ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года - часть 1

 

  Главная      Учебники - Разные     ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года 

 

поиск по сайту            правообладателям  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2      ..

 

 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ на период до 2030 года - часть 1

 

 

 

УТВЕРЖДЕНА

 

распоряжением

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 13 

ноября

 2009 

г

 1715-

р

 

 
 
 
 
 
 

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ

 

СТРАТЕГИЯ

 

РОССИИ

 

 

на

 

период

 

до

 2030 

года

 

 
 
I. 

Введение

 

 

Целью

 

энергетической

 

политики

 

России

 

является

 

максимально

 

эффективное

 

использование

 

природных

 

энергетических

 

ресурсов

 

и

 

потенциала

 

энергетического

 

сектора

 

для

 

устойчивого

 

роста

 

экономики

повышения

 

качества

 

жизни

 

населения

 

страны

 

и

 

содействия

 

укреплению

 

ее

 

внешнеэкономических

 

позиций

Настоящая

 

Стратегия

 

определяет

 

цели

 

и

 

задачи

 

долгосрочного

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

страны

 

на

 

предстоящий

 

период

приоритеты

 

и

 

ориентиры

а

 

также

 

механизмы

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

на

 

отдельных

 

этапах

 

ее

 

реализации

обеспечивающие

 

достижение

 

намеченных

 

целей

.  

В

 

ходе

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

утвержденной

 

распоряжением

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 28 

августа

 

2003 

г

. # 1234-

р

была

 

подтверждена

 

адекватность

 

большинства

 

ее

 

важнейших

 

положений

 

реальному

 

процессу

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

страны

 

даже

 

в

 

условиях

 

резких

 

изменений

 

внешних

 

и

 

внутренних

 

факторов

определяющих

 

основные

 

параметры

 

функционирования

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

России

При

 

этом

 

предусматривалось

 

осуществлять

 

внесение

 

необходимых

 

изменений

 

в

 

указанную

 

Стратегию

 

не

 

реже

 

одного

 

раза

 

в

 5 

лет

Настоящая

 

Стратегия

 

обеспечивает

 

расширение

 

временного

 

горизонта

 

до

 2030 

года

 

в

 

соответствии

 

с

 

новыми

 

задачами

 

и

 

приоритетами

 

развития

 

страны

Настоящая

 

Стратегия

 

формирует

 

новые

 

ориентиры

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

в

 

рамках

 

перехода

 

российской

 

экономики

 

на

 

инновационный

 

путь

 

развития

предусмотренный

 

Концепцией

 

долгосрочного

 

социально

-

экономического

 

развития

 

Российской

 

Федерации

 

до

 2020 

года

утвержденной

 

распоряжением

 

Правительства

 

Российской

 

Федерации

 

от

 17 

ноября

 2008 

г

. # 1662-

р

 (

далее

 - 

Концепция

). 

Положения

 

настоящей

 

Стратегии

 

используются

 

при

 

разработке

 

и

 

корректировке

 

программ

 

социально

-

экономического

 

развития

энергетических

 

стратегий

 

и

 

программ

 

субъектов

 

Российской

 

Федерации

комплексных

 

программ

 

по

 

энергетическому

 

освоению

 

регионов

 

Восточной

 

Сибири

 

и

 

Дальнего

 

Востока

Северо

-

Западного

 

региона

 

России

полуострова

 

Ямал

 

и

 

континентального

 

шельфа

 

Российской

 

Федерации

при

 

разработке

 

и

 

корректировке

 

генеральных

 

схем

 

развития

 

отдельных

 

отраслей

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

программ

 

геологического

 

изучения

 

регионов

 

страны

при

 

подготовке

 

и

 

корректировке

 

параметров

 

инвестиционных

 

программ

 

и

 

крупных

 

проектов

 

компаний

 

энергетического

 

сектора

Настоящая

 

Стратегия

 

базируется

 

как

 

на

 

оценке

 

опыта

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

так

 

и

 

на

 

анализе

 

 2

существующих

 

тенденций

 

и

 

новых

 

системных

 

вызовов

 

развитию

 

энергетики

учитывает

 

возможные

 

колебания

 

внешних

 

и

 

внутренних

 

условий

 

экономического

 

развития

 

России

При

 

этом

 

представленные

 

в

 

Концепции

 

важнейшие

 

цели

 

и

 

долгосрочные

 

качественные

 

ориентиры

 

перехода

 

экономики

 

страны

 

на

 

инновационный

 

путь

 

развития

 

рассматриваются

 

как

 

инвариантные

несмотря

 

на

 

возможные

 

последствия

 

начавшегося

 

в

 2008 

году

 

глобального

 

экономического

 

кризиса

Те

 

же

 

требования

 

предъявляются

 

к

 

важнейшим

 

целям

 

и

 

долгосрочным

 

качественным

 

ориентирам

 

настоящей

 

Стратегии

В

 

рамках

 

настоящей

 

Стратегии

 

представлены

текущие

 

результаты

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 

2020 

года

 

и

 

целевое

 

видение

 

настоящей

 

Стратегии

;  

основные

 

тенденции

 

и

 

прогнозные

 

оценки

 

социально

-

экономического

 

развития

 

страны

а

 

также

 

взаимодействия

 

экономики

 

и

 

энергетики

;  

перспективы

 

спроса

 

на

 

российские

 

энергоресурсы

;  

основные

 

положения

 

государственной

 

энергетической

 

политики

 

и

 

ее

 

важнейших

 

составляющих

;  

перспективы

 

развития

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

России

ожидаемые

 

результаты

 

и

 

система

 

реализации

 

настоящей

 

Стратегии

Количественные

 

параметры

 

развития

 

экономики

 

и

 

энергетики

 

подлежат

 

уточнению

 

в

 

процессе

 

реализации

 

предусмотренных

 

настоящей

 

Стратегией

 

мер

 
II. 

Текущие

 

результаты

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

цели

 

и

 

задачи

 

настоящей

 

Стратегии

 

 

Главными

 

векторами

 

перспективного

 

развития

 

отраслей

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

предусмотренными

 

Энергетической

 

стратегией

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

являются

:  

переход

 

на

 

путь

 

инновационного

 

и

 

энергоэффективного

 

развития

изменение

 

структуры

 

и

 

масштабов

 

производства

 

энергоресурсов

создание

 

конкурентной

 

рыночной

 

среды

интеграция

 

в

 

мировую

 

энергетическую

 

систему

Одним

 

из

 

главных

 

приоритетов

 

является

 

развитие

 

рыночной

 

инфраструктуры

 

энергетики

  (

рыночные

 

механизмы

институты

 

открытой

 

торговли

 

энергоресурсами

инфраструктура

 

их

 

транспорта

). 

Особое

 

значение

 

придается

 

программе

 

повышения

 

цен

 

на

 

газ

 

и

 

механизмам

 

минимизации

 

негативных

 

социально

-

экономических

 

последствий

 

общего

 

роста

 

цен

 

на

 

энергоресурсы

Поддержка

 

и

 

стимулирование

 

стратегических

 

инициатив

 

в

 

энергетике

 

являются

 

основой

 

для

 

реализации

 

крупных

 

энергетических

 

проектов

 

в

 

будущем

Большинство

 

представленных

 

в

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 

2020 

года

 

направлений

 

реализуются

 

на

 

практике

при

 

этом

 

задействованы

 

все

 

предусмотренные

 

ею

 

механизмы

 

государственной

 

энергетической

 

политики

В

 

частности

осуществлена

 

реформа

 

электроэнергетики

происходят

 

либерализация

 

рынка

 

электроэнергии

 

и

 

реформа

 

атомной

 

энергетики

созданы

 

более

 

благоприятные

 

налоговые

 

условия

 

в

 

нефтегазовом

 

комплексе

стимулируется

 

развитие

 

нефтеперерабатывающих

 

и

 

нефтехимических

 

предприятий

развивается

 

биржевая

 

торговля

 

энергоресурсами

устраняются

 

избыточные

 

административные

 

барьеры

 

в

 

деятельности

 

энергетических

 

компаний

Активно

 

реализуются

 

инфраструктурные

 

проекты

являющиеся

 

основой

 

развития

 

отечественной

 

энергетики

Вместе

 

с

 

тем

 

пока

 

не

 

в

 

полной

 

мере

 

обеспечивается

 

достижение

 

запланированных

 

Энергетической

 

стратегией

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

итоговых

 

 3

качественных

 

результатов

 

первого

 

этапа

 

ее

 

реализации

а

 

именно

 - 

создания

 

базы

 

для

 

устойчивого

 

поступательного

 

развития

 

энергетического

 

сектора

включающей

формирование

 

целостной

 

и

 

апробированной

 

нормативно

-

законодательной

 

базы

создание

 

энергетических

 

рынков

 

с

 

высоким

 

уровнем

 

конкуренции

 

и

 

справедливыми

 

принципами

 

организации

 

торговли

завершение

 

преобразований

выводящих

 

смежные

 

секторы

 

экономики

 

на

 

новый

 

уровень

 

энергоэффективности

переход

 

от

 

лидирующей

 

роли

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

в

 

экономике

 

страны

 

к

 

естественной

 

функции

 

эффективного

 

и

 

стабильного

 

поставщика

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

для

 

нужд

 

экономики

 

и

 

населения

С

 

учетом

 

принципа

 

преемственности

 

необходимо

 

обеспечить

 

достижение

 

этих

 

качественных

 

ориентиров

 

в

 

рамках

 

настоящей

 

Стратегии

За

 

время

прошедшее

 

с

 

начала

 

реализации

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

российский

 

энергетический

 

сектор

 

развивался

 

преимущественно

 

в

 

рамках

 

основных

 

прогнозных

 

тенденций

предусмотренных

 

указанным

 

документом

несмотря

 

на

 

существенные

 

отклонения

 

базовых

 

экономических

 

индикаторов

 

развития

 

страны

 

и

 

внешнеэкономических

 

условий

 

от

 

их

 

значений

прогнозировавшихся

 

в

 2003 

году

Так

при

 

росте

 

мировых

 

цен

 

на

 

нефть

 

с

 27 

долларов

 

США

 

за

 

баррель

 

в

 2000 

году

 

до

 94 

долларов

 

США

 

в

 2008 

году

 

и

 

почти

 4-

кратном

 

превышении

 

последним

 

показателем

 

прогнозных

 

оценок

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

фактический

 

объем

 

экспорта

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

за

 

тот

 

же

 

период

 

вырос

 

в

 1,6 

раза

 

при

 

отклонении

 

от

 

прогнозов

 

экспорта

 

по

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

на

 9,6 

процента

При

 

фактическом

 

росте

 

валового

 

внутреннего

 

продукта

 

страны

 

на

 65 

процентов

 

к

 

уровню

 2000 

года

 

и

 

отклонении

 

от

 

прогнозов

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

на

 11 

процентов

 

фактический

 

прирост

 

добычи

 

и

 

производства

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

составил

 26 

процентов

 

к

 

уровню

 2000 

года

 

при

 

отклонении

 

от

 

прогнозов

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

на

 

2,6 

процента

При

 

этом

 

внутреннее

 

потребление

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

выросло

 

на

 10 

процентов

 

к

 

уровню

 2000 

года

 

при

 

отклонении

 

от

 

прогнозов

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

на

 5 

процентов

 

главным

 

образом

 

за

 

счет

 

сокращения

 

спроса

 

в

 2008 

году

 

вследствие

 

глобального

 

экономического

 

кризиса

Основные

 

показатели

 

развития

 

экономики

 

и

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

России

 

в

 2008 

году

 

и

 

прогнозные

 

показатели

 

Энергетической

 

стратегии

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

 

приведены

 

в

 

приложении

 # 1. 

В

 

целом

 

приведенное

 

соотношение

 

свидетельствует

 

об

 

устойчивости

 

и

 

высокой

 

инерционности

 

производственных

 

параметров

 

развития

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

по

 

отношению

 

к

 

внешним

 

условиям

а

 

также

 

о

 

достаточной

 

обоснованности

 

прогнозов

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

страны

предусмотренных

 

Энергетической

 

стратегией

 

России

 

на

 

период

 

до

 2020 

года

Цели

 

настоящей

 

Стратегии

 

определяются

 

основными

 

внутренними

 

и

 

внешними

 

вызовами

 

предстоящего

 

долгосрочного

 

периода

Главный

 

внутренний

 

вызов

 

заключается

 

в

 

необходимости

 

выполнения

 

энергетическим

 

сектором

 

страны

 

своей

 

важнейшей

 

роли

 

в

 

рамках

 

предусмотренного

 

Концепцией

 

перехода

 

на

 

инновационный

 

путь

 

развития

 

экономики

Гарантированное

 

удовлетворение

 

внутреннего

 

спроса

 

на

 

энергоресурсы

 

должно

 

быть

 

обеспечено

 

с

 

учетом

 

следующих

 

требований

обеспечение

 

Россией

 

стандартов

 

благосостояния

соответствующих

 

развитым

 

странам

 

мира

 4

достижение

 

научного

 

и

 

технологического

 

лидерства

 

России

 

по

 

ряду

 

важнейших

 

направлений

обеспечивающих

 

ее

 

конкурентные

 

преимущества

 

и

 

национальную

в

 

том

 

числе

 

энергетическую

безопасность

трансформация

 

структуры

 

экономики

 

страны

 

в

 

пользу

 

менее

 

энергоемких

 

отраслей

переход

 

страны

 

от

 

экспортно

-

сырьевого

 

к

 

ресурсно

-

инновационному

 

развитию

 

с

 

качественным

 

обновлением

 

энергетики

 (

как

 

топливной

так

 

и

 

нетопливной

и

 

смежных

 

отраслей

;  

рациональное

 

снижение

 

доли

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

в

 

общем

 

объеме

 

инвестиций

 

в

 

экономику

 

страны

 

при

 

увеличении

 

абсолютных

 

объемов

 

инвестиций

 

в

 

энергетику

необходимых

 

для

 

развития

 

и

 

ускоренной

 

модернизации

 

этого

 

сектора

 

и

 

роста

 

масштабов

 

его

 

деятельности

необходимость

 

повышения

 

энергоэффективности

 

и

 

снижения

 

энергоемкости

 

экономики

 

до

 

уровня

 

стран

 

с

 

аналогичными

 

природно

-

климатическими

 

условиями

 

(

Канада

страны

 

Скандинавии

); 

последовательное

 

ограничение

 

нагрузки

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

на

 

окружающую

 

среду

 

и

 

климат

 

путем

 

снижения

 

выбросов

 

загрязняющих

 

веществ

сброса

 

загрязненных

 

сточных

 

вод

а

 

также

 

эмиссии

 

парниковых

 

газов

сокращения

 

отходов

 

производства

 

и

 

потребления

 

энергии

Энергетический

 

сектор

 

должен

 

содействовать

 

воспроизводству

 

человеческого

 

капитала

  (

через

 

развитие

 

энергетической

 

инфраструктуры

 

и

 

предоставление

 

энергетических

 

товаров

 

и

 

услуг

 

по

 

социально

  

доступным

 

ценам

обеспечение

 

устойчивого

 

воспроизводства

 

высококвалифицированных

 

кадров

 

и

 

повышение

 

качества

 

жизни

 

граждан

 

страны

в

 

том

 

числе

 

занятых

 

в

 

энергетическом

 

и

 

смежных

 

секторах

), 

а

 

также

 

способствовать

 

переходу

 

к

 

новой

 

модели

 

пространственного

 

развития

опирающейся

 

на

 

сбалансированное

 

развитие

 

энергетической

 

и

 

транспортной

 

инфраструктуры

Главный

 

внешний

 

вызов

 

заключается

 

в

 

необходимости

 

преодоления

 

угроз

связанных

 

с

 

неустойчивостью

 

мировых

 

энергетических

 

рынков

 

и

 

волатильностью

 

мировых

 

цен

 

на

 

энергоресурсы

а

 

также

 

обеспечения

 

вклада

 

энергетического

 

сектора

 

страны

 

в

 

повышение

 

эффективности

 

ее

 

внешнеэкономической

 

деятельности

 

и

 

усиление

 

позиций

 

России

 

в

 

мировой

 

экономической

 

системе

Это

 

означает

что

 

должны

 

быть

 

обеспечены

достижение

 

устойчивых

 

результатов

 

внешнеэкономической

 

деятельности

 

в

 

сфере

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

в

 

условиях

 

усиления

 

глобальной

 

конкуренции

 

за

 

ресурсы

 

и

 

рынки

 

сбыта

минимизация

 

негативного

 

влияния

 

глобального

 

экономического

 

кризиса

 

и

 

его

 

использование

 

для

 

коренного

 

обновления

 

и

 

диверсификации

 

структуры

 

экономики

 

в

 

пользу

 

менее

 

энергоемких

 

отраслей

стимулирования

 

перехода

 

российского

 

энергетического

 

сектора

 

на

 

ускоренное

 

инновационное

 

развитие

 

и

 

новый

 

технологический

 

уклад

увеличение

 

стратегического

 

присутствия

 

России

 

на

 

рынках

 

высокотехнологичной

 

продукции

 

и

 

интеллектуальных

 

услуг

 

в

 

сфере

 

энергетики

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

развертывания

 

глобально

 

ориентированных

 

специализированных

 

производств

географическая

 

и

 

продуктовая

 

диверсификация

 

российского

 

энергетического

 

экспорта

 

в

 

условиях

 

стабильных

 

и

 

расширяющихся

 

поставок

 

энергоресурсов

 

крупнейшим

 

мировым

 

потребителям

рациональное

 

снижение

 

доли

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

структуре

 

российского

 

экспорта

переход

 

от

 

продажи

 

первичных

 

сырьевых

 

и

 

энергетических

 

ресурсов

 

за

 

рубеж

 

к

 

продаже

 

продукции

 

их

 

глубокой

 

переработки

а

 

также

 

развитие

 

 5

продажи

 

нефтепродуктов

выпускаемых

 

на

 

зарубежных

 

нефтеперерабатывающих

 

заводах

принадлежащих

 

российским

 

нефтяным

 

компаниям

;  

развитие

 

крупных

 

узлов

 

международной

 

энергетической

 

инфраструктуры

 

на

 

территории

 

России

осуществляемое

 

с

 

использованием

 

новых

 

энергетических

 

технологий

Необходимость

 

адекватного

 

ответа

 

на

 

важнейшие

 

внутренние

 

и

 

внешние

 

вызовы

 

долгосрочного

 

развития

 

в

 

сочетании

 

с

 

имеющимися

 

проблемами

 

в

 

энергетической

 

сфере

 

формирует

 

цели

 

и

 

задачи

 

настоящей

 

Стратегии

Соответствующие

 

риски

 

подлежат

 

учету

 

в

 

системе

 

стратегических

 

приоритетов

 

и

 

ориентиров

а

 

также

 

в

 

рамках

 

процесса

 

поэтапной

 

реализации

 

настоящей

 

Стратегии

Главной

 

целью

 

настоящей

 

Стратегии

 

является

 

создание

 

инновационного

 

и

 

эффективного

 

энергетического

 

сектора

 

страны

адекватного

 

как

 

потребностям

 

растущей

 

экономики

 

в

 

энергоресурсах

так

 

и

 

внешнеэкономическим

 

интересам

 

России

обеспечивающего

 

необходимый

 

вклад

 

в

 

социально

 

ориентированное

 

инновационное

 

развитие

 

страны

Достижение

 

указанной

 

цели

 

требует

 

последовательного

 

продвижения

 

в

 

решении

 

следующих

 

основных

 

задач

повышение

 

эффективности

 

воспроизводства

добычи

 

и

 

переработки

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

для

 

удовлетворения

 

внутреннего

 

и

 

внешнего

 

спроса

 

на

 

них

модернизация

 

и

 

создание

 

новой

 

энергетической

 

инфраструктуры

 

на

 

основе

 

масштабного

 

технологического

 

обновления

 

энергетического

 

сектора

 

экономики

 

страны

формирование

 

устойчиво

 

благоприятной

 

институциональной

 

среды

 

в

 

энергетической

 

сфере

повышение

 

энергетической

 

и

 

экологической

 

эффективности

 

российской

 

экономики

 

и

 

энергетики

в

 

том

 

числе

 

за

 

счет

 

структурных

 

изменений

 

и

 

активизации

 

технологического

 

энергосбережения

дальнейшая

 

интеграция

 

российской

 

энергетики

 

в

 

мировую

 

энергетическую

 

систему

 
III. 

Основные

 

тенденции

 

и

 

прогнозные

 

оценки

 

социально

экономического

 

развития

 

России

 

на

 

период

 

до

 2030 

года

 

 

Несмотря

 

на

 

последствия

 

глобального

 

экономического

 

кризиса

достижение

 

целевых

 

долгосрочных

 

ориентиров

 

социально

-

экономического

 

развития

 

России

 

и

 

адекватного

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

страны

 

продолжает

 

базироваться

 

на

 

основных

 

положениях

 

содержащегося

 

в

 

Концепции

 

сценария

 

инновационного

 

развития

 

экономики

Сценарий

 

базового

 

инновационного

 

развития

 

предполагает

 

наряду

 

с

 

использованием

 

конкурентных

 

преимуществ

 

российской

 

экономики

 

как

 

в

 

традиционных

 

секторах

так

 

и

 

в

 

новых

 

наукоемких

 

секторах

 

и

  "

экономике

 

знаний

", 

прорыв

 

в

 

повышении

 

эффективности

 

человеческого

 

капитала

развитии

 

высоко

и

 

среднетехнологичных

 

производств

 

и

 

превращение

 

инновационных

 

факторов

 

в

 

основной

 

источник

 

экономического

 

роста

Реализация

 

базового

 

инновационного

 

сценария

 

позволит

 

обеспечить

 

уровень

 

социально

-

экономического

 

развития

 

России

 

и

 

благосостояния

 

ее

 

граждан

характерный

 

для

 

развитых

 

постиндустриальных

 

стран

за

 

счет

 

повышения

 

конкурентоспособности

 

отечественной

 

экономики

структурной

 

диверсификации

 

и

 

роста

 

ее

 

эффективности

При

 

этом

 

существенно

 

сократится

 

разрыв

 

между

 

Россией

 

и

 

ведущими

 

странами

 

мира

 

по

 

уровню

 

благосостояния

 6

Развитие

 

экономики

 

по

 

базовому

 

инновационному

 

сценарию

 

характеризуется

 

полномасштабным

 

обеспечением

развития

 

и

 

реализации

 

сравнительных

 

преимуществ

 

российской

 

экономики

 

в

 

энергетике

науке

 

и

 

образовании

высоких

 

технологиях

 

и

 

других

 

сферах

динамики

 

развития

 

институтов

определяющих

 

предпринимательскую

 

и

 

инвестиционную

 

активность

а

 

также

 

конкурентоспособность

 

компаний

интенсивности

 

инновационного

 

обновления

 

обрабатывающих

 

производств

 

и

 

динамики

 

производительности

 

труда

динамики

 

развития

 

транспортной

 

и

 

энергетической

 

инфраструктуры

интенсивности

 

повышения

 

качества

 

человеческого

 

капитала

 

и

 

формирования

 

среднего

 

класса

интеграции

 

евро

-

азиатского

 

экономического

 

пространства

При

 

этом

 

предусматривается

что

 

конкретная

 

траектория

 

выхода

 

на

 

инновационный

 

путь

 

развития

 

и

 

достижения

 

поставленных

 

долгосрочных

 

целей

 

может

 

измениться

в

 

том

 

числе

 

вследствие

 

начавшегося

 

в

 2008 

году

 

глобального

 

экономического

 

кризиса

 

и

 

с

 

учетом

 

его

 

возможной

 

длительности

При

 

формировании

 

базовых

 

прогнозов

 

настоящей

 

Стратегии

  (

далее

 - 

базовое

 

прогнозное

 

поле

используется

 

следующий

 

диапазон

 

укрупненных

 

прогнозных

 

гипотез

 

социально

-

экономического

 

развития

Гипотеза

 I. 

К

 

концу

 

первого

 

этапа

 

реализации

 

настоящей

 

Стратегии

 

и

 

началу

 

посткризисного

 

периода

 (

ориентировочно

 2013 - 2015 

годы

социально

-

экономическое

 

развитие

 

страны

 

будет

 

осуществляться

 

темпами

предусмотренными

 

Концепцией

Гипотеза

 II. 

К

 

концу

 

второго

 

этапа

 

реализации

 

настоящей

 

Стратегии

 

(

ориентировочно

 2020 - 2022 

годы

за

 

счет

 

более

 

ускоренного

 

развития

 

в

 

посткризисный

 

период

 

будет

 

обеспечен

 

уровень

 

социально

-

экономического

 

развития

 

страны

предусмотренный

 

Концепцией

Система

 

связей

 

и

 

взаимодействия

 

экономики

 

и

 

энергетики

 

характеризуется

во

-

первых

трансформацией

 

прогнозных

 

гипотез

 

социально

-

экономического

 

развития

 

в

 

базовое

 

прогнозное

 

поле

 

развития

 

энергетического

 

сектора

во

-

вторых

формированием

 

гипотез

 

о

 

целевых

 

ориентирах

 

перспективной

 

системы

 

связей

 

и

 

взаимодействия

 

экономики

 

и

 

энергетики

Базовое

 

прогнозное

 

поле

 

используется

 

для

 

определения

 

приоритетов

 

и

 

ориентиров

 

перспективного

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

по

 

всем

 

представленным

 

в

 

настоящей

 

Стратегии

 

направлениям

Оценка

 

и

 

уточнение

 

конкретных

 

прогнозных

 

траекторий

 

развития

 

энергетического

 

сектора

 

производятся

 

в

 

рамках

 

системы

 

опережающего

 

мониторинга

 

настоящей

 

Стратегии

 (

в

 

зависимости

 

от

 

хода

 

реализации

 

ее

 

целевых

 

установок

 

и

 

динамики

 

внешних

 

условий

). 

При

 

этом

 

возможность

 

выхода

 

указанных

 

траекторий

 

развития

 

за

 

пределы

 

базового

 

прогнозного

 

поля

 

учитывается

 

в

 

первую

 

очередь

 

через

 

уточнение

 

сроков

 

и

 

параметров

 

отдельных

 

этапов

 

реализации

 

настоящей

 

Стратегии

  (

при

 

сохранении

 

их

 

качественного

 

содержания

). 

Указанный

 

механизм

 

обеспечивает

 

защиту

 

от

 

имеющихся

 

рисков

позволяя

 

уточнять

 

пути

 

и

 

сроки

 

достижения

 

намеченных

 

стратегических

 

ориентиров

 

исходя

 

из

 

неизменности

 

основных

 

стратегических

 

целей

Таким

 

образом

в

 

рамках

 

настоящей

 

Стратегии

 

определяются

 

не

 

конкретные

 

траектории

а

 

модель

 

поэтапного

 

перспективного

 

развития

 

энергетического

 

сектора

учитывающая

 

объективно

 

существующие

 

риски

Ключевое

 

значение

 

при

 

этом

 

имеет

 

не

 

столько

 

прогнозирование

 

меняющихся

 

рисков

сколько

 

готовность

 

к

 

их

 

преодолению

Основные

 

гипотезы

 

о

 

целевых

 

ориентирах

 

системы

 

связей

 

и

 

взаимодействия

 

экономики

 

и

 

энергетики

 

на

 

период

 

до

 2030 

года

 

характеризуются

 

следующим

 

образом

За

 

период

 

реализации

 

настоящей

 

Стратегии

 

произойдет

 

снижение

 

зависимости

 

российской

 

экономики

 

от

 

энергетического

 

сектора

 

за

 

счет

 

опережающего

 

развития

 

 7

инновационных

 

малоэнергоемких

 

секторов

 

экономики

 

и

 

реализации

 

технологического

 

потенциала

 

энергосбережения

Это

 

выразится

 

в

 

сокращении

 

к

 2030 

году

 (

по

 

сравнению

 

с

 

уровнем

 2005 

года

): 

доли

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

в

 

валовом

 

внутреннем

 

продукте

 

и

 

доли

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

экспорте

 - 

не

 

менее

 

чем

 

в

 1,7 

раза

доли

 

экспорта

 

топливно

-

энергетических

 

ресурсов

 

в

 

валовом

 

внутреннем

 

продукте

 - 

более

 

чем

 

в

 3 

раза

доли

 

капиталовложений

 

в

 

топливно

-

энергетический

 

комплекс

 

в

 

процентах

 

к

 

валовому

 

внутреннему

 

продукту

 - 

не

 

менее

 

чем

 

в

 1,4 

раза

их

 

доли

 

в

 

общем

 

объеме

 

капиталовложений

 - 

более

 

чем

 

в

 2 

раза

удельной

 

энергоемкости

 

валового

 

внутреннего

 

продукта

 - 

более

 

чем

 

в

 2 

раза

удельной

 

электроемкости

 

валового

 

внутреннего

 

продукта

 - 

не

 

менее

 

чем

 

в

 1,6 

раза

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

период

 

действия

 

настоящей

 

Стратегии

 

российский

 

энергетический

 

сектор

 

сохранит

 

свое

 

определяющее

 

значение

 

при

 

решении

 

важных

 

стратегических

 

задач

 

развития

 

страны

В

 

первую

 

очередь

 

это

 

касается

 

строительства

 

новой

 

энергетической

 

инфраструктуры

которая

 

позволит

 

обеспечить

 

ускоренное

 

социально

-

экономическое

 

развитие

 

Восточной

 

Сибири

 

и

 

Дальнего

 

Востока

а

 

также

 

преодолеть

 

инфраструктурную

 

разобщенность

 

ряда

 

регионов

 

Российской

 

Федерации

 

и

 

сформировать

 

новые

 

территориально

-

производственные

 

кластеры

 

на

 

базе

 

развития

 

энергообеспечивающего

 

и

 

перерабатывающего

 

производства

Снижение

 

зависимости

 

экономики

 

от

 

энергетического

 

сектора

 

будет

 

сопровождаться

 

качественным

 

изменением

 

роли

 

топливно

-

энергетического

 

комплекса

 

в

 

жизни

 

страны

Являясь

 

крупнейшим

 

заказчиком

 

для

 

многих

 

смежных

 

отраслей

 

промышленности

  (

машиностроение

металлургия

химия

 

и

 

др

.) 

и

 

экономики

 

(

строительство

транспорт

), 

российский

 

энергетический

 

сектор

 

внесет

 

весомый

 

вклад

 

в

 

инвестиционное

 

обеспечение

 

инновационного

 

развития

 

отечественной

 

экономики

Российский

 

энергетический

 

сектор

 

также

 

сохранит

 

свое

 

влияние

 

и

 

на

 

социальную

 

обстановку

 

в

 

стране

поскольку

 

уровень

 

энергетического

 

комфорта

 

и

 

степень

 

доступности

 

энергетических

 

ресурсов

 

во

 

многом

 

определяют

 

и

 

будут

 

определять

 

качество

 

жизни

 

российских

 

граждан

 
IV. 

Перспективы

 

спроса

 

на

 

российские

 

энергоресурсы

 

 
1. 

Формирование

 

спроса

 

на

 

топливо

 

и

 

энергию

 

на

 

внутреннем

 

рынке

 

 

Внутренний

 

спрос

 

на

 

энергоресурсы

 

определяется

 

ожидаемой

 

динамикой

 

экономического

 

развития

изменениями

 

в

 

структуре

 

экономики

 

и

 

уровне

 

ее

 

удельной

 

энергоемкости

Снижение

 

удельной

 

энергоемкости

 

экономики

 

является

 

центральной

 

задачей

 

энергетической

 

политики

 

России

без

 

решения

 

которой

 

энергетический

 

сектор

 

неизбежно

 

будет

 

сдерживать

 

социально

-

экономическое

 

развитие

 

страны

Решение

 

указанной

 

задачи

 

требует

 

в

 

числе

 

прочего

 

рациональной

 

перестройки

 

структуры

 

российской

 

экономики

Концепция

 

предусматривает

 

масштабные

 

структурные

 

преобразования

 

в

 

экономике

 

как

 

в

 

части

 

производства

 

валового

 

внутреннего

 

продукта

 

в

 

целом

так

 

и

 

в

 

секторе

 

промышленного

 

производства

Предусматривается

что

 

под

 

влиянием

 

рыночного

 

спроса

 

опережающими

 

темпами

 

будут

 

развиваться

 

малоэнергоемкие

 

отрасли

 

промышленного

 

производства

специализирующиеся

 

на

 

выпуске

 

высокотехнологичной

 

и

 

наукоемкой

 

продукции

При

 

этом

 

энергоемкие

 

материально

-

сырьевые

 

производства

 

будут

 

развиваться

 

значительно

 

медленнее

что

 

должно

 

 8

привести

 

к

 

структурной

 

трансформации

 

российской

 

экономики

 

в

 

пользу

 

менее

 

энергоемких

 

секторов

 

и

 

отраслей

Таким

 

образом

в

 

стране

 

на

 

базе

 

обрабатывающего

 

производства

 

и

 

сектора

 

высокотехнологичных

 

наукоемких

 

услуг

имеющих

 

существенно

 

меньшую

 

удельную

 

энергоемкость

будет

 

создан

 

новый

более

 

мощный

чем

 

нефтегазовый

комплекс

 - 

источник

 

экономического

 

роста

.  

Ожидается

что

 

к

 2030 

году

 

доля

 

малоэнергоемких

 

отраслей

  (

машиностроение

легкая

пищевая

 

промышленность

 

и

 

др

.) 

в

 

структуре

 

промышленного

 

производства

 

вырастет

 

в

 1,5 - 1,6 

раза

 

и

 

составит

 

более

 

половины

 

общего

 

объема

 

промышленного

 

производства

 

в

 

стране

 

против

 33 

процентов

 

в

 

настоящее

 

время

Наряду

 

с

 

ожидаемыми

 

структурными

 

изменениями

 

в

 

экономике

 

также

 

предусматривается

 

интенсивная

 

реализация

 

организационных

 

и

 

технологических

 

мер

 

по

 

экономии

 

топлива

 

и

 

энергии

то

 

есть

 

проведение

 

целенаправленной

 

энергосберегающей

 

политики

Результатом

 

структурных

 

преобразований

 

в

 

экономике

 

и

 

проведения

 

энергосберегающей

 

политики

 

должно

 

стать

 

существенное

 

снижение

 

к

 2030 

году

 

энергоемкости

 

и

 

электроемкости

 

российской

 

экономики

что

 

адекватным

 

образом

 

отразится

 

на

 

динамике

 

внутреннего

 

спроса

 

на

 

первичные

 

энергоносители

 

и

 

электроэнергию

Прогнозные

 

показатели

 

динамики

 

внутреннего

 

спроса

 

на

 

топливно

-

энергетические

 

ресурсы

 

приведены

 

в

 

приложении

 # 1 

к

 

настоящей

 

Стратегии

 
 
 
 
2. 

Россия

 

на

 

мировых

 

энергетических

 

рынках

 

 

Россия

 

занимает

 

одно

 

из

 

ведущих

 

мест

 

в

 

мировой

 

системе

 

оборота

 

энергоресурсов

активно

 

участвует

 

в

 

мировой

 

торговле

 

ими

 

и

 

в

 

международном

 

сотрудничестве

 

в

 

этой

 

сфере

Особенно

 

значимы

 

позиции

 

страны

 

на

 

мировом

 

рынке

 

углеводородов

.  

В

 

последние

 

годы

 

Россия

 

занимает

 

лидирующие

 

позиции

 

по

 

объему

 

добычи

 

сырой

 

нефти

 

и

 

обеспечивает

 12 

процентов

 

мировой

 

торговли

 

нефтью

Свыше

 

четырех

 

пятых

 

объема

 

российской

 

нефти

 

экспортируется

 

в

 

страны

 

Европы

доля

 

России

 

на

 

рынках

 

которых

 

составляет

 

около

 30 

процентов

Основным

 

направлением

 

экспорта

 

российских

 

нефтепродуктов

 

также

 

является

 

европейский

 

рынок

Россия

 

занимает

 

первое

 

место

 

в

 

мире

 

по

 

запасам

 

природного

 

газа

 (23 

процента

 

мировых

 

запасов

и

 

по

 

объемам

 

его

 

ежегодной

 

добычи

обеспечивая

 25 

процентов

 

мировой

 

торговли

 

этим

 

энергоносителем

доминируя

 

как

 

на

 

европейском

 

газовом

 

рынке

так

 

и

 

на

 

рынке

 

стран

 

Содружества

 

Независимых

 

Государств

В

 

общем

 

объеме

 

потребления

 

газа

 

в

 

странах

 

зарубежной

 

Европы

  (

включая

 

Турцию

но

 

не

 

учитывая

 

страны

 

Содружества

 

Независимых

 

Государств

на

 

российский

 

газ

 

приходится

 

около

 30 

процентов

Обладая

 

уникальной

 

газотранспортной

 

системой

Россия

 

также

 

играет

 

важную

 

роль

 

в

 

обеспечении

 

поставок

 

центральноазиатского

 

газа

 

в

 

Европу

 

и

 

страны

 

Содружества

 

Независимых

 

Государств

Россия

 

удерживает

 

второе

 

место

 

в

 

мире

 

по

 

запасам

 

угля

 (19 

процентов

 

мировых

 

запасов

), 

пятое

 

место

 

по

 

объемам

 

ежегодной

 

добычи

 (5 

процентов

 

мировой

 

добычи

и

 

обеспечивает

 

около

 12 

процентов

 

мировой

 

торговли

 

энергетическим

 

углем

Российская

 

атомная

 

энергетика

 

составляет

 5 

процентов

 

мирового

 

рынка

 

атомной

 

электрогенерации

, 15 

процентов

 

мирового

 

рынка

 

реакторостроения

, 45 

процентов

 

мирового

 

рынка

 

обогащения

 

урана

, 15 

процентов

 

мирового

 

рынка

 

конверсии

 

отработанного

 

топлива

 

и

 

обеспечивает

 8 

процентов

 

мировой

 

добычи

 

природного

 

урана

 

 

 

 

 

 

 

содержание      ..       1      2     ..

 

///////////////////////////////////////