ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 8

 

 

113

 

направленных на повышение безопасности; 

 

приведение  50,9  %  автомобильных  дорог  регионального  значения  

в нормативное состояние к 2024 году; 

 

приведение 85 % дорожной сети 104 городских агломераций 83 субъектов 

Российской Федерации в нормативное состояние к 2024 году; 

 

снижение  количества  мест  концентрации  дорожно-транспортных 

происшествий  (аварийно-опасных  участков)  на  дорожной  сети  в  два  раза  
по сравнению с 2017 годом;

  

 

снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий 

в  3,5  раза  по  сравнению  с  2017  годом  -  до  уровня,  не  превышающего  четырех 
человек  на  100  тыс.  населения  (к  2030  году  -  стремление  к  нулевому  уровню 
смертности); 

 

сокращение  к  2024  году  протяженности  автодорог  федерального  

и регионального значения, работающих в режиме перегрузки на 10 %; 

 

внедрение  новых  технических  требований  и  стандартов  обустройства 

автомобильных  дорог,  в  т.ч  на  основе  цифровых  технологий,  направленных  
на устранение мест концентрации дорожно-транспортных происшествий; 

 

реконструкция  искусственных  сооружений  на  автомобильных  дорогах  

в соответствии с современными требованиями и передовыми практиками в области 
обеспечения безопасности дорожного движения; 

 

совершенствование  системы  организации  дорожного  движения  в  целях 

предотвращения ДТП и снижения их тяжести; 

 

увеличение протяженности линий освещения автодорог; 

 

строительство пешеходных переходов в разных уровнях; 

 

совершенствование  характеристик  и  повышение  качества  дорожной  сети  

в  целях  повышения  безопасности  дорожного  движения  в  рамках  реализации 
национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги»;  

 

увеличение  на  80  %  к  2024  году  доли  контрактов  на  осуществление 

дорожной  деятельности  в  рамках  национального  проекта,  предусматривающих 
использование  новых  технологий  и  материалов,  включенных  в  Реестр  новых  
и  наилучших  технологий,  материалов  и  технологических  решений  повторного 
применения; 

 

создание  системы  контроля  за  формированием  и  эффективностью 

использования средств дорожных фондов; 

 

внедрение  перспективных  технологий  и  стандартов  в  области 

совершенствования  систем  организации  перевозок  и  организации  дорожного 
движения; 

 

введение 

повсеместно 

автоматизированного 

весового 

контроля  

на автомобильных дорогах федерального и регионального значения; 

 

информационный  мониторинг  при  осуществлении  перевозок  опасных  

и  крупногабаритных  грузов  с  использованием  технологий  глобальной 
навигационной системы ГЛОНАСС; 

 

обеспечение 

безопасности 

движения 

и 

перевозок 

пассажиров  

в организациях автомобильного и городского наземного электрического транспорта 
путем  установления  требований  по  числу  случаев  нарушения  безопасности  
при организации конкурсного отбора перевозчиков; 

 

усиление  ответственности  водителей  за  нарушение  правил  дорожного 

движения; 

 

внедрение  качественных  критериев  и  стандартов  в  сфере  кадрового 

обеспечения  организаций  автомобильного  и  городского  наземного  электрического 
транспорта,  повышения  уровня  профессиональной  подготовки  водителей  
и  машинистов,  отвечающей  требованиям  безопасности  и  устойчивости 

114

 

транспортной  системы,  и  корректировка  с  этой  целью  учебных  программ 
подготовки и повышения квалификации специалистов для нужд отрасли; 

 

ужесточение  контроля  за  исполнением  нормативных  требований  

по технической и экологической безопасности в сфере автобусных и таксомоторных 
перевозок, а также в сфере перевозок грузов; 

 

проведение  комплекса  мероприятий  по  развитию  и  повышению 

эффективности 

функционирования 

многоуровневой 

системы 

обеспечения 

безопасности железнодорожного транспорта; 

 

реализация  мер  по  повышению  безопасности  функционирования 

железнодорожных переездов; 

 

развитие  методов  классификации,  расследования  и  учета  происшествий  

на железнодорожном транспорте; 

 

обновление  и  модернизация  парка  специальных  вагонов  федеральных 

органов исполнительной власти и оснащение их аппаратурой ГЛОНАСС; 

 

повышение  уровня  технической  оснащенности  объектов  современными  

и  специальными  средствами  и  оборудованием  контроля  и  обеспечения 
безопасности,  приведение  путей  необщего  пользования  в  соответствие  с  уровнем, 
необходимым для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей; 

 

оснащение железнодорожных вокзалов и иных объектов инфраструктуры 

железнодорожного  транспорта,  пассажирских  вагонов  и  электропоездов 
современными  средствами  обеспечения  защищенности  от  актов  незаконного 
вмешательства  и  антитеррористической  защищенности,  в  т.ч.  современными 
системами  видеонаблюдения,  контроля  и  досмотра  пассажиров,  обнаружения 
несанкционированного  проникновения  и  дистанционного  интеллектуального 
распознавания; 

 

внедрение 

риск-ориентированного 

подхода 

при 

осуществлении 

контрольно-надзорной  деятельности  в  сфере  обеспечения  безопасности  движения  
и безопасности на железнодорожных переездах; 

 

совершенствование  нормативно-правовой  базы  и  организационного 

взаимодействия  государственных  и  международных  контролирующих  органов  
в сфере поддержания летной годности воздушных судов; 

 

совершенствование  методов  контроля  и  управления  обеспечением 

безопасности полетов; 

 

внедрение  нового  поколения  бортовых  систем  безопасности  и  новых 

средств  обеспечения  выживания  пассажиров  и  членов  экипажа  при  авиационных 
происшествиях; 

 

оснащение  объектов  авиатранспортной  инфраструктуры  и  флота 

воздушных  судов  современными  средствами  безопасности,  обеспечивающими 
повышение 

их 

защищенности 

от 

актов 

незаконного 

вмешательства  

и  антитеррористической  защищенности,  в  т.ч.  современными  системами 
видеонаблюдения, 

контроля 

и 

досмотра 

пассажиров, 

обнаружения 

несанкционированного  проникновения  и  дистанционного  интеллектуального 
распознавания; 

 

совершенствование  систем  авиатранспортного  надзора  и  контроля 

безопасности полетов и безопасности от актов незаконного вмешательства в сфере 
гражданской авиации; 

 

развитие инфраструктуры единой системы поиска и спасания, в том числе 

для  проведения  авиатранспортных  операций  в  отдалении  от  берега  в  акваториях 
морей Северного Ледовитого океана; 

 

обеспечение 

гарантированного 

высокоточного 

определения 

местонахождения  терпящих  бедствие  и  попавших  в  авиационные  происшествия  и 
катастрофы  воздушных  судов,  в  т.ч.  в  сложных  погодных  условиях  на  базе 

115

 

космических  систем,  оснащенных  спутниковой  навигационной  аппаратурой 
ГЛОНАСС/GPS; 

 

техническое переоснащение аварийно-спасательных служб на воздушном 

транспорте; 

 

строительство 

современных 

многофункциональных 

аварийно-

спасательных судов, в том числе ледового класса; 

 

приведение  в  соответствие  высоким  требованиям  транспортной 

безопасности  технического  оснащения  судов  транспортного  и  обеспечивающего 
флота,  систем  управления  движением  судов,  а  также  объектов  портовой 
инфраструктуры; 

 

совершенствование  технического  оснащения  морских  судов  и  объектов 

портовой  инфраструктуры  современными  средствами  безопасности,  отвечающими 
требованиям  антитеррористической  защищенности  объектов  (территорий)  
и учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов портовой 
инфраструктуры и морского флота; 

 

внедрение  высокотехнологичных  систем  поиска  и  спасения  экипажей  

и пассажиров судов, терпящих бедствие; 

 

совершенствование  оснащения  и  создание  пунктов  базирования  речных 

аварийно-спасательных служб и дооснащение существующих служб; 

 

создание  и  обновление  баз  данных  навигационной  информации  

для  картографического  обеспечения  внутренних  водных  путей  с  использованием 
сигналов  навигационной  спутниковой  системы  ГЛОНАСС,  перспективных 
глобальных  навигационных  спутниковых  систем  и  их  функциональных 
дополнений; 

 

обеспечение 

гарантированного 

высокоточного 

определения 

местонахождения  терпящих  бедствие  морских  и  речных  судов,  в  т.ч.  в  сложных 
погодных  условиях  на  базе  космических  систем,  оснащенных  спутниковой 
навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS; 

 

развитие  на  морском  и  внутреннем  водном  транспорте  международной 

космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ; 

 

развитие 

и 

повышение 

эффективности 

функционирования 

многоуровневой  системы  обеспечения  безопасности  на  внутреннем  водном 
транспорте; 

 

создание  и  обновление  баз  данных  навигационной  информации  

для  картографического  обеспечения  внутренних  водных  путей  с  использованием 
сигналов  ГЛОНАСС,  перспективных  глобальных  навигационных  спутниковых 
систем и их функциональных дополнений; 

 

модернизация  и  оснащение  средств  навигационного  оборудования 

внутренних 

водных 

путей 

геоинформационными 

системами 

контроля 

позиционирования и технического состояния; 

 

реконструкция и развитие сетей ведомственной технологической связи на 

внутренних  водных  путях  на  основе  международных  стандартов  речных 
информационных служб; 

 

продвижение  стандартов  транспортной  безопасности  на  внутреннем 

водном транспорте в сотрудничестве с другими государствами и международными 
организациями; 

 

совершенствование технического оснащения судов транспортного флота; 

 

обновление  обслуживающего  (технического)  флота,  систем  управления 

движением судов; 

 

модернизация объектов обеспечения безопасности судоходства; 

 

внедрение  современных  технологий  и  средств  обеспечения  безопасности 

объектов организации перевозочного процесса на внутреннем водном транспорте; 

116

 

 

формирование  и  развитие  нормативной  базы  и  стандартов  в  сфере 

обеспечения  защищенности  объектов  инфраструктуры  внутреннего  водного 
транспорта от актов незаконного вмешательства; 

 

оснащение 

подвижного 

состава 

и 

объектов 

инфраструктуры 

современными 

средствами 

безопасности, 

обеспечивающими 

повышение  

их  защищенности  от  актов  незаконного  вмешательства  и  антитеррористической 
защищенности, в т.ч. современными системами видеонаблюдения. 

Корректировка  Транспортной  стратегии  в  сфере  снижения  негативного 

воздействия транспортной системы на окружающую среду затрагивает следующие 
задачи и мероприятия. 

Актуализация задач Транспортной стратегии должна быть проведена с учетом 

Климатической  доктрины  Российской  Федерации,  утвержденной  Распоряжением 
Президента Российской Федерации от 17.12.2009 № 861-рп, Основ государственной 
политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 
2030  года,  утвержденных  Президентом  Российской  Федерации  от  28.04.2012  
№ Пр-1102, а также Стратегией экологической безопасности Российской Федерации 
на период до 2025 года,  утвержденной Указом Президента Российской Федерации 
от 19.04.2017 № 176. 

Перечень  задач  Транспортной  стратегии  Российской  Федерации  на  период  

до 2035 года по цели 6 «Снижение негативного воздействия транспортной системы 
на  окружающую  среду»  целесообразно  дополнить  новой  задачей:  Снижение 
выбросов  парниковых  газов  от  транспортных  средств,  в  соответствии  
с  обязательствами,  вытекающими  из  Парижского  соглашения  2015  года  
об изменении климата. 

Предлагается выполнение следующих мероприятий: 

 

модернизация  транспортных  средств  и  объектов  транспортной 

инфраструктуры,  направленных  на  снижение  их  негативного  воздействия  
на  окружающую  среду,  а  также  повышения  доли  использования  экологически 
чистых  видов  топлива,  гибридных  и  электрических  двигателей  транспортных 
средств, материалов и технологий; 

 

обновление 

существующего 

парка 

автотранспортных 

средств, 

моторвагонного  подвижного  состава  путем  стимулирования  приобретения 
транспортными  операторами  техники  нового  поколения,  отвечающей  высоким 
международным экологическим стандартам; 

 

развитие  транспортных  систем  с  применением  газомоторного  топлива, 

переход  к  эксплуатации  транспортных  средств,  использующих  газомоторное 
топливо, развитие газозаправочной инфраструктуры вдоль автодорог федерального 
значения; 

 

ввод  ограничений  на  использование  автотранспортных  средств  низких 

экологических классов в городах и городских агломерациях; 

 

стимулирование замены автобусов на электробусы в российских городах; 

 

развитие немоторизованных средств передвижения пассажиров; 

 

внедрение  экономичного  и  экологичного  вождения  на  автотранспортных 

предприятиях,  в  том  числе  с  использованием  навигационно-информационных 
систем мониторинга режима вождения; 

 

создание  экономических  и  правовых  условий  для  переключения 

пассажиропотоков  с  личного  автотранспорта  на  системы  скоростного  рельсового 
транспорта и скоростные автобусные системы; 

 

снижение  выбросов  загрязняющих  веществ,  а  также  парниковых  газов  

от  личного  автотранспорта  путем  реализации  мер  в  области  новой  транспортной  
и градостроительной политики, включенных в Новую двадцатилетнюю программу 
развития  городов,  принятую  на  Международной  Конференции  по  устойчивым 

117

 

городам HABITAT-3 (17-20 октября 2016 г., г. Кито, Эквадор); 

 

сокращение шума и выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ 

в  городах  путем  выноса  всех  видов  транзитного  грузового  движения  за  пределы 
городских  агломераций,  ограничения  всех  видов  грузового  движения  в  городских 
агломерациях,  рационализации  маршрутов  следования  транспортных  потоков,  
в том числе их переключение на внутренний водный транспорт; 

 

внедрение  практики  экономичного  вождения,  повышение  квалификации 

водителей и машинистов моторвагонного подвижного состава; 

 

внедрение  полуавтономных  и  автономных  транспортных  средств  

и моторвагонного подвижного состава; 

 

стимулирование  совершенствования  технологий  сбора,  хранения  

и  утилизации отходов, в том числе судовых отходов в портах, отработанных шин, 
сокращения  количества  не  утилизированных  отходов  при  строительстве, 
реконструкции, ремонте и содержании автомобильных и железных дорог; 

 

оптимизации  налогообложения  и  уровня  утилизационных  сборов  

на 

основе 

критериев 

энергоэффективности 

автотранспортных 

средств  

и их экологического воздействия на окружающую среду; 

 

внедрение  механизмов  и  мер  по  реализации  концепции  обеспечения 

«устойчивой 

безопасности», 

а 

также 

экологической 

безопасности 

функционирования 

объектов 

автомобильного 

и 

городского 

наземного 

электрического  транспорта,  а  также  процессов  организации  перевозок  
и организации дорожного движения; 

 

внедрение  во  всех  крупных  пассажирских  и  грузовых  автотранспортных 

предприятиях  экоаналитических  лабораторий  и  постов  автоматизированного 
экологического 

контроля, 

оснащение 

их 

современным 

аналитическим 

оборудованием; 

 

внедрение  интеллектуальных  транспортных  систем,  обеспечивающих 

сокращение выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ за счет снижения 
заторов  на  дорогах  и  оптимизации  скоростного  режима  движения  транспортных 
потоков; 

 

внедрение информационно-телекоммуникационных систем и технологий, 

средств  связи  и  телематики,  интеллектуальных  транспортных  систем,  «больших  
баз данных»,  «открытых баз данных», электронных реестров, единых электронных 
проездных документов; 

 

создание  единых  протоколов  обмена  информацией  и  данными  о  грузо-  

и пассажиропотоках, защищенных каналов передачи данных о пассажирах; 

 

внедрение  дорожных  знаков,  сигналов  и  оборудования,  работающих  

от автономных солнечных батарей; 

 

развитие  сервисов  интеллектуальной  городской  мобильности  на  базе 

моделей  TaaS  (Transport-as-a-Service)  и  MaaS  (Mobility-as-a-Service),  в  том  числе. 
персональных и общественных транспортных услуг по требованию; 

 

расширение электрифицированных участков железных дорог; 

 

развитие  энергосберегающих  технологий  и  систем  на  железнодорожном 

транспорте; 

 

проведение 

мероприятий 

по 

совершенствованию 

регламентов 

экологически  безопасного  обращения  с  отходами  и  сокращения  их  образования, 
обеспечение экологической безопасности на железнодорожном транспорте; 

 

модернизация  и  внедрение  нового  поколения  транспортной  техники  

с двигателями на альтернативных видах топлива, включая газомоторное; 

 

модернизация  и  внедрение  нового  поколения  воздушных  судов  с  более 

экономичными двигателями; 

 

развитие энергосберегающих технологий и систем в аэропортах; 

118

 

 

стимулирование  авиаперевозчиков  к  обновлению  флота  воздушными 

судами с низким удельным расходом топлива, приходящимся на один приведенный 
тонно-километр; 

 

оснащение  аэропортов  оборудованием,  соответствующим  действующим  

и  перспективным  международным  стандартам  по  энергоэффективности  
и экологичности; 

 

внедрение  систем  экологического  менеджмента  и  управления  качеством  

в  области  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения  экологической  безопасности  
в сфере гражданской авиации; 

 

создание  современной  инфраструктуры  экологически  безопасного  сбора, 

хранения  и  утилизации  авиационных  шин  и  других  отходов,  возникающих  
в результате авиатранспортной деятельности; 

 

внедрение  Системы  компенсации  и  сокращения  выбросов  углерода  для 

международной авиации (CORSIA); 

 

расширение  использования  экологически  чистых  судовых  источников 

энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий; 

 

внедрение  более  жестких  требований  по  содержанию  серы  в  судовом 

топливе,  принятых  Резолюцией  МЕРС.176(58)  от  10  октября  2008  г.  поправками  
к  Приложению  VI  к  Международной  конвенции  по  предотвращению  загрязнения  
c судов 1973года (Конвенция МАРПОЯ 73/78); 

 

введение  экономических  стимулов  (снижение  портовых  сборов)  

при использовании судами экологически чистых видов топлива; 

 

стимулирование использования в качестве судового топлива сжиженного 

природного газа; 

 

создание  в  морских  портах  бункеровочных  баз  по  снабжению  судов 

экологически чистыми видами топлива; 

 

оснащение  морских  и  речных  портов  оборудованием,  соответствующим 

действующим 

и 

перспективным 

международным 

стандартам  

по энергоэффективности и экологичности; 

 

стимулирование  судоходных  компаний  к  обновлению  флота  судами  

с низким удельным расходом топлива, гибридными силовыми установками; 

 

разработка  мероприятий  по  предотвращению  переноса  нежелательных 

водных организмов с балластными водами судов; 

 

стимулирование  внедрения  метода  очистки  отработавших  (выхлопных) 

газов  от  высокосернистого  дизельного  топлива  на  морском  транспорте  до  норм 
Приложения  VI  «Правила  предотвращения  загрязнения  атмосферы  с  судов» 
Международной  конвенции  по  предотвращению  загрязнения  с  судов  1973  года, 
измененной Протоколом 1978 года к ней; 

 

применение  программы  строительства  технологически  совершенных 

судов  (сборщиков  льняных  вод  станций  комплексной  очистки  судов  и  нефте-
мусоросброщиков) для замены существующего природоохранного флота; 

 

переход  на  эксплуатацию  только  двухкорпусных  судов  для  перевозки 

нефтеналивных грузов; 

 

обустройство 

экоаналитических 

лабораторий 

и 

постов 

автоматизированного  экологического  контроля,  оснащение  их  современным 
аналитическим оборудованием во всех морских портах Российской Федерации; 

 

разработка  мер  стимулирования  судовладельцев  в  целях  модернизации 

судов  с  установкой  современных  двигателей  и  систем  управления  расходом 
топлива; 

 

внедрение  речных  судов,  использующих  в  качестве  топлива  сжиженный 

природный газ; 

 

оснащение  морских  и  речных  портов,  в  первую  очередь  терминалов  

119

 

для  перевалки  сыпучих  грузов,  современными  пылегазоулавливающими 
установками, очистными сооружениями; 

 

усиление  контроля  за  техническим  состоянием  речных  судов  

по их экологическим показателям; 

 

предотвращение  загрязнения  с  судов  хозяйственно-бытовыми,  сточными 

и  нефтесодержащими  водами,  нефтью  и  другими  вредными  для  здоровья  людей  
и водных биологических ресурсов веществами; 

 

обеспечение экологической безопасности при эксплуатации судов; 

 

создание  на  всех  бассейнах  внутренних  водных  путей  современного 

природоохранного флота; 

 

оснащение  речных  портов  средствами  для  защиты  окружающей  среды, 

экоаналитическими лабораториями и постами автоматизированного экологического 
контроля; 

 

проведение  контроля  за  размещением  и  функционированием  объектов 

природоохранного назначения на внутренних водных путях; 

 

развитие  новых  технологий  и  систем  цифровизации  транспортно-

логистических  процессов  на  внутреннем  водном  транспорте  с  использованием 
цифровых информационно-навигационных сервисов. 

 

4.4 

Предложения по корректировке показателей Транспортной стратегии  

и (или) их значений 

В  настоящее  время  в  Транспортной  стратегии  показатели  и  индикаторы 

разбиты  на  два  блока:  первый  блок  описывает  показатели  фактических  
и  прогнозных  объемов  перевозок  грузов  и  пассажиров,  грузооборота  
и пассажирооборота (Приложения 1 и 2 к Транспортной стратегии), а второй блок – 
это  блок  целевых  индикаторов  Транспортной  стратегии  (Приложение  3), 
описывающих  целевые  параметры  развития  транспортной  системы  по  периодам 
реализации  стратегии.  При  актуализации  Транспортной  стратегии  необходимо 
учесть,  что  между  блоком  показателей  и  блоком  индикаторов  существует  тесная 
связь.  Показатели  прогнозных  объемов  перевозок  грузов  и  пассажиров, 
грузооборота  и  пассажирооборота  описывают  прогнозный  спрос  экономики  
и  населения  на  услуги  транспорта,  а  целевые  индикаторы  стратегии  отражают 
уровень  развития  транспортной  системы,  который  должен  быть  обеспечен,  чтобы 
удовлетворить  этот  спрос  при  реализации  стратегии.  В  связи  с  этим,  при 
формировании предложений по актуализации Транспортной стратегии показателей 
и  индикаторов  предусматривается  сначала  построение  прогноза  потребностей 
секторов экономики и населения в объемах перевозок грузов и пассажиров, а также 
грузооборота  и  пассажирооборота  в  соответствии  с  актуальными  параметрами 
прогноза  Минэкономразвития  России  по  социально-экономическому  развитию 
страны, а затем на этой основе формирование предложений по сбалансированному 
развитию  всех  элементов  транспортной  инфраструктуры  для  обеспечения 
необходимых  объемов  перевозок  и  определение  соответствующих  значений 
основных целевых индикаторов развития транспортной системы.  

Прогнозные показатели объемов перевозок грузов и пассажиров, грузооборота 

и  пассажирооборота  должны  быть  сформированы  в  соответствии  со  сценарными 
условиями 

социально-экономического 

развития 

Российской 

Федерации  

на  долгосрочный  период  до  2035  года.  Варианты  сценарных  условий, 
представленные  Минэкономразвития  России,  определят  исходные  параметры 
сценарных  условий  развития  транспортного  комплекса.  Таким  образом,  с  учетом 
прогноза 

социального-экономического 

развития 

Российской 

Федерации  

на  долгосрочный  период  до  2036  года  может  быть  актуализирована  информация, 
содержащаяся  в  разделе  III  действующей  Транспортной  стратегии  «Прогноз  

120

 

и  сценарные  варианты  социально-экономического  развития  транспортного 
комплекса  Российской  Федерации»,  а  также  в  Приложении  №  2  «Прогнозные 
оценки  объемов  перевозок  грузов  и  пассажиров,  грузо-  и  пассажирооборота  
на период до 2030года».  

Индикаторы,  помеченные  символом  (*),  позволяют  осуществлять  не  только 

ежегодный, но ежеквартальный мониторинг их значений. 

При  корректировке  перечня  и  состава  целевых  индикаторов  по 

Цели  1

 

Транспортной  стратегии  предлагается  использовать  следующие  целевые 
индикаторы

 

Индекс  качества  транспортной  инфраструктуры  (индекс  увеличения 

протяженности  участков  транспортной  сети,  обслуживающих  движение  
без перегрузки и ограничений пропускной способности); 

Доля 

сельских 

населенных 

пунктов, 

обеспеченных 

постоянной 

автотранспортной  связью  с  сетью  автомобильных  дорог  общего  пользования  
по дорогам с твердым покрытием;  

Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального 

значения, 

соответствующих 

нормативным 

требованиям  

к  транспортно-эксплуатационным  показателям,  в  общей  протяженности 
автомобильных дорог общего пользования федерального значения; 

Увеличение 

доли 

автомобильных 

дорог 

регионального 

значения, 

соответствующих нормативным требованиям, в их общей протяженности; 

Строительство и реконструкция автомобильных дорог федерального значения 

по объектам, реализуемым в рамках концессионных и инвестиционных соглашений; 

Доля  дорожной  сети  городских  агломераций,  находящаяся  в  нормативном  

состоянии,  в  рамках  реализации  национального  проекта  «Безопасные  и 
качественные автомобильные дороги»;  

Увеличение  производственной  мощности  российских  морских  и  речных 

портов, в том числе для контейнерных грузов; 

Протяженность  внутренних  водных  путей  с  гарантированными  габаритами 

судовых ходов и с освещаемой и отражательной обстановкой; 

Снижение 

количества 

мест 

концентрации 

дорожно-транспортных 

происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети.

 

При  корректировке  перечня  и  состава  целевых  индикаторов  по 

Цели  2

 

Транспортной  стратегии  предлагается  использовать  следующие  целевые 
индикаторы: 

 

Доля  контейнерных  перевозок  в  общем  объеме  перевозок  грузов  по  видам 

транспорта*; 

Перевалка грузов российскими морскими портами*; 
Доля  отправок,  доставленных  в  нормативный  (договорной)  срок,  в  общем 

объеме отправок на железнодорожном транспорте*; 

Скорость  доставки  грузовых  отправок  (в  том  числе  маршрутных  

и контейнерных) на железнодорожном транспорте, (км в сутки)*; 

Индекс эффективности грузовых перевозок (к уровню 2016 года); 
Объем перевозок грузов по Северному морскому пути*; 
Объем  перевозок  грузов  в  районы  Крайнего  Севера  и  приравненные  

к ним местности морским и внутренним водным транспортом*; 

Доля  парка  грузовых  автомобилей,  оснащенных  навигационными  системами 

ГЛОНАСС, в общем парке грузовых автомобилей. 

При  корректировке  перечня  и  состава  целевых  индикаторов  по 

Цели  3

 

Транспортной  стратегии  предлагается  использовать  следующие  целевые 
индикаторы: 

Транспортная  мобильность  (подвижность)  населения  на  1  человека  в  год, 

121

 

всего и на транспорте общего пользования; 

Индекс 

ценовой 

доступности 

услуг 

пассажирского 

транспорта  

(к уровню 2016 года); 

Доля  перевозок  пассажиров  на  внутренних  региональных  авиалиниях,  

за  исключением  маршрутов,  пунктом  назначения/отправки  которых  является  
г. Москва*; 

Индекс объема пригородных железнодорожных пассажирских перевозок; 
Доля  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного 

электрического  транспорта  общего  пользования,  оборудованного  для  перевозки 
маломобильных 

граждан, 

в 

общей 

численности 

подвижного 

состава 

автомобильного  и  городского  наземного  электрического  транспорта  общего 
пользования; 

Доля  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного 

электрического  транспорта  общего  пользования,  оснащенного  современными 
информационно-коммуникационными  системами  и  глобальной  навигационной 
системой ГЛОНАСС/GPS. 

При  корректировке  перечня  и  состава  целевых  индикаторов  по 

Цели  4

 

Транспортной  стратегии  предлагается  использовать  следующие  целевые 
индикаторы: 

Экспорт транспортных услуг; 
Объемы  перевозки  транзитных  грузов  через  территорию  Российской 

Федерации, в т.ч. контейнеров железнодорожным транспортом; 

Объем  и  доля  поступлений  денежных  средств  российским  предприятиям  

за транзитные грузовые перевозки по территории России в общем объеме подобных 
поступлений за международные грузовые перевозки. 

При  корректировке  перечня  и  состава  целевых  индикаторов  по 

Цели  5

 

Транспортной  стратегии  предлагается  использовать  следующие  целевые 
индикаторы: 

Снижение  социального  риска  гибели  на  транспорте  (число  погибших  

на 100 тыс. населения)*; 

Снижение числа транспортных происшествий на 1000 транспортных средств;  
Прирост  протяженности  линий  электрического  освещения  автомобильных 

дорог федерального значения; 

Доля 

судоходных 

гидротехнических 

сооружений, 

подлежащих 

декларированию  безопасности,  имеющих  опасный  или  неудовлетворительный 
уровень безопасности; 

Уровень  охвата  территории  Российской  Федерации  поисково-спасательным 

обеспечением полетов. 

При  корректировке  перечня  и  состава  целевых  индикаторов  по 

Цели  6

 

Транспортной  стратегии  предлагается  использовать  следующие  целевые 
индикаторы: 

Объем 

выбросов 

СО

2

 

на 

один 

приведенный 

тонно-километр  

по автомобильному и железнодорожному транспорту; 

Объем  выбросов  загрязняющих  атмосферу  веществ  на  один  приведенный 

тонно-километр по автомобильному и железнодорожному транспорту; 

Доля парка транспортных средств с гибридными, электрическими двигателями 

и  двигателями  на  альтернативных  и  экологически  чистых  видах  топлива  в  общей 
численности парка транспортных средств; 

Доля  газомоторного  топлива  в  общем  топливопотреблении  транспортных 

средств; 

Средний  удельный  расход  топлива  на  один  приведенный  тонно-километр  

на воздушном транспорте; 

122

 

Доля 

утилизируемых 

отходов 

(включая 

вторичную 

переработку)  

на транспорте в общем объеме отходов на транспорте. 

Все  представленные  целевые  индикаторы  обеспечены  официальным 

статистическим  наблюдением  или  информацией  от  федеральных  органов 
исполнительной власти и могут быть рассчитаны с интервалом 1 год, а индикаторы, 
помеченные  символом  (*)  позволяют  также  осуществлять  их  ежеквартальный 
мониторинг.  

 

 

 

123

 

5. Сведения о достижении целевых значений показателей за отчетный 

период 

№ 

п/п 

Показатели  

отрасли/сферы 

Предыдущий 

год 

Отчетный год 

Характеристика 

показателя 

План 

базов. / 

План 

иннов. 

Факт 

5.1 

Основные показатели сферы/отрасли экономики (например, выпуск и потребление 
товаров, работ, услуг; инвестиции; цены/тарифы на товары, работы, услуги) 
Цель  1.  Формирование  единого  транспортного  пространства  России  на  базе 
сбалансированного 

опережающего 

развития 

эффективной 

транспортной 

инфраструктуры 
1.1.1 

Доля 

протяженности 

линий 

железнодорожного 
транспорта 

общего 

пользования, 

имеющих 

ограничения  пропускной 
способности,  в  общей 
протяженности 

линий 

железнодорожного 
транспорта 

общего 

пользования, % 

10,6 

11,6 / 4,0 

9,6 

 

1.1.2 

Доля 

протяженности 
автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

федерального  значения, 
обслуживающих 
движение 

в 

режиме 

перегрузки, 

в 

общей 

протяженности 
автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

федерального  значения, 

22,13 

30,2 / 30,0 

21,63 

 

1.1.3 

Доля 

протяженности 
автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

регионального  значения, 
обслуживающих 
движение 

в 

режиме 

перегрузки, 

в 

общей 

протяженности 
автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

регионального  значения, 

 5,09 

 

3,6 / 2,8 

3,52 

 

 

1.1.4.1 

Доля 

протяженности 
внутренних водных путей 

75,0 

62,0 / 62,0 

75,0 

 

124

 

№ 

п/п 

Показатели  

отрасли/сферы 

Предыдущий 

год 

Отчетный год 

Характеристика 

показателя 

План 

базов. / 

План 

иннов. 

Факт 

с 

ограничениями 

пропускной  способности 
в  общей  протяженности 
внутренних 

водных 

путей,  в  том  числе  на 
Единой 

глубоководной 

системе 

европейской 

части России, % 
1.2  Ввод  в  эксплуатацию 
новых  железнодорожных 
линий 

общего 

пользования 
(нарастающим 

итогом  

с 2011 года), км 

412,8 

1211,8 / 

931,2 

431,4 

 

1.3 Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования (нарастающим 
итогом с 2011 года): 
1.3.1 

федерального 

значения, тыс. км 

2,57 

5,5 / 6,7 

3,11 

 

1.3.1.1 

ввод 

новых 

участков, тыс. км 

0,83 

2,1 / 2,7 

1,19 

 

1.3.1.2 

ввод 

реконструируемых 
участков, тыс. км 

1,74 

3,4 / 4,0 

1,92 

 

1.3.2 

регионального  

(с  учетом  строительства  
и 

реконструкции 

региональных 

дорог  

с 

софинансированием  

из 

федерального 

бюджета), тыс. км 

10,3 

10,6 / 11,6 

11,28 

 

1.3.2.1 

ввод 

новых 

участков, тыс. км 

6,0 

2,0 / 2,3 

6,52 

 

1.3.2.2 

ввод 

реконструируемых 
участков, тыс. км 

4,3 

8,6 / 9,3 

4,76 

 

1.4.3 

Ввод  

в 

эксплуатацию 

скоростных 
автомагистралей 
(нарастающим 

итогом  

с 2011 года), км 

1088,9 

1615,5 / 

3678,0 

1293,0 

 

1.5  Мощность  морских 
портов, млн. тонн в год 

1053,3 

1108,0 / 

1295,0 

1104,8 

 

1.6 

Количество 

введенных  
в  эксплуатацию  после 
строительства  

29,0 

85,0 / 91,0 

34,0 

 

125

 

№ 

п/п 

Показатели  

отрасли/сферы 

Предыдущий 

год 

Отчетный год 

Характеристика 

показателя 

План 

базов. / 

План 

иннов. 

Факт 

и реконструкции взлетно-
посадочных 

полос 

(нарастающим  итогом  с 
2011 года), единиц 
1.8 Густота транспортной сети (общего пользования): 
1.8.1  железные  дороги, 
км/тыс. км

2

 

5,051 

5,1 / 5,2 

5,051 

 

1.9.1 

Протяженность 

автомобильных 

дорог 

общего 

федерального 

значения, тыс. км 

53,1 

53,9 / 54,8 

54,3 

 

1.9.2 

Протяженность 

автомобильных 

дорог 

регионального 

или 

межмуниципального 
значения, тыс. км 

510,9 

496,5 / 

496,8 

510,4 

 

1.10  Доля  протяженности 
автомобильных 

дорог 

общего 

пользования 

первой 

категории 

в 

общей 

протяженности 

автомобильных 

дорог 

федерального  значения, 

11,49 

6,4 / 9,0 

12,21 

 

1.11  Доля  протяженности  автомобильных  дорог  общего  пользования, 
соответствующих  нормативным  требованиям  к  транспортно-эксплуатационным 
показателям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования: 
1.11.1 

федерального 

значения, процентов 

77,8 

83,2 / 85,0 

82,8 

 

1.11.2  регионального  или 
межмуниципального 
значения, процентов 

43,1 

36,0 / 36,0 

42,4 

 

1.12 Перевалка грузов портами России: 
1.12.1 морскими портами, 
млн. тонн в год 

786,4 

767,0 / 

782,0 

816,5 

 

1.12.2  речными  портами, 
млн. тонн в год 

138,2 

154,9 / 

226,0 

126,5 

 

1.13 

Протяженность 

внутренних 

водных 

путей, всего, тыс. км 

101,5 

101,7 / 

101,6 

101,5 

 

в том числе: 
1.13.1 

с 

гарантированными 
габаритами 

судовых 

ходов, тыс. км 

50,0 

43,7 / 54,6 

50,0 

 

1.13.2  с  освещаемой  и 
отражательной 

39,4 

35,7 / 54,6 

39,1 

 

126

 

№ 

п/п 

Показатели  

отрасли/сферы 

Предыдущий 

год 

Отчетный год 

Характеристика 

показателя 

План 

базов. / 

План 

иннов. 

Факт 

обстановкой, тыс. км 
Цель  2.  Обеспечение  доступности  и  качества  транспортно-логистических  услуг  в 
области грузовых перевозок на уровне потребностей развития экономики страны

2.2  Доля  отправок,  доставленных  в  нормативный  (договорной)  срок,  в  общем 
объеме отправок на следующих видах транспорта: 
2.2.1  железнодорожный, 
процентов 

96,7 

83,0 / 87,0 

97,1 

 

2.3 

Объем 

перевозок 

грузов  по  Северному 
морскому пути, млн. тонн 

9,93 

33,8 / 40,0 

20,18 

 

2.4  Доля  контейнерных  и  контрейлерных  перевозок  в  общем  объеме  перевозок 
грузов на следующих видах транспорта:  
2.4.1  железнодорожный 
(без учета контрейлерных 
перевозок), процентов 

2,8 

3,9 / 4,2 

3,2 

 

2.6  Скорость  доставки 
грузовых 

отправок 

железнодорожным 
транспортом,  всего,  км  в 
сутки 

362,3 

302,0 / 

303,0 

370,1 

 

в том числе: 
2.6.1  контейнеров,  км  в 
сутки 

490,5 

380,0 / 

550,0 

490,0 

 

2.6.2 

контейнеров 

в 

транзитном  сообщении, 
км в сутки 

703,3 

770,0 / 

900,0 

757,3 

 

2.6.3 

маршрутных 

отправок, км в сутки 

553,8 

417,0 / 

419,0 

537,9 

 

2.7.1  Объем  перевозок 
грузов 

в 

районы 

Крайнего 

Севера 

и 

приравненные 

к 

ним 

местности 

внутренним 

водным 

транспортом, 

млн. тонн 

17,4 

18,0 / 25,0 

17,96 

 

2.7.2  Объем  перевозок 
грузов 

в 

районы 

Крайнего 

Севера 

и 

приравненные 

к 

ним 

местности 

морским 

транспортом, млн. тонн 

5,64 

6,0 / 6,0 

6,56 

 

2.8 Средний возраст грузовых транспортных средств: 
2.8.1 вагонов, лет 
 

12,8 

25,6 / 21,3 

12,5 

 

2.8.2 локомотивов, лет 
 

27,0 

27,7 / 26,3 

24,8 

 

127

 

№ 

п/п 

Показатели  

отрасли/сферы 

Предыдущий 

год 

Отчетный год 

Характеристика 

показателя 

План 

базов. / 

План 

иннов. 

Факт 

2.8.3  автотранспортных 
средств 

общего 

пользования, лет 

11,5 

11,0 / 10,2 

12,18 

 

2.8.4  морских  судов  под 
российским флагом, лет 

30,0 

20,2 / 19,6 

30,0 

 

2.8.5 речных судов, лет 
 

38,0 

35,4 / 32,8 

39,0 

 

Цель 3.  Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в 
соответствии с социальными стандартами 
3.1 

Транспортная 

мобильность 
(подвижность)  населения 
на  1  человека  в  год  по 
видам  транспорта,  всего, 
пасс.-км  на  1  человека  в 
год 

8310,6 

8931,0 / 

9596,0 

8500,0 

 

3.1.1  на  автомобильном 
транспорте, пасс.-км на 1 
человека в год 

5335,1 

5783,0 / 

6080,0 

5296,1 

 

3.1.1.1  в  том  числе 
общего 

пользования, 

пасс.-км  на  1  человека  в 
год  

789,8 

1043,0 / 

1075,0 

777,0 

 

3.1.2 

на 

железнодорожном 
транспорте, пасс.-км на 1 
человека в год 

837,9 

1022,0 / 

1145,0 

881,7 

 

3.1.3 

на 

воздушном 

транспорте, пасс.-км на 1 
человека в год 

1765,8 

1401,0 / 

1900,0 

1950,1 

 

3.1.4  на  метро,  пасс.-км 
на 1 человека в год 

300,2 

358,0 / 

369,0 

308,9 

 

3.1.5 

на 

городском 

наземном  пассажирском 
электрическом 
транспорте, пасс.-км на 1 
человека в год 

64,7 

96,0 / 98,0 

58,94 

 

3.1.6 

на 

внутреннем 

водном 

транспорте, 

пасс.-км  на  1  человека  в 
год 

3,83 

5,0 / 5,0 

3,89 

 

3.1.7 

на 

морском 

транспорте, пасс.-км на 1 
человека в год 

0,56 

0,7 / 0,7 

0,39 

 

3.2 

Индекс 

гуманитарности 
транспортной 

системы 

0,41 

0,41 / 0,41 

0,415 

 

128

 

№ 

п/п 

Показатели  

отрасли/сферы 

Предыдущий 

год 

Отчетный год 

Характеристика 

показателя 

План 

базов. / 

План 

иннов. 

Факт 

(отношение 
пассажирооборота 

к 

грузообороту  без  учета 
трубопроводного 
транспорта) 
3.3 

Авиационная 

подвижность  населения, 
число 

отправлений 

пассажиров на чел. в год 

0,71 

0,67 / 0,71 

0,79 

 

3.4 

Доля 

пассажирооборота 
транспорта 

общего 

пользования  в  общем 
пассажирообороте 
транспорта, процентов 

47,2 

47,0 / 47,8 

46,8 

 

3.5 

Прирост 

пригородных 
железнодорожных 
пассажирских  перевозок 
по  отношению  к  уровню 
2011 года, процентов 

15,6 

16,2 / 38,5 

19,23 

 

3.6 

Доля 

парка 

подвижного 

состава 

автомобильного 

и 

городского 

наземного 

электрического 
транспорта 

общего 

пользования, 
оборудованного 

для 

перевозки 
маломобильных граждан, 
в  общей  численности 
подвижного 

состава 

автомобильного 

и 

городского 

наземного 

электрического 
транспорта 

общего 

пользования, процентов 

20,2 

11,0 / 16,0 

23,4 

 

3.7  Прирост  количества 
перспективных  сельских 
населенных 

пунктов, 

обеспеченных 
постоянной 
круглогодичной связью с 
сетью 

автомобильных 

дорог 

общего 

пользования  по  дорогам 

2551,0 

2056,0 / 

2156,0 

2886,0 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..