ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 6

 

 

81

 

и  сведений,  представляемых  в  государственные  контрольные  органы  при 
прибытии  (убытии)  судов  и  помещении  товаров  и  транспортных  средств  под 
таможенные процедуры); 

О  внесении  изменений  в  часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской 

Федерации  в  связи  с  принятием  Федерального  закона  «О  свободных  портах»  
в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные 
акты Российской Федерации»; 

О  внесении  изменений  в  Кодекс  торгового  мореплавания  Российской 

Федерации  в  части  регулирования  взаимодействия  федеральных  органов 
исполнительной  власти,  органов  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации  и  организаций  при  проведении  поисково-  спасательных  операций  
на море; 

О  внесении  изменений  в  статью  427  Налогового  кодекса  Российской 

Федерации  (в  части  возможности  государственной  регистрации  рыболовных 
плавбаз и плавзаводов в Российском международном реестре судов); 

О  внесении  изменений  в  Кодекс  торгового  мореплавания  Российской 

Федерации  и  в  статью  33  Федерального  закона  «Об  обязательном  пенсионном 
страховании  в  Российской  Федерации»  (в  части  возможности  государственной 
регистрации  рыболовных  плавбаз  и  плавзаводов  в  Российском  международном 
реестре судов); 

О  внесении  изменений  в  Кодекс  торгового  мореплавания  Российской 

Федерации  и  другие  законодательные  акты  Российской  Федерации  (в  части 
регулирования  осуществления  перевалки  грузов  с  судна  на  судно  вне  акваторий 
морских портов; 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об 

административных 

правонарушениях 

(в 

части 

установления 

административного  наказания  за  нарушение  правил  осуществления  операций  
по  перегрузке  (перевалке)  грузов  с  судна  на  судно,  в  том  числе  операций  
по  бункеровке  судов  во  внутренних  морских  водах,  территориальном  море  
и  исключительной  экономической  зоне  Российской  Федерации  за  пределами 
акваторий морских портов, а также нарушение подачи уведомления о совершении 
таких операций); 

О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «О морских портах 

в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные 
акты Российской Федерации» (в части законодательного закрепления возможности 
расторжения  договоров  аренды  федерального  имущества  при  неисполнении 
предписаний контрольно-надзорных органов и решений судебных инстанций при 
повторном  нарушении  законодательства  Российской  Федерации  в  области 
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области 
охраны окружающей среды и природопользования); 

О  внесении  изменений  в  статьи  164,  165  части  второй  Налогового  кодекса 

Российской Федерации (в части установления нулевой ставки НДС применительно 
к  операциям по  реализации  услуг  по  морской  круизной  пассажирской  перевозке,  
а также по реализации товаров (работ,  услуг) на борту круизного судна в рамках 
такой перевозки); 

О  внесении  изменений  в  статью  333.28  Налогового  кодекса  Российской 

Федерации  о  части  увеличения  государственной  пошлины  за  выдачу 
удостоверения личности моряка; 

О  внесении  изменений  в  статьи  4  и  47  Кодекса  торгового  мореплавания 

Российской Федерации (в части исключения внутренних противоречий); 

Об  особенностях  управления  и  распоряжения  имуществом  морских  портов  

и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

82

 

Федерации; 

О внесении изменений в статью 10 Кодекса внутреннего водного транспорта 

Российской  Федерации  (в  части  изменений  в  нормативном  правовом 
регулировании  пользования  береговой  полосой  в  пределах  внутренних  водных 
путей Российской Федерации организациями внутреннего водного транспорта); 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации в части государственного контроля и надзора на морском и внутреннем 
водном транспорте; 

О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской 

Федерации  (в  части  установления  границ  речных  портов,  в  которых 
осуществляется  или  планируется  осуществлять  пропуск  через  Государственную 
границу  Российской  Федерации  лиц,  транспортных  средств,  грузов,  товаров  
и животных); 

О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  морских  портах  

в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные 
акты Российской Федерации» в части очередности оказания услуги по лоцманской 
проводке судов; 

О внесении изменений в статью 77 Кодекса внутреннего водного транспорта 

Российской  Федерации  (в  части  обеспечения  безопасности  судоходства  при 
проведении массовых мероприятий на внутренних водных путях); 

О  внесении  изменений  в  статью  333.33  Налогового  кодекса  Российской 

Федерации  в  части  регулирования  вопросов  оплаты  госпошлины  за  регистрацию 
судов  в  Российском  международном  реестре  судов  при  валовой  вместимости 
судна менее 80 единиц валовой вместимости. 

в области автомобильного и городского пассажирского транспорта: 
О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  безопасности  дорожного 

движения»  (в  части  обеспечения  фиксации  в  автоматизированном  режиме 
результатов  проведения  предрейсового  или предсменного  контроля технического 
состояния транспортных средств); 

О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О государственном 

контроле  за  осуществлением  международных  автомобильных  перевозок  
и об ответственности за нарушение порядка их выполнения)) (в части задержания 
иностранных  транспортных  средств  при  выявлении  нарушений  законодательства 
Российской Федерации); 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  (в  части  возложения  на  Ространснадзор 
полномочий по задержанию транспортных средств, принадлежащих иностранным 
перевозчикам  при  выявлении  нарушений  законодательства  Российской 
Федерации); 

О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  безопасности  дорожного 

движения» 

(в 

части 

применения 

специальных 

технических 

средств, 

предотвращающих  потерю  внимания  и  концентрации  при  перевозках 
автомобильным и городским наземным электрическим транспортом); 

О внесении изменений в главу 51 Трудового кодекса Российской Федерации 

в  части  установления  особенностей  регулирования  труда  при  осуществлении 
деятельности,  непосредственно  связанной  с  управлением  транспортными 
средствами; 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  (в  части  законодательного  регулирования  правоотношений, 
возникающих  при  оснащении  транспортных  средств  тахографамн,  при 
осуществлении  деятельности  по  формированию,  регистрации,  хранению, 
обработке  и  передаче  информации  о  времени  управления  и  отдыха  водителей 

83

 

транспортных  средств,  скорости  и  маршруте  движения  транспортных  средств  
в  государственной  информационной  системе,  деятельности  по  разработке, 
производству,  регистрации  и  поверке  тахографов  и  защищенных  компонентов 
тахографов); 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об административных правонарушениях (в части установления административной 
ответственности  за  осуществление  перевозок  на  транспортном  средстве,  
не 

оснащенном 

в 

установленном 

порядке 

средствами 

навигации, 

функционирование  которых  обеспечивается  российскими  навигационными 
системами, если такое оснащение является обязательным); 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  в  части  совершенствования  отношений,  связанных  с  осуществлением 
регулярных  перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным  транспортом  
и городским наземным электрическим транспортом; 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  в  части  установления  порядка  заключения  концессионного 
соглашения,  соглашения  о  государственно-частном  партнерстве,  соглашения  
о  муниципально-частном  партнерстве  в  сфере  перевозок  пассажиров 
автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  (в  части  уточнения  административной 
ответственности 

юридических 

лиц, 

индивидуальных 

предпринимателей  

и  должностных  лиц  при  осуществлении  ими  выпуска  на  линию  транспортных 
средств в нарушение установленных требований; 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных правонарушениях  в  части  установления  административной 
ответственности за нарушение требований перевозки опасных грузов; 

О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «Об  организации  регулярных 

перевозок  пассажиров  и  багажа  автомобильным  транспортом  и  городским 
наземным  электрическим  транспортом  в  Российской  Федерации  и  о  внесении 
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; 

О  правовом  регулировании  отношений,  возникающих  при  заключении  

с  использованием  информационно-телекоимуникационной  сети  «Интернет» 
договоров перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по заказу 
в  целях,  не  связанных  с  осуществлением  предпринимательской  деятельности,  
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты. 

в сфере дорожного хозяйства: 
О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  в  части  совершенствования  норм 
осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств; 

О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «06  автомобильных  дорогах  

и  о  дорожной  деятельности  в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  
в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  (в  части 
совершенствования 

правоотношений, 

возникающих 

между 

владельцами 

автомобильных дорог и владельцами инженерных сооружений); 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  в  части  уточнения  административной 
ответственности  за  нарушения  правил  движения  тяжеловесных  и  (или) 
крупногабаритных транспортных средств; 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  в  части  уточнения  полномочий  
по 

осуществлению 

контроля  за 

движением 

тяжеловесных  и 

(или) 

84

 

крупногабаритных транспортных средств; 

О внесении изменений в статью 21 Федерального закона «Об автомобильных 

дорогах  и  дорожной  деятельности  в  Российской  Федерации  и  о  внесении 
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  (в  части 
разграничения  ответственности  по  содержанию  и  ремонту  конкретных  мест 
проезжих частей железнодорожных переездов;    

О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об автомобильных 

дорогах  и  дорожной  деятельности  в  Российской  Федерации  и  о  внесении 
изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации»  (в  части 
совершенствования  норм,  регламентирующих  размещение  объектов  дорожного 
сервиса вдоль автомобильных дорог); 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  в  части  движения,  остановки  и  стоянки 
транспортных средств на дорогах. 

в области транспортной безопасности: 
О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности (в части выдачи 
специальных разрешений на перевозку грузов повышенной опасности внутренним 
водным транспортом и железнодорожным транспортом); 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности; 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  в  части  усиления  административной 
ответственности  за  выполнение  требований  законодательства  Российской 
Федерации  о  транспортной  безопасности,  а  также  установления  такой 
ответственности в отношении собственников (владельцев) объектов транспортной 
инфраструктуры и транспортных средств; 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  по  вопросам  защищенности  воздушного  транспорта  от  актов 
незаконного  вмешательства  и  обеспечения  транспортной  безопасности  (в  части 
совершенствования 

(гармонизации) 

положений, 

регламентирующих 

защищенность  объектов  транспортной  инфраструктуры  и  транспортных  средств 
воздушного транспорта от актов незаконного вмешательства); 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  (в  части  исключения  положений  
по нарушению требований авиационной безопасности); 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  в  целях  совершенствования  федерального  государственного 
транспортного  надзора  и  федерального  государственного  контроля  (надзора)  
в области транспортной безопасности;  

О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» 

(о совершенствовании отдельных положений)   

О внесении изменений в Федеральный закон «О транспортной безопасности» 

(в  части  оптимизации  затрат  на  обеспечение  транспортной  безопасности  
и  устранению  избыточных  норм,  не  оказывающих  существенного  влияния  
на обеспечение транспортной безопасности). 

в сфере общетранспортных вопросов: 
О  внесении  изменений  в  статью  11  Федерального  закона  «О  транспортной 

безопасности»  (в  части  восполнения пробела  по  составу  ЕГИС  ОТБ  и  уточнения 
порядка передачи персональных данных); 

О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  навигационной 

деятельности»  (в  части  урегулирования  отношений  в  сфере  навигационных 

85

 

технологий); 

О внесении изменений в статью 10.2 Федерального закона «О навигационной 

деятельности»  в  части  отмены  федеральной  государственной  информационной 
системы навигации на автомобильных дорогах; 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  российской 

Федерации  в  целях  совершенствования  федерального  государственного 
транспортного  надзора  и  федерального  государственного  контроля  (надзора)  
в области транспортной безопасности; 

О  государственной  информационно-аналитической  системе  регулирования 

на транспорте (ГИАС ТК); 

О 

внесении 

изменений 

в 

Кодекс 

Российской 

Федерации  

об  административных  правонарушениях  в  части  движения,  остановки  и  стоянки 
транспортных средств на дорогах; 

О внесении изменений в статью 2 Федерального закона  «О предоставлении 

государственных  и  муниципальных  услуг»  в  части  передачи  полномочий  
по  предоставлению  государственной  услуги  подведомственным  Федеральному 
дорожному агентству федеральным казенным учреждениям; 

законопроекты о ратификации международных договоров и соглашений: 
О  присоединении  Российской  Федерации  к  Конвенции  о  борьбе  

с  незаконными  актами  в  отношении  международной  гражданской  авиации  
и  Протоколу,  дополняющему  Конвенцию  о  борьбе  с  незаконным  захватом 
воздушных судов; 

О  ратификации  Протокола  2005  года  к  Конвенции  о  борьбе  с  незаконными 

актами,  направленными  против  безопасности  морского  судоходства  1988  года,  
и  Протоколу  2005  года  о  борьбе  с  незаконными  актами,  направленными  против 
безопасности  стационарных  платформ,  расположенных  на  континентальном 
шельфе; 

О  присоединении  Российской  Федерации  к  Найробийской  международной 

конвенции об удалении затонувших судов 2007 года; 

О  присоединении  Российской  Федерации  к  Протоколу,  изменяющему 

Конвенцию  о  преступлениях  и  некоторых  других  актах,  совершаемых  на  борту 
воздушных судов (Монреальский протокол 2014 года); 

О  ратификации  Соглашения  о  создании  и  деятельности  Международного 

бюро по расследованию авиационных происшествий и серьезных инцидентов. 

Совершенствование управления федеральной собственностью 
В  целях  оптимизации  состава  и  повышения  эффективности  использования 

государственного  имущества  в  транспортном  комплексе  в  планируемом  периоде 
необходимо решить следующие задачи: 

1.

 

Обеспечение внесения в Государственную Думу Федерального Собрания 

Российской  Федерации  проекта  федерального  закона  «О  внесении  изменений  
в  отдельные  законодательные  акты  Российской  Федерации  в  части 
совершенствования  создания  искусственных  земельных  участков,  созданных  
на водных объектах, находящихся в федеральной собственности». 

Принятие 

проекта 

федерального 

закона 

приведет 

к 

снижению 

дополнительных  издержек  и  дополнительной  трудовой  нагрузки  на  организатора 
аукциона  на  право  заключить  договор  о  создании  искусственного  земельного 
участка, которым выступает орган, уполномоченный на заключение договора, или 
действующая  на  основании  договора  с  ним  специализированная  организация,  
в  связи  с  исключением  в  рамках  проекта  федерального  закона  необходимости 
проведения такого аукциона. Также принятие проекта федерального закона может 
позволить  России  подняться  в  международных  рейтингах  в  части  уменьшения 
общего  числа  дней,  требуемых  для  строительства  объектов  капитального 

86

 

строительства. 

2.

 

Обеспечение принятия решения о включении аэропорта Анадырь в состав 

ФКП «Аэропорты Чукотки». 

Включение  аэропорта  Анадырь  в  состав  ФКП  «Аэропорты  Чукотки» 

обеспечит  транспортную  доступность  населения  в  районах  Крайнего  Севера  
на  территории  Чукотского  автономного  округа,  характеризующейся  низкой 
плотностью населения, высокой затратностью и выполнения социально значимых 
перевозок пассажиров, почты и грузов. 

3.

 

Обеспечение  проведения  мониторинга  исполнения  подведомственными 

Минтрансу  России  организациями  мероприятий  по  государственной  регистрации 
прав  собственности  Российской  Федерации  и  иных  вещных  прав  на  объекты 
недвижимого имущества. 

Увеличить  долю  объектов  недвижимого  имущества  подведомственных 

Минтрансу  России  организаций,  в  отношении  которых  будут  зарегистрированы 
права  собственности  Российской  Федерации  и  иные  вещные  права,  от  общего 
числа  объектов,  достигнув  значений  92%  -  для  собственности  Российской 
Федерации и 95% - для иных вещных прав. 

4.

 

Утверждение  основных  условий  и  заключения  концессионных 

соглашений с операторами аэропортов Внуково и Домодедово. 

В  2019  году  планируется  подписание  концессионных  соглашений  

с  аэропортами  Внуково  и  Домодедово,  направленных  на  обеспечение  развития 
Московского  авиационного  узла  и  реализации  потенциала  Москвы  как 
международного  авиационного  узла,  связывающего  Европу  и  Азию, 
перераспределение  финансовой  нагрузки  по  развитию  крупнейших  аэропортов 
страны с федерального бюджета на аэропорты. 

5.

 

Обеспечение 

внесения 

изменений 

в 

Схему 

территориального 

планирования Российской Федерации в области федерального транспорта в части 
включения следующих объектов и мероприятий по ним: 

 

реконструкция  железнодорожной  станции  Балезино  Горьковской 

железной дороги; 

 

строительство  универсального  торгового  терминала  морского  порта  

Усть-Луга; 

 

строительство в морском порту Ванино на северном берегу бухты Мучке 

Хабаровского края терминала для перевалки сжиженных углеводородных газов; 

 

иных  объектов,  в  соответствии  с  Градостроительным  кодексом 

Российской Федерации в случае внесения изменений в стратегические документы 
Российской Федерации и обращений заявителей. 

Кроме  этого,  планируется  рассмотрение  и  подготовка  заключений  

по  поступающим  из  Минэкономразвития  России  проектам  документов 
территориального  планирования  и  внесения  изменений  в  документы 
территориального  планирования  двух  и  более  субъектов  Российской  Федерации, 
субъектов  Российской  Федерации,  муниципальных  районов,  городских  округов  
и  сельских  поселений  в  случаях,  установленных  частью  1  статьи  16,  частью  
1  статьи  21  и  частью  1  статьи  25  Градостроительного  кодекса  Российской 
Федерации. 

Утвержденные  в  установленном  порядке  изменения  позволят  реализовать 

положения  Градостроительного  кодекса  Российской  Федерации,  Земельного 
кодекса  Российской  Федерации  и  Федерального  закона  от  29  декабря  2004  г.  
№  191-ФЗ  «О  введении  в  действие  Градостроительного  кодекса»  обеспечат 
органам государственной власти, органам местного самоуправления возможность 
принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков для 
государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории 

87

 

в  другую,  о  разработке  документации  по  планировке  территории  в  целях 
создания объектов федерального значения и выдаче разрешений на строительство 
объектов капитального строительства. 

 

 

 

 

88

 

4. Предложения о необходимости корректировки отраслевого документа 

стратегического планирования 

№ 
п/п 

Содержание раздела 

4.1 

Перечень факторов, последствия которых окажут значительное влияние  

на сферу транспорта 

Для устойчивого развития пассажирских и грузовых перевозок, эффективного 

функционирования  транспортной  инфраструктуры  и  стабильной  работы 
транспортных  компаний  необходимо  в  полной  мере  учитывать  существующие  
и  потенциальные  риски  и  негативные  факторы,  которые  могут  оказать 
существенное  влияние  на  работу  транспортной  системы  Российской  Федерации  
в период до 2035 года. Такие риски и негативные факторы должны быть отражены  
в отраслевых документах стратегического планирования. 

Среди  ключевых  рисков  устойчивого  функционирования  транспортной 

системы  необходимо  отметить  изменения  макроэкономической  ситуации. 
Существенное  влияние  на  транспортную  отрасль  могут  оказывать  колебания 
конъюнктуры  на  мировых  товарных  рынках.  В  результате  таких  колебаний 
существенно  меняются  объем  и  структура  спроса  на  продукцию  российского 
экспорта  (например,  угля).  Это  в  свою  очередь  приводит  к  изменениям  объемов 
международных  перевозок.  Меняются  доходы  бюджетов  всех  уровней,  которые 
имеют  сильную  зависимость  от  цен  на  основную  экспортируемую  продукцию,  
и  связанные  с  ними  возможности  финансирования,  содержания  и  модернизации 
транспортной инфраструктуры.   

Среди  ключевых  рисков  –  возможности  обострения  геополитической 

конкуренции  и  новых  глобальных  или  региональных  экономических  кризисов. 
Такие  явления  могут  привести  к  сокращению  деловой  активности,  объемов 
торговли  и  туризма,  соответственно,  к  снижению  спроса  на  услуги,  оказываемые 
транспортным  сектором  России,  как  во  внутреннем,  так  и  в  международном 
сообщении.  Кризисные  ситуации  могут  существенно  снизить  денежные 
поступления  в  отрасль,  подорвать  финансовую  устойчивость  российских 
транспортных компаний, особенно имеющих высокую кредитную нагрузку. 

Санкционная политика может ограничивать возможности доступа российских 

транспортных  компаний  к  международным  рынкам,  а  также  к  международным 
кредитным ресурсам, повышать стоимость фондирования, что приведет к снижению 
конкурентоспособности на мировом рынке транспортных услуг. 

Увеличение  темпов  роста  российской  экономики  и  транспортного  сектора 

может  быть  ограничено  такими  внутренними  факторами,  как  сложная 
демографическая  ситуация,  снижение  доли  населения  в  трудоспособном  возрасте, 
невысокий  уровень  диверсификации  экономики,  низкие  уровень  и  качество 
инвестиций,  прежде  всего  в  развитие  инфраструктуры,  структурный  дефицит 
федерального  бюджета  при  большой  доле  бюджетных  расходов  в  ВВП, 
недостаточная  эффективность  государственных  компаний  и  высокий  уровень 
регулируемых тарифов естественных монополий.  

Риск спада реальных располагаемых доходов населения и платежеспособного 

спроса,  в  том  числе  на  услуги  транспорта,  может  вызвать  снижение  подвижности 
населения  и  сокращение  объема  работы,  выполняемой  пассажирскими 
перевозчиками. 

Еще одним вызовом для транспортной отрасли может стать ускорение научно-

технологического  развития  и  новая  технологическая  революция  на  транспорте, 
связанная  с  использованием  электрических  двигателей  и  других  альтернативных 
источников  энергии.  Это  может  привести  к  отставанию  российской  транспортной 

89

 

системы и снижению ее конкурентоспособности.   

Усиление  негативного  влияния  изменений  климата  и,  как  следствие, 

ужесточение  международной  политики  по  вопросам,  связанным  с  влиянием 
транспорта  на  изменение  климата,  могут  вызвать  значительные  сложности  
с доступом российских транспортных компаний на зарубежные рынки.  

Еще  одним  существенным  риском,  связанным  с  экономической  ситуацией  

в  стране,  является  возможное  недофинансирование  и  сдерживание  развития  
и модернизации транспортной инфраструктуры, особенно на региональном уровне, 
на  Крайнем  Севере,  в  Сибири  и  на  Дальнем  Востоке,  что  содержит  угрозы 
обеспечения социально-экономической целостности страны.  

Недостаточные темпы развития и внедрения передовых цифровых технологий 

и  интеллектуальных  транспортных  систем  также  являются  значимым  риском  для 
российского транспортного комплекса.  

Необходимо  отметить  и  риски,  связанные  с  кадровой  ситуацией  

на транспорте. Отток высокопрофессионального транспортного персонала на фоне 
проблем  с  развитием  современных  программ  подготовки,  обучения  и  повышения 
квалификации 

кадров 

могут 

существенно 

влиять 

на 

безопасность 

функционирования  транспортного  комплекса,  а  также  конкурентоспособность 
российских поставщиков транспортных услуг.  

В ходе реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на период 

до  2035  года  необходимо  в  полной  мере  учитывать  современные  тенденции  
в области международной экономической и транспортной политики.  

Среди факторов, определяющих ключевые международные тенденции нужно 

отметить  многостороннюю  политику  по  реализации  целей  устойчивого  развития 
(ЦУР),  утвержденную  резолюцией  Генеральной  ассамблеи  Организации 
объединенных  наций  A/RES/70/1    «Преобразование  нашего  мира:  Повестка  дня 
 в области устойчивого развития на период до 2030 года». Реализация целей и задач 
Транспортной  стратегии  напрямую  связана  с  развитием  устойчивого  транспорта  
и  реализацией  ЦУР,  в  частности  по  таким  важным  аспектам,  как  устойчивая 
мобильность, безопасность дорожного движения, связанность городских и сельских 
районов.  

Продвижение критериев и механизмов обеспечения  устойчивой мобильности 

является трендом в развитии транспортной системы. Многие критерии устойчивой 
мобильности  названы  в  докладе  Всемирного  банка  «Отчет  о  глобальной 
мобильности  2017»,  в  том  числе  обеспечение  «универсального  доступа», 
«системной  эффективности»  «безопасности»  и  «зеленой  мобильности».  Также  
в  докладе  представлена  новая  система  индикаторов  устойчивой  мобильности, 
которую предполагается увязать с Транспортной стратегией.  

Положительным  фактором  для  развития  российской  транспортной  системы 

является  евразийская  экономическая  интеграция.  Этот  процесс  предоставляет 
широкие  возможности,  связанные  со  снятием  барьеров  и  снижением  стоимости 
перевозок  грузов  внутри  Союза,  расширением  доступа  российских  перевозчиков  
на рынки государств-членов ЕАЭС.  

Положительным  фактором,  и,  в  то  же  время  вызовом  является  реализация 

Китайской  инициативы  «Один  пояс  –  один  путь».  Реализация  этой  инициативы  
и ее ключевого компонента   «Экономического пояса Шелкового пути» открывают 
перед  российской  транспортной  системой  целый  ряд  новых  возможностей, 
связанных с развитием евроазиатских транспортных связей и привлечением грузов 
китайского  транзита.  С  другой  стороны,  реализация  этой  инициативы  содержит 
целый  ряд  рисков  для  российских  производителей  и  транспортной  системы, 
которые  могут  быть  выражены  в  снижении перевозок  российских товаров  и  росте 
международной конкуренции за грузопотоки китайского транзита со  стороны ряда 

90

 

сопредельных с Россией государств.  

Анализ  рассмотренных  рисков,  вызовов  и  факторов  влияния  на  работу 

транспортной  системы  приводит  к  выводу  о  необходимости  увеличения  гибкости 
российской  транспортной  политики,  продолжения  развития  и  модернизации 
транспортной  инфраструктуры,  повышения  эффективности  государственного 
регулирования  в  сфере  транспорта,  оптимизации  издержек  российских 
транспортных  компаний,  развития  как  управленческих,  так  и  рыночных 
механизмов. 

Макроэкономические  и  внешние  факторы,  соответствующие  изменения 

экономической ситуации в стране будут и в дальнейшем определять эффективность 
реализации целей, задач и мер Транспортной стратегии. 

Указанные  факторы  несут  в  себе  макроэкономическую  неопределенность 

 и  риски  как  для  национальных  экономики,  так  и  для  транспортного  комплекса. 
Среди  ключевых  внешних  и  макроэкономических  рисков,  которые  также  могут 
оказать  влияние  на  транспортную  систему,  на  уровень  достижения  индикаторов 
Транспортной стратегии необходимо назвать: 

 

общее замедление мирового экономического роста вследствие начавшихся 

негативных процессов в экономике Китая, обострения торговых отношений с США, 
а  также  осложнение  ситуации  в  европейской  банковской  системе.  Это  привело  
к  возобновлению  спада  на  сырьевых  и  финансовых  рынках  и  соответствующему 
сокращению объемов международной торговли и туризма; 

 

длительное  сохранение  низких  цен  на  энергоресурсы,  что  повлияет  

на  доходы  бюджета  и  инвестиционные  возможности  государства  по  развитию 
транспортной инфраструктуры; 

 

возможный  отток  средств  из  российских  государственных  долговых 

инструментов  и  соответствующая  нестабильность  курса  рубля  могут  повлиять  
на реальные располагаемые доходы и потребительские настроения; 

 

усиление  санкционного  режима  в  отношении  российских  предприятий  

(в  т.ч.  транспортной  отрасли)  и/или  банковского  сектора  может  еще  более 
усложнить доступ к международным кредитным ресурсам и мировым рынкам; 

 

угрозы  эскалации  геополитической  напряженности  могут  негативно 

повлиять  на  деловую  и  потребительскую  активность  и,  соответственно,  спрос  
на услуги пассажирского и грузового транспорта.  

Наряду  со  сравнительно  неблагоприятными  внешними  условиями,  

в российской экономике остается ряд нерешенных специфических проблем.  

Основными рисками и отрицательными факторами, которые могут негативно 

повлиять  на  реализацию  Цели  1  Транспортной  стратегии  «Формирование  единого 
транспортного  пространства  России  на  базе  сбалансированного  опережающего 
развития  эффективно  транспортной  инфраструктуры»  в  кратко-  и  среднесрочной 
перспективе являются: 

 

несоблюдение  временных  сроков  сдачи  в  эксплуатацию  конкретных 

объектов транспортной инфраструктуры вследствие финансовых, организационных 
и иных трудностей подрядных организаций; 

 

выделение  недостаточных  объемов  государственного  финансирования 

развития  транспортной  инфраструктуры  вследствие  сокращения  и  оптимизации 
бюджетных расходов; 

 

недостаточные  объемы  частных,  в  т.ч.  иностранных  инвестиций  

в реализацию проектов развития транспортной инфраструктуры; 

 

недостаточная  инвестиционная  активность  в  транспортной  сфере,  которая 

происходит  вследствие  высокой  стоимости  кредитных  ресурсов  для  перевозчиков  
и других компаний, оказывающих транспортные услуги. 

Среди  ключевых  позитивных  факторов,  способных  оказать  существенное 

91

 

влияние на реализацию задач Цели 1 Транспортной стратегии могут быть названы: 

 

активизация 

использования 

механизмов 

государственно-частного 

партнерства  для  развития  скоростных  автомобильных  дорог  и  высокоскоростных 
железнодорожных магистралей, а также инфраструктуры аэродромов и портов; 

 

учет  при  формировании  дорожных  фондов  субъектов  Российской 

Федерации  доходов  от  денежных  взысканий  (штрафов)  за  нарушение 
законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения»  

Основными рисками и отрицательными факторами, которые могут негативно 

повлиять  на  реализацию  Цели  2  Транспортной  стратегии  «Обеспечение 
доступности  и  качества  транспортно-логистических  услуг  в  области  грузовых 
перевозок  на  уровне  потребностей  развития  экономики  страны»  в  кратко-  
и среднесрочной перспективе являются:  

 

растущая  конкуренция  со  стороны  евроазиатских  транспортных 

маршрутов,  проходящих  в  обход  территории  России  и  переключение  на  них 
грузопотоков  международного  транзита,  которые  могут  быть  обслужены 
национальной транспортной сетью;  

 

существующая  на  данный  момент  неразвитость  системы  транспортно-

логистических центров и сети «сухих портов»;  

 

замедление  темпов  обновления  подвижного  состава  на  различных  видах 

транспорта,  в  т.ч.  обновления  автотранспортными  средствами  высоких 
экологических  классов,  инновационным  железнодорожным  подвижным  составом, 
морским и речным флотом (в т.ч. в новых сегментах, таких как перевозка СПГ); 

 

продолжение тенденции к перераспределению грузовых перевозок в пользу 

автомобильного  транспорта,  увеличение  дальностей  перевозок  грузов,  на  которые 
использование  грузового  автомобильного  транспорта  будет  являться  коммерчески 
привлекательным; 

 

рост тарифов на грузовые перевозки; 

В числе факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 2 относятся: 

 

развитие перевозок грузов по Северному морскому пути;  

 

организации  регулярного  грузового  скоростного  железнодорожного 

сообщения  (линейный  сервис),  в  первую  очередь,  на  маршрутах  Экономического 
пояса Шелкового пути;  

 

организация  и  запуск  в  коммерческую  эксплуатацию  новых  линий 

паромного сообщения на Балтийском и Каспийском морях, в Азово-Черноморском 
бассейне; 

 

реализация 

комплекса 

мер 

по 

переключению 

грузопотоков  

с  автомобильного  на  железнодорожный  и  внутренний  водный  виды  транспорта,  
в т.ч. развитие контрейлерных перевозок. 

Основными рисками и отрицательными факторами, которые могут негативно 

повлиять  на  реализацию  Цели  3  Транспортной  стратегии  «Обеспечение 
доступности  и  качества  транспортных  услуг  для  населения  в  соответствии  
с социальными стандартами» в кратко- и среднесрочной перспективе являются: 

 

негативные  последствия  экономического  кризиса:  сохранение  низкой 

деловой  активности  и  подавленных  потребительских  настроений,  вследствие 
падения  уровня  жизни,  занятости,  ослабления  курса  национальной  валюты, 
инфляционных ожиданий и др.;  

 

сохраняющаяся  низкая  доля  скоростных  и  высокоскоростных  сообщений  

в  общем  объеме  пассажирских  перевозок  (низкая  скорость  передвижения 
пассажиров в городах, в пригородном сообщении и на средние расстояния); 

 

дефицит  инвестиционных  ресурсов  многих  компаний-перевозчиков  всех 

видов  транспорта  для  обновления  подвижного  состава,  что  приводит  к  его 

92

 

старению; 

 

риск снижения объемов внутреннего и международного туризма в России;  

 

низкая  эффективность  маршрутных  сетей  перевозок  пассажиров, 

неразвитость 

интермодальных 

пассажирских 

перевозок 

и 

комплексной 

пассажирской мобильности; 

 

отрицательные  финансовые  результаты  работы  перевозчиков,  в  первую 

очередь  в  городском  и  пригородном  сообщениях,  особенно  в  пригородных 
железнодорожных компаниях; 

 

дальнейшая автомобилизация населения, особенно в российских регионах. 

В числе факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 3 могут быть названы: 

 

успешная  реализация  политики  по  развитию  мультимодальных 

транспортных узлов; 

 

разработка  сквозных  графиков  движения  и  проездных  документов 

различных видов пассажирского транспорта; 

 

цифровизация пассажирских транспортных систем общего пользования; 

 

продолжение  реализации  программ  субсидирования  на  социально-

значимых  маршрутах,  а  также  на  авиамаршрутах,  соединяющих  города  страны 
минуя Московский авиатранспортный узел;  

 

дальнейшее  развитие  низкобюджетных  авиаперевозок,  особенно  между 

аэропортами, не входящими в Московский авиационный узел;  

 

проведение  сбалансированной  транспортной  и  градостроительной 

политики в городах;  

 

продолжение  оборудования  транспортных  средств  навигационной 

системой  ГЛОНАСС,  дальнейшее  развитие  сервисов  ГЛОНАСС  и  основанных  
на них интеллектуальных транспортных систем; 

 

сокращение  сферы  использования  личного  транспорта  с  помощью 

расширения  применения  механизмов  «долевой  экономики»,  в  частности, 
каршеринга и карпула; 

 

создание  экономических  механизмов,  повышающих  стоимость  владения 

личным автомобилем и его использования в городских агломерациях.  

Основными рисками и отрицательными факторами, которые могут негативно 

повлиять  на  реализацию  Цели  4  Транспортной  стратегии  «Интеграция  в  мировой 
транспортное  пространство  и  развитие  транзитного  потенциала  страны»  в  кратко-  
и среднесрочной перспективе являются: 

 

снижение  конкурентоспособности  российских  транспортных  компаний  в 

сфере  международных  перевозок  в  результате  отставания  в  обновлении 
подвижного  состава  и  внедрении  транспортно-логистических  технологий. 
Возможность  переключения  экспортно-импортных  и  транзитных  грузопотоков  
на зарубежный транспорт и транспортные коммуникации в обход России; 

 

несовершенная  структура  российской  внешней  торговли  с  низким 

удельным весом контейнерных грузов с высокой добавленной стоимостью; 

 

возможность  значительного  сокращения  объемов  въездного  и  выездного 

туризма по экономическим и политическим причинам; 

 

конкуренция за транзит со стороны сопредельных государств. 

В числе факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 4 могут быть названы: 

 

цифровизация  транспортно-логистических  процессов,  внедрение  новых 

технологий 

электронных 

транспортно-сопроводительных 

документов,  

в т.ч. электронной авианакладной (стандарт ИАТА e-freight), грузовой электронной 
автомобильной  накладной  e-CMR,  электронной  унифицированной  накладной 
ЦИМ/СМГС,  переход  на  полностью  электронную  национальную  таможенную 

93

 

декларацию; 

 

более 

широкий 

доступ 

национальных 

транспортных 

компаний  

к  транспортным  рынкам  государств-членов  Евразийского  экономического  союза 
(ЕАЭС); 

 

реализация Межправительственного соглашения Шанхайской организации 

сотрудничества  (ШОС)  о  создании  благоприятных  условий  для  развития 
международных автомобильных перевозок; 

 

дальнейшее  развитие  существующих  и  создание  новых  регулярных 

контейнерных  сервисов  с  участием  логистических  и  транспортных  операторов  
из государств-членов ЕАЭС, Китая, стран Европы и др.; 

 

развитие  транзитных  перевозок  контейнерными  маршрутными  поездами  

по Транссибу;  

 

возможности для дальнейшего развития хабовых технологий в крупнейших 

российских  аэропортах  с  целью  привлечения  трансферных  пассажиро-  
и грузопотоков; 

Основными рисками и отрицательными факторами, которые могут негативно 

повлиять  на  реализацию  Цели  5  Транспортной  стратегии  «Повышение  уровня 
безопасности  транспортной  системы»  в  кратко-  и  среднесрочной  перспективе 
являются: 

 

повышение вероятности аварий и катастроф вследствие увеличения уровня 

износа основных фондов, старения инфраструктуры и транспортных средств; 

 

несоответствие  дорожной  инфраструктуры  постоянно  растущему  уровню 

автомобилизации; 

 

повышение количества и тяжести ДТП в условиях роста автомобилизации 

в российских регионах; 

 

рост угроз использования автотранспортных средств для террористических 

атак в местах массового скопления людей в городах; 

 

рост  угроз  террористических  атак  на  объектах  общественного 

пассажирского транспорта;  

 

недостаточные  объемы  финансирования  на  реализацию  федеральных  

и  региональных  программ,  связанных  с  обеспечением  всех  уровней  транспортной 
безопасности. 

В числе факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 5 могут быть названы: 

 

реализация  в  полном  объеме  мероприятий  Комплексной  программы 

обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденной распоряжением 
Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р; 

 

модернизация федеральной и региональной дорожной сети в соответствии 

с  международными  стандартами  в  области  безопасности  дорожного  движения, 
оснащение  необходимым  освещением,  а  также  разноуровневыми  развязками  
и пешеходными переходами; 

 

создание  единой  цифровой  защищенной  информационной  среды 

транспортного комплекса. 

Основными рисками и отрицательными факторами, которые могут негативно 

повлиять  на  реализацию  Цели  6  Транспортной  стратегии  «Снижение  негативного 
воздействия  транспортной  системы  на  окружающую  среду»  в  кратко-  
и среднесрочной перспективе являются: 

 

отсутствие  у  перевозчиков  и  муниципалитетов  достаточных  средств  

на  приобретение  современных  экологичных,  экономичных  и  комфортных 
пассажирских транспортных средств общего пользования; 

 

рост автомобилизации в российских регионах; 

 

недостаточная 

проработка 

мер 

государственного 

регулирования  

94

 

по  расширению  применения  транспортных  средств  с  электрическим  приводом  
и  «нулевым»  выбросом,  а  также  отсутствие  мер  и  механизмов  мотивации 
приобретения  подобных  транспортных  средств  на  альтернативных  видах  топлива 
коммерческими  перевозчиками  на  автомобильном,  железнодорожном,  морском, 
речном и авиационном видах транспорта; 

 

отставание 

в 

развитии 

альтернативной 

мобильности,  

в т.ч. веломобильности; 

 

недостаток  инфраструктуры  для  заправки  электрических  автомобилей, 

автомобилей на газомоторном топливе, велопарковок. 

В числе факторов, которые могут оказать позитивное влияние на реализацию 

Цели 6 могут быть названы: 

 

создание 

современной 

нормативно-правовой 

базы 

использования 

альтернативных  видов  топлива  путем  принятия  единого  программного  документа 
перевода транспортных средств на альтернативные виды топлива;  

 

создание  муниципальных  систем  экологического  мониторинга  –  сбор 

и анализ данных по динамике выбросов, изменению удельного веса общественного 
транспорта  в  общем  объеме  пассажирских  перевозок,  сбор  данных  о  динамике 
пассажиропотоков и транспортных потоков, о количестве пассажиров, изменивших 
транспортные  предпочтения,  и  количестве  автомобилей  на  перехватывающих 
парковках; 

 

внесение  изменений  и  дополнений  в  Градостроительный  Кодекс 

Российской  Федерации  в  части  внедрения  в  градостроительную  практику 
обязательности разработки документов транспортного планирования (комплексных 
транспортных  схем,  комплексных  схем  организации  дорожного  движения, 
программ  комплексного  развития  транспортной  инфраструктуры,  планов  развития 
немоторизованных  видов  передвижений,  систем  общественного  транспорта). 
Целесообразна  разработка  транспортного  раздела  СНиП  Градостроительство, 
регулирующего баланс плотности и этажности застройки с транспортным ресурсом 
территории,  исчисляемым  по  показателям  пропускной  способности  улично-
дорожной  сети  и  провозным  возможностям  линий  и  маршрутов  общественного 
транспорта;  

 

установление  экологического  налога  на  потребление  углеводородного 

топлива на автомобильном транспорте;  

 

внесение  изменений  в  Правила  дорожного  движения,  направленных  

на  совершенствование  обеспечения  безопасности  дорожного  движения,  развитие 
электромобильного  транспорта  и  велосипедного  движения,  защиту  окружающей 
среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных веществ. 

 

4.2 

Предложения по корректировке содержания Транспортной стратегии 

В  процессе  корректировки  Транспортной  стратегии  Российской  Федерации  

на  период  до  2035  года  должна  быть  актуализирована  оценка  современного 
состояния и проблем развития транспортной отрасли. При корректировке основных 
приоритетов  отраслевого  развития  важно  раскрыть  следующие  группы  задач 
государственного управления в транспортной отрасли: 

 

повышение  качества  жизни  граждан  во  всех  аспектах,  связанных  

с  транспортом;  увеличение  мобильности  населения  на  основе  комплексного 
развития транспортной системы, повышение доступности и качества транспортных 
услуг на всей территории страны, безопасности перевозок и снижения негативного 
воздействия транспорта на среду проживания и здоровье человека; 

 

создание  необходимой  транспортной  платформы  для  вхождения  в  число 

пяти  крупнейших  экономик  мира,  с  учетом  развития  высокотехнологичных 
производств,  устойчивого  роста  и  изменения  пространственной  организации 

95

 

секторов  экономики,  развития  импортозамещения  и  несырьевого  экспорта, 
цифровизации транспортной системы;  

 

отраслевое 

обеспечение 

условий 

для 

устойчивого 

повышения 

конкурентоспособности российской экономики: снижение транспортных издержек, 
как на внутренних, так и на международных перевозках, с учетом геополитических 
и геоэкономических рисков на фоне осложнения международных отношений; 

 

повышение  транспортной  связанности  и  доступности  территорий 

Российской Федерации, укрепление ее территориального единства, экономических 
и  социальных  связей,  а  также  национальной  безопасности  за  счет  опережающего 
развития эффективной транспортной системы. 

При  формировании  приоритетов,  целей  и  задач  актуализируемой 

Транспортной  стратегии  должны  быть  учтены  Указы  Президента  Российской 
Федерации, послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию 
Российской  Федерации,  Стратегия  национальной  безопасности  Российской 
Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 
2015  г.  №  683,  Стратегия  экономической  безопасности  Российской  Федерации  
на  период  до  2030  года,  утвержденная  Указом  Президента  Российской  Федерации 
от 13 мая 2017 г. № 208, Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. 
№  204  «О  национальных  целях  и  стратегических  задачах  развития  Российской 
Федерации  на  период  до  2024  года»,  основные  положения  Стратегии  научно-
технологического  развития  Российской  Федерации,  Стратегия  пространственного 
развития  Российской  Федерации,  утвержденные  Указом  Президента  Российской 
Федерации от 01.12.2016 № 642, Стратегический прогноз Российской Федерации на 
период  до  2035  года,  Бюджетный  прогноз  Российской  Федерации  на  период  
до 2036 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской федерации 
от 29.03.2019 № 558-р, Единый план по достижению национальных целей развития 
Российской  Федерации  на  период  до  2024  год,  утвержденный  Правительством 
Российской  Федерации  от  07.05.2019  №  4043п-П13,  Стратегия  социально-
экономического  развития  Российской  Федерации,  а  также  документы 
стратегического планирования,  определяющие развитие отраслей экономики. 

При  формировании  задач,  связанных  со  сбалансированным  развитием 

эффективной  транспортной  инфраструктуры  для  обеспечения  устойчивого 
экономического  роста  и  территориальной  связанности  страны,  целесообразно 
обратить  внимание,  прежде  всего,  на  развитие  единой  опорной транспортной  сети 
России  и  устранение  ее  узких  мест,  увеличение  скоростных  параметров 
транспортной  инфраструктуры,  комплексное  развитие  крупных  транспортных 
узлов,  повышение  качества  и  долговременной  устойчивости  транспортной 
инфраструктуры, развитие транспортных систем крупных городских агломераций. 

При корректировке Транспортной стратегии Российской Федерации на период 

до  2035  года  целесообразно  подготовить  предложения  по  определению 
региональных  приоритетов  развития  транспортной  инфраструктуры  с  учетом 
определенных  документами  стратегического  планирования  перспективных 
направлений  развития  пространственной  структуры  экономики  Российской 
Федерации.  В  том  числе  необходимо  внести  в  Транспортную  стратегию 
мероприятия  по  реконструкции  и  развитию  транспортной  системы  Республики 
Крым  и  г.  Севастополя  и  интеграции  ее  в  единое  транспортное  пространство 
Российской  Федерации,  а  также  развитие  транспортной  системы  в  таких 
стратегически важных регионах, как Дальний Восток и Арктическая зона.  

Для определения основных направлений реализации Транспортной стратегии, 

способов  достижения  ее  целей  и  решения  задач  целесообразно  рассмотреть 
особенности и тенденции формирования современного рынка транспортных услуг, 
а  также  особенности  проведения  транспортной  политики  в  интересах  устойчивого 

96

 

развития с точки зрения вклада России в реализацию Целей устойчивого развития, 
принятых Резолюцией 70/1 Генеральной Ассамблеи ООН в 2015 году. 

В  части  корректировки  целевых  индикаторов  Транспортной  стратегии 

необходимо  учесть,  что  в  соответствии  с  требованиями  постановления 
Правительства  Российской  Федерации  от  29  октября  2015  г.  №  1162  мониторинг  
и  контроль  реализации  отраслевых  документов  осуществляются  разработчиком 
отраслевого  документа  на  основе  данных  официального  статистического 
наблюдения,  а  также  иной  информации,  представляемой  федеральными  органами 
исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской 
Федерации в соответствии с их сферой ведения.  

В  связи  с  этим,  целесообразно  рассмотреть  возможность  исключения  

из  Транспортной  стратегии  всех  индикаторов,  которые  не  могут  быть  рассчитаны  
на  основе  официальной  информации  статистического  наблюдения,  а  также  иной 
информации,  представляемой  федеральными  органами  исполнительной  власти  
и  органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  
в соответствии с их сферой ведения. 

Показатели  и  индикаторы  развития  транспортного  комплекса  должны  быть 

обновлены в соответствии с тремя вариантами прогноза социально-экономического 
развития 

Российской 

Федерации 

на 

долгосрочный 

период  

до 2035 года. 

В  соответствии  с  проводимой  в  настоящее  время  работой  по  формированию 

сценарных  условий  и  основных  параметров  долгосрочного  прогноза  социально-
экономического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2035  года, 
федеральные  органы  исполнительной  власти  должны  подготовить  прогнозные 
показатели  по  соответствующим  отраслям,  включая  основные  экономические  
и  технико-экономические  показатели  предлагаемых  к  реализации  и  реализуемых 
крупномасштабных  инвестиционных  и  инновационных  проектов  (программ), 
включая  Комплексный  план  модернизации  и  расширения  магистральной 
инфраструктуры, 

а 

также 

прогнозы 

развития 

науки 

и 

технологий  

в  соответствующих  сферах  деятельности.  На  основе  данных  прогнозов 
целесообразно уточнить и сформировать сценарные условия и основные параметры 
прогноза  развития  транспортного  комплекса,  которые  определят  требования  
к объемам перевозок грузов и пассажиров, а также объемам транспортной работы, 
составу  и  качеству  транспортных  услуг,  отвечающих  прогнозным  потребностям 
развития  экономики  и  социальной  сферы  страны.  На  основе  этой  информации 
провести  актуализацию  состава  мероприятий  реализации  Транспортной  стратегии  
и значений ее целевых индикаторов на период до 2035 года.  

Целесообразно  привести  оценки  ресурсного  обеспечения  Транспортной 

стратегии  в  соответствие  с  приоритетами  развития  и  действующими  бюджетными 
ограничениями,  а  также  Бюджетным  прогнозом  Российской  Федерации  на  период 
до  2036  года.  Соответствующие  изменения  целесообразно  внести  в  Транспортную 
стратегию в части сроков и этапов ее реализации. 

Учитывая важную роль инноваций и внедрения новых технологий в развитии 

транспортного комплекса  целесообразно  ввести  в  Транспортную  стратегию  новую 
цель  по  повышению  уровня  научно-технологического  развития  и  квалификации 
персонала  в  транспортной  отрасли  за  счет  формирования  глобально 
конкурентоспособной системы непрерывного транспортного образования. 

Разработка предложений по корректировке и актуализации приоритетов, задач 

развития  транспортного  комплекса  Российской  Федерации,  а  также  по  способам  
их  эффективного  достижения  и  решения,  должны  быть  проведены  с  учетом 
утвержденных документов программного и стратегического планирования в сфере 
транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..