Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 4

 

 

49 

значительный грузооборот автомобильным транспортом.

 

1.4.9.

 

G7. Инвестиции и финансовый капитал 

1.4.9.1.

 

Анализ 

конкурентоспособности 

по 

направлению 

"

G.7 Инвестиции и финансовый капитал

"

 

Краснодарский  край  –  высоко  инвестиционно  привлекательный  регион, 

один из лидеров по объему привлекаемых инвестиций с очень низким инвести-

ционным  риском,  имеющий  развитую  кредитно-финансовую  инфраструктуру, 

эффективно  использующий  финансовые  ресурсы.  По  направлению  конкурен-

ции  "Инвестиции  и  финансовый  капитал"  Краснодарский  край  занимает  

девятое  место  в  России.  Рейтинговое  агентство  "Эксперт РА"  включило  

Краснодарский  край  в  тройку  ведущих  субъектов  Российской  Федерации  по 

оценке  качества  инвестиционного  климата,  также  край  получил  положитель-

ную оценку инвестиционных рисков, преимущественно на основе низких кри-

минальных, социальных и финансовых рисков (таблица 9). 

Финансовая  система  Краснодарского  края  развита  и  характеризуется  

высоким  уровнем  кредитования  и  относительно  развитым  рынком  ценных  

бумаг. Важным фактором развития является размер регионального бюджета.  

Таблица 9 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика  

по направлению конкуренции "Инвестиции и финансовый капитал" 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

Инвестиции и финансовый капитал

9

1

8

Инвестиционная привлекательность

6

1

5

Инвестиции в основной капитал (среднее за 3 года), млн USD

11 384

5 018

29 055

5

1

4

0 - 29 055

Иностранные инвестиции (среднее за 3 года), млн USD

976,8

828,8

100 805,8

22

2

8

0,0 - 100 805,8

Инвестиционный риск (Эксперт-РА)

0,150

0,269

0,150

3

1

1

0,558 - 0,000

Доля в общероссийском инвестиционном потенциале (Эксперт-РА), %

2,8

1,6

14,6

4

1

4

0,0 - 14,6

Инвестиции в основной капитал на д.н. (среднее за 3 года), USD

2 098

1 276

9 529

20

2

5

0 - 41 491

Инвестиционная эффективность

75

11

9

Эффективность инвестиций (прирост ВРП к накопл. инвестициям, за 3 г.)

0,207

0,155

0,663

73

12

8

0,000 - 0,663

Удельный вес инвестиций в ВРП

0,166

0,095

0,242

42

7

5

0,000 - 0,593

Финансовая система региона

4

1

4

Удельный вес кредитов в ВРП

0,591

0,072

1,284

9

1

4

0,000 - 1,284

Объем эмиссии корпоративных ц/б (среднее за 3 года), млн USD

3 651

338

118 539

3

1

3

-155 - 118 539

Инвестиции в ОК за счет собственных средств, %

43,0

32,7

90,5

53

6

8

5,3 - 90,5

Региональный бюджет

13

1

8

Доходы бюджета (среднее за 3 года), млн USD

4 986

3 578

33 551

5

1

5

0 - 33 551

Доходы бюджета на 1 жителя (среднее за 3 года), USD

909

844

3 153

55

3

8

0 - 10 414

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

50 

При  этом  существуют  проблемы  качества  и  управления  региональными 

финансами.  При  высоком  уровне  доходов  консолидированного  бюджета  

Краснодарского  края,  негативным  фактором  является  значительный  государ-

ственный  долг.  Значительный  объём  доходов  консолидированного  бюджета 

Краснодарского края позволяет относить край к категории регионов, имеющих 

наиболее существенные доходные источники. Однако для региона характерны 

в среднем невысокие темпы роста доходов консолидированного бюджета. При 

этом  край  не  располагает  в  достаточной  мере  собственной  финансовой  базой, 

необходимой  для  обеспечения  устойчивого  социально-экономического  разви-

тия. Наблюдается низкая доля собственных средств в инвестициях в основной 

капитал, сформирован большой государственный долг, который в течение про-

должительного периода времени может сдерживать развитие края. Несмотря на 

позитивные изменения структуры государственного долга Краснодарского края 

в 2017 году, для нее все еще характерна высокая доля банковских кредитов, при 

этом доля ценных бумаг в структуре государственного долга края сравнительно 

не велика. 

Регион находится в сильной зависимости от инвестиций и иных финансо-

вых ресурсов, поступающих по линии деятельности федеральных учреждений и 

крупнейших российских компаний государственного и частного секторов эко-

номики. Наметилось снижение динамики привлечения инвестиций, что требует 

перенастройки системы привлечения и сопровождения инвестиций. 

С  учетом  большого  числа  международных  и  общегосударственных  

(федеральных)  функций,  выполняемых  Краснодарским  краем,  и  недостатка 

собственных финансовых ресурсов, ему требуется оказание более весомой под-

держки со стороны федерального центра. 

1.4.9.2.

 

Ключевые ограничения инвестиционного развития 

Имеющиеся  ограничения  инвестиционного  развития  экономики  

Краснодарского края. 

Недостаточное  качество  внутренней  системы  управления  финансами  и 

привлечения  инвестиций,  недостаточная  сфокусированность  органов  государ-

ственной власти на вопросах привлечения и эффективности инвестиций. 

51 

Вопросы  обеспечения  финансирования  экономического  развития  и  

привлечения инвестиций распределены между тремя региональными органами 

исполнительной  власти  (министерство  финансов  Краснодарского  края,  

министерство  экономики  Краснодарского  края,  департамент  инвестиций  и  

развития  малого  и  среднего  предпринимательства  Краснодарского  края),  при 

этом наблюдается недостаточное качество межведомственного взаимодействия. 

Недостаточная  сбалансированность  инвестиционного  портфеля  (приори-

тетные направления развития территорий зачастую недостаточно представлены 

в инвестиционном портфеле экономических зон). 

Необходимость  дальнейшего  развития  и  повышения  эффективности  

единой региональной базы данных инвестиционных проектов. 

Отсутствие  должной координации деятельности финансовых институтов 

и профессиональных инвесторов, работающих в Краснодарском крае. 

Отсутствие сформулированной инвестиционной политики в сфере модер-

низации современной экономики, ее диверсификации и создания умной эконо-

мики, модернизации социальной системы и инфраструктуры. 

Недостаточный уровень финансовой грамотности населения. 

1.4.9.3.

 

Инвестиционный портфель Краснодарского края 

На  этапе  проведения  диагностики  в  рамках  разработки  настоящей  

Стратегии был проанализирован текущий портфель инвестиционных проектов, 

реализуемых в Краснодарском крае (стоимостью более 100 млн руб.,  на осно-

вании данных, представленных департаментом инвестиций и развития малого и 

среднего  предпринимательства  Краснодарского  края  на  этапе  диагностики  – 

март 2017 года). 

Приоритетными направлениями для привлечения инвестиций в экономику 

Краснодарского  края  в  соответствии  со  Стратегией  социально-экономического 

развития  Краснодарского  края  до  2020  года,  утвержденной  Законом  

Краснодарского края от 29 апреля 2008 года № 1465-КЗ "О Стратегии социаль-

но-экономического развития Краснодарского края до 2020 года", являются: 

Агропромышленный комплекс: 

агропищевой кластер; 

52 

винодельческий кластер; 

рыбоперерабатывающий кластер. 

Курортно-рекреационный и туристский комплекс: 

курорты Черноморского побережья; 

горно-климатический курорт "Лагонаки"; 

туристско-рекреационный кластер "Абрау-Утриш" и сеть автотуристских 

кластеров. 

Морской транспортный комплекс: 

портово-промышленный кластер в Темрюкском районе; 

комплексная реконструкция Новороссийского транспортного узла; 

создание портовых мощностей на Таманском полуострове. 

Комплекс отраслей промышленности: 

машиностроение, приборостроение, металлообработка; 

производство строительных материалов; 

деревообрабатывающая промышленность; 

стекольная промышленность. 

Сектор информационно-коммуникационных технологий: 

реализация  инвестиционных  проектов  в  сфере  информационно-

коммуникационных технологий. 

Анализ  структуры  инвестиционного  портфеля  в  целом  (приложение  1  к 

Стратегии,  рисунок 19)  показывает  ее  частичное  соответствие  заявленным  

приоритетам,  указанным  выше,  поскольку  наряду  с  довольно  значительными 

объемами  инвестиций  (осуществляемыми  и  запланированными)  в  агропро-

мышленный  комплекс,  курортно-рекреационный  и  туристский  комплекс,  а 

также  морской  транспортный  комплекс  (в  части  перегрузочных  комплексов  и 

грузовых  терминалов),  наибольшие  объемы  вложений  осуществляются  в  

топливно-энергетический  комплекс  (в  части  нефтепереработки),  а  также  в 

строительство (в части жилищного строительства). 

Актуальный  портфель  приоритетных  инвестиционных  проектов  пред-

ставлен в Плане мероприятий по реализации Стратегии. 

53 

2.

 

Ценности и приоритеты Краснодарского края 

2.1.

 

Ценности и приоритеты 

Стратегия развития Краснодарского края опирается на ценности и прин-

ципы,  зафиксированные  в  Уставе  Краснодарского  края,  являющемся  государ-

ственно-правовой основой социально-экономической, политической и культур-

ной  жизни  края,  выражающем  волю  и  интересы  населения  Краснодарского 

края. В Уставе утверждаются принципы правового государства и гражданского 

общества,  ориентированные  на  социально-экономическое,  политическое  и 

культурное  развитие  края,  учитывающее  уникальные  природные  богатства  и 

историко-культурные  ценности  края  и  необходимость  их  рационального  

использования  в  интересах  всего  населения  края  и  будущих  поколений  его  

жителей. 

Человек – высшая ценность Стратегии. Создание благоприятных условий 

для  привлечения,  удержания  и  развития  человеческого  капитала,  применения 

талантов и компетенций каждого на общее благо Краснодарского края – ключе-

вой приоритет Стратегии. 

Одним из основных приоритетов Стратегии является обеспечение опере-

жающего  социально-экономического  развития,  предполагающего  экономиче-

ский рост от 3,9 до 5,4% годовых на основании расчетов базового и оптимисти-

ческого  сценариев  (среднегодовой  накопленный  прирост  ВРП  за  период  

2016 – 2030  годов),  при  росте  ВРП  на  душу  населения  в  1,3  –  1,5  раза  

к 2024 году и в 1,5 – 1,8 раза к 2030 году. 

В результате реализации Стратегии будет обеспечено увеличение ВРП по 

паритету  покупательной  способности  до  уровня  от  150,5  до  168,4  млрд  USD  

в 2024 году и от 181,5 до 220,0 млрд USD – в 2030 году. 

Не  менее  чем  в  2  раза  к  2030 году  вырастет  объём  промышленного  

производства. 

Одним  из  ключевых  приоритетов  в  сфере  развития  агропромышленного 

комплекса  будет  являться  повышение  уровня  экологизации  АПК  до  60  –  80% 

(доля сельскохозяйственных угодий, соответствующих стандарту экологизиро-

ванного АПК). 

54 

Объём  экспорта  продукции,  произведенной  в  Краснодарском  крае,  в 

2030 году составит порядка 27 млрд USD, а в случае реализации оптимистиче-

ского  сценария  развития  региона  может  превысить  31  млрд  USD.  При  этом  

доля  несырьевого  неэнергетического  экспорта  в  общем  объеме  регионального 

экспорта к 2030 году будет составлять от 65 до 85%. 

Для  реализации  Стратегии  предприятиям  региона  необходимо  привлечь 

13 – 15 трлн руб. инвестиций в основной капитал. При этом доходы консолиди-

рованного бюджета Краснодарского края составят от 600 до 700 млрд руб. 

Будут обеспечены средние темпы прироста производительности труда от 

4,2 до 5,5% в год на протяжении периода 2019 – 2024 годов, при приросте про-

изводительности труда на средних и крупных предприятиях базовых отраслей, 

таких  как  промышленность,  строительство,  транспорт,  сельское  хозяйство  и 

торговля, темпами не ниже 5% в год. 

Будет обеспечено снижение уровня бедности: снижение доли населения с 

денежными  доходами  ниже  величины  прожиточного  минимума  с  11,7%  в 

2016 году  до  5,2%  в  2024  году  и  до  3,7%  в  2030  году  в  базовом  сценарии,  

достижение  минимального  уровня  бедности  и  вхождение  края  в  число  регио-

нов-лидеров с наименьшим уровнем бедности при оптимистическом сценарии. 

Рост производительности труда позволит  к 2030 году увеличить средний 

размер заработной платы до уровня, превышающего 50 тыс. руб. 

Увеличение  среднегодовых  объемов  ввода  жилья  к  2030 году  

в 1,2 – 1,4 раза по сравнению с 2016 годом позволит обеспечить растущее насе-

ление  и  гостей  края  современным  и  качественным  жильём,  создаст  прочную 

основу для реализации человеческого потенциала. 

Итогом реализации стратегии развития, привлечения и удержания челове-

ческого  капитала  должно  стать  увеличение  к  2030  году  населения  региона  

до  6,2  –  6,3  млн  человек  при  уровне  ожидаемой  продолжительности  жизни  не  

менее  80  лет.  Развитие  туристско-рекреационного  комплекса  в  сочетании  с  

качественной  трансформацией  городской  среды  и  повышением  качества  жизни 

населения будет стимулировать увеличение числа туристов, посещающих Крас-

нодарский  край,  которое  к  2030 году  превысит  22 млн человек  в  год  

55 

и согласно оптимистическому сценарию может достичь уровня в 24 млн человек. 

Будут  достигнуты  значительные  успехи  в  трансформации  человеческого 

капитала,  инновационной  и  институциональной  среды  Краснодарского  края, 

которые позволят региону войти в число семи (а при реализации оптимистиче-

ского сценария – в число пяти) ведущих регионов России (согласно комплекс-

ной оценке уровня конкурентоспособности RCI по данным направлениям). 

Приоритеты и цели развития Краснодарского края согласованы с приори-

тетами и целями развития Российской Федерации, сформулированными в таких 

документах  как  Послания  Президента  Российской  Федерации  Федеральному 

Собранию  Российской  Федерации,  Концепция  долгосрочного  социально-

экономического  развития  Российской  Федерации  на  период  до  2020 года,  

Стратегия  национальной  безопасности  Российской  Федерации  до 2020  года, 

Доктрина  продовольственной  безопасности  Российской  Федерации,  Стратегия 

государственной  национальной  политики  Российской  Федерации  на  период  

до  2025  года,  Стратегия  научно-технологического  развития  Российской  

Федерации  на  долгосрочный  период,  Транспортная  стратегия  Российской  

Федерации на период до 2030 года, а также в других долгосрочных отраслевых 

стратегиях,  концепциях  и  доктринах,  принятых  и  утвержденных  на  федераль-

ном уровне. 

Краснодарский  край  стремится  к  лидерству  в  развитии  и  привлечении  

человеческого  капитала.  Край  готов  быть  пилотным  регионом  в  рамках  гло-

бальных проектов развития человеческого капитала: стимулировании развития 

модели  "обучение  всю  жизнь"  и  модели  "развития  молодых  талантов  и  пред-

принимателей"  с  целью  обеспечения  глобального  технологического  лидерства 

России. 

Краснодарский  край  готов  быть  пилотным  регионом  развития  "умной 

экономики": кластерной активации в приоритетных направлениях и стимулиро-

вании  развития  высокотехнологических  бизнесов,  создании  модели  государ-

ственного управления третьего поколения на базе региональной информацион-

ной платформы. 

Краснодарский  край  –  лидер  Южного  полюса  роста.  В  Стратегии  

56 

проработана задача повышения качества взаимодействия с соседними региона-

ми и усиления международной интеграции. 

Краснодарский край делает ставку на развитие агломераций, сбалансиро-

ванное  территориально-пространственное  развитие  городов  и  сельских  

поселений. 

Краснодарский край будет вести активную кластерную активацию в рам-

ках Южного полюса роста по следующим направлениям: 

развитие Южного агропромышленного кластера; 

развитие туристско-рекреационного кластера Юга России; 

развитие Южного торгово-транспортно-логистического кластера; 

развитие кластера умная промышленность Юга России; 

развитие кластера социальных и креативных индустрий Юга России. 

2.2.

 

Главная стратегическая цель 

Главная стратегическая цель Стратегии (видение целевого состояния): 

ГСЦ. Краснодарский край – 2030 – глобальный устойчивый конкуренто-

способный регион умных, здоровых и творческих людей, магнит для талантов и 

предпринимателей, лидер Южного полюса роста России. 

Показатели реализации главной стратегической цели приведены в прило-

жении 1 к Стратегии, рисунок 20, рисунок 21. 

2.3.

 

Стратегическое  видение  в  разрезе  семи  направлений  

конкуренции 

G1. Рынки.  Ключевые  экономические  комплексы  края  конкурентоспо-

собны на российском рынке, лидеры  – глобально конкурентоспособны. Сфор-

мированы сбалансированные кластеры-лидеры развития Южного полюса роста. 

Регион-лидер  Южного  экспортно-импортного  хаба  –  один  из  ключевых 

евразийских транспортно-логистических узлов. 

Один  из  мировых  регионов-лидеров  развития  умного  и  экологизирован-

ного  АПК,  обеспечивающего  продовольственную  безопасность  страны,  транс-

формирующегося от сырьевого производства к производству и выводу на рос-

сийский и глобальные рынки уникальной, безопасной "Кубанской продукции". 

Глобально 

конкурентоспособный 

всесезонный 

инновационный  

57 

санаторно-курортный и туристский центр, играющий ключевую роль в обеспе-

чении  устойчивого  воспроизводства  человеческого  потенциала  России,  лидер 

российского туристского рынка. 

Регион  умной  экологически  чистой  промышленности,  ориентированной 

на  потребности  социума,  имеющий  высокую  конвергенцию  с  ключевыми  

экономическими комплексами Южного полюса роста. 

Регион,  обладающий  экологически  безопасным  и  высокоэффективным 

топливно-энергетическим  комплексом,  обеспечивающим  потребности  эконо-

мики и человека в доступной и недорогой энергии на основе сочетания иннова-

ционного  развития  традиционной  энергетики  и  активного  внедрения  техноло-

гий "зеленой энергетики". 

Регион, обладающий единой эффективной системой производства строи-

тельных материалов, возведения объектов и их эксплуатации. 

Российский регион-лидер развития социальных и креативных индустрий 

на  базе  "умной  экономики"  и  культуры  –  научно-образовательный,  медицин-

ский и инновационный центр Южного полюса роста, привлекающий широким 

спектром  услуг  и  обеспечивающий  высокое  качество  жизни  в  соответствии  с 

мировыми стандартами. 

G2. Институты.  "Край  предпринимательства"  (на  уровне  крупного,  сред-

него и малого бизнеса), конкурентоспособных кластеров и эффективного госу-

дарственного  управления  на  основе  сбалансированной  системы  государствен-

ных, частных, государственно-частных и общественных институтов. 

G3. Человеческий  капитал.  Регион-лидер  в  накоплении  человеческого  

капитала  как  ключевого  актива  –  основы  долгосрочной  конкурентоспособно-

сти,  обеспечивший  лучшие  условия  для  развития  и  самореализации  жителей 

Краснодарского  края  –  гостеприимных,  открытых,  мотивированных  людей, 

умеющих находить баланс консервативного и прогрессивного, ценящих здоро-

вье, семью и дружеское общение, наслаждающихся долголетием. 

G4. Инновации и информация. Территория умной экономики, ориентиро-

ванной  на  реализацию  потенциала  молодых  талантов  и  предпринимателей, 

обеспечивающих глобальное технологическое лидерство России. 

58 

G5. Природные  ресурсы  и  устойчивое  развитие.  Регион,  обладающий 

разнообразными  (в  т.ч.  уникальными)  природными  системами,  сберегаемыми 

для  будущих  поколений,  и  высоким  уровнем  экологической  безопасности,  

эффективно использующий природные ресурсы на основе соблюдения принци-

пов  устойчивого  развития  для  обеспечения  высокого  качества  жизни  жителей 

края и воспроизводства человеческого потенциала России.  

G6. Пространство и реальный капитал. Лидер Южного полюса роста, тер-

ритория,  обладающая  устойчивой  системой  расселения  в  парадигме  "умных  

городов и сел", созданных для людей, сохраняющих и развивающих поликуль-

турные традиции и природу Кубани и Азово-Черноморского побережья; рацио-

нально и эффективно используемое комфортное пространство жизнедеятельно-

сти населения и гостей региона с высоким качеством среды обитания. 

G7. Инвестиции  и  финансовый  капитал.  Краснодарский  край  является  

одним  из  наиболее  привлекательных  для  инвестиций  (в  том  числе  иностран-

ных) субъектов Российской Федерации, ключевые субъекты края инвестицион-

но  привлекательны  на  мировом  уровне,  создана  эффективная  инвестиционная 

среда,  консолидированный  бюджет  Краснодарского  края  сбалансирован  и  

имеет низкую зависимость от федерального уровня. 

59 

3.

 

Целевое  видение,  индикаторы  достижения  целей,  ожидаемые 

результаты реализации Стратегии 

3.1.

 

Социально-экономическая политика 

Социально-экономическая политика развития – совокупность мер, реали-

зуемых  администрацией  Краснодарского  края  и  направленных  на  достижение 

экономического  роста,  повышение  конкурентоспособности  экономики  и  каче-

ства  жизни  населения  Краснодарского  края  путем  модернизации  современной 

экономики/социальной сферы и стимулировании создания новой умной регио-

нальной экономики и человекоцентричной среды. 

Совокупность  направлений  и  мер  социально-экономической  политики 

можно структурировать следующим образом. 

G1. Основные  направления  экономического  развития  –  развитие 

экономических комплексов. 

G2. Основные направления развития институциональной среды: 

развитие предпринимательства; 

кластерная активация; 

реформа государственной системы управления – Госуправление 3.0. 

G3. Основные  направления  развития  социальной  сферы  –  развитие 

человеческого капитала. 

G4. Основные  направления  развития  научно-инновационной  сферы  – 

стимулирование развития умной экономики. 

G5. Основные  направления  рационального  природопользования  и 

обеспечения экологической безопасности – устойчивое развитие. 

G6. Основные  направления  пространственного  и  инфраструктурного 

развития. 

G7. Основные  направления  инвестиционного  развития  (инвестиционная 

политика). 

Данная  система  мер  должна  быть  сфокусированной  в  рамках  ключевых 

приоритетов  и  сбалансированной  с  точки  зрения  необходимых  ресурсов  и  

достигаемых результатов. 

60 

3.2.

 

Развитие  Краснодарского  края  в  разрезе  ключевых  направле-

ний конкуренции 

3.2.1.

 

G1. Основные 

направления  экономического  развития  –  

развитие экономических комплексов 

Стратегическая цель: 

СЦ-1. Ключевые экономические комплексы края конкурентоспособны на 

российском  рынке,  лидеры  –  глобально  конкурентоспособны;  сформированы 

сбалансированные кластеры-лидеры развития Южного полюса роста. 

В  Стратегии  социально-экономического  развития  Краснодарского  края 

принята следующая структура экономических комплексов:  

торгово-транспортно-логистический комплекс (ТТЛК); 

агропромышленный комплекс (АПК); 

санаторно-курортный и туристский комплекс (СКТК); 

комплекс отраслей промышленности (КОП); 

топливно-энергетический комплекс (ТЭК); 

комплекс строительства и жилищно-коммунального хозяйства (КСЖКХ); 

комплекс социальных и инновационных услуг (КСИУ). 

Показатели,  характеризующие  развитие  экономики  Краснодарского  края 

в разрезе  экономических  комплексов приведены в  приложении 1  к Стратегии, 

рисунок 22, рисунок 23, рисунок 24. 

Стратегическая цель направления конкуренции "G1. Рынки" коррелирует 

со стратегическими целями развития экономических комплексов: 

СЦ-8 (ТТЛК). Регион-лидер  Южного  экспортно-импортного  хаба  –  один 

из ключевых евразийских транспортно-логистических узлов. 

СЦ-9 (АПК).  Один  из  мировых  регионов-лидеров  развития  умного  и  

экологизированного АПК, обеспечивающего продовольственную безопасность 

страны,  трансформирующегося  от  сырьевого  производства  к  производству  и 

выводу  на  российский  и  глобальные  рынки  уникальной,  безопасной  

"Кубанской продукции". 

СЦ-10 (СКТК).Глобально  конкурентоспособный  всесезонный  инноваци-

онный  санаторно-курортный  и  туристский  центр,  играющий  ключевую  роль  

61 

в обеспечении устойчивого воспроизводства человеческого потенциала России, 

лидер российского туристического рынка. 

СЦ-11 (КОП). Регион  умной  экологически  чистой  промышленности,  

ориентированной на потребности социума, имеющий высокую конвергенцию с 

ключевыми экономическими комплексами Южного полюса роста. 

СЦ-12 (ТЭК). Регион,  обладающий  экологически  безопасным  и  высоко-

эффективным 

топливно-энергетическим 

комплексом, 

обеспечивающим  

потребности экономики и человека в доступной и недорогой энергии на основе 

сочетания  инновационного  развития  традиционной  энергетики  и  активного 

внедрения технологий "зеленой энергетики". 

СЦ-13 (КСЖКХ). Регион,  обладающий  единой  эффективной  системой 

производства  строительных  материалов,  возведения  объектов  и  их  

эксплуатации. 

СЦ-14 (КСИУ). Российский  регион-лидер  развития  социальных  и  креа-

тивных  индустрий  на  базе  "умной  экономики"  и  культуры  –  научно-

образовательный, медицинский и инновационный центр Южного полюса роста, 

привлекающий широким спектром услуг и  обеспечивающий высокое качество 

жизни в соответствии с мировыми стандартами. 

Цели и задачи развития экономических комплексов рассмотрены отдель-

но в разделе 3.3. 

Целевое  видение  экспортного  потенциала  в  2030 году  включает  следую-

щие характеристики. 

Цель: 

Ц-1.1. Ведущий регион-экспортер продукции с высокой долей несырьево-

го неэнергетического экспорта. 

Задачи: 

Развитие экспорта приоритетных продуктов и товарных групп: 

повышение экспорта "традиционных" для края товарных групп; 

развитие  экспорта  несырьевых  неэнергетических  продуктов  и  товарных 

групп; 

расширение географии экспорта; 

62 

развитие  системы  продвижения  экспорта  продукции  Краснодарского 

края. 

Создание институциональной среды развития экспорта: 

повышение качества управления развитием экспортной деятельности; 

создание  и  развитие  Экспортного  совета  (либо  другого  общественного 

совета, функционирующего в форме совещательного координационного органа, 

в  состав  которого  должны  входить  представители  органа  исполнительной  

власти  Краснодарского  края,  институтов  развития,  объектов  инфраструктуры 

поддержки  предпринимательства,  регионального  центра  поддержки  экспорта, 

общественных организаций и объединений предпринимателей, включая отрас-

левые союзы); 

развитие деятельности Центра координации поддержки экспорта; 

стимулирование  развития  субъектов  консультационной  инфраструктуры 

поддержки развития экспорта; 

стимулирование  развития  экспортно  ориентированных  компаний  

Краснодарского края; 

стимулирование  развития  системы  некоммерческих  организаций  

(объединений и ассоциаций экспортеров, торговых объединений / домов, обще-

ственных объединений предпринимателей в области поддержки экспорта: ТПП, 

РСПП,  "Деловая  Россия",  "Опора  России",  АСИ  /  "Клуб  лидеров")  в  области 

обеспечения развития экспорта Краснодарского края. 

Обеспечение  кадрового  потенциала  развития  экспорта  в  Краснодарском 

крае: 

стимулирование развития качества кадрового состава в органах государ-

ственной и муниципальной власти; 

стимулирование  развития  кадрового  состава  ключевых  действующих  и 

потенциальных экспортеров. 

Развитие  информационно-технологической  платформы  поддержки 

экспорта: 

развитие информационной среды поддержки экспортной деятельности; 

стимулирование  развития  технологических  инструментов  /  инноваций 

63 

экспортной деятельности. 

Повышение  качества  использования  природно-ресурсной  базы  и 

факторов устойчивого развития в процессе экспортной деятельности: 

внедрение принципов устойчивого развития и соблюдение экологических 

стандартов в процессе экспортной деятельности. 

Стимулирование 

развития 

инфраструктуры, 

используемой 

для 

экспортной деятельности: 

развитие  инфраструктуры  экспортной  деятельности:  портовая  инфра-

структура, аэропортовая инфраструктура, промышленно-логистическая инфра-

структура. 

Увеличение  финансовых  ресурсов  поддержки  экспортеров  и/или 

экспортно ориентированных компаний: 

финансовая  поддержка  экспортеров  и/или  экспортно  ориентированных 

компаний. 

Ключевые  индикаторы  стратегической  цели  СЦ-1  представлены  в 

таблице 10. 

Таблица 10 

Ключевые индикаторы стратегической цели СЦ-1 

Индикатор

 

2016

 

2018

 

2021

 

2024

 

2027

 

2030

 

CЦ-1. Ключевые экономические комплексы края конкуренто-
способны на российском рынке, лидеры – глобально конкурен-
тоспособны; сформированы сбалансированные кластеры-
лидеры развития Южного полюса роста 

  

  

  

  

  

  

Добавленная стоимость в ценах базового года 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

2 149  2 188  2 374  2 602  2 753  2 896 

Базовый 

2 149  2 270  2 601  3 059  3 382  3 690 

Оптимистический 

2 149  2 340  2 721  3 423  3 952  4 472 

Накопленный среднегодовой темп роста ВРП (CAGR с 2016 года), %   

 

 

 

 

 

Инерционный 

  100,9  102,0  102,4  102,3  102,2 

Базовый 

  102,8  103,9  104,5  104,2  103,9 

Оптимистический 

  104,4  104,8  106,0  105,7  105,4 

Накопленный среднегодовой темп роста ВРП на душу населения 
(CAGR с 2016 года), % 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

  98,9 

99,5  100,0  100,1  100,2 

Базовый 

  99,2  100,6  101,0  101,0  101,0 

Оптимистический 

  100,6  101,1  101,9  101,9  101,8 

Ц-1.1. Ведущий регион-экспортер продукции с высокой долей 
несырьевого неэнергетического экспорта 

  

  

  

  

  

  

Экспорт, млн USD 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

5 587  6 954  8 382  10 902  13 353  15 956 

Базовый 

5 587  7 323  11 067  16 168  21 355  27 097 

Оптимистический 

5 587  7 371  11 260  17 549  24 168  31 761 

Доля несырьевого неэнергетического экспорта, не менее 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

45%  41% 

42% 

43% 

44% 

45% 

64 

Базовый 

45%  43% 

48% 

54% 

59% 

65% 

Оптимистический 

45%  44% 

55% 

65% 

75% 

85% 

Рост несырьевого неэнергетического экспорта к 2016 года, раз 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

1,1 

1,4 

1,9 

2,3 

2,9 

Базовый 

 

1,2 

2,1 

3,5 

5,1 

7,0 

Оптимистический 

 

1,3 

2,4 

4,5 

7,2 

10,7 

Рост объема экспорта услуг к 2016 года, раз 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

1,0 

1,3 

1,7 

2,0 

2,5 

Базовый 

 

1,1 

1,8 

2,7 

3,7 

4,9 

Оптимистический 

 

1,1 

1,9 

3,1 

4,6 

6,5 

Рост роста числа экспортеров, раз 

 

 

 

 

 

 

Инерционный 

 

1,1 

1,2 

1,3 

1,4 

1,5 

Базовый 

 

1,1 

1,6 

2,0 

2,5 

2,9 

Оптимистический 

 

1,1 

1,7 

2,3 

2,9 

3,5 

3.2.2.

 

G2. Основные направления развития институциональной среды 

Дерево целей в области институционального развития: 

Стратегическая цель: 

СЦ-2. "Край  предпринимательства"  (на  уровне  крупного,  среднего  и  

малого  бизнеса),  конкурентоспособных  кластеров  и  эффективного  государ-

ственного  управления  на  основе  сбалансированной  системы  государственных, 

частных, государственно-частных и общественных институтов. 

Цели: 

Ц-2.1. Краснодарский  край  –  родина  национальных  предпринимателей-

чемпионов. 

Ц-2.2. В  Краснодарском  крае  сформирован  портфель  конкурентоспособ-

ных кластеров умной экономики, сфокусированных на развитии национальных 

чемпионов. 

Ц-2.3. Эффективно  работает  государственное  управление  третьего  поко-

ления  (Госуправление 3.0)  Краснодарского  края:  система  государственного 

управления,  ориентированного  на  человека  и  обеспечивающего  устойчивый 

рост качества жизни населения, сопоставимый со средним уровнем по странам 

Организации экономического сотрудничества и развития, и реализацию потен-

циала молодых талантов и предпринимателей. 

Ц-2.4. Созданы благоприятные условия для развития гражданского обще-

ства как основы устойчивости и конкурентоспособности региона. 

Ц-2.5. В  Краснодарском  крае  обеспечен  высокий  уровень  природной, 

техногенной  и  общественной  безопасности,  созданы  условия  для  безопасного 

проживания населения и развития бизнеса. 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..