Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 6

 

 

81 

и  гражданской  идентичности  населения  края;  содействие  обеспечению  реали-

зации  прав  и  свобод  граждан,  становлению  российской  демократии,  зрелости  

демократических институтов и процедур в Краснодарском крае; 

активизация  взаимодействия  государства  и  субъектов  гражданского  

общества; 

стимулирование этнической и религиозной толерантности граждан, меж-

этнического и межконфессионального диалога; 

развитие  институтов  наследования  и  передачи  частной  собственности,  

в т.ч. благотворительности. 

Поддержка общественно полезных программ общественных объединений 

в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных 

отношений,  защита  исконной  среды  обитания,  традиционного  образа  жизни  

коренного малочисленного народа: 

поддержка общественно полезных программ общественных объединений, 

предусматривающих  организацию  и  обеспечение  защиты  исконной  среды  

обитания  и  традиционного  образа  жизни  коренного  малочисленного  народа 

Российской Федерации (шапсугов); 

поддержка общественно полезных программ общественных объединений, 

предусматривающих  проведение  мероприятий  в  области  укрепления  граждан-

ского единства и гармонизации межнациональных отношений; 

привлечение  к  работе  в  общественных  советах,  иных  экспертно-

консультативных органах при органах исполнительной власти Краснодарского 

края представителей национально-культурных общественных объединений; 

взаимодействие  с  общественными  национальными  объединениями  по  

организации  деятельности  национально-культурных  центров,  национальных 

обществ; 

поддержка  деятельности  институтов  гражданского  общества  в  области 

работы с соотечественниками за рубежом. 

Повышение  качества  человеческого  капитала через  механизмы  граждан-

ского  общества,  а  также  непосредственно  в  среде  субъектов  гражданского  

общества: 

82 

разработка  и  реализация  образовательных  программ  для  общественно 

ориентированных некоммерческих организаций на базе существующей образо-

вательной инфраструктуры; 

развитие волонтерского движения; 

содействие  этнокультурному  многообразию  народов  Краснодарского 

края,  укрепление  гражданского  единства  и  гармонизация  межнациональных  

отношений на его территории; 

содействие  в  культурном,  физическом,  патриотическом  воспитании  

молодежи, сохранении и развитии самобытной казачьей культуры и духовных 

ценностей кубанского казачества. 

Внедрение инновационных форм поддержки проектов развития граждан-

ского общества и социального предпринимательства: 

разработка  технологической  платформы  –  акселератора  общественных 

проектов; 

внедрение  краудсорсинга  на  региональном  и  муниципальном  уровнях 

управления; 

развитие  цифровой  платформы  взаимодействия  государства  и  граждан 

(развитие  механизмов  обратной  связи,  вовлечения  населения  в  управление  

развитием Краснодарского края); 

создание  региональной  платформы  краудфандинга  и  фандрайзинга  для 

общественно  значимых  и  общественно  полезных  проектов,  социальных  

предпринимателей. 

Стимулирование повышения устойчивости среды и общества: 

стимулирование  общественного  принятия  и  повсеместного  внедрения 

принципов устойчивого развития; 

развитие общественных экологических инициатив. 

Развитие  инфраструктуры  социального  предпринимательства  и  граждан-

ского взаимодействия: 

стимулирование  развития  инфраструктуры  социального  предпринима-

тельства и гражданского взаимодействия; 

создание коворкинг-площадок – базы для взаимодействия общественных 

83 

институтов и бизнеса. 

Общественное стимулирование развития глобально конкурентоспособно-

го инвестиционного климата в Краснодарском крае: 

поддержка  социальных  инвестиций  бизнеса  в  развитие  местных  сооб-

ществ; 

поддержка общественных проектов; 

развитие регионального краудфандинга и фандрайзинга для общественно 

значимых и общественно полезных проектов. 

3.2.2.5.

 

Обеспечение безопасности населения 

Цель: 

Ц-2.5. В  Краснодарском  крае  обеспечен  высокий  уровень  природной, 

техногенной  и  общественной  безопасности,  созданы  условия  для  безопасного 

проживания населения и развития бизнеса. 

Задачи: 

Совершенствование  системы  комплексного  обеспечения  безопасности 

жизнедеятельности  населения  Краснодарского  края  на  основе  внедрения  

информационно-коммуникационных технологий. 

Защита  населения  и  территории  Краснодарского  края  от  чрезвычайных 

ситуаций природного и техногенного характера: 

совершенствование региональной системы мониторинга и прогнозирова-

ния чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;  

разработка  и  внедрение  новых  форм  и  методов  защиты  населения  и  

территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; 

развитие  и совершенствование  технических  средств  и  технологий,  пред-

назначенных  для  повышения  защиты  населения  и  территории  от  опасностей, 

обусловленных  возникновением  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  их  ликвида-

цией; 

создание и развитие систем оповещения населения об опасностях, возни-

кающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях; 

организация  подготовки  населения  способам  защиты  и  действиям  в  

чрезвычайных ситуациях; 

84 

разработка и реализация практических мер, направленных на повышение 

безопасности населения и защищенности критически важных объектов; 

внедрение  риск-ориентированного  подхода  при  организации  мероприя-

тий  по  предупреждению  и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций,  а  также  его 

применение при организации регионального государственного надзора в обла-

сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по 

вопросам обеспечения безопасности детей в местах их отдыха; 

совершенствование системы обеспечения пожарной безопасности. 

Достижение и поддержание необходимого уровня защищенности населе-

ния  Краснодарского  края  от  угроз  криминального  характера,  обеспечение  

безопасности дорожного движения: 

эффективная  координация  деятельности  территориальных  органов  феде-

ральных  органов  исполнительной  власти,  исполнительных  органов  государ-

ственной  власти  Краснодарского  края  и  органов  местного  самоуправления  в 

Краснодарском  крае  в  области  защиты  населения  от  угроз  криминального  

характера; 

совершенствование системы профилактики правонарушений, в том числе 

среди  несовершеннолетних,  развитие  правовой  грамотности  и  правосознания 

населения; 

создание  условий  для  ресоциализации  лиц,  освобожденных  из  мест  

лишения  свободы,  квотирование  рабочих  мест  для  данной  категории  граждан 

(например,  посредством  заключения  трехсторонних  соглашений  между  

учреждением исполнения наказания, работодателем и органом внутренних дел; 

При отбытии срока наказания осужденный получает соответствующую специ-

альность,  востребованную  у  работодателя,  а  после  освобождения  под  контро-

лем полиции направляется для трудоустройства); 

повышение  безопасности  дорожного  движения,  сокращение  количества 

дорожно-транспортных  происшествий,  влекущих  причинение  вреда  жизни  и 

здоровью граждан, снижение тяжести их последствий; 

стимулирование граждан с активной гражданской позицией к участию в 

решении задач по обеспечению общественной безопасности. 

85 

Снижение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко-

тических  и  наркосодержащих  препаратов,  сокращение  немедицинского  

употребления наркотиков: 

развитие  волонтерского  молодежного  антинаркотического  движения,  

общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся 

воспитанием, социализацией молодежи и профилактикой наркомании; 

проведение мероприятий антинаркотической и спортивной направленно-

сти (организация досуга населения, поддержка и развитие бесплатных спортив-

ных и технических секций и кружков; развитие массовых видов спорта, созда-

ние  условий  для  вовлечения  детей  и  молодежи  в  систематическое  занятие  

физической культурой и спортом); 

профилактика  немедицинского  потребления  наркотиков  в  рамках  

Всероссийской молодежной форумной кампании; 

обучение  (повышение  квалификации)  специалистов  по  профессиональ-

ным стандартам специалиста по реабилитационной работе в социальной сфере 

и психолога в социальной сфере. 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-2  представлены  в  

таблице 11. 

Таблица 11 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-2

 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

СЦ-2. "Край предпринимательства" (на уровне крупного, 
среднего и малого бизнеса), конкурентоспособных класте-
ров и эффективного государственного управления на осно-
ве сбалансированной системы государственных, частных, 
государственно-частных и общественных институтов 

  

  

  

  

  

  

Выручка-нетто, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

3 473 

3 927 

4 827 

5 962 

7 117  8 454 

Базовый 

3 473 

4 073 

5 302 

7 037 

8 772  10 807 

Оптимистический 

3 473 

4 062 

5 528 

7 828  10 176  12 986 

Оборот малых и средних предприятий, включая микропред-
приятия, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

1 402 

1 530 

1 920 

2 421 

2 948  3 572 

Базовый 

1 402 

1 598 

2 167 

2 993 

3 875  4 953 

Оптимистический 

1 402 

1 608 

2 341 

3 530 

4 869  6 570 

Среднесписочная численность работников малых и средних 
предприятий, включая микропредприятия (без внешних совме-
стителей), тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

387 

390 

398 

418 

445 

471 

Базовый 

387 

393 

418 

450 

490 

531 

Оптимистический 

387 

397 

434 

481 

538 

597 

86 

Отношение среднесписочной численности работников малых и 
средних предприятий к численности населения, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

7,0% 

7,0% 

6,9% 

7,1% 

7,4% 

7,7% 

Базовый 

7,0% 

7,0% 

7,3% 

7,6% 

8,1% 

8,6% 

Оптимистический 

7,0% 

7,1% 

7,5% 

8,0% 

8,7% 

9,4% 

Ц-2.1. Краснодарский край – родина национальных пред-
принимателей-чемпионов 

  

  

  

  

  

  

Количество предприятий Краснодарского края, входящих в 
Top-300 России, ед. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

10 

11 

11 

Базовый 

10 

12 

15 

18 

Оптимистический 

12 

14 

18 

22 

Ц-2.2. В Краснодарском крае сформирован портфель кон-
курентоспособных кластеров умной экономики, сфокуси-
рованных на развитии национальных чемпионов 

  

  

  

  

  

  

Количество действующих кластеров в Краснодарском крае, со-
ответствующих параметрам Стратегии, ед. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

Базовый 

Оптимистический 

Ц-2.3. Эффективно работает государственное управление 
третьего поколения (Госуправление 3.0) Краснодарского 
края: система государственного управления, ориентиро-
ванного на человека и обеспечивающего устойчивый рост 
качества жизни населения, сопоставимый со средним 
уровнем по странам Организации экономического сотруд-
ничества и развития, и реализацию потенциала молодых 
талантов и предпринимателей 

  

  

  

  

  

  

Место в Национальном рейтинге инвестиционного климата, не 
ниже 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

10 

10 

10 

10 

10 

Базовый 

Оптимистический 

Место в Рейтинге регионов по уровню развития ГЧП 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

41 

40 

35 

30 

30 

30 

Базовый 

41 

40 

20 

10 

Оптимистический 

41 

40 

15 

Ц-2.5 В Краснодарском крае обеспечен высокий уровень 
природной, техногенной и общественной безопасности, со-
зданы условия для безопасного проживания населения и 
развития бизнеса

 

 

 

 

 

 

 

Общий уровень травматизма (количество травм на 10 тыс. 
населения)* 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

709,2 

714,9 

723,5 

732,1 

740,9  749,8 

Базовый 

709,2 

714,9 

682,3 

640,6 

520,1  440,8 

Оптимистический 

709,2 

714,9 

671,8 

635,2 

482,1  395,3 

Уровень травматизма, связанного с производством (количество 
травм на 10 тыс. населения) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

3,7 

3,5 

3,3 

3,2 

3,1 

Базовый 

 

3,7 

3,4 

3,1 

2,4 

2,2 

Оптимистический 

 

3,5 

3,1 

2,7 

2,1 

1,7 

Уровень травматизма на транспорте, связанного с производ-
ством (количество травм на 10 тыс. населения) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

0,6 

0,6 

0,5 

0,4 

0,4 

Базовый 

 

0,6 

0,5 

0,4 

0,3 

0,1 

Оптимистический 

 

0,5 

0,5 

0,3 

0,2 

0,1 

Уровень автодорожного травматизма, связанного с производ-
ством (количество травм на 10 тыс. населения) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

0,2 

Базовый 

 

0,2 

0,2 

0,2 

0,1 

0,1 

Оптимистический 

 

0,2 

0,2 

0,1 

0,1 

0,1 

87 

Уровень автодорожного травматизма, не связанного с произ-
водством (количество травм на 10 тыс. населения) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

9,7 

9,5 

9,4 

8,9 

8,5 

Базовый 

 

9,7 

9,3 

8,9 

7,8 

6,2 

Оптимистический 

 

9,6 

8,6 

7,3 

5,9 

Уровень преступности (количество совершенных преступле-
ний на 100 тыс. населения), ед. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

1296,9  1311,1  1342,6  1390,8  1440,5  1511,0 

Базовый 

1296,9  1 190,3  1 118,8  1 062,9  1 041,6  1020,8 

Оптимистический 

1296.9  1 184,2  1 125,0  1 046,2 

962,5  885,5 

Доля несовершеннолетних участников преступлений от чис-
ленности детского населения в возрасте от 14 до 17 лет, % 

  

  

  

  

  

  

Инерционный 

0,558 

0,558 

0,558 

0,558 

0,558  0,558 

Базовый 

0,558 

0,502 

0,452 

0,407 

0,366  0,329 

Оптимистический 

0,558 

0,474 

0,403 

0,343 

0,291  0,248 

Количество преступлений, связанных с наркотическими сред-
ствами психотропными веществами и их аналогами, сильно-
действующими веществами, ед. 

  

  

  

  

  

  

Инерционный 

7564 

7564 

7564 

7564 

7564 

7564 

Базовый 

7564 

7488 

7413 

7265 

7047 

6624 

Оптимистический 

7564 

7413 

7264 

7047 

6765 

6426 

* Базовый  индикатор  за  2016  год  предоставлен  согласно  статистической  форме  №  57  "Сведения  о  

травмах, отравлениях и некоторых других последствиях  воздействия внешних причин", прогноз до 2030 года 

рассчитывался с учетом динамики общего травматизма с 2010 года (ежегодный рост в среднем на 0,4%). 

3.2.3.

 

G3.  Основные  направления  развития  социальной  сферы  –  

развитие человеческого капитала 

Стратегическая цель: 

СЦ-3. Регион-лидер в накоплении человеческого капитала как ключевого 

актива – основы долгосрочной конкурентоспособности; созданы лучшие усло-

вия для жителей края – открытых, мотивированных, ценящих здоровье, семью 

и  дружеское  общение,  наслаждающихся  долголетием  и  умеющих  находить  

баланс консервативного и прогрессивного. 

Задачи: 

Обеспечение миграционного и естественного прироста населения края: 

создание условий для роста экономической активности молодых родителей; 

повышение качества жизни для людей старшего возраста; 

обеспечение  миграционного  притока  населения,  создание  комфортных 

условий для адаптации мигрантов. 

Повышение  качества  профилактики,  диагностики,  лечения  и  реабилита-

ции  жителей  и  гостей  края,  защита  здоровья  матери  и  ребенка,  поддержка  

активного долголетия и здорового образа жизни: 

развитие  системы  профилактики  заболеваний,  обеспечение  доступности 

88 

высокотехнологичной медицинской помощи; 

пропаганда и создание условий для ведения здорового образа жизни; 

внедрение здоровьесберегающих технологий труда на предприятиях всех 

форм собственности и сфер деятельности. 

Предоставление  возможности  каждому  человеку  на  протяжении  всей 

жизни  самостоятельно  выбирать  и  приобретать  необходимые  компетенции,  

создавать  индивидуальную  траекторию  обучения,  развивать  и  реализовывать 

свой потенциал: 

удовлетворение  потребностей  жителей  и  гостей  края  в  качественном  

непрерывном образовании; 

распространение  лучших  образовательных  практик  на  всей  территории 

края; 

создание  системы  поддержки  молодых  талантов  и  предпринимателей,  

в т.ч. молодых ученых. 

Развитие  системы  социальной  поддержки,  характеризующейся  адресно-

стью и учитывающей потребности незащищенных слоев населения: 

распространение системы социального контракта; 

непрерывный  мониторинг  потребностей  наименее  защищенных  слоев 

населения; 

активизация взаимодействия с некоммерческими организациями в предо-

ставлении социальных услуг. 

Создание  сбалансированного  и  гибкого  рынка  труда,  учитывающего  

потребности современной экономики, с развитой системой трудовой мобильно-

сти  и  трудовой  адаптации  персонала  на  основе  тесного  взаимодействия  

ключевых  участников  рынка:  работодателей,  образовательных  организаций  и 

работников при активной поддержке государства: 

повышение  эффективности  функционирования  Центров  занятости  в  

целях  расширения  территориальной  и  информационной  доступности  предо-

ставляемых услуг в сфере занятости населения; 

повышение адресности мер социальной поддержки безработных граждан; 

развитие  системы  профессиональной  ориентации  и  профессиональной 

89 

адаптации граждан; 

совершенствование  системы  мониторинга  и  прогнозирования  рынка  

труда, учитывающей потребности работодателей в рабочей силе. 

Создание  единого  культурного  пространства,  обеспечивающего  высокое 

качество досуга и творческой самореализации жителей и гостей края: 

создание  комфортной  среды  для  творческой  самореализации  жителей  и 

гостей края; 

обеспечение  высокого  качества  культурно-досуговых  услуг  для  жителей 

и гостей края. 

Создание условий для воспитания поколения молодых лидеров, имеющих 

активную  гражданскую  позицию,  реализующих  свои  способности  и  составля-

ющих основу конкурентоспособности края: 

создание  условий  для  самореализации  молодежи,  вовлечение  в  социаль-

ную и профессиональную практику; 

развитие  предпринимательских  способностей  молодежи,  поддержка  

молодежного предпринимательства, в том числе в социальной сфере. 

Создание  комфортной  среды  для  людей  старшего  поколения,  развитие 

элементов "серебряной" экономики: 

повышение доступности и адаптация социальных и персональных услуг к 

возрастным особенностям старшего поколения; 

развитие системы досуга, образования и социализации для людей старше-

го возраста. 

Повышение уровня производительности труда на предприятиях и в орга-

низациях Краснодарского края: 

внедрение  принципов  и  технологий  бережливого  производства  и  систем 

контроля качества на предприятиях и в организациях Краснодарского края; 

разработка  и  реализация  региональной  программы  повышения  произво-

дительности труда и поддержки занятости в рамках федеральной Приоритетной 

программы повышения производительности труда и поддержки занятости; 

создание и развитие Регионального центра компетенций в сфере произво-

дительности труда. 

90 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-3  представлены  в  

таблице 12. 

Таблица 12 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-3 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-3. Регион-лидер в накоплении человеческого капитала как 
ключевого актива – основы долгосрочной конкурентоспособности; 
созданы лучшие условия для жителей края – открытых, мотивиро-
ванных, ценящих здоровье, семью и дружеское общение, наслажда-
ющихся долголетием и умеющих находить баланс консервативного 
и прогрессивного 

  

  

  

  

  

  

Производительность труда, млн руб./чел 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

0,842  0,944  1,155  1,373  1,577  1,803 

Базовый 

0,842  0,980  1,257  1,596  1,901  2,241 

Оптимистический 

0,842  1,003  1,300  1,752  2,166  2,630 

Индекс производительности труда, в сопоставимых ценах (среднегодо-
вой за период) 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

  98,4  103,2  101,3  100,4  100,9 

Базовый 

  101,8  105,4  103,2  101,3  102,2 

Оптимистический 

  104,6  107,3  105,0  102,3  103,6 

Среднегодовая численность населения, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5 542  5 648  5 791  5 920  6 032  6 122 

Базовый 

5 542  5 648  5 804  5 954  6 089  6 201 

Оптимистический 

5 542  5 648  5 838  6 028  6 205  6 363 

Численность населения в трудоспособном возрасте, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

3 108  3 114  3 121  3 145  3 181  3 215 

Базовый 

3 108  3 114  3 130  3 167  3 217  3 265 

Оптимистический 

3 108  3 114  3 152  3 215  3 291  3 365 

Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

2 553  2 545  2 548  2 645  2 750  2 858 

Базовый 

2 553  2 552  2 571  2 683  2 809  2 938 

Оптимистический 

2 553  2 561  2 592  2 727  2 875  3 028 

Уровень безработицы (по методологии МОТ), % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5,8 

5,9 

5,8 

5,7 

5,6 

5,5 

Базовый 

5,8 

5,8 

5,6 

5,4 

5,2 

5,0 

Оптимистический 

5,8 

5,7 

5,4 

5,2 

4,9 

4,7 

Ожидаемая продолжительность жизни, лет 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

72,8  73,5  74,5  75,5  76,5  77,5 

Базовый 

72,8  73,5  75,3  77,0  78,8  80,5 

Оптимистический 

72,8  73,5  75,5  77,5  79,5  81,5 

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

28,8  30,9  35,8  40,4  44,9  49,4 

Базовый 

28,8  31,2  37,2  43,4  49,9  56,8 

Оптимистический 

28,8  31,4  38,3  46,1  54,7  64,2 

Динамика реальных денежных доходов, в % к предыдущему году 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

98,7  98,6  98,7  99,5  99,7  99,9 

Базовый 

98,7  100,0  100,1  100,5  101,5  102,0 

Оптимистический 

98,7  100,2  100,4  101,5  102,5  103,5 

Миграционный прирост, тыс. чел. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

55,7  50,8  47,4  42,8  39,8  37,0 

Базовый 

55,7  54,3  53,4  49,9  47,2  44,4 

Оптимистический 

55,7  64,4  66,1  63,5  61,2  58,3 

Коэффициент миграционного прироста, промилле 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

100,5  90,6  82,4  72,8  66,5  60,9 

Базовый 

100,5  96,8  92,7  84,4  78,1  72,1 

Оптимистический 

100,5  114,8  114,0  106,1  99,3  92,3 

Общий коэффициент рождаемости, промилле 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

13,2  13,0  13,0  13,0  13,0  13,0 

91 

Базовый 

13,2  13,0  13,0  13,0  13,0  13,0 

Оптимистический 

13,2  13,0  13,0  13,0  13,0  13,0 

Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного 
минимума, процент 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

11,7  10,9  10,5  10,1 

9,4 

8,7 

Базовый 

11,7  10,2 

7,6 

5,2 

4,4 

3,7 

Оптимистический 

11,7  10,1 

7,0 

4,1 

3,1 

2,1 

3.2.4.

 

G4.  Основные  направления  развития  научно-инновационной 

сферы – стимулирование развития умной экономики 

Стратегическая цель: 

СЦ-4. Территория умной экономики, ориентированной на реализацию по-

тенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечивающих глобальное 

технологическое лидерство России. 

Задачи: 

Обеспечение развития на территории Краснодарского края новых нацио-

нальных чемпионов, ориентированных на достижение лидерства на приоритет-

ных рынках Национальной технологической инициативы ("рынках будущего"): 

разработка  и  реализация  при  участии  проектного  офиса  Национальной 

технологической  инициативы,  АНО  "Агентство  стратегических  инициатив  по 

продвижению  новых  проектов"  плана  мероприятий  ("дорожной  карты")  

"Краснодарский  край  –  регион  Национальной  технологической  инициативы", 

ориентированного  на  вовлечение  организаций  сферы  образования  и  науки, 

субъектов предпринимательской деятельности Краснодарского края в реализа-

ции  "пилотных  проектов"  и  "дорожных  карт"  НТИ:  "Аэронет",  "Автонет",  

"Маринет", "Энерджинет", "Хелснет", "Фуднет"; 

формирование льготных условий ведения предпринимательской деятель-

ности  для  организаций  –  участников  дорожных  карт  НТИ:  "Аэронет",  

"Автонет", "Маринет", "Энерджинет", "Хелснет", "Фуднет"; 

разработка  и  реализация  с  участием  АНО  "Агентство  стратегических 

инициатив  по  продвижению  новых  проектов"  плана  мероприятий  ("дорожной 

карты")  по  стимулированию  спроса  на  инновационные  решения  в  социальной 

сфере, в том числе в области образования, здравоохранения и культуры; 

формирование и реализация с участием АНО "Агентство по технологиче-

скому  развитию"  долгосрочных  отраслевых  планов  снижения  энергоемкости  

92 

и  ресурсоемкости  ключевых  экономических  комплексов  экономики  

Краснодарского  края  (на  основе  внедрения  новых  "сквозных"  (прорывных)  

технологий); 

формирование  и  реализация  с  участием  АНО  "Цифровая  экономика"  

отраслевых  планов  цифровизации  основных  ключевых  экономических  

комплексов  экономики  Краснодарского  края  (с  учетом  реализации приоритет-

ной программы Российской Федерации "Цифровая экономика"); 

разработка  и  реализация  комплексных  проектов  "Умный  Краснодар", 

"Умный Сочи", "Умный Новороссийск"; 

создание  с  участием  коллегии  Военно-промышленной  комиссии  

Российской  Федерации  системы  "одного  окна"  для  продвижения  продукции  и 

услуг инновационных и высокотехнологичных компаний в интересах исполне-

ния  государственного  оборонного  заказа  (развитие  системы  частной  субкон-

трактации  в  рамках  конверсии  предприятия  оборонно-промышленного  

комплекса); 

создание  с  участием  Российского  экспортного  центра  и  торговых  пред-

ставительств  Российской  Федерации  в  зарубежных  странах  системы  "одного 

окна"  для  продвижения  продукции  и  услуг  инновационных  и  высокотехноло-

гичных компаний на рынках стран Черноморского и Каспийского бассейнов, а 

также других международных рынках; 

разработка  и  реализация  с  участием  АО  "РВК"  и  ФИОП  "Роснано"  

программы популяризации научно-технологической и инновационной деятель-

ности в Краснодарском крае. 

Реализация флагманского проекта Краснодарского края "Умная Кубань – 

лидеры  будущего",  включающего  приоритетные  программы  Краснодарского 

края:  "Глобальное  технологическое  лидерство",  "Государственное  управление 

третьего  поколения",  "Развитие  науки,  техники  и  технологий  Краснодарского 

края на долгосрочный период": 

концентрация и передача полномочий в сфере научно-технологической и 

инновационной 

политики 

единому 

органу 

исполнительной 

власти  

Краснодарского края; 

93 

создание проектного офиса по реализации флагманского проекта "Умная 

Кубань – лидеры будущего" на базе Кубанского государственного университета; 

разработка  и  реализация  приоритетной  программы  Краснодарского  края 

"Глобальное  технологическое  лидерство"  (реализация  потенциала  молодых  

талантов  и  предпринимателей,  обеспечивающих  глобальное  технологическое 

лидерство); 

разработка  и  реализация  приоритетной  программы  Краснодарского  края 

"Государственное  управление  третьего поколения"  (цифровая  платформа  взаи-

модействия государства и граждан); 

снижение  административных  барьеров  для  реализации  проектов  

Национальной технологической инициативы; 

инвентаризация льготных условий для ведения научной, технологической 

и  инновационной  деятельности  в  Краснодарском  крае  –  внедрение  лучших  

региональных и зарубежных практик; 

создание отраслевых (технологических) советов по внедрению инноваци-

онных  решений  в  приоритетных  экономических  комплексах  Краснодарского 

края (на базе профильных вузов: КубГУ, КубГТУ, КубГАУ, КубГМУ, СГУ); 

разработка  и  реализация  региональной  подпрограммы  "Развитие  науки, 

техники и технологий Краснодарского края на долгосрочный период"; 

реализация проекта  "Кубанский государственный университет как центр 

пространства  создания  инноваций  (КубГУ  –  опорный  вуз)",  реализация  

программы "Сочинский государственный университет – опорный вуз"; 

инициирование  разработки  нормативных  правовых  актов  Российской  

Федерации, принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих пятипро-

центную  квоту  на  закупку  инновационных  товаров,  работ,  услуг  (решений),  в 

соответствующий  реестр  для  государственных  и  муниципальных  нужд  

(в рамках контрактной системы); 

принятие  нормативных  правовых  актов,  обеспечивающих  проведение 

обязательного  технологического  аудита  (с  точки  зрения  использования 

наилучших доступных и современных технологий и технологий НТИ) крупных 

94 

инвестиционных  проектов,  планируемых  к  реализации  на  территории  

Краснодарского края. 

Привлечение, удержание, развитие и реализация потенциала талантливой 

молодежи и технологических предпринимателей: 

реализация  образовательных  программ  высшего  профессионального  

образования  в  рамках  проектов  "Кубанский  государственный  университет  как 

центр  пространства  создания  инноваций"  ("КубГУ  –  опорный  вуз"),  

"Сочинский государственный университет – опорный вуз"; 

реализация программ среднего профессионального образования на основе 

стандартов "World Skills", в том числе с учетом моделей дуального образования; 

реализация  программ  дополнительного,  в  том  числе  технического,  

образования детей; 

реализация  сетевых  программ  среднего  и  высшего  профессионального 

образования (в рамках таких проектов как  сетевой университет стран БРИКС, 

сетевой университет стран ШОС и т.д.); 

участие  Кубанского  государственного  университета,  Сочинского  

государственного  университета  в  проектах  "Цифровой  университет"  и  

"Университет 20.35"; 

формирование и реализация образовательных программ, направленных на 

подготовку кадров для новых национальных чемпионов на рынках НТИ; 

разработка  и  реализация  с  участием  Кубанского  государственного  

университета  и  Сочинского  государственного  университета  программы  разви-

тия студенческого предпринимательства; 

популяризация  олимпиад  и  конкурсов  Национальной  технологической 

инициативы среди молодежи; 

подготовка и реализация региональной программы  поддержки талантли-

вой молодежи; 

проведение на территории Краснодарского края международных олимпиад, 

конкурсов, летних (зимних) обучающих лагерей, ориентированных на привле-

чение талантливой молодежи из других регионов России и стран мира; 

95 

создание  развитой  сети  детских  технопарков  (кванториумов),  фаблабов, 

центров  молодежного  инновационного  творчества  и  иных  инфраструктурных 

проектов, 

способствующих 

популяризации 

и 

доступности 

научно-

технологической и инновационной деятельности; 

реализация  международных  научно-исследовательских  и  образователь-

ных  проектов  в  области  "сквозных"  (прорывных)  технологий  с  участием  

представителей зарубежных стран. 

Создание благоприятных условий для разработки, внедрения, коммерци-

ализации и масштабирования новых сквозных (прорывных) технологий: 

обеспечение  финансовой  поддержки  (в  частности,  выделение  грантов)  

организациям  сектора  "исследования  и  разработки"  для  участия  в  реализации 

приоритетных  направлений  научно-технологического  развития  Российской  

Федерации; 

обеспечение  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства  

Краснодарского края приоритетного права участия в реализации флагманского 

проекта "Умная Кубань – лидеры будущего"; 

создание системы "одного окна" для организации взаимодействия субъек-

тов малого и среднего предпринимательства с государственными институтами 

развития в сфере науки и инноваций; 

организация на базе проектного офиса "Умная Кубань – лидеры будущего" 

постоянного взаимодействия компаний с государственным участием и органи-

заций образования и науки (реализация модели "заказных инноваций"); 

концентрация  государственной  финансовой  и  нефинансовой  поддержки 

на последних стадиях проведения НИОКР (ориентация на содействие ускорен-

ному выводу результатов исследований и разработок на рынок); 

разработка и реализация проектов класса Mega Science; 

создание  в  Краснодарском  крае  "Точки  кипения"  АНО  "Агентство  

стратегических инициатив по продвижению новых проектов"; 

создание  Кубанского  научного  фонда,  обеспечивающего  конкурсное  

финансирование  фундаментальных  исследований  по  приоритетным  направле-

ниям научно-технологического развития Российской Федерации. 

96 

Научно-технологическое 

обеспечение 

устойчивого 

развития  

Краснодарского края: 

обеспечение  организаций  приоритетных  экономических  комплексов 

Краснодарского края наилучшими доступными и современными технологиями 

путем их разработки и трансферта; 

разработка эколого-сберегающих технологий (решений) для организаций 

приоритетных экономических комплексов Краснодарского края; 

внедрение  института  экологической  экспертизы  (экологической  оценки) 

частных инвестиционных проектов; 

проведение  экологического  аудита  государственных  инвестиционных 

проектов (по примеру с технологическим аудитом). 

Развитие  научно-технологической  и  инновационной  инфраструктуры, 

обеспечивающей  глобальную  конкурентоспособность  технологических  компа-

ний  и  способствующей  их  росту  (масштабированию)  до  уровня  новых  нацио-

нальных чемпионов на рынках будущего: 

создание  регионального  инжинирингового  центра  Краснодарского  края 

для развития рынка инжиниринговых услуг и повышения загрузки отраслевых 

инжиниринговых  центров  по  востребованным  технологическим  направлениям 

и  приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской 

Федерации; 

создание  центров  прототипирования  по  направлениям  дорожных  карт 

Национальной технологической инициативы; 

развитие  инфраструктуры  для  инновационных  проектов  разных  стадий: 

коворкингов,  бизнес-инкубаторов,  технопарков,  промышленных  парков  и  

кластеров; 

распространение  модели  открытых  инноваций,  развитие  корпоративных 

инноваций  (внутренних  и  внешних)  на  предприятиях,  осуществляющих  

деятельность на территории Краснодарского края; 

формирование  и  развитие  корпоративной  инновационной  инфраструктуры 

(частных R&D центров, бизнес-инкубаторов, акселераторов, технопарков) на пред-

приятиях, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..