ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год)

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 



 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

ДОКЛАД О РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА (Отчетный период: 2018 год) - часть 5

 

 

65

 

Комплексное развитие транспортных узлов – 15,4 млрд. рублей (или 60,9 %), 

в том числе из федерального бюджета – 12,9 млрд. рублей или  98,8 %; 

Объем привлечения внебюджетных средств со стороны частных инвесторов 

в 2018 году составил 362,6 млрд. рублей (106,8 % от предусмотренных на год или 
69,6  %  всех  кассовых  расходов  на  мероприятия  ФЦП  «РТС»  на  капитальное 
строительство,  что  в  2,3  раза  превышает  соответствующие  объемы  федерального 
бюджета.  Из  них  для  развития  железнодорожного  транспорта  использовано  
297,6 млрд. рублей (140 % от предусмотренных на год). 

Цель  2

  Транспортной  стратегии  направлена  на  обеспечение  доступности  

и  качества  транспортно-логистических  услуг  в  области  грузовых  перевозок  
на уровне потребностей развития экономики страны. 

Среди  негативных  факторов,  повлиявших  в  2018  году  на  динамику 

достижения указанной Цели, следует отметить следующие: 

 

снижение  динамики  перевозки  грузов  по  целому  ряду  номенклатурных 

позиций  -  химических  и  минеральных  удобрений,  строительных  и  других 
массовых грузов; 

 

санкции  иностранных  партнеров,  ограничивающие  доступ  крупных 

российских  транспортных  компаний  к  дешевым  кредитным  ресурсам,  что  
не  позволяет  наращивать  темпы  обновления  флота  морских  и  речных  судов  
под  российским  флагом,  а  также  парка  грузовых  автотранспортных  средств. 
Низкие  темпы  обновления  подвижного  состава,  в  свою  очередь,  препятствуют 
росту  конкурентоспособности  отечественных  перевозчиков  на  международных 
рынках транспортных услуг; 

 

рост  себестоимости  транспортных  услуг  вследствие  увеличения 

стоимости  топлива  выше  уровня  инфляции,  упразднение  ранее  действовавших 
налоговых  льгот  субъектами  Российской  Федерации  по  уплате  налога  
на отдельные категории имущества организаций; 

 

отсутствие  необходимых  инвестиций,  что  не  позволяет  внедрять 

современные  эффективные  перевозочные  и  логистические  технологии  и  ведет  
к  росту  себестоимости  и  снижению  качества  транспортно-логистических  услуг.  
В  частности,  недостаточный  уровень  частных  инвестиций  в  развитие  сети 
терминально-логистических  центров  и  организацию  новых  видов  транспортных 
услуг (регулярного контрейлерного сообщения, грузоперевозок «по расписанию», 
перевозок  грузов  малыми  партиями),  не  позволяет  внедрять  современные 
эффективные 

перевозочные 

и 

логистические 

технологии, 

увеличивает 

себестоимость и снижает качество транспортно-логистических услуг;  

 

рост  конкуренции  на  рынке  трансконтинентальных  контейнерных 

перевозок  вследствие  ввода  в  эксплуатацию  новых  регулярных  контейнерных 
маршрутов, проходящих по коридору ТРАСЕКА в обход России; 

 

разукрупнение  автотранспортных  предприятий  общего  пользования  

и  переключение  значительных  объемов  перевозок  грузов  на  собственный 
транспорт предприятий и организаций, использующих его для своих нужд; 

 

недостаточное  обновление  парка  автотранспортных  средств,  которое 

приводит  к  старению  парка  подвижного  состава,  ухудшению  его  технического 
состояния  вследствие  неразвитости  системы  технического  обслуживания  
и ремонта;  

 

снижение 

скорости 

доставки 

железнодорожным 

транспортом 

контейнеров  (Индикатор  2.6.1),  которое  обусловлено  снижением  технической 
скорости  движения  грузового  поезда  вследствие  проведения  ремонтных  работ  
на сети железных дорог;  

 

снижение скорости доставки маршрутных отправок на железных дорогах 

(Индикатор  2.6.3)  и  снижение  скорости  доставки  контейнеров  в  транзитном 

66

 

сообщении  (индикатор  2.6.2),  которое  также  обусловлено  уменьшением 
технической скорости движения грузового поезда;  

 

сокращение  объемов  перевалки  грузов  речными  портами  России: 

(Индикатор  1.12.2)  произошло  за  счет  снижения  объемов  переработки  нерудных 
стройматериалов и сокращения доли перевозок строительных грузов 

Среди  положительных  факторов,  повлиявших  на  реализацию  Цели  2  

в отчетный период, можно отметить: 

 

сохранение  устойчивого  высокого  спроса  на  российские  топливно-

энергетические  товары  на  внешних  рынках  на  ключевые  сырьевые  товары,  что  
в  существенной  степени  содействовало  росту  экспортных  перевозок  грузов,  
в  частности  угля,  руды,  нефти,  внутренних  перевозок  сырья  и  промышленной 
продукции; 

 

оптимизация  операционных  издержек  транспортными  и  логистическими 

компаниями; 

 

расширение  успешной  практики  ОАО  «РЖД»  по  развитию  регулярных 

ускоренных  контейнерных  сервисов  и  дальнейшее  совершенствование 
транспортно-логистического обслуживания. Российский рынок железнодорожных 
контейнерных перевозок демонстрирует устойчивый рост; 

 

увеличение  объемов  предъявления  грузоотправителями  к  перевозке 

массовых  грузов  повагонными  отправками,  включая  лесные  и  зерновые  грузы, 
грузы  в  контейнерах  и  другой  продукции,  что  оказало  положительное  влияние  
на динамику роста доли объемов доставки грузовых отправок в нормативные или 
договорные сроки;  

 

проводимая  ОАО  «РЖД»  работа  по  обновлению  парка  подвижного 

состава  и  выводу  из  эксплуатации  старогодных  вагонов  и  локомотивов, 
пополнение 

нового 

подвижного 

состава 

с 

повышенными 

тяговыми 

характеристиками,  снижение  ограничений  пропускной  и  провозной  способности 
участков  и  направлений  на  железных  дорогах  оказало  позитивное  влияние  на 
динамику скорости доставки грузовых отправок железнодорожным транспортом. 

 

цифровизация  международных  автомобильных  грузовых  перевозок. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2018 г. № 83 
Российская  Федерация  присоединилась  к  Дополнительному  протоколу  
к  Конвенции  о  договоре  международной  дорожной  перевозки  грузов  (КДПГ), 
касающемуся  электронной  накладной,  применяемой  на  международных 
автомобильных  перевозках.  Применение  электронной  накладной  является 
дополнительной  правовой  возможностью  для  сторон  договора  международной 
автомобильной  перевозки  груза  оформлять  накладную  в  электронном  виде,  что 
позволяет сократить издержки перевозчикам, экспедиторам, операторам и агентам 
для оформления и подтверждения договоров перевозки грузов; 

 

разработка  Плана  мероприятий  («дорожной  карты»)  по  обеспечению 

создания  и  функционирования  автоматизированной  информационной  системы 
оформления  и  сопровождения  грузовых  перевозок  (АИС  ОВГП)  в  соответствии  
с  поручением  Президента  Российской  Федерации  от  15  января  2016  г.  №  Пр-53  
по  вопросу  внедрения  в  Российской  Федерации  международного  стандарта 
электронного  оформления  и  сопровождения  грузовых  перевозок  (стандарт  
e-Freight). 

Большое значение в обеспечении качества транспортно-логистических услуг 

в  области  грузовых  перевозок  отводится  обновлению  подвижного  состава.  
В  2018  году  ОАО  «РЖД»  приобретен  631  локомотив,  310  единицы 
моторвагонного подвижного состава, 796 пассажирских вагонов. 

Важным  фактором,  оказывающим  влияние  на  достижение  Цели  2 

Транспортной  стратегии,  является  достижение  положительного  финансового 

67

 

результата деятельности предприятий транспортного комплекса. 

Сальдированный  финансовый  результат  деятельности  крупных  и  средних 

транспортных  организаций  (далее  –  организаций)  за  2018  год  увеличился  
на  65,8  млрд.  руб.  по  сравнению  с  прошлым  годом  и  составил  628,9  млрд.  руб. 
(+11,7  %  к  уровню  2017  года).  1850  организаций  получили  прибыль  в  размере 
739,0  млрд.  руб.  (+16,2  %  к  уровню  2017  года,  926  организаций  имели  убыток  
на  сумму  109,9  млрд.  руб.  Удельный  вес  прибыльных  организаций  составил  
66,6 % от общего числа организаций.  

Кредиторская  задолженность  организаций  транспортного  комплекса  

на  1  января  2019  года  составила  1824,8  млрд.  руб.,  в  том  числе  просроченная  – 
53,8  млрд.  руб.  (2,9  %  в  общем  объеме  задолженности).  Дебиторская 
задолженность  –  1394,5  млрд.  руб.,  в  том  числе  просроченная  –54,0  млрд.  руб.  
(3,9 % в общем объеме задолженности). 

Превышение  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  составило 

30,9%, что превышает минимально допустимое значение (10%).  

По  состоянию  на  1  января  2019  года  задолженность  организаций 

транспортного  комплекса  по  полученным  кредитам  и  займам  составила  
2555,9  млрд.  руб.,  в  том  числе  просроченная  составляет  17,5  млрд.  руб.  (0,7  %  
от общего объема задолженности). 

Уровень  рентабельности  проданных  работ  и  услуг  по  организациям  

за 2018 год составил 7,6 % к затратам на их производство.  

Сальдированный 

финансовый 

результат 

деятельности 

организаций 

железнодорожного  транспорта  за  2018  год  увеличился  на  32,7  млрд.  руб.  
по  сравнению  с  прошлым  годом  и  составил  149,6  млрд.  руб.  148  организаций 
получили  прибыль  в  размере  152,1  млрд.  руб.  (127,7  %),  25  организаций  имели 
убыток  на  сумму  2,6  млрд.  руб.  83,1  %  организаций  в  сфере  железнодорожного 
транспорта  являются  прибыльными,  из  них  80,2  %  организаций  осуществляют 
грузовые перевозки.   

В  2018  году  финансовый  результат  организаций  железнодорожного 

транспорта  вырос  на  28,0  %,  при  этом  предприятия,  осуществляющие  грузовые 
перевозки, увеличили результат на 61,4 % к уровню прошлого года. Кредиторская 
задолженность  организаций  железнодорожного  транспорта  на  01  января  2019  г. 
составила 609,5 млрд. руб., в том числе просроченная  – 3,7 млрд. руб. или 0,6 %  
в  общем  объеме  задолженности.  Дебиторская  задолженность  –  335,3  млрд.  руб.  
в  том  числе  просроченная  –  3,4  млрд.  руб.  или  1,0  %  в  общем  объеме 
задолженности. 

Превышение  кредиторской  задолженности  организаций  над  дебиторской 

составило 81,8 %, что превышает минимально допустимое значение (10 %). Такое 
соотношение  может  создать  угрозу  финансовой  устойчивости  предприятия. 
Задолженность по полученным кредитам и займам в целом по железнодорожному 
транспорту составила по состоянию на 01 января 2019 г. 1372,9 млрд. руб., в том 
числе  по  перевозкам  грузов  69,8  млрд.  руб.    Просроченная  задолженности  
по  кредитам  и  займам  составляет  0,2  млрд.  руб.  (0,02  %  от  общего  объема 
задолженности). 

Организации  автомобильного  и  городского  пассажирского  транспорта  

за  2018  год  показали  положительный  сальдированный  финансовый  результат  
в размере 9,9 млрд. рублей. 

622  организации  получили  прибыль  в  размере  38,3  млрд.  руб.  (+73,0  %  

по  сравнению  с  2017  годом),  а  545  организаций  имели  убыток  на  сумму  
29,6 млрд. руб. Удельный вес прибыльных организаций составил 3,3 % от общего 
числа  организаций.  Положительных  результатов  за  этот  период  добились  только 
организации,  занимающиеся  грузовыми  перевозками  (рост  сальдированного 

68

 

результата  составил  23,8  %)  и  перевозками  пассажиров  в  международном 
сообщении (+36,5 %). 

Кредиторская  задолженность  организаций  данного  сектора  на  01  января  

2019 г. составила 239,0 млрд. руб. (в том числе просроченная – 14,8 млрд. руб. или 
6,2  %  в  общем  объеме  задолженности).  Дебиторская  задолженность  –  
145,7 млрд. руб., в том числе просроченная – 7,1 млрд. руб. (4,9 % в общем объеме 
задолженности). 

Превышение  кредиторской  задолженности  предприятий  над  дебиторской 

составило 64,0 %, что значительно превышает минимально допустимое значение. 
Такое соотношение создает угрозу финансовой устойчивости предприятий.  

По состоянию на 01 января 2019 г. задолженность по полученным кредитам 

и займам составила 92,6 млрд. руб., в том числе просроченная – 1,5 млрд. руб., или 
1,7 % от общего объема задолженности. 

Уровень убыточности составил 3,9 % к затратам на производство проданных 

работ, услуг. 

Сальдированный  финансовый  результат  организаций  морского  транспорта  

за 2018 год составил 5,4 млрд. руб. 

54  организаций  получили  прибыль  в  размере  20,8  млрд.  руб.  (рост  по 

сравнению  с  2017  годом  в  2,3  раза),  20  организаций  имели  убыток  на  сумму  
15,2 млрд. руб. Удельный вес прибыльных организаций составил 72,0% от общего 
числа организаций, в том числе 70,1% - по грузовым перевозкам.   

Кредиторская  задолженность  организаций  морского  транспорта  составила 

88,9  млрд.  руб.  (в  том  числе  просроченная  –  1,7  млрд.  руб.  или  1,9  %  в  общем 
объеме задолженности). Дебиторская задолженность – 61,6 млрд. руб. (в том числе 
просроченная – 3,4 млрд. руб. или 5,6 % в общем объеме задолженности). 

Отношение кредиторской задолженности предприятий морского транспорта 

к  дебиторской  составило  144,4  %,  в  том  числе  по  организациям,  занимающимся 
перевозкой грузов – 145,7 %. 

Задолженность  организаций  по  полученным  кредитам  и  займам  составила  

по  состоянию  на  01  января  2019  г.  99,2  млрд.  руб.,  в  том  числе  просроченная  –  
0,8 млрд. руб., (0,8 % от общего объема задолженности). 

Уровень  рентабельности  проданных  работ,  услуг  к  затратам  на  их 

производство за 2018 год составил 6,4 %.  

Организации  внутреннего  водного  транспорта  за  2018  год  показали 

положительный сальдированный финансовый результат  в размере 8,8 млрд. руб., 
61  организация  получила  прибыль  в  размере  12,5  млрд.  руб.,  (+69,1  %  к  уровню  
2017  года),  при  этом  29  организаций    имели  убыток  на  сумму  3,7  млрд.  руб. 
Удельный  вес  прибыльных  организаций  составил  67,8  %  от  общего  числа 
организаций, в том числе 70,7 % - по грузовым перевозкам.  

Кредиторская  задолженность  организаций  внутреннего  водного  транспорта 

на  01  января  2019  г.  составила  30,9  млрд.  руб.  (в  том  числе  просроченная  –  
1,1  млрд.  руб.  или  3,6  %  в  общем  объеме  задолженности).  Дебиторская 
задолженность - 20,6 млрд. руб., в том числе просроченная – 1,5 млрд. руб. (7,4 % 
в общем объеме задолженности). 

Превышение  кредиторской  задолженности  над  дебиторской  составило  

50,1  %,  что  превышает  допустимое  значение.  Такое  соотношение  может  создать 
угрозу финансовой устойчивости предприятий внутреннего водного транспорта. 

Задолженность по полученным кредитам и займам составила 43,6 млрд. руб., 

в  том  числе  просроченная  –  0,1  млрд.  руб.,  или  0,3  %  от  общего  объема 
задолженности. 

Уровень  рентабельности  составил  5,7  %  к  затратам  на  производство 

проданных работ и услуг,63,8 %. 

69

 

Организации  воздушного  транспорта  за  2018  год  показали  отрицательный 

сальдированный финансовый результат в размере 53,3 млрд. руб., 70 организаций 
получили  прибыль  в  размере  43,7  млрд.  руб.  (на  50,9  %  меньше  по  сравнению  
с 2017 годом), 34 организаций имели убыток на сумму 18,5 млрд. руб. Удельный 
вес прибыльных организаций составил 67,3% от общего числа организаций. 

Кредиторская 

задолженность 

организаций 

воздушного 

транспорта  

на  01  января  2019  г.  составила  296,7  млрд.  руб.,  в  том  числе  просроченная  –  
15,3  млрд.  руб.  или  5,2  %  в  общем  объеме  задолженности.  Дебиторская 
задолженность – 298,2 млрд. руб., в том числе просроченная – 20,8 млрд. руб. или 
7,0% в общем объеме задолженности. 

Отношение кредиторской задолженности к дебиторской составило 99,5 %.  
По состоянию на 01 января 2019 г. задолженность по полученным кредитам 

составила  280,8  млрд.  руб.,  в  том  числе  просроченная  11,3  млрд.  руб.  Удельный 
вес просроченной задолженности составил 4,0 %. 

Уровень убыточности составил 1,6 % к затратам на производство проданных 

работ и услуг. 

В  2018  году  сальдированный  финансовый  результат  организаций, 

занимающихся  вспомогательной  транспортной  деятельностью,  увеличился  
на  59,9  млрд.  руб.  по  сравнению  с  прошлым  годом  и  составил  431,2  млрд.  руб., 
(68,6 % от общего результата деятельности организаций). 

920  организаций  данной  сферы  получили  прибыль  в  размере  

471,5  млрд.  руб.,  (+21,3  %  к  прибыли  2017  года).  Удельный  вес  прибыльных 
организаций  в  сфере  вспомогательной  транспортной  составил  77,1  %  от  общего 
числа таких организаций.  

Отношение  кредиторской  задолженности  организаций  данного  сектора  

к  дебиторской  составило  105,0  %,  что  говорит  о  стабильности  предприятий, 
занимающихся вспомогательной транспортной деятельностью. 

Уровень  рентабельности  организаций,  занимающихся  вспомогательной 

транспортной  деятельностью,  за  2018  год  составил  18,6  %  к  затратам  
на производство проданных работ и услуг. 

Данные  по  обороту  организаций  транспортного  комплекса  характеризуют 

коммерческую  деятельность  организаций  и  имеют  определяющее  значение  для 
обеспечения его дальнейшей эффективной хозяйственной деятельности.  

За  2018  год  оборот  всех  предприятий  транспортного  комплекса  равен  

8711,1  млрд.  рублей  (на  13,5  %  выше  уровня  2017  года  без  учета  инфляции),  
и  составляет  4,54  %  от  общего  объема  оборота  организаций  по  всем  видам 
экономической деятельности в целом по стране. 

Из оборота транспортного комплекса за 2018 год: 

 

оборот  по  организациям  железнодорожного  транспорта  составил  

2348,6  млрд.  рублей  (107,2  %  г/г,  27,0  %  от  общего  оборота  транспортного 
комплекса),  в  том  числе  в  разрезе  грузовых  перевозок  1988,7  млрд.  рублей,  что 
составляет  84,7  %  (в  2017  году  85,2  %)  от  всех  перевозок  железнодорожным 
транспортом; 

 

оборот 

по 

организациям 

автомобильного 

транспорта 

–  

1408,7  млрд.  рублей  (113,0  %  г/г,  16,2  %,  от  общего  оборота  транспортного 
комплекса),  в  том  числе  в  разрезе  грузовых  перевозок  –  928,8  млрд.  рублей  или 
65,9 % от всех перевозок автомобильным транспортом, против 63,3 % в 2017 году;  

 

оборот  организаций  морского  транспорта  составил  168,1  млрд.  рублей 

(110,3  %  г/г,  1,93  %  от  общего  оборота  транспортного  комплекса),  
в  том  числе  по  грузовым  перевозкам  –  156,6  млрд.  рублей  (1,8  %),  
что  составляет  93,2  %  (90,4  %  в  2017  году)  от  всех  перевозок  морским 
транспортом;  

70

 

 

оборот 

организаций 

внутреннего 

водного 

транспорта 

–  

104,1  млрд.  рублей  (106,6  %  г/г,  1,2  %  от  общего  оборота  транспортного 
комплекса), 

в 

том 

числе 

по 

грузовым 

перевозкам 

–  

92,4 млрд. рублей (88,7 % от всех перевозок внутренним водным транспортом); 

 

оборот  организаций  воздушного  транспорта  –  1401,4  млрд.  рублей  

(118,3 % г/г, 16,1 % от общего оборота транспортного комплекса). 

На  вспомогательную  транспортную  деятельность  приходится  37,7  %  

от общего оборота транспортного комплекса или 3280,2 млрд. рублей. 

Важную 

роль 

в 

повышении 

экономической 

эффективности  

и  конкурентоспособности  транспортных  предприятий  играет  рост  инвестиций  
в основной капитал транспортного комплекса. 

В  соответствии  с  отчетными  данными  за  2018  год  инвестиции  в  основной 

капитал  по  «чистым»  видам  экономической  деятельности  по  организациям 
транспортного 

комплекса, 

не 

относящимся 

к 

субъектам 

малого 

предпринимательства,  составили  1716,9  млрд.  рублей,  что  на  15,2  %  выше,  чем  
за  2017  год,  что  составляет  13,0  %  от  общего  объема  инвестиций  в  основной 
капитал в целом по России. 

Рост объема инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлым годом 

произошел  по  организациям,  осуществляющим  перевозки  на  внутреннем  водном 
транспорте,  на  36,8  %;  на  железнодорожном  транспорте  -  на  29,7  %;  
на  автомобильном  транспорте  -  на  25,7  %;  занимающимся  вспомогательной 
транспортной деятельностью - на 10,1 %. 

Надо  отметить,  что  произошло  падение  объема  инвестиций  в  основной 

капитал по организациям, занимающимся перевозками на морском транспорте, где 
инвестиции  по  сравнению  с  предыдущим  годом  составили  всего  лишь  24,6  %;  
на воздушном транспорте этот показатель составил – 89,2 %.  

За 2018 год собственные средства организаций составили 467,4 млрд. рублей, 

привлеченные  -  582,3  млрд.  рублей,  из  них  бюджетные  средства  -  
372,1 млрд. рублей (63,9 % от привлеченных средств).  

Привлеченные внебюджетные средства составляют 210,1 млрд. рублей, в том 

числе 43,6 млрд. рублей – кредиты банков; 19,1 млрд. рублей – заемные средства 
других организаций; 6,0 млрд. рублей – инвестиции из-за рубежа; 2,0 млрд. рублей 
–  средства  организаций  и  населения,  привлеченные  для  долевого  строительства; 
139,4 млрд. рублей – прочие средства. 

По видам транспорта инвестиции в основной капитал составили: 

 

по  организациям  железнодорожного  транспорта  -  317,8  млрд.  рублей 

(18,5  %  от  общего  объема  инвестиций  транспортного  комплекса),  в  том  числе  
в  разрезе  грузовых  перевозок  215,2  млрд.  рублей,  что  составляет  67,7  %  от  всех 
инвестиций железнодорожного транспорта; 

 

по  организациям  морского  транспорта  –  2,9  млрд.  рублей  (0,2  %  

от общего объема инвестиций транспортного комплекса), в том числе по грузовым 
перевозкам – 2,7 млрд. рублей (94,2 % от всех инвестиций морского транспорта); 

 

по  организациям  внутреннего  водного  транспорта  –  4,6  млрд.  рублей  

(0,3  %  от  всех  инвестиций  транспортного  комплекса),  в  том  числе  по  грузовым 
перевозкам – 3,8 млрд. рублей (82,0 % от всех инвестиций во внутренний водный 
транспорт); 

 

по  организациям  автомобильного  транспорта  –  336,0  млрд.  рублей  

(19,6 %, от всех капиталовложений в транспортный комплекс); 

 

по  организациям  воздушного  транспорта  –  16,8  млрд.  рублей  (1,0  %  

от общего объема инвестиций транспортного комплекса). 

В  целом  достигнутые  за  2018  год  результаты  по  Цели  2  свидетельствуют  

о корректности подходов по реализации Транспортной стратегии в существующих 

71

 

условиях  и  дальнейшем  повышении  доступности  и  качества  транспортно-
логистических услуг в области грузовых перевозок. 

Основным  фактором,  повлиявшим  на  динамику  индикаторов 

по  Цели  3

 

Транспортной  стратегии,  а  также  в  целом  на  работу  российских  транспортных 
операторов  в  сфере  пассажирских  перевозок  стало  продолжающееся  снижение 
реальных  располагаемых  доходов  населения,  которое  по  состоянию  на  начало 
2019  года  стало  самым  затяжным  в  новейшей  российской  истории.  В  2018  году 
этот  показатель  продемонстрировал  сокращение  пятый  год  подряд  (с  учетом 
единовременной  денежной  выплаты  пенсионерам,  произведенной  в  январе  
2017 года). В целом за 5 лет реальное падение доходов составило 10,8% от уровня 
2013  года.  Указанный  фактор  существенно  сдерживал  мобильность  населения  
во  всех  видах  сообщений  и  на  всех  видах  транспорта,  особенно  в  российских 
регионах.  

Более чем десятикратный разрыв в уровне реальных располагаемых доходов 

населения  в  наиболее  богатых  регионах  (Москва,  Тюменская  обл.  и  др.)  
и  наиболее  бедных  регионах  России,  приводит  к  диспропорциям  спроса  
на  транспортные  услуги,  концентрации  мобильности  в  отдельных  городах  
и  агломерациях  при  одновременном  ее  крайне  низком  уровне  в  малых  городах  
и сельской местности, особенно на Северном Кавказе, на Севере страны, в Сибири 
и на Дальнем Востоке.  

Только  в  Московской  агломерации  уровень  мобильности  граждан  

и  доступности  транспортных  услуг  в  настоящее  время  примерно  соответствует 
уровню  развитых  европейских  стран,  о  чем  косвенно  свидетельствует  загрузка 
московских  аэропортов,  а  также  спрос  на  услуги  общественного  наземного  
и городского электрического транспорта, включая услуги такси и кар-шеринга. 

Среди  отрицательных  факторов,  повлиявших  на  рост  Индикаторов  

по Цели 3 в 2018 году, наибольшее значение имели: 

 

продолжающийся  отток  пассажиров  с  общественного  пассажирского 

транспорта на личные автомобили, а также сервисы каршеринга; 

 

отток пассажиров с морского транспорта в Азово-Черноморском бассейне 

вследствие открытия мостового перехода через Керченский пролив; 

 

слабые 

финансовые 

возможности 

российских 

судовладельцев  

по обновлению морского пассажирского флота. 

Транспортная  мобильность  (подвижность)  населения  на  автомобильном 

транспорте  (Индикатор  3.1.1),  в  т.ч.  общего  пользования  (Индикатор  3.1.1.1) 
уменьшилась,  что  было  вызвано  переключениями  пассажиропотоков  на  личные 
автомобили  (за  пределами  Московской  агломерации),  о  чем  косвенно 
свидетельствует динамика продаж новых и подержанных легковых транспортных 
средств  в  2018  году  (в  соответствии  с  данными  «Автостат»  и  информацией 
Ассоциации европейского бизнеса).  

Другим  важным  фактором  стал  отток  пассажиропотока  с  общественного 

транспорта  на  сервисы  такси,  в  первую  очередь,  работающие  через  сеть 
«агрегаторов»  с  использованием  мобильных  приложений.  В  Московской 
агломерации  на  снижение  подвижности  населения,  учитываемой  статистическим 
наблюдением,  оказало  влияние  интенсивное  развитие  услуг  кар-шеринга.  Только  
в Москве и ближнем Подмосковье за 2018 год количество поездок на автомобилях, 
принадлежащих различным операторам кар-шеринга, превысило 23 миллиона, что 
более, чем в 4 раза больше, чем за весь 2017 год (5,6 млн. поездок). В Москве уже 
работает  14  компаний  краткосрочной  аренды,  чей  автопарк  в  сумме  превысил  
17 тыс. машин, а Москва вышла на второе место в мире по количеству доступных 
для  кар-шеринга  легковых  автомобилей.  По  состоянию  на  конец  2018  года 
ежедневно  в  Москве  совершалось  более  85  тыс.  поездок  на  кар-шеринговых 

72

 

автомобилях.  Конкуренция  каршеринга  с  сервисами  такси  еще  больше  повлияла 
на уровень тарифов (в сторону понижения), что привело к оттоку потенциального 
пассажиропотока с общественного наземного транспорта в столице. 

В  то  же  время  Транспортная  мобильность  (подвижность)  населения  

на  1  человека  в  год  на  городском  электрическом  транспорте  снижалась  за  счет 
закрытия  отдельных  трамвайных  и  троллейбусных  линий,  а  также  оттока 
пассажиров на новые линии метрополитена, такси и кар-шеринг. 

Снижение 

транспортной 

мобильности 

(подвижности) 

населения  

на  1  человека  в  год  на  морском  транспорте  (Индикатор  3.1.7.)  было  связано  
с переключениями пассажиропотоков на наземный транспорт. В результате ввода 
в  эксплуатацию  Крымского  моста  сократилось  число  пассажиров,  перевозимых 
морем в Крым в 2018 году относительно уровня 2017 года.  

Средний возраст пассажирских вагонов (Индикатор 3.10.1), а также  средний 

возраст  пассажирского  моторвагонного  подвижного  состава  (Индикатор  3.10.2)  
в  2018  году  по  сравнению  с  2017  годом  снизились  вследствие  поставок  новых 
вагонов  для  нужд  Федеральной  пассажирской  компании,  а  также  секций 
электропоездов  для  региональных  пригородных  компаний,  в  первую  очередь, 
ЦППК. В общей сложности в 2018 году было поставлено на сеть железных дорог 
39  новых  скоростных  электропоезда  «Ласточка»  различных  модификаций,  в  т.ч.  
в  комплектации  «Стандарт»  (серия  ЭС2Г),  14  электропоездов  «Ласточка-
Премиум»  (серия  ЭС2ГП),  а  также  четыре  электропоезда  новой  двухсистемной 
модификации  «Ласточка»  (серия  ЭС1П).  Парк  Московско-Тверской  пригородной 
пассажирской компании пополнил первый 10-вагонный электропоезд серии ЭС2Г 
от  «Уральских  локомотивов».  Еще  четыре  электропоезда  «Ласточка-Стандарт» 
были переданы Северо-Западной пригородной пассажирской компании. 

В  то  время,  по-прежнему  сохраняется  существенный  дефицит  средств  

на  обновление  подвижного  состава  пригородных  электропоездов  в  российских 
регионах. 

Средний возраст пассажирских локомотивов (Индикатор 3.10.3) в 2018 году 

снизился,  чему  способствовали  поставки  новых  двухсистемных  пассажирских 
электровозов  ЭП20  (в  количестве  6  ед.),  а  также  30  электровозов  ЭП2К  
в  Московскую  дирекцию  тяги.  Сокращению  среднего  возраста  пассажирских 
локомотивов способствовало списание части возрастных пассажирских тепловозов 
и электровозов.  

Средний  возраст  автобусов  (Индикатор  3.10.4)  в  2018  году  также  имел 

тенденцию  к  снижению,  благодаря  ускорению  темпов  обновления  автобусного 
парка  в  российских  регионах,  а  также  снижению  среднего  возраста  автобусного 
парка в Москве и Московской области. 

Средний  возраст  пассажирских  самолетов  (Индикатор  3.10.5)  снизился,  что 

является  положительным  фактором  за  счет  активного  наращивания  флота 
самолетов  «Сухой-Суперджет-100»  российскими  авиакомпаниями.  В  частности, 
последний  (пятидесятый)  самолет  «Сухой-Суперджет-100»  в  рамках  контракта, 
заключенного  между  ВЭБ-лизинг,  «Аэрофлот»  и  «Гражданскими  самолетами 
Сухого»  (ГСС)  поступил  в  авиакомпанию  «Аэрофлот-Российские  авиалинии»  
в конце сентября 2018 года. В течение 2018 года «Гражданские самолеты Сухого» 
завершили поставки самолета «Сухой-Суперджет-100» в авиакомпанию «Азимут» 
в рамках контракта с Государственной транспортной лизинговой компанией. 

Ухудшение  динамики  среднего  возраста  пассажирских  морских  судов 

(Индикатор  3.10.6)  связано  с  отсутствием  возможностей  российских 
судовладельцев  по  обновлению  флота,  высокими  процентными  ставками  
при  кредитовании  покупки  новых  судов,  ухудшением  условий  кредитования  
на внешних рынках вследствие санкций.  

73

 

Средний  возраст  пассажирских  речных  судов  (Индикатор  3.10.7),  наоборот 

уменьшился.  Процесс  дальнейшего  «старения»  пассажирского  транспортного 
флота  был  приостановлен  за  счет  приобретения  в  2017  году  и  эксплуатацией  
в 2018 году теплохода «Князь Владимир» на круизных маршрутах, соединяющих 
курорты  Краснодарского  края  и  Крыма:  Сочи  –  Новороссийск  –  Ялта  – 
Севастополь. 

Среди  положительных  факторов,  повлиявших  на  рост  Индикаторов  

по Цели 3 в 2018 году, могут быть названы: 

 

устойчивый  рост  объемов  въездного  и  выездного  туризма,  в  том  числе  

из региональных аэропортов, минуя Московский авиационный узел; 

 

программы  субсидирования  авиаперевозок  на  ряде  направлений 

внутренних воздушных линий; 

 

рост  объемов  пригородных  железнодорожных  перевозок  особенно  

в  Московском  железнодорожном  узле,  в  т.ч.  поездами  «Спутник»  (РЭКС), 
фирменными региональными экспрессами ЦППК; 

 

растущий  спрос  на  скоростные  перевозки  поездами  «Сапсан»  между 

Москвой и Санкт-Петербургом; 

 

рост  предложения  услуг и объемов прогулочного  судоходства, в первую 

очередь, в г. Москве, а также круизного речного судоходства; 

 

обновление  флота  воздушных  судов  и  выполнение  в  январе-сентябре  

2018  года  программы  поставок  самолета  «Сухой-Суперджет-100»  в  российские 
авиакомпании «Аэрофлот-Российские авиалинии» и «Азимут»; 

Цель  4

  Транспортной  стратегии  направлена  на  интеграцию  в  мировое 

транспортное пространство и развитие транзитного потенциала страны.   

Среди  факторов,  которые  отрицательно  повлияли  на  достижение 

индикаторов 

Цели 4

 в 2018 году можно отметить: 

 

сложное  финансовое  состояние  многих  отечественных  транспортных 

компаний,  участвующих  в  международных  перевозках  пассажиров  и  грузов, 
ограниченность  доступа  к  дешевым  кредитным  ресурсам,  в  т.ч.  в  связи  
с  санкциями,  наложенными  на  Российскую  Федерацию,  что  в  свою  очередь 
препятствует  обновлению  флота  судов  водного  транспорта  и  воздушных  судов, 
парка  автомобильного  и  железнодорожного  подвижного  состава,  обслуживанию 
лизинговых  платежей.  Отставание  Российской  Федерации  в  темпах  обновления 
подвижного  состава  серьезно  сдерживает  конкурентоспособность  отечественных 
перевозчиков  на  зарубежных  рынках  по  сравнению  с  соседними  странами  
(в 

частности, 

приобретение 

российскими 

перевозчиками 

грузовых 

автотранспортных  средств  высоких  экологических  классов  стремительно 
сократилось  –  чрезмерно  высокие  ставки  ввозных  пошлин  в  совокупности  
с  утилизационным  сбором  стали  настоящим  барьером  для  импорта  современных 
грузовиков класса ЕВРО-6); 

 

медленное  обновление  транспортного  флота  под  российским  флагом 

усиливает  позиции  импортеров  транспортных  услуг  при  обслуживании 
грузопотоков российской внешней торговли;   

 

непрекращающийся  рост  себестоимости  международных  перевозок, 

особенно  в  сфере  автомобильного  транспорта,  при  одновременном  уменьшении  
в реальном выражении фрахтовых ставок. К увеличению затрат автоперевозчиков 
привели  рост  стоимости  топлива,  ставок  страхования  по  ОСАГО    и  «Зеленой 
карте»,  увеличение  (индексация)  утилизационного  сбора,  увеличение  ставок  
за пользование дорогами по системе «Платон» и др.;  

 

ограничения  на  транзит  целого  ряда  грузов  в  сообщениях  между 

Украиной (и Европой через Украину) и странами Азии по территории Российской 
Федерации.  возросшая  конкуренция  за  транзит  со  стороны  сопредельных 

74

 

государств  -  благодаря  усилиям  ряда  стран-участниц  Межправительственной 
комиссии  ТРАСЕКА  организовано  регулярное  курсирование  контейнерных 
поездов  из  Китая  в  Европу  через  порты  Актау,  Алят  и  далее  по  транспортным 
коммуникациям  Турции,  Украины  и  других  стран  Черноморского  бассейна  
в  направлении  Европы.  Введено  регулярное  паромное  сообщение  на  Каспии 
между  Казахстаном  и  Азербайджаном,  что  снизило  затраты  времени  
на осуществление транзита. Только за 2018 год объем транзитных контейнерных 
контейнеров, перевезенных минуя Россию через Казахстан и Азербайджан возрос 
в  5  раз  Стороны  также  договорились  о  проведении  согласованной  тарифной 
политики,  что  повысило  тарифную  привлекательность  коридора  ТРАСЕКА. 
Успеху  альтернативных  проектов  развития  евроазиатского  транзита,  минуя 
территорию  России,  содействовала  позиция  Республики  Казахстан,  стремящейся 
диверсифицировать  маршруты  транзитных  перевозок,  в  т.ч.  в  качестве  реакции  
на  введенные  ограничения  по  транзиту  украинских  грузов  в  Казахстан  через 
территорию России;  

 

фактором, препятствующим развитию рынка перевозок, является дефицит 

парка  контейнеров  и  фитиновых  платформ.  На  Дальневосточном  экономическом 
форуме 

было 

подписано 

стратегическое 

соглашение 

между  

АО  «Трансмашхолдинг»  и  АО  «Русская  контейнерная  компания»  на  поставку  
с  2018  года  до  2020  года  3  тыс.  вагонов-платформ  для  перевозки 
крупнотоннажных  контейнеров.  При  этом  эксперты  отмечают  недостаточную 
востребованность  российских  контейнеров  у  операторов  из-за  их  высокой  цены  
по сравнению с китайскими контейнерами. 

В  целом  реализация 

Цели  4

  «Интеграция  в  мировое  транспортное 

пространство  и  развитие  транзитного  потенциала  страны»  в  2018  году 
осуществлялась  на  фоне  благоприятной  международной  макроэкономической 
ситуации,  развития  международных  товарных  и  транспортных  рынков,  туризма,  
а  также  удачной  внешнеэкономической  конъюнктуры  для  товаров  российского 
экспорта. Благодаря указанным позитивным тенденциям значения индикаторов по 
Цели  4  в  2018  году  продолжили  рост  с  различной  степенью  интенсивности, 
позиции  Российской  Федерации  и  отечественных  поставщиков  транспортных 
услуг 

на 

зарубежных 

транспортно-логистических 

рынках  продолжили 

укрепляться.  

Дальнейшее  повышение  удельного  веса  российских  перевозчиков  

в осуществлении международных автомобильных перевозок грузов целесообразно 
обеспечить за счет следующих мер: 

 

повышение  конкурентоспособности  российских  автотранспортных 

компаний,  включая  мотивацию  обновления  подвижного  состава  грузовыми 
транспортными средствами экологического класса ЕВРО-6; 

 

совершенствование  регулирования  национальной  сферы  логистики  

и 

транспортного 

экспедирования 

с 

целью 

создания 

условий 

для 

преимущественного  фрахтования  российского  транспорта  при  заключении 
внешнеторговых сделок; 

 

принятие  изменений  в  Технический  регламент  Таможенного  союза  

«О  безопасности  колесных  транспортных  средств»  в  отношении  транспортных 
средств Евро-6;  

 

отмена  утилизационного  сбора  с  транспортных  средств  Евро-6,  как  это 

уже было сделано и подтвердило свою эффективность в Республике Беларусь; 

 

реализация  мер  по  повышению  профессиональной  компетентности  

и  навыков  водителей,  допущенных  к  осуществлению  международных 
автомобильных перевозок. 

Цель  5

  Транспортной  стратегии  направлена  на  повышение  уровня 

75

 

безопасности транспортной системы. 

Основными  негативными  факторами,  влияющими  на  сферу  транспортной 

безопасности, являются:  

 

достаточно  высокая  степень  изношенности  и  аварийности  объектов 

транспортного комплекса; 

 

возрастание  интенсивности  движения  транспорта  по  мере  развития 

экономики  страны,  освоения  новых  территорий,  налаживания  работы 
международных транспортных коридоров;  

 

дорожно-транспортная аварийность, являющаяся одной из серьезнейших 

социально-экономических проблем;  

 

рост  объемов  перевозок  опасных  грузов  (химически  опасных  веществ, 

радиационных  материалов,  отходов  атомной  промышленности  при  доставке  
к  месту  захоронения  и  др.  категорий  грузов  в  соответствии  с  ДОПОГ),  а  также 
нефти, нефтепродуктов и СПГ; 

 

недостаточные  объемы  финансирования  на  реализацию  федеральных  

и региональных программ, связанных с обеспечением всех уровней транспортной 
безопасности; 

 

совершенствование  методов  и  способов  противоправной  деятельности,  

в  первую  очередь  со  стороны  террористических  организаций  по  отношению  
к транспортному комплексу. 

Реализация  мероприятий  по  повышению  комплексной  безопасности  

и  устойчивости  транспортной  системы  позволила  снизить  ожидаемое  значение 
количества  происшествий  на  единицу  транспортных  средств  по  транспортному 
комплексу за 2018 год на 9 %. 

Число 

погибших 

в 

дорожно-транспортных 

происшествиях  

на  100  тыс.  населения  (Индикатор  5.1.1.)  продолжало  снижаться  и  составило  
в 2018 году 12,3 человек, что на 5,4 % меньше уровня прошлого года. 

В  части  дорожно-транспортных  происшествий,  на  месте  которых 

зафиксированы  нарушения  обязательных  требований  к  эксплуатационному 
состоянию автомобильных дорог и железнодорожных переездов, за 2018 год также 
наблюдается  снижение  их  количества  в  сравнении  с  аналогичным  периодом 
прошлого года на 12,5 % (59 421 и 67 896 соответственно), в том числе количества 
погибших на 20,3 % (5 573 и 6 990 соответственно). 

При  этом  на  автомобильных  дорогах  общего  пользования  федерального 

значения  Российской  Федерации  в  сравнении  с  2017  годом  количество  ДТП 
снизилось  на  3,4%,  а  число  погибших  и  раненых  снизилось  на  1,8  %  и  2,7  % 
соответственно. 

ДТП  в  местах,  совершения  которых  отмечены  недостатки  транспортно-

эксплуатационного 

состояния 

автомобильной 

дороги, 

регистрировались  

в  2039  случаях  и  в  сравнении  с  аналогичным  периодом  2017  года  данный 
показатель снизился на 24,7 %. 

Факторами, повлиявшими на повышение безопасности дорожного движения 

на  автомобильных  дорогах  общего  пользования,  является  масштабное 
строительство линий электроосвещения, пешеходных переходов в разных уровнях, 
установление  барьерных  ограждений,  светофорных  объектов,  ликвидация  мест 
концентрации ДТП.  

В  рамках  мероприятий,  направленных  на  повышение  безопасности 

дорожного  движения  на  федеральных  автомобильных  дорогах,  осуществлено 
устройство 463 км линий электроосвещения, построены 25 пешеходных переходов 
в  разных  уровнях,  установлено  около  266  тыс.  пог.  м  металлических  и  тросовых 
барьерных  ограждений.  В  целях  повышения  безопасности  движения  транспорта  
и пешеходов в рамках дорожно-эксплуатационных работ обустроено 128 наземных 

76

 

пешеходных  переходов,  устроено  около  15  000  метров  пешеходных  ограждений, 
установлено  218  светофорных  объектов,  72  автономные  осветительные  системы  
на автобусных остановках и пешеходных переходах. 

При  реализации  приоритетного  проекта  «Безопасные  и  качественные 

дороги»  в  38  крупных  городских  агломерациях  число  мест  концентрации 
дорожно-транспортных происшествий сократилось до 30,4 процента. 

На  автодорогах  общего  пользования  было  ликвидировано  97  участков 

концентрации ДТП.  

Повышена  защищенность  от  террористических  угроз  21  объекта 

транспортной  инфраструктуры  дорожного  хозяйства  за  счет  их  оснащения 
техническими  средствами  и  инженерными  сооружениями  обеспечения 
безопасности. 

Кроме  того,  проведена  оценка  уязвимости  53  объектов  транспортной 

инфраструктуры на автомобильной дороге М-4  «Дон», были продолжены работы  
в  рамках  договора  по  оснащению  категорированных  объектов  транспортной 
инфраструктуры  инженерно-техническими  системами  обеспечения  транспортной 
безопасности  с  подключением  инженерно-технических  средств  обеспечения 
транспортной 

безопасности 

объектов 

транспортной 

инфраструктуры  

к  магистральной  сети  передачи  данных  автомобильной  дороги  М-4  «Дон»  -  
от  Москвы  через  Воронеж,  Ростов-на-Дону,  Краснодар  до  Новороссийска  
на  участке км 225,6  - км 633,0, Тульская. Липецкая, Воронежская области, в том 
числе:  4  шт.  в  Тульской  области,  22  шт.  -  в  Липецкой  области,  12  шт.  -  
в Воронежской области. 

С  целью  предотвращения  авиапроисшествий  был  реализован  комплекс 

дополнительных организационных, технических, конструктивных и нормативных 
мер,  в  том  числе  образовано  новое  Управление  сертификации  авиационной 
техники  в  составе  Росавиации,  которое  организует  и  проводит  обязательную 
сертификацию  гражданских  воздушных  судов,  авиационных  двигателей, 
воздушных  винтов  и  бортового  авиационного  оборудования  гражданских 
воздушных судов. 

В  течение  2018  года  с  воздушными  судами  авиации  общего  назначения 

произошло  23  авиационных  происшествия  (в  2017  году  -  24),  в  том  числе  
13  катастроф  с  гибелью  24  человек  (в  2017  году  -  13  катастроф  с  гибелью  
26 человек). 

Для  авиационных  происшествий  с  воздушными  судами  характерными 

являются  такие  типы  событий,  как  потеря  управления  в  полете,  столкновение  
с землей или препятствиями в управляемом полете, отказы авиационной техники 
из-за  нарушения  правил  ее  эксплуатации.  По-прежнему  актуальной  остается 
проблема  сознательных  нарушений  правил  полетов  частными  владельцами 
воздушных судов: выполнение полета с превышением допустимых ограничений. 

К ключевым мероприятиям по безопасности полетов 2018 года относятся: 

 

Инициирование 

совместной 

с 

предприятиями 

авиационной 

промышленности  работы  по  решению  проблем  подготовки  летного  состава 
самолетов  к  действиям  для  предотвращения  попадания  в  сложное 
пространственное  положение,  сваливания  и  вывода  из  него.  В  марте  2018  года  
в  г.  Жуковский  (Московская  область),  проведена  Научно-практическая 
конференция «Предотвращение авиационных происшествий, связанных с потерей 
управления  в  полете.  Подготовка  летного  состава  самолетов  транспортной 
категории  к  действиям  при  попадании  в  сложное  пространственное  положение  
и сваливании»; 

 

Поддержка  и  контроль  реализации  мероприятий,  направленных  

на  обеспечение  безопасности  операций  на  взлетно-посадочных  полосах,  включая 

77

 

внедрение системы управления безопасностью полетов. 

 

Проведение  проверок  воздушных  судов  на  перроне  с  целью  контроля 

соблюдения российскими эксплуатантами сертификационных требований, правил 
выполнения и обеспечения полетов. 

Наибольшие  проблемы  с  обеспечением  безопасности  железнодорожного 

движения  в  2018  году  на  путях  общего  и  необщего  пользования  продолжают 
оставаться  в  хозяйстве  пути,  где  по  причине  неудовлетворительного  состояния 
верхнего  строения  пути  допущено  8  транспортных  происшествий,  или  40  %  
от общего количества, в основном из-за излома рельсов. 

Основными причинами происшествий на водном транспорте являются: 

 

несоблюдение  норм  и  правил  технической  эксплуатации  морских  судов,  

а  также  технической  эксплуатации  судовых  технических  средств  и  конструкций 
(28 % происшествий); 

 

несоблюдение  общепринятых  приёмов  и  способов  управления  судном  

(24 %); 

 

недостатки в организации ходовой навигационной вахты и штурманской 

службы на судах (21 %); 

 

невыполнение  командным  составом  и/или  судовладельцем,  и/или 

береговыми 

работниками 

требований 

нормативных 

документов,  

регламентирующих безопасность плавания (19 %); 

 

не  учёт  гидрометеорологических  особенностей  района  плавания  

и стоянки судов (8 %). 

Основными факторами, оказывающими позитивное влияние в отчетном 

периоде  на  достижение  заданных  значений  целевых  индикаторов  по  Цели  5 
Транспортной стратегии, являются:  

 

реализация приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» 

в крупных городских агломерациях; 

 

выполнение  работ  по  ремонту  и  содержанию  автомобильных  дорог 

общего  пользования  федерального  значения  до  уровня,  обеспечивающего 
приведение  транспортно-эксплуатационного  состояния  дорог  в  соответствие  
с требованиями нормативных документов; 

 

выполнение  работ  по  обустройству  федеральных  автомобильных  дорог  

в целях повышения безопасности пешеходов;  

 

реализация 

системы 

государственного 

контроля 

и 

надзора  

за безопасностью при перевозках людей и грузов; 

 

внедрение  риск-ориентированного  подхода  в  контрольно-надзорную 

деятельность; 

 

улучшение  оснащенности  надзорных  органов  техническими  средствами 

контроля; 

 

создание  и  обновление  электронных  навигационных  карт  внутренних 

водных путей Российской Федерации и базы данных навигационной информации 
на участки внутренних водных путей. 

В  целом  высокие  показатели  достижения  Цели  5  Транспортной  стратегии  

в  2018  году  свидетельствуют  об  эффективности  реализации  мероприятий  
в  области  обеспечения  безопасности  движения  и  безопасности  на  транспорте  
и  корректной  расстановке  приоритетов  в  условиях  ограничений  финансовых 
ресурсов. 

По Цели 6

 Транспортной стратегии, направленной на снижение негативного 

воздействия  транспортной  системы  на  окружающую  среду,  на  основе  анализа 
фактических значений по целевым индикаторам за 2018 год можно сделать вывод 
о  недостаточной  динамике  снижения  негативного  воздействия  транспортной 
системы на окружающую среду. 

78

 

Основными  факторами,  препятствующими  достижению  заданных 

значений целевых индикаторов по Цели 6 Транспортной стратегии являются: 

 

дефицит  доступных  инвестиционных  ресурсов  на  обновление 

подвижного  состава  и  приведение  его  в  соответствие  с  современными  высокими 
международными нормами по эмиссии двигателей, шуму и выбросам углекислого 
газа; 

 

недостаточный  уровень  экономического  стимулирования  применения 

транспортных  средств,  работающих  на  альтернативных  источниках  энергии,  
в  т.ч.  с  электрическим  приводом  и  «нулевым»  выбросом  на  государственном  
и  муниципальном  уровнях,  а  также  мер  поддержки  приобретения  указанных 
транспортных средств; 

 

недостаточное 

развитие 

и 

использование 

интеллектуальных 

транспортных  систем  (ИТС)  на  автомобильных  дорогах  городских  агломераций  
и улично-дорожной сети с интенсивными транспортными потоками, что приводит 
к неэффективной организации движения и высокому  удельному  уровню вредных 
выбросов на участках, обслуживающих движение в режиме перегрузки. 

Позитивное 

влияние 

на 

снижение 

негативного 

воздействия 

транспортной системы на окружающую среду в 2018 году, оказали следующие 
меры: 

 

продолжена  реализация  программы  лизинга  техники  на  газомоторном 

топливе  на  льготных  для  лизингополучателя  условиях,  в  2018  году  заключены 
договоры лизинга на поставку 457 единиц техники, работающей на газомоторном 
топливе.  Общий  объем  поставок  в  лизинг  энергоэффективной  техники  достиг  
1 923 единиц; 

 

осуществлены  мероприятия,  направленные  на  обновление  подвижного 

состава городского пассажирского транспорта в г. Москве и Московской области, 
соответствующего современным экологическим стандартам;  

 

утвержден  План  мероприятий  по  реализации  Программы  развития 

зарядной  инфраструктуры  для  транспортных  средств  с  электродвигателями  
на  автомобильных  дорогах  ГК  «Автодор»  на  период  до  2020  года  в  целях 
стимулирования развития экологически чистого транспорт. План включает в себя 
мероприятия  по  актуализации  и  разработке  документов  по  стандартизации, 
подготовку  предложений  по  созданию  финансовых  моделей  для  привлечения 
инвестиций  в  создание  зарядной  инфраструктуры,  а  также  проектированию, 
строительству и эксплуатации зарядных станций; 

 

осуществлено  внедрение  нового  типа  электрифицированного  транспорта 

(электробусов)  на  маршрутах  наземного  городского  пассажирского  транспорт  
в г. Москве, в парк ГУП «Мосгортранс» поступило 24 электробуса; 

 

реализуется  комплекс  мероприятий,  направленных  на  стимулирование 

использования  электромобильной  техники,  для  этой  цели  установлено  
120  зарядных  станций  для  электротранспорта  в  городе  Москве  и  100  станций  
на территории Московской области;  

 

увеличено 

использование 

компримированного 

природного 

газа  

на  общественном  автомобильном  транспорте  и  дорожно-коммунальной  технике  
в городах и населенных пунктах Московской области; 

 

в рамках мероприятий по энергоэффективности в течение отчетного года 

в  плановом  порядке  осуществлялась  установка  светодиодных  светильников  
на  автомобильных  дорогах  федерального  значения.  На  различных  дорожных 
объектах было установлено более 36 тысяч светодиодных светильников.  

 

ГК  «Автодор»  осуществлены  разработка  и  внедрение  корпоративных 

стандартов  (СТО),  связанных  с  экологическим  контролем,  в  соответствии  
с которыми выполнен мониторинг объектов строительства автомобильной дороги 

79

 

М-11  «Москва  -  Санкт-Петербург»,  выполнена  модификация  проектной 
документации  по  автомобильной  дороге  М-11  «Москва  -  Санкт-Петербург»  
(8  этап)  в  части  устройства  локальных  очистных  сооружений,    апробирована 
методика  оценки  соответствия  объектов  придорожного  сервиса  требованиям 
«Зелёный стандарт ГК «Автодор», осуществлялся выборочный контроль объектов 
дорожного  и  придорожного  сервиса  (площадки  отдыха,  АЗС,  надземный 
пешеходный переход и др). 

3.2 

Предложения по совершенствованию мер государственного регулирования 

в сфере транспорта

 

Предложения  по  совершенствованию  мер  государственного  регулирования  

в сфере транспорта отражены в Плане законопроектной деятельности Минтранса 
России  на  2019  год,  утвержденном  распоряжением  Минтранса  России  
от 12 февраля 2019 г. № ЕД-25-р. План включает 130 законопроектов, в том числе: 
20  законопроектов,  находящихся  на  рассмотрении  в  Государственной  Думе;   
58  законопроектов,  разрабатываемых  Минтрансом  России  во  исполнение 
распоряжений  и  поручений  Президента  Российской  Федерации  и  Правительства 
Российской  Федерации;  43  законопроекта,  разрабатываемых  Минтрансом  России  
в  порядке  законодательной  инициативы;  5  законопроектов  о  ратификации 
международных договоров и соглашений. 

В  2019  году  в  Правительство  Российской  Федерации  планируется 

представить следующие законопроекты: 

в сфере железнодорожного транспорта: 
О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  в  части  создания  основы  для  развития  высокоскоростного 
железнодорожного сообщения; 

О  внесении  изменений  в  статью  100  Федерального  закона  «Устав 

железнодорожного  транспорта  Российской  Федерации»  (в  части  установления 
ответственности  грузоотправителей  и  грузополучателей  перед  перевозчиком  
за  нарушение  сроков  нахождения  вагонов  под  погрузкой/выгрузкой  
на железнодорожных путях необщего пользования); 

О  внесении  изменений  в  Федеральные  законы  «Устав  железнодорожного 

транспорта  Российской  Федерации»,  «О  железнодорожном  транспорте  
в  Российской  Федерации»  (установление  процедуры  заключения  договоров, 
основанных на принципах «take-or-pay»); 

О 

внесении 

изменений 

в 

статью 

22.1 

Федерального 

закона  

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»; 

О заявлении Российской Федерации в связи с Конвенцией о международных 

железнодорожных перевозках (КОТИФ); 

О  внесении  изменений  в  Федеральный  закон  «О  транспортно-

экспедиционной деятельности»; 

О  внесении  изменений  в  статьи  104  и  105  Федерального  закона  «Устав 

железнодорожного транспорта Российской Федерации»; 

О 

внесении 

изменений 

в 

статью 

10 

Федерального 

закона  

«О  железнодорожном  транспорте  в  Российской  Федерации»  (в  части 
строительства  жилых  домов  для  работников,  обслуживающих  инфраструктуру 
железнодорожного транспорта); 

О 

внесении 

изменений 

в 

статью 

15 

Федерального 

закона  

«О железнодорожном транспорте в Российской Федерации». 

в сфере гражданской авиации: 
О  внесении  изменений  в  некоторые  законодательные  акты  Российской 

Федерации  в  части  медицинского  обеспечения  полетов  гражданских  воздушных 
судов; 

80

 

О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных 

видов  деятельности»  по  вопросу  лицензирования  деятельности  в  области 
авиационной техники; 

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации, в части 

оформления,  выдачи,  применения  и  изъятия  удостоверения  члена  экипажа 
воздушного судна; 

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части 

установления сроков проведения в рамках федерального государственного надзора 
проверок, 

соответствующих 

стандартам 

и 

рекомендуемой 

практике 

Международной организации гражданской авиации; 

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации в части 

охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры; 

О  внесении  изменений  в  статьи  131  и  134  Воздушного  кодекса  Российской 

Федерации  в  части  размера  страхования  ответственности  владельца  воздушного 
судна перед третьими лицами; 

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части 

присвоения  подлежащим  учету  беспилотным  гражданским  воздушным  судам 
учетных опознавательных знаков и определения порядка нанесения таких знаков); 

О  внесении  изменений  в  статьи  35,  37  Воздушного  кодекса  Российской 

Федерации  (в  части  устранения  правовой  неопределенности  статуса  требований  
к  летной  годности  и  охране  окружающей  среды,  установления  понятия,  порядка 
разработки  и  применения  обязательной  информации  по  поддержанию  летной 
годности,  установления  основания  для  издания  требований  к  летной  годности  
и  охране  окружающей  среды  для  беспилотных  авиационных  систем  и  (или)  
их  элементов,  введение  понятия,  порядка  разработки  и  применения 
сертификационного базиса);  

О  внесении  изменений  в  статью  56  Воздушного  кодекса  Российской 

Федерации  и  статью  14  Федерального  закона  «О  правовом  положении 
иностранных  граждан  в  Российской  Федерации)  (в  части  изменения  срока,  
в  течение  которого  возможно  заключение  трудового  договора  с  иностранным 
гражданином  для  замещения  должности  командира  гражданского  воздушного 
судна);    

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части 

совершенствования использования воздушного пространства, аэронавигационного 
обслуживание  полетов  воздушных  судов  и  пресечения  полетов  беспилотных 
воздушных судов в воздушном пространстве,  использование которого запрещено 
или ограничено); 

О  внесении  изменений  в  отдельные  законодательные  акты  Российской 

Федерации  в  части  совершенствования  порядка  установления  и  использования 
приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»; 

О  внесении  изменений  Федеральный  закон  «О  государственном 

регулировании  развития  авиации»  в  части  утверждения  классификации  работ  
по  содержанию  и  ремонту  аэродромов  гражданской  авиации,  находящихся  
в федеральной собственности. 

в области морского и внутреннего водного транспорта: 
О  свободных  портах  в  Российской  Федерации  и  о  внесении  изменений  

в отдельные законодательные акты Российской Федерации; 

О внесении изменений в Закон Российской Федерации  «О Государственной 

границе  Российской  Федерации  и  отдельные  законодательные  акты  Российской 
Федерации (в части исключения необходимости представления оригиналов и (или) 
копий  документов  на  бумажном  носителе  и  установления  полномочий 
Правительства  Российской  федерации  по  определению  перечня  документов  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..