ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года - часть 3

 

  Главная      Учебники - Разные     ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..

 

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года - часть 3

 

 

 

17

энергетического

 

аудита

 

организаций

  (

предприятий

всех

 

типов

 

и

 

классов

 

с

 

определенной

 

периодичностью

ликвидация

 

безучетного

 

пользования

 

энергоресурсами

 

путем

 

полного

 

оснащения

 

приборами

 

учета

 

расхода

 

энергии

 

потребителей

 

розничного

 

рынка

в

 

первую

 

очередь

 

бытовых

 

потребителей

развития

 

автоматизированных

 

систем

 

коммерческого

 

учета

 

электрической

 

и

 

тепловой

 

энергии

 

розничного

 

рынка

создания

 

системы

 

метрологического

 

контроля

 

измерительных

 

приборов

 

учета

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

реальных

 

условиях

 

эксплуатации

повышение

 

энергоэффективности

 

бюджетного

 

сектора

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

предоставления

 

бюджетным

 

организациям

 

права

 

на

 

распоряжение

 

средствами

сэкономленными

 

в

 

результате

 

реализации

 

проектов

 

по

 

энергосбережению

в

 

соответствии

 

с

 

бюджетным

 

законодательством

 

Российской

 

Федерации

реализация

 

специальных

 

мер

 

по

 

повышению

 

энергетической

 

эффективности

 

жилищно

-

коммунального

 

комплекса

в

 

том

 

числе

 

путем

 

внедрения

 

тарифного

 

метода

 

расчета

 

доходности

 

инвестированного

 

капитала

внедрения

 

новых

 

обязательных

 

строительных

 

норм

 

и

 

правил

 

эффективного

 

использования

 

энергии

 

не

 

только

 

для

 

объектов

 

жилищно

-

коммунального

 

хозяйства

но

 

и

 

для

 

общественных

коммерческих

 

и

 

производственных

 

зданий

стимулирование

 

развития

 

и

 

использования

 

новых

 

энергетических

 

технологий

создающих

 

продукцию

 

с

 

качественно

 

новыми

 

потребительскими

 

свойствами

реализация

 

комплекса

 

информационных

 

и

 

образовательных

 

программ

 

(

мероприятий

), 

пропаганда

 

энергосбережения

развитие

 

и

 

поддержка

 

международного

 

сотрудничества

 

в

 

сфере

 

энергосбережения

 

и

 

энергоэффективности

исследований

 

в

 

поисках

 

новых

 

источников

 

энергии

Бюджетная

 

эффективность

 

энергетики

 

определяется

 

сбалансированностью

устойчивостью

 

и

 

предсказуемостью

с

 

одной

 

стороны

процессов

 

формирования

 

доходной

 

части

 

бюджета

 

за

 

счет

 

прямых

 

поступлений

 

от

 

хозяйствующих

 

субъектов

 

энергетического

 

сектора

с

 

другой

 

стороны

процессов

 

формирования

 

указанными

 

субъектами

 

инвестиций

необходимых

 

для

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

в

 

целях

 

удовлетворения

 

спроса

 

на

 

энергоресурсы

 

и

 

обеспечения

 

экономически

 

эффективного

 

функционирования

За

 

годы

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

энергетический

 

сектор

 

показал

 

себя

 

одним

 

из

 

самых

 

устойчиво

 

работающих

 

производственных

 

комплексов

 

российской

 

экономики

обеспечивая

 

основной

 

вклад

 

в

 

формирование

 

российского

 

валового

 

внутреннего

 

продукта

экспортной

 

выручки

 

и

 

доходной

 

части

 

бюджетной

 

системы

 

страны

Благоприятные

 

внешнеэкономические

 

условия

 

также

 

обеспечили

 

рост

 

финансового

 

благосостояния

 

компаний

 

и

 

повысили

 

их

 

инвестиционные

 

возможности

Проблемами

 

в

 

указанной

 

сфере

 

являются

недостаточно

 

масштабное

 

инвестиционное

 

обновление

 

энергетического

 

сектора

 

в

 

условиях

 

действовавшей

 

фискальной

 

политики

 

государства

 

в

 

отношении

 

экспортных

 

доходов

 

энергетических

 

компаний

 

при

 

относительно

 

низкой

 

доходности

 

их

 

деятельности

 

на

 

внутреннем

 

рынке

несбалансированное

 

соотношение

 

доли

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

в

 

налоговых

 

поступлениях

 

в

 

бюджетную

 

систему

 

страны

 

и

 

его

 

доли

 

в

 

общем

 

объеме

 

инвестиций

 

в

 

основной

 

капитал

 (

в

 

частности

за

 

последнее

 

пятилетие

 

это

 

соотношение

 

менялось

 

от

 1,7:1 

до

 2,6:1). 

Стратегической

 

целью

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

в

 

сфере

 

повышения

 

бюджетной

 

эффективности

 

энергетики

 

является

 

обеспечение

 

эффективности

 

комплексных

 

взаимоотношений

 

государства

 

и

 

энергетического

 

бизнеса

 

 

18

в

 

вопросах

 

формирования

 

доходов

 

бюджетной

 

системы

 

Российской

 

Федерации

создания

 

экономически

 

благоприятной

 

среды

 

для

 

частных

 

инвестиций

 

в

 

энергетику

прямой

 

поддержки

 

государством

 

реализации

 

энергетических

 

проектов

имеющих

 

стратегическое

 

значение

 

или

 

высокую

 

социальную

 

значимость

Для

 

обеспечения

 

бюджетной

 

эффективности

 

энергетики

 

будут

 

использованы

 

следующие

 

меры

 

государственной

 

энергетической

 

политики

Создание

 

благоприятной

 

экономической

 

среды

в

 

том

 

числе

рационализация

 

налоговой

 

нагрузки

 

на

 

предприятия

 

энергетического

 

сектора

 

в

 

рамках

 

формирования

 

нормативной

 

правовой

 

базы

направленной

 

на

 

эффективное

 

экономическое

 

регулирование

 

в

 

энергетическом

 

секторе

 

страны

улучшение

 

предпринимательского

 

климата

 

путем

 

создания

 

ясных

 

и

 

стабильных

 

правил

 

экономической

 

деятельности

 

компаний

гарантирующих

 

соблюдение

 

прав

 

инвесторов

 

за

 

счет

 

введения

 

предсказуемого

 

и

 

сбалансированного

 

режима

 

налогообложения

 

и

 

нормативной

 

правовой

 

базы

защищающей

 

права

 

инвесторов

 

и

 

развитие

 

конкуренции

совершенствование

 

амортизационной

 

политики

 

путем

 

предоставления

 

налогового

 

режима

 

ускоренной

 

амортизации

 

основных

 

фондов

 

для

 

стимулирования

 

инвестиций

 

в

 

их

 

замену

 

и

 

обновление

совершенствование

 

государственного

 

ценового

  (

тарифного

регулирования

 

в

 

сфере

 

естественных

 

монополий

учитывающего

 

объективный

 

рост

 

издержек

 

добычи

производства

 

и

 

транспортировки

 

энергоносителей

 

на

 

внутреннем

 

рынке

потребность

 

в

 

инвестиционных

 

ресурсах

 

для

 

развития

 

инфраструктурных

 

объектов

а

 

также

 

предполагающего

 

усиление

 

контроля

 

за

 

эффективностью

 

расходов

 

в

 

данной

 

сфере

 

(

совершенствование

 

системы

 

закупок

 

субъектов

 

естественных

 

монополий

переход

 

к

 

применению

 

долгосрочных

 

тарифов

 

и

 

повышение

 

прозрачности

 

и

 

информационной

 

открытости

 

регулируемых

 

организаций

); 

завершение

 

формирования

 

системы

 

рынков

 

в

 

электроэнергетике

обеспечивающей

 

достаточные

 

стимулы

 

для

 

инвестиций

 

в

 

развитие

 

самой

 

отрасли

 

и

 

повышение

 

эффективности

 

использования

 

электроэнергии

 

у

 

потребителей

Формирование

 

системы

 

перспективных

 

регламентов

стандартов

 

и

 

норм

предусматривающих

:  

совершенствование

 

лицензионной

 

политики

устранение

 

необоснованных

 

административных

 

барьеров

внесение

 

изменений

 

в

 

нормативную

 

правовую

 

базу

 

технического

 

регулирования

 

энергетики

в

 

том

 

числе

 

упрощение

 

процедуры

 

согласования

 

проектной

 

документации

 

для

 

типовых

 

проектов

 

энергетических

 

объектов

 

с

 

высокими

 

технологическими

 

и

 

экологическими

 

показателями

упрощение

 

процедуры

  (

схемы

сертификации

 

для

 

генерирующего

 

оборудования

в

 

отношении

 

которого

 

подтверждено

 

соответствие

 

передовым

 

международным

 

стандартам

установление

 

приоритета

 

использования

 

передовых

 

международных

 

стандартов

 

проектирования

изготовления

 

и

 

эксплуатации

 

энергетического

 

оборудования

совершенствование

 

системы

 

учета

 

и

 

контроля

 

надежности

 

и

 

качества

 

товаров

 

и

 

услуг

предоставляемых

 

компаниями

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

Поддержка

 

стратегических

 

инициатив

в

 

том

 

числе

развитие

 

частно

-

государственного

 

партнерства

 

при

 

реализации

 

энергетических

 

проектов

развитие

 

системы

 

страхования

 

рисков

 

долгосрочного

 

инвестирования

 

в

 

энергетический

 

сектор

создание

 

объединенных

 

лизинговых

 

компаний

 

для

 

обеспечения

 

организаций

 

энергетического

 

сектора

 

передовыми

 

технологиями

 

и

 

оборудованием

 

19

стимулирование

 

экономической

 

мотивации

 

деятельности

 

малого

 

и

 

среднего

 

бизнеса

 

в

 

энергетическом

 

секторе

 

с

 

учетом

 

отраслевой

 

специфики

 

и

 

венчурного

 

инновационного

 

производства

стимулирование

 

технического

 

перевооружения

инновационного

 

развития

 

предприятий

 

и

 

отраслей

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

;  

организация

 

и

 

стимулирование

 

повышения

 

квалификации

 

работников

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

всех

 

уровней

Российский

 

энергетический

 

сектор

 - 

один

 

из

 

основных

 

источников

 

загрязнения

 

окружающей

 

среды

На

 

его

 

долю

 

приходится

 

более

 50 

процентов

 

выбросов

 

загрязняющих

 

веществ

 

в

 

атмосферный

 

воздух

 

и

 

более

 20 

процентов

 

сброса

 

загрязненных

 

сточных

 

вод

 

в

 

поверхностные

 

водоемы

а

 

также

 

более

 70 

процентов

 

суммарной

 

эмиссии

 

парниковых

 

газов

 

в

 

Российской

 

Федерации

Обеспечение

 

экологической

 

безопасности

 

функционирования

 

энергетического

 

сектора

 

России

 

предусматривает

 

минимизацию

 

негативного

 

влияния

 

добычи

производства

транспортировки

 

и

 

потребления

 

энергоресурсов

 

на

 

окружающую

 

среду

 

и

 

климат

.  

За

 

годы

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

был

 

достигнут

 

существенный

 

прогресс

 

в

 

сфере

 

повышения

 

экологической

 

безопасности

 

энергетики

Были

 

ужесточены

 

экологические

 

требования

 

в

 

области

 

недропользования

разработан

 

комплекс

 

мер

 

по

 

эффективному

 

использованию

 

попутного

 

нефтяного

 

газа

разработана

 

система

 

государственной

 

экологической

 

экспертизы

 

инвестиционных

 

проектов

 

в

 

энергетике

В

 

то

 

же

 

время

 

сохраняются

 

препятствия

 

на

 

пути

 

решения

 

проблемы

 

рационального

 

использования

 

попутного

 

нефтяного

 

газа

 (

отсутствует

 

нормативная

 

база

 

доступа

 

к

 

газопроводам

 

для

 

производителей

 

сухого

 

отбензиненного

 

газа

), 

отсутствуют

 

экономические

 

механизмы

 

стимулирования

 

компаний

 

с

 

целью

 

эффективной

 

утилизации

 

отходов

 

от

 

деятельности

 

энергетического

 

сектора

 

и

 

рекультивации

 

нарушенных

 

земель

Основной

 

целью

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

в

 

сфере

 

обеспечения

 

экологической

 

безопасности

 

энергетики

 

является

 

последовательное

 

ограничение

 

нагрузки

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

на

 

окружающую

 

среду

 

и

 

климат

 

путем

 

снижения

 

выбросов

  (

сбросов

загрязняющих

 

веществ

 

в

 

окружающую

 

среду

а

 

также

 

эмиссии

 

парниковых

 

газов

сокращения

 

образования

 

отходов

 

производства

 

и

 

потребления

Для

 

реализации

 

экологической

 

безопасности

 

функционирования

 

энергетического

 

сектора

 

будут

 

применяться

 

следующие

 

основные

 

меры

 

государственной

 

энергетической

 

политики

Создание

 

благоприятной

 

экономической

 

среды

в

 

том

 

числе

стимулирование

 

и

 

создание

 

условий

 

для

 

внедрения

 

экологически

 

чистых

 

энергоэффективных

 

и

 

ресурсосберегающих

 

технологий

 

при

 

производстве

транспортировке

хранении

 

и

 

использовании

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

снятие

 

основных

 

инфраструктурных

технологических

 

и

 

иных

 

барьеров

препятствующих

 

рациональному

 

использованию

 

попутного

 

нефтяного

 

газа

 

и

 

минимизации

 

объемов

 

его

 

сжигания

 

на

 

факелах

создание

 

условий

 

для

 

расширения

 

производства

 

электрической

 

и

 

тепловой

 

энергии

 

на

 

основе

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

Формирование

 

системы

 

перспективных

 

регламентов

стандартов

 

и

 

норм

предусматривающих

ужесточение

 

контроля

 

за

 

соблюдением

 

экологических

 

требований

 

при

 

реализации

 

инвестиционных

 

проектов

 

в

 

энергетике

 

и

 

текущей

 

эксплуатации

 

энергетических

 

объектов

;  

 

20

гармонизацию

 

норм

 

российского

 

и

 

международного

 

экологического

 

законодательства

Поддержка

 

стратегических

 

инициатив

в

 

том

 

числе

развитие

 

системы

 

экологического

 

аудита

 

применительно

 

к

 

организациям

 

всех

 

форм

 

собственности

осуществляющим

 

хозяйственную

 

деятельность

 

в

 

топливно

-

энергетическом

 

комплексе

стимулирование

 

увеличения

 

производства

 

высококачественного

 

моторного

 

топлива

 

с

 

улучшенными

 

экологическими

 

характеристиками

соответствующего

 

международным

 

нормам

 

и

 

стандартам

Индикаторы

 

энергетической

 

безопасности

 

приведены

 

в

 

приложении

 # 2. 

 
3. 

Недропользование

 

и

 

управление

 

государственным

 

фондом

 

недр

 

 

Стратегической

 

целью

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

в

 

области

 

недропользования

 

и

 

управления

 

государственным

 

фондом

 

недр

 

является

 

обеспечение

 

устойчивого

эффективного

 

и

 

экологически

 

безопасного

 

воспроизводства

 

минерально

-

сырьевой

 

базы

 

для

 

удовлетворения

 

энергетических

 

потребностей

 

экономики

 

страны

 

и

 

обеспечения

 

экспорта

 

энергоресурсов

В

 

ходе

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

были

 

обеспечены

разработка

 

и

 

утверждение

 

Министерством

 

природных

 

ресурсов

 

и

 

экологии

 

Российской

 

Федерации

 

Долгосрочной

 

государственной

 

программы

 

изучения

 

недр

 

и

 

воспроизводства

 

минерально

-

сырьевой

 

базы

 

России

 

на

 

основе

 

баланса

 

потребления

 

и

 

воспроизводства

 

минерального

 

сырья

а

 

также

 

ряда

 

региональных

 

программ

 

освоения

 

и

 

воспроизводства

 

минерально

-

сырьевой

 

базы

 

углеводородного

 

сырья

широкое

 

применение

 

практики

 

проведения

 

открытых

 

аукционов

 

на

 

право

 

пользования

 

недрами

перераспределение

 

основных

 

объемов

 

работ

 

по

 

геологическому

 

изучению

поиску

 

и

 

разведке

 

месторождений

 

углеводородов

 

между

 

государством

 

и

 

недропользователями

активное

 

использование

 

государством

 

механизмов

 

контроля

 

и

 

санкций

 

в

 

отношении

 

недобросовестных

 

недропользователей

Главными

 

тенденциями

 

являются

изменение

 

структуры

 

разведанных

 

запасов

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

пользу

 

трудноизвлекаемых

 

и

 

сложнокомпонентных

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

(

увеличение

 

доли

 

трудноизвлекаемой

 

и

 

сверхвязкой

 

нефти

, "

жирного

и

 

низконапорного

 

газа

); 

изменение

 

географии

 

добычи

 

углеводородов

 

в

 

России

 

за

 

счет

 

вовлечения

 

в

 

эксплуатацию

 

ресурсов

 

Восточной

 

Сибири

 

и

 

Дальнего

 

Востока

полуострова

 

Ямал

континентального

 

шельфа

 

арктических

 

морей

 

и

 

Каспийского

 

моря

Основными

 

проблемами

 

в

 

указанной

 

сфере

 

являются

отставание

 

ежегодных

 

объемов

 

прироста

 

запасов

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

осуществляемых

 

за

 

счет

 

геолого

-

разведочных

 

работ

от

 

объемов

 

добычи

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 (

нефть

газ

отдельные

 

марки

 

угля

); 

низкие

 

темпы

 

геолого

-

разведочных

 

работ

 

при

 

освоении

 

месторождений

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

Восточной

 

Сибири

 

и

 

Дальнего

 

Востока

полуострова

 

Ямал

континентального

 

шельфа

 

арктических

 

морей

недостаточная

 

эффективность

 

эксплуатации

 

действующих

 

месторождений

 

в

 

части

 

наиболее

 

полного

 

и

 

комплексного

 

извлечения

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

21

недостаточная

 

эффективность

 

механизма

 

регулирования

 

недропользования

 

от

 

поисковой

 

стадии

 

до

 

завершения

 

разработки

 

и

 

ликвидации

 

месторождений

Для

 

достижения

 

стратегической

 

цели

 

недропользования

 

и

 

управления

 

государственным

 

фондом

 

недр

 

необходимо

 

решение

 

следующих

 

задач

:  

повышение

 

активности

 

геологического

 

освоения

 

новых

 

территорий

 

и

 

акваторий

стимулирование

 

привлечения

 

частных

 

инвестиций

 

в

 

геолого

-

разведочные

 

работы

 

и

 

недропользование

стимулирование

 

эффективного

 

недропользования

 

на

 

основе

 

полного

 

и

 

комплексного

 

извлечения

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

из

 

недр

увеличения

 

коэффициента

 

извлечения

 

нефти

развитие

 

рынка

 

независимых

 

сервисных

 

и

 

инжиниринговых

 

услуг

 

в

 

сфере

 

недропользования

Поставленные

 

задачи

 

будут

 

решаться

 

с

 

использованием

 

следующих

 

мер

 

и

 

механизмов

 

государственной

 

энергетической

 

политики

:  

повышение

 

государственного

 

участия

 

в

 

освоении

 

новых

 

территорий

 

и

 

акваторий

включая

 

континентальный

 

шельф

 

арктических

 

морей

увеличение

 

государственного

 

финансирования

 

геолого

-

разведочных

 

работ

;  

совершенствование

 

лицензионной

 

политики

устранение

 

избыточных

 

административных

 

барьеров

 

при

 

проведении

 

геолого

-

разведочных

 

работ

скорейший

 

переход

 

к

 

стимулирующему

 

налогообложению

 

недропользователей

 

на

 

рентной

 

основе

разработка

 

специального

 

налогового

 

режима

 

освоения

 

запасов

 

континентального

 

шельфа

 

Российской

 

Федерации

обеспечение

 

условий

 

для

 

достижения

 

не

 

менее

 

чем

 95-

процентного

 

уровня

 

использования

 

попутного

 

нефтяного

 

газа

повышение

 

достоверности

 

учета

 

запасов

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

и

 

внедрение

 

принципов

 

сквозного

 

управления

 

месторождениями

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

на

 

всех

 

стадиях

 - 

от

 

поисковых

 

работ

 

до

 

завершения

 

разработки

 

и

 

ликвидации

 

месторождения

 
4. 

Развитие

 

внутренних

 

энергетических

 

рынков

 

 

Стратегической

 

целью

 

политики

 

развития

 

внутренних

 

энергетических

 

рынков

 

является

 

устойчивое

 

удовлетворение

 

внутреннего

 

спроса

 

на

 

энергетические

 

ресурсы

 

высокого

 

качества

 

по

 

стабильным

 

и

 

приемлемым

 

для

 

российских

 

потребителей

 

ценам

 

на

 

основе

 

создания

 

и

 

развития

 

энергетических

 

рынков

 

с

 

высоким

 

уровнем

 

конкуренции

 

и

 

справедливыми

 

принципами

 

организации

 

торговли

Данная

 

составляющая

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

является

 

ключевой

 

для

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

и

 

экономики

 

страны

 

в

 

целом

В

 

ходе

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

были

 

обеспечены

создание

 

базовых

 

институтов

 

внутреннего

 

энергетического

 

рынка

 (

биржа

 

нефти

 

и

 

нефтепродуктов

экспериментальная

 

электронная

 

торговая

 

площадка

 

для

 

торговли

 

природным

 

газом

 

по

 

не

 

регулируемым

 

государством

 

ценам

система

 

торговли

 

электрической

 

энергией

 

на

 

основе

 

конкурентного

 

отбора

 

ценовых

 

заявок

 

участников

 

рынка

 

в

 

режиме

 

на

 

сутки

 

вперед

 

и

 

в

 

режиме

 

реального

 

времени

); 

осуществление

 

реформирования

 

электроэнергетики

обеспечившего

 

создание

 

условий

 

для

 

перехода

 

к

 

целевой

 

модели

 

рынка

 

электроэнергии

успешное

 

проведение

 

реструктуризации

 

угольной

 

промышленности

 

и

 

формирование

 

либерализованного

 

внутреннего

 

рынка

 

угля

введение

 

системы

 

таможенных

 

пошлин

стимулирующей

 

экспорт

 

энергетических

 

товаров

 

высокой

 

степени

 

переработки

  (

нефтепродукты

), 

отмена

 

 

22

ввозных

 

таможенных

 

пошлин

 

на

 

технологическое

 

оборудование

 

для

 

нефтеперерабатывающих

 

заводов

отмена

 

государственного

 

регулирования

 

цен

 

на

 

попутный

 

нефтяной

 

газ

Современные

 

тенденции

 

в

 

этой

 

сфере

 

ориентированы

 

на

 

развитие

 

биржевой

 

торговли

 

энергоносителями

а

 

также

 

на

 

усиление

 

государственного

 

участия

 

и

 

контроля

 

в

 

нефтегазовом

 

комплексе

Основными

 

проблемами

 

в

 

указанной

 

сфере

 

являются

несовершенство

 

рыночной

 

инфраструктуры

  (

базовых

 

рыночных

 

институтов

 

и

 

механизмов

 

биржевой

 

торговли

); 

наличие

 

регионального

 

и

 

технологического

 

монополизма

а

 

также

 

недобросовестной

 

конкуренции

 

на

 

внутренних

 

энергетических

 

рынках

наличие

 

диспропорций

 

между

 

внутренними

 

ценами

 

на

 

основные

 

энергоносители

нерешенность

 

проблемы

 

реформирования

 

и

 

реструктуризации

 

теплоснабжения

 

и

 

создания

 

локальных

 

рынков

 

тепловой

 

энергии

недостаточно

 

прозрачная

 

система

 

доступа

 

к

 

энергетической

 

инфраструктуре

сохранение

 

перекрестного

 

субсидирования

 

в

 

энергетике

Для

 

достижения

 

стратегической

 

цели

 

развития

 

внутренних

 

энергетических

 

рынков

 

необходимо

 

решение

 

следующих

 

задач

:  

совершенствование

 

государственного

 

контроля

 

над

 

уровнем

 

экономической

 

концентрации

 

на

 

энергетических

 

рынках

 

и

 

государственного

 

регулирования

 

естественных

 

монополий

 

в

 

энергетическом

 

секторе

;  

создание

 

и

 

развитие

 

отечественных

 

систем

 

биржевой

 

торговли

 

всеми

 

видами

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

совершенствование

 

системы

 

доступа

 

к

 

энергетической

 

инфраструктуре

формирование

 

эффективной

 

и

 

стабильной

 

системы

 

тарифо

и

 

ценообразования

 

на

 

энергетических

 

рынках

взаимоувязанной

 

с

 

мерами

 

по

 

развитию

 

конкуренции

 

во

 

всех

 

потенциально

 

конкурентных

 

сегментах

 

энергетических

 

рынков

росту

 

энергоэффективности

 

и

 

энергосбережению

Поставленные

 

задачи

 

будут

 

решаться

 

с

 

использованием

 

следующих

 

мер

 

и

 

механизмов

 

государственной

 

энергетической

 

политики

законодательное

 

обеспечение

 

прозрачного

 

и

 

недискриминационного

 

порядка

 

доступа

 

для

 

всех

 

участников

 

рынка

 

к

 

энергетической

 

инфраструктуре

 (

магистральным

 

трубопроводам

электрическим

 

и

 

тепловым

 

сетям

), 

ужесточение

 

антимонопольного

 

законодательства

 

в

 

целях

 

пресечения

 

картельных

 

сговоров

 

и

 

технологического

 

монополизма

создание

 

интегрированной

 

системы

 

мониторинга

 

энергетических

 

рынков

стимулирование

 

участия

 

частных

 

компаний

 

в

 

биржевой

 

торговле

 

энергоносителями

создание

 

нормативных

 

правовых

 

основ

 

для

 

развития

 

торговли

 

энергетическими

  "

деривативами

" (

фьючерсами

опционами

 

и

 

др

.) 

за

 

рубли

 

и

 

использование

 

результатов

 

биржевых

 

торгов

 

в

 

качестве

 

индикаторов

 

для

 

всей

 

системы

 

ценообразования

 

на

 

российские

 

энергоресурсы

ликвидация

 

перекрестного

 

субсидирования

 

на

 

всех

 

уровнях

 

с

 

сокращением

 

государственного

 

регулирования

 

цен

 

на

 

продукцию

 

естественных

 

монополий

 

для

 

населения

 

на

 

основе

 

соблюдения

 

принципа

 

ограничения

 

предельно

 

допустимой

 

доли

 

затрат

 

социально

 

значимых

 

категорий

 

граждан

 

на

 

свое

 

энергообеспечение

постепенная

 

либерализация

 

внутренних

 

рынков

 

основных

 

энергоносителей

 (

газ

электроэнергия

тепло

), 

стимулирование

 

заключения

 

долгосрочных

 

договоров

 

на

 

поставку

 

энергоресурсов

 
5. 

Формирование

 

рационального

 

топливно

-

энергетического

 

баланса

 

 

23

 

Стратегической

 

целью

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

в

 

области

 

формирования

 

рационального

 

топливно

-

энергетического

 

баланса

 

является

 

оптимизация

 

структуры

 

производства

внутреннего

 

потребления

 

и

 

экспорта

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

с

 

учетом

 

требований

 

обеспечения

 

энергетической

 

безопасности

экономической

 

и

 

энергетической

 

эффективности

усиления

 

внешнеэкономических

 

позиций

 

страны

В

 

ходе

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

были

 

обеспечены

изменение

 

соотношения

 

внутренних

 

цен

 

на

 

газ

 

и

 

уголь

 

с

 0,6 

до

 1,1 (

которое

 

пока

 

не

 

отразилось

 

на

 

изменении

 

структуры

 

внутреннего

 

потребления

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

); 

постепенное

 

замещение

 

экспорта

 

сырой

 

нефти

 

экспортом

 

нефтепродуктов

 

и

 

интенсификация

 

развития

 

нефтепереработки

 

внутри

 

страны

 

в

 

результате

 

изменения

 

соотношения

 

вывозных

 

таможенных

 

пошлин

 

на

 

нефть

 

и

 

нефтепродукты

Существующие

 

тенденции

 

предусматривают

рост

 

значения

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

 

в

 

обеспечении

 

энергетических

 

потребностей

 

общества

развитие

 

угольной

 

энергетики

 

на

 

базе

 

новых

 

экологически

 

чистых

 

технологий

 

использования

 

угля

развитие

 

производства

 

энергетических

 

продуктов

 

с

 

высокой

 

добавленной

 

стоимостью

К

 

основным

 

проблемам

 

в

 

указанной

 

сфере

 

относятся

 

следующие

увеличение

 

доли

 

газа

 

в

 

структуре

 

внутреннего

 

потребления

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

слабое

 

развитие

 

производства

 

энергоносителей

 

с

 

высокой

 

добавленной

 

стоимостью

  (

светлые

 

нефтепродукты

газомоторное

 

топливо

сжиженный

 

природный

 

газ

и

 

расширенный

 

вывоз

 

энергетического

 

сырья

 

нулевой

 

или

 

низкой

 

степени

 

переработки

низкие

 

темпы

 

развития

 

атомной

 

энергетики

недостаточно

 

активное

 

развитие

 

возобновляемой

 

энергетики

 

и

 

использования

 

местных

 

видов

 

топлива

 

в

 

региональных

 

энергетических

 

балансах

неразработанность

 

механизмов

 

использования

 

энергетических

 

балансов

 

для

 

прогнозирования

 

и

 

управления

 

развитием

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

на

 

федеральном

 

и

 

региональном

 

уровнях

Для

 

достижения

 

стратегической

 

цели

 

политики

 

формирования

 

рационального

 

топливно

-

энергетического

 

баланса

 

необходимо

 

решение

 

следующих

 

задач

:  

снижение

 

доли

 

газа

сопровождаемое

 

адекватным

 

увеличением

 

доли

 

угля

 

и

 

нетопливной

 

энергетики

 

в

 

структуре

 

внутреннего

 

потребления

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

обеспечение

 

рационального

 

соотношения

 

объемов

 

экспорта

 

и

 

внутреннего

 

потребления

 

различных

 

видов

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

стимулирование

 

производства

экспорта

 

и

 

внутреннего

 

потребления

 

энергоносителей

а

 

также

 

продукции

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

неэнергетического

 

назначения

 

с

 

высокой

 

добавленной

 

стоимостью

Поставленные

 

задачи

 

будут

 

решаться

 

с

 

использованием

 

следующих

 

мер

 

и

 

механизмов

 

государственной

 

энергетической

 

политики

:  

обеспечение

 

эффективной

 

межтопливной

 

конкуренции

 

взаимозаменяемых

 

энергоносителей

  (

газ

уголь

), 

прямая

 

государственная

 

поддержка

 

развития

 

атомной

 

энергетики

 

и

 

стимулирование

 

развития

 

угольной

 

энергетики

  (

технологий

  "

чистого

 

угля

"); 

 

24

формирование

 

долгосрочной

 

политики

 

развития

 

возобновляемых

 

источников

 

энергии

учитывающей

 

структуру

 

и

 

тенденции

 

изменения

 

прогнозного

 

топливно

-

энергетического

 

баланса

обеспечение

 

равнодоходности

 

поставок

 

энергоносителей

 

на

 

внутренний

 

рынок

 

и

 

на

 

экспорт

реализация

 

государственной

 

политики

 

в

 

сфере

 

повышения

 

качества

 

моторного

 

топлива

 

и

 

глубины

 

переработки

 

нефти

рациональной

 

государственной

 

поддержки

 

проектов

 

глубокой

 

переработки

 

и

 

обогащения

 

угля

а

 

также

 

развития

 

производства

 

синтетического

 

жидкого

 

топлива

 

на

 

основе

 

всех

 

видов

 

энергоресурсов

 (

природный

 

газ

уголь

биомасса

 

и

 

др

.);  

повышение

 

роли

 

отчетных

 

и

 

прогнозных

 

топливно

-

энергетических

 

балансов

 

как

 

инструмента

 

анализа

 

и

 

устранения

 

диспропорций

эффективного

 

управления

 

развитием

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

и

 

его

 

отраслей

  (

без

 

придания

 

этим

 

балансам

 

директивного

 

характера

), 

включая

 

переход

 

на

 

формирование

 

отчетных

 

и

 

прогнозных

 

топливно

-

энергетических

 

балансов

 

в

 

структуре

соответствующей

 

международным

 

стандартам

 
6. 

Региональная

 

энергетическая

 

политика

 

 

Стратегической

 

целью

 

региональной

 

энергетической

 

политики

 

является

 

создание

 

устойчивой

 

и

 

способной

 

к

 

саморегулированию

 

системы

 

обеспечения

 

региональной

 

энергетической

 

безопасности

 

с

 

учетом

 

оптимизации

 

территориальной

 

структуры

 

производства

 

и

 

потребления

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

Проведение

 

региональной

 

энергетической

 

политики

 

на

 

территории

 

такой

 

страны

как

 

Россия

  (

с

 

различными

 

природно

-

климатическими

 

и

 

социально

-

экономическими

 

условиями

), 

должно

 

учитывать

 

специфику

 

регионов

 

страны

 

и

 

осуществляться

 

во

 

взаимоувязке

 

с

 

решением

 

стратегических

 

общегосударственных

 

задач

 

перспективного

 

развития

 

экономики

 

и

 

энергетики

В

 

ходе

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

были

 

обеспечены

снижение

 

уровня

 

концентрации

 

добычи

 

углеводородов

 

в

 

Западной

 

Сибири

 

за

 

счет

 

развития

 

их

 

добычи

 

в

 

других

 

регионах

 

страны

усиление

 

энергетических

 

связей

 

между

 

регионами

 

за

 

счет

 

развития

 

энергетической

 

инфраструктуры

 (

нефте

и

 

газопроводов

линий

 

электропередачи

); 

уменьшение

 

диспропорций

 

как

 

в

 

структуре

 

потребления

 

топлива

так

 

и

 

в

 

энергообеспеченности

 

различных

 

регионов

 

страны

 (

со

 

снижением

 

среднего

 

разрыва

 

в

 

степени

 

энергообеспеченности

 

регионов

 

с

 20 

до

 15 

процентов

); 

осуществление

 

приоритетного

 

развития

 

энергетики

 

в

 

регионах

 

с

 

высокой

 

стоимостью

 

энергоресурсов

 

в

 

рамках

 

соответствующих

 

федеральных

 

целевых

 

программ

 (

Дальний

 

Восток

Забайкалье

Калининградская

 

область

Северный

 

Кавказ

 

и

 

др

.). 

Современные

 

тенденции

 

в

 

этой

 

сфере

 

связаны

 

с

 

формированием

 

новой

 

географии

 

энергодефицитных

 

и

 

энергоизбыточных

 

регионов

а

 

также

 

со

 

смещением

 

центров

 

добычи

переработки

 

и

 

экспорта

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

на

 

север

 

и

 

восток

 

страны

Основными

 

проблемами

 

в

 

указанной

 

сфере

 

являются

остающийся

 

значительным

 

уровень

 

диспропорций

 

в

 

обеспеченности

 

регионов

 

энергоресурсами

 

и

 

в

 

структуре

 

их

 

потребления

необходимость

 

рационального

 

распределения

 

доходов

 

от

 

добычи

 

и

 

производства

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

между

 

ресурсодобывающими

 

регионами

 

и

 

федеральным

 

центром

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..     1      2      3      4      ..