Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 4

 

  Главная      Учебники - Разные     Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..

 

 

Распоряжение от 22 ноября 2008 г. N 1734-р. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года - часть 4

 

 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
на  железнодорожном  транспорте  -  усиление  роли  пригородного  и  внутригородского 

железнодорожного сообщения для потребностей населения агломераций в транспортных услугах; 

на  городском  транспорте  -  развитие  транспортных  систем,  обеспечивающих  скоростное 

сообщение с использованием рельсового транспорта и автобусов; 

в  дорожном  хозяйстве  -  строительство  в  сельской  местности  автомобильных  дорог  с 

твердым  покрытием,  обеспечивающих  населенные  пункты  постоянной  круглогодичной  связью  с 
сетью автомобильных дорог общего пользования; 

на морском транспорте - строительство транспортно-пересадочных узлов в морских портах; 
на  внутреннем  водном  транспорте  -  строительство  транспортно-пересадочных  узлов  в 

речных портах, развитие внутригородских и пригородных пассажирских перевозок. 

Решение указанной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно 

в  крупных  городских  агломерациях,  снизить  продолжительность  поездок,  увеличить  их 
предсказуемость  по  времени,  повысить  привлекательность  пассажирского  транспорта  общего 
пользования  для  населения,  а  также  улучшить  транспортное  обслуживание  населения  в 
межмуниципальном и внутрирайонном сообщении. 

Решение задачи создания интеллектуальных транспортных систем для повышения качества 

пассажирских 

перевозок 

с 

использованием 

современных 

информационно-

телекоммуникационных  технологий  и  глобальной  навигационной  системы  ГЛОНАСС,  технологий 
управления транспортными средствами и потоками предусматривает: 

оснащение  парка  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного 

электрического 

транспорта 

общего 

пользования 

современными 

информационно-

телекоммуникационными системами и глобальной навигационной системой ГЛОНАСС; 

оснащение  улично-дорожной  сети  в  городах,  а  также  основных  вылетных  федеральных 

трасс  и  прилегающих  автомобильных  дорог  регионального  и  муниципального  значения 
техническими  средствами  организации  дорожного  движения  и  системами  сбора  информации  о 
транспортных  потоках,  подключенными  к  интеллектуальным  транспортным  системам, 
обеспечивающим управление наземным общественным транспортом; 

развитие  интеллектуальных  транспортных  систем,  обеспечивающих  управление  наземным 

общественным  транспортом  -  расширение  зон  управляемого  движения  и  повышение 
эффективности  управления,  повышение  скорости  и  ритмичности,  устойчивости  работы 
общественного транспорта с минимальными помехами другим участникам движения; 

создание  единых  электронных  систем  продажи  билетов  и  оплаты  проезда  на  нескольких 

видах транспорта; 

развитие  систем  информирования  пассажиров  и  участников  движения,  а  также  создание 

систем управления спросом на движение в городских агломерациях. 

Решение  задачи  создания  интеллектуальных  транспортных  систем  в  сфере  пассажирских 

перевозок позволит повысить эффективность работы транспорта общего пользования в условиях 
ограничений  пропускной  способности  инфраструктуры  и  колебаний  загрузки  улично-дорожной 
сети,  увеличить  устойчивость  его  работы  и  привлекательность  для  населения  по  сравнению  с 
личным автомобилем, а также снизить за счет этого загрузку улично-дорожной сети. 

Решение  задачи  развития  мультимодальных  пассажирских  перевозок  в  региональном, 

межрегиональном и международном сообщении предусматривает: 

развитие хабовых технологий перевозок пассажиров; 
стимулирование развития информационных сервисов и сопутствующих услуг пассажирам на 

мультимодальных перевозках; 

формирование сети мультимодальных социальных перевозок. 
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
на  железнодорожном  транспорте  -  реализация  проектов  по  повышению  интеграции 

дальних,  пригородных  и  внутригородских  железнодорожных  перевозок,  модернизация 
железнодорожных  вокзалов  и  станций  с  созданием  на  их  инфраструктуре  транспортно-
пересадочных узлов, развитие железнодорожных связей с крупнейшими аэропортами страны; 

на воздушном транспорте  - развитие хабовых технологий и совершенствование технологий 

обслуживания пассажиров; 

в  транспортном  комплексе  -  создание  и  развитие  мультимодальных  транспортно-

пересадочных  узлов,  введение  универсального  мультимодального  билета  для  внутреннего 
сообщения, в том числе в электронном виде, а также для международного сообщения. 

Решение указанной задачи позволит повысить качество транспортных услуг для населения в 

части удобства пользования несколькими видами транспорта, сокращения времени и физических 
издержек  при  пересадках,  оптимизации  маршрутов  мультимодальных  поездок,  а  также 
обеспечить  дополнительный  платежеспособный  спрос  на  перевозки  для  транспортных 
предприятий, участвующих в эффективных цепочках мультимодальных пассажирских перевозок. 

Важным  комплексом  мероприятий  по  повышению  доступности  и  качества  транспортных 

услуг  в  области  пассажирских  перевозок  в  рамках  достижения  цели  3  является  подготовка  к 
проведению  чемпионата  мира  по  футболу  2018  года.  Этот  комплекс  мероприятий 
предусматривает: 

обновление парков пассажирского подвижного состава транспорта - пассажирских вагонов, 

автотранспортных  средств  общего  пользования,  обеспечивающих  транспортное  обслуживание 
проведения  чемпионата  мира  по  футболу,  повышение  эргономической  привлекательности 
(комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для пассажиров, в том числе 
модернизация  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного  электрического 
транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан; 

на  городском  транспорте  -  развитие  транспортных  систем  общего  пользования, 

обеспечивающих  скоростное  сообщение  с  использованием  рельсового  транспорта  и  автобусов, 
развитие  пригородных  скоростных  перевозок  пассажиров,  в  том  числе  интермодальных 
перевозок,  для  осуществления  связи  между  аэропортом  и  городом,  а  также  таких  перевозок  в 
дальнем следовании и в пригородном сообщении; 

повышение  скорости  движения  транспорта  общего  пользования,  снижение  среднего 

времени  транспортной  доступности  объектов  проведения  соревнований,  а  также  повышение 
регулярности движения транспорта общего пользования; 

совершенствование  правового  обеспечения  эффективной  конкуренции  перевозчиков  на 

маршрутной сети транспорта общего пользования; 

повышение  качества  и  объема  услуг,  предоставляемых  вокзалами,  аэропортами  (в  том 

числе с использованием хабовых технологий перевозок пассажиров), а также строительство новых 
транспортно-пересадочных узлов; 

оснащение  улично-дорожной  сети  в  городах  -  участниках  проведения  соревнований, 

основных  вылетных  федеральных  трасс  и  прилегающих  автомобильных  дорог  регионального  и 
муниципального  значения  техническими  средствами  организации  дорожного  движения  и 
системами 

сбора 

информации 

о 

транспортных 

потоках, 

подключенными 

к 

ИТС, 

обеспечивающими  управление  наземным  транспортом  общего  пользования,  расширение  зон 
управляемого движения и повышение эффективности управления, а также повышение скорости и 
ритмичности, устойчивости работы общественного транспорта с минимальными помехами другим 
участникам движения; 

оснащение  подвижного  состава  автомобильного  и  городского  наземного  электрического 

транспорта  общего  пользования  современными  информационно-телекоммуникационными  и 
глобальными навигационными системами (ГЛОНАСС); 

создание  единых  электронных  систем  продажи  билетов  и  оплаты  проезда  на  нескольких 

видах транспорта; 

развитие  систем  информирования  пассажиров  и  участников  движения  в  городах, 

принимающих участие в проведении соревнований. 

Основные  мероприятия  по  решению  задач  в  рамках  достижения  цели  3  приведены  в 

приложении N 4

 к Транспортной стратегии. 

 

4. Задачи, направленные на достижение цели 4 

"Интеграция в мировое транспортное пространство, реализация 

транзитного потенциала страны" 

 
В  целях  обеспечения  интеграции  в  мировое  транспортное  пространство  и  реализации 

транзитного потенциала страны необходимо решить следующие основные задачи: 

создание  конкурентоспособных  транспортных  коридоров  на  базе  технически  и 

технологически  интегрированной  транспортно-логистической  инфраструктуры,  а  также  систем 
координации бизнес-процессов в цепях поставок; 

обеспечение  конкурентоспособности  российской  транспортной  системы  на  глобальном 

уровне; 

содействие  увеличению  участия  российских  транспортных  организаций  в  перевозках 

российских экспортных и импортных грузов; 

содействие  развитию  экспорта  транспортных  услуг  за  счет  обслуживания  грузов 

иностранных грузовладельцев; 

интеграция в международное транспортное пространство в рамках Единого экономического 

пространства,  а также  в рамках  Содружества  Независимых  Государств,  Шанхайской  организации 
сотрудничества, 

Азиатско-Тихоокеанского 

экономического 

сотрудничества, 

Организации 

Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с Европейским союзом; 

развитие хабовых технологий международных перевозок пассажиров; 
создание  интеллектуальных  транспортных  систем  на  международных  транспортных 

коридорах  с  использованием  современных  информационно-телекоммуникационных  технологий 
и  глобальной  навигационной  системы  ГЛОНАСС,  технологий  планирования  и  управления 
транспортными потоками на транспортных коридорах. 

Решение  задачи  создания  конкурентоспособных  транспортных  коридоров  на  базе 

технически  и  технологически  интегрированной  транспортно-логистической  инфраструктуры,  а 
также систем координации бизнес-процессов в цепях поставок предусматривает: 

организационно-технологическую  и  информационную  интеграцию  железнодорожных, 

портовых, пограничных и таможенных систем, участвующих в транзитных перевозках (в том числе 
с использованием Транссиба); 

интеграцию  системы  перевозок  по  внутренним  водным  путям  в  систему  перевозок  грузов 

между  государствами  Центральной  и  Южной  Азии,  Республикой  Казахстан,  с  одной  стороны,  и 
европейскими государствами, с другой стороны; 

создание  условий  для  увеличения  объемов  транзитных  пролетов  авиакомпаний  третьих 

стран  по  транссибирским,  трансполярным,  кроссполярным  и  другим  маршрутам  воздушного 
пространства  России,  соединяющим  Европу  с  Восточной  и  Юго-Восточной  Азией,  а  также 
Северную Америку с Южной и Юго-Восточной Азией; 

разработку  и  реализацию  мер  государственной  поддержки  развития  комплексных 

транспортно-логистических  и  интеллектуальных  технологических  систем  управления  цепями 
поставок  товаров  на  транспортных  коридорах,  обеспечивающих  конкурентоспособную 
коммерческую скорость движения товарных потоков; 

развитие механизмов и бизнес-структур, обеспечивающих формирование сквозных услуг на 

транспортных  коридорах,  оптимальное  взаимодействие  всех  участников  цепи  поставок  товаров, 
включая таможенные и пограничные службы. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  совершенствование  государственного  регулирования  в  сфере 

осуществления экспортно-импортных и транзитных перевозок грузов, создание информационных 
систем  взаимодействия  участников  процессов  поставки  товаров  по  транспортным  коридорам, 
координации  их  работы,  мониторинга  и  управления  товародвижением,  а  также  развитие 
транспортно-логистической инфраструктуры международных транспортных коридоров; 

на железнодорожном транспорте - повышение гибкости тарифов на транзитные перевозки, 

упрощение  процедур  пересечения  границ,  приоритетная  расшивка  "узких  мест"  транспортных 
коридоров,  а  также  консолидация  усилий  железнодорожных  компаний  стран  Единого 
экономического пространства по развитию транзита; 

на  морском  транспорте  -  поддержание  конкурентоспособного  уровня  портовых  сборов  и 

тарифов, интеграция информационных систем; 

на  воздушном  транспорте  -  развитие  систем  аэронавигационного  обслуживания  и 

увеличение  количества  аэродромов,  категорированных  по  метеоминимумам  Международной 
организации  гражданской  авиации,  для  их  использования  в  качестве  запасных  аэродромов  при 

осуществлении перелетов между Азией и Европой, а также Северной Америкой и Азией. 

Создание  конкурентоспособных  транспортных  коридоров  должно  перейти  от  стадии 

развития  их  сетевой  инфраструктуры  и  отдельных  транспортно-логистических  центров  к  этапу 
технологической  интеграции,  созданию  систем  координации  бизнес-процессов  и  управления  в 
цепях  поставок  товаров.  Решение  указанной  задачи  позволит  улучшить  ключевые  качественные 
характеристики  международных  коридоров,  проходящих  по  территории  России,  повысить  их 
конкурентоспособность по сравнению с альтернативными сухопутными, морскими и воздушными 
маршрутами. Возрастет эффективность транзитных перевозок грузов, перевозок внешнеторговых 
грузов, а также перевозок пассажиров в международном сообщении. 

Решение задачи обеспечения конкурентоспособности российской транспортной системы на 

глобальном уровне предусматривает: 

мониторинг рынка экспорта транспортных услуг и изучение преимуществ основных внешних 

конкурентов; 

мотивирование  структурной  модернизации  транспортно-логистических  систем  в  целях 

повышения  их  конкурентоспособности  (в  том  числе  за  счет  развития  услуг  по  перевозке 
контейнерных и контрейлерных грузов в международном сообщении); 

мотивирование  создания  национальных  и  интернациональных  транспортно-логистических 

компаний, конкурентоспособных на мировом рынке; 

совершенствование  методов  государственного  регулирования  тарифов,  связанных  с 

внешнеторговыми  и  транзитными  перевозками.  Создание  механизмов  координации  тарифной 
политики  поставщиков  услуг  в  интересах  привлечения  дополнительных  грузопотоков  в 
направлениях международных транспортных коридоров, а также поддержание портовых сборов 
и  тарифов  на  погрузочно-разгрузочные  работы  и  связанные  с  ними  услуги  на  уровне, 
обеспечивающем конкурентоспособность портов; 

обеспечение  свободного  доступа  профессиональной  рабочей  силы  к  рынку  транспортных 

услуг в случаях, когда это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. 

Повышение  конкурентоспособности  российских  поставщиков  транспортных  услуг  на 

мировых  рынках  и  рост  экспорта  транспортных  услуг  являются  приоритетами  транспортной 
политики России. 

Развитие  экспорта  транспортных  услуг  является  столь  же  важной  составляющей 

национального  продукта  России,  как  и  экспорт  товаров.  Рост  объемов  экспорта  транспортных 
услуг  предполагается  обеспечить  как  за  счет  увеличения  физических  объемов  перевозок 
пассажиров  и  грузов  российскими  транспортными  компаниями,  так  и  за  счет  повышения  их 
конкурентоспособности  на  внутреннем  и  внешнем  рынках  транспортных  услуг,  а  также  за  счет 
расширения  доступа  к  перевозкам  пассажиров  и  грузов  между  третьими  странами.  Одной  из 
ключевых  мер  в  этой  области  должна  стать  государственная  поддержка  создания  крупной 
национальной транспортно-логистической компании, конкурентоспособной на мировом рынке. 

Решение  указанной  задачи  позволит  увеличить  роль  российских транспортных  компаний в 

обеспечении  внешнеторговых  и  транзитных  перевозок,  превратить  Россию  в  нетто-экспортера 
транспортных услуг и, таким образом, увеличить долю несырьевого экспорта. 

Решение  задачи  содействия  увеличению  участия  российских  транспортных  организаций  в 

перевозках российских экспортных и импортных грузов предусматривает: 

создание для российских перевозчиков не менее благоприятного режима  при выполнении 

таможенных  и  пограничных  процедур,  чем  для  перевозчиков  других  стран,  а  также  разработка 
механизмов  оперативного  принятия  ответных  мер  в  случаях,  когда  российские  перевозчики 
подвергаются дискриминации за рубежом; 

содействие развитию российской транспортно-экспедиторской системы. 
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
на железнодорожном транспорте - развитие инфраструктуры международных транспортных 

коридоров,  совершенствование  вагонного  парка,  формирование  привлекательных  сквозных 
тарифных  ставок  при  перевозках  транзитных  грузов,  а  также  приобретение  иностранных 
транспортных и логистических компаний; 

на морском транспорте - повышение доли внешнеторговых грузов, перевозимых судами под 

российским флагом; 

на 

автомобильном 

транспорте 

противодействие 

дискриминации 

российских 

автоперевозчиков на внешнем рынке транспортных услуг; 

в  транспортном  комплексе  -  содействие  развитию  высокоэффективной  национальной 

транспортно-экспедиторской  системы,  которая  должна  стать  важным  механизмом  защиты  и 
отбора конкурентоспособных  российских  транспортных  организаций, обеспечивающих экспорт и 
импорт российских грузов. 

Решение 

указанной 

задачи 

позволит 

обеспечить 

необходимый 

уровень 

конкурентоспособности  российских  транспортных  и  логистических  компаний  на  внутреннем  и 
мировом рынках транспортных услуг. 

Решение  задачи  содействия  развитию  экспорта  транспортных  услуг  за  счет  обслуживания 

грузов иностранных грузовладельцев предусматривает: 

привлечение  судов  для  регистрации  под  российским  флагом  в  целях  увеличения  экспорта 

транспортных услуг; 

повышение привлекательности морских портов для переработки внешнеторговых грузов, а 

также  закрепление  достигнутых  положительных  тенденций  по  обработке  российских 
внешнеторговых  грузов  в  российских  портах  и  снижению  зависимости  от  портов  сопредельных 
государств; 

сокращение времени стоянки судов в порту за счет оптимизации работы пунктов пропуска; 
разработку  мер  по  эффективному  использованию  потенциала  внутренних  водных  путей 

Единой  глубоководной  системы  европейской  части  Российской  Федерации  как  важнейших 
водных путей международного значения, а также снижение среднего времени транзита судов по 
внутренним водным путям; 

привлечение  в  российские  порты  грузов  иностранных  фрахтователей  для  последующего 

транзита  с  использованием  фидерных  морских  линий  либо  транспортных  коммуникаций 
Российской Федерации, включая внутренние водные пути; 

организация портовых особых экономических зон. 
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  защита  прав  российских  компаний  на  международном  рынке 

транспортных  услуг  (в  том  числе  с  использованием  механизмов  Всемирной  торговой 
организации),  а  также  участие  Российской  Федерации  в  многосторонних  проектах 
международных организаций в сфере транспорта; 

на морском транспорте  -  повышение конкурентоспособности перевозок грузов судами под 

российским флагом; 

на  внутреннем  водном  транспорте  -  повышение  конкурентоспособности  речного  флота  и 

использование транзитного потенциала внутренних водных путей. 

Кроме  того,  необходимо  создать  привлекательные  экономические  условия  для 

обслуживания грузов иностранных грузовладельцев российскими компаниями и увеличить за счет 
этого налогооблагаемую базу транспортных услуг. 

Решение  указанной  задачи  направлено  на  увеличение  экспорта  транспортных  услуг  и 

конкурентоспособности российских транспортных компаний на мировом рынке. 

Решение  задачи  интеграции  с  международным  транспортным  пространством  в  рамках 

Единого  экономического  пространства,  а  также  в  рамках  Содружества  Независимых  Государств, 
Шанхайской 

организации 

сотрудничества, 

Азиатско-тихоокеанского 

экономического 

сотрудничества, Организации Черноморского экономического сотрудничества и сотрудничества с 
Европейским союзом предусматривает: 

гармонизацию транспортного законодательства Российской Федерации с международными 

нормами,  а  также  с  транспортным  законодательством  Республики  Белоруссия  и  Республики 
Казахстан в рамках Единого экономического пространства; 

расширение  участия  в  системе  международных  соглашений  и  конвенций  в  области 

транспорта,  защиту  российских  интересов  в  рамках  сотрудничества  с  международными 
организациями,  а  также  участие  в  международных  проектах  и  программах,  направленных  на 
развитие межрегиональных (в том числе евроазиатских) транспортных связей; 

координация проектов и программ развития инфраструктуры с государствами - партнерами 

по  международным  перевозкам  (в  первую  очередь  в  рамках  Единого  экономического 

пространства); 

формирование  в  полном  объеме  общего  рынка  транспортных  услуг  и  единого 

транспортного  пространства  в  рамках  Единого  экономического  пространства.  Формирование 
согласованной  транспортной  политики  и  устранение  любой  дискриминации  поставщиков 
транспортных  услуг  государств-участников  на  всей  территории  Единого  экономического 
пространства; 

гармонизацию 

нормативно-правового 

регулирования 

транспортной 

деятельности, 

унификацию технических стандартов и транспортных технологий с государствами, участвующими 
в цепях поставок внешнеторговых и транзитных грузов, проходящих через территорию Российской 
Федерации; 

унификацию 

условий 

обязательного 

страхования 

гражданской 

ответственности 

перевозчиков перед пассажирами и владельцев транспортных средств перед третьими лицами; 

проведение  единой  политики  в  области  транспортной  безопасности,  безопасности 

перевозок и снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. 

Транспортная  интеграция  в  рамках  Единого  экономического  пространства  является 

ключевым  направлением  региональной  транспортной  интеграции.  Продолжение  развития 
всестороннего  и  взаимовыгодного  сотрудничества  в  области  транспорта  с  Европейским  союзом 
имеет  огромное  значение  для  российского  и  европейского  бизнеса,  взаимной  торговли, 
инвестиций и туризма. 

В долгосрочной перспективе международное сотрудничество в области транспорта должно 

содействовать 

интенсификации 

процессов 

региональной 

экономической 

интеграции, 

продвижению российских товаров и услуг на мировые рынки, упрощению процедур пересечения 
границ, увеличению объемов и  расширению географии въездного и  выездного туризма,  а также 
росту престижа Российской Федерации в международных организациях и расширению ее влияния 
на принимаемые в этих организациях решения. 

Решение  задачи  интеграции  с  международным  транспортным  пространством  позволит 

обеспечить защиту интересов Российской Федерации и ее транспортных организаций на мировом 
рынке  транспортных  услуг,  повысить  эффективность  транспортного  обслуживания  экономики  и 
населения за счет развития интеграционных процессов в сфере транспорта. 

Решение задачи развития хабовых технологий перевозок пассажиров предусматривает: 
государственную  поддержку  развития  аэропортов,  перспективных  с  точки  зрения 

использования хабовых технологий; 

развитие  трансферных  пассажиропотоков  и  грузопотоков  через  международные  узловые 

аэропорты Российской Федерации. 

Решение указанной задачи позволит привлечь транзитные перевозки пассажиров и грузов и 

увеличить экспорт транспортных услуг. 

Решение  задачи  создания  интеллектуальных  транспортных  систем  на  международных 

транспортных 

коридорах 

с 

использованием 

современных 

информационно-

телекоммуникационных  технологий  и  глобальной  навигационной  системы  ГЛОНАСС,  технологий 
планирования и управления транспортными потоками предусматривает: 

развитие  единого  информационного  пространства  и  унификацию  информационного 

взаимодействия  участников  международных  перевозок  на  международных  транспортных 
коридорах; 

развитие  транспортно-таможенных  технологий  и  информационных  систем,  ускоряющих 

доставку и пограничную обработку транзитных грузов; 

создание  межгосударственных  систем  обеспечения  безопасности  и  информирования 

участников транспортного процесса на международных транспортных коридорах; 

развитие  систем  мониторинга  и  обеспечения  безопасности  перевозки  грузов  на 

международных  транспортных  коридорах  на  основе  глобальной  навигационной  системы 
ГЛОНАСС. 

Решение  указанной  задачи  обеспечит  эффективный  мониторинг  перевозок  и  управление 

грузо-  и  пассажиропотоками  с  использованием  современных  транспортно-логистических  и 
информационно-коммуникационных  технологий  по  международным  транспортным  коридорам, 
повысит надежность, доступность, скоростные параметры и качество перевозок. 

Основные  мероприятия  по  решению  задач  в  рамках  достижения  цели  4  приведены  в 

приложении N 4

. 

 

5. Задачи, направленные на достижение цели 5 

"Повышение уровня безопасности транспортной системы" 

 

Для достижения цели 5 необходимо решить следующие основные задачи: 
повышение безопасности движения, полетов и судоходства; 
повышение  уровня  технической  и  технологической  безопасности  объектов  транспортной 

инфраструктуры и транспортных средств; 

обеспечение  состояния  защищенности  объектов  транспортной  инфраструктуры  от  актов 

незаконного вмешательства; 

обеспечение  деятельности  специализированных  аварийно-спасательных  служб  на  уровне, 

соответствующем международным и национальным требованиям; 

обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса; 
повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий; 
усиление  государственного  регулирования  допуска  к  транспортной  деятельности  в 

соответствии с требованиями безопасности; 

развитие  систем  надзора,  контроля  и  обеспечения  общественной  безопасности  в  сфере 

транспорта; 

обеспечение  потребности  в  специалистах  с  уровнем  профессиональной  подготовки, 

отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы. 

Решение 

задачи 

повышения 

безопасности 

движения, 

полетов 

и 

судоходства 

предусматривает: 

совершенствование  нормативной  правовой  базы  в  части  усиления  ответственности  за 

выполнение  субъектами  транспортного  комплекса  нормативных  требований  эксплуатации 
транспортных средств и транспортной инфраструктуры; 

повышение  действенности  мер,  применяемых  к  нарушителям  установленных  правил 

эксплуатации транспортных средств и объектов транспорта, а также требований к персоналу; 

увязку  в  единую  систему  мер  по  повышению  безопасности  на  транспорте  с  повышением 

безопасности транспортных средств; 

проведение мероприятий, направленных на обеспечение списания и обновления физически 

устаревших  и  отработавших  нормативный  срок  службы  технических  средств  транспорта  и 
транспортной 

инфраструктуры, 

которые 

уже 

не 

могут 

обеспечивать 

необходимую 

эксплуатационную надежность; 

разработку  требований  к  эксплуатационному  состоянию  и  содержанию  железнодорожных 

переездов; 

разработку  требований  к  средствам  крепления  груза  на  транспортном  средстве  и  к  их 

применению; 

повышение  уровня  технической  оснащенности  и  готовности  железнодорожных 

восстановительных и пожарных поездов; 

приведение  в  нормативное  состояние  и  повышение  уровня  обустройства  автомобильных 

дорог средствами, обеспечивающими безопасность движения; 

повышение  безопасности  движения  автомобильного  транспорта  и  пешеходов  за  счет 

совершенствования  организации  дорожного  движения  и  внедрения  интеллектуальных 
транспортных  систем,  обеспечивающих  управление  транспортными  потоками  и  транспортными 
средствами,  а  также  своевременное  (экстренное)  информирование  и  управление  действиями  в 
условиях инцидентов, нештатных и чрезвычайных ситуаций; 

совершенствование системы контроля и поддержания летной годности воздушных судов; 
совершенствование  федеральной  системы  разведки  и  контроля  воздушного  пространства 

Российской Федерации; 

внедрение  на  транспорте  нового  поколения  бортовых  систем  безопасности  с 

использованием компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта; 

ввод  в  эксплуатацию  необходимого  количества  судов  обеспечивающего  флота  (аварийно-

спасательных, гидрографических и других судов, обеспечивающих флот), создание и поддержание 
на  должном  уровне  береговых  средств  обеспечения  безопасности  мореплавания,  поиска  и 
спасания, связи; 

развитие систем наблюдения за движением судов и систем управления их движением; 
развитие средств информационного обеспечения безопасности на внутренних водных путях, 

внедрение  электронных  навигационных  карт,  создание  речной  информационной  системы  на 
внутренних водных путях; 

создание эффективной государственной системы мониторинга и управления безопасностью 

на транспорте. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  совершенствование  нормативно-правового  регулирования  в 

области обеспечения транспортной безопасности; 

на  железнодорожном  транспорте  -  совершенствование  нормативно-правовой  базы  в 

области  обеспечения  безопасности  движения  поездов  и  маневровой  работы  в  условиях 
структурного реформирования железнодорожного транспорта, развитие методов классификации, 
расследования  и  учета  транспортных  происшествий,  обновление  и  модернизация  парка 
специальных  вагонов  федеральных  органов  исполнительной  власти  и  оснащение  указанного 
подвижного состава аппаратурой глобальной навигационной системы ГЛОНАСС; 

в  дорожном  хозяйстве  -  реконструкция  искусственных  сооружений,  увеличение 

протяженности  линий  освещения  автодорог,  строительство  пешеходных  переходов  в  разных 
уровнях; 

на  морском  транспорте  -  совершенствование  оснащения  и  создание  пунктов  базирования 

морских  аварийно-спасательных  служб,  развитие  систем  управления  движением  судов, 
внедрение современных спутниковых навигационных технологий; 

на  внутреннем  водном  транспорте  -  внедрение  современных  спутниковых  навигационных 

технологий и реконструкция систем связи; 

на  воздушном  транспорте  -  совершенствование  нормативно-правовой  базы  и 

организационного взаимодействия государственных и международных контролирующих органов 
в сфере поддержания летной годности воздушных судов. 

Решение указанной задачи создаст нормативные, инфраструктурные и технические условия 

повышения безопасности движения на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском 
и внутреннем водном транспорте, обеспечит снижение транспортных рисков. 

Решение задачи повышения уровня технической и технологической безопасности объектов 

транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусматривает: 

внедрение  на  объектах  транспорта  современных  интегрированных  систем  обеспечения 

технической и технологической безопасности; 

обеспечение соответствия поставляемых новых транспортных средств стандартам в области 

транспортной безопасности, в том числе международным стандартам для транспортных средств, 
которые осуществляют международные перевозки грузов и пассажиров; 

повышение  технической  и  технологической  безопасности  объектов  железнодорожного 

транспорта; 

повышение  технической  и  технологической  безопасности  объектов  авиатранспортной 

инфраструктуры и воздушных судов; 

повышение технической и технологической безопасности морских и речных судов; 
повышение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений. 
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
на железнодорожном транспорте - повышение уровня технической оснащенности объектов 

современными  и  специальными  средствами  и  оборудованием  контроля  и  обеспечения 
безопасности,  приведение  подъездных  путей  необщего  пользования  федеральных  органов 
исполнительной  власти  в  соответствие  с  уровнем,  необходимым  для  обеспечения  безопасности 
жизни  и  здоровья  людей,  сохранения  окружающей  среды  при  их  использовании,  а  также  для 
эффективности транспортной работы; 

на морском транспорте - совершенствование технического оснащения судов транспортного 

и обеспечивающего флота, а также систем управления движением судов; 

на  внутреннем  водном  транспорте  -  совершенствование  технического  оснащения  судов 

транспортного  и  обеспечивающего  флота,  систем  управления  движением  судов,  реконструкция 
объектов инфраструктуры внутренних водных путей; 

на  воздушном  транспорте  -  внедрение  нового  поколения  бортовых  систем  безопасности  и 

новых  средств  обеспечения  выживания  пассажиров  и  членов  экипажа  при  авиационных 
происшествиях. 

Решение  указанной  задачи  позволит  модернизировать  парки  транспортных  средств  и 

объекты транспортной  инфраструктуры  и  создать  эффективные  средства и  системы обеспечения 
их технической и технологической безопасности. 

Решение  задачи  обеспечения  состояния  защищенности  объектов  транспорта  от  актов 

незаконного вмешательства предусматривает: 

проведение категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры 

и  транспортных  средств,  разработку  и  реализацию  планов  обеспечения  транспортной 
безопасности; 

оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств современными 

средствами безопасности, обеспечивающими повышение их защищенности от актов незаконного 
вмешательства  и  антитеррористической  защищенности  путем  оснащения  современными 
системами 

видеонаблюдения, 

контроля 

и 

досмотра 

пассажиров, 

обнаружения 

несанкционированного проникновения и дистанционного интеллектуального распознавания; 

усиление  административного  режимного  подхода  к  организации  антитеррористической 

деятельности с участием правоохранительных органов и частных охранных структур; 

создание государственной системы управления транспортной безопасностью. 
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  совершенствование  нормативно-правового  регулирования  в 

сфере  обеспечения  транспортной  безопасности,  обучение  и  аттестация  специалистов, 
формирование 

единого 

информационного 

пространства, 

совершенствование 

системы 

государственного контроля; 

на  железнодорожном  транспорте  -  формирование  и  развитие  нормативной  базы  и 

стандартов в сфере обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов 
незаконного вмешательства; 

на морском транспорте - оснащение современными средствами обеспечения транспортной 

безопасности акваторий объектов транспортной инфраструктуры; 

на  внутреннем  водном  транспорте  -  оснащение  современными  средствами  обеспечения 

транспортной безопасности судоходных гидротехнических сооружений; 

на  воздушном  транспорте  -  совершенствование  системы  обеспечения  безопасности 

воздушного транспорта. 

Решение  указанной  задачи  позволит обеспечить защиту  транспортного комплекса от  актов 

незаконного вмешательства. 

Решение  задачи  обеспечения  деятельности  специализированных  аварийно-спасательных 

служб  на  уровне,  соответствующем  международным  и  национальным  требованиям, 
предусматривает: 

внедрение  космических  систем,  оснащенных  аппаратурой  глобальной  навигационной 

системы  ГЛОНАСС,  обеспечивающих  в  сложных  погодных  условиях  гарантированное 
высокоточное  определение  местонахождения  потерпевших  аварию  транспортных  средств, 
развитие единой системы поиска и спасания в Российской Федерации; 

повышение  эффективности  деятельности  региональных  специализированных  аварийно-

спасательных  служб  во  взаимодействии  с  Министерством  Российской  Федерации  по  делам 
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 

разработка  и  реализация  (с  участием  Министерства  Российской  Федерации  по  делам 

гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) 
более  совершенных  программ  современного  оповещения  о  стихийных  бедствиях,  влияющих  на 
транспортную безопасность. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  взаимодействие  с  Министерством  Российской  Федерации  по 

делам  гражданской  обороны,  чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных 
бедствий, 

внедрение 

системы 

"ЭРА-ГЛОНАСС", 

создание 

интегрированной 

системы 

информационного обеспечения безопасности населения на всех уровнях государственной власти; 

на  морском  и  внутреннем  водном  транспорте  -  развитие  международной  космической 

системы  поиска  и  спасания  КОСПАС-САРСАТ,  внедрение  спутниковых  систем  связи  и 
навигационных технологий; 

на воздушном транспорте - развитие инфраструктуры единой системы поиска и спасания, в 

том числе для проведения авиатранспортных операций в отдалении от берега в акваториях морей 
Северного Ледовитого океана. 

Решение  указанной  задачи  позволит  повысить  оперативность  и  обеспечить  эффективность 

деятельности  специализированных  аварийно-спасательных  служб  транспортного  комплекса  во 
взаимодействии  с  Министерством  Российской  Федерации  по  делам  гражданской  обороны, 
чрезвычайным  ситуациям  и  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий  на  уровне 
международных и национальных требований. 

Решение  задачи  обеспечения  мобилизационной  готовности  транспортного  комплекса 

предусматривает: 

создание  сбалансированной  транспортной  системы  Российской  Федерации  с  учетом  ее 

опережающего  развития,  в  том  числе  в  части  объектов  двойного  назначения,  для  обеспечения 
потребностей  Российской  Федерации  в  мирное  и  военное  время,  решения  мобилизационных  и 
специальных задач; 

обеспечение  постоянного  соответствия  уровня  готовности  транспортной  системы 

потребностям страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск; 

обеспечение  информационной  безопасности  на  транспорте  при  выполнении  воинских  и 

специальных  перевозок  и  сохранение  существующего  порядка  размещения  органов  управления 
этими перевозками; 

организацию  необходимой  подготовки  работников  транспорта,  федеральных  и 

региональных органов исполнительной власти в области транспорта; 

разработку  нормативных  правовых  актов,  регламентирующих  вопросы  дислокации  на 

объектах  транспортной  инфраструктуры  подразделений  федеральных  органов  исполнительной 
власти, участвующих в организации и осуществлении специальных и воинских перевозок, а также 
вопросы  использования связи  и  информационно-телекоммуникационных систем,  доступных  для 
субъектов транспортного комплекса. 

Решение  указанной  задачи  позволит  обеспечить  развитие  транспортной  системы 

Российской  Федерации  в  координации  с  обеспечением  безопасности  и  обороноспособности 
страны. 

Решение  задачи  повышения  уровня  безопасности  перевозок  грузов,  требующих  особых 

условий, предусматривает: 

развитие  систем  информационного  мониторинга  при  осуществлении  перевозок  опасных  и 

крупногабаритных  грузов  с  использованием  технологий  глобальной  навигационной  системы 
ГЛОНАСС; 

развитие  информационно-аналитических  систем,  обеспечивающих  систематизацию  и 

обработку  данных  по  случаям  инцидентов  с  опасными  грузами  и  крушений  при  перевозке 
опасных и крупногабаритных грузов на транспорте. 

Решение указанной задачи позволит повысить контроль за перевозками грузов, требующих 

особых  условий,  и  предотвратить  повторение  инцидентов  с  ними,  нештатных  и  чрезвычайных 
ситуаций. 

Решение  задачи  усиления  государственного  регулирования  допуска  к  транспортной 

деятельности в соответствии с требованиями безопасности предусматривает: 

развитие  систем  лицензирования  или  декларирования  (уведомления)  как  механизмов 

профессионального допуска к транспортной деятельности; 

обеспечение профессионального допуска к транспортной деятельности на основе участия в 

профессиональных ассоциациях и саморегулируемых организациях; 

развитие системы контроля профессионального допуска к транспортной деятельности; 
развитие механизмов страхования ответственности участников транспортной деятельности. 

Решение указанной задачи позволит обеспечить допуск к транспортной деятельности только 

профессионально  подготовленных  транспортных  организаций,  способных  удовлетворить  все 
необходимые требования по безопасности их работы. 

Решение  задачи  развития  систем  надзора,  контроля  и  обеспечения  общественной 

безопасности в сфере транспорта предусматривает: 

совершенствование  нормативной  базы  деятельности  контрольных  и  надзорных  органов  в 

сфере  транспорта,  совершенствование  регламентации  и  координации  их  функций  в  условиях 
снижения степени вмешательства в деятельность субъектов рынка; 

развитие  автоматизированных  средств  и  информационных  систем  надзора  и  контроля  в 

сфере транспорта, в том числе дистанционного контроля; 

оснащение  контрольно-надзорных  органов  техническими  средствами,  повышающими 

эффективность их деятельности; 

взаимодействие  государственных  органов  при  организации  мероприятий  по  обеспечению 

общественной безопасности на транспорте; 

оснащение  государственных  органов,  участвующих  в  обеспечении  общественной 

безопасности  в  сфере  транспорта  современными  видами  автотехники,  морских,  речных  и 
воздушных судов, средствами связи и автоматизации; 

совершенствование  нормативно-правовой  базы  применения  воздушных  судов  при 

обеспечении  общественной  безопасности  на  объектах  транспорта  с  учетом  международного 
опыта; 

учет  потребностей  государственных  органов,  участвующих  в  обеспечении  общественной 

безопасности в сфере транспорта, в служебных помещениях при проектировании, строительстве и 
реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  формирование  многоуровневого  информационного 

пространства в сфере обеспечения транспортной безопасности; 

на  автомобильном  транспорте  -  введение  повсеместно  весового  контроля  на 

автомобильных дорогах федерального и регионального значения. 

Решение 

указанной 

задачи 

позволит 

повысить 

эффективность 

деятельности 

государственных органов надзора и контроля в сфере транспорта. 

Решение  задачи  обеспечения  потребности  в  специалистах  с  уровнем  профессиональной 

подготовки,  отвечающим  требованиям  безопасности  и  устойчивости  транспортной  системы, 
предусматривает: 

развитие материально-технической базы для подготовки квалифицированных специалистов 

в  соответствии  с  международными  стандартами,  отвечающими  требованиям  безопасности  и 
устойчивости транспортной системы; 

разработку  программы  строительства  ведомственного  жилья  для  снижения  оттока 

высококвалифицированных работников и поддержки молодых специалистов; 

совершенствование  подготовки  и  контроля  пилотов  и  авиаспециалистов  с  учетом 

рассмотрения  возможности  сокращения  сроков  обучения  при  сохранении  качества  и 
профессиональной подготовки; 

поддержку и поощрение организаций и предприятий, прилагающих усилия по привлечению 

в отрасль молодых кадров; 

реализацию мер по повышению престижа транспортных профессий. 
Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
на  железнодорожном  транспорте  -  развитие  материально-технической  базы  высших  и 

средних образовательных учреждений, постоянное совершенствование учебных программ; 

на  морском  транспорте  -  совершенствование  системы  подготовки  специалистов,  развитие 

инфраструктуры учебных заведений; 

на  морском  и  внутреннем  водном  транспорте  -  улучшение  социального  обеспечения 

работников; 

на  автомобильном  транспорте  -  совершенствование  системы  подготовки  водителей, 

требований  к  профессиональной  подготовке,  переподготовке,  повышению  квалификации 
руководителей и специалистов; 

на  воздушном  транспорте  -  развитие  инфраструктуры  учебных  заведений,  повышение 

престижности профессии пилота-инструктора, гармонизация системы подготовки  специалистов с 
рекомендациями  Международной  организации  гражданской  авиации,  совершенствование 
системы контроля соблюдения экипажами правил полетов воздушных судов. 

Решение этой задачи позволит организовать подготовку кадров для транспортной отрасли в 

необходимом объеме и необходимой квалификации, соответствующей требованиям безопасной 
и устойчивой работы транспорта. 

Основные  мероприятия  по  решению  задач  в  рамках  достижения  цели  5  приведены  в 

приложении N 4

. 

 

6. Задачи, направленные на достижение цели 6 

"Снижение негативного воздействия транспортной системы 

на окружающую среду" 

 

Для достижения цели 6 необходимо решить следующие основные задачи: 
модернизация  транспортных  средств  и  объектов  транспортной  инфраструктуры, 

направленная на снижение их негативного воздействия на окружающую среду; 

повышение  доли  использования  экологически  чистых  видов  топлива,  гибридных  и 

электрических двигателей транспортных средств, материалов и технологий; 

повышение энергоэффективности транспорта до уровня показателей передовых стран; 
обеспечение  экологически  безопасного  обращения  с  отходами  транспортного  комплекса, 

предупреждение и сокращение их образования; 

внедрение систем экологического менеджмента и управления качеством в области охраны 

окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на транспорте; 

привлечение  граждан  и  организаций  к  участию  в  общественной  экспертизе  и  решении 

вопросов, связанных с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности 
транспортного комплекса. 

Решение  задачи  модернизации  транспортных  средств  и  объектов  транспортной 

инфраструктуры, направленной на снижение их негативного воздействия на окружающую среду, 
предусматривает: 

обустройство  автомобильных  дорог  современными  инженерными  средствами  защиты 

окружающей среды от вредных воздействий, включая искусственные и растительные барьеры для 
снижения загрязнения прилегающих территорий и уровня шумового воздействия; 

реализацию  комплекса  мер,  направленных  на  повышение  технического  уровня 

транспортных  средств,  впервые  регистрируемых  на  территории  Российской  Федерации. 
Внедрение ограничений на поставку в Российскую Федерацию транспортных средств (в том числе 
воздушных  судов),  имеющих  низкие  показатели  экологичности,  мотивирование  их  замены  на 
более  эффективные.  Усиление  контроля  за  техническим  состоянием  эксплуатируемых 
автомобилей по экологическим показателям; 

переход  на  мировые  экологические  стандарты  в  отношении  потребляемого  топлива  с 

возможностью  эксплуатации  транспортных  средств  предыдущих  поколений  в  течение 
переходного периода; 

сокращение  объемов  воздействий,  выбросов  и  сбросов,  количества  отходов  на  всех  видах 

транспорта  за  счет  профессиональной  подготовки  и  повышения  квалификации  персонала, 
обучения  эффективным  приемам  управления  и  режимам  вождения  транспортных  средств, 
способам рационализации маршрутов движения; 

сокращение  негативного  воздействия  транспорта  на  окружающую  среду  в  городских 

агломерациях  за  счет  внедрения  интеллектуальных  транспортных  систем,  обеспечивающих 
снижение заторов на дорогах и оптимизацию скоростей движения транспортных потоков; 

разработку  и  внедрение  новых  способов  содержания  автодорог  общего  пользования  в 

зимний  период,  позволяющих  уменьшить  отрицательное  влияние  противогололедных 
материалов; 

разработку  и  внедрение  новых  конструктивно-технологических  решений  и  материалов, 

позволяющих снизить пылеобразование на автодорогах, и предотвратить водную эрозию, а также 

нарушение природных ландшафтов (эстакады, тоннели); 

ввод  в  эксплуатацию  на  морском  транспорте  необходимого  количества  судов 

обеспечивающего флота, в том числе природоохранных. Ориентирование транспортных фирм на 
приобретение 2-корпусных судов для перевозки нефтеналивных грузов; 

разработку комплекса мероприятий по обеспечению экологической безопасности в Арктике, 

включающего  создание  портов-убежищ,  ремонтных  баз  и  приемных  портовых  сооружений  для 
судовых отходов; 

создание  на  внутреннем  водном  транспорте  специальных  судов  и  технических  средств  по 

сбору,  комплексной  переработке  и  утилизации  отходов,  образующихся  при  эксплуатации  или 
попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в транспортном комплексе - совершенствование методов государственного регулирования в 

сфере  охраны  окружающей  среды  на  транспорте,  обустройство  транспортных  коммуникаций 
средствами 

защиты 

окружающей 

среды 

от 

негативного 

воздействия 

транспорта, 

совершенствование  структуры  парков  транспортных  средств  по  экологическим  критериям, 
повышение  квалификации  кадров,  снижение  транспортной  нагрузки  в  населенных  пунктах, 
обеспечение экологической безопасности в Арктике; 

на  морском  и  внутреннем  водном  транспорте  -  строительство  современного 

природоохранного флота; 

на  автомобильном  транспорте  -  обновление  парка  автотранспортными  средствами  с 

лучшими  экологическими  параметрами,  совершенствование  подготовки  водителей  и  персонала 
за  счет  обучения  методам,  позволяющим  снизить  негативное  воздействие  автотранспорта  на 
окружающую среду; 

на  воздушном  транспорте  -  повышение экологических  требований к  воздушным  судам  (по 

уровню шума и эмиссии). 

Решение указанной задачи позволит модернизировать или заменить транспортные средства 

и  объекты  инфраструктуры  транспорта  на  более  экологичные  либо  внедрить  нормативы, 
технические средства и технологии, направленные на улучшение их экологических характеристик. 

Решение  задачи  повышения  доли  использования  экологически  чистых  видов  топлива, 

гибридных  и  электрических  двигателей  транспортных  средств,  материалов  и  технологий 
предусматривает: 

мотивирование перехода к использованию экологически чистых видов топлива, гибридных, 

электрических,  водородных  двигателей  транспортных  средств,  возобновляемых  источников 
энергии,  материалов  и  технологий,  минимизирующих  негативное  воздействие  на  окружающую 
среду; 

меры 

экономического 

стимулирования 

экологичных 

транспортных 

технологий, 

оптимизацию  тарифной  политики  на  основе  критериев  энергоэффективности  и  экологического 
воздействия на окружающую среду; 

поддержку  сезонной  деятельности  внутреннего  водного  транспорта  как  наиболее 

экологичного вида транспорта - обеспечение доступа к адекватным кредитным ресурсам; 

расширение  использования  экологически  чистых  судовых  источников  энергии  и 

экологически безопасных перегрузочных технологий. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  совершенствование  нормативно-правового  регулирования  в 

сфере использования экологически чистых видов топлива, гибридных и электрических двигателей 
транспортных  средств,  возобновляемых  источников  энергии,  материалов  и  технологий, 
оптимизация  тарифной  политики  на  основе  критериев  энергоэффективности  и  экологического 
воздействия на окружающую среду; 

на  железнодорожном  транспорте  -  увеличение  масштабов  использования  электротяги  и 

снижение выбросов загрязняющих веществ; 

на морском транспорте - использование в качестве топлива сжиженного природного газа; 
на внутреннем водном транспорте - развитие обеспечивающего флота; 
на  воздушном  транспорте  -  внедрение  новых  экологически  чистых  веществ  для 

авиационных технологий, сокращение использования вредных веществ, разработка технологий их 

утилизации, реализация исследовательских программ в области авиационных видов биотоплива. 

Решение  указанной  задачи  позволит  увеличить  использование  экологически  чистых  видов 

топлива  и  электроэнергии  и  снизить  объемы  выбросов  загрязняющих  веществ  от  транспортного 
комплекса. 

Решение  задачи  повышения  энергоэффективности  транспорта  до  уровня  показателей 

передовых стран предусматривает: 

разработку и реализацию комплекса мер, направленных на расширение применения более 

экономичных транспортных средств; 

разработку 

и 

стимулирование 

внедрения 

транспортными 

предприятиями 

энергоэффективных технологий перевозочного процесса. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в транспортном комплексе - использование транспортных средств с более низким расходом 

моторного  топлива,  внедрение  ресурсосберегающих  технологий  перевозочного  процесса, 
рационализация маршрутов движения транспортных средств, строительство объектов энергетики 
для нужд транспортной инфраструктуры, использующих возобновляемые источники энергии; 

на  воздушном  транспорте  -  снижение  потребления  топлива  в  аэропортах  и  воздушными 

судами, введение стандартов по выбросам углекислого газа. 

Решение  указанной  задачи  должно  обеспечить  устойчивый  рост  энергоэффективности 

транспортного комплекса Российской Федерации. 

Решение  задачи  обеспечения  экологически  безопасного  обращения  с  отходами 

транспортного комплекса, предупреждения и сокращения их образования предусматривает: 

оснащение объектов транспортной инфраструктуры очистными сооружениями и повышение 

их  эффективности,  сокращение  водозабора,  применение  современных  технологий  и  способов 
сбора и утилизации отходов; 

сокращение количества отходов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании 

автомобильных дорог; 

использование механизма государственно-частного партнерства в инвестиционных проектах 

по созданию в портах технических средств для приема и утилизации судовых отходов. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  создание  современной  инфраструктуры  экологически 

безопасного сбора, хранения, удаления, обезвреживания, переработки и размещения отходов от 
деятельности транспортного комплекса; 

на  железнодорожном  транспорте  -  сокращение  количества  отходов  при  строительстве, 

реконструкции, ремонте и содержании железных дорог; 

в  дорожном  хозяйстве  -  сокращение  количества  неутилизируемых  отходов  при 

строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог; 

на  морском  транспорте  -  создание  в  портах  инфраструктуры  для  приема  и  утилизации 

судовых отходов, внедрение метода очистки отработанных газов от высокосернистого дизельного 
топлива; 

на  воздушном  транспорте  -  внедрение  экологически  безопасных  технологий  утилизации 

авиатехники,  строительство  очистных  сооружений  в  аэропортах,  внедрение  технологий 
повторного  использования  технических  вод,  сбора  и  утилизации  мусора,  утилизации 
противообледенительной жидкости. 

Решение  указанной  задачи  позволит  снизить  объемы  выбросов,  стоков  и  отходов  в 

транспортном комплексе. 

Решение задачи внедрения систем экологического менеджмента и управления качеством в 

области  охраны  окружающей  среды  и  обеспечения  экологической  безопасности  на  транспорте 
предусматривает: 

создание  системы  мониторинга  и  информационно-аналитической  системы  оценки  уровня 

негативного  воздействия  транспорта  на  окружающую  среду  в  территориальном  разрезе  и  по 
видам транспорта; 

разработку 

организационно-экономической 

модели 

и 

создание 

комплексной 

институциональной  системы  управления  качеством  в  области  охраны  окружающей  среды  и 
обеспечения  экологической  безопасности  на  транспорте  на  федеральном,  региональном  и 

муниципальном уровнях. 

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий: 
в  транспортном  комплексе  -  создание  комплексной  информационно-аналитической 

системы  экологического  мониторинга  и  контроля  экологической  обстановки  на  объектах 
транспортной  инфраструктуры,  обустройство  экоаналитических  лабораторий  и  постов 
экологического  контроля,  внедрение  практики  проведения  экологических  аудитов  и 
экологического  страхования  рисков,  совершенствование  методов  и  организационной  модели 
государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды на транспорте; 

на воздушном транспорте - актуализация форм государственной статистической отчетности, 

внедрение системы сбора статистической информации об использовании парка воздушных судов 
авиации  общего  назначения  и  объемах  израсходованного  топлива  наземным  транспортом 
аэропортов,  создание  информационного  интернет-портала  по  проблеме  снижения  выбросов 
парниковых газов гражданской авиацией. 

Решение указанной задачи позволит создать эффективную систему управления снижением 

негативного воздействия транспорта на окружающую среду. 

Решение задачи привлечения граждан и организаций к участию в общественной экспертизе 

и  решению  вопросов,  связанных  с  охраной  окружающей  среды  и  обеспечением  экологической 
безопасности транспортного комплекса, предусматривает: 

использование  механизмов  общественных  советов,  организаций  и  объединений  при 

экспертизе текущего состояния и мер по повышению экологической безопасности транспортного 
комплекса; 

совершенствование  работы  с  обращениями  граждан  и  организаций  по  вопросам  охраны 

окружающей среды и экологической безопасности. 

Реализация этих мер обеспечит возможность гражданам, организациям и их объединениям 

оперативно  сообщать  и  получать  необходимую  информацию  по  экологической  безопасности 
транспорта,  проведение  публичных  общественных  обсуждений  экологических  рисков  и 
последствий  реализации  транспортных  проектов,  создание  в  федеральных  и  региональных 
органах  исполнительной  власти  в  сфере  транспорта  общественных  советов  по  вопросам  охраны 
окружающей  среды  и  экологической  безопасности,  создание  комплексной  системы  работы  с 
обращениями граждан. 

Решение  указанной  задачи  позволит  повысить  информированность  общества  о  работе  по 

обеспечению  экологической  безопасности  транспортного  комплекса  и  вовлечь  различные 
общественные  организации  и  объединения  в  работу  по  формированию  и  пропаганде 
эффективных  мер,  направленных  на  снижение  негативного  воздействия  транспорта  на 
окружающую среду. 

Основные  мероприятия  по  решению  задач  в  рамках  достижения  цели  6  приведены  в 

приложении N 4

 к Транспортной стратегии. 

 

7. Общие задачи, обеспечивающие реализацию 

Транспортной стратегии 

 
Общие задачи, направленные на достижение всех целей Транспортной стратегии, включают: 
опережающее  инновационное  развитие  научно-технической  и  технологической  базы  на 

основе передовых мировых достижений и прорывных технологий; 

сохранение  и  развитие  кадрового  потенциала  отрасли,  совершенствование  отраслевой 

системы подготовки и переподготовки кадров по всем направлениям. 

Транспортная  стратегия  является  инновационной  по  своему  характеру.  В  связи  с  этим  ее 

реализация требует опережающего интенсивного инновационного развития научно-технической и 
технологической  базы  на  основе  передовых  мировых  достижений  и  прорывных  технологий  с 
учетом  реализации  Стратегии  инновационного  развития  Российской  Федерации  на  период  до 
2020 года и планов реализации стратегических программ исследований в рамках технологических 
платформ, в том числе технологической платформы "Технологии экологического развития". 

Научное  обеспечение  Транспортной  стратегии  направлено  на  реализацию  ее  основных 

целей  и  задач  и  охватывает  все  ключевые  направления  развития  транспортного  комплекса.  В 

связи с этим научное обеспечение Транспортной стратегии представлено в виде 3 блоков научных 
подпрограмм, соответствующих 3 блокам подпрограмм реализации Транспортной стратегии: 

блок 

научного 

обеспечения 

подпрограмм, 

направленных 

на 

достижение 

общеэкономических,  общесоциальных  и  общетранспортных  главных  стратегических  целевых 
ориентиров Транспортной стратегии, в том числе подпрограмм, имеющих комплексный характер 
и направленных на реализацию нескольких целей и механизмов; 

блок  научного  обеспечения  подпрограмм,  направленных  на  ввод  в  действие  основных 

механизмов реализации Транспортной стратегии, в том числе на развитие научного обеспечения 
транспортного комплекса; 

блок  научного  обеспечения  подпрограмм,  направленных  на  достижение  стратегических 

целевых ориентиров Транспортной стратегии по отдельным видам транспорта. 

Научное  обеспечение  реализации  Транспортной  стратегии  предусматривает  проведение 

научно-исследовательских  и  опытно-конструкторских  работ  по  развитию  транспортного 
комплекса,  выполнение  экспериментальных  пилотных  проектов,  обеспечивающих  отработку 
методик, 

механизмов 

нормативно-правового, 

технического, 

технологического 

и 

информационного  обеспечения  научных  работ,  а  также  выполнение  работ  по  научному 
сопровождению внедренных результатов. 

Каждая  научная  подпрограмма,  входящая  в  соответствующий  блок,  либо  направлена  на 

достижение  определенной  стратегической  цели  или  определенного  механизма  реализации 
Транспортной стратегии, либо является комплексной, направленной на реализацию группы целей 
и механизмов. 

Блок 

научного 

обеспечения 

подпрограмм, 

направленных 

на 

достижение 

общеэкономических,  общесоциальных  и  общетранспортных  главных  стратегических  целевых 
ориентиров Транспортной стратегии, в том числе подпрограмм, имеющих комплексный характер 
и  направленных  на  реализацию  нескольких  целей  и  механизмов,  включает  в  себя  научные 
разработки по всем целям Транспортной стратегии. 

Научное  обеспечение  формирования  единого  транспортного  пространства  Российской 

Федерации  на  базе  сбалансированного  развития  эффективной  транспортной  инфраструктуры 
предусматривается осуществлять по следующим направлениям: 

разработка  методических  основ,  регламентов  и  автоматизированных  информационных 

систем  статистического  учета  на  транспорте,  включая  создание  банка  статистических  данных, 
обеспечивающего разработку и мониторинг транспортно-экономического баланса; 

разработка, научное сопровождение и мониторинг транспортно-экономического баланса; 
разработка эффективных моделей и систем прогнозирования спроса на услуги транспорта на 

основе транспортно-экономического баланса и макроэкономических показателей; 

разработка  эффективных  систем  транспортного  планирования,  моделирования  и 

оптимизации развития транспортных систем на основе транспортно-экономического баланса; 

разработка  технических,  инфраструктурных  и  нормативно-правовых  принципов  и  моделей 

интеграции  транспортных  коммуникаций  страны  на  базе  дифференцированного  развития  путей 
сообщения  всех  видов  транспорта  и  объединения  их  в  единую  сбалансированную  систему, 
обеспечивающую необходимые пропускные способности, объем и качество транспортных услуг; 

разработка  технологических  и  нормативно-правовых  принципов  и  моделей  интеграции 

товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев в 
единую систему, обеспечивающую необходимый объем и качество транспортных услуг; 

разработка  научно  обоснованных  требований  к  увеличению  до  уровня  лучших  мировых 

показателей  пропускной способности  и скоростных  параметров транспортной инфраструктуры, а 
также  научное  обоснование  создания  резервов  пропускной  способности  сети  по  различным 
направлениям; 

разработка  проектов  комплексного  развития  транспортных  узлов,  подходов  к  ним  и 

транспортных  коридоров  на  основных  направлениях  перевозок,  а  также  создание 
интегрированной системы логистических парков на территории страны как основы формирования 
современной товаропроводящей сети; 

разработка  научных  основ  построения  единой  транспортной  системы  страны  в  условиях 

рыночной  экономики,  включая  анализ  и  классификацию  технической,  технологической, 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     2      3      4      5     ..