Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 8

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 8

 

 

113 

с  бизнес-инкубатором  малого  инновационного  бизнеса  (на  базе  ФГБОУ  ПО 

"Кубанский  государственный  университет"  (г.  Краснодар),  Инновационный 

центр ФГБОУ ПО "Кубанский государственный технологический университет" 

(г. Краснодар), 

Краснодарский 

IT-парк 

(г. 

Краснодар), 

Технопарк 

ООО "Инженерно-исследовательский  центр  нефти  и  газа"  (Северский  район), 

ООО  "Межрегиональный  центр  обслуживания  малых  и  средних  предприятий 

"Югинформинвест"  (г.  Краснодар).  Формирование  инновационной  экономики 

во  многом  будет  зависеть  от  развития  инжиниринговых  центров  в  рамках  

кластеров умной экономики. Приоритетным перспективным проектом является 

создание индустриального парка на площадке в Восточной промышленной зоне 

г.  Краснодара.  Необходима  активизация  работы  по  созданию  и  развитию 

управляющих  компаний,  привлечению  резидентов  и  обеспечению  полной  

загрузки промышленных площадок в муниципальных образованиях. 

Стимулирование  привлечения  инвестиций  в  экономику  Краснодарского 

края  целесообразно  вести  на  основе  формирования  и  управления  специализи-

рованными объектами инновационно-инвестиционной инфраструктуры, такими 

как  особая  экономическая  зона,  индустриальный  парк  ("гринфилд"  и  

"браунфилд"),  технопарк,  технопарк  в  сфере  высоких  технологий,  бизнес-

инкубатор, инжиниринговый центр (обычно включающий центр коммерциали-

зации  технологий,  центр  испытаний  и  сертификации  продукции,  опытно-

конструкторский полигон). 

Стратегическая линия заключается в более акцентированном стимулиро-

вании  управляющих  компаний  (зачастую  являющихся  частными),  занимаю-

щихся  управлением  и  развитием  объектов  инновационно-инвестиционной  

инфраструктуры  и  оказанием  услуг  резидентам.  Конкурентоспособность 

управляющей  компании  повышается  при  наличии  у  нее  права  распоряжаться 

имуществом  объекта  инновационно-инвестиционной  инфраструктуры.  Это  

позволяет предоставлять не только базовую инфраструктуру, но и полноценный 

портфель  оказываемых  услуг  (лучшие  мировые  образцы  оказывают  более  100 

видов услуг: консалтинговые услуги, предоставление и обслуживание НИОКР 

инфраструктуры,  бытовые  сервисы,  хранение,  транспортировку  и  утилизацию 

114 

промышленных  отходов,  обслуживание  инфраструктуры,  транспортные  и  

логистические  услуги  и  многое  другое).  Важным  элементом  является  каче-

ственная  стратегия  развития  объекта  инновационно-инвестиционной  инфра-

структуры  (включающая  бизнес-план,  план  маркетинга,  план  инвестиций  и 

привлечения резидентов, план управления объектом и т.д.). 

Стратегическая цель: 

СЦ-7. Краснодарский край является одним из наиболее привлекательных 

для инвестиций (в том числе иностранных) субъектов Российской Федерации, 

ключевые  субъекты  края  инвестиционно  привлекательны  на  мировом  уровне, 

создана  эффективная  инвестиционная  среда,  консолидированный  бюджет 

Краснодарского  края  сбалансирован  и  имеет  низкую  зависимость  от  

федерального уровня. 

Задачи: 

Обеспечение  регулярной  диагностики  инвестиционного  развития  и  

потенциала,  а  также  рыночной  эффективности  финансовой  системы  

Краснодарского края: 

ежеквартальная  диагностика  инвестиционного  развития  и  потенциала 

Краснодарского края (с формированием ежеквартального публичного отчета); 

ежегодная 

диагностика 

эффективности 

финансовой 

системы  

Краснодарского края. 

Развитие  институтов  стимулирования  повышения  инвестиционной  

привлекательности Краснодарского края и его субъектов; сопровождение инве-

стиционного  продвижения  региона  в  целом  и  портфеля  приоритетных  проек-

тов; сопровождение привлечения инвестиций: 

развитие  государственных,  частных  и  государственно-частных  институ-

тов  стимулирования  повышения  инвестиционной  привлекательности  Красно-

дарского края и его субъектов; 

обеспечение эффективного функционирования и взаимодействия органов 

исполнительной  власти  Краснодарского  края  и  иных  субъектов  инвестицион-

ной деятельности в ходе инвестиционного процесса, в т.ч. достижение целевых 

значений  показателей  следующих  целевых  моделей  упрощения  процедур  

115 

ведения  бизнеса  и  повышения  инвестиционной  привлекательности  субъекта  

Российской  Федерации,  утвержденных  распоряжением  Правительства  

Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р: 

наличие и качество регионального законодательства о механизмах защи-

ты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности; 

эффективность  обратной  связи  и  работы  каналов  прямой  связи  инвесто-

ров и руководства субъекта Российской Федерации; 

качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации; 

обеспечение  качественного  сопровождения  инвестиционных  проектов  в 

режиме "одного окна" и на принципах государственно-частного партнерства, в 

т.ч.  достижение  целевых  значений  показателей  целевой  модели  упрощения 

процедур  ведения  бизнеса  и  повышения  инвестиционной  привлекательности 

субъекта  Российской  Федерации  "Эффективность  деятельности  специализиро-

ванной  организации  по  привлечению  инвестиций  и  работе  с  инвесторами", 

утвержденной 

распоряжением 

Правительства 

Российской 

Федерации  

от 31 января 2017 года № 147-р; 

устранение административных барьеров в инвестиционной сфере; 

проведение  мероприятий  в  Краснодарском  крае  по  продвижению  инве-

стиционного потенциала; 

проведение  мероприятий  за  пределами  Краснодарского  края  по  продви-

жению инвестиционного потенциала; 

организация  работы  сети  постоянно  действующих  презентационных 

площадок  (шоу-румов)  в  Краснодаре  и  центрах  экономических  зон  

Краснодарского края. 

Привлечение, развитие  и удержание лучших кадров для инвестиционно-

финансовой системы; обеспечение высокой финансовой грамотности бизнеса и 

населения: 

привлечение,  развитие  и  удержание  качественных  специалистов  для  

инвестиционной системы (включая "мировых звезд"); 

развитие 

инвестиционной 

грамотности 

бизнеса 

и 

населения  

Краснодарского края. 

116 

Достижение лидерства в применении инновационных методов и инстру-

ментов инвестиционно-финансового развития: 

стимулирование  внедрения  современных  инвестиционно-финансовых  

механизмов и инструментов; 

развитие  информационной  среды  стимулирования  инвестиционного  

развития; 

развитие  современных  инновационных  инвестиционно-финансовых  

экосистем (платформ). 

Обеспечение  высокого  качества  и  доступности  инвестиционной  инфра-

структуры и фондов: 

развитие  инфраструктуры  оказания  финансовых,  инвестиционных  и  

профессиональных услуг; 

обеспечение  эффективного  управления  объектами  инновационно-

инвестиционной инфраструктуры; 

стимулирование  развития  бизнеса  в  рамках  объектов  инновационно-

инвестиционной инфраструктуры. 

Обеспечение  высокого  качества  финансовых  механизмов  инвестицион-

ной системы; системное стимулирование участников инвестиционного процес-

са, реализующих приоритетные инвестиционные проекты; обеспечение эффек-

тивного перечня инструментов государственной финансовой поддержки: 

предоставление  государственной  поддержки  предприятиям  (организаци-

ям),  реализующим  приоритетные  инвестиционные  проекты,  находящимся  в  

высокой  степени  прединвестиционной  готовности;  расширение  перечня  

инструментов государственной поддержки; 

проработка набора мер сопровождения привлечения инвестиций в рамках 

государственных программ развития флагманских проектов; 

поддержка венчурных инвестиций; 

привлечение  ресурсов  из  федеральных  источников  финансирования  и  

институтов развития. 

Обеспечение  долгосрочной  сбалансированности  консолидированного 

бюджета  Краснодарского  края  и  повышение  эффективности  и  качества  

117 

управления государственными и муниципальными финансами: 

выравнивание  финансовых  возможностей  муниципальных  образований 

Краснодарского  края  по  осуществлению  органами  местного  самоуправления 

полномочий  по  решению  вопросов  местного  значения  и  создание  условий  

повышения качества управления муниципальными финансами; 

обеспечение  эффективного  управления  государственным  долгом  

Краснодарского края; 

совершенствование  процедуры  составления  и  организации  исполнения 

консолидированного  бюджета  Краснодарского  края  с  учетом  соблюдения 

принципов бюджетной системы Российской Федерации. 

Повышение эффективности налоговой и бюджетной политики: 

мониторинг  и  актуализация  мер  налоговой  и  бюджетной  политики  

Краснодарского края. 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-7  представлены  в  

таблице 17. 

Таблица 17 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-7 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-7. Край и его ключевые субъекты инвестиционно привлекатель-
ны на мировом уровне, создана эффективная инвестиционная среда, 
ориентированная на инновации в традиционных и новых секторах 
экономики, консолидированный бюджет Краснодарского края сба-
лансирован и имеет низкую зависимость от федерального уровня 

  

  

  

  

  

  

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

429  474  673 

837 

998  1 179 

Базовый 

429  499  753  1 013  1 261  1 545 

Оптимистический 

429  509  782  1 125  1 461  1 853 

Налоги в бюджеты всех уровней, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

284  305  366 

451 

540 

645 

Базовый 

284  317  398 

521 

654 

811 

Оптимистический 

284  316  415 

582 

764 

984 

Доходы консолидированного бюджета, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

263  288  308 

367 

427 

496 

Базовый 

263  288  331 

418 

508 

612 

Оптимистический 

263  288  344 

462 

587 

734 

Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому регио-
нальному продукту, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

20,0  19,7  22,9  23,1  23,0  22,9 

Базовый 

20,0  20,0  23,3  23,7  23,6  23,5 

Оптимистический 

20,0  19,8  23,2  23,6  23,5  23,3 

Объем расходов бюджета, приходящихся на 1 жителя, тыс. руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

47,1  54,0  53,3  62,0  70,8  81,0 

Базовый 

47,1  54,0  57,1  70,1  83,4  98,7 

Оптимистический 

47,1  54,0  58,9  76,7  94,6  115,3 

118 

3.3.

 

Развитие экономических комплексов 

3.3.1.

 

Торгово-транспортно-логистический комплекс 

Целевое  видение  торгово-транспортно-логистического  комплекса  в 

2030 году включает следующие характеристики. 

Стратегическая цель: 

СЦ-8. Регион-лидер Южного экспортно-импортного хаба – один из клю-

чевых евразийских транспортно-логистических узлов. 

Стратегическая цель развернута в три цели второго уровня: 

Ц-8.1. Регион  с  развитой  системой  торговли,  сочетающей  современные 

(передовые)  и  традиционные  формы  торговли,  удовлетворяющей  потребности 

населения в качественных и безопасных товарах по доступным ценам. 

Ц-8.2. Регион с устойчиво развивающимся транспортным каркасом, обес-

печивающим максимальную проницаемость территории. 

Ц-8.3. Регион с развитой транспортно-логистической системой. 

Указанные  цели  описывают  целевое  видение  будущего  торгово-

транспортно-логистического  комплекса  Краснодарского  края  в  контексте  раз-

вития его составных частей (торговля, транспорт, логистика). 

Общие  задачи  развития  комплекса  в  проекции  семи  направлений 

межрегиональной конкуренции 

G1. Повышение 

конкурентоспособности 

экспортоориентированной 

транспортно-логистической системы. 

G2. Создание 

эффективно 

работающей 

системы 

институтов, 

обеспечивающей функционирование ТТЛК: 

создание  сбалансированной  институциональной  системы  управления  и 

механизмов, обеспечивающих кластерную активацию ТТЛК; 

развитие  межрегионального  сотрудничества  в  рамках  Южного  полюса 

роста; 

повышение транспортной безопасности. 

G3. Повышение  уровня  подготовки  и  эффективности  механизмов 

удержания лучших специалистов в ТТЛК: 

119 

формирование  системы  привлечения,  подготовки  и  удержания 

востребованных специалистов в ТТЛК. 

G4. Повышение 

уровня 

инновационной 

и 

технологической 

обеспеченности  торговой  и  транспортно-логистической  деятельности  и 

эффективности процессов: 

формирование  инновационной  и  технологической  инфраструктуры 

развития ТТЛК. 

G5. Повышение уровня экологичности и устойчивости развития ТТЛК: 

внедрение принципов устойчивого развития в ТТЛК. 

G6. Развитие  интегрированной  эффективной  торговли  и  транспортно-

логистической инфраструктуры: 

достижение 

высоких 

показателей 

качества 

транспортно-

коммуникационной системы, которая обеспечивает требуемую доступность для 

пассажирских передвижений и перемещений грузов. 

G7. Создание эффективной системы привлечения инвестиций в ТТЛК: 

отбор  и  поддержка  реализации  эффективных  проектов  в  приоритетных 

направлениях развития комплекса. 

Ключевое  комплексное  направление  развития:  развитие  транспортно-

логистической  сети  региона,  обеспечивающее  бесперебойный  транзит  и 

повышение качества товаров и услуг за счет: 

ввода  в  эксплуатацию  новых  объектов  транспортной  инфраструктуры  с 

разделением на пассажирские и грузовые функции: 

строительство  новых  аэровокзальных  комплексов  аэропортов  Краснодар 

(Пашковский) и Геленджик; 

развитие порта Тамань; 

развитие  морской  портовой  инфраструктуры  морских  портов  Азово-

Черноморского бассейна, а также развитие ближних и дальних железнодорож-

ных  и  автомобильных  подходов  к  морских  портам  Туапсе,  Новороссийск,  

Тамань, Ейск; 

строительство  Керченского  мостового  перехода,  автомобильной  и 

железнодорожной дорог на Крымский полуостров; 

120 

строительство  дороги  Краснодар  –  Абинск  –  Кабардинка  (с  вариантом 

Крымск – Новороссийск); 

реконструкция дороги г. Майкоп – г. Туапсе с завершением строительства 

автодорожного тоннеля в районе Шаумянского перевала; 

создание  крупных  логистических  центров  в  границах  Краснодарской 

агломерации; 

строительство  автомобильной  дороги  М-4  "Дон"  –  от  Москвы  через 

Воронеж,  Ростов-на-Дону,  Краснодар  до  Новороссийска  на  участке  дальнего 

западного обхода г. Краснодара; 

строительство  автомобильной  дороги  Цемдолина  –  ул.  Портовая  (новый 

участок автомобильной дороги федерального значения М-4 "Дон" км 1542+215-

км  1552+447  (км  6+813  федеральной  автомобильной  дороги  М-25 

"Новороссийск  –  Керченский  пролив")  в  рамках  мероприятий  комплексного 

развития Новороссийского транспортного узла; 

строительство автомобильной дороги М-4 – Майкоп – Красная Поляна; 

строительство  автомобильной  дороги  М-4  "Дон"  на  участке  пгт Джубга 

до г. Новороссийска. 

повышения качества сервиса на рынке услуг. 

Цели  и  ключевые  задачи  развития  комплекса  в  проекции  трех  базовых 

секторов 

Ц-8.1. Регион  с  развитой  системой  торговли,  сочетающей  современные 

(передовые)  и  традиционные  формы  торговли,  удовлетворяющей  потребности 

населения в качественных и безопасных товарах по доступным ценам. 

Задачи: 

Повышение качества и культуры в торговле и сервисе. 

Развитие  современных  форм  торговли  (в  т.ч.  удаленной  и  электронной 

торговли) в форматах B2B, B2C, C2C. 

Развитие конкуренции в сфере торговли. 

Формирование  эффективной  торговой  политики,  направленной  на 

максимально  полное  удовлетворение  потребностей  населения  в  услугах 

торговли. 

121 

Участие в формировании системы подготовки и переподготовки кадров в 

сфере торговли. 

Создание 

информационной 

инфраструктуры, 

обеспечивающей 

реализацию современных форм торговли. 

Формирование  комфортной  потребительской  среды  через  развитие 

торговой инфраструктуры. 

Поддержка  торговых  предприятий  при  привлечении  финансирования  на 

расширение бизнеса в сфере торговли. 

Ц-8.2. Регион  с  устойчиво  развивающимся  транспортным  каркасом,  

обеспечивающим максимальную проницаемость территории. 

Задачи: 

Интеграция  внутренних  и  межрегиональных  транспортных  связей  в 

международные транспортные коридоры. 

Развитие эффективной системы обслуживания дорожно-транспортной сети. 

Развитие общественного транспорта. 

Развитие грузового транспорта. 

Развитие скоростного транспорта. 

Развитие  зарядной  инфраструктуры  (сети  зарядных  станций)  и 

инфраструктуры технического обслуживания электромобилей. 

Синхронизация 

документов 

территориального 

планирования 

и 

отраслевых  документов  в  сфере  развития  транспортной  инфраструктуры  со 

Стратегией. 

Реализация ГЧП в развитии дорожно-транспортной сети. 

Информатизация транспортной инфраструктуры. 

Содействие  внедрению  перспективных  технологий  в  области  дорожной 

деятельности,  а  также  применению  национальных  стандартов  Российской 

Федерации в указанной области. 

Снижение негативного влияния транспорта на экологию. 

Опережающее развитие высокоскоростных железнодорожных магистралей, 

связывающих  центральные  регионы  РФ  с  курортами  Крыма  и  Краснодарского 

края и развитие магистральных грузовых железнодорожных связей. 

122 

Развитие автодорожной сети. 

Внедрение  механизмов  проектного  управления  инвестициями  в 

транспортной сфере. 

Ц-8.3 Регион с развитой транспортно-логистической системой. 

Задачи: 

Создание  рынка  конкурентоспособных  комплексных  транспортно-

логистических услуг международного уровня. 

Совершенствование  механизмов  государственного  управления  в 

транспортно-логистической сфере. 

Участие в формировании системы подготовки и переподготовки кадров в 

сфере транспорта и логистики. 

Цифровизация  и  повышение  технологического  уровня  транспортно-

логистической системы Краснодарского края, систем управления грузовыми и 

пассажирскими перевозками. 

Внедрение  перспективных  технологий  в  транспорте,  в  т.ч.  развитие 

экологически  чистого  транспорта,  интеллектуальных  транспортных  систем  и 

новых видов мобильности населения. 

Развитие морских портов, в т.ч. малых портов. 

Развитие аэропортов, в т.ч. малой авиации. 

Развитие транспортно-логистических узлов. 

Развитие интермодальных транспортно-коммуникационных узлов на тер-

риториях аэропортов, морских портов, железнодорожных и автостанций. 

Внедрение  механизмов  проектного  управления  инвестициями  в  транс-

портно-логистической сфере. 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-8  представлены  в  

таблице 18. 

Таблица 18 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-8 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-8. ТТЛК. Регион-лидер Южного экспортно-импортного хаба – 
один из ключевых евразийских транспортно-логистических узлов 

  

  

  

  

  

  

Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,3  102,7  103,9  102,4  102,1 

123 

Базовый 

 

102,2  103,9  106,3  103,8  103,1 

Оптимистический 

 

103,1  104,6  109,1  105,4  104,5 

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

688,1  669,9  683,6  735,6  788,0  840,4 

Базовый 

688,1  661,0  668,6  725,6  781,4  844,8 

Оптимистический 

688,1  659,2  665,8  728,1  786,3  856,5 

Смертность в результате ДТП, чел. на 100 000 чел. Населения* 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

15,6  15,0  13,8  12,7  11,6  10,7 

Базовый 

15,6  15,0  12,1 

4,4 

3,2 

2,0 

Оптимистический 

15,6  15,0  11,7 

4,0 

2,0 

0,0 

Снижение количества мест концентрации ДТП относительно 2017 года, раз 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

1,1 

1,2 

1,4 

1,7 

2,0 

Базовый 

 

1,1 

1,4 

2,0 

3,0 

3,0 

Оптимистический 

 

1,1 

1,8 

2,5 

3,8 

4,0 

Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и  
межмуниципального значения, соответствующих нормативным  
требованиям, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

67,6  68,1  70,9  73,0  73,5  74,0 

Базовый 

67,6  68,8  72,0  79,0  81,0  82,0 

Оптимистический 

67,6  68,8  72,3  82,0  83,5  85,0 

Ц-8.1. Регион с развитой системой торговли, сочетающей современ-
ные (передовые) и традиционные формы торговли, удовлетворяю-
щей потребности населения в качественных и безопасных товарах 
по доступным ценам 

  

  

  

  

  

  

Торговля. Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (среднегодовой за пе-
риод) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,2  103,1  103,8  102,7  102,5 

Базовый 

 

100,7  103,9  105,8  104,0  103,7 

Оптимистический 

 

102,3  104,2  108,4  105,8  105,2 

Ц-8.2. Регион с устойчиво развивающимся транспортным каркасом, 
обеспечивающим максимальную проницаемость территории 

  

  

  

  

  

  

Сокращение времени в пути между региональными центрами и основ-
ными ядрами развития Краснодарского края, количество раз 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

1,0 

1,0 

1,0 

1,0 

1,0 

Базовый 

 

1,0 

1,1 

1,3 

1,4 

1,5 

Оптимистический 

 

1,0 

1,1 

1,5 

1,8 

2,0 

Ц-8.3. Регион с развитой транспортно-логистической системой 

  

  

  

  

  

  

Транспорт и логистика. Темп роста ВДС в сопоставимых ценах (средне-
годовой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

100,4  102,3  104,0  102,0  101,4 

Базовый 

 

104,0  104,0  107,0  103,5  102,5 

Оптимистический 

 

104,1  105,2  110,0  105,0  103,7 

*  Базовый  индикатор  за  2016  год  предоставлен  по  уточненным  данным  Росстата,  на  2018  год  указан  целевой  

индикатор,  запланированный  государственной  программой  Краснодарского  края 

"Развитие  здравоохранения",

  прогноз 

рассчитан с учетом динамики снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий с 2010 года (в среднем еже-

годное снижение на 4,7%).

 

3.3.2.

 

Агропромышленный комплекс 

Целевое  видение  агропромышленного  комплекса  в  2030 году  включает 

следующие характеристики. 

Стратегическая цель: 

СЦ-9. Один  из  мировых  регионов-лидеров  развития  умного  и 

экологизированного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность 

страны,  трансформирующегося  от  сырьевого  производства  к  производству  

124 

и  выводу  на  российский  и  глобальные  рынки  уникальной,  безопасной 

"Кубанской продукции". 

Стратегическая  цель  развернута  в  три  цели  второго  уровня  в  проекции 

трех подотраслей агропромышленного комплекса: 

Ц-9.1. Регион  эффективного,  рационального  и  диверсифицированного 

сельскохозяйственного  производства,  основанного  на  принципах  устойчивого 

развития  и  использования  инновационных  технологий,  обеспечивающего  

потребности  населения  и  гостей  Краснодарского  края,  предприятий  перераба-

тывающей  промышленности  в  основных  видах  сельскохозяйственной  

продукции. 

Ц-9.2. Крупнейший  производитель  и  экспортер  конкурентоспособных, 

брендированных,  экологически  чистых,  высококачественных  продуктов  пита-

ния  и  продуктов  переработки  сельскохозяйственной  продукции,  полностью  

покрывающий  потребности  населения  и  гостей  региона  в  качественных  

продуктах  питания  и  выступающий  основой  обеспечения  продовольственной 

безопасности страны. 

Ц-9.3. Конкурентоспособный  центр  развития  товарного  рыбоводства  и 

рыболовства,  обеспеченный  современной  судовой  техникой  и  мощностями  по 

приему  и  первичной  обработке  водных  биологических  ресурсов,  способный 

производить качественный, высокопродуктивный продукт. 

Указанные цели  описывают  целевое  видение будущего  агропромышлен-

ного комплекса Краснодарского края в контексте развития следующих направ-

лений сельскохозяйственной деятельности: 

сельское хозяйство (в т.ч. растениеводство и животноводство); 

перерабатывающая и пищевая промышленность; 

рыбоводство и рыболовство. 

Общие задачи развития комплекса в проекции семи направлений межре-

гиональной конкуренции. 

G1. Повышение  конкурентоспособности  продукции  комплекса  на  основе 

развития  высоких  технологий  и  инноваций,  расширения  традиционных  и  

формирования новых брэндов.

  

125 

Расширение  экспорта  продукции  комплекса:  увеличение  объемов  

экспортируемой  продукции  в  натуральном  и  стоимостном  выражении  за  счет 

изменения качественной структуры экспорта в сторону вывоза готовой продук-

ции, а не сельскохозяйственного сырья. 

G2. Создание  конкурентоспособного  Кластера  экологизированного  АПК 

с  глубокой  и  умной  переработкой,  ориентированного  на  высокое  качество  

продукции  и  генерацию  добавленной  стоимости  и  направленного  на  развитие 

ключевых  инновационных  направлений  АПК  региона  через  развитие  системы 

ключевых субкластеров: 

развитие субкластера "Экологизированное" сельское хозяйство"; 

развитие агропищевого субкластера "Умная переработка"; 

развитие виноградно-винодельческого субкластера; 

развитие рыбохозяйственного субкластера; 

реализация кластерной активации АПК Краснодарского края. 

G3. Развитие систем обучения специалистов в области АПК на различных 

уровнях образования, в т.ч. – на начальном. 

Повышение уровня привлекательности специальностей АПК. 

G4. Развитие  и  внедрение  современных  технологий  во  все  процессы  

производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продуктов питания. 

Обеспечение научно-технического развития АПК и достижения высокого 

уровня экологизации всех производственных процессов. 

Освоение  новых  перспективных  технологий  производства,  переработки 

сельхозпродукции,  в  том  числе  современных  технологий  земледелия,  методов 

защиты  растений,  противоэпизоотических  мероприятий  и  диагностических  

исследований,  а  также  глубокой  переработки  сельскохозяйственного  сырья  и 

биотехнологий,  повышение  доступности  новых  технологий  для  среднего  и  

малого  бизнеса,  фермерских  хозяйств  и  индивидуальных  производителей,  

выравнивание  технологического  уровня  оснащенности  крупных  и  средних  

производств. 

В  рамках  освоения  перспективных  технологий  производства  и  

переработки 

сельскохозяйственной 

продукции 

обеспечение 

развития  

126 

научно-технологических  направлений  нового  поколения  и  применения  плат-

форменных технологий межотраслевого назначения 

G5. Обеспечение эффективного и бережливого использования природных 

ресурсов в агропромышленном производстве, создание условий для устойчиво-

го развития сельских территорий. 

G6. Обеспечение  потребностей  предприятий  АПК  и  сельского  населения 

Краснодарского  края  в  современной  инженерной,  дорожной  и  жилищной  

инфраструктуре. 

G7. Повышение  инвестиционной привлекательности  АПК  Краснодарско-

го  края  в  целях  осуществления  технического  перевооружения,  реконструкции 

предприятий комплекса, строительства новых предприятий на основе примене-

ния инновационных технологий и ресурсосберегающего оборудования. 

Ключевое  комплексное  направление  развития  АПК:  обеспечение 

прироста  производства  экологичной  продукции  с  высокой  добавленной 

стоимостью 

за 

счет 

увеличения 

доли 

и 

степени 

переработки 

сельскохозяйственного сырья на территории Краснодарского края: 

Диверсификация  производства  и  изменение  специализации  комплекса  с 

производства  и  вывоза  сельскохозяйственного  сырья  на  выпуск  готовой  

продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе: 

развитие  производства  сельскохозяйственного  сырья  и  увеличение  каче-

ственных  показателей  производимого  сельскохозяйственного  сырья  для  обес-

печения  загрузки  имеющихся  и  вводимых  в  эксплуатацию  новых  производ-

ственных  мощностей  в  зависимости  от  потребностей  предприятий  пищевой  и 

перерабатывающей  промышленности,  в  том  числе  увеличение  степени  товар-

ности молока, переориентация на новые сорта зерновых с высоким содержани-

ем клейковины и белка и прочее; 

развитие приоритетных направлений производства сельскохозяйственно-

го  сырья:  молочное  и  мясное  животноводство,  производство  плодовоовощной 

продукции,  интенсивное  садоводство  и  овощеводство  открытого  и  закрытого 

грунта,  виноградарство,  рисоводство,  производства  чая  и  субтропических 

фруктов; 

127 

увеличение доли переработанной продукции в основных отраслях, разви-

тие безотходных производств через внедрение технологий переработки отходов 

производства; 

расширение мощностей перерабатывающей и пищевой промышленности, 

в том числе за счет производства продукции глубокой переработки и освоения 

биотехнологий;  

увеличение  современных  мощностей  по  хранению  и  первичной  перера-

ботке сельскохозяйственной продукции; 

повышение потребительских свойств и расширение ассортимента произ-

водимых в регионе продуктов питания. 

Продвижение  продукции  на  высокомаржинальные  федеральные  и  зару-

бежные рынки: 

формирование единой имиджевой политики Краснодарского края, реали-

зация  которой  включает  создание  и  продвижение  региональных  брендов  

продукции  АПК  и  продвижение  её  на  высокомаржинальные  российские  и  

зарубежные рынки; 

координация  и  синхронизация  сбытовой  логистики  и  маркетинговых  

затрат различных предприятий и выпуск брендированной продукции. 

Цели  и  ключевые  задачи  развития  комплекса  в  проекции  трех  базовых 

секторов. 

Ц-9.1. Регион  эффективного,  рационального  и  диверсифицированного 

сельскохозяйственного  производства,  основанного  на  принципах  устойчивого 

развития  и  использования  инновационных  технологий,  обеспечивающего  

потребности  населения  и  гостей  Краснодарского  края,  предприятий  перераба-

тывающей  промышленности  в  основных  видах  сельскохозяйственной  

продукции. 

Задачи: 

Увеличение  объемов  производства  и  улучшение  качества  продукции  

животноводства  и  растениеводства  для  обеспечения  полной  загрузки  суще-

ствующих  и  вводимых  в  эксплуатацию  новых  производственных  мощностей 

предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. 

128 

Переход  от  повсеместного  производства  низкозатратных  культур  на  

производство высокомаржинальных сельскохозяйственных культур. 

Концентрация на производстве экологически чистой продукции животно-

водства,  основанной  на  применении  безотходного  производства  и  ресурсосбе-

регающего  оборудования.  Повышение  доли  животноводства  в  выпуске  

комплекса. 

Обеспечение  развития  сельского  (аграрного)  туризма  как  инструмента 

развития  малого  предпринимательства  на  селе,  а  также  в  целях  развития  

привлекательности  сельской  местности,  расширения  ассортимента  продукции 

сельского хозяйства, реализации на месте продукции малых форм хозяйствова-

ния, в частности, готовых продуктов питания. Данная задача решается в рамках 

соответствующей  цели  развития  санаторно-курортного  и  туристского  

комплекса. 

Стимулирование  интеграционных  процессов  между  сельскохозяйствен-

ными товаропроизводителями. 

Обеспечение  развития  сельского  хозяйства  и  сельского  (аграрного)  

туризма квалифицированными кадрами. 

Повышение занятости сельского населения, в первую очередь, молодежи 

за счет развития агротуризма. 

Обеспечение  освоения  интенсивных  технологий,  базирующихся  на  

применении  нового  поколения  сельскохозяйственных  машин  и  технологиче-

ского  оборудования  и  дальнейшей  модернизации  машинно-тракторного  парка 

сельскохозяйственных предприятий. 

Обеспечение эффективного землепользования и повышения естественно-

го уровня плодородия почв и содержания гумуса в землях сельскохозяйствен-

ного назначения (на 1 – 2%). 

Снижение  воздействия  индустриального  животноводства  на  окружаю-

щую среду. 

Стимулирование  создания  высокотехнологичной  инженерной,  дорожной 

инфраструктуры,  непосредственно  обслуживающей  сельскохозяйственное  

производство, а также современных и высокотехнологичных основных фондов. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     6      7      8      9     ..