (106,7%   к   уровню  

2015   года),   объем   перевозок   пассажиров   составил   13,46   млн.   человек  

(99,1% к уровню 2015 года).

На   морском   транспорте   рост   объема   перевозок   составил   120,0%  

к   уровню   2015   года,   пассажирооборота   –   122,8%,   что   связано,   в   первую

очередь с обслуживанием Республики Крым и г. Севастополя.

В   2016   году   объем   перевозок   пассажиров   воздушным   транспортом

сократился   к   уровню   2015   года   на   3,8%   и   составил   88,6   млн.   человек,

пассажирооборот составил 215,3 млрд. пасс.-км (94,9% к уровню 2015 года).

Снижение показателей в 2016 году обусловлено сокращением популярных

международных   маршрутов   в   Турцию,   прекращением   воздушного

сообщения   с   Египтом   и   Украиной,   а   также   снижением   реальных

располагаемых доходов населения.

218

Рост   внутренних   перевозок   воздушным   транспортом   составил  

в   2016   году   107,3%   к   уровню   2015   года,   пассажирооборота   –   104,9   %.  

На высокие темпы роста перевозок пассажиров во внутреннем сообщении

оказали   влияние   меры   господдержки,   направленные   на   повышение

доступности услуг воздушного транспорта для населения.

На городском электрическом транспорте объем перевозок пассажиров

сократился   к   уровню   2015   года   на   3,7%   и   составил   6191   млн.   человек,

пассажирооборот составил 54,2 млрд. пасс.-км (97,8% к уровню 2015 года).

В сфере воздушного транспорта на внутренних воздушных линиях  

за 2016 год было перевезено более 56,4 млн. пассажиров, что на 7,3 % больше

показателя 2015 года (52,6 млн. пассажиров).

Объем   внутренних   региональных   авиаперевозок   за   исключением

маршрутов, пунктом назначения или отправки которых является г. Москва,

составил   в   2016   году   11,65   млн.   человек.   Количество   обслуживаемых

пассажиров   российскими   аэропортами   в   2016   году   достигло  

162   млн.   человек,   превысив   аналогичный   показатель   2015   года  

(159,3 млн. человек).

В 2016 году в аэропортах, входящих в состав федеральных казенных

предприятий,   было   обеспечено   25,9   тыс.   самолето-вылетов,   обслужено  

710 тыс. пассажиров.

В   Республике   Крым   аэропорт   Симферополь   обслужил   более  

5,2 млн. человек, что на 4% больше показателя 2015 года (5,0 млн. человек).

В   2016   году   на   доступность   транспортных   услуг   в   Российской

Федерации   повлияли   общие   внешние   (экзогенные)   факторы,   связанные  

с ситуацией в экономике и социальной сфере страны, а также конкретные

внутренние   (эндогенные)   факторы,   зависящие   от   работы   транспортного

комплекса и состояния рынка транспортных услуг. 

Среди   основных   положительных   внешних   факторов   могут   быть

названы:

219

постепенная   стабилизация   в   экономике   страны   и   постепенный

возврат к росту ключевых отраслей промышленности;

снижение   уровня   инфляции,   что   повлияло   на   поведение

потребителей и, в конечном итоге, оказало положительное влияние на спрос

на поездки со стороны граждан;

динамичное развитие внутреннего туризма.

Главными отрицательными внешними факторами стали:

уменьшение   деловой   активности   и,   как   следствие,   снижение

спроса на поездки с деловыми целями;

сокращение   реальных   располагаемых   доходов   населения  

(5,9%   за   2016   год   по   оценкам   МЭР)

2

  что   привело   к   сокращению   спроса

  на   поездки   как   во   внутреннем,   так   и,   особенно,   в   международном

сообщении;

сохраняющаяся тенденция к росту автомобилизации населения,

особенно в российских регионах;

ограниченный доступ транспортных компаний, осуществляющих

пассажирские   перевозки   к   внешним   кредитным   источникам,   высокие

лизинговые платежи, связанные с высоким курсом рубля к доллару США;

прекращение   авиасообщения   с   Египтом   и   Украиной,   закрытие

чартерных программ на Турцию, уменьшение объемов выездного туризма,

сокращение   объемов   международных   авиаперевозок   пассажиров  

в   нерегулярном   сообщении   из   регионов   России   к   местам   массового

зарубежного отдыха. 

Среди   позитивных   внутренних   факторов,   содействовавших   росту

динамики показателей по Цели 3 Транспортной стратегии:

динамичное   развитие   общественного   транспорта   в   крупных

городах,   в   первую   очередь   в   Московской   агломерации,   ввод   в   действие

новых   линий   внеуличного   рельсового   пассажирского   транспорта  

(в частности, Московского Центрального кольца), а также активная политика

2

 Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году. Министерство

экономического развития Российской Федерации. М.: 2017 г. 

220

платных   парковок,   что   содействовало   переключениям   пассажиропотоков  

с личного на общественный пассажирский транспорт;

введение   новых   конкурентоспособных   скоростных   маршрутов  

в   международном   сообщении.   В   частности,   17   декабря   2016   г.   начато

курсирование   нового   скоростного   международного   поезда   сообщением

Москва – Берлин (сокращение времени в пути за счет автоматической смены

ширины колеи составило 4 часа);

рост   пассажирооборота   на   направлениях   скоростного

железнодорожного   сообщения   между   Москвой   и   Санкт-Петербургом,  

Санкт-Петербургом и Хельсинки, Москвой и Берлином;

развитие   морских   пассажирских   перевозок   на   Черном   море,  

а также круизного судоходства из порта Санкт-Петербург;

активное   развитие   речного   прогулочного   судоходства  

в российских городах, в первую очередь, в Москве и Санкт-Петербурге;

в   целях   обеспечения   потребности   в   перевозках   пассажиров  

на   социально   значимых   маршрутах   в   2016   году   были   компенсированы

потери   в   доходах   транспортных   предприятий,   возникающих   в   результате

государственного   регулирования   тарифов,   в   том   числе   на   услуги  

по   использованию   инфраструктуры   железнодорожного   транспорта   общего

пользования,   оказываемые   при   осуществлении   перевозок   пассажиров  

в   пригородном   сообщении,   в   объеме   32,6   млрд.   рублей,   на   перевозку

пассажиров   в   поездах   дальнего   следования   в   плацкартных   и   общих  

вагонах   –   19,2   млрд.   рублей,   что   привело   к   улучшению   динамики

выполнения индикатора стратегии «Прирост пригородных железнодорожных

перевозок» на 6%. За 2016 год перевезено 938,5 млн. человек;

активная   политика   крупнейших   игроков   рынка   пассажирских

перевозок,   включая   ОАО   «РЖД»   и   его   дочернюю   компанию  

АО «Федеральная пассажирская компания», ПАО «Аэрофлот», Московский

метрополитен по модернизации и замене подвижного состава;

221

на общем фоне старения железнодорожного парка в 2016 году

была проведена сверхплановая закупка новых пассажирских вагонов, нового

моторвагонного   подвижного   состава   и   локомотивов,   что   позволило

поддержать средний возраст пассажирских вагонов на уровне прошлого года

и   даже   несколько   снизить   возраст   моторвагонного   подвижного   состава,  

а также превысить план по этому показателю для локомотивов. Обновление

парка   пассажирских   вагонов   в   2016   году   способствовало   привлечению

пассажиров   на   железнодорожный   транспорт   за   счет   повышения

комфортности перевозок;

значительный   объем   приобретения   новой   автобусной   техники  

в ряде городов Российской Федерации;

оснащение   подвижного   состава   системами   ГЛОНАСС  

в соответствии с требованиями ряда муниципальных органов власти;

сверхплановое   приобретение   самолетов.   Обновление   парка

воздушных судов (самолетов), в том числе с учетом мер государственной

поддержки, составило в 2016 году 133 единицы;

сохранение   и   развитие   инфраструктуры   аэропортов

регионального и местного значения, в первую очередь в труднодоступных

районах   Крайнего   Севера   и   приравненных   к   ним   местностях   Сибири,

Дальнего   Востока.   В   2016   году   продолжалась   реализация   программы

субсидирования   аэропортов,   находящихся   в   районах   Крайнего   Севера  

и   приравненных   к   ним   местностях,   предусматривающей   частичную

компенсацию   убытков,   связанных   с   оказанием   аэропортовых   услуг  

по обеспечению посадки и вылета воздушных судов на северных аэродромах

с   низкой   интенсивностью   полетов.   В   настоящее   время   в   составе  

7   федеральных   казенных   предприятий   государство   обеспечивает   текущее

содержание и развитие 66 местных аэропортов и 15 посадочных площадок;

приобретение   новых   судов   для   речного   прогулочного

судоходства по Москве-реке и в г. Санкт-Петербург;

222

поставки нового подвижного состава, в том числе электропоездов

«Ласточка» (ЭС2Г) отечественного производства для работы на Московском

Центральном   кольце,   в   которых   особое   внимание   уделено   удобству

маломобильных   граждан.   Также   продолжена   замена   городских   автобусов

новыми низкопольными машинами, оборудованными местами для инвалидов

(в   г.   Москве   и   других   городах),   осуществлена   закупка   новых   поездов

Московским метрополитеном, также оборудованных местами для инвалидов;

важным   направлением   деятельности   Минтранса   России  

в   2016   году   явилось   повышение   доступности   транспорта   для   инвалидов  

и других маломобильных групп населения. Были утверждены новые порядки

обеспечения   доступности   для   инвалидов   на   железнодорожном,

автомобильном и городском пассажирском, воздушном, а также на морском

и внутреннем водном транспорте. Проводилась работа с негосударственными

транспортными организациями по повышению доступности для инвалидов

транспортной   инфраструктуры   и   услуг   ОАО   «РЖД»,

 

АО «Федеральная пассажирская компания», АО «Автовокзалы Московской

области»,   НО   «Российский   автотранспортный   союз»,   Ассоциация

международных автомобильных перевозчиков;

активная   реализация   программ   субсидирования   социально-

значимых маршрутов, осуществляемых Минтрансом России по следующим

ключевым направлениям:

1) Субсидирование   региональных   маршрутов   и  формирование

региональной   маршрутной   сети   Российской   Федерации   (программа

осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской

Федерации   от   25   декабря   2013   г.   №   1242   «О   предоставлении   субсидий  

из   федерального   бюджета   организациям   воздушного   транспорта  

на   осуществление   региональных   воздушных   перевозок   пассажиров  

на   территории   Российской   Федерации   и   формирование   региональной

маршрутной сети Российской Федерации»). В 2016 году полеты выполнялись

22 авиакомпаниями по 167 маршрутам, перевезено 0,6 млн. чел.

223

2) Субсидирование   региональных   маршрутов   в   Приволжском

федеральном   округе  (программа   осуществлялась   в   соответствии  

с   постановлением   Правительства   Российской   Федерации

 

от 17 декабря 2013 г. № 1168 «О предоставлении субсидий из федерального

бюджета   организациям   воздушного   транспорта   в   целях   обеспечения

доступности   внутренних   региональных   перевозок   пассажиров   воздушным

транспортом   в   Приволжском   федеральном   округе»).   В   2016   году   полеты

выполнялись 3 авиакомпаниями по 29 маршрутам, перевезено 0,1 млн. чел.

3) Субсидирование перевозок между Европейской частью России  

и   Дальним   Востоком   (программа   осуществлялась   в   соответствии  

с   постановлением   Правительства   Российской   Федерации

 

от   29   декабря   2009   г.   №   1095   «Об   утверждении   Правил   предоставления

субсидий   организациям   воздушного   транспорта   в   целях   обеспечения

доступности   воздушных   перевозок   пассажиров   с   Дальнего   Востока  

в   европейскую   часть   страны   и   в   обратном   направлении»).   В   2016   году

полеты   выполнялись   9   авиакомпаниями   по   53   маршрутам,   перевезено  

0,5 млн. чел.

4) Субсидирование   перевозок   в   г.   Калининград   (программа

осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской

Федерации   от   17   декабря   2012   г.   №   1321   «Об   утверждении   Правил

предоставления   из   федерального   бюджета   субсидий   организациям

воздушного   транспорта   в   целях   обеспечения   доступности   воздушных

перевозок   из   г.   Калининграда   в   европейскую   часть   страны   и   в   обратном

направлении»).   В   2016   году   полеты   выполнялись   6   авиакомпаниями  

по 2 маршрутам, перевезено 0,2 млн. чел.

5) Субсидирование   авиаперевозок   в   Крым   (программа

осуществлялась в соответствии с постановлением Правительства Российской

Федерации от 29 апреля 2014 г. № 388 «О предоставлении из федерального

бюджета   субсидий   организациям   воздушного   транспорта   в   целях

обеспечения   доступности   воздушных   перевозок   пассажиров

 

224

в   г.   Симферополь   и   в   обратном   направлении»).   В   2016   году   полеты

выполнялись 11 авиакомпаниями, перевезено 0,1 млн. чел.

6) Субсидирование   организаций   железнодорожного   транспорта  

на   компенсацию   потерь   в   доходах,   возникающих   в   результате

государственного   регулирования   тарифов   на   услуги   по   использованию

инфраструктуры   железнодорожного   транспорта   общего   пользования,

оказываемые   при   осуществлении   перевозок   пассажиров   в   пригородном

сообщении, за 2016 год перевезено 938,5 млн. человек.

7) Субсидирование   организаций   железнодорожного   транспорта  

на   компенсацию   потерь   в   доходах,   возникающих   в   результате

государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в поездах

дальнего следования в плацкартных и общих вагонах, за 2016 год перевезено

62,6 млн. человек.

8) Субсидирование   организаций   железнодорожного   транспорта  

на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке

пассажиров   в   сообщении   из   (в)   Калининградской   области   в   (из)   другие

регионы   Российской   Федерации   в   объеме,   за   2016   год   перевезено  

0,4 млн. человек

меры,   принятые   Правительством   Российской   Федерации  

и   Минтрансом   России   в   целях   поддержки   пассажирских   перевозок

железнодорожным транспортом:

1) на   срок   до   31   декабря   2029   г.   установлена   ставка   НДС   0%  

на   услуги   по   перевозке   пассажиров   железнодорожным   транспортом  

в   пригородном   сообщении,   (Федеральный   закон   от   30   ноября   2016   г.  

№   401-ФЗ   «О   внесении   изменений   в   части   первую   и   вторую   Налогового

кодекса   Российской   Федерации   и   отдельные   законодательные   акты

Российской Федерации»);

2) на   срок   до   31   декабря   2030   г.   установлен   коэффициент  

0,01 на услуги инфраструктуры ОАО «РЖД» для организаций, оказывающих

услуги   по   перевозке   пассажиров   в   пригородном   железнодорожном

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..