Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

Стратегия социально-экономического развития Краснодарского края до 2030 года - часть 3

 

 

33 

Отмечается  опережающая  динамика  показателей  предпринимательской 

деятельности,  однако  относительно  регионов-лидеров  показатели  предприни-

мательской активности находятся на среднем уровне. Одним из факторов явля-

ется  низкий  рейтинг  по  уровню  развития  механизмов  ГЧП.  Положительным 

фактором  является  достаточно  низкие  сроки  получения  разрешения  на  осу-

ществление капитального строительства. 

1.4.4.3.

 

Анализ  крупнейших  предприятий  Краснодарского  края  

"

TOP-300+

"

 

Для проведения анализа отобраны крупнейшие (по критерию выручки от 

реализации  продукции,  работ,  услуг  за  2015  год)  предприятия,  зарегистриро-

ванные  в  Краснодарском  крае  (на  основании  данных  системы  "СПАРК-

Интерфакс"). 

"TOP-300"  –  выборка  первых  300  предприятий  с  наибольшей  выручкой 

вне зависимости от отраслевой принадлежности. 

Расширение общего перечня до "TOP-300+" за счет доведения количества 

предприятий с наибольшей выручкой по каждой отрасли минимум до 10 за счет 

включения  в  перечень  предприятий,  находящихся  в  общем  списке  по  объему 

выручки ниже первых 300. 

Таким образом, для проведения настоящего исследования проанализиро-

вано  683  предприятия  7  базовых  экономических  комплексов  (приложение  1  к 

Стратегии, рисунок 18). 

Наибольшую  долю  по  количеству  предприятий,  входящих  в  TOP-300+, 

занимает  торгово-транспортно-логистический  комплекс  (27,5%),  на  втором  

месте – агропромышленный комплекс (18,2%), на третьем – комплекс отраслей 

промышленности (17,6%). 

По объему выручки также лидирует торгово-транспортно-логистический 

комплекс  (62,4%),  на  втором  месте  –  топливно-энергетический  комплекс 

(14,7%), на третьем – агропромышленный комплекс (9,9%). 

Наибольшую  суммарную  прибыль  от  продаж  имеют  также  предприятия 

торгово-транспортно-логистического  комплекса  (164,9  млрд  руб.),  на  втором 

месте  –  предприятия  агропромышленного  комплекса  (56,2  млрд  руб.),  

34 

на третьем – предприятия топливно-энергетического комплекса (26,3 млрд руб.). 

1.4.4.4.

 

Проблемы развития предпринимательства 

Основные проблемы в области развития предпринимательства связаны в 

первую  очередь  с  низким  качеством  взаимодействия  бизнеса,  власти  и  

общества.

 

 

Несмотря  на  сравнительную  развитость  основных  институтов,  

непосредственно  и  косвенно  связанных  с  развитием  предпринимательства,  

взаимодействие между ними пока оценивается как неэффективное. 

Региональная  и  муниципальная  власть  без  участия  и  включенности  

бизнеса не способна в полной мере управлять развитием экономики и террито-

рии, обеспечивать реализацию прорывных проектов. 

Обладающий  наибольшими  ресурсами  крупный  и  средний  бизнес  (за  

редким исключением) практически не участвует в решении вопросов и реали-

зации проектов, связанных с развитием предпринимательства в регионе. 

Малое  и  среднее  предпринимательство,  на  котором  в  существенной  

степени сосредоточена государственная поддержка бизнеса, находится в ситуа-

ции хронического дефицита ресурсов, необходимых для развития. 

Общественный  сектор  и  НКО  недостаточно  активны  в  формировании  

реальной  повестки  развития,  плохо  выполняют  представительские  функции, 

слабо вовлечены в социальное предпринимательство. 

Неразвитость 

государственно-частного 

и 

муниципально-частного  

партнерства  создает  почву  для  бюрократизма  и  инертности  власти,  плохого 

межведомственного взаимодействия органов государственной власти. 

Наличие  мощных  неформальных  олигополий,  недостаточная  защищен-

ность независимого бизнеса. 

Неразвитая кооперация бизнеса. Недостаточное использование потенциа-

ла синергии ключевых комплексов и отраслей. 

1.4.5.

 

G3. Человеческий капитал 

1.4.5.1.

 

Оценка 

качества 

развития 

человеческого 

капитала  

Краснодарского края 

Краснодарский  край привлекателен для  жизни и отдыха, обладает  более 

35 

чем пятимиллионным многонациональным толерантным населением, отличает-

ся стабильным ростом численности постоянного населения, в первую очередь, 

за  счет  миграции,  а  также  ростом  числа  курортников  и  туристов,  ежегодно  

посещающих  край.  В  то  же  время  с  точки  зрения  глобальной  конкурентоспо-

собности  уровень  развития  человеческого  капитала  недостаточен  (низкая  

производительность  труда  и  инновационная  эффективность,  вовлеченность, 

востребованность  интеллекта,  средние  жилищные  условия,  качество  инфра-

структуры  здравоохранения,  образования,  социальных  услуг,  а  также  наличие 

экологических проблем). 

Система  воспроизводства  и  накопления  человеческого  капитала  в  

Краснодарском крае характеризуется рядом особенностей: 

Демографическая ситуация. В крае с 2003 года наблюдается рост общей 

численности населения, происходящий преимущественно за счет миграционно-

го прироста. С 2013 года в крае фиксируется естественный прирост населения, 

что связано с реализацией мер по повышению качества медицинского обслужи-

вания,  а  следовательно,  увеличению  ожидаемой  продолжительности  жизни,  а 

также  с  ростом  рождаемости  –  общероссийской  тенденцией.  Вместе  с  тем  

демографическая  ситуация  на  территории  края  крайне  неоднородна  как  по  

показателям естественного прироста, так и миграционного. Центром притяже-

ния  традиционно  выступают  города  –  г. Краснодар,  г.  Новороссийск,  города-

курорты Сочи, Анапа, Геленджик. 

Образование и наука. Система образования Краснодарского края является 

традиционно развитой: регион лидирует по численности обучающихся в обра-

зовательных организациях всех видов образования. На территории края актив-

но развивается система профессионального образования, край участвует в дви-

жении "Молодые профессионалы". Система высшего образования представлена 

широким спектром специальностей и направлений подготовки. 

Ключевой  проблемой  системы  образования  является  дефицит  мест  в  

образовательных  организациях  дошкольного  и  общего  образования;  особенно 

остро  данная  проблема  стоит  в  городских  округах.  Существует  потребность  в 

педагогических кадрах в дошкольном, общем и профессиональном образовании. 

36 

Научно-исследовательская  сфера  региона  представлена  широким  спек-

тром  различных  организаций:  4  федеральных  научных  центра,  18  государ-

ственных  научно-исследовательских  институтов,  10  государственных  вузов 

и др. Общее количество организаций, занимающихся научными исследования-

ми  и  разработками,  составляет  более  100.  К  ключевым  проблемам  данной  

сферы  можно  отнести  прежде  всего  кадровую:  достаточно  высокий  средний 

возраст исследователей, имеющих ученую степень кандидата наук (48,5 лет) и 

доктора наук (59,7 лет); отсутствие комплексной системы выявления, поддерж-

ки и сбережения талантов, включая молодых учёных и исследователей; доста-

точно высокий риск перспективы развития карьеры учёного (низкий интерес к 

науке в обществе). 

Здравоохранение. Система здравоохранения Краснодарского края являет-

ся  одной  из  самых  развитых  в  Южном  полюсе  роста.  На  территории  края  

присутствуют  все  элементы  системы  здравоохранения,  реализуются  масштаб-

ные мероприятия по профилактике заболеваемости населения. Ведется монито-

ринг  уровня  смертности  от  предотвратимых  причин,  что  позволяет  фокусиро-

вано  влиять  на  качество  медицинской  помощи.  Край  является  лидером  по  

информатизации  системы  здравоохранения,  внедряются  телемедицинские  

технологии.  Высокотехнологичную  медицинскую  помощь  в  крае  оказывают  7 

медицинских  организаций  края  по  профилям:  нейрохирургия,  сердечно-

сосудистая  хирургия,  травматология  и  ортопедия,  трансплантология,  абдоми-

нальная хирургия, урология, гематология, онкология. 

К  ключевым  проблемам  функционирования  системы  здравоохранения 

Краснодарского края можно отнести следующие: дефицит медицинских кадров, 

территориальная дифференциация доступности и качества медицинской помо-

щи, высокая нагрузка на первичное звено здравоохранения.  

Социальная  поддержка  и  социальное  обслуживание.  В  Краснодарском 

крае  имеется  развитая  сеть  учреждений  социального  обслуживания.  На 

2015 год  все  граждане  пожилого  возраста  и  инвалиды,  обратившиеся  в  учре-

ждения  социального  обслуживания,  получают  социальное  обслуживание  в  

нестационарных,  полустационарных  и  стационарных  условиях.  Значительных 

37 

успехов край добился в передаче детей, оставшихся без попечения родителей, 

на  воспитание  в  семьи  граждан  России  и  под  опеку.  Данный  показатель  на 

2015 год составил 98,65%. Наблюдается также стабильное  увеличение средней 

заработной  платы  социальных  работников  государственных  учреждений  

социальной  защиты.  В  крае  реализуется  ряд  государственных  социально  

ориентированных  программ:  "Социальная  поддержка  граждан",  "Доступная 

среда", "Дети Кубани" и "Содействие занятости населения".  

Проблемы системы социального обслуживания аналогичны общероссий-

ским: дефицит и старение кадров, необходимость расширения и модернизации 

материально-технической  базы,  слабое  взаимодействие  с  некоммерческими  

организациями  в  сфере  социального  обслуживания,  низкая  инвестиционная 

привлекательность сферы, неразвитость социального предпринимательства. 

Рынок труда. Рынок труда отражает состояние экономики края: наблюда-

ется  относительно  низкий  уровень  безработицы,  рост  числа  рабочих  мест  

происходит  преимущественно  за  счет  развития  сферы  торговли,  в  традицион-

ной для края отрасли  – в сельском хозяйстве численность занятых снижается. 

Занятость в секторах обрабатывающих производств, транспорта и связи, строи-

тельства также снижается умеренными темпами. 

Ключевыми проблемами рынка труда являются высокий уровень нефор-

мальной  занятости,  дисбаланс  спроса  и  предложения  на  рынке  труда,  несоот-

ветствие качества образования запросам работодателей. Участие края в реали-

зации масштабных федеральных и региональных проектов обуславливает необ-

ходимость  пересмотра  кадровой  политики региона  в  целом,  а  также  в  отдель-

ных отраслях народного хозяйства. 

Культура. Сфера культуры Краснодарского края характеризуется относи-

тельно  развитой  сетью  культурно-досуговых  учреждений,  относительно  

доступной и качественной системой дополнительного и профессионально обра-

зования  в  сфере  культуры,  развитой  инфраструктурой  концертно-выставочной 

деятельности. 

К  проблемам  данной  сферы  можно  отнести  дефицит  кадров  в  образова-

тельных  организациях,  необходимость  укрепления  материально-технической 

38 

базы, слабое развитие музейно-выставочной деятельности. На территории края 

проводится ряд крупных культурных событий, являющихся объектом культур-

но-познавательного  туризма,  однако  локальные  мероприятия  (творческие  

конкурсы и фестивали для детей и молодежи) пока немногочисленны. 

Физическая культура и спорт. Проведение на территории Краснодарского 

края  проекта  мирового  масштаба  –  Зимних  олимпийских  игр  2014  года  суще-

ственно  повлияло  на  развитие  физической  культуры  и  спорта.  В  крае  создана 

уникальная спортивная инфраструктура, уровень обеспечения населения спор-

тивными сооружениями исходя из их единовременной пропускной способности 

в  Краснодарском  крае  в  2016  году  составил  32,5%,  что  в  полтора  раза  выше 

общероссийского.  Регион  регулярно  участвует  в  ключевых  спортивных  собы-

тиях:  Кубок  конфедераций  –  2017  года,  III  зимние  Всемирные  военные  игры 

2017 года, Всемирный фестиваль молодежи и студентов 2017 года, Чемпионат 

мира по футболу 2018 года и др. 

Решение  проблем  дальнейшего  развития  сферы  физической  культуры  и 

спорта  в  крае  связано  со  снижением  территориальной  дифференциации  каче-

ства  и  доступности  данной  сферы,  развитием  сети  спортивных  объектов  

(крытые, плоскостные спортивные сооружения, бассейны, спортивные площад-

ки)  стимулированием  притока  кадров  в  образовательную  инфраструктуру,  

повышением инвестиционной привлекательности и развитием инфраструктуры 

физической культуры и здорового образа жизни. 

1.4.5.2.

 

Анализ 

конкурентоспособности 

по 

направлению 

"

G3 Человеческий капитал

"

 

По  направлению  конкуренции  "Человеческий  капитал"  Краснодарский 

край занимает шестое место в России (таблица 5). Краснодарский край – один 

из лидеров России по численности населения, в т.ч. – экономически активного 

населения.  При  этом  наблюдается  стабильный  рост  численности  населения: 

низкие  показатели  естественного  прироста  населения  компенсируются  значи-

тельным миграционным приростом.  

39 

Таблица 5 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика по 

направлению конкуренции "Человеческий капитал" 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

Одним из важных факторов сдерживания развития является низкая относи-

тельно  регионов-лидеров  производительность  труда.  Несмотря  на  значительный 

рост населения, в Краснодарском крае средний уровень обеспеченности жильем. 

Человеческий капитал

6

1

6

Население

3

1

3

Численность экономически активного населения (среднее за 3 года), тыс.чел.

2 672,3

917,1

7 074,1

4

1

4

22,8 - 7 074,1

Численность экономически активного населения (прирост за 3 года), тыс.чел. 82,4

-15,9

188,2

3

1

3

-51,8 - 188,2

Коэффициенты естественного прироста населения (среднее за 3 года)

0,5

-2,0

10,1

37

10

6

-7,2 - 18,0

Коэффициент миграционного прироста (среднее за 3 года)

66,1

-8,2

93,8

5

1

2

-114,0 - 157,8

Производительность труда

28

1

8

Производительность труда (среднее за 3 года), тыс.USD/чел.

15,2

11,1

61,7

25

1

8

3,6 - 119,8

Жилищные условия

49

11

8

Общая площадь жилых помещений, прих. на 1 жителя (без ветхого и аварийного), кв.м./чел

24,9

18,9

33,4

39

3

3

12,1 - 33,4

Обеспеченность водопроводом, %

81,3

80,3

98,8

36

8

6

35,6 - 99,2

Обеспеченность водоотведением (канализацией), %

76,9

73,9

98,6

31

5

7

34,6 - 98,6

Обеспеченность отоплением, %

77,5

77,2

99,0

59

11

8

48,1 - 99,1

Здоровье

32

8

4

Число больничных коек на 10 000 человек населения

73,9

65,8

90,8

77

10

7

48,9 - 149,3

Численность врачей на 10 000 чел.населения, чел

40,1

37,4

77,5

65

8

7

28,1 - 77,5

Мощность амбулаторно-поликл. учрежд. на 10 000 чел., посещ. в смену

224,3

214,3

318,3

75

8

8

115,0 - 486,5

Общие коэффициенты смертности, на 1000 человек населения

12,9

14,0

6,2

32

10

6

17,9 - 3,3

Коэффициенты младенческой смертности, на 1000 родившихся живыми

5,0

6,6

4,0

20

2

4

16,1 - 2,5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

72,8

70,0

77,1

14

9

5

64,2 - 80,8

Экология

70

13

6

Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (на 1 жителя), кг

43,7

872,6

5,1

28

11

5

1 980,0 - 2,3

Сброс загрязненных вод в поверхн. водные объекты (на 1 жителя), куб.м.

154,8

282,9

56,2

76

13

7

431,6 - 0,0

Площадь парков и зеленых насаждений на 1 жителя, га

0,005

0,005

0,127

76

7

9

0,001 - 0,191

Социальные услуги

46

3

8

Число библиотек Минкультуры России (на 10 000 жителей), ед.

1,5

0,2

4,1

74

11

5

0,2 - 9,0

Число музеев Минкультуры России (на 10 000 жителей), ед

0,1

0,1

0,3

73

9

6

0,0 - 1,0

Общее число мест в театрах Минкультуры России (на 10 000 жителей)

5,4

5,4

41,8

81

12

9

0,0 - 63,1

Плоскостные спортивные сооружения (на 10 000 жителей), ед

9,8

5,3

14,4

47

6

4

1,0 - 38,5

Спортивные залы (на 10 000 жителей), ед

3,9

3,0

6,1

77

10

6

0,9 - 16,1

Плавательные бассейны (на 10 000 жителей), ед

0,30

0,30

0,74

51

2

9

0,02 - 1,00

Образование

58

9

9

Охват дошкольными образовательными учреждениями, %

65,3

56,0

72,3

59

3

6

21,3 - 92,0

Удельный вес обучающихся, занимающихся во 2 или 3 смену, %

22,3

25,5

0,0

76

10

8

41,4 - 0,0

Численность студентов ВУЗов на 10 000 чел. населения

214

117

595

56

10

7

0 - 595

Численность студентов среднего проф. образования на 10 000 чел.

133

80

193

57

8

5

77 - 224

Доля занятых с высшим образованием, %

29,1

28,7

47,8

48

10

7

22,1 - 47,8

Число занятых с высшим образованием, тыс. чел.

740,6

328,6

3 317,4

4

1

4

4,8 - 3 317,4

Доходы и занятость

26

1

8

Уровень безработицы (МОТ), %

5,8

6,2

1,6

37

2

6

30,2 - 1,6

Среднедушевые доходы, USD/чел.

532,8

444,0

963,8

16

1

7

228,9 - 1 144,9

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб.

28 734

26 689

71 379

39

1

8

20 629 - 86 647

Безопасность

19

3

2

Число зарегистрированных преступлений на 100 000 чел. населения, ед.

1 369

2 176

1 084

28

10

4

3 075 - 248

Количество экономических преступлений (на 100 000 жителей), ед.

80,5

83,5

50,6

62

6

8

377,9 - 21,1

Число ДТП на 100 000 чел. населения, ед. 

115,2

143,8

68,9

28

10

4

194,5 - 26,9

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

40 

По  уровню  инфраструктурной  обеспеченности  Краснодарский  край  уступает 

регионам-лидерам;  тем  не  менее  при  недостаточной  инфраструктурной  осна-

щенности  высокий  уровень  здоровья,  что  в  целом  характерно  для  

регионов Юга России.  

Важной 

проблемой 

является 

экологическая 

ситуация  

в  Краснодарском  крае  и  высокий  уровень  загрязнения  природы.  С  учетом  

стабильного  роста  численности  населения  наблюдается  недостаточность  

инфраструктуры  социальных  услуг:  низкий  уровень  развития  культурной  

инфраструктуры  (библиотеки,  музеи,  театры) и  недостаточный  уровень  разви-

тия  спортивно-оздоровительной  инфраструктуры  (плоскостные  спортивные  

сооружения,  спортивные  залы,  плавательные  бассейны).  Рост  численности 

населения  также  отражается  на  недостаточности  инфраструктуры  системы  

образования: недостаточная обеспеченность детскими садами, школами, вузами 

и организациями среднего профессионального образования. Уровень привлека-

тельности с точки зрения условий труда относительно группы сравнения также 

низкий  (относительно низкий  уровень  заработной  платы). Уровень безопасно-

сти в Краснодарском крае достаточно высок. 

1.4.6.

 

G4. Инновации и информация 

1.4.6.1.

 

Оценка 

инновационной 

и 

информационно-

коммуникационной системы Краснодарского края 

Краснодарский 

край 

имеет 

развитую 

информационно-

коммуникационную  систему  при  значительных  проблемах  инновационной  

экосистемы  и  низком  уровне  разработки  и  внедрения  инноваций  научными 

школами  и  бизнесом.  Недостаточно  внимания  уделяется  стимулированию  

создания и развития "умной экономики". Низкий уровень конкурентоспособно-

сти инновационной системы – одна из ключевых проблемных зон. 

Сегодня  сильными  сторонами  инновационной  сферы  региона  являются: 

высокое  качество  делового  климата;  наличие  "сильных"  вузов;  высокий  уро-

вень  подготовки  кадров  с  современными  производственными  компетенциями; 

развитая инфраструктура сектора "связь и информация"; наличие современных 

промышленных  предприятий,  созданных  с  привлечением  иностранных  

41 

инвесторов,  и  предприятий,  основанных  в  советский  период,  в  сфере  радио-

электроники, авиаремонта, химической промышленности, станкостроения и т.д. 

Ключевыми  проблемами  развития  в  инновационной  сфере  являются:  

низкий  спрос  на  инновации  со  стороны  государства  и  бизнеса;  недостаточно 

развитый сектор исследований и разработок; низкий уровень внутренних затрат 

на  исследования  и  разработки;  слабо  развитая  инфраструктура  поддержки  

инновационной деятельности; низкая эффективность "инновационного лифта"; 

низкая  координация  в  реализации  отдельных  инновационных  механизмов  и 

программ,  низкий  уровень  сетевого  взаимодействия  между  участниками;  

дефицит  инновационных  предпринимателей;  недостаточное  качество  системы 

подготовки  и  привлечения  кадров  для  инновационной  системы;  финансирова-

ние поддержки инновационной деятельности из краевого бюджета "по остаточ-

ному  принципу";  отсутствие  региональных  программ,  а  также  конкурсов  

поддержки  поисковых  и  прикладных  исследований  ученых  региона;  сохране-

ние  общей  невосприимчивости  экономики  к  инновациям,  что  препятствует 

практическому  использованию  (коммерциализации)  результатов  исследований 

и разработок ученых. 

1.4.6.2.

 

Анализ 

конкурентоспособности 

по 

направлению 

"

G4. Инновации и информация

"

 

По направлению конкуренции "Инновации и информация" край занимает 

тринадцатое место  в  России.  В  Краснодарский  крае  достаточно  высокий  уро-

вень развития информатизации и связи. Несмотря на достаточно высокие пози-

ции  в  России,  по  уровню  инновационного  и  технологического  развития  

Краснодарский край значительно отстает от регионов-лидеров (таблица 6). 

42 

Таблица 6 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика  

по направлению конкуренции "Инновации и информация" 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

1.4.7.

 

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие 

1.4.7.1.

 

Оценка  использования  природных  ресурсов  Краснодарского 

края 

Краснодарский  край  –  это богатые  и  эффективно  используемые  природ-

ные ресурсы, компактное сочетание морей, равнин, предгорий и гор создающие 

основу  для  ключевых  экономических  комплексов  края:  торгово-транспортно-

логистического,  агропромышленного,  санаторно-курортного  и  туристского. 

При этом в последние годы в крае наблюдается значительный рост антропоген-

ной  нагрузки  на  природную  среду,  обуславливаемый  увеличением  масштабов 

хозяйственной деятельности, численности населения, туристов, объемов грузо-

вых  и  пассажирских  перевозок,  включая  транзитные.  В регионе  не  работают 

принципы  устойчивого  развития.  Дальнейший  рост  плотности  населения  и  

активная  экономическая  деятельность  могут  привести  к  дефициту  земельных 

ресурсов,  находящихся  в  хозяйственном  обороте.  Увеличение  антропогенной 

нагрузки на природную среду уже приводит к ухудшению параметров экологи-

ческой  ситуации,  что  негативно  сказывается  на  качестве  жизни  населения  

Инновации и информация

13

2

8

Информация и связь

22

1

4

Число абонентских терминалов сотовой связи на 1000 жителей, тыс.шт.

2 443,5

1 707,7

2 737,7

6

1

4

70,6 - 2 737,7

Объем услуг связи в расчете на одного жителя, тыс. USD

113,8

25,3

280,1

13

1

4

6,2 - 280,1

Затраты на ИКТ на 1 жителя, USD

45,9

32,4

778,8

53

1

8

4,9 - 1 032,4

Число персональных компьютеров на 100 работников, ед.

44

40

77

52

6

7

35 - 77

Инновации

10

2

7

Численность персонала, занятого НИР, чел.

7 532

1 831

231 728

17

2

8

24 - 231 728

Численность исследователей с учеными степенями всего, чел.

2 230

166

43 238

7

1

5

2 - 43 238

Выдано патентов на изобретения, ед.

393

20

8 949

10

2

7

0 - 8 949

Выдано патентов на полезные модели, ед.

179

29

1 992

9

1

6

0 - 1 992

Выдано патентов на промышленные образцы, ед.

30

0

540

12

2

7

0 - 540

Объем инновационных товаров, работ, услуг, млн USD

1 170,1

209,0

14 854,5

13

2

7

0,0 - 14 854,5

Объем инновационных товаров, работ, услуг от общего объема, %

7,7

0,4

19,6

26

4

7

0,0 - 27,2

Технологии

14

2

8

Число созданных передовых производственных технологий, ед.

16

0

206

23

3

8

0 - 206

Число используемых передовых производственных технологий, ед.

5 163

1 969

18 800

13

1

6

16 - 18 800

Затраты на технологические инновации, млн.USD

158,8

158,8

4 627,2

25

3

9

0,0 - 4 627,2

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

43 

и  может  негативно  отразиться  на  конкурентоспособности  ведущих  отраслей  

экономики. 

1.4.7.2.

 

Анализ 

конкурентоспособности 

по 

направлению 

"

G5. Природные ресурсы и устойчивое развитие

"

 

По направлению конкуренции "Природные ресурсы" Краснодарский край 

занимает  первое  место  в  России.  Регион  занял  первое  место  в  России  по  

природно-ресурсному  потенциалу  за  счет  потенциала  сельского  хозяйства  и  

туризма.  Краснодарский  край  –  российский  лидер  по  использованию  сельско-

хозяйственного  потенциала  территории,  а  также  ключевой  российский  регион 

по туристическому потенциалу (таблица 7). 

Таблица 7 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика по  

направлению конкуренции "Природные ресурсы" 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

1.4.8.

 

G6. Пространство и реальный капитал 

1.4.8.1.

 

Оценка пространственной системы Краснодарского края 

Краснодарский край – Южный форпост России, занимающий уникальное 

геостратегическое 

положение 

на 

пересечении 

торгово-транспортно-

логистических  коридоров,  имеющий  морские  и  сухопутные  государственные 

границы и обладающий высоким уровнем развития инфраструктуры.  

Исторически  сложившийся  пространственный  каркас,  современная  

Природные ресурсы

1

1

1

Земля

41

3

5

Площадь территории, тыс. кв. км

75,5

1,4

2 366,8

41

3

5

0,9 - 3 083,5

Ведение сельского хозяйства

1

1

1

Урожайность зерновых и зернобобовых культур, ц/га убранной площади

56,6

0,0

56,6

1

1

1

0,0 - 56,6

Урожайность овощных культур, ц/га убранной площади

119,7

0,0

303,9

78

10

8

0,0 - 378,8

Площадь сельхозугодий, тыс. га

4 706

21

8 513

14

5

3

9 - 11 007

Продукция сельского хозяйства (средняя за 3 года), млн руб.

351 706

0

351 706

1

1

1

0 - 351 706

Полезные ископаемые

3,40

0,00

4,94

29

1

4

0,00 - 5,00

Лесные ресурсы

39

1

5

Общий запас древесины, млн. куб. м

349,4

0,0

11 645,3

39

1

5

0,0 - 11 645,3

Водные ресурсы

9

1

3

Объем ежегодно возобновляемых водных ресурсов

24,2

0,0

965,5

53

4

5

0,0 - 969,0

Забор воды из водных источников, млн. куб. м

6 699

753

6 699

1

1

1

0 - 6 699

Туристические ресурсы

2

1

2

Размещено в коллективных средствах размещения, тыс. чел.

5 806

394

9 560

2

1

2

3 - 9 560

Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, млн USD

602,8

29,0

661,7

2

1

2

0,0 - 661,7

Число мест в коллективных средствах размещения

333 224

9 976

333 224

1

1

1

265 - 333 224

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

44 

планировочная структура Краснодарского края находятся в тесной взаимосвязи 

и взаимодействии с экономико-пространственной структурой Северокавказско-

го экономического района. В состав края входит западная часть Большого Кав-

каза  и  Кубано-Приазовская  низменность.  Регион  граничит  с  Ростовской  обла-

стью,  Ставропольским  краем,  Карачаево-Черкесской  Республикой,  Республи-

кой  Адыгея  (последняя  является  внутрикраевым  анклавом).  На  юге  проходит 

государственная  граница  с  Республикой  Абхазия.  Характерной  особенностью 

территориального  размещения  края  является  его  пограничное  положение  с  

Республикой Крым, через Керченский пролив на западе. 

В  силу  удобного  географического  расположения  территория  края  имеет 

транзитный потенциал, однако все основные проекты евразийских МТК прохо-

дят  несколько  в  стороне  от  него.  Международный  транзитный  потенциал  

региона  в  первую  очередь  обеспечивается  морским  и  железнодорожным  

транспортом.  

На  общероссийском  фоне  край  отличается  высоким  уровнем  развития 

транспортной инфраструктуры. Но темпы ее развития отстают от роста потреб-

ностей населения и экономики. 

Железнодорожная  инфраструктура  Краснодарского  края  находится  в  

относительно  неблагополучном  состоянии.  Несмотря  на  высокие  (по  меркам 

регионов  России)  показатели  плотности  железнодорожной  сети,  она  не  справ-

ляется с пиковыми нагрузками, давно не модернизировалась, на ряде участков 

отсутствует  электрификация.  Текущее  состояние  железных дорог края не поз-

воляет  не  только  наращивать  транзитный  потенциал,  но  даже  эффективно  

удовлетворять существующий транспортный спрос. 

Автодорожная сеть не в состоянии выдержать пиковые нагрузки в период 

курортного  сезона.  Низкая  плотность  автомобильной  сети  ограничивает  

мобильность населения, оказывает негативное воздействие на экологию. Необ-

ходимо  отметить  неудовлетворительное  состояние  автодорожных  подходов  к 

морским портам, а также несоответствие их пропускной способности пиковым 

нагрузкам.  

Вместе  с  тем  развитие  инфраструктуры  на  подходах  к  портам  

45 

Азово-Черноморского бассейна является одним из приоритетных направлений. 

В настоящее время ОАО "РЖД" реализует приоритетный комплексный проект 

"Развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры на подходах к пор-

там Азово-Черноморского бассейна", который включает комплекс мероприятий 

по модернизации существующей инфраструктуры, строительству дополнитель-

ных  главных  путей  и  электрификации  участков.  Целью  проекта  является  

освоение прогнозируемого к 2020 году объема перевозок грузов на подходах к 

портам  Азово-Черноморского  бассейна  (125,1  млн  тонн).  В  рамках  данного 

проекта  планируется  увеличение  пропускной  способности  железных  дорог  

на подходах к морским портам до 154 пар поездов. 

В  рамках  государственной  программы  Российской  Федерации  "Развитие 

транспортной  системы",  утвержденной  постановлением  Правительства  

Российской  Федерации  от  20  декабря  2017 года  № 1596,  осуществляется  

комплексное  развитие  Новороссийского  транспортного  узла,  включая  строи-

тельство  железнодорожных  парков  и  развитие  железнодорожной  станции  

Новороссийск,  а  также  строительство  станции  в  районе  разъезда  "9 км"  для 

обеспечения подходов к портам. 

Кроме  того,  Транспортной  стратегией  Российской  Федерации  на  период 

до  2030  года,  утвержденной  распоряжением  Правительства  Российской  

Федерации  от  22  ноября  2008 года  № 1734-р,  и  СТП  РФ  на  территории  

Краснодарского  края  предусмотрено  строительство  высокоскоростной  желез-

нодорожной магистрали "Москва – Ростов-на-Дону – Адлер". 

Природно-экологический  каркас  территории,  создавая  естественные  

барьеры,  усложняет  задачу  достижения  устойчивого  развития  территории. 

Элементы  природного  каркаса  –  Главный  Кавказский  хребет,  река  Кубань  

с  притоками,  система  водохранилищ,  большое  количество  лиманов  и  рек  

Азовского  бассейна,  особо  охраняемые  природные  территории  являются  

преимуществом  края  в  плане  развития  туристско-рекреационного  кластера  

экономики  и  сохранения  экологического  равновесия  и  одновременно  пробле-

мой в части развития транспортной, инженерной, туристской инфраструктуры. 

46 

Территория  Краснодарского  края  подвержена  рискам  возникновения 

чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера. По сво-

ему  географическому  положению,  климатическим  факторам,  геоморфологиче-

скому и геотектоническому строению Краснодарский край подвержен частому 

возникновению аномальных природных явлений. Краснодарский край является 

единственным  регионом  России,  в  котором  зарегистрированы  все  проявления 

опасных  геологических  процессов:  повышенная  сейсмическая  опасность, 

оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины, карсты, подтопления, пере-

работка берегов морей и рек. Проявление этих факторов в сочетании с высокой 

антропогенной  нагрузкой  приводит  к  природно-техногенным  авариям  и  

катастрофам.  

Краснодарский  край  –  один  из  лидеров  среди  регионов  Российской  

Федерации по количеству объектов культурного наследия, а также проблем, с 

ними связанных (на государственной охране в регионе состоит 18171 памятник 

истории и культуры – всего около 100 тысяч отдельных объектов – от палеоли-

та  до  современности).  Основную  долю  составляют  памятники  археологии  

(более  14  тысяч).  В  настоящее  время  остро  стоит  вопрос  о  взаимодействии  

органов государственной охраны памятников с бизнесом, населением, требует 

обсуждения  формат  работы  с  ГЧП  в  части  определения  политики  сохранения 

объектов,  степени  вмешательства  в  историческую  среду,  приспособления  и 

включения ОКН в экономику края; 

Институты.  Регион  имеет  стопроцентную  обеспеченность  документами 

территориального планирования и градостроительного зонирования по состоя-

нию на 1 января 2016 года. В крупных городах Краснодарского края функцио-

нируют профессиональные проектные мастерские, разрабатывающие планиро-

вочную документацию для городских и сельских территорий. В целях повыше-

ния  уровня  подготовки  решений  в  сфере  градостроительства,  архитектуры,  

благоустройства и художественного оформления городских и сельских поселе-

ний края образован общественный градостроительный совет при главе админи-

страции (губернаторе) Краснодарского края. 

47 

В регионе наблюдается стихийный процесс развития нескольких группо-

вых  систем  расселения

 

–  агломераций,  в  первую  очередь,  Краснодарской  и  

Сочинской. 

Опорными центрами региона, помимо Краснодарской и Сочинской агло-

мераций,  являются  крупные  транспортно-логистические  и  индустриальные  

узлы  –  города  Армавир,  Кропоткин,  Тихорецк,  Лабинск,  Курганинск,  

Тимашевск, Кореновск, Крымск, Новороссийск, Туапсе. 

Региональная система расселения характеризуется преобладанием малых 

городов, станиц, поселков городского типа и сельских поселений, что отража-

ется  на  плотности  расселения,  специфике  землепользования,  экономической 

специализации, размещении в первую очередь объектов общественно-делового 

назначения.  Несмотря  на  слабую  урбанизацию,  территории  края  обеспечены 

плотной системой связей. 

Пространственная  организация  городов  Краснодарского  края  не  способ-

ствует  формированию  высокого  качества  жизни,  не  отвечает  современным  

требованиям устройства городской среды. На протяжении длительного времени 

ведется стихийное освоение незастроенных территорий, захват ценных земель 

сельскохозяйственного назначения. Рыхлая застройка, нехватка общественных 

пространств, дисбаланс в развитии центральных и периферийных застроенных 

территорий  крупных  городов  не  способствуют  капитализации  их  территорий. 

Многие  города  края  по  планировочной  структуре  представляют  собой  сильно 

разросшиеся  в  размерах  сельские  поселения.  Подобные  тенденции  ведут  к  

растягиванию  и  удорожанию  инфраструктуры.  По  обеспеченности  площадью 

парков и  зеленых насаждений  в  расчете  на жителя  Краснодарский край  среди 

регионов России занимает место в седьмом десятке. 

Регион не обеспечивает потребности в электроэнергии (за счет источни-

ков генерации на территории региона) и в нефтепродуктах. Не достигнута пока 

и  полная  газификация  территории.  Неудовлетворительно  состояние  систем  

водоотведения,  очистные  сооружения  не  в  состоянии  повсеместно  обеспечи-

вать должный уровень качества очистки сточных вод. Обостряются проблемы, 

связанные 

с 

утилизацией 

и 

переработкой 

бытовых 

отходов.  

48 

Инженерно-энергетическая инфраструктура коммунального хозяйства муници-

пальных образований региона характеризуется очень высокой степенью износа. 

1.4.8.2.

 

Анализ 

конкурентоспособности 

по 

направлению 

"

G6. Пространство и реальный капитал

"

 

По  направлению  конкуренции  "Пространство  и  реальный  капитал"  край 

занимает восьмое место в России. Краснодарский края обладает значительными 

основными  фондами  со  средней  эффективностью:  по  стоимости  основных  

фондов край находится в числе лидеров, однако эффективность использования 

основных фондов "не успевает" за их ростом (таблица 8).  

Таблица 8 

Ключевые показатели конкурентоспособности и их характеристика  

по направлению конкуренции "Пространство и реальный капитал" 

 

Примечание. Источник: AV RCI-2017 beta, Росстат, аналитика LC-AV. Данные за 2016 год. 

У  Краснодарского  края  неконкурентоспособные  условия  коммунальной 

инфраструктуры – высокие тарифы на водоснабжение (восьмое место в группе 

сравнения),  водоотведение  (девятое  место  в  группе  сравнения)  и  отопление  

(девятое место в группе сравнения), электроснабжение (шестое место в группе 

сравнения). Краснодарский край обладает развитой транспортной инфраструк-

турой  как  железнодорожной,  так  и  автодорожной.  Край  –  один  из  лидеров  

по  объему  отправляемых  железнодорожным  транспортом  грузов,  имеет  

Пространство, реальный капитал

8

2

7

Основные фонды и их эффективность

4

1

4

Стоимость основных фондов, млн USD

89 393

42 136

592 408

7

1

6

1 498 - 592 408

Стоимость основных фондов (прирост за 3 года), млн USD

35 503

10 247

178 704

7

1

5

372 - 178 704

Эффективность основных фондов (ВРП к основным фондам)

0,355

0,269

0,501

49

9

7

0,121 - 0,581

Степень износа основных фондов, %

35,4

68,0

35,4

7

6

1

69,8 - 14,3

Удельный вес полностью изношенных основных фондов , %

8,7

30,2

8,7

13

3

1

33,5 - 1,8

Коммунальная инфраструктура

39

9

9

Тариф на отопление, USD

41,1

41,1

26,6

72

13

9

127,9 - 19,9

Тариф на водоснабжение, USD

0,583

0,771

0,397

64

10

6

7,347 - 0,099

Тариф на водоотведение, USD

0,549

0,785

0,309

67

13

7

4,014 - 0,050

Транспортная инфраструктура

2

1

2

Плотность ж/д путей, км путей на 10 000 кв.км территории

283

9

3 076

12

1

4

0 - 3 076

Отправление грузов железнодорожным транспортом, млн.т

31,9

4,3

59,1

9

1

3

0,0 - 249,7

Плотность  а/м дорог с твердым покрытием, км дорог на 1 000 кв.км территории454

11

2 472

14

6

4

1 - 2 472

Удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием

78,3

62,5

99,8

15

4

3

14,7 - 99,8

Грузооборот автомобильного транспорта, млн т-км

6 541

4 394

8 631

3

1

3

0 - 8 631

Энергетическая инфраструктура

45

6

7

Производство  электроэнергии, млрд кВт/часов

12,1

12,1

92,4

29

4

9

0,0 - 92,4

Тариф на электроснабжение, USD

0,060

0,087

0,035

64

10

6

0,095 - 0,015

Диапазон группы сравнения

Ср. 

прирост

Факторы конкуренции / Ключевые показатели

РФ

Ю

П

Р

ГС

Знач.

Диапазон 

регионов России

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..