Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 7

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 7

 

 

97 

разработка  и  реализация  проекта  "Научно-технологическая  долина  

Кубанского  государственного  университета"  (по  аналогии  с  научно-

технологической долиной МГУ им. М.В. Ломоносова); 

разработка и реализация проекта "Smart Park Sochi" (по аналогии с техно-

парком "Сколково"); 

создание  с  участием  АНО  "Агентство  по  технологическому  развитию" 

Кубанского центра трансфера технологий; 

создание Кубанского центра коммерциализации результатов интеллекту-

альной деятельности; 

интеграция 

инфраструктуры 

поддержки 

научно-технологической  

и инновационной деятельности вузов, научных организаций, институтов разви-

тия, организаций поддержки развития малого и среднего предпринимательства 

в  единую  систему  и  обеспечение  беспрепятственного  доступа  к  ней  квалифи-

цированным пользователям. 

Привлечение финансовых ресурсов для реализации потенциала молодых 

талантов и технологических предпринимателей: 

софинансирование  пилотных  проектов  Национальной  технологической 

инициативы, реализуемых организациями Краснодарского края; 

формирование системы финансирования на всех стадиях инновационного 

процесса  с  преобладанием  частных  вложений,  с  особой  концентрацией  на  

привлечении "умных денег" – интеграция сформированной системы в глобаль-

ные платформы привлечения венчурного финансирования; 

создание системы "одного окна" для оказания поддержки в привлечении 

венчурного  и  инвестиционного  финансирования  из  средств  государственных 

институтов  развития  (ГК  "Внешэкономбанк",  ВЭБ-Инновации,  Фонд  содей-

ствия инновациям, Фонд развития промышленности и др.); 

создание 

системы 

технологических 

конкурсов, 

акселерационных  

программ  по  востребованным  технологическим  направлениям  с  привлечением 

предприятий, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края; 

формирование  частных  акселераторов  и  венчурных  фондов  для  

инвестирования в востребованные и перспективные инновационные проекты; 

98 

привлечение конкурсного финансирования в рамках реализации государ-

ственной  программы  Российской  Федерации  "Научно-технологическое  

развитие"; 

привлечение конкурсного финансирования из средств Российского науч-

ного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований; 

привлечение 

финансирования 

проектов 

государственно-частного  

партнерства  в  области  реализации  приоритетных  направлений  научно-

технологического развития Российской Федерации; 

привлечение  финансирования  из  средств  компаний  с  государственным 

участием в рамках реализации программ инновационного развития (т.н. модель 

"заказных инноваций"). 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-4  представлены  в  

таблице 13.

 

Таблица 13 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-4 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-4. Территория умной экономики, ориентированной на реализа-
цию потенциала молодых талантов и предпринимателей, обеспечи-
вающих глобальное технологическое лидерство России 

  

  

  

  

  

  

Затраты на технологические инновации, млрд руб. 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

3,9 

7,6  24,4  42,5  65,2  94,2 

Базовый 

3,9 

8,1  38,1  74,6  122,2  185,5 

Оптимистический 

3,9 

8,2  50,6  108,6  187,5  297,0 

Удельный вес инновационных товаров, выполненных работ, услуг в об-
щем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг организа-
ций, процент 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

1,0 

1,1 

1,3 

1,7 

2,4 

6,0 

Базовый 

1,0 

1,1 

1,6 

2,8 

4,8  10,0 

Оптимистический 

1,0 

1,1 

1,6 

4,0 

6,0  12,0 

Индекс AV RCI - Инновации и информация, место 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

13 

15 

17 

18 

19 

20 

Базовый 

13 

13 

10 

Оптимистический 

13 

13 

10 

3.2.5.

 

G5.  Основные  направления  рационального  природопользова-

ния и обеспечения экологической безопасности – устойчивое развитие 

Стратегическая цель: 

СЦ-5. Регион,  обладающий  разнообразными  (в  т.ч.  уникальными)  

природными  системами,  сберегаемыми  для  будущих  поколений,  и  высоким 

уровнем  экологической  безопасности,  эффективно  использующий  природные 

ресурсы  на  основе  соблюдения  принципов  устойчивого  развития  для  

99 

обеспечения высокого качества жизни населения края и воспроизводства чело-

веческого потенциала России. 

Задачи: 

Обеспечение охраны окружающей среды и повышения уровня экологиче-

ской безопасности: 

развитие  системы  особо  охраняемых  природных  территорий  (ООПТ) 

Краснодарского края; 

предупреждение негативного воздействия хозяйственной и иной деятель-

ности на окружающую среду; 

информирование  населения  Краснодарского  края  о  состоянии  окружаю-

щей среды; 

снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промыш-

ленных центрах Краснодарского края; 

повышение  качества  питьевой  воды  для  населения,  в  том  числе  для  

жителей  населенных  пунктов,  не  оборудованных  современными  системами 

централизованного водоснабжения. 

Обеспечение  изучения,  сохранения,  воспроизводства  и  рационального 

использования биологических ресурсов Краснодарского края: 

обеспечение изучения биологических ресурсов Краснодарского края; 

обеспечение  сохранения,  воспроизводства  и  рационального  использова-

ния объектов животного мира; 

обеспечение  сохранения,  воспроизводства  и  рационального  использова-

ния  лесных  ресурсов,  в  т.ч.  повышение  эффективности  управления  лесами 

(включая решение вопросов качества информации о лесном фонде), повышение 

продуктивности  и  улучшения  породного  состава  лесов  на  землях  различного 

целевого назначения и сохранение рекреационного потенциала лесов. 

Обеспечение  защиты  населения  и  объектов  экономики  от  негативного 

воздействия вод, обеспечение рационального использования водных ресурсов: 

установление  границ  зон  затопления  и  подтопления  в  соответствии  с  

графиком  определения  границ  зон  затопления,  подтопления,  утвержденным  

руководителем Федерального агентства водных ресурсов; 

100 

обеспечение  развития  и  эффективного  функционирования  системы  

гидротехнических сооружений на водных объектах Краснодарского края; 

предотвращение  и  снижение  негативных  последствий  процессов,  приво-

дящих к сужению береговой полосы Черного и Азовского морей; 

обеспечение охраны водных объектов; 

обеспечение рационального использования водных ресурсов. 

Обеспечение  изучения,  сохранения,  воспроизводства  и  рационального 

использования почвенных ресурсов Краснодарского края: 

предотвращение  деградации  почв  (ухудшения  агрохимических  характе-

ристик сельскохозяйственных угодий). 

Внедрение  принципов  "зеленой"  экономики,  использование  природосбе-

регающих технологий, соблюдение экологических стандартов. 

Обеспечение 

внедрения 

принципов 

"зеленой" 

экономики 

в  

Краснодарском крае: 

обеспечение  внедрения  и  использования  природосберегающих  техноло-

гий, соблюдения экологических стандартов; 

обеспечение  применения  современных  технологий  раздельного  сбора, 

утилизации и переработки отходов; 

обеспечение  эффективного  обращения  с  отходами  производства  и  

потребления,  включая  ликвидацию  всех  выявленных  несанкционированных 

свалок отходов производства и потребления. 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-5  представлены  в  

таблице 14. 

Таблица 14 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-5 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-5. Регион, обладающий разнообразными (в т.ч. уникальными) при-
родными системами, сберегаемыми для будущих поколений, и высо-
ким уровнем экологической безопасности, эффективно использующий 
природные ресурсы на основе соблюдения принципов устойчивого раз-
вития для обеспечения высокого качества жизни населения края и 
воспроизводства человеческого потенциала России 

  

  

  

  

  

  

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (на 1 жителя), кг 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

44 

45 

48 

50 

53 

55 

Базовый 

44 

43 

42 

42 

41 

40 

Оптимистический 

44 

42 

41 

39 

37 

35 

101 

Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты  
(на 1 жителя), куб.м 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

155  156  157  158  159  160 

Базовый 

155  146  132  118  104 

90 

Оптимистический 

155  141  121  101 

80 

60 

3.2.6.

 

G6.  Основные  направления  пространственного  и  инфраструк-

турного развития 

Базовые положения 

В  рамках  Стратегии  дано  представление  о  характере  изменений  

обустройства  территории  края  (таблица  15),  начиная  с  пространственного  

каркаса  региона,  сформулированы  предложения  по  перспективному  экономи-

ческому  районированию,  выделены  территории,  отражающие  конкурентные 

преимущества  региона,  имеющие  особые  природно-климатические  условия, 

инновационный  и  ресурсный  потенциал,  являющиеся  флагманами  территори-

ального  развития  федеральной  и  региональной  значимости  (приложение  1  к 

Стратегии, рисунок 27). 

Таблица 15 

Ядра развития Краснодарского края 

Экономические 

зоны 

Ядра 1-го по-

рядка 

Ядра 2-го по-

рядка 

Ядра 3-го по-

рядка 

Потенциальные ядра развития 

Административные 

центры  

муниципальных 

районов 

Посёлки городско-

го типа 

Северная ЭЗ 

 

Ейск 

Староминская, 
Кущёвская, 
Ленинградская, 
Каневская, 
Павловская 

Крыловская, 
Старощербиновская 

 

Центральная ЭЗ 

Тимашевск 

Кореновск, 
Усть-Лабинск, 
Славянск-на-
Кубани, 
Крымск 

Выселки, 
Приморско-
Ахтарск, 
Абинск 

Брюховецкая, 
Калининская, 
Полтавская 

 

Восточная ЭЗ 

Армавир 

Тихорецк, 
Кропоткин 

Гулькевичи 

Кавказская, 
Новопокровская, 
Белая Глина, 
Тбилисская, 
Курганинск, 
Новокубанск, 
Успенское 

 

Предгорная ЭЗ 

Белореченск 

 

Лабинск 

Апшеронск 
Мостовской 
Отрадная 

 

Черноморская ЭЗ 

Новороссийск  Анапа, 

Геленджик, 
Туапсе 
Тамань 

 

Темрюк 

 

102 

Краснодарская 
агломерация 

Краснодар 

 

 

Динская, 
Северская, 
Горячий Ключ, 
Тахтамукай 

Афипский 

Сочинская  
агломерация 

Сочи 

Адлер 

 

  

Красная Поляна 

Направления 

социальных, 

экономических 

и 

пространственных 

трансформаций рассматриваются в нескольких масштабах. 

Наряду с традиционными единицами административно-территориального 

деления – муниципальными районами – в Стратегии, в части пространственно-

го  развития,  рассматриваются  экономические  зоны  региона  (далее  –  ЭЗ).  ЭЗ 

выделяются исходя из общности целей и задач развития, возможностей рацио-

нальной  организации  территории,  базирующейся  на  экономической  специали-

зации и организующей инфраструктуре с учетом природных факторов и специ-

фики  землепользования.  Краснодарский  край  условно  разделен  на  семь  ЭЗ  с 

подзонами.  

Кроме  того,  в  Стратегии  выявлены  части  территории,  социально-

экономические  условия  в  пределах  которой  требуют  выделения  отдельных 

направлений, приоритетов, целей и задач, подготовки собственных стратегий и 

проектов. В Краснодарском крае это: Краснодарская и Сочинская агломерации, 

Черноморская  групповая  система  расселения,  прибрежные  ареалы  Азовского 

моря, северные и южные предгорные территории Кавказского хребта. Данные 

территории,  являющиеся  драйверами  развития  региона  в  долгосрочной  

перспективе,  рассматриваются  в  рамках  флагманского  проекта  "Пространство 

без границ". 

Для Краснодарского края с характерной ему сельской системой расселе-

ния  –  крупные  и  средние  города  являются  агентами  качественных  простран-

ственных  изменений.  В Стратегии  даются  основные  политики  в  отношении 

развития городов-лидеров в связи с меняющимися социально-экономическими 

условиями и тенденциями.  

Малые  города,  станицы  и  сельская  местность  рассматриваются  как 

устойчиво развивающееся пространство, находящееся в тесном взаимодействии 

103 

с урбанизированными территориями и представляющее большой потенциал для 

социально-экономического развития региона в целом. 

Стратегическая цель: 

СЦ-6. Лидер Южного полюса роста, территория, обладающая устойчивой 

системой расселения в парадигме "умных городов и сел", созданных для людей, 

сохраняющих  и  развивающих  поликультурные  традиции  и  природу  Кубани  и 

Азово-Черноморского  побережья;  рационально  и  эффективно  используемое 

комфортное  пространство  жизнедеятельности  населения  и  гостей  региона  с  

высоким качеством среды обитания. 

В  системе  расселения  Краснодарского  края  выделяются  пять  основных 

территориальных  групп,  относительно которых  Стратегия определяет  видение 

желаемого будущего: 

Краснодарская городская агломерация – постиндустриальный культурно-

исторический центр Южного полюса роста с высоким качеством жизни, ориен-

тированный  на  инновационно-креативный  сектор  экономики  и  развитие  обра-

батывающих  производств,  в  том  числе  перерабатывающей  промышленности 

как составной части агропищевого субкластера. 

Сочинская  городская  агломерация  –  международный  всесезонный  

курорт-экополис с высокой культурой сервиса и досуга и региональный науч-

но-исследовательский центр по исследованию природных явлений. 

Прочие  групповые  системы  расселения  –  города-ядра  развития  1  и  2  

порядка  взаимоувязанные  с  соседними  населенными  пунктами  в  экономиче-

ском, культурно-бытовом и структурно-планировочном отношении. Групповая 

форма  расселения  создает  условия  для  эффективного  размещения  и  развития 

промышленных и коммунальных площадок, устранения чрезмерной плотности 

населения, решения проблем охраны окружающей среды. 

Данные системы складываются на территориях с характерными тенденциями 

к урбанизации – в Центральной, Восточной и Черноморской экономических зонах. 

Крупные и средние города Краснодарского края – опорные узлы развития 

территории  края  с  диверсифицированной  экономикой,  комфортной  

104 

сомасштабной  человеку  средой  обитания,  центры  культурно-досугового  об-

служивания прилегающей сельской местности. 

Малые города и сельская местность Кубани – устойчиво развивающееся, 

привлекательное для жизни пространство с новым качеством среды, находяще-

еся  в  тесном  взаимодействии  с  урбанизированными  территориями,  имеющее 

высокий потенциал для социально-экономического развития региона. 

Транспортные связи (приложение 1 к Стратегии, рисунок 28): 

Основным  решением,  позволяющим  интенсифицировать  процесс  разви-

тия  территории  Краснодарского  края,  является  развитие  высокоскоростных 

транспортных  связей  федерального  значения:  скоростных  автомобильных  

дорог  ("хайвэев")  и  высокоскоростных  железнодорожных магистралей  (ВСМ). 

Для  удовлетворения  транспортного  спроса  в  разных  сегментах  такие  транс-

портные  коридоры  должны  быть  бимодальными,  то  есть  совмещать  в  себе  и 

железнодорожный, и автомобильный ход, а также прочую инфраструктуру. 

Важным объектом является высокоскоростная бимодальная транспортная 

связь  вдоль  всего  Черноморского  побережья  –  от  Севастополя  до  Адлера.  

Проект  позволит  добиться  заметного  социально-экономического  эффекта,  

связанного с разгрузкой местной УДС, серьезным (до 50%) приростом туристи-

ческого  потока,  повышением  мобильности  населения  Краснодарского  края. 

Данный  объект  является  основным  залогом  интенсивной  реализации  туристи-

ческо-рекреационного потенциала всего Черноморского побережья России.  

Магистральные грузовые железнодорожные связи. Необходимы в случае 

реализации МТК на территории Краснодарского края для повышения пропуск-

ной способности существующих линий и для разделения грузовых и пассажир-

ских функций по разным объектам транспорта. Наиболее реализуемой является 

связь "Новороссийск – Ростов", в том числе с возможным ответвлением на порт 

Тамань. Другой вариант – ответвление от МТК "Север – Юг" вдоль Северного 

Кавказа, на линии Армавир – Краснодар – Новороссийск. 

Формирование  системы  каботажного  сообщения  позволит  создать  

альтернативные наземным виды перемещения. 

Развитие  основных  региональных  транспортных  связей  обеспечивает 

105 

устойчивое социально-экономическое развитие  городов – приоритетных точек 

роста Краснодарского края, а также укрепляет связь края с соседними региона-

ми, в первую очередь с Республикой Адыгея: 

развитие пригородного и междугороднего железнодорожного сообщения 

в пределах Краснодарского края; 

развитие скоростных автомобильных дорог регионального значения; 

развитие  прочих  региональных  транспортных  связей,  обеспечивающих 

плотность  дорог  и  связность  всей  территории  Краснодарского  края,  увеличи-

вающих локальную мобильность населения; 

развитие транспортной системы Краснодарской агломерации. 

Приоритетные мероприятия транспортной политики. 

На краевом уровне: 

развитие  сети  краевого  междугороднего  автобусного  транспорта  на  

новых скоростных автомобильных дорогах. 

На уровне городов: 

развитие перехватывающих парковок в курортных городах; 

развитие муниципальных систем экологичного общественного транспор-

та (электробусы) в курортных городах; 

развитие  систем  ridesharing  (агрегаторы  такси  и  микроавтобусов, 

carsharing и пр.) в курортных городах; 

развитие  магистрального  тактового  пригородно-городского  железнодо-

рожного сообщения в Краснодарской и Сочинской агломерациях; 

обновление общественного пассажирского транспорта подвижным соста-

вом  увеличенной  пассажировместимости  (экологически  чистый  транспорт,  

доступный для маломобильных групп населения); 

Задачи: 

Устойчивое  развитие  системы  расселения  –  урбанизированных  террито-

рий и сельских поселений в сочетании с сохраняемыми уникальными ландшаф-

тами во всем их разнообразии: 

активизация  органов  местного  самоуправления  в  части  межмуниципаль-

ного  и  межрегионального  сотрудничества  для  совместного  развития  

106 

инвестиционных, инфраструктурных объектов и территорий;  

выявление  и  формирование  инвестиционных  площадок  под  развитие  – 

потенциальных мест приложения труда; 

поддержание традиционного сельского уклада жизни; Смена парадигмы в 

отношении среды обитания слабоурбанизированных территорий;  

оптимизация  сезонной  урбанизации:  определение  принципов  взаимоот-

ношений между городами и прилегающими территориями. 

формирование бренда кубанского сельского поселения. 

Обеспечение региона современной и инновационной инженерной инфра-

структурой, активное использование возобновляемых источников энергии: 

опережающее  развитие  инженерной  инфраструктуры  под  инвестицион-

ные площадки, промышленные парки; 

продвижение  консолидированного  подхода  с  участием  естественных  

монополий к развитию инженерной инфраструктуры региона; 

совершенствование  механизмов  реализации  проектов  по  развитию  

альтернативной энергетики на уровне субъекта. 

Развитие  транспортных  коридоров,  обеспечивающих  мобильность  насе-

ления,  прямой  выход  товаров  на  международные  внешнеторговые  пути,  

формирование  в  регионе  интермодальных  транспортно-коммуникационных  и 

транспортно-логистических узлов мирового уровня: 

опережающее  развитие  высокоскоростных  железнодорожных  магистра-

лей,  связывающих  центральные  регионы  Российской  Федерации  с  курортами 

Крыма и Краснодарского края; 

создание  сети  скоростных  автомобильных  дорог  федерального  и  регио-

нального значения;  

создание  сети  новых  региональных  автомобильных  дорог  и  усиление  

железнодорожного сообщения на ряде направлений; 

развитие  сети  краевого  междугороднего  автобусного  транспорта  на  

новых скоростных автомобильных дорогах; 

развитие  транспортных  систем  городских  агломераций  Краснодарского 

края; 

107 

развитие  интермодальных  транспортно-коммуникационных  узлов  на  

территориях аэропортов, морских портов, железнодорожных и автостанций.  

Сохранение  устойчивости  экосистем  и  сбалансированного  землепользо-

вания вне зависимости от интенсификации экономической деятельности: 

переход к системе рационального землепользования; 

сохранение  устойчивости  территорий  при  интенсификации  использова-

ния природных ресурсов. 

Создание  благоприятных  условий  среды  проживания,  обеспечивающих 

самоидентификацию жителей со своим окружением и способствующих саморе-

ализации и преумножению человеческого капитала: 

трансформация  пространственного  планирования  городских  и  сельских 

поселений  в  условиях  изменения  потребностей  населения  в  новых  простран-

ствах жизнедеятельности; 

интенсификация развития застроенных территорий; 

активизация  городских  сообществ.  Формирование  и  сохранение  станич-

ных сообществ; 

обеспечение градостроительной безопасности населенных пунктов. 

Вовлечение объектов  культурного наследия  (ОКН) –  важной  составляю-

щей  имиджа  Краснодарского  края  –  в  социально-экономическое  развитие  и  

повышение конкурентоспособности региона: 

оптимизация механизмов работы с историческими центрами населенных 

пунктов; 

выстраивание  конструктивных  отношений  органов  государственной 

охраны ОКН с другими  ведомствами РОИВ,  бизнесом и населением, работа с 

форматом  ГЧП  в  части  определения  политики  сохранения  и  приспособления 

объектов к новым функциям. 

Качественное  управление  развитием  территории  региона,  включающее 

использование  открытых  данных,  информационных  технологий,  всех  видов 

взаимодействия власти, бизнеса и населения: 

синхронизация действующих документов стратегического, территориаль-

ного, отраслевого планирования всех уровней управления; 

108 

формирование  регионального  научно-исследовательского  центра  терри-

ториального планирования; 

подготовка и привлечение профессиональных кадров в сфере территори-

ального планирования и градоустройства;  

формирование  координационных  советов  по  межмуниципальному  взаи-

модействию  в  развитии  территорий  агломераций  и  иных  частей  территорий  

региона,  требующих  решения  общих  задач  с  включением  стейкхолдеров  от  

власти, бизнеса и городских сообществ. 

Трансграничное экономическое сотрудничество 

В  числе  механизмов  регионального  развития  Стратегия  выделяет  транс-

граничное  экономическое  сотрудничество.  Территория  Краснодарского  края 

рассматривается  во  взаимосвязи  с  соседними  регионами  и  государствами.  

Исторически сложившаяся система расселения, единые компоненты природно-

го и историко-культурного каркаса выявляют сферы взаимовлияния городов и 

поселений,  определяют  развитие  и  распределение  транспортных  коридоров  и 

узлов, интенсивность хозяйственных связей, развитие кластеров.  

В  качестве  основной  задачи  макрорегионального  и  международного  

сотрудничества рассматривается содействие устойчивому развитию. 

Регион реализует  интересы  России  в  зоне  азово-черноморского и  среди-

земноморского  экономического  сотрудничества.  Геополитические  условия  в 

долгосрочном  периоде  будут  влиять  на  трансграничные  отношения  

Краснодарского  края  с  сопредельными  государствами  Азово-Черноморского 

бассейна: Украиной, Абхазией, Турцией – в первую очередь, в части развития 

торгово-транспортно-логистического  кластера  (приложение  1  к  Стратегии,  

рисунок 29). 

Территория  региона  входит  в  систему  Международных  транспортных  

коридоров.  В  экономическом,  социальном  и  транспортно-технологическом  

отношениях направление от Санкт-Петербурга до Новороссийска представляет 

единое  целое  и  обозначается  как  Балтика  –  Центр  –  Черное  море  (БЦЧ).  

Граничными  пунктами  транспортного  коридора  на  севере  являются  порты 

Санкт-Петербург,  Выборг,  Приморск,  а  также  сухопутные  пограничные  

109 

переходы  между  Россией  и  Финляндией,  на  юге  –  морские  порты  

Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Ростов-на-Дону, Азов, Ейск, Темрюк. 

Транспортный коридор БЦЧ является составной частью интермодальной 

трансъевропейской  сети.  Его  граничные  пункты  имеют  непосредственные  

выходы  в  Скандинавские  страны  и  страны  Западной  Европы,  через  порты  

Черноморско-Азовского  бассейна  в  страны  Южной  Европы  и  Балканского 

полуострова. 

Одним  из  наиболее  значимых  проектов  возможного  международного  

сотрудничества является проект ОЧЭС (Организации Черноморского экономи-

ческого  сотрудничества)  по  строительству  кольцевой  автомобильного  дороги 

вокруг Черного моря. 

Участниками  межрегионального  трансграничного  сотрудничества  явля-

ются регионы Южного федерального округа Российской Федерации – Ростов-

ская  область,  Республики  Крым  и  Адыгея,  регионы  Северо-Кавказского  

федерального  округа  –  Ставропольский  край,  Карачаево-Черкесская  

Республика (приложение 1 к Стратегии, рисунок 30). 

На стратегическом уровне рассматривается сеть горизонтальных связей и 

контактов, обеспечивающих взаимодействие между региональными и государ-

ственными программами, органами местного самоуправления, негосударствен-

ными организациями.  

В настоящее время на территории края реализуются федеральные инфра-

структурные  проекты,  связанные  с  развитием  Республики  Крым.  Введение  в 

эксплуатацию моста через Керченский пролив создает новые предпосылки для 

межрегионального взаимодействия в сфере обслуживания туристского потока, 

единой инфраструктуры. 

Соседство  с  Ростовской  областью  влияет  на  развитие  северной  части 

Краснодарского  края.  В  Стратегии  рассматриваются  совместные  проекты  по 

хозяйствованию  в  акватории  и  вдоль  береговой  линии  Таганрогского  залива, 

развитие  коротких  связей  между  аэропортом  Ростова-на-Дону  и  Ейской  

курортной зоной. 

110 

Синергия  Краснодарского  края,  Республики  Адыгея  и  Карачаево-

Черкесской  Республики  в  разработке  и  реализации  программы  "Кавказский 

горный  ареал"  делает  регионы  пилотными  в  развитии  туристско-

рекреационного  кластера  юга  России,  интегрируясь  в  систему  связных 

транскавказских туристско-рекреационных маршрутов. 

Основной задачей рассматриваемого этапа стратегического планирования 

является активизация межрегиональных проектов между Краснодарским краем 

и Республикой Адыгеей. 

Стратегиями  двух  регионов  на  долгосрочный  период  закладываются  

следующие  направления,  программы  и  проекты  развития,  для  которых  в  

дальнейшем  будет  составлена  "дорожная  карта".  Первоочередная  задача  

стартового этапа (2018 год) – формирование единого центра принятия решений 

и мониторинга реализации мероприятий. 

Система расселения 

Флагманский  проект  "Пространство без  границ", приоритетная програм-

ма развития "Краснодарская городская агломерация". Участниками программы 

являются  муниципальные  образования  городской  округ  Краснодар,  город  

Горячий  Ключ,  Динской  район  и  Северский  район  Краснодарского  края,  

Тахтамукайский, Теучежский районы и город Адыгейск Республики Адыгея. 

Межмуниципальные  системные  проекты  для  групп  населенных  пунктов 

Белореченск  –  Майкоп,  Усть-Лабинск  –  Красногвардейское,  Курганинск  –  

Кошехабль. 

Транспортная инфраструктура 

Строительство  скоростной  автомобильной  дороги  на  линии  "Аэропорт 

Пашковский  –  Адыгейск  (участок  трассы  М4)  –  Белореченск  –  Майкоп  –  

Лагонаки". 

Строительство 

автомобильной 

дороги 

вдоль 

южного 

берега  

Краснодарского водохранилища (дамбы) – Адыгейск – Краснодар. 

Развитие автомобильных связей Майкоп – Лагонаки – Дагомыс. 

Экологические вопросы 

Флагманский  проект  "Пространство  без  границ",  приоритетная  

111 

программа развития "Кавказский горный ареал". 

Создание  межрегиональной  модели  комплексной  системы  управления  

отходами.  

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения 

Создание  межрегионального  научно-исследовательского  центра  по  

выявлению,  предупреждению  и  мониторингу  рисков  возникновения  чрезвы-

чайных ситуаций в части: 

опасных  природных  процессов  (наводнения,  землетрясения,  оползни,  

сели); 

опасных  природно-техногенных  процессов  (загрязнение  атмосферного 

воздуха, сброс неочищенных стоков в водоемы); 

опасных  техногенных  процессов  (техногенное  загрязнение  грунтов,  

состояние гидротехнических сооружений); 

актов терроризма. 

Экономическое сотрудничество 

Развитие туристического кластера: 

создание горно-климатического курорта "Лагонаки"; 

формирование единой системы туристских маршрутов. 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-6  представлены  в  

таблице 16. 

Таблица 16 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-6 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-6. Лидер Южного полюса роста, территория, обладающая устойчи-
вой системой расселения в парадигме "умных городов и сел", создан-
ных для людей, сохраняющих и развивающих поликультурные тради-
ции и природу Кубани и Азово-Черноморского побережья; рациональ-
но и эффективно используемое комфортное пространство жизнедея-
тельности населения и гостей региона с высоким качеством среды оби-
тания 

  

  

  

  

  

  

Количество ядер 1-го порядка 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

Базовый 

Оптимистический 

Количество ядер 2-го порядка 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

Базовый 

10 

11 

Оптимистический 

10 

11 

12 

Количество ядер 3-го порядка 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

14 

14 

14 

14 

14 

14 

112 

Базовый 

14 

14 

14 

14 

14 

14 

Оптимистический 

14 

14 

16 

18 

22 

26 

Удельный вес городского населения в общей численности населения, % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

54,5  55,0  55,9  56,8  57,7  58,6 

Базовый 

54,5  55,2  56,8  58,4  60,0  61,6 

Оптимистический 

54,5  55,4  57,5  59,6  61,7  63,8 

3.2.7.

 

G7. Основные направления инвестиционного развития 

В 2017 году по итогам Национального рейтинга состояния инвестицион-

ного климата в российских регионах Краснодарский край занял седьмое место 

среди  субъектов  Российской  Федерации  и  входит  в  число  субъектов,  обеспе-

чивших наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнеса (регион 

стабильно  входит  в  Топ-10  регионов  с  лучшим  инвестиционным  рейтингом  в 

стране).  По  версии  "Эксперт  РА",  край  имеет  наивысший  рейтинг  инвестици-

онной  привлекательности  –  1А  (входя  в  группу  регионов-лидеров  с  высоким 

потенциалом и минимальными рисками) и кредитный рейтинг – А++ (исключи-

тельно  высокий  (наивысший)  уровень  кредитоспособности).  Активная  инве-

стиционная  политика  обеспечивает  высокий  уровень  объема  инвестиций  в  

основной  капитал.  Пик  инвестиций  в  основной  капитал  был  достигнут  в 

2013 году – 955 млрд руб., к 2016 году инвестиции снизились до 429 млрд руб. 

Основными  субъектами  инвестиционного  процесса  в  Краснодарском  крае  

являются Комиссия по улучшения инвестиционного климата в Краснодарском 

крае,  Консультационный  совет  по  иностранным  инвестициям  при  главе  

администрации (губернаторе) Краснодарского края, департамент инвестиций и  

развития  малого  и  среднего  предпринимательства  Краснодарского  края,  

министерство  экономики  Краснодарского  края,  Корпорация  развития  

Краснодарского  края,  отраслевые  министерства,  ведомства,  консалтинговые  

организации, Торгово-промышленная палата Краснодарского края и др. 

Краснодарский  край  входит  в  число  регионов  России  с  лучшими  управ-

ленческими  практиками  в  таких  сферах,  как  регистрация  юридических  лиц,  

выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности юриди-

ческих лиц и индивидуальных предпринимателей на недвижимое имущество. 

Успешным  примером  развития  инновационно-инвестиционной  инфра-

структуры 

являются 

Научно-технологический 

парк 

"Университет"  

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     5      6      7      8     ..