ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 15

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 15

 

 

225

 

 

 

В  2018  году  степень  выполнения  плана  реализации  Транспортной  стратегии  

по базовому варианту  развития составила всего 74,31 %, что  ниже на 3,67 % показателя 
2017 года. 

В последние три года (см. табл. 4.11, 4.15) зафиксирована отрицательная динамика 

изменения  объемов  перевозки  пассажиров  городским  наземным  электрическим 
транспортом.  Так  в  2016  году  объем  перевозки  пассажиров  городским  наземным 
электрическим  транспортом  составил  2879.7  млн.  человек,  что  на  214,7  млн.  человек 
меньше  чем  2015  году,  в  2017  году  –  2702,6  млн.  человек,  что  на  177,1  млн.  человек 
меньше чем в 2016 году, а в 2018 году – 2522,2 млн. человек, что ниже уровня 2017 года 
на 180,4 млн. человек. Также степень достижения ожидаемых значений объема перевозки 
пассажиров  Транспортной  стратегии  на  городском  наземном  электрическом  транспорте 
(см.  табл.  4.11)  снижается.  В  2016  году  она  составляла  67,39  %  (-5,95  %),  в  2017  году  – 
62,47  %  (-4,92  %),  а  в  2018  году  составила  57,58  %  (-4,89  %)  по  базовому  варианту 
развития. 

 

2600

5600

8600

11600

2016г.

2017г.

2018г.

11027,4

10938,72

10572,84

Объем перевозки пассажиров автомобильным транспортом

общего пользования, млн. чел.

40

60

80

100

2016г.

2017г.

2018г.

98,28

99,2

96,66

Объем перевозки пассажиров автомобильным транспортом

общего пользования в процентном отношении к предыдущему году

2000

2300

2600

2900

2016г.

2017г.

2018г.

2879,7

2702,6

2522,2

Объем перевозки пассажиров городским наземным электрическим

транспортом общего пользования, млн. чел.

226

 

 

Хорошая 

ценовая 

доступность 

транспортных 

услуг 

метрополитена 

железнодорожного  и  воздушного  транспорта  обусловили  положительную  динамику 
достижения показателя  объема  перевозки  пассажиров  в  2018  года  по  базовому  варианту 
этих видов транспорта. Так для железнодорожного транспорта он составил 102,43 %, для 
воздушного  –  119,33  %,  а  для  метрополитена  –  85,77  %,  что  на  0,92  %  выше  уровня  
2017  года  (см.  табл.  4.11).  Кроме  того,  повышение  культуры  обслуживания  пассажиров  
на  вокзалах  и  в  пути  следования,  увеличение  объема  сервисных  услуг,  
на  железнодорожном  транспорте  определяют  устойчивую  тенденцию  роста  объема 
пассажирских перевозок, особенно в дальнем следовании, в последние годы. 

 

В  2016  году  объем  перевозок  пассажиров  железнодорожном  транспорте  составил 

101,5  %  от  уровня  2015  года,  в  2017  году  –  107,82  %  к  уровню  2016  года,  в  2018  году  - 
103,36  %  к  уровню  2017  года,  а  уровень  объема  перевозок  пассажиров  составил  
1158,97  млн.  человек,  что  на  37,69  млн.  человек  выше  уровня  2017  года  и  уровень 
достижения  ожидаемого  значения  показателя  по  базовому  варианту  реализации 
Транспортной  стратегии  составил  102,43  %  (+2,35  %).  Однако  темп  роста  объема 
перевозки пассажиров несколько снизился в силу существенного роста тарифов на проезд 
в поездах дальнего следования. 

40

60

80

100

2016г.

2017г.

2018г.

93,06

93,85

93,32

Объем перевозки пассажиров городским наземным электрическим

транспортом общего пользования в процентном отношении

к предыдущему году

240

540

840

1140

2016г.

2017г.

2018г.

1039,99

1121,28

1158,97

Объем перевозки пассажиров железнодорожным транспортом, млн. чел.

227

 

 

В  последние  годы  важное  место  в  объеме  пассажирских  перевозок 

железнодорожного  транспорта  занимают  местные  ежедневные  перевозки  населения  
на  работу  и  учебу  (более  40  %  пассажиров),  осуществляемые  поездами  пригородного 
сообщения.  Следует  отметить,  что  население  выбирает  железнодорожный  транспорт  
в  силу  его  высокой  провозной  способности,  удобства  расписания,  надежности  
и регулярности движения. 

Воздушный  транспорт  в  2018  году  уже  второй  год  подряд  сохраняет  свое 

лидирующее  положение  на  рынке  транспортных  услуг  по  международным  и  дальним 
перевозкам  пассажиров.  Объем  пассажирских  перевозок  в  2018  году  составил  
116,11  млн.  чел.  (+11,06  млн.  чел.  по  сравнению  с  2017  годом),  а  уровень  достижения 
ожидаемого показателя базового варианта Транспортной стратегии – 119,33 % (+7,21 %). 

На  воздушном  транспорте  самая  высокая  доля  деловых  поездок  -  около  40  %  

и поездок к месту отдыха - более 30 %. 

 

 

Объемы перевозок пассажиров метрополитеном в 2018 году возросли и составили 

3380,56 млн. человек, что на 82,56 млн. человек выше уровня 2017 года (102,5 % от уровня 
2017  года).  Однако,  ожидаемое  значение  перевозок  пассажиров  не  достигнуто  (степень 

50

70

90

110

2016г.

2017г.

2018г.

101,5

107,82

103,36

Объем перевозки пассажиров железнодорожным транспортом

в процентном отношении к предыдущему году

50

70

90

110

2016г.

2017г.

2018г.

88,56

105,05

116,11

Объем перевозки пассажиров воздушным транспортом, млн. чел.

30

60

90

120

2016г.

2017г.

2018г.

96,19

118,62

110,52

Объем перевозки пассажиров воздушным транспортом

в процентном отношении к предыдущему году

228

 

выполнения  показателя  базового  варианта  развития  Транспортной  стратегии  составила 
85,03 % (+0,21 % к уровню 2017 года). 

 

 

Увеличение  пассажиропотока  и  объема  перевозок  пассажиров  метрополитеном  в 

2018 году обусловлены значительным увеличением за последние два года протяженности 
эксплуатационной длинны путей метрополитена до 581,9 км. 

C  вводом  в  строй  в  мае  2018  года  автодорожной  части  Крымского  моста  через 

Керченский  пролив  пассажиропоток  на  Керченской  паромной  переправе  значительно 
снизился. Поэтому резко упал объем перевозки пассажиров морским транспортом. Объем 
пассажирских  перевозок  на  морском  транспорте  составил  7,48  млн.  человек  (63,82  %  
от уровня 2017 года), что ниже уровня 2017 года на 4,23 млн. человек. При этом данный 
показатель  в  5  раз  превышает  ожидаемое  значение  по  базовому  варианту  Транспортной 
стратегии. 

 

3150

3250

3350

3450

2016г.

2017г.

2018г.

3311,7

3298

3380,56

Объем перевозки пассажиров метрополитеном, млн. чел.

90

95

100

105

2016г.

2017г.

2018г.

99,26

99,59

102,5

Объем перевозки пассажиров метрополитеном

в процентном отношении к предыдущему году

0

4,5

9

13,5

2016г.

2017г.

2018г.

13,02

11,71

7,48

Объем перевозки пассажиров морским транспортом, млн. чел.

229

 

 

Объем  пассажирских  перевозок  на  внутреннем  водном  транспорте  за  последние 

три  года  снижается.  В  2018  году  он  составил  12,33  млн.  человек,  что  на  2,71  %  ниже 
значения  показателя  за  2017  год  (-0,34  млн.  чел.),  а  уровень  достижения  ожидаемого 
значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии составил 
86,22  %,  против  89,88  %  в  2017  году.  Это  обусловлено  сильной  изношенностью 
пассажирских  судов,  находящихся  в  эксплуатации,  средний  возраст  которых  составляет 
38  лет,  при  этом  на  туристических  маршрутах используются  суда  со  средним  возрастом 
эксплуатации 41 год. 

 

 

Так в 2016 году объем перевозок пассажиров составил 99,15 % от уровня 2015 года, 

в 2017 году – 94,09 % от уровня 2016 года, а в 2018 году - 97,29 % от уровня 2017 года. 
Кроме  того,  степень  достижения  ожидаемых  значений  объема  перевозки  пассажиров 
Транспортной стратегии на внутреннем водном транспорте в 2018 году составил 86,22 % 
по базовому варианту развития, что на 3,66 % ниже уровня 2017 года. 

20

60

100

140

2016г.

2017г.

2018г.

136,25

89,97

63,82

Объем перевозки пассажиров морским транспортом в процентном 

отношении к предыдущему году

5

8

11

14

2016г.

2017г.

2018г.

13,47

12,67

12,33

Объем перевозки пассажиров внутренним водным транспортом,

млн. чел.

40

60

80

100

2016г.

2017г.

2018г.

99,15

94,09

97,29

Объем перевозки пассажиров внутренним водным транспортом

в процентном отношении к предыдущему году

230

 

Снижение роли внутреннего водного транспорта в структуре перевозок пассажиров 

вызвано  также  снижением  качества  судопропускных  и  гидротехнических  сооружений, 
ухудшением  инфраструктуры  внутренних  водных  путей,  обмелением  рек.  Глубина 
судоходных  рек  за  последнюю  четверть  века  сократилась  в  среднем  на  четверть  -  
с 2,3 до 1,7 метра. На треть снизилась протяженность водных путей с гарантированными 
габаритами судового хода - с 67 тыс. км до 48 тыс. км. 

В  2018  году  международные  и  дальние  перевозки  пассажиров  выполнялись,  

в  основном,  железнодорожным,  автомобильным  и  воздушным  транспортом.  Как 
показывают  социологические  исследования  для  поездок  к  родственникам  и  друзьям 
железнодорожный  транспорт  выбрало  более  40  %  населения,  в  командировку  -  более  
35  %,  к  месту  отдыха  около  20  %,  а  ежедневные  местные  поездки  железнодорожным 
транспортом на работу и учебу выбрало более 45 % пассажиров. 

 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденций)  достижения  заданных  значений 

показателей  объемов  пассажирооборота  за  отчетный  период  реализации 
Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России 

Оценки уровня и динамики (тенденции) достижения заданных значений показателей 

объемов  пассажирооборота  за  отчетный  период  реализации  Транспортной  стратегии  
по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 4.16. 

Таблица 4.16. 

Динамика достижения ожидаемых значений показателей объемов  

пассажирооборота за период 2016-2018 годы реализации Транспортной стратегии,  

(в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)

 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

1  Пассажирооборот 

транспорта общего 
пользования*, 
млрд. пасс.-км 

Факт 

511,94 



552,79 



584,41 



План базовый 

587,14 

 

607,29 

 

627,41 

 

% вып. 

87,19 



91,03 



93,15 



План инновац. 

619,99 

 

641,91 

 

663,92 

 

% вып. 

82,57 



86,12 



88,02 



железнодорожный 

Факт 

124,62 



123,1 



129,44 



План базовый 

148,7 

 

150,6 

 

152,40 

 

% вып. 

83,81 



81,74 



84,93 



План инновац. 

157,9 

 

161,7 

 

165,60 

 

% вып. 

78,92 



76,13 



78,16 



автомобильный 
транспорт общего 
пользования 

Факт 

116,89 



116,02 



114,07 



План базовый 

146,3 

 

148,6 

 

150,90 

 

% вып. 

79,89 



78,08 



75,59 



План инновац. 

148,4 

 

151,9 

 

155,40 

 

% вып. 

78,76 



76,38 



73,40 



морской** 

Факт 

0,0881 



0,0826 



0,0574 



План базовый 

0,1 

 

0,1 

 

0,1 

 

% вып. 

88,12 



82,57 



57,40 



План инновац. 

0,1 

 

0,1 

 

0,1 

 

% вып. 

88,12 



82,57 



57,40 



внутренний 
водный** 

Факт 

0,551 



0,563 



0,571 



План базовый 

0,7 

 

0,71 

 

0,71 

 

% вып. 

78,65 



79,24 



80,36 



План инновац. 

0,687 

 

0,703 

 

0,72 

 

% вып. 

80,13 



80,03 



79,25 



воздушный 

Факт 

215,59 



259,39 



286,28 



План базовый 

228,4 

 

242,9 

 

257,50 

 

% вып. 

94,39 



106,79 



111,18 



План инновац. 

249,3 

 

262,0 

 

274,70 

 

% вып. 

86,48 



99,0 



104,21 



231

 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

метрополитен*** 

Факт 

44,1 



44,1 



45,35 



План базовый 

49,17 

 

50,44 

 

51,7 

 

% вып. 

89,69 



87,43 



87,72 



План инновац. 

49,83 

 

51,57 

 

53,3 

 

% вып. 

88,50 



85,51 



85,08 



городской наземный 
электрический*** 

Факт 

10,1 



9,5 



8,7 



План базовый 

13,77 

 

13,94 

 

14,1 

 

% вып. 

73,35 



68,44 



61,36 



План инновац. 

13,77 

 

13,94 

 

14,1 

 

% вып. 

73,35 



68,44 



61,36 



Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  пассажирооборот  по  видам 
транспорта от 22.04.2019г. 

** 

Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и 2018 годы. 

***  Оперативные данные по форме 65-ЭТР за 2018 год «Сведения о городском электрическом транспорте Российской 

Федерации за 2018год». 

В  целом  объем  пассажирооборота  транспорта  общего  пользования  возрос  

на  31,62  млрд.  пасс.-км  и  составил  584,41  млрд.  пасс.-км,  это  составило  93,15  % 
выполнения  базового  варианта  развития  транспортной  системы  России  и  105,72  %  
от уровня 2017 года. 

 

 

Увеличение  объема  пассажирооборота  в  целом  и  положительная  динамика 

достижения  ожидаемых  значений  данного  показателя  по  базовому  варианту  развития 
Транспортной стратегии (в 2016 года уровень выполнения составил 87,19 %, в 2017 году – 
91,03  %,  в  2018  году  –  93,15  %)  обусловлены  стабильными  и  достаточно  высокими 
показателями  наиболее  пассажироемких  видов  транспорта  (см.  табл.  4.17  и  4.18): 
воздушного  (110,37  %  от  уровня  2017  года),  железнодорожного  (105,15  %  от  уровня  

420

480

540

600

2016г.

2017г.

2018г.

511,94

552,79

584,41

Объем пассажирооборота транспорта общего пользования

Минтранса России, млрд. пасс.-км

50

70

90

110

2016г.

2017г.

2018г.

98,16

107,98

105,72

Объем пассажирооборота транспорта общего пользования Минтранса 

России в процентном отношении к предыдущему году

232

 

2017 года), внутреннего водного (101,42 % от уровня 2017 года), метрополитена (102,83 % 
от уровня 2017 года) и автомобильного (98,32 % от уровня 2017 года). 

Таблица 4.17. 

Структура пассажирооборота по видам транспорта  

общего пользования в 2016 – 2018 годах 

 

Пассажирооборот 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранса России 

- всего

 

100% 

100% 

100% 

в том числе:

 

железнодорожный 

24,34 

22,27 

22,15 

автомобильный 

22,83 

20,99 

19,52 

морской 

0,017 

0,015 

0,0098 

внутренний водный 

0,108 

0,102 

0,098 

воздушный 

42,11 

46,92 

48,99 

метрополитен 

8,61 

7,98 

7,76 

городской наземный электрический 

1,97 

1,73 

1,48 

 

 

 
Эти виды транспорта в совокупности составляют основную долю (98,42 %) в общей 

структуре  пассажирооборота  страны  без  учета  городского  электрического  транспорта 
(железнодорожный  –  22,15  %,  автомобильный  –  19,52  %,  метрополитен  –  7,76  %  
и воздушный – 48,99 %). 

Таблица 4.18. 

Динамика пассажирооборота по видам транспорта в 2016 - 2018гг.,  

(в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам)

 

 

Пассажирооборот*, млрд. пасс.-км 
2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранс России 

511,94 

552,79 

584,41 

в процентном отношении 

к 2016г. 

107,98 

114,16 

к 2017г. 

 

 

105,72 

железнодорожный 

124,62 

123,1 

129,44 

0

17

34

51

22,15

19,52

0,0098

0,098

48,99

7,76

1,48

железнодорожный

автомобильный

морской

внутренний водный

воздушный

метрополитен

городской наземный электрический

Структура пассажирооборота транспорта общего 

пользования Минтранса России в 2018 году

233

 

 

Пассажирооборот*, млрд. пасс.-км 
2016г. 

2017г. 

2018г. 

в процентном отношении 

к 2016г. 

98,78 

103,86 

к 2017г. 

 

 

105,15 

автомобильный 

116,89 

116,02 

114,07 

в процентном отношении 

к 2016г. 

99,26 

97,59 

к 2017г. 

 

 

98,32 

морской** 

0,0881 

0,0826 

0,0574 

в процентном отношении 

к 2016г. 

93,7 

65,14 

к 2017г. 

 

 

69,52 

внутренний водный** 

0,551 

0,563 

0,571 

в процентном отношении 

к 2016г. 

102,19 

103,64 

к 2017г. 

 

 

101,42 

воздушный 

215,59 

259,39 

286,28 

в процентном отношении 

к 2016г. 

120,31 

132,78 

к 2017г. 

 

 

110,37 

метрополитен*** 

44,1 

44,1 

45,35 

в процентном отношении 

к 2016г. 

100,0 

102,83 

к 2017г. 

 

 

102,83 

городской наземный электрический*** 

10,1 

9,5 

8,7 

в процентном отношении 

к 2016г. 

94,46 

85,66 

к 2017г. 

 

 

90,69 

Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  пассажирооборот  по  видам 
транспорта от 22.04.2019. 

** 

Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и 2018 годы. 

***  Оперативные данные по форме 65-ЭТР за 2018 год «Сведения о городском электрическом транспорте Российской 

Федерации за 2018год». 

 
Значительное  влияние  на  увеличение  объема  пассажирооборота  в  целом  оказывает 

воздушный  транспорт.  Его  доля  в  структуре  перевозок  пассажиров  в  отчетный  период 
2018  года  по  сравнению  с  2017  годом  возросла  на  2  %  и  составила  48,99  %,  при  этом 
объем  пассажирооборота  составил  286,28  млрд.  пасс.-км,  что  на  26,89  млрд.  пасс.-км 
больше показателя 2017 года. Уровень ожидаемого объема пассажирооборота в 2018 году 
по  базовому  варианту  развития  воздушным  транспортом  превышен  на  11,18  %,  
а  показатель  2017  года  превышен  на  4,39  %.  Высокие  значения  пассажирооборота 
воздушного  транспорта  обусловлены  возрастающим  спросом  населения  Российской 
Федерации  на  поездки на  большие  расстояния  к  месту  проведения  отдыха  за  пределами 
страны.  Так,  международные  перевозки  в  2018  году  выросли  на  11,5  %  к  уровню  
2017 года, из них между Россией и зарубежными странами за пределами СНГ – на 12,4 %, 
между Россией и странами СНГ  – на 6,6  %,  внутренние перевозки  увеличились на 10%,  
на местных направлениях – на 0,5 %. Практически все российские авиакомпании показали 
рост пассажирооборота в 2018 году: ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии» - 108,9 %, 
«Сибирь» - 116,6 %, «Уральские Авиалинии» - 112,5 %, ПАО «Авиакомпания «ЮТэйр» - 
104,8 %. 

234

 

 

 

Кроме  того,  следует  учитывать,  что  цены  и  тарифы  на  услуги  по  перевозкам 

пассажиров на воздушном транспорте в 2018 году значительно снизились. Следует также 
отметить,  что  росту  пассажиропотока  на  внутренних  авиалиниях  способствовала 
долгосрочная  государственная  политика  по  реализации  программ  субсидирования, 
направленная  на  увеличение  региональных  воздушных  перевозок,  на  обеспечение 
доступности  перевозок  пассажиров  с  Дальнего  Востока  в  европейскую  часть  страны  
и  в  обратном  направлении,  из  Калининграда  в  другие  регионы  страны  и  в  обратном 
направлении,  в  Симферополь  и  в  обратном  направлении,  внутренних  региональных 
перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе. 

Ростом объема пассажирооборота в 2018 году характеризуется и железнодорожный 

транспорт.  В  2018  году  этот  показатель  возрос  на  6,34  млрд.  пасс.-км  (+5,15  %)  
по  сравнению  с  показателем  2017  года  и  составил  129,44  млрд.  пасс.-км,  а  уровень 
достижения  ожидаемого  значения  показателя  по  базовому  варианту  реализации 
Транспортной стратегии возрос до 84,93 %, что на 3,19 % выше показателя 2017 года. 

 

170

210

250

290

2016г.

2017г.

2018г.

215,59

259,39

286,28

Объем пассажирооборота воздушного транспорта, млрд. пасс.-км

65

85

105

125

2016г.

2017г.

2018г.

95,04

120,31

110,37

Объем пассажирооборота воздушного транспорта в процентном 

отношении к предыдущему году

85

100

115

130

2016г.

2017г.

2018г.

124,62

123,1

129,44

Объем пассажирооборота железнодорожного транспорта, млрд. пасс.-км

235

 

 

Незначительным  ростом  объема  пассажирооборота  в  2018  году  характеризуется 

внутренний  водный  транспорт,  его  показатель  возрос  на  0,008  млрд.  пасс.-км  (+1,42  %)  
по  сравнению  с  показателем  2017  года  и  составил  0,571  млрд.  пасс.-км,  а  уровень 
достижения  ожидаемого  значения  показателя  по  базовому  варианту  реализации 
Транспортной стратегии возрос и составил 80,36 %, против 79,24 % в 2017 году. 

 

 

В  2018  году  в  условиях  сложной  ценовой  политики  на  услуги  городского 

электротранспорта  и  снижении  доли  городского  транспорта  в  общей  структуре 
пассажирооборота  отмечается  рост  объема  пассажирооборота  метрополитена. 
Обусловлено  это  возрастанием  пассажиропотока  особенно  в  крупных  городах  
с  многомиллионным  населением.  На  увеличение  объема  перевозок  пассажиров 
метрополитеном  повлияло  значительное  увеличение  за  2017  и  2018  годы 
эксплуатационной  длине  путей,  числа  станций  (в  том  числе  доступных  для 
маломобильных групп населения) и эскалаторов метрополитена (см. табл. 4.19). 
 

 

44

64

84

104

2016г.

2017г.

2018г.

103,3

98,78

105,15

Объем пассажирооборота железнодорожного транспорта

в процентном отношении к предыдущему году

0

0,2

0,4

0,6

2016г.

2017г.

2018г.

0,551

0,563

0,571

Объем пассажирооборота внутреннего водного транспорта,

млрд. пасс.-км

55

75

95

115

2016г.

2017г.

2018г.

110,99

102,19

101,42

Объем пассажирооборота внутреннего водного транспорта

в процентном отношении к предыдущему году

236

 

Таблица 4.19. 

Сведения о метрополитене Российской Федерации* 

 

2018 год 

2017 год 

Эксплуатационная длина пассажирского пути в двухпутном исчислении 
- всего, км 

581,9 

541,8 

Общая пассажировместимость подвижного состава, включая места для 
стоящих пассажиров, чел 

1 569 332 

1 477 975 

в том числе мест для сидения, чел 

345 688 

337 928 

Число станций метрополитена - всего, единиц 

357 

336 

в том числе доступных для маломобильных групп населения - 

всего, единиц 

83 

58 

Число эскалаторов метрополитена - всего, единиц 

1 270 

1 134 

Оперативные  данные  по  форме  65-ЭТР  за  2017  и  2018  годы  «Сведения  о  городском  электрическом  транспорте 
Российской Федерации». 

 
Объем  пассажирооборота  метрополитена  составил  45,35  млрд.  пасс.-км  

(+1,25  млрд.  пасс.-км  по  сравнению  с  2017  годом),  а  уровень  достижения  ожидаемого 
значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии составил 
– 51,7 % (+1,26 %). 

 

 

Объем  пассажирооборота  автомобильного  транспорта  в  2016  году  составлял  

116,89  млрд.  пасс.-км,  в  2017  году  –  116,02  млрд.  пасс.-км,  в  2018  году  составил  
114,07  млрд.  пасс.-км,  что  на  1,95  млрд.  пасс.-км  по  ниже  уровня  2017  года  
(см. табл. 4.16 и 4.18). 

40

42

44

46

2016г.

2017г.

2018г.

44,1

44,1

45,35

Объем пассажирооборота метрополитеном, млн. чел.

90

95

100

105

2016г.

2017г.

2018г.

98,88

100

102,83

Объем ппассажирооборота метрополитена

в процентном отношении к предыдущему году

237

 

 

 

Также снижается уровень выполнения плановых значений реализации Транспортной 

стратегии  по  базовому  варианту  развития  (см.  табл.  4.16).  В  2016  году  этот  показатель 
составил 79,89 %, в 2017 году – 78,08 %, в 2018 году он составил 75,59 %. 

Снижение  объема  пассажирооборота  морского  транспорта  вызвано  проводимой  

в  отношении  России  торгово-экономической  санкционной  политикой  и  как  следствие 
снижением  внешней  государственной  туристической  и  экономической  активностью,  
а  также  вводом  в  строй  Керченского  моста  и  резким  снижением  пассажиропотока  
на  Керченской  паромной  переправе.  В  целом  объем  пассажирооборота  на  морском 
транспорте  составил  0,0574  млрд.  пасс.-км,  что  на  0,0252  млрд.  пасс.-км  ниже  уровня 
 2017 года. 

 

108

112

116

120

2016г.

2017г.

2018г.

116,89

116,02

114,07

Объем пассажирооборота автомобильного транспорта общего 

пользования, млрд. пасс.-км

42

62

82

102

2016г.

2017г.

2018г.

99

99,26

98,32

Объем пассажирооборота автомобильного транспорта

общего пользования в процентном отношении к предыдущему году

0

0,03

0,06

0,09

2016г.

2017г.

2018г.

0,0881

0,0826

0,0574

Объем пассажирооборота морского транспорта, млрд. пасс.-км

238

 

 

Третий  год  подряд  так  же  снижается  уровень  выполнения  плановых  значений 

реализации  Транспортной  стратегии  по  базовому  варианту  развития  (см.  табл.  4.16).  
В  2016  году  этот  показатель  составил  88,12  %,  в  2017  году  –  82,57  %,  в  2018  году  
он составил 57,4 %. 

Существенного  влияния  на  пассажирооборот  транспортного  комплекса  в  целом  

ни морской, ни внутренний водный транспорт не могут оказать, так как в общей структуре 
пассажирооборота  они  занимают  0,107  %  (морской  –  0,0098  %,  внутренний  водный  -  
0,097 %). 

В  условиях  сложной  ценовой  политики  на  услуги  наземного  городского 

электрического  транспорта  в  2018  году,  сокращения  числа  городов,  обслуживаемых 
троллейбусным  транспортом,  эксплуатационной  длинны  пассажирских  линий  наземного 
городского  электротранспорта,  числа  маршрутов  и  общей  пассажировместимости 
подвижного  состава  отмечается  снижение  объема  пассажирооборота  городского 
наземного электротранспорта (см. табл. 4.20). В 2018 году он составил 8,7 млрд. пасс.-км, 
что на 0,8 млрд. пасс.-км ниже уровня 2017 года. 

Таблица 4.20. 

Сведения о городском наземном электрическом транспорте  

Российской Федерации* 

 

Вид транспорта 

2018 год 

2017 год 

Число городов, обслуживаемых городским 
электрическим транспортом 

Трамвайный 

61 

61 

Троллейбусный 

84 

87 

Развернутая длина линии в однопутном исчислении, 
км 

Трамвайный 

5 365,2 

5 394,7 

Троллейбусный 

10 390,1 

10 498,6 

Эксплуатационная длина пассажирской линии в 
двухлинейном исчислении - всего, км 

Трамвайный 

2 439,1 

2 462,4 

Троллейбусный 

5 137 

5 237,8 

Число маршрутов (на конец отчетного года), единиц 

Трамвайный 

534 

537 

Троллейбусный 

727 

732 

Общая пассажировместимость подвижного состава, 
включая места для стоящих пассажиров, чел 

Трамвайный 

1 007 534 

1 014 124 

Троллейбусный 

925 763 

952 336 

в том числе мест для сидения, чел 

Трамвайный 

260 540 

265 682 

Троллейбусный 

248 261 

256 920 

Оперативные данные по форме 65-ЭТР за 2017 и 2018 годы «Сведения о городском электрическом транспорте 
Российской Федерации». 

 

30

70

110

150

2016г.

2017г.

2018г.

142,82

93,7

69,52

Объем пассажирооборота морского транспорта в процентном отношении 

к предыдущему году

239

 

 

 

Также снижается уровень выполнения плановых значений реализации Транспортной 

стратегии  по  базовому  варианту  развития  (см.  табл.  4.16).  В  2016  году  этот  показатель 
составил  73,35  %  (-6,06  %),  в  2017  году  –  68,44  %  (-4,91  %),  в  2018  году  он  составил  
61,36 % (-7,08 %). 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

 

 

5

7

9

11

2016г.

2017г.

2018г.

10,1

9,5

8,7

Объем перевозки пассажиров городским наземным

электрическим транспортом, млн. чел.

85

90

95

100

2016г.

2017г.

2018г.

93,52

94,46

90,69

Объем пассажирооборота городского наземного электрического 

транспорта в процентном отношении к предыдушему году

240

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ МЕСТО 

СФЕРЫ/ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РОССИИ В МИРЕ 

Сопоставление  динамики  показателей,  характеризующих  место  транспортной 

отрасли  России  и  других  стран  в  сфере  транспорта,  подготовлено  на  основе  данных 
официальных статистических публикаций международных организаций и отдельных стан, 
а  также  данных  Росстата.  В  Приложении  содержатся  сравнительные  данные  о  динамике 
основных  показателей  в  сфере  транспорта.  Поскольку  ключевые  показатели  по  многим 
странам  в  сфере  транспорта  рассчитываются  и  представляются  с  большим  опозданием  
и  разной  периодичностью,  по  ряду  показателей  статистические  данные  приводятся  
за последний представленный год в сравнении с предыдущим годом. 

На  момент  подготовки  сравнительного  анализа  показателей  мировых  рейтингов 

характеризующих  место  России  в  мировой  транспортной  системе  по  отдельным 
показателям  доступны  данные  только  за  2016  и  2017  годы.  Приведенные  данные 
представляют интерес, так как позволяют провести сравнение по следующим параметрам: 
доля  транспорта  как  отрасли  (области  деятельности,  удельный  вес  отдельных  видов 
транспорта)  в  транспортной  системе  страны,  доля  грузооборота  и  пассажирооборота  
по видам транспорта, протяженность и густота транспортной сети и другие. 

 

ОБЪЕМ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ ПО ВИДАМ ТРАНСПОРТА 

ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА 

Объем 

перевозок 

грузов 

транспортом 

государств 

– 

членов 

ЕАЭС  

(без  трубопроводного  транспорта)  в  2018  году  составил  11312,1  млрд.  тонн  
и по сравнению с аналогичным периодом 2017 года увеличился на 2,4 %. 

 

2018 г. 

Справочно 

2017 г. в % к 2016 г. 

млн. т 

в % к 2017 г. 

Объем перевозок грузов транспортом (без трубопроводного транспорта) 

Армения 

27,4 

104,1 

139,1 

Беларусь 

330,6 

104,9 

108,0 

Казахстан

1)

 

3822,8 

103,8 

104,7 

Кыргызстан 

32,7 

103,3 

102,3 

Россия 

7098,6 

101,74 

100,9 

ЕАЭС

 

11312,1 

102,4 

102,5 

железнодорожным транспортом 

Армения 

2,9 

109,1 

101,1 

Беларусь 

157,2 

107,4 

115,4 

Казахстан 

397,7 

105,0 

114,0 

Кыргызстан 

2,3 

116,6 

113,9 

Россия 

1415,34 

102,3 

103,2 

ЕАЭС

 

1975,44 

103,1 

106,5   

автомобильным транспортом 

Армения 

24,5 

103,5 

145,2 

Беларусь 

171,1 

102,7 

102,5 

Казахстан

1)

 

3422,3 

103,7 

103,8 

Кыргызстан 

30,5 

102,5 

101,6 

Россия 

5543,97 

101,78 

100,3 

ЕАЭС

 

9192,4 

102,5 

101,7 

воздушным транспортом (тыс. тонн)

2)

 

Армения

3)

 

18,1 

80,8 

122,4 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     13      14      15      16     ..