Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 6

 

  Главная      Учебники - Разные     Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..

 

 

Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 6

 

 

разработка  и  внедрение  методологии  и  методов  определения  и  оценки  экологических 

рисков в целях повышения обоснованности принятия управленческих решений; 

установление  ответственности  производителей  за  экологически  безопасную  утилизацию 

произведенной  ими  продукции,  не  соответствующей  актуальным  нормативным  требованиям,  а 
также ответственность собственников транспортных средств за утилизацию транспортных средств 
и их компонентов. 

Система  мониторинга  и  управления  реализацией  программ  и  Транспортной  стратегии 

должна также предусматривать: 

оптимизацию распределения ресурсов по видам выполняемых работ; 
совершенствование  нормативной  правовой  базы,  регламентирующей  размещение  заказов 

на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных 
нужд и проведение гибкой ценовой политики; 

привлечение  высококвалифицированных  кадров  в  области  транспорта,  транспортной 

инфраструктуры, финансов, управления и мотивации персонала; 

повышение эффективности и оперативности принятия управленческих решений. 
Необходимо  совершенствовать  систему  хозяйственного  управления  объектами  и 

имуществом,  остающимися  в  собственности  государства,  и  решить  вопросы,  касающиеся 
совершенствования  территориального  звена  управления  транспортом  и  транспортной 
деятельностью,  создания  территориальных  управляющих  органов  и  разграничения  полномочий 
между  ними  и  федеральными  органами  управления  транспортом  с  постепенным  переносом 
значительной части управляющих функций на региональный уровень. 

Обеспечение  соответствия  состава  государственного  имущества  функциям  государства, 

обеспечение  открытости  информации  об  эффективности  управления  имуществом,  улучшение 
управления  государственными  долями  в  акционерных  обществах,  повышение  эффективности 
деятельности  государственного  сектора  экономики,  а  также  созданных  государственных 
корпораций  и  крупных  государственных  холдингов  в  транспортном  комплексе  позволит 
сформировать  эффективную  систему  управления  государственной  собственностью  в  сфере 
транспорта. 

В  отношении  организаций,  сохранение  в  федеральной  собственности  которых  не  отвечает 

обусловленным  полномочиями  государства  и  его стратегическими  интересами  целям и  задачам 
участия  Российской  Федерации  в  управлении  федеральной  собственностью  в  сфере 
транспортного  комплекса,  будут  осуществляться  соответствующие  мероприятия  по  передаче  на 
иной  уровень  публично-правовых  образований  (в  случае  необходимости  имущества  для 
выполнения публичных полномочий), а также по ликвидации и приватизации. 

В  рамках  дальнейшей  работы  по  отмене  утративших  актуальность  ограничений  на 

приватизацию  определенных  видов  федерального  имущества  и  дальнейшей  оптимизации  в 
соответствии  с  решениями  Президента  Российской  Федерации  количества  стратегических 
предприятий  и  акционерных  обществ  необходимо  определиться  с  наиболее  приемлемым  и 
экономически  обоснованным  способом  управления  такими  организациями,  включая  их 
приватизацию  с  применением  прозрачных  и  эффективных  приватизационных  процедур  и 
преобразование в иные организационно-правовые формы. 

Управление  отчуждением  объекта  федерального  имущества  направлено  на  достижение 

оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства 
в экономике, проведения структурных преобразований, стимулирования развития конкуренции, а 
также  на  сокращение  федеральных  государственных  унитарных  предприятий,  основанных  на 
праве хозяйственного ведения. 

Также необходимо продолжить работу по созданию федеральных казенных предприятий на 

базе  региональных  аэропортов  -  по  результатам  детального  анализа  целесообразности 
организации  аэропортовой  деятельности  на  базе  предприятий  такой  организационно-правовой 
формы  и  с  учетом  выделенных  бюджетных  ассигнований.  Кроме  того,  в  целях  повышения 
эффективности 

государственной 

поддержки 

региональных 

аэропортов 

представляется 

необходимым  разработать  альтернативные  механизмы  субсидирования  региональных 
аэропортов из федерального бюджета. 

Транспортная отрасль формирует системный заказ целому ряду отраслей промышленности, 

которые,  с  одной  стороны,  получают  стимул  к  развитию,  а  с  другой  стороны,  становятся 
зависимыми  от  ритмичности  реализации  Транспортной  стратегии.  Необходимо  выработать 
согласованную  последовательность  развития  всех  задействованных  в  реализации  Транспортной 
стратегии отраслей промышленности. 

Предстоит разработать программу развития российского производства материалов, машин и 

оборудования для транспортной  системы Российской  Федерации, предусматривающую меры по 
государственной  поддержке  их  производителей  посредством  льготного  лизинга  необходимого 
оборудования  и  позволяющую  обеспечить  создание  производства  новых  материалов  с 
привлечением государственных и частных инвестиций. 

Инновационный характер Транспортной стратегии определяет необходимость включения в 

состав  системы  управления  ее  реализацией  специальных  механизмов  и  средств  управления 
инновационным развитием. Указанные механизмы обеспечат создание технических, финансовых, 
нормативно-правовых  и  организационных  условий  для  инновационного  обновления  отрасли  по 
всем  направлениям  деятельности.  Одним  из  таких  механизмов  является  создание  сети 
инновационно-внедренческих  центров,  которые  решали  бы  задачи,  связанные  со  сбором  и 
систематизацией  информации  по  инновациям  на  транспорте,  их  экспертной  оценкой, 
сертификацией и внедрением лучших инновационных решений в области развития транспортной 
системы Российской Федерации. 

Следующим  шагом  повышения  эффективности  управления  является  создание  и  развитие 

информационно-аналитической  системы  управления  реализацией  Транспортной  стратегии.  Эта 
система  должна  обеспечить  построение  аналитической  информации  в  различных  формах  по 
индикаторам  и  показателям  стратегии,  а  также  программ  развития  транспорта  как  в 
территориальном, так и во временном разрезах с разбивкой по объектам, узлам, направлениям и 
коридорам с их характеристиками. 

Информационно-аналитическое  обеспечение  функций  управления  должна  обеспечить 

единая  автоматизированная  информационно-аналитическая  система  управления  транспортным 
комплексом.  В  условиях  возрастающей  сложности  стоящих  перед  отраслью  задач  повышение 
эффективности  управления  требует  использования  современных  информационных  и 
телекоммуникационных  технологий,  а  повышение  управляемости  и  контролируемости  развития 
транспорта  -  принципиального  улучшения  информационного  обеспечения  и  поднятия  уровня 
автоматизации  задач  управления,  прежде  всего,  на  уровень  органов  управления  транспортным 
комплексом.  Единая  автоматизированная  информационно-аналитическая  система  управления 
транспортным комплексом, эксплуатируемая уполномоченной организацией, должна обеспечить 
повышение  полноты и  качества  анализа эффективности  развития  транспортной  инфраструктуры, 
контроля  за  развитием  рынка  транспортных  услуг  и  их  качеством,  за  развитием  экспорта 
транспортных  услуг  и  реализацией  транзитного  потенциала,  а  также  повышение  эффективности 
управления программами и проектами, снижение издержек взаимодействия органов управления 
транспортным комплексом с организациями, деятельность которых связана с транспортом. 

Развитие  механизмов  привлечения  инвестиций  включает  следующие  основные 

направления: 

создание 

специализированного 

органа  по 

обеспечению 

государственно-частного 

партнерства  в  области  транспорта,  обеспечивающего  инициирование  проектов,  их  разработку  и 
сопровождение, проведение конкурсов, а также мониторинг результатов реализации; 

совершенствование  нормативно-правовой  базы,  направленной  на  унификацию  базовых 

понятий  государственно-частного  партнерства,  увеличение  прозрачности  условий  реализации 
таких проектов и повышение инвестиционной привлекательности отрасли; 

развитие экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства в 

отрасли, расширение перечня доступных источников финансирования проектов; 

формирование системы эффективного долгосрочного финансирования транспорта; 
разработка и внедрение механизмов платности за пользование инфраструктурой, введение 

инвестиционной составляющей в транспортный тариф. 

Должен быть определен (создан) единый специализированный координирующий центр по 

обеспечению  реализации  проектов  государственно-частного  партнерства,  к  предмету  ведения 
которого должны быть отнесены вопросы развития рынка государственно-частного партнерства и 

реализации конкретных проектов, от разработки нормативно-правовой базы до инициирования и 
принятия  решения  о  реализации  проектов  на  основании  механизма  государственно-частного 
партнерства. 

Необходимо  закрепить  на  законодательном  уровне  унифицированные  базовые  понятия 

государственно-частного  партнерства,  которые  бы  определяли  правила  взаимодействия 
государства и бизнеса. 

Целесообразно  определить  финансовый  институт,  облегчающий  доступ  к  долгосрочному 

финансированию инфраструктурных проектов, например, через механизмы листинга, присвоения 
инвестиционного или кредитного рейтинга. 

Финансово-инвестиционные механизмы должны предусматривать: 
выделение  средств  на  развитие  транспортной  инфраструктуры  при  формировании 

федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий период; 

государственная поддержка неокупаемых социально значимых проектов, в первую очередь 

в Сибири и на Дальнем Востоке, в других труднодоступных регионах страны; 

развитие  механизмов  привлечения  средств  Внешэкономбанка,  пенсионных  сбережений  и 

других  источников  для  финансирования  проектов  по  обновлению  и  развитию  транспортной 
инфраструктуры; 

государственные  гарантии  при  выпуске  инфраструктурных  облигаций  и  привлечения 

заемных средств. 

Для  привлечения  частного  сектора  в  развитие  транспортной  инфраструктуры  необходимо 

создать  адекватный  и  прозрачный план  развития транспортной  отрасли  с четким определением 
наиболее приоритетных проектов. 

Для  обеспечения  устойчивого  опережающего  развития  транспортной  системы  и  ее 

нормативного  содержания  в  условиях  возможных  колебаний  объемов  бюджетного  ресурсного 
обеспечения  Транспортной  стратегии  предусматривается  расширение  применения  практики 
государственно-частного  партнерства  с  приоритетным  отбором  проектов,  привлекающим 
наибольшие  объемы  частных  инвестиций.  При  этом  механизм  отбора  должен  обеспечить 
сохранение  общих  объемов  инвестиций  на  уровне,  необходимом  для  достижения  целей  и 
индикаторов  Транспортной  стратегии,  за  счет  увеличения  доли  частных  инвестиций  в  развитие 
транспортного комплекса. 

Развитие экономических и финансовых механизмов государственно-частного партнерства в 

отрасли предусматривается по следующим направлениям: 

развитие практики использования контрактов жизненного цикла при реализации проектов; 
развитие практики использования концессионных соглашений в сфере транспорта; 
развитие  практики  использования  инвестиционных  соглашений,  предусматривающих 

последующий  выкуп  государством,  совместное  инвестирование,  соинвестирование  через 
совместную компанию. 

В  рамках  системы  государственного  стратегического  планирования  предусматривается 

создание  системы  долгосрочных  контрактов  на  проектирование,  строительство  и  последующее 
содержание  объектов  транспортной  инфраструктуры,  ориентированных  на  достижение 
индикаторных  показателей  транспортно-эксплуатационного  состояния  объектов  транспортной 
инфраструктуры,  а  также  системы  долгосрочного  планирования  дорожной  деятельности.  Для 
этого  должно  быть  завершено  создание  правовых,  организационных,  управленческих  и 
финансовых механизмов, необходимых для обеспечения заключения таких контрактов. 

Для  реализации  инновационного  сценария  развития  транспортной  отрасли  необходимо 

осуществить  меры,  направленные  на  совершенствование  системы  финансирования,  с  учетом 
международной практики в следующих направлениях: 

гармонизация  действующих  и  вновь  вводимых  нормативно-правовых  документов  с 

международными  стандартами,  со  странами  -  партнерами  по  Единому  экономическому 
пространству и Содружеству Независимых Государств; 

расширение общественного контроля за расходованием бюджетных средств с исключением 

раздробленности ответственности в области планирования инвестиционной деятельности; 

повышение эффективности использования бюджетных ассигнований в сфере транспорта; 
разработка  и  реализация  мер,  направленных  на  повышение  оперативности  использования 

доходов от акцизов на автомобильное топливо; 

упрощение  порядка  использования  привлеченных  целевых  внебюджетных  источников,  в 

том числе пожертвований и субсидий из бюджетов другого уровня, в целях ускорения реализации 
задач, на которые эти средства выделены; 

разработка  методологии  и  нормативной  правовой  базы,  обеспечивающих  увязку  расходов 

инвестиционного  характера  и  расходов  на  текущее  содержание  объектов  транспортной 
инфраструктуры, создаваемых за счет соответствующих инвестиций; 

расширение  механизмов  привлечения  внебюджетных  средств  для  развития  путей 

сообщения  и  инфраструктурных  объектов,  а  также  повышения  качества  обслуживания 
пользователей. 

Для  повышения  эффективности  развития  транспортной  системы  необходимо  развивать 

стимулирование  финансовых  организаций  для  снижения  процентных  ставок  при  приобретении 
автотранспортных средств за счет кредита и лизинга, развивать целевое финансирование за счет 
бюджетов  различных  уровней  и  долевого  участия  государства,  обеспечивать  создание  целевых 
фондов  (за  счет  платежей  пользователей  транспортной  инфраструктуры,  развития  систем 
страхования). 

В сфере автомобильных дорог необходимо существенно расширить применение и повысить 

эффективность  использования  концессионных  механизмов  для  заключения  долгосрочных 
контрактов  жизненного  цикла  для  финансирования  ремонта  и  содержания  дорог,  привлечения 
средств  застройщиков  и  других  заинтересованных  лиц  для  развития  бесплатных  автомобильных 
дорог,  обеспечить  привлечение  новых  источников  внебюджетных  средств,  в  том  числе 
пенсионных фондов, через механизм размещения государственных ценных бумаг. 

Принципиальное значение как для сегмента автомобильных дорог, так и для транспортных 

сетей  городских  агломераций  имеет  поэтапное  повышение  платежных  обязательств 
пользователей и приведение их в соответствие совокупным затратам на все виды дорожных работ 
за вычетом ассигнований на политически мотивированные инфраструктурные дорожно-мостовые 
объекты общегосударственного значения. 

Предусматривается рассмотрение возможности перехода от взимания транспортного налога 

к  платежам  за  пробег  автомобилей  по  автодорогам,  измеряемым  при  помощи  глобальной 
навигационной  системы  ГЛОНАСС  или  других  систем  позиционирования.  При  этом  необходимо 
рассмотреть возможность дифференциации тарифов по локализации пробега и характеристикам 
автомобиля  (назначение,  мощность,  осевая  нагрузка,  габариты,  экологический  ущерб, 
применение альтернативных топлив), а также по категориям владельцев транспортных средств. 

По  мере  перехода  рынка  транспортных  услуг  из  естественно-монопольного  состояния  в 

конкурентное состояние должно осуществляться поэтапное сокращение сферы рынка перевозок, 
в отношении которых применяется прямое государственное ценовое (тарифное) регулирование с 
переходом  к  иным  методам  государственного  ценового  (тарифного)  регулирования,  вплоть  до 
полного дерегулирования цен, тарифов, сборов. 

Совершенствование  системы  государственного  регулирования  субъектов  естественных 

монополий  и  организаций,  осуществляющих  регулируемые  виды  деятельности,  должно 
реализовываться  с  применением  комплексного  стимулирующего  долгосрочного  регулирования, 
которое  станет  неотъемлемой  частью  регулирования  субъектов  естественных  монополий  и 
организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности. 

Совершенствование  тарифного  регулирования  должно  сопровождаться  установленной 

соразмерной компенсацией расходов естественных монополий в условиях их оптимизации. 

На  железнодорожном  транспорте  необходимо  долгосрочное  установление  тарифов  на 

услуги  инфраструктуры  с  использованием  механизма  регуляторного  (сетевого)  контракта. 
Целесообразно установление тарифов на услуги железнодорожного транспорта на долгосрочный 
период не менее 5 лет с учетом показателей эффективности, надежности, доступности и качества 
предоставляемых транспортных услуг. 

В  этих  условиях  особо  важное  значение  приобретает  разработка  перспективной  модели 

долгосрочного  взаимодействия  государства  и  владельца  инфраструктуры  железнодорожного 
транспорта общего пользования с определением форм и условий такого взаимодействия, которая 
предусматривает  переход  на  тарифообразование  с  использованием  метода  регулируемой  базы 

инвестированного  капитала  и  разработку  сетевого  контракта  с  определением  форм  и  условий 
такого  взаимодействия,  включая  технические,  технологические  и  другие  обязательные 
требования  к  субъектам  естественных  монополий  на  железнодорожном  транспорте  через 
показатели качества и надежности. 

В  сфере  регулируемых  пассажирских  перевозок  предполагается  также  реализация  модели 

регуляторного  контракта,  которая  позволит  оптимизировать  взаимодействие  с  бюджетом. 
Указанный  механизм  будет  рассматриваться  как  составная  часть  системы  государственного 
регулирования  естественно-монопольной  сферы  деятельности  железнодорожного  транспорта  и 
предусматривать  закрепление  взаимных  обязательств  открытого  акционерного  общества 
"Российские  железные  дороги"  и  государства  по  обеспечению  целевого  состояния 
инфраструктурного комплекса. 

План мероприятий по реализации Транспортной стратегии на среднесрочный период (2014 - 

2018 годы) приведен в 

приложении N 7

. 

 
 
 
 
 

Приложение N 1 

к Транспортной стратегии 

Российской Федерации на 

период до 2030 года 

 

ОБЪЕМ 

ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ В 2000 - 2012 ГОДАХ 

 

Показатели 

2000 год 

2001 год 

2002 год 

2003 год 

2004 год 

2005 год 

2006 год 

2007 год 

2008 год 

2009 год 

2010 год 

2011 год 

2012 год 

Объем перевозок грузов - 
всего, млн. тонн 

10218 

10502,1 

10721,6 

10963,4 

11299 

11605,7 

11821 

12164,1 

11946,4 

9605 

9960,9 

10544,1 

10682 

в том числе по видам 
транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный 
общего пользования 

1046,8 

1057,5 

1083,7 

1160,9 

1221,2 

1273,3 

1311,1 

1345 

1304 

1109 

1312 

1382 

1271,9 

железнодорожный 
промышленный 

3140,4 

3155,7 

3133,3 

3172,4 

3345 

3486,6 

3591,7 

3775,6 

3562,6 

3121,3 

3272,2 

3338,1 

3418,2 

автомобильный 

5878 

6125 

6348 

6468 

6568 

6685 

6753 

6861,4 

6893 

5240 

5236,4 

5663,1 

5829,3 

в том числе транспорт 
общего пользования 

550 

561 

503 

490 

493 

612 

713 

642,8 

654 

499 

498,3 

533,4 

542,6 

воздушный 

0,55 

0,61 

0,63 

0,62 

0,65 

0,63 

0,64 

0,73 

0,78 

0,71 

0,93 

0,98 

0,997 

внутренний водный 

116,8 

129,5 

118,7 

125,8 

135 

134,2 

139,2 

153,4 

151 

97 

102,4 

126 

131,6 

морской 

<*>

 

35,4 

33,8 

37,3 

35,7 

29,1 

26 

25,4 

28 

35 

37 

37 

33,9 

30 

Объем перевозок 
пассажиров транспортом 
общего пользования - всего, 

44728 

42407,9 

40310 

37074 

34642,4 

30120,1 

26640 

25305 

24949,2 

22842,6 

22035,9 

21886,5 

21373,8 

млн. человек 

в том числе по видам 
транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный 

1419 

1306 

1271 

1304 

1335 

1339 

1339 

1282 

1296 

1137 

947 

993,0 

1058,5 

автобусный 

22892 

20883 

19620 

17898 

16552 

16374 

14734 

14795 

14718 

13704 

13434 

13305 

12801,4 

воздушный 

21,8 

25,1 

26,5 

29,4 

33,8 

35,1 

38 

45,1 

49,8 

45,1 

59 

66 

74 

внутренний водный 

27,7 

30 

28,8 

24,4 

25,5 

20,7 

19,6 

21,5 

20 

17 

16 

14,2 

13,5 

морской 

<*>

 

1,1 

0,8 

0,7 

1,2 

1,1 

1,3 

1,4 

1,4 

1,4 

1,5 

1,5 

1,3 

1,3 

городской наземный 
электрический 

16180 

15958 

15163 

13612 

12484 

8776 

7042 

5632 

5270 

4631 

4284,7 

4155,7 

3979,5 

метрополитен 

4186 

4205 

4200 

4205 

4211 

3574 

3466 

3528 

3594 

3307 

3293,7 

3351,3 

3445,6 

 
-------------------------------- 
<*> Перевозки судами, зарегистрированными под Государственным флагом Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение N 2 

к Транспортной стратегии 

Российской Федерации 

на период до 2030 года 

 

ПРОГНОЗНЫЕ ОЦЕНКИ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВОЗОК 

ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ, ГРУЗО- И ПАССАЖИРООБОРОТА 

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА 

 

 

2007 год  2010 год 

2011 год 

2012 год 

2015 год 

2018 год 

2020 год 

2024 год 

2030 год 

Прогноз перевозок грузов и грузооборота по базовому (консервативному) варианту развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 

года 

Перевозки грузов - всего, млн. тонн 

12164,1 

9960,9 

10544,1 

10682 

11973,3 

13083,6 

13880,6 

15199,7 

17148,2 

в том числе транспорт общего 
пользования 

2169,9 

1950,6 

2076,3 

1977,1 

2124,7 

2270,1 

2384,6 

2526,5 

2746,6 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автомобильный 

6861,4 

5236,4 

5663,1 

5829,3 

6663,3 

7306,5 

7769,4 

8446,1 

9568,7 

из них транспорт общего 
пользования 

642,8 

498,3 

533,4 

542,6 

571,8 

598,5 

628,8 

675 

741,8 

железнодорожный общего 
пользования 

1345 

1312 

1382 

1271,9 

1380 

1484,4 

1558,3 

1632,6 

1750,6 

железнодорожный 
промышленный 

3775,6 

3272,2 

3338,1 

3418,2 

3757,1 

4105,4 

4355,5 

4902,1 

5574,7 

морской 

28 

37 

33,9 

30 

28,1 

30,1 

31,6 

34,6 

40,2 

внутренний водный 

153,4 

102,4 

126 

131,6 

143,7 

155,9 

164,5 

182,8 

212,2 

воздушный 

0,73 

0,93 

0,98 

0,997 

1,14 

1,26 

1,34 

1,52 

1,83 

Грузооборот - всего, млрд. т-км 

2482,8 

2477,7 

2589,4 

2702,3 

2880,4 

3120,7 

3293,2 

3493,5 

3822,2 

в том числе транспорт общего 

2307,2 

2241,5 

2352,9 

2442,7 

2600,6 

2803,7 

2952 

3119,1 

3384,8 

пользования 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автомобильный 

205,9 

199,3 

222,8 

247,1 

264,9 

301,6 

328,8 

360,7 

411,5 

из них транспорт общего 
пользования 

62,5 

71,2 

84,2 

89,7 

97,1 

108,4 

120 

136,5 

161,4 

железнодорожный общего 
пользования 

2090,3 

2011,3 

2127,2 

2222 

2357,2 

2545,9 

2680 

2811 

3020,6 

железнодорожный 
промышленный 

32,2 

108,1 

97,9 

102,2 

112 

123,8 

132,4 

150,2 

187,2 

морской 

65 

100,3 

77,5 

62,5 

72 

68,1 

65,6 

74,4 

88,2 

внутренний водный 

86 

54 

59 

63,4 

68,6 

74,9 

79,4 

89,2 

104,9 

воздушный 

3,4 

4,72 

4,95 

5,06 

5,8 

6,5 

8,1 

9,8 

Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота по базовому (консервативному) варианту развития транспортной системы Российской Федерации 

до 2030 года 

Перевозки пассажиров - всего, млн. 
человек 

38812,3 

38897,7 

39640,1 

40444,2 

43548,2 

46553,4 

48675 

52676,2 

59856,5 

в том числе транспорт общего 
пользования 

25305 

22035,9 

21886,5 

21373,8 

22755,5 

23827,4 

24571,8 

25956,9 

28200,1 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный 

1282 

947 

993 

1058,5 

1098,2 

1131,5 

1154,2 

1201,1 

1290,9 

автомобильный 

28302,3 

30295,8 

31058,6 

31871,8 

34416,9 

36954,83 

38749,9 

42191,5 

48454,6 

из них транспорт общего 
пользования 

14795 

13434 

13305 

12801,4 

13624,18 

14228,83 

14646,8 

15472,2 

16798,3 

внутренний водный 

21,5 

16 

14,2 

13,5 

13,8 

14,3 

14,6 

15,3 

16,3 

морской 

1,4 

1,5 

1,3 

1,3 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

воздушный 

45,1 

59 

66 

74 

86,5 

97,3 

105,3 

123,1 

152,8 

городской наземный 
электрический 

5632 

4284,7 

4155,7 

3979,5 

4219,4 

4379,9 

4490,4 

4719,8 

5086 

метрополитен 

3528 

3293,7 

3351,3 

3445,6 

3713,4 

3975,5 

4160,5 

4425,4 

4855,9 

Пассажирооборот, млрд. пасс. км 

858,7 

937,8 

989 

1055,5 

1156,9 

1304,5 

1414,6 

1595,7 

1908,8 

в том числе транспорт общего 
пользования 

497,1 

483,6 

502,4 

531,7 

566,9 

627,3 

673,1 

740,4 

852,4 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный 

174,1 

138,9 

139,8 

144,6 

146,9 

152,4 

156,2 

164,8 

176,6 

автомобильный 

511,5 

594,8 

625,2 

656,6 

734,1 

828 

897,2 

1020,2 

1236,2 

в том числе транспорт 
общего пользования 

149,9 

140,6 

138,6 

132,8 

144 

150,9 

155,6 

164,9 

179,8 

внутренний водный 

0,96 

0,77 

0,68 

0,63 

0,7 

0,71 

0,72 

0,75 

0,79 

морской 

0,07 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

воздушный 

111 

147,1 

166,8 

195,7 

213,8 

257,5 

291,6 

336,3 

413,8 

городской наземный 
электрический 

18,5 

13,8 

13,3 

12,9 

13,6 

14,1 

14,5 

15,3 

16,8 

метрополитен 

42,6 

42,4 

43,2 

45,1 

47,9 

51,7 

54,5 

58,4 

64,7 

Прогноз перевозок грузов и грузооборота по инновационному варианту развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 года 

Перевозки грузов - всего, млн. тонн 

12164,1 

9960,9 

10544,1 

10682 

12629,1 

14231,1 

15338,5 

17080,5 

19920,5 

в том числе транспорт общего 
пользования 

2169,9 

1950,6 

2076,3 

1977,1 

2224,8 

2457,6 

2634,8 

2873,2 

3235 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автомобильный 

6861,4 

5236,4 

5663,1 

5829,3 

7139,7 

8141,1 

8822,3 

10247,6 

12594,1 

из них транспорт общего 
пользования 

642,8 

498,3 

533,4 

542,6 

598,3 

638 

684,3 

778,5 

917,7 

железнодорожный общего 
пользования 

1345 

1312 

1382 

1271,9 

1447 

1621,4 

1737,7 

1846,6 

2010 

железнодорожный 
промышленный 

3775,6 

3272,2 

3338,1 

3418,2 

3862,9 

4270,4 

4565,7 

4738,2 

5009,1 

морской 

28 

37 

33,9 

30 

32,8 

35,8 

38,7 

46,9 

62,9 

внутренний водный 

153,4 

102,4 

126 

131,6 

145,5 

161,1 

172,6 

199,5 

242,2 

воздушный 

0,73 

0,93 

0,98 

0,997 

1,16 

1,34 

1,46 

1,74 

2,24 

Грузооборот - всего, млрд. т-км 

2482,8 

2477,7 

2589,4 

2702,3 

3055,6 

3394,5 

3641,2 

3876,9 

4267,3 

в том числе транспорт общего 
пользования 

2307,2 

2241,5 

2352,9 

2442,7 

2758,3 

3055,5 

3277,8 

3462,2 

3762,9 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автомобильный 

205,9 

199,3 

222,8 

247,1 

292,2 

329,6 

355,4 

411,1 

509,6 

из них транспорт общего 
пользования 

62,5 

71,2 

84,2 

89,7 

108,4 

118 

129,8 

157,3 

204,1 

железнодорожный общего 
пользования 

2090,3 

2011,3 

2127,2 

2222 

2507 

2779,8 

2978 

3102,9 

3300 

железнодорожный 
промышленный 

32,2 

108,1 

97,9 

102,2 

113,5 

127,4 

137,8 

160,9 

198,9 

морской 

65 

100,3 

77,5 

62,5 

67,8 

74,1 

80,1 

97,3 

130,4 

внутренний водный 

86 

54 

59 

63,4 

69,1 

76,7 

82,4 

95,7 

116,9 

воздушный 

3,4 

4,72 

4,95 

5,06 

5,96 

6,87 

7,52 

8,95 

11,52 

Прогноз перевозок пассажиров и пассажирооборота по инновационному варианту развития транспортной системы Российской Федерации до 2030 

года 

Перевозки пассажиров - всего, млн. 
человек 

38812,3 

38897,7 

39640,1 

40444,2 

44311,3 

48658,4 

51503,9 

57662 

68367,5 

в том числе транспорт общего 
пользования 

25305 

22035,9 

21886,5 

21373,8 

22911,4 

24528,9 

25526,3 

27569,8 

30935,9 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный 

1282 

947 

993 

1058,5 

1143,1 

1247,0 

1280,3 

1357,8 

1471,2 

автомобильный 

28302,3 

30295,8 

31058,6 

31871,8 

35114,7 

38792,1 

41283,5 

46690,8 

56181,9 

из них транспорт общего 
пользования 

14795 

13434 

13305 

12801,4 

13714,8 

14662,6 

15305,9 

16598,6 

18751,7 

внутренний водный 

21,5 

16 

14,2 

13,5 

13,8 

14,9 

15,1 

15,7 

16,6 

морской 

1,4 

1,5 

1,3 

1,3 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

1,5 

воздушный 

45,1 

59 

66 

74 

88,9 

102,8 

112,9 

134,9 

174,6 

городской наземный 
электрический 

5632 

4284,7 

4155,7 

3979,5 

4219,4 

4379,9 

4490,4 

4719,8 

5086 

метрополитен 

3528 

3293,7 

3351,3 

3445,6 

3731,4 

4121,7 

4321,7 

4743 

5435,8 

Пассажирооборот, млрд. пасс. км 

858,7 

937,8 

989 

1055,5 

1223,6 

1387,6 

1501 

1753,3 

2209,7 

в том числе транспорт общего 
пользования 

497,1 

483,6 

502,4 

531,7 

597,9 

663,8 

708,3 

803,7 

968,4 

в том числе по видам транспорта: 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

железнодорожный 

174,1 

138,9 

139,8 

144,6 

154 

165,6 

172,5 

186,3 

206,3 

автомобильный 

511,5 

594,8 

625,2 

656,6 

770,6 

879,2 

955,2 

1126,6 

1442,4 

из них транспорт общего 
пользования 

149,9 

140,6 

138,6 

132,8 

144,9 

155,4 

162,5 

177 

201,1 

внутренний водный 

0,96 

0,77 

0,68 

0,63 

0,67 

0,72 

0,73 

0,76 

0,8 

морской 

0,07 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

0,1 

воздушный 

111 

147,1 

166,8 

195,7 

236,6 

274,7 

302,1 

362,6 

472,2 

городской наземный 
электрический 

18,5 

13,8 

13,3 

12,9 

13,6 

14,1 

14,5 

15,3 

16,8 

метрополитен 

42,6 

42,4 

43,2 

45,1 

48,1 

53,3 

56 

61,7 

71,2 

 
 
 
 
 

Приложение N 3 

к Транспортной стратегии 

Российской Федерации 

на период до 2030 года 

 

ЗНАЧЕНИЯ ИНДИКАТОРОВ РЕАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ 

СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА 

 

 

Индикаторы 

Единица 

изменения 

2010 

год 

2011 

год 

2015 

год 

2018 год  2020 год  2024 год  2030 год 

Инновационный вариант 

Цель "Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного опережающего развития эффективной транспортной 

инфраструктуры" 

Индикаторы первого уровня 

1.  Снижение протяженности участков транспортной сети, 

обслуживающих движение в режиме перегрузки или 
ограничивающих пропускную способность: 

 

 

 

 

 

 

 

 

доля протяженности линий железнодорожного транспорта 
общего пользования, имеющих ограничения пропускной 
способности, в общей протяженности линий железнодорожного 
транспорта общего пользования 

процентов 

6,4 

7,2 

в том числе на основных направлениях железнодорожной 
сети 

процентов 

12,7 

16,4 

9,4 

7,9 

4,2 

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования 
федерального значения, обслуживающих движение в режиме 
перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог 
общего пользования федерального значения 

-"- 

29,7 

30,6 

33 

30 

27 

20,6 

13,3 

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования 
регионального значения, обслуживающих движение в режиме 
перегрузки, в общей протяженности автомобильных дорог 
общего пользования регионального значения 

-"- 

 

3,8 

2,9 

2,8 

2,8 

2,9 

2,5 

доля протяженности внутренних водных путей с ограничениями 
пропускной способности в общей протяженности внутренних 
водных путей 

-"- 

45,8 

45,6 

43,1 

18,9 

0,7 

в том числе на Единой глубоководной системе европейской 
части России 

-"- 

75 

75 

75 

62 

10,8 

доля протяженности дорожной сети в городских агломерациях, 
обслуживающей движение в режиме перегрузки, в общей 
протяженности дорожной сети в городских агломерациях 

процентов 

35 

35 

40 

45 

50 

45 

40 

2.  Ввод в эксплуатацию новых железнодорожных линий общего 

пользования (нарастающим итогом с 2011 года) 

км 

453,2 

931,2 

2574 

2574 

4376 

3.  Ввод в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования 

(нарастающим итогом с 2011 года): 

 

 

 

 

 

 

 

 

федерального значения: 

тыс. км 

0,4 

0,3 

3,6 

6,7 

9,6 

26,2 

62 

ввод новых участков 

-"- 

0,1 

0,1 

1,8 

2,7 

3,4 

7,6 

23,6 

ввод реконструируемых участков 

-"- 

0,3 

0,2 

1,8 

6,2 

18,6 

38,4 

регионального (с учетом строительства и реконструкции 
региональных дорог с софинансированием из федерального 
бюджета): 

-"- 

0,9 

6,5 

11,6 

24,4 

97,8 

163,8 

ввод новых участков 

-"- 

0,2 

0,2 

1,3 

2,3 

8,3 

28,3 

58,3 

ввод реконструируемых участков 

-"- 

0,7 

0,8 

5,2 

9,3 

16,1 

69,5 

105,5 

4.  Ввод в эксплуатацию скоростных транспортных коммуникаций 

(нарастающим итогом с 2011 года): 

 

 

 

 

 

 

 

 

скоростных железнодорожных линий (с 2010 года) 

км 

1250 

1250 

1250 

1787 

3044 

4716 

6942 

высокоскоростных железнодорожных линий 

-"- 

1462 

1462 

2933 

4253 

автомагистралей первой категории 

км 

129 

2263 

3678 

5064 

11672 

32246 

линий транспорта общего пользования (метро, скоростной 
трамвай, скоростной автобус в городских агломерациях) 

-"- 

81,9 

117,6 

115 

205 

285 

390 

540 

5.  Мощность морских портов 

млн. тонн в 

год 

743,3 

773,7 

1029 

1295 

1371 

1428 

1684 

6.  Количество введенных в эксплуатацию после реконструкции 

взлетно-посадочных полос (нарастающим итогом с 2011 года) 

единиц 

27 

91 

151 

161 

173 

7.  Создание мультимодальных логистических центров в 

транспортных узлах (нарастающим итогом с 2011 года) 

-"- 

15 

19 

23 

36 

51 

Индикаторы второго уровня 

8.  Густота транспортной сети (общего пользования): 

 

 

 

 

 

 

 

 

железные дороги 

км/тыс. км2 

5,1 

5,2 

5,4 

5,5 

автомобильные дороги 

 

49,1 

52,9 

53,1 

53,3 

68,3 

71 

80,1 

9.  Протяженность автомобильных дорог общего пользования, всего 

тыс. км 

837,7 

903,1 

1279 

1286,6 

1299,9 

1330,1 

1385,8 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

автомобильные дороги федерального значения 

-"- 

50,6 

50,8 

53,2 

54,8 

57,1 

62,3 

82,8 

автомобильные дороги регионального или 
межмуниципального значения 

-"- 

493,9 

494,7 

495,8 

496,8 

502,8 

522,8 

553 

автомобильные дороги местного значения 

<*>

 

-"- 

293,2 

357,6 

730 

735 

740 

745 

750 

10.  Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования 

первой категории в общей протяженности автомобильных дорог 
федерального значения 

процентов 

6,8 

6,9 

7,7 

10,1 

16,9 

25,8 

11.  Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования, 

соответствующих нормативным требованиям к транспортно-
эксплуатационным показателям, в общей протяженности 
автомобильных дорог общего пользования: 

 

 

 

 

 

 

 

 

федерального значения 

процентов 

38,9 

39,3 

62 

85 

98,9 

98,6 

96,6 

регионального или межмуниципального значения 

-"- 

37 

36 

36 

36 

38 

70 

100 

12.  Перевалка грузов портами России: 

 

 

 

 

 

 

 

 

морскими портами 

млн. тонн в 

год 

526 

535,4 

665 

782 

863 

876 

1286 

речными портами 

-"- 

143 

184 

204 

226 

252 

319 

439 

13.  Протяженность внутренних водных путей, всего 

тыс. км 

101,3 

101,3 

101,6 

101,6 

101,6 

101,6 

101,6 

в том числе: 

 

 

 

 

 

 

 

 

с гарантированными габаритами судовых ходов 

-"- 

48,1 

48,3 

48,4 

54,6 

67 

67 

67 

с освещаемой и отражательной обстановкой 

-"- 

35,8 

35,7 

48,4 

54,6 

67 

67 

67 

14.  Создание интеллектуальных транспортных систем в городских 

агломерациях и на федеральных трассах: 

 

 

 

 

 

 

 

 

протяженность участков транспортной сети, оборудованных 
интеллектуальными транспортными системами, 
обеспечивающими управление транспортными потоками 

км 

 

167 

661 

1206 

6828 

9329 

12175 

доля крупнейших городов Российской Федерации (с 
численностью населения свыше 1 млн. человек), оснащенных 
интеллектуальными транспортными системами, в общей 
численности крупных и крупнейших городов Российской 
Федерации 

процентов 

 

31 

38 

46 

69 

100 

100 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     4      5      6      7     ..