Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 5

 

  Главная      Учебники - Разные     Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..

 

 

Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 5

 

 

экономической  и  юридической  несогласованности  во  взаимодействующих  видах  транспорта,  а 
также потерь на стыках взаимодействующих видов транспорта и причин, их вызывающих; 

разработка  научных  основ  согласованного  развития  инфраструктуры  взаимодействующих 

видов  транспорта,  построения  согласованных  технологий  взаимодействующих  видов  транспорта 
(по  видам  взаимодействия),  а  также  сквозного  управления  грузопотоками,  в  пропуске  и 
переработке которых участвует несколько видов транспорта; 

разработка методологии построения единой транспортной сети; 
разработка  принципов  и  методологических  подходов  согласования  государственных 

приоритетов  и  экономических  интересов  частных  участников  для  построения  гармоничного 
транспортного процесса в рамках единой транспортной системы; 

разработка  научных  основ  транспортного  освоения  новых  территорий  (развивающихся 

регионов), включая создание теоретической модели построения эффективной транспортной сети 
типа  "артерии  -  вены  -  капилляры",  адаптацию  теоретической  модели  к  условиям  конкретных 
развивающихся  регионов  и  разработку  методических  основ  построения  эффективной 
транспортной сети в районах промышленного освоения; 

проведение  имитационной  экспертизы  инвестиционных  проектов  развития  транспортной 

инфраструктуры  (в  особенности  проектов  развития  крупных  транспортных  узлов),  в  том  числе 
разработка методологии проведения имитационной экспертизы, создание имитационных систем, 
позволяющих  моделировать  системы  различных  видов  транспорта,  разработка  подробных 
моделей проектируемых транспортных систем, разработка динамических имитационных моделей 
транспортных  потоков  для  оценки  эффективности  вариантов  развития  транспортной 
инфраструктуры,  комплексное  исследование  на  моделях  функционирования  проектируемых 
транспортных  объектов  с  выдачей  их  реальной  пропускной  способности,  "узких  мест"  и 
показателей работы, а также разработка предложений по корректировке проектов на основании 
имитационной экспертизы; 

разработка  национальной  концепции  развития  интеллектуальных  транспортных  систем  в 

целях  повышения  эффективности  решения  задач  транспортного  комплекса  Российской 
Федерации; 

разработка  навигационных  систем  и  систем  телематического  мониторинга  транспортных 

потоков, систем управления транспортными потоками и интеллектуальных транспортных систем; 

исследование,  адаптация  и  освоение,  разработка  и  внедрение  инновационных  технологий 

строительства и реконструкции транспортной инфраструктуры; 

разработка и создание эффективных систем контроля состояния и управления содержанием 

объектов транспортной инфраструктуры; 

разработка  и  создание  единой  информационной  среды  технологического  взаимодействия 

различных видов транспорта и участников транспортного процесса. 

Научное 

обеспечение 

развития 

доступности, 

объема 

и 

конкурентоспособности 

транспортных  услуг  по  критериям  качества  для  грузовладельцев  на  уровне  потребностей 
интенсивного и инновационного развития экономики страны предусматривается осуществлять по 
следующим направлениям: 

разработка,  мониторинг,  анализ  и  развитие  модели  рынка  транспортных  услуг  для 

потребностей  всех  секторов  экономики,  включая  параметры  качества  транспортных  услуг, 
структуру  стандартов  качества  для  различных  категорий  товаров  и  секторов  экономики, 
требования  к  нормативной  правовой  базе  рынка  транспортных  услуг,  экономические 
характеристики  модели  рынка,  средства  контроля  качества  и  технологические  модели 
обеспечения качества транспортных услуг; 

разработка  и  научное  обоснование  нормативной  правовой  базы  и  методов 

государственного  регулирования  конкурентного  рынка  транспортных  услуг  в  области  перевозок 
грузов (включая обоснование параметров допуска к коммерческой транспортной деятельности); 

исследование, 

разработка 

и 

экспериментальная 

отработка 

высокоэффективных 

товаротранспортных  технологий,  обеспечивающих  качественные  критерии  всего  спектра 
транспортных  услуг  и  повышение  производительности  транспортной  системы  Российской 
Федерации; 

внедрение  интеллектуальных  транспортных  систем,  обеспечивающих  реализацию 

инновационных транспортно-логистических технологий в области грузоперевозок, повышение их 
доступности и качества; 

разработка  методов  и  механизмов  мотивации  структурной  модернизации  транспортных 

систем  в  целях  обеспечения  качества  транспортных  услуг  и  создания  конкурентоспособных 
транспортных компаний; 

разработка  методик  и  средств  мониторинга  и  контроля  качества  предоставляемых 

транспортных  услуг,  а  также  методов  и  механизмов  повышения  качества  транспортных  услуг,  в 
том  числе  выборочного  статистического  мониторинга  выполнения  контрактных  обязательств  по 
качеству  транспортных  услуг,  а  также  мониторинга  действенности  санкций  по  нарушениям 
контрактных обязательств; 

разработка  методик  и  средств  мониторинга  времени  движения  товаров  в  пути,  а  также 

времени обработки партий грузов в терминальной сети, в том числе в морских портах и пунктах 
пропуска через государственную границу Российской Федерации; 

разработка  научно  обоснованных  методик  и  средств  мониторинга  уровня  развития 

логистических  технологий,  обеспечения  их  производственно-технической  базой  и  развития 
системы сопутствующих услуг; 

исследование и разработка методов и механизмов государственного мониторинга удельных 

совокупных транспортных издержек в себестоимости национальных товаров и стимулирования их 
снижения; 

разработка  и  совершенствование  технологий  контейнерных  перевозок,  а  также 

сравнительный  анализ  различных  технологий  региональных  и  межрегиональных  перевозок, 
перевозок для малого и среднего бизнеса и научное обоснование выбора лучших технологий; 

разработка 

принципиально 

новой, 

адаптивной 

технологии 

работы 

транспорта, 

соответствующей  высокой  динамике  рыночной  экономики,  в  том  числе  анализ  соответствия 
существующей технологии новым требованиям рыночной экономики - обеспечению динамичных 
экономических  связей  надежными  и  эффективными  транспортными  связями,  разработка 
экономических  основ,  критериев  и  показателей  работы  различных  видов  транспорта, 
соответствующих  новой  основной  задаче,  разработка  научных  основ  гибких  форм  организации 
работы транспорта (для железнодорожного транспорта - вариантный план формирования, гибкий 
график  движения  поездов,  вариантные  технологические  процессы),  а  также  разработка 
методологии  доставки  грузов  к  морским  портам,  пограничным  переходам  и  крупным 
предприятиям, согласованной с режимом их работы; 

разработка научно обоснованных методик и средств мониторинга существующей структуры 

парка  грузового  подвижного  состава  и  обеспеченности  потребностей  по  подвижному  составу  в 
целях достижения заданных критериев объема и качества транспортных услуг; 

мотивирование  разработки  инновационных  систем  грузовых  перевозок,  в  том  числе  с 

использованием  энергоэффективных  двигательных  установок  и  новых  средств  перемещения 
грузов; 

разработка систем электронного документооборота на транспорте; 
разработка  и  экспериментальная  отработка  эффективных  инфотелекоммуникационных 

технологий 

и 

навигационных 

сервисов 

для 

обеспечения 

потребностей 

рынка 

конкурентоспособных транспортных услуг. 

Научное  обеспечение  развития  доступности  и  качества  транспортных  услуг  для  населения 

предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: 

разработка  и  научное  обоснование  минимальных  социальных  транспортных  стандартов 

обеспечения  возможности  передвижения  всех  слоев  населения  на  всей  территории  страны, 
разработка  и  научное  сопровождение  программы  реализации  минимальных  социальных 
транспортных  стандартов  по  прогрессивной  шкале  с  учетом  постепенного  улучшения  условий 
транспортного  обслуживания  населения,  в  том  числе  в  области  развития  систем  городского  и 
пригородного  пассажирского  транспорта,  а  также  районов  Крайнего  Севера  и  приравненных  к 
ним территорий; 

разработка  и  научное  обоснование  нормативной  правовой  базы  и  методов 

государственного  регулирования  по  обеспечению  гарантированного  уровня  доступности  и 
качества  транспортных  услуг  для  населения  в  соответствии  с  минимальными  социальными 

стандартами  (включая  обоснование  параметров  допуска  к  коммерческой  транспортной 
деятельности в области пассажирских перевозок); 

исследования  и  разработки  в  области  развития  систем,  обеспечивающих  скоростные  и 

высокоскоростные перевозки пассажиров; 

разработка  и  научное  обоснование  параметров  регулирования  рынка  в  части  допуска  к 

коммерческой деятельности в области пассажирских перевозок; 

исследование, разработка и адаптация методов транспортного планирования для городских 

агломераций; 

исследование  и  научное  обоснование  структуры  соотношения  общественного  и  личного 

пассажирского  транспорта  в  модели  рынка  транспортных  услуг,  обеспечивающей  минимальные 
социальные  транспортные  стандарты,  разработка  механизмов  обеспечения  реализации  этих 
стандартов  на  базе  социальных  инвестиционных  государственных  контрактов  на  федеральном, 
региональном и муниципальном уровнях; 

исследования  и  разработки  в  области  развития  производства  и  оснащения  парков 

пассажирского  подвижного  состава,  сопоставимого  по  технико-экономическим  параметрам  с 
мировым  уровнем,  определение  потребности  в  парках,  возможности  производства 
соответствующего  подвижного  состава  и  реализации  на  его  базе  минимальных  социальных 
транспортных стандартов; 

стимулирование  разработки  и  внедрения  инновационных  технологий  и  интеллектуальных 

транспортных  систем,  обеспечивающих  повышение  доступности  и  качества  пассажирских 
перевозок. 

Научное обеспечение развития интеграции Российской Федерации в мировое транспортное 

пространство  и  реализации  транзитного  потенциала  страны  предусматривается  осуществлять  по 
следующим основным направлениям: 

разработка  и  научное  обоснование  нормативно-правовых  и  других  государственных 

методов  регулирования,  обеспечивающих  содействие  увеличению  доли  участия  российских 
транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также 
грузов между третьими странами; 

разработка  и  научное  обоснование  технологических  и  нормативно-правовых  моделей 

интеграции  Российской  Федерации  в  единое  международное  транспортное  пространство, 
развития  участия  в  системе  международных  соглашений  и  конвенций  в  области  транспорта,  а 
также  расширения  сотрудничества  в  международных  транспортных  организациях  и  с  торговыми 
партнерами Российской Федерации; 

разработка  и  научное  обоснование  нормативной  правовой  базы  и  методов 

государственного  регулирования  по обеспечению  интеграции  Российской  Федерации  в  мировое 
транспортное пространство и реализации транзитного потенциала страны; 

исследование  и  разработка  в  области  гармонизации  нормативно-правового  обеспечения 

российской и международной транспортных систем; 

разработка  методик  и  средств  мониторинга  технических  и  технологических  параметров 

международных  транспортных  коридоров  и  разработка  и  научное  обоснование  развития  этих 
параметров,  обеспечивающих  конкурентоспособность  международных  транспортных  коридоров 
на уровне мировых аналогов; 

разработка  и  научное  обоснование  механизмов  мотивирования  создания  национальных  и 

интернациональных  транспортных  компаний,  конкурентоспособных  мировым  компаниям,  а 
также  расширения  участия  российского  транспортного  бизнеса  в  крупных  международных 
транспортных проектах. 

Научное 

обеспечение 

повышения 

уровня 

безопасности 

транспортной 

системы 

предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: 

исследование  и  разработка  в  области  развития  средств,  технологий  и  систем  обеспечения 

безопасности движения, полетов и судоходства; 

разработка 

технологических 

моделей 

повышения 

эффективности 

деятельности 

специализированных  аварийно-спасательных  служб  во  взаимодействии  с  Министерством 
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации 
последствий стихийных бедствий в целях достижения уровня, соответствующего международным 

и национальным требованиям; 

исследование  и  разработка  в  области  обеспечения  транспортной  безопасности  объектов 

транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; 

исследование  и  разработка  в  области  повышения  мобилизационной  готовности 

транспортного комплекса; 

исследование  и  разработка  в  области  повышения  безопасности  перевозок  грузов, 

требующих особых условий; 

разработка и научное обоснование параметров системы регулирования профессионального 

допуска к транспортной деятельности; 

научно-техническое обеспечение развития средств и систем надзора в сфере транспорта; 
разработка методик и средств контроля уровня профессиональной подготовки специалистов 

транспортного комплекса с точки зрения обеспечения безопасности и устойчивости транспортной 
системы Российской Федерации; 

разработка  и  научное  обоснование  нормативной  правовой  базы  и  методов 

государственного  регулирования  по  обеспечению  безопасности  и  устойчивости  транспортной 
системы. 

Научное обеспечение снижения негативного воздействия транспорта на окружающую среду 

предусматривается осуществлять по следующим направлениям: 

исследование  и  разработка  в  области  сокращения  негативного  воздействия  транспорта  на 

здоровье  человека  за  счет  снижения  объемов  воздействий,  выбросов  и  сбросов,  а  также 
количества  отходов  на  всех  видах  транспорта  (включая  вопросы  профессиональной  подготовки 
персонала и рационализации маршрутов); 

разработка  и  научное  обоснование  технологических  и  нормативно-правовых  моделей 

мотивации перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива; 

выбор и научное обоснование показателей и критериев оценки экологичности транспорта с 

учетом уровня затрат и разработка рекомендаций по их оптимизации; 

разработка  и  научное  обоснование  нормативной  правовой  базы  в  области  регулирования 

негативного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека; 

исследования  и  разработки  в  области  снижения  энергоемкости  транспорта  и  достижения 

уровня показателей передовых стран; 

разработка  и  научное  обоснование  нормативной  правовой  базы  в  области  управления 

снижением энергоемкости транспорта. 

Научное  обеспечение  создания  эффективной  системы  управления  реализацией 

Транспортной  стратегии и  развитием транспортного  комплекса  предусматривается осуществлять 
по следующим основным направлениям: 

разработка  и  научное  сопровождение  системы  стратегического  планирования  развития 

транспортной  отрасли  на  основе  математических  моделей  и  транспортно-экономического 
баланса; 

разработка  и  научное  обоснование  эффективной  организационной  модели  управления 

реализации Транспортной стратегии; 

разработка  методических  основ  и  регламентов  согласования  Транспортной  стратегии  с 

субъектами  Российской  Федерации  и  ее  координация  с  региональными  транспортными 
стратегиями  и  программами,  со  схемами  территориального  планирования  регионов,  областей  и 
городов; 

разработка  методических  основ  и  регламентов  координации  Транспортной  стратегии  с 

ресурсообеспечивающими отраслями; 

разработка,  научное  сопровождение  и  развитие  автоматизированной  информационно-

аналитической  системы  управления  транспортным  комплексом  и  других  аналитических  и 
управляющих  систем  транспортного  комплекса  (включая  создание  классов  автоматизированных 
аналитических  систем  для  различных  видов  транспорта  и  транспортного  комплекса  в  целом),  а 
также  разработка  методических  основ  использования  аналитических  систем  на  транспорте, 
разработка  методологии  автоматизированного  управления  потоками  и  процессами  на 
транспорте,  создание  новых  и  адаптация  к  новым  задачам  транспорта  существующих  систем 
автоматизированного  управления  (систем  поддержки  принятия  решений)  и  адаптация 

технологических  процессов  транспорта  к  использованию  систем  автоматизированного 
управления; 

исследование  и  разработка  в  области  развития  систем  мониторинга  и  оценки  состояния 

транспортного комплекса, систем контроля и надзора на транспорте; 

исследование  и  разработка  аналитических  систем  и  математических  моделей, 

обеспечивающих  поддержку  принятия  решений  по  регулированию  функционирования  и 
управлению развитием транспортного комплекса; 

мониторинг и оценка влияния параметров стратегического развития транспортной системы 

Российской Федерации на макроэкономические показатели социально-экономического развития 
страны с использованием комплекса современных экономико-математических моделей; 

разработка, научное сопровождение и развитие автоматизированной системы мониторинга 

и  проектного  управления  реализацией  федеральных  целевых  программ  и  стратегий,  создание  и 
развитие  информационно-аналитической  системы  управления  реализацией  Транспортной 
стратегии. 

Сохранение  и  развитие  кадрового  потенциала  отрасли,  совершенствование  отраслевой 

системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям предусматривают решение 
следующих задач: 

государственная  поддержка  развития  научных  кадров  высшей  квалификации  в 

транспортной отрасли; 

развитие  обеспечения  трудовыми  ресурсами  в  области  проектирования  транспортных 

систем; 

развитие  обеспечения  трудовыми  ресурсами  в  области  эксплуатации  транспортной 

инфраструктуры и транспортных средств; 

развитие  обеспечения  трудовыми  ресурсами  в  области  транспортно-логистических  услуг  и 

экспедирования; 

развитие  кадрового,  технического  и  технологического  потенциала  в  сфере  транспортного 

надзора. 

Для  реализации  стратегических  целей  развития  транспортной  системы  Российской 

Федерации  до  2030  года  необходимо  также  обеспечить  подготовку  специалистов  и  трудовых 
ресурсов для транспортного комплекса по следующим направлениям: 

развитие  обеспечения  трудовыми  ресурсами  в  области  управления  транспортным 

комплексом; 

развитие технических, технологических и других видов знаний трудовых ресурсов до уровня, 

обеспечивающего реализацию целей Транспортной стратегии. 

Реализация указанных направлений научного обеспечения Транспортной стратегии будет во 

многом  зависеть  от  разработки  механизмов  привлечения  внебюджетных  средств  для 
финансирования научных исследований в сфере транспорта. 

Основные  мероприятия  по  общим  задачам,  обеспечивающим  реализацию  Транспортной 

стратегии, приведены в 

приложении N 4

 к Транспортной стратегии. 

 

VII. Сроки и этапы реализации Транспортной стратегии 

 
Реализация Транспортной стратегии будет проходить в два этапа: 
первый  этап  (до  2020  года)  -  завершение  модернизации  транспортной  системы  методами 

целевого  инвестирования  и  устранение  "узких  мест"  и  переход  к  ее  системному  комплексному 
развитию по всем ключевым направлениям; 

второй  этап  (2021  -  2030  годы)  -  интенсивное  инновационное  развитие  транспортной 

системы  по  всем  направлениям  для обеспечения  инновационного  социально  ориентированного 
пути развития Российской Федерации. 

Первый  этап  реализации  Транспортной  стратегии  базируется  на  результатах  реализации 

федеральной  целевой 

программы

  "Модернизация  транспортной  системы  России  (2002  -  2010 

годы)"  и  ориентирован  на  решение  задач,  поставленных  в  государственной 

программе

 

Российской Федерации "Развитие транспортной системы" и в других действующих программах. 

В  этот  период  развитие  транспортного  комплекса  предусматривается  осуществлять 

преимущественно  за  счет  строительства  и  реконструкции  ряда  приоритетных  объектов 
транспортной  инфраструктуры  (скоростные  железные  и  автомобильные  дороги,  аэропорты  и 
системы  аэронавигации,  морские  и  речные  порты,  терминально-логистические  комплексы). 
Предусматривается  развитие  наиболее  загруженных  направлений  транспортной  сети, 
обеспечение  поддержки  развития  отдельных  видов  транспорта  -  региональной  авиации, 
внутреннего водного транспорта, системное развитие транспорта на федеральном, региональном 
и  муниципальном  уровнях,  обеспечение  необходимой  базы  безопасного  развития  транспорта  - 
приведение  транспортной  инфраструктуры  в  нормативное  состояние,  обновление  парков  и 
обеспечение  нормативных  сроков  службы  подвижного  состава  транспорта,  в  том  числе  в 
интересах  выполнения  воинских  перевозок  как  в  мирное,  так  и  в  военное  время,  обеспечение 
приоритета  требований  по  безопасности  при  эксплуатации  и  развитии  инфраструктуры  и 
подвижных  средств  транспорта.  В  связи  с  сокращением  инвестиций  относительно  инвестиций, 
запланированных  ранее,  возможен  перенос  ряда  крупных  инвестиционных  проектов  на  более 
поздний  период.  Возрастут  масштабы  освоения  инновационных  технологий  строительства, 
реконструкции и содержания инфраструктуры. 

На  этом  этапе  основное  внимание  при  развитии  транспортной  инфраструктуры 

предусматривается уделить формированию единой дорожной сети, круглогодично доступной для 
населения  и  хозяйствующих  субъектов,  ликвидации  существующих  разрывов  и  "узких  мест" 
транспортной  сети,  в  том  числе  в  азиатской  части  Российской  Федерации,  а  также  развитию 
крупных  транспортных  узлов  на  основных  направлениях  перевозок,  транспортных  подходов  к 
пунктам пропуска через государственную границу Российской Федерации и транспортным узлам. 
На  этой  основе  будут  созданы  инфраструктурные  условия  для  развития  потенциальных  точек 
экономического  роста  (включая  комплексное  освоение  новых  территорий  и  разработку 
месторождений полезных ископаемых, в первую очередь в Сибири и на Дальнем Востоке). 

Основные направления развития в отраслевом разрезе на первом этапе предусматривают: 
в  области  железнодорожного  транспорта  -  модернизацию  и  обновление  подвижного 

состава,  постоянных  технических  устройств  и  инженерно-технических  сооружений,  сокращение 
"узких мест" и увеличение  пропускной способности  участков железнодорожной сети, внедрение 
новых  технологий  в  перевозочном  процессе,  строительство  железнодорожных  линий  в  районах 
нового  освоения,  специализированных  магистралей  для  организации  высокоскоростного 
пассажирского  движения,  развитие  железнодорожной  инфраструктуры  на  направлениях 
международных  транспортных  коридоров,  развитие  и  строительство  обходов  крупных 
железнодорожных  узлов,  совершенствование  модели  рынка  железнодорожных  транспортных 
услуг, направленной на рост технологической и экономической эффективности отрасли; 

в  области  дорожного  хозяйства  -  повышение  безопасности  движения  по  сети 

автомобильных  дорог  общего  пользования  путем  обустройства  дорог  техническими  средствами 
организации  движения  и  реконструкции  участков  дорог  с  повышенным  уровнем  аварийности, 
повышение  долговечности  автомобильных  дорог  путем  замены  искусственных  сооружений, 
находящихся  в  ремонтонепригодном  состоянии,  обеспечение  строительства  и  реконструкции 
участков,  обслуживающих  движение  в  режиме  существенной  перегрузки,  а  также  объектов, 
дающих максимальную отдачу для социально-экономического развития Российской Федерации и 
регионов,  в  том  числе  на  территории  Сибири  и  Дальнего  Востока,  Северо-Кавказского 
федерального округа, формирование сети автомагистралей и скоростных дорог по направлениям 
международных транспортных коридоров; 

в  области  автомобильного  транспорта  -  обновление  парка  автотранспортных  средств  и 

совершенствование  его  структуры, завершение  создания  нормативной  правовой  базы,  массовое 
внедрение  новых  перевозочных,  информационных  и  телекоммуникационных  технологий  с 
применением  глобальной  навигационной  системы  ГЛОНАСС,  значительное  повышение  качества 
предоставляемых  услуг  пассажирским  и  грузовым  транспортом  во  всех  видах  сообщения, 
увеличение скорости товародвижения на междугородных и международных маршрутах; 

в  области  воздушного  транспорта  -  развитие  международных  узловых  аэропортов  (хабов), 

сети  внутрироссийских  узловых  аэропортов  и  региональных  сетей  аэропортов,  обеспечивающих 
связность  опорной  аэропортовой  сети,  кардинальное  обновление  парка  воздушных  судов, 
развитие  аэронавигационной  системы  Российской  Федерации  и  системы  поиска  и  спасания  с 

применением спутниковых технологий; 

в  области  морского  транспорта  -  увеличение  пропускной  способности  российских  морских 

портов  и  провозной  способности  отечественного  транспортного  флота,  обновление  морского 
флота, обеспечением роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах; 

в  области  внутреннего  водного  транспорта  -  устранение  участков,  лимитирующих 

пропускную  способность  Единой  глубоководной  системы  европейской  части  Российской 
Федерации,  развитие  портовой  инфраструктуры  на  внутренних  водных  путях  международного 
значения, увеличение протяженности внутренних водных путей с гарантированными габаритами 
судовых  ходов  и  освещаемой  обстановкой,  реконструкция  гидротехнических  сооружений, 
реконструкция пассажирских вокзалов и улучшение качества обслуживания пассажиров, а также 
строительство судов грузового и пассажирского флота. 

На  первом  этапе  будет  создана  система  государственного  стратегического  планирования  в 

сфере  транспорта  на  основе  транспортно-экономического  баланса  и  развития  статистического 
наблюдения, 

продолжится 

совершенствование 

нормативно-правового 

обеспечения 

функционирования  и  развития  транспортного  комплекса,  приняты  меры  по  ускорению  целевого 
инновационного развития транспорта, получат развитие регулирование доступа перевозчиков на 
рынки транспортных услуг, стандартизация параметров качества транспортных услуг. 

Предусматривается  ускоренное  приоритетное  развитие  общественного  пассажирского 

транспорта,  транспортных  и  логистических  технологий  для  обеспечения  высокого  качества 
грузовых  перевозок,  внедрение  интеллектуальных  транспортных  систем.  На  этом  этапе  будут 
обеспечены  отработка  и  тиражирование  механизмов  реализации  проектов  на  принципах 
государственно-частного партнерства на всех видах транспорта. 

Повысится 

финансовая 

устойчивость 

предприятий 

транспорта, 

будут 

созданы 

экономические  предпосылки  для  роста  их  инвестиционных  возможностей  и  привлечения 
долгосрочных внешних финансовых ресурсов для развития. 

Второй этап реализации Транспортной стратегии предусматривает ускорение темпов ввода 

новых 

объектов 

транспортной 

инфраструктуры, 

формирование 

системы 

скоростных 

автомобильных  и  железных  дорог,  строительство  новых  портовых  мощностей,  расширение  сети 
региональных  аэропортов,  развитие  современных  терминально-логистических  комплексов, 
внедрение  систем  скоростного  пассажирского  внеуличного  транспорта  и  автоматизированных 
систем управления движением транспортных средств в крупных городах. 

Инновационный  сценарий  развития  ориентируется  на  устойчивый  спрос  на  транспортно-

логистические  услуги,  масштабный  объем  привлечения  государственных  и  частных  инвестиций, 
направленный  на  строительство  и  реконструкцию  объектов  транспортной  инфраструктуры  и 
технологическую  модернизацию  основных  фондов  транспортных  предприятий.  Развитие 
интермодальных  транспортных  и  логистических  систем  потребует  унификации  транспортных 
стандартов  и  документов,  введения  электронного  обмена  информацией,  совершенствования 
тарифных схем и таможенных технологий. 

Оптимизация  и  пространственное  развитие  транспортной  сети  будут  связаны  с  созданием 

экономически  обоснованных  резервов  пропускной  и  провозной  способности  направлений 
транспортной  сети,  скоростных  и  высокоскоростных  систем  для  перевозок  пассажиров, 
пространственным развитием транспортной сети в сложившихся и новых районах хозяйственного 
освоения, удаленных и малодоступных регионах. 

Для  обеспечения  потребностей  транспортного  комплекса  должна  быть  проведена 

масштабная модернизация в отраслях транспортного машиностроения, направленная на создание 
конкурентоспособных производств по выпуску современных видов продукции. 

В связи с этим второй этап включает: 
развитие  конкурентного  рынка  доступных  и  качественных  транспортных  услуг  для 

обеспечения  потребностей  интенсивного  инновационного  развития  экономики  и  улучшения 
качества  жизни  населения,  повышения  конкурентоспособности,  производительности  и 
рентабельности транспортных систем; 

выход на мировой уровень технологического и технического развития транспорта; 
создание  резервов,  необходимых  для  обеспечения  ускоренного  развития  транспортной 

системы  Российской  Федерации  и  повышения  ее  конкурентоспособности,  эффективности  и 

качества  транспортного  обслуживания,  создания  инфраструктурных  условий  для  развития  новых 
точек экономического роста в стране; 

расширение опорной транспортной сети; 
реализацию  транзитного  потенциала  страны,  в  том  числе  совместных  проектов  в  рамках 

Единого экономического пространства и с другими государствами; 

диверсификацию направлений экспортных поставок российских углеводородов; 
повышение 

роли 

транспортно-логистической 

инфраструктуры 

в 

организации 

товародвижения,  а  также  превращение  логистических  транспортных  центров  в  управляющие 
элементы системы товародвижения. 

На  этом  этапе  будет  обеспечен  переход  к  системному  развитию  транспортной  системы 

страны на основе формирования единого транспортного пространства Российской Федерации, что 
включает: 

создание  единой  сбалансированной  системы  транспортных  коммуникаций  страны  на  базе 

развития путей сообщения всех видов транспорта; 

увеличение  пропускной  способности  и  достижение  лучших  мировых  показателей  по 

скоростным  параметрам  транспортной  инфраструктуры,  а  также  рост  доли  высокоскоростных 
путей сообщения; 

создание взаимоувязанной интегрированной системы товаротранспортной технологической 

инфраструктуры  всех  видов  транспорта  и  грузовладельцев,  интегрированной  системы 
логистических парков, а также единой информационной среды технологического взаимодействия 
различных  видов  транспорта  и  участников  транспортного  процесса  для  формирования 
современной товаропроводящей сети, обеспечивающей объем и качество транспортных услуг, на 
территории страны; 

применение  инновационных  технологий  строительства,  реконструкции  и  содержания 

инфраструктуры. 

На втором этапе транспортная система должна достичь уровня, обеспечивающего отсутствие 

инфраструктурных ограничений перспективного социально-экономического развития страны. 

Сбалансированное 

развитие 

транспортной 

системы 

страны 

позволит 

повысить 

конкурентоспособность отечественных товаров и услуг на мировом рынке, приблизить показатели 
мобильности  населения  к  уровню  развитых  стран,  что  станет  одним  из  важнейших  факторов 
повышения  качества  человеческого  капитала  в  стране,  а  также  позволит  снизить 
дифференциацию  по  доступности  транспортных  услуг  для  различных  регионов  и  социальных 
групп общества. 

Предусматривается  обеспечить  население  качественными  транспортными  услугами  в 

соответствии  с  социальными  транспортными  стандартами.  Предполагается  обеспечить 
постепенное повышение уровня этих стандартов по прогрессивной шкале. 

Продолжится  развитие  всех  видов  транспорта.  Особое  внимание  будет  уделено 

комплексному  развитию  крупных  транспортных  узлов  и  созданию  транспортно-логистической 
инфраструктуры. 

Основные направления развития на втором этапе предусматривают: 
в  области  железнодорожного  транспорта  -  строительство  глубокого  обхода  Московского 

железнодорожного  узла,  обхода  Пермского  железнодорожного  узла,  развитие  направлений 
Чишмы  -  Бугульма  -  Инза  и  Челябинск  -  Орск  -  Новоперелюбская  -  Сенная,  создание 
альтернативного  транспортного  направления  "Белкомур"  из  Урала  в  порты  Белого  и  Баренцева 
морей, строительство сплошных вторых путей на направлении Тында  - Комсомольск-на-Амуре, а 
также  существенное  расширение  полигона  скоростного  и  высокоскоростного  движения  со 
строительством выделенных высокоскоростных магистралей; 

в  области  дорожного  хозяйства  -  развитие  новых  направлений  автомобильных  дорог, 

входящих  в  состав  маршрутов  федерального  значения,  не  только  обеспечивающих 
межрегиональные  связи,  но  и  позволяющих  интегрировать  разобщенную  дорожную  сеть 
отдельных  областей  в  единую  транспортную  систему  Российской  Федерации,  автомобильных 
дорог,  соединяющих  между  собой  административные  центры  субъектов  Российской  Федерации 
по  кратчайшему  расстоянию,  региональных  автомобильных  дорог,  входящих  в  состав 
международных транспортных коридоров и обеспечивающих подъезд к автомобильным пунктам 

пропуска,  автомобильных  дорог,  обеспечивающих  автотранспортные  связи  субъектов, 
расположенных  на  северо-востоке  страны,  с  дорожной  сетью  Российской  Федерации, 
автомобильных  дорог,  обеспечивающих  подъезд  от  федеральной  дорожной  сети  Российской 
Федерации  к  морским  портам,  и  автомобильных  дорог,  обеспечивающих  разгрузку  крупных 
транспортных узлов, а также модернизацией существующих и строительством новых дорог в зоне 
Севера  и  районах  нового  освоения,  комплексную  модернизацию  и  развитие  дорожной  сети  в 
крупнейших  транспортных  узлах  Российской  Федерации,  строительство  и  реконструкцию 
автомобильных дорог, формирующих систему платных автомагистралей и скоростных дорог; 

в  области  автомобильного  транспорта  -  завершение  создания  инфраструктуры  для 

обеспечения  полного  и  качественного  удовлетворения  потребностей  населения  и  экономики 
страны в автотранспортных услугах, доведение конкурентоспособности российских перевозчиков 
до уровня мировых стандартов, создание системы обеспечения технологической, экологической и 
энергетической  безопасности  автотранспортной  деятельности  с  учетом  снижения  негативных 
последствий автомобилизации; 

в  области  развития  общественного  пассажирского  транспорта  общего  пользования  - 

развитие  выделенной  инфраструктуры  для  пассажирского  транспорта  общего  пользования, 
систем городского внеуличного транспорта, а также развитие интермодальных систем перевозок 
пассажиров, модернизацию и рост парков подвижного состава; 

в  области  воздушного  транспорта  -  обеспечение  эксплуатационной  годности  и 

сбалансированного  развития  всей  инфраструктуры  воздушного  транспорта,  расширение 
аэродромной  сети,  главным  образом  в  результате  развития  региональной  авиатранспортной 
инфраструктуры,  не  входящей  в  состав  опорной  сети,  а  также  массовое  обновление  парка 
воздушных судов на основе авиатехники нового поколения; 

в  области  морского  транспорта  -  увеличение  пропускной  способности  морских  портов  и 

повышение  эффективности  их  работы  в  координации  с  созданием  логистической  системы, 
включающей  как  припортовые  терминалы  различного  назначения,  так  и  терминалы  в  крупных 
транспортных  узлах  страны  (включая  "сухие  порты"),  а  также  ростом  дедвейта  морского 
транспортного флота, зарегистрированного под российским флагом; 

в  области  внутреннего  водного  транспорта  -  развитие  инфраструктуры  внутренних  водных 

путей и речных портов для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, 
а также развитие туристического бизнеса. 

Необходимым  условием  реализации  Транспортной  стратегии  на  всех  этапах  является 

улучшение  инвестиционного  климата  и  развитие рыночных  отношений  на  транспорте  на  основе 
формирования  и  отработки  механизмов  управления  инвестициями,  в  том  числе  на  условиях 
государственно-частного партнерства. 

 

VIII. Ожидаемые результаты от реализации 

Транспортной стратегии 

 
Реализация  целей  Транспортной  стратегии  обеспечит  удовлетворение  потребностей 

инновационного  социально  ориентированного  развития  российской  экономики  и  общества  в 
качественных  конкурентоспособных  транспортных  услугах.  Основные  ожидаемые  итоги 
реализации Транспортной стратегии оценены по группам главных целевых ориентиров. 

Общесоциальными итогами реализации Транспортной стратегии являются: 
обеспечение  доступности  и  качества  транспортных  услуг  для  всех  слоев  населения  в 

соответствии с социальными стандартами, гарантирующими возможность передвижения на всей 
территории страны; 

повышение подвижности населения по инновационному варианту до 15,5 тыс. пасс. км на 1 

человека в год, что в 2,4 раза выше показателя в 2010 году, по базовому варианту  - до 13,3 тыс. 
пасс. км на 1 человека в год; 

обеспечение постоянной круглогодичной связи всех сельских населенных пунктов, имеющих 

перспективы  развития,  по  дорогам  с  твердым  покрытием  с  сетью  автомобильных  дорог  общего 
пользования; 

сокращение доли населения, не обеспеченного доступом к услугам автотранспорта общего 

пользования,  к  2030  году  по  инновационному  варианту  до  2  процентов  (в  2010  году  -  до  10 
процентов), по базовому варианту - до 5 процентов; 

доля  пассажиров,  перевезенных  воздушным  транспортом  (минуя  аэропорты  московского 

авиаузла),  возрастет  к  2030  году  по  обоим  вариантам  до  37  процентов  (в  2010  году  -  27,9 
процента); 

обеспечение  ценовой  доступности  транспортных  услуг  для  всех  слоев  населения  в 

соответствии  с  социальными  стандартами,  в  том  числе  за  счет  эффективной  гибкой 
государственной тарифной политики; 

существенное  снижение  аварийности,  рисков  и  угроз  безопасности  по  всем  видам 

транспорта. Число погибших за год в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10 тыс. 
автомобилей сократится по инновационному варианту на 63 процента, по базовому варианту - на 
38 процентов. Социальный риск гибели в дорожно-транспортных происшествиях (погибших на 100 
тыс. населения) по инновационному варианту снизится с 19,6 в 2011 году до 10,6 в 2018 году и до 
7 в 2030 году и достигнет уровня развитых стран, по базовому варианту - до 15,5 в 2018 году и до 
10,7 в 2030 году; 

значительное уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Объем 

выбросов  загрязняющих  атмосферу  веществ  на  автомобильном  транспорте  сократится  по 
инновационному  варианту  на  45  процентов,  по  базовому  варианту  -  на  40  процентов,  на 
железнодорожном  транспорте  -  по  инновационному  варианту  сократится  на  55  процентов,  по 
базовому  варианту  -  на  50  процентов.  Объем  удельных  выбросов  CO2  на  автомобильном 
транспорте сократится по инновационному варианту на 22 процента, по базовому варианту - на 20 
процентов,  на  железнодорожном  транспорте  -  по  инновационному  варианту  сократится  на  51 
процент, по базовому варианту - на 50 процентов; 

прирост количества рабочих мест к 2030 году по инновационному варианту составит 270 тыс. 

единиц, по базовому варианту 180 тыс. единиц. 

Общеэкономическими итогами реализации Транспортной стратегии являются: 
обеспечение  запланированных  темпов  роста  внутреннего  валового  продукта  за  счет 

предоставления  организациям  и  населению  полного  объема  необходимых  высококачественных 
транспортных  услуг.  Вклад  в  прирост  валового  внутреннего  продукта  за  2013  -  2030  годы  по 
инновационному  варианту  составит  свыше  4,5  процента  валового  внутреннего  продукта 
накопленным итогом за период реализации Транспортной стратегии; 

увеличение  доходов  консолидированного  бюджета  составит  не  менее  0,4  процента 

суммарного  валового  внутреннего  продукта  за  период  реализации  Транспортной  стратегии  в 
базовом  варианте  (более  4,5  трлн.  рублей)  и  не  менее  0,8  процента  суммарного  валового 
внутреннего продукта в инновационном варианте (свыше 9,9 трлн. рублей); 

снижение  уровня  удельных  транспортных  издержек  в  цене  продукции  к  2030  году  по 

инновационному варианту - на 30 процентов, по базовому варианту - на 15 процентов; 

увеличение  коммерческой  скорости  продвижения  товаров  автомобильным  транспортом  в 

межрегиональном и международном сообщении по инновационному варианту до 1100 км/сутки, 
по  базовому  варианту  -  до  780  км/сутки,  а  железнодорожным  транспортом  (контейнерные 
перевозки) - по инновационному варианту до 800 - 1700 км/сутки, по базовому варианту - до 665 - 
1520 км/сутки; 

повышение своевременности  (срочности, ритмичности) доставки  товаров достигнет уровня 

развитых  стран,  что  позволит  снизить  складские  запасы  для  гарантированного  товарного 
производства по инновационному варианту до 3 - 6 дней, по базовому варианту - до 8 - 15 дней; 

увеличение  экспорта  транспортных  услуг  к  2030  году  по  инновационному  варианту  в  5,7 

раза,  по  базовому  варианту  -  в  3,9  раза.  Транзитные  перевозки  через  территорию  Российской 
Федерации увеличатся по инновационному варианту с 28 млн. тонн до 85 млн. тонн, по базовому 
варианту - до 68,5 млн. тонн; 

обеспечение  стимулирования  интенсивного  развития  смежных  отраслей  и  формирование 

мультипликативных  эффектов  в  экономике  страны  за  счет  координации  со  стратегиями  и 
программами  развития  смежных  отраслей  -  поставщиков  ресурсов  для  развития  и 
функционирования транспорта; 

развитие городских агломераций позволит получить дополнительный прирост добавленной 

стоимости,  который  превысит  5,4  трлн.  рублей  в  базовом  варианте  и  10,5  трлн.  рублей  в 
инновационном варианте. 

Общетранспортными итогами реализации Транспортной стратегии являются: 
значительное  повышение  производительности  транспортных  систем  -  среднесуточные 

объемы перевозок пассажиров возрастут по инновационному варианту в 1,76 раза, по базовому 
варианту  -  в  1,54  раза, среднесуточные  объемы перевозок  грузов  возрастут  по  инновационному 
варианту - в 2 раза, по базовому варианту  - в 1,72 раза. Доля времени движения товаров в пути 
(автомобильным  транспортом  в  международном  и  междугородном  сообщении)  увеличится  по 
инновационному  варианту  до  16  -  20  часов  в  сутки,  по  базовому  варианту  -  до  14  -  18  часов  в 
сутки; 

увеличение  производительности  труда  в  транспортном  комплексе  составит  по 

инновационному варианту в 1,75 раза к 2018 году, в 2,1 раза к 2020 году и в 3,7 раза к 2030 году, 
по базовому варианту - в 1,5 раза к 2018 году, в 1,65 раза к 2020 году и в 2,2 раза к 2030 году; 

повышение фондоотдачи инфраструктуры транспорта и увеличение рентабельности; 
уменьшение  уровня  энергоемкости  транспорта  по  инновационному  варианту  на  30 

процентов, по базовому варианту - на 15 процентов; 

создание опорной сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, 

соединяющей все административные центры субъектов Российской Федерации по дорожной сети 
с твердым покрытием, преобразование структуры дорожной сети из радиальной в сетевую; 

обеспечение  проезда  автотранспортных  средств  с  нагрузкой  на  ось  11,5  тонны  по 

автомобильным  дорогам  федерального  значения,  входящим  в  состав  международных 
транспортных  коридоров,  по  инновационному  варианту  -  на  всем  их  протяжении,  по  базовому 
варианту - на наиболее загруженных направлениях; 

создание  сети  высокоскоростных  и  скоростных  железнодорожных  линий  для  связи 

крупнейших агломераций страны (по инновационному варианту); 

повышение  конкурентоспособности  национальных  перевозчиков.  Доля  российских 

перевозчиков  в  объеме  международных  автомобильных  перевозок  грузов  возрастет  по  обоим 
вариантам  с  39  процентов  в  2010  году  до  50  процентов  в  2030  году,  а  доля  внешнеторговых 
перевозок  судами  под  российским  флагом  по  инновационному  варианту  возрастет  с  4  до  16 
процентов,  по  базовому  варианту  -  до  15,7  процента.  Доля  судов  под  российским  флагом  в 
суммарном  дедвейте  морского транспортного  флота, контролируемого Российской  Федерацией, 
возрастет по обоим вариантам с 29,7 процента в 2010 году до 39 - 40 процентов в 2030 году; 

внедрение  инновационных  товаротранспортных  технологий,  соответствующих  лучшим 

мировым достижениям, обеспечение оптимизации технологического взаимодействия различных 
видов транспорта и всех участников транспортного процесса. К 2030 году сроки доставки грузов в 
мультимодальном  (смешанном)  сообщении  сократятся  по  сравнению  с  2006  годом  по 
инновационному варианту на 25 процентов, по базовому варианту - на 15 процентов; 

развитие  конкурентной  среды,  государственно-частного  партнерства,  целенаправленное 

формирование  условий  для  инвестирования  в  целях  обеспечения  интенсивного  роста 
инвестиционной привлекательности отрасли. 

Транспортная отрасль на рубеже 2030 года станет системообразующей отраслью, растущей 

темпами,  опережающими  темпы  роста  национальной  экономики.  Транспортная  отрасль  выйдет 
на  конкурентные  позиции  по  уровню  удельных  транспортных  издержек,  безопасности, 
экологичности  и  качеству  транспортных  услуг.  Будет  достигнут  уровень  развитых  стран  по 
коммерческой  скорости  и  своевременности  доставки  товаров,  доступности  транспортных  услуг 
для  населения.  Формирование  единой  транспортной  системы  Российской  Федерации,  ее 
интеграция в мировую транспортную систему обеспечат повышение эффективности транспортных 
услуг  внутри  страны,  рост  их  экспорта,  более  полную  реализацию  транзитного  потенциала, 
удовлетворение  потребностей  экономики  и  общества  в  качественных  и  конкурентоспособных 
транспортных услугах. 

 

IX. Оценка финансовых ресурсов, необходимых 

для реализации Транспортной стратегии 

 

Реализация  Транспортной  стратегии  обеспечивается  стабильной  и  надежной  системой 

финансирования, учитывающей особенности транспорта как инфраструктурной отрасли. 

Финансирование  Транспортной  стратегии  предусматривается  осуществлять  за  счет  средств 

федерального  бюджета,  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  внебюджетных 
источников. 

Средства из федерального бюджета направляются на следующие цели: 
поддержание  в  работоспособном  состоянии  и  воспроизводство  объектов  транспортной 

инфраструктуры, находящихся в государственной собственности; 

реконструкция  и  строительство  объектов  транспортной  инфраструктуры,  в  том  числе  с 

коммерческой  точки  зрения  неэффективных  для  открытого  акционерного  общества  "Российские 
железные  дороги"  магистральных  железнодорожных  линий,  имеющих  важное  социально-
экономическое значение, а также обеспечивающих безопасное функционирование транспортной 
системы Российской Федерации; 

обеспечение безопасности на транспорте; 
выполнение  и  стимулирование  мероприятий  по  поддержанию  мобилизационной 

готовности  средств,  объектов  транспорта  и  путей  сообщения,  а  также  мероприятий, 
осуществляемых в интересах национальной безопасности; 

обеспечение  функций  государственного  регулирования  и  управления  в  транспортной 

отрасли; 

проведение фундаментальных научных исследований и реализация инновационных научно-

технических проектов, имеющих общегосударственное и общеотраслевое значение. 

Наряду  с  прямым  бюджетным  финансированием  предоставление  государственной 

поддержки может осуществляться в следующих формах: 

софинансирование на договорных условиях инвестиционных проектов с оформлением прав 

собственности  Российской  Федерации  (включая  финансирование  расходов  на  управление 
инвестиционными проектами и разработку проектной документации); 

предоставление  субсидий  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  на  развитие 

транспортной инфраструктуры; 

предоставление  субсидий  транспортным  организациям,  осуществляющим  социально 

значимые перевозки; 

субсидирование  процентных  ставок  по  привлекаемым  кредитам  транспортным 

организациям для финансирования расходов, связанных с приобретением транспортных средств; 

предоставление  в  соответствии  с  программой  государственных  внешних  заимствований 

Российской  Федерации  и  программой  государственных  внутренних  заимствований  Российской 
Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации  государственных  гарантий  по  привлекаемым 
отечественными организациями займам в целях реализации наиболее значимых инвестиционных 
проектов в сфере транспорта; 

направление средств в уставные капиталы юридических лиц; 
разработка  и  реализация  экономических  механизмов,  стимулирующих  ускоренное 

обновление парка транспортных средств, в том числе содействие развитию лизинга современных 
транспортных средств, страхования и кредитования перевозчиков; 

предоставление  льгот  при  установлении  условий  аренды  государственного  имущества, 

землеотвода и землепользования. 

Общий  объем  капитальных  вложений  по  инновационному  варианту  в  Транспортной 

стратегии  рассчитан  в  ценах  соответствующих  лет  с  учетом  налога  на  добавленную  стоимость  и 
оценивается  в  89,2  -  106,5  трлн.  рублей,  в  том  числе  с  финансированием  из  федерального 
бюджета  -  30  -  31,4  трлн.  рублей,  из  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и  местных 
бюджетов - 17,3 - 21,4 трлн. рублей, из внебюджетных источников - 41,9 - 53,8 трлн. рублей. 

Общий  объем  капитальных  вложений  по  базовому  (консервативному)  варианту  в 

Транспортной стратегии рассчитан в ценах соответствующих лет с учетом налога на добавленную 
стоимость  и  оценивается  в  63,6  -  72,8  трлн.  рублей,  в  том  числе  с  финансированием  из 
федерального бюджета - 19,3 - 21 трлн. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и 
местных  бюджетов  -  13,7  -  15,1  трлн.  рублей,  из  внебюджетных  источников  -  30,6  -  36,7  трлн. 
рублей. 

Оценка  объемов  необходимого  ресурсного  обеспечения  реализации  Транспортной 

стратегии приведена в 

приложении N 5

. 

В соответствии с инновационным вариантом: 
доля  капитальных  вложений  на  реализацию  Транспортной  стратегии  по  отношению  к 

внутреннему валовому продукту Российской  Федерации  составит за 2013 -  2030 годы в среднем 
2,8 - 3,3 процента; 

доля  суммарных  инвестиций  в  основной  капитал  в  суммарных  инвестициях  Российской 

Федерации за 2010 - 2012 годы составит 10,1 процента, за 2013 - 2020 годы - 11 - 12 процентов и за 
2021 - 2030 годы - 11 - 15 процентов; 

доля  капитальных  вложений  из  федерального  бюджета  на  реализацию  Транспортной 

стратегии  по отношению  к  суммарному  внутреннему  валовому  продукту Российской  Федерации 
составит в среднем 0,9 - 1 процент, а из бюджетов всех уровней - 1,5 - 1,7 процента. 

Государственные  капитальные  вложения  за  счет  средств  федерального  бюджета 

предусматривается выделять в первую очередь на реализацию следующих мероприятий: 

строительство 

и 

реконструкция 

автомобильных 

дорог 

федерального 

значения, 

предоставление  субсидий  на  строительство  и  реконструкцию  автомобильных  дорог  общего 
пользования регионального и межмуниципального значения; 

строительство  и  реконструкция  высокоскоростных  и  скоростных  железнодорожных  линий, 

строительство железных дорог для связи регионов с единой железнодорожной сетью; 

реконструкция  и  строительство  федеральных  объектов  инфраструктуры  гражданской 

авиации; 

реконструкция  и  строительство  федеральных  объектов  в  морских  и  речных  портах, 

строительство морских и речных судов обеспечивающего флота; 

реконструкция внутренних водных путей и гидросооружений на них. 
Средства  региональных  бюджетов  предусматривается  направлять  в  первую  очередь  на 

развитие автомобильных дорог регионального значения, пригородного пассажирского комплекса 
железнодорожного транспорта, строительство новых железнодорожных линий, имеющих важное 
социальное  и  экономическое  значение  для  регионов,  развитие  объектов  инфраструктуры 
воздушного транспорта, а также развитие систем пассажирского транспорта общего пользования 
(метрополитен, трамвай, троллейбус). 

Оценка  объемов  финансирования  мероприятий  стратегии  из  бюджетов  субъектов 

Российской  Федерации  дана  в  соответствии  с  государственной 

программой

  Российской 

Федерации  "Развитие  транспортной  системы"  и  Бюджетным 

кодексом

  Российской  Федерации  в 

части бюджетных полномочий с учетом балансовой принадлежности объектов. 

Внебюджетные  средства  намечается  использовать  преимущественно  для  финансирования 

коммерческих  проектов  по  развитию  инфраструктуры  транспортных  узлов,  формированию 
транспортных  систем  в  создаваемых  в  регионах  территориально-производственных  кластерах,  а 
также  по  организации  в  крупнейших  транспортных  узлах  транспортно-логистических  центров, 
созданию платных и скоростных автомагистралей и автомобильных дорог. 

Описание  крупных  инвестиционных  проектов,  предусмотренных  Транспортной  стратегией, 

приведено в 

приложении N 6

. 

Целесообразно  предусмотреть  меры  по  государственной  поддержке  отечественных 

производителей  материалов,  машин  и  оборудования  для  транспортной  системы  Российской 
Федерации, стимулирующие переход к инновационной модели развития и привлечение частных 
инвестиций как в транспортную отрасль, так и сегменты промышленности, занятые изготовлением 
современных  материалов,  машин  и  оборудования  для  транспортной  системы  Российской 
Федерации.  Такими  мерами  могут  быть  таможенно-тарифное  регулирование,  направленное  на 
снижение  ввозных  пошлин  на  оборудование,  а  также  субсидирование  процентной  ставки  по 
кредитам  для  предприятий,  осуществляющих  производство  современного  оборудования  и 
приобретение такого оборудования для использования в транспортном комплексе. 

Затраты на научное обеспечение реализации Транспортной стратегии составят за 2010 - 2030 

годы 0,67 трлн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе в 2010 - 2012 годах - 0,02 трлн. 
рублей, в 2013 - 2020 годах - 0,14 трлн. рублей, в 2021 - 2030 годах - 0,51 трлн. рублей. 

Конкретный  состав  и  объемы  работ  научного  обеспечения  реализации  Транспортной 

стратегии  предусматривается  детально  определить  при  разработке  федеральных  целевых 
программ, обеспечивающих реализацию Транспортной стратегии, на соответствующие периоды. 

 

X. Механизмы реализации Транспортной стратегии 

 
К основным механизмам реализации Транспортной стратегии относятся: 
повышение эффективности управления реализацией Транспортной стратегии; 
развитие механизмов привлечения инвестиций. 
Повышение эффективности управления реализацией Транспортной стратегии включает: 
создание системы мониторинга и управления реализацией государственных, федеральных и 

ведомственных программ в сфере транспорта и Транспортной стратегии; 

внесение  дополнений  в  систему  статистического  учета,  необходимых  для  ведения 

транспортно-экономического баланса; 

развитие  организационных  механизмов  реализации  стратегии  -  подготовка  отраслевых  и 

региональных 

программ, 

указов 

Президента 

Российской 

Федерации, 

постановлений 

Правительства Российской Федерации, региональных постановлений, регламентов. 

Основными  прямыми  механизмами  реализации  Транспортной  стратегии  являются 

государственные,  федеральные,  ведомственные  и  региональные  программы.  Такие  программы 
необходимо  разрабатывать  в  соответствии  со  стратегическими  приоритетами,  целями, 
направлениями транспортной политики и задачами Транспортной стратегии. 

На  первом  этапе  Транспортной  стратегии  (до  2020  года)  должна  быть  реализована 

государственная 

программа

 Российской Федерации "Развитие транспортной системы". 

Важным  инструментом  управления  реализацией  Транспортной  стратегии  является 

согласование региональных и муниципальных стратегий и программ развития транспорта, а также 
транспортных  разделов  региональных  программ  социально-экономического  развития  с 
Транспортной стратегией. 

Эти  стратегии  и  программы  предусматривает  обновить  в  соответствии  с  Транспортной 

стратегией  в  новой  редакции.  Результатом  должен  стать  согласованный  стратегический  план 
развития  транспортной  системы,  предусматривающий  реализацию  мероприятий  различных 
программ  в  рамках  Транспортной  стратегии  с  учетом  разделения  интересов  и  ответственности 
между  органами  государственной  власти  различных  уровней,  государственными  и  частными 
инвесторами,  а  также  транспортными  организациями.  Важное  значение  при  этом  имеет  увязка 
реализации  мероприятий  со  схемами  территориального  планирования  регионов,  областей  и 
городов. 

К  числу важнейших  комплексных  задач  Транспортной  стратегии,  требующих  консолидации 

усилий  федерации,  регионов и  муниципалитетов,  относится  повышение  мобильности  населения 
за  счет  развития  пригородного,  скоростного  и  высокоскоростного  движения,  развития 
региональных авиаперевозок, создания эффективных интегрированных систем транспорта общего 
пользования.  Интеграция  проектов  и  программ  в  этой  области  обеспечит  расширение  радиуса 
агломерационной  доступности  городов  и  сокращение  времени  их  взаимной  транспортной 
доступности.  Это  увеличит  территориальную  связность  страны,  повысит  доступность  трудовых 
ресурсов к местам приложения труда, расширит и ускорит деловые связи в экономике, обеспечит 
совершенствование структуры расселения. 

Гармоничное  развитие  путей  сообщения  и  транспортной  инфраструктуры  федерального, 

регионального  и  местного  уровней  требует  распространения  механизмов  долгосрочного 
программно-целевого  планирования  на  региональный  и  местный  уровни  управления.  Система 
мониторинга  целевых  индикаторов  развития  транспортного  комплекса  и  показателей  его 
транспортно-эксплуатационного  состояния  должна  быть  внедрена  на  всех  уровнях  управления. 
Необходимо  создать  вертикально-интегрированную  систему  планирования,  учета,  контроля  и 
управления  системой  проектов  и  программ,  обеспечивающих  реализацию  Транспортной 
стратегии,  предоставляющую  возможность  верхнему  уровню  управления  контролировать 
интегральные показатели реализации программ с детализацией конкретных объектов. 

Система  мониторинга  и  управления  реализацией  программ  и  Транспортной  стратегии 

должна  предусматривать  формирование  значений  целевых  индикаторов  по  каждому 

контрольному  периоду  программ  и  Транспортной  стратегии,  а  также  показателей  реализации 
задач и  мероприятий не реже одного раза в год, а по наиболее важным проектам  -  в реальном 
времени. 

На  этой  основе  система  мониторинга  и  управления  должна  отслеживать  динамику 

достижения  целей  Транспортной  стратегии,  формировать  аналитические  оценки  эффективности 
ее реализации и выявлять проблемные участки. 

При  формировании  аналитических  оценок  предусматривается  анализ  влияния  изменений 

ресурсного обеспечения реализации Транспортной стратегии назначения целевых индикаторов, а 
также  на  макроэкономические  показатели  по  этапам  реализации  Транспортной  стратегии  или 
трехлетним периодам бюджетного балансирования. В целях обобщения результатов мониторинга 
предусматривается  подготовка  обзоров  (докладов)  о  реализации  мероприятий  Транспортной 
стратегии  по  видам  транспорта  и  транспортной  деятельности  с  интервалом  в  среднем  раз  в  три 
года.  По  результатам  мониторинга  в  системе  управления  реализацией  Транспортной  стратегии 
должны  формировать  оценки  необходимых  инвестиций  в  транспортный  комплекс  для 
следующего этапа бюджетного планирования. 

Создание  системы мониторинга и управления реализацией  программ различного уровня и 

Транспортной  стратегии  должно  осуществляться  в  рамках  создания  единой  системы 
государственного  статистического  учета  и  стратегического  планирования  в  сфере  транспорта, 
основой  которой  должны  стать  транспортно-экономический  баланс  и  транспортное 
моделирование. 

Система  статистического  учета  должна  включать  в  себя  наблюдение  за  параметрами, 

важными  для  оценки  достижения  целевых  индикаторов  Транспортной  стратегии,  а  также  за 
параметрами, 

необходимыми 

для 

построения 

транспортно-экономического 

баланса, 

прогнозирования  изменения  грузовой  базы  и  транспортных  потоков.  Создание  такой  системы 
позволит  организовать  эффективную  обратную  связь  в  системе  управления  и  построить 
комплексную  систему  транспортного  планирования.  На  основе  транспортно-экономического 
баланса  и  прогноза  социально-экономического  развития  регионов  будет  осуществляться 
прогнозирование  потребностей  секторов  экономики  и  населения  в  услугах  транспорта  и 
планирование сбалансированного развития всех элементов транспортной инфраструктуры. 

Развитие  системы  управления,  контроля  и  надзора  на  транспорте  предполагает  помимо 

реализации  функций  соответствующей  службы  решение  новых  задач  Транспортной  стратегии.  К 
их  числу  относятся  задачи  контроля  за  качеством  транспортных  услуг,  качеством  выполнения 
мероприятий Транспортной стратегии, эффективностью функционирования транспортной системы 
Российской  Федерации  и  освоения  бюджетных  ассигнований,  работой  систем  платных  услуг, 
соблюдением  требований  экологической  безопасности  транспортной  системы  Российской 
Федерации, предупреждением и пресечением противоправных действий. 

Важное  значение  имеет механизм  усиления  государственного  контроля  и  надзора  в сфере 

перевозок (с учетом разграничения полномочий различных контрольных и надзорных органов по 
обеспечению  соблюдения  всеми  субъектами  рынка  услуг  требований  нормативных  правовых 
актов). 

Система  мониторинга  и  управления  реализацией  Транспортной  стратегии  наряду  со 

статистической информацией должна использовать результаты обследований в отдельных сферах 
функционирования  транспортного  комплекса,  в  том  числе  для  расчета  значений  целевых 
индикаторов.  Прежде  всего,  это  относится  к  целевым  индикаторам,  описывающим  основные 
потребительские  характеристики  качества  транспортных  услуг.  Методы  выборочного 
обследования  и  аудита  должны  применяться  для  оценки  значений  таких  индикаторов,  как 
коммерческая  скорость  товародвижения  на  видах  транспорта,  доля  отправок,  доставленных  в 
нормативный  (договорной)  срок,  время  транспортной  доступности  (время  поездок  маятниковой 
миграции населения) в городских агломерациях, уровень удовлетворенности населения мерами, 
принимаемыми  органами  исполнительной  власти  в  целях  обеспечения  транспортной 
безопасности. 

В  крупных  городских  агломерациях  должны  быть  созданы  центры  территориально-

транспортного  планирования,  одной  из  основных  задач  которых  должна  стать  задача  создания 
системы  регулярных  транспортных  обследований  для  сбора  надежных  и  представительных 

данных  по  ключевым  показателям,  необходимым  для  стратегического  транспортного 
планирования, по следующим направлениям: 

транспортная  подвижность  населения  с  распределением  на  поездки  общественным 

транспортом и поездки на легковых автомобилях; 

средние  затраты времени  на городскую поездку (по типам поездок, периодам суток, дням 

недели,  сезонам  года),  среднесетевые  скорости  автомобильных  поездок  (по  периодам  суток, 
дням недели, сезонам года), направления поездок; 

уровень  автомобилизации  домохозяйств  в  разрезе  характерных  социальных  групп  и 

территориальных фрагментов городской агломерации; 

суммарный  пробег  автомобилей  на  улично-дорожной  сети  города  как  главный 

макропоказатель загрузки сети; 

объемы грузопотоков, их распределение и динамика, коммерческая скорость; 
инвентарные 

показатели 

(протяженность 

путей 

сообщения, 

характеристики 

их 

топологической связности); 

нагрузочные  показатели  (загрузка  систем  транспорта  общего  пользования,  объемы 

пассажиропотоков и грузопотоков, скорости); 

потребительские  показатели  (тарифная  обоснованность,  удовлетворенность  населения, 

ритмичность,  предсказуемость  и  надежность  транспортных  связей,  степень  соответствия 
транспортным стандартам). 

Важнейшим  интегральным  макропоказателем  в  практике  транспортного  планирования 

должен  стать  баланс  между  функциональной  нагрузкой  (плотность,  этажность  и  назначение 
застройки,  плотность  и  уровень  автомобилизации  населения)  и  транспортным  ресурсом 
территории  (доля  территории,  занимаемая  улично-дорожной  сетью  и  сетями  наземного 
общественного  транспорта,  пропускная  способность  улично-дорожной  сети,  провозные 
возможности  систем  транспорта  общего  пользования).  Необходим  мониторинг  прироста 
функциональной  нагрузки,  связанной  с  новым  строительством  и  реконструкцией  объектов 
различного назначения, и увеличения транспортного ресурса территории по месту строительства. 

Важным  механизмом  реализации  транспортной  политики  является  стратификация 

транспортной  сети.  Применительно  к  улично-дорожной  сети  это  означает  ее  разделение  на 
городские улицы различных типов и автономные внеуличные контуры транспортной сети городов, 
включающие  скоростные  автомобильные  магистрали  с  контролируемым  доступом.  На 
железнодорожном транспорте - это разделение грузового и пассажирского движения, отделение 
инфраструктуры высокоскоростного движения. 

Совершенствование системы управления в сфере охраны окружающей среды и обеспечения 

экологической безопасности на транспорте должно осуществляться по следующим направлениям: 

совершенствование нормативно-правового обеспечения и  системы управления снижением 

негативного 

воздействия 

на 

окружающую 

среду, 

экологической 

безопасности 

и 

энергоэффективности транспортного комплекса; 

создание  в  составе  федеральных  органов  исполнительной  власти  и  органов  власти 

субъектов  Российской  Федерации  в  сфере  транспорта  и  дорожного  хозяйства  структурных 
подразделений,  координирующих  деятельность  в  области  снижения  негативного  воздействия 
транспортного 

комплекса 

на 

окружающую 

среду, 

экологической 

безопасности 

и 

энергоэффективности транспортных средств; 

разработка  и  реализация  (в  рамках  соответствующих  полномочий)  планов  совместной 

деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти  в  целях  снижения  негативного 
воздействия  транспортного  комплекса  на  окружающую  среду  и  обеспечения  экологической 
безопасности и энергоэффективности транспортных средств; 

внедрение  инновационных  ресурсосберегающих,  экологически  безопасных  и  эффективных 

технологий, минимизирующих негативное воздействие транспортного комплекса на окружающую 
среду  с  активным  участием  государства,  бизнес-сообщества,  организаций  науки  и  образования, 
общественных объединений и некоммерческих организаций; 

увеличение 

объема 

строительства 

объектов 

транспортной 

инфраструктуры, 

сертифицированных  в  системах  добровольной  экологической  сертификации  с  учетом 
международного опыта применения "зеленых" стандартов; 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     3      4      5      6     ..