ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 14

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     12      13      14      15     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 14

 

 

209

 

По  железной  дороге  в  2018  году  было  отправлено  236,4  млн.  тонн  нефти  

и  нефтепродуктов,  что  выше  показателя  2017  года  на  0,4%.  Кроме  того,  следует  учесть, 
что динамика перевозок в 2018 году была разнонаправленная. Так экспортный грузопоток 
снизился на 1,5%, а внутренних грузопоток вырос на 1,5%. 

Перевозки  энергетических  газов  в  2018  году  остались  на  уровне  прошлого  года. 

Погрузка мазута на сети ОАО «РЖД» сократилась в 2018 году на 4,6% к прошлому году  
и погрузка дизельного топлива железнодорожным транспортом снизилась на 7,1%. 

Всего  в  2018  году  по  железной  дороге  было  отправлено  124  млн.  тонн 

строительных  грузов  и  25,1  млн.  тонн  цемента,  что  на  6,8%  и  6,3%  ниже  показателей 
аналогичного  периода  2017  года.  Обусловлено  это  сокращением  на  5%  объемов  ввода 
жилья в России в 2018 году. 

В 2018 году было отправлено 78,1 млн. тонн черных металлов по железной дороге, 

что  на  7%  выше  показателя  2017  года  и  является  рекордным  показателем  за  последние 
девять лет. При этом рост внутренних перевозок в отчетный период составил более 12%, 
тогда как экспорт вырос на 7%. Экспорт черных металлов в 2018 году возрос в Турцию, 
Италию, США, Мексику и Тайвань. 

Железной  и  марганцевой  руды  в  2018  году  по  железной  дороге  было  отправлено 

116,8  млн.  тонн,  что  на  5,7%  выше  значений  аналогичного  периода  2017  года.  Это 
является рекордным показателем за последние 15 лет.  Увеличение погрузки в 2018 году 
было достигнуто за счет роста внутренних отправок (+10%), тогда как экспорт сократился 
на  15%  за  счет  падения  грузопотока  в  Польшу  и  Китай  на  1,5  млн.  тонн  в  каждую  
из  стран,  а  также  прекращения  поставок  в  Чехию  и  Сербию.  В  то  же  время  поставки 
российской руды нарастили Италия, Франция и Египет. 

В  2018  году  по  железной  дороге  было  отправлено  45,7  млн.  тонн  лесных  грузов, 

что  на  5,5%  выше  показателя  2017  года.  Рост  погрузки  лесных  грузов  в  2018  году 
обусловлен  увеличением  как  внутренних  отправок  (+15%),  так  и  экспортных  потоков 
(+4%), преимущественно благодаря росту поставок в Казахстан (+30% к 2017 году). Рост 
внутреннего  спроса  обусловлен  развитием  деревообработки  внутри  страны.  По  данным 
Росстата, в 2018 году увеличилось производство лесоматериалов (+3,6%), фанеры (+6,9%), 
древесноволокнистых  (+8,6%)  и  древесностружечных  (+6,5%)  плит,  целлюлозы  (+3,1%), 
бумаги  и  картона  (+4%).  Ожидается  дальнейший  рост  погрузки  лесных  грузов 
железнодорожным  транспортом  по  мере  развития  лесопромышленного  комплекса 
Российской  Федерации,  при  этом  возможно  увеличение  экспорта  продуктов 
лесопереработки. 

За  2018  год  по  железной  дороге  было  отправлено  29,7  млн.  тонн  зерна,  что  

на  20,2%  выше  значения  2017  года  и  является  максимальным  показателем  за  последние  
10  лет.  Увеличение  погрузки  обусловлено  ростом  перевозок  как  на  внутренних 
направлениях (+5%), так и на экспортных (+35%), преимущественно в Египет. 

Химических  и  минеральных  удобрений  в  отчетный  период  по  железной  дороге 

было отправлено почти 59,2 млн. тонн, что на 3,7% выше показателя 2017 года. Перевозки 
на  внутренних  направлениях  выросли  на  8%,  тогда  как  экспорт  остался  на  уровне 
прошлого  года.  Наибольший  прирост  поставок  наблюдался  в  Бразилию  (+1  млн.  тонн)  
и  США  (+0,8  млн.  тонн).  В  адрес  Украины  (-2  млн.  тонн)  и  Китая  (-0,4  млн.  тонн) 
отмечено  падение  поставок.  По  мере  запланированного  ввода  производственных 
мощностей  по  производству  химических  и  минеральных  удобрений  на  территории 
Российской 

Федерации 

ожидается 

дальнейший 

рост 

перевозок 

удобрений 

железнодорожным  транспортом  за  счет  высокого  мирового  спроса  на  российскую 
продукцию. 

Кроме  того,  следует  отметить  рост  в  2018  году  грузоперевозок  по  сети  

ОАО  «РЖД»  в  направлении  морских  портов  (было  отправлено  306,5  млн.  тонн).  Так  
в  адреса  портов  Северо-Запада  страны  было  отправлено  130,9  млн.  тонн,  что  на  5,7% 

210

 

больше показателей 2017 года, в адреса портов Дальнего Востока  – 99 млн. тонн (+6%),  
а в адреса портов Юга – 76,4 млн. тонн (+0,6%). 

В  2016  и  2017  годах  воздушный  транспорт  стабильно  демонстрировал 

положительную  динамику  роста  объема  перевозок  грузов  и  почты  (см.  табл.  4.2).  
Так  в  2016  году  объем  грузовых  перевозок  вырос  на  1,32%  по  сравнению  с  2015  годом,  
в  2017-м  динамика  была  более  стремительная  (+19,33%),  а  вот  с  2018  года  наблюдается 
снижение показателя перевозок грузов и почты (-0,14%). 

 

 

 
В  2018  году  объем  перевозки  грузов  и  почты  воздушным  транспортом  составил 

1,173  млн.  тонн,  что  ниже  уровня  2017  года  на  0,001  млн.  тонн.  Также  наблюдается 
отрицательная  динамика  достижения  ожидаемых  значений  показателей  объемов 
перевозки грузов. Степень достижения базового варианта развития составила 93,08%, что 
на 4,79% ниже уровня 2017 года. 

 

 

 
Тенденция  снижения  объема  грузоперевозок  воздушным  транспортом  связана  

с  ростом  стоимости  авиационного  топлива.  Незначительно  вырос  объем  авиаперевозок 
грузов и почты во внутреннем сообщении – 0,293 млн. тонн, что выше уровня прошлого 
года на 1,6%, местные перевозки – 0,0164 млн. тонн, что на 12% ниже уровня 2017 года. 
Отмечен  рост  процента  коммерческой  загрузки  на  0,8%  по  сравнению  с  аналогичным 
периодом  прошлого  года  и  составил  70,9%,  в  том  числе  международные  перевозки 
составили 70,2%, что на 0,4% ниже уровня 2017 года, а внутренние – 72,3%, что на 3,1% 
выше уровня 2017 года. 

Сравнительный  анализ  деятельности  российских  авиакомпаний  показывает,  что  

в  2018  году  наибольший  объем  грузоперевозок  достигла  компания  «ЭйрБриджКарго» 
(0,578  млн.  тонн  грузов).  Также  высокие  темпы  роста  показателя  с  начала  года 

0,6

0,8

1

1,2

2016г.

2017г.

2018г.

0,98

1,174

1,173

Объем перевозки грузов воздушным транспортом, млн. тонн

35

65

95

125

2016г.

2017г.

2018г.

101,32

119,33

99,86

Объем перевозки грузов воздушным транспортом

в процентном отношении к предыдущему году

211

 

демонстрирует  авиакомпания  «Победа»,  которая  увеличила  перевозку  грузов  и  почты  
в  6,3  раза.  Замедлили  темпы  роста  объема  перевозки  грузов  и  почты  ведущие 
авиакомпании.  За  указанный  период  объем  перевозок  грузов  и  почты  по  итогам  работы 
авиакомпаний:  ПАО  «Аэрофлот-российские  авиалинии»  составил  0,224  млн.  тонн  (-1,2 
%), «Сибирь» – 0,034 млн. тонн (-2,5%). 

Внутренний  водный  и  морской  транспорт  в  2018  года  демонстрируют  снижение 

объемных показателей перевозок грузов по сравнению с 2017 годом. Так на внутреннем 
водном  транспорте  объем  перевозок  грузов  составил  115,09  млн.  тонн,  что  
на  3,44  млн.  тонн  ниже  уровня  2017  года  (-2,9%),  а  уровень  достижения  ожидаемых 
значений показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии составил 
73,82%, что ниже на 4,26% в сравнении с 2017 годом. 

 

 

 

Это обусловлено тем,  что  на рынке внутреннего водного транспорта наблюдается 

тенденция  к  переключению  грузоотправителей  на  использование  железнодорожного  
и  автомобильного  транспорта.  Однако  следует  отметить,  что  в  2018  году  улучшились 
условия  судоходства  и  повысился  уровень  безопасности  гидротехнических  сооружений  
в  европейской  части  России.  Значительно  сократилась  протяжённость  участков, 
ограничивающих  пропускную  способность  Единой  глубоководной  системы  европейской 
части России. 

Наибольший  рост  показал  сегмент  перевозок  внутренним  водным  транспортом  

в заграничном сообщении (+0,6 %) (см. табл. 4.6). 

Таблица 4.6. 

Отправление грузов внутренним водным транспортом  

в 2017-2018 годах

, (млн. тонн)

 

 

2017г.

 

2018г.

 

% изменения 

2018г. к 2017г.

 

Всего 

118,53 

115,09 

97,1% 

Во внутреннем сообщении

 

88,85 

85,22 

95,9% 

47

77

107

137

2016г.

2017г.

2018г.

117,97

118,53

115,09

Объем перевозки грузов внутренним водным транспортом, млн. тонн

60

75

90

105

2016г.

2017г.

2018г.

97,15

100,47

97,1

Объем перевозки грузов внутренним водным транспортом

в процентном отношении к предыдущему году

212

 

 

2017г.

 

2018г.

 

% изменения 

2018г. к 2017г.

 

В заграничном сообщении 

29,68 

29,86 

100,6% 

Однако износ и старение речного флота до сих пор остаются острыми проблемами 

внутреннего  водного  транспорта  (средний  возраст  грузовых  судов  превышает  39  лет. 
Уровень  выполнения  индикатора  Транспортной  стратегии  2.8.5.  «Средний  возраст 
грузовых речных судов» составил 89,83 %. 

В  отчетный  период  объем  перевозок  морским  транспортом  снизился  на  12,78  %  

по  сравнению  с  аналогичным  периодом  2017  года  и  составил  23,02  млн.  тонн,  что  
на 3,37 млн. тонн меньше  уровня 2017 года и  уровень достижения ожидаемых значений 
показателя по базовому  варианту реализации Транспортной стратегии составил 76,48 %, 
против  89,77%  в  2017  году.  Наибольший  спад  показал  сегмент  перевозок  морским 
транспортом в заграничном сообщении (-36,4%) (см. табл. 4.7). 

 

 

 

Таблица 4.7. 

Отправление грузов морским транспортом в 2017-2018 годах, 

(млн. тонн)

 
 

 

2017г.

 

2018г.

 

% изменения 

2018г. к 2017г.

 

Всего 

26,39 

23,02 

87,22% 

В каботажном плавании

 

18,55 

18,03 

97,2% 

В заграничном плавании 

7,85 

4,99 

63,6% 

Отрицательная 

динамика 

достижения 

заданных 

значений 

показателей 

Транспортной стратегии морским транспортом обусловлена объективными причинами: 

1.  Ввод  в  строй  в  мае  2018  года  автодорожной  части  Крымского  моста  через 

Керченский пролив и открытие с 1 октября движения для грузовых автомобилей. 

2.  За  2018  год  значительно  сократилось  отправление  наливных  и  сухих  грузов 

морским  транспортом.  Исключение  составило  отправление  цветных  и  черных  металлов, 
металлолома и зерновых грузов. 

4

11

18

25

2016г.

2017г.

2018г.

24,62

26,39

23,02

Объем перевозки грузов морским транспортом, млн. тонн

45

75

105

135

2016г.

2017г.

2018г.

131,06

107,19

87,22

Объем перевозки грузов морским транспортом в процентном отношении 

к предыдущему году

213

 

3.  Большая  часть  морского  транспортного  флота,  контролируемого  Российской 

Федерацией,  работает  под  иностранными  флагами  и  перевозит  грузы  иностранных 
фрахтователей. 

4.  Из  2700  судов  морского  флота  России  более  трети  судов  (35,2  %)  сильно 

изношены.  Средний  возраст  судов  морского  флота  Российской  Федерации  остался  
на уровне 2017 года и составил 30 лет. 

5.  Слабая  синхронизация  развития  портовых  мощностей  с  расширением 

пропускной  способности  железной  дороги,  основным  доставщиком/получателем  грузов  
в портах. 

 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденций)  достижения  заданных  значений 

показателей  объемов  грузооборота  за  отчетный  период  реализации  Транспортной 
стратегии по видам транспорта Минтранса России 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденции)  достижения  ожидаемых  значений 

показателей  объемов  грузооборота  за  отчетный  период  реализации  Транспортной 
стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 4.8. 

Таблица 4.8. 

Динамика достижения ожидаемых значений показателей объемов грузооборота 

 за период 2016-2018 годы реализации Транспортной стратегии,  

(без учета промышленного железнодорожного транспорта)

 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

1  Грузооборот*

 - 

всего, 

млрд. т-км 

Факт 

2707,32 



2870,12 



2974,74 



План базовый 

2768,6 

  

2930,9 

  

2997,0 

  

% вып. 

97,79 



97,93 



99,26 



План инновац. 

3050,4 

  

3158,8 

  

3267,07 

  

% вып. 

88,75 



90,86 



91,05 



железнодорожный** 

Факт 

2342,59 



2491,88 



2596,88 



План базовый 

2344,1 

  

2493,0 

  

2545,9 

  

% вып. 

99,94 



99,95 



102,0 



План инновац. 

2597,9 

  

2688,9 

  

2779,8 

  

% вып. 

90,17 



92,67 



93,42 



автомобильный 

Факт 

247,81 



253,14 



258,97 



План базовый 

277,1 

  

289,4 

  

301,6 

  

% вып. 

89,43 



87,47 



85,86 



План инновац. 

304,7 

  

317,1 

  

329,6 

  

% вып. 

81,33 



79,83 



78,57 



морской*** 

Факт 

43,12 



50,08 



45,07 



План базовый 

70,7 

  

69,4 

  

68,1 

  

% вып. 

60,99 



72,16 



66,18 



План инновац. 

69,9 

  

72,0 

  

74,1 

  

% вып. 

61,68 



69,56 



60,82 



внутренний 
водный*** 

Факт 

67,19 



67,16 



66,03 



План базовый 

70,7 

  

72,8 

  

74,9 

  

% вып. 

95,04 



92,26 



88,15 



План инновац. 

71,6 

  

74,2 

  

76,7 

  

% вып. 

93,85 



90,52 



86,09 



воздушный 

Факт 

6,61 



7,86 



7,8 



План базовый 

6,0 

  

6,3 

  

6,5 

  

214

 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

% вып. 

110,15 



124,7 



119,93 



План инновац. 

6,3 

  

6,6 

  

6,87 

  

% вып. 

104,91 



119,03 



113,47 



Оперативные данные Федеральной службы Государственной статистики (РОССТАТ) грузооборот по видам 
транспорта от 22.04.2019.  

**   Оперативные  данные  грузооборот  на  железнодорожном  транспорте  по  форме  ЦО-12  СЕТЬ  за  2016,  2017  

и 2018 годы. 

***  Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и2018 годы. 

 
В  целом  объем  грузооборота  транспортного  комплекса  Минтранса  России  вырос  

на 104,62 млрд. т-км и составил 2974,74 млрд. т-км (см. табл. 4.8), что составило 99,26 % 
(на  1,33  %  выше  уровня  2017  года)  выполнения  ожидаемого  уровня  Транспортной 
стратегии по базовому варианту. 

 

 

 
Увеличение  объемов  грузооборота  в  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом 

(железнодорожным транспортом на 105 млрд. т-км, и автомобильным на 5,83 млрд. т-км) 
(см.  табл.  4.8  и  4.9)  обеспечили  положительную  динамику  достижения  ожидаемых 
значений  показателей  объемов  грузооборота  в  целом  всего  транспортного  комплекса 
Минтранса России. 

Таблица 4.9. 

Динамика грузооборота по видам транспорта в 2016 - 2018гг.,  

(без учета промышленного железнодорожного транспорта,  

в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)

 

 

Грузооборот*, млрд. т-км 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранс РФ 

2707,32 

2870,12 

2974,74 

в процентном отношении 

к 2016г. 

106,01 

109,88 

к 2017г. 

 

  

103,65 

железнодорожный** 

2342,59 

2491,88 

2596,88 

в процентном отношении 

к 2016г. 

106,37 

110,86 

к 2017г. 

 

 

104,21 

автомобильный 

247,81 

253,14 

258,97 

в процентном отношении 

к 2016г. 

102,15 

104,5 

к 2017г. 

 

 

102,3 

морской*** 

43,12 

50,08 

45,07 

2100

2400

2700

3000

2016г.

2017г.

2018г.

2707,32

2870,12

2974,74

Объем грузооборота транспортного комплексам Минтранса России

млрд. т-км

215

 

 

Грузооборот*, млрд. т-км 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

в процентном отношении 

к 2016г. 

116,15 

104,52 

к 2017г. 

 

 

89,99 

внутренний водный*** 

67,19 

67,16 

66,03 

в процентном отношении 

к 2016г. 

99,96 

98,27 

к 2017г. 

 

 

98,31 

воздушный 

6,61 

7,86 

7,8 

в процентном отношении 

к 2016г. 

118,87 

117,95 

к 2017г. 

 

 

99,23 

Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  грузооборот  по  видам 
транспорта от 22.04.2019.  

** 

Оперативные  данные  грузооборот  на  железнодорожном  транспорте  по  форме  ЦО-12  СЕТЬ  за  2016,  2017  
и 2018 годы. 

*** 

Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и2018 годы. 

 
В  целом  за  последние  три  года  отмечается  положительная  динамика  роста 

грузооборота  транспортного  комплекса  Минтранса  России.  Так  в  2016  году  уровень 
объема грузооборота составил 101,67 % по сравнению с 2015 годом, в 2017 году 106,01 %, 
в 2018 году составил 103,65 % к уровню 2017 года. 

 

 

Таблица 4.10. 

Структура грузооборота по видам транспорта  

общего пользования в 2016 – 2018 годах,  

(без учета промышленного железнодорожного транспорта)

 

 

Грузооборот 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранса РФ 

- всего

 

100% 

100% 

100% 

в том числе:

 

железнодорожный 

86,53 

86,82 

87,3 

автомобильный 

9,15 

8,82 

8,71 

морской 

1,59 

1,74 

1,51 

внутренний водный 

2,48 

2,34 

2,22 

воздушный 

0,24 

0,27 

0,26 

 

47

67

87

107

2016г.

2017г.

2018г.

101,67

106,01

103,65

Объем грузооборота транспортного комплекса Минтранса России

в процентном отношении к предыдущему году

216

 

 

Анализ  динамики  грузооборота  по  видам  транспорта  за  последние  четыре  года 

показывает,  что  положительная  динамика  роста  объемов  грузооборота  наблюдается  
на железнодорожном и автомобильном транспорте. Кроме того, отмечается значительное 
превышение  ожидаемых  значений  показателя  объема  грузооборота  за  отчетный  период 
реализации  Транспортной  стратегии  по  базовому  варианту  развития  воздушным 
транспортом  (см.  табл.  4.8):  в  2016  году  –  110,15%,  в  2017  году  –  124,7%,  
в  2018  году  –  119,93%.  Железнодорожный  транспорт  превысил  ожидаемые  объемы 
грузооборота  (102%  к  уровню  Транспортной  стратегии  по  базовому  варианту  развития, 
что на 2,05% выше уровня 2017 года). 

Рост  объема  грузооборота  железнодорожного  транспорта  общего  пользования  

в  отчетный  период  обусловлен  увеличением  дальности  перевозок.  Как  уже  ранее 
отмечалось (см. табл. 4.8 и 4.9) этот показатель неуклонно растет на протяжении четырех 
лет и в 2018 году он составил 2596,88 млрд. т-км, что на 105 млрд. т-км (+4,21%) больше 
чем  в  2017  году,  а  уровень  достижения  ожидаемого  значения  показателя  по  базовому 
варианту реализации Транспортной стратегии достиг 102% (+2,05 %). 

 

 

0

20

40

60

80

100

87,3

8,71

1,51

2,22

0,26

железнодорожный

автомобильный

морской

внутренний водный

воздушный

Структура грузооборота транспортного комплекса Минтранса России в 2018 году

1700

2000

2300

2600

2016г.

2017г.

2018г.

2342,59

2491,88

2596,88

Объем грузооборота железнодорожного транспорта, млрд. т-км

217

 

 

Объем  грузооборота  автомобильного  транспорта  в  2018  году  также  продолжил 

расти,  показатель  достиг  значения  258,97  млрд.  т-км,  что  на  5,83  млрд.  т-км  больше  
чем  в  2017году.  Однако  степень  выполнения  плана  реализации  Транспортной  стратегии 
по  базовому  варианту  развития  составила  всего  85,86%,  что  ниже  на  1,61%  показателя 
2017 года. 

 

 

 

 
Частичный  ввод  в  эксплуатацию  Крымского  моста  и  новые  экономические 

санкции,  введенные  против  России,  обусловили  отрицательную  динамику  изменений 
объема грузооборота морского транспорта в 2018 году. Он составил 45,07 млрд. т-км, что 
на  5,01  млн.  тонн  ниже  (-10%)  уровня  2017  года  и  уровень  достижения  ожидаемых 
значений показателя – 66,18%, против 72,16% в 2017 году. 

 

50

70

90

110

2016г.

2017г.

2018г.

101,64

106,37

104,21

Объем грузооборота железнодорожного транспорта

в процентном отношении к предыдущему году

200

220

240

260

2016г.

2017г.

2018г.

247,81

253,14

258,97

Объем грузооборота автомобильного транспорта общего пользования,

млрд. т-км

86

92

98

104

2016г.

2017г.

2018г.

100,27

102,15

102,3

Объем грузооборота автомобильного транспорта

общего пользования в процентном отношении к предыдущему году

218

 

 

 

Однако  следует  отметить,  что  в  целом  грузооборот  морских  портов  России  

в 2018 году увеличился на 3,8 % по сравнению с 2017 годом и составил 816,5 млн. тонн,  
в частности: 

Объём перевалки сухогрузов составил 387,4 млн. тонн (+3,8 %), в том числе: угля 

161,4  млн.  тонн  (+4,4  %),  зерна  55,7  млн.  тонн  (+16,3  %),  грузов  в  контейнерах  
53,6  млн.  тонн  (+11,1  %),  черных  металлов  30,4  млн.  тонн  (+7,6  %),  минеральных 
удобрений 17,8 млн. тонн (+0,1 %), лесных грузов 5,5 млн. тонн (+7,3 %). 

Объем перевалки наливных грузов составил 429,1 млн. тонн (+3,9 %), в том числе 

сырой  нефти  вырос  до  255,4  млн.  тонн  (+1,2  %),  нефтепродуктов  до  145,1  млн.  тонн  
(+2,4 %) и сжиженного газа – до 23,2 млн. тонн (рост в 1,6 раза). 

Экспортных  грузов  перегружено  623,8  млн.  тонн  (+3,0  %),  импортных  грузов  –  

37,3  млн.  тонн  (+3,2  %),  транзитных  –  64,0  млн.  тонн  (+9,8  %),  каботажных  –  
91,4 млн. тонн (+6,2 %). 

Операторы 

морских 

терминалов 

Арктического 

бассейна 

перегрузили  

92,7  млн.  тонн  грузов,  что  на  26,4  %  больше  грузооборота  аналогичного  периода  2017 
года.  Увеличился  объем  перевалки  наливных  грузов  до  62,3  млн.  тонн  (+41,0  %), 
перевалка  сухогрузов  увеличилась  до  30,4  млн.  тонн  (+4,3  %).  Грузооборот  порта 
Мурманск  увеличился  до  60,7  млн.  тонн  (+18,1  %),  Сабетта  до  17,4  млн.  тонн  (рост  
в 2,3 раза) и Архангельск – до 2,8 млн. тонн (+15,5 %). 

В  портах  Балтийского  бассейна  объём  перевалки  грузов  уменьшился  

до 246,3 млн. тонн (-0,5 %), из них объем наливных грузов - до 136,5 млн. тонн (-4,1 %), 
объем сухогрузов увеличился до 109,8 млн. тонн (+4,5 %),. Уменьшился объем перевалки 
грузов  в  портах:  Усть-Луга  до  98,7  млн.  тонн  (-4,4  %),  Приморск  до  53,5  млн.  тонн  
(-7,1  %),  Большой  порт  Санкт-Петербург  увеличил  объём  перевалки  до  59,3  млн.  тонн 
(+10,6 %), Высоцк до 18,8 млн. тонн (+7,1 %) и Калининград – до 14,1 млн. тонн (+1,5 %). 

Грузооборот 

морских 

портов 

Азово-Черноморского 

бассейна 

составил  

272,2  млн.  тонн  (+0,9  %),  в  том  числе  перевалка  сухогрузов  увеличилась  
до 119,1 млн. тонн (+0,4 %), наливных составила – до 153,1 млн. тонн (+1,3 %). Увеличили 

27

35

43

51

2016г.

2017г.

2018г.

43,12

50,08

45,07

Объем грузооборота морского транспорта, млрд. т-км

60

80

100

120

2016г.

2017г.

2018г.

103,5

116,15

89,99

Объем грузооборота морского транспорта в процентном отношении

к предыдущему году

219

 

объем  перевалки  грузов  операторы  морских  терминалов  портов  Новороссийск  –  
до  154,9  млн.  тонн  (+5,0  %),  Ростов-на-Дону  -  до  16,7  млн.  тонн  (+11,5  %).  Уменьшили 
объём перевалки порты Туапсе  – до 25,6 млн. тонн  (-3,7 %), Кавказ  – до 30,1 млн. тонн  
(-14,9 %), Тамань – до 14,1 мл н. тонн (-6,0%). 

В  морских  портах  Каспийского  бассейна  было  перегружено  4,8  млн.  тонн  грузов 

(+21,6  %),  из  них  сухогрузов  –  2,6  млн.  тонн  (-6,9  %),  наливных  –  2,2  млн.  тонн  
(рост  в  1,9  раза).  Объём  перевалки  грузов  портов  Махачкала  вырос  в  1,8  раза  
до 2,5 млн. тонн, порт Астрахань снизил перевалку до 1,9 млн. тонн (-16,7 %). 

В  морских  портах  Дальневосточного  бассейна  грузооборот  увеличился  

до 200,5 млн. тонн (+4,5 %), их них сухогрузов – до 125,5 млн. тонн (+6,8 %), наливных 
грузов  составил  75,0  млн.  тонн  (+1,0  %).  Увеличили  грузооборот  порты  Ванино  –  
до  29,5  млн.  тонн  (+0,9  %),  Находка  –  до  24,3  млн.  тонн  (+0,1  %),  Владивосток  –  
до  21,2  млн.  тонн  (+24,7  %),  Де-Кастри  –  до  12,6  млн.  тонн  (+16,7  %).  В  тоже  время 
снизился  грузооборот  портов  Пригородное  –  до  17,0  млн.  тонн  (-2,1  %)  и  Посьет  –  
до 7,1 млн. тонн (-7,7 %). Грузооборот порта Восточный остался практически на  уровне 
прошлого года и составил 69,2 млн. тонн. 

Уровень  достижения  ожидаемых  значений  Транспортной  стратегии  в  базовом 

варианте развития по грузообороту в 2018 году  морским транспортом составил 66,18 %, 
что ниже аналогичного показателя в 2017 году на 5,98 %. 

Следует  отметить  высокие  результаты,  достигнутые  воздушным  транспортом  

в  2018  году.  Показатель  объема  грузооборота  составил  7,8  млрд.  т-км,  что  обеспечило 
выполнение плана реализации Транспортной стратегии по базовому варианту развития на 
119,93 %. Однако это ниже на 4,77 % аналогичного показателя 2017 года, и в целом объем 
грузооборота снизился на 0,06 млрд. т-км. 

 

 

 

Грузооборот внутреннего водного транспорта в 2018 года достиг 66,03 млрд. т-км, 

что ниже уровня 2017 года на 1,13 млрд. т-км и составило 98,31 % от  уровня 2017 года,  
а уровень выполнения ожидаемых значений объема грузооборота Транспортной стратегии 

2

4

6

8

2016г.

2017г.

2018г.

6,61

7,86

7,8

Объем грузооборота воздушного транспорта, млрд. т-км

60

80

100

120

2016г.

2017г.

2018г.

118,41

118,87

99,23

Объем грузооборота воздушного транспорта в процентном отношении

к предыдущему году

220

 

по базовому варианту составил 88,15 %, что также ниже показателя 2017 года на 4,11 %.  
В целом объем грузооборота внутреннего водного транспорта в отчетный период, в силу 
объективных  причин,  связанных  с  сокращением  среднего  расстояния  перевозки 
пригодных  для  грузового  судоходства  внутренних  водных  путей,  снизился  
на 1,13 млрд. т-км. 

 

 

Увеличение  объема  грузооборота  транспорта  Минтранса  России  в  целом  

в  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом  обусловлено  положительной  динамикой  роста 
объема  и  дальности  грузоперевозок  таких  видов  транспорта,  как  железнодорожный  
и автомобильный (см. табл. 4.4 и 4.9). 

 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденций)  достижения  заданных  значений 

показателей  объемов  перевозки  пассажиров  за  отчетный  период  реализации 
Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденции)  достижения  ожидаемых  значений 

показателей объемов перевозки пассажиров за отчетный период реализации Транспортной 
стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 4.11. 

Таблица 4.11. 

Динамика достижения ожидаемых значений показателей объемов перевозки 

пассажиров за период 2016-2018 годы реализации Транспортной стратегии,  

(в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам) 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

Перевозки 
пассажиров

 

Факт 

18373,84 

 

18190,04 

 

17770,43 



План базовый 

23114,27 

 

23471,54 

 

23828,83 

 

20

40

60

80

2016г.

2017г.

2018г.

67,19

67,16

66,03

Объем грузооборота внутреннего водного транспорта, млрд. т-км

48

68

88

108

2016г.

2017г.

2018г.

105,62

99,96

98,31

Объем грузооборота внутреннего водного транспорта

в процентном отношении к предыдущему году

221

 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

транспортом 
общего 
пользования*

 - 

всего, 

млн. человек

 

% вып. 

79,49 

 

77,50 

 

74,58 



План инновац. 

23452,00 

 

23991,30 

 

24530,40 

 

% вып. 

78,35 

 

75,82 

 

72,44 



железнодорожный 

Факт 

1039,99 

 

1121,28 

 

1158,97 



План базовый 

1109,3 

 

1120,4 

 

1131,50 

 

% вып. 

93,75 

 

100,08 

 

102,43 



План инновац. 

1177,7 

 

1212,4 

 

1247,00 

 

% вып. 

88,31 

 

92,48 

 

92,94 



автомобильный 
транспорт общего 
пользования 

Факт 

11027,4 

 

10938,72 

 

10572,84 



План базовый 

13825,7 

 

14027,3 

 

14228,83 

 

% вып. 

79,76 

 

77,98 

 

74,31 



План инновац. 

14030,7 

 

14346,7 

 

14662,60 

 

% вып. 

78,59 

 

76,25 

 

72,11 



морской** 

Факт 

13,02 

 

11,71 

 

7,48 



План базовый 

1,5 

 

1,5 

 

1,500 

 

% вып. 

868,07 

 

780,96 

 

498,37 



План инновац. 

1,5 

 

1,5 

 

1,500 

 

% вып. 

868,07 

 

780,96 

 

498,37 



внутренний 
водный** 

Факт 

13,47 

 

12,67 

 

12,33 



План базовый 

14,0 

 

14,1 

 

14,300 

 

% вып. 

96,2 

 

89,88 

 

86,22 



План инновац. 

14,2 

 

14,5 

 

14,900 

 

% вып. 

94,85 

 

87,4 

 

82,75 



воздушный 

Факт 

88,56 

 

105,05 

 

116,11 



План базовый 

90,1 

 

93,7 

 

97,30 

 

% вып. 

98,29 

 

112,12 

 

119,33 



План инновац. 

93,5 

 

98,2 

 

102,80 

 

% вып. 

94,72 

 

106,98 

 

112,95 



метрополитен*** 

Факт 

3311,7 

 

3298 



3380,56 



План базовый 

3800,77 

 

3888,14 

 

3975,5 

 

% вып. 

87,13 

 

84,82 



85,03 



План инновац. 

3861,5 

 

3991,6 

 

4121,7 

 

% вып. 

85,76 

 

82,62 



82,02 



городской 
наземный 
электрический*** 

Факт 

2879,7 

 

2702,6 



2522,2 



План базовый 

4272,9 

 

4326,4 

 

4379,9 

 

% вып. 

67,39 

 

62,47 



57,58 



План инновац. 

4272,9 

 

4326,4 

 

4379,9 

 

% вып. 

67,39 

 

62,47 



57,58 



Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  перевозка  пассажиров  
по видам транспорта от 22.04.2019. 

** 

Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и 2018 годы. 

*** 

Оперативные  данные  по  форме  65-ЭТР  за  2018  год  «Сведения  о  городском  электрическом  транспорте 
Российской Федерации за 2018год». 

 
В целом объем перевозки пассажиров в 2018 году всеми видами транспорта общего 

пользования  снизился  на  297,82  млн.  пассажиров  и  составил  17770,43  млн.  пассажиров, 
74,58  %  выполнения  значения  по  базовому  варианту  развития  транспортной  системы 
России, что на 2,92 % ниже уровня 2017 года. 

 

222

 

 

 

В  целом  за  отчетный  период  отмечается  некоторая  отрицательная  динамика 

изменения  показателя  объема  перевозки  пассажиров  транспортом  общего  пользования 
(97,69  %  по  сравнению  с  2017  годом).  Это  обусловлено  снижением  реально 
располагаемых доходов населения в последние годы. 

Одной из причин падения объема перевозок пассажиров является рост индекса цен 

(тарифов)  на  услуги  (см.  табл.  4.12)  наиболее  пассажироемких  видов  транспорта 
(автомобильный  и  городской  наземный  электрический,  см.  табл.  4.13)  и  как  следствие 
снижение  ценовой  доступности  транспортных  услуг  для  населения  данных  видов 
транспорта (см. табл. 4.14). 

Таблица 4.12. 

Индексы потребительских цен на услуги по Российской Федерации и цен (тарифов) 

на услуги пассажирского транспорта в 2017-2018 годах 

 

2017 года 

в % отношении 

к 2016 года 

2018 года 

в % отношении 

к 2017 года 

Индексы потребительских цен на услуги по России 

104,2 

103,9 

Услуги пассажирского транспорта 

107,0 

103,3 

Железнодорожный транспорт 

105,7 

101,4 

Автомобильный транспорт 

106,9 

104,7 

Воздушный транспорт 

104,2 

102,3 

Проезд в городском наземном электрическом транспорте 

112,15 

104,0 

Проезд в метро, поездка 

113,6 

102,0 

 

 

 

9500

12500

15500

18500

2016г.

2017г.

2018г.

18373,84

18190,04

17770,43

Объем перевозки пассажиров транспортом общего пользования 

Минтранса России, млн. чел.

50

70

90

110

2016г.

2017г.

2018г.

97,78

99

97,69

Объем перевозки пассажиров транспортом общего пользования 

Минтранса России в процентном отношении к предыдущему году

223

 

Таблица 4.13. 

Структура перевозок пассажиров по видам транспорта  

общего пользования в 2016 – 2018 годах 

 

Перевезено пассажиров 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранса РФ 

- всего

 

100% 

100% 

100% 

в том числе:

 

железнодорожный 

5,66 

6,16 

6,52 

автомобильный 

60,02 

60,14 

59,5 

морской 

0,071 

0,064 

0,04 

внутренний водный 

0,073 

0,07 

0,0694 

воздушный 

0,48 

0,58 

0,65 

метрополитен 

18,02 

18,13 

19,02 

городской наземный электрический 

15,67 

14,86 

14,19 

 

 

Таблица 4.14. 

Индексы ценовой доступности транспортных услуг пассажирского 

 транспорта по видам транспорта в 2017-2018 годах 

 

2017г. 

2018г. 

Индекс ценовой доступности транспортных услуг 
пассажирского транспорта, всего 

1,027 

0,994 

- железнодорожного транспорта 

1,0202 

0,976 

- автомобильного транспорта 

1,025 

1,008

 

- воздушного транспорта 

1,002 

0,985 

- городского наземного электрического транспорта 

1,076 

1,001 

- метрополитена 

1,09 

0,982 

 
Совершенствование тарифной политики на услуги железнодорожного, воздушного 

транспорта  и  метрополитена  в  отчетный  период  (см.  табл.  4.12,  4.14)  обусловили 

0

20

40

60

6,52

59,5

0,04

0,0694

0,65

19,02

14,19

железнодорожный

автомобильный

морской

внутренний водный

воздушный

метрополитен

городской наземный электрический

Структура перевозок пассажиров

транспортом общего пользования Минтранса России в 2018 году

224

 

увеличение  объема  перевозки  пассажиров  на  железнодорожном  транспорте  на  3,36  %,  
на  воздушном  -  на  10,52  %,  а  на  метрополитене  на  2,5  %  по  сравнению  с  2017  годом  
(см. табл. 4.15). 

Таблица 4.15. 

Динамика перевозки пассажиров по видам транспорта в 2016 - 2018годах,  

(в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)

 

 

Перевезено пассажиров*, млн. человек 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранс РФ 

18373,84 

18190,04 

17770,43 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

99,0 

96,72 

к 2017г. 

 

 

97,69 

железнодорожный 

1039,99 

1121,28 

1158,97 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

107,82 

111,44 

к 2017г. 

 

 

103,36 

автомобильный 

11027,4 

10938,72 

10572,84 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

99,2 

95,88 

к 2017г. 

 

 

96,66 

морской** 

13,02 

11,71 

7,48 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

89,97 

57,41 

к 2017г. 

 

 

63,82 

внутренний водный** 

13,47 

12,67 

12,33 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

94,09 

91,54 

к 2017г. 

 

 

97,29 

воздушный 

88,56 

105,05 

116,11 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

118,62 

131,11 

к 2017г. 

 

 

110,52 

метрополитен*** 

3311,7 

3298 

3380,56 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

99,59 

102,08 

к 2017г. 

 

 

102,5 

городской наземный электрический*** 

2879,7 

2702,6 

2522,2 

в процентном отношении 

к 2016г. 

 

93,85 

87,58 

к 2017г. 

 

 

93,32 

Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  перевозка  пассажиров  
по видам транспорта от 22.04.2019. 

** 

Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и 2018 годы. 

*** 

Оперативные  данные  по  форме  65-ЭТР  за  2018  год  «Сведения  о  городском  электрическом  транспорте 
Российской Федерации за 2018год». 

 
Объем  перевозок  пассажиров  автомобильным  транспортом  за  последние  три  года 

постоянно  снижается.  Так  в  2016  году  он  составил  11027,4  млн.  человек,  что  
на 193,55 млн. человек ниже показателя 2015 года, в 2017 году  – 10938,72 млн. человек, 
что  на  88,68  млн.  человек  ниже  уровня  2016  года,  а  в  2018  году  он  снизился  еще 
значительнее  на  365,88  млн.  человек  и  составил  10572,84  млн.  человек,  а  уровень 
достижения  ожидаемого  значения  показателя  по  базовому  варианту  реализации 
Транспортной стратегии составил 74,31 %, против 77,98 % в 2017 году. 

Факторы: 

 

увеличение количества транспортных средств в собственности граждан;  

 

снижение численности сельского населения; 

 

наличие 

большого 

числа 

частных 

перевозчиков, 

осуществляющих 

междугородние  автомобильные  перевозки  пассажиров  в  регулярном  сообщении  под 
видом нерегулярных; 

 

эксплуатационные затраты на работу пассажирского транспорта не покрываются 

доходами от перевозок пассажиров. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     12      13      14      15     ..