ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 13

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 13

 

 

193

 

№ п/п 

 

(№ 

пункта 

Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа  
в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии  

с Приложением № 7 

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

на ОТИ. 

 

осуществляется  круглосуточная  охрана  на  8-ми 
ОТИ  подразделениями  ФГУП  «УВО  Минтранса 
России» (постоянно).  

 

11 (134) 

Повышение 

безопасности 

движения  автомобильного 
транспорта  и  пешеходов  
за  счет  совершенствования 
организации 

дорожного 

движения 

и 

внедрения 

интеллектуальных 
транспортных 

систем, 

обеспечивающих 
управление  транспортными 
потоками  и  транспортными 
средствами, 

а 

также 

своевременное  (экстренное) 
информирование  
и  управление  действиями  в 
условиях 

инцидентов, 

нештатных  и  чрезвычайных 
ситуаций 

ведомственные 

нормативные акты 

2014 – 2020 годы  

Исполнен. 
Принят 

Федеральный 

закон 

от 

30.10.2018  

№  386-ФЗ  «О  внесении  изменений  в  отдельные 
законодательные  акты  Российской  Федерации  
в 

части 

совершенствования 

лицензирования 

деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц 
автобусами». 

Осуществлен  переход  к  принципиально  иной 

модели 

осуществления 

контрольно-надзорной 

деятельности, 

внедрение 

объединенной 

информационной системы контроля автомобильного 
транспорта.  

Утверждены  целевые  задачи  в  рамках  реформы 

контрольной  и  надзорной  деятельности  на  период  
до 2025 года, по снижению количества смертельных 
случаев,  случаев  травматизма  и  материального 
ущерба на 50% от уровня 2015 года. 

Принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. № 

443-ФЗ  «Об  организации  дорожного  движения  
в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  
в  отдельные  законодательные  акты  Российской 
Федерации».  

Издано  постановление  Правительства  Российской 

Федерации 

от 

16.11.2018 

№ 

1379  

«Об  утверждении  Порядка  определения  основных 
параметров дорожного движения, ведения их учета». 

В  2018  году  приняты  следующие  нормативные 

правовые  акты,  направленные  на  повышение 
безопасности  движения  автомобильного  транспорта 
и пешеходов: 

приказ  Минтранса  России  от  29  декабря  

2018  г.  №  487  «Об  утверждении  перечня 
профессий 

и 

должностей, 

связанных  

с 

организацией 

дорожного 

движения,  

и квалификационных требований к ним»; 

приказ  Минтранса  России  от  13.11.2018  №  406 

«Об 

утверждении 

Классификации 

работ  

по организации дорожного движения и о внесении 
изменений 

в 

Классификацию 

работ  

по капитальному ремонту, ремонту и содержанию 
автомобильных  дорог,  утвержденную  приказом 
Минтранса  России  от  16.11.2012  №  402» 
(Зарегистрировано  в  Минюсте  России  11.12.2018 
№ 52958); 

приказ Минтранса России от 26 декабря 2018 г. 

№  480  «Об  утверждении  Правил  подготовки 
документации 

по 

организации 

дорожного 

движения». 

Осуществляется  разработка  следующих  проектов 
приказов Минтранса России: 
«Об 

утверждении 

перечня 

профессий  

и  должностей,  связанных  с  организацией 
дорожного  движения,  и  квалификационных 
требований к ним»; 
«Об 

утверждении 

Порядка 

осуществления 

мониторинга  дорожного  движения  на  территории 
Российской Федерации»; 
«Об 

утверждении 

Правил 

подготовки 

документации 

по 

организации 

дорожного 

движения»; 
«Об  утверждении  нормативов  финансовых  затрат 
и  правилах  расчета  ассигнований  федерального 
бюджета на выполнение работ и оказание услуг по 
реализации 

мероприятий 

по 

организации 

дорожного  движения  на  автомобильных  дорогах 
федерального значения». 
В  рамках  реализации  Перечня  поручений 

194

 

№ п/п 

 

(№ 

пункта 

Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа  
в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии  

с Приложением № 7 

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

Президента  Российской  Федерации  по  итогам 
заседания  Государственного  совета  Российской 
Федерации 22 сентября 2017 в части, касающейся 
вопросов  обеспечения  безопасности  перевозок 
пассажиров 

автомобильным 

транспортом, 

направлены 

на 

совершенствование 

законодательной  базы  в  части,  касающейся 
разрешительной  и  надзорной  деятельности. 
Данные 

предложения 

нашли 

отражение  

в  последних  Указах  и  поручениях  Президента  
и Правительства Российской Федерации. 
В 

настоящее 

время 

Минтрансом 

России 

подготовлен 

законопроект, 

которым 

предусматривается  обязательное  лицензирование 
деятельности  хозяйствующих  субъектов  по  всем 
видам пассажирских перевозок автобусами. 
Планируется  переход  к  принципиально  иной 
модели  осуществления  контрольно-надзорной 
деятельности, 

внедрение 

объединенной 

информационной 

системы 

контроля 

автомобильного  транспорта.  Также  внесение 
необходимых  изменений  в  законодательство 
Российской 

Федерации 

позволит 

повысить 

безопасность  перевозок  пассажиров  и  грузов  
и поднять качество оказания таких услуг на более 
высокий уровень.

 

12 (135) 

Развитие 

средств 

информационного 
обеспечения 

безопасности 

на 

внутренних 

водных 

путях, 

внедрение 

электронных 
навигационных 

карт, 

создание 

речной 

информационной  системы  
на внутренних водных путях 

ведомственные 

нормативные акты 

2014 – 2020 годы 

Во  исполнение  подпункта  «и»  пункта  1  перечня 
поручений  Президента  Российской  Федерации  
В.В. 

Путина 

от 

06.09.2016 

№ 

Пр-1741ГС 

Заместителем 

Председателя 

Правительства 

Российской  Федерации  Д.О.  Рогозиным  утвержден 
комплексный  план  по  расширению  использования 
электронных  навигационных  карт  внутренних 
водных  путей  и  оснащению  судов  внутреннего  
и  смешанного  плавания  (река  –  море)  аппаратурой 
спутниковой 

навигации 

на 

основе 

системы 

ГЛОНАСС от 04.07.2017 № 4655п-П9. Комплексный 
план 

в 

настоящее 

время 

исполняется  

с  утвержденным  графиком.  Ежеквартальный  отчет  
о 

ходе 

исполнения 

плана 

был 

направлен  

в  Правительство  Российской  Федерации  письмом  
от 25.12.2018 № ЮЦ-10/19301.  
Срок  исполнения  пункта  135  Плана  предлагается 
продлить. 

13 (147) 

Проведение 
категорирования 

объектов 

транспортной 
инфраструктуры  
и  транспортных  средств, 
оценка 

уязвимости, 

разработка  и  реализация 
планов 

обеспечения 

транспортной безопасности 

ведомственные 

нормативные акты 

2014 – 2018 годы 

Федеральным  дорожным  агентством  на  плановой 
основе  проводятся  работы  по  категорированию 
объектов 

транспортной 

инфраструктуры  

и  транспортных  средств,  оценка  уязвимости, 
разработка  и  реализация  планов  обеспечения 
транспортной безопасности.  
За 2018 год Росавтодором проведено: 

категорирование 

объектов 

транспортной 

инфраструктуры (ОТИ) дорожного хозяйства; 
транспортных 

средств 

(ТС) 

автомобильного 

транспорта – 45130;  
транспортных 

средств 

городского 

наземного 

электрического транспорта (ГНЭТ) – 710;  
-  оценка  уязвимости  ОТИ  дорожного  хозяйства  – 
8468,  
ОТИ автомобильного транспорта – 216,  
ТС автомобильного транспорта – 6337,  
ТС ГНЭТ – 282; 
-  утверждены  Планы  обеспечения  транспортной 
безопасности (ПОТБ):  
ОТИ дорожного хозяйства - 3861,  
ОТИ автомобильного транспорта – 123,  
ТС автомобильного транспорта – 1021; 
ТС ГНЭТ – 244; 
-количество 

аккредитованных 

аттестующих 

организаций- 7. 

195

 

№ п/п 

 

(№ 

пункта 

Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа  
в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии  

с Приложением № 7 

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

-количество 

аккредитованных 

подразделений 

транспортной безопасности - 38. 
Количество специализированных организаций - 16. 
Количество аттестованных лиц – более 20 000. 
В  связи  вступлением  с  01  июля  2017  года  в  силу 
Требований 

по 

обеспечению 

транспортной 

безопасности, 

в 

том 

числе 

требований  

к  антитеррористической  защищенности  объектов 
(территорий),  учитывающих  уровни  безопасности 
для  различных  категорий  объектов  транспортной 
инфраструктуры 

и 

транспортных 

средств 

железнодорожного 

транспорта, 

утвержденных 

постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации  от  26  апреля  2017  года  №  495,  возникла 
необходимость  в  проведении  дополнительных 
оценок 

уязвимости 

более 

6500 

объектов 

транспортной  инфраструктуры  из  8780,  имевших 
ранее  утвержденные  результаты  оценок  уязвимости, 
при 

переработке 

1879 

ранее 

утвержденных 

Росжелдором  планов  обеспечения  транспортной 
безопасности.  По  состоянию  на  31  декабря    2018  г. 
техническими  средствами  охраны  и  средствами 
обеспечения  транспортной  безопасности  оснащено 
1819  объектов  железнодорожной  инфраструктуры. 
Всего на эти цели в 2014-2018 годах было выделено 
почти 

млрд. 

руб. 

собственных 

средств  

ОАО «РЖД».  
По  состоянию  на  31.12

.

2018  Росморречфлотом 

проведено: 
- категорирование 2623 ОТИ и 16313 ТС; 

утверждены  результаты  оценки  уязвимости  

2306 ОТИ и 10135 ТС; 
-утверждены 

планы  обеспечения  транспортной 

безопасности 1248 ОТИ и 5413 ТС. 

14 (148) 

Оснащение 

объектов 

транспорта  современными 
средствами 

безопасности, 

обеспечивающими 
повышение  защищенности 
объектов 

транспорта 

 от 

актов 

незаконного 

вмешательства.  Повышение 
антитеррористической 
защищенности 

объектов 

транспортной 
инфраструктуры  
и  транспортных  средств 
путем 

их 

оснащения 

современными 

системами 

видеонаблюдения,  контроля 
пассажиров  и  обнаружения 
несанкционированного 
проникновения 

ведомственные 

нормативные акты 

2014 – 2018 годы 

В  целях  повышения  состояния  защищённости  ОТИ  
и  ТС  от  противоправных  действий,  в  том  числе 
террористической 

направленности 

подведомственными  Минтрансу  России агентствами 
по  видам  транспорта  в  рамках  возложенных  на  них 
государственных 

функций 

проводится 

категорирование  ОТИ  и  ТС,  утверждение  оценок 
уязвимости  и  планов  обеспечения  транспортной 
безопасности ОТИ и ТС. 
В 2018 году проведена следующая работа: 
Данный  процесс  имеет  постоянный  характер  
и 

осуществляется 

в 

соответствии  

с 

законодательством 

Российской 

Федерации  

на  основании  представленной  в  компетентные 
органы  в  области  обеспечения  транспортной 
безопасности 

субъектами 

транспортной 

инфраструктуры информации и материалов. 
По  состоянию  на  конец  2018  года  присвоены 
категории  более  50  тыс.  ОТИ  и  более  310  тыс.  ТС, 
утверждено  40  тыс.  оценок  уязвимости  ОТИ  
и  59  тыс.  оценок  уязвимости  ТС,  утверждено  более 
11 

тыс. 

планов 

обеспечения 

транспортной 

безопасности  ОТИ  и  8  тыс.  планов  обеспечения 
транспортной 

безопасности 

ТС, 

численность 

аттестованных  сил    обеспечения  транспортной 
безопасности  составила  44612;  количество  лиц, 
подавших  документы  на  аттестацию  -  80445; 
количество 

аккредитованных 

подразделений 

транспортной 

безопасности 

достигло 

138; 

организаций, подавших документы на аккредитацию 
в 

качестве 

подразделений 

транспортной 

безопасности  -  127.-  в  сфере  дорожного  хозяйства 
присвоены  категории  31095  ОТИ,  утверждено  
17139  оценок  уязвимости  ОТИ  и  3039  планов 
обеспечения транспортной безопасности ОТИ; 
- на автомобильном транспорте присвоены категории 
1162  ОТИ  и  238655  ТС,  утверждено  1162  оценки 

196

 

№ п/п 

 

(№ 

пункта 

Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа  
в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии  

с Приложением № 7 

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

уязвимости  ОТИ  и  13199  оценок  уязвимости  ТС, 
утверждено  328  планов  обеспечения  транспортной 
безопасности  ОТИ  и  1240  планов  обеспечения 
транспортной безопасности ТС; 
-  на  воздушном  транспорте  присвоены  категории  
657  ОТИ  и  4710  ТС,  утверждено  600  оценок 
уязвимости  ОТИ  и  560  оценок  уязвимости  ТС, 
утверждено  402  плана  обеспечения  транспортной 
безопасности  ОТИ  и  244  плана  обеспечения 
транспортной безопасности ТС. 
Оснащение 

объектов 

дорожного 

хозяйства 

современными 

средствами 

безопасности, 

обеспечивающими 

повышение 

защищенности 

объектов 

транспорта 

от 

актов 

незаконного 

вмешательства 

осуществляется 

в 

рамках 

мероприятий 

по 

государственной 

программе 

Российской  Федерации  «Развитие  транспортной 
системы», 

утвержденной 

постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации  

от  20  декабря  2017  г.  №  1596  (кассовые  расходы  
за 2018 год составили 983,2 млн. рублей, или 78,1 %  
годового объема бюджетных ассигнований). 
В части морского и речного транспорта: 
Проведение  работы  по  оснащению  объектов 
морского 

транспорта 

инженерно-техническими 

средствами  обеспечения  транспортной  безопасности 
акваторий  морских  портов  Евпатория,  Севастополь, 
Ялта,  Феодосия,  Керчь  в  целях  выполнения 
федеральной  целевой  программы  «Социально-
экономическое 

развитие 

Республики 

Крым  

и  г.  Севастополь»,  утвержденной  постановлением 
Правительства  Российской  Федерации  от  11.08.2014 
№ 790. 

15 (150) 

Совершенствование 
государственной 

системы 

управления 

транспортной 

безопасностью. 

ведомственные 

нормативные акты 

 
 
 
 

2014 – 2018 годы 

Минтрансом 

России 

проводится 

работа  

по  мониторингу  реализации  государственной 
политики  в  области  обеспечения  транспортной 
безопасности 

на 

основе 

отчетов  

по  категорированию  ОТИ  и  ТС,  утверждению 
результатов оценки уязвимости ОТИ и ТС, планов 
обеспечения 

транспортной 

безопасности, 

аттестации 

сил 

обеспечения 

транспортной 

безопасности, 

аккредитации 

аттестующих, 

специализированных 

организаций  

и подразделений транспортной безопасности. 
На  основании  мониторинга  правоприменительной 
практики  реализации  государственной  политики  
в области обеспечения транспортной безопасности 
вырабатываются  меры  по  совершенствованию 
государственной 

системы 

управления 

транспортной безопасностью. 
По 

результатам 

работы 

Правительством 

Российской Федерации 25.05.2018 года был внесен 
к 

рассмотрению 

во 

втором 

чтении  

в Государственную Думу Федерального Собрания 
Российской  Федерации  законопроект  №  750871-6 
«О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  
«О 

транспортной 

безопасности»  

(далее - Законопроект). 
Согласно  размещенной  на  официальном  сайте 
Государственной  Думы  Федерального  Собрания 
Российской 

Федерации 

в 

информационно-

телекоммуникационной 

сети 

«Интернет» 

duma.gov.ru, 

примерной 

программой 

законопроектной  работы  Государственной  Думы  
в  период  весенней  сессии  2019  года,  в  части 
законопроектов,  подлежащих  первоочередному 
рассмотрению,  планируемые  сроки  рассмотрения 
Законопроекта - март 2019 года.  
Осуществляется 

реализация 

комплекса 

взаимосвязанных 

мероприятий 

в 

сфере 

транспортного  комплекса,  адекватных  угрозам 

197

 

№ п/п 

 

(№ 

пункта 

Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа  
в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии  

с Приложением № 7 

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

совершения  актов  незаконного  вмешательства,  
в  том  числе  террористической  направленности,  
а  также  решение  задач  по  предупреждению  
и 

ликвидации 

чрезвычайных 

ситуаций 

пригородного 

и 

техногенного 

характера  

на транспорте. 
Проводятся 

мероприятия 

по 

завершению 

реализации  пилотного  проекта  использования 
досмотрового 

радиометрического 

комплекса  

на  объекте  дорожного  хозяйства  (федеральная 
автомобильная  дорога  М-4  «Дон»).  Завершение 
реализации  указанного  мероприятия  планируется 
в апреле 2019 года.  

 

 

 

198

 

Таблица 3.6 

Цель 6. «Снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду» 

№ п/п 

 

( № 

пункта 
Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа 

 в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации  

в соответствии  

с Приложением№ 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения  

1 (164) 

Разработка 

и 

ввод  

в 

действие 

следующих 

механизмов 
государственного 
регулирования  
по  реализации  основных 
направлений  деятельности  
в 

области 

охраны 

окружающей 

среды  

и 

обеспечения 

экологической  безопасности 
транспортного комплекса: 

формирование 

эффективной 

системы 

управления; 

совершенствование 

нормативно-правового  
обеспечения; 
-  развитие  экономического  
регулирования  и    рыночных 
инструментов 

охраны 

окружающей 

среды  

и 

обеспечения  

экологической  
безопасности; 
- научное обеспечение; 
-  обеспечение  подготовки 
кадров; 
-  развитие  международного  
сотрудничества; 
- обеспечение прав  граждан, 
организаций 

и 

их 

объединений  на    получение 
информации  и    на  участие  
в 

решении 

вопросов, 

связанных 

с 

охраной 

окружающей 

среды  

и 

обеспечением 

экологической  безопасности 
транспортного комплекса; 

совершенствование  

государственного 
экологического надзора 

научно-

исследовательские 

работы, 

ведомственные 

нормативные акты 

2014 – 2018 годы 

Принято  постановление  Правительства  Российской 
Федерации  от  12  июля  2017  г.  №  832  «О  внесении 
изменений  в  постановление  Совета  Министров  - 
Правительства Российской Федерации от 23 октября 
1993 г. № 1090». 
Минтрансом 

России 

подготовлен 

и 

внесен  

в 

установленном 

порядке 

в 

Правительство 

Российской  Федерации  (письмо  от  27.05.2015  
№ АЦ-10/6422) проект распоряжения Правительства 
Российской  Федерации,  содержащий  рекомендации 
высшим  исполнительным  органам  государственной 
власти  субъектов  Российской  Федерации  в  части 
введения  финансовых  мер  поддержки,  в  том  числе 
льготного 

проезда 

экологически 

чистых 

транспортных  средств  по  платным  дорогам,  
их бесплатной парковки. 
До 

настоящего 

времени 

указанный 

проект 

постановления 

Правительством 

Российской 

Федерации не утвержден. 
Вместе  с  тем,  данным  пунктом  предусмотрена 
разработка мер экономического стимулирования. 
 
В  сфере  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения 
экологической 

безопасности 

транспортного 

комплекса  в  рамках  реализации  Плана  НИОКР 
Федерального  дорожного  агентства  выполнялись 
следующие научно-исследовательские работы: 
1.  Разработка  ОДМ  «Методические  указания  
по 

особенностям 

проведения 

инженерно-

экологических  изысканий  при  проектировании 
автомобильных дорог общего пользования»; 
2.  Разработка  ОДМ  «Методические  рекомендации 
(указания)  по  прогнозной  оценке  воздействия  
на 

окружающую 

среду 

при 

строительстве  

и  эксплуатации  автомобильных  дорог  общего 
пользования»; 
3.  Разработка  ОДМ  «Методические  рекомендации  
по 

определению 

характеристик 

и 

выбору 

шумозащитных конструкций автомобильных дорог». 
Кроме  того,  в  рамках  реализации  Плана  НИОКР 
Росавтодора  в  2017  году  проведены  исследования  
по 

применению 

альтернативных 

источников 

электроэнергии 

и 

тепла 

при 

строительстве  

и эксплуатации автомобильных дорог.  
В  рамках  Государственной  программы  Российской 
Федерации  «Развитие  транспортной  системы», 
утвержденной 

постановлением 

Правительства 

Российской  Федерации  от  20.12.2017  №  1596, 
выполняется 

сопровождение 

средств 

защиты 

информации  (программно-аппаратных  комплексов) 
информационных систем, обеспечивающих оказание 
государственной  услуги  по  выдаче  специальных 
разрешений 

на 

автомобильную 

перевозку 

крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов.  
Предлагается 

срок 

выполнения 

мероприятий  

по пункту 164 Плана продлить 

2 (173) 

Обустройство 

скоростных 

автомобильных 

дорог 

современными  средствами 
защиты  окружающей  среды  
от  вредного  воздействия, 
включая 

создание 

искусственных  
и  растительных  барьеров 
для  снижения  загрязнения 
прилегающих 

территорий  

программа 

деятельности  

ГК «Автодор»  

на долгосрочный 

период  

(2010 – 2019 годы), 

стратегия развития 

ГК «Автодор»  

до 2030 года 

2014 – 2018 годы 

Построен  экодук  на  км  84  автомобильной  дороги    
М-11  «Москва  –  Санкт-Петербург».  Разрешение  
на 

ввод 

участка 

автомобильной 

дороги  

в 

эксплуатацию 

от 

03.12.2018  

№ 50-000-042-2016-ФДА/37. 
Экодук тоннельного типа представляет проход в теле 
насыпи  и  обеспечит  сохранение  путей  миграции 
диких  животных.  На  подходах  к  сооружению 
установлено  направляющее  ограждение,  проведена 
рекультивация прилегающей территории. 

199

 

№ п/п 

 

( № 

пункта 
Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии  

с Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа 

 в соответствии  

с Приложением № 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации  

в соответствии  

с Приложением№ 7 

 к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения  

и 

уровня 

шумового 

воздействия, 

а 

также 

ограничений  и  специальных 
проходов 

в 

местах 

концентрации 

объектов 

животного 

мира 

и 

их 

миграции 

Обеспечен  мониторинг  миграционной  активности 
животных  на  экодуке  км  170+100  автомобильной 
дороги М-3 «Украина» в Калужской области. 
В  течение  2018  года  на  регулярной  основе 
проводились  маршрутные  обследования  экодука  
и 

прилегающей 

территории. 

Мониторинг 

эффективности 

проводился 

специалистами 

Государственной 

компании, 

Минсельхоза 

Калужской  области,  МАДИ.  В  марте,  мае,  августе  
и  декабре  2018  года  проведена  комплексная  оценка 
экодука  с  привлечением  студентов  Московского 
автомобильно-дорожного 

государственного 

технического  университета  (МАДИ).  Обнаружены 
следы  диких  животных  (косуль,  лисиц,  зайцев, 
кабанов  и  лосей)  на  подходах  к  экодуку  с  обеих 
сторон  и  на  самом  грунтовом  покрытии  пролетного 
строения.

 

3 (174) 

Разработка 

и 

внедрение 

новых  способов  зимнего 
содержания 

платных 

автомобильных 

дорог, 

позволяющих 

уменьшить 

отрицательное 

влияние 

противогололедных 
материалов на окружающую 
среду 

программа 

деятельности  

ГК «Автодор» на 

долгосрочный 

период  

(2010 – 2019 годы), 

стратегия развития 

ГК «Автодор»  

до 2030 года 

2014 – 2018 годы 

В  2018  году  в  рамках  заключенного  договора  на 
оказание 

услуг 

по 

программе 

«Повышение 

эффективности  мероприятий  по  борьбе  с  зимней 
скользкостью 

на 

автомобильных 

дорогах» 

исполнителем 

сдан 

научо-технический 

отчет  

по первому этапу договора. 
В  рамках  программы  предусматривается  разработка 
СТО  «Руководство  по  содержанию  автомобильных 
дорог в зимний период». 
 В  рамках  заключенного  договора  исполнителем 
сдана  первая  редакция  проекта  СТО  «Руководство  
по 

содержанию 

автомобильных 

дорог  

и  искусственных  сооружений  в  зимний  период». 
Документ в стадии рецензирования. 

 

4 (175) 

Разработка  корпоративных 
стандартов  ГК  «Автодор»  
на 

применение 

новых 

конструкций, 
инновационных  материалов 
и  технологий  с  высокой 
экологической 
эффективностью 

государственный 

стандарт 

2014 – 2018 годы 

В

 

2018  году

 

в  рамках  реализации  Экологической 

политики  ГК  «Автодор»  разработан  проект 
национального  стандарта  ГОСТ  Р  «Дороги 
автомобильные  общего  пользования.  Требования  
к  размещению  и  обустройству  экодуков».  Проект 
ГОСТ  Р    26  сентября  2018  года  направлен  
в  ТК  418  «Дорожное  хозяйство»  для  рассмотрения 
и публичного обсуждения.  
Приказом Федерального агентства по техническому 
регулированию  и  метрологии  от  10  мая  2018  г.  
№  240-ст  утвержден  и  введен  в  действие  ГОСТ  Р 
58137-2018 

«Дороги 

автомобильные 

общего 

пользования.  Руководство  по  оценке  риска  
в  течение  жизненного  цикла».  Данный  стандарт 
позволит 

оценить 

экологические 

риски, 

возникающие  на  протяжении  жизненного  цикла 
автомобильных дорог. 

 

 

 

200

 

Таблица 3.7 

Раздел 7. «Реализация общих обеспечивающих задач и мероприятий» 

 

№ п/п 

 

( № 

пункта 
Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии с 

Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа в 

соответствии с 

Приложением № 7  

к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии с 

Приложением № 7  

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

1 (183) 

Разработка  и  реализация 
основных 

проектных 

решений  
по 

автоматизированной 

системе 

управления 

транспортным  комплексом 
Российской Федерации. 

ведомственный 

нормативный акт 

2010 – 2018 годы 

Исполнен. 
В  2018  году  осуществлялась  эксплуатация  первой 
очереди АСУ ТК. Проводились работы по созданию 
и 

внедрению 

второй 

очереди 

АСУ 

ТК  

в  соответствии  с  пунктом  2.6.  Плана  мероприятий 
от  03.11.2016  по реализации  поручения Минтранса 
России от 08.08.2016 № МС-17/117. В соответствии 
с 

концепцией 

выполнено 

внедрение  

в  промышленную  эксплуатацию  функциональных 
задач  АСУ  ТК,  в  том  числе:  транспортно-
экономический  баланс  Российской  Федерации, 
межрегиональный 

транспортный 

баланс 

пассажирских  перевозок,  единый  реестр  объектов  
и 

пространственных 

данных 

транспортного 

комплекса,  мониторинг  программ  и  проектов, 
мониторинг состояния транспортного комплекса.  

2 (186) 

Разработка  перспективных 
требований  к  транспортным 
средствам,  оборудованным 
бортовыми 
«интеллектуальными» 
системами безопасности 

ведомственный 

нормативный акт 

2014 – 2018 годы 

Исполнен.  
Ответственным  исполнителем  по  пункту  186  Плана 
является  Минпромторг  России,  от  которого 
информация  до  настоящего  времени  не  поступала. 
Минтранс  России  со  своей  стороны  разработал 
проект  Концепции  развития  интеллектуальных 
транспортных  систем  в  Российской  Федерации. 
Концепция  размещена  на  сайте  Минтранса  России  
и проходит общественное обсуждение. 
Принято  постановление  Правительства  Российской 
Федерации  от  26.11.2018  №  1415  «О  проведении 
эксперимента 

по 

опытной 

эксплуатации  

на  автомобильных  дорогах  общего  пользования 
высокоавтоматизированных  транспортных  средств», 
участие  в  разработке  проекта  которого  принял 
Минтранс  России  в  рамках  рабочей  группы 
«Автонет». 
Всемирным  форумом  по  безопасности  дорожного 
движения  Комитета  по  внутреннему  транспорту 
Европейской 

экономической 

комиссии 

ООН 

принята,  разработанная  с  участием  Минтранса 
России,  резолюция  о  развертывании  высоко-  
и  полностью  автоматизированных  транспортных 
средств в дорожном движении. 

3 (208) 

Актуализация  нормативно-
правовой 

базы 

промышленного транспорта 

ведомственные 

нормативные акты 

2013 – 2018 годы 

Основные 

требования 

к 

эксплуатации  

и  обслуживанию  железнодорожных  путей  необщего 
пользования  определены  приказом  МПС  России  
от 18.06.2003 № 26. 
Учитывая,  что  со  времени  принятия  данного  акта 
произошли 

значительные 

изменения  

в  функционировании  рынка  железнодорожных 
перевозок,  Минтрансом  России  принято  решение  
о пересмотре данных правил. 
Распоряжением  Минтранса  России  от  16.05.2018  № 
АЛ-79-р  образована  рабочая  группа  из  числа 
представителей  заинтересованных  транспортных 
организаций, 

в 

рамках 

которой 

будут 

актуализированы 

положения 

данных 

правил. 

Предлагается  при  корректировке  Транспортной 
стратегии  перенести  реализацию  мероприятий 
пункта 208 на период до 2025 года.   
В настоящее время в основополагающих документах, 
устанавливающих 

порядок 

функционирования 

железнодорожного  транспорта  (Федеральный  закон 
«Устав  железнодорожного  транспорта  Российской 
Федерации», 

Федеральный 

закон  

«О  железнодорожном  транспорте  в  Российской 
Федерации» не содержится понятие «промышленный 

201

 

№ п/п 

 

( № 

пункта 
Плана) 

Содержание мероприятия в 

соответствии с 

Приложением № 7 к 

Транспортной стратегии 

Вид документа в 

соответствии с 

Приложением № 7  

к Транспортной 

стратегии 

Срок реализации в 

соответствии с 

Приложением № 7  

к Транспортной 

стратегии 

Анализ выполнения мероприятий  

и причины в случае возможного невыполнения 

транспорт».  
В  частности,  согласно  Федеральному  закону  
«О  железнодорожном  транспорте  в  Российской 
Федерации 

железнодорожный 

транспорт  

в 

Российской 

Федерации 

состоит  

из 

железнодорожного 

транспорта 

общего 

пользования, 

железнодорожного 

транспорта 

необщего  пользования,  а  также  технологического 
железнодорожного 

транспорта 

организаций, 

предназначенного  для  перемещения  товаров  на 
территориях  указанных  организаций  и  выполнения 
начально-конечных  операций  с  железнодорожным 
подвижным  составом  для  собственных  нужд 
указанных  организаций.  При  этом  следует  особо 
подчеркнуть,  что  государственное  регулирование 
железнодорожного 

транспорта 

в 

Российской 

Федерации  строится  на  принципах  равнозначности 
всех видов железнодорожного транспорта. 
Минтрансом  России  в  рамках  реализации  своих 
полномочий, 

проводится 

комплексная 

работа  

по  совершенствованию  законодательства  в  сфере 
железнодорожного  транспорта  общего  и  необщего 
пользования.  

4 (209) 

Научно-техническое 
сопровождение  реализации 
Транспортной 

стратегии  

и  крупных  инвестиционных 
проектов 

по 

видам 

транспорта 

план научно-

исследовательских 

 и опытно-

конструкторских 

работ Минтранса 

России  

и 

подведомственных 

агентств и службы 

2014 – 2018 годы 

Исполнен. 
Научно-техническое  сопровождение  реализации 
Транспортной  стратегии  осуществляется  в  рамках 
тематики 

утвержденной 

планом 

научно-

исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ 
на  2018  год  по  государственной  программе 
Российской  Федерации  «Развитие  транспортной 
системы», 

утвержденной 

постановлением 

Правительства 

Российской 

Федерации  

от 20 декабря 2017 г. № 1596  

 

 

 

 

 

 

 

202

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 

 

АНАЛИЗ УРОВНЯ И ТЕНДЕНЦИЙ ДОСТИЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ 

ОСНОВНЫХ ОБЪЕМНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ  

В 2018 ГОДУ 

Анализ  достижения  показателей  объемов  перевозок  грузов  и  пассажиров,  грузо-  

и  пассажирооборота  за  отчетный  период,  заданных  Приложением  №  2  Транспортной 
стратегии,  предназначен  для  формирования  решений  по  корректировке  мер, 
направленных на реализацию стратегии, на основе оценок уровня и динамики (тенденций) 
достижения  указанных  показателей,  а  также  актуальной  аналитической  информации  
по факторам, повлиявшим на ход их достижения. 

Для  анализа  уровня  и  динамики  (тенденций)  достижения  прогнозных  значений 

показателей за отчетный период по каждому показателю вычисляются следующие оценки, 
аналогичные рассмотренным выше в отношении целевых индикаторов стратегии: 

1) Оценка уровня (доли в процентах) достижения заданного прогнозного значения 

показателя в истекшем периоде. 

2) Оценка динамики (тенденций) достижения прогнозных значений показателей. 
Первая  оценка  описывает  в  процентах  долю  достижения  заданного  прогнозного 

значения  показателя,  а  так  же  обеспечивает  сопоставление  с  показателями  предыдущих 
пяти лет, что позволяет проследить динамику (тенденцию) функционирования отдельных 
видов транспорта и транспортной отрасли в целом. 

Достижение  прогнозных  значений  показателей  реализации  Транспортной 

стратегии  по  базовому  (консервативному)  и  инновационному  вариантам  развития 
транспортной  системы  Российской  Федерации  до  2030  года  определяются  
по  28  прогнозным  значениям  показателей  в  сравнении  с  их  фактическими  значениями  
в 2017 году. 

В  таблице  4.1.  приведены  сведения  об  уровне  достижения  показателей  объемов 

перевозок грузов и пассажиров, грузо- и пассажирооборота, т.е. каждому цветовому блоку 
соответствует  уровень  достижения  рассматриваемых  показателей:  свыше  100  %,  
от 90 до 100 %, от 70 до 90 %, от 50 до 70 % и менее 50 %. 

Таблица 4.1. 

Достижение ожидаемых значений показателей объемов перевозок грузов и 

пассажиров, грузо- и пассажирооборота Транспортной стратегии 

 

 

 

 

 

 

 

Уровень достижения, % 

<50 % 

50-70 %  70-90 %  90-100 % 

>100 % 

Всего 

Количество показателей 
в 2018 году, всего 

14 

28 

Количество показателей 
в 2017 году, всего 

15 

28 

Фактические значения 6 показателей в 2018 году превысили прогнозные значения. 

Уровень достижения 4 показателей составил от 90 до 100%. Для 14 показателей уровень 
достижения находится в интервале 70-90%, для 4 – в интервале 50-70%. Таким образом,  
в  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом  количество  показателей  с  достижением 
прогнозного  значения  более  100%  возросло  на  одну  единицу.  В  интервале  90-100% 
достижения  прогнозных  значений  количество  показателей  снизилось  на  две  единицы.  
В интервале 70-90% достижения прогнозных значений количество показателей снизилось 
на одну единицу. Четыре показателя попали в интервал 50-70% достижения прогнозного 
значения, что на две единицы больше чем в 2017 году. 

При  этом  второй  год  подряд  транспортный  комплекс  Минтранса  России 

демонстрирует  стабильную  положительную  динамику  роста  и  достаточно  высокий 
уровень достижения ожидаемых значений показателей в 2018 году. Так, объем перевозки 

203

 

грузов  всего  транспортного  комплекса  в  2018  году  составил  7088,6  млн.  тонн  
(+121,43  млн.  тонн  по  сравнению  с  2017  годом),  а  уровень  достижения  ожидаемого 
значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии составил 
79,07%, против 79,98% в 2017 году. Объем грузооборота всего транспортного комплекса  
в 2018 году составил 2974,74 млрд. т-км (+104,62 млрд. т-км по сравнению с 2017 годом), 
а уровень достижения ожидаемого значения показателя по базовому варианту реализации 
Транспортной  стратегии  достиг  уровня  99,26%,  против  97,93%  в  2017  году.  Объем 
пассажирооборота  –  584,41  млрд.  пасс.-км  (+31,62  млрд.  пасс.-км  по  сравнению  
с  2017  годом),  а  уровень  достижения  ожидаемого  значения  показателя  по  базовому 
варианту  реализации  Транспортной  стратегии  составил  93,15%,  против  91,03%  
в 2017 году. 

Следует  отметить  снижение  объема  перевозки  пассажиров  в  указанный  период 

(17770,43 млн. чел. (-419,61 млн. чел. по сравнению с 2017 годом), а уровень достижения 
ожидаемого  значения  показателя  по  базовому  варианту  реализации  Транспортной 
стратегии составил 74,58%, против 77,5% в 2017 году). 
 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденций)  достижения  заданных  значений 

показателей  объемов  перевозки  грузов  за  отчетный  период  реализации 
Транспортной стратегии по видам транспорта Минтранса России 

Оценки  уровня  и  динамики  (тенденции)  достижения  ожидаемых  значений 

показателей  объемов  перевозки  грузов  за  отчетный  период  реализации  Транспортной 
стратегии по видам транспорта Минтранса России представлены в таблице 4.2. 

Таблица 4.2. 

Динамика достижения ожидаемых значений показателей объемов перевозки грузов 

за период 2016-2018 годов реализации Транспортной стратегии, 

(без учета промышленного железнодорожного транспорта) 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

1  Перевозки грузов* 

-

 всего, 

млн. тонн 

Факт 

6902,41 

 

6977,17 



7098,6 



План базовый 

8470,25 

 

8724,10 

  

8978,16 

  

% вып. 

81,49 

 

79,98 



79,07 



План инновац. 

9164,32 

 

9562,60 

  

9960,64 

  

% вып. 

75,32 

 

72,96 



71,27 



железнодорожный** 

Факт 

1328,21 

 

1384,1 



1415,34 



План базовый 

1414,8 

 

1449,6 

  

1484,40 

  

% вып. 

93,88 

 

95,48 



95,35 



План инновац. 

1505,1 

 

1563,3 

  

1621,40 

  

% вып. 

88,25 

 

88,54 



87,29 



автомобильный 

Факт 

5430,63 

 

5446,97 



5543,97 



План базовый 

6877,7 

 

7092,1 

  

7306,50 

  

% вып. 

78,96 

 

76,80 



75,88 



План инновац. 

7473,5 

 

7807,3 

  

8141,10 

  

% вып. 

72,67 

 

69,77 



68,10 



морской*** 

Факт 

24,62 

 

26,39 



23,02 



План базовый 

28,77 

 

29,4 

  

30,10 

  

% вып. 

85,58 

 

89,77 



76,48 



План инновац. 

33,8 

 

34,8 

  

35,70 

  

% вып. 

72,85 

 

75,84 



64,48 



внутренний 
водный*** 

Факт 

117,97 

 

118,53 



115,09 



План базовый 

147,8 

 

151,8 

  

155,90 

  

% вып. 

79,82 

 

78,08 



73,82 



План инновац. 

150,7 

 

155,9 

  

161,10 

  

% вып. 

78,28 

 

76,03 



71,44 



воздушный 

Факт 

0,98 

 

1,174 



1,173 



204

 

№ 

п/п 

Параметры 

Вид 

2016г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2016г. к 

2015г. 

2017г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2017г. к 

2016г. 

2018г. 

Динамика 

изменений 

значений 

показателя 

2018г. к 

2017г. 

План базовый 

1,18 

 

1,2 

  

1,26 

  

% вып. 

83,41 

 

97,87 



93,08 



План инновац. 

1,22 

 

1,3 

  

1,34 

  

% вып. 

80,67 

 

90,34 



87,52 



Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  перевозка  грузов  
по видам транспорта от 22.04.2019.  

** 

Оперативные данные перевозка грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2016, 2017  
и 2018 годы. 

*** 

Оперативные данные Росморречфлот по формам 1-море и 1-река за 2017 и2018 годы. 

В  целом  объем  перевозки  грузов  всеми  видами  транспорта  Минтранса  России 

вырос на 121,43 млн. тонн (см. табл. 4.2) и составил 7098,6 млн. тонн (79,07% выполнения 
ожидаемого уровня Транспортной стратегии по базовому варианту). 

 

 

За  последние  два  года  отмечается  положительная  динамика  роста  грузоперевозок 

транспортным  комплексом  Минтранса  России.  Так  в  2016  году  уровень  объема 
перевезенных грузов составил 101,11% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, 
в 2017 году этот показатель составил 101,08%, а в 2018 году 101,74%. 

 

Однако  уровень  достижения  ожидаемых  значений  показателя  по  базовому 

варианту реализации Транспортной стратегии снижается в последние три года (см. табл. 
4.2).  Так  в  2016  году  показатель  достижения  составлял  81,49%,  в  2017  году  79,98%,  
в 2018 году 79,07%. 

6000

6400

6800

7200

2016г.

2017г.

2018г.

6902,41

6977,17

7098,6

Объем перевозки грузов транспортным комплексом Минтранса России,

млн. тонн

99

100

101

102

2016г.

2017г.

2018г.

101,11

101,08

101,74

Объем перевозки грузов транспортным комплексом Минтранса России

в процентном отношении к предыдущему году

205

 

Положительная  динамика  увеличения  объема  перевозок  грузов  в  2018  году 

обеспечена  ростом  объема  перевозок  грузов  наиболее  емкими  видами  транспорта 
Минтранса  России  (см.  табл.  4.2):  автомобильным  (+97  млн.  тонн)  и  железнодорожным 
общего  пользования  (+31,24  млн.  тонн).  Кроме  того,  основной  вклад  в  перевозку  грузов 
транспортным  комплексом  Минтранса  России  вносят:  автомобильный  –  78,1%; 
железнодорожный – 19,94% (см. табл. 4.3). 

Таблица 4.3. 

Структура перевозок грузов по видам транспорта 

общего пользования в 2016 – 2018 годах, 

(без учета промышленного железнодорожного транспорта) 

 

Перевезено грузов 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранса России 

- всего

 

100% 

100% 

100% 

в том числе:

 

железнодорожный 

19,24 

19,84 

19,94 

автомобильный 

78,68 

78,07 

78,1 

морской 

0,36 

0,38 

0,32 

внутренний водный 

1,71 

1,7 

1,62 

воздушный 

0,0143 

0,0168 

0,0165 

 

 

 
Анализ  динамики  перевозки  грузов  по  видам  транспорта  за  последние  три  года  

(см.  табл.  4.4)  показывает,  что  с  2016  года  положительная  динамика  роста  перевозок 
грузов также наблюдается на автомобильном и железнодорожном транспорте. 

 

Таблица 4.4. 

Динамика перевозки грузов по видам транспорта в 2016 - 2018гг. 

(без учета промышленного железнодорожного транспорта, 

в натуральных величинах и процентном отношении к прошлым годам) 

 

Перевезено грузов*, млн. т 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

Транспорт отраслей Минтранс России 

6902,41 

6977,17 

7098,6 

в процентном отношении 

к 2016г. 

101,08 

102,84 

к 2017г. 

 

  

101,74 

железнодорожный** 

1328,21 

1384,1 

1415,34 

0

20

40

60

80

19,94

78,1

0,32

1,62

0,0165

железнодорожный

автомобильный

морской

внутренний водный

воздушный

Структура перевозок грузов

транспортным комплексом Минтранса России в 2018 году

206

 

 

Перевезено грузов*, млн. т 

2016г. 

2017г. 

2018г. 

в процентном отношении 

к 2016г. 

104,21 

106,56 

к 2017г. 

 

  

102,26 

автомобильный 

5430,63 

5446,97 

5543,97 

в процентном отношении 

к 2016г. 

100,3 

102,09 

к 2017г. 

 

  

101,78 

морской*** 

24,62 

26,39 

23,02 

в процентном отношении 

к 2016г. 

107,19 

93,49 

к 2017г. 

 

  

87,22 

внутренний водный*** 

117,97 

118,53 

115,09 

в процентном отношении 

к 2016г. 

100,47 

97,56 

к 2017г. 

 

  

97,1 

воздушный 

0,98 

1,174 

1,173 

в процентном отношении 

к 2016г. 

119,33 

119,16 

к 2017г. 

 

  

99,86 

Оперативные  данные  Федеральной  службы  Государственной  статистики  (РОССТАТ)  перевозка  грузов  
по видам транспорта от 22.04.2019.  

** 

Оперативные данные перевозка грузов на железнодорожном транспорте по форме ЦО-12 СЕТЬ за 2016, 2017  
и 2018 годы. 

*** 

Оперативные данные Росморречфлота по формам 1-море и 1-река за 2017 и 2018 годы. 

 
Автомобильный 

транспорт 

привлекает 

более 

высокой 

клиентоориентированностью,  упрощенным  оформлением  документации  (по  сравнению, 
например,  с  железнодорожным,  внутренним  водным  транспортом),  высокой  скоростью 
доставки  и  более  гибкой  системой  тарифообразования,  вследствие  чего  остается  более 
привлекательным  при  перевозках  высокодоходных  грузов.  Кроме  того,  фактором  роста 
грузовых  перевозок  автомобильным,  транспортом  выступает  освоение  европейских 
маршрутов.  Статистика  последних  двух  лет  показывает,  что  интенсивность 
автомобильных  грузоперевозок  из  стран  Европейского  союза  неуклонно  растет.  В  силу 
этого  автомобильные  направления  в  логистике  Российской  Федерации  и  в  2018  году 
занимают лидирующие позиции на рынке – на них приходится свыше 65 %. Кроме того, 
на  средних  магистральных  направлениях  проявляются  преимущества  автомобильного 
транспорта,  и  как  следствие  многие  автомобильные  компании  отбирают  выгодную 
клиентуру у железнодорожных перевозчиков. 

Следует  отметить,  что  объем  перевозок  грузов  автомобильным  транспортом  

в  2018  году  составил  5543,97  млн.  тонн,  что  на  97  млн.  тонн  выше  уровня  2017  года, 
однако  уровень достижения ожидаемых значений показателя составил 75,88%, что  ниже 
на 0,92% в сравнении с 2017 годом. 

 

 

5000

5200

5400

5600

2016г.

2017г.

2018г.

5430,63

5446,97

5543,97

Объем перевозки грузов автомобильным транспортом общего 

пользования, млн. тонн

207

 

 

Однако  следует  учитывать,  что  в  настоящее  время  российский  грузовой 

автомобильный транспорт страдает высокой степенью износа автопарка: 

 

средний  возраст  автомобилей  грузового  парка  России  составляет  19-20  лет,  

в Европе и США - 5-7 лет; 

 

количество транспортных средств, эксплуатируемых 15 лет и более, составляет 

66 %. 

Кроме  того,  рост  цен  на  грузоперевозки  автомобильным  транспортом  приводит  

к  тому,  что  ряд  грузов  (в  первую  очередь  инертных  строительных  материалов  и  других 
низкодоходных грузов) переходят на железную дорогу. 

В  2018  году  продолжился  рост  перевозок  грузов  железнодорожным  транспортом 

общего пользования. Так в 2018 году объем перевозки грузов составил 1415,34 млн. тонн, 
что  на  31,24  млн.  тонн  выше  уровня  2017  года,  а  уровень  достижения  ожидаемого 
значения показателя по базовому варианту реализации Транспортной стратегии составил 
95,35%,  против  95,48%  в  2017  году,  что  показывает  незначительное  отставание  
от планового значения 2018 года. 

 

 

87

92

97

102

2016г.

2017г.

2018г.

101,38

100,3

101,78

Объем перевозки грузов автомобильным транспортом

общего пользования в процентном отношении к предыдущему году

1000

1150

1300

1450

2016г.

2017г.

2018г.

1328,21

1384,1

1415,34

Объем перевозки грузов железнодорожным транспортом, млн. тонн

208

 

 

В отчетный период драйверами роста перевозки грузов по железной дороге стали 

(см.  табл.  4.5)  зерно  и  продукты  перемола  (+20,2%),  черные  металлы  (+7,0%),  железная  
и  марганцевая  руда  (+5,7%),  лесные  грузы  (+5,5%),  уголь  (+3,7%),  химические  
и  минеральные  удобрения  (+3,7%),  лом  черных  металлов  (+1,9%),  коксующийся  уголь 
(+0,9%),  нефть  и  нефтепродукты  (+0,4%).  Снизились  перевозки  цветной  руды  (-2,5%), 
комбикорма (-6,1%), цемента (-6,3%) и строительных грузов (-6,8%). 

Таблица 4.5. 

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом  

по видам грузов в 2017-2018 годах по видам грузов, 

(млн. тонн)

 

 

2017г. 

2018г. 

2018г. в % к 2017г. 

Отправлено грузов

 – всего 

из них: 

1266,5 

1291,5 

102,0 % 

зерно и продукты перемола 

24,7 

29,7 

120,2 % 

черные металлы 

73,0 

78,1 

107,0 % 

руда железная и марганцевая 

110,5 

116,8 

105,7 % 

лесные грузы 

43,3 

45,7 

105,5 % 

каменный уголь 

361,5 

374,9 

103,7 % 

химические и минеральные удобрения 

57,1 

59,2 

103,7 % 

лом черных металлов 

15,7 

16,0 

101,9 % 

кокс 

11,2 

11,3 

100,9 % 

нефть и нефтепродукты 

235,7 

236,6 

100,4 % 

рыба 

0,3 

0,3 

100,0 % 

руды цветных металлов 

20,2 

19,7 

97,5 % 

комбикорма 

0,99 

0,93 

93,9 % 

цемент 

26,8 

25,1 

93,7 % 

строительные грузы 

133,1 

124,0 

93,2 % 

импортные грузы 

9,8 

9,8 

100,0 % 

прочие грузы 

140,9 

143,5 

101,8 % 

 
Всего за 2018 год по железной дороге было отправлено 374,9 млн. тонн угля. Рост 

экспортных отправок составил 6,4%, тогда как внутренние перевозки остались на уровне 
прошлого  года.  Основными  импортерами  российского  угля  в  2018  году  стали  Япония, 
Великобритания,  Китай,  Германия,  Украина  и  Польша.  При  этом  наибольший  прирост 
поставок в 2018 году произошел в Германию (+7 млн. тонн к прошлому году) и Польшу 
(+5  млн.  тонн).  На  фоне  благоприятной  мировой  конъюнктуры  погрузка  угля 
железнодорожным  транспортом  будет  расти  по  мере  развития  транспортной 
инфраструктуры и ввода новых мощностей. 

75

85

95

105

2016г.

2017г.

2018г.

99,94

104,21

102,26

Объем перевозки грузов железнодорожным транспортом

в процентном отношении к предыдущему году

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     11      12      13      14     ..