Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 2

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 2

 

 

17 

Ключевые проблемы: 

низкая  глобальная  конкурентоспособность  ключевых  экономических 

комплексов; 

инертность институциональной системы; 

системные проблемы в области развития человеческого капитала; 

отсутствие экосистемы инноваций; 

высокая антропогенная нагрузка и низкое качество системы устойчивого 

развития; 

значительные пространственно-инфраструктурные ограничения; 

высокая  зависимость  от  внешних  финансовых  институтов  при  недоста-

точном  качестве  внутренней  системы  управления  финансами  и  привлечения 

инвестиций. 

Краснодарский  край  имеет  высокий  уровень  конкурентоспособности  и 

входит в число российских регионов-лидеров, являясь лидером Южного полю-

са роста. Согласно исследованию AV RCI-2017 beta Краснодарский край занял 

второе место в России по уровню конкурентоспособности. Ключевыми конку-

рентами  Краснодарского  края  являются  Москва,  Московская  область,  

Республика  Татарстан,  Санкт-Петербург,  а  также  Самарская,  Свердловская  и 

Ростовская области. При этом с точки зрения глобальной конкурентоспособно-

сти край имеет системные проблемы в развитии человеческого капитала, инно-

ваций  и  пространства.  Для  оценки  глобальной  конкурентоспособности  

Краснодарский край был сопоставлен с семнадцатью зарубежными регионами-

аналогами,  отобранными  для  исследования.  Рост  конкурентоспособности  

Краснодарского края на протяжении последнего десятилетия был обеспечен за 

счет  опережающих  темпов  роста  экономики,  при  высоком  потенциале  роста 

ВРП  на  душу  населения,  уровня  промышленного  производства  и  производи-

тельности труда. 

Краснодарский  край  выполняет  большое  количество  международных  и 

федеральных функций: транспортировка и экспорт стратегически важных това-

ров, обеспечение продовольственной безопасности страны, интеграция Крыма в 

единое  экономическое  пространство  России,  организация  и  проведение  

18 

важнейших мероприятий политического, экономического, культурного и спор-

тивного  характеров.  Экономическим  центром  Краснодарского  края  и  Юга  

России  является  город  Краснодар.  Город-курорт  Сочи  имеет  опыт  успешной 

реализации  масштабных  федеральных  проектов  на  Юге  России,  выполняя  

целый  ряд  федеральных  задач  и  являясь  столицей  зимних  Олимпийских  игр 

2014 года. 

Краснодарский  край  –  большой  внутренний  рынок  в  центре  двадцати-

миллионного  Южного  полюса  роста  с  положительной  динамикой  развития  на 

фоне  замедления  роста  внутреннего  рынка  в  ряде  регионов-конкурентов.  При 

значительном  объеме  внутреннего  рынка  и  потенциале  внешнего  ключевые 

экономические комплексы края (торгово-транспортно-логистический, агропро-

мышленный,  санаторно-курортный  и  туристский)  конкурентоспособны  на  

российском уровне, но имеют системные проблемы глобальной конкурентоспо-

собности  (низкая  ориентация  на  конечного  потребителя,  недостаточное  каче-

ство  продукции  и  услуг,  высокие  издержки)  при  значительном  потенциале  

развития. 

Преимущества  географического  положения,  а  также  соседство  с  дина-

мично развивающимися регионами Юга России и государствами, создает усло-

вия  для  развития  Краснодарского  края  как  одного  из  ключевых  российских 

транспортно-логистических  хабов,  отличающегося  высокой  активностью  на 

внешних рынках, устойчивым ростом объёмов экспорта и значительным потен-

циалом  дальнейшего  роста  (при  этом  в  настоящее  время  объем  экспорта,  

особенно несырьевого неэнергетического экспорта, недостаточен). 

Располагаясь на крайнем юго-западе России, Краснодарский край реали-

зует геостратегическую функцию форпоста на южных рубежах России: активно 

взаимодействует  с  регионами  Северного  Кавказа  и  странами  Закавказья,  

Ближнего Востока и Средиземноморского бассейна. Краснодарский край явля-

ется  приграничной  территорией,  регионом,  обеспечивающим  выход  России  к 

Черному морю, и важнейшим международным морским путям. Через террито-

рию Краснодарского края осуществляется транзит в Республику Крым. 

Регион  реализует  интересы  России  в  зоне  азово-черноморского  и  

19 

средиземноморского экономического сотрудничества. 

1.4.2.

 

Оценка  достигнутых  целей  социально-экономического  разви-

тия Краснодарского края 

За  период  реализации  Стратегии  социально-экономического  развития 

Краснодарского  края  до  2020  года  (2008  –  2017 годы)  продолжено  

социально-экономическое  развитие  региона  и  сохранены  устойчивые  позиции 

края в экономическом пространстве России.  

Рост  экономики  обеспечил  новые  рабочие  места,  опережающий  рост 

уровня жизни населения Краснодарского края, а также уровень безработицы  – 

один из самых низких в России и темп роста реальных доходов – один из самых 

высоких в стране. Только за период 2010 – 2016 годов реальные доходы насе-

ления  выросли  почти  на  56,1%  –  прирост  в  4,5  раза  выше,  чем  в  среднем  по 

России. 

На протяжении последних лет край неизменно входит в число территорий 

страны, обладающих максимальным инвестиционным потенциалом при мини-

мальном инвестиционном риске. Согласно рейтингу инвестиционного климата 

в 

2016 году 

таких 

регионов 

только 

три: 

Московская 

область,  

г. Санкт-Петербург и Краснодарский край. 

В кризисные периоды не было допущено существенного снижения вало-

вого  регионального  продукта  (в  2009 году  –  на  1,8%  по  сравнению  с 

2008 годом; в 2015 году – на 4% относительно 2014 года). Рост валового регио-

нального продукта (далее также – ВРП) за все 9 лет реализации Стратегии со-

ставил 131,5% на фоне 108,3% роста в целом по стране. 

Растет  вклад  Краснодарского  края  в  валовой  внутренний  продукт  

Российской  Федерации  (далее  также  –  ВВП)  и  в  формирование  федерального 

бюджета.  Краснодарский  край  стабильно  входит  в  первую  десятку  субъектов 

Российской Федерации по объему ВРП. Если в 2008 году край занимал в этом 

рейтинге седьмое место, то в 2014 и 2015 годах – уже пятое место. 

Начиная  с  2012 года  Краснодарский  край  удерживает  первое  место  в 

ЮФО  по  объёмам  промышленного  производства,  опережая  Ростовскую  и  

Волгоградскую  области  более  чем  на  10%,  и  занимает  шестнадцатое  место  

20 

среди регионов Российской Федерации (в 2008 году – восемнадцатое место). 

По  целому  ряду  товарных  позиций  край  входит  в  число  монополистов 

либо занимает значительную долю в объёмах производства многих видов про-

дукции не только в ЮФО, но и на российском рынке.  

В  Краснодарском  крае  производится  свыше  38%  виноградных  и  23% 

шампанских вин России, 26% крупы, 24% сахара-песка, 20% консервированных 

овощей  и  грибов,  13%  растительных  масел,  7%  молочных  консервов,  а  также 

значительное  количество  мясопродуктов,  колбасных  изделий,  сливочного  

масла, сыров и сырных продуктов, муки, комбикормов, жидкого обработанного 

молока, овощных и фруктовых соков, удельный вес которых в общероссийском 

объёме производства колеблется от 3% до 9%.  

В 2016 году в крае произведено около 30% бытовых газовых плит, произ-

веденных  в  России,  14,4%  бытовых  стационарных  электроплит,  11,4%  непре-

рывных  конвейеров  для  товаров  и  материалов,  30%  комплектов деталей  дере-

вянных ящиков для овощей, фруктов, ягод и более 48% комплектов для прочих 

продовольственных  товаров,  более  17%  деревянных  шкафов,  около  23%  

мужских сорочек, 17,5% обуви (в основном – пляжная и домашняя обувь), 10% 

цемента,  9,4%  мелких  стеновых  блоков,  8,4%  керамического  кирпича,  6,8% 

крупных  стеновых  блоков,  8%  дизельного  топлива,  6,7%  серной  кислоты, 

10,5% полимерных труб, 8,4% сортового проката, 7,6% деревянных поддонов, 

7,5% стальных сборных строительных конструкций, 7% тракторов для сельско-

го  хозяйства,  а  также  от  3%  до  6%  зерноуборочных  комбайнов,  трикотажных 

изделий,  деревянных  оконных  блоков,  кресел,  лакокрасочных  материалов, 

сборных железобетонных конструкций. 

Край находится на первом месте в России по объёму сельскохозяйствен-

ного  производства,  на  втором  –  по  вводу  жилья,  на  третьем  –  по  объёму  роз-

ничных продаж и объёму платных услуг населению, на четвертом – по обороту 

общественного  питания,  на  пятом  –  по  объёму  выполненных  строительных  

работ, на седьмом – по объёму привлекаемых инвестиций. 

Увеличен  вклад  Краснодарского  края  в  общероссийские  объёмы  про-

мышленного  производства  –  с 1,5%  в 2008 году  до  1,9% по итогам  2016 года, 

21 

оптовой торговли – с 2,1% до 2,5%, розничной торговли – 3,6% до 4,4%, обще-

ственного  питания  –  с  3,8%  до  5,3%,  платного  обслуживания  населения  –  с 

3,4% до 5,3%. Стабильно высок вклад в объёмы сельского хозяйства – 7,5%.  

Одними  из  важнейших  факторов  сохранения  положительной  динамики 

большинства  макроэкономических  показателей  развития  региона  являются  

диверсифицированная  экономика  региона,  проведение  на  территории  

Краснодарского края XXII Зимних олимпийских игр 2014 года в городе Сочи, 

этапа чемпионата мира по кольцевым автогонкам Формула 1 Гран-при России, 

а также строительство транспортного перехода через Керченский пролив. 

На  протяжении  ряда  лет  в  результате  проведения  в  Краснодарском  крае 

комплексных  профилактических  и  лечебно-диагностических  мероприятий  

отмечаются позитивные тенденции развития демографической ситуации. 

Об устойчивости социально-экономического развития региона свидетель-

ствует  положительная  динамика  роста  численности  населения  и  среднедуше-

вых доходов населения. 

1.4.3.

 

G1. Рынки 

1.4.3.1.

 

Анализ конкурентоспособности по направлению 

"

G1. Рынки

"

 

По  направлению  конкуренции  "Рынки"  Краснодарский  край  занимает  

пятое место в России (таблица 3). 

Таблица 3 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика 

по направлению конкуренции 

"

Рынки

"

 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

Рынки сбыта

5

1

5

Объем и структура экономики

8

1

7

ВРП (средний за 3 года), млрд USD

43,3

24,6

307,0

5

1

5

0,7 - 307,0

ВРП (прирост за 3 года), млрд USD

12,2

6,9

73,1

5

1

4

0,0 - 73,1

ВРП на душу населения (среднее за 3 года), USD/чел.

7 983

5 803

43 729

27

1

8

1 761 - 106 427

ВРП на душу населения (прирост за 3 года), USD/чел.

2 007

1 567

5 361

27

2

7

243 - 29 315

Объем промышленного производства (среднее за 3 года), млрд USD

17,1

14,5

127,6

16

1

8

0,1 - 127,6

Объем промышленного производства (прирост за 3 года), млрд USD

6,2

4,3

27,6

10

1

7

-9,9 - 27,6

Внутренний рынок

4

1

4

Доходы населения суммарные (оценка, среднее за 3 года), млрд USD

3 269

1 352

13 682

4

1

4

57 - 13 682

Доходы населения суммарные (оценка, прирост за 3 года), млрд USD

869

152

1 279

4

1

4

-48 - 1 279

Внешний рынок

32

2

8

Отношение экспорта к ВРП

0,176

0,091

0,536

32

2

8

0,000 - 0,699

Величина экспорта, приходящаяся на 1 жителя, USD

1 008

646

9 581

35

2

8

0 - 18 466

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

22 

Краснодарский край находится на высокой позиции по объему и структу-

ре  экономики:  при  высоких  объемах  и  темпах  роста  ВРП,  по  ВРП  на  душу 

населения и уровню промышленного производства Краснодарский край также 

относится  к  лидерам.  Краснодарский  край  обладает  значительным  объемом 

внутреннего  рынка,  также  характеризующимся  высокой  положительной  дина-

микой,  за  счет  роста  подушевого  дохода  при  росте  численности  населения. 

Краснодарский  край,  являясь  важным  регионом-экспортером,  имеет  не  самое 

высокое  соотношение  экспорта  и  ВРП  в  сравнении  с  другими  регионами,  что 

характеризует потенциал дальнейшего роста экспорта. 

1.4.3.2.

 

 

Конкурентные позиции ключевых экономических комплексов 

Отраслевая  структура  экономических  комплексов  и  схема  соответствия 

ОКВЭД  представлена  в  приложении 2  к  Стратегии.  Структура  экономических 

комплексов  Краснодарского  края  (приложение  1  к  Стратегии,  рисунок 7,  

рисунок 8, рисунок 9, рисунок 10). 

Торгово-транспортно-логистический комплекс (ТТЛК) 

Торгово-транспортно-логистический  комплекс  Краснодарского  края 

обеспечивает  реализацию  внешнеполитических  и  экономических  интересов 

края  и  Российской  Федерации,  а  потребительский  рынок  региона  –  один  из 

важнейших  источников  поступления  доходов  в  консолидированный  бюджет 

Краснодарского  края.  По  обороту  розничной  торговли  Краснодарский  край  

занимает первое место в ЮФО и третье – по России. Стремительно развивают-

ся крупные торговые сети краевого, федерального и даже мирового масштаба. 

Оборот розничных торговых сетей превышает 20% от общего объема оборота 

розничной торговли. Международный транзитный потенциал региона в первую 

очередь  обеспечивается  морским  и  железнодорожным  транспортом.  Морские 

порты края обеспечивают прямой выход через Азовское и Черное моря на меж-

дународные внешнеторговые пути и перерабатывают более 30% внешнеторго-

вых  российских  и  транзитных  грузов  морских  портов  России,  обслуживают 

около трети российского нефтеэкспорта.  

Основные  показатели  торгово-транспортно-логистического  комплекса 

Краснодарского края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 11. 

23 

По территории края проходит свыше 2,1 тыс. км железных дорог, вклю-

чая  важнейшие  железнодорожные  маршруты  федерального  значения,  которые 

ориентированы в сторону морских портов края и курортов Черного и Азовского 

морей.  Инфраструктура  края  вносит  существенный  вклад  в  повышение  

"связности" территории страны, а транзитный потенциал инфраструктуры мор-

ского  и  железнодорожного  транспорта  Краснодарского  края  выделяется  на 

фоне аналогичных объектов других регионов России. 

Воздушный транспорт Краснодарского края представлен четырьмя аэро-

портами, три из которых являются международными (Краснодар, Сочи, Анапа). 

На долю аэропортов Краснодарского края приходится более 6% всех пассажир-

ских авиаперевозок в России.  

Автотранспортный  комплекс  Краснодарского  края  –  это  около 

40,9 тыс. км  автомобильных  дорог  общего  пользования  федерального,  регио-

нального и местного значения, более 1,77 млн легковых автомобилей; 29,5 тыс. 

автобусов и более 530 единиц городского электрического транспорта, которые 

перевозят свыше 420 млн пассажиров в год; а также более 22,8 тыс. грузовых 

автомобилей  специализированных  автотранспортных  предприятий  с  общим 

объемом грузооборота более 4 млрд т-км в год. 

Трубопроводный транспорт представлен международным нефтепроводом 

"Тенгиз – Новороссийск" и газопроводом "Россия – Турция" ("Голубой поток").  

На  данный  момент  необходима  комплексная  реконструкция  существую-

щих железных и автомобильных дорог, кроме того, значительным вызовом для 

комплекса  является  строящийся  транспортный  переход  через  Керченский  

пролив – мост с железнодорожным и автодорожным проездами. 

Агропромышленный комплекс (АПК) 

Агропромышленный  комплекс  Краснодарского  края  обеспечивает  более 

7%  объема  валовой  сельскохозяйственной  продукции  России,  обладая  4,6%  

посевных  площадей.  Благоприятные  природные  условия  и  развитая  

материально-техническая база обеспечивают лидерство Краснодарского края в  

производстве продукции сельского хозяйства в России (первое место в произ-

водстве  продукции  растениеводства,  третье  место  в  производстве  продукции 

24 

животноводства). Пищевая  промышленность  края  формирует  более  5%  обще-

российского  производства  продуктов  питания  или  30%  всего  промышленного 

производства  в  Краснодарском  крае.  Преобладают  масложировая,  молочная, 

мясная,  сахарная,  плодоовощная  и  консервная  промышленность.  Однако  

загрузка предприятий пищевой промышленности составляет 60 – 80% от суще-

ствующих  мощностей  вследствие  недостатка  качественного  сырья.  Одной  из 

проблем  является  сырьевая  специализация  экспорта,  в  основе  которой  лежат 

зерновые  и  злаки  (96%),  тогда  как  продукция  пищевой  промышленности  

занимает менее 4%  

Основные  показатели  агропромышленного  комплекса  Краснодарского 

края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 12. 

Санаторно-курортный и туристский комплекс (СКТК)

 

Краснодарский край – один из лидеров российского туристического рын-

ка

 

(прежде  всего,

 

в

 

сегменте  пляжного  туризма),  обладающий  уникальным  

сочетанием рекреационных ресурсов (благоприятные природные условия, про-

тяженное морское побережье, горы, минеральные и термальные воды, лечебные 

грязи),  развитой  туристской  инфраструктурой  (в  пик  летнего  сезона  емкость 

курортов края достигает порядка 800 тыс. мест, при низкой привлекательности 

курортов  края  для  иностранных  туристов)  и  широко  известными  (в  т.ч.  за  

рубежом)  туристическими  брендами,  демонстрирующий  уверенный  рост  

туристского потока на протяжении последних лет. Развитие комплекса сдержи-

вается наличием ряда проблем, таких как недостаточная глобальная конкурен-

тоспособность (низкий уровень сервиса при высокой цене, высокая доля транс-

портной составляющей в цене туристского продукта), ярко выраженный сезон-

ный  характер  деятельности  курортов,  недостаточная  степень  диверсификации 

туристского продукта и нехватка развлекательной инфраструктуры (особенно в 

межсезонье),  ограничения  транспортной  и  инженерной  инфраструктуры,  

недостаточный объем инвестиций в развитие комплекса. 

Основные  показатели  санаторно-курортного  и  туристского  комплекса 

Краснодарского края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 13. 

25 

Комплекс отраслей промышленности (КОП) 

Комплекс отраслей промышленности Краснодарского края (данный ком-

плекс  включает  предприятия  машиностроения,  химической,  лесной,  легкой 

промышленности  и  другие  обрабатывающие  производства,  за  исключением 

направлений  промышленности,  включенные  в  вертикально  интегрированные 

комплексы:  АПК,  КСЖКХ,  ТЭК),  включает  промышленные  предприятия  

советского  периода,  пытающиеся  найти  свое  место  на  рынке,  а  также  совре-

менные  производства,  построенные  с  привлечением  иностранного  капитала. 

Наиболее  перспективные  из  них  в  химической,  лесной  промышленности  и  

машиностроении  проводят  модернизацию  и  создают  новые  производства,  но  

объемы  инвестиций  (порядка  2%  от  общего  объема  в  крае)  недостаточны  для 

развития.  По  объемам  промышленного  производства  Краснодарский  край 

начиная с 2012 года удерживает первое место в ЮФО, опережая Ростовскую и 

Волгоградскую  области  более  чем  на  15%,  и  занимает  шестнадцатое  место  

среди регионов Российской Федерации. 

Основные 

показатели 

комплекса 

отраслей 

промышленности  

Краснодарского края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 14. 

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) 

Топливно-энергетический  комплекс  Краснодарского  края  надежен  и  

сбалансирован.  По  количеству  разведанных  месторождений  край  занимает  

лидирующую позицию, по добыче  – третье место, по производству нефтепро-

дуктов – второе в ЮФО. Энергоемкость края в 1,5 раза выше среднемирового 

уровня и в 2 – 2,5 раза выше, чем в развитых странах, край энергодефицитен, 

при этом потенциал энергосбережения составляет не менее 40%. 

Основные 

показатели 

топливно-энергетического 

комплекса  

Краснодарского края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 15. 

Комплекс строительства и ЖКХ (КСЖКХ) 

Комплекс  строительства  и  ЖКХ  Краснодарского  края:  интенсивными 

темпами  ведется  жилищное  и  промышленное  строительство,  развивается  

коммунальная  инфраструктура  –  на  протяжении  последних  пяти лет  

Краснодарский край лидирует по вводу жилья – первое место в ЮФО и второе 

26 

место в России, а также занимает шестое место в стране по объемам строитель-

но-монтажных работ. Олимпийским наследием для региона стали обновленная 

инфраструктура, новые технологии проектирования и строительства, практика 

применения  современных  материалов  и  конструкторских  решений.  Сегодня 

край  обладает  уникальным  опытом,  технологиями  и  компетенциями  в  

строительстве.  В  Краснодарском  крае  выпускается  широкая  номенклатура 

строительных  материалов.  Комплекс  характеризуют  высокая  деловая  и  инве-

стиционная активность девелоперов, наличие сырьевой базы для производства 

строительных материалов, а также рост их производства, стабильность и высо-

кий  уровень  предоставления  жилищно-коммунальных  услуг.  Перспективы 

комплекса предполагают  экспорт  строительных  материалов  и  выход на  новые 

рынки сбыта, а также рост производительности труда и умения ориентировать-

ся на объемы рынка. 

Основные  показатели  комплекса  строительства  и  ЖКХ  Краснодарского 

края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 16. 

Комплекс социальных и инновационных услуг (КСИУ) 

Комплекс  социальных  и  инновационных  услуг  Краснодарского  края

  

объединяет  трудоемкие  виды  деятельности  (образование  и  здравоохранение, 

научные  исследования  и  разработки,  информационные  технологии,  услуги  

связи, сферу государственных, деловых, социальных и персональных услуг), от 

которых  зависит  качество  жизни  населения.  Образование  и  здравоохранение 

должны в будущем быть драйверами роста. 

Система  образования  края  представлена  одной  из  крупнейших  в  России 

образовательных  сетей,  охватывающей  все  уровни  образования.  В  регионе 

накоплен значительный опыт в реализации инновационных проектов в образо-

вательной сфере. Вместе с тем существует дефицит образовательных организа-

ций и педагогических кадров, который в связи с ростом численности населения 

увеличивается.  Краснодарский  край  имеет  существенный  потенциал  роста  и 

при  правильном  позиционировании  в  отдельных  нишах  высшего  и  дополни-

тельного  образования  может  существенно  увеличить  объем  образовательных 

услуг. 

27 

Сегодня  в  крае  сформирован  научно-образовательный  комплекс,  гармо-

нично сочетающий академическую и вузовскую науку. Основу этого комплекса 

составляют 18 государственных научно-исследовательских институтов (НИИ) с 

богатыми традициями и большим научным заделом и 10 государственных вузов 

с  сильными  научными  школами.  В  совокупности  они  образуют  

научно-исследовательский сектор экономики края, главным ресурсом которого 

является интеллектуальный потенциал. 

Система  здравоохранения  Краснодарского  края  характеризуется  относи-

тельно  развитой  сетью  медицинских  организаций,  в  том  числе  оказывающих 

высокотехнологичную медицинскую помощь. Современная система профилак-

тики  заболеваний  позволила  снизить  в  крае  смертность  от  предотвратимых 

причин. Однако сохраняющийся дефицит медицинских кадров, необходимость 

оптимизации  сети  медицинских  организаций,  низкая  инновационная  актив-

ность не позволяют краю выйти в российские лидеры здравоохранения. Реше-

ние данной проблемы  видится  в  консолидации  ведущих  медицинских  органи-

заций,  образовательных  организаций,  санаторно-курортного  сектора  в  рамках 

медицинского кластера. 

Инновационная инфраструктура Краснодарского края представлена огра-

ниченным  набором  структур,  обеспечивающих  генерацию  инноваций.  Для  

качественного  прорыва  региону  необходимо  сфокусировать  внимание  на  под-

держке  инновационной  инфраструктуры,  обеспечить  взаимодействие  научно-

образовательных  организаций  и  бизнеса,  привлечь  институты  венчурного  

финансирования.  Наиболее  динамично  развиваются  деловые  и  персональные 

услуги,  а  также  государственное  управление,  сфера  прочих  услуг  и  

безопасность. 

Основные  показатели  комплекса  строительства  и  ЖКХ  Краснодарского 

края приведены в приложении 1 к Стратегии, рисунок 17. 

1.4.3.3.

 

Анализ экспорта 

Внешнеторговый  оборот  Краснодарского  края  продолжил  сокращаться 

после  своего  пикового  значения  в  2014 году  (15 489 млн  USD),  достигнув 

9 300 млн USD в 2016 году (-40% от уровня 2014 года). Объем экспорта товаров 

28 

и  услуг  также  демонстрирует  негативную  динамику  сократившись  до 

5 587 млн USD  по  итогам  2016  года  (-45%).  Основу  экспорта  края  составляют 

несырьевые энергетические товары: в первую очередь, топливо и нефтепродук-

ты  (54%  совокупного  экспорта).  Другими  востребованными  товарами  на  

мировом  рынке  являются  продовольствие  (31,7%),  металлопродукция  (7,2%), 

химические товары (3,8%) и продукция машиностроения (2,0%). 

Краснодарский  край  на  протяжении  последних  трех  лет  демонстрирует 

положительную  динамику  увеличения  доли  несырьевых  неэнергетических  

товаров,  предусматривающих  производство  продукции  с  разной  степенью  

переработки  на  территории  края.  Это  было  достигнуто,  в  первую  очередь,  за 

счет создания новых и модернизации существующих производств. 

Ведущими контрагентами Краснодарского края по экспорту на протяже-

нии последних трех лет остаются Италия (16%) и Турция (12%), в число глав-

ных  партнеров  также  входят  Мальта  (5%),  Египет  (5%),  Франция  (5%)  и  

Израиль (2%). По мере развития обрабатывающей промышленности география 

экспорта  будет  претерпевать  существенные  изменения.  Среди  потенциально 

перспективных  зарубежных  экспортных  рынков  окажутся  страны  Южной  

Европы, Ближнего Востока, Северной Африки и СНГ. 

Экспортный потенциал  Краснодарского  края представлен 300  экспортно 

ориентированными  компаниями,  взаимодействующими с  единственной  специ-

ализированной  организаций  –  Центром  координации  и  поддержки  экспорта 

Краснодарского  края.  Взаимодействие  ограничивается  оказанием  бесплатных 

консультационных  услуг  экспортерам,  что  не  позволяет  раскрыть  имеющийся 

потенциал предприятий края. 

По  мере  активного  развития  международной  торговли  перед  

Краснодарским краем возникают стратегические вызовы, среди которых изме-

нение  структуры  мировой  торговли,  формирование  крупных  экономических 

пространств  с  ведущей  ролью  отдельных  государств,  рост  влияния  политиче-

ских  факторов  на  международную  торговлю  (в  т.ч.  санкционная  политика).  

Решение  возникающих  угроз  возможно  за  счет  реализации  конкурентных  

преимуществ  края:  поступательное  развитие  транспортно-логистической  

29 

инфраструктуры,  активное  продвижение  региональных  товаропроизводителей 

на мировых рынках под сильным брендом, использование квалифицированных 

трудовых  ресурсов,  создание  эффективной  системы  поддержки  экспортно  

ориентированных  производителей,  осуществляющих  глубокую  переработку 

сырья  и  создающих  инновационную  продукцию  с  высокой  добавленной  

стоимостью.  

1.4.4.

 

G2. Институты 

1.4.4.1.

 

Оценка институциональной системы Краснодарского края 

Краснодарский  край  обладает  стабильной  институциональной  системой, 

обеспечивающей высокое качество взаимоотношений с федеральным центром, 

успешную реализацию международных проектов и высокую привлекательность 

для  бизнеса.  Система  государственного  управления  Краснодарского  края  

выстроена и является стабильной. У региональных институтов власти сформи-

ровался  консервативный  имидж,  связанный  с  опорой  на  старые  устоявшиеся 

традиционные ценности, неприятием реформ и преобразований. Наблюдаются 

системные недостатки  качества  стратегического  управления  и низкий  уровень 

внедрения  современных  институциональных  мер,  например,  направленных  на 

развитие  кластерных  инициатив  и  проектного  управления.  Документы  регио-

нального  развития  не  сфокусированы  на  новых  приоритетах  и  направлениях, 

которые могли бы дать максимальный результат и более эффективно использо-

вать  сильные  стороны,  возможности  Краснодарского  края  и  Южного  полюса 

роста.  В  большинстве  программ  предлагается  "донастроить"  существующую 

экономическую  систему,  которая  формировалась  еще  в  советские  времена. 

Также можно отметить низкий уровень освоения запланированных средств, что 

является  проблемой  планирования  и  исполнения  расходов  на  реализацию  

государственных программ. 

Необходимо  повышать  эффективность  управления  государственной  

собственностью:  более  активно  вводить  в  хозяйственный  оборот  земельные 

участки,  усилить  контроль  эффективности  использования  объектов  недвижи-

мости и обеспечить приватизацию их неиспользуемой части, а также привати-

зацию государственных унитарных предприятий и пакетов акций хозяйственных 

30 

обществ,  повысить  эффективность  "громоздкой"  сети  государственных  бюд-

жетных учреждений Краснодарского края, стимулировать развитие механизмов 

государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В Краснодар-

ском крае постепенно нарабатывается практика партнерства в социальной сфе-

ре  и  в  реализации  инфраструктурных  проектов  в  коммунальном  

хозяйстве.  Однако  потенциал  использования  этих  механизмов  привлечения 

внебюджетных ресурсов недоиспользован. Мероприятия по привлечению доб-

ровольных пожертвований и спонсорских средств в Краснодарском крае также 

не носят системного характера. 

В  крае  наблюдается  высокая  активность  предпринимательства  (как  на  

базе  крупного,  так  и  среднего  и  малого  бизнеса)  при  значительных  

возможностях дальнейшего развития. 

Краснодарский край отличают высокий уровень экономической активно-

сти  населения  и  динамичное  развитие  предпринимательства.  На  территории 

края в 2016 году (оценка) работали более 298 тыс. субъектов малого и среднего 

предпринимательства,  в  рамках  которых  было  занято  свыше  562 тыс. человек. 

Наибольшее  количество  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  

сосредоточено в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуще-

ством,  аренды  и  предоставления  услуг,  транспорта  и  связи,  доля  которых  в  

общем  количестве  малых  и  средних  форм  хозяйствования  составляет  порядка 

70%.  Оборот  субъектов  малого  и  среднего  предпринимательства  по  итогам 

2016 года (оценка) составил 1 883,1 млн руб., по отношению к прошлому году 

прирост значения данного показателя составил 6,4%. 

Проводимая Краснодарским краем политика в сфере поддержки развития 

предпринимательства  позволяет  ему  занимать  лидирующие  позиции  среди  

регионов России. При этом надо отметить недостаток объектов инфраструкту-

ры поддержки предпринимательства, в числе которых можно выделить особые 

экономические  зоны,  индустриальные  парки  и  технопарки,  государственные 

бизнес-инкубаторы, центры молодежного инновационного творчества и прочее. 

В настоящее время поддержка предпринимательства – один из важнейших прио-

ритетов. В результате реализации мероприятий подпрограммы "Государственная 

31 

поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование иннова-

ционной  деятельности  в  Краснодарском  крае"  государственной  программы 

Краснодарского  края  "Социально-экономическое  и  инновационное  развитие 

Краснодарского  края",  утвержденной  постановлением  главы  администрации 

(губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года № 943, в 2016 году 

только  по  направлению  финансовой  поддержки  количество  получателей  

составило 412 субъектов малого и среднего бизнеса, а объем полученных ими 

субсидий  составил  277  млн  руб.  Посредством  институтов  развития  более  чем 

20 предприятиями  получены  льготные  займы  и  кредиты  на  общую  сумму  

порядка  520  млн  руб.  Действуют  такие  формы  финансовой  поддержки  МСП, 

как  гарантийный  и  микрофинансовый  фонды,  предоставление  целевых  субси-

дий и другие программы.  

Ежегодно  в  рамках  участия  Краснодарского  края  в  конгрессно-

выставочных  мероприятиях  проводится  комплексная  рекламная  компания, 

направленная на продвижение образа Краснодарского края как экономически и 

инвестиционно привлекательного региона. Делегации региона принимают уча-

стие  в  крупных  выставках  и  форумах:  международная  агропромышленная  

выставка  "Зеленая  неделя"  (Берлин),  Международный  экономический  форум 

(Давос),  международная  выставка  коммерческой  недвижимости  "МИПИМ" 

(Канны), Международный экономический форум (Санкт-Петербург), междуна-

родная  выставка  коммерческой  недвижимости  "СитиСкейп"  (Дубай).  Органи-

зуются  презентации  экономики  Краснодарского  края  представителям  полити-

ческих и деловых кругов иностранных государств. 

В Краснодарском крае ежегодно проводится Российский инвестиционный 

форум  (г.  Сочи),  который  по  праву  считается  крупнейшей  площадкой  для  

масштабного  представления  и  обсуждения  инвестиционных  проектов.  Это  

мероприятие регулярно привлекает к себе пристальное внимание представите-

лей деловых кругов разных стран мира. 

Институциональная политика региона в сфере поддержки сектора иссле-

дований  и  разработок,  а  также  развития  научно-образовательного  комплекса, 

позволяет Краснодарскому краю входить в десятку регионов России, успешно 

32 

развивающих фундаментальную науку совместно с государственными научны-

ми  фондами  (Российским  фондом  фундаментальных  исследований  (РФФИ)  и 

Российским  гуманитарным  научным  фондом  (РГНФ)).  За  это  время  из  

федерального  бюджета  в  край  было  привлечено  более  200  млн  руб.,  мировая 

наука  получила  новые  знания  в  области  прикладной  математики,  химии,  

биологии и медицины, истории, археологии. Многие из них, благодаря грантам, 

уже  внедрены  в  практику.  Количество  реализованных  научных  проектов  –  

более 1000. 

В  Краснодарском  крае  большое  внимание  уделяется  духовно-

нравственному воспитанию подрастающего поколения, поддерживается нацио-

нальная толерантность и межконфессиональная терпимость. При этом большое 

внимание  уделяется  поддержанию  и  развитию  традиций  культуры  и  быта  

казачества. 

1.4.4.2.

 

Анализ 

конкурентоспособности 

по 

направлению 

"

G2. Институты

"

 

По направлению конкуренции "Институты" край занимает девятое место 

в  России.  Предпринимательская  активность  в  Краснодарском  края  высокая,  в 

том числе в малом бизнесе (таблица 4).  

Таблица 4 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика по 

направлению конкуренции "Институты" 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

Институты

9

2

7

Срок получения разрешения на строительство

120

1 000

85

24

5

3

1 000 - 56

Возможности федерального уровня

10

4

4

Безвозмездные поступления в бюджет (среднее за 3 года), млн USD

669

228

1 130

10

4

4

52 - 1 673

Безвозмездные поступления в бюджет на 1 жителя (ср. за 3 года), USD

122

92

201

80

13

6

92 - 4 909

Развитие бизнеса

8

1

6

Уставный капитал (средний за 3 года), млрд руб.

464,3

129,8

9 247,5

5

1

5

1,2 - 9 247,5

Уставный капитал (прирост за 3 года), млрд руб.

735,5

31,1

1 941,6

3

1

3

-21,8 - 1 941,6

Выручка-нетто (средняя за 3 года), млрд USD

83,0

44,7

1 501,2

6

1

6

0,3 - 1 501,2

Выручка-нетто (прирост за 3 года), млрд USD

-11,0

-166,8

5,5

79

13

6

-166,8 - 8,4

Финансовый результат организаций (средний за 3 года), млрд USD

0,4

0,4

48,1

35

3

9

-0,9 - 48,1

Финансовый результат организаций (прирост за 3 года), млрд USD

-4,000

-30,500

21,266

80

13

7

-30,500 - 21,266

Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП

41

5

9

Рейтинг Политбюро 2.0

34

4

5

Малый и средний бизнес

5

1

5

Среднесписочная численность работников МСБ (оценка), тыс. чел.

387

124

1 409

6

1

6

2 - 1 409

Оборот малых предприятий (включая микропредприятия), млн руб.

1 104 760

370 715

10 054 041

5

1

5

3 635 - 10 054 041

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..      1      2      3      ..